- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-15

Духовенство и его отношение к Святкам (воспоминания)



В первый, кажется, год, во время Святок, матушки-попадьи и матушки-дьяконицы, желая, может быть, от души, доставить матушке удовольствие и развлечение, явились к ней наряженными по-святочному: турчанками, татарками, цыганками и черемисками, и страшно матушку напугали. Они начали плясать, кривляться и говорить разные глупости, не совсем приличные для их положения. Матушка совершенно стеснилась и не знала, что с ними делать, и они сами, заметив испуг и стеснение матушки, сами почувствовали неловкость своего положения и скоро убежали. Матушке не понравился такой фарс, хотя в нем, в сущности, не было ничего нехорошего, а попадьи и дьяконицы долго удивлялись, как матушка не могла понять самой невинной шалости и приняла их неласково.
У всех духовных во все Святки вечер были игрища, на которых происходили разные святочные игрища, на которых происходили разные святочные игры с пением разных святочных песен. Ни батюшке ни матушке такие игрища не нравились, и они сами их у себя не делали, да и делать было негде в такой квартире которую я описал выше.

Воспоминания Ивана Яковлевича Порфирьева, профессора русской словесности Казанской духовной семинарии и Академии. В данный период времени его отец служил священником в селе Белая Глазовского уезда

 

С архивной полки. Как крестьяне сами в кабалу записывались (крепостное право не появилось само по себе)



Сказка новокрещена иноземца Михаила Петрова сына Весенберха, данная при составлении кабальной записи стряпчему Ивану Андреевичу Толстому. Сентября 1 дня 1676 года

185- году сентября в 1 день, в Путивле в приказной избе стольнику и воеводе Луке Володимеривичю Ляпунову да дияку Ивану Чернееву новокрещеной иноземец Мишка Петров сын Весенберх сказал: великого государя в службе и в тегле нигде не бывал, и в холопстве ни у кого не служивал, и во хрестьянстве ни за кем не живал. А ныне я из воли бил челом во двор стряпчему Ивану Андреевичю Толстова и служилою ему кабалу на себя дал, моя и скаска.

Национальный музей РТ, ф. № 25972, № 100486. Л.75

Картина Сергея Виноградова

 

Воспоминания эвакуированных ленинградских детей о жизни в Кировской области



Юрия Ивановича Бастракова в детский дом № 20 города Советска, что на юге Кировской области, привела тетка:
- Привела, сдала с рук на руки. Посмотрел я на своих новых товарищей, и мне не по себе стало – они все «под ноль» стриженые. К тому же отчаянные: если куда, то все вместе, оравой.
Да, хлеб за обедом старались не съедать, а вынести, сберечь подольше. Таким казался драгоценным. Какое было удовольствие съесть его потом в спальне: медленно, осторожно, до последней крошки. Но воспитатели выносу препятствовали, старшие ребята ведь могли – такое случалось и нередко – выманить хлеб у младших. Поэтому у дверей столовой постоянно сидела дежурная. Приходилось для утайки хлеба шить на брюках ниже колена карманы из чулка или носка… Весной с наволочкой ходили на луга за щавелем. Варили суп из свекольной ботвы… В сараях, что размещались рядом с детдомом, хранилось немного зерна. На дверях, естественно, замок, но ребята под пол заберутся, в полу дыру прошыверяют, наберут в мешок. Потом едят, пока животы не распухнут… Это соседство с зерновыми складами много нам неприятностей доставляло: крысы развелись. Даже в спальне бегали. Вот принесешь ты из столовой косточку, погложешь ее на ночь, наконец, бросишь на пол. И этими костями крысы гремели так, что спать невозможно… Или придешь на кухню дежурить, а там они на весах качаются…
От недоедания ребята часто мочились. Конечно, следы «преступления» старались скрыть: прятали матрасы, сушили их скрытно. Потому на подсобном хозяйстве каждый старался, чтобы получить хороший урожай – все же выращенные овощи были большим подспорьем. А уж как караулили свой огород, ночами глаз не смыкали – разве все это забудешь…

Виктор Бакин. Детдомовские сороковые… - Киров 2015 г., с.97-98

Источник Иллюстрации: http://900igr.net/prezentacija/istorija/kirovskaja-ob..

 

Станет ли Омутнинск вятским Иерусалимом?


Каждый год на Крещенье стараюсь бывать в Омутнинске, где на пруду возле храма Святой Троицы рубят во льду иордань, устраивают купели. Нынче, к печали великой, не удалось: сначала паломническая группа не набиралась, потом и меня увела дорога в другие города. Но притяжение вятских святых мест сильнее обстоятельств жизни. Случилась оказия: собрались в город металлургов товарищи. У каждого свои дела: художник А.В.Пестов отправлялся договариваться о выставке своих работ в выставочном зале Дворца культуры ЗАО «Омутнинский металлургический завод», писатель В.А.Ситников с читателями должен был встретиться, директор фирмы «Градостроитель» П.А.Касаткин намеревался повидаться с местным краеведом, который «раскопал» мощные корни родословного древа Касаткиных. А приехали в Омутнинск и первым делом в храм, о котором я по дороге рассказывал. Заглянули вроде на минуту, чтобы сверить, если можно так сказать, мои восторженные речи с оригиналом. А задержались надолго, чуть не забыв о делах и планах.
Чем так «держит» храм Святой Троицы в Омутнинске? Истинной мерой Гроба Господня, не просто размерами повторяющей Тридневное Ложе Спасителя в иерусалимском храме Воскресения (чаще его называют храмом Гроба Господня), но передающей всю полноту ощущений, чувств, которые испытывают пребывающие на Святой Земле паломники. Подпитывает ли эту схожесть камень, привезенный из Иерусалима в 2006 году, придел ли Ангела подготавливает к встрече с необъяснимым, но волнение охватывает с первых ступеней, ведущих вниз, в небольшую крипту под полом храма. А когда видишь саму меру и изображение тела снятого с креста Иисуса Христа на ней, когда в свете лампад проступает на иконе Господь, поднимающий из праха праотца Адама и выводящий из ада грешников, яснее ясного цена человеческого «Распни!», всепрощающего божественного «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят…» в устах Того, Кто взял на себя грехи мира, остался чист и воскрес.

Н.Пересторонин. Будем как свечи – Киров 2012 г., с.146

На фото: Храм Святой Троицы в Омутнинске

 

С архивной полки. Объявление вятского губернатора Н.Руднева населению Вятской губернии о предстоящей разверстке хлебов в губернии. 7 января 1917 года



Для наших войск и других потребностей, связанных с обороной государства, требуется громадное количество продовольствия и фуража. Заготовить все необходимое через торговцев, как делалось это раньше, оказалось невозможным. Поэтому Министерство земледелия, ведающее продовольствием армии и страны, решило привлечь к поставке продовольствия и фуража все население империи, занимающееся обработкой земли. Необходимое для армии и нужд обороны количество продуктов разверстано между губерниями с обязательством доставить назначенное количество в установленные сроки, чтобы армия не терпела недостатков в продовольствии.
Долг каждого сына Родины дать в самый кратчайший срок упадающее на него количество хлеба, приняв этим участие в великом деле обороны государства.
Вятская губерния по разверстке должна поставить 6,5 млн. сухой ржи и 7 млн. сухого овса. Это количество ржи и овса должно быть разверстано между всеми земледельцами Вятской губ., имеющими запасы ржи и овса без различия звания и сословия.
Разверстка овса уже сделана и население губернии с ней знакомо. Необходимо только, чтобы каждый земледелец доставил добросовестно то количество, которое на него упало.
Такая же разверстка производится и в отношении ржи.
… Еще раз обращаю внимание населения на то, что назначенное по разверстке количество ржи и овса должно быть обязательно доставлено к установленному сроку и что отказ кого-либо от своевременной поставки вызовет реквизицию обнаруженных у него запасов хлеба со скидкой с твердой цены 15 %.
По распоряжению министра земледелия установлены особые льготы на время с 6 января по 1 марта 1917 г., а именно: лица, доставившие хлеб, за это время получают, кроме твердой цены, плату за провоз хлеба по расчету одной копейки с пуда-версты, причем расстояние оплачивается от места нахождения хлеба до пристаней и станций железных дорог или до ссыпного пункта.

Главначальствующий вятский губернатор Н.Руднев

ЦГА УР ф.349 оп.1 д.19 л.6

На фото: последний вятский губернатор Николай Александрович Руднев

 

От редакции. Цели нашего сообщества и его источники

До сих пор целью нашей группы было: "Целью его является сохранение и популяризация исторических знаний о Вятском крае и Прикамье" (поскольку Вятская губерния омывалась двумя большими реками - Вяткой и Камой). Сегодня также добавлено: "и публикация первоисточников по истории Вятского края".
Изначально публикациями группы служили интересные материалы, которые встречались при работе в архивах и старой печати. Позднее сфера ее была расширена, и мы стали публиковать также фрагменты из краеведческих изданий и публикаций, а также исторические и современные фотографии, видео.
Источники информации нашего сообщества можно разделить на следующие:
1. Архивные документы и публикации из старой печати (дореволюционной и советской). В последнее время архивные источники стали публиковаться реже, но в этом году вернемся к их регулярной публикации. Публикации из старой печати берутся из оригинальных бумажных изданий
2. Советские и современные краеведческие издания и публикации.
3. Исторические фотографии. В основном из архива администрации сообщества, то, что присылают читатели. Иллюстрации к постам группы берутся также из открытых источников в интернете.
4. Современные фотографии и видео. То, что сделаны администрацией группы (без подписей) и авторские с указанием авторов.
Если у Вас есть предложения, какие еще источники можно использовать для публикации или предложения по работе группы, пишите в комментариях.
Сегодня вернулись и к первоначальному названию группы. Планировалось, что будут использоваться оригинальные публикации из изданий также Казанской губернии, историю которой также планировалось освящать, но по некоторым причинам этого пока не получилось сделать, поэтому слово "Кама" исчезло из названия. В основном группа посвящена по-прежнему истории и культуре территории бывшей Вятской губернии - современные Кировская область, республики Марий Эл (северная часть), Удмуртия и Елабужский район республики Татарстан.

 

Вятские села: Кичма (Советский район)



Кичма – небоьшое село в Советском районе. В различные годы оно именовалось по-разному: Ясашное, Алексеевское, Кичма – и первоначально относилось к Яранскому уезду сначала Казанской, а потом Вятской губернии. В конце XVIII века оно было переведено в Уржумский уезд, когда тот вошёл в состав вятской губернии.
В 1612 году в селе сначала была построена деревянная Введенская церковь. Около 1690 года однопрестольный храм стал тесен, и в селе возвели на два престола – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия, человека Божия. К 1743 году храм обветшал, и указом Казанской консистории от 15 мая того же года было разрешено построить новую деревянную церковь с тем же именованием. Известно, что она была построена из леса с Кукарских дач. 1 июля 1745 года был освящен холодный Введенский храм, а 2 июля 1745 года – Алексеевский придел.
К 1776 году обветшал и этот деревянный храм, и потому в мае этого года кичминские прихожане на общем сходе приняли решение о строительстве в селе каменной церкви.
В 1778 году, когда строительство ещё продолжалось, причт села обратился к Вятской консистории с просьбой устроенное под колокольней помещение освятить как церковь в честь святого Алексия, потому что прежняя деревянная церковь стала так ветха, что стояла на подпорках, и служить в ней было небезопасно. Вятская духовная консистория дала разрешение на это указом от 7 октября 1780 года. Также она разрешила разобрать ветхую деревянную церковь, но та простояла в селе ещё более 15 лет. Алексеевский придел в палатке под колокольней был освящен 22 ноября 1780 года.
Первоначально для сооружения храма в Кичме был приглашен яранский мастер Яков Кудрявцев. В 1778 году он заключил договор на строительство церкви, но затем, видимо, отошел от дела, так как в 1779 году «доканчивать церковное каменное строение» стали «отставной солдат, живущий в Яранске» Павел Сичнов и напарник Кудрявцева Дмитрий Цырочкин. Известно, что в в 1783 году они ещё работали над Кичминской церковью, строительство которой было завершено в 1785 году. В ноябре того же года Яранский протоиерей Зотик Росляков освятил два престола теплого придела – святого Алексия и великомученицы Параскевы. Холодный храм с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был освящен в 1792 году уржумским протоиереем Дамианом Любимовым.
Каменная церковь стала подлинным украшением маленького села. Она стояла в его центре, блистая золотыми главками. В описи 1924 года о ней сообщалось: «Церковь в византийском стиле, каменная, разделена на две». Её особой ценностью был медный образ Архангела Михаила, обретенный на реке Немде.
В конце XVIII столетия, когда село Кичма вошло в состав Уржумского уезда Вятской губернии, оно стало центром волости. Благодаря тому, что село стояло на торговом Казанском тракте, оно быстро росло и развивалось и к началу ХХ века стало крупным торговым центром. Два раза в год в селе устраивались ярмарки – Алексеевская (17 марта) и Введенская (20 ноября).
Приход Кичминской церкви был крупным. В 1912 году в него входило 88 селений с числом жителей в 5508 человек мужского пола и 5844 женского. Кроме того, здесь жили и старообрядцы – 75 мужского и 88 женского пола. Все жители – из государственных крестьян. В самой Кичме в 1908 году в 49 дворах проживало 208 мужчин и 198 женщин.
В 1912 году современник писал о Кичме: «Село расположено на левом берегу реки Кичмы, в двух верстах от впадения её в реку Немду. Местность безлесная… Главное занятие прихожан – земледелия\е, отхожий промысел – плотничество».
Первая школа в Кичме появилась позднее, чем в соседних селах – в 1863 году, а церковно-приходская школа ещё позднее. Однако, процент грамотности здесь был очень высокий. В 1912 году в Кичминском приходе действовало 10 начальных школ, 2 церковные и 8 земских. Не в каждом приходе такое можно было встретить.
Также в Кичме имелись волостное правление, 2 фельдшерских пункта (1 ветеринарный) и кредитное товарищество. В 1895 году местный священник Василий Галицкий на свои средства основал первую в селе библиотеку, выписывал журналы для неё, в том числе и для детей.
В церковном плане Кичминский приход входил в Лажское благочиние Уржумского уезда. Один из первых его благочинных – протоиерей Сергий Кулыгинский (1820-е годы) – был именно из Кичмы. В начале ХХ века Кичма три раза становилась центром благочиния благодаря человеку незаурядных способностей – протоиерею Николаю Селивановскому, который прослужил здесь с 1898 года и до закрытия храма.
В старину кичминцы отличались исключительной религиозностью, и, может быть, не случайно, что в приходе было 10 часовен, больше, чем в любом другом месте Уржумского уезда. Все эти часовни были построены набожными крестьянами в память о разных событиях. Например, в деревнях Быкотепово, Малая Коныга часовни появились «в память избавления Государя Императора от руки убийцы» 25 мая 1857 года. В деревне Буйлиной часовня появилась по обету крестьян в память об избавлении от пожара, бывшего в 1864 году. Самым интересным было основание часовни в деревне Немдинской. Она была построена в середине XVIII века по благословению Казанского владыки Луки в честь Архангела Михаила, который по преданию явился жителям этой деревни.
В приходе издревле бытовали свои православные традиции, например, крестные ходы. Один из них совершался в ближайший к 1 мая субботний день в немдинскую часовню с совершением водосвятного молебна. Такой же ход совершался 23 июня в часовню деревни Буйлина. Самый важный и торжественный крестный ход со святыми иконами приходил из Вятки в Кичму ежегодно в октябре. Из Кичмы он шествовал на Лебяжье и Уржум.
Посещал Кичминский приход и епископ Вятский и Слободской. Известно, что такие визиты имели место в 1901 и 1911 годах. Вот как описывал современник посещение Преосвященным Алексием храма в Кичме в июне 1901 года: «В селе Кичме благолепный вместительный храм. После молебна с акафистом Божией Матери Владыка благодарил духовенство и прихожан, заботившихся о чистоте и благоукрашении своей церкви».
Несмотря на удаленность Кичмы от городов и реки Вятки, кичминцы не оставались в стороне от важных событий в истории Вятского края и всей России. Например, во время Первой мировой войны 27 декабря 1915 года в селе прошёл ученический культурно-вокально вечер, выручку от которого (9 рублей) учительницы Вера и Надежда Селивановские, дочери настоятеля церкви, направили в пользу епархиального лазарета в Вятке.

На фото: такой была церковь в селе Кичма. На втором фото советского времени ее еще можно увидеть на дальнем плане

 

Год 1984. В Халтуринском районном Доме Культуры проходит торжественное собрание общественности района. Первый секретарь Кировского обкома КПСС В.В. Бакатин вручает району грамоту ЦК КПСС и Совета Министров СССР за высокие производственные показатели. На сцене: А.А. Деревков, первый секретарь райкома КПСС; Повышев (инициалы не помню), предрик; И.П. Александрова, председатель райкома профсоюза агропрома; Л.В. Ездаков, первый секретарь райкома ВЛКСМ. За столом сидят: Герой Социалистического Труда, председатель колхоза «Новый путь» Г.И. Фоминых и А.М. Караваев, зам предрика. Да было время: все службы и предприятия в то время в районе и городе работали чётко и слажено. Всё было под строгим контролем райкома партии, абсолютно всё. Но, любой житель района, обратившись в райком получал не отписки, а немедленное решение своего вопроса. (Халтуринский район)

 

Эпоха - газетной строкой. Жертвы крестьян на армию в 1917 году



Жертвы крестьян на армию. На крестьянском собрании в деревне Старой Косе Малмыжского уезда постановлено не жалеть хлеб и везти его для нужд армии, кто сколько может. Пожертвовали деньгами не только мужчины, но и женщины с детьми 60 рублей 54 копейки.
В Уржумском уезде граждане Ирмучашской волости пожертвовали 346 рублей 25 копеек, граждане деревни Чамской Петровской волости пожертвовали весь общий хлеб в количестве 250 пудов.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 41

Примечание. Таких публикаций в вятской печати 1917 года было много. В то же время печать того времени очень редко сообщала о том, что крестьяне "зажимали" хлеб для армии да и силой его у них никто не отбирал. Крестьяне отдавали хлеб добровольно. Принудительные реквизиции стали применяться только во второй половине 1917 года, когда в стране стал назревать хлебный кризис. Интересно, почему же большевикам пришлось "выбивать" хлеб из крестьян силой, создавать для этого целую продовольственную армию? Почему Красную армию с ее непонятными задачами крестьяне кормить не хотели?

На иллюстрации: продразверстка. Картина Ивана Владимирова

 

Эпоха - газетной строкой. Сход в вотской деревне



Сход в вотской деревне. 4 июня, по словам «Малмыжской жизни», состоялся сход в в деревне Лынвае Малмыжского уезда, на который явились мужчины и женщины.
Все с глубоким интересом слушали приезжего лектора, излагавшего на вотском языке историю революции, деятельность Временного правительства, об Учредительном собрании, о разумном пользовании дарованной свободой и т.д.
Сход постановил образовать кружок всероссийского крестьянского союза.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 45

 

Плохая работа волисполкома (критика на страницах первых советских газет)



Сердежский волисполком. Председатель недостаточно опытен и плохо руководит работой волисполкома, с налогами дело обстоит удовлетворительно, за исключением, конечно, некоторых мелочей, но в общем можно надеяться, что налоги будут выполнены.
С просвещением дело обстоит весьма плохо. Принято на всю волость всего только три школы; даже нет библиотеки. Имущество последней наполовину расхищено. И виновные в расхищении почему-то не привлечены к ответственности. Школы выглядят плохо и едва ли просуществуют до весны, так как не имеют достаточного топлива.

По уезду. По волисполкомам // Красный пахарь (Уржум) - 1923 г. № 4

На фото: члены укома ВКП (б) и ВЛКСМ Уржумского уезда. 1925 год

 

С архивной полки. Коллективизация в Оршанском кантоне



Оршанский кантон в данное время является кантоном сплошной коллективизации, где коллективизировано - 62 % основной бедняцко-середняцкой части населения помимо этого, при кантонном центре в селе Оршанка имеются МТС, льнозавод и осенью 1931 года организован льноживотноводческий совхоз на площади 34720 га, в данное время в кантоне имеется до 1350 человек сельскохозяйственного рабочего пролетариата.

Из заключения по вопросу изъятия здания Предтеченской церкви при селе Оршанка Марийского края (29 ноября 1931 г.)

ГА РМЭ ф.Р-250 оп.5 д.8 лл.9-9 об.

 

С архивной полки. Духовенство - участники Первой Мировой войны



С.Кичма Уржумского уезда, 1924 год. Юмин Вениамин. Родился 13 октября 1885 г.
Диакон с 25 февраля 1922 г.
Рядовой старой армии до 27 апреля 1915 г.
Взят в плен австрийцами, где и находился до 22 апреля 1918 г.
С 1919 по 1921 гг. служил счетоводом в Кичминском потребобществе, был сокращен. С 1922 г. состоит диаконом. Имеет корову.

ЦГАКО Р-1258 оп.45 л.15

Примечание. По сведениям потомков, в советское время отец Вениамин был репрессирован дважды. В 1937 году расстрелян...

 

Город Вятка в 19 веке



В 19 веке город становился все более благоустроенным и удобным для жителей. Вид его менялся к лучшему. Европеизация нравов и распорядка жизни пришлась по вкусу обывателям.
После войны 1812 года пришло время подъема местной торговли, и это сразу отразилось на строительстве больших, удобных и вместительных городских домов. Если в 1813 году в Вятке имелось 825 деревянных домов и 30 каменных, то в 1848 году уже 750 деревянных и 100 каменных, а в 1878 году соответственно 1232 деревянных и 243 каменных. Впрочем, это речь идет только о жилых домах. По данным современной статистики, в 1896 году в городе было 2489 зданий разного рода, из них жилых домов чуть более 2000: 280 каменных и 1758 деревянных. Через 10 лет – в 1906 году в городе уже 2849 зданий, в том числе жилых домов более 2200.

Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.145

 

Воспоминания о вятском владыке Аполлосе



…Вторым визитером, оставившим впечатление, был местный архиерей Аполлос. Фигура его была среднего роста, средней полноты, чистейший блондин, с большой бородой, немного седеющей. Обращение мягкое, в служении проявлял торжественно восхищенное впечатление, особенно когда во время литургии выходил на амвон для благословения с дикириями и произносил: «Горе имеем сердца». Любил он пение, а потому при нем архиерейский хор был подобран из сильных мужских голосов, врослых семинаристов и маленьких воспитанников духовного училища. Любил он и живопись. Покои его были украшены очень большой картиной Андриолли в овальной золотой раме и двумя более мелкими картинами. Он оказывал содействие находящемуся в ссылке в г.Вятке художнику N, предоставляя ему работу для церкви. Между прочим, ему была предоставлена живопись на вратах женского монастыря г.Слободского, на коих художник, рисуя определенную евангельскую картину, действующим лицам придал физиономии своих знакомых, что многие граждане и узнавали.

А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели (мемуары) – Киров 2010 г., с.14

 

Мал Малмыж, да дорог… (пословицы и поговорки вятского юга)



Кто в Мелети не бывал, тот грязи не видал.
У мелетского ямщика и мертвая (лошадь) в галоп пойдет.
Мал Малмыж, да дорог.
Бедному Ванюшке все везде камушки.
Бежит, как настёганный.
Беспута башка ногам покоя не дает.
Бойкой сам наскучит, смирного Бог доведет.
Брат мой, да ум свой.
В башке не варит, как у журавля в ж…
В башке-то татары молотят.
Ванька на барина три года сердился, да барин не знал.
Во время сопливого целуют (а не тогда, когда у него сопли бегут).
Глухим две обедни не служат: одну, да и ту маленьку.
Голодной поле перейдешь, а нагой – ни с места.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Девки – страшней атомной войны (о некрасивых).
Дитя не плачет, мать не разумеет.
Дошло как до утки – на третьи сутки.
Дурак умного хлестал, дак умной до потолка скакал.

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга.

Фото С.А.Лобовикова

 

Был ли Емельян Пугачев Малмыжском уезде?



В 1774 году через Малмыжский край проследовал со своим войском Пугачев, направлявшийся от г.Осы (Пермской губернии) к Казани. К сожалению, нам не удалось воспользоваться статьей Н.Курочкина о Пугачеве, напечатанной в «Вятских губернских ведомостях» (1847 г., № 24) и составленной на основании документов, хранящихся в архиве церквисела Водзи-Монья Малмыжского уезда. Путь Пугачева по Малмыжскому уезду почти совсем неизвестен. Он проходил северными волостями – Сюмсинской и другими, где память о нем хорошо сохранилась среди крестьян. Затем Пугачев, по-видимому, поворотил к югу, миновал Малмыж и прошел левым берегом Вятки близ с.Водзи-Монья к медеплавильным заводам Бемышевскому и Пижманскому, переправился через р.Вятку в южной части Малмыжского уезда, проследовал через с.Кукмор (Таишевский завод) и 10 июля подошел к Казани. Малмыж счастливо избавился от погрома, хотя одно совершенно неосновательное предание указывает, что Пугачев стоял лагерем под Малмыжем и соорудил будто бы укрепление на Пушкаревском месте (адашевское городище). Фантастическим является также и то место в историческом романе Данилевского «Черный год», где говорится о Малмыже: «Путь от Осы до Узы (т.е. села Узей) и обоих Кильмезей (т.е. обеих – Большой и Старой Кильмезей) был пройден без всякого отпора и преград. Везде самозванца встречали с хлебом-солью; сельские причты ожидали его у церквей с хоругвями, а чернь, выслушав от него указ о воле, присягала ему, целуя крест. Подошли к Малмыжу. Наутро готовились переправиться через Вятку… Солнце давно зашло за прибрежными холмами. У самого берега дымились артельные котлы»… В этом месте, против с.Гоньбы, Данилевский помещает разговор Прядышева с Минеевым. В действительности же Пугачев шел не по Сибирскому тракту, а стороною, и вступления «наутро» в Малмыж быть не могло.

М.Г.Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // История Камско-Вятского края - Ижевск 2008 г., с.91-92

 

С архивной полки. Вятская губерния накануне большевистского переворота



Из телеграммы вятского губернского комиссара Временного правительства в главмилицию о политическом положении губернии 25 сентября 1917 г.:
Несговорчивость разных течений демократических совещаний (в) Петрограде вселяет (в) широких кругах тревогу, усиление крайних большевистских элементов и расшатывает авторитет власти, не дает никому уверенности (в) завтрашнем дне. Губернский крестьянский съезд, происходивший (на) этой неделе, высказался (о) коалиционном составе правительства, без лиц причастных (к) мятежу Корнилова, за созыв Учредительного собрания (в) назначенный срок.
Крестьянство (в) лице съезда (на) выборах (в) Учредительное собрание решило объединиться (с) партией эсеров, выработав общий список.
(В) местном гарнизоне солдаты отказываются нести караульную (и) всякую иную службу, старики требуют немедленного роспуска домой, увещеваниям совершенно не поддаются, увещевавшего командира полка арестовали, избили депутатов. Положение весьма серьезное, так как надежных солдат (в) гарнизоне нет, военные комитеты авторитетом не пользуются, недисциплинированный гарнизон (в) себе таит громадную опасность, нужны меры (к) решительному установлению порядка (в) воинских частях.
Верно: Тимофеев

Установление и упрочение Советской власти в Вятской губернии (сб. документов) – Киров 1957 г., с.182, 183.

На фото: митинг по поводу свержения царской власти в слободе Кукарке

 

Вятские слова и выражения. Что такое «ромошина»?



Ромошина, ж. Любая одежда; ткань. – Плат-от где-кё у тебя? – Да на поле забыла, розвара. – Дак иди, а то не найдёшь завтре. – Да кому моя ромошина нужна! / Все мои ромошины в один узел войдут / Не находили тута мою ромошину? / Мань, скрои себе вон из этой ромошины платьё.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.210

Фото С.Лобовикова

 

На пьяном шапку не поправишь (пословицы и поговорки вятского юга)



Живой думает живое.
Живут по разному: кошка живёт, собака живёт.
Жизнь-то у него кошачья.
Завела речь одну – и повела ко дну.
Загуляли голыши, а богатой – не дыши!
Кошка масло не бережёт.
Леуша – неправильна душа (о левше).
Лечена скотина не животина.
Любит, как собака палку.
Медведь не умыватся, дак люди боятся.
Много думашь – мало ешь.
На леченой кобыле далеко не уедешь.
На пьяном шапку не поправишь.
Нашел – молчит, потерял – молчит.
Не ищи в селе – ищи в себе.
Не косись – косей меня не будешь.
Не толчёт, так мелет.

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга.

 

Социальный портрет вятского крестьянина в последней четверти 19 века (по сведениям о приходах вятской епархии)



Как подгородние жители, занимающиеся продажей в городах Вятке и Слободском крупы, мяса и дров и потому имеющие постоянное сношение с городом, они отличаются сметкою и частию - плутоватостью. Свесить во второй раз один и тот же мешок крупы при сдаче купцу, выдавать мясо от старой скотины за хорошее, оставить несколько полен от проданных дров в санях под сеном, чтобы получить за них потом кружку сусла - все это очень не редкие случаи, если представится к ним какая-нибудь возможность. Добытые трудом и частью неправдами (деньги) крестьянин старается употребить с пользой для себя. Если подать уплачена, скотины достаточно, то его мечта: устроить возможно лучше дом, приобресть хорошую одежду для праздников, самовар (употребляемый, впрочем, только при гостях), тарантас и т.п. предметы более роскоши, чем необходимости.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.950 лл.583-583 об.

Фото С.Лобовикова

 

Поверья вятских крестьян



Кроме реального мира (мира дня) человека окружал мир ирреальный (ночной), очень густо населенный домовыми, лешими, русалками и прочей нечистью. Связующим звеном между этими двумя мирами служили ведьмы, колдуны, знахари, гадалки. Вера человека была чиста, цельна и проста, а потому очень прочна. «Верили в приметы, всему верили: в диконьких, в домовых, и в огневых – во всех. Даже в черта. Только раз и гадала. Шли из города с базару, решили зайти к старухе погадать. Нагадала она мне, что я выйду за вдовца, да еще за инвалида. И точно: вышла за вдовца, а он на войне ногу потерял» (П.В.Г-ова, 1922).

Виктор Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.125.

Со дня Рождества до Крещения наступают так называемые "святые вечера" - Святки. Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Поэтому и сегодняшнюю тему группу посвящаем святочным, мистическим событиям и существам...

 

Вятское духовенство и его вклад в просвещение народа



В селе Ухтыме был благочестивый священник о. Афанасий Чемоданов, который любил читать прихожанам своим Четьи минеи, но, вероятно, не сопровождал своё чтение жизненными объяснениями. Что же вышло? Крестьяне толпами приходили к нему за советами, как и куда им удалиться из мира, чтобы спастись, потому что в мире спастись невозможно. Старухи рассказывали ему свои, якобы пророчественные сны и видения, подобные тем, какие они слышали в Четьи минеях. После Четьи миней обыкновенным чтением было «Воскресное чтение». Журнал этот, выписывавшийся на казённые деньги для Бельской церкви, был в 30–40-х годах самым популярным и полезным журналом. Содержание его было довольно разнообразно, в нём помещались и выдержки из сочинений отцов церкви, и рассуждения, и размышления о разных духовных предметах современных духовных писателей, и проповеди тогдашних проповедников. Я помню, мне особенно нравились в «Воскресном чтении» проповеди знаменитого Иннокентия, бывшего тогда, кажется, харьковским епископом, особенно увлекало меня его прекрасное изложение, стиль и язык, они делались для меня образцами литературного изложения, и по ним я начал учиться писать сам. Книг учёных и литературных в сёлах тогда ещё не было, литературные потребности удовлетворялись сказками о Бове Королевиче, Еруслане Лазоревиче, Семи Семионах и другими лубочными книжками, которые заносили в Белую офени-ходебщики в своих коробах.

Воспоминания Ивана Яковлевича Порфирьева, профессора Казанской духовной Академии

На фото: ученицы гимназии Воткинского завода со своим духовным наставником отцом Николаем Чернышовым. 1912 год

 

Истории вятских деревень: латыши на вятке



Деревня Лышново. Мол, название от латышей, переселившихся когда-то сюда.
Сразу вспомнилась поездка в деревню Тумша (Зыковская волость прежде, Яранский район ныне): в ней считают, что название деревни имеет латышское происхождение, дескать, «черная яма» по-латышски. Я тогда подумал: откуда здесь латышам взяться? И упомянул о своем сомнении на странице «Живого журнала». И получил комментарий: мол, прибалтийцев освободили от «крепости» в начале 19 века, и часть их переселилась в глубь империи. Может, в Лышново тогда и перебрались латыши, а легенда и вовсе не легенда.
Ныне деревня заброшена, стоит лишь пара столбов линии электропередач у бывшей околицы деревни…

Сергей Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.147

Примечание. В 20 веке латыши на Вятке деревень уже не основывали, но многие из них познакомились с нашим краем минимум дважды - в качестве "латышских стрелков" и как узники Вятлага...

 

Населенные пункты при мельницах: Шахтариха (Верхошижемский район)



Общественная водяная мукомольная мельница Шахтариха находилась на пруду, на реке Суводь. Свое название получила по деревне Шахтары, хотя находилась от нее в полутора километрах. Ближайшей к плотине была деревня Шипичата. По переписи 1926 года при мельнице записан дом мельника, в котором числилось три человека мужского пола и четыре женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.239

Фото из книги: Шахтаровский пруд. На фото Зоя Михайловна Смирнова. 1960-е годы

 

Вятские байки. Как вятские в Москву ездили



Поехали вятские в Москву. В дороге застигла их ночь. Попросились в одной деревне на постой. А чтобы не сбиться с пути, связали оглобли и повернули туда, куда следовало ехать дальше. Ночью какой-то деревенский шутник взял да повернул сани оглоблями в обратную сторону. Утром вятские запрягли лошадей и поехали. К полудню добрались до города. Смотрят и диву даются:
- Гликось, Москва-то матка как наша Вятка. И вороны такие же.

На фото: композиция в музее города Хлынова (г.Киров)

 

Эпоха - газетной строкой. Борьба с экстремизмом в царское время



Глазов. К содержащему в глазовской тюрьме К.В.Щенникову в продолжение двух месяцев не только не предъявлено никакого обвинения, но даже не было и допроса. При взятии под стражу исправник только объявил Щенникову, что арест произведен по предписанию жандармского полковника в порядке 21 ст. пол. об усиленной охране. На запрос Щенникова в чем он обвиняется – ответа со стороны жандармского управления не последовало.

Вятская газета - 1906 г. № 80

На фото: Глазовская городская тюрьма. Фото из архива Г.А.Кочина

 

По страницам советских газет: обвинение в агитации против медицинских мер



В революционном трибунале. 27 мая 1920 года в городе Вятке слушалось дело об Уржумском епископе Викторе Островидове, обвиняемом в агитации против мер по борьбе с тифом и партии коммунистов.

Красный пахарь (Уржум) - 1920 г. № 2

В следующем номере газеты была помещена более подробная статья на эту тему - "Суд над епископом".

 

По страницам белогвардейских газет: наступление Русской Армии



Вестник Приуралья - 1919 г. № 1 от 14 марта

 


Река Вятка в описаниях этнографов



Пароходная пристань в Вятке находится у самого города; только спуститься под гору. Извощичья такса – 20 коп. Впрочем, река около города сильно мелеет, так что летом 1903 г. в разгар летнего полководья пристань была отведена далеко вниз. Когда пароход отвалит полюбуйтесь на вятский кремль (собственно, просто белая стена по высокому берегу реки, окружающая со стороны реки собор и другие церковные здания): вид очень красив. Река Вятка течет здесь к северу, чем и объясняется, что левый берег (на котором стоит г.Вятка) возвышенный.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

С архивной полки. Будущие знаменитости на страницах метрических книг



В 1917 году на страницах метрической книги прихода села Сернур Уржумского уезда было зафиксировано рождение сына важной для того времени особы. Родители мальчика, рожденного 19 и окрещенного 28 мая Владиславом, были записаны так: "господин правитель канцелярии вятского губернского комиссара Борис Михайлов Шумятиков и законная жена его Вера Александрова". Впрочем, как показало время, более важная особа зафиксировалась в записи о крестных мальчика. Крестным его стал никому тогда еще неизвестный "ученик Уржумского реального училища 5 класса Николай Алексеев Заболотский", сын уездного агронома, (С 1913 по 1920 годы жил в Уржуме Вятской губернии, где учился в реальном училище), а также учительница Сернурского двухклассного министерства училища Мария Андреевна Зрюмова.
Спустя годы Николай Алексеевич Заболоцкий (немного изменивший фамилию) станет известен как русский советский поэт и переводчик.

Источник: ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.270 лл.55 об.-56

На фото: Николай Алексеевич Заболотский/Заболоцкий в детстве

 

С архивной полки. Бесермянские фамилии

"Бесермя́не — малочисленный финно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западе Удмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень — мононациональны". Так сообщает "Википедия". Одним из мест Вятской губернии, где проживали (и, наверное, живут и по сей день) бесермяне, были приходы церквей сел Пышкет и Юкаменское Глазовского уезда (поскольку бесермянские деревни были не очень многочисленные, не редко в качестве крестных и поручителей на свадьбу приглашались бесермяне даже из соседних приходов). На основе церковных метрических книг можно составить некоторые фамилии, которые были у бесермян еще до 1917 года, в приходах сел Пышкет и Юкаменское:

Абашевы
Бехметевы
Зямбахтины
Ешметевы
Кутявины
Максимовы
Невоструевы
Сабрековы

Это далеко не все фамилии бесермян в данной фамилии. Будем благодарны за дополнения!

 

Эпоха - газетной строкой. Популярный император



Биляморская волость. В ноябре 1895 года жители деревни Юмочки постановили приговор о своем желании построить в деревне часовню-школу в память императора Александра 3го.
Приговор этот был представлен г. земскому начальнику на предмет исходотайствования надлежащего разрешения.
Проходит год, а разрешения нет, как нет. Мужички недоумевают и, наконец, решили напомнить о приговоре «новому» земскому начальнику. Что же оказалось? Целый год обязательства оставались без движения и спокойно лежали в канцелярии земского начальника.
Отыскали злополучный приговор в бумагах своего предшественника, он потребовал от крестьян обязательства об охране и ремонте часовни-школы, - мужики такое обязательство дали. Затем было потребовано согласие местного духовенства, - и таковое согласие также получено. Наконец, потребованы были план и смета, - и дело стало: получение плана и сметы связаны с такими затратами, особенно для обывателей деревни, что мужики, исполнившие этот ряд требований и связанными с исполнением их хлопотами и расходами, готовы теперь отказаться от своего намерения.

Вятский край - 1897 г. № 12

Примечание. Просматривая метрическую книгу прихода села Сернур Уржумского уезда за 1890-е гг., обратил внимание, что самыми популярными именами были Александр и Александра. Страницы книги буквально пестрят именем Александр. Возможно, это тоже было связано с памятью о почившем императоре. В то же время имя Владимир за весь год встречалось от силы раз-два...
Не меньшим уважением у крестьян пользовался и император Александр 2й, даровавший свободу от крепостной зависимости. Так, в начале 1900-х годов лебяжские крестьяне в годовщину отмены крепостного права приобрели дорогую икону в память императора-освободителя, хотя они сами крепостными были только в 17 веке (затем перешли в разряд дворцовых) и это событие их напрямую не коснулось.

 

Духовенство на страницах советских газет



Поп при селе и станции Зуевка до сих пор еще не может отстать от старой привычки обирать народ.
Получает он паек по карточке из Продовольственного отдела, но, очевидно этого ему еще мало.
Задумал он собрать кой-чего с крестьян и чтобы больше давали, послал он матушку.
Матушка конечно расплакалась перед крестьянами:
- Гонят нас большевики. Есть нечего – хоть с голоду помирай.
Результат поповской выдумки получился блестящий.
Разжалобились крестьяне матушкиными слезами и понесли ей кто что мог: кто хлебца 10-20 фунтиков, кто маслица, кто молочка.
Как же нельзя ведь батюшке отказать!
Товарищи крестьяне, довольно вам отращивать пузо попу, пусть он работает.

Не может поп от старой привычки отстать (станция Зуевка Пермской железной дороги) // Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 55

Советская карикатура на ту же тему

 

Вятская жизнь в 1917 году. Крестьянский съезд в Вятке



Крестьянский съезд в Вятке. 28-29 мая в Вятке состоялся уездный съезд делегатов крестьянского союза. Присутствовали делегаты от волостей: Филипповской 7 человек, Загарской 5 человек, Вожгальской 3 человека, Медянской 1 человек, Селезневской 3 человека, Пальничной 2 человека, Пасеговской 1, Кстининской 4, Рже-Поломской 6, Чепецкой 9, Макарьевской 4, Куменской 2, Якшинской 2, Рохинской 1, Троицкой 1, Бобинской 1, Щербинской 1.
Кроме того, присутствовали представители: от крестьянского союза г.Кронштадта, от Вятской городской группы крестьянского союза 2 человека, от организационных временных комитетов уездного - 5 человек и губернского – 1 человек и 1 человек от Петроградского Исполнительного комитета крестьянских депутатов, а всего участвовало на съезде 68 человек с правом решающего голоса.

Крестьянская жизнь (Вятка) - 1917 г. № 41

На фото: возможно один подобных съездов в городе Яранске. Точная дата неизвестна. Фото предоставлено Михаилом Кожиновым

 

Эпоха - газетной строкой. Пожар в волостном правлении

Пожар. 28 декабря сгорел шкаф с нужными бумагами в Макарьевском волостном правлении. В правлении находились сельский и помощник писаря, по обыкновению пьяные. Сгорел только один шкаф. Предполагают поджог. Ведется следствие.

Вятская речь - 1910 г. № 1

 

С архивной полки. Сведения о религиозности в Марийской Автономной Области на 1931 год



Сернурский кантон (цифрами, видимо, было указано число верующих)

Казанско-Богородицкая церковь села Салтакъял 800
Рождественско-Богородицкая церковь села Зашижемье 1329
Николаевская церковь села Большой Шокшем 587
Казанско-Богородицкая церковь села Марисола 1483
Крестовоздвиженская церковь села Кукнур 2143
Казанско-Богородицкая церковь села Казанское 1062
Спасская церковь села Сернур 1871
Богоявленская церковь села Русские Шои 265
Петропавловская церковь села Юледур 350
Преображенская церковь села Кужнур 866

Зав. бюро ЗАГС Иванова

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.32 лл.5-6

На фото: такой была Спасская церковь в селе Сернур. В советское время уничтожена


Назад к списку