Январь: 16-31
Вятские слова и выражения. Что такое «обоконье»?
Обоконье, ср. Наличники. Дава-ко обоконьё приколотим. Всё жо баще будёт.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.148
По страницам старых газет. Смерти уважаемых людей на страницах печати
Елабуга. ...К числу местных событий дня надо причислить и смерть городского врача Жоховского, служившего прежде в г.Нолинске. Погребение покойного совершалось по католическому обряду, нарочно приезжавшим в Елабугу ксендзом из города Казани. Таким же заметным случаем была смерть купца Вавилова, ушедшего совершенно здоровым «в баню» и там заугоревшего.
Вятский край - 1897 г. № 14
Как одевались крестьяне в старину (воспоминания)
«Одевались деревенские люди по-крестьянски. Летом носили холщовые пиджаки и штаны, рубахи-косоворотки. К осени надевали зипуны. Зимой от холода спасали овчинные полушубки" (И.И.Лебедев, 1911).
«Из одежды: и нижнее, и верхнее – все было холщовое. Но холст делали нарядный, красочный. Все лапти носили. У меня тоже лапти были, я их берегла, чтобы быстро не износить. Потом валенки были. До того их носила, дак 27 заплат было. Шубка была: внизу овчина, вверху подернуто холщовкой» (Н.С.Жиделева, 1913).
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.93-94
На фото: город Глазов. Крестьяне и жители города, сидящие у южной стены Преображенского собора. 1910-1914 гг. Фото из архива историка Г.А.Кочина
Истоки. Финноугры - древнейшие народы Европы и России?
Марийская колонизация совершалась под напором русского наступления, которое стремительно направлялось с юга-запада к северо-востоку, сначала из бассейна Днепра в Верхнее Поволжье, затем из Волжско-Окского междуречья в Беломорский бассейн. Особенно усилилось это движение в 12 веке, когда русские прочно утвердились в Верхнем Поволжье. Необычайно быстрый прирост населения, свойственный молодой расе, оставлял далеко за собой медленный прирост жителей в таких местностях, которые были населены финскими народами с незапамятных времен, в течение нескольких тысячелетий. Баланс энергии, запаса жизненных сил и приспособляемости складывался неблагоприятно для одряхлевшей финской расы. В самом деле, если мы вспомним, что давно сошли с исторической сцены игравшие когда-то руководящую роль культурные народы – хетты, эгейцы, греки, римляне и т.д., которые уступили свое место более новым этническим формациям и расовым скрещиваниям, то не приходится удивляться и тому, что представители древнейшей расы в Восточной Европе – народы финского племени, еще более древние, чем греки и римляне, уступили с течением времени большую часть своей страны позднейшим пришельцам и утратили свое значение в экономической жизни Восточной Европы. Напротив, не покажется ли удивительным, что вотский, марийский и другие финские языки до сих пор звучат в живой речи в Волжско-Камском крае, тогда как их современники – древнегреческий и латинский давно уже исчезли из повседневного обихода и трансформировались в более новые образования; что хетты, эллины, римляне, скифы, сарматы перестали существовать в самосознании современных народов, тогда как финские народы до сих пор, как и во времена Геродота, живут в своих родных лесах и все еще пашут пашню на равнинах Восточной Европы.
М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края -Ижевск 2008 г., с.174-175
На фото: марийцы Нижегородской губернии. Фото с сайта https://russiainphoto.ru/photos/146310/
«От судьбы не уйдешь…» Вятские легенды
В 2002 г. тогдашней студенткой-заочницей Кировского областного колледжа культуры (ныне Вятский колледж культуры) Еленой Викторовной Чернявской из Вятских Полян был записан рассказ ее бабушки Федосьи Петровны (1907 г.р.), слышанный тот еще от своей матери Анастасии Петровны, в деревне которой произошло следующее:
«Шел мимоходом один странник. Стемнело, и он попросил приюта в одном доме. Его пустили, и он пошел ночевать на сеновал. В ту ночь жена хозяина дома родила сына, а странник, лежа на сене, услышал голоса ангелов. Один говорил, что мальчик вырастет большим и сильным, и родители будут хвалиться этим перед всеми. А другой говорил, что в наказание за это в день своей свадьбы он утонет в колодце.
Хозяин дома пригласил странника и просил его стать крестным отцом. Он согласился.
Странник часто бывал у них в гостях и видел, что пророчество сбывается. Настал и день свадьбы. Странник забил все колодцы в деревне. Произошло венчание, и гости села сели за стол. Молодец вышел из-за стола и пошел во двор. Странник поспешил за ним и увидел, как он лег на колодец, заколоченный странником. Странник подбежал, но молодец был же мертв. И странник сказал: «От судьбы не уйдешь».
В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.74
На фото: изображения ангелов можно увидеть на стенах многих вятских храмов. Например, на данной фреске в церкви села Байса Уржумского района
Храмы Вятского края: Сретенская церковь Пудемского завода
Приход в Пудемском заводе открыт по указу Св.Синода от 20 сентября 1861 г. №3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Елово: Пудемский завод, поч.Казаковский, поч.Орловский, поч.Аверинский, д.Верх-Пудемская, д. Малая Верх-Пудемская, д.Коровайская, д.Лековайская, д.Пудемская, д.Тумская, д.Баяранская, д.Чабыровская, д.Озерская.
В 1860 г. богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. В 1864 г. на средства прихожан построена деревянная церковь с одним престолом в честь Сретения Господня.
При церкви 27 ноября 1877 г. открыто церковно-приходское попечительство, 21 ноября 1894 г. – церковноприходская школа.
Сретенская церковь закрыта на основании постановления Президиума ЦИК УАССР от 29 мая 1938 г. Здание передано под клуб.
Православные храмы Удмуртии – Ижевск 2000 г., с.217
Как госпожа Зигель помогала учиться сестре С.М.Кирова (воспоминания)
В 1892 году мама отвела в школу старшую из нас. Как она ухитрялась обеспечить дочь хотя бы самым необходимым, без чего учиться невозможно, нам и теперь не понять.
Но событие это сыграло большую роль, оно подогревало интерес к школе: и у нас в квартире появилась ученица, у нее – букварь, учебники; мы говорим о школе, об уроках ежедневно.
Знакомых, которые помогали нам учиться, много. Стоит рассказать хотя бы об одной такой покровительнице.
Тогда она представлялась нам по меньшей мере доброй феей.
Это изумительной красоты молодая женщина, дочь бывшего бабушкиного хозяина, барина Анташевского, ставшая госпожей фон Зигель. Она явилась в нашу бедную квартиру в кружевах, бархате, замше, серебре и еще бог знает в чем. Явилась проведать Меланью Авдеевну. Когда-то бабушка вынянчила ее на своих руках. Воспитанница очень привязалась к ней. И вот, теперь уже взрослая, пришла к своей няне.
Увидев, в каком затруднительном положении ее няня Меланья, мадам фон Зигель достала из своей расшитой серебром миниатюрной сумочки какую-то сумму денег и вручила ее бабушке «на Анютино ученье».
С тех пор она регулярно присылала немного денег, отдавала нам кое-что из одежды своих детей. Она помогала бабушке до той поры, пока мы немного не подросли и не могли своими руками зарабатывать себе возможность учиться…
А.М.Кострикова, Е.М.Кострикова. Это было в Уржуме - Горький 1983 г., с.33-34
На фото: семья неизвестных состоятельной семьи в Вятке. Подобные состоятельные люди помогли семье Костриковых - Сергея помогли определить в приют и платили содержание в течение дальнейшего обучения в Казани, помогли начать учебу одной из его сестер
Первая школа в Нолинске
Нолинский уезд, в частности город Нолинск, как наиболее удаленный от Вятки, позднее прочих уездов приступил к «умственному» обучению детей. Только в 1780 г. при соборе была открыта школа грамотности на 20 человек для детей разных сословий.
Первый учебный класс располагался в правом крыле небольшой палатки. Вход в него шел через западные двери паперти. Впоследствии Николаевский собор приступил к строительству школьного здания на северо-западной стороне церковной территории, где ранее располагался колоколитейный завод братьев Овчинниковых. Здание было одноэтажным, из красного кирпича с местных заводов. Оно имело два выхода: парадный – со стороны собора, и запасной – на случай пожара. Около школы имелась большая спортивная площадка, а территория была обсажена липовыми деревьями.
Высокие окна школы пропускали много света, сухие и теплые классные комнаты с высокими потолками вмещали от 25 до 30 учащихся. Школа строилась на средства прихожан, а также за счет благотворительности купечества и самого собора.
24 сентября 1790 г. школа, получившая статус церковно-приходской, приняла первых питомцев, которые должны были пройти трехлетний курс обучения. Учителями являлись выпускники Вятской духовной семинарии.
Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.91-92
На фото: Нолинский Никольский собор в начале прошлого века
Примечательные объекты природы Сунского района: растущий камень
В курчумской стороне в районе д.Елесницы еще в 19 веке был обнаружен удивительный камень. Он большой, синего цвета с переливами, как бы раздвоен, а из расщелины вытекает чистейшая родниковая вода. Как стало известно в последнее время, в Кировской области таких необычных камней три. Это природное явление еще предстоит изучать краеведам.
Жители деревни замечали, что камень растет, т.е. с годами увеличивается в размерах. Т.Н.Сницар и Г.П.Ворончихина запомнили от своих предков, которые жили в курчумской стороне, легенду об этом камне. Давным-давно в окрестностях Курчума орудовала шайка бандитов, которая пограбила д.Матерковщина, и это место до сих пор ассоциируется с понятием «бандитское место». А вот у Синего камня бандиты проводили своих сходки, и неслучайно в расщелине камня, в воде находили нож, который никто не мог достать.
Земля Сунская (краеведческий сборник) - Киров 2011 г., с.61
Жительница деревни Пижанчурга Кикнурского района Кировской области с "плетюхой" за спиной.
Такие корзины активно использовались жителями деревень в советское время.
Фото предоставлено Игорем Пибаевым
Как закрывали церковь в деревне Подволочье Лузского района
В 1962 году наступление воинствующего атеизма на церковь стало причиной очередного закрытия храма в Подволочье. Семья священника Константина переехала в Лальск.
Н.М.Субботина вспоминает, как это происходило: «Мы шли из школы, на подходе к деревне услышали многоголосый плач. Испугались, побежали и увидели, что около церкви стояла большая машина, вокруг собралось много людей, все женщины плакали в голос. Какие-то люди выносили из храма иконы, церковное облачение, лампады… Это было осенью 1962 года».
Вскоре помещение церкви стали использовать как зернохранилище, а потом оно несколько десятилетий находилось в запустении. По мнению старожила деревни Подволочье Зосимы Иннокентьевича, особенно быстро люди стали покидать насиженное веками местами после того, как закрыли церковь. А ведь как была дружна округа! На большие праздники в храм невозможно было попасть, люди молились на улице. А какие гуляния устраивались!
Конечно, все, что порушено, сложно восстановить, и обратный людской поток в деревню вряд ли будет, но те, кто остался, не смирились. В 1995 году с Божией помощью, молитвами и стараниями о.Василия и силами местных жителей началось восстановление храма.
М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево - Киров 2015 г.
Фото с сайта https://emil-sokolskij.livejournal.com/767560.html?re..
Эпоха газетной строкой. Когда появились первые стипендии?
О назначении стипендии при Нартасской (Уржумский уезд) и или же Парзинской (Глазовский уезд) сельскохозяйственных школах ходатайствует инспектор народных училищ Слободского уезда г.Кудрявцев для двух окончивших курс в Холуницком двухклассном училище детей крестьян: Владимира Терновского и Василия Кондратьева
Вятский край - 1896 г. № 36
Примечание. Как видим, стипендии, как и многое другое, тоже не изобретение советской власти. Многое было позаимствовано из Российской империи
На фото: ученицы и преподаватели Уржумской женской гимназии (хотя о ней и нет в публикации). Фото из архива сообщества
По страницам первых советских газет. Всеобучисты
Тихо протекает жизнь на местах и только какое-либо событие расшевеливает это сонное настроение. В Кокшах, в декабре месяце был пункт всеобучения; провели кроме военных занятий и уроки политической грамоты. Лажский политсветкружок сделал для всеобучистов постановку пьесы «В старой роте», характеризующей все прелести старой армии.
Учел массовое скопление молодежи и комсомол – местная организация сделала объединенное собрание РКСМ с беспартийной молодежью. В молодежи есть стремление к культурной работе.
В деревне // Красный пахарь (Уржум) - 1923 г. № 1
На фото: члены укома ВКП (б) и ВЛКСМ Уржумского уезда. 1925 год
Вятские присловья и прибаутки
Вятчане поросенка на наседала сажали: «Чепись- чепись, не то падёшь; курича о двух ногах, да чепиччя». Записано Д.К.Зелениным в Яранском уезде
Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1905 г., с.38-39
Рисунок вятского художника Александра Фищева. Доение коровы в избе, 1922 год
Эпоха - газетной строкой. Благотворительные спектакли
Благотворительный спектакль в Глазове. 30 декабре в городе Глазове в здании мужской гимназии состоялся любительский спектакль в пользу благотворительного общества. Шла пьеса в 4 действиях, сочинений М.Горького.
Несмотря на то, что пьеса для постановки на провинциальной сцене трудна, все же на этот раз прошла удачно. Публика дружно награждала некоторых артистов аплодисментами за продуманную игру. Сбор валовой с чайного буфета достиг свыше 250 рублей, а чистый, слышно, составит сумму до 150 рублей. Много расходов потребовали декорации, так как готовых не было.
Вятская речь - 1910 г. № 9 13 января
Фото Глазовской мужской гимназии. Фото с сайта https://www.glazovmuseum.ru/58-bp-esipov.html
Борьба с кулачеством началась в первые годы советской власти (по страницам первых советских газет)
Злой сосед (Медянская волость Вятского уезда). Около станции Медянки есть деревня Крохошка.
В ней жил один крестьянин, кулак - не кулак, а около того.
Соседи его не любили и даже ненавидели за то, что он их страшно притеснял и изо всего старался извлечь какую-нибудь выгоду.
В селе Загарье он состоял членом комитета и много пользы для себя сделал.
Не выдержала бедная вдова Синяева его обид и попросила станционную милицию обыскать злого соседа Змеева
При обыске у него нашли много мешков хлеба, много чаю, сахару, патоки. Много также спрятанного зерна откопали из-под овина и из-под бани.
Арестовали владельца этих земных благ и отправили его куда следует.
Нашли, наконец, и на него управу.
И.С.Торопов // Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 20
Вятская жизнь в 1917 году. Охрана пристаней
Охрана порядка на пристанях Сарапула. Ввиду предстоящего передвижения через пристани Сарапула воинских частей, в Сарапуле – для наблюдения за порядком на пристани во время означенных передвижений – учреждается особый комитет, в который входят: местный начальник судоходной дистанции, представители от местного гарнизонного комитета, комитета общественной безопасности, Совета рабочих и солдатских депутатов, и пароходств. Члены комитета имеют на левой стороне груди зеленую розетку.
Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 46
По страницам первых советских газет. По приговору Революционного Трибунала
К стенке! Заслушав доклад о преступлениях и злоупотреблениях бывшего председателя Упарткома Евстафьева (Любимова) и принимая во внимание: 1е, что , присвоив документы нашего партийного товарища Евстафьева, погибшего на баррикадах Петрограда во время октябрьской революции, своими преступлениями и злоупотреблениями, опозорив честное имя революционера Евстафьева, наложил несмываемое пятно на РКП в целом, во 2х что Любимов, пользуясь чужими документами определенно стремился своим поведением внести дезинформацию в ряды Коммунистической партии, взорвав ее изнутри и в 3х допуская возможность аналогичной деятельности Любимова под фамилией Евстафьева в других местах Республики, Конференция, считая Любимова злейшим контрреволюционером, постановила: при разборе дела в Вятском Революционном Трибунале для отстаивания своей точки зрения назначить товарища Груздева судебным обвинителем и поручить ему настаивать на применении к Любимову высшей меры наказания в условиях военного времени.
Туда и дорога. В 8 ч вечера 5 июля в Уржуме по приговору Вятского Военного Революционного Трибунала, утвержденного губисполкомом, расстрелян «из стаи славных николаевских орлов» - охранник-провокатор Валентин Иванович Любимов, скрывавшийся под фамилией коммуниста Евстафьева и занимавший одно время пост председателя Уржумского уездкома РКП.
Красный пахарь (Уржум) – 1920 г. № 10 и 13
На фото: так выглядело заседание Революционного Трибунала в начале 1920-х годов.
По страницам старинных церковных книг. Подлинные марийские имена и фамилии
Из метрической книги 1888 года. Рождена1866 года/ окрещена 15 июня 1888 года Сернурской волости Уржумского уезда деревни Большой … язычница дочь крестьянина из черемис Янана Гаврилова Настави Янапаева, нареченная во святом крещении Марией
Восприемники: села Сернур псаломщик Николай Иудин Михайлов и города Санкт-Петербурга дворянская дочь вдова Александра Федорова Дамлевич.
ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.253 лл. 629 об.-630
Примечание. Впервые встретилось такое длинное имя - Янан Гаврилов Настави Янапаев. Или одно слово здесь лишнее?
Вятские присловья и прибаутки
Пролила вячькая баба чугун кипятку. Заревела, да и давай причитать: «Ой, как бы у меня был сын, да у сына-ту ошшо сын, да как бы я его заварила, да куды я девалась!» (записано Д.Зелениным в селе Люк Сарапульского уезда).
Фото С.А.Лобовикова
Вятские слова и выражения. Кто такая" трупёрда"?
Трупёрда. Толстый, тучный человек; преимущественно до женщин.
Васнецов Н.М.«Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора» — Васнецов Н.М.. Издано: (1907).
Вятские присловья и прибаутки
«Больно колокольнича-та высока! Как это хрёст от и воткнули?!» - недоумевал вятчанин, смотря на высокую колокольню в городе Казани. Другой земляк разрешил его недоумение: «А колокольничу-то нагнули да хрёст от и воткнули; отпустили, она и збрындила!» (записано Д.Зелениным в селе Люк Сарапульского уезда).
Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1905 г., с.38-39
Забытые вятские писатели: Дим Орай
Богосло́вский Дми́трий Фёдорович - псевдоним Дим Орай - родился в сентябре 1901 года в деревне Мари-Пижай Кузнецовской волости Уржумского уезда. Марийский советский писатель, журналист. Классик марийской художественной литературы. Участник Великой Отечественной войны. Член ВКП(б). Ушел из жизни 22 января 1950 года в селе Косолапово того же бывшего Уржумского уезда (на тот момент Марийской АССР). В своих произведениях оставил интересные воспоминания о детстве...
«Разбогатевшие во время войны кулаки и слушать не хотели о выполнении закона о хлебной монополии, проводившейся советским правительством для спасения страны от голода и для снабжения Красной армии. Оказавшись в Советах, они встречали в штыки все мероприятия советского правительства, саботируя и срывая их выполнение. Особенно враждебно они относились к большевистской партии и Красной армии. Тех солдат, которые пытались агитировать за советскую власть, кулаки преследовали вплоть до убийства. Про большевиков же говорили так: «Пусть они только появятся в нашей волости, мы их сразу же согнем в дугу». Находясь под влиянием кулачества, середняк колебался, был на распутьи, не зная еще твердо, что делать, поддерживать ли советскую власть или бороться против нее ….»
Дим Орай. Первые шаги советской власти в Кунецовской волости // За власть Советов (сборник воспоминаний) – Йошкар-Ола 1978 г., с.120-121
На фото: Дим Орай в кругу коллег-писателей Марийской республики. 1940 год. Фото из книги: История Марийского края в лицах: 1917-1940 гг. (историко-биографические очерки) – Йошкар-Ола 2017 г.
Памятные даты. Было это, было…
В январе 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». А 1 февраля 1931 года с целью придания этому процессу правовой основы ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О представлении краевым (областным) исполкомам и правительствам автономных республик права выселения кулаков из пределов районов сплошной коллективизации сельского хозяйства». Согласно постановлению от 30 января 1930 года кулаки были разделены на три категории:
А) Первая категория – контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением прямой меры репрессии;
Б) Вторую категорию кулаков должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;
В) В третью категорию входят оставляемые в пределах края кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
Раскулаченные крестьяне второй категории, а также семьи кулаков первой категории выселялись в отдаленные районы страны на спецпоселение, или трудпоселение (иначе это называлось «кулацкой ссылкой» или «трудссылкой»). В справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ указывалось, что в 1930-1931 гг. было выселено (с отправкой на спецпоселение) 381026 семей общей численностью 1803392 человека. До 1934 года крестьяне, направленные в «кулацкую ссылку», назывались спецпереселенцами, в 1934-1944 гг. – трудпоселенцами, с 1944 г. – спецпоселенцами. Выселение кулаков, правда, в существенно меньших масштабах продолжалось и в 1932-1933 гг.
Их памяти нельзя не поклониться… (сборник воспоминаний) – Киров 2014 г., с.55
Когда монастыри играли роль исправительных учреждений
В группе иногда публикуются посты о лицах духовного звания, которые ссылались в монастыри «на эпитимию» за разные проступки. Интересно, что в 18-начале 19 веков туда же ссылались и миряне за различные уголовные преступления. Таким образом, монастыри в те времена исполняли еще и роль исправительных учреждений; по-видимому светские тюрьмы не отличались надежностью (даже перед революцией побеги из них не были редкостью). А монастырские стены были крепче тюремных…
…Светских лиц в монастырские труды посылали за святотатство, за сильное подозрение в убийстве или убийство по неосторожности, за попытку самоубийства, а также несовершеннолетних преступников. Так, за неумышленное убийство после наказания розгами назначалась обычно 3-летняя (1830-е гг.), а позднее 5-летняя эпитимия, из которых полгода определилось прожить в монастыре. Такая же епитимия следовала при «сильном подозрении» в убийстве. Если по отягчающим обстоятельствам епитимия увеличивалась до 10 лет, в этом случае пребывание в монастыре возрастало до года. При этом человек мог на длительный срок быть отлучен от причастия.
Например, в марте 1802 года был отправлен на двухлетнюю эпитимию слободской купец Макар Юферев за избиение тростью мещанина, от которого тот вскоре скончался. Полгода из назначенного срока купец должен был провести в Трифоновом монастыре, а остальной срок – в Слободском.
Также в монастырь посылались за воровство или убийство малолетние преступники. По указу 1742 года преступники до 17 лет за святотатство, убийство и поджог после телесного наказания посылались в далекий монастырь на 15 лет, где указано было «…употреблять их во всякия тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, и при том им толковать, что такая им работа определена за тяжкий пред Богом грех и пред Ея Императорским Величеством тяжкую ж вину, за которую они по Государственным Правам подлежали смертной казни, но от того только для их малолетства они освобождены, и чтоб они о том их согрешении прилежно у Бога просили прощения, и того ради они равно, яко и монахи, повседневно ходили б в церковь к вечерни, заутрени, к правилу и к Божественной литургии, чего смотреть и наблюдать тех монастырей… властям». За неоднократные разбои и грабежи следовало после наказания батогами 7 лет монастырских работ.
К примеру, в 1827 году за убийство крестьянина был прислан из Сарапула в монастырь на 15 лет в тяжелые труды Самуил Тюбарев. Через 4 года по прошению он был переведен в Архиерейский дом для окончания епитимии.
Гораздо чаще присылались за кражу на срок от 2 до 8 месяцев. Среди них были дети крестьян, чиновников и духовенства. Они официально считались арестантами и обеспечивались за счет уездного казначейства, а затем из по попечительного о тюрьмах комитета.
Е.В.Кустова. История Вятского Успенского Трифонова монастыря – Киров 2012 г., с.561-562
На фото: в Вятском Трифоновом монастыре
Эпоха – газетной строкой. Несбывшиеся мечты Сарапула
Завтра в Сарапуле предстоят выборы городских гласных на новое четырехлетие. Городские выборы в этом году для Сарапула имеют совершенно исключительное значение, и потому все, кто призван к участию в выборах и от кого зависит их исход, все, кому искренне дороги интересы родного города, должны отнестись к ним с особым вниманием. Железная дорога и мост откроют для Сарапула грандиозные перспективы развития. Все знают, как из маленьких деревушек выросли многие сибирские города, когда через них прошла железная дорога. Кто знает, может быть, Сарапул затмит со временем Екатеринбург, Пермь, Уфу… Работы и борьбы за свои интересы Сарапулу предстоит немало.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1914 г. от 9 января
На иллюстрации : земская управа в Сарапуле (дореволюционная открытка)
Анекдоты о вятчанах. Васнецов и апельсин
Фрагмент из дневника К.Н.Чуковского.
24 апреля 1910 года
… Когда Е.И. (Репин) меня писал, он рассказал мне забавный анекдот об Апполинарии Васнецове: тот, вятчанин, никогда не видел апельсинов. И вот в СПБ (или в Москве?), увидавши, как другие едят, он купил десяток с лотка; очистил один – видит красный, подумал, что порченый, и выбросил прочь, другой – тоже, и в конце концов выбросил все. Потом обнаружилось, что то были «мандаринки»…
Вятский свистун - 1992 г. № 4, с.25
Народы Вятской губернии в описаниях этнографов: марийцы
Черемисы живут главным образом в двух уездах - Уржумском и Яранском; всего черемис считается в губернии до 169 тысяч. Они среднего роста; имеют по большей части черные волосы, худощавое лицо, осунустые скулы, узкие подслеповатые глаза и жидкую бороду. В одежде их также преобладает белый цвет, причем рубашки вышиваются цветными шерстями; женщины носят головные уборы с монетами, кольцами и браслетами, на ногах лапти и толстые черные онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, но с русскими скрытны и робки. Живут они довольно бедно, и скупо, занимаются земледелием, пчеловодством и охотой. Хотя большинство черемис считается православными, но многие до сих пор не покидают своих языческих обрядов и верований и теперь нередко еще приносят в лесу жертвы своим языческим богам. Черемисы говорят своим языком, но грамоты своей у них нет, а русская распространена весьма слабо.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.32
Вятские слова и выражения. Слань
Слань. Поливной мост на мельнице, на который падает вода при поднятии запоров.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.]. Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24.
По страницам советской печати. Омутнинский танк
Омутнинск. Поддержав инициативу о сборе средств на 3ю танковую колонну «Кировский комсомолец», омутнинские металлурги в подарок Красной Армии в день ее славного 25летия решили преподнести свой танк. На боевую машину «Омутнинский металлург» уже собрано 93 тысячи 645 рублей. Коллектив Кирсинского завода внес 82 тысячи рублей, Чернохолуницкого – 30 тысяч рублей, Песковского – 26 тысяч рублей.
Коллектив учреждения, которым руководит товарищ Чистяков, собрал в фонд строительства 3й танковой колонны «Кировский комсомолец» 75 тысяч рублей.
Оживленно проходит сбор средств на боевую машину в колхозах Омутнинского района.
На танк «Омутнинский металлург» // Кировская правда - 1943 г. № 15
По страницам советских газет. Даешь церковь под клуб!
Комсомольцы и внесоюзная молодежь Бродтреста единогласно решили отстаивать вопрос о передаче единоверческой (Троицкой) церкви под клуб физкультуры.
Комсомольцев, внесоюзную молодежь и всех сознательных рабочих Сарапула они призывают поддержать их решение.
Н.Выборнов. Красное Прикамье – Сарапул 1929 г. № 47
Примечание. В действительности единоверческая церковь в Сарапуле была Никольская. Это видно даже на старинных открытках
Храмы Вятской губернии: Николаевская домовая церковь при духовном училище города Сарапула
При Сарапульском духовном училище, расположенном на углу улиц Сарапульской и Троицкой, в 1897 году устроена на пожертвования купца 1-й гильдии Алексея Трофимовича Шитова домовая церковь. Храм располагался на втором этаже главного училищного корпуса. Церковь освятили 15 октября 1897 года в честь Св.Николая Чудотворца, в память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны.
Сведений о закрытии Николаевской церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. По воспоминаниям старожилов после Октябрьской революции духовное училище закрыто, а домовая церковь разграблена.
Православные храмы Удмуртии (справочник- указатель) – Ижевск 2000 г., с.233
Первая Мировая в истории Вятки: добровольцы
Необыкновенную картину представляла набережная Сарапула в момент отплытия парохода «Александр», на котором отправлялась 1-я рота Прикамского добровольческого батальона: весь берег, Старцева гора и соседние пристани – даже крыши их – были усеяны народом.
Слезы провожавших, звуки «Марсельезы», перекатывающееся «Ура», прощальные гудки пароходов – все это еще более приподняло настроение, и туго натянутые струны души каждого добровольца звучали последним прощальным аккордом. И глядя на эти просветленные лица, думалось: о, если бы эта сознательность, этот высокий порыв охватили бы теперь всю нашу необъятную исстрадавшуюся Родину… А пароход все дальше и дальше от родных мест. Вот и мост. Там также знали о нашем отъезде: группы рабочих на берегу провожали нас, махая платками. Пассажиры на пароходе «Александр» устроили сбор в пользу добровольцев, давший 143 рубля, кроме того позднее мною было получено от Лели Лебедевой 100 руб.; для сопровождавших же офицеров был устроен ужин.
В Казань мы приехали утром 8 августа. Выстроившиеся на набережной добровольцы в штатской одежде, лишь со значками на рукавах, вызывали среди собравшейся публики недоумение. Когда же услышали о цели нашего прибытия, то приходилось слышать:
- У нас в добровольцы метлой никого не загонишь!
За несколько дней до нас прибывшие с округа ударники встретили даже враждебное отношение со стороны местных солдат: кто-то распространил слухи, что на ударников возложена задача подтянуть распустившихся солдат казанского гарнизона.
В первый же день добровольцы в полном составе представлялись командующему войсками, который в своей речи приветствовал «товарищей добровольцев-рабочих» и отметил, какое значение имеет подобный порыв в настоящий тяжелый момент, какой переживает наша Родина. Пообещав затем дать распоряжение об обмундировании, командующий провозгласил «Ура!» в честь Керенского.
Кама (Сарапул) – 1917 г. № 179 от 15 августа
Улицы города Сарапула: Сарапульская в Сарапуле
Улица начинается от берега Камы, здесь в летние сезоны останавливались различные передвижные цирки-шапито. В центральной части города выделяется дом в стиле модерн купца Смагина, далее расположены дома Пенькина с музыкальными классами, фотография Рогожникова, кондитерская Вольфа. На перекрестке с улицей Рождественской в доме мирового судьи Кульвеца располагался уездный съезд мировых судей. Недалеко от женского монастыря находилось убежище для бедных детей. В западной части улица проходит мимо воинских казарм и в районе Солдатской площади заканчивается зданием городской водонапорной башни, построенной по проекту архитектора Трубникова.
Н.Л.Решетников. Топография старого Сарапула – Сарапул 2008 г., с.107
Рисунок из книги (фото улицы найти не удалось, а может ее и не считали нужным снимать)
Эпоха – газетной строкой. Забытые детские игры: гигантские шаги
Как-то на днях прихожу вечером часов в 9 в Пушкинский сад. Смотрю, несколько детишек, разместившись на гигантских шагах, бегают, стараясь как можно выше подняться. Вдруг на всем бегу одна девочка с оборвавшейся веревкой летит книзу. Это заметила одна барышня и подошла к ней. Девочка заплакала, у нее оказалась разбита голова и нос. Оказалось, что петля прикреплена к веревке тоненькой бечевкой. М.Ф.Л. (подпись).
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1911 г. от 24 августа
Интересно было бы узнать поподробнее, что это была за игра?
Истории из старых газет. Безобразия правоохранительных чинов
18 февраля вечером жандармский вахмистр запасной унтер-офицер Трефилов, придя домой выпивши, заподозрил жену в побеге и краже 600 рублей. Он взял извозчика и погнал в полицию. Там застал старшего городового Поваренкина и стал требовать дать ему городовых для поисков жены, угрожая револьвером. Затем вломился в контору владельца дилижансов В.Т.Смагину на Больше-Покровской, потом на телеграф, чтобы дать телеграмму в Ижевск. 19 числа он переехал из квартиры в Московские номера, откуда его по распоряжению воинского начальника отправили в больницу, в отделение для душевнобольных.
Полицейский стражник Котов в ночь на 19 февраля настолько сильно избил шашкой по голове какого-то мастерового, что потерпевший из канцелярии пристава отправлен для оказания специальной помощи в земскую больницу. Стражник уволен.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1910 г. от 18-19 февраля
Вятские деревни, основанные старообрядцами (Унинский район)
Заселение нашего края русскими связано с широким расселением вольнопоселенцев на Вятской земле в конце 17 в., а также реформами Патриарха Никона в Православной Церкви. Несогласные с нововведениями Никона раскольники-старообрядцы бежали в леса Вятской губернии, где основывали свои поселения. В Унинском районе это деревни Мокрушата, Булатовцы, Антоновцы, Борисовцы, Большое Палкино, Филинцы, Князево, Корча, Казанцы, Телицыно. Основателем последней деревни был царский стольник, принадлежавший к поповскому толку, Василий Телицын.
Владимир Васильевых. Очерки истории Унинского района – Киров 2007 г., с.4
На фото: вятские женщины-старообрядки начала прошлого века
Истоки. Основание Лальского посада
За четыре с лишним века Лальск прошел долгий путь от «городка» до настоящего города.
Начало ему было положено не позднее чем в 1-й половине 16 века. Тогда в этих краях существовали деревни, расположенные «кустами», по несколько как бы на одной «ветви»; и редкие погосты. Погост – так в старину называли церковь с домами священнослужителей и расположенным рядом кладбищем, или село с церковью (аналог современного сельского поселения). Погост являлся также и административной единицей, - центром сбора налогов с населения и т.д. Так появились в переписных книгах: Лальский погости Лальская волость (деревни по окрестностям верхней и средней Лалы). В 1615 году «бояре приговорили: Лальский погост от Лальской волости отписать, а положено четвертных доходов на погощан перед прошлым вдвое».
Конечно, существует ныне известная всем лальчанам летописная, а значит – вполне правдивая легенда об основании Лальска новгородцами, бежавшими от Ивана Грозного, в 1570 году. Но: во-первых, на высоком коренном берегу Лалы поселение все-таки к тому времени уже должно было быть – среди других известных нам; во-вторых, фамилии насельников даже в начале 17 века в подавляющем большинстве совпадают с фамилиями жителей здешних деревень; и лишь очень немногие – с действительно новгородскими (например, Молоковы, Ширяевы). Дальнейшее изучение архивов покажет, как было на самом деле. Итак: в конце 16 века Лальск уже существовал – и не был глухой деревней. Находясь, почти на перекрестке крупных торговых путей, он жил не земледелием, а по большей части торговлей; и дворы лальчан в переписных книгах называют «безпашенными»; в этом определении – начало городского статуса.
В 1625 году переписные книги дают описание того, что называлось Лальском. «На реке Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Лальскаго Никольскаго погосту…»
Ю.Ф.Страздынь. Лальск: от посада до города // Из жизни малого города (сборник материалов 9-х, 13-х, 14-х краеведческих чтений 2012, 2016 и 2017 гг. – Лальск 2017 г., с.12
На фото: баннер по истории поселка в Лальске
Вятские села и деревни: село Роженцово и деревня Марс (Яранский уезд)
Село Роженцово. Название села произошло от фамилии первых переселенцев – братьев Роженцовых, переселившихся из-под села Сердеж (Сосновка). О заселении села и округи в местной библиотеке (библиотекарь Татьяна Юрьевна Бахтина) собран обширный материал. Что замечательно, есть даже полная историческая справка, составленная в 1992 году главой тогдашней администрации Т.В.Пестовой.
Со всей округи виден храм Казанской иконы Божьей Матери. Деревянная церковь была построена и освящена в 1872 году, затем в 1905 году было закончено начавшееся в 1891 году строительство каменной каменной церкви. При советской власти храм в разное время пустовал, использовался в хозяйственных нуждах, но ныне церковь восстановлена.
В селе Роженцово возрождается ткацкое ремесло. На трех станках умелицы ткут половики с красивыми разнообразными узорами.
Если ехать из Роженцово в Шарангу, то справа от дорогибудет деревня Марс, возникшая в тридцатые годы 20 века. За околицей «космической деревни» - дав памятника: слева от большой поляны – священная роща, а справа – родник с чистой и целебной (так считается) водой.
С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.137-138
На фото: село в советское время. В советское время оно перешло в состав Нижегородской области. Фото с сайта https://www.komandirovka.ru/cities/rozhencovo_nizh._o..
С архивной полки. План города Хлынова 1759 года
На плане города Хлынова обозначены: кремль, земляной город, Всесвятская слободка на градской земле с церковью Всех Святых за земляным городом; Владимирская слободка на градской земле с Владимирской церковью; Копанский овраг, Вздерихинский большой овраг, Вздерихинский малый овраг, речка Засора в овраге; слободка градская Разночинская за речкою Засорою; Успенский Трифонов монастырь; того ж монастыря слободка Большая Кикиморская, того ж монастыря слободка Малая Кикиморская; градский скотский выгон, выделенный при нынешнем межевании; пустошь выгонная, что была деревня Ананьинская объезжая; пустошь выгонная, что была деревня Пескишева, а Богоявленская тож; пустошь выгонная, что была деревня Пушкарская, Галимовская и Кекинская тож; пустошь выгонная, что была деревня Шишковская; градская земля; слобода Дымковская градская посадская за рекою Вяткою; слободка Вшивая посадская на выгонной земле, лежащая за старою рекою Вяткою; луг выгонный градской по названию Большой Заозерицей; монастырский луг, именуемый Коровий песок, лежащий вверх реки старой Вятки; под городом вниз – луг градской выгонный, именуемый Малой Заозерицей; на оном лугу песчаное место, именуемое Карасевой запесочью.
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.141
Макет древнего Хлынова в Музее города Хлынова (г.Киров)
Из истории 17 века. Примерные земли
Последними писцовыми книгами в Хлыновской области были книги 1629 года. Все земли, обработанные после того крестьянами тяглых и оброчных станов, сверх отмеченных в писцовой книге, на языке старинных грамот назывались «примерными». Дозорщики, смерив примерную землю, облагали ее оброком в пользу стана, что, вероятно, еще до них делали становые целовальники.
Нам не удалось уловить особенностей права владения на примерную землю расчистивших ее крестьян и их детей, но видим, что правительство в этой земле распоряжается довольно свободно. Так, примерная земля истобенских церковных крестьян отведена от церкви и отдана тем из крестьян, которые прежде написаны в тягле; примерная черемисская ясачная земля отдана была на оброк Уржумскому монастырю.
Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской – Киров 2006 г., с.83-84
Вятские села и деревни: Елькино (Лебяжский район)
Деревня Елькино расположена на правом берегу реки Вятки. Застраивать ее начали в 1734 году. Первоначальное ее название – Елькичи, Малая Коровка. Свое название – Елькино – она получила позднее по фамилии первых поселенцев – Елькиных. Изначально деревня входила в состав Лебяжской волости Уржумского времени.
В конце 20-х годов на территории Елькинского сельского Совета действовали 4 начальные школы: Атарская, Елькинская, Лысковская, Толстиковская. В 1930 году Елькинскую школу переименовали в ШКМ, она давала семилетнее образование и просуществовала до 1932 года. В 1962 году школа была преобразована в восьмилетнюю.
История Елькинской школы интересна тем, что здесь работали сестры С.М.Кирова – Анна Мироновна и Елизавета Мироновна Костриковы. Своим неустанным трудом они доказали мастерство педагогов, любовь к учительскому труду и детям. Под их руководством Елькинская школа стала одной из лучших в районе. Позднее директором школы работала дочь Елизаветы Мироновны Эмилия Васильевна Верхотина.
Анна Мироновна Кострикова в числе первых была награждена орденом Ленина как особо отличившийся сельский учитель, а в 1943 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Елизавета Мироновна была награждена орденом Красного Знамени, орденом «Знак Почета». С 1947 по 1958 год она являлась депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1978-1979 гг. учебном году Елькинской школе было присвоено имя сестер Костриковых.
Благодаря Эмилии Васильевне Верхотиной в Елькинской школе появился единственный в нашем районе школьный краеведческий музей, который в настоящее время играет большую роль в организации учебно-воспитательной работы…
Еще в 50-х годах 20 столетия Елькинский сельский округ был густозаселенным. Деревня Елькино входила в состав колхоза имени Сталина, который позднее объединился с колхозом «Победа» и вошел в состав колхоза «Россия», вошедшего, в свою очередь, в 1960 году в колхоз-гигант «Путь к коммунизму». После реорганизации этого колхоза, в 1971 году, появился совхоз «Елькинский» с центром в деревне Елькино. Новый совхоз получил значительную денежную поддержку от государства, на центральной усадьбе появились новые деревянные дома, были построена зерносушилка, склады, крытая стоянка для техники, животноводческие дворы. В настоящее время бывший совхоз «Елькинский» является структурным подразделением ОПХ им. 24 партсъезда, благодаря чему его материальное положение улучшилось. Деревня Елькино является центром Елькинского сельского округа, в состав которого, кроме нее, входит деревня Толстик. В 2002 году на территории округа проживал 261 человек.
Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.298-299
Эпоха – газетной строкой. Образ начальницы женской гимназии
9 июня 1911 года в газете «Прикамская жизнь» (Сарапул) была помещена заметка под заголовком «Важная задача». Ее автор, подписавшийся «Обыватель», делится своей озабоченностью тем, что в связи с уходом начальницы женской гимназии М.К.Писаревой необходимо назначить на эту должность достойную кандидатуру. По его мнению, начальница гимназии должна быть «с высшим образованием, быть устойчивою в убеждениях, гуманною, обладать достаточным умственным развитием, быть человеком инициативы и, главное, уметь умерить в себе отрицательные свойства женской натуры».
Известно, что Мария Ксенофонтовна Писарева была также начальницей Георгиевской женской гимназии на Северном Кавказе, где она запомнилась как «строгая, чопорная, педантичная дама».
На фото: женская гимназия г. Сарапул Вятской губернии 1909-1910 гг. В центре во втором ряду - Мария Ксенофонтовна Писарева
Фото с сайта http://времяверить.рф/forums/index.php?/gallery/album..
Цены в городе Слободском на 1905 год
Квартира 6-7 комнат 300 рублей в год; 4-5 комнат 180 рублей; 2-3 комнаты 60 рублей. Стоимость 1 фунта печеного хлеба ржаного – 2 копейки, пшеничного - 3 ½-6 копейки; 1 фунт соли – 1 копейка; 1 фунт мяса лучшего сорта 15-16 копеек, худшего 9-11 копеек; 1 фунт сахара 17 копеек; 1 фунт керосина 4 ½ копеек. Дрова однополенные за сажень: березовые 2.40 р. зимою и 2.80 р. летом; еловые и сосновые 2 р.25 копеек зимою и 2 р.65 копеек летом. Наемная плата мужской прислуге от 4 до 12 рублей, женщине от 1 рубля 50 копеек до 6 рублей. при готовом содержании. Плата чернорабочим: мужчинам 50 копеек, женщинам 25 копеек в день на своем содержании.
Цены и плата наемным работникам не слишком не отличались от цен в других городах. Кроме цен на дрова. Так, в Царевосанчурске цена дров была 70 копеек за воз или до 3 рублей за сажень однополенных дров.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 г. - Вятка1905 г., с.74-75, 79
Вятские слова и выражения. Что такое «обоконье»?
Обоконье, ср. Наличники. Дава-ко обоконьё приколотим. Всё жо баще будёт.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.148
Назад к списку