- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 1-15

По страницам первых советских газет. Пожар из-за самовара



Вчера в 4 часа вечера в деревне Широковой Щербиновской волости пожаром уничтожено 9 домов. Причина пожара – постоянное кипячение самовара в открытом дворе около соломы. Надо организовать в волости пожарное общество…

Пожар в деревне Широковой // Деревенский коммунист - 1919 г. (Вятка) № 164

На фото: крестьяне любили пить чай из самовара на свежем воздухе...

 

По страницам старых газет. Похитители дров

Кражи. 6 марта, около 7 часов вечера, двое неизвестных мужчин подъехали на лошади к складу дров, принадлежащих вятскому мещанину В.Ф.Швецову, находящемуся на берегу реки Вятки, против пристаней, и наложили на воза дров. Один мужчина с дровами и лошадью Швецовым задержан и оказался крестьянином Вятского уезда деревни Сосновской Пасеговской волости И.И.Рудиным, а другой с похищенными дровами скрылся. Дров похищено на 5 рублей.

Вятская речь - 1913 г. № 55

Примечание. Кража дров из поленниц не редка и в наше время, ибо цена на них растет год от года...
Может быть интересен и другой факт. Отца прп.Матфея Яранского (в миру Митрофана Кузьмича Швецова) звали Кузьма Федорович, вятский мещанин. В городе жил и его брат Федор Федорович, тоже мещанин. Вполне возможно, В.Ф.Кузьмич мог быть еще одним дядей вятского святого...

 

Вятские прибаутки: "Щё это он не звонит: шлык да шлык?!"



Колокол из лык плели. «Щё это он не звонит: шлык да шлык?!" - А он сшит из лык. В заключение, «Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис» (записано Д.К.Зелениным в Яранском уезде).

Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1905 г., с.38-39

На фото: церковь в селе Кукнур бывшего Уржумского уезда (ныне республика Марий Эл)

 

Удмуртские пословицы

Старая вода воняет, то есть портится
Сухая ложка рот дерет
Кто луку не наелся, тот и не воняет
Ешь больше, да говори меньше .

Записаны Григорием Верещагиным в селе Бураново Сарапульского уезда. Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1911 год - Вятка 1911 г., с.57

 

1 февраля исполнилось 165 лет со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева - ученого с мировым именем. Владимир Михайлович Бехтерев - советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-лейтенант медицинской службы Русской императорской армии. Предки В.М.Бехтерева - потомственные вятские священнослужители. Сам ученый родился в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии.



На фото: Музей уездной медицины имени В. М. Бехтерева в городе Елабуга — музей исторического профиля, посвящённый становлению уездной медицины в России на примере отдельно взятого Елабужского уезда. Открыт 29 июня 2007 года в хирургическом корпусе бывшей земской больницы Елабуги, построенной в последней трети XIX века купцом А. Барановым. Входит в состав Елабужского музея-заповедник. Текст с сайта wikipedia, фото наше

 

Памятные даты. 118-я годовщина войны, о которой не принято вспоминать...

27 января. Получено телеграфное известие о начале военных действий на Дальнем Востоке; впечатление произвело впечатляющее. Сильный подъем патриотических чувств.

29 января. Вятское Управление Российского Общества Красного Креста приступило к организации лазарета на 200 кроватей. В составе 5 врачей (1 старший), заведующий хозяйственной частью отряда, 15 сестер, 1 фармацевт и 30 санитаров. Для организации лазарета попечительский совет Вятской общины сестер милосердия образовал хозяйственную комиссию, в состав которой вошли: Н.Э.Савинцева, В.А.Шубин, В.В.Вельс, с.А.Нурминский, И.Ф.Иорданский, Н.А.Спасский, А.Ф.Савинцев и Е.Сергиев и другие.
С этого времени открылся сбор пожертвований в пользу Красного Креста.
Патриотизм среди вятчан по случаю войны с Японией проявился в разных видах. Настроение жителей в высшей степени приподнято. На улицах, площадях, в общественных местах и частных домах шли самые разнообразные толки. Каждая новая телеграмма расхватывалась на перебой. 27,28,29 и 30 января редакция «Приложения к Вятским Губернским Ведомостям» была осаждаема самыми разнообразными лицами, интересующимися последними телеграммами и желающими подписаться на них.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1905 г., с.134-135

 

Выдающиеся люди Вятского края и получившие в нем образование в царское время

…Что до замечательных людей из уроженцев местного края, то в д.Митино (Вятского уезда) родился св.Прокопий, Вятский чудотворец; в память его в названной деревне устроена второклассная мужская школа. Известный поэт времен Екатерины 2й Ермил Иванович Костров (ум. В 1796 г.) был крестьянином Вятской губ; среднее образование получил в местной семинарии, а высшее в Московской академии и в Московском университете. Вятским же крестьянином числился некогда и наш знаменитый артист, Федор Ив. Шаляпин (род. в 1873 г.). Его предки жили в с.Вожгалах Вятского уезда, а отец служил писцом в г.Казани.
В средних учебных заведениях г.Вятки получили свое образование: известный собиратель памятников народного творчества В.Г.Варенцов; известный психиатр, академик В.М.Бехтерев, профессор Казанского университета; много сделавший для изучения Прикамского края в геологическом отношении П.И.Кротов; профессор С.Петербургской духовной академии, психолог В.С.Серебренников; консерватор С.Петербургского ботанического сада Н.А.Буш, много сделавший для изучения нашего края в ботаническом отношении; покойный (ум. В 1890) казанский проф., историк литературы И.Я.Порфирьев; писатель 60-х годов Н.Ф.Бажин (псевдоним Холодов); профессор психиатрии Н.М.Попов, профессор истории П.М.Люперсольский (ум. В 1903).

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Эпоха - газетной строкой. Страх перед большевизмом

Отношение к большевикам сарапульцев. Отрицательное отношение к большевизму населения г.Сарапула, руководителей разных партий и организаций, за исключением отдельных лиц, вполне определенно выяснилось на собраниях, бывших 13 сего июля в городской управе, по приглашению городского главы, и 15 сего июля в политическом клубе, по приглашению уездного комиссара.
На высказанные опасения со стороны граждан в собрании 15 сего июля о возможном появлении в Сарапуле большевиков и их выступлении, представитель Совета Рабочих и Солдатских депутатов – председатель Н.И.Максимов и товарищ председателя г.Быков старались убедить, что большевиков в городе не видно, опасаться их нет основания и что вообще горожанам опасаться каких то бы ни было беспорядков в городе не приходится, так как Совет стоит на страже и тотчас подавит таковые.
Уходя с собрания многие все же остались неудовлетворенные успокаиваниями Максимова и Быкова, так как, умудренные горьким опытом в прошлом, уже приучились быть осторожными, тем более, что из данных в этом собрании комиссаром сведений о положении дела в уезде видно, что, например, в близлежащем к Сарапулу Ижевском заводе имеется большое число большевиков, что деятельность их настолько уже проявилась, что положение в Ижевском заводе нужно назвать угрожающим. Исходя из того, что, большевики, оборудовав дело в таком многолюдном поселке как Ижевск, не замедлят явиться и в Сарапул, к тому же уже в Сарапуле ижевские большевики были, устраивали митинг в цирке, в каковом устройстве принимал участие даже наш Совет Рабочих и Солдатских депутатов.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 59 11 августа

Это событие произошло под влиянием известных событий в июле 1917 года, и сарапульцы всерьез боялись, что появившиеся в городе большевики тоже устроят беспорядки и начнут громить их прекрасный город.

 

Города Кировской области по численности населения на 1968 год (кроме г.Кирова)

Кирово-Чепецк 44,5 тысяч человек

Слободской 34,1 тысяч человек

Вятские Поляны 31,3 тысяч человек

Котельнич 28,2 тысяч человек

Омутнинск 27 тысяч человек

Нововятск 25, 2 тысяч человек

Зуевка 18, 1 тысяч человек

Советск 17, 3 тысяч человек

Сосновка 16,2 тысяч человек

Мураши 14, 2 тысяч человек

Луза 13,2 тысяч человек

Яранск 11, 8 тысяч человек

Кирс и Уржум 10,9 тысяч человек

Белая Холуница 10,4 тысяч человек

Нолинск 10,3 тысяч человек

Орлов 9,2 тысяч человек

Малмыж 9,1 тысяч человек

Города Кировской области - 1968 г.

 

Описание районов, тяготеющих к станциям Пермь-Котласской линии в пределах Вятской губернии



Станция Балезино. В 6 верстах от этой станции находятся 2 села – Балезино и Кестым, в 30 верстах село Карсово; во всех этих селениях еженедельно бывают торги, на которых торгуют местные жители и приезжие торговцы; доставка товаров на станцию от сел Балезино и Кестым стоит 2 копейки с пуда летом и 1 ½ копейка зимой; из этих же селений В Пермь доставка гужем стоит 25 копеек с пуда, до Вятки – 20 копеек.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1902 год - Вятка 1902 г., с.180

На фото: старый вокзал в Балезино, возможно, еще тот самый дореволюционный

 

Впервые в Яранске...



Почтовая контора открыта – в 1831 г.
Получена первая телеграмма - в 1890 г.
Первый телефон в городе - в 1900 г.
Демонстрация первой киноленты – в 1907 г.
Открытие водопровода – в 1913 г.
Электрофикация квартир - в 1916 г.
Первая приемная радиостанция - в 1918 г.
Прилет первого самолета - в 1923 г.
Перевозка грузов на автомашинах – в 1931 г.
Перевозка пассажиров на гражданских автомашинах – в 1934 г.
Прием первой телевизионной передачи - в 1958 г.

Наш край (Яранск) - 1970 г № 62

 

Жила-была деревня... (по страницам первых советских газет)

Граждане деревни Новая жизнь (бывшая Романово) Пилинской волости, до Октябрьской революции имели по маленькому клочку земли и жили за исключением очень немногих, бедно. Земли же около деревни находились во владении помещика Депрейс. После Октябрьской революции они с большой охотой прибрали помещичью землю к своим рукам. Только принялись было за работу - вдруг гражданская война. Надо идти воевать, иначе не увидать этой помещичьей земли, как своих ушей. Война оказалась успешной для романовцев. Опять голодовка. Только прошлым летом земля дала хороший урожай. Опять беда – молоть нечем. Одному какому-нибудь Ивану молотилку купить нечем, а имеющий молотилку дядя Ерема берет очень дор: 2 пуда с овина, да еще о 3м заговаривает.

Собрание мужичков что победнее, посчитали, сколько у них овинов хлеба и сколько выйдет на наем. Много чего-то выходило. Наконец, решили купить молотилку общественными силами и теперь не нарадуются. Уже поговаривают о покупке второй молотилки, а пот и жнейки. Давно бы так надо сделать. Одумались, наконец.
Товарищи крестьяне, организуйтесь в сельхозартели, товарищества и кооперацию; приобретайте общими силами сельхозмашины! Таким образом выбьетесь из нужды и не будете набивать карман деревенским кулачкам.

И.Трифонов. Одумались... // Красный пахарь - 1923 г. № 6

Примечание. Даже здесь современник проговаривается о зажиточности крестьян Уржумского уезда (тех 80 %, которые упоминаются в различных архивных источниках): "Жили за исключением очень немногих, бедно..."

 

Забытые вятские слова. Кто такой "фалалей"?



Фалалей. Зеваха, зеворот.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Город Кирово-Чепецк в советское время

Кирово-Чепецк - город областного подчинения, центр Кирово-Чепецкого района. Расположен в 40 километрах от областного центра, с которым связан регулярным автобусным сообщением. Город вырос после Великой Отечественной войны и по темпам роста обоняет все остальные города области.
Территория города – 1770 га. Население на 1 января 1968 г. – 44, 5 тысяч человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г.

 

Старообрядцы Вятской губернии на 1903 год



В губернии насчитывалось коренных раскольников обоего пола 77297 и уклонившихся в разное время из православия в раскол 13208, всего 90505; кроме того было до 250 сектантов рационалистического и мистического толка.
Раскольники принадлежат к различным толкам и сектам (поповцы-окружники и противокружники, беглопоповцы, безпоповцы-федосеевцы, филипповцы и прочие). Из рационалистических сект имеют своих последователей в губернии секты жидовствующих, хлыстов, скопцов и других.
Наибольшее число раскольников находится в уездах: Глазовском, - до 29 тысяч, Малмыжском, - до 15 тысяч человек, Уржумском – до 12 тысяч человек и Сарапульском – до 12 тысяч человек. Совершенно нет раскольников только в Котельничском уезде.
Последовали рационалистических сект встречаются преимущественно в южных уездах - Сарапульском и Елабужском.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1903 г., с.244-245

На фото: фото из описи архива ЦГАКО. Внутри губернии старообрядческое население делилось по округам. В Глазовском уезде было шесть округов. Соответственно, по этим округам сохранилась метрическая документация в архиве

 

С архивной полки. Обучение детей духовенства в старину



Из клировой ведомости 1741 года о семье пономаря Слободского Спасова монастыря Артемия Григорьевича Юмина:

Пономарь Артемий Григорьев сын Юмин 56 лет, при церкви
У него дети: Фома 21 года, грамоте обучен
Борис 18 лет, в школе
Андрей 12 лет, грамоте обучается

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1 л.99 об.

Обучение шло по церковным книгам - Псалтыри и Часослову. В 1798 году про правнука Артемия Юмина Харитона Ивановича Юмина, сына пономаря села Верховойского Слободской округи, кратко сообщалось: "Харитон 11 лет, обучает псалтырь" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.19 л.46 об.).

Картина В.Владимирова. На уроке грамоты у дьячка

 

Безлошадность вятских крестьян: сверяем газетные публикации с архивным документом



Безлошадность среди крестьян Уржумского уезда, вопреки оптимистическим сообщениям корреспондента «Вятских губернских ведомостей» (№12) доходит местами поистине до печальных размеров. Так: из 289 домохозяев деревни Алшайки совсем не имеет лошадей 80 домохозяев; в Параньге живет без лошадей 150 домохозяев из 400; в Портянуре – из 183 домохозяев безлошадных 70 (свыше 38%), в деревне же Поштояле процент безлошадных дворов дошел уже до 61 слишком, так как из 132 числящихся здесь домохозяев имеет лошадей всего 52.

Вятский край - 1896 г. № 29

Если взять для сравнения переписи лошадей 1891 года, по южной части Уржумского уезда, окажется, что газетчики не врали. Безлошадность среди уржумских крестьян в то время была большой. Например, в деревне Красный Ключ Сернурской волости проживали следующие крестьяне по фамилии Вшивцевы:
Николай Савватеевич
Михаил Меркурьевич
Григорий Иванович
Николай Иванович
Семен Николаевич
Федот Феопемпович.
Примечательно, что все эти крестьяне были безлошадные, исключая Николая Савватеевича Вшивцева, который имел две лошади (ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1532) . Возможно, он давал своих лошадей даже в аренду "безлошадным" землякам...

По переписи 1917 года в деревне жили хозяйствами уже сыновья перечисленных людей:
Яков Михайлович
Иван Семенович
Василий Григорьевич
Пелагея Васильевна
Виктор Николаевич
Петр Семенович Вшивцевы (ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1389).

Если взять по переписи 1891 года еще одну деревню того же уезда - Кокорево, то увидим ту же картину. В деревне проживали отдельными хозяйствами Матвей Архипович Редькин, его братья Кондрат и Петр, а также сыновья Матвея - Иван и Семен. Что интересно, из всех них одну лошадь имел только Иван Матвеевич... (ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1514 л.30 об).

 

С архивной полки. Вятские крестьяне в сельскохозяйственной переписи 1917 года



В 1917 году по деревне Елькино Уржумского уезда в сельскохозяйственной переписи встретилось одно хозяйство - Петровых Евдокима Леонтьевича.
Про хозяина сообщалось: "Петровых Евдоким Леонтьевич, хозяин, 64 лет, неграмотный, плотник в Екатеринбурге.
Земледелец".
Далее перечислялись его домочадцы, из чего можно получить представление об их грамотности:
"Сын 30 лет грамотный
Сын 25 лет грамотный
Внук 12 лет грамотный
Брат 52 лет неграмотный
Жена 62 лет неграмотная
Сноха 40 лет грамотная
Дочь 13 лет грамотная"
В переписи 1917 года была обязательная графа о применении наемного труда (возможно, ее как раз и использовали во время коллективизации, выявляя тех, кто использовал наемный труд). Про хозяйство Е.Л.Петровых указывалось:
"Наем: паровой пашни 3 мужчины
Молотьба: 12 женщин"

ЦГАКО ф.574 оп. 18 д. 1247

Хозяйство крестьянина деревни Кокорево того же уезда Матвея Архиповича Редькина было еще более крепким. На сенокосе он использовал труд семи женщин, на "жнитве" - трех мужчин и десять женщин, на молотьбе - труд 24 женщин. При этом семья не имела даже лошади. В карточке перечислялась вся домашняя живность:
1 корова
1 теленок
2 овцы
2 ягнят
2 свиньи.
Про самого хозяина кратко сообщалось:
"Крестьянин
Русский
Земледелец
73 лет, грамотный".
Примечательно, что он сам, его сын и внук указывались как грамотные, а жена и сноха - нет. (ЦГАКО ф.574 оп. 18 д. 11 л.38).

На фото: образец карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года (ЦГАКО)

 

С архивной полки. По страницам "клировых ведомостей" 18 века



В 1775 году про сторожа Слободского Вознесенского и Екатерининского собора (который в то время был единым целым с одним причтом) сообщалось: "Сторож Фома Артемьев Юмин, двоебрачен, 56 лет. При церкви, пономарский сын, сторожевскую грамоту имеет, женат на второй". На второй, подразумевалось, жене... ЦГАКО ф.237 оп.70 д.11 л.102 об.

В 1779 году про него же сообщалось о его былой провинности и штрафе: "Штрафован по указу Духовной Консистории в прошлом 1778 г. за небытие у молебна 300 поклонами..." А могли бы и в монастырь сослать... ЦГАКО ф.237 оп.70 д.12 л.134

Около 1783 года сторож Фома был отстранен от должности "за старостию лет". Об этом сообщалось: "При оной церкви праздное место бывшего сторожа Фомы Артемьева сына Юмина 64 лет. За старостию лет от должности уволен". Получал ли он какое-либо пенсионное содержание, как его получали позднее священноцерковнослужители, не сообщалось... ЦГАКО ф.237 оп.70 д.14 л.215

Девятью годами позднее его брат "поп" Борис Артемьевич Юмин был штрафован более строго за другую провинность - "в 1794 году штрафован за битие крестьянина взысканием с него 5 рублей". В 1798 году указывалось, что он "порядочен и трезв", т.е. крестьян больше не бил. ЦГАКО ф.237 оп.70 д.19 л.46

Вместе с отцом в селе Верховойском Нолинской округи служил пономарем его сын Иван Борисович. Примечательна его характеристика за 1798 год: "Звание исправляет порядочно, тихоживен, не развращенных нравов. Только против отца упрям". ЦГАКО ф.237 оп.70 д.19 л.46 об.

На фото: Вознесенский собор и Екатерининская церковь города Слободского. Фото с сайта https://tornado-84.livejournal.com/180625.html?thread.. Здесь автор уточняет: "Стоявший на этом месте каменный собор XVIII века был разобран по причине ветхости, но колокольню его оставили. На следующем снимке хорошо видно, что собор и колокольня были разными по архитектурному стилю (колокольня - барочная). Открытка подписана "церковь Св. великомученицы Екатерины" - это потому, что Вознесенский собор и Екатерининская церковь были единым церковным комплексом (летний и зимний храмы), их так иногда и называли - Вознесенско-Екатерининский собор. Сретенскую церковь и Вознесенский собор с колокольнями сломали в 1930-е годы".

 

С архивной полки. По страницам метрических книг. Смерть от огнестрельной раны



Запись из метрической книги церкви села Байсы Уржумского уезда за 1894 год, из которой следовало, что 22 мая 1894 года умер "крестьянин деревни Кокорево Иван Матвеев Редькин 46 лет по отношению следователя Вятского окружного суда 2 участка Уржумского уезда от 30 мая 1894 г. за № 530 от огнестрельной раны" (ЦГАКО ф.237 оп.226 д.1345 лл.280 об.-281).

Такие записи, кстати, не редкость в церковных метриках.

 

История Вятского края кратко. "Волшебный фонарь" в Великополье

Жители села Великопольского Ернурской волости Яранского уезда приобрели недавно по словам Вятского Края волшебный фонарь ценой в 30 рублей. Сельское общество нуждается в картинах, которые оказались слишком дороги.

Вятская газета - 1897 г. № 48

 

По  страницам первых советских газет. Комсомольская коммуна



В Ульяновской организации РКСМ организована сельскохозяйственная коммуна. Эта коммуна имеет в своем распоряжении несколько коров. Что же делается в этой маленькой коммуне юных коммунаров?
Я скажу, что делает эта коммуна. Тут же в Ульяновском заводе есть детский сад, и вот эти коммунары обратили самое серьезное внимание на детей. Они делятся с ними имеющимся в распоряжении коммуны мясом, а также согласно постановления организации отдают все получаемое от коров молоко детскому саду. Этот пример юных коммунаров заслуживает внимания. Кто следующий?

Заболотский. По уезду. Кто следующий? // Красный пахарь (Уржум) – 1920 г. № 7

На фото: Уржумская уездная конференция ВЛКСМ, 1928 год

 

Описание районов, тяготеющих к станциям Пермь-Котласской линии в пределах Вятской губернии

Станция Кузьма. Ближайшее к станции селение Верхне-Лыпинское находится в 7 верстах, торговли в нем нет. Хлебные грузы подвозятся из села Петропавловское, отстоящее от станции в 40 верстах, доставка зимой 3-4 копейки с пуда; летом подвоз прекращается. Иногда местные крестьяне торгуют хлебом у станции.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии - Вятка 1901 г., с.180-184

 

История населенных пунктов Вятского края: Семушино



Год от года растет и благоустраивается поселок Семушино – центр колхоза имени Ленина Зуевского района. Сейчас здесь три улицы. 100 домов выросли только в этом году.
Колхозники, не испытывая никаких затруднений, переезжают из маленьких деревень в центр, где есть электрический свет и радио, клуб, пущена в эксплуатацию первая очередь водопровода. В поселке много строится культурно-бытовых объектов. Возведен первый этаж каменного здания школы, сдана в эксплуатацию большая столовая, пекарня, закладывается комбинат бытового обслуживания, работает круглый год детский садик.
Сейчас в поселке есть своя парикмахерская, работает скоро год колхозница-комсомолка Людмила Рудакова, по путевке правления окончившая курсы.

Коммунар (Верховинский район) - 1960 г. № 151

На фото: современное Семушино. Фото Елены Чудиновских

 

Анекдоты о вятчанах



Шли два нищих и рассказывают:
- Вот, - говорит один, - доберемся до деревни, спросим молочка, накрошим туда хлеба и славно поедим.
- Погоди крошить-то, - говорит другой, - не то, пожалуй, пока дойдем, прокиснет.
Дошли до деревни, а молока-то им не дали.

Вятский свистун - 1992 г. № 4, с.34

Фото С.А.Лобовикова

 

Из истории населенных пунктов Вятского края. Яранск строится...



Январь 1968 года. Строители сдали в эксплуатацию 12квартирный дом по улице Некрасова. В нем водопровод, проведены газ, канализация.
Достроен Детский сад. За 2 года к основному зданию пристроено новое трехэтажное помещение, где расположились все отделы и службы районного совета и городского совета. В нижнем этаже открылась столовая.
Закончено строительство химчистки и крашения одежды.

Наш край (Яранск)- 1998 г. № 2, с.57

 

Вятские прибаутки

Одна женщина говорила, что у нее три сына, и всех зовут с одной буквы. Когда ее спросили, как же их зовут, то она, нисколько не смущаясь, ответила: Миколай, Микита и Митрий.

Вятский свистун - 1992 г. № 3, с.25

 

Из истории вятских деревень: Решетники

Свеча. Благоустраивается деревня Решетники – хозяйственный центр второй комплексной бригады колхоза «Красное знамя». Большое внимание уделяется здесь культурно-бытовому строительству. За последнее время открыты новый магазин, сельский клуб, школьная столовая. Недавно распахнула двери сельская библиотека. Скоро начнут работу почтовое отделение, медицинский пункт.
Немало построек появится в Решетниках в юбилейный год. Будут построены школьная мастерская и жилой дом для медицинских работников.

В.Белкин. Молодеет деревня Решетники // Кировская правда - 1967 г. № 89

 

Пословицы и поговорки удмуртского народа

Клин клином выбивают.
Летает хорошо, да садиться не умеет.
Среди грамотеев много дураков.
Пряди всяк свою пряжу.

Если плачут, - просят, ты реви, да не давай.
Дураку закон не написан.
Не во время гость хуже татарина.
Бог не выдаст – свинья не съест, а коли Бог выдаст, так и свинья съест.
Щука умерла, зубы оставила.
Сделайся только овечкой, а волки готовы.

Записаны были Григорием Верещагиным в селе Бураново Сарапульского уезда // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии - Вятка 1911 г., с.57

 

Жители города Вятки на старинных фотографиях



На фото Симонов Василий Максимович (слева). Известно, что работал на почте в городе Вятке и имел в городе два доходных дома, а также имение в губернии. Интересно, что происходил он из простых крестьян села Вожгалы Вятского уезда, где в 1912 году родилась дочь Александра. Как говорится, кто трудился, тот имел все, а кто бухал и лежал на печи... Итог такой трудовой биографии в советское время был очевиден: репрессия...

Фото и информация предоставлены потомками

 

Ответ на интересное мнение: крестьянское благосостояние



"Заболеет этот трудолюбивый крестьянин прямо перед посевной, или лошадка внезапно падёт, или заберут её по мобилизации, или пожар случится и в одночасье всё сгорит дотла, или среди детей будут одни дочери, ни одного сына, или просто фортуна однажды обманет, обнулив все вложенные средства..."

Интересная фраза, но она до 1917 года не могла иметь подтверждение. Раньше свои хлебные запасы крестьяне держали не дома и даже не в подвале, а в амбарах и на поле. Скирды хлеба до злополучного 1918 года стояли десятки лет. У удмуртов были т.н. "девичьи скирды" - приданое невесте, которые могли стоять с ее рождения. Даже если бы у трудолюбивого крестьянина сгорел дома или он заболел, скирды хлеба в поле всегда бы его выручили в трудный год. При таких условиях крестьянина могла разорить только тотальная продразверстка. Не случайно самый большой голод в истории России пришелся на 1921 год...

Марийский коммунист А.Р.Анчугин так вспоминал, как происходила продразверстка в деревне Энермучаш Уржумского уезда:
«На долю нашей деревни досталась огромная сдвоенная ржаная скирда энермучашского кулака Алексишки Бирюкова. Скирда старая урожая 1909 г., сверху обросший мохом. В назначенный день молотьбы соседи по человеку с дома, да плюс подростки, а всего 40 человек забрали у Наумовых две ручные молотилки, 2-3 веялки, метлы-грабли-лопаты, полога, с полсотни мешкотары (по два мешка с дому), прочий инвентарь и всей этой группой с раннего утра отправились в деревню Энермучаш молотить старую скирду, которая стояла в конце усадьбы у поля.
Расчистив землю вокруг скирды, обе молотилки поставили по ходу зерна в ряд. Дальше конвеером на разосланных пологах поставили две веялки в ряд и всюду расставили людей-работников.
Скирду ломал сам хозяин – сын Иван Алексеевич, а помогал ему наш сосед Федор Ефтаныч, здоровый солдат как медведь. Нервничал Иван Алексеевич, ругался негрубо, жалел хлеб, но ничего поделать не мог. Больше он ругал отца Алексея Яковлевича за то, что тот напрасно «долго трясся», скапливал хлеб, и вот теперь накопил сам не рад.
Четверо здоровых мужчин острыми топорами рубили пополам ржаные снопы на скирды, отделяли колос от полусгнившей гузовки. Мы подростки активно оттаскивали эти гузовки к месту, где двое рабочих складывали их в «новую скирду», а колос подтаскивали к машинам-молотилкам..
Крутились и визжали наши молотилки, очищалась солома и зерно, работали дружно веялки, заполнялась мешкотара и чистое зерно отвозилось на государственный склад в деревню Колокуду. Зерно добротное, даже вкусное, отлежавшееся за долгие годы в скирде. Подростки набирали это зерно в карманы и с удовольствием ели его вместо семечек (ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.30 лл.31-32)».

 

Жизнь крестьянской семьи по архивным документам



В XIX-начале XX вв. в деревне Красный Ключ Сернурской волости Уржумского уезда жила семья Вшивцева Григория Ивановича и затем его сына Василия Григорьевича. Можно ли через много десятков лет благодаря архивным документам посмотреть, как жила определенная крестьянская семья? Оказывается, можно. В семье Григория Ивановича и его жены Татьяны Никифоровны было только двое детей - сын Василий и дочь Евгения; сведений о других детях, по крайней мере, нет в метрических книгах. Хозяйство Григория Ивановича было обозначено и в "лошадиной" переписи 1891 года. Согласно ей, в семье не было лошадей (как почти у всех Вшивцевых этой деревни), т.е. семья была, скорее всего, бедная. В 1908 году, согласно метрической книге, Григорий Иванович умер в возрасте 70 лет "от старости".
В семье Василия Григорьевича Вшивцева и его жены Евдокии Ивановны, которые поженились в 1878 году, был только один сын - Иван. Еще один сын умер во младенчестве. По каким-то причинам, больше детей, в этой семье не было. Они не упоминаются в метрических книгах.
Свадьба Ивана Васильевича Вшивцева отгремела в 1905 году. Как водилось в те времена, невеста была старше жениха: ему 19, ей 20 лет (нередко, невеста была старше на несколько лет). В семье этой пары было пятеро детей: четыре сына и дочь. Благодаря, сельскохозяйственной переписи 1917 года, можно узнать, как жила эта семья накануне революции. Оказывается, за прошедшую четверть века семья не шибко "разбогатела" (по сравнению с другими хозяйствами, о которых мы рассказывали ранее). В хозяйстве значилось:
2 лошади старше 4 лет;
4 овцы;
2 ягнят;
2 свиньи старше 1 года.
Наемные работники не были обозначены, т.е. найма сельскохозяйственных работ, по крайней мере, в этот период времени не было. Если учесть и то, что в семье было работника - хозяин 63 лет ("хозяин, 63 лет, неграмотный, работает") и его сын, который ушел защищать Отечество по мобилизации ("сын 32 лет, грамотный, не работает, отсутствует по мобилизации 30" - что значит цифра 30, не совсем понятно), не считая жены хозяина 63 лет и снохи 33 лет (обе неграмотные). Дети Ивана Васильевича были еще малы - от 2 до 10 лет. В карточке переписи обозначалось и количество земли, которая принадлежала семье: "Число разверточных единиц земли 2". 2 - это 2 десятины?
Учитывая эти данные 1917 года, как Вы думаете, какого состояния могло быть данное семейство - было оно бедным или все же более-менее состоятельным?

Использованы документы архивоа ГА РМЭ и ЦГАКО. Фото предоставлено потомками. На нем Иван Васильевич запечатлелся во время службы на Первой Мировой войне (или как тогда говорили, Второй Отечественной), с боевыми товарищами.

 

С архивной полки. Протопоп Любимов - старейший батюшка города Уржума

Протопоп - по современному говоря, протоиерей с функцией благочинного. "Изначально протопоп — это глава протопопии, то есть благочиннического округа..." ("Википедия"). Этот сан существовал в Русской Православной Церкви с XVI до начала XIX века. До конца XVIII века Вятская епархия была разделена на сферы духовных правлений (их документы сохранились в архиве ЦГАКО), а те - на протопопии (благочинные округа, говоря по-современному). Соответственно, во главе каждой протопопии стоял протопоп, а на приходе служили попы (священники), как писалось в церковных документах того времени. Слов "иерей и "протоиерей" в документах того времени еще не было. Тогда никому бы в голову не пришло, что через полтораста лет слово "поп" станет оскорбительным. Слово "поп" запечатлелось и во многисленных священнических фамилиях Поповы.
В конце XVIII века в Уржумском духовном правлении одним из самых уважемых священников был протопоп Дамиан Петрович Любимов. В 1798 году он был уже в преклонных годах, ему было 64 года. В его "послужном списке" кратко сообщалось: "Протопопский сын, в протопопа посвящен в 1792 г., ставленую грамоту имеет, в штрафах не зван" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.19 л.430). Интересно, что в документе фамилия его не была обозначена, но она упоминается у его сына диакона Петра Дамиановича, который служил вместе с отцом в Свято-Троицком соборе города Уржума. Про Петра Дамиановича кратко сообщалось: "Состояния нехудого, и мирен".
В том же 1798 году духовные правления были ликвидированы, вместо них возикли благочинные округа. В 1801 г. отец Дамиан писался в церковных документах так: "Свято-Троицкого собора благочинный протоиерей Дамиан Петров сын Любимов 67 лет". Как видим, впервые появилось слово "протоиерей". Слово "протопоп" навсегда ушло в прошлое. Тогда же более подробно сообщалось о его жизни. Например то, что он обучался в Казанской семинарии по богословию (Уржумская земля до 1790 г. входила в Казанскую губернию), в 1792 году преосвященным Лаврентием епископом Вятским был произведен в протоиерея (протопопа), а "по уничтожении Уржумского духовного правления из присутствующего в благочинные определен по указу Вятской духовной Консистории мая 14 дня 1800 г." Сообщалось и о характере старейшего уржумского батюшки: "Скромен и воздержан, к церкви Божией прилежен, дела по должности понимает и исправляет без остановки". Сын его уже не упоминался. Видимо, был переведён в другой приход...

ЦГАКО ф.237 оп.70 д. 21 лл.334 об.-335

 

С архивной полки. Вятские Шаляпины



Как известно, Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году, но его предки былии вятскими. Отец его - Иван Яковлевич Шаляпин (1838—1901) - был крестьянином деревни Сырцово Вогжальской волости Вятского уезда Вятской губернии. Интересно, что многочисленные крестьяне Шаляпины жили в Вожгальской волости и позднее. Возможно, некоторые из них могли приходится родственником известному певцу. Кто знает, может его родственники проживают в современном Кумёнском районе и по сей день?
Много Шаляпиных проживало в починке, который писался как "починок по другую сторону реки" Вожгальской волости. О какой реке шла речь, в названии починка не указывалось. Так, 8 мая 1908 года в церкви села Вожгалы прошло крещение близнецов Шаляпиных Ивана и Анны - детей крестьян Ильи Флоровича и Ирины Даниловны Шаляпиных. Крестным Анны стал крестьянин того же починка Илья Гурьевич Шаляпин (ЦГАКО ф.237 оп.226 д.693 лл.421 об.-422).

На фото: отец Ф.И.Шаляпина. Фото С.А.Лобовикова

 

Цены в городе Вятке в начале 19 века



По данным апреля 1837 года, в городе Вятка плата за «денную работу» одному человеку с лошадью составляла 1 руб. 60 коп, а человеку без лошади – 80 коп. ассигнациями (при счете на серебро было несколько дешевле).
Что же горожанин мог купить, отработав день у кого-либо и получив свои деньги? Не так уж мало. Пуд (16 кг.) сена стоил 27 коп., а пуд соломы – 12 коп., пуд свежего мяса – 4 руб., соленого – 2 руб. 80 коп., а пуд масла топленого – 13 руб. Пуд ржаной муки стоил тогда 85 коп., а ведро вина – 6 руб. Недорого стоили крупы – гречневая, овсяная, ячневая. Так что даже человек, нанимающийся на простую поденную работу, мог прокормить себя и свою семью, конечно, без излишеств.

Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.171

 

Деревни Вятской губернии: починок Мульшурский (Увинский район республики Удмуртия)



Несуществующий населенный пункт.
Находился в 9 км. севернее с.Нылга, другие близлежащие населенные пункты были: д.Мульшур – в 1,5 км южнее, д.Багай – в 2,5 км западнее, починок Михайловский – в 2км севернее, с.Кыйлуд – в 6 км восточнее.
Размещалась деревня на взгорке меж двух небольших логов с безымянными ручьями – правыми притоками р.Копка, впадающей в р.Нылга.
Образовали населенный пункт русские жители д.Мульшур, выселявшиеся в начале 20 века на свои же поля.
Первоначальное название «починок Лоншаковский при д.Мульшур-Вамья». Первыми жителями были Гавриил Астраханцев, Александр Кириллов, Гавриил Тюлькин.
В 1909 г. Сарапульские уездные землемеры закрепили за починком 147 десятин пашни в стороне поч.Михайловский.
В 1920 г. состоял из 10 дворов и 62 жителей.
Колхоз образовался в 1932 г. Назвали его «им.Чапаева». По названию колхоза в окрестных деревнях переименовали и в деревню – в «Чапай». Со временем в колхоз вошли все 13 дворов. Эта цифра – точка наибольшего роста деревни.
В 1950 г. колхоз вошел в состав мульшурского «Выль улон», что явилось началом развала деревни.
Народ начал разъезжаться из деревни в ближние леспромхозы, Нылгу, Вишур, часть уехала в Мульшур. Колхозную контору перевезли под жилой дом в д.Мульшур, где он и сгорел в 1996 г.
В 1959 г. еще жили 21 человек.
Деревня исчезла в середине 60-х. Сейчас место деревни распахано.

А.И.Пудов. История увинских деревень – Ува 2000 г., с.191

Фото С.А.Лобовикова

 

Первые школы Пижанского района



В 19 веке на территории нынешнего Пижанского района было лишь три церковно-приходские школы: Пижанская, Ижевская и Войская. Положение с грамотностью населения было тяжелое, многие не умели ни читать, ни писать. Грамоте обучали в основном мальчиков, девочки же были лишены этой возможности, т.к. в то время считали, что женщине грамота не нужна. В 1891 году из 100 русских мальчиков школьного возраста учились только 19, девочек – лишь 3,4 %.
В 1871 году открыли церковно-приходскую школу и в с.Ижмаринское. В ней учились 11 детей. Срок обучения составлял 2 года. Наряду с другими предметами здесь преподавали и Закон Божий. В 1895 году школу посещали уже 60 детей из Тожсолинской волости (53 мальчика и 7 девочек) и 13 мальчиков из Кичминской волости, 40 детей ходили ночевать домой, а 33 человека жили на квартирах. В школе учились дети разных возрастов, от 7 до 15 лет, один ученик был старше 15 лет.
В 1895 году церковно-приходская школа существовала за счет местного приходского попечительства. Здание принадлежало церковному попечительству. В школе были три классные комнаты. Земли при школе не было. Попечителем училища был Александр Самуилович Гаркунов, один из сыновей священника Сретенской церкви Самуила Тимофеевича Гаркунова. После его смерти дети выполнили завещание отца и в 1885 г. передали его дом церковно-приходской школе. ССами в с.Ижмаринское не проживали.
К 1 января 1899 года в церковно-приходской школе обучались 52 мальчика и 2 девочки. К 1 января 1900 года – 77 мальчиков и 4 девочки. Окончили курс в 1900 году 7 мальчиков и 1 девочка. Образование заканчивалось тремя классами.
… Темным медвежьим углом считалась в прошлом Тожсолинская волость. По переписи населения 1912 года, в нашей волости мальчиков школьного возраста обучалось не более 40 %, а из 100 девочек школьного возраста – 3. Свыше 90 % девочек накануне Октябрьской революции были неграмотными.

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный. Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.155

 

Вятские деревни их история: Вшивики (Верхошижемский район)

Деревня находилась в пяти километрах к северо-востоку от Зонихи, на правом берегу верховья Суводи. Официальное название починка «Улановский» дано по фамилии основателя. Почему деревня получила такое название, стоит только догадываться. Основав селение в 1770-х годах, Уланов вскоре покинул его. В 1779 году починок состоял из одного двора, в котором проживала семья 56-летней вдовы Прокопия Брылякова Ульяны из 15 человек. Через два года в селении было три двора:
1.Вдова Прокопия Брылякова Ульяна 58 лет, семья 17 человек.
2. Андрей Логинов Брыляков 36 лет, семья 5 человек.
3. Дмитрей Стефанов Терехин 44 года, семья 14 человек.
В 1859 году починок состоял из 20 хозяйств, в которых проживало 52 человека мужского пола и 68 женского. В 1891 году в десяти дворах было 45 человек. Числилось Брыляковых восемь семей, по одной Окуневых и Русских. В 1926 году в деревне записано 12 дворов крестьянского типа и два прочих. Жителей было 26 человек мужского пола и 30 женского.
Решением Кировского облисполкома от 14 августа 1968 года № 462 деревни Вшивики и Гладыши Зоновского сельсовета объединены в один населенный пункт Гладыши.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.221

 

Истоки. Вытеснение удмуртского населения в ходе татарской и русской колонизации



Болгаро-татарская колонизация, усилившаяся во второй половине 14 века, наводнила южную окраину вотских земель. Вотяки были вытеснены из г.Арска, с верховьев Казанки, с правых притоков Вятки, отодвинуты от Камы и от слияния Вятки с Камой. Болгарские колонии на р.Бур являлись центрами распространения культурного влияния мусульман на вотяков. На Шошме образовались такие прочные татарские поселения – Балтаси, Янгулово, Смаиль и т.д. Лызинские, сизнерские, цыпьинские, юмьинские и урясь-учинские вотяки оказались окруженными татарскими поселениями. Отсюда они выселялись к востоку, на Валу. Докьинские вотяки сохранили предание о том, что род Пудга пришел на Валу из-под города Арска. На севере русские вытеснили вотяков с р.Вятки. Вотская эмиграция переполнила бассейн Чепцы, направилась на юг – в бассейн Кильмези и Камы. Со времени завоевания Казанского ханства для русской колонизации были открыты пути по Каме и по нижнему течению Вятки. Чепецкие вотяки, входившие в состав Казанского ханства, также оказались под ударами русской колонизации, и в Вотский край хлынул поток русских переселенцев.

М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.182-183

 

Земледельческие орудия Вятской губернии: соха с полицей



Являлась пашущим орудием, в котором приспособлением для отваливания земли служила полица. При перемене направления движения сохи полица могла перекладываться с одного сошника на другой, с тем чтобы взрыхленная земля падала все время в одну сторону, а невспаханная оставалась с другой. Это свойство полицы – отвала – имело большое значение при вспашке узких крестьянских полос, где не было возможности развернуться, не заезжая на соседнюю полосу. Основным недостатком сохи с полицей являлась малая глубина вспашки, приводившая к быстрому истощению верхнего плодородного слоя, и несовершенство отвала, в лучшем случае сгребавшего землю в одну сторону. Кроме того, полица не засыпала удобрений земли, и они, выветриваясь на поверхности, теряли свои качества. Поэтому особенно активно на северо-востоке России в том числе и в Вятской губернии, где почва была малоплодородной, было много залежных, неиспользованных земель, шло усовершенствование сохи.

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.149

Рисунок из книги

 

Как кладовщиком робила или об одной пагубной привычке русского человека



Я после войны долго конюшила, пока кладовшиком правленьё не нарядило роботать. Четыре года на роботу, как в тюрьму ходила. Склад-от был немудристой. Везде надо было глаза да глазки: то прут, то ташшат. Залезь с крыши, отодвинь доску и таскай сколь хошь. Одно согрешеньё, а не робота. Одинова потерелся у меня мешок с овсом, дак по-широкому вышло. На правленье розбирали. Председатель сказал: «Нюр, если ты не брала, дак не бойся ничего».
А я сама, пока робила, дак не горсти не бравывала и никому без розрешенья не давывала. После правления-то пошла ко складу, гляжу, а от его следы мужичьи идут. Пошла по следам, и они к дому Настасьи Семенихи привели. Ну, я и приступила к ней: «Это твой мужик сделал, больше некому!» Она мне: «Если будёшь рот розевать, я тебе грудь сорву!» Окостыжилась на меня, но к вечеру мешок с овсом у склада образовался.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.20-21

 

Вятские традиции: вечерки



Человек вырастал в атмосфере песни, дышал, жил ею. Без песни были немыслимы посиделки (вечерки). Проблемы одиночества среди молодежи не было. На вечерке любой парень мог легко познакомиться и свободно поговорить с любой девушкой. «В вечеринку обычно все расходились по парам, одна из которых водила. Водящие подходят к каждой паре и спрашивают: «Люба ли?». Если не люба, то эту девушку забирают, спрашивают, кто люба, и приводят ее» (А.И.Веретенникова, 1913).
Бывало и вот так: «Любили мы раньше в избушках собираться. Вечером так приоденешься: сарафан красивый да косу туго заплетешь – и пойдешь в избушку. Там много молодежи собиралось. Мы всегда сидели пряли и пели песни. Сперва парней нету, а потом к ночи стучатся. Только зайдут, как гармошку затягивают – и пошли плясать. Любили очень хороводы водить и у озера сидеть, рассвет встречать» (А.Ф.Санникова, 1923). Живое слово песни, частушки, сказки давало отдых человеческой душе, освобождало ее от тяжкого быта.
Гармонь во многие деревни пришла довольно поздно - в конце 19-начале 20 вв. Продолжали кое-где играть и на балалайке. Но парни-гармонисты быстро стали людьми авторитетными и уважаемыми, любимцами девушек. К 1930-м годам даже в глухих деревнях кроме хороводов плясали немало и других более современных плясок.

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.71-72

 

Миграция марийского народа, запечатленная в топонимике



Данные языка и археологии говорят, что значительно большая часть мари под натиском славянской колонизации снимается со своих мест и медленно отступает на восток и северо-восток, порой подолгу задерживаясь на той или другой территории. При этом можно видеть, что народ всюду дает одни и те же любимые и так много говорящие его сердцу названия рекам и поселенным местностям, т.е. места своих новых поселений на востоке и северо-востоке и вновь встречающиеся ему на пути реки он называет теми самыми именами, какие носили реки поселения в покинутой им стране.
Так, река Унжа встречается 4 раза: во Владимирской губ – лев. пр.Оки, в Костромской – лев. пр. Волги, в Маробласти – лев. пр. Волги и, наконец, в Вятской губ. – прав. пр. Пижмы; р.Шанерка (Сорога) – 3 раза: в Московской, Владимирской и Костромской гг.; селения Вараксино: в Ярославской, Московской 2, Костромской гг., Маробласти и Башреспублике; рч.Талка: в Владимирской, Вологодской, Нижегородской и Костромской гг. Подобные повторяющиеся названия рек, поселений и разн. урочищ, можно встретить в очень большом количестве.

Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.59

 

Битва вятчан с устюжанами: и быль, и легенда, и любовь…



Существует народное преданье, по которому вятчане избили однажды пришедших к ним на помощь устюжан, приняв их, в темноте ночи, за врагов. Рычков (его «Журнал или дневные записки путешествия» изданы в 1770-1772 гг.) относит это событие к 1391 году, а живший в г.Вятке в изгнании Хитрово («Труды и пр.» 1826 г.) дополняет еще подробный рассказ Рычкова деталями романтического свойства. Будто бы устюжский княжич был пламенно влюблен в дочь начальника Вятского уезда (имена героев и другие подробности мы опускаем) и уговорил своего отца помочь вятчанам; но отец и сын были убиты, а прекрасная героиня, узнав о смерти своего возлюбленного, приняла яд… Все эти подробности – явная выдумка; во основе их лежит, кажется, какое-то зерно истины: в старинных (XVII в.) вятских синодиках находят записи: «Устюжских Василия. Федора Патрикия. И иже с ними 7000 убитых под Котельничем градом».

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

По страницам метрических книг. Неблагословенный брак?



Нередко на страницах метрических книг встречаются записи о браке жениха совсем из другой местности (в метриках которой его бракосочетание, по понятным причинам, не найдется, если брак его был зарегистрирован совсем в другом месте), а "выдание" невесты в чужой приход и вовсе было распространенным делом. Гораздо реже встречается венчание и жениха и невесты, которые оба были из чужой местности. Такое бракосочетание произошло в 1915 году в приходе села Великополье Яранского уезда. Жених: мещанин города Царевококшайска Казанской губернии Алексей Михайлович Булычев, невеста - крестьянская девица деревни Тимеевой Царевококшайского уезда Татьяна Михайловна Смирнова. А поручителями у них были местные жители - несколько крестьян, а также урядник 13го участка Яранского уезда и учитель двухклассного Великопольского учителя.
Спрашивается, что их занесло венчаться в такую глушь? Неизвестно....

Га РМЭ ф.305 оп.1 д.424

 

Эпоха - газетной строкой. Безлошадность яранских крестьян



Еще о безлошадности. В Яранскую уездную управу поступает очень много ходатайств безлошадных крестьян о выдаче им ссуд на покупку лошадей, так что управа, израсходовав на этот предмет весь ранее открытый ей кредит в размере тысячи рублей, просит в настоящее время губернское земство открыть ей допустимый кредит в 500 рублей.

Яранская уездная управа просит губернское земство об открытии ей внешнего кредита в количестве 1500 рублей для выдачи ссуд безлошадным крестьянам.

Вятский край - 1896 г. № 61 и 70

 

С архивной полки. Удмуртское и татарское население Марийской Автономной области в 1920-е годы

Список татарского и вотского районов Мари-Турекского кантона

1.Экономическое состояние

Население занимается исключительно земледелием, отхожих промыслов мало в Татарском районе, в особенности в Параньгинском, где сильно развита торговля. Во всех этих районах имеется частных торговцев 398 человек, а что касается в вотском - Кырлыганском районе, то частной торговли нет. Переход на многопольный севооборот идет медленно; это объясняется тем, что у населения нет денег на приобретение культурных травянистых семян и отчасти тормозит кулачество. Кустарное производство развито слабо. Всего кустарей в 6 районах имеется: кузнецов 19, пекарей 3, мастеров 4, портных 12, овчинников 7, маслозаводов 2, шорников 1, валенщиков 29, сапожников 6 и самопрядчиков 3. Кооперирование их в кустарные артели идет слабо, что объясняется недостатком агитационной работы на этот счет, а также отчасти страдает за неимением руководителей этих артелей. В культурном отношении эти районы являются отсталыми, религиозность еще держится.

ГА РМЭ Р-250 оп.4 д.39 лл. 22-24 об.

 

По страницам белогвардейских газет. Из оперативной сводки на 13 марта 1919 года

Глазовское направление. Противник безостановочно отходит на запад, преследуя его, наши части с боем достигли линии Нинское-Никольское – разъезд 32 и деревня Мхимоста. Здесь наши части продвинулись таким образом за сутки на 25 верст от своего исходного положения.
Южнее железной дороги Пермь-Вятка, продолжая развивать достигнутый успех, наши части ведут упорный бой за обладание Очерским заводом, где красные, сосредоточив до трех полков, оказывают упорное сопротивление. Нами захвачено за день 70 пленных, подводы с продовольствием, 20000 патронов, винтовки и другое имущество.
Наша левая колонна, наступающая в район шоссе Очерский завод-Б.Сосновское с боем заняла дер.Маштаки.
Колонна, действующая в районе Черновское, заняла деревню Кукушкина.
Южнее у дер.Юрзовки красные, вводя в бой свежие резервы, переходят в контр-атаки, которые нами успешно отбиваются.

Вестник Приуралья – 1919 г. № 1 от 14 марта

 

Свистопляска как память о битве вятчан с устюжанами…

…В народном сознании с этим событием связано прозвище вятчан «слепородами» и местный праздник свистопляска или свистунья. Правда, название слепороды можно объяснить и тем, что у вотяков, коренных обитателей Вятского края, глаза вообще подслеповатые, а у детей они крайне малы (слепород значит: родящийся слепым; а свистопляска имеет бесспорную связь с древне-языческим праздником семиком. Но нас интересует в данном случае не столько прошлое, сколько настоящее.
Ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе в г.Вятке бывает ярмарка и вместе народный праздник, известные под именем свистопляски или свистуньи. Совершается поминовение усопших (главным образом в часовне у Раздерихинского спуска). Еще недавно, как передают, здесь продавались особые глинянные «шарыши» и ими перебрасывались стоящие внизу и вверху спуска. Хитрово пишет: «В этот день жители Вятки, помолившись утром у деревянной часовном за усопших, посвящают весь день прогулке и увеселениям. Народ собирается на городских валах и, запасшись свистками, целый день свистит, бросает с вала в ров глиняные шарики и продает, якобы в честь вдов, оставшихся после сражения, глинянные куклы, расписанные разными красками и раззолоченныя».
Неперестающий свист слышится на вятской свистунье и в наши дни, во все время продолжения ярмарки (3 дня с субботы до понедельника). Свистки самых различных сортов продаются во множестве. «Глинянные куклы» также продаются и составляют главный предмет торговли на этой игрушечной ярмарке.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.


Назад к списку