- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 16-28

Забытые вятские игры: локта



Локта. 1. Рычажок, палка, которой ударяют в мяч. 2. Особая игра в мяч. «Айдате ребята играть в локту».

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

Примечание. Может под словом "локта" имелась в виду "лапта"?

 

По страницам писцовых книг XVII века



Починок Овсянника Бутакова полдеревнею, что был принушен к деревне Чирковской. Во дворе: Овсяничко Бутаков. Пашни паханые добрые земли чем в поле, а в дву потому ж, а в нем живущем пол-трети.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г.

На гравюре: русская деревня того времени. Вид русского села времен Алексея Михайловича. «Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века».

 

Народы Вятской губернии в описаниях этнографов: башкиры



Башкиры живут только в двух уездах - Сарапульском и Елабужском и их всего 12 тысяч. По наружному виду и по одежде башкиры походят на татар и также исповедуют магометанскую веру. Прежде башкиры вели кочевой образ жизни, то есть переходили с места на место с своими семьями, кибитками и стадами лошадей и овец, а теперь живут оседло, в деревнях, занимаясь земледелием, хотя обрабатывают землю плохо и притом весьма беззаботны, а потому и жив по большей части бедно.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1903 г., с.32

На фото: групповый портрет башкирской семьи конца 19-начала 20 вв.

 

Идель, Шорог-Адаль, Шорог-Шу... Названия рек у разных народов Поволжья



Из татарского слова Идель или Адель Чуваши сделали Адаль и Волгу, по обыкновению живущих по Каме вотяков называют Асли-Адам, т.е. Большою Рекой, а напротив того Каму Шорог-Адаль, то есть Белою; и сие последнее название взято от того, что вода в Каме светлее, нежели в Волге. Повыше устья речки Казанки, при которой город Казань стоит, в 40 верстах с западной стороны впала в Волгу небольшая речка, которую чуваши по вышеоказанной же причине Шорог-Шу, то есть Белой Речкою называют; по-русски именуется она Беловотскою речкою, по которой также большое село, стоящее при устье оной речки на самом высоком яру того берега по реке Волге, с построенными многими дворами в низ по оной же реке, называется Беловолжским селом.

Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков : с показанием их жительства, политического учреждения ... . - СПб., 1791.

 

Город Малмыж в советское время

Малмыж – районный центр, расположенный в юго-восточной части области, на правом берегу реки Шошмы. Как город существует с 1584 года.
С областным центром и ближайшей железнодорожной станцией Вятские Поляны город связан Казанским трактом. По тракту от Малмыжа до Кирова 308 километров, до Вятских Полян – 60 километров. Кроме того, он связан с областным центром местной авиалинией, а летом и водным путем по реке Вятке.
Площадь города – 775 га, в том числе застроенная – 157 га. Население на 15 января 1959 г. - 9,1 тысяч человек.

Города Кировской области - 1968 г., с.288

 

Эпоха - газетной строкой. Содержание заключенных в кандалах

Кандалы с умершего в губернской больнице больного арестанта как нам сообщают были сняты 3 января. Сообщение наше о ранее умершем арестанте не совсем точно: перед самой смертью кандалы с него были сняты.

Вятская речь - 1910 г. № 3

 

Легенды села Рождественское Яранского уезда


 

В церкви проходили все обряды: крестили, венчали, отпевали. Бабушка рассказывала, что покойник одну ночь спал в церкви, и бывало, придешь на следующий день, и покойник перевернутый лежит.
Старожилы села рассказывают, что архитектор, проектировавший храм, завещал похоронить себя на входе в церковное здание, чтобы люди перешагивали через его могилу, желая увековечить память о себе. Что и было исполнено.
Подковырин Иван Васильевич, д.Малое Панчино.

Краеведческий сборник "Наш край" - Яранск 1998 г. № 2, с.60

На фото: таким был храм в свои лучшие годы. Фото с сайта sobory.ru

 

Эпоха газетной строкой. Вятские лошади на Московском ипподроме



На Московском ипподроме 8 марта приз 4 группы для лошадей, рожденных в 1909 году, на дистанции в 1 ½ версты взял 3 приз «Мушкатер» И.В.Поскребышева в 142 рубля. Резвость 2: 41,2. Наездник В.Гусаков. дорожка была очень тяжелая.

Крестьянская газета - 1917 г. № 63 17 марта

На фото: Московский ипподром в 1909 году

 

С архивной полки. Старообрядцы в архивных документах



В Святогорской волости Глазовского уезда проживало в начале прошлого века много старообрядцев. Некоторые деревни были сплошь старообрядческие в этих идеально глухих местах. При составлении родословной по истории конкретной семье из деревни Гужношур (Ново-Кычино) довелось зафиксировать интересный факт. До 1903 года старообрядцы не упоминаются по этой деревне, как не исповедующие Православие. Однако в 1903-1906 гг. в церковной метрикации наблюдается интересный "проблеск" - некоторые староверы принимают Православие и фиксируются в церковных книгах. Например, 23 января 1904 года была присоединена к Православию трехлетняя девочка Евфимия - "Святогорской волости и прихода деревни Гужношур крестьянина раскольников беспоповской секты Макария Сергеева Карачева и его сводной жены того же согласия Параскевы Григорьевой дочь Евфимия 3 лет присоединена к святой церкви чрез миропомазание с оставлением прежнего имени". Крестной девочки стала жена псаломщика Святогорской церкви Алексея Черницына. В феврале того же года Макарий Сергеевич присоединяет к Православной вере еще своих троих детей, сам оставаясь в старообрядчестве. В 1906 году он "присоединил" к Православию дочь Елизавету. В 1904 году в Православие переходит взрослый старообрядец - "присоединенный крестьянин раскольнической беспоповской секты Логин Сергеев Карачев 25 лет с сохранением прежнего имени". В 1904 и в 1906 гг. он присоединил к Православию двух своих детей. Перешли в Православие и крестили своих детей и несколько других крестьян Карачевых. Неожиданно после 1906 года все упоминания о крестьянах Карачевых снова исчезают. Это можно объяснить одним - все они снова возвратились в старообрядчество.

На фото: дом старообрядца Тарасова в Костромской слободе. Фото с сайта https://countryscanner.ru/kostromskaya-sloboda/5/

 

С архивной полки. Исконные марийские имена в отчествах


 

В начале 20 века исконные марийские имена ввиду масштабной христианизации марийского населения стали большой редкостью, точнее говоря, исчезли совсем. Даже закоренелые приверженцы традиционной марийской веры уже носили православные имена. Однако эти исчезнувшие имена еще иногда проскальзывали в отчествах.
К примеру, в 1917 году в приходе села Упша Яранского уезда сочетался браком крестьянин деревни Люльпаны (деревню написали как Люмпаны) Николай Кондаков. Отчество читается как Вокитев(?) и явно не православное...

ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.534

 

С архивной полки. Приключения батюшки Георгия



Из "послужного списка" священника Покровской церкви города Сарапула Георгия Ивановича Юмина за 1813 год вырисовывается его интересная биография. Родился батюшка в городе Слободском, где его отец Иоанн Фомич Юмин служил диаконом в Вознесенском соборе. Под конец жизни он был переведен в Сарапул, где и скончался. Сын его Георгий в это время уже жил отдельно. Образование его указывалось, как "не окончивший курс философии" Вятской духовной семинарии. В 1798 году Георгий был произведен Преосвященным Амвросием во священника 1798 г. в село Чутырское Сарапульского уезда, видимо, чтобы быть поближе к семье отца. Вместе с молодым диаконом приехала и его жена Евгения Егоровна. Здесь в жизни молодого батюшки произошла первая жизненная проблема. Как указывалось в его "послужном списке", в 1801 году "для прекращения с прихожанами несогласия произошедшего от чрезмерного вымогательства от них доходов" он был перемещен в село Филиппово того же уезда. Похоже, по той же причине, в Филиппово батюшка тоже долго не задержался, и в том же году был переведен в город Сарапул. С 1807 г. по 1811 гг. он был присутствующим в Сарапульском духовном правлении, но также был отстранен от этой должности - "за вражду и несогласие". Несмотря на это, батюшка был назначен благочинным над семью церквами, указывалось, "поведения порядочного". 8 апреля 1810 года священник Покровской церкви г. Сарапул Георгий Иванович Юмин писал в своём рапорте, что сын его духовный сарапульский 3-ей гильдии купец Стефан Иванов сын Вечтомов, «движимый усердием и ревностью к пользе Святой церкви», готов пожертвовать на постройку при Покровской церкви «по сделанному плану и фасаду новой каменной колокольни», из собственного своего капитала от 7 до 10 тысяч рублей. Вместе с тем Вечтомов выразил желание поместить в новой постройке особую церковь, духовное уездное училище и богадельню. В 1819 году отец Георгий умер.
Подобные "огрехи" в "послужных списках" священников того времени не редкость. Бывало и похуже, чем "любовь к злату". Нередко можно прочитать о пьянстве духовных лиц, о драках священников с пономарями и даже с крестьянами. В последующие времена подобные случаи стали уже редкостью или духовенство стало "посмирнее"...

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.70 д.34 лл.631 об.-32

На фото: Сарапул в старину с Покровской церковью. Церклвь была построена в 1791 году. В 1813 году при отце Георгии Юмине была построена колокольня, в нижнем этаже которой устроили храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла

 

Наличие лошадей в 1891 году на примере починка Комары Зыковской волости Яранского уезда



Михаил Васильевич Комаров 1
Аверкий Кириллович Комаров 1
Семен Кириллович Комаров 1
Солдатка Марфа Дмитриевна Комарова –
Самсон Васильевич Комаров 1
Петр Кириллович Комаров 1
Матвей Кириллович Комаров 1
Николай Кириллович Комаров 1
Игнатий Алексеевич Комаров 1
Кондратий Алексеевич Комаров 1
Василий Алексеевич Комаров 1

ЦГАКО ф.574 оп. 1 д.1541 лл.43-44

Цифрами указано число лошадей в хозяйстве

Фото: крестьянские дети в телеге. Фотограф: Уильям Каррик. 1860-1870-е гг.

 

Благосостояние вятских крестьян по переписи 1917 года: "матерый кулачище"



Возвращаясь к старому вопросу, интересно, по какому критерию можно было бы определить, была ли семья конкретного крестьянина зажиточна или нет? Опираясь уже на документальные сведения, а не выдумки советских писателей, как недавнюю нашу публикацию воспоминаний марийского писателя Дим Орая. Пока не известно, писал ли он правду или просто все выдумал.
Вот, например, данные о семье крестьянина починка Инга Малмыжского уезда Кокоулина Емельяна Демидовича. Про него кратко указывалось - крестьянин, русский, землепашец, неграмотный (49 лет). В хозяйстве указано три сына - 25,16 и 10 лет. Старший был мобилизован на войну и отсутствовал 22 - суток или месяца, не очень понятно. Все три сына были грамотные, младший еще учился. Напротив, женщины семьи - жена хозяина, сноха и сестра - были неграмотные.
Семья не использовала наемный труд, по крайней мере, на 1917 год, но хозяйство ее можно было бы посчитать "образцовым" на тот период времени. В хозяйстве сеялась рожь, овес, ячмень, картофель, лен, сенные травы. Самые значительные посевы занимали рожь - 54, травы 46 и картофель - 20. Что значат эти цифры, тоже не указано в карточке. Десятины или сажени?
Кроме посевов, семья имела и много живности:
2 лошади
2 коровы
2 бычка
4 овцы
3 ягнят
1 свинья и 1 поросенок.
Кроме того, в семье были однолемешный плуг и молотилка с конным приводом - редкость по тем временам (ЦГАКО ф.574 оп.14 д.900 лл.24-24 об.).
По сравнению, с несколькими крестьянами из починка Притыкинского Орловского уезда благосостояние Кокоулиных просто бледнеет. Например, портной из этой деревни Конышев Борис Ефремович широко использовал наемный труд:
на жнитве и уборке 50 мужчин, на молотьбе 35 мужчин, на уборке льна - 21 женщину. Кроме того, на весенней пашне и сенокосе использовалось 4-6 мужчин. Представляете эту цифру - 50 наемных работников! Просто "матерый кулачище". Не трудно представить, что за счет труда на одного портного Конышева могла жить целая деревня. Возможной причиной такого числа работников могло быть то, что сам хозяин в то время уже не жил дома - он был мобилизован на войну, а двое его сыновей еще были маленькими - 7 и 5 лет. Посевы семьи были обычными для того времени: рожь, овес, лен и картофель, а скота содержалось немного - 1 лошадь, 1 корова, 2 овцы и 3 ягненка (ЦГАКО ф.574 оп. 16 д. 2111 лл.7-7 об.).
Брат Бориса, Константин Ефремович, имел, видимо, более скромные доходы и хозяйство его было более скромным. В хозяйстве сеялись рожь, овес и картофель, из животных были только 2 овцы и 6 ягнят. Наем также был скромным - на жнитве и уборке 3 женщины, на молотьбе 10 мужчин. Причина последнего, возможно, крылась в том, что в семье было три взрослых работника - хозяин 59 лет, неграмотный, два внука 23 и 17 лет, оба грамотные (ЦГАКО ф.574 оп. 16 д. 2111 лл.17-17 об.).
Другим зажиточным хозяйством обладала семья крестьянина той же деревни Добрых Андрея Ивановича, родственника Конышевых. В хозяйстве выращивалось:
Рожь 80
Овес 70
Ячмень 4
Горох 0,25
Лен 1
Картофель 15 - десятин, сажень?
Кроме того, было 30 тычин хмеля. В последнем, возможно, могло и крыться благосостояние семьи...
Скота в семье тоже было много:
1 лошадь
1 жеребенок
2 коровы
2 бычка
1 нетель
1 теленок
5 овец
8 ягнят.
Добрых также широко использовал наемный труд: на жнитве и уборке 30 мужчин, на молотьбе 20 женщин, на сенокосе 5 мужчин. Причина, могла также крыться в том, что свои помощники - два сына 12 и 5 лет - были еще детьми. Примечательно, что сам хозяин 48 лет, указывался, как грамотный. Также в хозяйстве указывались женщины:
Мать 75 лет
Жена 32 лет
Дочь 17 лет
Дочь 14 лет
Дочь 8 лет - все неграмотные ( ЦГАКО ф.574 оп. 16 д. 2111 лл.18-18 об.).

На фото: крестьяне Полушины из деревни Быково Яранского уезда.

 

С архивной полки. История крестьянской семьи через призму переписи 1917 года



Кроме метрических книг, в которых содержится в основном сухая информация о наших предках (рождения, браки смерти, иногда отношение к военной службе), большим подспорьем в составлении родословной могут послужить карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года. В них содержится информация, которой нет в метрических книгах. В карточке инициалы указывались только у владельца хозяйства, остальные домочадцы указывались косвенно - сын, брат, племянник, сноха, невестка, с указанием возраста. По этому возрасту можно проверить данные о своих родственниках по метрическим книгам, если, например, при составлении родословной кого-то пропустили. В старину нередко несколько семей жили одним хозяйством. Поэтому нередко в одной карточке может содержаться информация сразу о нескольких семьях, если, например, они жили в хозяйстве отца или старшего брата.
Итак, что же можно узнать из карточки переписи 1917 года:
Сведения о владельце хозяйства: инициалы, возраст, грамотность, отношение к военной службе, род занятий;
сведения о членах семьи: вместо инициалов степень родства по отношению к владельцу хозяйства, дальше все то же самое - возраст, грамотность, отношение к военной службе (у мужчин), род занятий;
сведения о хозяйстве:
наличие скота, наличие машин (плуги, молотилки, сеялки), посевы и размер засеваемой площади (на арендованной земле или нет);
использование наемного труда и число работников на разных видах работ.
Нередко указывались сведения о мобилизации и отсутствие по мобилизации указывалось цифрами, правда, непонятно, в чем выражались эти цифры - в сутках или месяцах. Например, отсутствует "34". 34 дня или месяца?!
Интересно, что в графе об образовании в некоторых карточках переписи 1917 года появилась интересная графа - малограмотный. В основном указывали просто - грамотный человек или нет, но появилась еще одна графа - малограмотный. Если учесть, что образование в сельской местности тогда было в основном начальным, интересно, в чем могла выражаться эта "малограмотность"? Видимо, человек, окончивший несколько классов школы, уже считался грамотным, а малограмотным, видимо, мог быть человек, не получивший полного курса начального образования, т.е. едва-едва научившийся писать и читать. По большинству карточек можно заметить, что неграмотными к 1917 году в основном были люди старшего поколения и лица женского пола, в то время, как лица моложе 45 лет мужского пола уже все указывались грамотными. Неграмотность среди молодежи к 1917 году встречается очень редко. Тогда возникает вопрос, кого могли учить на пресловутых курсах ликбеза в советские годы, если все молодые мужчины по большей части были уже грамотными? Получается, только стариков и женщин...
На примере подобного факта с грамотностью населения, подробный анализ этих документов может развеять многие мифы о дореволюционном крестьянстве, щедро посеянные в советский период - например, о его бедности или неграмотности. Поэтому публикацию этих документов мы продолжим и дальше.

На фото: семья русских крестьян во время заготовки сена. Фото из фонда Глазовского краеведческого музея

 

Малоизвестные эпизоды Гражданской войны на Вятке: бой у села Русский Турек в июле 1918 года



Незадолго до начала Степановского мятежа политический комиссар Первого Московского полка, базировавшегося в Уржумском уезде, Хомак объявил себя "диктатором", сосредоточив в своих руках всю военную силу, упразднив местную Красную армию и забрав все ее вооружение. Примечательно, что в политическое управление уездом он не вмешался, и местная советская власть осталась на своем месте. "Диктатура" была создана им, скорее всего, для наведения порядка в уезде, после того, как в июле 1918 года у села Черемисский Турек крестьяне разгромили продовольственный отряд и убили его командира, и для контроля за сбором хлеба. Судя по обрывочным телеграммам, дошедшим до нас, местные советские начальники и командиры продотрядов постоянно "грызлись" между собой, доводя дело чуть ли не до боевых столкновений. Из-за этого страдала хлебозаготовка в уезде. Стараясь навести порядок в уезде, Хомак, собственно говоря, сделал правильное дело, но вятским большевикам подобная "самостийность" (сам Хомак был украинцем и действовал в духе своих земляков - Н.И.Махно, Н.А.Григорьева и других "батьков" Малороссии) не понравилась, и вскоре "диктатура" была ликвидирована, а продполк объявлен распущенным и должен был отправиться на Восточный фронт против белочехов (что, видимо, и послужило детонатором Степановского мятежа).
Одним из приказов "диктатора" был категорический приказ задерживать все пароходы, идущие вниз по реке Вятке, и проверять их, а в случае игнорирования приказа – открывать огонь. Чем это мотивировал Хомак, не совсем понятно. Так случилось, что 16 июля по Вятке шло два парохода «Вятка» и «Таратин», на одном из которых ехали губернский комиссар продовольствия Наумов, а на другом латышский карательный отряд во главе со своим начальником Жидялисом. Согласно архивному документу, двигался латышский отряд в 60 человек с лошадьми при 5-ти пулеметах, отбывшиий из Вятки 14 июля и «по пути» разграбивший село Лебяжье (об этом грабеже сохранился подробный документальный отчет) . По сообщению уржумской газеты «Голос народа», это была как раз комиссия, направленная для расследования боя у Турека. На приказ остановиться латыши не отреагировали; они, как и «москвичи», подчинялись только своему командованию. По документам, найденным краеведом Алексеем Разнером, продармейцам показалось, что латыши пытались высадиться на баржи с хлебом, чтобы захватить их, и это вызвало ожесточенное сопротивление бойцов продполка . Около села Русский Турек, завязался бой, во время которого погиб лоцман М.П.Гвоздев с парохода «Вятка», сумевший, несмотря на несколько ранений, увезти пароход из-под обстрела . Только через несколько часов боя разобрались что к чему. Бой прекратили. Лоцмана похоронили на кладбище села Русский Турек; там его могила сохранилась и по сей день.
Здесь нам может быть очень интересно живое свидетельство непосредственного свидетеля тех событий, пулеметчика продполка Павла Романова, который в сентябре 1918 г. был арестован и на своем допросе в ЧК показал следующее:
"20 июля, когда на нас напали мужики и солдаты прогнали нас из Черемисского Турека, был убит комиссар Олейников, которого похоронили в г.Уржуме. Когда оттуда ехали в с.Козьмодемьянское, на пути в 2 верстах от Козьмодемьянска услыхал выстрел. Я оттуда бежал. После узнали, что это обстреливались латыши с нашим отрядом. Мы вечером вернулись в Козьмодемьянск . При столкновении с латышскими частями никогда не был против отряда Жилядиса никогда не действовали и наш отряд никогда не выступал. После выступления мужиков в с.Токтайбеляк, решили останавливать все пароходы и если не останавливать, то стрелять. Раз когда проходили пароходы «Вятка» и «Таратин», наш отряд обстреливал их и они высадились и начали отвечать из пулеметов. Когда разобрались и узнали, что это свои, стрельба прекратилась . На пароходе «Таратине» ехал Чебуков с отрядом, а на «Вятке» Жилядис тоже с отрядом" (ЦГАКО ф.П-6799 оп.9. д.СУ-11721 л.19 об.)
18 июля 1918 года Наумов сообщал в Вятский Революционный Штаб об этом инциденте, попутно докладывая и о том, что «мятеж татар подавлен», и он возвращается в Вятку:
«Извещаем вас о событии, которое имело место около Турека 16 числа точка Проезжая Цепочкино не доезжая Турек по нашему пароходу был открыт ружейный и пулеметный огонь с берега на который и с нашей стороны было отвечено в свою очередь точка В результате на нашем пароходе был убит боцман и трое раненых Стрельба продолжалась несколько часов и в конце было узнано что обстреляли нас свои же московский продовольственный отряд Когда узнали что свои то стрельба была прекращена Конфликт улажен Произвожу расследование по этому делу».
Пулеметчик Павел Романов, как следует из своих слов на допросе, вскоре после боя покинул полк и в Степановском мятеже не участвовал и мог бы прожить еще долго. Однако произошла роковая случайность. Однажды, уже осенью 1918 г., при посадке на пароход он столкнулся с К.Жидялисом. Далее дадим слово некому товарищу Земкову, давшему свои показания: "Т.Романов явился на пароход «Товарищ», где повстречался с т.Жилядисом и т.Томчиком, едущими этим пароходом. Т.Романов был сразу опознан т.Жилядисом как белогвардеец из отряда Степанова. По показаниям т.Жилядиса, он был пулеметчиком в отряде и вел обстрел этого отряда. Дело было в Лебяжьем на ночь. Этот т.Романов был в отряде Кудинского в подрывном отряде, который был разоружен и отправлен в Москву". Несмотря на то, что Романов не имел отношения к Степановскому мятежу и бой у Турека произошел еще до его начала, видимо, весь продполк был объявлен мятежным, а его бойцы подлежали суровой каре. Романову не помогло даже удостоверение, выданное ему от главного комиссара и военного руководителя всех продотряда, в котором говорилось: "Дано сие удостоверение Павлу Романову в том, что т.Романов есть личный секретарь Чрезвычайной Комиссии советских революционных войск, что подписано и приложением печати удостоверяется" (ЦГАКО ф.П-6799 оп.9. д.СУ-11721 л.6). Чекистов даже не смутило, что Романов был из их ведомства - являлся секретарем ЧК. Стояли суровые времена "красного террора", когда при малейшем подозрении отправляли "в расход".
13 октября 1918 года Павел Романов был приговорен к расстрелу. В постановлении говорилось: "1918 октября 13 дня я следователь Чрезвычайной Комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте А.Юревиц произвел следствие Павла Романова, обвиняемого в действиях против советских войск, удалось установить, что Романов состоял в отряде, который выступил против латышского отряда и основываясь на показаниях комиссара Зыкова и т.Жилядиса постановил: Павла Романова расстрелять" (ЦГАКО ф.П-6799 оп.9. д.СУ-11721 л.20).

На фото: пулеметчик Павел Романов (фото из следственного дела); могила лоцмана М.П.Гвоздева на кладбище села Русский Турек Уржумского района. Фото администратора группы

 

Вятские хроники 1904 года (январь): начало Русско-Японской войны и другие события



7 января. Скончался преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский, первый викарий Вятской епархии

8 января. Скончался протоиерей Глазовского Преображенского собора Ф.М.Люстрицкий

10 января. Регентские курсы в Народном Доме посетил преосвященный Иоанн, епископ Пермский и Соликамский, приезжавший на погребение преосвященного Варсонофия, епископа Глазовским.

17 января. Ключарь Вятского кафедрального собора протоиерей Алексей Израилев назначен старшим членом Вятского епархиального попечительства о бедных духовного звания

25 января. В женской церковно-приходской школе села Вознесенко-Вахрушевского устроена елка с литературно-музыкальным отделением.

30 января. В вятском кафедральном соборе совершено архиерейским служением молебствие о даровании победы Российской. державе над Японией.

Высочайше утвержден доклад Святейшему Синоду о бытии викарием Иркутским епископом, преосвященным Киренским Филарету, епископу Глазовскому, первому викарию Вятской епархии.

31 января. В г.Сарапуле преосвященным Михеем совершено молебствие о даровании победы над Японией.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии - Вятка 1904 г., с.134-135

На фото: фото неизвестного офицера того времени. Было найдено в судебно-следственном деле бывшего офицера Андрея Алексеевича Лобанова, жителя села Лаж Уржумского уезда. ЦГАКО ф.П-6799 оп.9 д.СУ-11654л.1 вл.3

 

Известные вятчане - участники Русско-Японской войны: Александр Егорович Кропотов



В Государственную Думу 3-го созыва в 1907 году прошел житель Уржумского уезда – 33-летний волостной писарь из села Токтайбеляк Александр Егорович Кропотов (1874-1933), член партии эсеров с 1903 г., участник Русско-Японской войны. Несмотря на свое крестьянское происхождение и 3 класса церковно-приходской школы, он был наделен хорошими способностями, благодаря которым и прошел сначала в Вятское избирательное собрание, а оттуда в Думу, от съезда уполномоченных от волостей. Это был тот редчайший случай, когда мужик из деревни мог попасть в Парламент России. Ни при большевиках, ни при, тем более, нынешних демократах такое невозможно. В Думе, работавшей с 1907 по 1912 гг. (как раз золотые столыпинские годы) Александр Егорович, входивший во фракцию трудовиков, всею душой отстаивал интересы крестьянства, состоял членом земельной и бюджетной комиссий, комиссии по местному самоуправлению. Сохранились стенограммы нескольких десятков его речей, на которые позднее ссылался даже Ленин.
За вздорный нрав премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин невзлюбил Кропотова и назвал его смутьяном, поскольку тот выступал против его аграрной реформы и открыто заявил, что Трудовая группа не будет голосовать за законопроект от 9 ноября 1906 г. Позднее Кропотов высказался, что в результате этой реформы, «вольно или невольно пойдет крестьянская собственность бедных крестьян в руки кулаков и богатых – этот закон стремится только к этому…» Столыпин такого простить не мог.
В 1910 г. Александр Егорович был обвинен в нарушении положения об имущественном цензе. По ходатайству Столыпина возбудили уголовное дело, но суд почему-то назначили в Казани, возможно, из-за близости к Уржуму. На суд приехало 200 уржумских крестьян, чтобы поддержать своего земляка, а также адвокат обвиняемого, никому еще неизвестный Александр Керенский. Адвокат он был хороший (лучше бы им бы и остался впоследствии), и дело Кропотов выиграл. Правда, на следующий думский срок он уже не прошел, видимо, стараниями того же премьер-министра, якобы под предлогом, что пытался подтасовать подписи при избрании. В 1917 г., Кропотов возглавил Уржумскую земскую управу, в которой проработал до конца года и был избран кандидатом от уезда в знаменитое Учредительное собрание.
Впоследствии знаменитый уржумский крестьянин даже пользовался уважением В.И.Ленина, который часто его цитировал. Видимо, это и спасало Кропотова от ареста. Уважительно в 1918 году к нему отнесся и организатор Степановского мятежа А.Степанов, видимо, по наводке местных эсеров, и даже решил включить в состав своего правительства Южного округа. Александр Егорович отклонился от такой почести. Его земляк А.П.Куклин вспоминал: «В состав этого правительства был включен и наш односельчанин, бывший член Государственной Думы Александр Егорович Кропотов. Узнав о своем назначении на столь высокий пост, Александр Егорович «эмигрировал» за границы опереточного государства. Мужики спрятали своего депутата в глухой деревне соседней с нами Казанской губернии» (ГА РМЭ ф. Р-954 оп.1 д.35 А лл.11-13 об.).
А вот брат Александра Егоровича, Илья, вначале исправно служивший советской власти, впоследствии становится ее врагом. Н.Г.Сормах, начальник уржумской милиции в годы Гражданской войны, вспоминал: "Юго-западная группа (Токтайбелякская) вслед за ликвидацией мятежа превратилась в бандитскую организацию. Илью Кропотова расстреляли в Вятке, а шайку его помощника Вершинина человек в двести, укрывавшуюся в Илецком волоке и терроризировавшую население, живущее на границе Казанской губернии, поручено было уничтожить мне. При помощи латышской кавалерии шайка была разоружена и ликвидирована. Сам Вершинин был ранен и отправлен в Вятку, откуда ему удалось бежать, но при попытке организовать «зеленую» армию он был убит отрядом комдеза" (ЦГАКО. ф. Р-116. оп. 1. д. 116. лл. 24–25).

На фото: большое семейство Кропотовых. В центре с женой и сыном - Александр Егорович Кропотов. Возможно, на фото есть и его брат Илья...

 

"Отчаянный" летчик: первые военные летчики из Вятской губернии



В некоторых петроградских газетах появилось известие о геройской кончине военного летчика, прапорщика Н.И.Рябова, погибшего в бою с неприятельскими альбатросами.
Нет сил поверить, что это правда, что угасла, не успев разгореться молодая, красивая жизнь, что нет Коли – этого влюбленного в красоту студента-гражданина, каким знали его мы, близкие товарищи.
Сын священника Ижевского завода Вятской губ. о.И.Рябова, Николай Иванович по окончании среднего образования (учился сначала в Ижевской гимназии, а затем в Петроградском реальном училище Багинского) поступил в институт гражданских инженеров. Любя все русское, он с первых же дней поступления в институт с увлечением отдался изучению русского зодчества, русской страны…
Но недолго удалось ему заниматься любимым делом. Военная гроза пробудила в нем другие чувства и мысли – жажда подвига проснулась в нем. Натура глубоко честная – он не мог оставаться в роли спокойного зрителя грядущих испытаний родины, и немедленно по объявлении мобилизации решил поступить добровольцем в ряды действующей армии.
Напрасно товарищи и друзья старались отговорить его от этого шага, указывая на его молодость; напрасно убеждали его, как студента, воспользоваться отсрочкой призыва и продолжать так успешно начатые им занятия в институте; напрасно говорили ему о возможности принести пользу родине в тылу.
Н.И. был непреклонен.
На третий день по объявлении войны ему удалось после многих хлопот записаться добровольцем в Гвардейский авиационный отряд. И в тот же день он неожиданно для всех в два часа дня выступил в поход…
Через несколько месяцев с театра военных действий пришло известие, что Н.И. за спасение аэроплана награжден Георгиевским крестом 4 степени, а вскоре за выдающиеся военные подвиги произведен в прапорщики и награжден орденом св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
Часто, летая над расположением неприятельских войск в качестве наблюдателя, он подвергался крайней опасности. Десятки вражеских снарядов разрывались иногда около аппарата…
Но постоянный риск не остановил на полпути юного авиатора. Сознавая, какую огромную, чрезвычайно важную роль играет в нынешней войне авиация, Н.И. окончательно решил посвятить себя этому делу, поставив себе целью достичь возможности самостоятельно делать полеты. И его мечте суждено было осуществиться: он был командирован в Севастопольскую офицерскую авиационную школу, которую успешно кончил, и 30 октября 1915 года получил звание военного летчика.
С этого времени все его мысли, все желания были устремлены на фронт.
И на этот раз друзья и близкие просили его «задержаться» в Петрограде, «съекономить на дороге». Хотелось побольше побыть с юным героем и кристалльно-чистым и честным человеком. Но не было возможности удержать его здесь. Он был полон какого-то внутреннего горения, весь был порыв и устремление. Он слышал словно какой-то зов и спешил на него. Да, он спешил. Ему был противен наш «ноющий» тыл.
И Н.И. снова умчался туда, на поле огня и смерти.
Со всей страстностью своей молодой и честной натуры он, юный летчик, отдался на этот раз уже до известной степени самостоятельной работе. Приходили частые вести об его отважных, смелых полетах. Солдаты называли его «отчаянным» летчиком; по их словам, он, как молодой орел, носился под облаками, зорко следил за врагом и в вихре и дыме разрывающихся снарядов спускался над вражьим станом, чтобы снять его расположение, подсмотреть его тайны… Несколько раз враги пробивали его аппарат, но герой возвращался невредимым, и веселый, и жизнерадостный он рассказывал, что видел, разузнал. Судьба хранила.
… Но вот 1 февраля 1916 года самоотверженный юноша-герой обычным отважно-смелым, орлиным, полетом, взвился в бездонную высь, встретил там врагов и погиб в неравной борьбе за честь и славу дорогой родины.
Вечная, светлая память герою.

Петроград.
Товарищ

Светлой памяти героя // Вятская речь – 1916 г. № 56 от 13 марта. Фото отсюда же

 

Воспоминания о жизни в детских домах Кировской области в годы Великой Отечественной войны


Анна Егоровна Криницына в сороковые годы работала поваром Березовского дома № 77 Верховинского (сейчас Юрьянского) района Кировской области:
- Голодно-то как было. От этого и болезни. У одной девочки припадки случались, другая все темный уголочек искала – когда много света, у нее глаза колет. Какая-то болезнь была глазная… И мочились ребятишки от недоедания часто. Как ни зайдешь в спальню – на печке обязательно сушится постельное белье.
Потому любили ребята на кухне дежурить. Какие уж из них помощники, но хоть поедят побольше. Черпак, раздаточный чугунок все время просили, как они говорили, «пососкребать». А когда хлеб начинаешь делить, устраивались под столом. Каждую крошечку подберут, сосчитать…

Рассказывает ленинградка Зинаида Васильевна Бражникова, эвакуированная в город Уржум вместе с братом. Тогда, в июле 41го, ей было 15 лет:
- Учились в школе – учиться трудно. Учебников не хватало: один на пять-шесть человек. писали на газетах между строчек, одежда поизносилась, так я и некоторые другие девчата в классе даже не снимали пальто, потому что на нас были рваные…
Есть, конечно, всегда хотелось. Радовались, когда подходила очередь дежурить на кухне. Тогда наедались картошки… На обеде нам давали маленький кусочек хлеба, следили, чтобы непременно скушали его за столом. Даже проверяли при выходе – не выносим ли. Но мы все равно выносили. Вечером ждали, когда затопят печь в спальне, садились по очереди и подсушивали по очереди эти кусочки… Иногда ночью нас поднимали – надо было перебирать картошку в сыром подвале. Конечно, хотелось спать, но мы не хныкали – надо, значит, надо.

Виктор Бакин. Детдомовские сороковые… - Киров 2015 г., с.95, 109-110

На фото: территория дошкольного детского дома в деревне Савиново Уржумского района. Фото из книги

 

С архивной полки. Листовка Вятского комитета РСДРП, обращенная к крестьянам губернии (1905 год)

Знаете ли вы, крестьяне, что у нас в России нет царя, нет правительства, ваши братья городские рабочие поняли это и на улицах, площадях и в многолюдных собраниях открыто заявляют, что народных убийц и разорителей они не хотят признавать правительством и во что бы то ни стало, путем многих жертв, свергнут с народа иго этого ненавистного правительства…
А вы как думаете, крестьяне, не общий ли у вас с рабочими враг? Если услышите, что в городах или заводах рабочие восстали, то присоединяйтесь к ним, помогайте кто чем может и рассказывайте своим односельчанам, за что и почему рабочие борются. Соединяйтесь между собой в тайные общества, выбирайте в волости свое тайное управление из мужиков, которым вы верите, отказывайтесь от всяких дел, сношений и помощи с земскими начальниками, становыми, урядниками и другим начальством, когда же у вас будет достаточно силы, выгоняйте из волости этих дармоедов. Отказывайтесь платить подати и не идите на войну…

Вятский комитет РСДРП.

Листовки Вятского большевистского комитета РСДРП (1903-1917, сборник) – Киров 1975 г., с.59-60, 62

 

Из истории населенных пунктов Вятского края: село Сметанино

Селу Сметанино – новый облик. Рассмотрен проект планировки и застройки центральной усадьбы колхоза «Новая жизнь». Авторы проекта – специалисты Кировского ЦМПИ поставили цель придать современному селу Сметанино современный облик. Вокруг центральной площади разместятся административное здание, дом быта, детский сад, школа, культурно-спортивный комплекс. Предусмотрено место для новой улицы жилых домов, прокладка водопровода и канализация с очистными сооружениями.

Кировская правда - 1986 г. № 200

Интересно, успели ли эти грандиозные планы претворить в жизнь до 1991 года?

 

Города Кировской области в советское время: Вятские Поляны


Вятские Поляны – город областного подчинения, районный центр. Как город существует с 19 мая 1942 года. Современные Вятские Поляны - это прежде всего промышленный центр, город металло и деревообработки.
Площадь города – 1010 га, в том числе застроенная – 532 га. Население на 1 января 1968 г. - 31, 3 тысячи человек.

Города Кировской области - 1968 г., с.296

 

Особенности хлебной торговли в северных уездах Вятской губернии



Слободской уезд не принадлежит к числу местностей, производящих избыток хлебов. Общий сбор продуктов сельского хозяйства едва ли покрывает продовольственную нужду местного населения, и экспорт при этих условиях является аномалией, вызванной ненормальностью всего уклада экономической жизни земледельцев.
Как типичной для всего уезда схему торговых операций с зерновыми хлебами можно признать следующий порядок вещей. Вскоре после жатвы нужда в денежных средствах для уплаты податей и хозяйственных заготовок к приближающейся зиме заставляет население усиленно предлагать на рынке продукты только что снятого урожая.
Из местностей, лежащих вблизи крупных торговых пунктов, как, например, город Слободской, город Вятка, Холуницкий завод, Соколовский завод, села Полом, Низево и другие, хлеб поставляют конторы оптовых торговцев или в склады заводов, откуда уже не возвращается производителю – земледельцу, а или потребляется населением городов и заводов, или идет на винокуренное производство, или экспортируется за пределы уезда.
Жители окраин, удаленных от торгово-промышленных центров в это же время сбывают свой хлеб местным мелким скупщикам, которые не двигают дальше своих запасов, а ограничиваются хранением их до весны. Когда в конце зимы обнаруживается у населения недостаток во ржи для продовольствия и в овсе для обсеменения полей, запрятанный с осени хлеб снова покупают у скупщиков, но только уже по весенним ценам поднявшимся вследствие усиленного спроса. В это же время на рынке появляется привозный из Глазовского уезда и Пермской губернии хлеб взамен вывезенного с осени.
Таким образом хлебная торговля населения носит характер просто краткосрочного кредита под залог хлеба, кредита оплачиваемого довольно высокими процентами.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 11. Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.68-69

Фото Аркадия Шишкина. Сеятель. 1928 год

 

Народы Вятской губернии в описаниях этнографов: татары



Татары живут в южных уездах: Малмыжском, Уржумском, Елабужском и Сарапульском; кроме того, немного татар живет Слободском и Глазовском уездах; всего татар в губернии около 144 тысяч. Татары красивее вотяков, только скулы у них немного выдаются, да глаза узковаты. Мужчины бреют головы, носят широкую просторную одежду преимущественно ярких цветов – красную, зеленую, желтую; татарские женщины белят и румянят свои лица, чернят брови, подводят глаза и красят зубы и ногти черной краской; татарки также любят одежды ярких цветов, носят нагрудники с монетами, а голову покрывают шалью или покрывалом. Татары живут опрятно, любят довольство и удобства жизни, гостеприимны и приветливы, живут между собой согласно и любят общественную жизнь. Они весьма сметливы и расторопны и склонные более к торговле, чем к земледелию. Татары исповедуют магометанскую веру, отличаются набожностью и строго исполняют свои посты и обряды. У татар есть свои храмы – мечети и духовные лица – муллы, а также есть и своя грамота.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1903 г., с.31

На фото: жители села Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. Снимок сделан в Перми в 1915 году. Слева направо глава семейства Хәсбиҗамал Каримова. Фото с сайта https://tr.pinterest.com/pin/365143482273645594/

 

По страницам писцовых книг. Налоги и льготы средневековья



Починок Некрасовский. Двор Якунки Бажина; Якунка умер в 132 году, а после остался сын его Тимошка мал; льготы ему дано по 141 год, а как лгота отойдет и ему платить Государевы подати с полувыти, а пусте перелогу 4 чети.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр. Иевлева – Вятка 1914 г., л.83

На фото: монеты, которые выпускались немного позднее - в XVIII веке. Экспонаты музея города Хлынова (г.Киров)

 

Вятские слова и выражения. Кто такой "придорожник"?

Придорожник. Ругательник, нахал; не дающий никому прохода; всех ругающий.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Антибольшевисткая пропаганда... устами самих большевиков



Приложенная Вами листовка Тобольского Главного Штаба Народной Армии не относится к моей реплике о статистике, она может характеризовать лишь то, какую лексику использовала антибольшевистская пропаганда: убийства без суда, звериные расправы, расстрелы, пытки, грабежи, пьяное издевательство,.. - практически в одном коротком тексте весь набор негативных слов, рассчитанных на возбуждение ненависти. Кстати, современные антисоветчики и антикоммунисты тупо следуют той же методике.

Читатель группы

Агитатор-командир, объездивший в сентябре 1918 года Нагорскую, Якшинскую, Сулеевскую и Рохинскую волости Слободского уезда, выявил в своем докладе целый ряд злоупотреблений местных военных частей:
1. Присланный агитаторами в Нагорскую волость в июне месяце сего года отряд красноармейцев избивал крестьян. Начальник отряда облагал налогами крестьян по своему усмотрению, которые взыскивал и часть сдавал в Исполнительный комитет, а часть оставлял себе, не давая отчета Исполкому; наложенный Исполкомом налог на богачей и кулаков слагал по своему усмотрению, команда пьянствовала и вела разгульный образ жизни, обирала население съестными припасами и производила беспорядочную стрельбу.
2. В Якшинской и Сулеевской волостях посланный для реквизиции хлеба отряд красноармейцев пьянствовал и в пьяном виде вел себя непристойно и производил стрельбу по воронам. Начальник отряда взыскал с жителей деревни Караула-Гранники налог в сумме 4500 рублей и увез с собой.
3. В Якшинскую волость 15 августа приезжал отряд красноармейцев в количестве 12 человек для реквизиции скота, который открывал беспорядочную стрельбу, избивал жителей и т.д.
4. В Рохинскую волость в конце июля приезжал отряд латышей, который прибыл ночью, потребовал немедленно съестные припасы для людей и фураж для лошадей, причем угрожал арестом и расстрелом Исполкома. Во время поездок по деревням отряд избивал крестьян и производил беспорядочную стрельбу .

ЦГАКО ф. Р-875 оп.1 д.142 л.164

В сводке ВЧК по Малмыжскому уезду за конец 1918 года сообщалось: «Сюмсинская волость. Солдаты произвели обыски и забрали деньги, вещи, нанесли побои. Население недовольно.
Муштанская волость. Отряд Вычужанина эксплуатирует население, применяя массовые аресты избиением отряда. Собрано с населения до 200 тысяч рублей, забрано в кассе исполкома 60 тысяч рублей».

ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.133 л.75

Верходворская волость Орловского уезда. Недавно в нашу волость приехал отряд человек 14 военных во главе с товарищем Новиковым и потребовал в 1 ½ часа собрать всех граждан волости.
Когда ему было указано, что волость, раскиданную на шестьдесят верст, в такой срок собрать невозможно, товарищ Новиков стал грозить арестом. И только после долгих споров, наконец, удалось убедить в невозможности собрать собрание.
Тогда он потребовал тристо человек для погрузки дров на станцию Мураши и чтоб рабочие были доставлены на станцию к двум часам дня того же числа.
После этого товарищ Новиков заказал обед. Пообедавши в коммунистическом клубе, не хотел платить за съеденное. После долгих убеждений уплатил лишь половину.
Неизвестно, что заставило приехать такой «карательный отряд» и откуда он приехал.
Если это были от Мурашинского железнодорожного комитета, так они хорошо знают, что наша волость вся мобилизована на заготовку лесных материалов.

Налет // Деревенский коммунист – 1919 год № 40 27 февраля

Примечание. И таких документов можно в архивах можно найти сотни, причем составлены они самими представителями советской власти, а не мнимыми "антисоветчиками". Плюсом к этому можно добавить бесчисленные воспоминания самих красных командиров и красноармейцев...

Картина Ивана Владимирова

 

О квартплате в старину: сравниваем классику с реальными фактами



В советском фильме "Мать" (1989 г.), снятом по роману Максима Горького, есть такой диалог. Яков Сомов спрашивает своего двоюродного брата Евсея Климкова, тайного агента "охранки":
- Хорошая квартира. Сколько платишь?
- 5 рублей в месяц
- Ого, значит хорошо зарабатываешь?
Действие романа разворачивается в начале 1900-х годов, в большом промышленном городе. Интересно обратиться к реальным ценам того времени и сравнить их с тем, что приведено в романе/фильме. По "Памятной книжке Вятской губернии" на 1905 год в городе Слободском были следующие цены на жилье:
Квартира 6-7 комнат 300 рублей в год; 4-5 комнат 180 рублей; 2-3 комнаты 60 рублей. Исходя из последней цифры, комната в квартире могла стоить 15-20 рублей.
Если мы умножим 5 рублей на 12 раз, получится как раз сумма 60 рублей в год – квартира из двух-трех комнат, которую и снимал Евсей Климков.
В оригинальном романе М.Горького нет такого эпизода, фильм составили из двух его произведений - "Мать" и "Жизнь ненужного человека". Выходит, с ценами на квартиры начала прошлого века режиссер фильма угадал верно.

На фото: дореволюционный Слободской

 

Хлебная "ненормальность": из анналов вятской статистики



По вывозу хлеба по железной дороге за пределы губернии первое место занимает Вятский уезд, из которого было вывезено 1305765 пудов, затем идет Глазовский уезд с вывозом в 800517 пудов; из Слободского уезда вывезено 239625 пуд и самое меньшее количество хлеба было вывезено из Орловского уезда 3184 пудов, всего же вывезено из губернии по Пермь-Котласской линии 2349091…
Нельзя не обратить внимание на странность распространения вывоза в настоящем случае, причем невольно бросается в глаза, что например Вятский уезд с меньшей производительностью, нежели Глазовский, вывозит больше его; Слободской по количеству вывезенных перемолочных продуктов стоит также выше Глазовского, и только по количеству зерновых хлебов этот уезд занимает первое место. Такая ненормальность объясняется тем, что в действительности каждый из уездов, кроме своего хлеба, вывозил также хлеб и своего соседа, так как к станциям, находящимся на границах уездов, хлебные товары подвозятся с обоих сторон, из одного и из другого уезда. К станция Глазовского уезда(Кез, Кузьма), хлеб подвозился даже из Пермской губернии и в то же время из Слободского уезда; точно также и к станциям района Слободского уезда грузы подвозились из Вятского и Слободского уездов. Станции района Вятского уезда исключительно питались грузами соседних уездов, а также и Котельничского уезда. Сам по себе Вятский уезд, по своей производительности, в состоянии лишь выпустить не свыше 600-700 тысяч пудов, и если из пределов его в 1900 году было вывезено водой около 400 тысяч пудов, то на долю железной дороги осталось всего около 300 тысяч пудов, значит, остальное количество (более 1 млн. пудов) хлебных товаров было подвезено для дороги: из Слободского, Орловского и Котельничского уездов, и поэтому этот уезд в отношении отправки хлебных грузов занимает первое место…

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1902 г. - Вятка 1902 г., с.135-136

Примечание. Здесь можно заметить явную разницу с временами продразверстки. Самые хлебные уезды губернии - северные, которые позднее обилием хлеба не отличались и, похоже, считались хлебными за счет привоза хлеба из соседних уездов. Напротив, самые производящие уезды времен продразверстки, южные, здесь даже не указаны. Интересно, почему?

 

С архивной полки. Из истории коллективизации: перегибы?



В кантонную тройку по раскулачиванию при К.И.К.

От гражданина села Мари-Турек Мохова Константина Петровича заявление

Согласно постановления бедняцкого собрания от 6.2-30 я раскулачен и отобрано все имущество, каковое постановление не правильно по тем соображениям: согласно указаний высших органов по определению кулака я совершенно к числу кулаков в данный момент не подхожу, так как за период существования революции и до революции я самостоятельно никакой торговлей не занимался и патента на свое имя не правил, был прикащиком своего тестя Окишева, работников не держал и эксплуататором не был. О чем говорит мое происхождение: родился я в бедняцкой крестьянской семье, родителями был я отдан в дом Окишева, где находился в качестве прикащика вплоть до революции. После революции получил земельный надел, стал заниматься сельским хозяйством без применения наемного труда по девятипольной системе. В период революции до 1925 года все время служил в совучреждениях по назначению и по выбору. В 1925 году дом, который остался мне от тестя был отобран лишь из-за того, что в квартирах был кризис в связи с организацией кантона. После того как выдворили меня из дома, мне два года пришлось скитаться по квартирам, а впоследствии на последние средства приобрел ветхий дом в рассрочку, где и жил до раскулачивания. За этот период в какие-нибудь два года я ни в коем случае поднять свое хозяйство как кулацкое не мог, так как все время занимался только крестьянством обрабатывая личным своим трудом, имея в семье 4 человека нетрудоспособных члена семьи, а самому мне уже 53 года. Даже о том, что я не кулак, говорит мое имущественное положение, которое описал. Всего имущества оказалось у меня только на 720 рублей, как-то движимое и не движимое, как например, мой дом с сенями оценен в 100 рублей, судя даже по этому можно ли отнести мое хозяйство к кулацкому. Какой же я был кулак, имея 1 лошадь и 3 овцы. Между прочим, здесь в Мари-Туреке есть граждане, имеющие по 2 дома, пользуются квартирной платой и оставлены не раскулачены. Отобранное имущество многое не подходит под понятное постановление ОБика, которое объявлено в Марийской деревне от 26.2.30. за № 29
А потому прошу из списка кулаков меня исключить и восстановления избирательных прав, отобранные вещи и имущество возвратить и ввести в дом, так как жить негде, и существовать нечем. Прошу о последнем мне объявить.
К сему подписуюсь Мохов К.

16 марта 1930 г.

ГА РМЭ ф.Р.250 оп. 3в. д.19 лл. 131-131 об.

На фото: экспозиция торговой лавки. Музей истории и археологии Республики Марий Эл

 

Марийская сказка о несбывшемся бизнес-плане



Однажды один бедный мариец, проходя мимо леса, увидел в кустарнике лежащего зайца и подумал: «Видишь, какой заяц притаился. Поймаю я этого зайца да продам на базаре, куплю себе куриц. Курицы снесут много яиц. Продам яйца, куплю овцу. Овца принесет двух ягнят. Ягнят продам, куплю корову. Корова отелится и принесет сперва бычка, а потом телку. Двор будет полон скотины. Чтобы волк не проник к скотине, ночью буду часто выходить и присматривать за скотиной. Если же увижу волка, то закричу: «Ловите его!»
Думая так, он что есть силы закричал: «Ловите! Ловите!» Тут заяц прыгнул и удрал в чащу леса. Мариец успел увидеть только хвост зайца.

Марийский фольклор, сказки луговых мари - Йошкар-Ола 1982 г., с.71

 

Из истории вятской погоды. Засуха как причина неурожайных лет



В Лекомской волости засушливые годы составили большинство за последнее десятилетие, в Георгиевской за тот же период их было всего 3-4, в Ильинской и Федосеевской 1891 год составил исключение по скудости атмосферных осадков в течение лета, в Вагинской, так же как и в Ракаловской волости, засухе второе степенное значение среди неблагоприятных климатических условий; тоже почти можно заметить и относительно Сезеневской и Островновской волостей.
Года три в десятилетии оказываются засушливыми настолько, что страдают яри, а в один из этих годов недостаток влаги отражается и на озими.
Совершено иная картина ожидает нас в безлесных - Анкушинской, Совьинской, Шепелевской, Стуловской, Ярославской, Косинской и Мухинской волостях.
В Ярославской засуха повторяется каждые 3-5 лет, в Шепелевской жалуются на последствия бездожия, особенно резко сказывающееся на песчаных почвах. От жителей села Совья пришлось в 1891 году услышать слышать характерное заявление: «С 80-х годов разве только один год провернулся, что засухи не было, а то все жары сильной не бывает – а дождей нет».
В числе наиболее неблагоприятных моментов крестьяне Стуловской волости уже прямо ставят засуху, которая оказывается для них тем более вредоносной, что здесь большинство полей расположено по скатам и, следовательно, слабо задерживает выпадающую влагу.
Косинская волость в период с 1887 по 1892 гг. испытала засуху 4 раза.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 11. Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.34-35

Фото С.А.Лобовикова


Назад к списку