- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 1-15

Вятские удмурты на Урале



Первое датированное упоминание об удмуртах в верховьях реки Буй относится к 1673 году. Местное население тогда платило ясак( налог) в казну. Известна царская грамота 1572 года Строгановым, в которой наравне с другими народами Южного Прикамья названы и удмурты. Они поселились на земле башкир и зависели от них до выхода в 1737 году указа императрицы Анны Иоанновны, по которому обрели земли в верховьях реки Буй "В вечное и безоборочное пользование".
Буйские удмурты не забывают свою историю.
В преданиях рассказывается, что их предки пришли с берегов Кильмези и Валы (бассейн Вятки), Ижа (приток Камы). Главным административным и культурным центром стало село Большой Гондырь.Это название пошло от удмуртского слова гондыр(медведь). В документах приведены названия еще двух деревень - Барабан и Кирга.

Источник: Библиотека № 36, Екатеринбург

На фото: удмурты Сарапульского уезда, 1889 год

 

Эпоха - газетной строкой: первые метеорологические станции Вятской губернии


Заведующий метеорологической сетью Казанского губернского земства профессор Казанского университета Гольдгаммер по словам «Камско-Волжского Края» уведомил Казанскую губернскую управу, что согласно его предложения Вятское и Уфимское земства согласились участвовать в организации метеорологических наблюдений на востоке России. Первому из этих земств уже ассигновано на устройство метеорологических станций 3 разряда в этой губернии 1000 рублей, второму – 500 рублей. В Вятской губернии предложено устроить 60 станций, в Уфимской – 30. Для всех этих станций в настоящее время изготавливаются приборы.

Вятский край - 1896 г. № 70

На фото: Дмитрий Александрович Гольдгаммер (1860-1922) – один из первых физиков-теоретиков России, в начале ХХ в. возглавлял кафедру физики в Казанском университете.

 

Эпоха - газетной строкой: к юбилею Дома Романовых



К предстоящему 300летнему юбилею Дома Романовых. Нолинская городская дума 22 января сего года в ознаменование юбилея постановила построить в городе Нолинске Народный дом и отвела место для него. К этому постановлению думы присоединилось уездное попечительство о народной трезвости, постановившее отпустить на постройку дома 500 рублей, а также ходатайствовать перед правительством об отпуске пособия в 10 тысяч рублей.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 40

На фото: торжества по празднованию трехсотлетия Дома Романовых в городе Нолинске в 1913 году

 

Вятские слова и выражения. Кто такой снохач?


Снохач. Свекор, живущий со снохой

Васнецов Н.М.«Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора» — Васнецов Н.М.. Издано: (1907).

 

Народы Вятской губернии: бесермяне



Бесермяне в количестве 8 тысяч живут в одном Глазовском уезде вместе с вотяками или татарами, своего языка не имеют и говорят по-вотски или по-татарски. По наружности они походят на вотяков, живут очень грязно; одежда у женщин походит на вотскую, а у мужчин на татарскую; все бесермяне числятся православными.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.33

 

Прекрасная половина в вятской речи. Что значит «невестина сторона»?



…Мать моя, Варвара Трофимовна, была родом из деревни Косогора Яранского уезда, что от Байсы в 60-ти верстах. За всю свою жизнь, как ее засватали да выдали замуж, она была в своей деревне только один раз. Сказывала, что когда ее увидела через 20 лет мать, бабушка моя, то от неожиданности оцепенела и сито вывалилось из ее рук…

А.Минин. Мы Минины… - Тольятти 2007 г., с.9-10

Невестина, невестина сторона. А. Родственники со стороны невесты во время свадьбы. Невестина сторона наполовину больше, дак и расходов на свальбу у вас должно быть больше. Б) Населенный пункт, его окрестности, где проживает невеста. Невестина сторона-то на Мокруше.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.142

 

Выдающиеся женщины Вятского края: Коновалова Ольга Ивановна



Коновалова (Мезрина) Ольга Ивановна (27 мая (9 июня 1886 -3 марта 1979), потомственная мастерица дымковской игрушки, дочь основоположницы современного дымковского производства А.А.Мезриной (1853-1938), член союза художников (1943), лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина (1967). С детства помогала матери лепить и расписывать игрушки. В 1939 году участвовала в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставка (Москва). Участница областных, региональных, республиканских, всесоюзных, всемирных (Монреаль, Осака), персональных выставок в Кирове (1971, 1976). Игрушки О.И.Коноваловой хранятся в музеях Москвы, Загорска, Петербурга, Кирова, в фондах Международной академии керамики в Женеве. Самая крупная коллекция игрушек Коноваловой находится в Кировском областном художественном музее имени В.М. и А.М.Васнецовых. воспитала плеяду талантливых мастериц. Унаследовала от матери А.А.Мезриной определенный круг традиционных образов (барыни, няньки, наездники, животные), создала ряд своих композиций на бытовые и сказочные темы.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.208

 

Вятские села и веси: деревня Безводное (Пижанский район)


Проезжая по трассе Яранск-Пижанка, можно заметить расположенную неподалеку от нее небольшую деревню - стоящие в ряд деревянные домики и остатки былой инфраструктуры когда-то бывшего здесь колхоза в виде заброшенных кирпичных построек. Указатель говорит о названии деревни: "Безводное" (кстати, деревень с таким названием в Кировской области много), отчего появляется мысль о причине появления данного названия. Здесь нет воды? Деревня была поставлена далеко от реки (что нетипично было для русских крестьян)? "Энциклопедия Вятской" рассказывает об этой деревне следующее.

Безводное, д., центр Безводнинского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Земледелец».
Расстояние до центра района (пгт Пижанка) 14 км.
Согласно архивным документам в конце 18 века крестьяне д.Алехино (территория округа) – около 40 дворов (более 200 душ) принадлежали помещику Алехину.
По данным переписи 1926 г., в д.Безводное число жителей 155 чел. (31 хозяйство). В 1940 г. здесь открыта МТС, третья в районе.
До 1950 г. на территории колхоза «Земледелец» было 24 мелких, в большинстве очень слабых, хозяйств. Ныне это крупный колхоз, один из лучших в районе.
С 1958 г. руководил хозяйством П.Н.Лоптев, кавалер ордена Ленина (1966 г.) Многие колхозники отмечены государственными наградами: агроном колхоза Л.С.Киселева, удостоенная орденов Трудового Красного Знамени (1966) и «Знак Почета» (1958); звеньевые И.М.Журавлев, Г.Е.Рыбаков, тракторист Ю.С.Зыков, кавалеры ордена Трудового Красного Знамени (1966); овцеводка П.А.Демакова, парторг С.М.Сысоев, кавалеры ордена «Знак Почета» (1966) и др. Ныне председатель колхоза В.П.Лоптев, который продолжил дело своего отца.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.379-380

 

Вятские села и веси: село Нестино (Сунской район)

Село вошло в историю Сунского края хлебородными землями. За все годы существования нестинские земледельцы получали богатые урожаи зерновых. Сюда же приезжали из других мест за капустой, огурцами и т.д.
Стоит село на высоком берегу р.Суны, свое величие оно не потеряло и сегодня. Здесь живут прекрасные трудолюбивые люди, настоящие хлеборобы и хозяева своей земли. Пройдясь по селу, нигде не увидишь развалившихся или покосившихся домов, некоторые просто утопают в цветах.
Статус села Нестино получило по Указу духовной консистории протоиерея Александра Попова и его помощника Макланова в 1854 году. До этого была деревня Нижнее Поле. Заключение было дано такое: «Село Нестинское стоит на возвышенном месте, грунт под ним твердый и каменистый, и близ оного протекает р.Суна, посему для воздвигнутия церкви при оном селении избрать место можно и очень приличное и удобное».

Земля Сунская – Киров 2011 г., с.41-42

На фото: вид на село с моста. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

Истории из старых газет. Матреша


Так зовут ее все больные и медицинский персонал Санчурской нарбольницы. Юркая, невысокого роста девушка Матрена Евстафьевна Ваганова вот уже 4 года служит санитаркой при женском корпусе. Каждый больной доволен отношением и уходом за ним со стороны Матреши. Больного в бреду успокоит, уговорит, больного с наружными болезнями развеселит: найдутся у нее и шутки. Ходит чисто и опрятно, не напоит и не накормит больного из немытой чашки. Ни на кого не закричит. Родителям и знакомым больных всегда делово пояснит, почему больным нельзя давать ту или иную пищу. Она член профсоюза, МОПР, ОДД и Осоавиахим. Посещает собрания аккуратно, находит время и почитать газеты. «Если, говорит, будет война, то добровольцем пойду смело». Матреша понимает, что каждый к своему делу должен относиться добросовестно, а не так, чтобы только жалобы получать.

Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 64

На фото: старое дание больницы в Санчурске. В советское время в поселке были даже медицинское училище и грязелечебница....

 

Вятская речь. Кто такие "поезжане"?



Свадебные пирушки устраивались так. Сперва было рукобитье - когда приезжали гости со стороны жениха. Устраивался девичник, на который приглашался жених с кем-нибудь из своей семьи. Собиралась молодежь, пели гулевые песни. Потом приезжала "свальба". Именно иак мы произносили. Коренное слово, наше. Поезжане, свадебный поезд, отстоловав (откушав), увозили невесту. А на второй день со стороны невесты родители и ближние родственники - гордые - ехали пировать к жениху.

Александр Минин. Мы, Минины... - Тольятти 2007 г., с.22

Поезжанин. Участник в свадебном поезде – родные молодых.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

"Свадебный поезд" сохранился и до наших дней, только немного трансформировавшись, с течением времени. Теперь это кортеж из автомобилей...

 

Описание районов Вятской губернии: Главно-Холуницкая волость Слободского уезда



Главно-Холуницкая волость. Район этот составляют небольшие пахотные участки, разбросанные среди заводского леса и принадлежащие нескольким крестьянам Троицкой и Воскресенского обществ. К этому же району относится пашня одного починка – Русаковского, находящегося тоже в заводском лесу в 20 верстах от заводов (близ починка Петрушинского Федосеевской волости). Следовательно, опис рн лесной.
Посреди района протекает река Белая Холуница; в его же пределах начинается заводской пруд и текут своим низовьем речки: Погорелка, Антоновка, Камешница, Шмаковка (притоки Белой Холуницы). Близ завода лежит торфяное болото.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 11. Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.50

На фото: старый дом в городе Белая Холуница. Возможно, был построен как раз еще во времена волости

 

Промышленность в Котельничском уезде в царское время


ДО 50-х годов 19 века в Котельниче не существовало ни одного промышленного предприятия. В городе и уезде имелись только кустарно-ремесленные мастерские. В городе более других было развито кузнечное дело, главным образом, оковка саней, телег, изготовление кос, серпов, подков, гвоздей. Большое распространение имел рыбный промысел, главной промысловой рыбой была стерлядь.
В уезде широко были представлены скорняжное ремесло, выделка гребней, производство валяной обуви, смолокуренное плетение корзин как экипажных, так и ручных, изготовление лодок, плотницкое, столярное и гончарное дело, бондарное и портняжное ремесло, сапожничество.
По мере умножения и увеличения капиталов в Котельниче стала появляться фабрично-заводская промышленность. В 1854 году на реке Котлянка построен кожевенный завод купца первой гильдии М.И.Кардакова. К этому производству Кардаков присоединил три других: салотопное, свечное, келейное. В это время появился другой кожевенный завод – мещанки Настасьи Халтуриной. Кожевенные промыслы существовали и среди крестьян д.Шильниковской. В 1859 г. построен 3-й кожевенный завод Н.И.Гусева, сургучный завод мещанина Александра Вершинина. В этом же году открыта табачная, сигарная и папиросная фабрики купца 3-й гильдии Климента Князева.
Построены 6 кирпичных заводов, принадлежавших купцам Кардакову, Зырину, Куршакову. Позднее появились спичечная фабрика Зубарева, лесопильный завод Голомидова, чугунолитейный завод Шабалина и другие предприятия…
По земской раскладке на 1912 год всех торгово-промышленных заведений в уезде оказалось 4880 на сумму доходности 28282 руб. Большинство заведений имело кустарный характер, на которых работало 2-3 человека.
…Более всего в уезде было мельниц. Недаром бытовала в городе известная всем поговорка, что в Котельниче три мельничи: паровича, водянича и ветрянича. В большинстве своем все предприятия были мелкими – с числом рабочих 10-15 человек, и даже меньше.
После революции крупные предприятия, такие как чугунолитейный завод Шабалина, были национализированы. Некоторые мелкие кустарные заведения прекратили свое существование, а на базе других в 20-е и 30-е гг. возникли артели, товарищества, новые промышленные предприятия.

Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.50-51

На фото: старинные ключи и замки кузнечной работы. Экспонаты Котельничского краеведческого музея

 

Анекдоты о вятчанах

На Южной Вятке были широко распространены (и отчасти бытуют до сего дня) многочисленные анекдоты о вятских людях. От них местные жители принципиально себя отличают, полагая, что они гораздо выше их по культуре и развитию.
Схожие сюжеты записаны и интерпретированы еще Д.К.Зелениным, хорошо известны в научной и научно-популярной литературе, однако варианты, слышанные нами в 1960-1970-е гг. от Е.Ф.Семибратовой, имеют определенную содержательную, а также речевую и стилистическую специфику.
В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь.
В пути их застала ночь. Попросились в ближайшей деревне ночевать. Случайно услышавший разговор братьев о том, «в каку сторону сани оглоблям-ту ставить» хозяин решил над ними пошутить и развернул средство передвижения оглоблями обратно. Ничего не подозревавшие братья отправились утром дальше, но один из них стал замечать, что они эти места уже видели, на что другой отвечал, что таковые могут быть не только у них. Когда же, доехав до собственной деревни, они узрели свою мать, между ними произошел следующий разговор:
«- Ванчо, ровно наша матушка по воду-ту идет?
- Какой наша! Али человек с человеком не сходится?!».
Неудача не сломила братьев, и в следующую свою поездку они благополучно купили в городе толокна. Когда же ехали обратно, то прорубь в реке, по льду которой переезжали, приняли за чашку. Решив похлебать «с устатку» толокна, высыпали туда целый мешок, но ничего не дождались. После того, как история повторилась и со вторым мешком, один из братьев решил, что «там, поди, на дне все устоялося» и, взяв ложку, нырнул в прорубь «помешать». Полагая, что тот все один «выхлебат», второй Ванчо тоже нырнул в прорубь.
Похоже, что в этом анекдоте соединено две разные истории, т.к. его вторая часть (о попытке пообедать толокном из проруби) существует в виде самостоятельного рассказа. В этом более пространном «классическом» варианте, зафиксированном Д.К.Зелениным, в прорубь прыгает «целая артель» ездивших за толокном «Иванов-Ванчей».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.103-104

 

Из истории вятского крестьянства. Льяная одежда



Холст на одежду сами делали из льна. Льна выращивали много. Все заботы об одежде ложились на женщину. М.А.Крысов (1909) так рассказывает об этом: «Женщины в 20-е годы в нашей семье были как бы отделены от мужской половины, им предназначался определенный круг обязанностей: уход за скотом, детьми, прясть пряжу, ткать новины, шить нижнюю одежду, стирать белье. Надо было сеять, кроме ржи и овса, обязательно лен, но почему-то лен у нас родился плохо. Одевать было трудно большую семью, а купить на базаре было трудно из-за высоких цен. Денег было в хозяйстве мало, прежде надо было что-то продать, чтобы купить одежду. Вплоть до самой Октябрьской революции, да и после нее сами плели лапти, и эта обувь была самой главной для всех крестьян».
Итак, и взрослые и дети, и молодые и старики, и мужчины и женщины носили и верхнюю, и нижнюю одежду изо льна.
Холст мог быть очень многообразным по выделке (тонким, грубым, цветным, однотонным), смотря по тому, для какой одежды он предназначался. Мало кто сейчас представляет себе, сколько страданий могла причинять одежда из грубого холста. «Носить приходилось в основном самотканину. Не увидишь сейчас этой грубой рубашки и штанов, которые от соприкосновения с телом натирали его до корост, волдырей, и превращались нередко в чирьи, чесотку».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.94-95

На фото: экспозиция Национального музея республики Марий Эл имени Т.Евсеева

 

Герои Гражданской войны и их судьба в сталинское время


Трудящиеся Советского района гордятся и другими своими земляками. В.Н.Быстряков из деревни Энгер-Сола в 1921 году участвовал в подавлении Кронштадского мятежа. За героизм, проявленный во время штурма Кронштадта, он был награжден орденом Красного Знамени. В 1938 году герой гражданской войны был выдвинут на пост председателя облисполкома.

Ким Васин. По памятным местам - Йошкар-Ола 1967 г., с.98

Хотя книга была издана в советское время, по понятным причинам писатель не коснулся дальнейшей судьбы Владимира Николаевича Быстрякова, уроженца деревни Энгер-Сола Яранского уезда. Между тем она прошла типичную "эволюцию" для героев Гражданской войны в 1920-е и 1930-е годы: взлет и падение... Сотрудник органов правопорядка, Прокурор Марийской АССР (до 1938 года), председатель облисполкома. В сентябре 1938 года постановлением особой тройки НКВД Марийской АССР были осуждены «за контрреволюционную деятельность» к высшей мере наказания и конфискации имущества прокурор республики В.Н. БЫСТРЯКОВ и его заместитель Г.К. Константинов. Всего по делу осужден и расстрелян 21 человек (информация с сайта "Марийская история в лицах").
Подобный взлет пережили и другие прославленные герои Гражданской войны. Николай Гурьянович Сорокин-Махалов из Уржумского района, участвовавший в боях с колчаковцами, организатор крестьянской партизанской дружины, впоследствии работал в правоохранительных органах власти, был начальником одного из сталинских лагерей. В 1937 году был репрессирован и из лагерей уже не вернулся.
Один из организаторов советской власти в губернии, Петр Павлович Капустин, участвовавший в разгроме белых на Северной Двине, в 1930-е годы и вовсе был расстрелян.
Беспощадный сталинский молох, слепо ломая в жерновах репрессий жизни людей, не считался с их заслугами и наградами. Нередко в ГУЛАГ отправлялись те, кто воевал за советскую власть и верою и правдой служил на страже ее законов. Среди них было немало выдающихся и одаренных людей. И если бы они остались в строю, в 1941 году исход войны мог бы быть более быстрым для всей страны. По крайней мере, эти люди погибли бы не где-то на лесоповале, а в бою с фашистами, либо как командиры воинских подразделений могли бы сыграть решающую роль в сражениях войны.

 

Культурные развлечения старой Вятки: Народный дом



Бесплатное народное чтение. Сегодня в Народном доме состоится бесплатное чтение для народа со световыми картинами на тему: «Дедушка Сусанин». В антрактах играет оркестр музыки. Начало чтения в 12 часов дня. Читает Н.С.Богородицкий.

Детское утро. Сегодня в Народном доме состоится детское утро с пением, чтением и демонстрированием световых картин. Плата за вход с детей 15 копеек, взрослых 25 копеек. Детям будет предложено бесплатное угощение. Начало утра в 12 часов дня.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 41 и 42

На фото: тот самый Народный дом. В декабре 1902 года состоялось торжественное открытие в городе Вятке первого в губернии Народного дома. Этот клуб для рабочих города и крестьян соседних с городом деревень создало губернское общество попечительства о народной трезвости.
Основная цель — отвлечение народных масс от пьянства. С первых дней открытия в Доме работали многочисленные кружки: художественного чтения и драматический, хорового пения и народных инструментов, рисования и танцевальный. Участники кружков постоянно выступали с концертами на различных вечерах и утренниках перед своими коллегами по работе. В воскресные дни тут происходили «народные чтения», то есть публичные лекции, которые часто сопровождались показом «туманных картинок» через «волшебный фонарь». В 1904 году в здании Народного дома прошёл один из первых в городе киносеансов. Работала библиотека. Кроме чтения газет и журналов в читальном зале книги можно было взять на дом под залог. Для неграмотных посетителей в библиотеке устраивались громкие чтения. Кроме книг и журналов в библиотеке было немало атласов, специальных географических и исторических карт. С началом войны в коридоре вывешивалась большая карта района военных действий, где флажками отмечалась линия фронта. В цокольном этаже работала столовая и буфет с разнообразным и относительно дешёвым меню.

Фото и текст с сайта https://www.7kholmov.ru/2016/12/17/o59-6/

 

Из истории вятской промышленности. Жизнь рабочих Главнохолуницкого завода



Сначала при заводе работали 2 фабрики (кричная и слесарная), две лесопильные мельницы и кузница. В последующие десятилетия построили еще несколько фабрик. Все они, кроме одной, были деревянные.
В кричной фабрике находились небольшие открытые печи – кричные горны.
У горна работал мастер, подмастерье и ученик. Им нужно было выковать в неделю 60 пудов железа, т.е. по 10 пудов в день. Без каких-либо механизмов, ломом приходилось ворочать в горне 3-4-пудовый металлический ком (крицу), извлекая его оттуда по нескольку раз огромными клещами, весившими более полутора пудов. Естественно, что от рабочих требовалось не только умение, но и большая физическая сила. Летом в кричной стояла невыносимая жара, зимой господствовали сквозняки, дым и копоть. Рабочий день продолжался 12-14 часов. Здоровье людей изнашивалось в 3-4 года.
Вот как описывает один из журналистов рабочих, которые трудились на «огненных» работах: «…Прямо на сапоги они надвигали огромные лапти на деревянных колодках. Затем обматывали ноги до колен войлочными потниками, поверх привязывали жестяные козырьки. После этого они надевали на себя просторную холщовую рубах, холщовый фартук. Потом кожаный фартук. Наконец, третий фартук из листового железа. На руки – войлочные чехлы до плеч и кожаные поручни до локтя. Огромные холщовые рукавицы и войлочная круглая шлюпа дополняли облачение. К работе они готовились как к бою… Мастер поднимался, крякая, прохаживался, пробуя, ладно ли сидят на нем многопудовые доспехи. Ему подавали круглую железную сетку, он надевал ее на голову, опуская на лицо. Теперь, похожий на сказочного витязя, закованного в броню, он готов был к встрече с искрящимся, раскаленным металлом».

Годы и люди – Киров 1989 г., с.9-10

На фото: общий вид комплекса дома управляющего и конторы Главнохолуницкого завода;
контора завода в наши дни (теперь здесь краеведческий музей)

 

Вятские села и веси: поселок Оршанка



Основан в XVIII веке на берегу речки Орши переселенцами, и первоначальное название починка – Оршансола, впоследствии переделанное в Оршанку.
Начиналось селение с нескольких деревень, раскиданных в пределах нынешней поселковой черты. Директор библиотеки Лидия Васильевна Таныгина показывает на плане расположение маленьких деревень, соединившихся в одно селение.
На въезде в поселок со стороны Йошкар-Олы были починки Марково и Орша (ныне часть улицы Советской). Разные мастеровые жили в починке, но особое место занимал кирпичный промысел. Строительный камень и на продажу производили, а свои дома строили из него же. Ныне их сохранилось несколько. В них сейчас живут, а один (на берегу пруда) переделан под магазин «Княжна-2»…
На другой стороне пруда еще первопоселенцами основан починок Кревский (1820 год, он же считается и датой основания села), позднее Кукуевка. По центру села прошли с Лидией Васильевной к Предтеченской церкви, построенной в 1876 году (по данным Яранского благочиния на 1912 год). Сам храм обновлен, и в нем проходят службы. Почитаем священномученик Сергей Стрельников, служивший в храме и принявший мученическую смерть во время репрессий 1937 года…
Из документов, собранных в сборник и представленных мне накануне Н.А.Кропиновым, знаю и о Любушке – схимонахине Магдалине, похороненной за алтарем. Лидия Васильевна показывает ухоженную могилу провидицы. Более века прожила старица и многим помогла, многим предсказала. Даже в мелочах ее помощь ощущали люди. Выгоняя уток на пруд по утрам, хозяйки говорили: «Любушка храни… Любушка храни…». После такого напутствия, говорят, ни одна утка не пропала. У стены храма стопка кирпичей, приготовленных для строительства часовни в честь старицы Любушки…
По улице Советской (как и раньше, по ней проходит тракт из Яранска на Казань) дома купцов и богатых жителей Оршанки: П.А.Васенина, писаря Бордина (ныне Музей крестьянского труда и быта), владельца красильни Корюкина, Пуртова (после в нем была милиция). Дом управы (с 1910 года Оршанка стала волостным центром), здание бывшей церковно-приходской школы.

С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.173-174

 

Легендарные женщины Вятки: Сашенька Прозорливая



Жизнь Сашеньки Прозорливой внешне не так уж богата событиями. Написанное о ней тоже можно перечесть по пальцам. По малочисленным этим публикациям и будет построен недолгий рассказ о подвижнице, имя которой до сих пор благодарно теплится в людских душах.
В 1857 году в селе Шурма, что в 30 километрах от уездного города Уржума, в семье крестьянина Ивана Елизарова родилась дочка, которую окрестили в честь святой мученицы Александры. Никто не мог тогда предположить, что такое небесное покровительство окажется промыслительным.
До 11 лет Саша росла как все деревенские ребятишки, ничем особенным не выделяясь. Но в 11 лет девчушка заболела – сначала отнялась нога, потом рука. К 13 годам Сашенька слегла окончательно, не поднявшись с постели до самой кончины. Лежала она только на правом боку да переворачивалась на спину. На левом боку лежать не могла, начинались сердечные припадки. Уже в первые годы болезни доктора только качали головой и предрекали скорую кончину. Однако время шло – сами предсказатели уходили в мир иной, а безнадежная, казалось бы, Сашенька продолжала жить.
Поначалу ее живая девичья душа противилась своей участи, но постепенно смирилась. Она полностью ушла вглубь себя, ее сутью стала молитва. Тогда и началась жизнь, благодаря которой Сашеньку узнали не только в Вятке, но и в Казани, Уфе, Перми, Архангельске, Астрахани, далекой Сибири. А поначалу даже родные уделяли мало уделяли Саше внимания, и она лежала на голых досках за печкой. Но постепенно стали замечать окружающие в крестьянской девушке блестки неземного света. Стали приходить к ней с просьбой помолиться. И после ее молитвы незаметно стихала душевная смута, разрешались самые трудные вопросы. Люди спешили со словами благодарности, а Сашенька искренне удивлялась такому почитанию. Обычно она советовала отслужить молебен, иногда добавляла, какому святому. Бывало, что и до этого человек служил молебны, но именно после «сашеньких» беда уходила.
В Шурму, особенно летом, тянулись вереницы паломников. И не только крестьян – среди тех, кто искал совета праведницы были и священники, и купцы, и интеллигенты. Во время своей жизни посещали Сашеньку и Васнецовы (в частности, в Шурме работали Николай и Александр Михайловичи). Говорят, Сашенька вела обширную переписку, и, возможно, не потеряна надежда осколки этих сокровищ.
В жизни Сашенька была неприхотлива. Только впоследствии, благодаря пожертвованиям благожелателей (по утверждению Д.Зеленина – это был один из нолинских купцов), ей построили домик, наняли двух девушек-помощниц. Соорудили более мягкую кроватку на колесиках, на которой прозорливую возили в храм. В скудной ее келейке главной святыней был Знаменский образ Божией Матери, перед которым теплилась неугасимая лампада. Рассказывают, что несмотря на многолетнюю неподвижную жизнь, на теле Сашеньки не было пролежней, что явно указывало на Божие благоволение к шурминской праведнице.
Свидетельства ее молитвенной помощи неисчерпаемы. К.И.Назарова, старая жительница Шурмы, вспоминала рассказ своей матери, которая отчаявшись дождаться с фронта мужа, пошла к Сашеньке. Та ободрила ее, и какова же была радость женщины, когда муж вернулся живым.
Учительница-пенсионерка А.М.Рябова рассказывала историю своей родственницы, которая тяжко заболела. Прозорливая посоветовала ей идти в монастырь, где женщина обрела не только душевный покой, но и выздоровела физически.
Когда шурминский купец Слесарев занял под строительство бань кусок сашенькиного огорода, Сашенька незлобиво, полушутя сказала: «Иван Клементьевич, не посягай на чужое. Придет время – свое навсегда потеряешь». Вспомнил ли Слесарев это пророчество всего несколько лет спустя, когда после лихого 17-го он потерял нажитое за долгие годы?
Предсказала праведница и свою кончину, заметив в 1914-м: «Ныне я именины праздную, а на следующий год вряд ли удастся». Ее пророчество сбылось полностью – 1 ноября 1915 года, в день своей небесной покровительницы мученицы Александры, подвижница отошла ко Господу. Перед смертью она была пособорована, дважды причащена. За несколько минут до смерти пришел духовник с крестом, перед которым Сашенька мирно отдала Богу душу.
Похоронили ее, по разрешению архиерея, в ограде местной Христорождественской церкви. еще при жизни Сашенька не хотела этого, говоря: «Мои останки помоями поливать будут». Тогда эти слова окружающим казались невозможными! Но лишь до тех пор, покуда большевики не открыли в храме кабак с более чем кощунственным названием – «Под кумполом». А спустя время здесь был устроен маслозавод, чье производство до сих пор попирает честные останки.
Но люди никогда не забывали Сашеньку. Ее кроватку, по свидетельству шурминского краеведа Е.Н.Носковой, хранили как величайшую святыню. Келейные икону и лампаду спрятали в специальном тайнике одного из домов. И сегодня народная память чтит шурминскую прозорливую. Только вот беда: бывшая келья Сашеньки уже несколько лет пустует и потихоньку разрушается – нет нынче в деревне денег…

Священник Сергий Гомаюнов, Артемий Маркелов. Живые иконы – Киров 1999 г., с.121-124

На фото: Сашенька прозорливая со своими почитателями

 

Женская одежда в старину: сарафан



Русские сарафаны были также нескольких видов. К наиболее старинным относится косоклинный. Обычно эти сарафаны имеют достаточно широкие наплечные лямки, а спереди – вертикальный ряд пришитых металлических ажурных пуговиц, «гвоздичной» тесьмы и т.д. Шились они из темно-синего, крашенного краской «индиго» холста, или из дорогих покупных шерстяных и шелковых тканей. Наиболее распространенными в конце 19-начале 20 века были прямые сарафаны. Они кроились чаще из семи полос холста, сшиваемых цилиндром и собираемые складками сверху. Лямки в верхней части пришивались спереди – прямо, сзади – углом. В разных районах губернии отмечены разновидности прямого сарафана - со вставленными в бока от талии клиньями, с оборкой по подолу; появляется сарафан с лифом. В одних случаях верхняя часть его шьется с широкими лямками и напоминает полуплатье, а в других – лямки узкие, но везде к лифу с изнанки пришивается холщовая подоплека.
Повседневные сарафаны выглядели скромнее, а праздничные украшались нашивками красочных лент по самому подолу и его оборке, полосами вышивки на контрастном фоне. Счиалось, что нарядность обеспечивается и материалом – покупным ситцем. Сарафаны у девушек и молодых женщин («молодушек») были более украшены, чем у маленьких девочек, старушек. Во множестве названий сарафанов, как правило, отражался вид ткани, из которой он был сшит: «достальник», «полугумажник» (с применением х/б нитей), «московец» (из «московского» ситца), «кумашник» (из кумача) и т.д.
Обязательным в этом одежном комплексе было ношение пояса. «Без пояса – грех…». Пояс снимали только тогда, когда гадали. Ведь он выступает как оберег от нечистой силы, поэтому при гадании, при вхождении в контакт с бесом нужно было пояс снять. Обычно пояс носили на сарафане, либо под ним, на рубахе. Концы красивых поясов украшались кистями, бомбошками. По всей длине пояса были разноцветные полоски, геометрические узоры, надписи. Пояса завязывали так, что концы их свешивались вниз, примерно до уровня края фартука. Иногда вместо пояса использовался шнурок, веревочка («гасник»).

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.199-202

На фото: русский сарафан из экспозиции Музея города Хлынова (г.Киров)

 

Выдающиеся вятчане: С.И.Сычугов



Каждый год 19 февраля в Юрьянском районе проходит День памяти С.И. Сычугова.
И сегодня для вас рассказ о замечательном земляке – враче и просветителе Савватии Ивановиче .
Вся жизнь С. И. Сычугова была посвящена служению народу. Его судьба, полная тяжёлых испытаний, его личность никого не может оставить равнодушным.
27 сентября 1841 года в Орловском уезде в семье священника родился мальчик Савватий. Родился, чтобы стать знаменитым «народным» врачом. Однако отец и дед Савватия уготовили мальчику другое будущее, устроив его в духовное училище (тогда для детей духовенства только оно открывало дорогу к образованию). Позже Савватий напишет об училище: «Сколько душ было там погублено! Право же, я до 9 лет был недурным мальчиком: ... до бурсы я был правдив, доверчив, добр, ласков, светло и радостно смотрел я на мир божий. В бурсе я стал скрытным, хитрым мальчиком себе на уме...».
После окончания духовной семинарии Сычугов попал под влияние ссыльных просветителей, добровольно покинул духовную касту и решил стать врачом. Задача стояла неимоверно тяжелая: за год надо было пройти семилетний курс гимназии и, кроме того, закончить семинарию, чтобы поступить в институт. Сычугов занимался по 15-17 часов в сутки, и окончил семинарию первым.
С 60 рублями, которые собрал отец, чтобы сын мог поехать в Москву, Савватий прибыл в огромный город. Сдал экзамены, начал учиться... и вскоре остался без средств к существованию (пожар уничтожил имение отца). Савватий работал грузичиком, продал все вещи, даже лишился жилья, но учебы не бросил. «Когда товарищи изнывали над лекциями, я обретался ради соискания куска хлеба, где-либо вдали от Москвы и приезжал в нее дней за 5 до начала экзаменов, - вспоминал он. - Здесь я пристраивался к какому-либо кружку студентов, слушал чтение ими лекций и выдерживал не хуже их экзамены, хотя в течение учебного года в университет не заглядывал». В 1861 году вспыхнули студенческие волнения и Сычугова по малопонятным причинам исключили из университета. Оказавшись в полной нищете и без занятия, Савватий ушел работать бурлаком и долго скитался.
Позже, в 1868 году, ему все-таки позволили окончить университет. Сычугов был назначен фельдшером в полк. О том времени он писал: «Я перед большинством болезней становлюсь в тупик и после головоломной работы вижу наконец, что они представляют не ту картину, которая изображена в книгах наших... От моего прежнего самомнения не осталось и следов. Я работал без устали, перебегал от книги к больному, а от больного опять к книге. Скоро мои солдатики начали отправляться в Елисейские поля и в достаточном количестве. Тогда дело дошло до того, что я готов был бросить свою профессию. Правда, вскрытия подтверждали мои диагнозы, а совесть все-таки нашептывала: да так ли ты лечил? И теперь еще мои покойники смотрят на меня точно живые».
В 1871 году Сычугов вернулся в село Великорецкое работать земским врачом. В это время в Вятке был большой общественный подъем и полиция часто наведывалась к Сычугову с обысками. Как раз во время очередного обыска Сычугов переживает смерть своего новорожденного ребенка.
В первый же год работы он начал медико-санитарное изучение северной половины Орловского уезда, после чего представил земскому собранию подробный доклад, обрисовав в красках картину медицинской беспомощности населения. Земцы решили срочно строить в Великорецком больницу. При ней построили здания аптеки, приемного покоя и флигель для врача.
Сычугов активно выступал на съездах врачей, вступил в Вятское медицинское общество, помогал крестьянам. В 1878 году Савватий просил земство отменить обязательное соблюдение постов для детей, предлагал вести в школах преподавание элементов гигиены и гимнастику, а для показа в школах сделал макет здорового крестьянского жилища. Но все эти предложения отклонили, а молодой врач нажил армию завистников и противников (в столичной печати он разоблачил несколько махинаций местных земцев). Дело дошло до того, что Сычугову не стали давать лошадей для разъездов по деревням, где постоянно возникали очаги сыпного тифа и других болезней.
Попросту говоря, Сычугова затравили. Он покинул Великорецкое, уехав на родину жены во Владимирскую губернию. Там его избрали заведующим делами санитарной комиссии. Но и здесь нашлись злопыхатели. В 1888 году земство отказало в средствах на врачебные съезды, на которых умело объединялись усилия врачей. В это же время у Сычугова умирает жена, от расстройства у врача вскрылся почечный нарыв. Он принимает решение вернуться на родину, в село Верховино, и заняться частной практикой.
В мае 1889 года Савватий Иванович купил дом и сделал в нем амбулаторию. Она состояла из двух комнат - ожидальной и аптеки. За первый же месяц у него побывало более 600 человек, а за год - 7240. Прием больных Сычугов проводил ежедневно, зимой и осенью до рассвета, весной и летом с 5-6 часов утра. Каждую неделю Сычугову приходилось лично готовить сотни, а иногда более тысячи порошков и за этой работой проводить скучнейшие вечера. Заработок его за год составлял 580 рублей, в то время как во Владимире он получал 2000 рублей. На такое жалование его приглашали в Вятку, в губернскую больницу, но он решил остаться народным врачом. В среднем плата за лечение составляла 7 копеек с человека. Большая часть больных предлагала Сычугову за помощь гораздо больше, но он не брал. При этом треть больных вообще пользовались помощью врача бесплатно.
На закате лет Савватий Иванович уже не мог вести продолжительного разговора, ходил по комнате не иначе, как держась за протянутые вдоль стен веревки, а писал, надевая на пальцы резиновое кольцо, чтобы перо держалось в руке. Но вставал с постели и шел навстречу больному. Принимал 4-5 человек, затем ложился в постель, выжидал пока спадет опухлость ног, и снова шел на работу. Крестьяне писали Сычугову письма: «Савватею Ивановичу. Рази мы не видим, как ты убиваешша об нас: при мне ты сам хворый смотрел хворова и ляпнулся на пол; хоша бы деньги брал, што дают. Тибе руп дают, а ты здачи...».
Сычугов умер 19 февраля 1902 года. Единственный венок на его могиле имел надпись «Доброму крестьянскому врачу, другу народа».

по материалам В. Н. Колупаева и А.С. Касанова (музей истории Хлынова) // ЗБ (Загарская библиотека)

 

 


Назад к списку