- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Апрель: 1-15

С архивной полки. Перечневая ведомость настоятелей и братии Спасо-Орловского нештатного мужского монастыря (1865 г.)



Строитель 1
Иеромонахи 3, по штату должно быть 4
Иеродиаконов 4, положено 2.
Послушников 8, должно быть 7.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1085 л. 25 об.

На фото: базарная площадь перед Спасо-Орловским монастырем.

 

Из записок русских этнографов: "калинники"



Холода среди лета, в конце июня или начале июля, особенно по ночам («калинники – крепкие росы») явление свойственное большей части Вятской губернии и преимущественно ея северной части, в которой расположен Слободской уезд.
В северных волостях этого уезда, хлеба, особенно позднего сева, позябают в низинах раз в два года, тогда как на высоких местах подобные случаи не наблюдались ни разу в 10 лет. Наибольший вред наносится холодами яровым хлебам, тогда как рожь «зажимается» только в том случае, когда холода придутся на время цветения.
В южной части уезда наблюдается то же явление, хотя здесь вообще «калинники» не имеют того значения, как на севере и действуют губительно только в связи с засухами.
Так в Шепелевской волости крестьяне заявляют, что если после заморозков пойдет вскоре дождь, то хлеба оправляются и не гибнут.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 11. Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.35

 

Эпоха - газетной строкой. Зажиточные в машинных товариществах



Под маркой машинного товарищества. Деревня Юльял Кикнурской волости - марийская, отсталая деревня. Зажиточные крестьяне в этой деревне держат бедноту в своей лапе.
Группа зажиточных объединилась в два машинных товарищества и под видом бедняков получила машины с рассрочкой уплаты на 3 года.
Но вскоре их проделка была выявлена и наших «машинников» заставили платить деньги сразу, без всякой рассрочки. Я думаю, что за такой обман органов власти их нужно наказать. Надо дать знать, каково наряжаться волку в овечью шкуру.

Деревенская жизнь (Вятка) - 1929 г. № 18

 

С архивной полки. Удмуртское и татарское население Мари-Турекского кантона в 1920-е годы

Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек.

ГА РМЭ Р-250 оп.4 д.39 лл. 22-24 об.

 

Из записок русских этнографов. Русское население Вятской губернии



Русских в губернии более ¾ всего населения (2,912 тысячи); они живут во всех уездах и везде своим числом превышают всех инородцев вместе. Города же и заводы населены почти исключительно одними русскими. Русские, составляющие городское население, ничем не различаются от жителей других городов России; сельское же русское население, т.е. крестьяне несколько разнятся от крестьян соседний губерний: вятские крестьяне пониже ростом, приземисты и более невзрачны и серы на вид; по характеру вятчане кажутся простоватыми, неповоротливыми, но на самом деле сметливы и далеко не так просты, что доказывается обширным развитием различных промыслов и ремесел. Коренные вятчане, живущие в северных и средних уездах, отличаются от других по своему наречию или говору: в говор певучий, с растяжением на последнем слоге, с сильным ударением на звук о, который часто переходит в ё (поштё); во многих словах звук ч заменяется на звук ц и наоборот (улича, курича, цай, цево и пр.). вятские крестьяне набожны и усердны к благоустроении храмов: в большинстве вятских сел хорошие каменные церкви, выстроенные и поддерживамые исключительно усердием крестьян; каждый год по селам и деревням совершаются крестные ходы в сопровождении множества народа.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.30

Фото С.Лобовикова

 

Истории из старых газет. Семилетний убийца



Семилетний убийца. На днях в починке Александровском Яранского уезда в доме крестьянина Шубаева произошел следующий трагический случай.
В отсутствие родителей в доме играли два брата Григорий 7 лети Василий 10 лет. Григорий взял висевший на стене одноствольное ружье, которое было заряжено, залез с ним на полати и оттуда выстрелил в стену. Но выстрел попал нечаянно в голову брата Василия и убил его наповал.

Вятский вестник - 1909 г. № 10

На иллюстрации: до 1918 года оружие в России продавалось свободно, и такие трагедии случались нередко...

 

С архивной полки. Описание храмов в "клировых ведомостях"



Казанско-Богородицкая церковь г. Орлова. 1857 год.
Построена в 1805 году тщанием прихожан и других почетных граждан
Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка.
Престолов в ней три: в настоящем холодном во имя Божией Матери Казанской; в двух теплых приделах в первом во имя архистратига Михаила, а во втором преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев.
Утварью достаточна.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 лл. 1-1 об.

На фото: Казанско-Богородицкий собор на заднем плане

 

Истоки. "Мелница Вавилка Лашкина с товарыщи..."



В Березовом же стану мелницы
Мелница Вавилка Лашкина с товарыщи; оброк 5 алтын, да у них же солодовня; оброку 10 алтын 5 денег.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.84

 

Елабуга на страницах печати 1896 года



Душевнобольных в Елабужском отделении Вятской губернской земской больницы к 1 марта осталось 61, выбыло 3, умер 1 и осталось к 1 апреля 57.

По полученным «Камско-Волжским краем» сведениям, упраздняются судоходные дистанции в Городце, Лыскове, Алатыре, Вольске и Дубовке и взамен их учреждаются вновь во Владимировке, Козьмодемьянске, Вятке, Чердыни и Елабуге.

О выдаче романовских овец по одному гнезду ходатайствует пред губернским земством трое крестьян Елабужского уезда: крестьянин Староятчинской волости, д.Шарберды И.Бабушкин и крестьяне Лекаревской волости, д.Нижнего Сентяка Е.Чернобровкин и С.Еремин.

Ввиду сильного развития сапа в Елабужском уезде, местная уездная управа просит губернское земство открыть ей кредит в размере 200 рублей, на выдачу пособий крестьянам, у которых убиты будут сапные лошади.

Предохранительные сибиреязвенные прививки произведены ветеринарным врачем Елабужского уезда 21 и 23 мая, а также 4 и 5 июня, 24 лошадям землевладельца И.Р.Халитова, в его Валтачевском имении.

Елабужская городская дума получила уведомление г. попечителя Казанского учебного округа об открытии здесь 1 августа 8классной женской гимназии.

В Елабужском уезде изгототавливаются следующие сельскохозяйственные орудия и пчеловодческие принадлежности: ульи разборные, системы Левицкого и Дадана, веялки и веялки-сортировки по Ленигку и различные мелки пчеловодческие принадлежности.

От Петра Васильевича Стахеева прислан в Вятское губернское управление серебряный венок для возложения его на гроб покойного А.П. Батуева с надписью «Дорогому А.П.Батуеву от искреннего друга П. В.Стахеева».

Вятский край - 1896 г. № 41, 43, 56, 74, 75, 79, 132

 

Сапоги топтать жалко! Отец Павел Груздев - знаменитый узник Вятлага...



Известный старец архимандрит Павел (Груздев) зимой в мороз ходил в баню босиком за несколько километров. На вопросы прихожан, зачем он это делает, батюшка в свойственной ему манере отшучивался: «Да сапоги новые, топтать жалко!», или: «Спортом занимаюсь!» Певчая храма, где он служил, рассказывала: «Еду на автобусе, гляжу вперед: бежит мужик в полушубке, в шапке — и босиком. Штаны засучены до колен, а сапоги несет через плечо. Догнали, а это отец Павел идет из бани. Снег уже таял, но ночью подвалило на четверть, раскисло так, что грязь чуть не по колено. Водитель остановил автобус и говорит: «Садись, отец Павел!» Он вошел и стоит голыми ногами на железе. Я махнула ему: «Садись», а он мне кулак кажет. На своей остановке выскочил и побежал домой». Так он юродствовал. И лишь однажды в откровенном разговоре рассказал одному из своих духовных чад предысторию своих босоногих прогулок по снегу: «Когда был в заключении, пилили дрова. Как все сядут отдохнуть или покурить, так я бегу в лесок, подальше от костра — Богу молиться. Один раз меня увидели и за это привязали к березе, а сапоги сняли. Снега было по колено. Я стоял до тех пор, пока снег не растаял под ногами до земли. Думал всё — заболею и умру. А я и не кашлянул. Вот с тех пор у меня ноги и не зябнут. Я бы мог ходить все время босиком, но не хочу народ смущать» .

Источник: Священник Нашего Времени

 

Эпоха – газетной строкой. Неизменность думских традиций

Как решаются дела в думе. Интересное явление наблюдается в думе. Некоторые гласные смотрят на свое участие в думских заседаниях, как на какую-то скучную повинность и стараются поскорее выбраться из думского зала на волю, а во время прений занимаются совершенно посторонними делами. Например, г.Поскребышев (он же член управы) все время обсуждения думой вопроса о дезинфекции провел в приятном развлечении – разглядыванием новенькой спиртовой зажигательницы для папирос. Почтенный гласный долго крутил игрушку в руках, щелкал ею и любовался вспышками пламени, а когда надоело, передал собственнику, соседу Шенкаржевскому.

Голос Вятки – 1911 г. № 34

 

Истории из вятских газет. Кабачки и их хозяева



Наши шинки-кабачки (от уржумского корреспондента)
Кабачки вы кабачки –
С пьяною водичкой;
К вам несут четвертачки
За свои привычки.
На старо-казанском тракте, в 18 верстах от города Уржума, находится большое село Лопьял. В нем 3 улицы по 2 версты каждая. Есть двухклассное училище без звонка. Был звонок – да крысы сьели… (Звонок разбит. На переливку собрали с учеников гроши, куда пошли деньги и разбитое колоколо – знают бывшая учительница и инспектор). Есть библиотека без газет. Впрочем, есть «Северное слово» да читателей на него мало. Нет ни больницы, ни фельдшерского пункта, ни даже приличной акушерки. Зато есть лекарь-знахарь Ефим – старик 70 лет, ныне женившийся в третий раз.
Лечит он по своему: шепчет в тертую горькую редьку, дует и плюет в нее и велит пить от всяких «болестей»: от лихоманки-трясовицы, от беса полуденного и прочей чепухи. Практика у него большая.
Само собой разумеется – есть в Лопьяле и казенка и полицейский урядник. Но больше всего в селе – тайных кабачков. Народилось их, как грибов поганых в дождливое лето. Тайная, лучше сказать – явная продажа вина производится открыто: и ночью и днем. В шинках происходят кражи тулупов, шапок и прочего…
И дерутся и поют –
Вот они артисты; а дом когда придут -
Хвать в кармане чисто.
И никто шинкарей не преследует хотя и известны они всему местному начальству.
Хоть бы разочек. Один разок припугнуть их протоколом…
Наши шинкари придумали даже свои и названия бутылям: банка, полубанка и мерзавчик.
Например, у двухклассного училища стоит двухклетный дом, в котором проживают два семейства известные здесь – «Калинычи». И все члены этих семейств торгуют вином: всякий из своего мешка продает.
И не удивительно: жить на тракте выгодно: всегда что-нибудь перепадет.
Здесь вы услышите и о кражах тулупов и дикие песни пьяных.
Ах кабачки вы кабачки –
Пьяные подполья,
Подбирают пятачки –
Вот оно раздолье.
Недавно на сельском сходе старики постановили: дать названия всем улицам и переулкам в селе и дали: Бутылочная проломная, Набережная, Козырный толчок, Беляевские номера, Суконная слобода, Немаканный конец, Булак и Собачий переулок. Одним словом – Казань да и только.
И во всех этих частях имеются свои открытые заведения: наськин, танькин, гришкин, васькин и т.д. и т.д.
Да, малина, а не жизнь.
Шинкари наши не тужат.
Там с тулупчиком простись,
Здесь шею наутюжат.
Недавно в Собачьем переулке дальние заезжие гости попили, погуляли, а ночью у них трех лошадей украли.
Ну, подняли «караул», устроили погоню, но воров и след простыл.
Не житье у нас – веселье
Кабачки растут, растут.
Каждый день почти похмелье,
И проспаться не дадут…

Вятская речь – 1913 г. № 5

 

Истории из старых газет: суровый староста



Малощегловская волость Яранского уезда. С нового года здесь вступил в должность новый старшина Безденежных. Время прошло пока еще немного, однако крестьяне успели уже подметить в характере нового старосты некоторые довольно неприглядные черты, именно они заметили, что их староста довольно часто «испивает», а когда «испивает», то бывает «неловок на руку», т.е. попросту в пьяном виде дерется. Приводят тому и доказательства; например, он собственноручно учинил жестокую кулачную расправу с одним крестьянином из Кипанурской волости, который украл где-то холст; или еще случай: явившись 21 июня ночью в 3 часа в правление совершенно пьяным, он ни с того ни с сего ударил по лицу сторожа при правлении Голдырева. Рассказывают и еще несколько фактов в этом роде. Если уж теперь не оглядевшись как следует, Безденежных успел совершить несколько таких геройских поступков, то можно ожидать, что в будущем его подвиги все больше и больше будут учащаться.

Вятский край – 1896 г. № 73

На фото: такие значки носили сельские старосты Вятской губернии

 

По страницам старых газет. Как Макарьевское волостное правление напоминало хлев



Село Макарьевское Вятского уезда. В Макарьевском волостном правлении происходят большие неурядицы. Неопрятность в правлении неописуемая. Наблюдает она как в главном помещении, т.е. в присутствии, так и в других помещениях вплоть до сторожки. Здесь писарь Вахрушин держит поросят и кур, тут же садят и арестантов, которые утопают в грязи: в одном углу валяется гнилой картофель, в другом всякий мусор, так что арестанты, выходя из такого хлева не похожи на людей, а скорее на чорта. Однажды был посажен один арестант без чувств: пробудившись утром, он едва не сошел с ума от визга поросенка.

Вятская речь – 1913 г. № 14

Фотографии Макарьевского волостного правления, конечно, не сохранилось, зато нашлось редкая фотография Макарьевской церкви того времени...

 

Вятский фольклор прошлого века



В апреле прошлого года я побывала в Оричевской средней школе и встречалась с треклассниками. Они оказались настоящими знатоками сегодняшнего фольклора. Вот что я записала от них.

В моем детстве мы любили играть в молчанку. Приговаривали так:
Ехали цыгане,
Кошку потеряли
Кошка сдохла,
Хвост облез
Кто заговорит,
Тот ее и съест.
Я думала, что это единственная приговорка в этой игре. Но вот как приговаривают в Оричах:
Чак-чак
Зубы на крючок!
Кто слово скажет,
Тому щелчок. А.Перевалов

Бежал по крыше воробей,
Налил коробочку соплей,
Кто слово пикнет,
Тот их и выпьет. А.Жирухин

Т.Николаева. Вятский свистун (г.Киров) – 1995 г. № 2-3, с.35-36

 

Деды прошлого... могли бы дать фору нынешним



Трудолюбивый старик. Сергею Терентьевичу Васильеву уже 73 года. Несмотря на преклонный возраст, он не может усидеть без дела. Он является опытным плотником колхоза «Большевик».
В минувшем году им выработано около 800 трудодней за то, что получил 8 центнеров хлеба, 1600 рублей денег, других продуктов и корм для скота.

Е.Герасимова. Трудолюбивый старик // Путь Ленина (Мари-Турекский район) – 1957 г. № 17

Если почитать старинные документы, можно убедиться, что деды прошлого на восьмом десятке могли не только исправно трудиться, но и... в любви быть искусными. Например, в 1863 году у старокрещеного татарина Андрея Ефимовича (фамилии не было) из деревни Дюсметеево Мамадышского уезда Казанской губернии родился сын Симеон. Все бы ничего, но отцу был... 81 год. Через три года у него родилась дочь Марфа. Жене новоиспеченного отца Евдокии Федоровне в 1863 году шел 51 год, а через три года было 54. После рождения своих детей Андрей Ефимович прожил еще долго и почил в 1880 году в возрасте 95 лет "от престарелости". Евдокия Федоровна пережила мужа почти на 20 лет и скончалась в 1900 году в возрасте 85 лет (по документам архива НАРТ).

Фото С.А.Лобовикова

 

Забытые вятские традиции: шипшина



В «Приложении к Вятским губернским ведомостям № 1903 № 119 в корреспондента Д.М.Чистопашина из Пижанской волости Яранского уезда была описана яранская троецыплятница, известная здесь под именем шипшины.

«В некоторых селениях Тожсолинской волости (Яранский уезд) существует суеверный обычай, под названием «шипшины». Например, заболит у какой-нибудь женщины голова, то чтобы излечиться от этой головной боли, она обещается сделать шипшину.
Этот суеверный обычай начинается так: 2 или 3 родственника больной женщины берут курицу и едут вместе с больной в церковь. Отслужив в церкви молебен и возвратившись домой, они извещают всех своих родственников о дне шипшины.
Ко дню шипшины каждый желающий участвовать при этом должен принести в дом больной женщины: курицу и петуха, десяток яиц, муки, крупы и солоду по 5 фунтов и скоромного масла по 1 фунта. Для зарезания всех принесенных куриц избирают мальчика лет 12, который бы табаку не курил и скверно не ругался. Режут так, чтобы головы кур не были совсем отсечены, а лишь несколько подрежут горло и кровь выпускают в одну посуду.
Перед ужином больная женщина одевается в белое платье и садится в переднее место, при чем за ужином мужчины участвовать при больной женщине не должны. Ужин происходит молча. Сначала в большой чаше на стол подаются яйца. Ножа при ужинающих иметь нельзя. Окончив ужин, женщины уходят домой; больная также помещается в отдельную комнату. После женщин начинают ужинать мужчины. Такие ужины происходят по три дня.
При последнем ужине находящаяся тут прислуга (особо назначенная) кости и перо от куриц, скорлупу от яиц и кровь собирают в одну посуду, и часов в 12 ночи все отправляются с этой посудой на реку. Выбрав глубокое место, бросают эту посуду в реку и, умывшись и испив воды, с криком, песнями и пляскою возвращаются в дом к больной женщине, где делают складчину и всю ночь пьянствуют.
Ранее, назад тому лет 25, этот же суеверный обычай существовал и в Пижанской волости, но в настоящее время отошел уже в область преданий».

 

«Какая холосынькая»: истории из старых газет



Село Богородское Нолинского уезда. У самого входа в нашу церковь настроены мелочные лавочки, стенки и крыши которых опираются на стену храма.
В то время, когда с амвона несутся слова великого Евангелия – за дверями храма за копеечную вещь берут 15-20 копеек, а в ограде, в сторожке, или теплушке, как называют здесь, стена в стену с церковью, происходит продажа казенной водки.
Далее при церкви живет какой-то полоумный Вася, который, говорят, ходит с письмами от священников за 25-30 верст в 25-градусный мороз за 3-5 копеек.
Этот Вася нередко во время службы бродит по церкви пьяный и во всеуслышание ругается площадными словами, а то, подойдя к девицам, хватает их за грудь, приговаривая: «Какая холосынькая».
Знает ли про эти проделки Васи наше духовенство?

Вятская речь - 1913 г. № 9

Рисунок Татьяны Дедовой. Такой была церковь села Богородского до своего разрушения...

 

Вятский "черный юмор"



Новину чистили два брата; один-то сидел посредине. День был жаркой. Ель упала на него. «Вань-мо! Как меня охолонуло! Садись-ка на мое место». Тот сел, а товарищ начал ронить ель прямо на него; упала ель и зажала его тут. «Вань-мо! Охолонило ли тебя!» спрашивает, а тот уже молчит.

Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии

 

Храмы города Хлынова в 1759 году



Пятницкая
Женский монастырь
Богоявленский собор
Кафедральный собор
Спасский собор
Вознесенская церковь
Воскресенская церковь
Казанская церковь
Покровская церковь
Царевская церковь
Предтеченская церковь
Всесвятская церковь
Владимирская церковь
Мужской монастырь

Межевая книга Вятской провинции города Хлынова 1759 год. Рисунок Александра Селезнева

 

С архивной полки. Рассчет вином

Из журнала заседания 5го Новототорьяльского кантонного съезда Советов Марийской Автономной Области. Утреннее заседание 8 марта 1931 года

Товарищ Фоминых: в отношении снабжения на лесоразработках, то дело никуда не годится так как в лесорганизации служат чуждые элементы и во время расчета вместо денег получали 12 ведер вином ….

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 4 д.39 л.43

 

Вятские православные хроники 1903 года



1 января. Литургию и молебствие в Кафедральном соборе совершал Преосвященный Никон, епископ Вятский и Слободской. Перед молебствием Владыка произнес слово о значении времени для человека и об обязанности каждого стремиться к нравственному усовершенствованию во время земной жизни. После молебствия с коленопреклонением и провозглашения установленного многолетия присутствующие в соборе представители ведомств, земства и города приносили поздравления с Новым годом г.Начальнику губернии д.с.с. Н.Ф.Хомутову.

6 января. В Нежнурском училище, на средства попечителя и законоучителя училища священника о.В.М.Троицкого были устроены вокально-литературный вечер и елка.

12 января. В течение 1903 года, начиная с 12 января, в 5 церквах города Вятки (Кафедральный, Воскресенский и Александровский соборы, Предтеченской и Владимирской церквах), происходили по воскресеньям, после вечерни, религиозно-просветительские чтения. В каждом из означенных храмов, чтения велись на определенные, отличные, чем в других церквах темы; в Кафедральном соборе - по истории Церкви, в Воскресенском – жития святых, в Александровском - объяснение богословия, во Владимирском - изъяснение евангельских чтений, в Предтеченской - изъяснение воскресных апостольских чтений.

14 января. В ночь ограблена Воскресенская церковь в Холуницком заводе. Громилы отбили замки у дверей и похитили из церковного капитала 2500 рублей.

26 января. Гулюшурмский завод Елабужского уезда посетил преосвященный Михей епископ Сарапульский.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1903 год - Вятка 1904 год

 

С архивной полки. Детские дома Вятской губернии 1920-х годов



Вятский губернский центральный деский приемник
Приюты для детей дошкольного возраста (2)
Детский городок при фабрике «Красный пахарь» Вятского уезда
Халтуринский детский дом имени Урицкого
Детский дом вятского губоно
Губернской советской партийной школы
Имени В.Д.Бонч-Бруевича
Имени 8 марта
Имени А.И.Герцена
Имени М.Горького
Имени Коммунизма
Имени Коммунизма трудящейся молодежи
Имени Красной армии
Имени Н.К. Крупской
1й Вятский школьный городок имени 3 интернационала
Имени В.И.Ленина
Имени К.Либкхнехта
Имени А.В.Луначарского
Имени Карла Маркса
Имени Октябрьской революции
Имени К.Цеткин
«Юные пионеры» при фабрике «Красный труд»
Детские дома Вятского УОНО:
Загарский имени В.И.Ленина
Имени Д.Бедного (Зуевский)
Имени М.И.Калинина
Имени 3 коминтерна (Вожгальский)
Имени крестьянского союза (Федяковский)
Имени Н.К. Крупской
Имени К.Либкнехта (Кстинино)
Имени профинтерна (Мурашинский)
Имени Я.М. Свердлова (Утробинский)
Имени Спартака (Пироговский)
Имени М.С. Урицкого (Марковский)
Первомайская трудовая колония (Цыгановский)
Ржано-Поломский.

По всем эти детским домам есть сведения в фонде ЦГАКО Р-131. Возможно, там есть даже списки воспитанников...

 

По страницам советских газет. Колхозы - фронту



Колхозы нашего района стремятся дать стране и армии как можно больше хлеба и других сельскохозяйственных продуктов и этим самым усилить удар по врагу. Выполняя обязательные поставки по зерну, многие колхозы излишки хлеба продают государству. Так например колхозники сельхозартели имени Чапаева, Кузнецовского сельского совета, прочитав ноту товарища Молотова о повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченной ими советской территории, решили продать государству 35 центнеров хлеба и в ближайшие дни закончат выполнение сушеного картофеля.
15 центнеров хлеба продает государству колхоз «Светлый путь» этого же сельсовета.

П.Ветошкин. Продают хлеб государству // Вперед (Лебяжье) - 1942 г. № 8

 

Эпоха - газетной строкой. Антисанитария Воткинского завода



Воткинский завод. За последнее время в Воткинском заводе сильно распространились легочные болезни. Однако заводской врач г.Макаров сказал: «Я удивляюсь, от какой причины появилось множество чахоточных больных в Воткинском заводе».
Удивляться этому однако не приходится.
В заводе имеется множество всяких промышленных заведений, которые устраивают сток отработанных вод в реку.
По улицам нельзя пройти чтобы не зажать нос от всяких вредных газов.
В заведениях, как например, мыловаренном, нет вентиляции, нет машин, посредством которых можно было бы мешать массу, а этим делом вручную занимаются работники, которым, все время размешивая массы, приходится вдыхать вредный неочищенный воздух и т.п.
Санитарной организации в заводе не существует, и безобразия творятся беспрепятственно.
Мудрено ли после этого, что число чахоточных в заводе растет…

Вятская речь - 1913 г. № 4

 

С архивной полки. Перепись 1917 года - списки домохозяев



Рассказывая о разных интересных моментах сельскохозяйственной переписи 1917 года, можно коснуться и еще одного немаловажного аспекта. По большинству населенных мест Вятской губернии, включая город Вятку, перепись сохранилась в виде полноценных карточек, каждая из которых может поведать много интересного о конкретной семье и ее хозяйстве. Но, к сожалению, по некоторым деревням и селам эти карточки не сохранились, и вместо них можно встретить вот только такие общие списки домохозяев. Из сведений здесь только - инициалы и размер засеваемой площади...

На фото: общий список жителей починка Ивановского Нылги-Жикьинской волости Сарапульского уезда. Такой же общий список есть и по селу Сарали Елабужского уезда.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.5 д.186

 

С архивной полки. Комаровы из починка Комаров Зыковской волости Яранского уезда в переписях 1891 и 1917 годов



1891 год
Михаил Васильевич Комаров 1
Аверкий Кириллович Комаров 1
Семен Кириллович Комаров 1
Солдатка Марфа Дмитриевна Комарова –
Самсон Васильевич Комаров 1
Петр Кириллович Комаров 1
Матвей Кириллович Комаров 1
Николай Кириллович Комаров 1
Игнатий Алексеевич Комаров 1
Кондратий Алексеевич Комаров 1
Василий Алексеевич Комаров 1

ЦГАКО ф.574 оп. 1 д.1541 лл.43-44 (цифрами обозначено число лошадей).

1917 год.
Василий Алексеевич
Алексей Кондратьевич
Иван Семенович
Григорий Семенович
Афанасий Игнатьевич
Прокопий Николаевич
Николай Кириллович
Петр Кириллович
Василий Михайлович
Иван Никитич
Александр Иванович
Илья Михайлович
Роман Михайлович
Петр Игнатьевич
Михаил Игнатьевич

ЦГАКО ф.574 оп.19 д.180

Этот материал мы уже публиковали, но сегодня его "иллюстрируем" сканами некоторых карточек 1917 года из архива ЦГАКО

 

Удмурты в сельскохозяйственной переписи 1917 года



До сих пор, рассказывая о семьях, упоминаемых в карточках переписи, мы рассказывали только о русских. Не менее интересно было бы пересмотреть карточки крестьян и других национальностей.
Починок Мало-Ключевский Ключевской волости Глазовского уезда. Хозяйство Каркина Василия Романовича. Хозяин указывался как: крестьянин, вотяк, земледелец, 61 года, неграмотный. Семья его была большая: три сына 27-14 лет, внук 5 лет, жена, сноха, две дочери 25 и 11 лет, внучка 2 лет. Внуки были, скорее всего, от старшего сына 27 лет, который на момент переписи был мобилизован и отсутствовал 24 месяца. Также как и отец, мать, сестры и жена, он был неграмотный, но грамотными были два его младших брата 17 и 14 лет.
Семья Каркиных имела хорошее хозяйство:
1 лошадь
2 корова
1 теленок
3 овцы и 3 ягненка
1 свинья и 3 поросенка
Ржи 16,0
Овса 20,0
Ячменя 3,0
Льна 02,
Картофеля 19,0
Сенных трав
Под паром 20,0
В яровых 5,0.
Четверо трудоспособных мужчин сами справлялись по хозяйству и наем работников был небольшим - 10 человек.
Семья другого крестьянина того же починка - Каркина Назара Ионовича - также была большой: дед 80 лет, отец-хозяин 43 лет, три сына 15-13 лет, брат хозяина, два племянника 9 и 5 лет, а также лица женского пола: дочь, сноха, племянница и невестка. Такое количество трудоспособных людей позволяло семье вовсе не нанимать работников со стороны. Интересны здесь записи о грамотности членов семьи: дед, отец и лица женского пола были неграмотными, один сын 15 лет обозначен как грамотный, другой 13 лет - "учится", а брат отца и сын 25 лет были обозначены как "малограмотные". Оба они на 1917 год отсутствовали в семье, как мобилизованные на войну.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.4 д.1696

На фото: южные удмурты. Молодые женщины в традиционной одежде. Сарапульский уезд. 1907 г. Фото с сайта https://iz-article.ru/odejda2_1.html

 

По следам одной родословной. Как старообрядец стал православным священником



Не так давно мы рассказывали о старообрядцах одной местности Сарапульского уезда, которые в одно время вроде бы стали принимать православие, но затем таинственно "исчезли" со страниц церковных метрических книг; вероятнее всего, они обратно вернулись в старообрядчество. В Малмыжском уезде история одной старообрядческой семьи пошла совсем другим путем. Ее выходец не только принял православие, но и стал священником.
Житель деревни Черной Светлянской волости Сарапульского уезда Роман Федорович Коробейников был "коренным раскольником Австрийской секты". Неожиданно, что-то заставило его переменить свои взгляды. 7 марта 1893 года он был "Присоединен к греко-российской церкви вторым чином в Сарапульском Вознесенском соборе". В метрической книге собора он был записан так: "Сарапульского уезда, Светлянской волости, деревни Черной Роман Федоров Коробейников 35 лет, родившийся в расколе Австрийского согласия от родителей Федора Иоаннова Коробейникова и Анны Евфимьевой – в следствие изъявленного им решительного желания помазанием св.мира присоединен к православной греко-российской церкви с оставлением прежнего имени Романа". Примечательно, что крестными родителями его стали очень уважаемые люди - сарапульский купец Прокопий Никифорович Дедюхин и сарапульская купеческая жена Ольга Ивановна Ижболдина.
Дальше больше: Роман Федорович поступает учиться в Вятскую противораскольническую школу святителя и чудотворца Николая, которую успешно закончил через три года. В переписи 1897 года он был обозначен так: "Коробейников Роман Федорович, хозяин, 39 лет, крестьянин, из государственных, обучался в братской школе, земледелец хозяин". Здесь же указывалось, что трое его старших сыновей тоже учились в братской школе. К сожалению, не удалось найти записи в метрических книгах, когда остальная семья была присоединена к православию. Видимо, это священнодейство было совершено ни в их родном приходе, ни в Сарапуле.
Вернувшись домой, Роман Федорович становится с 1899 года членом Союза ревнителей Православия в Светлянском приходе Сарапульского уезда и единовременно исполняет учительскую обязанность в Черновской школе того же прихода и уезда. Примечательно, что в метрических книгах в записях о рождении своих детей он записывался как "сельский работник".
С того же года Роман становится псаломщиком церкви соседнего прихода села Тойкино. В его "послужном списке" указывалось: "Поет вполне удовлетворительно, краткий катехизис и священную историю знает достаточно Поведения хорошего". С этого времени начинается его путь священнослужителя. В 1900 году он перемещается в село Нижний Лып Сарапульского уезда, утверждается в должности псаломщика. В 1902 году рукополагается в сан священника (в то время правила приема в священнослужители были не такие строгие как сейчас, и ученик братской миссионерской школы вполне мог стать священнослужителем). Тогда же новоиспеченный диакон перемещается в приход села Каменный Ключ Малмыжского уезда, а спустя три года - в село Халды того же уезда "с правом рукоположения в сан священника". Спустя пять лет в Малмыжском уезде открылся новый приход в селе Лекшур, первым священником которого и стал отец Роман. Кроме служения храма, батюшка также преподавал Закон Божий в приходских начальных училищах, имел такие церковные награды, как скуфью и набедренник. На 1915 год он получал жалование из государственного казначейства в размере 450 рублей в год. Такое жалование предназначалось священникам, которые служили в "неблагонадежных" приходах, где было много язычников или старообрядцев. Видимо, немало старообрядцев было и в Халдинском приходе, и не случайно туда был направлен отец Роман Коробейников, "бывший "коренной старообрядец". А кто лучше не знает староверов как их бывший единоверец?
В семействе отца Романа и его матушки, которая рано умерла, было десять детей. Видимо, все они закончили духовные училища (на 1915 год там еще учились младшие дети), и две дочери стали учительницами, но по стопам отца пошел только его сын Павел. Он тоже стал диаконом села Лекшур, но из-за малости прихода и ограниченного церковного причта, оставался на должности псаломщика, получал от государства 150 рублей в год. В 1917 году он служил уже в селе Пермяково Сарапульского уезда, а его отец по прежнему служил в Лекшуре.
Дальнейшая судьба этих двух священнослужителей, вышедших из среды старообрядчества, к сожалению пока не известна, даже потомкам отца Романа...

Источники: документы архивов ЦГАКО, ЦГА УР и архива г.Сарапула

 

С архивной полки. Степени родства в записях о рождении в метрических книгах



В старинных церковных метрических книгах обычно родство указывалось только близкое - отец, мать, сын, дочь, жених, невеста, изредка бабушка, дедушка, двоюродные указывались часто просто как "брат" и "сестра", а люди, которые упоминались в качестве крестных и поручителей (свидетелей на свадьбе) указывались без степени родства и на первый взгляд может показаться, что это были совершенно посторонние люди. Но так ли это было?
При работе с метрическими книгами прихода села Арзамасцево Сарапульского уезда встретилась интересная и очень редкая особенность - почти все крестные указывались со степенью родства по отношению к родителям. Встречаются такие степени родства: сестра, брат, зять, шурин, племянник (племянница). Чаще всего крестными становились братья и сестры, в том числе двоюродные, а также зятья. В этом нет ничего удивительного, ведь и в наше время крестными чаще всего выбираются члены своей семьи. Учитывая этот интересный факт, можно проверять всех "восприемников" своей родословной на предмет родства, даже если они не указаны как родственные родителям младенца. В большей степени крестными становились (и становятся) близкие родственники...

 

Генеалогия. Распространенные детские болезни в старину



Анализируя старинные церковные метрические книги, можно сопоставить список главных детских болезней, от которых в старину умирало много маленьких детей. Если сейчас смерть даже одного ребенка это нонсенс, сто с небольшим лет назад, смерть десятков и сотен маленьких детей, к сожалению, было в порядке вещей.
Итак, вот эти зловещие болезни:
кашель или простуда (ангина?)
понос (дезинтерия)
скарлатина
коклюш
корь
оспа
Изредка причиной смерти была чахотка, передававшаяся от взрослых.
Особенно частыми причинами смерти младенцев писались "слаборождение" и родимец. Последние иногда и заменялись формулировкой "от младенческой"...

Фото С.А.Лобовикова

 

Вятский черный юмор



Строили деревянную двухэтажную церковь. Наверху работал молодой неопытный плотник и уронил топор сверху, а топор был острый. Топор в аккурат упал вниз на мужика и отрубил ему нос и палец у ноги.
Мужик сначала испугался, а потом вспомнил, что если сразу обрубленный нос и палец присадить, то они скоро прирастут. Вот он и присадил.
Присадил да неправильно - нос присадил к ноге, а палец вместо носа.
А мужик-то этот нюхал табак. Как захочет понюхать, так и разувается. Набьет табаком нос – хорошо! Одной понюшки надолго хватает.

Вятский свистун - 1992 г. № 4, с.34-35

На фото: работа плотников старину, распиловка бревна

 

Истории из старых газет. Чудо-чудище

Корреспонденция. Деревня Усова Орловского уезда. У крестьянина Василья Попова играло несколько человек в карты. Все были сильно выпивши.
Один из игроков, шибко проигравши, пошел домой.
Идя, с одного конца деревни на другой и играя на гармонике, он увидел впереди сажень за 15-20 какой-то черный предмет.
Подумав, что теперь время ночное, он сообразил, что это случайно зашел в деревню медведь и уснул.
Возвратившись к остальным игрокам, в страшном испуге, он говорит:
«Пойдемте скорее, ребята, у нас в деревне медведь лежит?!».
Сейчас же наши герои вскакивают с мест и, обгоняя друг друга, спешат на место происшествия.
Не доходя до чуда, у наших балбесов пошли споры: один говорит, что это медведь, другой– что волк, а третий заявил – что волк на волке лежит.
Сколько они не спорили, то не решились подойти ближе к чудищу, а дали о нем знать деревенскому.
Деревенский, вероятно, такой же разиня, как и прочие, стал собирать соседей, говоря: «Идемте медведя бить».
Не прошло и четверти часа, как наши соседи, вооруженные, кто ножом, кто топором (были некоторые с ружьями, только ружья оказались незаряженными, так как впопыхах не успели зарядить), пришли бить медведя.
Представьте себе, каково было удивленье, когда вместо медведя, которого они хотели изрубить в куски, оказался неизвестно кем брошенный кошель с сеном.
Так вот, до какого заблуждения доводит наших героев винная лавочка.

Вятский вестник - 1909 г. № 152

 

С архивной полки. Оцифрованные карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года в архиве ЦГАКО (по трем уездам)



Уржумский уезд (ф.574 опись 18): Пузинерь, Алшайка, По речке куптинке, Порчара, Тинер-Шинер, п. Хабибулин, Чекманур, Юштопамаш.

Яранский уезд (ф.574 оп. 19): Кочево, Жеребцово, Большая Щеглова, Буянов, Заозерье, Крюковский, Золотов, Ивановский.

Елабужский уезд (ф.574 оп. 21): Альметьевы, Старый Юраш.

На фото: образец карточки 1917 года (ЦГАКО)

 

С архивной полки. Коллективизация и борьба с религией



Оршанский кантон в данное время является кантоном сплошной коллективизации, где коллективизировано - 62 % основной бедняцко-середняцкой части населения помимо этого, при кантонном центре в селе Оршанка имеются МТС, льнозавод и осенью 1931 года организован льноживотноводческий совхоз на площади 34720 га, в данное время в кантоне имеется до 1350 человек сельскохозяйственнного рабочего пролетариата.
Посему Оршанский КИК и вся советская общественность и абсолютное большинство колхозной массы считает необходимым изъятии обоих молитвенных зданий Предтеченской церкви, старое здание как изъятое в 1929 году и как приспособленное для складского помещения используется под склады, поскольку произведено оборудование и капиталовложение до 1500 рублей. Вторая же часть церкви, которая находится по сие время в распоряжении незначительной части членов религиозного культа, изъять для приспособления под рабочий клуб, ибо совершенно не имеется клуба, на переоборудование данного здания под клуб средства будут изысканы, и имеющихся же членов религиозного культа 250-300 человек Предтеченской церкви вполне можно прикрепить к Упшинской, Табашинской и Кучкинской церкви.
КИК вполне уверен, что в изъятии обоих зданий Предтеченской церкви население не будет возражать, а поэтому просим ОБИК разрешить нам произвести изъятие здания данной церкви и предварительное проведение среди населения широкой разъяснительной работы.

Подписи. За председателя КИКа Иштринов
Секретарь Шашков

29 ноября 1931 г.

ГА РМЭ ф. Р-250 оп.5 д.8 лл.9-9 об.

На фото: Предтеченская церковь в Оршанке в наши дни

 

Вятка-Казань - исторические связи: подборка газетных публикаций за 1896 год



Казанское губернское земство учредило в нынешнем году в городе Казани склад кустарных изделий и материалов, на должность заведующего которого просит здешнюю городскую управу рекомендовать кого-либо из служащих Вятского кустарного склада, или других, известных управе лиц на годовой оклад жалования в 1200 рублей.

Свияжская уездная земская управа, открыв склад земледельческих орудий для продажи их крестьянскому населению уезда, желает приобресть для этого склада веялки вятских кустарей.

Чистопольское уездное земство, нуждаясь в акушерках-фельдшерках, приглашает занять их вакансии окончивших курс в Вятской земской фельдшерской школе; жалования от земства назначено 300 рублей в год и 36 рублей квартирных, а разъездные по учету на одну лошадь.

Начальник почтово-телеграфного округа доводит до сведения публики, что в селе Кукмор, Казанской губернии, Мамадышского уезда, с 1 числа июля сего года открывается почтовое отделение с приемом и выдачей разного рода корреспонденции, каковое отделение будет обмениваться корреспонденцию чрез Вятские Поляны, Вятской губернии.

Ближайшая сессия Казанской судебной палаты с участием сословных представителей откроется в городе Вятке в сентябре месяце текущего года и будет продолжаться с 16 числа по 20 включительно.

Вятский край - 1896 г. № 23, 32, 66, 69, 77, 80


Назад к списку