- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 16-31

Вятские села и деревни: деревня Ерзовка (Лузский район)



Деревня Ерзовка находится в 55 километрах от районного центра города Лузы и в семи километрах от Папулова, центральной деревни Папуловского сельского поселения. Раньше через деревню проходил центральный тракт заречной стороны Лузского района, а после строительства новой дороги она оказалась на километр в стороне.
В 30-е годы деревня Ерзовка была небольшая, в ней насчитывалось около десяти домов. Большинство жителей носили фамилию Кокины. Довольно известным был Кокин Иван Кузьмич – он имел кузницу. Со все округи обращались к Ивану с разными просьбами: сковать косу, борону, сделать обод для тележного колеса, лемех для плуга… Да мало ли разного оборудования и разных приспособлений требуется в крестьянском житье. В годы коллективизации эту семью раскулачили: все имущество описали, самого Ивана Кузьмича с женой и двумя детьми увезли в неизвестном направлении. Больше об их судьбе ничего не известно. Первоначально в их доме сделали сельсовет, а потом еще несколько раз менялось предназначение этого здания: размещалась изба-читальня, школьный интернат, дом для учителей, и, наконец, почта. Это строение сохранилось до сегодняшних дней – единственное из старых построек. Почтовым отделением в разные годы заведовали: дольше всех Игумнова Нина, позднее Нина Бутакова, Светлана Кузьмина, Валентина Бечкова, Наталья Михайлова, Галя Пшеницына. Почту разносили Галина Горбунова, Сергей Липатников, Анна Кузнецова, Татьяна Михайлова, после выхода на пенсию Федосий Пшеницын.
В деревне были построены вновь: здание клуба, где разместилась и библиотека, медпункт. Здание магазина пришло в негодность и не соответствовало по размерам торговой площади, и поэтому в 1970 году было построено новое здание со складским помещением.
В магазине в Ерзовке работали: много лет Евгений Кузнецов, а также Анна Лагунова, Мария Суханова, Валентина Кокина, Татьяна Елсакова, Зоя Соколова, Павлин Сокольников, Наталья Шуралёва. В 2000 году магазин был закрыт.
В военные годы в деревне работала пекарня, хлеб выпекала мать Нины Игумновой, заведующей почтовым отделением.
На месте здания клуба был пустырь, а чуть ниже в сторону оврага размещался колхозный птичник.
… В 50-70-е годы в Ерзовке проживали около тридцати семей, а потом деревня снова стала пустеть: закрылись школа, клуб, библиотека, медпункт, отделение связи, магазин…
В настоящее время в деревне проживает чуть более 20 человек, в основном все пенсионеры. Коренных жителей не осталось, да и дома практически все построены вновь или перевезены из других деревень. Живет еще один житель в Подволочье, остальные деревни бывшего Алешевского сельсовета или полностью исчезли, или в них осталось несколько полуразрушенных строений.

М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево – Киров 2015 г., с.149-152

Фото из книги

https://rodnaya-vyatka.ru/places/94630

 

Вятские анекдоты: как колокол «на крапивинке повис»


… Есть в работе этнографа {Д.К.Зеленина} и записанный в Яранском уезде сюжет о том, как вятчане «колокол из лык плели», удивляясь: «Щё это он не звонит: шлык да шлык?! – А он сшит из лык. – В заключение «колокол с колокольни упал да на крапивинке повис».
Малмыжский вариант о лыковом колоколе такой:
«Колоколо с церквы упало.
- Вань, оно, поди, три аршина в землю ушло.
- А кто его знат! Будём копать!
Три аршина копали, а колокола все нет.
- Э-э-э, Вань, дураки мы с тобой какие! Мучилися, старалися, три аршина землю копали. А колоколо-то вона – на крапивинке висело!».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.104-105

Фото с сайта http://www.logoslovo.ru/media/item_60153/

 

Ратная доблесть Вятской земли: ударные батальоны смерти Первой мировой


После всестороннего обсуждения с Казанским Областным Комитетом по организации добровольческих ударных батальонов о нашем дальнейшем пребывании и обучении мы пришли к следующему соглашению: мы присоединились к 1-му Казанскому ударному батальону смерти, который должен развернуться в Казанский добровольческий полк, причем, наш батальон сохраняет свое наименование и ценность. Обучение должно пойти усиленным темпом. 16-го августа мы отправляемся на фронт полным составом, где наша часть дополнит свое обучение.
Прибыв сюда на один день по делам организации, я передаю от имени товарищей добровольцев, находящихся в Казани, прощальный привет сарапульцам и воткинцам. От себя же должен сказать, что, уезжая на фронт, я сохраню в своем сердце то чуткое отношение, какое проявили граждане Сарапула к переживаемым событиям. Это отношение дает мне право надеяться, что граждане Прикамья и в будущем отзовутся со всем сердцем на все невзгоды, переживаемые Родиной.

В.Мышкин. На этом закончился прием // Кама (Сарапул) – 1917 г. № 179 от 15 августа

Фото с сайта https://tunnel.ru/post-mariya-bochkareva-i-ejo-zhensk..

 

К столетию СССР. 29 декабря 1934 года был образован Кировский край



Решением партии и правительства из состава Горьковского края выделен Кировский край. Новому краю присвоено имя товарища Кирова – выдающегося руководителя нашей партии, пламенного трибуна революции, самоотверженного борца за коммунизм.
Кировский край, образованный из 37 административных районов Горьковского края, Сарапульского и Воткинского районов и Удмуртской автономной области, занимает огромную территорию в 145 тысяч квадратных километров с населением свыше трех с половиной миллионов, в том числе городского населения около пятисот тысяч человек. наиболее крупными городами являются: Киров с населением около 100 тыс. человек, Ижевск – 140 тысяч, Сарапул – 41 тысяча и Воткинск – 30 тысяч. Городов и рабочих поселков с населением свыше 10 тысяч человек – 30…

Сделать Кировский край передовым краем в Союзе // Кировская правда – 1934 г. от 29 декабря

Карта Кировского края 1936 года

 

Крестьянское детство: воспоминания



Огромным событием в детской жизни было возвращение отца с ярмарки или базара. Как правило, детям привозились гостинцы: сладости, сушки, обновки, украшения. «Очень хорошо помню, мне было лет 5-7, отец приезжал с базара, а он ездил либо в Нему, Нолинск или даже Киров, ездили на лошадях. Туда возили продавать обычно масло, мед, плели лапти, делали глиняные горшки. Мы его с нетерпением ждали. Нам, ребятишкам, он привозил всегда подарки: ленты, обновки какие-нибудь, обувь и, конечно, сладости: пряники, калачи, сахар в больших головах» (А.К.Коромыссова, 1914).
В некоторых семьях не были редкими и физические наказания детей (хотя очень многие опрошенные говорят, что их «пальцем никто не тронул» в детстве). Возможно, чаще они применялись к «приемкам» - детям-сиротам, перешедшим жить к родственникам. Вообще жизнь таких детей была иногда довольна тягостна. Т.Н.Скопина (1911) рассказывает о себе: «Родители рано умерли, а мы живем. На тычках выжили. Надо же подумать. Как оплеуху дадут, так не знаешь куда бежать. А живем. Как это мы такие крепкие? Ни слатенького кусочка не видали, ни ласкового слова».
Нередко родители, чтобы сэкономить хлеб зимой, сбывали лишний рот на сторону – отдавали своих детей в няньки на длительное время.
А.Т.Дудоладова (1915) была в няньках много дольше других детей: «Работать начала рано. В 7 лет отдали меня в няньки, жила в разных деревнях в четырех семьях. Домой из нянек вернулась в 15 лет».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.114-115

Фото С.А.Лобовикова. Домовница

 

Из рассказов о Сергее Мироновиче Кирове: детство



Сережину мать звали Екатериной Кузьминичной, а соседки запросто кликали ее Кузьмовной.
Была она худенькая, маленькая, с карими глазами. Говорила всегда тихо и медленно. Все ребята во дворе ее любили, а свои подавно.
Сереже исполнилось семь лет, когда отец его вздумал пойти на заработки в другой город. Из Уржума каждую весну много народа уходило в Вятку, на "чугунку" - так называли тогда железную дорогу - да на кожевенный и лесопильный заводы.
В городе отец рассчитывал подработать немного, а к осени вернуться домой. Но уже заморозки начались, выпал снег, а отец всё не возвращался, словно в воду канул человек. Пропал без вести. Ходили слухи, что он там в Вятке и помер. Но толком ничего никто не знал.
Сколько раз Кузьмовна бегала к знакомому писарю, сколько пятаков переплатила ему за письма и прошения, а из Вятки всё не было ответа. Пришлось Кузьмовне самой пойти на заработки, чтобы прокормить себя и троих ребятишек.
Грамоты она не знала, ремеслу ее не обучили. Значит, оставалось ей одно - поденщина: то стирка по чиновничьим и купеческим домам, то мытье полов, то уборка перед праздниками.
Начиналась такая работа до света, а кончалась затемно. Платили поденщицам в те времена по четвертаку, по тридцати копеек в день, да и эти деньги отдавали не сразу. Сколько бывало за свой четвертак приходилось кланяться!
"Загляни, голубушка, послезавтра, сейчас мелких нет", или - "некогда", или - "не до тебя".
Вместе с соседкой Устиньей Степановной уходила Кузьмовна на весь день из дому, а ребят в обеих квартирах запирали они на замок. Сидят, сидят ребята под замком, скучно им станет, и начнут они перекликаться через стенку, а то на печку залезут, кулаками в стенку стучат.
- Серьга, это ты? - кричит Саня.
- Я!
- А это ты, Сань?
Так и перекликаются.
Только скоро это им надоело - через стенку что-то глуховато слышно было.
И вот решили ребята продолбить чем-нибудь в стенке хоть маленькую дырку, чтобы легче было разговаривать. Печки в обеих половинах дома находились у одной и той же стены. Взяли мальчики косари и давай отбивать штукатурку.
И такой тут стук пошел, будто печники в доме работают.
С утра принимались за дело. Матери - за дверь, а ребята - на печку. Даже пятилетняя Лиза, Сережина сестренка, и та помогала в работе - отбитую штукатурку в кучу складывала. Деревянная стена под штукатуркой совсем тонкой оказалась, а всё же пробивать ее пришлось с неделю. По целым дням ребята не слезали с печки. Заберут с собой кусок черного хлеба, воды в ковшике, да и долбят стенку, сколько сил хватает.
И, наконец, как-то утром, долбанули они разика три, смотрят - дыра получилась. Да еще какая дыра! Руку просунуть можно. Ну и было тут радости! Все по очереди в дыру руку совали и здоровались. По имени и отчеству друг друга величали:
- Здрасьте, Сергей Мироныч!
- Здрасьте, Александр Матвеич!
- Это вы, Анна Мироновна?
- Я. А это вы, Анна Матвеевна?
- Я!
А к вечеру заткнули дыру старым валенком и тряпками, чтобы матери не заметили. Они после прихода с работы всегда на печке грелись. Придут усталые, иззябшие, напьются чаю с черным хлебом да и полезут на печку. Лежат, греют спины и между собой через стенку переговариваются.
- Ну что, Кузьмовна, отдышалась? - кричит Самарцева.
- Немножко отлегло. Горячего чайку выпила, вот и обошлось, - отвечает Кузьмовна покашливая.
У нее уже давно сильно грудь болела. Иной раз она до слез кашляла. Надо было ей лечиться, да ни денег для этого, ни времени не хватало.
Однажды вечером улеглись обе подруги отдохнуть и, как всегда, разговорились.
- Степановна, а Степановна, - говорит вдруг Сережина мать. - Что-то тебя нынче уж больно хорошо слышно, - будто ты со мной рядом на одной печке лежишь?
- Да и тебя, Кузьмовна, я сегодня уж очень хорошо слышу, - отвечает Самарцева. - Трубы, что ли, открыты?..
Стали они осматривать стенку - каждая со своей стороны - и нашли дыру. Вот удивились. Откуда дыра взялась?
Тут они сразу и догадались: не иначе как ребята провертели.
Им самим так удобнее было: не надо горло надрывать, перекликаясь через стенку. Да и в хозяйстве эта дыра пригодилась.
Понадобится Устинье Степановне поварешка, луковица или щепотка соли, она бывало и кричит:
- Соседка, пошли, если есть, луковку взаймы!
Схватит Сергей луковицу и мигом на печку, а там уже Санька дожидается, через дыру руку просунул и пальцами шевелит.
- Кто сильней, давай тягаться, - скажет Санька.
Забудут ребята о луковице, схватятся за руки и перетягивают друг друга до тех пор, пока Устинья Степановна не позовет Саньку с печки.
Ребята старались где только можно найти себе забаву и развлечение. Сладостей и игрушек купить было не на что. Матерям за поденщину платили гроши, только на черный хлеб хватало.
Работа у матерей была нелегкая. По господам ходить - полы мыть, белье стирать. В холод, в метель да ветер они двуручные корзины белья на Уржумку таскали полоскать в проруби. Самарцева - та хоть покрепче была, а Кузьмовна каждый день силы теряла. Продуло ее как-то на речке, и начала она кашлять еще больше.
Пойдет по воду, а бабы головами вслед качают.
- Плохи дела у Кузьмовны нынче. Неполные ведра и то еле волочит. Чахотка у ней. До весны не дотянет.
И верно, не дотянула. Слегла Кузьмовна в постель. Волосы сама себе расчесать не может - руки не поднимаются.
Пришлось бабке Маланье, ее свекрови, уйти от акцизного чиновника Перевозчикова, у которого она служила в няньках. За больной ходить надо было, за ребятами смотреть, щи варить.
С полгода болела Кузьмовна. Все думали: авось поправится. А она всё хуже и хуже. Раз утром в декабре месяце подошла бабка к кровати Кузьмовны. Видит - совсем плохо дело. Закричала:
- Ребята! Мать помирает!
Сережа с сестрами, не подозревая беды, сидели в это время на полатях. Спрыгнули ребята с полатей, подбежали к матери.
Мать лежала на кровати, широко раскинув руки; на ее желтых, провалившихся щеках горел лихорадочный румянец.
Мать тяжело дышала, и глаза ее были закрыты.
- Мам! - тихонько окликнула Анюта. - Мам!
Мать не отвечала. Анюта затряслась и заплакала тоненьким голоском; глядя на нее, заревела и маленькая Лиза, Сергей стоял молча, опустив голову.
- Чего вы, глупые, чего? - тихо сказала Кузьмовна, открывая глаза.
- Не помирай, - всхлипнула Анюта.
Сергей вдруг ткнулся головой в плечо матери и тоже заплакал.
Кузьмовна сделала усилие, приподнялась на подушке и обняла Сергея.
- Дурачки, идите играйте. Не помру я, - сказала она и погладила по голове маленькую Лизу.
Ребята успокоились и полезли на полати играть в "гости".
На следующее утро Анюта проснулась раньше, чем обычно. Она свесилась с полатей, поглядела вниз - и замерла.
Внизу около кровати матери суетились бабушка и Устинья Степановна. За их спинами матери было не видно, но по тому, как вздыхала бабушка, а Устинья Степановна закрывала мать простыней, - Анюта поняла, что случилось что-то страшное.
На столе горела маленькая лампочка, за окном была еще ночь.
- Вот и отстрадалась наша Катеринушка! - сказала бабушка и концом головного платка вытерла слезы.
Два дня в дом Костриковых ходили соседи прощаться с Катериной Кузьмовной. А на третий к воротам подъехали простые деревянные сани, запряженные мохноногой лошаденкой, и Кузьмовну повезли на кладбище.
День был морозный и ветреный. За гробом шли бабушка Маланья с внуками и Устинья Степановна со своими ребятами. Итти было трудно - намело много снега. Ребята по колено увязали в сугробах. На полдороге бабушка Маланья посадила Лизу и Сергея в сани рядом с гробом.
На кладбище было тихо. Стояли застывшие белые деревья, на крестах и палисадниках шапками лежал снег. Узкие кладбищенские дорожки затерялись среди сугробов. Похоронили Кузьмовну в дальнем конце - у старой ограды.
Не успели забросать могилу землей, как вдруг повалил густой снег и через минуту покрыл белым покровом могилу матери.

Голубева Антонина Григорьевна. Мальчик из Уржума

Кадры из диафильма

 

Вятская топонимика: Вознесенская улица в Сарапуле



Название получила по главному храму Сарапула – Вознесенскому собору.
Улица начинается с набережной реки Камы и двух площадей – Нижней Соборной (Базарной) и Верхней Соборной. Здесь находились здания городской думы и Окружного суда, доходные дома самых известных купеческих фамилий – Смагиных, Барабанщиковых, Пешехоновых. В средней части в основном сосредоточены различные заведения – колбасная Балтина, типография Ончукова, керосиновая лавка Зылевых, булочная Калегина, прянично-кондитерскре заведение Дедюхиной. В западной части города – дача Ижболдина, архиерейская дача, сиротский приют.

Н.Л.Решетников. Типография старого Сарапула – Сарапул 2008 г., с.42

 

Жизнь священнослужителей Котельничского уезда в царское время



В селе Юма жили три попа, один дьякон и три псаломщика. В их личном пользовании было более 199 десятин лучшей земли. У каждого из трех батюшек-священников так называемый «братский» денежный доход в год с прихожан составлял 774 рубля, у дьякона – 433 рубля и у псаломщика – 262 рубля. Денежный доход священника-попа был равноценен примерно 80 головам крупного рогатого скота.

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.24

На фото: Покровская церковь в селе Юма в старину. Фото с сайта sobory.ru

 

Исторические параллели. Торговая блокада в прошлом



Во время Крымской кампании в 1854 году по Белому морю от англичан была блокада. Товар, заготовленный в зиму 1853-1854 годов вятскими купцами в Архангельске для продажи заграничным конторам, остался в Архангельске зимовать.
В зиму 1854-1855 годов по Вятской губернии хлебные продукты, семя льняное и лен были очень дешевы. Все вятские купцы, торгующие в Архангельске, не стесняясь в средствах, товары эти покупали и отправляли в Архангельск.
После замирения, еще до открытия навигации, заграничные архангельские конторы купили все зимовавшие в Архангельске товары с повышением в цене и вновь заготовленные в зиму 1854-1855 годов.
По приезде хлебных торговцев из Архангельска в Вятку спрашивают: «Как ныне торговали?» Прозоров отвечает: «Барка барку родила» (т.е. барыша рубль на рубль). Другой говорит: «У англичан без русского хлеба стало на брюхе бурлить».
В конце шестидесятых годов котельничский купец Кардаков отпустил в Лондон для продажи хлебных и других товаров на большую сумму. Год прошел – товар не продан. Поехал Кардаков в Лондон, предлагал покупателям – давали очень дешево. Стесненный в денежных средствах, решился продать весь товар по дешевой цене, и за расходом из затраченной суммы получил 40 коп. за рубль и с того времени прекратил торговлю.
За год до отпуска товаров в Лондон Кардаков внес в Котельничскую городскую думу 10 тысяч рублей для открытия Котельничского городского банка имени Кардакова.
Вятские купцы мужички-простачки испытали «доброту и благородство» образованных людей – англичан.

К.И.Клепиков. Из воспоминаний вятского старожила // В.Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.176-177

 

Вятские села и веси: село Татаурово (Нолинский район)



Татаурово, с., центр Татауровского сельского округа.
Расстояние до центра района (г.Нолинск) 45 км., дата основания - 1803 г., прежнее название: поч.Татауровский.
В 1935 г. образован Татауровский район из части Верхошижемского, Советского и Сунского районов с центром в с.Татаурово, который делился на 15 сельсоветов (400 селений, 26,5 тыс. человек). Колхозов в районе на 1 января 1936 г. насчитывалось 231. В селе было 240 жителей, промартель «Крахмальщик», маслозавод, хлебопекарня. Упразднен в 1956 г. с передачей территории в состав Верхошижемского, Молотовского (Нолинский), Советского и Сунского районов. На 1 января 1950 года в районе было 14 сельсоветов, 307 сельских населенных пунктов.
Названо именем ссыльного купца Терентия Татаурова, дом которого первым поставлен в центре села. Согласно указу Синода от 17 декабря 1803 года с устройством в починке молитвенного дома образовано село. Богоявленская церковь, каменная, построена в 1806 г., строили ее братья Михаил и Алексей Субботины (из д.Субботинцы) с помощью прихожан, приход состоял из 71 селения. Позднее появились дома торговцев, продуктовые лавки, две школы (церковно-приходская, где учились дети богатых, и земская на средства крестьян). Село входило в состав Буйской волости.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.317

На фото: село Татаурово. Октябрь 2017 года. Фото Е. Чудиновских

 

Из истории городов Кировской области: Белая Холуница

Город Белая Холуница - один из самых молодых и небольших в Кировской области, административный центр Белохолуницкого района. Ядром нового города служит машиностроительный завод. С ним связана вся история Белой Холуниц. 31 июля 1966 года поселок Белая Холуница был преобразован в город.
Площадь города – 800 га, в том числе и застроенная – 330 га. Население на 1 января 1959 г. 10,4 тысячи человек.

Города Кировской обасти (сборник) - Киров 1968 г., с.202

 

Из истории населенных мест Вятского края: Утманово



Село Утманово – центр самого большого в Подосиновском районе совхоза «Утмановский».
Есть в этом селе библиотека, каких много в районах Кировской области. Но об одной ее достопримечательности мне хочется рассказать. В фондах библиотеки хранится рукописная книга, написанная первым председателем Утмановского волисполкома И.С.Паникаровским.
В ней изложена история села Утманово и деревни Печенкино. О том, как они возникли, написано по рассказам старожилов. Но самое интересное в книге воспоминания о том, какими были село и деревня в предоктябрьское время, как здесь устанавливалась советская власть, как шла борьба за победу нового социального строя.
Не беда, что книга лишь в одном экземпляре, что это только рукопись, любой читатель может восстановить по ней прошлое и сравнить его с настоящим, чтобы ценить это настоящее. И эту возможность дал людям автор книги И.С.Паникоровских.

Е.Чебыкин. История села Утманова // Кировская правда - 1976 г. № 15

На фото: открытие памятника в селе в 1975 году. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

С архивной полки. Аэроплощадки северной части Марийской республики на 1935 год



К 1935 году в северной части Марийской АССР (бывшие части Уржумского и Яранского уезда) уже имелись аэроплощадки, готовые принять самолеты - в селах Сернур, Мари-Турек, Параньга, Косолапово, Новый Торьял, Оршанка и Ронга. Не было своей аэроплощадки только в Куженере. В 1935 году специальная комиссия провела ревизию всех аэроплощадок области, из которых самой лучшей была признана пощадка в селе Косолапово. В акте о ее состоянии было записано следующее:

1935 г. июля 5 дня мы нижеподписавшаяся комиссия в составе: представитель Маробика т.Булатов, представитель г. Авиотруда …Мантурова, пилота Крохина, председателя Косолаповского района т.Бессонова И.Ф. произвели проверку ... аэроплощадки, при чем оказалось
1. Аэроплощадка устроена с должным вниманием. Устроена и состоит аэроплощадка отлично.
2. Полоса подхода имеется со всех сторон
3. Растительный покров – клевер 1 года
4. Максимаьный уклон ½ на 400 метров
5. Опознавательные знаки устроены по всем техническим правиам
6. Аэроплощадка по своему состоянию является лучшей в области и в любое время может принять самолет.

Подписи: председатель ОБИКа
Авиотруда
Пилот
Замепред Косолаповского Рика.

Также удовлетворительными были признаны аэроплощадки в Сернуре, Новом Торьяле и Мари-Туреке. Остальные имели недостатки. Например, про Параньгинскую сообщалось, что она "не исправна и принять самолеты не может", Оршанская - "исправна недостаточно", Ронгинская - "может быть использована временно".

Источник: ГА РМЭ ф. Р-250 оп. 4 д.61

На фото: парашютисты Осоавиахима Марийской АССР. Фото с сайта https://regnum.ru/amp/3260467

 

Вятские слова и выражения. Что такое "ледянка"?



Ледянка. 1. Ледяная гора для катания
2. Доска, на которой катаются с гор.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

Примечание. В советское время вместо доски стал успешно применяться и картон. Кто помнит...

 

Первые советские газеты о "кулаках"



В деревне Микшах Святицкой волости председателем Совета состоит некий Филипп Иванович Лысков – кулак и хлебный спекулянт.
Чувствует он себя в деревне полным хозяином и всячески притесняет бедноту.
Когда распродавали мануфактуру, то он брал себе на каждый аршин по 10 копеек лишних, а также и на папиросы.
Налог наложил на тех, кто победнее.
Несколько раз он являлся на собрание пьяным, скандалил и лез драться, заявляя:
- Я власть, что хочу, то с вами и сделаю!
Стонет беднота в его кулацких когтях.

Гоните кулаков в шею (Святицкая волость Газовского уезда) // Деревенский коммунист - 1919 г. № 54

 

Эпоха - газетной строкой. Пенсии в царское время

Назначены пенсии из пенсионной кассы народным учителям и учительницам Министерства народного просвещения: Калмыковой Лидии - 247 рублей 21 копейка и Любомудровой Любови – 73 рубля 40 копеек.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 63

 

С архивной полки. Источники по генеалогии города Вятки



Генеалогия по городу Вятке довольно непростое и часто бесплодное занятие. Дело в том, что большая часть метрических книг по приходам города не сохранилась, либо от них сохранились фрагменты книг. К чести архива ЦГАКО большая часть метрических книг по городу была оцифрована. Но так может получиться, что своего предка вы можете там не найти либо его рождения, так как многих метрик не сохранилось.
На помощь в составлении родословной могут придти и дополнительные источники, которые, по крайней мере могут сказать, жил ли ваш предок в Вятке или нет.
1. ЦГАКО ф.628 оп.8 Обывательские книги города Вятки за разные годы
2. Ф.574 оп.20. Перепись 1917 года по городу Вятке (оцифрована). По каждой улице отдельная карточка. Всего больше 400 дел! Есть правда и другая аналогичная перепись за 1912 год, умещающаяся в одном деле. Здесь все домовладельцы указаны по улицам. Это проще, чем листать все 400 дел.
3. Ф.Р-3922 оп.1 Фонд архитектора А.Г.Тинского. Используя вышеупомянутые дела и другие источники, выдающийся историк и архитектор сделал колоссальную работу, систематизировав все сведения по домовладельцам города Вятки по карточкам, но этих карточек тоже немало...
Большим подспорьем может быть и то, что в архиве ЦГАКО сделана электронная база по жителям дореволюционной Вятки. Для этого нужно обратиться в отдел информационно-поисковых систем в архиве.
Если ваш предок занимался какой-либо деятельностью, можно найти документы по его роду деятельности. В архиве ЦГАКО сохранились формулярные списки чиновников и учителей (увы, очень обрывочные), дела по поверке торговли (здесь указывался род торговли, оборот и продаваемые товары; к сожалению, эти дела только до 1896 года), посемейные списки купцов (тоже обрывочные и за отдельные годы) и т.д....

 

С архивной полки. Вятчане на строительстве Йошкар-Олинского аэропорта (1935 год)



Список артелей Маркопинсоюза, привлеченных к постройке аэропорта

1. Йошкар-Олинские Производственник 200
2. Соцсоревнование 100
3. Санчурский Якорь 100
4. Оршанская Универсал 100
5. Торьяльская Ударник 50
6. Сернурская Труд инвалида 50
7. Параньгинская Кзыл Юшма 75
8. Моркинская Полыш 200
9. Ужара 75
10. Козмодемьянская Интруд 100
11. Искра 75
12. Юринская Инвалид 200
13. Звезда 50
14. Путь Ленина 50
15. Союз Кульфонда 575

Итого 2000 рабочих.

Правление Маркопинсоюза В.Чкарев

ГА РМЭ ф. Р-250 оп. 4 д.61 л.29

Примечание. Здесь, как видим, для строительства главного аэропорта Марийской республики были собраны все наличные силы области, и их даже не хватило. 100 человек было привлечено из Санчурской артели "Якорь" соседней Кировской области. Таким образом, вятчане тоже внесли свой вклад в строительство аэропорта города Йошкар-Олы, который в прошлом году впервые получил свое имя - имени выдающегося композитора Андрея Эшпая...

На фото: аэропорт города Йошкар-Олы в 1970-е годы

 

Историки прошлого о народе уд-мурт

Стралемберг пишет еще о вотяках, что они себя называют Арр, а землю свою Арима, и потому рассуждает, что у Плиния упоминается народ Арамеи есть тож, что и вотяки. Но я сего подтвердить не могу, ибо Вотяки, в которых местах я был, не называют себя Арр, но именуются Уд-Мурт. Слово Уд по-черемисски именуется Ода и есть имя собственное, а Мурт имя нарицательное, потому Русскими называются они на своем языке Дюч-Мурт. Сверх же того земля не называется по их Ма, а как у Стралемберга на разных языках в его словаре объявляется, но Мурзем; а у татар уведомился я, что они вотяков Ар называют.

Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков : с показанием их жительства, политического учреждения ... . - СПБ., 1791.

На иллюстрации: историк Филипп Иоганн фон Страленберг 

 

По страницам первых советских газет. Хороший коммунист

Хороший коммунист (Щербинская волость Вятского уезда). Бывший волостной военный комиссар Щербинской волости, а теперь председатель волостного Совета И.Н.Счастливцев реквизировал в деревне Красная Горка у крестьянина Жигалова две хорошие сбруи и отправил их себе домой, а вместо них сдал в военный комиссариат старые никуда негодные.
И вышло, что хорошая сбруя осталась у комиссара, а плохая пошла в Красную армию.
Стыдно так делать коммунисту.

Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 53

 

Эпоха - газетной строкой. Дело Всероссийского семинаристского союза



Приведение приговора. Н.Д.Кривошеин приговорен Казанской судебной палатой к 2годичному заключению в крепость по делу о Всероссийском семинаристском союзе. 29 декабря арестован в селе Козьмодемьянское Елабужского уезда и препровожден временно в Елабужскую уездную тюрьму.

Вятская речь - 1910 г. № 3

 

«Холодильники» старой Вятки



Анатолий Гаврилович Тинский – доцент, член Союза архитекторов России, например, описывает такой случай: «В 1970 году при отрывке траншеи для ввода теплофикации через ворота во двор жилого дома, расположенного по адресу ул.Большевиков, 71, траншея уперлась в каменную стену и свод, который строители разрушили. Дом этот старинный, он был построен по плану губернского архитектора Дюссар де Невиля в 1826 году для служителей Спасского собора. Строители натолкнулись на подземный ход, состоящий из двух проходов, разделенных между собой кирпичной стенкой. Ход шел параллельно ул.Большевиков на север к другому дому под № 69, принадлежащему Спасскому собору, построенному несколько позже, в 1842 году, по проекту И.Т.Соловкина. Ход был по обе стороны от траншеи, и при дальнейшей прокладке системы теплофикации не был обследован и обмер его не был произведен».
Проживающая в одном из этих домов А.И.Корякина в 1974 году рассказывала: «Дом старинный, раньше он принадлежал церковному ведомству. Жители нашего дома, копая яму для хранения картофеля, натолкнулись на подземный ход, который мы стали использовать как овощехранилище и сейчас мы пользуемся им до сих пор».
Такие «секретные» ходы между жилыми домами были очень распространены в Вятке. Их вятичи называли холодильниками.

Анатолий Фокин. Золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.101-102

Фото с сайта https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/ryumochnaya-..

 

Родилась деревня…

На берегу Вятки, в двух верстах от д.Елькино, в живописном месте давным-давно, а когда – даже старожилы не помнят, поселились неунывающие, трудолюбивые люди. Была ли эта вольная вольница, или же какие стихийные бедствия заставили их выбрать это местечко, где спереди – река, а позади – дремучие леса? Однако вятичи – народ расчетливый и хитрый. Река – это прежде всего связь с окружающим миром, другими береговыми поселениями. Во-вторых, рыба – продукт в тяжелые неурожайные годы первостатейный для береговиков. Ну и, само собой, красота-то какая! Выйдешь к Вятке, глянешь на ее спокойные медленные волны, чуть тяжеловатые в ненастье, и сила жизни снова взыграет в груди, и сердце бьется с надеждой, что горькие времена уплывут вниз по реченьке и снова все будет так, как и должно быть.

И все же история кое-что сохранила для потомков, а память людская напоминала , передавая из поколения в поколение, летопись маленькой деревни.
По преданию первым жителем д.Слудка был Белоглазов Фока (отчество его никто не помнит). Фока купил по сходной цене у казны землю, на которой рос лес разных пород. Густой россыпью сбегал лес к Вятке. Это и прельстило предприимчивого вятича. Из ели построил себе дом. Был он прирожденный плотник, и домик получился на славу. Вслед за первой избой, как грибы, вырастали другие. И вот уже родилась новая российская деревенька Слудка. Жители ее были исключительно трудолюбивы и упорны.
У Фоки было пять сыновей – Аким Фокеевич, Тихон Фокеевич, Афанасий Фокеввич, Василий Фокеевич, Николай Фокеевич. Перво-наперво умный и расчетливый Фока обучил сыновей плотницкому делу. Топор рук не оттянет, поучал он, а семью завсегда прокормит. Пошедший характером в отца, упорный и дальновидный в хозяйственном деле Василий Фокеевич еще приобрел специального кузнеца. Памятуя о том, что каждый мужик – полный хозяин только на своем подворье, помог Фока каждому сыну построить свой дом.
Всем миром раскорчевали землю вокруг деревни, засеяли хлеба. Пошли свадьбы, переженил своих сыновей и Фока. Жены им достались трудолюбивые, обходительные, как впрочем, и все жители деревни. Велико было почтение к старикам, слово которых считалось неоспоримым.
На всю зиму уходили мужики на заработок в соседние деревни и даже города. В награду за ведение без них хозяйства привозили женам цветные ситцы, радуясь новой прибыли семьи, - качающейся на березовом очепе зыбке с младенцем. Деревня росла и хорошела. И тем, кто жил в ней и жив в ней до сих пор, есть о чем вспомнить при встрече.

Л.Ф.Якимова. Теплые ветры Лебяжья – Киров 2003 г., с.95-96

 

Вятская жизнь сто лет назад: изъятие церковных ценностей

29 марта 1922 года вышло распоряжение Вятской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей за подписью ее председателя Бабинцева: «В течение 24-часового срока сдать все ценности согласно актов уполномоченных… Ответственные лица, стоящие во главе религиозных общин, за уклонение от исполнения данного распоряжения будут преданы судебной ответственности». Таким образом, изъятие ценностей было проведено повторно, причем теперь уже были изъяты все предметы из драгоценных металлов, даже в тех случаях, когда верующие предлагали заменить их на аналогичное количество золота и серебра.
Всего по губернии с 7 марта по 1 июня 1922 г. было изъято 530 пудов 39 фунтов серебра, более 5 фунтов золота, разных драгоценных камней в серебряных оправах – 26 фунтов. По словам представителей Советской власти, этих ценностей было достаточно для покупки не менее 250 тысяч пудов хлеба, что равнялось всему тому объему помощи, который ранее оказывался губернии.
23 октября 1922 года был опубликован официальный отчет губернской комиссии по изъятию ценностей. Согласно ему, в общей сложности по губернии было изъято 544 пуда серебра, 5 фунтов золота в виде изделий, 26 штук золотых монет, 26 фунтов драгоценных камней, а также серебряные и иные монеты на номинальную сумму 3105 рублей 60 копеек. По итогам компании в губернии прошли 2 судебных процесса (не считая судов над участниками столкновений по поводу конфискации ценностей), на которых за попытку укрывательства церковных ценностей от конфискации были осуждены игумен Трифонова монастыря Герасим (Герасим Иванович Черников), иеродиакон Борис Иванович Комаровских, мирянин Афанасий Дмитриевич Сычугов (г.Вятка), протоиерей Милославский, диакон Филимонов, миряне Краев и Мышкин (г.Яранск).

Очерки по истории Вятской епархии (1657-2007) – Киров 2007 г., с.396-397

Картина В.Владимирова "Разорение храма"

 

Из истории вятского транспорта. Дилижансы



В номере сарапульской «Прикамской жизни» за 4 января 1911 года было помещено объявление под заголовком «Дилижансы А.Н.Стригина». В нем сообщалось:
«Открыта вторая отправка срочного дилижанса из Сарапула для того, чтобы учащиеся могли прибыть на ст.Чепца к первому отходящему в 7.40 вечера, поезду, идущему от Чепцы до Петербурга без пересадок в Вятке и Вологде».

На фото: так, видимо, мог выглядеть и сарапульский дилижанс

 

Вятские села и веси: Рубежница



Рубежница, д., центр Ленинского сельского округа.
Расстояние до центра района (г.Слободской) 3 км.
Согласно переписи населения 1926 г, центром Ленинского сельсовета было село (рабочий поселок им.Ленина) Вахруши, рядом находилась д.Вахруши (Трофимовская, ныне расположена в 2 км. от центра округа), число жителей 347 чел. (89 хозяйств). Всего в Ленинском сельсовете было 46 населенных пунктов, число жителей 3857 человек (118 хозяйств). Ныне на территории округа 18 населенных пунктов и еще в 10 селениях строятся дачи. Всего число жителей округа 1518 человек. В д.Рубежница администрация округа, Дом культуры, сельская библиотека, ветлечебница, межколхозлесхоз, лесничество, центральная усадьба СПК (колхоз) им.Ленина.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.448

Фото Елены Чудиновских. Жилой дом в деревне

 

Из воспоминаний о Федоре Ивановиче Шаляпине



Из дневника Корнея Ивановича Чуковского. 1914 год, около 10 февраля.

… На следующий день… приехал Шаляпин, с собачкой и с китайцем Василием. Илья Ефимович (Репин) взял огромный холст – и пишет его в лежачем виде…
Со своей собачкой очень смешно разговаривал по-турецки. Быстро, быстро. Перед блинами мы катались по заливу, я на подкукелке, он на коньках. Величественно, изящно, как лорд, как Гете на картине Каульбаха – без усилий, руки на груди – промахал он версты 2 в туманное темное море, садясь также вельможно отдыхать….

Вятский свистун - 1992 г. № 3, с.28

На фото: Ф. И. Шаляпин позирует Репину в его зимней мастерской. Здесь же можно заметить китайца Василия...

 

Из истории городов Кировской области. Яранск расширяется



Февраль 1968 года. На основании решения Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 23 февраля город Яранск раздвинул свои границы. В черту города включены Большое Поле, Лагуново, Семеново, Соколы, Бормотовка и все предприятия и заводы на территории их земель.

Наш край (краеведческий сборник) – Яранск 1998 г. № 2, с.57

На фото: современный Яранск

 

Наши старейшие учителя

40 лет педагогической деятельности. 16 января 1942 года исполнилось 40 лет педагогической деятельности одной из старейших учительниц нашего района – Юлии Григорьевны Хорошавиной, которая работает сейчас в Лаптевской начальной школе, Лаптевского сельского совета.
Юлия Григорьевна Хорошавина родилась в 1872 году в городе Вятке в семье служащего. С большими трудностями добилась образования: отец умер рано, оставив 5 человек детей, мать не имела образования и зарабатывала гроши шитьем белья. С детства Юлия Григорьевна имела острое малокровие и болезнь нервов - результат нищенского существования в условиях царской России. Благодаря своей настойчивости Юлия Григорьевна в 1891 году окончила Вятскую женскую гимназию и начала самостоятельную жизнь. Работая в школе, Юлия Григорьевна добивается сознательной трудовой дисциплины учащихся, приучая их к трудолюбию, опрятности, вежливости. Уроки Юлии Григорьевны интересные; она хорошо знает запросы и интересы детей, строит свои уроки, применяет наглядные пособия. За первую четверть этого учебного года она добилась стопроцентной успеваемости в 1м классе.
За годы педагогической работы товарищ Хорошавина несколько раз была премирована и получила грамоты учительницы-ударника. На основании постановления ЦИК и СНК СССР о персональных званиях для учителей в июле 1938 года товарищу Хорошавиной присвоено звание учителя начальной школы.
В настоящее время несмотря на свои лета Юлия Григорьевна Хорошавина продолжает педагогическую работу в Лаптевской начальной школе, честно трудится на своем учительском посту.
Н.Мальцева, инспектор РОНО.

Вперед (Лебяжье) - 1942 г. № 7

На фото: учительская конференция в Лебяжском районе в 1940-1950-е годы. Возможно, на фото есть и Юлия Григорьевна Хорошавина... Фото из группы "Люблю Лебяжье" (Одноклассники)

 

По страницам старых газет. Заслуги С.А.Лобовикова


 

Избрание в почетные члены. Русское фотографическое общество в Москве, являющееся самым влиятельным и многочисленным обществом в России (свыше 1200 человек), избрало почетным своим членом вятского фотографа Сергея Алексеевича Лобовикова за его выдающиеся заслуги в области художественной фотографии.

Северное слово (Вятка) - 1913 год № 40

 

С архивной полки. "Убита громом"



Запись из метрической книги Преображенского собора г.Глазова за 1873 год. Примечательно, что церковный дьячок написал убита не молнией, а громом. Эта фраза выражает собой народные представления того времени...

Источник: ЦГА УР ф.63 оп.1 д.64 лл.187 об.-188

 

По страницам старых газет. Проводы господина инспектора как обычай



Из корреспонденции. Село Кумёны Вятского уезда. В 20-х числах января здесь была ревизия г.инспектора мужских и женских училищ. После ревизии все учащие (их 7 учительниц) провожали своего начальника и руководителя. Когда была подана пара земских лошадей для г.инспектора, и когда он сел в экипаж, то все учительницы, как пчелы около улья, кто сел с ним в экипаж, а кто по бокам экипажа. Был занят весь экипаж, так что некуда было сесть ямщику, которому уж кой-как пришлось приютиться на край козел. В так порядке двигалась пара лошадей, с 8 седоками и 9м ямщиком, вдоль улицы Кумён. Очевидцами этих данных провод им было дано название «Карнавал».
На диковинку у нас эти проводы, так как таких в Кумёнах не бывало. Хотя слышно, что в других местах они в обычае.
Теперь этот обычай и к нам пришел.

Северное слово (Вятка) - 1913 год № 40

На фото: здание школы царского времени в поселке Кумёны возле церкви


Назад к списку