- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Апрель: 16-30

Вятские деревни: Обабки (Верхошижемский район)

Деревня находилась по старой дороге от Высоково на Мулы и Кармановы, в пяти километрах к югу от Мякишей. Располагалась на правом берегу реки Щуки. Официальное название селения в 19 веке – починок Козловский. Название дано по фамилии первопоселенца. Основано селение около 1800 года. В 1812 году в починке проживало три семьи:
1. Григорий Васильев Козлов 50 лет, семья 10 человек.
2. Алексей Васильев Козлов 47 лет, семья 12 человек.
3. Григорий Фомин Козлов 37 лет, семья 10 человек.
В 1859 году селение состояло из семи дворов, в которых проживало 28 человек мужского пола и 35 женского. В 1891 году в восьми хозяйствах было 45 человек и все по фамилии Козлов. В 1926 году в деревне записано девять дворов, 22 человека мужского пола и 29 женского.
Постановлением Кировской областной Думы от 21 декабря 1994 года № 8/67 Обабки исключены из учета данных.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.400-401

 

Дома жителей города Хлынова в 15-17 века (продолжение)



Половицы, лавки, полки поражали своей толщиной и шириной. Нередко половицы делались из бревна, распиленного пополам. Потолок делался из целых бревен, а не стычной – на двух матках, как позднее. Дедовская приговорка «Лес и народ в старину были крепче» в чем-то права. Изобилие вятского леса для стройки и отопления, его дешевизна позволяли строить дома высокие (не такие, как уже в 19 веке), когда и под полатями можно было ходить не пригибаясь и на самих полатях сидеть не согнувшись, поэтому там часто пряли, а для света прорубалось в стене выше полатей слуховое оконце без косяков. Место против печи отгораживалось заборкой или завешивалось занавеской из «набойки» - синего холста с диковинными узорами в виде сказочных зверей и птиц. Направо от входа устраивался кутник – широкая лавка, бывшая одновременно и диваном, и кроватью для посетителей, а также ларем для лаптей, лык и кур зимой.
В обширных сенях устраивали обычно рубленые из тонких бревен чуланчики для муки и другого домашнего скарба. Там же летом ставили кровати с пологом. За сенями вглубь двора стояла клеть, которая вместе с избой составляла одну «связь». Клеть – это «холостое» - без моху строение иногда с окнами, а иногда просто прорубленными между двух бревен отверстиями для света. Клеть – это кладовая всякого домашнего добра - одежды, холстов и других запасов. Здесь же ставят перед свадьбой кровать для новобрачных. Летом – это спальня, а у богатых людей, получше выделанная – она служит и чайной, и столовой. В обычных домах клеть – своего рода запасная изба на случай раздела замены «сопревшей» избы. Вход в клеть всегда из сеней. Под клетью устраивали погреб или амбар, свинарник или курятник. Именно в клети и подполье, по преданиям, обитали домовые, суседки и прочие мифические существа.

Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.262-263

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Вятские села и деревни: Чекоты



Чекоты, д., входит в Вожгальский сельский округ.
Расстояние до центра округа 8 км., расположена на р.Лебедка.
Население занималось земледелием, урожайность культурность была низкой, крестьяне жили в маленьких избах, вросших в землю, крытых соломой, редко тесом. Было 2 кузницы и 2 каменных здания посреди деревни. В 1909 г. чиновник Вятской уездной управы писал, что крестьяне «вынуждены чуть не поголовно заниматься нищенством и услужением». В 1893-1917 гг. 2/3 крестьян уходили на заработки на Вахрушевские заводы, в Вятку, «в услужение». Говорили, что даже священники редко заглядывали: «Что с них возьмешь? Голь перекатная!». К весне у бедноты даже утварь перекочевывала в амбары кулаков как залог за зерно…

Энциклопедия земли Вятской. том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.213

На фото: деревня в советское время. Автомобили колхоза "Красный Октябрь" на улице д. Чекоты Вожгальского (ныне - Куменского) района Кировской области. 1936-1946 гг.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/7244

 

С архивной полки. В память о председателях колхозов военной поры



Протокол 7 партийного собрания Елизаровской первичной организации Лебяжского района от 24 мая 1945 года

Колхозники во главе с председателем товарищем Теплых 22-23 мая праздновали религиозный праздник «Николу» и в колхозе никто не работал. Вместо работы в колхозе лошади использовались на приусадебных участках колхозников. Заем не уплачен, хотя была выделена специальная лошадь на базар в г.Уржуме. Товарищ Теплых на собрании заявил, что сеять будет, заем платить будет по возможности и на партийные собрания ходить не будет, пусть его исключают из партии.
Партийное собрание Елизаровской первичной организации постановило: за срыв вес сева, за нетактичное поведение на собрание, за неподчинение сельскому совету, товарищу Теплых П.А. объявить выговор и одновременно предупредить, что если товарищ Теплых не исправит положение с севом в течение двух дней и не исправится в своем поведении, то вопрос будет решаться о пребывании его в рядах партии.

ЦГАКО ф.П-2205 оп. 3 д.292 лл.11-11 об.

 

Первые советские ясли



Ясли – клад для деревни (Санчурская волость). Нет еще и 6 часов утра, как к зданию Исаковской школы, одна за другой тянутся крестьянки деревень Исакова и Ковалева. У них на руках грудные дети; держатся за юбки матерей, семенят за ними ребята 3-4 лет.
В школе ясли. Они открыты на средства Волдеткомиссии.
В яслях коллективная жизнь ребят, не то что дома. В 7 часов утра завтрак (каша, молоко). После завтрака, отдохнув, все ребята выходят во двор школы, грудных выносят няни. Игры на свежем воздухе. Из сада слышится детская песенка «Как на Дунины менины испекли мы калавай». В 12 часов обед, все бегут в класс. После обеда и чая вся детвора снова во дворе, играют, поют, резвятся. День сменяется вечером. В 6 часов ужин. Ребята начинают расходиться по домам; грудных малышей матери уносят, идя с работы. Так 25 крестьянских ребят, преимущественно дети бедняков, объединены в одну тесную семью, под надзором двух нянь и заведующей; весело и здорово проводят они время. П.А.Ерофеев.

Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 64

 

Уржумский уезд летом 1918 года: воспоминания красноармейца Семена Коркина



20-го июня, по прибытии представителя Губпродкома, наш отряд отправился на заготовку и обмолот хлеба в Кичминскую волость. Обмолот, закупка и отгрузка хлеба проходили спокойно, никаких препятствий и инцидентов с местным населением не было, не смотря на то, что мы одновременно выявляли наличие у местного населения оружия и боеприпасов, привезенных демобилизованными солдатами с фронтов, и отбирали их. Тогда как в районах действий 1-го Московского продовольственного полка, где командиром полка был Степанов, комиссаром полка Хомак, происходили систематические стычки с местным населением, вызванные бесчинствами продотрядников, выражающимися в грабежах, вымогательстве и пьянстве. Командир полка Степанов и комиссар Хомак все это знали и видели, но сознательно допускали и поощряли все это с целью восстановить население против Советской власти.
В Черемисско-Турекской волости, Уржумского уезда, беднота не выдержала издевательства продотрядников, вооружилась и напала на них, были убитые и раненые. После столкновения степановского продотряда в с.Марийском Туреке с вооруженным отрядом местного населения, Хомак объявил Уржумский уезд на военном положении.

Рукопись Коркина С.В. Ликвидация Степановского мятежа и контрреволюции в Вятской губернии в 1918 г. ЦГАКО ф.Р-799 оп.3 д.7

На фото: как предполагается, на фото бойцы Первого Московского продовольственного полка. Если это так, это пока единственное фото бойцов полка, и то в небольшом числе (полк насчитывал более 500 человек)

 

С архивной полки. Документы изъятия церковных ценностей

Секретно. Общий политический обзор Вятской губернии и состояние партийной работы за мпрт месяц 1922 года (фрагмент)

… Изъятие церковных ценностей по губернии прошло довольно гладко, и изъятие идет к концу. В Уржумском уезде селе Петровском и в одном селе Вятского уезда было сопротивление верующих под влиянием агитации кулачества, но после вылавливания наиболее заметных главарей изъятие церковных ценностей произведено.
В начале изъятие произведено по городу Вятке.
Работа началась с того, что верхи духовенства были вызваны в губисполком и от них была взята подписка о том, что они не будут противодействовать изъятию. Затем были созваны представители приходов и здесь было предложено обсудить вопрос о способах изъятия. Ни духовенство, ни представители приходских советов не нашли мотивов для возражения, некоторые из духовенства выступали в защиту изъятия. Епископ же обусловил изъятие невозможностью изъятия некоторых церковных вещей, но в целом противодействия не было. На другой день началось само изъятие во всех церквах Вятки. Предварительно по настоянию духовенства были собраны собрания верующих по церквям. На этих собраниях духовенство в большинстве случаев выступило в защиту изъятия. Рабочие на беспартийных конференциях также сочувственно отнеслись к изъятию. На основании опыта, проделанного в Вятке, даны были указания местам, рекомендуя большую осторожность по отношению к сельским местностям и работа в данное время без осложнения заканчивается. Изъятое, произведенное в большинстве уездов и церквей, уже прибывает в губернию. Секретарь Губкома. 2 апреля 1922 года

ЦГАКО ф.П-1 оп.2 д.299 л.77

Картина Ивана Владимирова

 

С архивной полки. Как была уничтожена церковь в селе Цепочкино Уржумского района

Акт от 20 мая 1938 года

Здание церкви выстроено в 1717 году и в настоящее время имеет ряд серьезных дефектов, а именно:
В нижней части церкви все оконные перемычки дали трещины шириною до 0,5 см. Арки и своды также имеют ряд трещин шириною до 1 см. Хотя последние и были замазаны замазкой и закрашены, но в настоящее время щели расширились. Последнее обстоятельство говорит о том, что дефекты здания церкви продолжают увеличиваться. Стойка кумпола над вторым этажом имеет сквозные трещины почти на всю высоту кумпола шириною до 1,5 см. Трещины также продолжают увеличиваться, который лишний раз подтверждают о дальнейших дефектах здания.
Имеется ряд больших трещин в стенах здания, хотя и менее значительных, но перечисленных выше дефектов достаточно, чтобы сделать вывод о непригодности здания церкви в дальнейшей ее эксплуатации, т.к. последняя грозит обвалом.

Разумеется, акт обследования, сделанный местными «специалистами» на местах, как видно из материалов архивного дела, не был ничем и никем не подтвержден, иначе говоря, все это могла быть просто «липа» для сноса церкви. Если учесть, насколько крепки многие старинные храмы, пережившие почти век руинирования и нередко восстанавливающиеся, вызывает сомнение, что церковь села Цепочкино неожиданно стала "угрожать обвалом". В народе рассказывают, что истинной причиной сноса древней церкви могло быть мнение местных чиновников, что негоже церкви украшать «родину Кирова», а церковь села Цепочкино возвышалась высоко над Вяткой; здесь же находилась пристань, с которой следовали до города Уржума, и всем проезжающим мимо Цепочкино и прибывающим сюда действительно приходилось созерцать волей-неволей «на родине Кирова» огромный старинный храм – памятник царского прошлого…
29 июня 1938 года Президиум Кировского облисполкома утвердил решение Комиссии по вопросам культа, что «здание церкви угрожает обвалом и непригодно для дальнейшей эксплуатации, из пользования верующих изъять и передать его Райисполкому на слом».
Вскоре слом церкви «поторопили», видимо, так она мозолила глаза местным коммунистам. 14 августа 1938 года уполномоченный главного государственного контроля по строительству Кировской области Янбаев дополнил акт следующим: «Указанные в акте дефекты в здании церкви ввиду их значительных дефектов, грозящих обвалом, требуют немедленного разбора церкви, так как не имеется никакой возможности для их исправления».
В сентябре 1938 года церковь была окончательно приговорена к уничтожению. 17 сентября Президиум Верховного Совета СССР утвердил решение Кировского облисполкома: «Здание церкви за ветхостью снести».
Изучая историю, "экстренного" закрытия и разрушения церкви в селе Цепочкино, вызывает сомнение, что ее закрыли только из-за угрозы обвала. Скорее всего такая торопливость закрытия церкви заключалась в другом...

Источник: ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.456

На фото: церковь в селе Цепочкино до своего разрушения.

 

С архивной полки. Из «послужных списков» вятского духовенства



Диакон Свято-Троицкого собора г.Уржума Георгий Васильевич Чернышев, 1915 год. Диакон на вакансии псаломщика. Родился 11 марта 1864 г., сын псаломщика. Вышел из третьего класса Уржумского уездного училища, определен на должность псаломщика к Уржумскому Троицкому собору 25 февраля 1888 г.
Переведен в с.Балахну Котельничского уезда 14 апреля 1890 г. Уволен за штат 19 мая 1893 г.
Церковник при Уржумском соборе в 1895 г.
По прошению переведен к Христо-Рождественской церкви с.Шурмы 2 февраля 1899 г., в с.Рождественское того же уезда – 31 января 1900 г., по прошению в с.Шурму 20 мая 1911 г.
Рукоположен в сан диакона 28 апреля 1913 г. На настоящее место переведен 1 октября 1913 г.
Состоял учителем в церковно-приходских и земских школах:
Юледур 1895-1899 гг.
Рождественское 1900-1911 гг.
Уржумской церковно-приходской школе 1911-1915 гг.
Имеет в г.Уржуме часть полученного в наследство после смерти отца деревянного дома.
По указу Вятской духовной консистории 19 мая 1893 г. за нанесение оскорблений священнику был отрешен от должности.
Указом Святейшего Синода от 8 июня 1912 г. за № 8558 данного на имя Его Преосвященства епископа Павла «О несчитании бытность под судом псаломщика церкви завода Шурмы Георгия Чемоданова в уважение одобрении по службе его аттестации начальством, после касающихся его дел препятствием к награждениям его установленными для духовенства знаками отличия».
По добрым отзывам отца благочинного Преосвященным Варсонофием епископом Глазовским посвящен в стихарь 29 августа 1902 г.
Получает содержания по братской кружке 283 рубля 15 копеек в год.
Был в отпуске в 1904 г. в Саров и явился в срок. Поведения отличного.
Вдов; вдовец с 24 октября 1911 г.
Дети: Петр, род. 26 июня 1888 г.;
Евгений, род. 9 февраля 1894 г.;
Лидия, род. 1 марта 1897 г.
Сыновья состоят на службе, а дочь обучается в женской гимназии.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1535 лл.7 об.-8

Примечание. Дальнейшая судьба батюшки не известна. После 1917 года в Казанской церкви города Уржума служил священник Чемоданов Григорий, возможно родственник...

На фото: Свято-Троицкий собор города Уржума снаружи в те времена, когда в нем служил отец Георгий.

 

Веселые истории об известных вятчанах: епископ Глазовский Варсонофий



Был епископ Глазовский Варсонофий… На экзамене из Закона Божьего в женскую гимназию экзаменуется хорошенькая, крайне застенчивая и самолюбивая брюнетка. По окончании ответа на билет, Варсонофий задает ей вопрос:
- Что такое дух Божий?
Гимназистка начинает отвечать по учебнику:
- Дух Божий подобно ветру… и т.д….
- - Ну и дура! – прерывает ее Варсонофий – Что ты думаешь, если ветер загнет у тебя юбки на голову, так тоже будет Дух Божий?
В другой раз Варсонофий встретил здоровую красивую епархиалку и говорит ей:
- Ох ты моя пышечка, мужа бы тебе надо здорового!
Такие выходки его передавались из уст в уста…

Мемуары А. А. Прозорова. Прозоров А. А. Город Вятка и его обыватели [Текст] : мемуары / ГОУ «Гос. арх. Киров. обл.» ; под ред.: М. С. Судовикова, Е. И. Пакиной. – Киров : Экспресс, 2010

Посмотрев на фото, что-то возникает сомнение, что подобный серьезный человек мог шутить и подшучивать и вообще улыбаться...

 

Вятская православная жизнь век назад: изъятие церковных ценностей



Церковные ценности голодающим. Изъятие церковных ценностей по Вятской губернии. По сведениям Вятской губернской экспертной комиссии по изъятию церковных ценностей, заключающихся в металлах, по 2 апреля изъято:
По г.Вятке: серебра 101 п. 4 ф. 37 зол. и золота 3 дол.
По Вятскому уезду: серебра – 30 п. 37 ф. 86 зол. 6 дол.
По Советскому уезду: серебра 22 п. 9 ф.
По Орловскому уезду: серебра 35 ф. 9 ф. 28 зол. 26 дол. и золота – 29 дол.
По Слободскому уезду: серебря 51 п. 15 ф. 72 зол. и золота 32 зол. 16 дол.
По Омутнинскому уезду: серебра 5 п. 32 ф. 57 зол., золота 2 зол. и 1 зол. 10 рублей монетами
Всего собрано по официальным данным металлами: серебра – 246 п. 28 ф. 88 зол. 47 дол., золота 37 зол. 38 дол. и 1 зол. 10 рублей золотом.

Вятская правда - 1922 г. № 78 6 апреля

 

Хроники Вятской епархии: 1901 год



5 января. Первый викарий Вятской епархии преосвященный Сарапульский Никодим назначен епископом Приамурским и Благовещенским.

21 января. По воскресным дням в Крестовой церкви Архиерейского дома начались духовно-нравственные чтения воспитанников Вятской духовной семинарии под руководством А.А. Рукина.

27 января. Приемником Сарапульского преосвященного Никодима назначен старший член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Владимир.

28 января. В городе Яранске освящен правый придел в честь Архимандрита Михаила во вновь построенном Благовещенском храме.

30 января. Преосвященный Никодим епископ Приамурский и Благовещенский прибыл в город Вятку, откуда 1 февраля выбыл через Пермь по железной дороге в Благовещенск, к месту нового своего служения. Провожать отбывшего епископа на вокзал прибыл епископ Алексий.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1902 г. - Вятка 1901 г., с.45-46

На фото: Вятский Архиерейский дом с Крестовой церковью. Источник: vyatkawalks.ru

 

Население Вятской губернии по вероисповеданиям на 1904 год

По религии все население губернии разделяется на православных, католиков, протестантов, иудеев, магометан и язычников. Все русские исповедуют христианскую православную веру, но из них до 100 тысяч раскольников; почти все инородцы, кроме татар и башкир, таке православные. Поляки и немцы – тоже христиане, но относятся к католическому или протестантскому вероучению. Евреи исповедуют свою иудейскую веру, а татары и башкиры магометане; наконец, в губернии есть до 12 тысяч язычников - вотяки и черемисы, живущие в наиболее глухих далеких местностях.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г.

Фото из семейного альбома священника Анатолия Емельянова (Вятский епархиальный архив). В 1917 году батюшка служил в селе Даровское Котельничского уезда. Возможно, фото было сделано там

 

Особые слова Вятской губернии, собранные В.И.Далем

Дрокомеля – пустобай
Есвяный – съедобный
Засулиться – обещаться
Пухтарь – лекарь
Тырта – спорщик
Крикаться – сердиться
Шкуреть - шутить
Черепан – гончар
Извещевать – истратить
Ходовой – пехотный
Наче – лучше
Чемодур – самовар
Дочка – свинья
Блябла – оплеуха

 

Из советского прошлого. Гидроэлектростанция в деревне



Строят гидроэлектростанцию. В колхозе имени Калинина Токтар-Солинского сельского совета началось строительство гидроэлектростанции. Колхозниками заготовлено 400 кубометров лесоматериала. Бригада, руководимая Я.Якимовым, сейчас производит копку земли для котлована. Уже построен каркас.

А.Якимов. Строят гидроэлектростанцию // Ударник (Новый Торьял, Марийская АССР) – 1952 г. № 54

Фото данной электростанции, конечно, найти не удалось. На общую тему данных колхозных сооружений нашлось другое интересное фото на сайте "Родная Вятка": "Строительство гидроэлектростанции на реке Быстрица в колхозе "Красный Октябрь" Вожгальского (ныне - Куменского) района Кировской области. 1930-1950-е гг.".

 

Из истории населенных мест Вятского края: село Макарье (Котельничский район)

На шоссейной дороге между Даровским и Котельничем стоит старинное русское село Макарье. Здесь, как и всюду, идет деятельная подготовка к выборам в местные советы. Учтено население и определены границы избирательных округов. На территории села нынче будет образовано 16 избирательных округов по выборам в сельские советы и 1 округ – в районный.
Существенные изменения произошли с момента прошедших выборов в местные Советы. Вступили в строй новые каменные корпуса льнозавода и маслозавода. На базе бывших колхозных мастерских образовано отделение «Сельхозтехника». Отведено место для строительства бытового комбината.
Село Макарье – это большой культурный центр в Котельничском районе. В селе расположены средняя школа, участковая больница, Дом культуры, библиотека, почта, пошивочная мастерская, парикмахерская и сельпо с несколькими магазинами.
Макарье – центр колхоза «Знамя Советов». Через село ежедневно проходит не одна сотня автомобилей. Только одних автобусов – до 30. Они связывают Макарье с Котельничем, Даровским, Вонданкой, Коброй, Спасским

Д.Кожевников. Перемены в селе Макарье // Кировская правда – 1965 г. № 19

На фото: современное Макарье. Фото было сделано нами несколько лет назад. На первом фото бывший храм

 

С архивной полки. Перепись владельцев лошадей за 1891 год: Глазовский уезд



Перечислены волости уезда, которые есть в архиве по этой переписи (ЦГАКО ф.254 оп.1) и номера дел

Афанасьевская 1299
Балахнинская 1300
Балезинская 1301
Бисеровская 1302
Быковская 1303
Верхосунская 1304
Ветошкинская 1305
Воронинская и Залазнинская 1306
Глабановская 1307
Гординская 1308
Гыинская 1309
Ежевская 1310
Елганская 1311
Еловская 1312
Игринская 1313
Карсовайская 1314
Кестымская 1315
Ключевская 1316
Леденцовская 1317
Лекомская 1318
Лудошурская 1319
Лыпская 1320
Люкская 1321
Люмская 1322
Мухинская 1323
Нижнеуканская 1324
Омутнинская 1325
Пермская и Песковская 1326
Поломская 1327
Понинская 1328
Порезская 1329
Рыбаковская 1330
Сардыкская 1331
Сюрзинская 1332
Тишинская 1333
Тольенская 1334
Унинская 1335
Юмская 1336
Юрская 1337
Юсовская 1338

На фото: Глазов. Купание лошадей в реке Чепце в Ильин день в сопровождении богослужения

 

Из истории поселка Вахруши: торг

Публичный торг. 29 января 1913 г., в 10 часов утра, в селе Вознесенско-Вахрушевском Стуловской волости Слободского уезда в конторе кожевенного завода торгового дома под фирмою «Илья Тимофеевич Вахрушев с с-ми» будут проданы с публичного торга в качестве строительного материала, на снос, каменные и деревянные постройки кожевенного завода торгового дома под фирмою «Илья Тимофеевич Вахрушев с с-ми», находящиеся в селе Вознесенско-Вахрушвском Стуловской волости Слободского уезда в, на крестьянской земле, со всем оборудованием завода, оценивающемся на 350 тысяч рублей.

Вятская речь - 1913 г. № 2

 

Деревни Лебяжской волости Уржумского уезда на 1917 год (частично)



П.Агапов
Д.Атары (Дворец)
Д.Багаево
Д.Багаи (Бултышиха), выс. 3-й Блохи, выс 1 Б Бултышиха
П.Блинов 1й (Маскаерь)
Д.Большое Редькино (Большая Редка)
Д.Большая Тулубайка
Д.Большие Шоры
Д.Бронники
П.Бусоргин
П.Елехи
Д.Лаптино (Лоптино)
П.Шабадары
П.Верхне-Комаровка (Кроты)
П.Высокое Поле
П.Гари
П.Гуляев, ,
П.Гурьины
П.Гурьяново
Д. Дворинка (Душонки)
П.Меркушонки
П.Долганово
Д.Дуброва
П.Дудоров (Власов)
Д.Дудоров (Соловьи)
П.Дыряна
П.Елизаров
П.Елин
П.Епанешников
П.Жаворонки
П.Жернов
Д.Желтонки
п.Колесниково
Д. Малые Шоры
д.Мелянда
п.Митянин
П.Журавлев
П.Сентема
Д.Запольская (Запольское)
П.Заполяна
Д.Золотавино
Д.Калякурка (Колякурка, Колянурка)
П.Кидаево (Верхняя Бекариха)
П.Щеглов (Щеглы)
Выс. Кирпики (Кирпиченки)
П.Кукушки (Какушки, Кокушки)
П.Кирпиков 1й
П.Кулеши 2 выселок
П.Козинов
П.Папаев
П.Комариха (Мало-Комаровский)
П.Коновалов
П.Путинцев (Путинцы)
П.Рослянки (Росляков, Росянки)
П.Красный Ключ
П.Кривошеин
п.Фомин (Фомичи)

ЦГАКО ф.574 оп.18 (фонд сельскохозяйственной переписи 1917 года)

На фото: бывшая деревня Багаево, после 1917 года по какой-то причине переименованная в Курановщину

 

Письма вятчан товарищу Ленину



Письмо Центральному комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, товарищу Ленину от солдата И.П.Игитова (14 ноября 1917 г.)

Имею честь сообщить я Вам, товарищ Ленин, о положении в городе Котельниче, Вятской губернии. Я в настоящее время еду с позиции в отпуск и доехал до г.Котельнича. В г.Котельниче все еще царит строй буржуев. Купцы сами ходят по городу с винтовками, и нельзя солдату-большевику разинуть рта. По показанию некоторых живущих в г.Котельниче, 2 дня тому назад этими кровопийцами, которые ходят с винтовками, был избит один проезжающий солдат в отпуск и еще недели полторы тому назад комиссаром был арестован большевик и еще до сих пор не выпущен. Взяться здесь некому, солдат мало, но я из организации провинций Петрограда набрал газет и листков, которые я всю дорогу раздавал, а в г.Котельниче роздал около 120 экземпляров разного рода. По показанию жителей деревень и города, они газет, кроме буржуазных, еще не получали, все ж еще недавно вышла газета «Деревенская беднота», и ту очень редко получают. Покорнейше прошу Вас я, товарищ Ленин, принять самые решительные меры за г.Котельнич.
Я, рядовой 176-го Перволочинского полка Иван Игитов, еду в Яранский уезд, в деревню.
Товарищи, извиняюсь за свою малограмотность. Игитов.

Письма трудящихся Вятской губернии Владимиру Ильичу Ленину. 1917-1924 – Горький, 1969 г., с.18-19

 

Из истории населенных мест Вятского края: поселок Маромица


Минувшим летом в поселке Маромица Опаринского района появилась новая улица с необычным названием. Положил начало ей студенческий строительный отряд (командир С.Миллер), строивший двухэтажные деревянные дома на месте, отвоеванном у леса.
В добротные здания, построенные молодыми энтузиастами, въехали счастливые новоселы. Строители и рабочие леспромхоза остались довольны качеством жилья и благоустройством территории: домики обнесены оградой из штакетника, возле них проложен тротуар.
Жители поселка назвали честь строителей новую улицу студенческой.

улица Студенческая // Кировская правда - 1971 г. № 53

 

Ночь. Улица. Фонарь... Вековая проблема города Вятки/Кирова



На улицах новой железнодорожной слободки, что недалеко от Петербургского вокзала, имеется очень важный недостаток, обойти который молчанием было бы несправедливо по отношению и к жителям слободки и к случайным прохожим, забредшим в этот уголок Вятки еще патриарных времен.
Дело в том, что например, здесь заметен большой недостаток в освещении: всего лишь один едва-едва мерцающий фонарь на квартал целой Никольской улицы. Не лучше обстоит дело и в других улицах слободки.
В темные ночи не всегда безопасно ходить по этому поселку.

Вятская речь - 1913 г. № 3

В поселке Лянгасово проживает более 10 тысяч человек. В нем есть хороший магазин, столовые, Дом культуры. Как и всюду, в поселке ведется строительство жилья.
Но вот с дорогами, освещением улиц у нас плохо. Сойдя с поезда, вы попадаете в такую грязь, что без болотных сапог обойтись трудно.
От железнодорожной станции до поселка было решено построить асфальтированную дорогу, а по сторонам ее посадить деревья. Но сделали это не продумано, как попало. Дорогу только частично засыпали шлаком, посадили чахлые деревья. Теперь на дороге грязь непролазная, люди идут с поезда на поезд, прыгая по камням, по балкам, по бревнам, которые выгружаются около железнодорожного пути.
В поселке освещена всего одна улица – Комсомольская и то не вся.
В Лянгасово есть новая улица – Ленина. Она застроена 4этажными домами, по ней идут широкие асфальтированные тротуары. С середины лета на улицу завезли песок и камень и начали мостить ее… в 2,5 метров шириною. Работали, как говорится, в час по ложке, замостить даже узкую улицу не успели. Между мощеной частью улицы и тротуаром бульдозером разворочена вся земля, вырыты канавы; они заполнились водой и грязью, которые просочились и на тротуары, и по ним нельзя ходить.
Государство проявляет большую заботу о трудящихся и их семьях, ведет огромное жилищное строительство по всей стране, а вот в наших местных организациях еще часто попадаются люди, равнодушные к нуждам населения. Мы хотим, чтобы наш поселок был чистым, красивым, светлым. Советы и хозяйственные органы поселка должны помочь нам в этом. Жители поселка

Нужды нашего поселка // Кировская правда – 1963 год № 269

 

С архивной полки. Перепись владельцев лошадей за 1891 год: Вятский уезд



Перечислены волости уезда, которые есть в архиве по этой переписи (ЦГАКО ф.254 оп.1) и номера дел

Бобинская 1276
Вожгальская 1277
Вязовская 1278
Кстининская 1279
Куменская 1280
Макарьевская 1281
Медянская 1282
Нагорская 1283
Пальничная 1284
Пасеговская 1285
Поломская 1286
Просницкая 1287
Рохинская 1288
Селезеневская 1289
Троицкая 1290
Филипповская 1291
Чепецкая 1292
Щепинская 1293
Югринская 1294
Якимоваганская 1295
Якшинская 1296

 

Истории из старых газет. Перемена эпохи - перемена в сознании

Живет в выселке Петровском Шешургской волости крестьянин Федор Афанасьевич Комаров.
Раньше он лежал на евангельских небылицах да на библейских сказках.
Но сколько он не усердствовал над ними, а проку и в поле и на дворе было не ахти от них.
Плохо кормили они его и семью его, так плохо, что ни одна сказка ни на зерно увеличивала урожай в поле.
И решил он попытать другую дорожку: сам выписал «Вятскую деревню», а сын – «Деревенскую жизнь».
И дело пошло – куда лучше.
По совету газет они вышли на выселок, завели у себя семиполье. И не жалуются.
Так то. Пословица старая, оказывается, переворачиваться начинает: «без газеты - ни до порога».

А.Нечаев. От газеты к многополью // Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 63

 

По страницам старых газет. Перемена веры



Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко...

Евангелие от Матфея 11 глава

Переход в язычество. Крестьяне деревень Таракановой, Большой Пижанки и починка Семейского Яранского уезда в числе 15 человек явились в дом к местному уряднику и заявили, что не желая более медлить и оставаться в православии, они собрали все находящиеся у них в домах иконы, привезли их, оставили в церкви села Пижанки с целью окончательно оставить православную веру и перейти в язычество.

Вятский вестник - 1909 г. № 12

Крещение мусульманина. В понедельник 14 февраля в 7 часов утра в Кафедральном соборе отцом Павлом Беляевым будет совершен чин крещения татарина Абдуррахмана Камалетдинова, сына муллы (ахуна) 43 лет, уроженца Казанской губернии. Камалетдинов еще в бытность на военной службе познал истинность православной веры и тогда же в течение трех лет посещал богослужения. В настоящее время он в течение двух месяцев состоит слушателем миссионерских курсов.
В крещении он будет наречен Николаем, по имени крестного отца, Николая Беляева. По профессии Камалетдинов чернорабочий.

Голос Вятки - 1911 год № 34

На фото: фреска в церкви села Архангельское Уржумского уезда

 

Вятские села и деревни: ода Лебяжскому больничному саду



Это был чудесный, просто прекрасный сад. Сад на территории Лебяжской больницы. Радость медиков и их пациентов. В суровые зимние ночи, когда болезни кажутся неизлечимыми, а сердце сжимает тоска по дому, по родным, я не раз наблюдала, как больные подходили к замершему окну и в маленькую проталинку на стекле смотрели и смотрели на заснеженный яблоневый сад. Исчезало страдальческое выражение лица, и светилось оно нежностью и умиротворением. А сад дремал себе, украшенный, как дорогим мехом, белым инеем, и, любуясь его величием, играла в прятки озорная луна – то таясь за облаками, то лукаво выглядывая и зажигая роскошный снежный наряд матово-голубым светом.
Сад был заложен еще при главном враче Анне Степановне Навалихиной. Сугубо практичная, она тем самым стремилась обеспечить больных фруктами. И вряд ли предполагала, что сад возьмет на себя еще и лечебную миссию. А ведь именно так и получилось.
Вот один из примеров. Когда яблони, разбуженные весенним теплом, сбросили с себя волшебное оцепенение и в мае накинули на оголенные плечи кипень розово-белого цветения, поступил в терапию довольно сложный больной. Был он сердечник и, кроме того, неврастеник. Лечить таких очень сложно. Истинная боль вперемежку с капризным настроением почти не давала результатов. И вот тогда пришел на помощь сад. Решила терапевт Прасковья Михайловна Патрушева применить к своему капризному пациенту отвлекательную терапию. При всей своей чрезвычайной занятости, она не менее часа гуляла по часу со своим подопечным. Беседы, не касающиеся болезней и больных, прелесть цветущего сада и тишина сделали свое дело – человеку стало лучше. Сменивший Анну Степановну на посту главного врача Геннадий Федорович Шулятьев в первую очередь обратил внимание на сад. Был нанят садовод-любитель Иван Семенович Коржавин, и сад начал плодоносить с еще большей отдачей.
Увы, теперь нет в живых ни сада, ни садовода. Все осталось в прошлом. Но память упорно, время от времени, напоминает о былом великолепии всем, кто видел тот сад.
Помню, при встрече в Кирове Юрий Каргополов, тогдашний редактор «Кировской правды», непременно спрашивал, жив ли великолепный сад в больнице (он познакомился с садом еще будучи корреспондентом). Причем почти всегда присутствующий при нашей беседе скептик Константин Верхотин замечал: «Еще успеют загубить»…
Очень жаль, что его предсказание сбылось. Но все же есть надежда, что когда-нибудь в скором будущем, появится на месте старого сада новый, и новое поколение медиков Лебяжской больницы сфотографируется в свой профессиональный праздник на фоне его цветущего великолепия, как в 60-е годы.

Л.Ф.Якимова. Теплые ветры Лебяжья - Киров 2003 г., с.20-21

На фото: Лебяжская больница в 1960-е годы. Возможно, на фото запечатлелся как раз этот сад...

 

Вятские села и деревни: деревня Алешево (Лузский район)

В Лузском районе Кировской области в 54 км. от районного центра Лузы есть старинная русская деревня Алешево (Подволочье). Алешево (починок Олешевский) упоминается в архиве за 1599 год. Значит, деревне Алешево в 1995 году исполнилось 416 лет!
Ранее деревня входила в Папуловскую волость Вологодской губернии, находясь в 104 верстах от Великого Устюга. По списку населенных мест Вологодской губернии от 1859 года: «Алешевское (Подволочье) – казенная деревня; в деревне 23 двора; 98 мужчин, 104 женщины.
После революции – центр Алешевского сельсовета, в составе колхоза «Сталинец». Сейчас является частью Папуловского сельского поселения и находится на грани вымирания; в деревне проживает один ветеран – 90-летний Зосима Иннокентьевич Липатников. Но деревня эта известна тем, что в ней находится единственная в районе действующая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца.

М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево – Киров 2015 г., с.37

 

Нравы жителей Хлынова XVII века

… Нравы горожан той эпохи были весьма грубы – много «насилства», притеснения слабых и низших слоев населения, злоупотребления имевших власть служилых людей. Казни весьма жестоки: разбойников и татей казнили смертью с пытками, за менее важные вины ковали в железо, били батогами, кнутом, должников немилосердно подвергали провежу (привязывали к столбу возле земской избы и каждое утро били палками по икрам, пока не выколачивали следуемых денег).
Вятчане были большими охотниками до пиров и братчин. Являлись на пиры званые и незваные. Незваных выдворяли с криком, но они стремились остаться и под шумок выпить побольше.

Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.53

Примечание. Если казни и пытки впоследствии почти исчезли из вятской жизни (казнить преступников все равно приходилось), то любовь к пирушкам у вятчан осталась. В вятской печати начала прошлого века нередко встречаются упоминания о «пирушках» у должностных лиц города, за которыми решались важнейшие вопросы жизни губернии и ее столицы.

К иллюстрации: Владимир Маковский. Боярский свадебный пир

 

Вятские села и деревни: деревня Ахманово (Пижанский район)



Деревня Ахманово. Мои странствия по ахмановским весям, начались, конечно, с библиотеки. Людмила Михайловна Демакова (библиотекарь) кратко, но интересно рассказала о деревне и округе. Посоветовала, что из 22 деревень, составлявших когда-то сельский округ, осталось только Ахманово.
Не ищите тюркских или еще каких корней в названии деревни. Легенда о происхождении названия деревни очень проста. Ехал купец по какой-то надобности через здешние места и, удивившись открывшейся красоте округи, воскликнул: «Ах ма!» Отсюда и пошло Ахманово.
Неудивительно, что для имений выбирались места близ озера-чаши, реки; среди вековых лесов. Многое забылось, но память о делах добрых да людях достойных жива. Как, например, о майоре Романе Державине, взявшемся за то, чтоб по закону и совести разобраться в тяжбе братьев Шамшуренковых и помещика Корякина. Не удалось ему довести это дело до ума. Отозван был: верно, глубоко копнул. Но в книге Е.И.Гагарина «Леонтий Лукьянович Шамшуренков» упоминается отец поэта не как его родитель, а как справедливый и добросовестный служака Богу, Царю и Правде.
Ныне в Ахманове жизнь потише: распахиваются поля стойкими земледельцами, отстраиваются дома работягами-вахтовиками. Пруд замечательный (как такое страдающему "рыбацкой болестью» не отметить?).

Сергей Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.47-48

На фото: деревня в наши дни. Фото Елены Чудиновских

 

Вятские села и деревни: деревня Большелапово (Верхошижемский район)



Деревня находилась по дороге из Зонихи в Опарино, в километре западнее Опарино, в верховине ключа Питера. Название починка «Максимовский» дано, вероятно, по имени первопоселенца. Основано селение в начале 19 века, так как по ревизии 1795 года не значится. В исповедных росписях до 1820 года по починку также нет сведений.
В 1859 году в нем числилось два двора. Жителей было 11 человек мужского и 10 женского. В 1891 году в трех дворах было 27 человек. Числились одна семья Ворошиловых и две семьи жителей по фамилии Свиньин. По переписи 1926 года в селении находилось четыре двора, 11 человек мужского пола и 15 женского.
Деревня относилась к приходу Богородицкой церкви села Ишеть.
Последние жители уехали из селения в 1975 году. Решением кировского облисполкома от 19 апреля 1976 г. № 8/241 деревня Большелапово снята с регистрации и учета.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.279-280

Фото из книги: Василий Иванович Ворошилов с матерью и сестрой. 1955 год

 

Вятские села и деревни: село Мулино (Нагорский район)



Мулино, с., центр Мулинского сельского округа. Расстояние до центра района (пгт Нагорск) 12 км., число жителей на 1 января 2001 г. 288 чел.
Расположено на правом высоком берегу р.Вятки, в местности сухой – песчаной и лесной.
Вознесенская церковь, каменная, построена в 1792 году, приход состоял из 85 селений. Главное занятие жителей – отхожие промыслы: приготовление угля на заводах Песковки и Кирса, рубка леса и дров в казенных дачах для местных леопромышленников и сплав их по рекам Вятке и Кобре. Земледелием жители занимались в незначительных размерах, т.к. удобной для пашни земли мало.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Мулинского сельсовета, число жителей 200 чел. (40 хозяйств). Всего в сельсовете 29 населенных пунктов, число жителей 1877 чел (348 хозяйств). Ныне в округе 18 селений.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая, с.279-280 – Киров 2002 г.

На фото: церковь села Мулино в наши дни. Фото Дмитрия Лоптева

 

Кировская область в годы Великой Отечественной войны: помощь школы фронту



Школа готовится к севу. Учителя и учителя Меляндинской неполной средней школы включились в подготовку к весеннему севу, чтобы заменить весной ушедших на фронт братьев и отцов. Они организовали кружок по изучению агрономических мероприятий и устройства сельскохозяйственных машин. Кружок занимается 2 часа в неделю. Теоретические занятия проводят учителя, а для практических работ выделены руководители из колхозов: кузнецы, бригадиры и другие.

Калугин. Школа готовится к севу // Вперед (Лебяжье) - 1942 г. № 20

 

Истории из старых газет: настоятель-погорелец



Село Волково Слободского уезда 12 января сего года постигло несчастье: сгорел до тла двухэтажный дом настоятеля церкви с частью надворных построек. Пожар начался в 6 часов утра, вероятно, от неосторожного обращения прислуги с огнем.
Дом был выстроен из соснового дерева, отштукатурен, обшит тесом и железной крышей.
Дом горел целых 6 часов.
Рядом стоящие надворные постройки отстояли с величайшим трудом.
Дом застрахован в ведомстве духовного страхования.
Убытки и потери настоятеля, о.Михаила Тепляшина, весьма значительны. Семья вышла из дома «в чем была», все ценное и лучшее имущество сгорело в чулане, куда, к несчастью, никто из-за дыма и пламени не мог пробраться, а спасенное все изломано и перебито.
Рядом с кухней, в теплице, сгорело 20 ульев пчел с заготовленным для них на зиму медом, 20 пудов сгорело меду, сена рублей на 100, дров до 5 кубических саженей, хлеба: рожью, овсом, ячменем, мукой сгорело до 250 пудов.

Вятская речь - 1913 г. № 14

На фото: церковь села Волково в советские годы. Судя по крестам на крыше, фото было сделано еще до закрытия храма...

 

Кулачество на страницах печати времен коллективизации



Вновь организованное Мотовиловское льноводное товарищество показывает пример активного содействия советской власти в выполнении поставленных ею задач в деревне.
Но кулаки этой же деревни запугивают товарищество. Например, члены товарищества собрали по несколько пудов овса и решили сдать его кооперации, но местный кулак Зубарев, Василий Игнатьевич и другие, начали разговаривать их.
- Зачем сдавать хлеб кооперации, когда можно на рынке получить дороже. Зачем сбиваете всех войти в ваше товарищество, эдак вы и «к коммунии» подведете.
Наконец, слышатся прямые угрозы по адресу бедняцкого активиста Ивана Матвеевича Заузолкова:
- Подожди недолго вашему брату распоряжаться нами. Придет время и расправимся мы с вами…
Не спросит ли помпрокурора, что ожидают мотовиловские кулаки Заузолкову и как они думают расправиться с беднотой.

Кулаки угрожают // Деревенская жизнь (Вятка) - 1929 г. № 18

 

Из истории города Вятки. Санитарное состояние города в 1900-е годы



Город в санитарном отношении. Городской Врач г.Эмдин представил в санитарную комиссию доклад о своей деятельности за время с 7-15 июля.
В своем докладе врач, между прочим, говорит о запущенности города в санитарном отношении, указывая на следующие пункты: 1. Немощеная вторая часть города, в связи с мертвыми колодцами, при дождливом лете – угрожают чистоте водопроводной воды; 2. Отсутствие водопроводных магистралей на Хлыновке ставит последнюю в неблагоприятную в смысле холода положение. 3. Отсутствие какой-бы то ни было организованной ассенизации затрудняет очистку города, а производится – совершенно скверно.

Вятский вестник - 1909 г. № 156

На старых фотографиях город производит впечатление очень чистого и опрятного, даже в отличие от современного Кирова, но так было не везде и не всегда...

Фото с сайта https://humus.livejournal.com/5476510.html


Назад к списку