Май: 1-15
РАССКАЗ О КРАСИВОЙ, БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ И ПРЕКРАСНОЙ ДОБРОЙ СЕМЬЕ.
Копировано. Зоя Паюсова. «Серия заметок "Мои любимые в сердце навсегда..." Слева - мой муж Паюсов Михаил Алексеевич со своим другом Сорокожердьевым Леонидом Викентьевичем. Место : Киров, Кировский сельскохозяйственный институт, инженерный факультет.
Паюсов Михаил родился в деревне Савиновщина Кобрского сельсовета Даровского района. Годы жизни: 7 октября 1950 года - 13 февраля 2020 года.
Ещё при рождение Боженька поцеловал Мишу в темечко, наградив столькими талантами и лучшими человеческими качествами. Живя замужем за таким мужчиной, я знала, что женщина должна блистать не только красотой, но и быть умной, образованной, культурной, верной, заботливой женой и матерью детей.
В церкви мы не венчаны, но получилось, что и "в горе и в радости" были опорой друг другу. Основной задачей было у нас воспитание детей. Все силы и средства были брошены на то, чтобы дети стали достойными людьми. Спасибо тебе, мой драгоценный муж, за очень умных, красивых, а главное - здоровых детей. Ты нам преподал такой урок мужества: никогда от тебя не слыхали жалоб, недовольства, учил, как достойно выйти из любой ситуации, как безмерно любил свою семью. Наши дети просто купались в родительской любви и заботе, а это получается только в том случае, когда между мужем и женой любовь и согласие. Да, мы были две половиночки одного целого. Дети подсмеивались, когда я говорила: "Мы с папой одно целое". А Миша детям рассказывал: "Когда я увидел в первый раз фотографию мамы, меня как молнией пронзило. Сразу влюбился и подумал "Вот она - моя судьба!" Так оно и вышло.
Как же ты сейчас далеко от меня! И от тоски по тебе комок в горле... Люблю, помню...»
Вятская жизнь на страницах первых вятских газет. Политкружок села Шевнино
Политико-просветительский кружок села Шевнино, Пилинской волости, не является обычной общекультурной организацией, занимающей одними спектаклями, а есть центр всей духовной жизни и образование шевнинцев. В задачу этого кружка также вся ходит и физическое развитие, для чего организована спортячейка, которой руководит товарищ, знакомый с физкультурой.
Кружок взял на свое иждивение библиотеку и содержит библиотекаршу, для читальни-библиотеки выписываются газеты: «Вятская правда» и «Красный пахарь». Завязана связь с комсомольской ячейкой шевнинских коммуны. Шевнинцы, поддерживайте всеми мерами этот очаг внешкольного образования, как единственное средство выйти из тупика некультурности – этого наследия прежней кошмарной жизни! сравнить
Красный пахарь (Уржум) - 1923 г. № 9
На фото: школа в селе Шевнино Уржумского района. Фото 1952 года
По страница старых газет. Вооруженный грабеж
Вооруженный грабеж. Шайкой вооруженных татар на днях была совершена кража у одного из крестьян в селе Плелое Нолинского уезда. Потерпевший успел было захватить одного татарина из шайки. Но так как как последний был вооружен револьвером, из которого, он, отбиваясь стрелял, то он также успел скрыться.
Но благодаря быстро принятым полиции мерам, быстро удалось напасть на след скрывшейся шайки и изловить ее участников – четырех татар. Пойманные сознались, что ими накануне были совершены еще две вооруженные кражи.
Вятский вестник - 1909 г. № 13
По страницам первых советских газет. Почему победили красные в Гражданской войне?
25 мая группа наших разведчиков в числе 18 человек отправилась во фланг белых на разведку. Выйдя на сопку, они увидели шагах в 30 от себя рассыпавшуюся в цепь противника силою около роты. Не долго думая, наши храбрецы двинулись в атаку. Белые, растерявшись от так неожиданности, бежали во все лопатки. Но в это время целый батальон белых быстро двинулся в обход горсти наших. Это движение нашими было тотчас же замечено и они под сильнейшим пулеметным огнем противника стали отходить. Несмотря, однако на адский огонь, т.Александров все еще продолжал бежать за белыми до тех пор, пока не пристрелил 2 и не заколол штыком 1 золотопогонника. Сняв с него наган он спокойно вернулся невредимым к своим. Слава таким товарищам-разведчикам!
Красноармеец Пелькин. Лихая разведка // Красный набат (Глазов) - 119 г. № 134 21 июня
Недавно наша рота получила приказание взять деревню Верещагино. Наш ротный командир Гурин первый двинулся вперед с ничтожным количеством солдат. Противник открыл бешеный артиллерийский и пулеметный огонь. Но наш ротный командир с криком «ура» шел все вперед.
Но не суждено было наш герою занять эту деревню, он пал. Но не упал дух в наших солдатах. Мы клянемся отомстить вековым угнетателям за наших дорогих товарищей, которые жертвуют жизнью за свободу всего человечества.
За смерть командира // Красный набат (Глазов) - 119 г. № 32 12 февраля
12 мая нашей роте было дано приказание занять деревню Ис-мино, в которой был расположен противник. Наш взвод в числе 35 человек быстро рассыпался в цепь и повел наступление. Когда стали подходить к деревне, противник обнаружил нас и открыл пулеметный и ружейный огонь, но наши красные герои, не смотря на огонь противника, смело ворвались в деревню. Противник был сбит и бежал из деревни. Наша рота обстреляла бежавшего противника за деревней, но боясь быть обойденной, вернулась на старые позиции. Противник оставил около 10 человек убитыми и нами захвачен один пленный. По словам пленного в деревне было две роты белых численностью в 200 человек.
Так то наши красные герои в числе 35 человек напугали противника в 6 раз больше нас численностью.
Красноармеец 3 роты А..Скородумов // Красный набат (Глазов) - 119 г. № 130 17 июня
По страница советских газет. Последний вздох советского атеизма
Вряд ли все наши школы имеют представление о том, как оформить классный уголок атеизма выполнить стенгазету, подготовить репортаж, обзор книг или беседу на атеистическую тему.
Чтобы помочь в этих требованиях, Кировский планетарий открыл в декабре прошлого года клуб «Юный атеист».
Программа клуба двухгодичная, она знакомит с различными проблемами атеизма, учит бороться с суевериями и предрассудками. Надеемся, что разнообразные занятия, насыщенные практическими задачами, показ кинофильмов и диафильмов, позволят поддерживать постоянный интерес к встречам в этом клубе.
Итак, ждем вас ребята на очередном занятии. Оно состоится 19 января в 14.30 в помещении планетария.
Н.Сладкова, директор планетария. Приглашает «Юный атеист» // Кировская правда - 1983 г. № 12
На фото: кировский планетарий в советское время. Источник: https://a-kuryatkov.livejournal.com/28526.html
Эпоха - газетной строкой. Новое вятское пароходство
Новое пароходство. Новое пароходство окончательно сформировалось. Возникнет оно на товарищеских началах, причем в состав товарищества входят: Небогатиков, Малых, Родигин и бывший командир парохода «Яков Тырышкин» Голомидов. Последний же является и управляющий делами товарищества. Флот нового пароходства состоит главным образом пяти буксирных пароходов Небогатикова и двух новых пароходов с баркасами, из которых один пароход куплен у Таратина. По водоизмещению все суда являются мелководными и средней величины. Новое товарищество свои операции ограничивает лишь перевозкой грузов и только впоследствии проектирует обслуживать нужды пассажирского сообщения. Рейсы пароходов будут совершаться от Вятки и попутных от нея пристаней до Медведок 2 раза в неделю, а из Медведок и ниже ежедневно.
Голос Вятки 1911 год № 31
По страницам советских газет. Кулаки и подкулачники
Бедняк Царегородцев Иван Ильич, из деревни Кугунура Тожсолинской волости, по своему положению бедняк, а служит кулацким подпевалом. На перевыборе собрания проработан наказ новому составу сельского совета, в наказе говорится:
- Провести в районе самооблоожение в размере 2,5 процентов к сумме сельхозналога.
Царегородцев первый выступил против самообложения:
- Нам самообложения не надо и наша деревня платить его отказывается.
Царегородцев должен был идти навстречу самообложению, потому что он от сельхозналога освобожден и ему самообложение платить все равно бы не пришлось. Только кулакам самообложение не по нутру, и Царегородцев усердно выполнил их желание. Наверное, арендатор Кугунурской мельницы Зверев, у которого бедняк Царегородцев работает в качестве мельника, подпоил бедняка, чтобы тот гнул на собрании кулацкую линию.
Кулацкий подпевало // Деревенская жизнь - 1929 г. № 18
Эпоха - газетной строкой. Из жизни ссыльных
Из жизни ссыльных. В деревне Гришковской Нолинского уезда проживающие здесь административно-ссыльные Хохнелидзе и Швецов играли на днях с крестьянскими парнями в хороводе. Во время игры, поссорившись с парнями, Хохнелидзе стал с ними драться, Швецов стал уговаривать своего товарища прекратить драку. Хохнелидзе выхватил нож и бросился с ним на Швецова. Последний схватил кол и нанес им Хохнелидзе два удара по шее, от которого последний пришел в безобразное состояние.
Вятский вестник - 1909 г. № 155
Истории из старых газет. Часовня-школа в память Императора
Биляморская волостьУржумского уезда. В ноябре 1895 года жители деревни Юмочки постановили приговор о своем желании построить в деревне часовню-школу в память императора Александра 3го.
Приговор этот был представлен г. земскому начальнику на предмет исходотайствования надлежащего разрешения.
Проходит год, а разрешения нет, как нет. Мужички недоумевают и, наконец, решили напомнить о приговоре «новому» земскому начальнику. Что же оказалось? Целый год обязательства оставались без движения и спокойно лежали в канцелярии земского начальника.
Отыскали злополучный приговор в бумагах своего предшественника, он потребовал от крестьян обязательства об охране и ремонте часовни-школы, - мужики такое обязательство дали. Затем было потребовано согласие местного духовенства, - и таковое согласие также получено. Наконец, потребованы были план и смета, - и дело стало: получение плана и сметы связаны с такими затратами, особенно для обывателей деревни, что мужики, исполнившие этот ряд требований и связанными с исполнением их хлопотами и расходами, готовы теперь отказаться от своего намерения.
Вятский край - 1897 г. № 12
Истории из старых газет. Опасное катание на коротнях
Корреспонденция. Деревня Щенниковы Батаевской волости. В воскресенье 19 июля крестьянин этой деревни Терентий Петров отправился за ягодами. Набрав ягод небольшую корзинку, Петров захотел покататься на лодке. К нему присоединился один из его товарищей. Поехали на коротнях – это что-то вроде лодки, но только гораздо опаснее. Неожиданно коротни перевернулись и оба сидящие в них стали тонуть. Терентий тотчас же утонул; а его товарищ сумел как-то выплыть на берег.
Терентию Петрову было всего 17 ½ лет. Полгода тому назад он просил у архиерея разрешения жениться и получив таковое женился.
Надо заметить, что на коротнях весьма часто тонут крестьяне.
Вятский вестник - 1909 г. № 153
Коротни - это лодки-долбленки, сделанные из цельного ствола дерева, очень верткие, не случайно катание на них не было безопасным
Кулачество на страницах вятской печати времен коллективизации
Кулак Гордеев Яков Иванович, деревни Люя Санчурской волости, в Люинском районе известен всем. Он был арендатором вододействующей мельницы, но до перевыборов сельского совета, чтобы его не лишили избирательных прав, от аренды отказался.
Во время перевыборной компании Гордеев поймал своего однодеревенца, члена налоговой комиссии и начал его душить. Когда проходивший мимо сосед стал в защищать члена налогкомиссии, то Гордеев ударил и защищавшего колом.
Впоследствии Гордеев объяснял, что член налогкомиссии должен ему 7 рублей и он старался таким способом взыскать деньги. Но фактически это кулацкая месть Гордеева, так как на него наложено много сельскохозяйственного налогу. Следственным органам необходимо взяться за это дело и при разборе его придать общественно-политический характер. Око
Деревенская жизнь (Вятка) - 1929 г. № 18
Вятская речь: «Картошины болё баски ноне…»
В колхозе-то за палки робили, дак кормилися с полосы да с огородчя. Да сколь ишшо скотина помогот. На огородче-то хитрого ничего не было, то жо що и у людей. Жили без лошади, дак тридцать соток картошки с матерью садили под лопатку. Была толда могута. Картошины болё баски ноне. Посмотри: один к одному, поросёнки! Другую неделю я и мати барабаёмся с картошкой, конча и краю нету. Если дозирать, дак на огородче всё росло. У капусты не боллё много заботы. Польёшь, мимоходом посарапаёшь да сколь пошовыреёшь - россадина и выправится. Наназьми гряды как следуёт да выдёргивай повиличю да сор, дак вон как всё пазгаёт! Лук-от – каки плёточки стоят! Крупной нонче будёт. Огурцов пропасть наросло - три уже кадцы насолила. Поливай толькё давай. А колодеч у нас близёхочке, с журавлем. Толькё чеснок в заувей посадила, дак скоро дёргать пора, а волотки нету. А глень, репины-то какиё деревча! Вот огородеч уделаю, все к делу приведу и зиму на спокое живу.
Эдак вот всю жизнь в навозе живу да в земле копаюся, а как без земли-то?
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.21
Вятская песня (воспоминания)
Помню, как-то тетушка Марфа напела песню, а мать подхватила. Мне показалось, что в этой песне они, каждая по-своему, изливали горечь, накопившуюся на душе:
Всю я ноченьку, всю я темну
Ох, не спала.
На окошке белой грудью
Ох, пролежала…
Пели они иногда и другую песню – «Мамашенька бранится». Мотив мне нравился, а песни я тогда по своему возрасту расценивал по мотиву. Не вдумываясь и не разбираясь в их содержании.
Нужно сказать, что песня «Мамашенька бранится» была в то время в нашей округе широко распространенной.
Едут рукобитные или уже свадьба на двух-трех тройках, да за ними столь же парных подвод. На каждой из них по три-четыре человека. И вот подвыпившие или уже совсем захмелевшие поезжане, в особенности бабы, истошно голосят:
Мамашенька бранится:
Зачем дочка грустна.
Сама я про то знаю,
В кого я влюблена.
Люблю дружка смертельно,
Люблю я всей душой.
А он, такой коварный,
Смеется надо мной…
А далее в песне слова какие страшные:
Не смейся, злой, коварный,
Не смейся надо мной.
Тебя Осподь накажет
Злосчастною судьбой.
Песню я находил тоже «злосчастной». Представлялась она мне тогда не песней, а вроде какой-то измызганной, обремошенной одежины…
Александр Минин. Мы, Минины. Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина, написанные в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти 2007 г., с.36-37
Предлагаем вашему внимаю также документальный фильм "Песни Леля". Главный герой фильма Николай Зубарев — творческий человек, художник и артист, который вырос в деревне, но вынужден был переехать в Киров. Уроженец Даровского района Кировской области долгое время внимательно слушал, как говорят вятские бабушки, дедушки и люди разных социальных положений и возрастов. В фильме он мастерски воспроизводит вятский говор жителей деревень, в который Зубарев вырос, сопровождая свои монологи игрой на разных народных музыкальных инструментах. К сожалению, «Вятский Лель» (как шуточно прозвали героя фильма), не оставил после себя никаких записей о вятском говоре и скоропостижно умер в 1994 году.
Диконькие, огненные, Белые Бабы как предмет мельничного фольклора
Очевидцы рассказывают, что очень часто на мельницах создавались очереди. В то время, когда кто-то молол, остальные сидели и дожидались свой черед. Для этого было отведено специальное место-теплушка, в которой обычно стояла небольшая печка, имелись лавки, стол. При отсутствии ветра на ветреных мельницах очередь могла затянуться на трое суток. В таких случаях для ожидающих всегда находилось занятие. Мужчины чаще всего играли в карты, женщины порой брали с собой рукоделие. «У нас Марья Федотова все плетюшки плела. Еду с собой брали, а если не хватало, то картошки нарежут ломтиками и пекут на печке или бросят в вольну печь целыми. А который раз мельник принесет муки и скажет: «Девки, настряпайте-ко калачей». Муки даст, мы стряпаем и потом все наедимся» (О.П.Тихонова, 1924 г.р.).
А самыми незабываемыми были часы, когда начинали рассказывать друг другу разные истории и, прежде всего, истории, связанные с «нечистой силой». Именно на мельницах рождались истории о русалках, диконьких, белых бабах, огненных и т.п. Рождению и вере в «нечистую силу» способствовала прежде всего атмосфера, царившая вокруг, а также незнание людьми в прошлом причин того или иного явления.
Очень много историй существовало о диконьких, которые представали перед людьми в образе огромного мохнатого существа, похожего на человека. Диконькие, по словам старожилов, всегда старались сбить с пути человека. «У нас около деревни было такое место, где жили диконькие. Этот лес попадается по дороге в Тихонове. Там часто люди блуждали. Матка рассказывала, как пошла один раз на Петров день через этот лес и заблудилась. Дорога знакомая, вроде уже и лес должен кончиться, а не кончается. Сколь ходила, все на одно и то же место приходила. Так до утра и бродила, пока не надоела. Села потом возле пня и задремала, а во сне вижу ватрушки горячие, свежие. Открыла глаза, лежит возле пня коровья лепешка. Встала и пошла. Сразу же на тропу наткнулась» (В.Н.Махова, 1923 г.р).
Не менее правдоподобными были истории связанные с Белой Бабой, которая появлялась в образе женщины, одетой во все белое. Рассказ А.И.Лукояновой, 1926 г.р.: « Пошли мы как-то с девчонками в соседнюю деревню на гулянье. Идем по дороге, разговариваем. А был уже вечер, ведь раньше днем на гулянье не пойдешь, потому что работать надо. Вдруг чё-то зашумело, и увидели мы летящую белую женщину. Все испугались, закричали и побежали. Она пролетела над головами, у нас даже волосы кверху поднялись. Мы переглянулись и увидали, что Марья у нас вся поседела, стала голова у нее как снег. Это всегда так бывает, когда увидишь Белую Бабу».
А сколько было рождено на мельнице историй об огненных, которые были не менее страшными, чем Диконькие или сама Смерть! Огненные представлялись людям в виде красных раскаленных летающих шаров. Они, как считали, могли залетать в трубу, в открытые двери на мельницах, фермах, кочегарках и т.п. Встреча с Огненным могла привести человека к гибели.
«Мы однажды видели, как из трубы ферменской кочегарки вылетел огненный шар и полетел над лесом в сторону Турмы. Шар весь горит, искры в разные стороны разлетаются» (О.П.Тихонова, 1921 г.р.).
Но не только об огненных, диконьких или белых бабах можно было услышать истории на мельницах. Много рассказывали о чертях, леших и другой «нечистой силе». Подобные истории помогали людям коротать время, но и вселяли страх перед неизвестным.
Здравствуй, Яранск! Историко-публицистический альманах – Яранск 2012 г. № 1, с.55
Хроники Вятской губернии. 1910 год: Похороны городского главы П.А.Башенина (Сарапул)
5 марта скоропостижно скончался городской глава Павел Андреевич Башенин, пользовавшийся огромным авторитетом городского сообщества.
«Воскресенье 7 марта. Таких пышных похорон Сарапул не видел.8.30 утра. У дома Башенина много народу. Две колесницы, сплошь увешанные венками. Пожарная команда в блестящих касках выстроена почетным караулом. Взвод конных стражников с трудом удерживает главу.
Гроб к Вознесенскому собору несли гласные Думы. Играл духовой оркестр. Служил архиепископ Мефодий и 19 священников с дьяконами.
После отпевания гроб понесли к окружному суду, где была совершена краткая лития, затем – к зданию Думы. У Думы с речью выступил П.Л.Смагин. Затем пошли к дому Башениных, где вновь совершили краткую литию.
Лития была также у банка, у электрической станции, у съезда мировых судей, у гимназии, при входе в крестьянскую слободу и на могиле. Из собора вышли в 2.30, на кладбище пришли в 4.30. бедным во дворе раздавали булки, чай и сахар».
По материалам газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул)за 1910 год
Плохая корова всегда не во время телится: пословицы и поговорки вятского юга
От скуки – на все руки.
Пей бураком, да не будь дураком.
Плохая корова всегда не во время телится.
По чужим-то словам, как вошь по штанам.
Помалкивает, да поталкивает
Рано встала, да мало напряла.
Руки короткие – аль у мачехи рос?
С работы кони дохнут.
С тобой не напаришься, а только угорешь.
Сам плох, так не поможет и Бог.
Сам прост, да привязан хвост.
Свинья грязи найдет.
У коня четыре ноги, и то оступатся.
У скупого за двух чивых выходит. Угорела баронья в нетопленой горнице.
Ума – полна сума, да за плечами котомка.
Умного словом убьешь, а дурака и палкой не убьешь.
Хвастуна с богатым не узнашь.
Черного кобеля не отмоешь добела.
Что дурно, то потешно.
Шелудивому поросенку и в Петровки мороз.
В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2007 г., с.162
Вятские обычаи: великой пост
Особые обряды имел период Великого поста. В Чистый понедельник смывали «масленичные грехи», постились. День Средокрестия приходился на середину Великого поста, пекли хлеба с крестом, запекали в них крестики.
Последняя неделя поста открывалась Вербным воскресеньем. Ходили в лес ломать веточки вербы, освящали в церкви, украшали ими божницы. Почки вербы опускали в воду и кропили ею все во дворе – хозяйственные постройки, скотину, а затем выгоняли ветками ее на улицу. Особо распространен обычай хлестать веточками друг друга, при этом говорили: «Не я бью, верба бьет!».
Одним из самых важных праздников в народном календаре Вятского края был Чистый четверг. В этот день, как и на святках, верили: как проведешь этот день, так и сложится весь оставшийся год. Этим верованием определяются многие великочетверговые приметы и магические обряды: не мыли полы; не брали и не давали в долг; не ели до звезды; на стол выставляли все запасы; запирали колодцы от колдунов; не ругались с женами (иначе весь год будешь ругаться) и т.д. Многие поверья Чистого четверга связаны с «очистительной магией»: утром этого дня девушки умывались с различными заговорами (на красоту, на любовь, на приманивание женихов, на хорошую жизнь). «С серебринки когда умываются, приговор говорят: «Как серебро блестит, так чтобы я блестела. Отныне до века. Аминь» (Колосницына Анна Сергеевна, 1913 г.р., д.Шубены, Даровий р-н).
В Великий четверг могли «наговорить» на соль, которую считали целебной и пользовать ею больных. В этот день могли «портить» девок, парней, соседей. Насылать им всякие напасти: парню – плохой невесты, мужского бессилия; девушкам – долгого сидения в девках, соседкам – плохого урожая в огороде и т.п. Например, «В Великий четверг бросят камень деревянный (уголек) на сарай. Он весь рассыпается. Говорят: «Когда этот камень соберется, тогда эта девка замуж соберется».
Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография и фольклор – Киров 1998 г., с.302
Вятские слова и выражения: нащельник и нащельница
Доска, рейка, прибиваемая поверх двух параллельных досок для закрытия щели между ними. Вся заборка светит. Прибей хоть нашшельники / - Скоро ли доделаёшь ограду? – Осталось нашшельницы прибить.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.141
Фото из нашего архива: дом в селе Спас-Талица Оричевского района
Вятская речь. Уроки да не те...
Урок. Порча человеку с глазу, озеву. «Ой, толами ти своими погляди, вон на парнечка нашли уроки. – Все ведь: ой-ой, аха, ах! Ну, што ты, с озёвищщи теперь уроки».
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24. - Напечатано также в: Календарь и памятная кн. Вятской губ. за 1892 г.
Иван Мочалов. Даровские шуточные частушки
Моя милка вдалеке
На другой живет реке.
Повидаться – не добраться
Даже пешим налегке.
Поцелует меня милый –
По домам разъедемся,
Для другого поцелуя
На Моломе встретимся.
Не пора ли, дорогой,
Засылать до вас сватов,
А то можно в поцелуях
Накопить себе хвостов.
Наконец-то догадался,
Несмышленый милый мой!
Буду ждать вас, презжайте
По Моломе голубой.
Вятский свистун - 1995 г. № 11
Истории из старых газет. Вооруженное столкновение с лесничим
Вооруженное сопротивление лесничему. Лесничий Воткинской Старо-заводской дачи Ершов при обходе своего участка по реке Сиве заметил порубщика крестьянина деревни Дреминой Зиновия Кузнецова, которого и хотел задержать. Кузнецов закричал и бросился на лесничего с топором в руке. На крик Кузнецова выбежало на мельницу Коткова до 15 человек, его однодеревенцев и напали на Ершова. Последний, чтобы разогнать толпу сделал 4 выстрела из револьвера, никого не ранив. Озлобленные крестьяне напали на Ершова и нанесли ему тяжкие побои. Ершов теперь находится на излечении в госпитале.
Вятский вестник - 1909 г. № 12
Загадки истории. Готовился ли Степановский мятеж 1918 года заранее? Воспоминания большевика
…Степанов планомерно готовился к переходу в лагерь белых. Делая вид, что полк предан Советской власти, они с Хомаком 11 июля 1918 года шлют телеграмму в Москву в 4 адреса: 5-му Всеросийскому съезду Советов, Наркомпроду, Зусмановичу и Всероссийскому съезду по продовольствию, в котором говорится: «Мы, представители отрядов походных губерний, прибыли сюда проводить в жизнь рабоче-крестьянскую власть и возложенные на нас задачи продовольственной диктатуры, приветствуем тов.Ленина, приветствуем 5-й Всероссийский Съезд Советов как истинного выразителя рабоче-крестьянских интересов, заявляем свою готовность к защите родины…» и т.д. И тут же просят постановить о призыве в Вятской губернии ПЯТИТЫСЯЧНОГО ОТРЯДА. «Сложим там до сентября сорок миллионов пудов хлеба».
Это превышало план заготовки хлеба в Вятской губернии на 34 миллиона пудов больше. Зусманович знал план заготовки в Вятской губернии, но чересчур много имел своих ставленников в руководстве продотрядами, перестал считаться с мнением Вятки и на сигналы Вятки не реагировал, стремился удовлетворить все требования Степанова и Хомака.
13 июля Хомак телеграфировал Зусмановичу, что «все отряды вольются в один штаб, кто пожелает действовать самостоятельно, будет разоружен, не верьте всем контрреволюционным клеветам, они будут караться революционным судом, телеграфируйте всем Совдепам и отрядам о немедленном присоединении к полку».
Того же числа они телеграфируют Наркомпроду Цурюпе и Зусмановичу, что «все продотряды работают контакте, Самарский, Московский продотряды объединили свои действия, Хомак работает быстро, решительно, борьба ведется спекуляцией, саботажем. Пришлите 10 мотоциклов, телефонного кабеля 500 верст. Бензина 10 цистерн (для чего бензин? Ведь в полку не было даже мотоцикла), телефонных аппаратов..., еще продотряд 500 человек. Есть много хлеба необмолоченного и картофеля, но продаппараты саботируют, работают сепаратно, нужен диктатор по продовольствию в Вятскую губернию из центра. Вышлите сто седел, принадлежности для верховой езды».
Боясь разоблачения своей деятельности, они телеграфируют Всероссийскому Съезду по продовольствию, Цурюпе и Зусмановичу: «Задержать, препроводить в Вятку прибывших на Съезд делегатов из Уржума тов.Матвеева и Малмыжа тов.Глушкова за целый ряд провокаций и невыполнение декрета о монополии».
14 июля полк запрашивает из Москвы на уплату продполку один миллион рублей.
15 июля при приближении чехословаков к Казани, Степанов начинает усиленно самоснабжаться, запрашивает Москву о присылке еще 70 тысяч рублей.
16 июля латышский отряд, ехавший на пароходе Вятка-Турек с губпродкомиссаром Наумовым, был обстрелян из орудий продполка Степанова, было убито несколько человек мирных жителей – мотивы: якобы сочли друг друга за белых.
17 июля Степанов получает из Вяземского артсклада принадлежности к 6-дюймовым орудиям и инструменты для ружейной мастерской; из этого же склада Степанов получает 500 комплектов обмундирования.
30 июля по распоряжению Зусмановича Степанов получает для 50 человек комсостава 125 аршин сукна защитного цвета и 50 тысяч папирос высшего сорта.
26 июля Зусманович пишет Казанскому военному округу о выдаче 1-му Московскому продовольственному полку для операций в Вятской губернии, в виду чрезвычайных политических событий в губернии, один бронированный автомобиль, 10 пулеметов и 200 артиллерийских хомутов. Надо полагать, что Зусманович был полный профан в военном деле, коли выписывал на 4 имеющиеся 6-дюймовые орудия в полку 200 хомутов, а в каждое орудие впрягалось три пары лошадей, - следовательно на каждое орудие требовалось шесть хомутов, а на четыре орудия – 24 хомута, куда же остальные 176 хомутов? А ведь у Зусмановича был военный отдел при Наркомпроде, и там сидели руководители военные. Хорошо, что Командующий фронтом отказал и Степанов не получил ни пулеметов, ни 200 штук хомутов, ни бронированного автомобиля, иначе бы все это пошло в подкрепление белой армии и ухудшило бы наше положение на фронте в борьбе с беляками.
Что еще Степанов получил из Вяземского военного склада, - установить невозможно, но письмо от Зусмановича Вяземскому военному складу было, чтобы по требованию командира полка Степанова отпускали обмундирование. Надо полагать, что Степанов воспользовался этой возможностью, тогда как Красная армия имела большой недостаток в части обмундирования и снаряжения.
Степанов 7 августа получает по наряду Наркомпрода одеял 200 шт., простыней 200 шт., наволочек 200 шт.
Рукопись Коркина С.В. Ликвидация Степановского мятежа и контрреволюции в Вятской губернии в 1918 г. ЦГАКО ф.Р-799 оп.3 д.7
Примечание. Чем ценны эти воспоминания Семена Коркина, что их он подкрепил сведениями из архивов (например, Центральный Государственный Архив Октябрьской Революции), в которых либо сам работал, либо делал запросы. В его воспоминаниях упоминаются два интересных факта о Московском продовольственном полке под командованием Степанова – то, что в нем было 50 человек комсостава – командиров (к сожалению, до сих пор известны фамилии лишь нескольких) и о наличии в полку шести орудий. По некоторым данным, орудие в полку было только одно, которым полк так и не воспользовался. Оно было увезено в Малмыж и там осталось…
На фото: продотряд (фото из открытых источников)
С архивной полки. Возвращаясь к вопросу о сносе церкви села Цепочкино
Кировскому облисполкому
Выписка из протокола № 2 заседания от 17 сентября 1938 г. Президиума Верховного Совета.
Слушали: о закрытии церкви в селе Цепочкино Уржумского района Кировской области.
Постановили: постановление Верховного Совета Облисполкома от 17 июня 1938 г. о закрытии церкви в селе Цепочкино утвердить.
Здание церкви за ветхостью снести. Г.Козлов. 17 сентября 1938 года (ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.456 л.81).
Здесь, как видим, сразу было постановлено и закрыть и снести церковь. Одной из причин ее повреждения (если таковое было) мог стать страшный пожар 1936 года, в котором выгорело почти все село. Огонь мог повредить и старинный храм. Примечательно, что еще в 1935 году сельский совет предлагал «здание местной церкви отобрать от общины верующих под школу и кузнечно-слесарную мастерскую». Тогда храм, видимо, не был закрыт по жалобе верующих, в которой они говорили, что церковь имеет историческую ценность, как построенная триста лет назад. В 1936 году приоритеты власти изменились. В числе 170 колхозных построек сгорел и сельский клуб. Под межколхозный клуб было предложено отдать церковь. Был даже составлен акт переоборудования, в котором предлагалось снести один «кумпол». На это из Кирова пришел отказ, т.к. церковь еще не была закрыта. Тогда и появился злополучный акт об аварийном состоянии церкви, после которого она была закрыта и уничтожена. Находилась она действительно в аварийном состоянии или это была просто фикция, мы это уже никогда не узнаем...
На фото: такой была церковь в селе Цепочкино в 1913 году
С архивной полки. Потасовки между священниками и крестьянами в средние века
Из-за руги между крестьянами и священниками разыгрывались некрасивые сцены. Вот такую историю нашла в документах ВУАК:
Один священник Нолинского уезда в ноябре 1791 года, «имея по приходу своему для сбора руги разъезд, требовал у прихожанина своего по уговору, учиненному приходскими людьми, положенные ему, священнику, три меры ржи, но прихожанин трех мер не дал, а давал только одну меру и то самой худшей ржи, и притом сказывал, что у него лучшей ржи нет. Дозволил священнику взойти самому в хлебный свой амбар, а потом запер в оном и держал, не открывая амбар, примерно с час». замерзающий священник сумел выбраться, выломав одну доску из амбарных дверей. Разозлившись крестьянин схватил иерея за бороду, «полбороды у него выдернул». Поп в долгу не остался – ударил мужика по щеке (ГАКО 237.74.969).
Жаль мне обоих: у каждого – семья, которую кормить надо, каждый трудился и хотел получить за свои труды вознаграждение.
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.68
Примечания. В документах 18-начала 19 веков драки священников с пономарями и крестьянами отнюдь не редкость, особенно "под шафе". Боевые бати были...
Ратная доблесть Вятской земли. Первая мировая в солдатских письмах
В ноябре 1914 года в сарапульской «Прикамской жизни» были приведены строки из писем Аркадия Майшева, боевого товарища Апполоса Феликсова, с которым он вместе учился в Казанском военном училище и служил в Троице-Сергиевском полку. В бою под Сольдау был ранен и писал родным из Москвы, где сначала лежал в госпитале, затем его на излечение взяла семья одного генерала.
" …Жена генерала, под попечением которого я состою, возит меня по семье кататься. Посетителей у нас бывает много, и все больше барышни. Они для нас поют, играют на рояле, придумывают разные развлечения. В Москве в списке раненых меня увидели мои товарищи студенты и теперь посещают. Первым был А.Дедюхин, и от него я узнал, что Долгушин ранен, В.Петров умер от ран. Если родные Володи не знают о его смерти, то Вы им не говорите. Это в дворянском госпитале. Долго ли придется пролежать, не знаю. Рана не заживает, а по ночам ногу ломит. Кость цела, но немного забита. В общем, чувствую себя довольно хорошо".
А вот один из эпизодов боев, описанных в письме: «На ночной атаке наш №-й батальон с треском выбил батальон немцев из деревни. Укрепившись на северной окраине деревни, дальше продвинуться было нельзя – мешала река и ее болотистые берега, место было такое, что отряд, попавший в болото, уходил, не разрываясь. На правом фланге N-цы при мне захватили тяжелую немецкую батарею. Мы взяли порядочно пленных и оружия».
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1914 г. № 256
Вятские села и веси: село Большая Рудка
Село Большая Рудка (Юкшум). Центр Юкшумской волости (об этом в селе помнят), но здание волостного правления не сохранилось. В Доме культуры с историей возникновения села нас знакомит Валентина Анатольевна Новикова.
Основали его два брата – Кашар и Качмаш, которые поднялись по речке Юкшумке до самых истоков и стали обживаться среди лиственных лесов. В музее села находятся две большие картины в полстены, на которых отражены сюжеты легенды и заселения истоков Юкшума.
Когда-то в селе было и земское училище. А также больница, но сейчас о ней напоминают лишь высоченные тополя, растущие на ее территории.
Сейчас в селе восстанавливают Васильевскую церковь. Службы в ней уже проходят. В Большой Рудке помнят и служителя церкви – священника Алексия Алексеевича Чистякова. В музее имеется его фотография, а на старом кладбище сохранилась могила батюшки, к которой и мы пришли поклониться.
Хранятся в сельском музее и старые фотографии. Хочется отметить одну, на которой (справа) Яков Филимонович Кашаргин – полный Георгиевский кавалер, участник Первой мировой войны.
В селе Большая Рудка сохранились до наших дней элементы язычества – поклонение священным березам и моления в священных рощах. В школьных работах, посвященных этой теме, указываются даже дома, возле которых росли березы, эти дома оберегавшие. Описан и такой случай: мужики срубили березы и оказались в тюрьме, а их жены все равно от своего не отступились, и молились уже о возвращении мужей. Понятное дело, не в церкви…
С.Шелепов. Яранский уезд: эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.131-132
На фото: церковь села в старину. Фото с сайта sobory.ru
С архивной полки. Один из хитрых приемов для закрытия церкви
Сернурскому Кантонному адмотделу
Копия: секретариату Председателя ВЦИК на № 108544 от 9.11-1930
Секретариат Мароблисполкома при сем препровождает переписку по вопросу о закрытии церкви в селе Кукнур Кукнурского сельского совета, Сернуркого кантона, возникшую по жалобе церковного совета указанной церкви для составления постановления о предании суду председателя церковного совета Пушкарева и члена того же совета Пирогова по признакам 1 части 93 ст. УК за заведомо ложный донос во ВЦИК о составлении приговоров на отобрание церкви и стеснение религии, т.к. согласно объяснения Сернурского Кантисполкома, последовавшего на запрос Маробика, в действительности церковь села Кукнур никогда не закрывалась, а лишь временно в период хлебозаготовительной компании с согласия самого церковного совета, часть церкви (летний храм) была использована, как складочное помещение.
ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.32 л.90
Примечание. "Временное" закрытие церкви под зерносклад, причем "с согласия самого церковного совета", было одним из распространенных методов изъятия церковного здания у верующих. Часто случалось так, что зерносклад поселялся в церкви "навсегда" (особенно в годы войны) и в возвращении его верующим просто отказывалось. Так, например, произошло в селе Русский Турек Уржумского района. С наивного одобрения верующих туда въехал зерносклад, но обратно себе храм верующие уже вернуть не смогли...
На фото: церковь в селе Кукнур. Фото было сделано нами 10 лет назад
С архивной полки. Не-послушники
Иногда пишем о монастырях, как местах ссылки провинившихся священнослужителей, в основном за пьянство. Но, если почитать архивные дела, и там им было сложно удержаться от пагубного соблазна...
Послушник Феофилакт Григорьев Локтин за бесчувственное опьянение 4 июня выслан настоятелем из монастыря.
Иеродиакон Анастасий за служение вечерни на 11 июня в пьяном виде удержан настоятелем от священнослужения.
ЦГАКО ф.237 оп. 70 д.1085 л.23 (Перечневая ведомость настоятелей и братии Спасо-Орловского нештатного мужского монастыря, 1865 г.
Генеалогия. Вятчане в Казани
Был вятчанин в Казани. Захотелось ему купить сахару. Зашел в лавку, а как сахар-то звать и забыл. Объяснял, объяснял, но все-таки его поняли неладно, и дали, вместо сахару, стеариновую свечу. Мужик думал, что это и есть сахар, - грыз, грыз: «мяхко, а не кусацця»?! После наш Ванчё все и вспоминал про Казань: «Да щё это у них в Казани-ту и за сахар! Ись ево не ловко, в серодках веровка». Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.38
При просмотре дореволюционных метрических книг приходов города Казани (а их было несколько десятков) можно прийти к выводу, что Казань уже в начале прошлого века была одним из самых больших городов России. Одной из причин этого было то, что сюда стекался люд не только из всех соседних губерний, но и из отдаленных - например, из Воронежской. В Казани у многих приезжих рождались дети, здесь они женились, а кто-то и оставался навсегда в казанской гостеприимной казанской земле, чему свидетельством остались памятные записи в метрических книгах. Примечательно, что многие ходили в один храм и там совершали требы, что значительно облегчает их генеалогический поиск. Немало среди приезжих было и вятчан, нередко и из очень отдаленных уездов, например, Вятского и Слободского. Интересен и тот факт, что нередко в Казань приезжали рожать своих детей девицы, рожденных вне брака...
Вот список вятчан, которые упоминаются в метрической книге Варваринской церкви города Казани за 1907 год:
Мещанин г. Котельнича Михаил Михайлов Попов
Крестьянин Уржумского уезда Кичминской волости д.Леухиной Герасим Архипов Леухин
Крестьянин Уржумского уезда Токтайбелякской волости д.Сабер Алексей Васильев Лоскутов
Слободского уезда Стуловской волости д.Каринский Перевод крестьянская девица Мария Иванова Малых
Нолинского уезда Тумановской волости крестьянская девица Марфа Лукоянова Обухова
Елабужского уезда Куракинской волости крестьянская девица Евдокия Лукоянова Усова
Крестьянин Уржумского уезда Хлебниковской волости д.Шоры Иван Андреев Казаков
Крестьянин Вятского уезда Пальничной волости д.Смоленской Тимофей Дмитриев Лагунов
Крестьянин Котельничского уезда Круглыжской волости д.Плотниковской Лавр Куприанов Краев
Яранского уезда Успенской волости д.Пигозинской крестьянская девица Наталья Леонтьевна Кошкина
Крестьянин Уржумского уезда Теребиловской волости д.Толмацкой Филипп Михайлов Поляков (брак)
Крестьянин Вятского уезда Загарской волости деревни 1й Окуловской Михаил Киприянов Кирилловых (брак)
НАРТ ф.4 оп.103 д.169
Безусловно, поиск вятчан по приходам города Казани нужно продолжать и составлять общие списки по всем приходам и хотя бы за предреволюционные годы...
На фото: крестный ход из Варваринской церкви города Казани
Из истории населенных мест Вятского края: Медяны
Новая, десятая по счету улица Школьная, появилась в селе Медянах - центре одноименного совхоза Юрьянского района. На ней сданы в эксплуатацию первые шесть 18квартирных домов. Четыре из них уже заселены.
Ждут новоселов еще два таких же дома. Они предназначены для животноводов строящегося коровника.
Кроме произведенных объектов, в селе строятся столовая и баня.
Новоселья в Медянах. П.Смирнов // Кировская правда – 1979 г. № 83
На фото: современные Медяны. Апрель 2019 г. Фото Е. Чудиновских
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/71833
Эпоха - газетной строкой. Первые железнодорожные катастрофы Вятке
Железнодорожная катастрофа. Катастрофа, происшедшая в пассажирском поезде № 3 ночью 9 февраля около станции Вознесенской, небывалая по числу жертв. Причиной катастрофы был взрыв баллона с эфиром, происшедший от близкого соседства с трубой парового отопления. Масло принадлежало пассажиру, ехавшему в том же вагоне 3 класса. Взрыв был ужасен, так что у вагона разнесло 1 сторону и сорвало крышу. Пассажиры были частью выброшены в снег, а частью отброшены к уцелевшей стене вагона, вместе с которой и сгорели. На месте было поднято 7 трупов и 35 ранено, из которых 12 умерло, не доехав до Перми. Всего, таким образом, умерло 19 человек, но, вероятно, будут еще жертвы, потому что все ранены тяжело. Вагон сгорел до основания. Владелец эфира, еврей 60 лет, ранен и находится в Перми на излечении, но так как он в беспамятстве, то личность его не установлена. За увечья, смерть и убытки железная дорога не ответственна. Поезд № 3, пострадавший при происшествии, пришел в Вятку с опозданием на 6 часов, то есть вместо 5 часов 37 минут дня в 11 часов 30 минут вечера.
Голос Вятки - 1911 год № 31
В 34 номере газеты было рассказано, что господин, пронесший в поезд опасный груз, вызвал подозрение у станционной стражи и был высажен, но, дав взятку одному из служащих, он все же попал в поезд...
Знаменитые вятчане: Юрий Алексеевич Васнецов
Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973), художник, книжный график. Родился в г.Вятке. «В этом городе жили добрые и веселые люди. Они умели делать забавные детские игрушки, петь удивительные песни. Сказочный был город Вятка!» - вспоминал Ю.А.Васнецов, родственник художников-братьев В.М. и А.М.Васнецовых. В 1919 г. окончил Единую школу второй ступени (бывшую Вятскую первую мужскую гимназию). Учился на живописном отделении Петроградских государственных свободных художественных мастерских (1921-1925), в институте художественной культуры у К.С.Малевича (1926-1928). В 1934 г. был принят в члены Союза художников России. Жил и работал в Ленинграде.
Получил признание как иллюстратор детских книг. Заслуженный деятель искусств СССР (1946). Народный художник РСФСР (1966). В 1971 г. ему присуждена Государственная премия СССР за сборники русских народных сказок, песенок, загадок «Ладушка» и «Радуга-дуга». С юности и в течение всей жизни был дружен с уроженцем г.Вятки художником Е.И.Чарушиным. похоронен в Ленинграде на богословском кладбище.
Работы художника Юрия Алексеевича Васнецова хранятся в Государственном Русском музее, Вятском художественном музее им.В.М. и А.В.Васнецовых, в других музеях. В Санкт-Петербурге на Васильевском острове на доме № 6 первой линии, где с 1945-го по 1961 год жил и работал выдающийся художник, установлена мемориальная доска.
В 1971 г. по его рисункам снят мультфильм «Терем-Тернемок».
Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.6
СССР без розовых очков. Жизнь вятских крестьян в 1950-е годы (воспоминания коммуниста)
…Крестьянам жилось несладко. По-прежнему существовала практика обязательных поставок и заготовок, а также усугубляли положение крайне низкие заготовительные цены, сохранившиеся еще с 1930-х годов. Вплоть до 1953 года каждое крестьянское хозяйство, если оно имело корову, должно было сдавать государству 40 килограммов мяса, 250-300 литров молока, 75 яиц, 1 килограмм шерсти и какую-то часть картофеля и овощей. Кроме того, за пользование приусадебным участком крестьянин должен был платить сельхозналог до 400 рублей.
За своевременным выполнением поставок государству личными хозяйствами крестьян строго следили налоговые агенты. Особенно нелегко было семьям погибших воинов или инвалидов. А сталинский закон не щадил никого из них. Так, в деревне Карпушонки Октябрьского сельсовета было маломощное хозяйство инвалида гражданской войны Кузьмы Силантьевича Ляпустина. В 1947 году за неуплату в срок налогов со двора инвалида Ляпустина была уведена корова-кормилица под горестный плач детей и его больной жены.
Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.120
Знаменитые вятчане: маршал Иван Степанович Конев
Конев Иван Степанович (28 декабря 1897-21 мая 1973), Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в д.Лодейно (ныне Подосиновский район Кировской области). В армии с 1916 г. Участник Первой мировой, Гражданской, Великой отечественной войн. Герой ЧССР, Герой МНР, награжден семью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-ст., двумя орденами Кутузова 1-й ст., орденом Красной Звезды, высшим военным орденом «Победа», иностранными орденами, медалями, почетным оружием. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. В д.Лодейно установлен бюст дважды Героя, открыт музей, в г.Кирове установлен памятник, перевезенный из польского города Кракова. Именем И.С.Конева названы улицы в Москве, Кирове, Донецке, Харькове, Черкассах, Кировограде, Славянске и др. городах, высшее военное училище в Алма-Ате, корабль Черноморского пароходства.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.207
Назад к списку