- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 16-30

По страницам советских газет. Неделя обороны

Обещают и от нови дать. В нашей Шарангской волости неделя обороны прошла успешно.
Собрано по 100 рублей пожертвований. Крестьяне жертвуют кто 5, кто 10 копеек, и говорят:
- Денег сейчас нет, вот новь поспеет, так еще проведем пожертвования.
За это время в волости организовано 10 ячеек Осо-авиахим и 3 кружка военных знаний. Стремление изучать военное дело, особенно у молодежи, есть и порядочное. Окишев.

Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 63

 

С архивной полки. Часовни прихода села Верхораменье Орловского уезда (1857 г.)

В починке Райском

Построена тщанием прихожан, время постройки неизвестно.
Зданием деревянная, в длину 9, ширину 7, а в вышину 4 аршина.
В воспоминание Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, празднование бывает сентября 14 дня.
Утвари и прочих украшений в ней нет, но все приносимо бывает во время празднования из церкви.
Приходит в ветхость.
Собрание бывает немноголюдным, дохода приносит около 30 копеек; исправляется от окольних жителей только один общий молебен.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 л.176

 

Вятские слова и выражения. Кто такой "Ярыга"?



Ярыга, ярыжка. Шаромыга, человек безпутный.

Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии

 

Собака лает и на царя. Пословицы и поговорки удмуртского народа



Который пал не укушу, одинаково чувствую боль.
И деревья в лесу не равны.
Медведь и не умывается, да его всяк боится.
Мертвеца назад домой не возят.
Не хватай крапиву голой рукой.
И у елки шишки к корню валятся.
И пчелы без матки не могут жить.
Даром (по пустому) собака на елку не будет лаять.
Собака лает и на царя.
Собака лает – ветер носит.
Куда иголка, туда и нитка.

Собраны Г.Верещагиным в селе Бураново Сарапульского уезда // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. - Вятка 1904 г., с. 56-57

 

Эпоха - газетной строкой. "Достаточное количество питейных заведений...."



Котельничский уезд. Оставлено без удовлетворения ходатайство владельца пивоваренного завода Зебальта об открытии в селе Богородское пивного склада с распивочной пивной лавкой, ввиду достаточного количества питейных заведений.

Голос Вятки - 1911 год № 4

Примечание. Богородское в те времена носил название нынешний поселок Ленинское.

Картина В.Маковского. В трактире

 

Истории из старых газет. Картежный азарт в деревне

Деревня Кельдегозина Косолаповской волости Уржумского уезда. Мы живем от села Косолапово в 2 верстах, а от города Уржума в 35 верстах. Земли в обществе на ревизскую душу 14 десятин, в том числе и лесной надел; лугов нет, почему травосеяние можно применить успешно, и начало ему положено. Урожаи получаются хорошие и недоимок за общиной никаких нет. В деревне живут русские православные и раскольники, и черемисы. Жить бы нам -радоваться; но лет 20 назад завелась у нас как зараза карточная игра. Играют молодые и пожилые; да и старики не отказываются. Все вечера и ночи, круглый год, игроки толпою человек 15-20 ходят по деревне, выискивая где бы начать игру; но в особенности с Рождества до масленицы картежники спят с утра до полдень, а потом отправляются на свой пагубный промысел. Черемисы живут, не нарушая своих обычаев; например, на страстной неделе с четверга начинается у них пиршество, в великую пятницу все пьяны, даже дети. В пасху же черемисы отправляются на работу; приходит священник с крестом, а хозяев и дома нет! Крестьянин Семен Григорьевич Кокин.

Вятская газета – 1898 г. № 12

 

С архивной полки. Сведения о закрытых церквях и реализации их имуществ по Мари-Турекскому кантону и Марийской автономной области, по состоянию на 1 июля 1931 г.



Здесь указывалась дата закрытия церкви, ее состояние (из чего построена) и под что используется.

1. Больше-Нолишкинская церковь-школа, 29 апреля 1923 г., деревянная, под школу 1 ступени
2. Пумаринская часовня 11 апреля 1931 г., каменная, под школу
3. Шоринская Николаевская церковь, в 1929 г., каменная, под рабочий клуб
4. Тат-Китнинская соборная мечеть, в марте 1930 г., деревянная, под школу 1 ступени
5. Кырлыганская Покровская церковь, 30 мая 1927 г., деревянная, под школу-семилетку.

Примечание

Больше-Нолишкинская церковь отремонтирована
Пумарская часовня произведен капитальный ремонт
Шоринская Николаевская церковь, капитально переоборудована под рабочий клуб
Тат-Китнинская мечеть верх снят
Кырлыганская Покровская церковь переоборудована и отремонтирована.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.32 лл.17, 18

На фото: такой была церковь в заводе Шора до 1928 года.

 

О занятиях вятских крестьян в XIX веке



В летнее время многие, кроме землепашества занимаются выгонкой смолы, а в зимнее – большая часть жителей делает водоносные ведра, кадцы, бочонки; другие выделывают для домов оконницы, иные – красильные кубы, поташные чаны, и некоторые занимаются небольшой торговлей. Богатых, зажиточных крестьян немного. Жены их, занимаясь выделкою холстов, большую часть оных употребляют на одеяне своего семейства, а некоторые долю продают и вырученную сумму употребляют на свои наряды, заботу о коих редкие мужья вменяют себе в обязанность. Огородами хотя женщины занимаются, но незначительно. На продажу у них идет в небольшом количестве только луковое семя и мелкий лук. Трудовое вознаграждение добрая хозяйка и в сем случае делит со своим мужем.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.4-5

Фото С.А.Лобовикова

 

По страницам советских газет. Соревнование лесорубов



Нагорск. Лесорубы Орлецовского лесопильного Сибиряковского леспромхоза дали обязательство план первого квартала выполнить к 15 марта и вызвали на социалистическое соревноване лесорубов Синегорского пункта этого же леспромхоза

Шумайлов, Костылев старший-лесоруб. Соревнование лесорубов // Кировская правда – 1937 г. № 28

 

В.И.Даль о вятском говоре



В Вятской губернии находим говор самый грубый, именно, как говорится, мужичий; нигде не услышишь таких грубых и резких: ште, що, толды, колды, завсялды; язык ворочается вяло и тяжело, говор тягучий, иногда с пригнуской. Кроме из-замосковных переселенцев, например, мосоловских, говор самый низкий; но вятское О призносится местами УО или УЫ, почти как в задеснинском, черниговском крае: ничевуо, спруос, собуолья…

Из статьи В.И.Даля «О наречиях русского языка. По поводу опыта областного великорусского словаря, изданного вторым отделением Императорской Академии Наук». Словарь В.И.Даля, т.1

 

Эпоха - газетной строкой. Народные училища



Воскресно-повторительные занятия по Яранскому уезду за прошедший 1895/6 учебный год проходили при следующих 12 начальных народных училищах: Зыковском, Кугушергском, Агошпанурском, Великоречинском, Роженцовском, Нижнурском, Уртминском, Знаменском, Соломинском, Сердежском и Кундышском. Посещали занятия главным образом граждане, кончившие курс начальной школы в 1889-1895 гг., но были и полуграмотные и даже совсем неграмотные.

Вятская газета - 1897 г. № 20

На фото: На фото: Кикнурское земское двухклассное училище Яранского уезда

 

Истоки. Древние монастыри Вятки

 

Верхочепецкий монастырь – возник в 1608 году. Царем Шуйским ему даны на оброк «дикое ременье», покосы и рыбные ловли. Монастырь стал поселять на этих землях крестьян. В 1662 году за монастырем числилось 82 крестьянских двора, в 1678 году – 176 дворов, в 1722 – 369 дворов, с 1612 душами. В 1763 г. при общей секуляризации архиерейских и монастырских земельных владений вместе с крестьянами были отобраны земельные имущества и у Верхочепецкого монастыря, но монастырь был оставлен в качестве штатного. В 1769 г. монастырь сгорел, а монахи были переведены в Слободской Богоявленский монастырь, который после этого был переименован в Крестовоздвиженский монастырь.

П.Н.Луппов. История вятских сел

 

Из анналов вятской статистики. Медвяная роса


… Несколько серьезнее (чем спорынья) значение «ржавчины», «медвянки». Медвяная роса поражает почти все хлеба, но более всего яри и из них овес. Если она «выпадает» после цветения хлебов, то повреждения ограничиваются соломою, теряющей в своих кормовых достоинствах, в противном случае получается уменшение урожая зерна.
При появлении медвянки крестьяне возлагают надежды только на дождь, который может смыть ее с растений, пока она не присохла и не обратилась в «ржавчину».
Наиболее благоприятным моментом для развития грибка является теплое лето и низменное положение поля. Существует местами, как и в Котельничском уезде, убеждение, что будто медвяная роса образуется из туманов.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 11. Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.38-39

 

Истоки. Деревни Чепецкого стана тяглые…



Деревни Чепецкого стана тяглые… Деревня Михеика Анцыфорова. Двор пуст Михалка Михеева; Михалка умре в 131 году; двор пуст Васки Пушина, сшол безвестно во 123 году, да за Михалком же Михеевым был отхожей починок подле Ягодный бор. Пашня Перелогом и с отхожей пашнею добрые земли 15 четвертей в поле, а в дву потому же; сена 80 копен; лесу пашенного 3 десятины, а в ней впусте выть с четвертью.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.89

 

С архивной полки. Вятская топонимика: починок Зелянки Пятницы и другие названия...



Среди названий населенных пунктов Вятского края в старинных документах встречаются порою очень интересные и оригинальные названия. Особенно богатыми на "оригинальные" названия были Котельничский и Орловский уезд. Например, по переписи 1891 года по Казаковской волости Орловского уезда встретились два таких названия - Починок черного попа Игнатия и Починок Зелянки Пятницы (ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1369). По всей видимости, починки были названы в честь своих основателей...

 

Гражданская война страницах вятской печати: "за свободу всего человечества"



Недавно наша рота получила приказание взять деревню Верещагино. Наш ротный командир Гурин первый двинулся вперед с ничтожным количеством солдат. Противник открыл бешеный артиллерийский и пулеметный огонь. Но наш ротный командир с криком «ура» шел все вперед.
Но не суждено было наш герою занять эту деревню, он пал. Но не упал дух в наших солдатах. Мы клянемся отомстить вековым угнетателям за наших дорогих товарищей, которые жертвуют жизнью за свободу всего человечества.

За смерть командира // Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 32 12 февраля

На фото: Красногвардейцы и рабочие, подавлявшие Сепычевское восстание. Верещагино. Август 1918 г. Источник: http://www.archive.perm.ru/exhibits/100documents/show..

 

Из истории населенных пунктов Вятского края: Лойно



Село Лойно – центр Кайского района – растет и благоустраивается. Несколько месяцев назад в нем выстроили двухэтажное здание для продовольственного магазина и конторы райпотребсоюза. Рядом недавно начал работу новый магазин культтоваров. Вступила в эксплуатацию выстроенная коммунальная баня. В новое здание переместился Лойнский сельский совет.
В центре села строится типовое здание детского сада на 50 мест. На строительство его отпущено 172 тысяч рублей. Оно должно быть сдано в эксплуатацию к 38 годовщине великой октябрьской социалистической революции. Бригада плотников стремится завершить постройку детского сада досрочно.
Сейчас полным ходом идет строительство двух жилых домов. В каждом из них будут две квартиры со всеми удобствами. В ближайшем времени намечено приступить к постройке еще двух жилых домов.
Для автомобилей исполкома районного совета выстроен новый гараж.

М.Белых. Растет село Лойно // Кировская правда 1956 г. № 78

На фото: современное Лойно. Фото Дениса Логиновского (сайт "Родная Вятка")

 

Эпоха - газетной строкой: трактирные сборы

Новые постоялые дворы. Расследованием члена управы И.А.Малых установлено, что в Дымковской слободе содержатся постоялые дворы без платежа трактирного сбора следующими лицами: А.В.Глухих, М.П.Глухих, У.М.Хлебниковой и И.В.Казаковым. Все означенные лица будут привлечены управой к платежу трактирного сбора.

Голос Вятки 1911 год № 36

 

Дореволюционная Кукарка имела названия улиц



И задолго до 1917 года. Этот факт обнаруживается, например, в лошадиной переписи 1891 года. Под каждым названием улицы стоят длинные списки домохозяев, имевших лошадей. Если полистать перепись, Кукарка уже в 1891 году была густонаселенным населенным пунктом, по сути - как маленький городок. Итак, вот эти названия улиц:

Набережная
Сутяжная
Спасо-Преображенская
Соборная
Казанскя
Успенская
Мостовая
Нижне-Поперечная
Соломинская
Верхне-Успенская

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1548 лл.7 об.-19

Не исключено, что за следующие еще почти три десятка лет слобода приросла еще рядом улиц, которые могли иметь свои названия, пока нам неизвестные.

 

С архивной полки. "Клировая ведомость" церкви села Верходворье Орловского уезда



Построена теплая в 1827 году, а холодная в 1844 году тщанием прихожан и на приложенную церковную сумму.
Зданием каменная с таковой же над папертью колокольней, крепка. В новом холодном храме иконостас не вызолочен.
Престол в холодном храме один честь и память покрова Божьей матери, в теплом 2 – в правом приделе в честь и воспоминания собора святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, в левом во имя святого пророка Илии.
Утварь как-то: престольными евангелиями и крестами достаточна, колоколами скудна.
Причта по штату положено издревле: священник, диакон, дьячок и пономарь.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 л.117 об. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

По страницам первых советских газет. Проделки диакона



Деревне не известен закон об отделении школы от церкви. В село Соболево явился диакон Киселев и придумал организовать «актив» из школьников, пригласив их пономарить и петь на церковном клиросе. Только благодаря Крашенинникову и учителям местной школы диакон был разоблачен.
Диакон извиняясь говорил, что виноват не он, а поп. Надо обоих связать за гривы и прочитать им закон об отделении школы от церкви и ознакомить с соответствующей статьей Уголовного кодекса. П.Тах

Деревенская жизнь (Вятка) - 1929 год № 18

На фото: общий вид Петропавловской церкви с. Соболево Яранского уезда Вятской губернии. Фотофонд ЦГАКО

 

Истоки. Деревня вотская ... с русскими жителями



Деревня Вотская Сырсеговская. Во дворе: Трофимка Логунов; во дворе Ондронко Логунов; двор пуст Климки Пахомова; двор пуст бобыля Антонка Лагунова, а Климка и Онтонка сошли безвестно в 131 году. Пашни паханые добрые земли 8 чети с осминою, да перелогом 2 чети с осминою в поле, а в дву потому ж; сена 80 копен; лесу пашенного 3 дес., а в нем в живущем выть без трети и пол-пол-полтрети выти.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.91

Примечание. В писцовых книгах того времени часто упоминаются брошенные "вотские" деревни, но пустовали они недолго и вновь заселялись уже русскими переселенцами, которые потом переселялись, в свою очередь, на новые места. Деревни же по-старинке именовались "вотскими"...

На фото: в одной из деревень Глазовского уезда уже в начале прошлого века

 

Эпоха - газетной строкой. Находка архива



Находка архива петровской эпохи. Летом прошлого года из города Екатеринбурга была привезена в город Вятку по железной дороге одним торговцем мелочной лавки часть архива, пуд около 200, купленного им в городе Екатеринбурге на толкучем рынке. Архив этот принадлежал екатеринбургскому горному управлению, и большинство его переписок относится к царствованию Императора Петра 1 и Императриц Анны Иоанновны и Екатерины Алексеевны. Ценность эта теперь употребляется на обертку товаров. Следовало бы обратить на этот архив серьезное внимание существующей в городе Вятке архивной комиссии.

Голос Вятки 1911 год № 4


Назад к списку