- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 1-15

Прогулки по Вятке/Кирову. Пешком по улице Спасской



Спасская улица появилась в Вятке в 1784 г. С 18 века и по сей день она не изменила не только своего направления, но и протяженности, продолжаясь от Спасского спуска (берег реки Вятки за стадионом «Трудовые резервы») до ул.Гласисной (современный Октябрьский проспект). В своем названии улица хранит память о главной башне Хлыновского кремля – Спасской, перед которой в древнем Хлынове располагалась торговая площадь. Примечательно, что до сих пор эта территория за Спасским собором ничем не застроена, здесь находится асфальтированная площадка, на которой проводятся массовые публичные мероприятия.
23 сентября 1918 года улица Спасская названа именем 27-летнего матроса Юрия Антоновича Дрелевского, направленного осенью 1917 г. петроградскими большевиками в Вятку в должности «комиссара летучего отряда». После установления советской власти Дрелевский был назначен комиссаром юстиции города Вятки и Вятского уезда. 20 августа 1918 г. в с.Петровском около Уржума, схваченный участниками белогвардейского Степановского восстания, Дрелевский был расстрелян. Похоронен Юрий Антонович в г.Уржуме на городской площади. По решению Вятского горсовета 21 сентября 1918 года улица Спасская г.Вятки была переименована в его честь. С 27 июля 2012 г. улице Дрелевского было возвращено название Спасской.
Спасская улица по сей день сохранила много вятской старины, здесь почти нет многоэтажных застроек, зато в большом количестве встречаются дома и усадьбы вятских купцов И.Шестакова, П.Москвитинова,Н.Ухова, И.Репина. Здесь же находятся важнейшие административные здания дореволюционной Вятки: здания банков – Волжско-Камского, Общественного и Банка внешней торговли, резиденция губернаторов. Немало сохранилось на улице объектов, связанных с развитием культуры и просвещения в нашем городе - здание мужской гимназии, благородного собрания, Дом Витберга, дом Сунцовых, где размещалась публичная библиотека. В советское время на улице были построены Дом связи и здание первой в городе музыкальной школы, в постсоветское – здание театра кукол «Криолло». Немаловажно отметить, что на Спасской располагается т.н. Вятский Арбат - пешеходный квартал от улицы Ленина до Казанской.

А.Касанов, С.Суворов. Пешком по Вятке, авторский путеводитель - Киров 2015 г., с.98

На фото: как выглядит "Вятский Арбат", если немного над ним приподняться...

 

Застройка старой Вятки в XVIII веке


…Распространенным жилым домом была изба с двумя покоями. В плане она состояла из трех частей: теплая изба – сени – холодная клеть. Как правило, это еще не городской дом, а трехчастная крестьянская изба, вместе со своими владельцами перебравшаяся в город. Как и в других городах, превращение трехчастной крестьянской избы в дом городского типа с большим количеством комнат шло двумя путями: разделение помещений с устройством перегородок или прирубка к существующим срубам новых. Первый способ не увеличивал жилую площадь и потому был тупиковым. На первый взгляд кажется странным, что и первый путь пережил столетия. Даже в конце 19 века вятичи строили двухэтажные дома с относительно большим числом разделенных перегородками комнат. Считали не квадратные сажени и аршины, а число комнат. Чем больше, тем лучше. Даже в официальных отношениях власти с гражданами (при определении, например, воинских чинов на постой) считали не метры, а число комнат. Высочайше утвержденный в 1816 году «Табель … о расквартировании» устанавливал своего рода нормы: обер-офицерам – 4 покоя, генерал-майору – 8 покоев, полковому лекарю – 7 покоев.
38,3 % мещан и 40,2 % городских крестьян жили тогда в домах на два покоя.
От трех до четырех комнат имели 134 городских дома. Почти все были сосредоточены в двух первых частях города, к северу от оврага. Их владельцами были купцы, чиновники, относительно небольшая часть мещан. Купцы и чиновники «средней руки», не получившие еще возможность выстроить более крупные дома (им принадлежало 54 дома); мещане, получившие возможность выбиться из среды середняков (у них 52 дома). Еще 25 домами в 3-4 покоя владели священнослужители. Для них именно такие дома были характерными. Трех- четырехкомнатные дома - результат дальнейшей эволюции крестьянского дома. Фиксированная центральная часть дома, второй полуэтаж, мансарда – вот устоявшиеся признаки их. До многокомнатных вятских домов 19 века оставался один шаг.

Вятка. Главная улица – Киров 2002 г., с.57-58

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Как выглядели улицы древней Вятки?


Как же выглядела улица древней Вятки? Под строительным мусором выявлены остатки семи бревенчатых мостовых шириной 2,5=2,9 м. Нижний, более ранние настилы сооружались из бревна толщиной в 20-25 см., в то время как верхние – из тонких. Эти бревна настилались поперек улицы на продольные бревна – лаги, положенные в два или три ряда. Вдоль мостовых выявлены следы частоколов, ворот и калиток. Вплотную к мостовой располагались жилые дома и хозяйственные постройки. В ходе раскопок вскрыты нижние венцы срубов жилищ, рубленных обычно с выпуском концов на 10-15 см. Площадь построек составляла 16-20 кв.м. Внутри жилищ прослежены деревянные полы из тесаных досок, небольшие глинобитные печи и неглубокие подпольные ямы, иногда удавалось выявить остатки дощатых нар или полатей. По некоторым наблюдениям, жилища топились по-черному имели двускатную крышу.
Хозяйственные сооружения строились из более тонких бревен и зачастую имели вместо дощатого пола лишь бревенчатый настил. В древнейшем городском ярусе выявлена небольшая (2,6 х 2,0 м.) столбовая постройка для содержания домашней птицы или мелкого скота – коз, овец, свиней. Ряд более поздних хозяйственных построек также использовался для содержания домашних животных – коров и лошадей.
На ранней стадии возникновения города замощения улиц не требовалось, т.к. грунт оставался достаточно сухим. Именно к этому времени относятся древнейшие оборонительные укрепления в виде жилых домов, поставленных задними стенами ко рву. Позднее сооружается мощный вал перед рвом, нарушивший естественный дренаж почвы, что вызвало накапливание в земле лишней влаги. Этому способствовал также рост плотности населения и интенсивности жизни в городе. Неблагоприятные климатические изменения в пользу похолодания и переувлажнения в конце 13-начале 15 веков (так называемый ледниковый период) также сказались на заболачивании территории города. Все эти факторы привели к тому, что горожане вынуждены были начать замощение улиц бревенчатыми мостовыми. Использование же водоотводов (их следы обнаружены в ходе раскопок 1956-1957 гг. в кремле и в 1990 г. на посаде) не могло решить проблему переувлажнения городских улиц и усадеб. Замощение улиц деревом практиковалось и позднее, вплоть до 19 века.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 год, с.26-27

На рисунке: план города Хлынова у Ильинской башни. Источник: http://letopisi.org/index.php/Файл:Из_архива_для_прое..

 

Города Кировской области в советское время: Мураши


Мураши – районный центр с 1929 года. Возник как пристанционный поселок в связи со строительством железной дороги в 1895 году. В 1925 году был преобразован в районный поселок. Городом является с 17 апреля 1944 года.
Площадь – 415 га, в том числе застроенная - 200 га. Население на 15 января 1959 года – 14,2 тысяч человек.

Города Кировской области - 1968 г., с.228

 

Имена в истории Вятки: лальские краеведы Павлушковы


24 марта 2010 года распоряжением администрации Лальского городского поселения детской библиотеке п.Лальск присвоено имя Ивана Степановича и Елизаветы Степановны Павлушковых. В 2017 году 9 марта исполнилось 115 лет со дня рождения Ивана Степановича Павлушкова, а 2 марта исполнится 95 лет со дня рождения Елизаветы Степановны Павлушковой.
Среди жителей Лальска фамилия Павлушковых – одна из самых старинных и богатых своей историей. Первое упоминание о Павлушковых в архивных документах относится к 1622 году. И сейчас эта фамилия пока не забыта, хотя никого из этого рода в Лальске не осталось. Да и сама фамилия – лишь на вывеске и в документах Лальской городской библитеки. И в благодарной памяти жителей Лальска.

Л.Ю.Плюснина. Имена в истории Лальска: краеведы Павлушковы // Из жизни малого города. Сборник материалов 9,13 и 14 краеведческих чтений – Лальск 2017 год,с.47

На фото: семья Павлушковых. 1926 год

 

Старая Вятка: дом композитора Владимира Сенилова


18 июля 1862 года купец Михаил Иванович Сенилов за 1500 рублей купил у А.И.Хохрякова каменный полутороэтажный дом на Московской улице, а с ним и деревянный флигель во дворе. Еще совсем новый дом (он построен около 1860 года) Михаил Иванович в 1868 году подарил сыну Алексею. Часть дома многие годы сдавалась в аренду. Обычный, ничем не примечательный купеческий дом. Таким он мог бы оставаться и дальше, но… сын, Владимир Алексеевич, получил музыкальное образование, стал музыкантом, композитором и музыкальным критиком, и обратил на себя внимание общественности. Владимир родился в этом доме в 1875 году, здесь провел и свои юношеские годы. Предоставим слово Роману Михайловичу Преснецову, автору книги о вятских музыкантах.
Владимир Алексеевич окончил петербургский университет, стал юристом, но музыка влекла его больше. В 1906 году он оканчивает и петербургскую консерваторию по классу Н.А.Римского-Корсакова. 18 декабря 1904 года Петербургский придворный оркестр исполнил симфонию Владимира Сенилова «Весна». «Этот день можно считать днем рождения композитора», - говорил Преснецов.
Дом Сениловых в Вятке был известен всем любителям музыки. Из его окон слышались звуки фортепиано, скрипки, виолончели. Звучала музыка Глинки, Бетховена, Моцарта, Чайковского. В большом зале дома устраивались музыкальные вечера, собиралась молодежь. Исполнялись и произведения самого Владимира. Здесь, в родном доме, работал он над своими первыми симфоническими произведениями – поэмами «Мцыри», «Скифы», «Пан», романсами, квартетами, пьесами для фортепиано. Здесь пишет он музыку к театральным постановкам.
Умер Владимир Алексеевич в 1918 году в Петрограде.
В доме № 12 ныне Вятская кунсткамера.

Анатолий Тинский. Вятка. Главная улица – Киров 2002 г,, с.94-96 Фото с сайта https://laperuz.com/vyatskuyu-manufakturu-v-kirove-sd..

 

Утраченная Вятка. Троицкий кафедральный собор



Троицкий кафедральный собор стоял в кремле. Первый собор построил владыка Иона (Баранов) в 17 веке. Собор на фото был построен в 1774 году по благословению епископа Варфоломея (Любарского). В храме хранился Великорецкий образ святителя Николая.
Скомпонованный из разных великих объемов, храм имел престол Живоначальной Троицы, два придела – Николая Чудотворца и Михаила Архангела, отдельно стоявшую пятиярусную колокольню с церковью Симеона Столпника во втором круге, теплый переход от теплой от колокольни к церкви построен позднее, и церковь Всех Святых Киевских в подвальном помещении.
Пятый ярус колокольни, выше звонов, с помещением для башенных часов, завершался шпилем. Все это вместе взятое и создавало изумительно динамичный силуэт бывшего Хлыновского кремля, просматривавшийся со всех сторон, но наиболее полно – с востока, со стороны речной долины. Несомненно, собор был главным в силуэте, и когда в 1784 году был составлен новый «регулярный» план города, именно на него была направлена одна из основных улиц; колокольня собора замкнула перспективу Московской улицы.
Вятский кафедральный собор стоял в ряду самых значительных барочных храмов российской провинции. В 20-х годах 20 века столетия как памятник архитектуры он еще находился в списках охраняемых государством. В апреле 1931 года Вятгорсовет принял решение о его сносе. Перед этим из храма исчез Великорецкий образ. Дальнейшая судьба чудотворной иконы неизвестна.

Валерий Федяев. Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 веков – Киров 2013 г.

 

Из истории населенных мест Вятского края: Лойно



За последние шесть месяцев в районном центре Лойно сдано в эксплуатацию несколько новостроек. Большое новое помещение получил райбыткомбинат. В здании разместились швейная и сапожная мастерские, фотография и другие цехи.
Выстроен аэровокзал.
В новых зданиях открылись два магазина. Получили жители районного центра также несколько жилых домов.
К 1 мая откроется книжный магазин. Сейчас здесь идут последние отделочные работы. Заканчивается строительство гостиницы, школьных мастерских. Продолжается сооружение корпуса для терапевтического отделения районной больницы. Нынче будут построены также механизированная пекарня, баня, база райпотребсоюза, 5 жилых домов.
Дальнейшее развитие получит индустриальное строительство.

Б.Золотарев. Новостройки районного центра // Кировская правда - 1962 г. № 84

На фото: агитбригада "Жаворонок" Коршикского Дома Культуры на гастролях в Лойно
Фото с сайта «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/81211

 

На родине матери Шаляпина (воспоминания)



У того дома, где жила мать Шаляпина, стояла раскидистая, вековая заветная липа. Начиналось и ее цветение. Уйма пчел, целые тучи прилипали к тычинкам липового цветка, они такие крепенькие. Пчелы кружились., собирая мед; и сами цветки, напряженно ершась, выпирая тычинки, как будто бы сами насылались пыльцой с нежным ароматом, присущим только липе.
Она стояла под окнами дома матери Шаляпина на высоте 7-8 метров от земли, параллельно земле был толстый сук; вот на него-то и привязывали толстые витые веревки для качелей в пасху. Качались взрослые. Улица просторная, ровная, удобно было собираться на вечорку, хотя через овраг в той деревне – клуб. Гармонь слышно далеко.

Лидия Фалалеева. Ритмы жизни // Вятский свистун - 1994 г. № 7, с.15-16

Фото: Е. Прозорова, мать Шаляпина (предположительно) (сидит). Источник: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

 

Из заметок вятских этнографов: починовцы



Для уржумцев и яранцев (переходим к юго-западному краю губернии) термин вятчане равносилен с термином починовцы (от слова починок «новая начинающая деревня"; починовцы – жители починков). Так называют здесь сравнительно недавних переселенцев, не успевших еще слиться с коренным населением уезда. Переселенцы эти понаехали из центральных вятских уездов: Котельничского, Орловского, Вятского и отчасти Нолинского и являются таким образом, действительно «вятчанами». Поселились починовцы большей частью уже в 19 веке, причем некоторые из них успели, однако, переселиться подважды; например, жители села Роженцово Яранского уезда переселились сначала в Уржумский уезд (с.Кичма), а оттуда уже в Яранский.

Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии

На фото: яраничи. Фото первых советских лет. Возможно, участники какого-нибудь уездного съезда. Фото из фонда Яранского краеведческого музея

 

С архивной полки. Как советская власть решила навести порядок и в проведении национальных религиозных молений



Постановление Марийского областного исполнительного комитета
О порядке наблюдения за молитвенным собранием, устраиваемым марийским населением в мольбищах-лесах и полях.

Среди Марийского населения продолжается совершение своих национальнобытовых молений в мольбищах под названиями «Ото», «Агапайрем» и т.п. и эти молитвенные собрания до настоящего времени никакому контролю не подвергались; сбор на мольбищи происходит без всякого на то разрешения от соответствующих государственных учреждений.
Поскольку согласно статьи 59 постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. (бюллетень НКВД № 18-37-29) всякое совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом должны допускаться каждый раз с особого на то разрешения, получаемого в областном центре от Обладмотдела, кантонном центре от Кантонного А.О. и в сельских местностях от Райсельсоветов и в порядке статьи 8 того же постановления должны учитываться точно также и служителями культов, то применение статьи 8 и 59й указанного постановления необходимы и к названным молитвенным собраниям, хотя последние и не являются каким-то религиозным объединением.
Учитывая то, что эти национальные марийские молебствия в лесах и полях сопровождаются жертвоприношением, путем убоя скота-молодняка, то в данном случае точно также необходимо установление мероприятий по сохранению племенного скота и молодняка.
А поэтому руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г., Марийский областной комитет постановляет:
1. Предложить как Обладмотделу, так и Кантао выявить количество сборищ-мольбищ «ОТО», «Ага-Пайрем», находящихся на территории Марийской области с указанием местонахождений.
2. Выявить и взять на учет всех служителей этих мольбищ, так называемых «картов».
3. Устройство молитвенных собраний в специально отведенных участках полей и лесов. «ОТО», «Ага-Пайрем» допускать только с разрешения в кантонных центрах, Кант. А.О. и в сельской местности: сельсоветов.
4. В отношении жертвоприношений убоя скота применять правила и изданные как местными, так центральными органами власти о сохранении рабочего и племенного скота и молодняка.
5. Настоящее постановление ввести в жизнь со дня опубликования в местной прессе.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.32 л.88

 

"Лишенцы" на страницах советской печати



Лишенец Шаров Иван Антонович, Шарангской волости, деревни Перчеваж, в базарный день торговал в селе топорами. Подошел к нему бедняк Фокин Осип, из деревни Фокино.
- Здравствуй, Иван Антонович. Как поживаешь? – и протянул торговцу руку.
Шаров рассвирепел, схватил бедняка за грудь и с силой бросил на землю, со словами:
- С вами, с голытьбой я знаться не хочу.
За такие хулиганские выходки кулака надо карать.

Тетка Марья. Это ли не наглость! // Деревенская жизнь (Вятка) - 1929 г. № 18

Плакат того времени

 

Вятские православные хроники 1902 года: январь



1 января в новый год в Кафедральном соборе совершена архиерейским служением божественная литургия, а после оной молебствие с коленопреклонением о здравии Государя Императора и всего царствующего дома. В храме находилились г. и.д. губернатора вице-губернатор Новосельский с супругой, представители всех ведомств и много молящихся. Город был украшен флагами.

2. В здании Глазовского духовного училища произошел пожар от усиленной топки печей.

17. С поездом Пермской железной дороги прибыл в Вятку его Преосвященство преосвященный Никон, епископ Вятский и Слободской.

21. При церкви в Куженерской роще Уржумского уезда постановлено учредить женскую общину с наименованием ея «Куженеско-Никольскою».

23. Преосвященным Никоном, епископом Вятским и Слободским в городе Вятке на Ахтырском кладбище отслужена литургия и панихида по усопшим.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 г. - Вятка 1902 г., с.109-111

На фото: так выглядел Троицкий кафедральный собор. Разрушен...

 

Эпоха - газетной строкой. Дуэли в Вятке



Дуэль. В городе циркулируют слухи о дуэли между молодыми офицерами местного полка, имевшей место 3 января в 8 часов утра в роще за вятскими железнодорожными мастерскими. По слухам, один из дуэлянтов тяжело ранен в левый бок. Раненый женат, проткнувший его – холост.

Голос Вятки - 1911 год № 3

 

Из истории населенных мест Вятского края: село Сезенево

В прошлом году в селе Сезенево Зуевского района – центре одноименного совхоза – появилась новая улица. Ее назвали именем Сергея Мироновича Кирова. На этой улице уже справило новоселье 13 семей. В домах вода и газ, рядом строится квартальная котельная, возле каждого дома двор для содержания скота, приусадебный участок.
Во вновь построенных домах справили новоселье бывший воин-интернационалист С.Ю.Опалев и его жена, учитель местной школы, передовой тракторист и повар детского сада С.Я и В.П.Дерягины, семья Мусихиных: муж – тракторист, жена – доярка. Их сын Владимир – шофер, скоро вернется из армии в родное село. Не обошло новоселье и семьи специалистов. Супруги В.В. и Н.С. Мамаевы – агрономы, в их семье растут двое детей.
Одна интересная деталь. Новоселы в свое время омогали строителям вести отделочные работы. На очереди новая совхозная улица.

В.Подлевских. Улица за улицей // Кировская правда - 1989 г. № 72

На фото: современное Сезенево. Фото Елены Чудиновских. Остальные фото можно посмотреть по ссылке https://rodnaya-vyatka.ru/places/93670

 

Новые города Вятского края: Луза



Луза - новый город, существует с 5 октября 1944 года. Населенный пункт на месте современной Лузы возник в конце 19 века в связи со строительством железной дороги Вятка-Котлас.
Город вырос в советские годы на промышленной основе. Сейчас является специализированным промышленным центром (деревообработка). С 1965 года – административный центр района.
Общая площадь города - 1623 га, в том числе застроенная 394 га. Население на 15 января 1959 г. – 13, 2 тысячи человек.

Города Кировской области - 1968 г., с.219

На фото: современный вокзал города Луза

 

Река Орша у поселка Оршанка республики Марий Эл после паводка



Орша — река в Республике Марий Эл, приток Ошлы. Протекает вдоль деревни Большая Орша (поселок Оршанка).
Существуют еще две реки с таким же названием (Орша): одна находится в республике Коми, а другая - в Псковской области.
Само слово "орша" этимологически в русском языке восходит к слову "русло".

 

Народы Вятской губернии: тептяри



Тептяри в числе 11 тысяч живут в Сарапульском и Елабужском уездах.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.33

К 17 веку нашей эры на территории нынешней Башкирии и частично восточного Татарстана сформировалась интересная этносоциальная группа — тептяри. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что это — сословие, то есть часть подданных Российской империи, пользующихся особыми правами.
Так уж получилось, что под тептярями подразумевались люди различного этнического происхождения — не только такие тюркские народы, как башкиры, татары, чуваши, но и финно-угорские: марийцы (черемисы), удмурты, мордва (эрзя и мокша), ханты (остяки)... Далее по ссылке https://zen.yandex.ru/media/etnofil/bashkirskie-tepti..

 

Истоки. Когда мельница тоже считалась населенным пунктом....



В Березовом же стану мелницы. …Мелница Вавилка Лашкина с товарыщи; оброк 5 алтын, да у них же солодовня; оброку 10 алтын 5 денег.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., л.84

 

С архивной полки. Перепись 1891 года: Елабужский уезд


ЦГАКО ф.574 оп.1 номера дел:

Г.Елабуга 1339
Александровская 1340
Асановская 1341
Бемышевская 1342
Бимская 1343
Большекибинская 1344
Граховская 1345
Ильинская 1346
Качкинская 1347
Козыльская 1348
Куракинская 1349
Лекаревская 1350
Пельгинская 1351
Можгинская 1352
Мушаковская 1353
Пьяноборская 1354
Салаутская 1355
Староятчинская 1356
Терсинская 1357
Трехсвятская 1358
Черкасовская 3359

 

Из семейных альбомов наших читателей. Флоровы



Флоров Михаил Николаевич, смотритель Камышловского духовного училища в 1891-1913 гг. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1886 г. Был назначен учителем греческого языка в Далматовское, затем Камышловское духовное училище. В 1889-1891 гг. помощник смотрителя Камышловского духовного училища. В 1913 г. получил назначение на должность инспектора народных училищ Пермского уезда II района. Статский советник, имел орден св. Анны 3-й степени. В 1917 г. шальная пуля на площадке у кафедрального собора свела его в могилу

На фото: М.Н.Флоров. Фото предоставлено Натальей Гулевой

 

С архивной полки. Что можно смотреть по генеалогии города Вятки?



Списки домовладельцев города Вятки. 1912 г. ЦГАКО ф.628 оп.21 д.5, 10-12

Списки владельцев торговых и промышленных предприятий за 1913-1917 гг. ЦГАКО ф.628 оп. 1 д. 7-9

Обывательские книги г.Вятки 1917 г. ЦГАКО ф. 628 оп. 20 д. 85

Фото с сайта "Родная Вятка"

 

С архивной полки. Семьи Трушковых в деревне Крутой Овраг Яранского уезда по переписи 1917 года

Указаны домохозяева:

Матвей Петрович
Павел Вахрамеевич
Иван Данилович
Александр Павлович
Иван Матвеевич
Михаил Иванович
Николай Михайлович
Яков Егорович

ЦГАКО ф.574 оп. 19 д.517

Все семьи Трушковых первоначально жили в Орловском уезде, на территории современного Верхошижемского района (деревни Москва и Питер). Примерно в 1890-х годах по неизвестной причине они снялись с обжитых мест и переселились на юг губернии, в приходе церкви села Беляево.

 

С архивной полки. По страницам сельскохозяйственной переписи 1917 года


Деревня Отары Уржумского уезда. Хозяйство Бердникова Дмитрия Васильевича
Крестьянин
Русский
54 лет, неграмотный
Сын 22 лет грамотный
Сын 18 лет грамотный
Жена 54 лет неграмотная
Сноха 22 лет неграмотная
Наем: молотьба 4 мужчины конных, пеших 10 мужчин и 30 женщин
1 лошадь
1 жеребенок
1 корова
1 теленок
3 овцы
3 ягненка
2 свиньи
1 однолемешный плуг
Земля 6/6

ЦГАКО ф.574 оп.18 д.136

 

С архивной полки. Из послужных списков вятского духовенства: Поповы



1857 год, с.Чудиново Орловского уезда. Священник Ианнуарий Андреев Попов, священнический сын, 42 лет.
По окончании курса Богословия Вятской семинарии уволен с аттестатом 3 разряда в епархиальное ведомство в 1836 г. Рукоположен во священника 1837 г. апреля 25 дня преосвященным Нилом епископом Вятским и Слободской Уржумской округи с.Юледур к Петропавловской церкви; 1841 года августа 1811 г. по распоряжению начальства переведен Вятской округи с.Пасеговское к Знаменской церкви; 1844 г. сентября 20 дня перемещен Орловской округи село Быстрицкое к Троицкой церкви, с исправлением должности учителя в поселенском училище, откуда с запрещением священнослужения 1848 г. сентября 30 дня переведен Орловской округи в село Камешницкое к Дмитриевской церкви к исправлению причетнической должности; а в 1849 г. г 16 дня переведен Орловской округи в село Верховское к Преображенской церкви к той же должности, а в священнослужении разрешен 1851 г. марта 12 дня для исправления должности вместо священника Чемоданова; в настоящее время в село Чудиново перемещен Преосвященным Елпидифором 1856 г. ноября 4 дня на священническое место с получением полных священнических доходов. Грамоту и указ имеет.
Поведения хорошего.
1841 г. за невоздержанную жизнь находился в Архиерейском доме бессрочно, оштрафован взысканием 3 рублей серебра со всего Юледурского причта в попечительстве по расчету братских доходов за небрежное его Попова ведения всех по церкви книг и перемещен в село Пасегово. За неисправность по церкви и упущения по должности в 1848 находился на усмотрении в Архиерейском доме без назначения срока по делу о случившейся с ним слабости в ногах во время исправления литургии.
В семействе у него:
Жена Ольга Андреева, причетническая дочь 37 лет
Дети их: Анна читать и писать учена 19 лет
Андрей, учится читать 7 лет
Илия 5
Юлия 3
Августа 4 месяцев

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 лл.215 об.-216 об.

Примечание. Как это часто случалось в те времена, батюшка вскоре помер во цвете лет. За 1861 год в "клировой ведомости" церкви значится его жена вдова Ольга Андреева. О ней сообщалось: "Определена по указу Вятской духовной Консистории, за печение просфор пользуется добровольным подаянием от прихожан руги и осеннего; сверх того за пропитание с детьми своими положено из попечительства 20 рублей в год" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1022 лл.298 об. лл.293 об.-294).

На фото: церковь села Чудиново в старину

 

По страницам старых газет. Народное образование своими силами


По губернии. Алнашевская волость Елабужского уезда. В нашем Кучеранском обществе 70 дворов в двух деревнях. Жители - вотяки. Грамотных из всех населения только 12 человек. Есть у нас пятирублевая библиотека, получаем и «Вятскую газету». В библиотеке нашей всегда есть книги, из которых мы узнали, как в далеких и чужих краях люди живут, какие оброки платят. Бывало в праздники - кто в бабки, кто в карты, даже «орлянку» в ход пускали, а теп хорошо: сядешь под окошка на заваленку, вытащишь книжку или газету… Подойдут прочие и слушают… Сколько вопросов и разговоров тут бывает! .. Бывает и так, что одну книжку прочтешь и просят другую… Попадет если историческое сочинение про старину, как то особенно хорошо читается и слушается, словно запамятные года из книги прошли.
Давно я все уговаривал свое общество открыть училище, похлопотать перед земством, - нельзя ли книг. Вот как то и приехал к нам земский член управы, велел собрать сход. Собрались, посоветовались и в ту же пору решили, дали согласие… Один житель наш Василий Киршин купил дом в 10 верстах, готовые, хорошие срубы и пожертвовал на школу, а мы миром свезли его в 4 дня… Я же дал свою усадьбу, так как она имеет хорошее местоположение и для школы лучше и искать не надо… А там потихоньку и отстроится. … Денег конечно понадобится – собрали миром. Теперь у нас 46 учеников. Отопляем сами, родители учеников, хотя это нам трудно, потому что не у всех есть дрова и деньги.

Вятская газета - 1898 г. № 11

На фото: школа села Алнаши Елабужского уезда, 1880 год

 

Из истории населенных пунктов Вятского края: Нолинск и Котельнич

Водопровод в Нолинске. 100 тысяч рублей выделено на постройку нового водопровода в городе Нолинске. Также будет проведена реконструкция водопровода в городе Котельниче.

Кировская правда - 1937 г. № 31

 

Вятская губерния в цифрах статистики: число малых народов на 1903 год



Инородцев обоего пола в отчетном году числилось 740 тысяч человек, в том числе было некрещеных: вотяков 1795, черемис 7707, а всего, не считая магометан, 9502.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год, с.248

Примечание. Как видим, мусульмане в это число не входили. Только такие малые народы, как марийцы и удмурты, продолжавшие исповедывать свои национальные религии ("язычество").

На фото: куклы в национальных марийских костюмах. Музей марийской сказки (г.Йошкар-Ола)

 

Эпоха газетной строкой. Бесцеремонный староста


Село Пустоши Орловского уезда. В нашем приходе, или вернее сказать, при нашей Архангельской церкви, более 20 лет служит бессменно церковным старостой М.Ф.Втюрин. Этот староста, кроме своих прямых обязанностей, часто разъезжает по деревням для сбора пожертвований, то на украшение храма, то на церковную ограду или колокола. Во время разъездов ведет беседы и читает проповеди, все больше на тему о необходимости жертв и последние скудные средства на благоустроение и украшение храма.
Собираемые пожертвования он записывает в простую тетрадку, никем не скрепленную, и куда идут пожертвования, собранные с крестьян – одному Богу известно, так как никакого контроля в записи и расходовании пожертвованного наш «Миша» не имеет.
Кое кому не мешало бы обратить внимание на этого бесцеремонного сборщика.
С крестьян и без него иногда по 3 шкуры сдирают.

Вятская речь - 1913 г. № 7

 

Из истории вятских деревень. Была деревня Добрые...

Деревня находилась в четырех километрах к востоку от Среднеивкино, недалеко от истока реки Ирдым. По месту нахождения починок назвали «Кирховины. Ирдымской Верховины». Название деревне дали по основной фамилии ее жителей в 18 веке. Селение было основано или после 1823 года, или его писали под другим названием. В исповедных росписях до 1823 года починок «Кирховины. Ирдымской Верховины» не упоминается.
В 1859 году в починке числилось семь дворов, в которых было по 20 человек обоего пола. В 1891 г. – шесть хозяйств и 47 человек. Проживало по две семьи Добрых, Орловых и Семинищевых. В 1926 году в девяти дворах записано 12 человек мужского пола и 25 женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.546

На фото: в одной из бывших деревень области...

 

Эпоха - газетной строкой. Юные пожарные

Нартасской организацией РКСМ организована пожарная дружина из числа своих членов, кои ведут обучение и и подготовку по работе при пожарах. Этим молодежь спасает народное достояние Республики. Где же ты остальная молодежь, равняйся по Нартасской организации!

П.Заболотский. По уезду. Юные пожарные // Красный пахарь (Уржум) – 1920 г. №2

 

Из истории населенных мест Вятского края: поселок Кумёны



В самом центре поселка Кумёны на улице Кирова гостеприимно распахнул дверни новый книжный магазин.
В двух просторных залах красивое, современное оборудование, мягкое освещение, цветы. Покупатель свободно подходит к стеллажам и выбирает литературу по своему вкусу. Если возникнут какие-то вопросы, на помощь придут опытные продавцы Р.Ф.Ковалева и З.Д.Пестова.
В магазине будет работать клуб «Друзей книги». Книголюбы будут участвовать в проведении тематических вечеров, встреч со знатными людьми района и области, с местными писателями, журналистами.
Для работы книжной торговой системы облпотребсоюза, занимающегося пропагандой и распространением книги, магазин станет хорошей школой передового опыта. Здесь буд организовываться семинары-совещания продавцов и товароведов.

Л.Вылегжанин. Школа передового опыта // Кировская правда – 1972 г. № 20

На фото: одно из старых зданий поселка. Может в нем и размещалась "школа передового опыта"?

 

По страницам старых газет. Бежавший из колонии...



Бежавший из колонии. Сыскной полицией задержан неизвестный, назвавшийся крестьянином Нолинского уезда Екатерининской волости Семеном Вавиловичем Стяжкиным, 16 лет. Стяжкин заявил, что в ночь на 25 сентября бежал из колонии малолетних преступников в городе Вятке, где содержался за разные кражи. Заявление подтвердилось и он вновь препровожден в колонию.

Вятский вестник - 1909 г. № 203

На фото: сохранившееся здание в городе Кирове, где до 1917 года была колония малолетних преступников. До 1998 года здесь находился приёмник распределитель для несовершеннолетних. Источник фото: https://tornado-84.livejournal.com/203725.html

 

Вятское духовенство на сломе эпох: Петр Диомидович Метелев



Метелев Петр Диомидович. Родился 27 сентября 1874 года, в деревни Быки Глазовского уезда.
- 1896 Окончил Вятскую Духовную Семинарию и определен на священническое место в с. Игру Игринской волости Глазовского уезда Вятской губ.
- 24.04.1897 по 14.11.1905 - священник с. Селег того же уезда.
- 1904 год Александро-Невская церковь села Верхолемье Глазовского уезда (входящий священник Покровской церкви села Селег).
- 1905 – 1910 гг. Духовная академия г. С.Петербург. Его курсовое сочинение «Смысл жизни по христианскому учению» в 1810 было удостоено премии им. протопресвитера И Янышева.
- 23.10.1910 - назначен на место священника и ключаря Петрозаводского кафедрального собора Олонецкой епархии.
- 02.1911 - утвержден в должности благочинного Петрозаводских градских церквей.
- 10.11.1911 - одновременно преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов Олонецкой ДС.
- 14.05.1916 - возведен в сан протоиерея;
- 09.05.1917 - председатель Олонецкого Епархиального церковно-археологического общества. Участник Всероссийского съезда духовенства. Протоиерей, кандидат богословия.
- В 1918 выслан из Олонецкой губернии.
В книге «Духовенство Глазовского уезда Вятской губернии. XX век», Козак Д., 2015 г. есть запись:
После октябрьской революции 1917 года приехал на родину, работал в советских учреждениях, затем священником в разных сѐлах уезда.
С 1918 по 1920 год работал в Быковском волисполкоме в продовольственном отделе деловодом и в отделе народного образования.
С 1921 г. служил в церкви с.Уни (был приглашен прихожанами). 28.01.1933 года был избран благочинным Унинского благочиния.
С 26.09.1944 г. служил в кладбищенской церкви с.Сосновка. Последние годы жизни жил в г.Кирове.
В книге иерея Владимира Васильевых «Нолинск православный» на странице 30, в списке священнослужителей Николаевского Собора, под номером (27) запись: Метелев Петр Деомидович. Иерей. Служил в 1885-1935 гг.
Вятская епархия вновь была воссоздана в 1943 году, с 1944 года снова стали заводиться послужные списки духовенства, но, к сожалению, в них П.Д.Метелев уже не значился...

Фото из архива Н.Ф.Бельтюкова, п.Уни: Петр Диомидович Метелев с семьей

 

 

 

 


Назад к списку