- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

май: 16-31

Разгром Степановского мятежа 1918 года. Захват красными Лебяжья



Батальон И.Попова и Я.Урановского спускался на пароходе вниз по реке Вятке навстречу степановцам, поднимавшимся снизу. (Этот маршрут подтверждает и очевидец событий З.Ковин: «Отряд ехал на пароходе»). «В Котельниче в батальон влился интернациональный отряд – около 100 человек. К вечеру 16 августа батальон, не доезжая немного до пристани Лебяжье, высадился на крутой берег Вятки… 17 августа отряд Попова с ходу атаковал Лебяжье. Белые были захвачены врасплох и разбиты» (А.С.Быстрова: И.В.Попов. Киров, 1972 г. С.71-72).
Красноармейцы высадились недалеко от Елькино и заняли деревню, сделав небольшую передышку, дополняет рассказ историка Д.Казаков (Степановский мятеж. Знамя октября. Лебяжский район. Интернет-версия. 2010). Хатем один отряд из 18 человек с пулеметами двинулся к селу через Филатовский лес (где им и встретились незадачливые лебяжские посланцы), а остальные 70 (?) направились к Лебяжью водным путем… Однако когда под вечер 17 августа пароход «Сын» вышел на Лебяжский плес, то, по словам очевидца Н.Николаева, был обстрелян с горы степановцами.
Судно было вынуждено дать задний ход и укрыться за излучиной. Пеший отряд притаился в местном лесочке. Атаку наметили на утро.
На рассвете красные, разбившись на три группы, атаковали село. «Первая группа с криком «Ура!» бросилась на охрану пристани и быстро захватила пулемет, а затем пристань. Часть охраны была переколота штыками, остальные бежали к школе. Затем пошли в атаку вторая и третья группы. Не выдержав натиска, степановцы, некоторые в нижнем белье, бежали. Кто не хотел сдаваться в плен, тут же был приколот штыками. Остатки банды переправились через реку…» («Знамя октября». 30 апреля 1977).
В плен красными было взято семь степановцев; на следующий день поймали еще троих у соседней деревни Желтенки. Все они были расстреляны у стен церкви. Такого варварства лебяжане еще не знали. Кто-то из них слышал ночью того дня стоны раненых на склоне берега. Возможно, позднее убиенные были отпеты в церкви и похоронены. Еще несколько человек отпустили за недоказанностью их вины, вспоминал П.Путинцев («Вперед». 7 ноября 1957).

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.300-301

На фото: село Лебяжье незадолго до 1917 года

 

Вятчане – участники Первой Мировой: врач Сергей Константинович Кусков



Кусков Сергей Константинович, 1883-1940. Окончил Казанский университет, с 1913 г. – вольнопрактикующий врач в Сарапуле. Мобилизован в 1914 г. Служил в 4-м Уральском казачьем полку. Награжден орденами Станислава 3-й степени и Анны 3-й степени с мечами и бантом. В 1919 г. переехал из Сарапула на родину в Красноярск. В 1938 г. репрессирован.

Из воспоминаний дочери Елены: «В ноябре 1917 года вернулся с фронта папа. Его полк находился на территории Польши. Военных действий в это время не было, шло «братание» наших солдат с немцами, выражавшиеся, как говорил папа, в совместных пьянках. Почта ходила скверно, и папа давно не получал писем из дома. И вот он (прошу прощения!), пошел в уборную и там подобрал брошенный кем-то обрывок газеты, в котором прочитал, что в Сарапуле был погром, пожары, выпустили из тюрьмы заключенных. Он взволновался, снова вспомнил о соседстве нашей квартиры с монастырем, и пошел к командиру просить отпуск для поездки домой. Отпуск ему дали, кажется, на месяц, и он с большим трудом, местами на крышах вагонов, добрался до Сарапула. Фронт в это время разваливался! А через месяц, когда кончался срок отпуска, стало ясно, что снова ехать в полк некуда и незачем. И так папа остался в Сарапуле и стал работать или в больнице, или в военном госпитале, точно не знаю".

Первая Мировая в памяти Сарапула – Сарапул 2014 г., с.36

Фото из книги

 

Из прошлого. Электрофицированная мельница села Рождественского Яранского района



…В 60-х годах прошлого века в селе Рождественском была построена трех-поставная мельница, изначально использующая мощь электрической энергии. Скорее всего, основой этой электрофицированной мельницы стала ветряная мельница, находившаяся когда-то в Танаково. Построили мельницу в начале 70-х годов прошлого века. В бригаду плотников Ивана Ильича из деревни Танаково входили Аркадий Симонов из деревни Кулёво, Юрий Иванович и мой отец Коноплев Алексей Витальевич. Саша Ястребков был первым мельником этой мельницы, а последним – Виталий Шишкин. Долгие годы мельница трудилась на благо людей и животноводства села Рождественского и округи. Но общий упадок животноводства подкосил и ее. В 2005 году остановились жернова этого малого сельского предприятия.

В.Ошаев. Мельницы на территории Опытнопольского сельского поселения // Наш край (Яранск) – 2020 г. № 13, с.43

Фото из публикации

 

Древнейшие упоминания о народах нашего края: Геродот о народах будинов и гелонов



Будины – народ многолюдный, с светлоголубыми глазами и с рыжими волосами. В земле их есть деревянный город по имени Гелон. Каждая сторона городской стены имеет в длину 30 стадий; стена высока, вся из дерева, равно как и дома и храмы будинов. Там есть святилища эллинских божеств со статуями, алтарями и храмами из дерева, а в честь Диониса устраиваются там каждые два года празднества с оргиями. Первоначально гелоны были те же эллины, удалившиеся из торговых городов и поселившиеся среди будинов. Одни из них говорят на скифском языке, другие на эллинском. Хотя будины ведут такой же образ жизни, как и гелоны, го новорят на языке особом. Будины, туземцы в этой стране, ведут кочевой образ жизни и одни из тамошних народов питаются сосновыми шишками; гелоны, напротив, земледельцы, употребляют в пищу хлеб, занимаются садоводством и не похожи на будинов ни сложением, ни цветом кожи. Впрочем, у эллинов и будины называются гелонами, но это неправильно. Страна их изобилует разнородными лесами. В обширнейшем из лесов находится большое озеро, окруженное болотом и тростником. В озере ловятся выдры, бобры и другие животные с четырехугольными мордами; меха их употребляются на опушку для кафтанов, а детородные яйца считаются у будинов целебными против маточной немочи… На всем своем пути через Скифию и Сарматию персы не находили ничего для истребления, так как страны эти были заранее опустошены; но вторгшись в землю будинов, персы напали на деревянное укрепление, которое было совершенно покинуто будинами, и сожгли его.

Примечание. Эти сведения у Геродота дополняются упоминанием Аристотеля о том, что у будинов был город Кариск. Профессор Вильгельм Томашек отождествлял геродотовский народ будинов с вотяками и пермяками. Гелоны, по всей видимости, были потомками греческих колонистов.

 

Истоки. Духовники Ивана Грозного о насильственном крещении покоренных народов

Митрополит Макарий выступал за полное и безусловное покорение Казани, считал ее достоянием государевых прародителей. Когда до него дошли слухи о мирных переговорах царя Ивана с казанцами, Макарий написал ему: «Ты убо, государь, пред ними окаянными оправдася и смирися, забы их злобу и окаянство и кривду их, како убо они после отца твоего православие наше много лет утесняли».
Духовник Ивана Четвертого старец Сильвестр, желая царю победы над погаными и увеличения царства, предсказывал ему: «поклонятца тебе все царие земстии и вси языцы поработают тебе». В послании первому казанскому наместнику А.Б.Горбатому в начале 1553 г. Сильвестр выступает сторонником насильственного крещения покоренного населения. «Ни что же бо тако пользует православных царей, яко же се, еже неверных в веру обращати, аще и не восхотят… Дабы вся вселенная наполнилася православиа» - пишет он.
Необходимо отметить, что борьба за веру не являлись для Ивана Четвертого целью. Религиозные идеи использовались им в качестве идеологического обоснования и оправдания борьбы с мусульманскими татарскими ханствами, но при этом он остался безразличным к западноевропейской идее общего крестового похода против мусульманского мира. Завоевание татарских ханств – Казанского, Астраханского и Сибирского – и противоборство с Крымом ни в коей мере не являлось реализацией программы религиозной борьбы христианства с мусульманством. Русская дипломатия лишь умело эксплуатировала широко распространенные в Европе идеи борьбы с мусульманами. Походы «христолюбивого» русского воинства внешне выставлялись как крестовые, но в действительности они таковыми не являлись….

А.Г.Бахтин. Марийский край в 13-16 веках – Йошкар-Ола 2012 г., с.432-433

Если можно, обойдемся без антирелигиозных комментариев, которые придется удалять во избежание неприятностей для комментаторов и админов

 

Вятские епископы: епископ Варлам (Козуля Петр Карпович)



1 июля 1871 г. – родился в с.Байбузовка Подольской губернии в крестьянской семье.
1886 г. – послушник Коржовского Рождественско-Богородицкого монастыря Подольской епархии.
1896 г. – принял монашеский постриг.
1901 г. – рукоположен в сан диакона.
1903 г. – рукоположен в сан священника.
1907 г. – для устроения монастыря переведен в г.Балту.
Затем в сане архимандрита нес послушание настоятеля Бершадского Преображенского монастыря.
Август 1926 г. – тайно хиротонисан во епископа Бершадского.
1928 г. – временно управляющий Винницкой епархией.
1931 г. – временно управляющий Пермской епархией. В том же году арестован и приговорен к трем годам ссылки.
27 марта 1934 г. назначен епископом Златоустовским.
На 23 марта 1934 г. – преосвященный Сарапульский, викарий Кировской епархии.
На 30 января 1935 г. – епископ Осинский, викарий Пермской епархии и временно управляющий Пермской епархии.
На 27 мая 1935 г. – епископ Марийский, викарий Горьковской епархии.
На 29 января 1937 г. – преосвященный Сызранский.
На 23 мая 1937 г. – епископ Оренбургский.
2 августа 1937 г. арестован в Оренбурге.
Начало октября 1937 г. – приговорен тройкой УНКВД к расстрелу.
10 октября 1937 г. приговор приведен в исполнение.
Место погребения не известно.

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 3 – Киров 2004 г., с.15-16

 

Вятчане, участники Первой Мировой войны



Кривцов Илья Павлович, 1877-1951. Мобилизован в 1914 г. Воевал в Карпатах 3,5 года на передовых позициях в конной разведке и в сопровождении 366-го военного транспорта. Награжден двумя серебряными медалями и золотой медалью «За храбрость» на Анненской ленте. В конце 1917 г. демобилизован по состоянию здоровья.
Родился в семье лесного сторожа под г.Нолинском Вятской губернии. Вместе с семьей переехал в Сарапул. Окончив уездное училище, в 1890 г. поступил на работу к кожзаводчику Ф.В.Пешехонову, получил профессию кожевенного мастера. После службы в армии основал собственное производство. В 1905 г. написал книгу «Кожевенное производство. Выделка и отделка кожи для обуви». 14 июля 1908 г. учредил товарищество «Братья Кривцовы в Сарапуле». После гражданской войны занимался восстановлением кожевенной промышленности в Сарапуле.

Первая Мировая в памяти Сарапула - Сарапул 2014 г., с.36. Фото из книги

 

Из истории вятских деревень. Была деревня Бажины



Селение находилось в трех километрах южнее Косино, между селом и деревней Гурины. Официально писали «заимочка Федора Бажина», по имени основателя. Позже его фамилия перешла в название деревни. В переписной книге за 1727 год по заимочке Федора Бажина записаны «умершие между 1717 и 1727 годами: Федор Игнатов Бажин, 60 лет, умер в 1723 году; Иван Кондратьев Багаев, 80 лет, умер в 1723 году; Онисим Петров Обатнин, 80 лет, умер в 1727 году. Здесь же указан Илья Иванов Бажин, 70 лет, дряхл». Из записи видно, что селение основано в 1718-1722 годах.
В 1760 году починок состоял из четырех дворов
1. Трофим Нестеров Бажин 55 лет, семья 7 человек
2. Ипат Федоров Бажин 66 лет, семья 15 человек.
3. Вдова Потапа Касьянова Анастасия 35 лет, семья 6 человек.
4. Устин Петров Бажин 23, семья 6 человек.
В 1859 году селение состояло из 15 хозяйств. Числилось 60 жителей мужского пола и 47 женского. В 1891 году в 11 дворах проживало 99 человек. Бажиных было девять семей, по одной – Бехтеревы и Касьяновы. В 1926 году в деревне записано 17 хозяйств, в которых проживало 49 человек мужского пола и 54 женского.
Последними из деревни уехали в конце 1960-х годов Анна Васильевна Антонина Алексеевна Кальсина.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., 327-329

На фото: деревенское гумно. В проеме виден зерновой амбар. 1954 год. Фото из книги

 

Первая Мировая в солдатских письмах

Из письма в Сарапул в 1914 г. мещанина Григория Ивановича Конюхова: «3 ноября вступил в бой. День святого ангела провел в окопах под адским огнем, были в окопах девять дней, затем перешли на вторую линию траншей, здесь-то меня и ранили. Долго везли санитарным поездом. В этом поезде было не сладко. Но попал в поезд, в котором ухаживали за нами, как за малыми детьми. В Минске послали нас на питательный пункт, товарищи-студенты несли нас на руках, масса публики угощала конфетами (газета «Прикамская жизнь» № 285, 1914 г.).

Конюхов Петр Ионович, 1892 г., доброволец. Из письма отцу: «Извините, папаша, что долго не писал. Все находимся в боях. Папаша, поздравь меня с первым Георгиевским крестом 4 ст. Когда мы наступали на германский город С., нам надо было пройти через реку и болото. Наводить мосты немцы не давали, саперов все время обстреливали. Тогда нас выбрали охотников человек 150 пройти через болото и выгнать оттуда неприятеля. Пошли мы. Дошли по пояс в воде до половины озера, как нас начали осыпать пулями. Прошли в болото, проползли несколько сажень ползком и кинулись в атаку. Артиллерия наша нам помогала. Неприятеля угнали мы верст на 5 и взяли в плен 15 солдат и 2 офицеров» (Прикамская жизнь» № 285, 1914 г.)

 

По страницам первых советских газет. Дайте учителя



В Мироновский школьный район Тожсолинской волости входит четыре марийские деревни. В прошедшем 1926-1927 году в школе были первые две группы с числом учащихся в 54 человека.
Занимался же в школе только 1 учитель. Население просит два учителя, но УОНО отказало.
В нынешнем 1927-1928 учебном году обещали послать второго работника, но, видимо, школа останется только однокомплектной, несмотря на то, что ныне будет три группы, с числом учащихся около 60 человек.
УОНО, удовлетвори просьбу марийцев – пошли два учителя.

А.Золотарев. Дайте учителя // Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 61

На фото: в школьном классе в 1920-1930-е годы

 

К 175-летию Тихона Филипповича Булычёва


26 апреля (8 мая) исполнилось 175 лет со дня рождения Тихона Филипповича Булычёва, вятского купца, пароходопромышленника, мецената, почетного гражданина г. Орлова.

Из Орлова сообщают, что местная городская дума постановила ходатайствовать о представлении к награждению потомственного почетного гражданина Т.Ф. Булычева за пожертвование городу Орлову в 1906 г. 25 тысяч рублей на постройку в городе реального училища.
Аналогичное ходатайство, как известно, возбудила и Вятская дума за пожертвованный им дом для Вятской женской гимназии.

Вятский вестник - 1909 г. № 14

 

Из истории вятских деревень. Была деревня Кошиха


По переписи 1926 года селение записано как мельница, при которой находилось два жилых дома. В них проживало два человека мужского пола и четыре женского. Мельница находилась на реке Кишкиль, а жилые дома располагались на правом берегу. Дорога к селению шла от деревни Душкины.
В начале 1930-х годов на базе мельницы был создан Кошихинский лесоучасток и здесь стали селиться семьи постоянных рабочих леспромхоза. На протяжении 1930-1950-х годов после окончания уборочных работ по разнорядке райкома партии колхозы направляли в Кошиху молодежь, начиная с 15-летнего возраста. Зимой они валили лес, а весной, в половодье, занимались его сплавом по рекам Кишкиль и Вятка. В некоторые годы численность жителей Кошихи зимой доходила до 300 человек и более. В начале 1950-х годов построили электростанцию, которая работала до 1965 года.
Последней из Кошихи в 1975 году уехала семья Макарова Дмитрия Федоровича, и решением Кировского облисполкома от 19 апреля 1976 года за № 241 деревня снята с регистрации и учета.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.176-177

На фото: Николай Семенович Василюк на фоне деревни. 1953 год. Фото из книги

 

Города Кировской области в советское время: Яранск

Город Яранск – районный центр, один из старейших городов области, основан в конце 16 века.
Площадь – 233 га. Население на 15 января 1959 г. - 11,8 тысячи человек.

Города Кировской области - 1968 г.,с.271

 

Из записок вятских этнографов. О европейском и еврейском населении Вятской губернии

Кроме русских и иноверцев, в губернии живет до 3 ½ тысячи немцев, поляков и евреев; все они живут преимущественно в городах и заводах.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.33

Примечание. В основном иностранцы были содержателями магазинов, аптек, лавок, банков

 

Из писцовых книг XVII века. Деревни на погостах

И всего в Березовом стану два погоста, а на погостех 4 церкви да 11 дворов церковных, да тяглых 85 дворов, да 44 починка, да два займища, да деревня с третью пуста, да 12 пустошей.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.85-86

 

Из истории населенных мест Вятского края: город Омутнинск

Около 400 семей рабочих, инженерно-технических работников и служащих Омутнинского металлургического завода улучшили жилищные условия в минувшем пятилетии. Еще больше жилья, подчеркивает районная газета «Ленинец», намечается построить на предприятии за 10ю пятилетку. Сейчас здесь ведется закладка 80квартирного дома. По своей архитектуре и удобной планировке он будет выгодно отличаться от всех ранее сданных. Вместе балконами, например, будут лоджии, что украсит внешний вид здания.

Кировская область - 1976 г. № 9

На фото: первомайская демонстрация в Омутнинске. 1970-е годы

 

Гражданская война через призму печати. Почему колчаковцы переходили к красным?

Покровск. 18 мая. Дезорганизация в рядах Колчака растет. За последние 6 дней на нашу сторону перебежало 11 тысяч человек, передающих об ужасах, распространяемых над насильно мобилизованными крестьянами. Рабочие расстреливаются сотнями. Озлобление масс против Колчака растет.

Колчаковцы бегут к нам // Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 110 22 мая

На фото: пленные колчаковцы. Март 1920 г. Источник: Государственный центральный музей современной истории России

 

Эпоха - газетной строкой. Цены на продукты в 1913 году

Рынок. Вчера, 5 января, подвоз продуктов сельского хозяйства по количеству был средний. Мука ржаная продавалась по 80-82 копейки, мука овсяная по 1 рублю 20 к-1 рубль 40 за пуд. Овес по 66-69 копеек, сено, смотря по качеству, от 22 до 34 копейки за пуд.
Дрова от 1 рубля до 2 рублей за воз.
Молоко 14-17 копеек за четверть. Масло скоромное 36-39 копеек за фунт. Яйца несвежие 23-25 копеек за десяток.

Вятская речь - 1913 г. № 5

Открытка почтовая. Вятка. Городской базар, начало XX века. Источник: Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

 

Это было, было… Спецпоселения Кировской области

В 1951 году в спецпоселение № 7 входили: п.Ожмегово (с/х артель), п.Рудничный и Вятлаг (фосфоритный завод). Сохранившиеся со времен кулацкой ссылки (более многочисленной) места поселений на севере Кировской области в 1940-1950-х годах могли принять около 10 тысяч человек. Столько и завезли. Приоритетными направлениями их работы были: вырубка и транспортировка леса, сплав, работа на пилорамах и лесозаводах. Именно для работы в лесной промышленности спецпоселенцев и завозили на русский Север (трест «Кирлес», «Нефтелес», «Киртранслес» плюс фосфоритные рудники).
Кроме того, спецпоселения были и в других районах Кировской области: Белохолуницком, Зуевском, Лальском, Опаринском, Даровском, Мухинском, Медянском (Мурыгино), Омутнинском, Нагорском и др. Почти все эти местности представляли из себя своеобразные «медвежьи углы».
Для гласного надзора за спецпоселениями в июле 1951 года имелось 324 надзирателя (по одному на 10 человек). Каждый спецпоселенец один раз в месяц приходил регистрироваться в спецкомендатуру, а для лиц, имевших «побеговые намерения» (о них докладывали коменданту агенты из среды спецпоселенцев), устанавливалась более частая явка.
Спецпоселения в надзорном порядке иногда объезжали помощники прокурора Кировской области, за трудовым режимом велся суровый надзор. Быт, условия работы были ужасными: не было отдельных сушилок, уборная одна на весь барак, воды не хватало – топили снег. Спецпоселенцам предоставлялись самые невыгодные работы, зарплата была низкая, а выплата ее задерживалась.
Работать было обязано все трудоспособное население: так, в спецпоселке № 7 (Ожмегово) Кайского района на лесоучастках работало из 424 человек 2/3 жителей.

Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.60

Фото из книги

 

 

 


Назад к списку