Август: 1-15
Эпоха - газетной строкой. Падеж домашнего скота в царское время
Ящур. В Граховской волости Елабужского уезда в деревне Вотский Возжей заболело ящуром 57 голов крупного рогатого скота, 46 овец и 24 свиньи, пало: 1 корова и 3 свиньи.
Бешенство. В городе Елабуга заболела и пала от бешенства 1 корова и в деревне Шабалята Редкинской волости Слободского уезда заболела и пала 1 корова.
Северное слово - 1913 г. № 149
Эпоха - газетной строкой. Благодарность за елку
Благодарность. Учащиеся городской женской школы и городской школы имени Трепова благодарят совет старшин общественного собрания за предоставленное помещение для устройства елки для учащихся этих школ.
Вятская речь - 1910 г. № 12
Примечание. Трепов был вятским губернатором, в честь которого, как видим, было дано имя школе. Чем не пример для наших дней?
Вятская епархия в начале 20 века
Вятская епархия в начале 20 века относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения. По данным на 1908-1909 гг. в Вятской губернии, в границах которой существовала епархия, проживало 3611141 человек. Из них к православному вероисповеданию принадлежали 3210162 чел. (89 % населения). Насчитывалось 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение 1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В 6 мужских и 7 женских монастырях подвизалось 202 монашествующих и 1304 послушника.
Очерки истории Вятской епархии: 1657-2007 – Киров 2007 г., с.268
На фото: Глазов. Закладка Свято-Георгиевского храма. 1901 год. Фото из архива историка Г.А.Кочина
Старая Вятка в отчетах духовенства
… Считаю долго почтительнейше рапортовать… что в городе Вятке, по Николаевской улице в витрине магазина Матанцевых помещены две иконы Казанской Божьей Матери. Обе иконы в киотах. По правую сторону сих икон помещается фотографический портрет какой-то молодой, полной женщины в шляпке, сей портрет в рамке, а по левую – статуэтка, изображающая зайца с поднятыми ушами, пепельница и т.п. предметы. В витрине, в которой помещены иконы, по сторонам развешены книжки для утоления духовной народной жажды. Книжки такого содержания: «Танцуй Гордей, не жалей лаптей», «Миллион снов», «Оракул», «Песенник», «Письмовник для влюбленных», «Современные дельцы» и т.п. На обложках есть и картинки, так например, на обложке книжки «Современные дельцы» красками изображен прилично одетый мужчина, высоко над собой поднявший женщину в платьице до колен. Полагаю, что такое совмещение предметов в витринах не должно допускаться…. Вот и в другой витрине лавки г.Братухина, на углу Московской и Николаевской улиц, помещены иконы Спасителя и Божией Матери в ризах и киотах. Оне помещены между нижними концами скрещенных двух тросточек, а над иконами болтаются мужские воротнички…
Рапорт епархиального миссионера от 17 апреля 1914 года. Вятские епархиальные ведомости за 1914 г., № 21. Отдел официальный, с.317-320.
Истоки. «Реанимация» Золотой Орды была ли возможна?
В начале 16 века объединившаяся Россия превратилась в сильное государство. Граничавшие с ним татарские ханства и орды, хотя и являлись беспокойными соседями, все-таки по отдельности смертельной опасности для России не представляли. Однако русским было еще памятно ордынское иго, имелся даже своеобразный «ордынский синдром», влиявший на политику страны и массовое сознание. В Россси серьезно опасались возможности объединения разрозненных татарских ханств и орд в единое государство, а для русских это была вполне очевидная угроза. Попытки реанимации Золотой Орды неоднократно предпринимались многими татарскими правителями. Лишь после длительной междоусобной борьбы стало очевидно, что воссоздание некогда могучего государства на прежней основе невозможно, слишком сильны были внутренние противоречия. В то же время в регионе заметно возросло влияние России, успешно противостоять которому наследники Золотой Орды уже не могли. Оставалось или признать русский вассалитет (протекторат), или добиваться покровительства сильнейшего евроазиатского мусульманского государства Турции и ее вассала Крымского ханства. Часть татарской знати выступала за союз с Россией, основная масса колебалась, достаточно многочисленная группа феодалов, связанная с работорговлей, настойчиво пыталась заручиться покровительства Османской империи и Крымского ханства. Среди казанцев было немало желающих «за турскаго заложитися».
А.Г.Бахтин. Марийский край в 13-16 веках - Йошкар-Ола 2012 г., с.421
Народное образование в Вятской губернии на 1905 год
Городских училищ было 18, женских прогимназий 5 и мужских прогимназий 2. В 1904 году, как уже сказано, открыто было вновь 3 городских училища. Особенностью Старозятцинского городского училища является разрешение принимать в него и детей женского пола для совместного обучения с мальчиками. Это первый пример смешанного учебного заведения повышенного типа. При городских училищах существуют: при Вятском – особый педагогический курс, для приготовления учителей начальных училищ, и при Глазовском – ремесленное отделение.
…Окончивших курс в женских прогимназиях 50, в городских училищаз 333. По недавно открытым в 2 мужских и 2 женских прогимназиях и в 5 городских училищах выпускников еще не было, а выбыло до окончания курса в женских прогимназиях 109, в мужских – 63, городских училищах 384.
Ученики распределялись следующим образом
Дворян и чиновников 238
Духовенства 88
Городского сословия 1050
Сельских 2189
Других 274.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.129-131
На фото: сельская школа в селе Лопьял Уржумского уезда. Была построена земством
По страницам очень старых газет. Летние стихийные бедствия
Уржумский уезд. Нам пишут из Уржума, что 13 июня, в 6 часов вечера, с северо-запада на юго-восток пронеслась сильная буря с сильным дождем и градом, которой выбито было градом в 20 селениях Кокшинской волости 776 десятин озимого хлеба и 613 ярового, на сумму 8380 рублей. Град был величиной от лесного до грецкого ореха. Кроме хлебов повреждено 50 десятин огородных овощей.
Вятская газета - 1897 г. № 15
По страницам первых вятских советских газет. В борьбе за советскую власть
Хлеб Питеру. Красноармейцы запасной легкой батареи № стрелковой дивизии, собранием на общем собрании постановляем идти рука об руку с товарищами петроградцами в борьбе за советскую власть и уделить им долю из полученного хлебного пайка в течение 1 месяца по 1 фунту в день с каждого человека.
Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 44
Картина И.Владимирова
Эпоха - газетной строкой. Отмена сбора за переправу через Волгу
Отмена сбора за переправу через Волгу грузов и багажа. Ввиду открытия правого движения по Романовскому мосту через реку Волгу у Свияжска, с 20 июня отменено взимание сбора за переправу через Волгу багажа пассажиров и грузов пассажирской, большой и малой скорости.
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 140
Народные волнения против советской власти в 1920 году. Уржумский уезд
В Уржумском уезде избиение продотряда с убийством имело место 20 июня 1920 г. в деревне Лажьял Сернурской волости. Вот что об этом вспоминала местная жительница А.И.Абрамова, за давностью лет назвавшую другую дату события:
«Был первый день праздника семика 1918 г . В послеобеденное время, когда уже началось гуляние односельчан и гостей, в деревню Лажъял приехали трое человек, говорили, что они из продотряда. Разъезжая по деревням, собирали хлеб для солдат и рабочих. Из деревни в деревню их сопровождали ямщики. Из Лажъяла их должны были проводить в деревню Торешкибар. Ямщик Иван Ипатович Абрамов запряг лошадь и готов был тронуться. В это время к тарантасу подходят Андрей Ионович Абрамов и Иосиф Михайлович Сидоров и с придиркой начали расспрашивать: «…Зачем здесь, что вам надо и т.д.» Подходили и другие. Продармейцы, они были в солдатской форме, уговаривали мужчин, чтобы не задерживали, но сельчане не слушались. Тогда один из продармейцев хотел выстрелить из винтовки вверх, но пуля попала в ямщика. Ямщик сумел добежать до ворот соседнего двора и, сидя на скамейке, скончался. Видя, что толпа выпившая, солдаты разбежались. Одного из них, убежавшего в сторону Сернура, лажъяльцы догнали избили до смерти. Один из крестьян снял с убитого сапоги, забрал деньги». Солдат от побоев скончался. На следующий день его зарыли на ржаном поле. Через день в деревню прибыл продотряд для разбирательства о случившихся событиях. Труп убитого бойца был найден. 18 человек, причастных к этому событию, были задержаны и отправлены в Уржум .
Очевидица ошиблась с датой события, что далеко не редкость для воспоминаний. Дополнить эти воспоминания нам поможет публикация из газеты 1920 года. Вот что писал об этом событии его очевидец Г.Шабалин:
«Вечером 26 мая сего года командир роты особо-продовольственного отряда 6 армии 18 стрелковой дивизии тов.Попов и начальник отряда той же команды тов.Пронин с товарищами –продармейцами Заботлиным и Болтышевым прибыли в деревню Лажьял Сернурской волости для перемены подвод, чтобы следовать дальше.
В этот день был марийский праздник «Семик» или «праздник красных цветов» и лажьяльцы праздновали во всю: были поголовно пьяны и толпы их бродили по улице.
Прибывшие товарищи заказали подводы и в ожидании их остановились среди улицы, где подошедшей пьяной толпой были окружены. Посыпались вопросы: «Кто вы и куда едите». На что продармейцы отвечали, что вам нет надобности знать, куда мы едем, а вам граждане стыдно варить и пить кумышку в тяжелое для Республики время и, кроме того, это строго воспрещается, так как уезд на военном положении.
На слова товарищей продармейцы из толпы закричали: «Кумышку пить мы будем как пили раньше и до нас вам нет дела». Продармейцы настаивали, чтобы толпа разошлась, но она напротив пуще их стесняла, и один из граждан ударил продармейцы Заботлина.
Видя это, т.Попов еще раз предупредил, чтобы они разошлись, а в противном случае будет стрелять. Но толпа не повиновалась и товарищ выстрелил вверх (все продармейцы были без оружия, за исключением товарища Попова, у которого был револьвер). После выстрела толпа не разошлась, а еще с большим озлоблением накинулась на них; товарищ Попов выстрелил вторично, пуля попала в 17летнего мальчика. Разъяренная пуще того толпа, вооруженная кольями и вилами, ринулась на продармейцев, которые бросились бежать. Товарищ Заботлин был настигнут и смят толпой, которая бросив его, всего избитого, кинулась за Болтышевым, которому удалось отбежать от селения с версту, но его настигли и расправились… Товарищи Пронин и Попов успели скрыться.
О случившемся дали знать в Сернур. Оттуда выехала милиция и продармейцы и отыскали товарищей Пронина, Попова и Заботлина. Последний весь избитый смог убежать с места происшествия до соседней деревни. Не было одного товарища Болтышева. 28 мая нашли товарища Болтышева во ржи всего обезображенного и убитого; сапоги и деньги стащены. Виновные обнаружены и 17 человек уже арестованы. Следствие продолжается ».
Из сводки за 8-16 марта 1921 г. по Уржумскому уезду можно узнать, что отношение к советской власти со стороны крестьян здесь продолжало оставаться напряженным: «Настроение крестьян в связи с нарядами на подводы, с продгрузом и лесозаготовками остается по-прежнему неспокойным, часто со стороны крестьян слышно возгласы, что советская власть нам ничего не дает, как-то: соль, керосин, мыло, мануфактуры, а от нас, взяв все, теперь выгоняют в подводы, но весь наш инвентарь как сани, телеги, сбруи пришли в негодность, а починить нечем ». В марте 1921 года в селе Шурме Уржумского уезда на волостном собрании крестьяне категорически отказались сделать ссыпание семян и после ареста «подстрекателей» напали на продотрядовцев, избив их кольями, а одного ранив ножом. Для ликвидации «восстания» в Шурму выехал начальник милиции с отрядом в 15 человек . В следующие месяцы мятежи были и в других волостях уезда, сопровождавшиеся не редко избиванием советских работников. Чекисты оперативно арестовывали организаторов волнений.
Картина И.А.Владимирова
Народные волнения против советской власти в 1920 году. Уржумский уезд
В Уржумском уезде избиение продотряда с убийством имело место 20 июня 1920 г. в деревне Лажьял Сернурской волости. Вот что об этом вспоминала местная жительница А.И.Абрамова, за давностью лет назвавшую другую дату события:
«Был первый день праздника семика 1918 г . В послеобеденное время, когда уже началось гуляние односельчан и гостей, в деревню Лажъял приехали трое человек, говорили, что они из продотряда. Разъезжая по деревням, собирали хлеб для солдат и рабочих. Из деревни в деревню их сопровождали ямщики. Из Лажъяла их должны были проводить в деревню Торешкибар. Ямщик Иван Ипатович Абрамов запряг лошадь и готов был тронуться. В это время к тарантасу подходят Андрей Ионович Абрамов и Иосиф Михайлович Сидоров и с придиркой начали расспрашивать: «…Зачем здесь, что вам надо и т.д.» Подходили и другие. Продармейцы, они были в солдатской форме, уговаривали мужчин, чтобы не задерживали, но сельчане не слушались. Тогда один из продармейцев хотел выстрелить из винтовки вверх, но пуля попала в ямщика. Ямщик сумел добежать до ворот соседнего двора и, сидя на скамейке, скончался. Видя, что толпа выпившая, солдаты разбежались. Одного из них, убежавшего в сторону Сернура, лажъяльцы догнали избили до смерти. Один из крестьян снял с убитого сапоги, забрал деньги». Солдат от побоев скончался. На следующий день его зарыли на ржаном поле. Через день в деревню прибыл продотряд для разбирательства о случившихся событиях. Труп убитого бойца был найден. 18 человек, причастных к этому событию, были задержаны и отправлены в Уржум .
Очевидица ошиблась с датой события, что далеко не редкость для воспоминаний. Дополнить эти воспоминания нам поможет публикация из газеты 1920 года. Вот что писал об этом событии его очевидец Г.Шабалин:
«Вечером 26 мая сего года командир роты особо-продовольственного отряда 6 армии 18 стрелковой дивизии тов.Попов и начальник отряда той же команды тов.Пронин с товарищами –продармейцами Заботлиным и Болтышевым прибыли в деревню Лажьял Сернурской волости для перемены подвод, чтобы следовать дальше.
В этот день был марийский праздник «Семик» или «праздник красных цветов» и лажьяльцы праздновали во всю: были поголовно пьяны и толпы их бродили по улице.
Прибывшие товарищи заказали подводы и в ожидании их остановились среди улицы, где подошедшей пьяной толпой были окружены. Посыпались вопросы: «Кто вы и куда едите». На что продармейцы отвечали, что вам нет надобности знать, куда мы едем, а вам граждане стыдно варить и пить кумышку в тяжелое для Республики время и, кроме того, это строго воспрещается, так как уезд на военном положении.
На слова товарищей продармейцы из толпы закричали: «Кумышку пить мы будем как пили раньше и до нас вам нет дела». Продармейцы настаивали, чтобы толпа разошлась, но она напротив пуще их стесняла, и один из граждан ударил продармейцы Заботлина.
Видя это, т.Попов еще раз предупредил, чтобы они разошлись, а в противном случае будет стрелять. Но толпа не повиновалась и товарищ выстрелил вверх (все продармейцы были без оружия, за исключением товарища Попова, у которого был револьвер). После выстрела толпа не разошлась, а еще с большим озлоблением накинулась на них; товарищ Попов выстрелил вторично, пуля попала в 17летнего мальчика. Разъяренная пуще того толпа, вооруженная кольями и вилами, ринулась на продармейцев, которые бросились бежать. Товарищ Заботлин был настигнут и смят толпой, которая бросив его, всего избитого, кинулась за Болтышевым, которому удалось отбежать от селения с версту, но его настигли и расправились… Товарищи Пронин и Попов успели скрыться.
О случившемся дали знать в Сернур. Оттуда выехала милиция и продармейцы и отыскали товарищей Пронина, Попова и Заботлина. Последний весь избитый смог убежать с места происшествия до соседней деревни. Не было одного товарища Болтышева. 28 мая нашли товарища Болтышева во ржи всего обезображенного и убитого; сапоги и деньги стащены. Виновные обнаружены и 17 человек уже арестованы. Следствие продолжается ».
Из сводки за 8-16 марта 1921 г. по Уржумскому уезду можно узнать, что отношение к советской власти со стороны крестьян здесь продолжало оставаться напряженным: «Настроение крестьян в связи с нарядами на подводы, с продгрузом и лесозаготовками остается по-прежнему неспокойным, часто со стороны крестьян слышно возгласы, что советская власть нам ничего не дает, как-то: соль, керосин, мыло, мануфактуры, а от нас, взяв все, теперь выгоняют в подводы, но весь наш инвентарь как сани, телеги, сбруи пришли в негодность, а починить нечем ». В марте 1921 года в селе Шурме Уржумского уезда на волостном собрании крестьяне категорически отказались сделать ссыпание семян и после ареста «подстрекателей» напали на продотрядовцев, избив их кольями, а одного ранив ножом. Для ликвидации «восстания» в Шурму выехал начальник милиции с отрядом в 15 человек . В следующие месяцы мятежи были и в других волостях уезда, сопровождавшиеся не редко избиванием советских работников. Чекисты оперативно арестовывали организаторов волнений.
Картина И.А.Владимирова
"На Вятке плачут..." Вятская губерния в годы Гражданской войны
Столыпинская икона (отрывок)
На Вятке плачут
В Лебяжье был чудесный храм
В честь Николая Чудотворца
На радость местным деревням .
Манил он к службе богомольца.
Но взяли власть большевики,
Плодились без крестов могилы…
У нас латышские стрелки
Порядок новый наводили.
Не жаль им вятских мужиков.
Им не грозила пулей сдача.
Позднее многим из «стрелков»
Пришлось страдать,
О близких плача.
Дню мирному пришел закат.
Стрельба и в нашенской сторонке.
Два лебяжанина лежат
Вне кладбищ
Над рекой Кременкой.
Год восемнадцатый принес
В Лебяжье горе хуже ада:
Ложились люди под откос
Из пуль от красного отряда.
В Лажу чекистам на пути
Попал телеграфист Лобанов,
Копал под «Господи, прости!»
Себе могилу под охраной .
Телеграфистам не везло.
По-видимому, много знали.
Их настигало всюду зло:
Нолинск, Котельнич горевали…
Евгений Новгородцев
Основные даты из истории города Зуевка
1898 г. – возникновение станции Зуевка; построены первые жилые дома поселка с одноименным названием.
1903 г. – открылась начальная трехклассная школа..
1921 г. – впервые состоялись выборы в местный орган власти – поселковый Совет.
1929 г. – Зуевка становится районным центром.
1930 г. – в Зуевке организована машинно-тракторная станция – первая на территории Вятского округа (сегодня – ремонтно-техническое предприятие).
1944 г. – Зуевка получила статус города.
1961 г. – дал первую продукцию ремонтно-механический завод – самое крупное в городе предприятие.
1988 г. – в день празднования 90-летия города состоялось торжжественное открытие памятника славы зуевских железнодорожников.
1994 г. – в январе принял посетителей районный историко-краеведческий музей.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города - Киров 1994 г., с.350-351
Из истории города Глазова: купечество
Одним из богатейших купцов города второй половины 19 века был О.М.Гырдымов – купец второй гильдии. Гырдымов вел торговлю в розницу железными и скобяными товарами в собственном доме по Вятской улице. В штате его торгового заведения числились четыре приказчика. Годовой оборот торговли О.М.Гырдымова достигал 150 тысяч рублей. В городе О.М.Гырдымову принадлежало также четыре склада и один ссыпной амбар. На базарной площади он имел мелочную лавку, оборот которой составлял 8 тысяч рублей в год.
Фамилия купцов Колотовых известна тем, что эта купеческая династия специализировалась на производстве и продаже в городе и уезде алкогольной продукции. Павел Иванович Колотов в 1864 г. основал первый водочный завод в городе. Он вел торговлю продукцией собственного завода, а также занимался оптовой скупкой и продажей хлеба в Глазовском уезде. Еще один из четырех братьев Колотовых – Иван Иванович – в середине-второй половине 19 века также вел активную предпринимательскую деятельность. Он торговал преимущественно привозными виноградными винами.
Купеческая фамилия Сергеевых также занимала не последнее место в среде торгово-промышленного сословия Глазова. Григорий Борисович Сергеев владел стекольным заводом в Игринской волости, имевшим годовой оборот 10 тысяч рублей. Он также осуществлял оптовые закупки хлеба для своего винокуренного завода, продукция которого продавалась и в городе, и в уезде.
История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов 2002 г., с.63
На фото: торговый день на Соборной площади города Глазова
С архивной полки: раскольники в Омутнинском приходе
В Омутнинском приходе раскольников считается мужского пола 1024 и женского пола 1228 душ. Все они называют себя старообрядцами и делятся на разные секты: австрийского толка Белокриницкой епархии, собирающихся для молебствия в свой частный молитвенный дом, приемлющие священство из своей среды и молящихся в своих домах без священника, не принадлежащих ни к какому толку. Распределить их по толкам невозможно, так как они скрывают себя от настоящего толка…
Из сведений об Омутнинском приходе. Не ранее 18 октября 1882 г. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.950 лл.186 об.-188
На фото: единоверческая Никольская церковь Омутнинского завода, 1913 год. Фото с сайта "Родная Вятка"
Из истории города Слободского: первые столовые
Из журналов заседаний Слободской городской думы. 13 октября 1905 г.
Прочитано прошение мещанина Трефилова П.М. о разрешении ему открыть в ноябре и декабре текущего года и в будущем 1906 г. столовой в доме Кошурникова на углу Глазовской и Никольской. Из приложенной к прошению подписки видно, что Трефилов на содержание столовой права не потерял.
Постановлено: открытие столовой Трефилову разрешить, акциз же определить, принимая во внимание местоположение открываемого заведения, в 60 рублей в год, по 5 руб. в месяц.
Городской голова Вал.Куршаков, гласные Ив.Салтыков, Ал.Ивановский.
ЦГАКО ф.587 оп.10 д.17 л.202
На фото: дореволюционный Слободской
Город Яранск в 1930-е годы
…Тридцатые годы в памяти народа связаны с горькими воспоминаниями. Наиболее трудолюбивая часть селян подверглась раскулачиванию, их имущество разворовывалось местными активистами. Людей без суда и следствия ссылали в отдаленные районы Сибири. Поголовно было истреблено духовенство.
Каким, к примеру, врагом народа можно назвать учителя Павла Федоровича Костерина, одного из организаторов образования в уезде, первого редактора газеты «Голос трудового народа!» Погиб за колючей проволокой Вятлага.
Наверное, каждому яраничу был известен кустарь Иван Иванович Богданов. Золотые руки мастера могли отремонтировать примус, запаять кастрюлю, поставить на ход велосипед. Власти усмотрели в Богданове капиталиста, упрятали его за решетку.
В это время нанесен был невосполнимый ущерб архитектурному облику Яранска: до основания разрушены три городских каменных церкви – замечательные памятники народного зодчества, церковное имущество разграблено. Быть может, эти потери были восполнены новым строительством? Отнюдь! За все тридцатые годы в городе появилось единственное двухэтажное каменное здание – узел связи, построенный по проекту местного архитектора М.П.Костромитинова.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города - Киров 1994 г., с.208-209
На фото: старый Яранск
Из истории города Уржума: первая типография
…Основателем типографии в г.Уржуме был мещанин г.Глазова Петр Иванович Сергеевич. До открытия типографии в Уржуме П.И.Сергеевым была открыта таковая же в своем родном городе Глазове, но, вследствие ее малодоходности, при существовании в том же городе другой типографии, она и была им перенесена сначала в Нолинск, а потом – в Уржум.
… В типографии П.И.Сергеева в Уржуме печатались доклады и журналы Уржумского земства и некоторые из сочинений местного законоучителя бывшего уездного, а ныне городского трехклассного училища и прогимназии, священника (ныне соборного протоиерея) Ипполита Петровича Мышкина. В.Магницкий.
ЦГАКО ф.574 оп.2 д.74 л.21
Татарские и удмуртские деревни в первые советские годы (на примере Марийской Автономной области)
Ликпункты
Чисто татарских имеется один. В деревне Параньге, где обучается 38 человек вотяков, нет.
Ветпункты
Имеется среди татарского населения в деревне Параньге один ветеринарный пункт.
Медицинские пункты
В татарских районах не имеется, и они посещают ближайшие пункты: деревни Ирмучаш, Мари-Турек, Нартас. А что касается вотского населения - там имеется один в деревне Кырлыган.
Количество грамотного населения
Сведений о количестве грамотного населения в татарских и вотских районах не имеется, но общий процент грамотных к числу грамотных в вотских и татарских районах составляет 3, 6 %. Неграмотных татар всего имеется мужчин 1783 и женщин 2411, вотяков мужчин 76, женщин 94.
Количество школ
Число татарских в кантоне 9 ; количество учащихся в них мужчин 504, женщин 201 и одна семилетка, учащихся в ней мужчин 131, женщин 73.
Вотских школ две, из них одна семилетка – учащихся вотяков мужчин 64, женщин 18. Занятия проводятся по программе ГУСа, по комплексной системе.
ГА РМЭ Р-250 оп.4 д.39 лл. 22-24 об.
С архивной полки. По страницам метрических книг: редкие фамилии
Из метрической книги церкви села Вожгалы за 1881 год. 23 апреля 1881 года у крестьянина починка Верх Лыстани Давида Дометиевича Херова и его жены Екатерины Андреевны родилась дочь Пелагея. Крестили девочку 1 мая того же года. Крестной ее стала крестьянская девица того же починка Наталья Флоровна Жуйкова.
Источник: ЦГАКО ф.237 оп. 227 д.108 л.52
Как лечились в старину. По страницам старинных лечебников
Трава плакун. Растет по борам. У кого грыжа в нуторе ходит, и семя ее истолки в бруснице или в клюкве – а не с тем – не утолочь. Давай есть на тощее сердце, и ложися спать. И грыжу на низ понесет легко.
Дуб – силу имеет. Набери дубового листу старово пубасту, и тот лист сожги, пепел всыпь в воду и пей. Добро есть – от многих немощей нутренных здравить. Или щелок дубовой пей от нутренных болезней.
Древо смородина. Навари ея листу сморого в воде; и как третья доля воды останетца вару того, процеди и смешай со строднею, иже есть смешай масло и пущай в очи булавкою. И очам вельми здорово.
Лечебник 17 века // Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.64-65
Званые обеды Вятки
«Вчера, — читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…» ...
М. Е. Салтыков-Щедрин. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”
Обед. 10 января в день открытия губернского собрания у господина управляющего губернией состоялся обед для председателей съездов и председателей управ.
Вятская речь - 1910 г. № 8
Назад к списку