Август: 16-31
Исчезновение вятских деревень в 1970-1990-х годах: в чем причины?
На 1 января 1970 г. в области было 11250 сел и деревень с населением 786,6 тысячи человек. К началу 1975 г. осталось 10241 селение, число жителей уменьшилось на 146,4 тысячи человек.
Исчезновение мелких деревень отдалило крестьянина от поля, от земли, еще больше появилось непаханных нив, некошенных лугов и залежей.
Не произошло ожидаемых перемен во время и так называемых демократических реформ. За эти годы деревня лишилась 38 процентов трудолюбивых работников: нет половины животноводов, трети механизаторов….
Деревня продолжает таять. В начале 1995 г. в нашей области осталось 5019 населенных пунктов, с постоянно проживающим населением – 4333, из которых в 1641 селении жили от 1 до 10 человек, в 831 – от 11 до 15, в основном престарелых. Численность сельского населения тогда составила 498,8 тысячи человек при общей численности жителей области 1695,7 тысячи человек. Взяло верх и продолжает властвовать подавление сельской экономики. Русская и наша, вятская, деревня оказались в критическом положении, когда невозможно не только строить, расширять сельскохозяйственное производство, но и сносно жить. Сельское хозяйство уничтожается диспаритетом цен. Заоблачные цены на технику, горючее, стройматериалы, мизерные на молоко, мясо, хлеб создали «ножницы», размах которых достиг гибельных для России размеров…
А численность деревень пока неуклонно уменьшается. По данным облкомстата, общее их число на 2001 год составляет 4575 деревень, из них обитаемых с постоянно проживающим населением – 3971, меньше четырех тысяч. Сельское население за последние пять лет уменьшилось на 44 тысячи и составляет 454,2 тысячи человек. Трагедия 20 века перешагнула в век 21.
Владимир Ситников. Из предисловия к Энциклопедии Земли Вятской. Том первый, книга вторая: Села. Деревни – Киров 2002 г., с.19-20
На фото: в этой деревне еще 5-10 лет назад была жизнь, судя по еще хорошим домам. Теперь - только ряд мертвых домов на безмолвной улице среди леса и полей...
Персоналии первых вятских большевиков - как выходцы из состоятельных сословий стали сторонниками большевиков?
Как ни странно может показаться, многие первые большевики, включая вятских, происходили из образованных людей и иногда даже и из состоятельных семей. Это не считая верхушки РСДРП, которая сплошь состояла из образованных людей с университетским образованием. Но если профессиональные революционеры ставили революцию целью своей жизни, то, что в ней могли найти дети состоятельных людей из глубинки? Здесь вспоминаются слова известного персонажа из романа А.Иванова "Вечный зов": "— Ну, что у вас может быть общего с этой, извиняюсь шантропой? Ведь перед тобой же светлое будущее: университеты, гаудеамус идитур, прелестные девушки, служение Отечеству!.." Слова эти были сказаны купеческому сыну Петьке Полипову, который, по его словам, "порвал с родителями и прошлым". А у него мог быть и реальный исторический прототип (не считая провокаторской составляющей героя романа Иванова) - это Вячеслав Михайлович Молотов, выходец из мещанско-купеческой семьи, получивший прекраснейшее образование - Казанское первое реальное училище и Санкт-Петербургский политехнический институт (последний закончил, будучи уже революционером). Отец его был приказчиком в Нолинске, мать происходила из купеческой семьи. Братья матери имели «Торговый дом братьев Небогатиковых».Молодому Молотову и можно было бы задать эти слова: "— Ну, что у вас может быть общего с этой, извиняюсь шантропой? Ведь перед тобой же светлое будущее: университеты, гаудеамус идитур, прелестные девушки, служение Отечеству!.." Ответа, правда, мы уже никогда не узнаем. Ответ мог бы дать тот же персонаж из романа/сериала "Вечный зов": "Обманули, завлекли..."
Кроме В.М.Молотова и многие другие первые вятские большевики происходили из образованных людей и тем не менее они отреклись от своего прошлого и начали строить новое будущее...
На фото: В.М.Молотов в молодости и герой романа "Вечный зов" Петр Полипов. У них, действительно, в происхождении и детстве было много общего. Даже возникает мысль, не взял ли Анатолий Иванов прототипом своего героя реального исторического деятеля? А прототипом провокатора мог вполне стать другой человек. Ведь среди революционеров было много таких, кто сотрудничал с полицией...
Вятская деревня в годы НЭПа
Из-за нового неурожая, в ряде волостей часть крестьянства в поисках средств для жизни «свои деревни покинула, разъехалась по уральским заводам, не получив даже на руки окладных листов». Другим признаком упадка крестьянского хозяйства стала распродажа скота и инвентаря. Данное явление «наблюдалось не частичное, а массовое, редкая деревушка избегла этой участи». Годовое потребление хлеба и хлебных продуктов крестьянским населением губернии к середине 1920-х годов составляло только 90 % довоенной нормы. В питании крестьян преобладали растительные продукты, ощущался недостаток жиров и углеводов, что являлось признаком бедности.
В свете сказанного, по меньшей мере небесспорными представляются утверждения некоторых исследователей о том, в Вятском регионе «результаты НЭПа сказались незамедлительно» и крестьянству удалось «быстро преодолеть тяжелые последствия неурожая».
В действительности, первые годы НЭПа не стали переломными в восстановлении сельского хозяйства губернии. Суровые природные условия края, послевоенная разруха, недостаток семян, инвентаря и рабочего скота не позволяли вятскому крестьянству быстро достичь не только довоенного, но и дореволюционного уровня. В целом, вятские крестьяне, по сравнению с крестьянством других губерний, в значительно меньшей степени испытали на себе позитивные стороны НЭПа и вынуждены были восстанавливать хозяйство при минимальной поддержке государства, опираясь, в основном на собственные силы.
Однако, несмотря на трудности, к середине 1920-х годов сельское хозяйство Вятской губернии достигло несомненных успехов. Новая экономическая политика давала первые положительные результаты. Посевные площади зерновых составляли в 1925 г. уже 92,4 % к уровню 1916 г., валовой сбор зерновых – 103 %, поголовье скота было несколько больше, чем в 1912 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1925 г. достигла 87 % довоенного объема. Наблюдалась некоторая интенсификация земледелия. Это выражалось, прежде всего, в увеличении удельного веса в посевах технических культур (лен, конопля, картофель), посевных трав при одновременном сокращении доли ржи.
И.В.Чемоданов. Вятское крестьянство в период НЭПа (1921-1929 гг.) – Киров 2011 г., с.26-27
Фото С.А.Лобовикова
Лето – пора крестных ходов
Богомолец! Вот чудесное слово для обозначения русского духа… Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас – оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию; отойти странником в новую страну, где по новому увидеть Бога и в земном, и в небесах и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?..
Иван Ильин, русский философ
На фото: Свято-Тихоновский крестный ход в Уржумском районе в конце июня
Эпоха газетной строкой. Первые вечерние школы
Сарапул. Здесь с 1 мая прибавилось еще одно начальное земское училище – вечерние классы с неграмотными; училище это будет с 3 отделениями, программа его такая же как и у начального училища. Занятия будут происходить ежедневно с 6 до 8 часов вечера, не исключая праздничных дней; днями без занятий будут кануны воскресных и праздничных дней. «Новое» училище будет помещаться пока в здании, занимаемом мужским земским училищем. Сарапульская управа придает вечерней школе особенно серьезное значение, как первому опыту в устроении вечерних училищ. Если опыт увенчается успехом - такие же школы предположено открыть в Ижевском и Воткинском заводах. Пожелаем новой школе полного успеха.
Вятская газета - 1897 г. № 7
Ранние актовые книги ЗАГСа напоминали прежние церковные метрические книги, но уже стало появляться и кое-что новое. Например, стали писать не только имя ребенка и его родителей, но и их возраст и род занятий, кто подал заявление на регистрацию. Для генеалогического поиска это может быть ценно, т.к. можно узнать возраст родителей для составления дальнейшей родословной.
На фото: страница актовой книги 1924 года из фонда архива ГА РМЭ
Старинные курганы Вятской губернии
1. Довольно высокий, конусообразный, на половину смытый разбойничий «отвал» находится близ Песковского завода. Здесь предполагается старая шахта.
2. 2 кургана в ½ верстах от села Тихоновского. На кургане уже были исследователи.
3. Курган находится к западу от деревни Бодьи Малмыжского уезда Сюмсинской волости.
4. Курган находится близ села Кузнецовского Уржумского уезда. При распахивании кургана находили кое-какие «кирпичики».
5. Курган у села Галицкого, на котором по преданию останавливался Иван Грозный во время похода на Казань.
6. и 7. Два кургана существуют в Окатьевском приходе при деревне Поповшинской (в логу, на топком месте, высотой сажени 4) и при починке Терешичей. Последний совершенно срыт кладоискателями.
8. Курган близ деревни Болгуры (в 15 верстах от села Перевознинского).
9 и 10. Два кургана находятся между деревнями Перекоповым и Решетниковым, около села Старая Тушка, Малмыжского уезда.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1885 г. - Вятка 1884 г.
Интересно могли ли эти курганы сохраниться до наших времен?
Обязательное обучение в 1897 году
Обязательное обучение. «Губернские ведомости» сообщают , что прихожане с.Ильинского Нолинского уезда в память священного коронования Их Императорских Величеств постановили: «С начала учебного года ввести обязательное обучение мальчиков 9 лет и девочек 8 лет, кроме слепых и глухих; у кого же 2 или 3 детей, могущих учиться, то одного из них по усмотрению законоучителя священника Молина, могут оставить только на один год для домашних надобностей». За нерадивое доставление детей в школы оговорен в приговоре штраф.
Вятская газета - 1897 г. № 7
Число старообрядцев в России на 1897 год
О числе раскольников в России. По последним статистическим сведениям, собранным при Святейшем синоде оказывается, что в настоящее время раскольники, в большем или меньшем количестве, находятся во всех епархиях европейской и азиатской России. Более всего распространены раскольники в приволжском крае, преимущественно в Нижегородской (70 тысяч раскольников), Саратовской (больше 52 тысяч), и Самарской (более 81 тысяч раскольников). Силен раскол также в Вятской (75 тысяч раскольников), Черниговской (50 тысяч) и Полоцкой (82 тысячи) епархиях. В Сибирской больше всего раскольников в Иркутской (30 тысяч), Тобольской (55 тысяч) и Томской (82 тысячи) епархиях. Но более всего раскольников в Донской епархии: их здесь насчитывается около 106000 душ обоего пола.
Вятская газета - 1897 г. № 8
На фото: семья староверов. Российская Империя , 1899 г. Источник: ИСТОРИЯ всё самое интересное
Вятские фамилии: Щучиновы
Хотя к концу 20-го века в нашей многонациональной стране все предрассудки были «успешно преодолены», нет-нет, да и случались инциденты. Друг детства Ленька Щучинов ухаживал за девчонкой, носившей такую же фамилию. Симпатии были взаимны, ничто не предвещало грозы, пока в отношения не вмешался отец девушки. Он запретил дочери встречаться с Ленькой, причем высказал это в такой форме, что молодому человеку ничего не оставалось, как прервать отношения с возлюбленной. Они, мол, русские, а Ленька мариец и, мягко говоря, ему здесь «ничего не светит». Дочь получила соответствующее наставление от папаши и, в силу существовавших в то время норм морали, перечить отцу не могла.
Мы раньше как-то не вникали в существо фамилии, в родственные связи. Еще со сталинских времен родители наши не афишировали эти связи, опасаясь репрессий «за связь с врагами народа», коими могли оказаться близкие родственники, «укравшие с колхозного поля колоски» или «подрывавшие устои колхозного строя». Не предполагали, что фамилия - это некий родовой знак, раскрывающий имя или прозвище предка, стоявшего у основания рода. Мы считали: «Ну, однофамильцы, а чтоб родственники? Откуда? Мало ли на свете одинаковых фамилий!» И даже сейчас мало кто задумывается над этим.
Памятуя об этом, решил проверить, действительно ли были Щучиновы русские и Щучиновы мари. Что руские Щучиновы жили в деревне Коротаево, узнал от Щучиновых русских. Что Щучиновы мари жили в Азансоле, знал с детства. Оставалось посмотреть по ревизским сказкам, кто же был среди основателей деревни Коротаево.
Поскольку часто деревня называлась по имени или фамилии первопоселенца, надо было проследить, когда же Коротаевы переселились на территорию нашего района и когда в этой деревне появились Щучиновы. Такие сведения нашлись в ревизской сказке (переписи) 1834 года. Сергей и Евтропий дети Коротаевы приехали и поселились в починке при речке Пентангере в 1826 году из Орловской округи Тохтинской волости починка Коротаевского. Среди вновь прибывших новоселов был и Иван Гурьянов сын Аммосов из Котельничской округи Шеломовской волости деревни старой Казенной. А вот Зотик Гаврилов сын Щучинов среди вновь прибывших не числился, значит жил здесь раньше, до предыдущей переписи 1816 года.
Ревизия 1812 года показала, что Зот Гаврилов Щучинов переселился из Азансолы в починок еще в 1808 году и был первопоселенцем будущей деревни Коротаево, названной так гораздо позднее и, вероятно, потому что семейство Коротаевых, как более многочисленное, доминировало в деревне. А, скорее всего, и не было тогда у Щучиновых фамилии. Новокрещен Зотик Гаврилов – и все. Так писалось в метрических книгах и исповедных росписях. Что он Щучинов, вытекало из фамилии его потомков, уже позднее, при составлении родословной.
Деревня Коротаево считалась русской, а потому и коротаевские Щучиновы считали себя русскими.
Брат Зотика Иван Гаврилович с семейством жил в деревне Азансоле. Его ветвь так и осталась марийской. Потомки Гаврила Щучинова в восьмом колене оказались разделенными неким национальным барьером, хотя по сути были одной крови.
Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской. Родословие - Киров 2012 г., с.158-159
На фото: разворот исповедной росписи
Истоки. Погост в Истобенской волости над рекою над Вяткою…
Орловского уезду Истобенской волости погост над рекою над Вяткою. Церковь Николы Чюдотворца да церковь теплая с трапезою Святого пророка Ильи в приделе страстотерпца Христова Гегоргия.
Во дворе поп Пантелеймон Тимофеев сын Мошкин з детьми с Огафонком да Стенкою да с Ывашком. Огафонко осми лет Стенка четырех лет Ивашко двух лет. У нево же племянник Родка Онтонов сын Мошкин одинатцати лет. У него же Пашка Захаров сын Усцов с сыном с Савкою. Савка шти лет. Во дворе церковной диячоек Ивашко Софонеев сын Юферов с сыном Богдашком. Богдашко двенатцати лет. Во дворе пономарь Стенъка Петров сын Юферов з братом Елфимком. У Стеньки сын Ивашко году Елъфимъком дватцати лет. Во дворя просфирня Матренка Федорова дочь з детьми с Ывашком да с Конашкою. Ивашко дватцати // четырех лет. У Конашки сын Гришка году. У него же внук Савинко Иванов сын Целищев. Савинко десяти лет…
Из переписных книг писцов Новгородской четверти (жильца) Василия Петровича Отяева и подъячего Савы Ищеина (1646 г.). РГАДА ф.137. Орел. Кн. 1. Название дано по каталогу «Писцовые книги Русского Севера» (М., 2001 г.).
На фото: Николаевская церковь села Истобенск, 1768 года постройки. В приведенном документе упоминается еще деревянная церковь, стоявшая до каменной. Фото 2018 года
Путь священнослужителя второй половины 20 века: иеромонах Геннадий (Лоскутов)
Иеромонах Геннадий (Лоскутов Юрий Васильевич).
24 апреля 1959 г. – родился в г.Перми.
1966 г. – ученик Верхорубской восьмилетней школы Котельничского района Кировской области.
1967 г. – переезд в г.Котельнич (учился в школе № 4).
1976-1978 гг. – учащийся котельничского ГПТУ № 27. Получил специальность столяра-станочника.
1978-1980 гг. – служба в рядах советской армии в г.Москве.
1981 г. – нес послушание алтарника в Свято-Екатерининском кафедральном соборе г.Слободского.
1985 г. – окончил вечернюю школу № 8 в г.Кирове.
14 сентября 1986 г. епископом Кировским и Слободским Хрисанфом хиротонисан целибатом в сан диакона в Екатерининском храме г.Слободского.
С 15 сентября 1986 г. – штатный диакон кафедрального собора в г.Слободском.
16 апреля 1990 г. архиепископом Кировским и Слободским Хрисанфом рукоположен в сан священника.
С 1 мая 1990 г. – настоятель Крестовоздвиженской церкви в п.Мурыгино Юрьянского района.
1992 г. – ко Дню Святой Пасхи награжден набедренником.
1994 г. – награжден камилавкой.
1997 г. – ко Дню Святой Пасхи Патриархом Московским и всея Руси Алексием награжден наперсным крестом.
С 15 мая 1997 г. – настоятель Успенского молитвенного дома в п.Восточный Омутнинского района.
Со 2 февраля 1998 г. – штатный священник Христорождественского Богородичного женского монастыря г.Вятские Поляны.
16 декабря 1999 г. принял монашеский постриг, который совершил наместник Свято-Успенского Трифонова монастыря игумен Иов (Муравьев). Наречен в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (память – 17 декабря).
2003 г. – ко Дню Святой Пасхи Патриархом Московским и вся Руси Алексием представлен к игуменству (в сан возведен не был).
29 ноября 2003 г. отошел ко Господу. Погребен на кладбище с.Боровка Котельничского района.
Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 3 – Киров 2004 г., с.31-32 Фото из книги
С архивной полки. Как сложно было девушке царского времени получить высшее образование (из ученических автобиографий)
Я – Ванда Рудольфовна Келлер, дочь провизора, родилась в городе Уржуме Вятской губернии 16 апреля 1887 года.
До 15 лет я жила в этом городке, где отец мой служил провизором в земской аптеке, а мать давала уроки иностранных языков. Когда мне минуло 8 лет, я начала учиться дома, а 11 я поступила во 2 класс местной гимназии. Переходя каждый год с наградами из класса в класс, я дошла до 6 класса, после чего родители, желая дать мне большее развитие и больше знаний, поместили меня в Казанскую Ксенинскую гимназию, где я окончила курс с золотой медалью в 1905 году. В 8 классе я избрала своею специальностью новые языки, чтобы изучить их для поездки за границу. Надо сказать, что я с детства мечтала о курсах, и именно естествознание влекло меня к себе. Сначала сама природа, которую я всегда любила, затем простые беседы, детские статьи по естественной истории, позднее уроки в гимназии доставляли мне истинное наслаждение, и мой интерес к естествоведению превратился в сознательное желание изучить его серьезно. С этой целью я решила поехать за границу.
В первый же год после окончания гимназии я, как члены семьи, в которой все работали, захотела также трудиться и занялась уроками. Я готовила и к вступительным экзаменам (это дело, как наиболее живое, мне нравилось больше всего), и репетировала, и давала уроки немецкого и французского языков. Несмотря на массу дела, я не изменяла своему естествознанию: в тот год я прочитала Дарвина, кое-что по астрономии, биологии – вообще с того года я перестала идти ощупью к достижению своей цели. Я пользовалась каждым рефератом, каждой публичной лекцией, чтобы хотя немного быть подготовленной к предстоящим серьезным занятиям. Осенью должна была осуществиться моя мечта – заграница и университет, но меня постигла неудача: сложившиеся обстоятельства отняли у меня все – они отняли возможность ехать за границу.
Это было весной 1906 года, я приуныла: впереди были только уроки, на которых я должна была передавать те неполные гимназические знания, которые меня не удовлетворили; я чувствовала, что этого мало, что я скоро выдохнусь и я сознавала, что было бы совсем другое, если бы я взялась за дело преподавания с серьезными знаниями и подготовкой.
Но вот судьба мне улыбнулась: в тот год в университет были допущены женщины. Я поступила на отделение естественных наук физико-математического факультета. День поступления был самым счастливым днем в моей жизни.
Я с жаром принялась за дело и ушла в него вся. Для меня открылся совершенно другой мир!
Теперь я училась не по книгам, а по живым образцам. С каждым годом я втягивалась в занятия все сильнее и сильнее. Особенно пристрастилась я к биологическим наукам. Часами просиживала я в лабораториях и кабинетах с микроскопом, среди препаратов, пробирок и часто, не замечая ужасной атмосферы химической лаборатории, проводила там по пять-шесть часов, вдыхая воздух, отравленный сероводородом и другими газами. Так проходило время до 3 часов; наскоро пообедав, я бежала на уроки и до 7, а иногда до 9, я не принадлежала себе. Вечером я отдыхала за какой-нибудь химией, физиологией или ботаникой. Несмотря на физическое утомление, я была бодра и счастлива: у меня было любимое дело.
Но были, конечно, и черные дни… Очень неприятно, например, было запрещение экзаменовать нас, вольнослушательниц; затем как огорчила меня весть о недопущении нас к практическим работам – ведь это значило лишать самого главного, самого существенного! Самым же ужасным ударом для нас был циркуляр 1908 года, вследствие которого мы, вольнослушательницы должны были покинуть университет.
Путь к университетскому образованию был отрезан. На средине я остановиться не хотела и поехала в Петербург, желая продолжать работать на Бестужевских курсах, но, в виду переполнения, меня не приняли, и я тогда же подала прошение на Московские курсы. Попасть так поздно (то были конец сентября и начало октября) было очень трудно. В ожидании ответа я вернулась в Казань. Сознание, что я осталась за бортом, вся эта неопределенность были тяжелы, так что, когда в середине октября, нас снова приняли в университет, я до того была измучена, что даже кабинетная работа не дала мне на первых порах забвения. Эта ломка не прошла бесследно; у нас не было даже надежды, что нам дадут кончить, и наши ряды заметно поредели. Тот год я посвятила специальной работе и с 9 до 3 сидела с микроскопом. Интерес работы и хороший профессор-руководитель помогли мне оправиться от неудач.
В целях заготовить материал для зимы, так как с осени я намеревалась взяться за сочинение по специальности, я поехала на Кавказ. Там собрала я гербарий, небольшую коллекцию насекомых и возвратившись осенью домой, принялась за работу. Кончить ее в тот год мне не удалось, так как нужно было сдавать дополнительные экзамены при мужской гимназии. Сначала я разрывалась между университетской работой, подготовкой к дополнительным экзаменам и уроками, которые за все время университетской жизни я не прерывала. Не выдержавши того напряжения, я принуждена была оставить все и скорее ехать из города. Дополнительные экзамены пришлось отложить до следующей, то есть до нынешней, весны. Я решила было кончить начатое сочинение, но мое прошение об оставлении в университете еще на год для окончания работы не было удовлетворено, потому что все необходимые восемь семестров и все практические работы имелись у меня на лицо.
Масса занятий по предстоящим полукурсовым (а в течение всего университетского курса мы не имели права сдавать ни одного экзамена), а также испытаниям при Государственной комиссии, кроме того подготовка к дополнительным экзаменам – все это вместе, поглощая все мое время и мою энергию, едва ли дало бы возможность окончить задуманную мною работу.
Университет дал мне много: он обогатил мою душу, мой ум. Несмотря на все препятствия и затруднения, которые пришлось испытать за время пребывания в его стенах, он все-таки мне дорог.
Много впереди работы и, может быть, затруднений, но хочется верить, что купленное столь дорогой ценой огорчений, трудов и здоровья даст хотя что-нибудь и для других.
Как часто препятствия и трудности заставляли бессильно опускать руки, снова подниматься в надежде на лучшее будущее и многое прощать ради достижения заветной цели!
НАРТ ф.88 оп.1 д.2225 лл.293-295. Подлинник.
Фото из документа
Сельский врач
Многие годы в Лажской больнице Уржумского уезда проработал Георгий Алексеевич Скалепов. Жителям села он запомнился своим добродушием и отзывчивостью, тем, что помог очень многим жителям села и округи (это, кстати, пример для современных врачей). Появился он в больнице в самом начале прошлого века. В 1904-м врач Скалепов выступал с докладом о трахоме на сессии Уржумского земства среди учеников своего участка и предлагал устранить такие дурные гигиенические условия как то недостаток освещения и воздуха в 50 процентах классных комнат. Также он настаивал на введение в школах котлов для горячей пищи для улучшения продовольствия учащихся.
Неплохо была оборудована заботами врача и сама больница. Судя по журналам земского собрания, при ней имелись операционное, родильное, терапевтическое, заразное и сифилитическое отделения, аптека с подвалом. Операционных больных помещали в общие палаты. в приемной имелось до 6 венских стульев, 10 столов, 10 табуреток, 4 большие лампы. Возможно, по этой причине, в больницу ехали больные и роженицы за десятки верст. В феврале 1915 г. фельдшер лебяжской больницы (она открылась в 1914 г.) Устюгов не решился на то, что бы его жена рожала здесь, и повез ее в далекий Лаж, в самую зиму, за 30 верст! Уже это о чем-то может говорить. Здесь 19 февраля у них родился сын Николай. При крещении мальчика 23 февраля его крестным стал местный врач Жилин. Подобным же образом везли в Лаж рожать своих жен представители и остальной лебяжской интеллигенции. Об этом свидетельствуют записи метрических книг Лажского прихода. 17 апреля 1915 года в Лажу родились близнецы Ариадна и Зоя, дети учителя Лебяжской земской школы Ивана Семеновича Сидоркина. Крестной второй девочки стала библиотекарь из Лебяжья Вера Ивановна Загарская.
В 2011 г. на страницах лебяжской газеты «Знамя октября» публиковались воспоминания Надежды Матвеевны Бадьиной об этом прекрасном, добром, отзывчивом человеке. Сохранились эти воспоминания благодаря небольшой автобиографии Надежды Матвеевны, в которой она рассказывала о своей жизни. Интересна автобиография и тем, что рассказывает о жизни того времени, например, о том, что в с. Лаж существовало благотворительное общество. Вот что Надежда Матвеевна писала: «Родилась я в 1897 году в деревне Большие Гари, Уржумского уезда, Вятской губернии, в семье неграмотного крестьянина Матвея Артемьевича Бадьина. Дед Артемий был нищим, побирался кусками. Детство прошло в самых тяжелых условиях: не было ни обуви, ни одежды, временами не было хлеба.
Из-за истощения в возрасте восьми лет я заболела золотухой, и едва не лишилась зрения. На счастье в деревне оказалась учительница Е.И.Котлецова, которая натолкнула неграмотных родителей на мысль отправить меня в Лажскую больницу, где я в течение 6 месяцев была на излечении у врача Г.А.Скалепова.
Врач Скалепов полюбил меня, мы часто разговаривали. Он заметил, что у меня хорошие способности к обучению. В школу я не ходила, но от старших сестер дома выучилась читать, писать, декламировать стихи, считать в уме и знала таблицу умножения. Доктор стал все чаще и чаще носить мне книги, заставлял заучивать стихи, учил решать задачи. Все это я делала с большим желанием.
На следующий год я поступила в сельскую Больше-Гаринскую школу, сразу во второй класс, а через 2 года ее закончила (курс был трехгодичный).
Врач Скалепов через сельскую учительницу, видимо, справлялся о бывшей пациентке, и после окончания школы они вместе с учительницей Котлецовой решили отправить меня учиться в «город».
Учительница поговорила с отцом и сама отвезла меня в город Уржум для сдачи экзамена в гимназию. Экзамен из 130 поступающих я выдержала первой, и с 1 сентября 1909 г. была зачислена ученицей Уржумской женской гимназии.
У родителей средств на мое обучение не было, но мои благодетели помогли мне и в этом. Лажским обществом вспомоществования, в руководстве которого состоял мой знакомый врач, мне было выделено 20 рублей в год. Необходимо было платить также за учебники, канцпринадлежности и квартиру. На выделенные 200 рублей я просуществовала 4 года. 80 рублей стоило обучение, остальные ушли на одежду и прочие расходы. За квартиру я платила только один год, на второй была пристроена в качестве девочки-прислуги к барыне Тимофеевой, знакомой врача Скалепова.
Через 4 года Лажское благотворительное общество прекратило свою деятельность, Скалепов переехал в Уржум. Мне, чтобы продолжить учебу, необходимо было найти другой способ существования. Благодаря заботам врача Скалепова, меня устраивают репетировать детей купцов, главным образом, староверов Шамовых и Стяжкиных. Таким путем я зарабатывала средства на ученье, продолжая добросовестно выполнять обязанности горничной у той же барыньи Тимофеевой до окончания гимназии. В течение последних двух лет я еще получила 200 рублей стипендии, установленной Уржумским земством в память одного земского деятеля Селюнина…»
Так сельский доктор помог больной деревенской девочке, которая впоследствии стала учительницей и многие годы работала в Лебяжской средней школе, за многолетнюю работу была награждена орденом Ленина. Можно сказать, она оправдала надежды врача Скалепова, который, конечно же, помог за свою долгую жизнь не только ей. Например, в 1903 г. по совету лажского врача в Уржумское земство обратился аптекарский ученик той же больницы Трифон Бусоргин с ходатайством о маатериальной помощи для лечения кумысом ввиду болезненного состояния. Земство выдало ему 75 рублей с возвратом, которые он в следующем году вернул.
После революции 1917 г. Г.А.Скалепов еще многие годы работал на поприще медицины. Последним местом его служения стало диагностическое отделение областной больницы во время Великой отечественной войны. За помощь раненым солдатам в эвакогоспиталях и больницах, врач был представлен к награде. В это время ему было уже больше 70 лет…
На фото: участковая больница в селе Лаж современного Лебяжского района. Один из корпусов больницы и поныне стоит в селе
Как учили грамоте в начале XIX века
- Да для такой страны, как наша, нужно не 300 студентов, а 30 тыщ, самое малое!
- Ну, ты, Ломоносов, ври, да знай меру! 30 тысяч! А кто же пахать-то будет?
Сериал "Михайло Ломоносов" (СССР)
В конце ХVIII века неграмотность была распространена даже среди приходского духовенства, не говоря уж о крестьянстве. . В основном детей учили грамоте у частных лиц – служителей церкви. Те, за небольшую плату, соглашались обучать грамоте. По сохранившимся «послужным спискам» священников того времени можно узнать, как обучали они грамоте своих сыновей. Учить читать начинали рано - в 5-6 лет и учили затем долгих 10 лет, и то, как отмечалось, к 15 годам не все мальчики были "твердо обучены". Первой учебной книгой была «Азбука», по ней дети 5-8 лет учились читать и писать. Примерно в 8 лет начинали учить по «Часослову» и еще через несколько лет переходили к «Псалтыри». Когда сыну священника исполнялось 16-18 лет, его отправляли учиться в духовное училище. Про дочерей батюшек обычно писали: «читать не учится». Точнее говоря, не считали нужным учить их грамоте. Простое же население было сплошь неграмотным, и когда надо было расписываться, обычно «прилагали» отпечаток руки.
Остались интересные воспоминания нашего замечательного уроженца, профессора Казанской духовной Академии И.Я.Порфирьева, сына священника, как его учили грамоте:
«Странно, что у меня не сохранилось в памяти ничего о том, когда и как я научился читать и писать, смутно припоминаю только, что меня зачем-то посылали к дьячку, жившему за церковью. Это был, вероятно, один из тех мастеров, о которых говорится в Стоглаве. В таком случае мне, очевидно, привелось в начале моего учения вкусить от часословной и псалтырной мудрости, но это едва ли было долго и много. У батюшки, сколько можно судить по способу обучения других братьев, был другой метод. Другие братья учились просто, не присаживаясь за стол с книжкой и указкой, а походя и самоучкой. Покажет батюшка буквы азбуки, как их различать и складывать в слова, и заставит самих упражняться, и братья выучивались сами. Так, вероятно, было и со мной, по крайней мере, батюшка так меня учил русской грамматике, когда мы приехали в Белую и когда я, как записанный во второй класс, где начинали учить русской грамматике, должен был ее изучать походя, без всякой книги, можно сказать, по пальцам. Сначала он на словах объяснял мне, что все предметы и слова трех родов, и показал, как надобно различать роды; если к слову прилагается местоимение «сей», значит слово мужского рода, если «сия», – женского, если «сие» – среднего. Потом показывал, сколько склонений и как нужно склонять по падежам, как различать падежи при вопросе: – кто? и что? будет именительный падеж; при вопросе – кого? или чего? будет родительный, – кому? или чему? дательный и т.д. После таких предварительных объяснений начиналось практическое упражнение в грамматике, которое происходило совершенно неправильно, а урывками и походя. Придет батюшка из прихода, озябнет и залезет погреться на полати и позовет меня упражняться в грамматике.
«Ну, Ванюша, скажи ты мне, какого рода будет потолок? Сей потолок или сия потолок? – Сей потолок, – значит, мужеского рода. – А печь какого рода? Сей печь или сия печь? – Сия печь… значит, женского рода. А окно, какого рода? Сей окно или сие окно? – Сие окно – значит, среднего рода».
Потом шли также практические упражнения в склонениях и спряжениях. Выбирались образцы для первого, второго и третьего склонений и по этим образцам склонялись другие слова. При спряжении глаголов поступали также по прежде выбранным образцам. Для того чтобы научить писать, такие упражнения в склонениях и спряжениях делались на бумаге, или письме. Несмотря на всю простоту этого способа изучения этимологической части грамматики, он выходил очень удачным. Когда я поступил во второй класс училища, то оказался знающим этимологию не хуже других, скоро занял место в первом десятке, а перешел в третий класс в числе первых учеников, именно вторым или третьим…»
Настоящее развитие народного образования в царской России произойдет только в конце XIX века, в царствование Императора Николая Второго, когда начальные школы, гимназии и высшие училища начнут открываться сотнями в год, и в них получат свое образование те, кто станут основоположниками советской науки, а в военных училищах - те, кто принесет нам Победу в самой страшной войне прошлого века.
Иллюстрация: Иван Владимиров. На уроке грамоты
Генеалогия: печать как источник для поиска
Сведения о своих предках можно искать не только в архивах, но и в библиотеках, например, в печати. В прессе очень часто писали о разных людях, а в советское время добавились и публикации с фото. Наверное, очень здорово найти газетную заметку о своем предке, да еще и с фото, рассказывающую о каком-то его деянии, а не просто сухую метрическую запись, но это все же редкий шанс, и все же можно перерыть тонну газет – а вдруг повезет…
По духовному завещанию скончавшегося 6 мая в Москве А.П.Чарушникова все движимое и недвижимое имущество завещано им своей дочери Клавдии Петровне, в особом письме к которой по этому поводу он пишет: «Оставляя по духовному завещанию тебе все, что после меня окажется, я остаюсь в спокойной уверенности, что ты исполнишь мои желания, а желания эти таковы:
1. Положить в какое-либо учреждение 7 тыс. рублей с тем, чтобы проценты с 4-х тыс. шли шли на стипендии крестьянских мальчиков, обучающихся в Глазовской мужской гимназии, а с 3-х тыс. руб. – на стипендии для девочек – тоже крестьянских, в Глазовской женской гимназии…
5. Выдать 300 руб. на существующую в Глазове библиотеку имени М.И.Шулятикова
6. Выдать 400 руб. на ученические библиотеки мужской и женской гимназий в Глазове…»
В других пунктах указывается выдача детям брата и другим лицам в общей сложности до 6 тыс. руб.
«Оставшееся же за указанными выдачами, - пишет далее покойный, - ты употребишь по своему усмотрению и мне желательно лишь, чтобы ты после себя отдала имущество также на общественные дела».
Оставленное имущество А.П. заключается в наличных деньгах на текущих счетах, в процентных бумагах, акциях и паях, в книгоиздательстве и имении.
Вятская речь – 1913 г. от 17 мая
Источник иллюстрации уже советского источника: газета "Путь Ленина" (Мари-Турек, Марийская АССР) - 1957 г. № 27
С архивной полки. Сведения о лицах, служивших в царской армии (на примере одного архивного документа)
Список Лудошурского волостного правления на лиц, призванных из Лудошурской волости Глазовского уезда, чьи семьи остались без трудоспособных работников и не способных самостоятельно закончить полевые работы в 1914 г. (1 августа 1914 г.)
Качкашурского общества дер.Качкашурской
1.Родион Васильев Шкляев
2. Степан Ильин Ворончихин
3. Федор Ананьин Косаткин
4. Алексей Михайлов Ворончихин
5. Андрей Александров Поздеев
6. Александр Матвеев Поздеев
7. Андрей Матвеев Волков
8. Егор Григорьев Ледянкин
Омутницкого общества дер.Омутницкой
9. Александр Васильев Чирков
10. Роман Андриянов Наговицын
11. Николай Степанов Чирков
12. Егор Степан Веретенников
13. Сергей Иванов Марков
Котныровского общества дер.Котныровской
14. Михаил Федотов Перевощиков
15. Роман Герасимов Шибанов
16. Петр Алексеев Антонов
Дер.Умской
17.Гаврило Николаев Ворончихин
18. Иван Яковлев Ворончихин
19. Александр Лаврентьев Князев младший
20. Григорий Васильев Ворончихин
21. Василий Алексеев Ворончихин
22. Иван Васильев Ворончихин старший
Сепычкарского общества дер.Большелудошурской
23. Андрей Николаев Горбушин
Дер.Малолудошурской
24. Павел Андреев Медведцев
25. Егор Алексеев Медведцев
Поч.Сепычкарского
26. Михаил Кириллов Перминов
27. Гаврило Иванов Поздеев
28. Егор Петров Горбушин
Дер.Сепычкарской
29. Василий Петров Корепанов
30. Иван Ефимов Михайлов
31. Петр Семенов Наговицын
32. Иван Григорьев Веретенников
33. Алексей Андреев Горбушин
34. Дмитрий Яковлев Васильев
35. Василий Семенов Васильев
36. Федор Абрамов Суходоев
Поч.Чемошурского
37.Яков Малафеев Четвертных
38. Михаил Константинов Короваев
Волостной заседатель Горбушин
ЦГА УР ф.113 оп.1 д.221 лл.102-105
На фото: участник Первой мировой войны Гурий Иванович Байдаровцев и его жена Анна Михайловна. Казань, 1915 год. Фото предоставлено Зиновьевым Антоном
С архивной полки. Быль о том, как последний царь-батюшка обучил всех ребят читать, считать и писать
Если просмотреть большинство карточек сельскохозяйственной переписи 1917 года по Вятской губернии (архив ЦГАКО), можно сделать интересный вывод, что практически вся сельская молодежь (моложе 30 лет) к 1917 году значилась грамотной, т.е. по крайней мере умела читать, писать и считать (а о городских сословиях и говорить не приходится). Неграмотные молодые люди встречаются крайне редко. По крайней мере в Вятской губернии. Для примера можете сами просмотреть 50, 100 карточек данной переписи, и убедитесь сами. Это удивительно! Получается советская пропаганда лгала о необразованной царской России! России, где к 1917 году каждый (за исключением единичных случаев) деревенский парень уже имел основы грамоты. Правда, люди старшего возраста в основном значились неграмотными. Иногда в карточках встречается и вовсе любопытный термин - "малограмотный". Может это значит, что человек кое-как осилил один класс начальной школы и кое-как владел навыками грамоты.
Доступное всеобщее начальное образование через сеть земских и церковно-приходских школ это одно из достижений успешной внутренней политики Николая Второго (чего нельзя сказать о его внешней политике). Или вятского земства. На 1913 год планировалось ввести всеобщее начальное образование, потом проект перенесли из-за войны на 1917 год; в 1917 году вятское земство планировало осуществить проект в октябре (документы эти сохранились в нашем архиве), но революция сорвала эти планы.
А вот женское образование не развивалось, несмотря на сеть школ для девочек. Здесь наоборот - грамотные женщины и девушки встречаются редко. Можно сказать, одна на сто. Хотя школ для девочек открывалось и работало много.
Также хочется приложить один интересный факт (на фото): 4летний (или 7-летний?) ребенок из деревни Сахарные Уржумского уезда обозначен... грамотным. Неизвестно, это так было или описка какая-то. Вундеркинд царской эпохи )) Источник: ЦГАКО ф.574 оп.18 д.940 л.11
Примечание. К 1915 г. по Уржумскому уезду действовали 254 земские школы, 55 церковно-приходских, 13 миссионерских и 5 братских. На 1 января 1915 г. в них состояло 14399 учеников (10191 мальчиков и 4208 девочек).
Свято-Алексеевский крестный ход в Уржумском районе
Лето это пора крестных ходов на Вятской земле. Первые из них начинаются еще в мае (Матфеевский и Борисоглебский), а последние заканчиваются уже осенью (сразу несколько из них в одном Уржумском районе). На днях в Уржумском районе прошел традиционный Свято-Алексеевский крестный ход, приуроченный к дню памяти священномученика протоиерея Алексея Воробьёва. Крестный ход следовал от Свято-Троицкого кафедрального собора г. Уржума в деревню Антонково, где на месте родительского дома священномученика Алексея Воробьева установлен памятный крест и здесь был отслужен молебен, а затем в с. Цепочкино на место бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Здесь были отслужены молебны в новом сельском храме, на месте монастыря и в часовне у святого источника. Также панихида была отслужена на сельском кладбище. Это крестный ход стал юбилейным, 20-м по счету.
Генеалогия. «Глухие» ссылки и чтение старинных текстов
В практике публикаций материалов исследований получили распространение «глухие» ссылки на архивные материалы, совпадающие только лишь с их шифром. Например, ГАСО Ф.643. Оп.2. Д. (Ед. хр.) 576. Л.40. Такая ссылка позволит легко найти соответствующие документы в архиве, но ничего не говорит о характере документа ни исследователю, ни тем более читателю.
Если большинство нужных вам документов относится к прошлым векам, то могут возникнуть трудности с прочтением текстов. Выход из этого положения каждый исследователь находит самостоятельно. А.Н.Онучин рекомендует при длительной работе с одним почерком (что случается нередко), составить алфавитную таблицу написания букв, тогда чтение документов ускорится.
Следует иметь ввиду, что большинство документов России до 1918 года имеет датировку по старому стилю.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.48
Примечание. К сожалению, подобных интересных изданий по генеалогии Кировской области и соседних республик еще нет. В будущем попробуем писать свои рекомендации по генеалогии уже Вятского края, имея обширный опыт работы в архивах Кировской области, республик Марий Эл, Удмуртии и Татарстан.
На фото: карточка сельскохозяйственной переписи 1917 года по деревне Сахарные Уржумского уезда. ЦГАКО ф.574 оп.18 д.940 л.11 Отец мальчика, который значился грамотным не то в 4, не то в 7 лет (о нем речь пойдет сегодня позднее)
Вятская губерния сто лет назад: изъятие церковных ценностей
Изъятие церковных ценностей. По 4 апреля из церквей Нолинского уезда изъято серебра 51 пуд 10 фунтов 14 золотников. Никаких прений при изъятии с верующими и духовенством не происходило.
Из церквей Орловского уезда изъято серебра 38 пудов 29 фунтов 68 золотников 40 дол. и золота– 22 дол.
Из церквей Котельничского уезда изъято серебра 40 пудов 33 фунта 31 зол. и золота – 2 золотника, всего на сумму 45 млрд. 70 млн. советских рублей.
Церковные ценности в Малмыжском уезде. На 8 апреля в уфинотдел постурили ценности, изъятые из церквей Малмыжского уезда: серебра 6 пудов 23 золотника.
Вятская правда - 1922 г. № 80 и 85 (апрель).
Вопрос столетней давности - доходили ли вообще изъятые ценности до места назначения?! Или это просто был обыкновенный грабеж. На заседании Политбюро ЦК 2 апреля 1922 г. было постановлено отпустить особый сверхмерный кредит на подарок 1-й конной армии в сумме… 24 миллиардов рублей! Этих денег бы с лихвой хватило на закупку почти 800 тонн ржаной муки…
Картина И.А.Владимирова
Народная грамотность и нравственность в Вятской губернии в первой половине XIX века
Число грамотных на 10 дворов 2 или 3; девицы учатся грамоте у своих мастериц и весьма редко. Мальчики же обучаются в удельном приходском училище и у клириков. Раскольников между ними нет.
Девицы большей частью украшаются скромностью; некоторые из них по христианскому благочестию не поют даже песен и чуждаются пляски. Помню, в означенных селах в течение 10 лет едва ли не 1 из них принесла плод беззакония.
Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.6
Иллюстрация Михаила Шрилева
Истории из старых газет. Смерть от грозы
Деревня Летягины Камешницкой волости Орловского уезда. Крестьянин этой деревни запасной солдат Петр Силин Летягин с своею женою во время сильной грозы возвращался с сенокоса часа в 2-3 пополудни домой. Не дойдя до селения приблизительно четверть версты, он был убит молнией, которая ударила его в лоб, причем голову и шею сильно обожгло. Покойный на себе имел только нижнюю одежду, которую изорвало на мелкие части. Жена покойного шла несколько впереди и когда раздался сильный удар, то она не смогла устоять на ногах – упала на землю и не могла потом припомнить сколько времени так лежала. Когда она встала, то мужа увидела совершенно уже без признаков жизни. Удар грома был до того силен, что как передают другие крестьяне, проходившие в то время с сенокоса, у многих подсекало от испуга ноги и они падали на землю.
Вятская газета - 1897 г. № 19
Назад к списку