- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сентябрь: 1-15

Истории из старых газет. Зависит ли нравственное состояние народа от его образованности?



Починок Зуев, что на теплых ключах. Починок Ключи находится на границе Елабужского и Сарапульского уезда, Чегандинской волости, но Пьяноборского прихода. На 100 дворов в нем нет училища: дети вырастают без всякого надзора и обучения, и уже к 17-18 годам настолько портятся нравственно, что крадут у родителей из амбаров хлеб, продают его и пируют; при всякой ссоре бьются не только кулаками, но пускают в ход и ножи. Происходит это на глазах родителей: мальчик ругается скверными словами, а отец-мать смеются; сын дерется с соседним парнишкой, а родители учат: «А ты бы Ваня палкой его нажарил». Вырастет этот Ваня и будет ломать кости своим же родным, не говоря о посторонних. Для примера расскажем случай. Один из крестьян Кузьма Елеазаров с двумя сыновьями и работником занимается рыболовством. Ватага у него по реке Каме, на 5 верст ниже устья реки Белой, против черемисской деревни Ныргжды. На левом берегу реки выстроен курень (шалаш). Около 5 августа прошлого года к Кузьме приехали знакомые попить чайку на свежем воздухе и полакомиться свежей стерлядью (живая, мелкая стерлядь здесь 8-10 копеек за фунт, полуфунт – не дороже 20 копеек). Как водится, гости привезли с собой четверть водки. За отсутствием рюмок, пили вино чайными чашками; подчивали и Кузьму и сына его Кирилла, крестьянина давно уже женатого. Когда знакомые, угостившись вволю уехали, рыбаки – отец с сыном - остались пьяненькие, и Кирилл вздумал воспользоваться положением отца – стал просить надела. Кузьма уговаривал сына: «Теперь не время говорить об этом, потом, когда будем трезвые». Но Кирилл не унимался, приставал к отцу настойчиво. Кузьма сообразил в чем дело и строго произнес: «Ты прошлый раз от меня пьяного выклянчил две лошади, а теперь думаешь взять и все то, что мне самому необходимое нужно». Услышав отказ, Кирилл схватил топор и обухом ударил по спине отца. Тот закричал и повалился на песок. Прибежал работник и отнял топор от взбесившегося мужика, а младшего сына Кузьмы послал в деревню Бырганду за сотским и нарочным. Кирилл не унимался: отыскал большой камень, подбежал к лежавшему отцу и несколько раз ударил его по лбу; потом вскочил на грудь отцу и топтал его ногами, обутыми в сапоги. С трудом работник спас Кузьму от смерти - оттолкнул Кирилла в сторону и не допускал до нового насилия, пока помощь не подоспела. Кирилл от злобы не помнил себя, ругался безобразно; вид его был ужасный: рыжие волосы взъерошились от ветра, побагровело лицо, он скрипел зубами, изо рта текла пена… Кузьма уже не может оправиться вполне, стонет от боли в спине и в голове, силы не стало; но жаловаться начальству на сына не пожелал. И не мало здесь найдется таких зверей Кириллов. Нет рассадника просвещения – школы, а виноторговля (тайная) процветает. Крестьяне говорят «откроется училище – подать вздорожает, вместо теперешних 6 рублей с надела, будут требовать по 6 с полтиной. Но – что дороже для родителей и для обучения: честные, послушные дети, сами будущие отцы семейств, или – 50 копеек деньгами расхода в год со двора?

Вятская газета – 1898 г. № 6

 

По страницам старых газет. Когда начинали учиться в старину?



Елабуга. Во всех начальных народных училищах города Елабуги учение на днях началось сегодня. 27 августа, приехал в Елабугу Преосвященный Никодим, епископ Сарапульский, который, говорят, пробудет несколько дней. Вчера был здесь сильный дождь, почти еще первый в течение лета, давший осадок около 300 м.м.
Уборка ржи закончилась; жатва яровых тоже закончена; сев озимых закончен. Погода стоит теплая, ведреная, 15-20 Р.

Вятский край - 1897 г. № 102 от 2 сентября

На фото: семейство Зиновьевых, город Казань 1908 год. Судя по форме, сыновья учащиеся какого-то училища. Фото предоставлено Антоном Зиновьевым

 

Народные чтения в царское время



Елеевское Елабужского уезда. 4 апреля в помещении Еловского земского училища открыты народные чтения с туманными картинами. Первые чтения состоялись того же числа в 6 часов вечера; прочитано было 8 священно-исторических статей; слушателей набралось в первый раз, кроме учащихся 85 человек мужчин и 40 человек женщин. Второе чтение было на другое воскресенье , 11 апреля; на этот раз слушателей было так много, что помещение было буквально битком набито, многим из желающих послушать чтение пришлось простоять в сенях училища. Чтения и картины производят на слушателей, как видно, сильное хорошее впечатление. После чтений слушатели спешат благодарить устроителей чтений, наперерыв заявляя при этом, как они довольны устройством чтений. Учитель К.Гаиев.

Вятская газета - 1899 г. № 20

 

Первая музыкальная школа города Вятки

Для обучения сельских учителей музыки и исполнителей на «духовом фортепиано» в 1872 году при музее Вятской публичной библиотеки открылась бесплатная музыкальная школа. Преподавали в школе А.А.Вечтомов, В.П.Аленицын, А.Н.Прозорова и И.И.Сергеева. Всего было около 60 учащихся из числа воспитанниц гимназии, епархиального училища и духовной семинарии. Был составлен хор учащихся, выступавший в зале Благородного собрания. Конечно, таких учителей долгое время было слишком мало, их подготовкой занимались лишь единичные школы.

Лолита Брандобовская. Музыкальная культура города Вятки конца XIX-первых десятилетий XX века – Киров 2003 г., с.18

 

Из истории учебных заведений старой Вятки: второй корпус мужской гимназии



Так сложилось, что над проектированием здания корпуса Вятской мужской гимназии архитектор И.А.Чарушин работал трижды. Гимназии в начале 20 века не хватало помещений в единственном учебном корпусе, недостаток материальных средств и теснота заставили педагогический совет в начале 1906/1907 учебного года ограничить число поступающих в учебное заведение. В это же время на углу Копанской и Царевской завершилось строительство общежития гимназии, проект которой был разработан И.А.Чарушиным еще в 1905 г. Возникла необходимость перепроектирования уже построенного здания для размещения в нем учебных помещений. Переработка проекта была произведена самим Чарушиным. Оплату всех работ по проектированию и строительству взял на себя почетный попечитель гимназии и известный вятский предприниматель Т.Ф.Булычев. В 1907 г. состоялась торжественная передача построенного на средства Т.Ф.Булычева и пожертвованного им для нужд Вятской гимназии здания в собственность Министерства народного просвещения. Трехэтажное, изысканной архитектуры с мезонином здание было рассчитано на 70-100 человек.
Классы и учебно-воспитательные учреждения гимназия с этого времени размещались в двух зданиях – главном корпусе и малом. В главном здании на ул.Спасской размещались восемь основных классов, актовый зал, физический кабинет, фундаментальная и ученическая библиотеки, учительская, канцелярия, кабинет врача, архив и кабинет директора. В малом корпусе на ул.Царевской – параллельные классы, гимнастический зал, учительская, кабинет инспектора, естественно-исторический кабинет, переплетный и музыкальный классы, классы ручного труда по дереву, рисования и лепки. В обоих зданиях было электрическое освещение, в актовом и гимнастическом залах, а также в ватерклозетах – электрическая вентиляция. Отопление в главном здании было печное, в малом проведено калориферное отопление.
После революции здание из учебного превратилось в административно-общественное. Изменение его внешнего вида для размещения в нем Дворца труда в 1927 г. осуществил опять же И.А.Чарушин. Он пристроил к зданию три отдельно стоящих кирпичных балкона, которые использовались для проведения митингов и собраний. В оформлении главного входа в Дворец труда принял участие сын архитектора Евгений Чарушин, тогда студент Академии художеств, со своим другом художником Юрием Васнецовым. Они создали барельеф, изображающий рабочего и крестьянина. В 1928 г. во Дворце труда выступал поэт В.В.Маяковский. В советское время в здании располагалась средняя школа № 29, с 1991 г. – Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка.

А.Касанов, С.Суворов. Пешком по Вятке (авторский путеводитель) – Киров 2015 г., с.66-67

 

Истории из старых газет. Смерть от грозы

Несчастный случай. В деревне Кельдегозиной Косолаповской волости Уржумского уезда произошло страшное событие: в 7 часов вечера в четверг 4 июня сего года была сильная гроза с молнией и сильным ударом грома; один запасной солдат, Петр Васильев Савинцев, ехал верхом с паровой пашни и как только он отъехал несколько от того места, где производил работу, блеснула молния, ударил гром, и его убило до смерти, в один момент вместе с лошадью. Смерть наступила так быстро, что они даже не пошевелились с места, только упали. А там, дома, с нетерпением ожидали хозяина с работы, так как было уже довольно поздно, но ожидания были напрасны. Наконец, через несколько времени в недоумении собралось несколько человек соседей и пошли разыскивать пахаря, пришли на место, которое он пахал, и тут нашли только впряженную соху. После продолжительных поисков Савинцева, возвратились домой ни с чем; в недолгом ожидании собрали соседей и полицию и пошли искать пахаря; через несколько времени нашли его уже мертвым, лежащим рядом с лошадью; фуражка его была изорвана и отброшена в сторону. По приказанию местного начальства и полиции тело умершего было погребено 7 июня. После умершего солдата осталась мать-старуха, неспособный к труду брат, 2 сестры, жена с малолетней дочерью покойного и все это семейство не имеет никаких средств.

Вятская газета - 1898 г. № 28

 

Статистика. В 1898 году в Вятской губернии было 26.629 населенных мест



Число населенных мест (с городами) на 1898 год
Уезды
Вятский 2304
Глазовский 3463
Елабужский 863
Котельничский 3984
Малмыжский 1690
Нолинский 1741
Орловский 3274
Сарапульский 1586
Слободской 3130
Уржумский 2103
Яранский 2491
Всего 26.629

Вятская газета - 1898 г. № 27 (по данным "Памятной книжки Вятской губернии" на 1898 год).

Следует учитывать, что это в границах Вятской губернии того времени. Тогда в нее кроме территории современной Кировской области входили территории современной республики Удмуртии, северной части республики Марий Эл и Елабужского района республики Татарстан, а территория северных районов тогда относилась к Вологодской губернии.
Даже без учета отошедших территорий, на 1970 год по Кировской области насчитывалось 11 тысяч деревень...

 

С архивной полки. Между кем запрещались браки в старину



В «Вятских епархиальных ведомостях» (1879 № 21) нашла очень интересное разъяснение данного закона «О степени родства, в которых браки запрещаются по законам». Оказывается, «муж и жена считались как одна плоть, как один человек, поэтому теща зятю – что родная мать (1 степень), так и свекор жене сына; то же отчим и мачеха, сводные братья и сестры». Вот почему не дозволялись браки:
- отца со снохою (женою сына) или зятя с тещей;
Отчима с падчерицею; зятя и свояченицы (сестры жены);
Жены и деверя (брата мужа).
Отца и сына с двумя родными сестрами и т.д.
Священники, нарушившие данный закон, наказывались довольно строго: за венчание зятя и свояченицы представителей духовенства могли заключить в монастырь на срок от четырех до восьми месяцев (ГАКО ф.237.1.247.л.387). Братьев Катаевых в Одессе воспитывала после смерти матери ее сестра. Будущие писатели (Валентин Катаев и Евгений Петров) недоумевали, почему их папа не женится на тете, ведь она такая добрая и хорошая. Не мог их отец, преподаватель Одесского епархиального училища, сын протоиерея Вятского кафедрального собора, Петр Васильевич Катаев жениться на свояченице, нарушить закон.

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.171

На фото: Валентин Катаев в детстве с отцом и братом Евгением

 

Из воспоминаний о Первой Мировой войне. Когда разваливался фронт...

Из воспоминаний Елены Сергеевны Кусковой, дочери участника войны Сергея Константиновича Кускова, врача г. Сарапула:
«В ноябре 1917 г. вернулся с фронта папа. Его полк находился на территории Польши. Военных действий в это время не было, шло «братание» наших солдат с немцами, выражавшееся, как говорил папа, в совместных пьянках. Почта ходила скверно, и папа давно не получал писем из дома. И вот он (прошу прощения!) пошел в уборную и там подобрал брошенный кем-то обрывок газеты, в котором прочитал, что в Сарапуле был погром, пожары, выпустили из тюрьмы заключенных. Он взволновался, снова вспомнил о соседстве нашей квартиры с монастырем, и пошел к командиру просить отпуск для поездки домой. Отпуск ему дали, кажется на месяц, и он с большим трудом, местами на крышах вагонов, добрался до Сарапула. Фронт в это время разваливался! А через месяц, когда кончался срок отпуска, стало ясно, что снова ехать в полк некуда и незачем. И так папа остался в Сарапуле и стал работать или в больнице, или в военном госпитале, точно не знаю».
Примечание. С 1913 г. С.Г.Кусков – вольнопрактикующий врач в Сарапуле. Мобилизован был в 1914 г. Был награжден орденами Станислава 3-й степени и Анны 3-й степени с мечами и бантами. В 1919 г. переехал в Красноярск. В 1938 г. репрессирован.

Первая мировая в памяти Сарапула - Сарапул 2014 г., с.37

 

С архивной полки. Пример ученической автобиографии



Автобиография Вишневской Нины Гурьевны. 1913 год. Я родилась 23 мая 1894 г. в городе Козьмодемьянске Казанской губернии. Но еще когда мне было всего года 2, отец мой перевелся в Казань. В Казани я получила свое первоначальное образование. Я начала учиться с 6 лет. Мой отец купил дом на Поперечной Второй горе улице, и в этом доме я провела все свое детство. Когда мне уже было лет 10, моего отца назначили директором учительской семинарии в слободе Кукарке Вятской губернии. Там я продолжала учиться дома с репетитором и каждую весну ездила в Казань сдавать проверочные экзамены при Ксениевской гимназии. В детстве я очень любила читать. Прежде всего, конечно, я прочитала массу детских книг, а когда стала старше, начала увлекаться классиками. Самым моим любимым писателем был Тургенев, а любимыми произведениями «Дым» и «Дворянское гнездо». Когда в слободе Кукарке открылась женская прогимназия, я поступила туда в 3-й класс. Училась я всегда очень хорошо, переходила из класса в класс с наградой 1-й степени. Вскоре моего отца перевели в город Бузулук Самарской губернии директором реального училища. Я поступила в Бузулукскую женскую гимназию. Там я училась тоже очень хорошо, переходя каждый год с наградой 1-й степени и кончила курс 7 классов с серебрянной медалью. Но так как находила для себя гимназическое образование недостаточным и хотела получить высшее образование, то поехала в Петербург. Там я поступила на курсы иностранных языков Лохвицкой-Скалон и проучилась там год. Но изучение французского языка не удовлетворяло меня, мне хотелось посвятить себя более серьезному делу. Меня интересовала медицина. Движимая страстным желанием поступить в женский медицинский институт, я еще летом 1912 года начала готовиться к дополнительным экзаменам и всю эту зиму продолжала усиленно заниматься. Мои родители пожелали, чтобы я поехала сдавать экзамены в Казань, так как здесь у нас свой дом и много родных. В ноябре месяце я приехала сюда.

Государственный архив Республики Татарстан НА РТ ф.88 оп.1 д.2295 лл.8-8 об. Фото из документа.

 

Эпоха - газетной строкой. Из истории природных явлений



Из письма в газету. Деревня Шевнина (Пилинская волость Уржумского уезда). Сильный град был у нас 16 июля величиной с куриное яйцо, круглый, частью продолговатый, с отростками. Упал он на зады ржаного поля. Сильно повредил.

Вятская газета - 1899 г. № 30

На фото: град, выпавший в Лебяжском районе 31 августа этого года. Источник: Красное Лебяжское ЖИЗНЬ В ГЛУБИНКЕ

 

Вятская жизнь сто лет назад. Суд за сокрытие церковных ценностей



За сокрытие церковных ценностей. В народном театре города Яранска 1 апреля происходил суд над диаконами Успенского собора Филимоновым, Краевым, Мышкиным и протоиереем Милославским, обвиняемых в похищении при изъятии церковных ценностей Казанской иконы в серебряной ризе с бриллиантами и серебряной ризы с «Курской иконы» с бриллиантами и жемчугом.
После категорического требования комиссии, подкрепленного определенным обещанием ареста, икона и ризы были доставлены в политуправление, причем на одной ризе не достает двух крупных камней. Всего крупных камней на обеих ризах 28 и несколько десятков мелких, а также несколько золотников жемчуга.
Диаконы Филимонов и Краев приговорены: первый на три года принудительных работ, второй на полгода. Диакон Мышкин и протоиерей Милославский оправданы.

Вятская правда - 1922 г. № 85 от 15 апреля

 

Из записок вятских этнографов. О ягоде землянике



Ягоды. Земляника. Каждый вид ягод имеет свое название, за исключением «земляники», которая почему-то носит родовое название.

Д.К.Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии

Примечание. Здесь не совсем понятно: родовое название - земляника, или ягода имела еще одно название...

 

Эхо крепостного права. Последние владельцы крепостных в Вятской губернии



Хотя крепостное право на Вятской губернии было не слишком распространено (в основном крепостные здесь были при монастырях и заводах), если вчитаться в сохранившиеся документы, даже в последние годы крепостного права владельцев крепостных здесь было достаточно. Интересно, что многие из них лично не проживали на Вятке. Вот список владельцев крепостных по одному только Уржумскому уезду...

Из списка владельцев, за коими состояли по 9 ревизии помещичьи крестьяне и заводские люди, видно, что владельцы губернии в 1858 году проживали в следующих местах:
По Уржумскому уезду.
Н.С.Каврайский – в Петербурге, в Горном институте; Иринарх Григорьевич Смирнов - в г.Уржуме, и.д.городничего; Н.М.Данауров - в Петербурге, наследники Н.М.Депрейс – в Петербурге; Н.Ис.Депрейс - в Казани; А.М.Данилов - в Петербурге; наследник Жадовской - тоже; дочери Казимирской - Александра – в Саратове, а прочие - в своем имении; А.С.Кулакова – в Уржумском уезде, 1 стана; Е.Н. Лазарев и Н.Е.Лазарев - в Петербурге; Н.И.Мосунов и помещик Шебалин - в Уржумском уезде во 2 стане; М.А.Матвеева – в Казани; Е.П.Машковцев - в г.Вятке; А.С.Макавеев - отдан в военную службу с лишением чинов; И.А.Нотора - в Царевококшайском уезде; Астафьев - в Уржуме; Т.И.Титова – в Казани.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.57

Было бы интересно узнать, сколько крепостных принадлежало этим лицам, но это пока не известно...

Иллюстрация: Николай Неврев. "Торг. Сцена из крепостной жизни".

 

С архивной полки. О житье-бытье священноцерковнослужителей села Пищалье Орловского уезда



Причта издревле положено по штату: священника 3, диакона 2, причетников 6; но по указам в 1849 и 1850 гг. два причетнических места почислены к упразднению.

Земли при сей церкви усадебной особенно не положено; пашенной 33 десятины, сенокосной до 1844 года не было, плана на означенную землю и книги не имеется. Священноцерковнослужители сею землею владеют сами и в 1842 году в дополнение нарезано пашенной песчаного грунта земли 88 десятин 206 саж., сенокосной 76 десятин 2194 саж, которыми владеют сами священноцерковнослужители с 1844 года 22 октября и каковая земля означена на общем плане поселян.

Домы у священников: Федора Загуляева, Николая Аммосова и Иоанна Селивановского, диаконов: Михаила Васнецова и Иоанна Архангельского, причетников: Юферева и Филимонова собственные деревянные, построенные наряду с поселянами, на земле исключительно и частию включительно 33 десятин пропорции; причетники: Свечников и Шальгин проживают на квартирах; земля для постройки домов имеется по плану, составленная г.Федоровым в 1846 г. и утвержденная высшим градским начальством.

На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не получается, содержание весьма посредственно, по причине болотистых и сырых районов полей, слабо раждающих хлеб зерновой.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 лл.253-254

На фото: церковь села Пищалье в старину

 

С архивной полки. Горький хлеб (документы первых лет коллективизации)



Протокол совещания председателей сельских советов и кантуполномоченных по Новоторьяльскому кантону Марийской Автономной Области 5 октября 1931 г.

Прения. Родюштин: в Елембаевском районе перелом в хлебозаготовках есть. Индивидуально выполнено 33 % кулаками сдано не полностью. С полей снопы еще не убраны. Стоит сырая погода и мешает обмолоту хлеба. В данном районе все остальные заготовки как-то: картофель, льносемя, шерсть населением принято на 100 %. Колхозы выполняют слабо.

Сапаев: ударности в работе нет. Ошибки нужно исправлять, виновных привлекать к ответственности. Сыромолотный овес принимать нельзя, это вредит хозяйству. Без разъяснительной работы выполнения не достигнуть. Есть переообложения, есть и недообложения – надо исправлять. Сельские советы не могут примениться к закону по отношению к кулачеству. Надо судить виновных по уборке овса. К середнякам нужно относиться осторожно, избегая арестов.

Иванов: в Паранурском районе два колхоза, один крепкосередняцкий, а другой маломочно-середняцкий. Задание по хлебозаготовкам дано согласно посевной площади – что неправильно. Надо давать задание, учитывая классовое состояние.

Чепайкин: сдвиг по отношению кулаков у ряда кантуполномоченных есть, большинство же твердо отталкивается недачей установок. Ответственность за выполнение хлебозаготовки ложится на всех должностных лиц и кантуполномоченных. Ни один член сельского совета не был судим, коих подрывающих и тормозящих в хлебозаготовке – надо судить. Надо вывести ясность в отношении вывозки и ссыпки хлеба. У ряда кулаков имущество за невыполнение не продано. С середняками тоже видимо дело обстоит плохо – нужен подход.

Булыгин: в Масканурском районе кулацкий хлеб снят колхозами. Индивидуальные хозяйства в вывозке хлеба отказываются, реагируя на плохую погоду. Вывозка же на местные ссыппункты идет.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 4 д.39 лл.405-406

 

Самолет как достопримечательность города Слободского



Летом 1983 года на углу улиц Советская и Железнодорожная вблизи остановки «Гастроном» был установлен самолет, в нем собирались открыть детский кинотеатр.
Самолет-«пенсионер» АН-24 с бортовым номером 46758 раньше трудился в Ижевском авиапредприятии, налетал 40 тысяч часов – возраст предельный для данной серии АНов. Совершил 29999 посадок, последняя, 30-тысячная, была проведена им в 15 часов 15 июля 1983 года на огромном поле между Ильинском и Рыбопитомником. Там обычно пасли совхозных коров, а для приема самолета укатали посадочную полосу, обозначенную белыми флагами и необходимыми знаками из белых полотнищ.
Последний полет из аэропорта Победилово в Ильинское на АН-24 совершил экипаж Кировского авиапредприятия. Появившись в небе, АН-24 пронесся над полосой и ушел в сторону Белой Холуницы. Когда появился вновь, посадочным курсом зашел на полосу и вновь левым разворотом набрал высоту и скрылся – это была пристрелка. Только затем, после разрешения руководителя полетов, самолет благополучно приземлился на грунтовую полосу.
Буксировка самолета по автомобильной трассе представляла определенные трудности. Дело в том, что ширина проезжей части дороги составляла 8 метров, а размах крыльев с отнятыми консолями – 9,4 метра. Штаб операции «Самолет» возглавила секретарь горкома партии Г.В.Копылова. В ней приняли участие работники автоколонны 1215, МПМК, ДРСУ, ГАИ. У АН-24 сняли крылья – облегченный он весил 12 тонн, на тонну больше составляла масса мощного трактора-буксировщика К-700, которым управлял самый опытный механизатор ПМК-14 Г.А.Мерзляков. 13 августа, в субботу, в 5.30 самолет выехал из Ильинского. Много сил и времени отнял мост через Вятку. В 13.00 АН-24 прибыл на место своей стоянки в Слободском, позднее его подняли на три опоры на высоту 2,5 метра над землей.
Кинотеатр в целях безопасности так и не открыли, а самолет стал достопримечательностью города. Слободской не имеет к авиации никакого отношения, но самолет АН-24 это история нашей Родины, история отечественной авиации. Те пацаны, которые сегодня ходят в школу, проходя мимо самолет, зададут вопросы: почему стоит здесь этот самолет, как он поднимался? А затем, в поисках ответов на эти вопросы кто-то из ребят решит поступать в летное училище, чтобы продолжить великие традиции нашей авиации.

Слободской в историях и легендах – Слободской 2018 г., с.27

Фото сделано в Слободском этим летом

 

Генеалогия знаменитостей. Родители Сергея Мироновича Кирова



…Может быть, и не выглядела бы столь бедной квартира Костриковых, если бы замужество Екатерины Кузьминичны Казанцевой, матери Сергея Мироновича, было более счастливым. Еще при жизни отца она вышла замуж за уржумского мещанина Мирона Ивановича Кострикова, служившего переписчиком в лесничестве.
В результате разысканий уржумского краеведческого музея, в архивах обнаружен документ регистрации этого брака. Находка принесла неизвестные ранее сведения. Брак состоялся 19 января 1875 года, Екатерине Кузьминичне было тогда всего 16 лет, ее мужу – 22. Это позволяет определить и годы их рождения.
Мирон Иванович, женившись, переехал в дом тестя. Кузьма Николаевич через десять лет после этого события умер, и Мирон Костриков оказался хозяином дома. Но ни заботливого хозяина, ни хорошего мужа, ни любящего отца из него не получилось. У Костриковых родилось семеро детей. Первые четверо умерли еще младенцами. Суждено было выжить последним троим – Анне, Сергею и Елизавете. Вот с ними-то, тремя малолетними, Мирон Костриков бросил жену, уехав из Уржума.
Оставшись без мужа, без средств и без имущества (все наиболее ценное было продано Мироном Костриковым), Екатерина Кузьминична работала всюду, где только можно было найти работу. Изо всех сил старалась она спасти детей, не щадила себя. Борьба за жизнь кончилась трагически – Екатерина Кузьминична подорвала здоровье, простудилась, схватила скоротечную чахотку и умерла.
Сотрудники уржумского музея С.М.Кирова недавно нашли в старых книгах бывшей Воскресенской церкви города регистрацию ее смерти. Теперь мы знаем точно – она скончалась 11 декабря 1894 года, 35 лет от роду. Можно точно определить и возраст ее осиротевших детей: старшей дочери Анне исполнилось 11 лет, Сергею – 8, младшей дочери, Елизавете, едва минуло 5….

К.Верхотин. По кировским местам Уржума (экскурсия) – Киров 1971 г., с.13-14

Примечание. В книге не сообщается, что в тех же метрических книгах города Уржума есть запись о смерти Мирона Ивановича Кострикова, который умер в местной богадельне в 1915 году. Как вспоминала одна из его дочерей, он вернулся в город и ему была устроена встреча с детьми, но они от него отказались….

На фото: памятник С.М.Кирову в Уржуме (фото было сделано в сумерках с дрона)

 

Из воспоминаний. Как садили картофель в колхозе на частных участках



Деревенское житье-бытье было своеобразным. Все жители в колхозе работали равноправно, выполняли план по выработке трудодней, а иначе по закону могли выслать из деревни в ссылку за саботаж колхозной работы. Но у всех есть еще свое хозяйство, своя земля на усадьбе. На своей земле тоже надо работать. У каждого жителя деревни рядом, через канавку или через узенькую межу, находилась уже соседняя усадьба. И так по всей деревне. Кто и как там работает, что посажено, какой урожай - всем все было видно. Все увиденное обсуждалось с определенным отношением к конкретному человеку, к его ответственности и трудолюбию.
В послевоенное время на некоторых домашних усадьбах трудиться было некому, так как в доме часто оставалась одинокая немолодая женщина. Уже с весенней посадкой картофеля она могла не справиться, так как на всю деревню выделяли одну лошадь. Ждать, когда одинокий человек посадит всю картошку сам, люди не могли. Тогда они собирались по нескольку человек и помогали женщине побыстрее управиться с этой работой. Также трудно одному человеку убрать во время сено перед дождем или выкопать картошку до заморозков. Под заморозки картошка могла попасть по той причине, что колхозный бригадир не выделял лошадь с плугом для распахивания картофельных пластов, а вручную 30 соток одинокой женщине выкопать было не под силу. И тогда деревня приходила на помощь. По договоренности с хозяйкой кто-нибудь объявлял «день помощи», и все жители деревни шли со своим инструментом на проблемную усадьбу и безвозмездно, с добрым настроением помогали хозяйке справиться с трудностями. Такие «помощи» не часто, но организовывались.

Н.Д.Сметанина. Деревенские воспоминания – Киров 2018 г., с.80

 

Вятские фамилии: Перевозчиковы



Из семейного альбома уржумских мещан Перевозчиковых. Дореволюционное фото. Фамилия Перевозчиковых была широко распространена в Вятской губернии. В одном только Уржумском уезде они проживали в приходах сел Петровское, Рождественское и Русский Турек, в городе Уржуме (в последний, очевидно, переселились из данных мест). В других местах губернии Перевозчиковы проживали, например, на территории современного Кирово-Чепецкого района (бывший Вятский уезд). Интересно, что часто фамилия писалась, как "Перевощиковы".

Предоставлено Ульяной Кустовой

 

Почему Вятка должна быть Вяткой….



Город Вятка (современное название Киров) входит в число древнейших городов северо-восточной части Европейской России. В общероссийских летописях (Троицкая, Воскресенская и др.) название «Вятка» впервые упоминается с 1374 г. в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию. Согласно летописным источникам - - «Сказанию о вятчанех», «Летописцу старых лет» и «Повести о стране Вятской» - первые русские поселения на Вятской земле были основаны в 1181 г. новгородцами. К числу их и принадлежит город Вятка, что подтверждается данными археологических изысканий (см.: Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV веках. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ижевск, 2006).
Название «Вятка» является первоначальным. После возведения в 1457 году городских укреплений – Кремля – за главным городом Вятской земли закрепилось название Хлынов. Но название «Вятка» не исчезло и все это время бытовало в качестве неофициального названия города. В 1780 г. императрица Екатерина Вторая своим указом восстановила историческое название города и утвердила Вятку центром обширной губернии.
5 декабря 1934 г. Постановлением ВЦИК Вятка переименована в город Киров. Причем в Постановлении Вятка названа «родиной Сергея Мироновича Кирова». Однако это не соответствует действительности – С.М.Костриков (Киров) родился 15 марта 1886 г. в городе Уржуме Вятской губернии. Родители Сергея приехали в Вятскую губернию из Пермской перед его рождением. С 1886 по 1901 гг. Сергей Костриков жил в Уржуме. Осенью 1901 г. 15-летний Сергей уехал в Казань и в Уржум никогда не возвращался. А в Вятке С.М.Костриков (Киров) вообще никогда не был и ни разу не упомянул в своих выступлениях и работах, т.е. его революционная и политическая деятельность не связана с Вяткой. Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города.

С.М.Киров: от мифа к правде – Киров 2009 г., с.250-251

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Памяти краеведа Владимира Карпова. Когда возник город Уржум и кто его основал



Впервые он упоминается в документах в 1554 году. Центр одноименного района, расположен в южной части области на реке Уржумке (притоке реки Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров-Вятские Поляны, расстояние по ней до областного центра 180 километров, до ближайшей железнодорожной станции Вятские Поляны – около 160 км., до пристани Цепочкино на р.Вятке – 12 км.
О том, что на месте нынешнего города люди жили с древнейших времен, говорят археологические находки. Так, поясная женская пряжка, найденная в погребении, обнаруженном при строительстве детского комбината в 1965 г., датируется 2-1 вв. до н.э. Первое упоминание об Уржуме в русских летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой «черемисской войны» 1553-1557 годов, когда после присоединения к России Казанского ханства русские воеводы подавляли восставших марийцев. Как сообщает летопись, «а война из была от Казани и по Каму, а от Волги на Ошит и за Оржум и под Вятские волости». Это известие относится к 1554 году.
Упоминает Уржум и участник этих походов князь Курбский в своей «Истории о великом князе Московском». По мнению профессора А.В.Эммаусского, Уржум, упоминаемый в этих сообщениях, был марийским племенным городком. А историк А.Савич писал, что вятские мари сохранили очень отчетливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. Не этим ли объясняется столь широкое распространение географического названия «Уржум» на территории расселения мари и даже за ее пределами? (По этимологическому словарю марийского языка Ф.И.Гордеева, поселения, носящие подобное название, встречается, кроме Марий-Эл, также в Башкирии, Удмуртии, Кировской, Костромской, Архангельской и Ульяновской областях, причем в Костромской области д.Уржуново отмечена уже в 1592 году).
Что же означает загадочное слово Уржум? Общепринятый перевод с марийского – это «белку видел». Но вот и профессор И.С.Галкин считает, что слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно «лесная речка», то есть город назван по реке.
Спорным является вопрос о том, когда же Уржум стал русским городом. Так, если профессор А.В.Эммаусский вслед за первым вятским историком А.Вештомовым считал, что событие произошло в 1584 году, как и написано во всех справочниках и энциклопедиях, то профессор А.Зимин писал, что дата 1584 г. ошибочна, а поставлен Уржум в 1594-95 годах. Об этом прямо говорится в малоизвестной летописи, писанной старцем Тихоном Казанцем и опубликованной академиком Я.М.Тихомировым в 1940 году. И в разрядной книге впервые отмечено, что «в новом Уржумском городе голова Семейка Еропкин» числился именно в 1594 году.
Автор этих строк нашел в актах бывшего Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, любопытное известие. Оказывается, упомянутого в казенном документе Семейку Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцы при опросе в 1648 году назвали основателями города: «Как де поставили город Уржум воевода Владимир Головин да Семен Яропкин…»

Владимир Карпов. Свидание с любимым городом – Киров 2016 г., с.12-13

На фото: неизвестная в начале прошлого века на фоне города Уржума. Фото было сделано, очевидно, в районе современного моста через речку Уржумку

 

Из истории благоустройства города Вятки/Кирова. Когда началось освещение города?



А теперь – об освещении улиц. Это тоже немаловажный элемент благоустройства города. В 1821 году губернский архитектор Иван Денисович Дюссар де Невиль сочинил проект освещения губернского центра масляными фонарями. Губернатор Добринский приказал составить его «придерживаясь обрасцам, существующим в столичных городах». Купец С.С.Суятин к декабрю 1823 года изготовил 160 фонарей и установил их на черно-красных полосатых столбах на центральных улицах. Московская освещалась по всей длине - от церкви Всех Святых до колокольни Кафедрального собора 39 фонарями, да еще 6 фонарей освещали бывшую Хлебную площадь.
Кроме Московской, масляные фонари повесили тогда еще на трех улицах: Преображенской - от Гласиса до присутственных мест, на Спасской – от Гласиса до Казанской улицы, а по Казанской – от площади Общего торга до Хлебной площади во второй части города.
«А раньше, - спросит читатель, - раньше, до масляных фонарей, что было?» А раньше освящали не улицу, а вход в дом сальными свечами, и это было обязанностью домовладельца. Так что проект Дюссар де Невиля был первой попыткой придать освещению улиц общественное значение. Однако освещение города полностью зависело от благотворительности.
А дальше, после масляных фонарей? С 1853 года на столбах висели фонари с лампами со спирто-скипидарной жидкостью. Это был последний крик моды: только за четыре года до этого такие фонари появились в Петербурге. Вятка, как видите, шла в ногу с веком. Но все это было рассчитано на благотворительность: 140 фонарей подарены городом чиновником Базилевским и только 10 изготовила городская управа. Тысячу ведер спирта пожертвовал на освещение Базилевский, обещая делать такой дар ежегодно. И еще 1500 рублей и 100 ведер осветительной жидкости жертвует на освещение купец Гусев. С 1863 года ведет начало освещение улиц керосиновыми фонарями; в следующем году их было уже 227. И только после этого времени появляется освещение на других, но тоже центральных улицах города.

Анатолий Тинский. Вятка. Главная улица – Киров 2002 г., с.81-82

На фото: старинный уличный фонарь. Экспонат Санчурского краеведческого музея

 

Из истории Лальской больницы



Лальская больница существует с конца 19 века. Современный больничный городок начал строиться в 1905-1910 гг., на 30 коек. В этот период были построены терапевтическое и инфекционное отделения. В 1913 г. на территории Лальского района работал один врач, 5 фельдшеров и 10 медсестер. В период с 1924 г. было построено хирургическое отделение под руководством врачей – Иляшевичей Леонида Иосифовича и Якова Иосифовича. В 1930 году работал главный врач Лавров Валентин Григорьевич. Хирург был в 1930-1940 гг. Шорохов Василий Сергеевич, вместе с ним работал хирург Ратюк Алексеевич Романович, гинеколог Воронин Николай Васильевич, которые уехали в 1936 г. С 1925 г. всю жизнь посвятили работе в лальской больнице врач-акушер, она же гинеколог и детский врач Алешинцева Мария Александровна.
В 1925 г. вступает в действие хирургическое отделение и начинают проводиться первые операции. Большая заслуга в организации хирургической службы принадлежит В.С.Шорохову, который работал в течение 10 предвоенных лет и пользовался огромным уважением народа. Впоследствии заслуженный врач РСФСР и главный травматолог Кировской области. Подготовил немало хирургов-травмотологов.
С 1946 по 1949 гг. работал главврачем хирург-окулист Шаверин Зосима Александрович. С 1948 по 1963 г. работала в районе врач Тихонова А.П. На должности главврача с 1949 по 1957 г. работали Рузгис Авенир Антонович и Мария Александровна, которых в Лальске помнят и сейчас. Уехали они из района в 1960 г. С 1957 по 1972 г. главврачем работал Плюснин Прокопий Васильевич, а его жена Римма Кирилловна была педиатром. В те годы врачам, приехавшим на работу, предоставляли жилье, а средний медперсонал устраивали на частные квартиры.

Н.Г.Ермак. Лальская городская больница в воспоминаниях // Из жизни малого города (сборник материалов краеведческих чтений) - Лальск 2017 г., с.59

На фото: современная больница в поселке Лальск

 

Вятские села и веси: село Зашижемье (Советский район)



Сарапульская краеведческая группа «Блиновское кольцо» в июне 2013 г. побывала на родине о.Николая. Эта поездка стала кульминацией всей экспедиции. Из Кирова мы добрались до села за два часа. Местность ровная, село раскинулось широко во все стороны, соединяясь песчаными дорожками и тропками. До речки Вятки – полноводной с многочисленными озерцами после половодья - четыре километра, до р.Шижмы – полтора. Деревянные дома, покрыты серебристой от времени щепой. Огороды, пышные сады и палисадники, заросшие цветущей желтой акацией и сиренью. Крупных зданий почти нет, лишь двухэтажный старенький сельсовет, да бывший церковный дом. Зашижемцы, радушные люди, встретили нас приветливо. Мы погостили в скромной одноэтажной школе, скорее похожей на сельский медпункт, где на шесть учителей – 15 разновозрастных школьников. На следующий год в школе останется 12 учеников, через год – 7. Потом школу могут закрыть, а оставшихся учеников перевести в Советск (бывшая слобода Кукарка) за 25 км. Закроется школа – и умрет село? С особым волнением приблизились к церкви. Сохранившийся Храм Преображения Господня в стиле позднего классицизма вольно раскинулся в центре села. Он поражает своей мощью и красотой. Церковь 1820 года постройки….
«Почти три века прошло с того времени, когда среди привольных вятских лугов, среди высоких сосен и белоствольных красавиц берез началась история русского села Зашижемье, - пишет «Народный вестник сказки». – По мудрым обычаям наших предков, главным местом, куда шли семьями в праздничные и воскресные дни, стал храм, воздвигнутый в честь Преображения Господня. Величественный, торжественный, праздничный, он и сегодня поражает своей лаконичной красотой, устремленностью к Небу».
Более 5000 человек из 25 окрестных деревень были прихожанами Преображенской церкви в дореволюционное время. После революции его судьба ничем не отличалась от трагической доли тысяч храмов, часовен, монастырей нашего православного отечества. Жители села, чуть ли не первыми в Вятской епархии, обратились к властям с просьбой о передаче церкви местной православной общине. Когда решение было принято, отец Петр, тогда благочинный Советского (ныне Кукарского) округа, начал восстановительные работы, которые продолжаются и сегодня.
…Храм возрождается. А это значит, что история православного села Зашижемье продолжается. А мы возвращаемся в прошлое.

Н.С.Запорожцева. Вятский странник – Сарапул 2013 г., с.20-22

Фото Елены Чудиновских. Пруд. Октябрь 2020 г.

 

Легенды и были. «Мертвые души» города Вятки



Давно уже в Вятке живет легенда, что прототипом незабвенного героя гоголевских «Мертвых душ» Павла Ивановича Чичикова был секретарь Вятской провинциальной канцелярии Аверкий Иванович Перминов, который тоже пытался провести аферу с «ревизскими списками», но поплатился за это своей высокой чиновничьей должностью.
В середине 18 века в Вятке разразился страшный скандал: выяснилось, что уважаемый чиновник скупал мертвые души крестьян, чтобы еще более упрочить свой социальный статус в обществе. Расчет был прост: от одной ревизии до другой подлог вряд ли обнаружится. Но как и в гениальных «Мертвых душах» Николая Васильевича, правда всплыла наружу со всеми вытекающими последствиями.
Как внешне выглядел «вредный» вятский чиновник Аверкий Перминов, история, увы, до нас не донесла. Впрочем, и у Гоголя Чичиков описан без особых примет: «Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Путеводитель по городу Хлынову конца XVII-XVIII веков – Киров 2013 г., с.50-51

На фото: дом Аверкия Перминова (о котором идет речь в посте) в Кирове в 1958 году

 

К столетию пионерской организации: Яранский уезд



В 1923 году в Яранском уезде появляются первые пионерские отряды под руководством М.Устюжанинова. Первые 3 группы юных пионеров были созданы при детских домах. В пионеры принимали детей от 8 до 15 лет. К Международной детской неделе (август 1923 года) уездная пионерская организация насчитывала в своих рядах 180 чел. 23 июня 1929 г. проходил 1 уездный слет пионеров. В программе «звездный переход» делегатов слета, рапорт, митинг, физкультурный праздник. Всего в уезде 2428 пионеров и 253 октябрят. В период с 1923 года по 1991 год прошло 14 слетов пионеров, посвященных различным торжественным и знаменательным празднованиям.
В 1991 году областная пионерская организация прекратила свое существование. Однако ее роспуск не означал, что у ребят исчезло стремление к общению, к коллективному участию в добрых и интересных творческих делах. Учитывая желание ребят к объединению, созданию своей организации, в каждом школьном коллективе стали образовываться самостоятельные детские объединения.

Наталья Балахничева. Образование в Яранском районе // Наш край (краеведческий сборник) – Яранск 2004 г., с.72

На фото: экспонаты из пионерского прошлого в Санчурском краеведческом музее. Как известно, территория Санчурского района ранее тоже относилась к Яранскому уезду

 

Николай Заболоцкий. Прощание. Памяти С.М.Кирова

Прощание! Скорбное слово!
Безгласное темное тело.
С высот Ленинграда сурово
Холодное небо глядело.
И молча, без грома и пенья,
Все три боевых поколенья
В тот день бесконечной толпою
Прошли, расставаясь с тобой.
В холодных садах Ленинграда,
Забытая в траурном марше,
Огромных дубов колоннада
Стояла, как будто на страже.
Казалось, высоко над нами
Природа сомкнулась рядами
И тихо рыдала и пела,
Узнав неподвижное тело.
Но видел я дальние дали
И слышал с друзьями моими,
Как дети детей повторяли
Его незабвенное имя.
И мир исполински прекрасный
Сиял над могилой безгласной,
И был он надежен и крепок,
Как сердца погибшего слепок.

 

Храмы Вятского края: Архангельская церковь села Колянур


Каменная двухэтажная, построена в 1760-1764 гг. В нижнем этаже находится теплый придел в честь Богоявления Господня.
Верхняя часть храма восьмигранная. Отдельно стоящая колокольня соединена с храмом в 1839 г. В 1905 г. священником был Александр Сарычев. В 1857 г. при церкви открыто земское народное училище.
В 1950-х гг. церковь разломана на кирпич.
В деревне Ермаковской построена часовня в 1875 году.

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области – Советск 2012 г., с.96

Фото с сайта sobory.ru

 

Эпоха - газетной строкой. Сельское торжество



Село Билямор Уржумского уезда. 10 мая в черемисском селе Билямори состоялось скромное торжество открытия бесплатной библиотеки-читальни. Библиотека возникла по инициативе (по почину) жены земского врача Екатерины Николаевны Селенкиной. Она обратилась к местным лицам, интересующимся просветительской деятельностью, с просьбой пожертвовать на новое дело книгами или деньгами. Те книги, из пожертвованных, которые оказались не вошедшими в каталог библиотеки-читальни, были проданы. Этим путем собрано книг и денег на 100 рублей; к этой сумме губернское земство отпустило 100 рублей единовременно и будет отпускать по 25 рублей ежегодно. Уржумское уездное земство нашло возможным отпускать ежегодно по 120 рублей на содержание библиотеки – на аренду помещения и на жалование библиотекарше.
После литургии в помещении библиотеки, в присутствии множества лиц был отслужен молебен с водосвятием. Перед молебном наблюдатель библиотеки, священник о.Н.П.Зубарев указал на то, кому обязана библиотека своим возникновением, принес благодарность Е.Н.Селюниной и пригласил по христианскому обычаю помолиться перед началом деятельности библиотеки. После молебна, пропетого учениками Нартасской школы и произношения многолетия царственному дому, священному синоду и ревнителям этого доброго дела была произнесена, составленная Е.Н. Селенкиной, следующая речь…
После речи учитель Нартасской школы А.Е.Хабачев сказал: «Я позволю себе от лица всех собравшихся выразить глубокую признательность Е.Н. Селенкиной, по инициативе и трудам которой возникло новое просветительское учреждение в Билямори – библиотека-читальня. Пусть наше сочувствие послужит для Екатерины Николаевны нравственной наградой, нравственной поддержкой для дальнейшей деятельности в том же роде».
После этого было пропето несколько гимнов и библиотека была открыта для пользования.

Вятская газета - 1899 г. № 24

На фото: село Мари-Билямор в 1929 году

 

С архивной полки. Из сельскохозяйственной переписи 1917 года: ½ веялки...



Обычная карточка сельскохозяйственной переписи 1917 года. Хозяйство крестьянина Филиппа Семеновича Халтурина из деревни Колесники Яранского уезда.
Хозяин, 65 лет неграмотный
Сын 24 лет, грамотный, отсутствует 4 года в Сибири
Сын 20 лет, грамотный, мобилизован 12 месяцев
Сын 13 лет, грамотный
Жена 50 лет, неграмотная
Дочь 5 лет, неграмотная
Сноха, 19 лет, грамотная
Наем: сенокос 5 мужчин и 10 женщин пеших
Жнитво 3 женщины
Молотьба 10 женщин
Скот в хозяйстве: 2 бычка и 1 теленок
3 свиньи
Земли 5,6 видимо, десятин.

Один пункт заставляет задуматься. В хозяйстве значилась сельскохозяйственная машина - веялка. Только обозначена как " ½". ½ веялки - что это значит? Часть веялки?

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.19 д.440 л.23-23 об.

На фото: ручная веялка. Источник: https://vishkil.ru/istoriya/uborka-i-obmolot-xlebov.h..

 

С архивной полки. Число безлошадных по переписи 1891 года по селу Цепочкино Уржумского уезда



Крестьяне-домохозяева Родыгины (указаны без отчеств):
Федор -
Евстигней -
Степан Егорович -
Василий -
Харитон 2 лошади
Иван -
Леонтий -
Григорий 2 лошади
Филипп 1 лошадь
Степан -
Сергей -
Игнатий -
Андрей -
Степан -

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1533 лл.45-47

Примечание. Родыгины были самой распространенной фамилией в селе, но к 1917 году число их семейств сократится до четырех (по переписи 1917 г.). Кроме них, были здесь и другие фамилии, например, Щелчковы, Верещагины, Березкины, Перескоковы...

На фото: село в 1934 году. На фото еще видны старинные церковь и часовня, которые скоро будут уничтожены в угаре борьбы с религией, а само село выгорит до тла через два года. По этой причине старых домов в селе почти нет...

 

Воинские именования в названиях вятских деревень: Майор и Майоры

При работе с метрическими книгами прихода села Большая Пиштань Яранского уезда встретилось не вполне обычное название деревни - починок Майор. Интересно, что название Майоры встречается по еще трем районам бывшей губернии - Свечинскому, Лебяжскому и Кезскому (последний теперь в Удмуртии). Отсюда можно сделать вывод, что основателем деревни мог быть некий майор.
А какие воинские названия вятских деревень знаете Вы?

 

С архивной полки. О житии-бытии служителей Казанско-Богородицкой церкви г. Орлова. 1857 год.



Причта положено по штату издавно: протоиерей один, священника 2, диакона, дьячка, пономаря и сторожа по 2 же; а в последнее время одно диаконское и одно пономарское места закрыты по причине бедности доходов.
Земли при сей церкви нет.
Дома у диаконов Иоанна Филимонова, Николая Леонтьева, дьячка Владимира Краева собственные деревянные на градской земле; протоиерей живет в казенном доме; прочие же священноцерковнослужители проживают на квартирах частию по бедности доходов, частию по неимению мест для построению собственных домов.
На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не получается, а пользуют они добровольной от прихожан хлебной ругою; содержание их очень скудно.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1018 лл.1-2

На фото: таким был Казанско-Богородицкий собор г.Орлова. В настоящее время от него осталась только колокольня...


Назад к списку