Сентябрь: 16-30
Утраченные достопримечательности Вятки: Александро-Невский собор глазами современников
.jpg)
Закладка собора последовала еще 30 августа 1839 года, но освящен он лишь в октябре 1864 г. (постройка затянулась по недостатку средств). Собор построен по плану знаменитого архитектора Витберга, гениального, но неудачного строителя храма Спасителя на Воробьевых горах, находившегося тогда в Вятке в изгнании. Сооружение замечательной красоты по конструкции и деталям. Стоит на огромной площади, и виден далеко из окрестностей города. Вышина собора 24 саж., а с крестом 27 саж., в длину и ширину тоже 27 саж. Построен в виде креста, с четырьмя башнями, одна из которых служит и колокольнею. Кругом собора идет галлерея, окруженная колонадой. Окна высокия, стрельчатые, в готическом стиле. Внутри церкви, под куполом, также галлерея. Вход на нее на столбах, по лестницам, въющимся спиралью. Собор нуждается в ремонте; кое что уже сделано: новые печи и новые полы; предстоит еще многое, а денег мало. Как слышно, художник В.М.Васнецов выразил желание лично принять участие в украшении собора живописью.
Около Александро-Невского собора, в окружающем его сквере, находится памятник Царю-Миротворцу Александру Третьему (открытый в 1896 г. 30 авг.). Сооружен на пожертвования жителей Вятской губернии. Стоимость его, с устройством чугунной решетки вокруг сквера, до 30 тыс. рублей.
Д.Зеленин. Кама и Вятка (путеводитель). Вятка 1904 год
Пижанские хроники: начало XX века
.jpg)
1901 г. – в Пижанской больнице проведен водопровод от колодца.
1904 г. – В больнице было 18 коек, заведовал больницей лекарь Жардецкий Владимир Алексеевич (в 1907 г. он переведен в Яранск), в больнице было 2 фельдшера и одна акушерка. Больница обслуживала территорию с населением 54150 человек.
1906 г. – В селе построен двухэтажный деревянный дом для земского начального училища.
1907 г. – В Пижанке открыт ветеринарный пункт (переведен из Вои)
1912 г. – Созданы Общества Потребителей в селе Пижанка и в селе Соломинске.
1913 г. – Создана народная библиотека-читальня (реорганизована из пришкольной библиотеки в самостоятельную). Книг было – 1108, читателей – 217.
1914 г. – В селе Пижанка по постановлению уездного собрания от 28 сентября 1913 г. открыта районная народная библиотека-читальня.
1915 г. – Открыто почтовое отделение общего типа. До этого простые почтовые операции выполняло волостное правление.
1917 г. – Первое революционное выступление в селе Пижанка под руководством Тутубалина Ионы Васильевича. Толпа народа устроила строгий обыск и изъятие спрятанных товаров у торгашей и церковников, изъятые товары проданы народу по «справедливой» цене, деньги отданы торгашам.
Памятные даты по Пижанскому району на 2021 г. – п.Пижанка 2020 г.
На фото: одно из старых зданий поселка
Вятские святые: отец Стефан Филейский
.jpg)
«Весной каждого года во время проводов и встречи в городе Вятке Чудотворной иконы Святого Николая Великорецкого десятки тысяч богомольцев направляются на Филейку помолиться на могиле отца Стефана, личность которого до сих пор в сознании народном окружена ореолом святости – так начинается статья в «Вятских епархиальных ведомостях» за 1915 год по случаю исполнившегося 25-летия существования Филейского монастыря.
За что же почитали люди монаха-священника, как сложилась его судьба, это и описывает газета Вятской епархии, а я переложу статью читателям.
Отец Стефан, в миру Симеон Петрович Куртеев, родился 17 июля 1830 года (все даты по старому стилю) в деревне над речкой Филейкой, называемой Куртеевы. Мать Семена Куртеева была женщина богомольная и старалась привить любовь к Богу своему сыну. Отец воспитанием ребенка не занимался вследствие того, что «одержим был слабостию винопития». Очень помогал семье старший брат Константин, который после учебы в Казанском университете служил в Петербурге. Он высылал деньги на образование брата.
Семен Куртеев закончил частную начальную школу и поступил в Вятскую мужскую гимназию, но в седьмом классе был исключен из-за конфликта учителем немецкого языка Бенгардтом, хотя был способным учеником. Предание гимназии гласит: «Преподаватель остался недоволен ответом Семена Куртеева и, обозвав его «русской свиньей», хотел отодрать за уши, но Семен оттолкнул учителя и сорвал с него манишку». Вообще, немец Бернгардт часто позволял себе обзывать ученика, ставил на колени, оставлял без обеда и теребил за уши. А вот Семен Куртеев не вынес оскорбления. Потом он пытался учиться в других учебных заведениях, однако это занятие ему было не по душе. Семен начал странствовать по русским обителям. Один старец во время этих путешествий благословил отца Стефана «возвратиться на родину и там учить детей, ища в этом спасение».
Вернувшись, Семен выкопал себе в лесу недалеко от Филейки землянку, в которую и удалялся часто для уединения. Такой образ жизни, конечно, не нравился отцу Семена, так как сын не помогал в хозяйстве, поэтому отец выгнал Семена из дома. В землянке Семен Куртеев прожил около 10 лет, испытывая материальные, а еще больше – нравственные мучения. Люди его иначе как «Сенька-сумасшедший» не звали. Тяжело переживал отец Стефан потерю горячо любимой им матери. Таким образом, была порвана последняя связь с семьей. И тогда Симеон Петрович совершает паломничество на святую Афонскую гору. После возвращения в 1862 году он перебирается из землянки в деревянную келью. Этим и было положено основание Филейского монастыря.
В последующие годы Семен Куртеев не раз путешествовал по святым местам, побывал он в Таврической губернии, в Иерусалиме. В перерывах между путешествиями Симеон Петрович предавался своим любимым занятиям – чтению душеспасительных книг, обучению детей и даже изданию своих сочинений. «Народ от презрения к нему перешел к уважению». И только в 1877 году он был пострижен в монашество с именем Стефан. Прожив иеромонахом в лесу около шести лет, отец Стефан в 1883 году решил выстроить небольшую деревянную церковь, и скит. Уже в 1884 г. в построенной церкви стали служить молебны. «Народ шел к отцу Стефану громадными толпами, кто за советом, кто за благословением». Но когда епископ Тихон узнал обо всем, началось следствие, по которому отец Стефан обвинялся в «самовольном», без всякого разрешения построении молитвенного дома и скита, в допущении в мужской скит хора из девушек». Епархиальным начальством отец Стефан был приговорен к заключению на жительство в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Молитвенный дом был опечатан полицией, монахи выселены. В 1888 г. племянник отца Стефана П.И.Куртеев ходатайствовал через Святой Синод «об учреждении близ села Филейки мужского монастыря с богадельнею на 5 человек, особенно увечных, во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского по Уставу Святой Афонской горы, в память чудесного спасения жизни Государя Александра Третьего и всего Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года (вот такое официальное название получил монастырь). По разрешению из Петербурга молитвенный дом отца Стефана был обращен в храм во имя Успения (кончины) Божьей Матери (этот праздник стал храмовым), а скит – в монастырь.
В ноябре 1889 года отец Стефан был уволен из Трифонова монастыря в скит. Под его руководством началась постройка двух монастырских корпусов: одного для кухни и братской трапезы, а другого – для келий. Но недолго после освобождения прожил отец Стефан. Он скончался 15 августа 1890 года, в день храмового праздника Успения Богородицы.
В течение всей жизни отец Стефан был странником, не был он официальным настоятелем и устроителем Филейского монастыря, но люди со своей болью, страданиями шли к нему и чтили его. Погребен отец Стефан близ алтаря Успенской церкви.
«Над могилою, по его завещанию, братия монастыря поставила деревянный покров в форме гробовой крышки, окрашенный черной краской. В ногах у погребенного поставили деревянный крест, тоже весь черный, на этом кресте находятся в киоте иконы св.Стефана и св.Симеона, имена которых носил отец Стефан при жизни. Пред образами, на средства благотворителей, горит неугасимая лампада».
Г.Мухаматдинова. Филейские храмы // Вятский край – 1991 г. № 221
Вятская жизнь сто лет назад. Пожертвования голодающим вятичам
.jpg)
В Северо-Двинской губернии. Гражданин города Великого Устюга В.А.Никитский пожертвовал в пользу голодных вятичей 7 аршин полотна сурового, 7 аршин белого, 9 аршин коломянки, 5 аршин полотна для полотенец, 3 аршина полотна для простынь и 1 скатерть. За означенноее пожертвование представитель Вятского губкомпомгола Северо-Двинской губернии т.Сафронов поблагодарил гражданина Никитского особым письмом.
Вятская правда - 1922 г. № 72 30 марта
Примечание. В публикации было указано слово "вятичи". В печати того времени это слово встречается часто, т.е. наши предки называли себя не вятчане, а вятичи и вятички.
Праздники вятской деревни в XIX веке
.jpg)
В праздничные дни у них не слышно особых увеселений, кроме девичьих хоров и разгульных песен, с коими смешиваются иногда звуки балалайки. Других музыкальных инструментов не слышно.
Кроме святок, пасхальных дней и сырной недели, у них введены изстари дважды в году празднества в честь почитаемых ими святых угодников. Первоначально в летнее время из приходской церкви бывает крестный ход со святыми иконами в их селения; тогда они отправляют общие полевые и частные молебствия в домах. После отправления святых икон начинается пир, на который из окольных селений приезжают родственники и знакомые. Такое празднество длится до трех дней, и в течение сего времени поставляемые на стол яства не убираются с утра до вечера, потому что гостей лучших, по приходе их, садят за стол и к ранее поставленным явствам прибавляют одно какое-нибудь новое. При таком угощении, вместо одного или двух уломков, радушные хозяева пред кажд гостем полагают по 1 небольшому пшеничному хлебцу. Другое празднество совершается осенью, подобно летнему, за исключением молебствий. Расход при каждом нарочитом празднике для посредственного домохозяина при употреблении во дни мясоестия своего рогатого скота и птиц, будет стоить примерно до 3 рублей серебра.
Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.5
Фото С.А.Лобовикова. Вятские красавицы..
Предания старины глубокой. Масленица в Богородском
Село Богородское Нолинского уезда. Масленица в нашем селе прошла тихо без скандалов и драк. За катанием с горы и на лошадях в центре села был установлен приставом строгий полицейский надзор, все время дежурили полицейские стражники (в нашем селе их стоит 18 человек) и малейшее столкновение погашалось сразу. Ни запившихся, ни убитых в масленичном угаре пока нет ни одного. Одним словом – тишь и гладь.
Вятская речь - 1913 г. № 33
Из записок вятских этнографов. О вятской речи
О языке. Гласная о почти никак не изменяется в а. Вместо что или што некоторые поизносят штио. Согласная ч в выговоре местоимения «что» в родительном и предложном почти не изменяется в ц, как говорят крестьяне Вятского уезда: цево, о цем. Творительный падеж множественного числа заменяется нередко дательным – употребляют много таких слов, которые чужды беседе даже полуобразованных, но эти слова едва ли не сродни всему простому классу людей; например, цыганит, галушничат вместо осмеивать; базанит, сопет вместо кричать; булыжничать вместо попусту проводить время, часто упиваться; подокошитиничать вместо слушать под окнами; шерахориться вместо надсмеваться и проч.
Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.1
Вятская жизнь сто лет назад: кооператоры - голодающим
.jpg)
Кооперация голодающим. Малмыжское райотделение губсоюза наметило организовать сети столовых общественного питания для голодающих в количестве 90 на уезд. Пока открылись 22 столовые в волостях: Вятскополянской, Мериновской, Рожковской, Савальской, Малмыжской и Ральниковской.
Вятская правда - 1922 г. № 73 31 марта
Эпоха - газетной строкой. Первый водопровод в Слободском
.jpg)
Cлободской. Труды слободской водонапорной комиссии увенчались успехом. С 15 января после торжественного освящения, по трубам пустили воду и население города узнало приятную весть, что вода, впредь до особого распоряжения городской думы, из всех пяти водоразборных будок будет отпускаться бесплатно. Водонапорной комиссии и приглашенным лицам был предложен от управы обед, а фирма «Мюр Мерилиз», строющая водопровод, предложила от себя обед служащим управы. Если испытания дадут благоприятный результат, то наверное скоро состоится приемка водопровода от фирмы.
Теперь очередь за освещением.
Вятская речь - 1912 г. № 15
Примечание. Так и хочется спросить: освещение тоже решили отпускать бесплатно?
По страницам старых газет. Крестьяне делились своим мнением в печати
.jpg)
О посеве ржи в 1897 году. У нас в Пьяноборской волости Елабужского уезда ныне в продолжении всего лета дождя почти не бывало; сеяли рожь в сухую землю. При заделке семян борона распыляла сильно землю. Даже свежую рожь на семена молотилась самого сухого качества. Всходов почти не вышло. Я думаю, что следовало бы для посева жать пораньше и молотить сырую рожь на посев. Вот нынче у меня был опыт: посев у меня порядочный, более 100 десятин и, чтобы заготовить семян, пораньше молотил сырую рожь, которая не успела еще в снопах просохнуть, но все таки молотилась. Такой ржи намолотил 700 пуд. Лежала она до посева недели две, сильно отсырела и даже немного согрелась, приобрела затхлый запах. Другой ржи у меня не было и я вынужден были посеять такую же рожь и в то же время сеял хорошую сухую рожь, сколько ее приходилось купить. И что же? Из затхлой сырой ржи вышли хорошие всходы (к заморозкам вышла порядочная озимь), а из сухой ржи почти вовсе нет всходов, поэтому и думаю, что при засухе необходимо зерно для посева брать сыромолотное. Н.Шадрин
Вятская газета - 1897 г. № 37
На фото: экспозиция с предметами сельскохозяйственной утвари в Малмыжском краеведческом музее
Село Рождественское Яранского уезда и его храм
.jpg)
В клировых ведомостях церквей за 1825 год о селе написано: «Село Шошминское, Рождественское, Андреюшково, Белое село тож. Оная церковь Рождества Богородицы в таком виде: готической архитектуры, крыша железная, пол кирпичный. Обнесена каменной оградою, подле коею другая, деревянная, где погребаются умершие. Прихожане ясашные русские крестьяне и часть небольшая черемисов-новокрещан. Священник Петр Алексеев Шевелев, 43 лет. Окончил в 1805 году философский класс семинарии. В храме с 1822 года. Диакон Ефрем Никитин Григорьев, 23 года. Из учеников информатики 1825 года. Дьячок Андрей Алексеев Шевелев, 42 года. В храме с 1798 года. Пономарь Алексей Иванов Диаконов, 29 лет. В храме с 1813 года. Прихожан 257 дворов (1125 мужского пола и 1306 женского пола)».
В 1829 году в самом селе Шошминском насчитывалось всего десять дворов крестьян…
Достаточно интересные статистические сведения о приходской церкви Рождества Богородицы и о самом селе можно узнать из книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», изданной редакцией «Вятских епархиальных ведомостей» в 1912 году: «Село Шошма (Рождественское) – Богородицкая церковь, каменная (1912 год); расстоянием от города Вятки в 200 верст, от уездного города в 10 верст, от благоч. в 30 верст.
Причта по штату положено: два священника, один дьякон, два псаломщика; дома у священников казенные, а у прочих членов причта свои; земли усадьба 10 десятин, пахотных и сенокосных 64 десятины; братский денежный доход: священник – 900 рублей, дьякон – 600 рублей, псаломщик 300 рублей. Руги собирается на весь причт до 140 пудов ржи, 120 пудов овса и 100 пудов ячменя. Прихожан: православных русских 1951 мужского пола, 1922 женского пола; крещеных черемис 33 мужского пола и 33 женского пола. Приход состоит из 34 селений с расстоянием от двух до восьми километров.
Село расположено на левом берегу речки Шошмы, в безлесной местности. В селе церковно-приходская школа с 85 учениками; в районе прихода земская школа в починке Красногорском (Аникино) в шести верстах и церковно-приходская при мужском Пророчицком монастыре в трех с половиной верстах от села. Участковые медицинские пункты в городе Яранске в десяти верстах, волостное правление Комаровское, к которому принадлежит село, в двенадцати верстах…
Село состоит на проселочной дороге, идущей из Комаровского волостного правления в Яранск…»
Иконных рождественцев в округе называли почему-то гамажонками (гамагами).
Галина Бузанакова. Пробудись, душа!.. – Киров 2017 г., с.46-47
На фото: село Рождественское Яранского района в наши дни
Народы Вятского края. Национальная религия чувашей
.jpg)
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золото-ордынское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского божества был характеризован дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи Тура (верховным богом), и с другой - злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира – добрые, Нижнего света – злые.
Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (высшим богом), Султи тура (Верховным богом).
В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника – бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра - добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен – дух, ведавший делами дивана, далее страх, привратник, кравчий и т.д.
Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т.п. Но многие чувашские боги «обитали» не на небесах, а непосредственно на земле.
Чуваши. Этническая история и традиционная культура – М. 2000 г., с.82
Из истории монашества на Вятской земле: «Вела агитацию против снятия колоколов»…
.jpg)
Сестра Прасковия (Бабинцева Прасковья Федоровна, 1883- 30 января 1972 г.).
Родилась в с.Бобино Вятского уезда и губернии в крестьянской семье. С 20 лет жила в качестве послушницы в Вятском Преображенском девичьем монастыре. После его ликвидации в 1923 г. вместе с другими перешла в с.Филейку Вятского района, а в 1927 г. вернулась в с.Бобино. исполняла различные обязанности при Благовещенской церкви. «Вела агитацию против снятия колоколов».
Арестована 6 ноября 1930 г. Осуждена 29 декабря 1930 г. Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края по ст.58 пп.10, 11,14 к заключению в концлагерь на три года.
После отбывания наказания вернулась в родное село. Работала уборщицей в школе, занималась рукоделием на продажу.
Реабилитирована Прокуратурой Кировской области 31 мая 1989 г.
Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского девичьего монастыря в первой половине XX века – Киров 2009 г., с.119. Фото из книги
Населенные пункты Удмуртской республики, образовавшиеся уже после выхода Удмуртии из Вятской губернии: починок Нагорное
.jpg)
Примыкает с северной стороны к селу Нылга, отделен от него рекой Уня. Располагается на левом берегу реки Уня, в месте пересечения ее трактом Нылга-Областная.
Представлял собой в лучшие годы неполную двустороннюю улицу, северным концом примыкавшую к тракту Нылга-Областная.
Образовалась деревня в 1924 году, после отселения 11 русских семей из с.Нылга-Жикья с целью образования сельхозтоварищества «Нагорное». Им было выделено 206 гектаров из сельского надела.
В 1935 году сельхозтоварищество было преобразовано в колхоз под тем же названием. Колхоз насчитывал около 70 человек, включая детей и, естественно, был в числе первых, потерявших самостоятельность.
В 1950 г. здесь осталась бригада колхоза «им. Сталина» с центром в Нылге.
Близость к селу накладывала отпечаток на характер жизни. Многие работали в Нылге на льнозаводе, промкомбинате, отделении «Сельхозтехники». Близость к районному тракту имела и плюсы, и минусы.
После ликвидации Нылгинского района начинает редеть деревенская улица. В 70-е годы здесь остается 5 хозяйств.
Перепись 1989 г. не зафиксировала ни жителей, ни жилых домов. Впоследствии территория населенного пункта использовалась для размещения техники и механизмов ряда временных организаций, квартировавших в с.Нылга.
А.И.Пудов. История увинских деревень - Ува 2000 г., с.192
Памяти невинно репрессированных. Поломанные судьбы, разбитые надежды…
.jpg)
Рассказывают Дунина (Скопина) Александра Павловна и Орлова (Скопина) Ольга Павлловна:
- Наш отец, Павел Николаевич Скопин, родился в многодетной семье в 1908 году. Работал монтером на Горьковской железной дороге.
Оле было 5 лет, Саше – 11, когда 15 февраля 1938 года отец ушел на работу и больше уже не вернулся… В дом пришли с обыском сотрудники НКВД: изъяли все документы и фотографии. На выходе один из них бросил удостоверение отца, сказав при этом: «Детям на память!» Кроме отца, арестовали всю бригаду – 10 человек и бригадира, никто из них домой не вернулся.
Так началось наше трудное детство. Маму, как жену «врага народа», на работу никуда не брали (а если кто-нибудь осмелился бы взять, пошел бы под суд. Младшая дочка часто болела, до трех лет не могла ходить.
Спасибо одной медсестре, которая помогла устроить девочку в ясли. Некоторое время мама работала дворником по ночам (чтобы никто не узнал!). Выручали и соседи: они на дому плели корзинки и сумки, а мама за небольшую плату им помогала.
Когда началась Великая Отечественная война, мама смогла устроиться на работу, но все равно мы жили очень плохо. Собирали гнилую картошку, очистки, траву – все, что можно было съесть. Детям, отцы которых находились на фронте, выплачивали пособие, выдавали пропуск в столовую. Но нам, детям «врага народа, ничего не полагалось.
Ольгу в 1948 году взяли в ФЗУ при швейной фабрике, выдали одежду и обувь, стали кормить. Отучившись, она трудилась на фабрике, а после замужества работала продавцом. Александра окончила медучилище и 42 года проработала медсестрой в поликлинике № 3, подрабатывая при этом в службе скорой помощи.
Сегодня у Александры Павловны и Ольги Павловны есть замечательные дети, внуки и правнуки. А за многолетний добросовестный труд обе женщины имеют награды и благодарности.
…Через 12 дней, 27 февраля 1938 года, отца расстреляли. Но об этом мы узнали только в 1994 году, когда нам разрешили прочитать дело отца и документы о его реабилитации, как невинно пострадавшего от репрессий. Очень жаль, что нашей мамочки к тому моменту уже не было в живых, она так ничего и не узнала о судьбе своего мужа…
Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.120
Жизнь Вятской губернии в годы Первой мировой: 1914 год (по страницам уездной печати)
.jpg)
9 августа. 7 августа в 10 часов утра военнопленные германские и австрийские подданные в числе 4 человек были взяты через полицию и препровождены в управление воинского начальника.
13 августа. 17 августа в Сарапуле, как и по всей России, прошел день союзных флагов. В городе продавались национальные флажки, сбор от которых поступал семьям ушедших на войну, больным и раненым воинам. Всего было собрано больше двух тысяч рублей.
4 сентября. В земстве, в местном кружке и других организациях идет деятельная работа по заготовке белья для больных и раненых воинов.
14 сентября. Сегодня будет произведен однодневный сбор пожертвований в помощь призванным на поле брани воинам и их семьям и на устройство в Сарапуле лазарета для больных и раненых воинов с продажей значков «Красного Креста» и флажков Российского и союзных с Россией государств: Франции, Англии, Сербии, Черногории, Бельгии и Японии.
19 сентября. В ходе однодневного сбора пожертвований 14 сентября было собрано 2400 рублей.
23 сентября. Призван на военную службу городской глава Г.А.Утробин. Из Сарапула должен выехать на днях.
1 октября. Проводы городского головы Г.А.Утробина 29 сентября в зале городской управы. Присутствовала вся городская Дума и жители города. Молебствие совершал священник о.А.Дилекторский.
12 октября. В Сарапульском Вознесенском соборе епископом Амвросием было совершено торжественное молебствие в честь победы русских войск под Варшавой.
По материалам газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул), 1914 год
На фото: Михаил Алексеевич Куделькин. Родился в Сарапуле в 1896 г. Служил в 166-м запасном пехотном полку. В советское время жил в Сарапуле, умер в 1970-е гг. Фото из личного архива Л.П.Колчиной
С архивной полки. Жизнь вятских крестьян по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года
.jpg)
Представляем вашему три карточки из сельскохозяйственной переписи 1917 года по деревне Сахарные Уржумского уезда. Они могут дать некоторое представление о жизни наших предков в канун октябрьской революции 1917 года.
Василий Яковлевич Сахарных
Хозяин 75 лет, неграмотный
Сын 27 лет, грамотный, мобилизован 12 месяцев, плотник в Вологодской губернии
Внук 6 лет
Внук 2 лет
Сноха 27 лет, грамотная
Дочь 4 лет
Наем: жнитво и уборка 10 женщин
Молотьба: 4 конных мужчины и 16 женщин
1 лошадь
1 корова, 1 бычок, 1 теленок
3 овцы и 1 ягненок
1 свинья
Земля 6,3 десятин
Григорий Яковлевич Сахарных
Хозяин 63 лет, неграмотный
Сын 25 лет, грамотный, отсутствует 48 месяцев, плотник по найму в Сибири
Жена 63 лет, неграмотная
Сноха 24 лет, грамотная
Внук 1 года
Найм: жнитво и уборка 5 женщин
Молотьба 8 конных мужчин и 42 женщин
1 лошадь
1 корова, 1 бычок, 1 теленок
4 овцы и 4 ягненок
1 веялка
Земля 9, 9 десятин
Дмитрий Васильевич Сахарных
Хозяин 30 лет, неграмотный, мобилизован 32 месяца
Жена 31 года, неграмотная
Работница 34 года, неграмотная
Наем: сенокос 20 женщин
Молотьба: 1 мужчина
1 корова
1 лошадь
4 овцы и 3 ягненка
1 свинья
Земля 6,8
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.940
Фото С.А.Лобовикова.
Воспоминания старожилов Яранского района о мельницах
.jpg)
Царегородцев Анатолий Иванович, 1930 г.р.: «Я родился и всю жизнь прожил в деревне Кукодор, только вот помирать, видно, не придется в родной деревне. У нас деревня была большая, говорят, с километр длиной, а может и больше, потому что народу сколь много жило, дак сейчас столько в Мари Ушеме не живет. У нас были кузницы, фермы всякие, мельницы и еще много всякого. Я то помню семь мельниц. Все стояли в ряд почти в загумнах. Хозяев топерь всех не помню, но некоторых скажу: Царегородцев Павел Емельянович, Захаров Егор Захарович, Царегородцев Иван Степанович, Тубалин Андриан Савельевич, Захаров Савватей. Мельницы были разны, у нас только были ветряные, хотя они тоже розличались: шатровые и столбянки. Разница у них в том, что одна как бы на «рассаднике» стоит, сама не вертится у других, а у этих-то вертится вся мельница. Рассадник делали из бревен, да и все было деревянное, даже ходы. На рассаднике ставили как бы избушку, оттоль зерно засыпали в ковш, оно сыпалось книзу в жернова каменные, лежащие друг на дружке. Один камень вертится, а другой лежит, зерно между ними попадается и перетирается, а мука высыпается в совок. Крылья мельницы сами наворачивали на ветер, чтобы мельница работала. Молоть привозили всяко зерно, у кого че есть, а в войну мололи даже сушеную картошку, дудор – картофельны очистки. За помол платили зерном. Говорили: «горец надо отдавать». Горец – это плата. Конечно, мололи тогда не по стольку, как сейчас, носили на себе, на лошадях. При колхозе горец отдавали в колхоз, да и мельницы-то стали колхозными уже к 30-м годам. Колхозное зерно мололи на фураж скоту. Раньше мельницы, бывало, и горели, а загорались от печей, потому что уходили и оставляли печи горящими, а хода-то ведь деревянные. Опасно особенно было при урагане. У нас как-то столбянку сшибло, а рядом конный двор стоял. Всех лошадей придавило, а одна жеребушка на сарай прямо заскочила от испугу. На ветряных мельницах всякий раз не смелешь, когда захочешь, надо ветра ждать. Ребятишки нарочно бегали на горку ветер зазывать. А уж если ветер подул, на мельницах шум, смех, шутки, всякие истории сказывают, просмехают друг друга. Вот у нас у Андрияна мельница боллё тихо молола, дак говорили: «Кобель успеет муку слизывать».
Здравствуй, Яранск! Историко-публицистический альманах - Яранск 2012 г. № 1, с.57
Рисунок из альманаха
Из древних актов. Дорожная разметка XVIII века
…Оттуда учинен поворот вправо вкруте от зюйда к осту тритцать три градуса, астрелябической угол 132 градуса; на повороте выкопана 5 десятка десятая яма, в яму положено десять камней и уголья; перед нею в сажени поставлен столб с гранми, с нумерами и литерами; линея идет по дорожке, что ездят на нижную мелницу купца Филипа Калинина, до вершины Сухова логу, мерою 93 сажени, и до земли села Богородского, владения Вятского архиерея; направе земли и дворы помянутой посадской Вшивй слободки, а налеве земля и лес купца Филиппа Калинина, Волковского оброчного стана, по вышеописанным крепостям; и на сем месте оной земли смежство кончилось.
Межевая книга Вятской провинции города Хлынова 1759 год
Из истории вятской деревни. Деревенская демократия дореволюционной России
.jpg)
Особенности общественного быта. В каждом удельном селении выборный есть главное лицо: он наблюдатель за порядком и распорядитель в общественных действиях, а потому всякое событие необыкновенное, всякое дело общественное и самые беспорядки доходят первоначально до его сведения. Каждое сведение он поверяет первее суждением собственным, а потом отдает на суд мира или Приказа. И мирские сходы бывают по его приглашению, чрез десятников, коих обязанность подобна действию нижних полицейских служителей. На мирских сходках хотя обсуживаются некоторого рода буйства, дерзости и беспорядки жителей, но без участия Головы Приказа наказания виновных в нарушении общественного спокойствия не утверждает и не выполняется. Сбор общественных денег бывает по смете удельного начальства и производится выборным или сборщиком податей для передачи по принадлежности.
Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.5
Улыбнитесь. "Как по Вятке по реке плыла корова в пиджаке... " (вятские частушки)
.jpg)
Как по Вятке по реке
Плыла корова в пиджаке.
А кому какое дело,
Чей пиджак она надела...
Вятский свистун - Киров 1994 г. № 1, с.34
Вятская жизнь сто лет назад. Голод продолжается
.jpg)
Голод в Слободском уезде. В Мухинской волости Слободского уезда зарегистрировано более 200 голодающих. С 1 января по 15 марта по уезду умерло от голода детей 121 и взрослых 79.
Вятская правда - 1922 г. № 75 от 2 апреля
Эпоха - газетной строкой. Пушкинские торжества
.jpg)
Елабуга. 26 мая. Пушкинское торжество. В зале думы отслужена панихида по Александре Сергеевиче Пушкине. Дума постановила учредить фонд в 1000 рублей, процент с которого назначен на взнос платы за право обучения беднейших учеников городского трехклассного училища и присвоить городской публичной библиотеке наименование Пушкинской.
Вятская газета - 1899 г. № 24
На фото: здание училища в Елабуге
Курьезы из старых газет. Библиотека ... на кухне
.jpg)
Село Укан Глазовского уезда. Был я как-то проездом в селе Укан. Поинтересовался – есть ли в селе библиотека или читальная. «А кто ево знает» - сказал мне хозяин постоялого двора – «есть бают у бачка Василия какая-то». Я пошел. Справляюсь у отца Василья. Библиотека, оказывается, помещается… в кухне. Прежде чем получить что либо в библиотеке-кухне, надобно насмотреться и нанюхаться всего, чем изобилует кухня отца Василья.
Неужели в таком больше селе как Укан не найдется для библиотеки более сносного помещения и ужели некому позаботиться о том, чтобы Закон Божий знал по возможности всякий и мог бы попользоваться книгами и почитать газеты при более лучших условиях? Библиотекарь (кажется его уже нет) – молодой человек был, очевидно, невежа.
На вопрос: какие печатные издания в распоряжении библиотеки? – Он усиленно заморгал глазами, растерянно глядел на меня, и, наконец, собравшись с духом выпалил: «Северное слово!» Читальня или нет эта библиотека кухня, я так и не узнал от него. Думаю, что нет. Во всяком случае, кухня не может обслуживать в одно и то же время кулинарное искусство матушки попадьи и культурные потребности уканцев.
Вятская речь - 1912 г. № 58
Примечание. Порывшись в списках вятского духовенства, нашли того самого "отца Василья". По всей видимости, имелся ввиду священник села Укан Василий Кузьмич Кузьмин. Родился в 1876 г. в крестьянской семье. Окончил Казанскую учительскую семинарию и миссионерские курсы при Казанской духовной Академии 20 мая 1906 г. Рукоположен в сан священника 24 дек.1906 г. в с.Укан. Служил инородческим миссионером 1го района Глазовского уезда с 12 авг. 1908 г. Служил в селе в 1915 г.
Семья: жена Екатерина Петровна, 1884 г.р.; дети: Александр, 1907 г.р.
Дальнейшая судьба "просветителя" неизвестна...
На фото: церковь села Укан в старину, где служил "отец Василий". Фото с сайта "Родная Вятка"
По страницам старинных актов. Мелководье извечная беда реки Вятки...
.jpg)
В грамоте 184 году июля 21 дня между протчим написано: есть де на Вятке под городом Хлыновым сверху по старой реки Вятки, от Карасевы прости, и вниз по реке Вятке ж и до мелниц монастырских и до Макарьевского погосту засыпает де ныне песком, и в иных местах тоя же старой реки Вятки засыпало песком же к лугам лежит в порожжих землях, а в нашу де великого государственную казну оброку с тех новозасыпанных песочных мест не идет ничего; и по той грамоте, а по челобитью Ионы епископа Вятского и Великопермского велено по тем засыпным местам, от Карасевы прости и вниз по той старой реке Вятке до означенного урочища сенные покосы отдать во владение из оброку дому его Преосвященства, а о рыбных ловлях, по тоя грамоте ничего не упоминается.
Межевая книга Вятской провинции города Хлынова. 1759 год. Снимок этого лета на южной Вятке
Эпоха - газетной строкой. О школах вятской глубинки предреволюционной поры
.jpg)
Глазовский уезд. О школах. Недавно получил письмо от одного учителя. Вот он что пишет: «Школа весьма убогая: тесно, холодно, темно. Начинаю втягиваться, сперва было скверно. Вовсю воюю с хозяевами из-за дров и сторожничества. Никак не могу залучить члена управы Лобовикова, который не бывал в школе с лета, а в школе был ремонт и ремонт довольно основательный, который не закончен и по сие время. Хозяева – народ грубый, дрожжат за каждое полено дров. В управу писал, писал да и писать устал. Писал и инспектору, но и он ничего не может сделать».
В одной школе под Глазовым не стало дров. В управе посоветовали занять дрова у крестьян. Сколько-то заняли, но потом крестьяне перестали давать. Пришлось школу прикрыть. Два дня не занимались, пока управа не достала дрова.
В другой школе, тоже под Глазовым, застыло Средиземное море. Ученики стали брызгать водой на висевшую на стене карту. Видать, что вода застывает, давай брызгать еще: над Средиземным морем образовался слой льда. Хотели везти в управу на показ, но вспомнили, что в управе всегда бывает очень тепло, и не только Средиземное море, но и Ледовитый океан растает, и не повезли.
Вятская речь - 1912 г. № 35
На фото: учительница Зинаида Григорьевна Ушакова в школьном классе. На фото, правда, одна из школ Слободского уезда. Фото 1914 года
Как в старину вятские крестьяне готовились к Рождеству (воспоминания)…
.jpg)
Наступило Рождество, считавшееся в нашей религиозной семье очень большим праздником. К нему долго и тщательно готовились: скребли, мыли, чистили, перетряхивали постели, выносили из дома на снег перины, матрацы, подушки, половики, пальто, полушубки и выбивали из них пыль. Бабушка как обычно затевала большую стирку, чтобы ни одна тряпочка не была не постирана. А перед самим праздником она начинала заниматься кухонными делами: вечером в большой квашне ставила тесто обычное, а в маленькой сдобное. Высоко засучив рукава, равномерно месила тесто. Вымесив тесто, она добавляла в него масло и сырые яйца. Потом топила печь, пекла хлеб, пирожки с мясом, яйцами, ватрушки с сладким творогом, плюшки, варила студень и т.д.
Бабушка была прекрасная кулинарка, все, что она готовила, было вкусно. Так и на этот раз все мылось, чистилось, варилось и неслось…
Воспоминания Смолиной Надежды Ивановны, уроженки деревни Лаптево Уржумского района (из нашего архива)
Иллюстрация: дореволюционная рождественская открытка работы Никонова.
С архивной полки. Из истории борьбы с религией в советское время: антирождественская и антипасхальная кампании
.jpg)
Из протокола № 30 бюро ВКП (б) Лебяжского района Кировской области от 27 декабря 1934 года
О подготовке и проведении антирождественской компании (докладчики тт.Мальцев и Ванеев).
Постановили:
1. Разработать мероприятия районо совместно с пропагандистом ВКП и директивное письмо о проведении антирождественской компании утвердить.
2. Предложить парторганам и первичным парторганизациям, партийным кандидатам и комсомольским группам и группам сочувствующих ВКП (б) принять меры, обеспечивающие полное выполнение разработанных мероприятий в директивном письме РК ВКП о подготовке и проведении антирождественской компании.
ЦГАКО ф.П-2205 оп.1 д.72
Подобная же антирелигиозная компания в Лебяжском районе была развернута и в пасхальные дни 1934 года. Благо повод был подходящий – только что сгорела церковь в селе и нужно было убедить верующих передать церковное здание под школу (что и было сделано, но школа там так и не появилась, т.е. верующих просто обманули). В пасхальный день 7 апреля 1934 года в лебяжской газете «Вперед» целая полоса оказалась посвященной празднику Пасхе и закрытию церкви. Эти примечательные публикации мы еще опубликуем.
1917 год в истории Вятской губернии. Выступления крестьян в Уржумском уезде
.jpg)
В 1917 году крестьяне в ряде мест Вятской губернии и у нас, в Уржумском уезде, приступили к революционному решению вопросов о земле, лесе и т.д.
Крестьяне деревень Шубина и Поповки в апреле захватили в свои руки «лесную дачу «Гари», арестовав стражу.
Самовольно рубили леса в имениях Кошкина и Калинина. Крестьяне препятствовали отправке из уезда леса – разбивали плоты и распределяли древесину между хозяйствами.
В мае крестьяне требовали передачи им земли и лесов помещика А.С.Депрейса.
Массовое недовольство вызывала политика Временного правительства. В сентябре произошли крупные волнения в д.Дергачах, Р-Турекской волости, где крестьяне отказались проводить учет хлеба. 29 ноября в Конганурской волости около 400 крестьян и солдат-отпускников разгромили продовольственную управу, избили и арестовали ее членов, расправились с местной милицией.
В ведомостях о происшествиях в декабре 1917 года сообщалось:
1. «12 декабря крестьяне Буйской волости захватили имение братьев Бушковых, а именно: пахотные и луговые угодья, лес, мельницу, живой и мертвый инвентарь, а слуг удалили.
2. В ночь на 18 декабря жители завода Шурмы и других селений самовольно отобрали у лесопромышленника Григория Никандровича Бушкова продукты и припасы из амбаров на устье реки Кильмези, всего на сумму 37431 рубль.
3. Из складов Максимовского акционерного общества на Кильмезском устье жителями разных селений самоуправно расхищены продукты и разные припасы на сумму 4360 рублей.
4. Из местных дач, принадлежащих Павлу Лазаревичу Матвееву в пределах Больше-Шурминской волости, жителями Опарина, Нусы, Витли и других самовольно расхищены в разное время из старых заготовок дров на 400 погонных сажен».
Н.Арбузова. Выступление крестьян Уржумского уезда в 1917 году // Кировская искра (Уржум) – 1976 г. 30 ноября
На фото: крестьяне, работавшие в одной из усадеб господ Бушковых
Ссыльная Вятка глазами современников
.jpg)
Витберг, создатель чудного Александровского собора, был не единственным изгнанником, сосланным в Вятку. Последняя долгое время служила местом ссылки, и здесь находились в изгнании Герцен, Салтыков, Андриоли и др. Этим лицам Вятка обязана очень многим в истории своего культурного развития. Салтыков увековечил современную ему Вятку под именем Крутогорска. Герцен много способствовал изучению местного края; благодаря его стараниям, в Вятке открыта была (в 1839 г.) первая публичная библиотека….
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Назад к списку