- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сентябрь: 16-30

Утраченные достопримечательности Вятки: Александро-Невский собор глазами современников



Закладка собора последовала еще 30 августа 1839 года, но освящен он лишь в октябре 1864 г. (постройка затянулась по недостатку средств). Собор построен по плану знаменитого архитектора Витберга, гениального, но неудачного строителя храма Спасителя на Воробьевых горах, находившегося тогда в Вятке в изгнании. Сооружение замечательной красоты по конструкции и деталям. Стоит на огромной площади, и виден далеко из окрестностей города. Вышина собора 24 саж., а с крестом 27 саж., в длину и ширину тоже 27 саж. Построен в виде креста, с четырьмя башнями, одна из которых служит и колокольнею. Кругом собора идет галлерея, окруженная колонадой. Окна высокия, стрельчатые, в готическом стиле. Внутри церкви, под куполом, также галлерея. Вход на нее на столбах, по лестницам, въющимся спиралью. Собор нуждается в ремонте; кое что уже сделано: новые печи и новые полы; предстоит еще многое, а денег мало. Как слышно, художник В.М.Васнецов выразил желание лично принять участие в украшении собора живописью.
Около Александро-Невского собора, в окружающем его сквере, находится памятник Царю-Миротворцу Александру Третьему (открытый в 1896 г. 30 авг.). Сооружен на пожертвования жителей Вятской губернии. Стоимость его, с устройством чугунной решетки вокруг сквера, до 30 тыс. рублей.

Д.Зеленин. Кама и Вятка (путеводитель). Вятка 1904 год

 

Пижанские хроники: начало XX века



1901 г. – в Пижанской больнице проведен водопровод от колодца.

1904 г. – В больнице было 18 коек, заведовал больницей лекарь Жардецкий Владимир Алексеевич (в 1907 г. он переведен в Яранск), в больнице было 2 фельдшера и одна акушерка. Больница обслуживала территорию с населением 54150 человек.

1906 г. – В селе построен двухэтажный деревянный дом для земского начального училища.

1907 г. – В Пижанке открыт ветеринарный пункт (переведен из Вои)

1912 г. – Созданы Общества Потребителей в селе Пижанка и в селе Соломинске.

1913 г. – Создана народная библиотека-читальня (реорганизована из пришкольной библиотеки в самостоятельную). Книг было – 1108, читателей – 217.

1914 г. – В селе Пижанка по постановлению уездного собрания от 28 сентября 1913 г. открыта районная народная библиотека-читальня.

1915 г. – Открыто почтовое отделение общего типа. До этого простые почтовые операции выполняло волостное правление.

1917 г. – Первое революционное выступление в селе Пижанка под руководством Тутубалина Ионы Васильевича. Толпа народа устроила строгий обыск и изъятие спрятанных товаров у торгашей и церковников, изъятые товары проданы народу по «справедливой» цене, деньги отданы торгашам.

Памятные даты по Пижанскому району на 2021 г. – п.Пижанка 2020 г.

На фото: одно из старых зданий поселка

 

Вятские святые: отец Стефан Филейский



«Весной каждого года во время проводов и встречи в городе Вятке Чудотворной иконы Святого Николая Великорецкого десятки тысяч богомольцев направляются на Филейку помолиться на могиле отца Стефана, личность которого до сих пор в сознании народном окружена ореолом святости – так начинается статья в «Вятских епархиальных ведомостях» за 1915 год по случаю исполнившегося 25-летия существования Филейского монастыря.
За что же почитали люди монаха-священника, как сложилась его судьба, это и описывает газета Вятской епархии, а я переложу статью читателям.
Отец Стефан, в миру Симеон Петрович Куртеев, родился 17 июля 1830 года (все даты по старому стилю) в деревне над речкой Филейкой, называемой Куртеевы. Мать Семена Куртеева была женщина богомольная и старалась привить любовь к Богу своему сыну. Отец воспитанием ребенка не занимался вследствие того, что «одержим был слабостию винопития». Очень помогал семье старший брат Константин, который после учебы в Казанском университете служил в Петербурге. Он высылал деньги на образование брата.
Семен Куртеев закончил частную начальную школу и поступил в Вятскую мужскую гимназию, но в седьмом классе был исключен из-за конфликта учителем немецкого языка Бенгардтом, хотя был способным учеником. Предание гимназии гласит: «Преподаватель остался недоволен ответом Семена Куртеева и, обозвав его «русской свиньей», хотел отодрать за уши, но Семен оттолкнул учителя и сорвал с него манишку». Вообще, немец Бернгардт часто позволял себе обзывать ученика, ставил на колени, оставлял без обеда и теребил за уши. А вот Семен Куртеев не вынес оскорбления. Потом он пытался учиться в других учебных заведениях, однако это занятие ему было не по душе. Семен начал странствовать по русским обителям. Один старец во время этих путешествий благословил отца Стефана «возвратиться на родину и там учить детей, ища в этом спасение».
Вернувшись, Семен выкопал себе в лесу недалеко от Филейки землянку, в которую и удалялся часто для уединения. Такой образ жизни, конечно, не нравился отцу Семена, так как сын не помогал в хозяйстве, поэтому отец выгнал Семена из дома. В землянке Семен Куртеев прожил около 10 лет, испытывая материальные, а еще больше – нравственные мучения. Люди его иначе как «Сенька-сумасшедший» не звали. Тяжело переживал отец Стефан потерю горячо любимой им матери. Таким образом, была порвана последняя связь с семьей. И тогда Симеон Петрович совершает паломничество на святую Афонскую гору. После возвращения в 1862 году он перебирается из землянки в деревянную келью. Этим и было положено основание Филейского монастыря.
В последующие годы Семен Куртеев не раз путешествовал по святым местам, побывал он в Таврической губернии, в Иерусалиме. В перерывах между путешествиями Симеон Петрович предавался своим любимым занятиям – чтению душеспасительных книг, обучению детей и даже изданию своих сочинений. «Народ от презрения к нему перешел к уважению». И только в 1877 году он был пострижен в монашество с именем Стефан. Прожив иеромонахом в лесу около шести лет, отец Стефан в 1883 году решил выстроить небольшую деревянную церковь, и скит. Уже в 1884 г. в построенной церкви стали служить молебны. «Народ шел к отцу Стефану громадными толпами, кто за советом, кто за благословением». Но когда епископ Тихон узнал обо всем, началось следствие, по которому отец Стефан обвинялся в «самовольном», без всякого разрешения построении молитвенного дома и скита, в допущении в мужской скит хора из девушек». Епархиальным начальством отец Стефан был приговорен к заключению на жительство в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Молитвенный дом был опечатан полицией, монахи выселены. В 1888 г. племянник отца Стефана П.И.Куртеев ходатайствовал через Святой Синод «об учреждении близ села Филейки мужского монастыря с богадельнею на 5 человек, особенно увечных, во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского по Уставу Святой Афонской горы, в память чудесного спасения жизни Государя Александра Третьего и всего Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года (вот такое официальное название получил монастырь). По разрешению из Петербурга молитвенный дом отца Стефана был обращен в храм во имя Успения (кончины) Божьей Матери (этот праздник стал храмовым), а скит – в монастырь.
В ноябре 1889 года отец Стефан был уволен из Трифонова монастыря в скит. Под его руководством началась постройка двух монастырских корпусов: одного для кухни и братской трапезы, а другого – для келий. Но недолго после освобождения прожил отец Стефан. Он скончался 15 августа 1890 года, в день храмового праздника Успения Богородицы.
В течение всей жизни отец Стефан был странником, не был он официальным настоятелем и устроителем Филейского монастыря, но люди со своей болью, страданиями шли к нему и чтили его. Погребен отец Стефан близ алтаря Успенской церкви.
«Над могилою, по его завещанию, братия монастыря поставила деревянный покров в форме гробовой крышки, окрашенный черной краской. В ногах у погребенного поставили деревянный крест, тоже весь черный, на этом кресте находятся в киоте иконы св.Стефана и св.Симеона, имена которых носил отец Стефан при жизни. Пред образами, на средства благотворителей, горит неугасимая лампада».

Г.Мухаматдинова. Филейские храмы // Вятский край – 1991 г. № 221

 

Вятская жизнь сто лет назад. Пожертвования голодающим вятичам



В Северо-Двинской губернии. Гражданин города Великого Устюга В.А.Никитский пожертвовал в пользу голодных вятичей 7 аршин полотна сурового, 7 аршин белого, 9 аршин коломянки, 5 аршин полотна для полотенец, 3 аршина полотна для простынь и 1 скатерть. За означенноее пожертвование представитель Вятского губкомпомгола Северо-Двинской губернии т.Сафронов поблагодарил гражданина Никитского особым письмом.

Вятская правда - 1922 г. № 72 30 марта

Примечание. В публикации было указано слово "вятичи". В печати того времени это слово встречается часто, т.е. наши предки называли себя не вятчане, а вятичи и вятички.

 

Праздники вятской деревни в XIX веке



В праздничные дни у них не слышно особых увеселений, кроме девичьих хоров и разгульных песен, с коими смешиваются иногда звуки балалайки. Других музыкальных инструментов не слышно.
Кроме святок, пасхальных дней и сырной недели, у них введены изстари дважды в году празднества в честь почитаемых ими святых угодников. Первоначально в летнее время из приходской церкви бывает крестный ход со святыми иконами в их селения; тогда они отправляют общие полевые и частные молебствия в домах. После отправления святых икон начинается пир, на который из окольных селений приезжают родственники и знакомые. Такое празднество длится до трех дней, и в течение сего времени поставляемые на стол яства не убираются с утра до вечера, потому что гостей лучших, по приходе их, садят за стол и к ранее поставленным явствам прибавляют одно какое-нибудь новое. При таком угощении, вместо одного или двух уломков, радушные хозяева пред кажд гостем полагают по 1 небольшому пшеничному хлебцу. Другое празднество совершается осенью, подобно летнему, за исключением молебствий. Расход при каждом нарочитом празднике для посредственного домохозяина при употреблении во дни мясоестия своего рогатого скота и птиц, будет стоить примерно до 3 рублей серебра.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.5

Фото С.А.Лобовикова. Вятские красавицы..

 

Предания старины глубокой. Масленица в Богородском

Село Богородское Нолинского уезда. Масленица в нашем селе прошла тихо без скандалов и драк. За катанием с горы и на лошадях в центре села был установлен приставом строгий полицейский надзор, все время дежурили полицейские стражники (в нашем селе их стоит 18 человек) и малейшее столкновение погашалось сразу. Ни запившихся, ни убитых в масленичном угаре пока нет ни одного. Одним словом – тишь и гладь.

Вятская речь - 1913 г. № 33

 

Из записок вятских этнографов. О вятской речи

О языке. Гласная о почти никак не изменяется в а. Вместо что или што некоторые поизносят штио. Согласная ч в выговоре местоимения «что» в родительном и предложном почти не изменяется в ц, как говорят крестьяне Вятского уезда: цево, о цем. Творительный падеж множественного числа заменяется нередко дательным – употребляют много таких слов, которые чужды беседе даже полуобразованных, но эти слова едва ли не сродни всему простому классу людей; например, цыганит, галушничат вместо осмеивать; базанит, сопет вместо кричать; булыжничать вместо попусту проводить время, часто упиваться; подокошитиничать вместо слушать под окнами; шерахориться вместо надсмеваться и проч.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.1

 

Вятская жизнь сто лет назад: кооператоры - голодающим



Кооперация голодающим. Малмыжское райотделение губсоюза наметило организовать сети столовых общественного питания для голодающих в количестве 90 на уезд. Пока открылись 22 столовые в волостях: Вятскополянской, Мериновской, Рожковской, Савальской, Малмыжской и Ральниковской.

Вятская правда - 1922 г. № 73 31 марта

 

Эпоха - газетной строкой. Первый водопровод в Слободском



Cлободской. Труды слободской водонапорной комиссии увенчались успехом. С 15 января после торжественного освящения, по трубам пустили воду и население города узнало приятную весть, что вода, впредь до особого распоряжения городской думы, из всех пяти водоразборных будок будет отпускаться бесплатно. Водонапорной комиссии и приглашенным лицам был предложен от управы обед, а фирма «Мюр Мерилиз», строющая водопровод, предложила от себя обед служащим управы. Если испытания дадут благоприятный результат, то наверное скоро состоится приемка водопровода от фирмы.
Теперь очередь за освещением.

Вятская речь - 1912 г. № 15

Примечание. Так и хочется спросить: освещение тоже решили отпускать бесплатно?

 

По страницам старых газет. Крестьяне делились своим мнением в печати



О посеве ржи в 1897 году. У нас в Пьяноборской волости Елабужского уезда ныне в продолжении всего лета дождя почти не бывало; сеяли рожь в сухую землю. При заделке семян борона распыляла сильно землю. Даже свежую рожь на семена молотилась самого сухого качества. Всходов почти не вышло. Я думаю, что следовало бы для посева жать пораньше и молотить сырую рожь на посев. Вот нынче у меня был опыт: посев у меня порядочный, более 100 десятин и, чтобы заготовить семян, пораньше молотил сырую рожь, которая не успела еще в снопах просохнуть, но все таки молотилась. Такой ржи намолотил 700 пуд. Лежала она до посева недели две, сильно отсырела и даже немного согрелась, приобрела затхлый запах. Другой ржи у меня не было и я вынужден были посеять такую же рожь и в то же время сеял хорошую сухую рожь, сколько ее приходилось купить. И что же? Из затхлой сырой ржи вышли хорошие всходы (к заморозкам вышла порядочная озимь), а из сухой ржи почти вовсе нет всходов, поэтому и думаю, что при засухе необходимо зерно для посева брать сыромолотное. Н.Шадрин

Вятская газета - 1897 г. № 37

На фото: экспозиция с предметами сельскохозяйственной утвари в Малмыжском краеведческом музее



Село Рождественское Яранского уезда и его храм



В клировых ведомостях церквей за 1825 год о селе написано: «Село Шошминское, Рождественское, Андреюшково, Белое село тож. Оная церковь Рождества Богородицы в таком виде: готической архитектуры, крыша железная, пол кирпичный. Обнесена каменной оградою, подле коею другая, деревянная, где погребаются умершие. Прихожане ясашные русские крестьяне и часть небольшая черемисов-новокрещан. Священник Петр Алексеев Шевелев, 43 лет. Окончил в 1805 году философский класс семинарии. В храме с 1822 года. Диакон Ефрем Никитин Григорьев, 23 года. Из учеников информатики 1825 года. Дьячок Андрей Алексеев Шевелев, 42 года. В храме с 1798 года. Пономарь Алексей Иванов Диаконов, 29 лет. В храме с 1813 года. Прихожан 257 дворов (1125 мужского пола и 1306 женского пола)».
В 1829 году в самом селе Шошминском насчитывалось всего десять дворов крестьян…
Достаточно интересные статистические сведения о приходской церкви Рождества Богородицы и о самом селе можно узнать из книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», изданной редакцией «Вятских епархиальных ведомостей» в 1912 году: «Село Шошма (Рождественское) – Богородицкая церковь, каменная (1912 год); расстоянием от города Вятки в 200 верст, от уездного города в 10 верст, от благоч. в 30 верст.
Причта по штату положено: два священника, один дьякон, два псаломщика; дома у священников казенные, а у прочих членов причта свои; земли усадьба 10 десятин, пахотных и сенокосных 64 десятины; братский денежный доход: священник – 900 рублей, дьякон – 600 рублей, псаломщик 300 рублей. Руги собирается на весь причт до 140 пудов ржи, 120 пудов овса и 100 пудов ячменя. Прихожан: православных русских 1951 мужского пола, 1922 женского пола; крещеных черемис 33 мужского пола и 33 женского пола. Приход состоит из 34 селений с расстоянием от двух до восьми километров.
Село расположено на левом берегу речки Шошмы, в безлесной местности. В селе церковно-приходская школа с 85 учениками; в районе прихода земская школа в починке Красногорском (Аникино) в шести верстах и церковно-приходская при мужском Пророчицком монастыре в трех с половиной верстах от села. Участковые медицинские пункты в городе Яранске в десяти верстах, волостное правление Комаровское, к которому принадлежит село, в двенадцати верстах…
Село состоит на проселочной дороге, идущей из Комаровского волостного правления в Яранск…»
Иконных рождественцев в округе называли почему-то гамажонками (гамагами).

Галина Бузанакова. Пробудись, душа!.. – Киров 2017 г., с.46-47

На фото: село Рождественское Яранского района в наши дни


Народы Вятского края. Национальная религия чувашей



Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золото-ордынское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского божества был характеризован дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи Тура (верховным богом), и с другой - злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира – добрые, Нижнего света – злые.
Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (высшим богом), Султи тура (Верховным богом).
В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника – бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра - добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен – дух, ведавший делами дивана, далее страх, привратник, кравчий и т.д.
Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т.п. Но многие чувашские боги «обитали» не на небесах, а непосредственно на земле.

Чуваши. Этническая история и традиционная культура – М. 2000 г., с.82

 

Из истории монашества на Вятской земле: «Вела агитацию против снятия колоколов»…



Сестра Прасковия (Бабинцева Прасковья Федоровна, 1883- 30 января 1972 г.).
Родилась в с.Бобино Вятского уезда и губернии в крестьянской семье. С 20 лет жила в качестве послушницы в Вятском Преображенском девичьем монастыре. После его ликвидации в 1923 г. вместе с другими перешла в с.Филейку Вятского района, а в 1927 г. вернулась в с.Бобино. исполняла различные обязанности при Благовещенской церкви. «Вела агитацию против снятия колоколов».
Арестована 6 ноября 1930 г. Осуждена 29 декабря 1930 г. Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края по ст.58 пп.10, 11,14 к заключению в концлагерь на три года.
После отбывания наказания вернулась в родное село. Работала уборщицей в школе, занималась рукоделием на продажу.
Реабилитирована Прокуратурой Кировской области 31 мая 1989 г.

Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского девичьего монастыря в первой половине XX века – Киров 2009 г., с.119. Фото из книги

 

Населенные пункты Удмуртской республики, образовавшиеся уже после выхода Удмуртии из Вятской губернии: починок Нагорное



Примыкает с северной стороны к селу Нылга, отделен от него рекой Уня. Располагается на левом берегу реки Уня, в месте пересечения ее трактом Нылга-Областная.
Представлял собой в лучшие годы неполную двустороннюю улицу, северным концом примыкавшую к тракту Нылга-Областная.
Образовалась деревня в 1924 году, после отселения 11 русских семей из с.Нылга-Жикья с целью образования сельхозтоварищества «Нагорное». Им было выделено 206 гектаров из сельского надела.
В 1935 году сельхозтоварищество было преобразовано в колхоз под тем же названием. Колхоз насчитывал около 70 человек, включая детей и, естественно, был в числе первых, потерявших самостоятельность.
В 1950 г. здесь осталась бригада колхоза «им. Сталина» с центром в Нылге.
Близость к селу накладывала отпечаток на характер жизни. Многие работали в Нылге на льнозаводе, промкомбинате, отделении «Сельхозтехники». Близость к районному тракту имела и плюсы, и минусы.
После ликвидации Нылгинского района начинает редеть деревенская улица. В 70-е годы здесь остается 5 хозяйств.
Перепись 1989 г. не зафиксировала ни жителей, ни жилых домов. Впоследствии территория населенного пункта использовалась для размещения техники и механизмов ряда временных организаций, квартировавших в с.Нылга.

А.И.Пудов. История увинских деревень - Ува 2000 г., с.192

 

Памяти невинно репрессированных. Поломанные судьбы, разбитые надежды…



Рассказывают Дунина (Скопина) Александра Павловна и Орлова (Скопина) Ольга Павлловна:
- Наш отец, Павел Николаевич Скопин, родился в многодетной семье в 1908 году. Работал монтером на Горьковской железной дороге.
Оле было 5 лет, Саше – 11, когда 15 февраля 1938 года отец ушел на работу и больше уже не вернулся… В дом пришли с обыском сотрудники НКВД: изъяли все документы и фотографии. На выходе один из них бросил удостоверение отца, сказав при этом: «Детям на память!» Кроме отца, арестовали всю бригаду – 10 человек и бригадира, никто из них домой не вернулся.
Так началось наше трудное детство. Маму, как жену «врага народа», на работу никуда не брали (а если кто-нибудь осмелился бы взять, пошел бы под суд. Младшая дочка часто болела, до трех лет не могла ходить.
Спасибо одной медсестре, которая помогла устроить девочку в ясли. Некоторое время мама работала дворником по ночам (чтобы никто не узнал!). Выручали и соседи: они на дому плели корзинки и сумки, а мама за небольшую плату им помогала.
Когда началась Великая Отечественная война, мама смогла устроиться на работу, но все равно мы жили очень плохо. Собирали гнилую картошку, очистки, траву – все, что можно было съесть. Детям, отцы которых находились на фронте, выплачивали пособие, выдавали пропуск в столовую. Но нам, детям «врага народа, ничего не полагалось.
Ольгу в 1948 году взяли в ФЗУ при швейной фабрике, выдали одежду и обувь, стали кормить. Отучившись, она трудилась на фабрике, а после замужества работала продавцом. Александра окончила медучилище и 42 года проработала медсестрой в поликлинике № 3, подрабатывая при этом в службе скорой помощи.
Сегодня у Александры Павловны и Ольги Павловны есть замечательные дети, внуки и правнуки. А за многолетний добросовестный труд обе женщины имеют награды и благодарности.

…Через 12 дней, 27 февраля 1938 года, отца расстреляли. Но об этом мы узнали только в 1994 году, когда нам разрешили прочитать дело отца и документы о его реабилитации, как невинно пострадавшего от репрессий. Очень жаль, что нашей мамочки к тому моменту уже не было в живых, она так ничего и не узнала о судьбе своего мужа…

Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.120

 

Жизнь Вятской губернии в годы Первой мировой: 1914 год (по страницам уездной печати)



9 августа. 7 августа в 10 часов утра военнопленные германские и австрийские подданные в числе 4 человек были взяты через полицию и препровождены в управление воинского начальника.

13 августа. 17 августа в Сарапуле, как и по всей России, прошел день союзных флагов. В городе продавались национальные флажки, сбор от которых поступал семьям ушедших на войну, больным и раненым воинам. Всего было собрано больше двух тысяч рублей.

4 сентября. В земстве, в местном кружке и других организациях идет деятельная работа по заготовке белья для больных и раненых воинов.

14 сентября. Сегодня будет произведен однодневный сбор пожертвований в помощь призванным на поле брани воинам и их семьям и на устройство в Сарапуле лазарета для больных и раненых воинов с продажей значков «Красного Креста» и флажков Российского и союзных с Россией государств: Франции, Англии, Сербии, Черногории, Бельгии и Японии.

19 сентября. В ходе однодневного сбора пожертвований 14 сентября было собрано 2400 рублей.

23 сентября. Призван на военную службу городской глава Г.А.Утробин. Из Сарапула должен выехать на днях.

1 октября. Проводы городского головы Г.А.Утробина 29 сентября в зале городской управы. Присутствовала вся городская Дума и жители города. Молебствие совершал священник о.А.Дилекторский.

12 октября. В Сарапульском Вознесенском соборе епископом Амвросием было совершено торжественное молебствие в честь победы русских войск под Варшавой.

По материалам газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул), 1914 год

На фото: Михаил Алексеевич Куделькин. Родился в Сарапуле в 1896 г. Служил в 166-м запасном пехотном полку. В советское время жил в Сарапуле, умер в 1970-е гг. Фото из личного архива Л.П.Колчиной

 

С архивной полки. Жизнь вятских крестьян по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года



Представляем вашему три карточки из сельскохозяйственной переписи 1917 года по деревне Сахарные Уржумского уезда. Они могут дать некоторое представление о жизни наших предков в канун октябрьской революции 1917 года.

Василий Яковлевич Сахарных
Хозяин 75 лет, неграмотный
Сын 27 лет, грамотный, мобилизован 12 месяцев, плотник в Вологодской губернии
Внук 6 лет
Внук 2 лет
Сноха 27 лет, грамотная
Дочь 4 лет
Наем: жнитво и уборка 10 женщин
Молотьба: 4 конных мужчины и 16 женщин
1 лошадь
1 корова, 1 бычок, 1 теленок
3 овцы и 1 ягненок
1 свинья
Земля 6,3 десятин

Григорий Яковлевич Сахарных
Хозяин 63 лет, неграмотный
Сын 25 лет, грамотный, отсутствует 48 месяцев, плотник по найму в Сибири
Жена 63 лет, неграмотная
Сноха 24 лет, грамотная
Внук 1 года
Найм: жнитво и уборка 5 женщин
Молотьба 8 конных мужчин и 42 женщин
1 лошадь
1 корова, 1 бычок, 1 теленок
4 овцы и 4 ягненок
1 веялка
Земля 9, 9 десятин

Дмитрий Васильевич Сахарных
Хозяин 30 лет, неграмотный, мобилизован 32 месяца
Жена 31 года, неграмотная
Работница 34 года, неграмотная
Наем: сенокос 20 женщин
Молотьба: 1 мужчина
1 корова
1 лошадь
4 овцы и 3 ягненка
1 свинья
Земля 6,8

ЦГАКО ф.574 оп.18 д.940

Фото С.А.Лобовикова.

 

Воспоминания старожилов Яранского района о мельницах



Царегородцев Анатолий Иванович, 1930 г.р.: «Я родился и всю жизнь прожил в деревне Кукодор, только вот помирать, видно, не придется в родной деревне. У нас деревня была большая, говорят, с километр длиной, а может и больше, потому что народу сколь много жило, дак сейчас столько в Мари Ушеме не живет. У нас были кузницы, фермы всякие, мельницы и еще много всякого. Я то помню семь мельниц. Все стояли в ряд почти в загумнах. Хозяев топерь всех не помню, но некоторых скажу: Царегородцев Павел Емельянович, Захаров Егор Захарович, Царегородцев Иван Степанович, Тубалин Андриан Савельевич, Захаров Савватей. Мельницы были разны, у нас только были ветряные, хотя они тоже розличались: шатровые и столбянки. Разница у них в том, что одна как бы на «рассаднике» стоит, сама не вертится у других, а у этих-то вертится вся мельница. Рассадник делали из бревен, да и все было деревянное, даже ходы. На рассаднике ставили как бы избушку, оттоль зерно засыпали в ковш, оно сыпалось книзу в жернова каменные, лежащие друг на дружке. Один камень вертится, а другой лежит, зерно между ними попадается и перетирается, а мука высыпается в совок. Крылья мельницы сами наворачивали на ветер, чтобы мельница работала. Молоть привозили всяко зерно, у кого че есть, а в войну мололи даже сушеную картошку, дудор – картофельны очистки. За помол платили зерном. Говорили: «горец надо отдавать». Горец – это плата. Конечно, мололи тогда не по стольку, как сейчас, носили на себе, на лошадях. При колхозе горец отдавали в колхоз, да и мельницы-то стали колхозными уже к 30-м годам. Колхозное зерно мололи на фураж скоту. Раньше мельницы, бывало, и горели, а загорались от печей, потому что уходили и оставляли печи горящими, а хода-то ведь деревянные. Опасно особенно было при урагане. У нас как-то столбянку сшибло, а рядом конный двор стоял. Всех лошадей придавило, а одна жеребушка на сарай прямо заскочила от испугу. На ветряных мельницах всякий раз не смелешь, когда захочешь, надо ветра ждать. Ребятишки нарочно бегали на горку ветер зазывать. А уж если ветер подул, на мельницах шум, смех, шутки, всякие истории сказывают, просмехают друг друга. Вот у нас у Андрияна мельница боллё тихо молола, дак говорили: «Кобель успеет муку слизывать».

Здравствуй, Яранск! Историко-публицистический альманах - Яранск 2012 г. № 1, с.57

Рисунок из альманаха

 

Из древних актов. Дорожная разметка XVIII века

…Оттуда учинен поворот вправо вкруте от зюйда к осту тритцать три градуса, астрелябической угол 132 градуса; на повороте выкопана 5 десятка десятая яма, в яму положено десять камней и уголья; перед нею в сажени поставлен столб с гранми, с нумерами и литерами; линея идет по дорожке, что ездят на нижную мелницу купца Филипа Калинина, до вершины Сухова логу, мерою 93 сажени, и до земли села Богородского, владения Вятского архиерея; направе земли и дворы помянутой посадской Вшивй слободки, а налеве земля и лес купца Филиппа Калинина, Волковского оброчного стана, по вышеописанным крепостям; и на сем месте оной земли смежство кончилось.

Межевая книга Вятской провинции города Хлынова 1759 год

 

Из истории вятской деревни. Деревенская демократия дореволюционной России



Особенности общественного быта. В каждом удельном селении выборный есть главное лицо: он наблюдатель за порядком и распорядитель в общественных действиях, а потому всякое событие необыкновенное, всякое дело общественное и самые беспорядки доходят первоначально до его сведения. Каждое сведение он поверяет первее суждением собственным, а потом отдает на суд мира или Приказа. И мирские сходы бывают по его приглашению, чрез десятников, коих обязанность подобна действию нижних полицейских служителей. На мирских сходках хотя обсуживаются некоторого рода буйства, дерзости и беспорядки жителей, но без участия Головы Приказа наказания виновных в нарушении общественного спокойствия не утверждает и не выполняется. Сбор общественных денег бывает по смете удельного начальства и производится выборным или сборщиком податей для передачи по принадлежности.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.5

 

Улыбнитесь. "Как по Вятке по реке плыла корова в пиджаке... " (вятские частушки)

Как по Вятке по реке
Плыла корова в пиджаке.
А кому какое дело,
Чей пиджак она надела...

Вятский свистун - Киров 1994 г. № 1, с.34

 

Вятская жизнь сто лет назад. Голод продолжается



Голод в Слободском уезде. В Мухинской волости Слободского уезда зарегистрировано более 200 голодающих. С 1 января по 15 марта по уезду умерло от голода детей 121 и взрослых 79.

Вятская правда - 1922 г. № 75 от 2 апреля

 

Эпоха - газетной строкой. Пушкинские торжества



Елабуга. 26 мая. Пушкинское торжество. В зале думы отслужена панихида по Александре Сергеевиче Пушкине. Дума постановила учредить фонд в 1000 рублей, процент с которого назначен на взнос платы за право обучения беднейших учеников городского трехклассного училища и присвоить городской публичной библиотеке наименование Пушкинской.

Вятская газета - 1899 г. № 24

На фото: здание училища в Елабуге

 

Курьезы из старых газет. Библиотека ... на кухне



Село Укан Глазовского уезда. Был я как-то проездом в селе Укан. Поинтересовался – есть ли в селе библиотека или читальная. «А кто ево знает» - сказал мне хозяин постоялого двора – «есть бают у бачка Василия какая-то». Я пошел. Справляюсь у отца Василья. Библиотека, оказывается, помещается… в кухне. Прежде чем получить что либо в библиотеке-кухне, надобно насмотреться и нанюхаться всего, чем изобилует кухня отца Василья.
Неужели в таком больше селе как Укан не найдется для библиотеки более сносного помещения и ужели некому позаботиться о том, чтобы Закон Божий знал по возможности всякий и мог бы попользоваться книгами и почитать газеты при более лучших условиях? Библиотекарь (кажется его уже нет) – молодой человек был, очевидно, невежа.
На вопрос: какие печатные издания в распоряжении библиотеки? – Он усиленно заморгал глазами, растерянно глядел на меня, и, наконец, собравшись с духом выпалил: «Северное слово!» Читальня или нет эта библиотека кухня, я так и не узнал от него. Думаю, что нет. Во всяком случае, кухня не может обслуживать в одно и то же время кулинарное искусство матушки попадьи и культурные потребности уканцев.

Вятская речь - 1912 г. № 58

Примечание. Порывшись в списках вятского духовенства, нашли того самого "отца Василья". По всей видимости, имелся ввиду священник села Укан Василий Кузьмич Кузьмин. Родился в 1876 г. в крестьянской семье. Окончил Казанскую учительскую семинарию и миссионерские курсы при Казанской духовной Академии 20 мая 1906 г. Рукоположен в сан священника 24 дек.1906 г. в с.Укан. Служил инородческим миссионером 1го района Глазовского уезда с 12 авг. 1908 г. Служил в селе в 1915 г.
Семья: жена Екатерина Петровна, 1884 г.р.; дети: Александр, 1907 г.р.
Дальнейшая судьба "просветителя" неизвестна...

На фото: церковь села Укан в старину, где служил "отец Василий". Фото с сайта "Родная Вятка"

 

По страницам старинных актов. Мелководье извечная беда реки Вятки...



В грамоте 184 году июля 21 дня между протчим написано: есть де на Вятке под городом Хлыновым сверху по старой реки Вятки, от Карасевы прости, и вниз по реке Вятке ж и до мелниц монастырских и до Макарьевского погосту засыпает де ныне песком, и в иных местах тоя же старой реки Вятки засыпало песком же к лугам лежит в порожжих землях, а в нашу де великого государственную казну оброку с тех новозасыпанных песочных мест не идет ничего; и по той грамоте, а по челобитью Ионы епископа Вятского и Великопермского велено по тем засыпным местам, от Карасевы прости и вниз по той старой реке Вятке до означенного урочища сенные покосы отдать во владение из оброку дому его Преосвященства, а о рыбных ловлях, по тоя грамоте ничего не упоминается.

Межевая книга Вятской провинции города Хлынова. 1759 год. Снимок этого лета на южной Вятке

 

Эпоха - газетной строкой. О школах вятской глубинки предреволюционной поры



Глазовский уезд. О школах. Недавно получил письмо от одного учителя. Вот он что пишет: «Школа весьма убогая: тесно, холодно, темно. Начинаю втягиваться, сперва было скверно. Вовсю воюю с хозяевами из-за дров и сторожничества. Никак не могу залучить члена управы Лобовикова, который не бывал в школе с лета, а в школе был ремонт и ремонт довольно основательный, который не закончен и по сие время. Хозяева – народ грубый, дрожжат за каждое полено дров. В управу писал, писал да и писать устал. Писал и инспектору, но и он ничего не может сделать».
В одной школе под Глазовым не стало дров. В управе посоветовали занять дрова у крестьян. Сколько-то заняли, но потом крестьяне перестали давать. Пришлось школу прикрыть. Два дня не занимались, пока управа не достала дрова.
В другой школе, тоже под Глазовым, застыло Средиземное море. Ученики стали брызгать водой на висевшую на стене карту. Видать, что вода застывает, давай брызгать еще: над Средиземным морем образовался слой льда. Хотели везти в управу на показ, но вспомнили, что в управе всегда бывает очень тепло, и не только Средиземное море, но и Ледовитый океан растает, и не повезли.

Вятская речь - 1912 г. № 35

На фото: учительница Зинаида Григорьевна Ушакова в школьном классе. На фото, правда, одна из школ Слободского уезда. Фото 1914 года

 

Как в старину вятские крестьяне готовились к Рождеству (воспоминания)



Наступило Рождество, считавшееся в нашей религиозной семье очень большим праздником. К нему долго и тщательно готовились: скребли, мыли, чистили, перетряхивали постели, выносили из дома на снег перины, матрацы, подушки, половики, пальто, полушубки и выбивали из них пыль. Бабушка как обычно затевала большую стирку, чтобы ни одна тряпочка не была не постирана. А перед самим праздником она начинала заниматься кухонными делами: вечером в большой квашне ставила тесто обычное, а в маленькой сдобное. Высоко засучив рукава, равномерно месила тесто. Вымесив тесто, она добавляла в него масло и сырые яйца. Потом топила печь, пекла хлеб, пирожки с мясом, яйцами, ватрушки с сладким творогом, плюшки, варила студень и т.д.
Бабушка была прекрасная кулинарка, все, что она готовила, было вкусно. Так и на этот раз все мылось, чистилось, варилось и неслось…

Воспоминания Смолиной Надежды Ивановны, уроженки деревни Лаптево Уржумского района (из нашего архива)

Иллюстрация: дореволюционная рождественская открытка работы Никонова.

 

С архивной полки. Из истории борьбы с религией в советское время: антирождественская и антипасхальная кампании



Из протокола № 30 бюро ВКП (б) Лебяжского района Кировской области от 27 декабря 1934 года

О подготовке и проведении антирождественской компании (докладчики тт.Мальцев и Ванеев).
Постановили:
1. Разработать мероприятия районо совместно с пропагандистом ВКП и директивное письмо о проведении антирождественской компании утвердить.
2. Предложить парторганам и первичным парторганизациям, партийным кандидатам и комсомольским группам и группам сочувствующих ВКП (б) принять меры, обеспечивающие полное выполнение разработанных мероприятий в директивном письме РК ВКП о подготовке и проведении антирождественской компании.

ЦГАКО ф.П-2205 оп.1 д.72

Подобная же антирелигиозная компания в Лебяжском районе была развернута и в пасхальные дни 1934 года. Благо повод был подходящий – только что сгорела церковь в селе и нужно было убедить верующих передать церковное здание под школу (что и было сделано, но школа там так и не появилась, т.е. верующих просто обманули). В пасхальный день 7 апреля 1934 года в лебяжской газете «Вперед» целая полоса оказалась посвященной празднику Пасхе и закрытию церкви. Эти примечательные публикации мы еще опубликуем.

 

1917 год в истории Вятской губернии. Выступления крестьян в Уржумском уезде



В 1917 году крестьяне в ряде мест Вятской губернии и у нас, в Уржумском уезде, приступили к революционному решению вопросов о земле, лесе и т.д.
Крестьяне деревень Шубина и Поповки в апреле захватили в свои руки «лесную дачу «Гари», арестовав стражу.
Самовольно рубили леса в имениях Кошкина и Калинина. Крестьяне препятствовали отправке из уезда леса – разбивали плоты и распределяли древесину между хозяйствами.
В мае крестьяне требовали передачи им земли и лесов помещика А.С.Депрейса.
Массовое недовольство вызывала политика Временного правительства. В сентябре произошли крупные волнения в д.Дергачах, Р-Турекской волости, где крестьяне отказались проводить учет хлеба. 29 ноября в Конганурской волости около 400 крестьян и солдат-отпускников разгромили продовольственную управу, избили и арестовали ее членов, расправились с местной милицией.
В ведомостях о происшествиях в декабре 1917 года сообщалось:
1. «12 декабря крестьяне Буйской волости захватили имение братьев Бушковых, а именно: пахотные и луговые угодья, лес, мельницу, живой и мертвый инвентарь, а слуг удалили.
2. В ночь на 18 декабря жители завода Шурмы и других селений самовольно отобрали у лесопромышленника Григория Никандровича Бушкова продукты и припасы из амбаров на устье реки Кильмези, всего на сумму 37431 рубль.
3. Из складов Максимовского акционерного общества на Кильмезском устье жителями разных селений самоуправно расхищены продукты и разные припасы на сумму 4360 рублей.
4. Из местных дач, принадлежащих Павлу Лазаревичу Матвееву в пределах Больше-Шурминской волости, жителями Опарина, Нусы, Витли и других самовольно расхищены в разное время из старых заготовок дров на 400 погонных сажен».

Н.Арбузова. Выступление крестьян Уржумского уезда в 1917 году // Кировская искра (Уржум) – 1976 г. 30 ноября

На фото: крестьяне, работавшие в одной из усадеб господ Бушковых

 

Ссыльная Вятка глазами современников



Витберг, создатель чудного Александровского собора, был не единственным изгнанником, сосланным в Вятку. Последняя долгое время служила местом ссылки, и здесь находились в изгнании Герцен, Салтыков, Андриоли и др. Этим лицам Вятка обязана очень многим в истории своего культурного развития. Салтыков увековечил современную ему Вятку под именем Крутогорска. Герцен много способствовал изучению местного края; благодаря его стараниям, в Вятке открыта была (в 1839 г.) первая публичная библиотека….

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.


Назад к списку