- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 1-15

 

Как размещались публикации в советской доперестроечной печати



Если мы возьмем в руки любую советскую газету времени между 1929 и 1986 годами, то, на удивление увидим, что каждый номер верстался весьма однотипно и по определенному порядку; впрочем, в дореволюционных газетах то же все публикации печатались по определенному порядку (как обычно, в СССР все лучшее копировали из царской России). В советской печати каждая страница отвечала за определенное расположение тем и даже можно знать, какая именно страница может быть наиболее интересной. Возьмем за образец "Кировскую правду" 1939 года.
Первая страница. Здесь публиковалась официальная советская хроника, главные новости из жизни области, зарубежные новости, фронтовые сводки, сообщения о митингах в других странах (о митингах и мятежах в самом СССР, разумеется, ничего никогда не публиковалось).
Вторая страница была наименее интересной. Эта страница предназначалась для советской агитации. Также здесь сообщались новости из жизни партийных и комсомольских организаций.
Третья и четвертая страницы могут быть наиболее интересны для краеведов и историков, так как на них размещались главные публикации из жизни области или республики. На третьей странице публиковалась корреспонденция, в основном жалобы, походящие на доносы, а также сообщалось об успехах социалистического строительства. Не редко вперемежку с жалобами публиковались материалы об ударниках, стахановцах и перевыполнении плана.
На четвертой странице обычно сообщалось об открытии новых предприятий в области или республике, о достижениях и изобретениях. Публиковались советские новости и новости советской прокуратуры (но если речь шла о суде над "большими шишками" вроде Зиновьева и Каменева, им непременно посвящалась первая полоса с кричащим лозунгом вроде "К суду фашистских псов!"). На этой странице "чернухи" вроде жалоб и доносов уже не печаталось. Самая нижняя часть четвертой страницы посвящалась афишам кино и театра, а также объявлениям (например, приема на работу), извещениям.
Интересно, если мы сравним дореволюционную "Вятскую речь" и советскую "Кировскую правду", то найдем много похожего. Например, в "Вятской речи" первая страница тоже посвящалась официальной российской и зарубежной хронике, сводкам с фронтов. На второй странице печаталась информация о жизни государственных и губернских учреждений. На этой же или третьей странице печаталась корреспонденция, сообщения из жизни губернии. Здесь же публиковались новости из жизни России, так как в царской России не было главенствующей партии, комсомольцев и стахановцев с их перевыполнением плана, и места в газете еще оставалось и для других новостей. А четвертая страница тоже посвящалась объявлениям (в основном частным), афишам и судебной хронике.
В такой похожести газет нет ничего удивительного. Газета "Вятская правда" (будущая "Кировская правда") была учреждена в конце 1917 года и, чтобы "не париться" с размещением новостей за образец была взята главная губернская газета "Вятская речь", уже доживавшая последние дни. Практически все расположение материалов было в точности скопировано из "Вятской речи" (точно также были скопированы первые актовые книги ЗАГСа с дореволюционных метрических книг). Можно сказать, "Кировская правда" в некотором роде это продолжение "Вятской речи", но на советский манер...
И, напоследок, вопрос на засыпку - какую страницу "Кировской правды" советские мужики чаще всего использовали на "закрутку"?

 

С архивной полки. Свадьба полицейской дочери

1904 г., Приход села Сретенского Нолинского уезда

25 апреля. Жених Сретенской волости села Сретенского крестьянин Филипп Романов Филин первым браком 27 лет.
Невеста той же волости и села дочь полицейского урядника Степанида Григорьева Лукина 17 лет.
По жениху: крестьяне Зыковской волости починка Минеевского Андрей Петров Мильчаков, запасной нижний чин 6 окружного штаба старший писарь Богородской волости деревни Сарапульской Василий Агапович Лужбин.
По невесте: коллежский асессор Федор Александров Сергеев и канцелярский служащий Нолинского уездного съезда Григорий Александров Шабалин.

ЦГАКО ф.237 оп.227 д.2517 лл.230-231

 

Кировская область в 1990е годы: освящение родильного отделения



Вятские Поляны. 10 мая настоятель Никольского собора о.Алексий Сухих совершил освящение родильного отделения районной больницы, начавшего работу после капитального ремонта. Больнице были подарены икона Божьей Матери, книги священного писания. Все присутствовавшие на торжестве прихожане получили по крестику.

Вятский епархиальный вестник - 1992 г. № 6

Примечание. Традиция дарить верующим крестики старинная. В одной советской газете как-то встретилось ироничное воспоминание, что приехавший куда-то Вятский Владыка "одарил каждого верующего копеечным шейным крестом". Видимо, знал об этой традиции и отец Алексий Сухих, собиратель вятской православной истории...

 

Советское качество. Кировский шоколад



Как правило, вспоминая что-то хорошее о советской жизни, вспоминают "вкусный пломбир". Это, впрочем, стало уже иронией и, непонятно, действительно ли советское мороженое было вкуснее современного или это чьи-то фантазии... Впрочем, в СССР пищепром выпускал и другие вкусные изделия, зачастую некоторые выпускались только в конкретных областях. Например, в 1930-х годах в Кировской области стали выпускать особенные сорта шоколада. Может даже некоторые из наших читателей пробовали его... Вот что писала об этом шоколаде газета "Кировская правда" в 1939 году:
"Шоколад. В кондитерских магазинах города Кирова появился в продаже фигурный шоколад. Этот шоколад выпущен кондитерской фабрикой кировского облпищепрома. Особенно хорош шоколад в виде часов, ветки винограда, рыбки, пистолета, бочонка, рака, луны, корзинки с цветами и др. Качество шоколада хорошее.
Сейчас фабрика имеет 67 различных форм для наливки шоколада и в текущем году даст для потребителя города Кирова и области не меньше 30 тысяч этих высокосортных изделий. Чистосердов. Инспектор кировского облпищепрома" ( "Кировская правда" - 1939 год № 11).
Не известно, выпускался ли этот шоколад и дальше, или производство было прервано войной....

 

Из этнографических записок русских историков о народах Поволжья: татары и чуваши



Чуваши, которые також чувашами, а по мордовски Вьедене называются, свойственное Татарами имя удерживают, и выговаривают оное Тотар, а вот называют татар Бигер; почему, то мне не известно…

Миллер, Герард Фридрих. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков, с показанием их жительства, политического учреждения, телесных и душевных дарований, какое платье носят, от чего и чем питаются, о их торгах и промыслах, каким языком говорят, о художествах и науках, о естественном и вымышленном их языческом законе, також о всех употребительных у них обрядах, нравах и обычаях; с приложением многочисленных слов на семи разных языках, как то на казанско-татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском, и приобщенным переводом Господней молитвы Отче наш на черемисском и чувашском языках - СПБ 1791 год

На фото: чувашские женские костюмы в Чувашском национальном музее (г.Чебоксары)

 

Из истории населенных мест Вятского края: село Сырьяны



Селу Сырьяны – 330 лет. На красивом берегу Вятки расположилось это старое село. В этом году ему исполняется 330 лет.
Сейчас село Сырьяны - центр укрупненного колхоза «Родина», центр Сырьянского сельсовета.
Первый трактор здесь увидели в 1936 году. В 1951 году в селе расположился МТС, а год назад всю ее технику вместе с мастерской колхоз купил себе. В селе работают средняя школа, библиотека, в которой 6 тысяч книг, клуб, детский сад, больница и т.д. 16 человек – жителей села - имеют высшее образование.
Всех примет настоящего в жизни старого села не назвать - их слишком много…

И.Порошин // Кировская правда – 1959 г. № 80

На фото: Сырьяны. Панорама села. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских.

 

Истоки. Вятка средневековая. Деревни, починки, займища...



И всего в Березовом стану два погоста, а на погостех 4 церкви да 11 дворов церковных, да тяглых 85 дворов, да 44 починка, да два займища, да деревня с третью пуста, да 12 пустошей.
А в живущих в деревнях и в починках и в займищах 273 двора крестьян да три двора бобылских, а людей в них 286 человек да 36 дворов пустых да 9 мест дворовых.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.85-86

 

Медаль "За пьянство". Экспонат Белохолуницкого краеведческого музея



Медаль «За пьянство» — якобы существовавшая в России чугунная медаль, введённая с целью борьбы против пьянства. Медаль вешали в полицейском участке в наказание за черезмерное употребление алкоголя. Крепилась она на шею так, чтобы нельзя было снять. Считается самой тяжёлой наградой в истории. По одной из версий введена Петром I в 1714 году, по другой версии — использовалась на Демидовских заводах.

Медаль «За пьянство» — Википедия

 

Из истории населенных мест Вятского края. Гости села Спасского



Оживление царило в селе Спасское в прошлую субботу. В гости к молодежи совхоза приехали комсомольцы Котельничского быткомбината во главе со своим секретарем Фаиной Гончаровой. Это были желанные гости. Сразу же они организовали работу парикмахерской, часовых мастеров, закройщиков и радиомастера. А вечером модельеры быткомбината организовали показ мод весеннего сезона 1968 г.

Хроника культурной жизни села Спасское. Доброе дело // Комсомольское племя - 1968 г. № 44

На фото: памятник в селе. Фото Евгения Унжакова с сайта "Родная Вятка"

 

Эпоха - газетной строкой. Неисправный тракт



Неисправность дороги. Трактовая дорога из Вятки в Слободской – одна из наиболее оживленных по движению, а между тем многие жалуются на запущенность той ея части, которая идет от Вятки до границ Слободского уезда. Последняя метель и заносы сделали дорогу совсем непроезжей. Не мешало бы кому следует обратить внимание на жалобы обывателей и приступить к расчистке пути.

Вятская речь - 1912 г. № 24

Фото с сайта bogdan-63.livejournal.com показывает в каком виде в то время были трактовые дороги даже в окрестностях губернской столицы

 

Истоки. Четверти, третники, осмины, пол-чети... Как меряли землю в старину


Пашни паханые добрые земли 409 четвертей без четверти, середние земли 8 четей без четверика, худые земли 35 четвертей с третником да луговые пашни 20 четвертей с осминою без четверика, а вытей в живущем 133 выти с четью и пол-пол-полчети выти, а сошного писма две сохи и не дошло всошное писмо чет без полуосмины пашни.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.85-86

Примечание. Было бы интересно каждую меру площади перевести на современные единицы.

 

Из истории населенных мест Вятского края. Село Соколово



Соколово (Немский район). На окраине села, рядом с ремонтными мастерскими, появилась еще одна строительная площадка, где сооружается гараж на 9 машин. Запланировано в этом же году построить 10 жилых домов.
Всего в капитальное строительство колхоз вкладывает нынче более 140 тысяч рублей. Из них значительная часть идет на сооружение культурно-бытовых и жилых объектов.

М.Чирков // Кировская правда - 1968 г. № 237

На фото: улица в с. Соколово. Сентябрь 2020 г. Фото Е. Чудиновских

 

Эпоха - газетной строкой. Ну очень дерзкая кража...



Дерзкая кража. В ночь на 20 сего января совершена чрезвычайно дерзкая кража со взломом два больших замков, которыми была заперта лавка Жернакова, по Николаевской улице, на верхнем рынке.
Кража представляется более чем странной, во-первых потому что что обворованная лавка находится в нескольких десятках шагов от поста городового, что на углу Орловской и Николаевской улиц, во-вторых потому что лавка видна со всей площади, и в третьих, что ночь на 20 января была светло.
Не смотря на все это, никто не помешал ворам сломать замки с лицевой освещенной стороны лавки, благополучно выгрузить 35 пудов крупчатки и уехать никем не замеченными, видимо даже не на одной подводе. Вор был не один, а несколько, о чем свидетельствуют оставленные следы.

Вятская речь - 1912 г. № 18

 

С архивной полки. Перепись 1891 года по селу Сретенское Нолинского уезда



Крестьяне Брызгаловы (цифрами число лошадей):

Гаврило -
Михайло 1
Моисей -
Дементий 1
Василий 1
Вдова Матрона -
Ефим -
Иона 1
Михайло 1
Арсентий 2
Дмитрий 1
Анкудин -
Егор 1
Егор 2
Вдова Татьяна -

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1433 лл.17-18

Фото С.А.Лобовикова. Крестьянин, подсаживающий сына на лошадь

 

"Обещаем вам ненавистных фашистов громить до полного их уничтожения..." Письмо воина-омутнинца землякам



Боевой привет. Дорогие товарищи земляки! Шлю вам боевой красноармейский привет, желаю успехов в ваших трудовых делах.
Честно и самоотверженно вы трудитесь на своих постах, знаю что труд ваш идет на пользу дорого отечества. Металл, который вы даете фронту, помогает нам разить ненавистного врага.
Наша доблестная Красная армия под непосредственным руководством великого вождя товарища Сталина начала громить фашистских оккупантов. Фашисты отступают в беспорядке, оставляя сотни тысяч убитых и раненых.
Я, как воин РККА и мои боевые товарищи, обещаем быть непримиримыми к врагу, как учит нас товарищ Сталин, обещаем вам ненавистных фашистов громить до полного их уничтожения.

Ваш земляков С.Микрюков. Боевой привет // Голос рабочего (Омутнинск) - 1942 г. № 13

 

По страницам первых советских газет. Красные и белые (письмо красноармейца)...



Когда нашему батальону был дан приказ занять деревню Мухино, мы подошли к мельнице и выслали разведку. Как только разведка вышла на опушку леса, то была обстрелена неприятелем.
Скоро мы получили приказ пойти в наступление и, не теряя времени, двинулись по направлению деревни Мухино, выслали вперед разведку.
Вскоре разведка вернулась и мы бросились с криком «ура» вперед.
Неприятель в панике бежал и деревня осталась за нами. Но через короткое время белые оправились и бросились в контратаку и опять произошел бой.
Несколько наших товарищей коммунистов погибло от вражеских пуль, но и нами было также много взято в плен. Когда мы опять заняли деревню, то узнали, что раненые товарищи, которых мы не успели взять под ураганным огнем с поля, были в это время зверски замучены неприятелем.

Красноармеец Александр Жуков. Зверства белых // Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 155 16 июля

На фото: советские агитационные плакаты того времени

 

Первые автобусы города Кирова (по материалам периодической печати)



Происшествия. 7 января около 7 часов вечера по улице Ленина (город Киров) в направлении к центральной гостиницы шел пассажирский автобус № 00-84 под управлением шофера Е.С.Рублевского. На перекрестке улиц Ленина и Молодой Гвардии автобус сшиб с ног гражданина Шишкина, переходившего мостовую. По дороге в больницу Шишкин скончался. Ведется расследование.

Кировская правда - 1938 г. № 8

На фото: упомянутый автобус мог выглядеть так. Автобус производства московского завода "Аремкуз". С 1938 года начался выпуск нового советского автобуса - ЗИС-16, который широко использовался и в последующие военные годы

 

По страницам советских газет. Первые советские бани



В вятской печати в 1920-е годы был интересный раздел "Вести с мест" (иногда он назывался по-другому). В основном здесь помещалась интересная подборка корреспонденции с мест, в основном различные жалобы. Зачастую жалобы писались в ироничном ключе. Любили наши предки пошутить. Спустя век читать эти сообщения очень интересно. Сегодня публикуем первый такой материал.

В баню белым, из бани – черным (фабрика «Метиз»). Пяти человекам не уместиться в предбаннике нашей метизовской бани. Лавки сгнили дотла, помыться не на чем.
А на стенах столько грязи, что стоит к ним притронуться - будешь черен, как кочегар. Просит баня ремонта. Допросится ли?

Вятская правда - 1926 г. № 28

На фото: типовая советская баня в поселке Вахруши. Как рассказывают местные жители, раньше при бане был даже очень хороший буфет

 

Мини-периодизация нашей истории последнего столетия с оглядкой на историю Вятской губернии и работу нашего сообщества



Времена не выбирают, в них живут и умирают

Александр Кушнер

Сегодня подбирая новый материал для сообщества из старых подшивок периодической печати, пришла мысль, что весь последний 100-120-летний период нашей отечественной истории можно разделить на 14 определенных периодов, и, собственно говоря, каждое новое десятилетие отечественной истории являлось как-бы новым историческим, поворотным периодом нашей истории. Например, на 1920-е годы выпал период НЭПа, на 1930-е время коллективизации и индустриализации, на 1970-е – застой, но какие-то десятилетия вместили в себя не один исторический период. Например, на 1900-е годы пришлись и спокойное время до первой русской революции, и смутное время 1905-1907 гг., и период реакции (когда правительство снова «закрутило гайки»), на 1910-е – время до Первой мировой войны, 1917 год, Первая мировая и гражданская войны. Проще говоря, можно всю нашу историю последнего века разбить на следующие периоды:

1. 1894-1905 гг.: начало царствования Николая Второго, время до первой русской революции 1905 года;
2. 1905-1906 гг.: время Первой русской революции, смутное время (слабость правящей власти, полная свобода слова, расцвет бандитизма и преступности; это интересное время можно сравнить и с 1917м и с 1990-ми годами)
3. 1907-1914 гг.: период реакции (когда был наведен порядок в стране после первой русской революции). Время до начала Первой мировой войны. Золотой «век» Российской Империи.
4. 1914-1916 гг.: Первая Мировая война
5. 1917 год, между февралем и октябрем. Этот уникальный период вообще особняком стоит в нашей истории.
6. 1918-1921 гг.: Гражданская война
7. 1922-1929: НЭП
8. 1930-е годы: период коллективизации, индустриализации, усиление политического террора и борьбы с религией (как ни крути, из истории это не выбросишь)
9. 1940-е годы: Великая Отечественная война. Послевоенное восстановление страны
10. 1950-1960-е годы: годы хрущевских реформ
11. 1964-1982-е годы: застой (эпоха Брежнева)
12. 1980-е годы: перестройка
13. 1990-е годы: время рыночных реформ
14. Период с 2000 года нам еще предстоит оценить в будущем…

Собственно говоря, мы и подбираем материалы для сообщества из периодической печати с оглядкой на конкретный исторический период, чтобы показать, какой была в жизнь в губернии и в области (и соседних республиках) в разные исторические времена. Теперь же, разбив историю на 14 периодов, можно подумать, какие времена еще не освещались в нашем сообществе, а какие слабо и изредка. В основном старались брать срез (из периодической печати) из жизни России до первой русской революции, накануне Первой мировой войны, период Первой мировой и гражданской войн, а из истории СССР в основном послевоенные десятилетия и события столетней давности. А может было бы интересно публиковать материалы за все эти времена? Благо в историческом материале нет недостатка (разумеется, речь идет не только о материалах периодической печати)…
А какой исторический период был бы более всего интересен Вам? Вообще интересно ваше мнение о всем написанном и что тут можно было бы еще дополнить.

Фото С.А.Лобовикова

 

Вятские обычаи. Как получали надел крестьянские сыновья



Местные обычаи при разделе имений могут быть трех свойств: А. при отделе самими родителями одного сына на особую одворицу Б) при удалении его из-под крова отеческого по собственному желанию и В) при разделе имений по смерти родителей между братьями. В первом случае сердобольные родители добрым сыновьям выстраивают от себя дом со всеми принадлежностями, наделяют хлебом, скотом и деньгами, если оные имеются. Во 2-м родители оскорбленные непослушанием и непокорностью своего сына лишают его почти всего надела. В 3-м - братья по смерти родителей не желающие жить в одном доме, делят наследство свое о равной части, исключая тайного лукавства в утаение денег тем из них, у которого они были на сохранении.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.6

Картина Василия Семенова. Семейный раздел

 

Из истории населенных мест Вятского края. Поселок Соколовка



С каждым годом все краше становится сельский поселок Соколовка Зуевского района, центральная усадьба одноименного племзавода. Вступает в строй новые высокомеханизированные фермы. Улицы поселка украшают многоквартирные дома со всеми коммунальными удобствами. Лучшей в районе можно назвать здание Соколовской средней школы.
На днях в специально построенном здании в центре поселка развернула работу амбулатория. Современным оборудованием оснащается зубоврачебный и физиотерапевтические кабинеты.
Скоро распахнет свои двери перед соколовцами еще одна новостройка – торговый центр. Магазины и столовая обставлены необходимой мебелью, оборудованием.

Н.Ренев. Для соколовцев // Кировская Правда - 1979 г. № 289

Фото Елены Чудиновских 2017 года. Сельская школа и памятник воину-освободителю

 

Из записок российских историков прошлого. О языке марийцев, удмуртов и чувашей



Помянутые три народа в языках между собою много разнятся. Черемисский язык имеет некоторое сходство во с финским, а по жительству их близ татар и русских, есть в нем много татарских и небольшое число русских слов. Чувуши больше сходствуют с татарским языком, а вот многие с черемисским, а по большей части с пермским. Каждый язык разделяется еще на два особливых диаклекта или наречия. Черемисы, которые живут по правой стороне Волги и Кузмодемьянска, говорят иным наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по левой стороне, так, что одни других и разуметь не могут. Можно было бы думать, что в Черемисском языке разность произошла может быть по близости от чувашского и мордовского языков; токмо то не правда, ибо оный язык есть особливое наречие.

Миллер Герхард Фридрих (1705 – 1783) Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, как то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791 г.

На фото: в чувашской деревне

 

Истоки. Забытые географические термины: пожня



На пожне жужжали косы. Роса давно обсохла, косить стало труднее.

А. Тарасов. Охотник Аверьян

Пожня Васки Павлова сына Полодова подле Быстрицу с Федкою Момаевым до Круглого озерка да у Кунмана подле Быстрицу ж; сена 13 копен; оброку и пошли 2 алтын 2 денег.

Писцовая книги 1629 г. Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего Ондр.Иевлева – Вятка 1914 г., с.191

Примечание. Пожня - в старину луг, место покоса. А возможно, пожня могла считаться и населенным пунктом, если на ней стояло жилье.

 

Забытая школа. В продолжение темы о "замерзающих школах"

Забытая школа (село Петропаловское Сарапульского уезда). Учитель Кузнецовского училища уже будет месяц, как не учит: а в училище холоднее, чем на улице, а квартиро-хозяин не топит печей, говоря:
- Дров нету. Нарублены, но не вывезены.
Подает учитель телеграмму в Управу, подробно сообщает об этом почтой инспектору, а оттуда – ни ответа. Школа совершенно забыта. Вот как у нас заботятся о народном образовании! Из этой беды, как и из тысяч других, лучшим выходом для деревни было бы волостное земство. Земство тогда приблизилось бы к деревне.

Крестьянская газета – 1917 г. № 9 7 февраля

 

Вятские обычаи. Что давали в приданое крестьянским девушкам Елабужского уезда



При выдаче в замуж дочерей лиц небогатые родители награждают их немногим. В наделе дают им шубу или две нанковые, два или три ситцевых сарафана (шелковые бывают только у богатых), несколько будничной одежды. Шелковые косынки и платки в приданое приносят редкие. Надо сказать, что ж и девы этого уголка очень скромны и не взысканы в своих уборах.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.6

На фото: старинная русская одежда. Экспонаты Малмыжского краеведческого музея

 

И такое бывало. Учителя - враги народа... (публикация из газеты 1938 года)



Враг на посту директора. Летом из села Немы поступил сигнал в областной отдел народного образования о травле ученицы-отличницы Родыгиной со стороны заведующего роно Штина и директора средней школы Шишкина. Расследовать этот материал приезжал бывший заведующий облоно Марчуков. Ничего серьезного он «не нашел». А через несколько месяцев заведующий Немского роно Штин был разоблачен как враг народа. Теперь понятно, почему Марчук «не заметил» вражеских происков, он сам оказался законченным врагом народа.
Заведующий Немского роно Штин разоблачен, а директор средней школы Шишкин, его друг и собутыльник, остался и до сих пор на своем посту и продолжает явно вредительскую деятельность.
Подготовка к новому учебному году в Немской средней школе была сорвана. Школа приступила к занятиям в неподготовленных зданиях. Не хватало парт. Учителя ходили по учреждениям и просили столы.
В школе холод, пыль, грязь. Учителя и школьники занимаются в верхней одежде.
Шишкин занимается беспардонным очковтирательством. Так, например, чтобы скрыть действительный процент успеваемости, оценка «плохо» по письму им не бралась во внимание, а общая оценка делалась на основе только устного ответа. Оценка за работу по литературе ставилась лишь за изложение, а орфографические ошибки в расчет не брались. Шишкин самолично переправил отметки у учеников 10 класса Мальцева и Штина А., чтобы получить лишних «отличников учебы». Напрасно протестовал учитель Тарусов.
Шишкин груб с учащимися. Его излюбленное выражение: «исключу», «прогоню».
Шишкин лишил учащихся, получивших плохие отметки… каникул. Он обязал учителей в течение всех каникул заниматься с этими учениками.
Шишкин расхищает школьное имущество. Из мануфактуры, отпущенной для учащихся, он значительную часть присвоил себе. Он выплачивает незаконно деньги своей жене за заведование несуществующим физическим кабинетом.
Разоблаченный враг народа - преподаватель литературы Кочанов пользовался у Шишкина особым покровительством. Его Шишкин всегда ставил в пример учителям. Шишкин был связан с этим врагом совместными пьянками.
Шишкин держит на работе жену Кочанова, открыто ведущую контрреволюционную пропаганду.
Не ясно ли после всего этого, что руководство школой нельзя доверять человеку, действия которого явно враждебные.

Н.Кузнецов, заместитель редактора Немской газеты «Ленинский путь»
Д.Лянгузов , сотрудник редакции.

Кировская правда - 1938 г. № 7

 

Эпоха - газетной строкой. Учителя и "крамола". Две публикации из разных эпох



Из Орловского уезда. Травля деревенской интеллигенции попами не нова. Следующий случай имел место в Кожинской волости Орловского уезда. Учительница Жиделевской земской школы Л.И.Булычева устроила в своей школе чтения и беседы для крестьян. Читались популярные брошюры по политическим вопросам, издания «Донская Речь» и других издательств. Священник села Зашижемского о.Михаил Зорин увидел здесь крамолу. Однажды приезжает он в школу, собирает крестьян и … начинается самое грязное хулиганство. Проповедь очень обыкновенна: «Не верьте ей! Она идет против царя; не верит в Бога! Она готовит вас к бунту!» и т.д. Крестьяне дали хороший отпор «духовному пастырю». Лидия Ивановна приобрела симпатии местного населения и «агитатор» не имел успеха. Из толпы были слышны замечания: «Врешь, батюшка» и т.п. Разочарованный батюшка уезжает, провожаемый насмешками крестьян. Но этого мало. Коллега батюшки, полицейский стражник, продолжает начатое дело. Он явился в деревню, говорил на ту же тему и просил крестьян следить за своей учительницей. Но и этому не повезло. Хулиганствующего стражника также прогнали из деревни. Тогда тактика меняется. Стражник делает обыск у одного крестьянина, где ему попадает листок, кажется издания «Донской Речи», и батюшка со стражником торжествуют. Летит донос инспектору.
- Обнаружена крамола! Учительница раздает народу прокламации и собирает деньги на революцию! Есть вещественные доказательства!»
Дело кончилось следствием инспектора, которому после допроса некоторых крестьян удалось установить, что учительница никаких прокламаций не раздавала и «против Бога и царя» ничего не говорила.

Вятская жизнь - 1906 г. № 43

В других местах губернии влияние духовенства на крестьян оставалось сильным даже в первые советские годы. В 1919 году в Югринской волости Вятского уезда произошла, прямо скажем, противоположная история...

Югринская волость Вятского уезда. Население нашей волости находится всецело во власти попов.
Крестьяне даже в школу детей не пускают.
- Там говорят Закону Божию не учат… Только песни учат петь да баловаться...
На днях одна учительница понесла в церковь иконы, которые таскались в шкафу после того, как были из классов убраны.
Принесла их в церковь перед самым начальником вечерни. Разговорилась она по поводу икон с собравшимися молельщиками и чуть не целую лекцию прочла на тему «церковь, школа и государство».
Народ, собравшийся в церкви, слушал ее внимательно.
Потом пришел священник и стал гнать учительницу из церкви.
Учительница вышла, но уходя взяла из принесенных ею же икон маленький образок для школьной сторожихи, которая никак не соглашалась жить без икон в комнате.
Кто-то из толпы спросил ее:
- Эта икона для тебя все равно что доска?
И когда ответила утвердительно – под сводами храма послышались крики:
- Бей ее, бей!..
Учительницу плотно окружили со всех сторон и она едва едва выбралась из церкви.
Учительница другой школы принесла в церковь икону во время вечерни.
Когда ее заметили – то несмотря на то, что служба была в самом разгаре – молящиеся повернулись к ней и завопили:
- Гнать ее! Гоните, гоните ее!
Учительница поспешила выбралась из храма.
Следом за ней выскочило несколько наиболее ярых ревнителей благочестия и негодующими возгласами проводили ее, пока она шла к школе.

Предрассудки еще слишком сильны // Советская газета (Орлов) – 1919 г. № 64

На фото: ученики, учительница и духовные наставники на фоне Афанасьевской церковно-приходской школы Глазовского уезда

 

Отопление как одна из проблем школ царской эпохи



В старой, царской печати нередко встречаются упоминания о том, что начальные училища в отдаленных селах и деревнях очень плохо отапливались, и школьники мерзли во время уроков. Дрова обязана была давать земская управа, что она не всегда торопилась сделать, а крестьяне давали дрова неохотно. Не редко бывало, что школы из-за этого закрывались. Уже публиковали забавную заметку про одну из школ Глазовского уезда, в которой рассказывалось про ее учеников, которые начали брызгать водой на карту, и на ней "замерзло море". Подобная же проблема с отоплением была и в школе села Суны Нолинского уезда...

Село Суна Нолинского уезда. В нашей земской школе, имеющей более 100 учащихся, вот уже несколько лет чуть не замерзают как учащиеся, так и учительницы. Температура в школе 4 Р. Учительницы и дети сидят во время занятий в шубах. Здание школы построено с незапамятных времен, ремонтировать его невозможно, потому необходимо построить новое помещение для школы.
Многие из учеников получили бронхит.

Вятская речь - 1912 г. № 36

Фото С.А.Лобовикова

 

Родные места вятских знаменитостей. Деревни родителей Федора Ивановича Шаляпина: Сырцево и Дудинская



Родная деревня Ивана Яковлевича Шаляпина называлась по-разному: починок Лагуновский, деревня Сырцы, Сырцово, Сырцевская, Сырцевы, Сырцево. На карте Вятского уезда, составленной в 1886 году, например значится починок Сырцовский. В «Материалах по статистике Вятской губернии» (Вятка, 1887. Т.4. Часть 2. Подворная опись)даны следующие сведения: починок Лагуновский (д.Сырцевы, Сырцево) Липовского сельского общества Вожгальской волости Вятского уезда. Число дворов 22. Душ обоего пола – 152. Рабочих мужского пола – 32. Всего земли – 451 десятина. Рабочих лошадей – 26; коров – 26. Промыслы: торговый – 1 лицо из 1 двора, отхожий (услужение) – 10 лиц из 8 дворов в Казань. Образование – 18 грамотных».
К великому огорчению, небольшая уютная деревушка на берегу речки Лебедки перестала существовать. Сейчас на ее месте – распаханное поле. Лишь могучие старые тополя напоминают о том, что когда-то в этом живописном уголке стояла неприметная, но по-своему красивая вятская деревня, и шел по ней летом 1901 года, разыскивая дом отца, Федор Иванович Шаляпин. На поле, рядом с остатками дома из красного кирпича, стоит стела. Она появилась благодаря стараниям руководства колхоза «Красный Октябрь» и директора музея истории этого колхоза А.Д.Прозорова. На ней текст: «Здесь, в деревне Сырцево, на этой усадьбе стоял дом, в котором жили с 1838 г. по 1901 г. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна Шаляпины – родители великого певца России Ф.И.Шаляпина».

Борис Садырин. Федор Шаляпин и Вятская земля – Киров 2013 г., с.13-14

Мать Ф.И.Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891) была крестьянкой из деревни Дудинской (ныне Дудинцы) Кумёнской волости Вятской губернии. В 1994 году в вятском фольклорном журнале "Вятский свистун" были опубликованы такие интересные воспоминания о ее деревне и родном доме:
"У того дома, где жила мать Шаляпина, стояла раскидистая, вековая заветная липа. Начиналось и ее цветение. Уйма пчел, целые тучи прилипали к тычинкам липового цветка, они такие крепенькие. Пчелы кружились., собирая мед; и сами цветки, напряженно ершась, выпирая тычинки, как будто бы сами насылались пыльцой с нежным ароматом, присущим только липе.
Она стояла под окнами дома матери Шаляпина на высоте 7-8 метров от земли, параллельно земле был толстый сук; вот на него-то и привязывали толстые витые веревки для качелей в пасху. Качались взрослые. Улица просторная, ровная, удобно было собираться на вечорку, хотя через овраг в той деревне – клуб. Гармонь слышно далеко..." (Вятский свистун (Киров) - 1994 г. № 7, с.15-16).

О деревне Сырцево: https://rodnaya-vyatka.ru/places/7218

На фото: уникальные фотографии родителей великого певца

 

Из истории воинской службы в России. Рекрутская повинность, рекруты и отставные солдаты



Рекрутская повинность введена в России Петром Первым в 1699 г. Люди, поставляемые в войска, продолжали еще некоторое время именоваться по-прежнему даточными людьми.
Название рекрут появилось в 1705 г. Рекрутом назывался в течение одного года всякий, поступивший на службу и находящийся под особым надзором старого солдата (дядьки). После прохождения рекрутской подготовки он поступал в разряд молодых солдат. С 1874 года наименование рекрут было заменено на новобранец.
Принципы рекрутской повинности первоначально заключались в следующем:
1. Рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения.
2. Для дворян – это личная и поголовная повинность, для податных сословий – общинная, т.е. правительство указывает только число подлежащих сдаче рекрут в возрасте от 25 до 35 лет, предоставляя право самим обществам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан.
3. Срок службы – пожизненный.
4. Размер повинности, время набора и порядок раскладки определяются особо перед каждым набором.
В 18 веке лица, попадавшие по рекрутскому набору в войско или во флот и становившиеся солдатами или матросами, выходили из рядов своего сословия и теряли с ним всякую связь. Они составляли в населении совершенно обособленную группу, обремененною бессрочною службой. Служба должна была продолжаться до тех пор, пока солдат не становится не способным к ней – «за ранами, за болезнями, за увечьями, за старостью и за дряхлостью». С наступлением этого момента он получал отставку. При этом существовала большая неопределенность относительно поводов к отставке.
Судьба, которая ждала солдата после увольнения в отставку, различалась главным образом в зависимости от состояния его здоровья и рабочей способности.
Существовало пять видов отставки, на которые можно было сразу или поэтапно определить солдата:
1. Увольнение из полевой службы в гарнизонную.
2. Определение на службу при присутственных местах гражданского ведомства (рассыльщиками, счетчикам, сторожами и т.д.).
3. Отсылка на поселение в одну из окраин (сначала в Казанскую губернию, а потом и в другие). Кстати, в 1727-1780 гг. Вятская провинция входила в Казанскую губернию. Поэтому отставные солдаты в принципе могли быть уроженцами совсем других мест.
4. Увольнение на собственное пропитание (если он мог просуществовать на собственные средства, средства родственников, бывшего помещика и т.д.).
5. Определение в монастыри или богадельни (до 1764 г.) и на инвалидное содержание (после 1764 г.).
Лишь в том случае, если солдат оказывался неспособным ни к какой службе - ни к военной, ни к гражданской, ни к поселению, - ему давали полную отставку.
Отставные солдаты составляли в населении особую службу, отличную от всех остальных категорий.

Евгений Вершинин. Повесть о земле Тужинской. Родословие – Киров 2012 г., с.113-114

Последнюю строчку можно дополнить тем, что отставные солдаты, которые несли сторожевую службу, получили название инвалидные команды, а сами в просторечии назывались инвалиды. Отсюда произошло и современное понятие "инвалид", т.к. солдаты-инвалиды в основном были увечными и израненными в многочисленных боях.

В дальнейшем мы еще вернемся к этой интересной теме и ее источникам в архивах.

 

Из истории вятского купечества. Купцы Окуневы из села Байса Уржумского уезда: были и легенды



Байсинский купец Петр Евдокимович Окунев – личность удивительной судьбы. Начать с того, что он смог выйти в самые состоятельные люди уезда из крестьян-бедняков. И личность не менее легендарная – о нем осталось много печатных воспоминаний, плохих и хороших. Родился он в с. Окунево Лебяжской волости также в крестьянской семье, там же начинал свою торговлю, но по неопытности в молодости был «вытеснен» оттуда другим мелким торговцем татарином Фаддеем. П.Е. Окунев уехал в соседнее село Байсу, которое после возведения каменного храма превращалось в большое торговое село, и уже через несколько лет стал крупнейшим торговцем хлебом. Он вышел в купцы 2й гильдии, которого прекрасно знали в Казани и других крупных губернских городах. Теперь он мог бы запросто купить окуневского Федьку, как его звали в селе, вместе с его двумя лавчонками.
П.Е.Окунев выстроил самый лучший дом в Байсе, за свой счет переселил крестьян, живших у площади, на окраины села, и в их домах открыл лавки, всячески помогал церкви и школе в Байсе. Пристроил он к торговле и двух своих братьев – Прокопия и Никанора. Те тоже поставили солидные дома в селе. Какие-то капитальные дома с мезонином стоят в Байсе до сих пор, неподалеку от центра села. Никанора за строгость деревенские лодыри назвали «клещом». Сам Петр Евдокимович торговал не только хлебом, имел огромные нивы у с. Окунево, склады в Лебяжье и Туреке. Кстати, на самой окраине Лебяжья, напротив нынешней редакции газеты, стоял когда-то добротный особняк некоего купца Окунева – скорее всего, Петра Евдокимовича или его брата, ведь в Лебяжье Окуневы имели склады. Дом этот сгорел в советское время, но его можно увидеть на одной из старых фотографий села.
Народная легенда, опубликованная в 1974 году на страницах сборника «Вятские песни, сказки и легенды», так рассказывает об этом человеке :
«Купец Петр Окунев жил сначала в селе Бойса. Вышел он из лавочников. Говорили – талантливый самородок. Он был большой физической силы, огромного роста, с курчавыми волосами, как у цыгана.
Он скупал лен, пеньку, хлеб, имел кирпичные заводы. Торговал бакалеей. Ростовщичествовал. В Лебяжье была у него хлебная ссыпка и контора. Почему-то скупали здесь преимущественно овес со всей округи. На ссыпках у Петрушки не было гири меньше полпуда. Марийцы, да и русские, были почти по всей округе его должниками. Хлеба скупал он 500 000- 800 000 пудов. Скупал и большие партии льна.
Характерной особенностью было в его отношении к окружающему населению показное панибратство с марийцами. На троице Петрушка приезжал в село Бойса. Его двор, огороженный тыном, охранялся большими собаками. В этом дворе он устраивал обед, пиршество, приглашал до 200 человек марийцев. Подавались национальные марийские явства, водка, кумышка. Потом запирались ворота, дворники уже были готовы с собаками. Петрушка произносил трогательную речь, что он и есть их кормилец и что есть у них Бог на небе, царь в России, а он, Петрушка, на месте. Выпивали стакана по три подряд водки, а кто отказывался от четвертого – коллективно давали ему тумаки-чикушки, а затем выбрасывали через ворота за двор.
Когда все приходили от вина в неистовство, он наблюдал с террасы. Потом вдруг велел выпускать полдюжины собак, которые набрасывались на опьяневших людей. Некоторые стремились уйти через забор, но повисали на гвоздях. «Черемисы портянки сушат!» - кричал он с издевкой …».
Очень интересно писал о купце Окуневе Г.Пинаев в своей статье «Прошлое Байсы» в 1935 г. на страницах уржумской районной газеты, разумеется, в духе времени кое-где намеренно сгустив краски:
«Дом Петра Окунева – купца 2й гильдии лучший на селе. Усиленная эксплуатация забитых, темных марийцев, крупная торговля хлебом и другими товарами давала крупные барыши. Огромные амбары на пристанях по р. Вятке (в Лебяжье и Туреке) осенью наполнялись хлебом. В крепких кирпичных конюшнях стояло до 8 сытых лошадей, до 10 голов крупного рогатого скота.
В нескольких километрах от села под д. Окунево находится большой хутор. Здесь зрели окуневские хлеба. Велико было могущество купца Окунева. Он топтал хлеба на маленьких полосках, примыкающих к его землям, грозил урядником и зачастую сам зверски избивал подчас ни в чем не повинных людей …».
Разумеется, не все в этих воспоминаниях правда, поскольку Петр Евдокимович на самом деле был очень благодетельным человеком, помогал церкви и крестьянам. В советское время жизнь этого человека закончилась трагически: приведенная выше статья была написана через 5-6 лет после его раскулачивания.

Источники

Вятские песни, сказки и легенды – Горький 1974 г.
Пинаев Г. Прошлое Байсы // Кировская искра – Уржум 1935 г. № 284

На фото: село Байса Уржумского района в 2000-е годы. Фото отца Андрея Лебедева

 

Вятские села на страницах печати: бедное село Мушак и его проблемы (корреспонденция)


Село Мушак Елабужского уезда. В Елабужском уезде Вятской губернии есть довольно большое торговое село Мушак. В нем около 200 крестьянских дворов, есть, кроме того, ц дер и бедные, есть деревянное же волостное правление и тесная школа, - но есть и два кабака. И сверх сего пивная лавка. Весело живут мушаковцы, особенно по четвергам, когда бывает базар; даже в нынешний невеселый год на улицах Мушака в каждый четверг можно услышать песни и увидеть пьяных. Впрочем, все таки мушаковцы считают себя обиженными – почему де у них не открыта станция, когда рядом в починке она существует. Но причины понятны и известны самим мушаковцам – одна из них базар. Благодаря базарам мушаковец у себя в селе, не тратя время на проезд в верст 10 и далее, может достать все необходимое и по самой сходной цене. Все это, конечно, мало ценится – также мало ценится и чисто денежный доход от базара за площадью торговой и с питейных заведений, равняющийся полутора тысячам ежегодно, не считая доход по доставке товаров, по найму квартир приезжими торгашами и прочее. Несмотря на все это, Мушак – бедное село, далеко не такое, каким ему следовало бы быть по условиям. И строения в нем бедные, и церковь бедная, и школа тесная, и в довершение всего – воды нет. Нет ни ключей, ни колодцев - единственным источником служит жалкий ручеек, пробегающий по оврагу и в жару каждую пересыхающий, который все таки именуется речкой Мушаком, - ни резервуаров на случай пожара, ни чистой воды для питья, потому что достаточно небольшого дождя и вода в речке превращается в грязь. Впрочем, в настоящее время в речке сделано несколько запруд по образцу тех, которые устраиваются ребятами на ручейках после дождя. Загорись баня и прудок такой вмиг опорожнится. Бабы и девушки раз в пять и более на день принуждены пройтись с ведрами по полверсте и более, взбираться на довольно крутую и высокую гору. Замечено – ни одного мужика не пришлось видеть на этой работе, не мешало бы им препоручить это дело – тогда скорее бы Мушак обогатился более свежей и здоровой водой, да и женщинам поближе было бы ходить с ведрами. В самом деле, почему бы мушаковцам не устроить водопровод– и ключи, как говорят, недалеко есть, и деньги общественные тоже есть. А водопровод вещь положительно необходимая и легко осуществимая, если найдется 2-3 благомыслящих человека в Мушаковском обществе. Почему в Мушаке не садов? «Земля у нас худа, - не растут деревья», отвечают мушаковцы. Однако я собственными глазами видел несколько яблонь у тех, которые решились попробовать худую землю. – почему бы и другим не попробовать. – Нет видно, не пришло еще время встать на ноги Илье Муромцу. Местный житель.

Вятская газета - 1899 г. № 23.

На фото: единственное фото из старины села Мушак - фото церкви

 

Из истории населенных мест Вятского края: село Совье


Растет и хорошеет старинное село Совье Слободского района. С каждым годом заметно прибавляется новых домов усадебного типа. Появилась и целая улица из удобных коттеджей. Ключи от первых двух домов на этой улице строители из ПМК-35 треста «Кировжилстрой» вручили новоселам в конце прошлого года.
Нынешним летом бригада плотников, в которой руководит В.Ф.Артемов, сдала в Совье в эксплуатацию еще три особняка. Это половина того, что обещали строители в 1986 г. в совхозе «Совьинский». Не мешкая, бригада приступила к сборке еще трех одноквартирных домов. За 2 с небольшим месяца выросли и дома, и весь набор хозяйственных построек. Сейчас в особняках идут последние отделочные работы. В конце сентября бригада намерена пригласить сельчан на новоселье.

Л.Васильев. Выросла улица // Кировская правда - 1986 г. № 222

На фото: современное село. Фото мая 2019 г. Елены Чудиновских.

 

Вятские изобретатели и их машины



Устройство механического церковного звона в селе Сорвижи, Котельничского уезда. В декабре 1904 г. прибыл в село Сорвижи самоучка-механик, крестьянин Нолинского уезда, Верхосунской волости, Д.П.Иванцев и предложил устроить на колокольне механический звон. Предложено было принято, при чем он условился устроить и установить машину за 150 рублей. 16 января к утрени и литургии звонили уже машиной. Механический звон выходил стройнее и мелодичнее. Иванцев устроил такой звон в Вятской епархии уже в 20 храмах и имеет много похвальных отзывов. Много труда и сил, по рассказам Иванцева, потрачено им на изобретение машины, но зато результаты вполне вознаградили его и дали ему возможность заработать кусок хлеба.

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 3

На фото: Троицкая церковь села Сорвижи. Июль 2019 г. Фото Елены Чудиновских.

 

Генеалогия. Еврейские метрические книги в архивах города Кирова



В наше время интерес к еврейским корням становится очень востребован. Это заметно и по числу обращений с просьбой установить свое происхождение от древнейшего народа планеты. И это не случайно - ведь получив заветную справочку, ты можешь не только получить быстро гражданство в Израиле, но и получить там ряд льгот (некоторые эти моменты даже запечатлелись в советском фильме "Паспорт" 1990 года, которые смело можно разобрать на цитаты). Давайте рассмотрим, какие архивные источники по генеалогии еврейского народа можно найти в наших архивах.

Метрические книги еврейской синагоги города Вятки есть в областном архиве ЗАГС за 1890-1892 гг., 1906-1918 гг.
О рождениях евреев есть метрические книги и в архиве ЦГАКО за 1878 и 1879 гг. (ф.628 оп.2 д.641).
Ведомости о евреях, проживающих в уездах губернии за 1911 год. ЦГАКО ф.583 оп.604 д.123. Возможно, здесь есть посемейные списки вятских евреев.
В Вятской губернии еврейское население занималось в основном торговлей. В архиве ЦГАКО есть дела по поверке торговли за 1880-1890е гг., где упоминаются владельцы торговых заведений, род торговли, адреса их торговых заведений и обороты продаж. Упоминаются здесь и вятские евреи.
Основная метрических книг по еврейской диаспоре находится в Казани. Возможно, там есть и по Вятке.
Было бы интересно, если бы наши читатели добавили свои источники по еврейской генеалогии Вятской губернии.

Примечание. Без обид, все негативные комментарии сразу будут удаляться (в противном случае, за это и статья есть в российском законодательстве).

На фото: еврейская семья в начале XX века.

 

Вятские фамилии: Бебенины



Стоит россоха, на россохе – бебень, на бебене – махало, на махале – зевало.
Старинная русская загадка

Эта интересная фамилия была распространена в основном в Яранском уезде. Здесь, в Пиштанской волости выходцы из деревни Большой Пиштани основали и свою деревню - починок Бебенинский. Может кому-то эта фамилия встречалась и в других местах Вятской губернии?
Произойти фамилия могла от нескольких слов:
бебень - толстяк
Бебеня - старинное имя
бэбэнек (тат) – зародыш.

Самым известным представителем фамилии является Сергей Михайлович Бебенин (род. 22 октября 1951, село Кильмезь, Кировская область) — государственный и политический деятель Ленинградской области, председатель Законодательного собрания Ленинградской области с 2012 года, секретарь Ленинградского областного регионального отделения партии «Единая Россия». Возможно, его предки тоже были родом из Пиштанской волости Яранского уезда....

 

Хроники Пижанской жизни: первые советские годы


1918 г. – Установление Советской власти в Пижанской волости. Первым председателем волостного исполкома избран Смотрин Николай Варфоломеевич.
- Открылся первый съезд Советов в городе Яранске.

1919 г. – При Пижанском волостном исполкоме открыт отдел регистрации браков, рождений и смерти. Заведующий отделом Журавлев, секретарь – Криницын.
- Пижанская ячейка комсомола в полном составе ушла добровольцами на фронт гражданской войны.
- Открылся Пижанский волостной военкомат. Военком Лаптев Иван Иванович.

1921 г. – Организована семилетняя школа, но через три года она переведена из Пижанки в Обуховскую сельхозкоммуну и переименована в Школу Крестьянской Молодежи.

1924 г. – Создана первая в Пижанке ячейка РКПБ из трех коммунистов: Махнев (нарсудья), Шустов (фининспектор), Виноградов (волмилиция).
- Проведено укрупнение волостей и сельсоветов в Яранском уезде (из 28 волостей сделано 11, из 258 сельсоветов оставлено 107).
- Создана Пижанская волостная организация РКПБ, объединившая три партячейки – Пижанскую, Обуховскую, Колянурскую. Всего в волости было 15 членов.

Памятные дамы по Пижанскому району на 2021 г. – п.Пижанка 2020 г.

На фото: наследие советской эпохи в поселке Пижанка - мост через речку Вою. Фото мы делали зимой

 

Из записок вятских этнографов. Село Русский Турек и его традиции



Русский Турек (пристань и село в Теребиловской волости, в 12 верстах от г.Уржума) нужно отличать от Черемисского Турека (волостное село того же уезда, в 51 в. от города). Русский Турек –раскольнический центр; богатое село, где живут местные лесоторговцы. Среди них представители самых различных раскольнических толков. Замечательна т.н. «подпольная вера». «Старики, считающие себя слабыми и неспособными к работе, устраивают себе уголок в подполье, приготовляют «колоду», т.е. гроб, и отправляются туда «навсегда» с тем, чтобы уединиться там и не показываться в мир до самой смерти. Устраивается общее домашнее моление, которое продолжается целых четыре дня. Родные провожают «отхоходящего»; он трогательно прощается с ними и затем скрывается в подполье. Каждое утро «большак», т.е. старший член семьи, ставит на пороге подполья еду для отшедшего. По еде соображают, жив он или нет. Если еда исчезла – значит, жив. Случилось так, что одна такая отшедшая старуха долго не подавала признаков жизни и родные сочли ее уже умершей. Но она была жива, и однажды ночью, испугавши воров, вылезла из подземелья, позабыв со страху свое положение. Родные при виде ее вообразили, что это оборотень, стали бить ее – и едва не уколотили. Погребают их тут же, в подполье, в той колоде, которую они приготовляют для себя. Следующий отходящий выбирает уже другое место» (Никонов).

Кама и Вятка : Путеводитель и этногр. описание Прикам. края : С 7 ил. / Сост. Д. Зеленин. - Юрьев

Примечание. Интересно бы знать, соблюдаются ли в Русском Туреке в наши дни подобные традиции? Но, судя по старообрядческим надгробиям на кладбище, и в то время они соблюдались не всеми... А может это и вообще байки...

На фото: современное село Русский Турек. Фото 2019 года

 

История корреспонденции в вятской печати



В дореволюционной печати один из самых интересных разделов был раздел корреспонденции. Здесь жители отдаленных уездов непосредственно сообщали о радостях и бедах своих мест. Читать эти письма довольно интересно. Мы будем их постепенно публиковать. Сегодня опубликуем первое из них. Подобный раздел сохранялся в печати и в 1920-е годы, но уже с оттенком времени - письма корреспондентов все чаще стали походить на доносы. Особенно охотно писали о делах "кулаков", "попов" и разных бывших. В 1930-е годы этот стиль и вовсе стал повсеместным, и печать в 1930х годах превращается в средство для доносов. Позднее, правда, всякая корреспонденция и вовсе исчезает со страниц печати, и читать газеты 1950-1980-х гг. довольно скучно. Хотя редкая корреспонденция иногда и публиковалась, но опять же люди стремились в основном либо кого-то поблагодарить, либо рассказать о неблаговидных поступках. Возможно, подобное ограничение было связано с цензурой, так как с началом перестройки на страницы хлынул поток корреспонденции. Люди после полувекового запрета свободно говорить и думать, рассказывали и о прошлом, чаще вспоминали все плохое, что они пережили, делились своим мнением и проблемами в настоящем, даже о встречах с "зелеными человечками". Читать подобную корреспонденцию тоже довольно интересно. Не случайно, газета "Вятский край" вмиг стала самым популярным изданием. Здесь публиковались и вести из районов, и корреспонденция, и злободневные карикатуры (которые в современной печати трудно представить). Правда, после введения определенных новых ограничений, она утратила свою интересность, и ныне это довольно серенькое скучное издание, по сравнению с тем, что было в 1990-1997 годах. Да и корреспонденции в современной печати увидишь не часто, интереса писать письма у людей в газету становиться все меньше, даже в районных изданиях. Например, вспоминается, в 1980-1990е годы в лебяжской районной газете писало много людей, чаще люди старшего поколения рассказывали о своем прошлом, о старых деревнях, традициях, читать такую газету было очень интересно; в наши же дни изредка кто-то поделится своим воспоминанием, хотя пожилых граждан много, но разве охота им. Соответственно, и газета становится все менее читаемым изданием. Ведь интересность печатного издания зависит не только от редактора и журналистов, но и от читателей.

На фото: раздел сообщений из уездов в газете "Вятский вестник" 1909 г. № 151


Назад к списку