- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 16-31

Как питались в священнических семьях в 1920-е годы (по материалам писем семьи Ушаковых из села Красноярское Уржумского уезда)



Как и любая сельская семья, Ушаковы имели свой участок земли, огород и большое хозяйство. Еще в двадцатые годы Ушаковы упоминали в своих письмах, что держали свиней, овец, телку и корову, а, возможно, еще и птицу. Это позволяло ей жить без забот, со своим мясом, молоком и яйцами. В одном из писем своих в 1923 году матушка Ушакова писала: «Скучно, непрерывычно жить без коровы и молока»; в другом упоминает, что «засолена пара молодых свиней».
Из тех же поздних писем можно получить представление о том, чем питалась священническая семья, благо матушка очень любила перечислять в своих письмах различные меню, поскольку хозяйкой она была отличной. Итак, на первое кушали суп (щи), на второе подавали жареное, картофель с солеными огурчиками или капустным рассолом, кашу овсяную, свиные котлеты, тыквенную запеканку «со свекольным подливом», рыбу (ее в любое время года приносили в изобилии к столу Ушаковых местные рыбаки) – соленую, жареную, разварную (стерлядь). На десерт к чаю подавались пироги с разнообразной начинкой (мясные, сладкие, свекольные, ягодные), зразы, рожки, розонцы, печенье, бисквиты, вафли. Чай пили вместе с сахаром, вареньем и медом, по праздникам на столе появлялось хорошее вино и домашнее пиво, на худой конец их могли заменить свекольная бражка и кумышка – род самогонки, которую варили крестьяне из муки или картофеля. Кроме того, на столе всегда в изобилии были продукты из своего хозяйства, сада и леса – в письмах можно встречать упоминания о малосольных огурцах, соленой свинине, грибах. Конечно, это далеко не полное перечисление того, что когда-то употреблялось в пищу в семье Ушаковых, а лишь то, что упоминается в их письмах тех далеких лет.

На фото: семья священника Николая Чернышева за столом, Воткинский завод. Фото дореволюционное (в годы Гражданской войны батюшку расстреляли красные)

 

Эпоха - газетной строкой. 1912 год: вятское общество в ожидании перемен



Поломская волость Глазовского уезда. Часто приходится слышать от крестьян, что в 1912 году будут большие перемены. Одни говорили, что будет прирезка земли, другие – будет война, третьи ждут забастовок как в 1906 году. Эти слухи проникли и в нашу вотскую сторону. Но здесь, среди вотяков, слухи изменились и превратились в какой-то суеверный вздор. С осени 1911 года пошла молва среди вотяков, что после нового года наступит солнечное затмение, которое продолжится 40 дней; в это время не будет гореть огонь, а потому надо заранее заготовить хлеба на 40 дней. Но вот прошел январь, а затмения нет. Теперь уже поговаривают, что оно будет великим постом, а некоторые говорят – на Пасхе. Темен еще народ, а особенно наши вотяки.

Вятская речь - 1912 г. № 35

 

С архивной полки. Изъятие церковного имущества в 1920-х и 1930-х годах

Изъятие ценностей в Омутнинском уезде. В Омутнинском уезде изъятие церковных ценностей проведено по всем приходам. Никаких недоразумений при изъятии не произошло. Лишь в одной Афанасьевской церкви священник Мышкин и староста Вараксин часть ценностей скрыли, за что были привлечены к ответственности.

Вятская правда - 1922 г. № 73 31 марта

Опись имущества изъятого при закрытии Пумарской часовни Марийской автономной области и сданного на склад местхоза на хранение 27. 05. 31

Деревянных икон 18
Жестяных икон 6
Столбиков 4
Фонарей 1
Сундуков (с разным трептем) 1
Деревянных икон 6
Подсвечников 2
Итого 38
Принято в склад. Десятник местхоза Н.Ислентьев

ГА РМЭ ф.Р-250 оп.1.д.32 л.88

Примечание. Вопрос в другом - куда потом это изъятое имущество направлялось?

 

Эпоха - газетной строкой. Вадим Мулерман в Кировской области


С 15 июля в городе Кирове начинает гастроли заслуженный артист РСФСР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов Вадим Мулерман. В концерте принимают участие инструментальный ансамбль «Ребята с Арбата» и исполнительница лирических песен Вероника Круглова.
Вадим Мулерман - прекрасный исполнитель эстрадных песен, пропагандист советской песни. Новая программа его называется «Через годы, через расстоянья». В ней прозвучат песни прошлых лет и новые, пока еще неизвестные.
В городе Кирове концерт пройдет во Дворце культуры «Космос» 16 ил, в п.Костино - 20 июля.
Вадим Мулерман выступит также в Кирово-Чепецке, Юрье.

В.Юров // Кировская правда - 1987 г. № 160

 

Из этнографических описаний Вятской губернии. Древние городища



1. Сыпище в форме городища нах при впадении Березовки в Ивкину, длиною сажень 5. По преданию на городище был монастырь. Кладоискатели отрыли следы стены.
2. Городище на высоком пригорке в 10 верстах от села Чепецко-Ильинского. Верх пригорка по краям обведен земляным валом и канавой. Предания о богатырях.
3. Вал «Эбга-кор» в 8 верстах от села Люмского.
4. Такой же вал в 10 верстах от села Люмского «уцко-кор».
5. Чудское городище «шудзя кор» в 3 верстах от села Зюздина. На городище находили серебряные монеты и земледельческие орудия.
6. Валы и рвы находятся в ½ верст от Икского Устья
7. Городище между деревней Палковщиной и Владимирской часовней в Окатьевском приходе над отвестным берегом Моломы. Городище окружено тремя валами и рвами. Любопытно, что эти рвы наполнялись водою из соседнего пруда, чего в других известных вятских городищах еще не замечалось.
8. Городище в Малой Чеганде. Находили медные вещи, особенно интересные из них – кружек с переплетом.
9. Изрытое городище у села Лобань.
10. Городище у села Колесниково на Каме. Отлично видно с дороги. Вал сажень 20 с проходом посреди. Насыпан небрежно, на скорую руку. Площадь городища спускается очень круто в овраг. С городища прекрасный вид.
11. По преданию на месте Филейской часовни около Вятки было раньше городище.
12. Городище г.Орлова, описанное в Вятских ведомостях 1882, 62. На городище находят кости и черепа.
13. По рассказам старых людей, на урочище Сларт Малмыжского уезда Сюмсинской волости близ села Водзи Шудзи был вотский город с крепостью и валом ) Городище?)
14. Городище находится при устье реки Вятки у деревни Шарафан. Видно с пароходов очень ясно.
15. Полуобвалившееся городище находится несколько ниже села Подрелье.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1885 г. – Вятка 1884 г., с.180-182

Примечание. В данном списке, разумеется, были приведены не все городища Вятской губернии. Например, нет Лебяжского городища (на фото)

 

Немного отсыла к новому российскому фильму "Сердце Пармы". Легенда о "Золотой бабе"

Одна из нераскрытых тайн (пусть она не мирового значения) – это загадка Золотой бабы, древнего идола. Легенда гласит: около тысячи лет назад в лесах Приуралья в верховьях Камы между Вяткой и Пермью стоял идол – Золотая баба, - божество, которому поклонялись далекие предки племени чудь.
Кого только не волновала эта занимательная легенда! О ней написано немало книг и ученых статей. В наш край вести о Золотой бабе первыми принесли новгородцы-ушкуйники. Они на своих ладьях (ушкуях) по голубой паутине рек добрались до Камы и Вятки. В одной из новгородских летописей (софийской) за 1398 г. записали как о чем-то общеизвестном, что: «Инородцы – чудь Вятской и Великопермской земли поклоняются огню и воде, и камню, и Золотой бабе».
Слухи и рассказы о таинственном идоле дошли и до иностранцев: ректор Краковского университета Матвей Мехов в своей книге «Сочинение о двух сарматиях», изданной в 1517 г., поведал миру, что в Московии, за областью, называемой Вяткою по дороге в Скифию стоит большой идол – Золотая старуха, которую племена чудь весьма чтут и поклоняются ей. Никто, проходя поближе, даже охотники, преследуя зверя, не минуют идола с пустыми руками, без приношения.
Австрийский барон Сигизмунд Герберштейн был известным для своего времени дипломат. Два раза он ездил в Московию в качестве посла. Любознательность заставила его заняться собиранием сведений о стране, почти неизвестной миру. В своих «Записках о Московии», вышедших в 1459 г., он тоже писал о Золотой бабе и указал, что таковая находится не на Вятке и Каме, а в низовьях Оби, в Обдории (современный Салехард), куда перенесли ее бежавшие от обращения в христианство зыряне , угры и вогулы, и что идолу этому поклоняются не только обдорцы, но и многие другие.
Легенда о Золотой бабе очень не давала покоя и дружинникам Ермака во время его знаменитого похода за Каменный пояс (Урал). По поводу этого похода И.П.Магидович в своих очерках по истории географических открытий пишет: «Казаки из отряда Богдана Брязги, находящиеся в низовьях Иртыша, вероятно впервые услышали здесь рассказы от остяков о золотом идоле. Они в марте 1583 года произвели энергичные поиски, однако золотого идола не нашли».
Как видим, сведений о Золотой бабе много. Возникает вопрос: откуда же появилось это золотое божество, будоражащее головы людей на протяжении многих столетий!
Современные ученые поясняют: в 410 г. нашей эры угры вместе с готами участвовали в разгроме Рима. Один из энтузиастов исследования Лев Теплов предполагает, что это была золотая античная статуя, которую унесли угры в 410 году из горящего, разграбленного Рима. На обратном пути часть угров осела в современной Венгрии и образовала там могучее государство, а другая вернулась на родину к реке Оке. Принесенную из Рима золотую статую обнаженной женщины наподобие известных скульптур Венеры и Афродиты, угры назвали золотой бабой, которая и явилась объектом поклонения обитателей севера.

С.Абрамов. Из глубин легенды // Опаринская искра № 31, 1970 г.

 

Из анналов вятской статистики. Чем торговали вятчане в начале XX века



Как в городе было во Цареве,
Среди было торгу при народе:
Хмелюшка по торгу гуляет,
Да и сам себя хмель выхваляет... (песня про город Царевосанчурск)

…Разных других грузов, кроме хлеба, было вывезено за пределы Вятской губернии всего 361612 пудов – цифра более чем скромная в сравнении с вывозом тех же товаров гужом и водой. Как место сбыта разных товаров, кроме хлебных грузов, Архангельская губерния занимает последнее место не только по количеству вывезенных из нее грузов, 34170 пудов, но и по названию их и почти все это количество слагается из мелочных перевозок. Самые крупные отправки в этом направлении были: спирт винный - 7272 пудов, затем соль – 6 тысяч пудов, мочало и из из нея 3614 пуд, яйца и желтки яичные – 2917 пуд, сахар 2251 пуд, кожи и шкуры - 1538 пуд, стекло разное – 1255 пуд, мыло простое – 1088 пуд, бакалея разная - 875 пуд, спирт зажигательный – 815 пуд, резина, галантерейный и мануфактурный товары, металлы (свинец и цинк) и прочее. В общем вывоз к Архангельску заключался в таких товарах, которые не имеют отношения к промышленной деятельности Вятской губернии.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1902 год - Вятка 1901 г., с.137

Примечание. Здесь речь идет о товарах, которые вывозились по железной дороге.

На фото: торговые ряды в Котельниче

 

Эпоха - газетной строкой: безмедность и истоки субботников



В старину было такое интересное слово - "безмедно", трудится "безмедно", то есть без меди, без оплаты, бескорыстно. Часто это слово встречается в "послужных списках" священников, которые часто обучали сельских детей бесплатно. Со священниками может быть вполне понятно, они "кормились" от прихода и могли возможность потрудиться и бесплатно, а вот как-то в архивном документе встретилась запись, что учительница обучает детей в школе "безмедно", т.е. без оплаты. На резонный вопрос, на что же она жила, документ не дает ответа.
Не редко "безмедность", т.е. бескорыстность, встречается и в публикациях дореволюционной печати: "На днях с разрешения губернской управы ученица второго курса Вятской земской фельдшерской школы В.В.Туржанская отправилась в Елабужский уезд для ухода за больными тифом без всякого на то вознаграждения" (Вятская газета - 1899 г. № 24).
Возможно, отсюда идут и истоки коммунистических субботников - бесплатного труда на благо общества...

 

Вятская жизнь сто лет назад: изъятие вятских церковных ценностей


Из 22 церквей Советского уезда по 26 марта изъято серебра 23 пуда 26 фунта. Все ценности направлены в губфинотдел.

Церковные ценности голодающим. Церковно-приходское собрание граждан и духовенства Малмыжского Богоявленского собора постановило пожертвовать все излишки церковных ценностей, без коих можно совершать церковные обряды при богослужении, на дело помощи голодающим.

Вятская правда - 1922 г. № 73 31 марта

 

Из истории населенных пунктов: село Соломино

Нынче исполняется 100 лет со дня основания села Соломино Советского района.
Любопытна история развития этого села: в 1876 г. здесь было открыто земское начальное училище. Несколько позднее для него построено типовое школьное здание, которое и сейчас стоит в селе.
В 1895 г. в селе Соломино была впервые открыта воскресная школа для обучения грамоте взрослых. В 1902 г. создано пчеловодное товарищество, которое существовало более 10 лет и основало плодопитомник при земской школе.
Через 10 лет в Соломино было создано общество потребителей, а год спустя - сельскохозяйственное общество.
Первая народная библиотека-читальня (реорганизованная из пришкольной библиотеки), в которой было 269 читателей и 709 книг, открыта в 1913 году. Сейчас в ней 6280 книг.
После Октябрьской революции в Соломино домохозяева создали машинное и мелиоративное товарищества. По Соломинскому и соседнему с ним Лом-Комаровскому сельскому совету дружнее и раньше других сельских советов прошла коллективизация: здесь на июль 1931 года было в колхозах 80 процентов крестьянских хозяйств, в то время как в Ижевском и Мари-Ошминском сельских советах было в колхозах только 3 процента хозяйств.
Сейчас в Соломино есть восьмилетняя школа, библиотека, медпункт, магазин сельпо, отделение связи и сберегательная касса.
Население соседних деревень трудится в Ижевском колхозе, известном своими успехами далеко за пределами своего района.

П.Головин. Столетие села // Кировская правда - 1964 № 127

Примечание. В публикации автор немного ошибся. Село Соломино находилось и находится в Пижанском районе...

 

Народы Вятской губернии в описаниях этнографов: удмурты



Вотяков же в губернии считается 443 тысячи. Они живут главным образом в 4 уездах: Глазовском, Сарапульском, Малмыжском и Елабужском. По наружному виду вотяки заметно отличаются от русских: они низкого роста, с плоским лицом, выдающимися скулами и узкими подслеповатыми глазами; одежду вотяки носят преимущественно серого или белого цвета, у женщин вышитые сарафаны и рубашки, а на шее жестяные и оловянные кружки и серебряные монеты. Вотяки смирны, бережливы, неповоротливы и упрямы, живут большими семьями, дружно и зажиточно, но грязно и неопрятно; кроме земледелия вотяки не занимаются почти никакими промыслами, но любят водить пчел и ходят на охоту. Почти все вотяки православные, но и до сих пор сохраняют многие из своих языческих обрядов и верований. У вотяков есть свой язык, хотя слов в нем сравнительно немного; грамоты же вотяцкой нет и они обучаются русской грамоте; грамотность развита среди вотяков еще меньше, чем среди русских.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904 г., с.31

 

С архивной полки. Откуда пошли Бутины на Вятке?



Фамилия Бутины самая что ни на есть вятская. Например, крестьяне Бутины жили в приходе села Пиштань Яранского уезда, в своей же именной деревне - починке Бутин. К примеру, в метрической книге Пиштанского прихода за 1876 год упоминалось рождение 10 марта крестьянской дочери Александры у Алексея Мартыновича и Анастасии Семеновны Бутиных. Крестной девочки стала племянница ее отца девица Анастасия Васильевна Бутина (ЦГАКО ф.237 оп. 229 д.188 л.20 об.).
Возможно, Бутины проживали и в других населенных местах обширной Вятской губернии....

 

Вятские пословицы и поговорки о природе



В марте вода – в апреле трава
Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь
Егорий (весенний) с ношей – Никола с возом.
Май холодный, год хлебородный.
Сей овес в грязь, будешь князь.

Вятские песни, сказки, легенды – Горький 1974 г., с.73

 

С архивной полки. Протоколы совещания нацменьшинств



В архиве ГА РМЭ встретился "Протокол совещания представителей нацменьшинств, делегатов 7го" съезда Советов Марийской Автономной Области" за начало 1920-х годов. Сразу заметьте, речь идет о МАРИЙСКОЙ области. А теперь посмотрите на присутствующих делегатов:
"Присутствуют: Ганес, Хайрулин, Мингабаев, Салимова, Аюпов, Ганиулин Илязов (татары), Андреев (вотяк), Смилга (латыш). Председатель совещания Ганеев". Ни одного представителя от народа, в честь которого собственно и называлась область, не было. Зато был латыш Смилга. Ганес финское имя и его обладатель, видимо, тоже к данному народу отношения не имел...

ГА РМЭ Р-250 оп.4 д.39 лл.16-17

Сам протокол опубликуем позднее.

На фото: фрагмент экспозиции Национального музея Республики Марий Эл имени Т.Евсеева (г.Йошкар-Ола)

 

Эпоха - газетной строкой. Проводы сестер милосердия на фронт



Проводы сестер милосердия 4 отряда. 9 января, в 1 час дня, в Кафедральном соборе было совершено Преосвященным Филаретом, епископом Вятским и Слободским, напутственное молебствие четвертому Отряду сестер милосердия Вятской общины, отправляемой на Дальний Восток. На молебствии присутствовали: и.д. губернатора, вице-губернатор, в звании камер-юнкера Высочайшего Двора , П.М.Миркович, представители ведомств и много молящихся. После окончания молебствия, Владыка обратился к сестрам с напутственным словом и благословил их иконой Божией Матери. Затем попечительница Вятской общины Е.Ф.Хомутова надела каждой из отъезжающих сестер по образку, а товарищ председательницы Н.Э.Савинцева преподнесла сестрам святую икону великомученика Пантелеймона. В тот же день, с вечерним поездом Пермской железной дороги, отряд отправился на Дальний Восток.

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 2

 

Первые историки Европы о малых народах России: загадочные "мохшиане"



Стралемберг пишет о некотором языческом народе, который будто живет между Ломовым, Тамбовым и Пензой, по его названию именуемый Мохшиане: но под сим им должно разуметь мордву, ибо они сами себя не называют Мордвою, но Макша, а некоторые из них Эрзе. В оных местах иного народа, кроме Мордвы не обретается; и то весьма странно, будто Мохшиане есть особый народ.

Г.Ф.Миллер. "Описание живущих в Казанской губернии языческих народов" - СПБ 1795 г.

 

Вятские пословицы и поговорки



Врага уничтожить – большая заслуга. Друга спасти – великая честь.
Дружба крепнет не лестью, а правдой и честью.
Своя земля и в горсти мила.
Смелого и богатого даже смерть не догонит.
Смелый в горстку, а трус – в норку.
Орлам случается ниже кур спускаться. Но курам до горных вершин не подняться.
Умереть – так орлом, а не жить зайцем.
Утонуть - так в море, в луже-то горе.
Храбрость силы не спрашивает.
Человек без воли, что трава в поле.

Вятские песни, сказки, легенды – Горький 1974 г., с.71

 

Истории из старых газет. Метель-убийца



Помнится, в новом российском фильме "Легенда о Коловрате" хан Батый произносит такую фразу: "Погони не надо. Пусть их убьет метель..." И, действительно, в старину зимняя метель могла стать не только стихийным бедствием для путников, но и роковой для их жизни. В 1912 году только в окрестностях села Ныр Яранского уезда в метель погибло до 16 человек... Вот что писала об этом уездная печать:
"Из села Ныр Яранского уезда. В округе нашего села было много (до 16) занесенных метелью.
На днях произошел загадочный случай, который вызвал и вызывает массу толков.
У крестьянина Лямина остановился на ночлег путник, молодой парень, который назвался новобранцем, отпущенный комиссаром домой в Яранск к отцу, который торгует на углу бакалейным товаром. Утром запрягли лошадь, ямщика послали молодого парня 16 лет – до Яранска всего 20 верст.
Но эти 20 верст оказались роковыми для всего семейства: лошади и мальчика до сих пор нет, а полиция не может найти пассажира" (Вятская речь - 1912 г. № 53).

Фото Владимира Кудринского

 

С архивной полки. Протокол совещания представителей нацменьшинств (1920-е годы)



Протокол совещания представителей нацменьшинств, делегатов 7 съезда Советов Марийской Автономной Области.
Присутствуют: Ганес, Хайрулин, Мингабаев, Салимова, Аюпов, Ганиулин Илязов (татары), Андреев (вотяк), Смилга (латыш)
Председатель совещания Ганеев

Повестка дня:
Отчетный доклад Уполномоченного нацменьшинств Марийской Автономной Области, докладчик т.Смилга
Слушали: отчетный доклад уполномоченного нацменьшинств Марийской Автономной Области т.Смилги, о продолжении работы и задачах в будущем.

Постановили: заслушать доклад о продолжении работы среди нацменьшинств, совещание констатирует слушать:
1. Отмечается как достижение правительства политика по… в смысле втягивания и в работу и выдвижения нацменов, что является в процессе проведения последней перевыборной компании.
2. Как недостаток следует отметить: культурное отставание нацменства и весьма ограниченное количество квалифицированных рабочих среди такового (преимущественно татар). Для устройства чего необходимо: обратить внимание на расширение школьной сети среди татарского населения и подготовку достаточного количества татарских учителей.
Б. Обратить внимание на усиление работы по ликвидации неграмотности среди татарского и вотского населения.
В. Пункты наиболее населенные татарами обеспечить медперсоналом из татар, или хорошо знающих татарский язык.
Г. Усилить работу по корнизации низового соваппарата.
Д. Как условия при проведении вышеуказанных мероприятий необходимо обратить внимание главным образом на Мари-Турекский кантон, в котором сосредоточена значительная часть татарского и вотского населения Маробласти.
Е. При распределении мест в вузы и на будущий учебный сезон необходимо увеличить количество мест для татарского населения.
Председатель совета Ганеев.

ГА РМЭ Р-250 оп.4 д.39 лл.16-17

К иллюстрации: советский татарский плакат 1935 года

 

Эпоха - газетной строкой. Первая партийная агитация на Вятке



Кстининская волость Вятского уезда. За последнее время здесь появились подозрительные личности, которые привлекают крестьян записаться к какой-нибудь партии, обещая им в будущем различные льготы и свободы. Сами они разъяснений настоящему не дают, приглашают крестьян на жалование в 500-600 рублей год развозить по мужикам объявления и давать разъяснения. В одной деревне крестьяне очень недоверчиво отнеслись к этой партии и объявляемому жалованию, малость потрепали «партейщика», оказавшегося, по рассказам, писарем станового пристава. Интересно бы знать, от комитета какой партии уполномочены означенные лица?

Вятская жизнь 1906 г. № 2

Карикатура того времени

 

Вятская статистика и воспоминания. Почему в царское время чайные посещали преимущественно мужчины?



В чайных-столовых Вятского уезда за 6 месяцев их действия перебывало посетителей 219447 человек, преимущественно (85 %) мужчин, или в среднем по 9 тысяч в месяц на чайную. По Глазовскому уезду из 25983 посетители чайных 88,7 % составили также мужчины, по Слободскому уезду в одной чайной посетителей было 31168 человек, по Котельничскому в двух - 30810, по Нолинскому в 5 - приблизительно 40 тысяч человек.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1902 г., с.242

...Кажется, в 1913 г. Попова, будучи руководителем общества трезвости (это входило в ее амплуа), от имени этого общества {общества Л.Н.Толстого} открыла чайную в доме торговца Горева. В каждое воскресенье в селе Лажу в те годы были базары (вроде ярмарок). Из окрестных деревень съезжалось очень много народу на эти базары. И вот, бывало, нам, мальчикам, приходилось часто наблюдать, как в этой чайной общества трезвости мужики, рассевши чинно, вместо чаю распивали водку, которую приносили из кабака (винная лавка). Надо было видеть, с каким неутешным горем старушка Попова переживала, глядя на свое детище, т.е. чайную, которая была насупротив библиотеки. Ей приходилось немало выслушивать 
шуток и насмешек в адрес общества трезвости. Смеялись всех больше, конечно, наши учителя.


Воспоминания М.Шамова, выпускника школы села Лаж Уржумского уезда 1914 года (воспоминания из нашего архива).

Картина Б.Кустодиева "Трактир". Интересно, что в "трактире" крестьяне пьют чай. В реальности же все было наоборот - в чайных пили... водку...

 

Опочные надгробия и православная традиция



Очень интересно снимать старинные надгробия на старых кладбищах, а по весне и осени они видны очень хорошо. Как правило, они делались из опоки и поэтому очень прочные и простоять могут не один век, вот только надписи уже не всегда можно прочитать. Интересно, что опочные надгробные памятники несколько расходятся с православной традицией устанавливать на могилах только кресты. Впрочем, на некоторых памятниках устанавливались железные кресты (некоторые такие памятники сохранились и по сей день); так наши предки хитрили даже со смертью - и памятник красивый поставить, и православную традицию соблюсти... Правда, были еще распространены и опочные плиты, даже у священников, а туда крест никак не воткнешь. Или, возможно, здесь деревянный крест устанавливался в изголовье могилы.
На фото: этот надгробный памятник засняли на кладбище поселка Лебяжье, но надписи на ем уже трудно разобрать. Здесь первые опочные памятники датируются концом XIX века. Из этого можно сделать вывод, что в это время сюда либо впервые начали доставляться опочные памятники, либо было основано кладбище.

 

Истории из старых газет. Неодобряемые методы обучения



Село Икское Устье Елабужского уезда. Про учителя здешнего начального училища г.Брызгалова давно поговаривали, что он придерживается не особо одобряемых приемов обучения. Много раз приходилось слышать, что он позволяет себе воздействовать на учеников линейкой, ремнем, вобще всем, что есть под рукой, а то и просто кулаком. К сожалению, разговоры оказались правдой. Учитель Валентин Павлович Брызгалов учеников бьет, и бьет больно. Так, ученик Недорезов на днях за незнание урока был им выдернут с места, брошен на пол и получил несколько увесистых пинков ногой. В ученика Куршакова г.Брызгалов бросил мелом, правда, неудачно для себя: мел отскочил от головы ученика и попал в лицо самому учителю. Говорят, он порядочно побил ученика Ипатова. Это все имело место только недавно. О том что было раньше - не говорим. Не верилось, а должно быть тоже была правда, а если все это было правда, то, он хотя и учитель, не лишнее будет поучать и его самого более осторожно обращаться с детьми. Г.Брызгалов должен бы знать, что высокое дело учительства требует великого терпения, а его, как видно у г.Брызгалова не хватает. Жаль его.

Вятская речь - 1912 г. № 57

 

С архивной полки. Из истории вятских воинских формирований: Вятский кавалерийский полк



Приказы по Уржумскому военному комиссариату 29 сентября 1918 года.

Конная разведка Вятского кавалерийского полка со времени формирования названного полка причислена к местной Красной армии под именованием «конный отряд Уржумской Красной армии».

ЦГАКО ф. Р-3460 оп. 1 д. 2 л.38

 

Из истории населенных пунктов: село Спас-Талица (Оричевский район)



Многолюдно и оживленно было в этот день в Спасо-Талицком Доме культуры. В праздничном убранстве сцена. Самодеятельные артисты подготовили большую литературно -художественную композицию «Село мое родное». Ведущие программу Л.Н.Суслова и В.Т.Юферева рассказали о селе с первых лет его основания и до наших дней. Перед собравшимися прошла богатая событиями 330летняя история Спас-Талицы: жизнь с до октября 1917 года, установление власти Советов, его современная новь. Никогда не забудут люди имен тех, кто с оружием в руках защищал Республику Советов в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. 169 односельчан отдали свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. Многие из участников войны сидят сейчас в зале.
За годы советской власти село пережило вторую молодость. Появились школа, Дом культуры, медпункт и т.д.
На вечере выступил вокальный ансамбль «Молодость». А в заключение зрители посмотрели фильм, снятый Центральной студией документальных фильмов о нашем замечательном земляке, мастере художественной фотографии, известном не только в нашей области, но и за рубежом - И.А.Крысове.

М.Лобастов. Молодость старого села // Кировская правда – 1974 г. № 97

На фото: село в наши дни

 

Из истории вятской медицины. Состояние медицинской помощи в Яранском уезде в конце XIX века



О состоянии земской медицины в Яранском уезде. Медицинской частью земской деятельностью в Яранском уезде заведует земско-медицинский совет, состоящий из участковых врачей, председателя и члена управы постоянного наблюдателя земской комиссии. Уезд разделяется на 7 медицинских участков, и в каждом из них имеется по одной больнице. Наличный медицинский персонал состоит: из 7 врачей, 10 фельдшеров, 8 фельдшериц, 12 акушерок, 2 провизоров, 2 аптекарских помощников, 5 аптекарских учеников, 1 ветеринарного врача.

Вятская газета - 1897 г. № 2

На фото: одна из аптек Яранска до сих пор находится в историческом здании. Так сказать, приемственность традиций... Фото с сайта http://yaransk.net/news/buro-sp-848462355/430-telefon..

 

Вятские святые. Судьба могилы преподобного Стефана Филейского



Нелегкой была судьба подвижника отца Стефана при жизни, но не было ему покоя и после смерти. До середины двадцатых, пока действовал монастырь, был уход за его могилой. А после разобрали ограду с крышей, погост. Говорят, на могилку выливали даже помои (по свидетельству Анны Ивановны Санниковой). Постепенно могильный холм сравняли с землей. Несмотря на гонения, самоотверженные старушки продолжали ходить на святое место, чтобы поклониться праху преподобного Стефана Филейского. По рассказам старожилов, где-то в начале 50-х, ночью, разровнял это место паломничества бульдозер, и оголились косточки белые. Пришли монашки, собрали их и похоронили на Филейском кладбище. Была я там. Неухоженная, почти детская могилка, усыпанная крошками, без оградки, с самодельным крестом и скромной иконкой, рядом на дереве висят маленькие выцветшие веночки – что еще под силу старушкам?

Г.Мухаматдинова. Филейские храмы // Вятский край – 1991 г. № 221

На фото: преподобный Стефан перед своей кельей на Филейке

 

Как крестьяне учили своих детей в 1920-е годы (воспоминания)



Вопросам обучения детей в семье предавалось особое значение. Направлял это дело, как и другие дела, дедушка. Удивительный он был человек! Человек широкого и объемного мышления, распространившегося на всю далекую перспективу. Особенно это видно по его отношению к образованию вообще и к обучению детей в частности. Овладев грамотой самоучкой, едва умея читать и писать, он тем не менее понял, осознал великое дело учения. «Без него нынче ничего не сделаешь и никуда не сунешься», - говорил он, имея ввиду своих детей, добавляя: «Жить-то им не по-нашему: другое время теперь!»
Решив дать детям образование, он не щадил ни себя ни детей. Он хорошо знал, что детям жить вдали от семьи, у чужих людей тяжело, трудно. У него самого и у мамы, не видевших их месяцами, тоже каждодневно болела душа. Но он убеждал себя, маму и детей в необходимости этого, говорил: «Нельзя иначе: надо!» Это выражение часто было у него в ходу.
Обучение детей стоило очень дорого: надо было платить за проживание детей на квартире, за их питание, стирку белья, за покупку им учебников и других школьных принадлежностей, да и обувать и одевать их надо было поприличнее. А когда все это вместе взятое касается не одного ребенка, а нескольких, то в целом получалось довольно накладно. Во-первых, подросшие дети отдавались на учебу, уже не являлись помощниками по хозяйству.
Дедушка не раз говорил:
- Кто его знает, как дальше жизнь пойдет, - рассуждал он, имея ввиду перемены, произошедшие после революции. – Можно ли будет заниматься своим делом? А вдруг все пойдет прахом и мы и дети останемся ни с чем? Нет по нашим-т о временам образование – это самый верный вариант!
Эти сказанные слова были подтверждением его давнего решения дать своим детям образование. Впоследствии, спустя много лет, его дети (наши родители), не раз с горячим чувством благодарили его за это мудро принятое им решение.

Воспоминания Смолиной Надежды Ивановны, уроженки деревни Лаптево бывшего Уржумского уезда

 

Еще немного отсылок к фильму «Сердце Пармы». Святитель Стефан Пермский



Стефан Пермский один из немногочисленных средневековых святых, которых очень почитают на Вятке. В недавно вышедшем в прокат фильме «Сердце Пармы» один из героев упоминает, что после смерти святого в Пермском крае, где он крестил местный народ, мало что изменилось – язычество по прежнему процветает. Это еще один из многочисленных ляпов сего фильма, хотя он и заставляет вспомнить нашего вятского святого. Все дело в том, что Стефан Пермский никогда… на Пермской земле не был! А прозвище свое он получил не в честь Перми как таковой, а народа – пермяков.
Вот что на этот счет пишет вятский этнограф Д.К.Зеленин: «….Оказывается, что святый Стефан никогда и не бывал в нынешней Перми или на ея месте; он жил на р.Вычегде, в теперешней Вологодской губернии. Св.Стефан дал зырянам самостоятельную культуру, создал для них особое письмо. Но что, опять-таки, осталось от этой культуры? – Несколько зырянских надписей на иконах… Мы не знаем даже, кто и почему назвал зырян пермяками? Сами они называют себя Коми, и также не знают, почему страну их называют Пермью, а их самих пермяками» (Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Юрьев, 1904).
В 1383 году митрополитом Пименом преподобный Стефан поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Самое интересное, что к современной территории Пермского края это церковно-административное образование отношения практически не имело.
На Руси «Пермью» назывались земли по реке Вычегде (юго-запад современных Республики Коми и юго-восток Архангельской области), а соседние земли на Верхней Каме, вошедшие в XIV веке в сферу влияния русских первопроходцев, стали именоваться Пермью Великой. Территория изначальной Перми Великой охватывает лишь север современного Пермского края. Таким образом, Стефан Пермский действительно никакого отношения к Пермскому краю не имеет. Интересно, что Д.Зеленин в своем сочинении называет святого Стефаном Великопермским, а не Пермским, спутав две географические области в XIV-XV веках – Пермь и Пермь Великую. Правда, влияние Пермской епархии позднее все же распространилось на Предуралье, Урал и даже Сибирь, но это произошло много позже после кончины святителя Стефана.

 

Степановский мятеж 1918 года. Первые исследователи темы и ее главные вопросы



Мало что известно об этом восстании. Советские историки по понятным причинам не очень-то вдавались в его подробности. В областных архивах кое-что можно найти, но, конечно же, свидетельства самих участников восстания там нет. Правда, в постсоветское время интерес к степановскому «мятежу» возрос, о нем появилось немало публикаций, но они весьма противоречивы, и по-прежнему для многих Степанов и Хомак остаются таинственными, неизвестными личностями.
Мы даже не знаем их настоящих имен. У кировского писателя Аркадия Филева в романе «Живое – живым» капитан старой царской армии Степанов (некоторые современники, в частности Сормах, И.Попов, считали его полковником) назван Анатолием Ананьевичем, что, вероятно, близко к действительности – вот и в Википедии он фигурирует как Анатолий. Что касается комиссара, то в свободной энциклопедии он назван Василием, а в сборнике об Октябре и Гражданской войне – А.С.Хомаком.
Мы точно не знаем, как сложилась их дальнейшая судьба – есть только разные версии…
Есть разночтения во времени прибытия 1-го Московского военно-продовольственного полка в Вятскую губернию.
В фонде документов Филева, хранящемся в Государственном архиве Кировской области, в воспоминаниях очевидца С.Коркина, сказано, что 1-й Московский продовольственный полк с двумя 6-дюймовыми орудиями и пулеметами прибыл в Вятку 9 июня, а в Уржум – 23 июня. То, что полк появился в Вятской губернии в первой половине-середине июня, утверждает и уржумский краевед С.В.Пушкин: «Вечером 12 июня 570 человек (170 продотрядовцев еще подъехали из Петрограда) во главе с Хомаком отчалили от пристани губернского центра. Штаб Московского полка этот же путь проделал 19 июня».
Но некоторые историки полагают, что полк в Уржум прибыл в июле. Действительно, в документах за 25 июля (Сергей Пушкин, к сожалению не уточняет, в каких именно документах) говорится, что «команда солдат 1-го Московского продовольственного полка в составе 605 человек из Вятки отправляется в Сарапульский уезд». Не это ли сообщение кое-кого вводит в заблуждение – таких «команд» ведь могло быть несколько…
Кажется, последнюю точку в этом вопросе ставит телеграмма из Москвы в Вятку главкома Продовольственной реквизиционной армии Г.М.Зусмановича, где, в частности, говоритсяо назначении Степанова командиром, а Хомака комиссаром реквизиционного полка и отправке его в Вятскую губернию. Телеграмма датирована 17 июня - ну чем не железный аргумент в пользу версии прибытия продполка в Вятскую губернию в июне (ГАКО. Ф.Р.876. Оп.1. Д. оц.4. Л.380).
Когда появился на юге губернии сам Степанов? Это не праздный вопрос. Дело в том, что в журнале заседаний губпродкома от 1 июля записано, что «прибыли из центра тов.Натапов, Мутускин и Отрешко, облеченные широкими полномочиями». Им было поручено реорганизовать отряды в Малмыжскоми Уржумском районах. О Степанове журнал умалчивает. В повести Б.Шингареева «Под небом Уржума» написано, что Хомак и Степанов впервые встретились 6 июля.
И вообще, «военспеца» Анатолия Ананьевича Степанова на первых порах как бы не существует. Не командир полка в это время играет главную скрипку, а политкомиссар Хомак…
Вообщем, чем дальше в лес, тем больше дров. Многие исследователи степановского мятежа, наверное, сломали перья при разгадке этой истории: столько в ней неясности, путаницы.
Надо отдать должное уржумскому краеведу Сергею Пушкину (жаль, рано ушел из жизни этот молодой, пытливый исследователь истории родного края). Он, кажется, ближе всех подошел к разгадке тайны августовских событий лета 1918 года на юге Вятской губернии. Но и он, приблизившись к истине, не познал ее до конца… Именно С.В.Пушкин разделил степановское восстание на две части: «хомаковщину» и «степановщину».
«Хомаковщина», как видит ее Пушкин, в последний раз вышла в свет совсем недавно в краеведческом альманахе «Уржумская старина» (№ 12 2015. Составитель В.А.Ветлужских). Вторую часть, автор, к сожалению не успел дописать.

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!... Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.276-277

На фото: два года спустя после написания данной книги все главные документы по истории мятежа были объединены и опубликованы в единый том "Степановский мятеж в документах и воспоминаниях". Один из экземпляров книги был подарен и Виктору Чудиновских, которого не стало в прошлом году. Исследователи Степановского мятежа уходят, но исследования их остаются....

 

Исторические источники по истории древней Вятки: достоверна ли «Повесть о стране Вятской»?

В конце XVII столетия по благословению Вятского архиепископа Ионы была предпринята попытка собрать и записать всевозможные предания об основании русских городов на вятской земле. Возможно, некоторые из этих преданий легли в основу сочинения, составленного в первой половине XVIII века под названием «Повесть о стране Вятской». Долгое время «Повесть» была единственным источником древнейшей истории Вятской земли. Ему, безусловно, доверяли и видные исследователи истории Русской Церкви. В начале XX века содержание «Повести» было подвергнуто резкой критике со стороны местных историков и признано недостоверным. Фундамент к недоверию этого памятника был возведен вятским историком А.С.Верещагиным. Приведенные им факты убедительно свидетельствовали о недостоверности «Повести». Спицын и Верещагин утверждали, что автора «Повести» в первую очередь интересовали сведения «о событиях церковного характера». Это отмечают и современные исследователи, в частности Даниэль Уо пишет, что повествование «свидетельствующее местном «патриотизме» автора, проникнуто духом «церковного сказания». Курс, намеченный Верещагиным, поддержали исследователи советского периода. С конца 1980-х годов «Повесть о стране Вятской» вновь становится актуальной. Новейшие археологические раскопки возвращают исследователей к хронологии этого памятника древности.


Очерки истории Вятской епархии (1657-2007) – Киров 2007 г., с.6-8

 

Кировская область – зона тайги?



Кировская область расположена в зоне лесов. Распространены они неравномерно. В северных районах – Мурашинском, Верхнекамском, Афанасьевском, Нагорском леса занимают 75-85 % площади. В южных лесов меньше, некоторые из этих районов можно считать почти безлесными.
Главные лесообразующие породы в области из числа хвойных – ель и сосна. Встречаются два вида ели – обыкновенная и сибирская. Различать их можно по форме семенных чешуй: у ели сибирской они овальной формы с гладким краем, у обыкновенной – треугольно-усеченной с зазубринами по краю. Часто встречаются промежуточные формы, являющиеся, по-видимому, гибридными.
Ель – крупное дерево 25-30 м. высоты с широко-пирамидальной формой кроны и мутовчатым расположением ветвей. Порода теневыносливая, растет на свежих суглинистых и глинистых почвах, довольно богатых органическими и минеральными веществами. Является преобладающей древесной породой в лесах области. Вместе с елью нередко встречается пихта сибирская. Это – высокое стройное дерево (до 30 м.) с узкопирамидальной формой кроны и гладкой серой корой. Пихта – весьма зимостойкое и теневыносливое растение, но требовательное к качеству почвы. Она хорошо растет на богатых суглинках, достаточно увлажненных. Значение пихты как лесообразующей породы по сравнению с елью невелико. На бедных песчаных и торфяно-болотных почвах в древостое доминирует сосна обыкновенная. При благоприятных условиях она достигает высоты 35 м. По запасам древесины сосна занимает третье место после ели и березы.

Природа Кировской области – Киров 1967 г., с.180

Примечание. В то время север области считался подзоной южной тайги, а то, что южнее – хвойно-широколиственных лесов, но, судя по современным снимкам, тайга начинает уже доминировать и в южных районах области. Можно ли всю область считать зоной тайги? Кроме, конечно, ее юго-востока, где преобладают безлесные местности

На фото: леса в одном из южных районов области

 

Исчезнувшие деревни области: Пушкарь (Верхошижемский район)



Дома деревни стояли в трех километрах на юго-восток от Мякишей, на левом берегу речки Медянки. В документах 19 века селение писали «У речки Медянки». Название починку дано по его местоположению. Название деревне – по фамилии проживающих в ней крестьян. Основано селение в начале 19 века Харитоном Пушкаревым, переселившимся из деревни Гребеши. В 1820 году починок состоял из одного двора, в котором проживало две семьи:
1. Харитон Николаев Пушкарев 42 года, семья 4 человека.
2. Авдей Харламов Ворожцов 25 лет, семья 2 человека.
В 1859 году починок состоял из двух хозяйств, в которых проживало 12 человек мужского пола и семь женского. В 1891 годах в четырех дворах было 30 человек и все по фамилии Пушкарев. Деревня относилась к Верхолиповскому приходу. В 1926 году в ней числилось семь дворов, в которых проживало 12 человек мужского пола и 21 женского.
Деревня прекратила свое существование в 1940-х годах. В списке населенных мест 1950 года Пушкарь не числится.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.401

Фото С.А.Лобовикова. Весна в деревне

 

С архивной полки. Первые школы села Рождественское Яранского уезда



В архивном фонде Вятского губоно в «Анкетных сведениях о Рождественской школе Комаровской волости Яранского уезда за 1920 год» указана дата основания школы: 15 октября 1877 года.
Это была церковно-приходская школа, и относилась она к начальным учебным заведениям третьего разряда. Первоначально обучение в церковно-приходских школах «составляло два года, однако позже в связи с невозможностью выполнить учебную программу в столь короткий срок в девяностые годы XIX века курс был удлинен на один год».
Источники указывают, что в 1912 году в районе прихода церкви Рождества Богородицы имеется земская школа в починке Красногорском (Аникино) в шести верстах и церковно-приходская при мужском Пророчицском монастыре в трех с половиной верстах от села (ныне м.Опытное Поле). В самом же Рождественском «в церковно-приходской трехклассной школе обучаются 85 учеников».
В фондах Государственного архива Кировской области в «Перечне церковных школ Яранского уезда, находящихся в ведении Вятского епархиального Училищного совета» за 1915 год в с.Шошминском значится «одноклассная церковно-приходская школа», в которой «обучается 96 учащихся: 66 мальчиков и 30 девочек». По словам сотрудников музея народного образования Кировской области, это довольно большая школа. Педагогический штат составляли священник, преподающий Закон Божий, и три учителя общественных предметов.
Церковно-приходская школа в Рождественском, по рассказам старожилов, располагалась в деревянном доме около церкви с восточной стороны. В классах было по 28 учеников. Главный предмет из преподаваемых – Закон Божий. Преподавал его сельский священник. Программа обучения была утверждена господином министром народного просвещения. Все законоучители вполне успешно выполняли программу. На втором месте стоял русский язык. Со второй половины первого года обучения вводилась церковнославянская грамота.

Галина Бузанакова. Пробудись, душа!.. – Киров 2017 г., с.222-223

На фото: церковь села Рождественского в старину. Фото с сайта sobory.ru

 

Истоки. Первые храмы слободы Кукарки и ее округи



Первые храмы упомянуты в Дозорных книгах Жерновых гор 1619 г. (Сухова-Останкова) и слободы Кукарки 1620 г. (Константина Шушерина). В них сообщается, что в 1609 году при разорении Пустыни Жерновых гор был сожжен храм Иоанна Предтечи, а до разорения он стоял 15 лет (т.е. построен в 1594 г.) В слободе Кукарке в 1620 г. был «…храм древян Живоначальныя Троицы да придел великого чудотворца Николы…»
В 1870 году о Кукарке писалось:
- В слободе имеется 5 каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня – серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем.
Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу.
В слободе Кукарке было пять каменных церквей (позднее была построена шестая) и семнадцать на селе…

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области – Советск 2012 г., с.59

На фото: вид на слободу и Троицкий собор в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

Вятские знаменитости. Как погиб фото-художник Сергей Александрович Лобовиков



«27 ноября 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил на Ленинград четыре пятисоткилограммовые бомбы, которые не попали в цель. Они должны были разрушить завод Макса Гельцена, но взорвались на Большом Проспекте.
На шестом этаже дома номер 106 взрывной волной убило мужчину 71 года, который жил здесь с женой, сестрой и матерью в большой двухкомнатной квартире. Его жена и сестра пережили бомбежку и голодовку блокадного города только до конца февраля 1942 года. Последней умерла во время родов трагической смертью в квартире без окон, без света и воды его дочь, и никто не мог оказать ей помощь».
Погибшим при взрыве бомбы был известный фотограф-художник Сергей Александрович Лобовиков. Так об этом эпизоде рассказал немецкий автор книги о С.А.Лобовикове Ганс Путнис.

Анатолий Тинский. Главная улица Вятка: страницы истории – Киров 2002 г., с.96

 

"Город Хлынов называется у них особым именем, а именно Вятка, по которому ими прозвана и вся провинция..." Марийские, чувашские и татарские названия городов и рек

Есть еще и другие имена городов, которые не прямо выговариваются, на пример: у Черемис Свие, т.е. Свияжск; Вюрсум, т.е. Уржум; Иле, т.е. Уфа; у Чуваш произносится Свия, а прямо Свияжск; Чобашкар, а прямо Чебоксар; Кокшан, а прямо Кокшайск; Шозма, а прямо Шезминск и прочая.
Многие города несходственными именами называются наипаче у Чуваш; например: Кузмодемьянск они называют Чиклен, Цивильск Сюрби; Сергиев Сок, по реке Соксе, на которой стоит оный городок; Уфу Улги. Город Хлынов называется у них особым именем, а именно Вятка, по которому ими прозвана и вся провинция. Татары и черемисы называют помянутый город Наукрад или Науград. Река Вятка по вышеупомянутым причинам также называется разными именами: Вотяки именуют оную Вятка-Кам, Черемисы Науград-Вич, а Татары Накрад-Идель. Кам, Вич или Виц и Идель в моем словаре показаны такими словами, которые на вышеупомянутых языках значат вообще реку. …Именем Идель у Татар называются також и Волга, яко знатнейшая в тех местах река.

Г.Ф.Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов - СПБ 1795 г.

Примечание. "Город Хлынов называется у них особым именем, а именно Вятка, по которому ими прозвана и вся провинция..." - возможны эти слова могут пролить свет на тот вопрос, почему в разные времена центр Вятской республики назывался то Вятка, то Хлынов...

 

Истоки. Поход "моголов" на Вятку… (отрывок из рукописи)



Долго вятчане жили в совершенной свободе и независимости от князей российских, наблюдая обычаи новгородцев, повинуясь избираемым из среды своей сановниками и священному чину. Между тем жители Новгорода, завидуя благоденствию республиканцев – вятчан, старались вооружить против них князей российских и князья, внимая подстреканию новгородцев, дважды отряжали войска для покорения Вятки в свое подданство. Однако республика…. Не потеряла своей вольности…
Молва о благосостоянии маленькой Вятской республики дошла до слуха соседственных моголов {монголов}. В них и особенно в царя их Тохтамыша вселилось желание искать там добычи и жертв корыстолюбия. Многочисленное войско под предводительством царевича Бектута было отряжено для удовлетворения алчных желаний моголов. Изумленные внезапным их нашествием вятчане не могли отстоять своих городов и селений, основанных среди пустынь, лесов и болот. Множество христиан погибло от меча; многие, уведенные в плен, навсегда лишились своей вольности, иные спаслись бегством, а другие успели спасти жизнь свою, откупясь сокровищами. Таким образом обагатясь корыстию разоренных народов, моголы оставили Вятские области.

Из очерка Ф.Пинегина «История Вятской страны по части церковной». 1838 год, рукопись. ЦГАКО ф.1404 оп.1 д.3 л.19 об. Подлинник

 

Шаньги, шанежки…



Шаньги – простые русские лепешки, сделанные из теста с наложенным или налитым сверху в основном картофельным пюре (поэтому их еще называют наливные шаньги). Испеченные в русской печке до румяной корочки, помазанные со всех сторон топленым сливочным маслом. Шаньги ели со всем что ели: со щами, борщом, с любым блюдом вместо хлеба. Горячие ели в основном запивая холодным молоком. На праздничном столе с рыжиками, сметаной, со сливками вперемешку со свежей малиной или земляникой, или любым вареньем ели зимой.

Валерий Федяев. И лица предков продолжают сниться – Киров 2018 г., с.28

Примечание. В Сунском районе находилась деревня Шаньги, родная деревня автора и основателя Музея города Хлынова

Фото с сайта kakprosto.ru


Назад к списку