- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ноябрь: 1-15

 

Загадки истории. Имел ли Яков Свердлов родственников на Вятке?



Из "Ведомости о евреях, проживающих в уездах губернии за 1911 год" можно узнать, что на тот момент в городе Вятке проживало две еврейские семьи с фамилией СВЕРДЛОВ. Имели ли они какое-то родственное отношение к самому знаменитому Свердлову в истории? Пока не известно...

Свердлов Шмуль Перцев, город Вятка
Мещанин города Плоцка Витебской губернии, 53 лет.
Жена Эсфирь Моисеевна, 33 лет. Дети Малка Маргарита 16, Вольф 10, Миля 8, Евсений 5 лет.
Прибыл из города Яранска в 1883 году.
Адрес: город Вятка, Московская улица, дом Коршунова.
Паспорт: 5летняя паспортная книжка Полоцкого мещанского старосты от 8 декабря 1910 г. № 3991
Чем занимается. Гравер и содержатель типографии . Имеет дозволение от Вятской городской ремесленной управы и свидетельства

Свердлова Рейза Яковлева, 67 лет.
Вдова Николаевского солдата. Дочери Двейра Михайлова 25, Фриде 26 лет даниловские мещане.
Прибыла из Нижнего Новгорода в 1910 г.
Адрес: Московская улица, дом Смольянинова
Паспорт: бессрочная паспортная книжка, выданная Даниловской глазовской управой от 18 октября 1911 г. № 1089 на 5 лет
Чем занимается. Проживает как вдова николаевского солдата.
Приказчик

Источник: ЦГАКО ф.583 оп.604 д.123 лл.775 об.-776, 788 об.-789

Примечание. В городе Кирове есть улица Свердлова. Надо сказать, улица не лишена исторического основания, т.к. Свердловы действительно жили на Вятке (в отличие от представителей других революционных фамилий, в честь которых названо большинство улиц города).

 

История населенных мест Вятского края. Три праздника поселка Суна



Снова был праздник цветов. Весь зал-фойе Сунского районного комитета утопал в цветах, принесенных сюда любителями-садоводами и подобранными в великолепные яркие композиции.
Второе событие – открытие памятника погибшим в годы войны воинам. Сползает покров и перед собравшимися предстал величественный монумент-скульптура воина. Торжественно строги речи выступающих, и снова цветы, теперь уже бережно возложенные на постамент.
Третье событие - 400летие поселка Суна. Торжественное заседание открыла председатель райисполкома Алла Алексеевна Сунцова. Председатель поселкового совета т.Кораблев говорит о прошлом Суны, о ее настоящем, о людях труда. Оглашаются имена почетных граждан поселка.
А затем состоялся концерт художественной самодеятельности. Выступили хор и танцевальная группа, доставившие участникам праздника и гостям много приятных минут.

И.Синкин. Три события в Суне // Кировская правда - 1971 г. № 210

На наших фото 2014 года: тот самый памятник в поселке и цветы - их также любят здесь выращивать и украшать поселок, как и 40 лет назад...

 

Из истории крепостного права на Вятке. Число помещичьих крестьян и дворовых людей по уездам на 1850 год



Мужчин и женщин

Вятский уезд 204 и 267
Орловский 24 и 34
Нолинский 159 и 139
Уржумский 643 и 706
Малмыжский 1661 и 1855
Елабужский 1820 и 1981
Котельничский 9 мужчин
Яранский 8230 и 8709
Глазовский 16 и 25
Сарапульский 609 и 696
Слободской 279 и 249
Итого 13654 мужчин и 14628 женщин. Всего 28.282 человека.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8

Примечание. Из этих сведений можно сделать удивительный вывод, что наибольшее число крепостных приходилось не на северные уезды с их заводами, а на южные, богатые плодородными землями - Уржумский, Яранский, Малмыжский, Сарапульский, Елабужский....

 

История через призму печати. Религиозное сожжение



Религиозное сожжение. В понедельник 5 марта в 2 часа дня из Всесвятской церкви с крестным ходом, сопровождаемым духовенством церкви, при колокольном звоне был вынесен в разобранном виде старый престол, из летнего придела. Ход последовал к семинарии, вблизи которой был встречен всем семинаристским духовенством.
Около плотины семинаристского пруда процессия остановилась у заранее приготовленного костра, на который торжественно был положен престол. Костер подожжен.
Во все время горения престола воспитанниками духовной семинарии пелись псалмы.
По совершении обряда сожжения, духовенство собрав весь пепел, опустило его в пруд.
При столь редком обряде, обставленном с большой торжественностью, присутствовали некоторые горожане и учащиеся различных учебных заведений.

Вятская речь - 1912 г. № 54

На фото: Всесвятская церковь города Вятки в 1920-е годы

 

С архивной полки. Население города Елабуги на 1855 год



Дворов Мужчин Женщин

Купцов 52 //112 // 115

Мещан 38 // 101 // 105

Разночинцев 11 // 120 // 125

Казенного ведомства крестьян, проживающих в городе 391 // 1059 // 1183

Итого 192 // 1392 // 1528

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.34 л.30

На фото: на улицах старинной Елабуги время будто остановилось.... Наше фото 2016 года

 

Забытые аббревиатуры: райбиблиотекарь и райврач



После разделения административно в конце 1920-х годов СССР на районы, ко многим учреждениям стала присваиваться приставка "рай..." (райисполком, райвоенкомат, райбольница); некоторые эти аббревиатуры существуют и поныне. Интересно, что приставка "рай" стала приставляться и к названиям сотрудников учреждений - райврач, райбиблиотекарь и т.д. Эти аббревиатуры нередко встречаются в советских партийных протоколах. С точки зрения сегодняшнего дня это звучит несколько забавно. Например, слово "райбольница" уже стало темой для юмора...

 

Пострадавшие за Веру. Сестра Мария из Вятской Преображенской обители



Сестра Мария (Никулина Мария Алексеевна, 1898-?)
Родилась в деревне Дряхловщина Вятского уезда и губернии. Малограмотная. В 1912-1917 гг. жила в качестве неуказной послушницы в Вятском Преображенском девичьем монастыре. На 1933 г. – санитарка в Вятской горбольнице.
Арестована 26 февраля 1933 г. Обвинялась по ст.58 п.10, 11 как «член контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь» за то, что распространяла «провокационные слухи», говорила: «Советская власть не прочна, большевики, чувствуя это, откупаются от иностранных капиталистов и отправляют за границу продукты: хлеб, масло и пр., а иначе их бы уже не было у власти. Вот теперь эти большевики и злые такие, что арестовывают много народу ни за что…»
Виновной себя не признала. Осуждена 25 мая 1933 г. Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края к одному году исправительно-трудовых работ.
Реабилитирована 10 октября 1989 г.

Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского девичьего монастыря – Киров 2009 г., с.129

На фото: таким был Вятский Преображенский монастырь до своего закрытия

 

С архивной полки. Путь солдата начала XX века



Из послужного списка Петра Ивановича Страхова, 1894 г.р., сына торговца г.Сарапул Вятской губернии, призванного в 1916 г.

Призван по набору молодых солдат 15 января 1915 г. Вторично в 1916 г. 16 января назначен в 8-ю роту 166-го пехотного запасного полка. Переведен писарем в 6-ю роту того же полка 2 марта 1916 г.
Назначен отдельным командиром 86-й маршевой роты 31 августа 1916 года.
Прибыл в г.Черновицы и зачислен в 10-ю роту 86-го запасного пехотного полка 10 сентября 1916 г. Произведен младшим унтер-офицером 17 сентября 1916 г.
Отправлен в передовые линии 21 сентября 1916 г.
Назначен в 6ю роту 327-го пехотного Корсунского полка 24 сентября 1916 г.
Переведен в пулеметную команду того же полка 14 октября 1916 г.
Назначен конным разведчиком при пулеметной команде 20 октября 1916 г.
Переведен в Штаб полка младшим писарем (пр. № 212) 11 ноября 1916 г., произведен в старшие писари (пр. № 228) 19 декабря 1916 г.
Произведен в полковые писари 2 февраля 1917 г.
Откомандирован в распоряжение начальника пулеметной команды на должность Председателя Комитета команды 14 апреля 1917 г.
Назначен взводным командиром 7-го пулеметного взвода 17 мая 1917 г.
Выбыл из строя по контузии 22 июня 1917 г.
Назначен старшим писарем пулеметной команды 17 июля 1917 г.
Назначен ответственным лицом по закупке фуража 6 декабря 1917 г.
Бытность в походах:
Участвовал при всех походах при Австро-Германской войне. В Карпатах, в Галиции и в Эстляндии с 10 сентября 1916 г. по 22 января 1918 г. В боях под г.Тарнополем, Галиция.
Контузия головы с 17 мая по 22 июня 1917 г. Отправлен в госпиталь и уволен в отпуск 22 января 1918 г. Уволен от службы 18 февраля 1918 г.
Мобилизован Членом Учредительного Собрания 31 августа 1918 г. В походах армии Колчака с 31 августа 1918 г. по 9 ноября 1919 г.
Заболел тифом и отправлен в санитарную летучку 9 ноября 1919 г., в составе все летучки взят в плен войсками Красной Армии 16 декабря 1919 г.
В походах и боях Красной Армии на Крымском плацдарме под городами: Милитополем, м.Каховка, г.Бориславль, дер. Чаплинка и г.Перекоп.
Назначен на должность младшего делопроизводителя 51-го Московского Кавалерийского Эскадрона 1 февраля 1921 г.
Поступил добровольцем в Дивизион Кораблей в качестве помощника адъютанта 1 июля 1921 г.

РГВИА ф.37976 оп.5 д.164-213 лл.360-361

 

Из анналов вятских краеведов. Из письма епископа Сарапульского и Елабужского Алексия (Кузнецова) от 4 марта 1921 г. благочинному сарапульских церквей



«….Летом заготовить в достаточном количестве ягод для приготовления церковного вина; лучше всего выжимать сок или вишен с черникой и варить с медом или сахаром, а также можно приготовлять вино для церковного употребления из черной смородины или малины с черникой, можно пользоваться и другими ягодами, но яблоками и вообще другими фруктами нельзя. <…> Вместо ладана можно употреблять сосновую или пихтовую смолу или ветки кедра. <…> Для лампадок можно пользоваться конопляным, льяным или подсолнечным маслом; об употреблении коровьего масла в храмах обсудить на местах и прислать сюда заключения по сему (допустимо ли это)…»

 

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 4я – Киров 2005 г., с.141

 

Образованность в среде вятского купечества



А.И.Герцен (1812-1870) в Вятке «перезнакомился со всем светом, особенно с молодым купечеством», и считал его «гораздо образованнее купечества внутренних губерний», правда, при этом добавлял, что оно «кутить любит не меньше». Среди вятских знакомых Герцена были купцы Машковцевы, П.И. и С.И.Репины, В.К.Аршаулов, К.В.Беляев – неравнодушные к чтению, музыке, театру люди, что, конечно же, сближало их с образованным молодым ссыльным.
Родители елабужского купца и общественного деятеля Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872) с детства стремились привить его к грамоте, покупали книги, географические карты, но, помимо домашнего обучения, никакого другого он не прошел. «…Я в таком, можно сказать, глухом местечке родился, что моим способностям не было возможности развиться… Если бы я был употреблен по какой-нибудь искусственной части – по механике, химии и прочее, я мог бы быть хорошим знатоком, потому что в жизни встречались случаи и опыты, где я постигал себя и видел свои способности», - писал в зрелые годы Шишкин. Он осознавал, что без надлежащего образования не смог реализоваться в полной мере и печалился, что в жизни делает «в половину или еще менее того, что бы… мог делать».
Воспроизводя внешний облик и черты характера, Иван Васильевич упоминал о своем скромном нраве, желании помочь ближнему, отмечал, что имел средний рост, короткую стрижку, «бороду постоянно всегда брил, голос и речь имел средним тоном». В его поступках, внешнем виде явно проступал интеллигент. Об этом свидетельствовали и увлечения этого провинциального купца.
И.В.Шишкин был собирателем преданий и исторических документов, стал автором «Истории города Елабуги» (М., 1871). «…Я начал писать историю Елабуги. Собрал все факты, какие имел под рукой, и собирал их для этого, и написалась история очень-очень дельная и многими одобрена», - сообщал он.
Вместе с чиновником удельного ведомства, общественным деятелем, литератором П.В.Алабиным и членом-корреспондентом Императорской академии наук К.И.Невоструевым он являлся одним из первых исследователей ананьинского могильника, располагавшегося близ Елабуги. Шишкин восстановил башню «Чертова городища» - памятник булгарского зодчества. В 1872 году за свои труды они избирается членом-корреспондентом Московского археологического общества.
Стремление получить знания, любовь к книге отличали выходца из богатейшей купеческой семьи Дмитрия Ивановича Стахеева (1840-1918), получившего в детстве домашнее образование, «ограничившееся, - по его словам, - знанием русского языка, первых четырех правил арифметики». Не имея склонности к торговым делам, он «с юных лет любил чтение и читал все, что попадалось под руку, и астрономические сочинения, и акафисты святым», а с десяти лет начал писать стихи. В дальнейшем это переросло в серьезное занятие литературной деятельностью.

М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.312-313

Репродукция картины Б.М.Кустодиева. Купец-сундучник

 

Вятские набеги на Золотую Орду



…В 1392 году, после разрушения города Хлынова татарами, вятчане совершили удачный ответный поход против них.
В то же время отряд котельничан подстерег на реке Моломе и разбил татарское войско, возвращавшееся из Устюга, куда его погнала страсть к добыче. А в 1471 году вятчане-хлыновцы под командованием своего воды Кости Юрьева провели смелый и внезапный поход на столицу Золотой Орды – город Сарай, взяли его приступом и, как следует поживившись, удачно ушли от погони, счастливо миновав на обратном пути и вторую татарскую заставу около устья Камы.
Золотая Орда, раздираемая внутренней честолюбивой борьбой ханов за власть, была уже совсем не та, что в пору своего расцвета. Да и в момент нападения вятчан-хлыновцев значительная часть конной силы ордынцев, самой подвижной в татарском войске, кочевала летом в степи, раскинув на ее безбрежных просторах, где волнующим морем гулял седой ковыль, свои шатры и войлочные палатки. Разве мог предполагать некогда могущественный противник, что будет предпринят со стороны вятчан такой дерзский и молниеносный удар в самое сердце Орды, каким являлся разноязыкий и разноликий Сарай с его кривыми, в восточном стиле, улочками, где теснились друг к другу глинобитные дома, где купцы из разных стран совершали на главном базарном торжище свои сделки, где предметом купли-продажи являлись различные товары, а также быстроходные кони и, конечно, невольники – люди, в том числе молодые и красивые женщины-полонянки, пополнявшие гаремы стастолюбивых восточных деспотов да тех состоятельных мужчин, у которых всегда водились немалые деньги. И вятане-хлыновцы тоже не удержались от соблазна прихватить с собой в качестве добычи стройных молодых красавиц с восточным разрезом глаз и смуглым цветом лица и кожи, среди которых были и татарские княгини, что было обычным делом во время завоевательных походов того времени….

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.12

 

Жизнь вятских крестьян во времена крепостного права



Царское правительство разрешило частным владельцам и фабрикантам покупать крестьян для фабричных и заводских работ. Этим воспользовался заводовладелец Яковлев. В 1811 году он купил крестьян в Новгородской и Вологодской губерниях. Купленные крестьяне упорно отказывались переселяться. Они подняли восстание. Владелец вынужден был прекратить переселение.
В 1814 году Яковлев купил деревню Аристово и починок Шешелев у помещиц Яранского уезда Свешниковой и Рехенберг с 381 крепостным крестьянином.
Заводовладелец обратился за помощью в Вятское губернское правление. Оно дало указание яранскому исправнику разъяснить крестьянам, что они будут переселены на заводы на следующих условиях:
«1. Что их не разлучат с семействами, дадут им дома для жительства, необходимый домашний скот и отведут земельные угодья для землепашества.
2. Взамен того они должны исполнять горнозаводские работы в течение 30, а дети их и в продолжение 40 лет, во все это время им положено будет жалованье и провиант.
3. По окончании срока службы заводчик дает свободу от работ, и тогда крепостные могут избрать род жизни, перечислиться туда, куда пожелают. Если же по старости или по другим каким-либо причинам они не захотят переселиться на другие места, то заводовладелец обязан давать им содержание, употребляя их за то на легкие работы, и в случае, если они будут не в состоянии исполнять их, то содержать их в богадельнях на своем содержании».
В ответ на эти разъяснения купленных деревень заявили, что они на заводы не поедут, а при попытке перевезти их силой будут защищаться. Кроме того, крестьяне отправили в Петербург выборного, царевосанчурского мещанина Антипина, для подачи прошения царю – еще сильна была вера крепостных крестьян в «Царя-батюшку».

Годы и люди. К 250-летию Белохолуницкого машиностроительного завода – Киров 1989 г., с.12-13

 

Пьяноборская культура и влияние античности на территории Вятского края



Эпоха около начала нашей эры (II век до Р.Х. – II век по Р.Х.) была тем временем, когда в Волжско-Камском крае господствовала так называемая Пьяноборская культура. Памятники этой культуры найдены в целом ряде пункте, расположенных по берегу Камы между Сарапулом и Елабугой. Наиболее известными из них являются два могильника близ с.Пьяный (ныне Красный) Бор, открытые Пасынковым в 1880 году. В низовьях Камы могильник этой эпохи находится близ д.Масловки в Лаишевском кантоне, на Волге известен могильник Казанский, расположенный на Стекольном заводе между г.Казанью и Волгой. К северо-востоку от Казани находятся могильники Айшинский на р.Казанке и Атамановский на р.Вятке (близ д.Таршиной). Находки пьяноборской эпохи открыты также близ д.Чумбари в Уржумском уезде и починка Безводного (Вахренки) в Яранском уезде. Пьяноборская культура имеет много черт, общих с Ананьинской, и ее можно рассматривать как непосредственное продолжение последней. По времени она совпадает с господством в южнорусских степях сарматов и с распространением римского владычества на берегах Черного моря. Находки античных изделий этой эпохи в пределах Волжско-Камского края довольно многочисленны. Из них отметим бронзовое зеркало с изображением грифона, найденное в Билярске (Казанский центральный музей) и несколько античных сосудов, найденных в Елабужском уезде (в д.Ахтиал и др. местностях). В Верхнем Прикамье найдено несколько серебряных блюд античной работы, воспроизведенных в атласе И.Р.Аспелина и в третьем томе «Русских древностей» Толстого и Кондакова.

М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.153-154

 

По страницам старинных летописей. Разбойный промысел черемисов в XVI веке



…Немногочисленные источники недвусмысленно свидетельствуют о том, что левобережные марийцы долгое время промышляли грабежом и работорговлей. Так, казанский летописец пишет, что «черемиса кокшаская и ветлужская, живет в пустынях лесных, ни сеют, ни оруют, но ловом звериным и, и войною питаются». Трудно не доверять известиям человека, 20 лет находившегося при дворе казанских ханов. Герберштейн в своей книге «Записки о Московии», при описании пути из Галича к Вятке, замечает, что «помимо того, что путь затруднен болотами и лесами, которые лежат между Галичем и Вяткой, там повсюду бродит и разбойничает народ черемисов. По этой причине туда едут более длинным, но более легким и безопасным путем через Вологду и Устюг». О постоянных разбойных нападениях черемисов сообщают также другие иностранцы – Адам Олеарий, Петр Петрей и др. Много известий о набегах черемисов содержится в русских летописях, различных актах, писцовых, дозорных книгах и в иных источниках. Пик активности марийских военных отрядов приходился на русско-казанские войны. Объединенные татарско-марийские отряды могли предпринимать очень далекие рейды в глубь русских земель. Однако и в периоды мира на границе шла «малая война», которая временами то усиливалась, то прекращалась.

А.Г.Бахтин. Марийский край в XIII-XVI веках - Йошкар-Ола 2012 г., с.196

 

Эпоха - газетной строкой. Народное образование своими силами в царское время



По губернии. Алнашская волость Елабужского уезда. В нашем Кучеранском обществе 70 дворов в двух деревнях. Жители - вотяки. Грамотных из всех нас только 12 человек. Есть у нас пятирублевая библиотека, получаем и «Вятскую газету». В библиотеке нашей всегда есть книги, из которых мы узнали, как в далеких и чужих краях люди живут, какие оброки платят. Бывало в праздники - кто в бабки, кто в карты, даже «орлянку» в ход пускали, а теперь хорошо: сядешь под окошка на заваленку, вытащишь книжку или газету… Подойдут прочие и слушают… Сколько вопросов и разговоров тут бывает! .. Бывает и так, что одну книжку прочтешь и просят другую… Попадет если историческое сочинение про старину, как то особенно хор читается и слушается, словно запамятные года из книги прошли.
Давно я все уговариваю свое общество открыть училище, похлопотать перед земством, - нельзя ли книг. Вот как то и приехал к нам земский член управы, велел собрать сход. Собрались, посоветовались и в ту же пору решили, дали согласие… Один житель наш Василий Киршин купил дом в 10 верстах, готовые, хорошие срубы и пожертвовал на школу, а мы миром свезли его в 4 дня… Я же дал свою усадьбу, так как она имеет хорошее местоположение и для школы лучше и искать не надо… А там потихоньку и отстроились. … Деньги конечно понадобились – собрали миром. Теперь у нас 46 учеников. Отопляем сами, родители учеников, хотя это нам трудно, потому что не у всех есть дрова и деньги.

Вятская газета - 1898 г. № 11

На фото: зарастающая лесом старинная школа в селе Мелянда Лебяжского района, построенная еще в начале прошлого века заботами земства. Пока здание передано частному лицу и здание сохраняется, но будет ли так всегда или школа разделит участь такой же старинной церкви в селе, которая тоже никому не нужна?...

 

Из истории населенных мест Кировской области. Стулово строится....



Официально Стулово Слободского района все еще называется деревней. Однако это название никак не подходит к населенному пункту, который быстро развивается, растет. Сегодня это настоящий сельский поселок, располагающий хорошим жилым фондом, развитой сетью культурно-бытового обслуживания населения, инженерными коммуникациями.
В Стулово размещена центральная усадьба Слобдского откормсовхоза, райсельхозтехника, ПМК № 14 объединения «Кировмелиорация». Каждая из этих организаций застраивает отведенную им территорию. Но действия застройщиков не разрозненны, а подчинены общей идее реконструкции населенного пункта, заложенной в генеральный план. Контроль за осуществлением проекта осуществляет сельский совет. В эти дни в откорсовхозе ведется сооружение 4 27квартирных жилых домов. Готовятся к новоселью мелиораторы, для которых нынче будан сдан один 18квартирный дом. Еще 60-квартирный дом не так давно заселен.
Строительные работы продолжаются на пристрое к детскому саду ПМК № 14. Закончена подготовка к сооружению новой школы на 624 места, закладка которой начнется в 1983 году.

И.Смертин. Перемены в Стулове // Кировская правда - 1982 г. № 280

На фото: те самые дома, которые строились в Стулово в советское время (в деревне!). Фото Дмитрия Зонова с сайта "Родная Вятка"

 

С архивной полки. Вятские города и веси в описаниях современников: Елабуга в 1850 году



Сей город лежит по северной широты и долготы расстоянием отстоящ от Москвы 1105 ¾ вер., Санкт-Петербурга 1826 вер. Положение имеет реки Тоймы на правой, а речки Буга 9 отвершков безымянных по обеим сторонам. Выстраивается вновь по Высочайше конфирмированному плану правильною паралелограммою фигурою имеющей в окружности верст …. сажень. Простирается по равному, а частию к реке Тойме, а речки Буга по горизонталу месту. Окружен с южной рекой Тоймой, а с восточной отвершками безымянными, а с прочих сторон выгонною землею. Оный город учрежден в 1780 году, а прежде состояло село того же наименования, а в нем жительство имели дворовые, что ныне удельного ведомства крестьяне. В оном укрепления никакого нет. Внутри оного города церкви: 1. Соборная во имя Спаса нерукотворного образа холодная с теплым приделом во имя Казанской Божьей Матери, построена в 1714 году, приходами: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в коей приложен блаженной памяти царем Иоанном Васильевичем ковчег, а в нем 3 иконы: 1. Первый Покрова Божией Матери, 2 Илии Пророка и 3я 3 святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста , построена в 1763 году; 3я во имя Николая Чудотворца холодная построена в 1748 году и при ней теплая во имя Богоявления Господня с колокольнями каменная и вне города кладбище греко-российского исповедания.
Внутри города строений деревянных казенных корпусов, в коем вмещаются уездный и земский суды, казначейство, тюремная изба с караульнею, магазины: соляный в 2 амбарах, винный вырытый в земле 1, хлебный 1; питейных домов 4, застав 3, партикулярных: дом, в коем вмещаются городовой магистрат, хлебных амбаров 8, торговых лавок 10, мясных лавок 2, бойня 1, кузниц 15, мостов 1, через речку Бучу, деревянных вне города 2…

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.34 лл.31-32 об.

На фото: город Елабуга в начале XX века и в наши дни (наши фото 2016 года)

 

Воспоминания. Как начался Степановский мятеж 1918 года: из Малмыжа – в Уржум



Вечером 9 августа Степанов с полком отправились совершенно в другом направлении, чем им следовало {в Малмыж}.
Штаб полка, получив распоряжение Командарма 2 т.Блохина о наступлении полка и занятии Арска, не предпринял никаких действий в этом направлении, так как полк был настроен уже идти против Советской власти и, возможно, ждал прибытия Командующего фронтом тов.Вацетисом с целью захвата его и пленения со всем штабом Армии, но Вацетис не приехал в Малмыж.
9 августа Степанов поручил зав. Хозчастью Дружинину забрать продовольственную кассу, - там было 216 тысяч рублей. Взломав кассу, они взяли 200 тысяч рублей, а 16 тысяч оставили для расплаты с продинспекторами.
Получив деньги, Степанов тут же погрузился на два парохода – два баркаса со всем имуществом и вооружением, - объявив, что чехословаки в 40 верстах от Малмыжа, отбыл в Турек. Прибыв в Турек и не застав реквизотдела, продотряд отобрал у бухгалтера остаток суммы – 16 тысяч рублей, а по дороге отобрали деньги у агента по транспорту Наркомпрода. Тут же был организован митинг, где полк переименовался в передовой отряд Социалистического полка, выпущено воззвание к населению о свержении комиссародержавия, созыве учредительного собрания, свободной торговле. Прикрываясь этим лозунгом, степановцы отправились в Уржум c целью забрать деньги казначейства и упродкома, а также освободить из тюрьмы контрреволюционное офицерство.
Уржумскому исполкому стало известно о действиях Степанова в МАлмыже и о возможности приезда продполка Степанова в Уржум.
9 августа из Шурмы была получена телеграмма о продвижении Степанова на Уржум. Степанов прибыл в Турек, поспешно высадился и в первую очередь занял телеграф и на подводах двинулся на Уржум, не посылая даже разведочные отряды, зная, что ему Уржум не может оказать сопротивления из-за недостатка сил. Уржум, имея 60-70 человек, считал сопротивление невозможным, решено город оставить, все ценное, насколько возможно, эвакуировать. Казначейство к этому времени было приготовлено к эвакуации и с охраной в 9 человек эвакуировано в Буйскую волость, а оттуда – на Кукарку-Яранск.
По вступлении в Уржум белогвардейских банд Степанова, в первую очередь была открыта тюрьма, выпущены арестанты и сожжены все дела; вторая группа заняла казначейство и, увидев, что наличность казначейства эвакуирована, тотчас же выслали погоню – отряд вооруженных белогвардейцев, и было разослано по всему уезду объявление о свержении Советской власти и сообщение, что советские комиссары, отступая из Уржума, украли из Казначейства всю денежную наличность…
10 августа в 20 часов Степанов занял Уржум, поставил на телеграф своих вооруженных телеграфистов. Не обошлось и без предательства: служащие почтово-телеграфной конторы – Авраамов, Морозов, Степанов, Сапожников, Трапезников, Калинин, Нелюбин, Тиханов, Шукеров и Кошкин поддались контрреволюционной агитации Степанова, остались у него на работе и в дальнейшем уехали с ним.
Вступив в Уржум, Степанов усиленно привлекал в полк молодежь, главным образом, быв. Офицеров, студентов, расширяя свою власть среди населения обманным способом.

Рукопись Коркина С.В. Ликвидация Степановского мятежа (ЦГАКО)

На фото: Уржум, Советская улица. На переднем плане бывший дом Стародубцева, где в 1918 г. был уездный совет, во втором в доме Трапезникова был штаб Степанова. Фото 1935 г. ЦГАКО ф.Р-116 оп.1 д.120 л.56

 

История в документах. Слухи как элемент следственного дела



- Ах, как сладки гусиные лапки!
- А ты едал?
- Нет, но мой дядя от тяти слыхал, как наш барин едал...

Многим из нас, наверное, приходилось слышать о себе неприятные слухи, где отчасти неправда, а большей частью и вовсе небылицы (особенно в деревне). Иногда приходится слышать о себе и вовсе такие буйные фантазии, что задумываешься, откуда что взялось. Но людям рот не заткнешь, и небылицы о вас начинают гулять по белому свету....
А в роковые 1920-1920-е годы слухи и вовсе ставились непременным элементом следственного дела. В конце 1920-х годов в Вятке ОГПУ разбиралось дело священника села Богородского Котельничского уезда Александра Курочкина. Свидетель, бывший красноармеец Глушков, в протоколе своего допроса, в частности показал:
"...Летом в текущем году кажется в июне или июле месяце мне от крестьян нашего селения и соседних деревень приехавших из села Богородского пришлось слышать о том, что им лично пришлось слышать или через кого еще другого о том что поп Александр Курочкин им передавал , что уже началась война Англии с Россией. Советская власть объявила мобилизацию до 40 лет, Красавским РИКом получены распоряжения о мобилизации, но ввиду праздников и чтобы не было сильного пьянства и волнения пока РИК населению о мобилизации ничего не объясняет. Эти слухи сильно встревожили в то время крестьянское население нашего региона и после этого крестьяне долго никому не верили о том, что это провокация".
Фраза "пришлось слышать о том, что им лично пришлось слышать или через кого еще другого" сейчас может вызвать улыбку, но в то время каждый слух ретивые следователи пришивали к делу. Священник Курочкин был арестован на основании допросов всего лишь двух свидетелей, но, к счастью, по тем временам приговор оказался мягким и ограничился только запретом проживания в крупных городах страны, хотя в Вятском следственном изоляторе батюшке пришлось "погостить" "под стражей по 11 категории на уголовном режиме".

Источник: ЦГАКО ф.Р-6977 оп.4 д.Су-4931 т.1 лл.10, 11, 43

 

Эпоха - газетной строкой. Вятчане на фронте Русско-Японской



На имя г.губернатора получена из Мукдена от 15 февраля сего года телеграмма следующего содержания: «Посетил госпиталь, устроенный вятским отрядом в Сухудяпу близ Мукдена. Благодаря удивительной энергии и замечательнейшей преданности делу всего персонала: доктора Ложкина, сестер: Смолиной, Лихачевой, Куклиной, Бусыгиной и Троицкой, лазарет поставлен прекрасно. Было бы крайне желательно иметь вблизи передовых линий лазареты такого типа с таким прекрасным надежным персоналом. Усердно прошу согласиться на постоянное выделение такого отряда, который будет называться «Вятским подвижным госпиталем». И.д. главноуполноченного К.К. Гучков.
На выделение просимого отряда гг.губернатор изъявил согласие.

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 5

На фото: госпиталь в Харбине времен Русско-Японской войны

 

С архивной полки. Преображенская церковь села Вожгалы. Описание за 1862 год



Зданием каменная, с таковой же колокольнею, крепка.
Холодная построена в 1833 году, а теплая перестроена 1859 году тщанием прихожан.
Престолов в холодной церкви 3: главный во имя Преображения Господня, в приделах: на северной стороне во имя Покрова Божьей Матери, на южной во имя Апостолов Петра и Павла; в теплом два престола: на северной стороне во имя Святителя Василия Великого, а на южной во имя Святых мучеников и исповедников Христовых Гурия, Самона и Авива.
Утварью и ризницей достаточна.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.1 об.

Преображенская церковь села Вожгалы в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

С архивной полки. Первые вятские авиаторы: Аполлон Евгеньевич Феликсов



Из послужного списка Аполлона Евгеньевича Феликсова, служащего Дивизиона тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»

Родился в 1883 г. в городе Белебее Уфимской губернии. Окончил Сарапульское реальное училище. Поступил в Казанское военное училище 1 сентября 1912 г.
Произведен в 1-й офицерский чин 13 июля 1914 г.
Назначен младшим офицером в 1ю роту 194-го пехотного Троице-Сергиевского полка 25 июля 1914 г. Назначен врид. командира 1-й роты 194 пехотного Троице-Сергиевского полка 8 августа 1914 г.
Прикомандирован для заведывания связью с 49-й пехотной Дивизией в Штаб 24 Армейского Корпуса в августе 1914 г.
Назначен командиром 11-й роты 193 пехотного Троицко-Сергиевского полка и временно исполнял должность комбата в сентябре 1914 г.
Награды: орден Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, ордена Св.Анны 4-й, 3-й и 2-й степеней, орден Св.Станислава 3-й и 2-й степеней.
Холост.
Попал в плен к австрийцам в гор.Станиславове 21 февраля 1915 г.
Бежал из плена и перешел границу через город Раздивилов 26 июля 1919 г.
Мобилизован армией Деникина в Киеве в августе 1919 г.
Назначен для поручения в охранную роту в г.Екатеринодаре в сентябре 1919 г.
Переведен в Сибирский сводный полк на положение рядового в г.Армавир в октябре 1919 г.
По прибытии на Закаспийский фронт вместе с солдатами перешел на сторону Красной Армии на 105-й версте от Красноводска 24 декабря 1919 г.

Архив РГВИА ф.37976 оп.5 д.164-213 лл.123-126

Примечание. Позднее А.Е.Феликсов стал служить в Дивизионе тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», которые базировались в городе Сарапул Вятской губернии. Поэтому его можно с полной уверенностью можно назвать одним из первых вятских авиаторов

На фото: тяжёлый бомбардировщик С-22 "Илья Муромец"

 

Из прошлого Вятской губернии. Ярославско-вятские миллионеры Пастуховы



К числу крупных купеческих производств относились Омутнинский, Пудемский, Песковский, Кирсинский заводы, на которых из местной железной руды выплавлялся чугун и производилось железо. С середины-второй половины XIX века владельцами этих, тяготевших к уральской горнозаводской промышленности предприятий являлись ярославские купцы Пастуховы, использовавшие в производстве доменную и мартеновскую выплавку металла. На их предприятиях была сосредоточена значительная часть местных рабочих.
Занимая на металлургическом месте России видное место (побывавший в стране в 1858-1859 гг. Александр Дюма-отец назвал одного из Пастуховых – Александра Матвеевича – «кажется, дважды или трижды» миллионером и отмечал, что он «торгует железом по всей России»), Пастуховы сохраняли свое влияние на нем продолжительный период. В 1882 году в Москве на Всероссийской промышленно-художественной выставке, где экспонировались «железо Кирсинского и Омутнинского заводов разных сортов и размеров», «руды Омутнинского завода», «чугун разных сортов, шлаки доменной плавки», они получили право использовать изображение государственного герба на своих изделиях.
К началу XX века, когда владельцем предприятий явился Николай Петрович Пастухов (1820-1909), его склады и конторы по продаже железа, свинца, олова, меди, цинка и т.д. располагались в С.-Петербурге, Москве, Туле, Ярославле, Вятке, на Нижегородской ярмарке. На заводах Омутнинского горного округа (главная контора Пастуховых находилась в Ярославле, заводоуправление – в Омутнинске) также производились рельсы, балки, трубы, гвозди, проволока, чугунное литье. «Вас оглушает страшный шум от удара молотов, бросания железа и т.п…. Из печей вырывается яркий свет; рабочие бегают с раскаленными кусками железа и торопливо суют их под молот и станы», - писал современник в «Заметках об Омутнинских горных заводах Н.П.Пастуова».
Положительную динамику деятельности заводы Пастухова имели и в начале XX столетия. Во многом благодаря осуществленной в то время реорганизации производства их предприятия вошли в «список важнейших фабрик и заводов в Вятской губернии», хотя металлургическая промышленность региона тогда характеризовалась кризисными явлениями (в 1909 г. были закрыты предприятия Холуницкого округа «несостоятельного должника Поклевского-Козелл»).

М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.187-189

Одно из самых ранних фото Омутнского завода. 1929 год, митинг у райисполкома. Справа на заднем плане - собор Александра Невского. Разобран в 1935 году. Если верить источнику https://rodnaya-vyatka.ru/blog/4948/109151 стоял на углу современных улиц Комсомольской и 30-летия Победы, на месте расположения трехэтажного жилого дома с магазином «Ландыш».

Источник:https://meshok.net/item/217308858

 

Из истории населенных мест Вятского края. Как появились Мураши



В дремучей тайге, богатом зверем и птицей, в глухом краю с могучими елями, с ветвей которых свисает мохнатый мох, среди болот, покрывающихся осенью красным ковром ягод, застучали топоры. Началось строительство железной дороги Вятка-Котлас. В окрестных деревнях пошел слух об «огненном звере». Крестились бабки, предсказывая пришествие антихриста, чесали затылки мужики. А дорога, благодаря усилиям мастеровых, все дальше и дальше продиралась сквозь тайгу.
Было это в 1898 году. В больших городах ревели гудками фабрики и заводы, а здесь, на южной части Северных увалов, на плоско-пологих водоразделах, среди множества лесных речек и ручьев, в небольших деревнях и богатых селах под колокольный звон шла размеренная, у кого-то сытая, а у большинства не очень, жизнь. Волостное управление находилось в селе Белозерье и подчинялось Пинюжанской волости Орловского уезда. В селе была единственная на всю волость школа, а ближайшая больница располагалась в тридцати верстах, в Верходворье.
О чем думали и что загадывали наши прадеды? Наверное, о будущем, о чем-то новом и светлом. И вот предвестником этого нового, в шести километрах от села, на 117-м километре от губернской Вятки начала расти насыпь. Здесь первоначально решили построить станцию. Однако что-то не рассчитали и впоследствии передвинули ее на два километра ближе к Котласу. И хотя место было сырое и болотистое, устроителей этого не смутило. Они знали – такая трудность не помеха. Вятский мужик – он привычен, все переможет. А о смысле новой стройки местные жители особо не задумывались. Пожалуй, только изыскатели да инженеры, поселившиеся в деревне Мураши, знали, что дорога Пермь-Котлас – это кратчайший путь из Сибири к Архангельскому порту, а значит, и к западноевропейским странам, где в большой цене сибирский лес и хлеб. Мужики же поняли одно: нужны их умелые руки. Вскоре их трудом была построена станция, которая, как и приютившая изыскателей деревня, получила название Мураши.
Затеплилась новая жизнь в глухом краю. Все больше и больше народа из деревень приходило на «железку». Было начато строительство оборотного депо, чтобы паровозы, идущие от Опарино, могли заправиться водой и дровами.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 г., с.352-354

 

Вятские легенды. Мельницы и Диконькие



Раньше все зерно через мельницу проходило. Принесешь на себе полмешка и хорошо. Зато с этим мешком можно было просидеть не одни сутки. Сидели ведь и дожидались очереди, всякие присказки слушали. У нас и то около деревни было место, где Диконькие жили. Этот лес попадается по дороге в Тихонове. Все время блуждали в этом лесу. Еще на ферму ходили они. Один раз стряпаем вечером с бабами, и вдруг ворота ровно ветром каким отворило, и по форме как ураган пронесся. Даже волоса дыбом встали, вот как перепугались». Из воспоминаний Маховой Веры Николаевны, 1923 года рождения, жительницы Яранского района.

Здравствуй, Яранск! (краеведческий альманах) – 2012 г. № 1, с.60

 

Вятские Владыки: епископ Иоанн (Иванов) в воспоминаниях современников



В 1962 году к нам назначили епископом Иоанна (Иванова), из ленинградских священников. С ним приехала одна старушка, бывшая секретарем у него. Она говорит, что он был очень хорошим, ласковым, добрым проповедником, ревностным служителем и священником, а здесь, как будто изменился, - стал строгим, твердым епископом. И верно, он был строг, не только к духовенству, но и к прихожанам, и даже к властям. При нем не закрыли ни одного храма. Был и подозрительным. Однажды с подноса взял горсть свечей и отправил в Москву, предположил, что здесь подделывают, но там проверили и сказали, что они чисто наши.
Ему очень нравились наши просфоры: «Никогда таких не видал и не едал», - говорил Владыка. И даже одну послал Патриарху, написав на ней, откуда она. А однажды на что-то рассердился и пошел пешком в свои покои, а машина его шла тихонько рядом до дома. Другой раз в Октябрьскую поздравлял с советским праздником, но прихожане молчат. «Ах, вы не уважаете советскую власть, я вас накажу». Все молчали. Но, вероятно, от переживаний, от требований власти, он в ноябре 1966 года заболели и в больнице скончался. Его тело увезли и похоронили в Ленинграде.

Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2016 г., с.30-31

 

Вятские села и деревни: деревня Дунай (Фаленский район)

Дунай, д., входит в Поломский сельский округ.
Расстояние до центра округа 4 км., прежнее название: поч.Малый Лемнег.
Основана в местности, где много подземных ключей, один вытекал из-под камней. Вода была очень чистая и вкусная, не мутилась даже когда черпали ковшом. Жители звали этот ключ «Большим». В переводе с удмуртского языка «дун» - чистый, «вай» - источник, отсюда и название деревни.
Согласно легенде первые поселенцы Саитовы и Порины пришли из с.Караул (ныне Богородский район). Рек не было, только ручьи, образованные из родников. Не было лугов, скот пасли по логам, лесам, полям после уборки урожая. Было много ягод, грибов, особенно рыжиков. Жители занимались скотоводством, земледелием, ткачеством. В деревне была кузница, на мельницу ездили в Позориху. Имелась школа, клуб открыт в 1935 г. (перевезен из Позорихи). Многие покинули деревню в 1950-е гг, в 1970-е гг. – переехали в Полом, но в 1980-х гг. колхоз вновь начал строить дома в Дунае. Ныне в деревне 16 жителей (7 хозяйств).

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.550-551

 

Истоки. Строгановы

В 1517 году три брата Строгановы получили земли по р.Вычегде, в нынешнем Устюжском уезде. Четвертый брат (Феодорович) основал в 158-1560 гг. Пыскорский монастырь на Каме. Дети этих братьев уже совсем поселяются на Каме и основывают здесь первые города. Григорий получил в 1558 году грамоту на великопермские земли по Каме по реке Чусовой и вскоре основал здесь Орел-Городок. Брат его Яков получает в 1568 году земли по Чусовой и вниз по Каме до речки Ласвы; он строит Чусовский нижний городок и два острожка: Сылвенский и Яйвенский. Так продолжалось и далее. Владения Строгановых в верхнем прикамье все увеличивались. В то же время они не забывали и Соль-Вычегодских, Устюжских, Зауральских и других своих имений. В 1688 году вся эта громадная территория, далеко превосходящая объем многих современных государств, соединилась в собственности одного лица – Григория Дмитриевича Строганова; про него-то, вероятно, и сложилась поговорка: «богаче Строганова хочет быть».
На месте теперешней красавицы – Перми в то время была лишь маленькая деревня Брюханова. В 1722 году здесь возникает ягошихинский завод, а в 1781 г. – город, в котором теперь числится свыше 45 ½ тысяч жителей.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

 

Из истории населенных пунктов Вятского края. Село Спасское в 1940-е годы



До революции село Спасское, Макарьевского района, ничем не отличалось от других сел Котельничского уезда. Лучшие дома принадлежали кулакам. Посреди села стояла церковь и торговая лавка местного богача.
Сейчас село Спасское - культурный и административный центр сельского совета. Здесь семилетняя школа, почта, изба-читальня, сельмаг, чайная, медицинский и ветеринарный пункты. Жители села объединились в колхоз «Молот» - передовой в районе. Живут колхозники в уютных домах с электрическим освещением, имеют радио, газеты, книги. Построен клуб, мельница и другие общественные постройки. Колхоз имеет развитое общественное животноводство.

Село Спасское // Кировская правда - 1948 г. № 210

На фото: здание церковно-приходской школы в селе Спасское Котельничского уезда Вятской губернии. О том, то в селе до революции была большая школа, автор умолчал... Фото с сайта "Родная Вятка"

 

Вятчане – участники Первой мировой: Алексей Порфирьевич Ильинский



Ильинский Алексей Порфирьевич (20.05.1888-05.10.1945). Окончил Сарапульское реальное Алексеевское училище, в 1912 г. – Петербургский университет. Призван в 1916 г. Заведовал военно-метеорологическим отделением штаба Третьей Армии, соавтор брошюры «Указания для организации газовой обороны в войсках». Доктор наук, автор более 150 научных работ, в том числе монографии «Растительность Земного шара». Принимал активное участие в создании ботанических садов Академии Наук в Москве, Минске, Полярно-альпийского ботанического сада в Кировске, ботанического сада в Днепропетровске. Действительный член Всесоюзного Географического Общества, член-корреспондент Чехословацкого Ботанического общества в Праге, член Американского Экологического общества, член Американского Национального Географического общества. В конце Великой Отечественной войны был направлен в распоряжение штаба Первого Белорусского фронта для учета и сохранения научных ценностей на территории Германии.

Первая мировая в памяти Сарапула – Сарапул 2014 г., с.32-33 Фото из книги

 

Филейские храмы и их судьба



16 сентября 1890 года состоялось официальное открытие Филейского Александро-Невского монастыря, на которое собралось народу около 10 тысяч. «Вятские губернские ведомости» писали о монастыре:
«На речке устроено два небольших пруда (на одном из них поставлена деревянная мукомольная мельница). Неровная поверхность, высокий хвойный лес, опруженная вода, разбросанные по лесу деревянные постройки придают монастырю очень красивый, живописный вид».
Не может скрыть восхищения монастырем учитель, совершивший паломничество из города Вятки со своими учениками в 1909 году. Об этом путешествии рассказывается в «Вятских епархиальных ведомостях».
«Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною, в ограде два каменных корпуса, два храма и несколько деревянных домов. За оградой, в приличном расстоянии от нее, находятся две громадные гостиницы для богомольцев с отдельными, довольно чистыми номерами, за ними, также на значительном расстоянии, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. Постройка обходится без привозной воды. Вода подается через трубы в громадные баки и творила при помощи особого прибора – тарана, который действует без всякого постороннего двигателя силою воды и воздуха. Вся площадь, принадлежащая монастырю, покрыта строевым хвойным лесом, который оглашается весной пением и стрекотанием птиц. Аромат леса и какая-то необыкновенная для населенного места тишина придают особенную прелесть месту».
Приходской Покровской церкви, обслуживающей около 40 селений, было недостаточно для северной окраины Вятки. Нужен был новый большой собор, который начали строить в первом десятилетии XX века недалеко от монастыря. Великая Октябрьская прервала строительство, а оставалось только отделать храм. Строительные леса паутиной многие годы оцепляли собор. В «Вятской правде» за 1928 год можно обнаружить скупую заметку-приговор:
«Для строительных работ в нынешнем году ГСНХ не имеет нужного количества кирпича, поэтому она будет разбирать недостроенный Филейский собор».
Разобрать его было невозможно – храм был сделан на совесть. Собор взрывали. Краевед Дмитрий Захаров рассказывал мне, что есть такая фотография, на которой запечатлен момент взрыва: собор сохранил еще свои очертания, но они чуть расплывчаты, как будто покрыты легкой дымкой. К сожалению, я не нашла этого снимка в фондах краеведческого музея. Видела другой, который называется «Разборка Филейского собора на строительство мясокомбината, 1929 год». Едва различимые люди, как муравьи, копаются на огромном теле собора. По воспоминаниям А.В.Сенникова, бывшего свидетелем этого события, после взрыва не осталось целых кирпичей, только щебень, пригодный разве что на фундамент. Тогда зачем?.. Очередная бессмыслица.
Такова еще одна печальная повесть об убиении духовной культуры нашего края.

Г.Мухаматдинова. Филейские храмы // Вятский край – 1991 г. № 221

На фото: Филейский собор. Каким он должен был стать, то что успели построить и его состояние в 1920-е годы...

 

Эпоха - газетной строкой. Террористы и их жертвы

Панихида по Великому князю Сергею Александровичу. В субботу, 5 февраля, в 3 часа дня, в Кафедральном соборе была совершена Преосвященным Филаретом, в сослужении всего духовенства города Вятки, панихида по Великом Князе Сергее Александровиче. На панихиде присутствовали представители всех ведомств и учреждений, гг.военные и гражданские чины, купечество и другие сословия. Собор был переполнен молящимися. Перед началом панихиды Владыка произнес прочувственную речь.

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 4

 

С архивной полки. Когда закрыли церковь в селе Лебяжье?



В документах архива ЦГАКО удалось найти два постановления о закрытии Николаевской церкви в селе Лебяжье - в 1934 и 1935 гг. Поводом послужил пожар школы в селе. Срочно искали новые здания для классов. Одним из них стала и церковь. Для закрытия церкви коммунисты проводили собрания по деревням, собирали подписи. В 1935 году отправили в карельские лагеря бывшего священника церкви Петра Марамзина по сфабрикованному обвинению (обратно он вернется только в 1946 году). Интересно, что ни в 1934, ни в 1935 годах церковь не была закрыта. Не так давно считалось, что церковь закрыли в 1935 году, но на днях в архиве нашелся один интересный документ, из которого можно понять, что церковь работала еще в 1938 году.

Протокол № 2 районного партийного собрания Лебяжской парторганизации от 11 сентября 1938 г.

Т.Ванеев: … Мы начали проводить антирелигиозную работу по закрытию церкви. Массы приветствуют закрытию церкви. Но наряду с этим некоторые женщины жалеют церкви, не понимают ее контрреволюционной роли. Это говорит о том, что мы еще слабо развиваем антирелигиозную работу. Церковники (диакон) в колхозе имени Демьяна Бедного собирал подписи от колхозников, чтобы не дать закрыть церковь. В колхозе «Красный пахарь» одна женщина старалась сорвать собрание, угрожая представителям. Сегодня (11 сентября) поп в церкви под видом больных приглашает к себе, отбирает подписи с верующих о несогласии закрыть церковь. Перед нами стоит задача – усилить антирелигиозную работу и добиться закрытия церкви.
ЦГАКО ф.П-2205 оп. 2 д. 1 л.50

По всей видимости, после этого церковь была все же "добита". Правда, третьего постановления о закрытии не сохранилось. По воспоминаниям старожилов, первый этаж использовали под клуб, второй (верхний) под зерносклад. Никаких классов там не было (новую школу построили уже в 1937 г.). В 1937 году местные коммунисты рапортовали о больших урожаях зерновых по району. Возможно, с этим могло быть связано то, что под огромной тяжестью в церкви проломился пол второго этажа. В принципе, и после этого здание можно было бы использовать и сохранить, хотя бы с одним этажом. Местные коммунисты принимают гениальное решение: церковь... взорвать. То, что это был уникальный двухэтажный храм XVlII века их не смутило. Сначала тросами с помощью тракторов уронили колокольню. Затем решили уничтожить само здание. По воспоминаниям старожилов, взрывчатки не пожалели, всем местным жителям запретили выходить из домов. Меры были не случайны, т.к. от мощного взрыва кирпичи разлетались на много метров как снаряды. Рухнул один этаж. Кирпичи были так крепко сложены, что отделить их не могли друг от друга. Что-то пошло на водонапорную башню. Остальное горе-хозяйственники выбросили на мощение дорог. Первый этаж стоял еще несколько лет и использовался, как кузница. К концу войны разобрали и его. В 1947 году место бывшей церкви разровняли и разбили парк, который сохранился и по сей день.

На фото: село Лебяжье в старину; церковь до разрушенияВятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 4

 

Мултанский купец И.А.Ирисов, его деятельность и судьба



Иван Антонович Ирисов был не только предприимчивым, но и патриотически активным человеком. Как уже отмечалось, он вложил средства в организацию вотской учительской семинарии в Новом Мултане. Вначале семинария размещалась в здании бывшей церковно-приходской школы, в бывшем доме, принадлежавшем священнику Петру Лекомцеву. Эта семинария, как и все учебные педагогические заведения тех времен, прошла некоторые реорганизации (педкурсы, педтехникум). Учебное заведение просуществовало в Н.Мултане до 1919 года. За время своего существования оно много сделало для развития национальной культуры своего народа. В частности, одна лишь деревня Удоль, что в 4 километрах от Мултана, заимела много профессионально подготовленных учителей. Были такие семьи, в которых до 3-5 ее членов прошли обучение всеминарии.
… По словам делегата Первого Всероссийского съезда просвещения удмуртов (1920 г., Сарапул) Князевой Евдокии Ивановны, на этом съезде И.А.Ирисову была выражена благодарность за материальную помощь в открытии учебных заведений для удмуртов. На Ново-Мултанском волостном съезде Иван Антонович Ирисов был избран делегатом с решающим голосом на Первый Всероссийский национальный съезд удмуртов, который состоялся в г.Елабуге в июне 1918 г. Иван Антонович был активным делегатом съезда, об этом говорит фотография участников этого форума. На ней он запечатлен в самом центре, рядом с И.С.Михеевым.
Его активная деятельность как делегата выражена и послесъездовскими делами. В Мултане открывается вотская учительская семинария, организуется национальная кооперация. Развитию последней помешала гражданская война, охватившая Ново-Мултанскую волость. Да и потом Ирисов – Шапей Иван – оказался за бортом революции, более – врагом народа.
Умер И.А.Ирисов в Сибири, в Иркутской области в 1921 г. Его фамилия стала нарицательной, ее носители стали считаться опасными людьми. Об этом красноречиво говорит статья в газете «Советская Удмуртия» № 49 за 29 февраля 1929 года.
Однако жизнь показала, что потомки И.А.Ирисова честно выполняли свой гражданский долг. На поле брани в 1941-1945 гг. пали четыре его внука. Два внука – участники этой же войны – вернулись домой с наградами за боевые заслуги. Затем продолжали честно трудиться, за что тоже получали ордена и медали.

Андреева А.Шапей Иван – удмуртский купец // Очерки истории Удмуртии XIX века – Ижевск 1996 г., с.289-290

На фото: село Новый Мултан Малмыжского уезда в старину. Фото с сайта sobory.ru

 

Обычаи. Как у удмуртов справлялись свадьбы в старину. День первый

Отец жениха заранее оповещал своих родственников о дне свадьбы. «В рождество придется за красным товаром ехать, готовьте праздничные дуги», - говорил он. В день сюана приглашенные собирались в дом жениха. Его отец назначал старшего из поезжан (бадзым ваись), так как он сам, да и жених, не ехали вместе со всеми. Бадзым ваись отвечал за поведение всех и за привоз невесты. Жених должен был ехать на другой день, а его родители не ездили вовсе. Получив благословение старших, их наставления о хорошем поведении, о добром веселии, пожелания успешной, благополучной поездки, собравшиеся сюанчи выходили из дома. За невестой ехали нечетным числом, чтобы при возвращении все были парами.
В доме невесты все готово к приему свадьбу. Услышав звон колокольчиков, два человека выходили встречать, взяв тарелку с маслом или стряпней и четверть самогона. Никого в дом не впускали, пока не отведают самогону и масла. В избе сюанчи просили познакомить их с торо (тысяцким), без которого они якобы не справятся со своими обязанностями. Им представляли торо (обычно крестный невесты), которого сажали на подушку в красном углу. После ужина поезжане просили торо, что бы он «научил их петь».
Торо просил всех встать в круг и запевал песню, но не свадебную. Пропев куплет, спрашивал, годится ли песня. Поезжане не принимают, просят другую. Тогда он запевал свадебную, но ту, которую следует петь в доме жениха. Поезжане снова отвергают песню. И лишь на третий раз торо заводит сюан гур – песню, которую должны петь в этот день. Поезжане ее подхватывают и благодарят торо за хорошую мелодию. С этого момента до отъезда поезжане должны были петь не умолкая, не считая двух-трех часов отдыха ночью. Специально назначенный человек со жгутом из полотенца или плеткой в руке зорко следил за всеми и «наказывал» ленивых.
Свадьба в деревне – крупное событие. Маленькая деревня почти вся в ней участвовала. Родственники невесты – односельчане должны были все поочередно пригласить и угостить поезжан от жениха. Неприглашенные приходили сами посмотреть: никто не упускал такое зрелище. Из дома невесты свадьба с песнями направлялась к торо, затем последовательно ко всем остальным. В каждом доме угощение, а в ответ – песни, песни, восхваляющие щедрость и гостеприимство хозяев, пожелания им дальнейшего благополучия. Свадебное гуляние продолжалось почти всю ночь, лишь под утро, проводив домой и уложив спать торо (а чтобы не проспал – под голову полено), поезжане возвращались в дом невесты и отдохнуть, однако это им редко удавалось. Их пожелание поспать вызывало насмешки со стороны балагуров – односельчан невесты. Они мешали им спать, а над уснувшими всячески подшучивали: связывали ноги, пришивали за одежду к постели, раскрашивали им лиц, привязывали друг к другу и так далее.

Людмила Христолюбова. Старая удмуртская свадьба // Край родниковый (сборник очерков) – М. 1984 г., с.50-51

 

Вятская статистика. Что читали вятчане в 1902 году и много ли было читающих на то время?

Число посетителей библиотек-читален также не везде зарегистрировалось. По Вятскому уезду за 6 месяцев посетителей было 3182 мужчин и 143 женщин, или в среднем по 138 человек в месяц на каждую читальню. Спрос на книги был главным образом по отделам словесности и религиозно-нравственным.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 г. - Вятка - 1902 г., с.242

На рисунке. Агит-плакат 1925 года


Назад к списку