- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ноябрь: 16-30

Каменные львы из опоки в городе Слободском. Традиция ставить львов на воротах пришла в свое время из стольных Москвы и Петербурга, и в Вятской губернии они не редко украшали ворота усадеб зажиточных людей. Сегодня, от их многообразия, к сожалению, сохранились единичные экземпляры в Слободском, Уржуме, Советске (Кукарке, здесь был развит опочный промысел)). Было бы интересно дополнить этот список, где еще сохранились каменные львы...

 

С архивной полки. Церковь села Кумёны в описании 1862 года



Спасская церковь села Кумены
Настоящая холодная каменная церковь построена в 1736 году тщанием прихожан.
Теплая церковь в 1796, а колокольня в 1831 году перекладены, прочны.
Престолов в ней три: в холодной церкви во имя Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приделами теплыми: на правой стороне Ведению Божией Матери, а на левой святителей Александрийских Афанасия и Кирилла.
Утварью и ризницей достаточны.
Причта положены по штату издавна священников 3, диаконов 2, причетников 6.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.25 об.

Церковь села Кумёны в старину. Фото с сайта sobory.ru

 

Из истории населенных мест Вятского края. Деревня Покста



Строится деревня Покста - центральная усадьба колхоза «Искра» Тужинского района. Сейчас здесь готовят к сдаче пять одноквартирных жилых домов. Недавно в таком доме справила новоселье пенсионерка, бывшая колхозная доярка М.Ф.Иголдина. Она довольна новой квартирой, в которой есть газ и водопровод. Добротные надворные постройки позволяют вести личное подсобное хозяйство.
До конца года станут новоселами еще семь семей колхозников

Г.Николаева. Новоселья // Кировская правда - 1986 № 185

На фото: деревня в 1986 году. Фото со страниц газеты "Колхозный путь"
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/81932

 

Эпоха - газетной строкой. Сахалинцы в Вятской губернии



Из 3 тысяч сахалинцев, отправленных в Томск, на долю Вятской губернии досталось 90 человек, из которых впрочем большая часть (до 50 человек) находится временно и отправляется в другие губернии. Пребывание в Вятке таких гостей беспокоит вятичей, да и администрации они доставляют немало хлопот. Получая от казны на содержание всего 15 копеек в сутки и не имея возможности получить какой-нибудь заработок, гг. сахалинцам, по необходимости приходится прирабатывать не совсем легальными способами. Нам передали, что живя первое время при полиции, начальство было удивлено появлением сначала верхней части шкафа, вскоре затем появилась и оставшаяся его половина. Оказалось, что шкаф по частям был перенесен из «Кредитного товарищества».

Вятская жизнь 1906 г. - №5

На фото: каторжане на Сахалине. Из статьи не совсем понятно, здесь идет речь собственно о жителях Сахалина, зачем-то отправленных на материк или о будущих каторжанах, которых этапировали на Сахалин....

 

Вятские фамилии: Шевнины



Краевед из поселка Пижмы Андрей Борисович Шевнин собрал о своем роде богатый материал. Мы же коснемся этой фамилии в общих чертах. Что означало прозвище Шевня, достоверно не известно. Однако фамилия произошла именно от него. Шевня (по Далю) – сшитый из отдельных шкурок мех определенной величины: «А брати ему дворовые пошлина: с тысячи белок по четыре деньги, а шевни – по деньге» (Таможенная откупная грамота Ив. Фил. 1586 г.). Прозвище человеку давалось из ассоциации его персоны его с чем-либо или с кем-либо. Вряд ли предки Шевниных были богаты мехами. Обыкновенные крестьяне. Зная вятский ироничный характер, могу предположить, что при наречении предка имелось ввиду не меховое полотно из лоскутков, а поле крестьянина, напоминающее лоскутное одеяло: или засеянное «там-сям», или вспаханное не сплошь, а выборочно, местами. Такого хозяина могли бы назвать «шевней», не в обиду будет сказано нынешним его потомкам. И версия Андрея Борисовича о том, что прозвище Шевня мог получить за драную в лоскутья одежду, тоже имеет место быть. Но, скорее всего, шевня, от слова «шить», - (и швец, и жнец, и на дуде игрец) – это просто портной. Предок, видимо, был «на все руки мастер», и швейное ремесло было его подсобным промыслом.
В писцовой книге 1629 г. в починке Ганки Павлова, что в районе Истобенского погоста, записаны на оброк Евтифейко Шевня и Елистратко Шевня. Но это не первое упоминание названия рода (пока не пишу, что фамилии). В 1615 г. Шевнины упоминаются в деревне Сизинской – Семка и Якушка, починке Шевнина – Матюшка Елкин и в починке Тихоновском – Конашко – все это в Истобенской волости. Перепись 1646 г. показывает уже 8 дворов Шевниных и 22 персоны мужского пола в Орловском уезде и лишь одну в Котельничском, поэтому прародиной Шевниных можно считать Истобенскую волость Орловского уезда.

Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской. Родословие – Киров 2012 г., с.476

 

"Тестя своего ... с тещею воспитывать до смерти" (примочки русского языка в архивных документах)



Из послужного списка дьячка села Елгани Глазовского уезда за 1865 год Ивана Городищенского: "... Определен к сей церкви на полный доход с таковым однако ж условием, чтобы как тестя своего заштатного дьячка Василия Попова с тещею воспитывать до смерти, так равно и имеющуюся у них дочь девицу Наталью, до выдачи в замужество, сверх того при выдаче сей последней в замужество дать деньгами 25 рублей и при самом браке помочь" (ЦГА УР ф.134 оп.1 д.885 лл.331 об.-332).

Тут сразу можно догадаться, что речь идет не о воспитании как таковом, а о пропитании тестя, тещи и их дочери. Ранее в клировых ведомостях встречался глагол "пропитывать", но слово "воспитывать" того же значения встретился впервые, т.е. слово "воспитание" имело изначально другой смысл - вос-питание, т.е. обеспечивать питанием, кормить, а позднее слово приобрело свое современное значение.
Интересно, жизнь повернулась так, что Наталья замуж так и не вышла, оставшись старой девой. Так что дьячок 25 рублей (немалые тогда деньги) сэкономил. Впрочем, если бы она и вышла, его самого за пьянство исключили из духовного сана и старый договор, скорее всего был недействителен.

 

Из истории улиц Вятки/Кирова. Вятские Бутырки



Прилегающие к Засорному оврагу кварталы по регулярным планам 1784 и 1812 годов предполагалось выровнять по прямой линии и по этой прямой застроить. Сложный, изрезанный рельеф позволил сделать это только с южной стороны оврага, где и образовалась односторонняя улица – Набережная Монастырская. На северном берегу удалось упорядочить застройку только в нескольких кварталах – между Казанской и Вознесенской улицами и в вершине Засоры между Всесвятской и Владимирской улицами. Если восточный участок набережной в районе Старых кузниц застроили уже во втором десятилетии 19 века, то застройка ее западного участка началась на несколько десятилетий позднее. Только один дом построили здесь раньше – дом на углу современных улиц Карла Маркса и Маклина, дом Ионы Двойнишникова, сохранившийся до сих пор.
Когда в конце 18 века в верховьях Засорного оврага стали устраивать кузницы, здесь еще не было ни жилых, ни хозяйственных построек. Кузницы и дома при них строились на отшибе. Это обособленное поселение и стали называть Бутырками, а когда обозначилась улица, она стала Бутырской.
… 11 июня 1923 года Бутырская улица постановлением президиума губисполкома названа улицей Маклина – англичанина Джона Маклина, первого консула советской России в городе Глазго.

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с.80-81

Фото улицы Маклина (бывшей Бутырской) с сайта vyatkawalks.ru

 

Как закрывали церковь в селе Ишлык Советского района



В 1938 году состоялся суд над общиной верующих по факту недостачи церковного имущества. При описи была обнаружена недостача 16 серебряных предметов весом 6865 и 36 предметов другой церковной утвари, как-то: потир, крест, ковчег позлащенной бронзы и др. Из материалов суда следует, что церковь была ограблена в 1932 г., и список украденного был передан председателю сельсовета Пуртову. Но он мер к розыску не принял. Общине верующих был предъявлен иск на сумму более 9000 рублей.
В конце 1936 года, после смерти сторожа церкви Т.А.Перминова из д.Черепаново, ключи от церкви держал у себя председатель сельсовета.
7 июня 1938 г. в Советский РИК поступило заявление группы верующих Петропавловской общины об отказе от церкви. На заседании в РИК от этой группы присутствовал А.В.Менщиков. под постановлением РИК стоят подписи: председатель – Фролов, секретарь – Созин.
15 июня все имущество передается инспектору Советского райфо Г.В.Ситникову. 21 июля 1938г. постановлением № 1316 облисполкома объявлено о расторжении договора с общиной, и здание церкви передано для использования под культурные мероприятия. Председателем сельсовета в это время был И.И.Пластинин.
Затем производится изъятие части имущества из церкви на склад райфо инспекторами райфо Бусыгиным М.И. и Ситниковым Г.В. в несколько приемов. А со склада райфо богослужебные принадлежности сдавались на заводы ОЦМ и в утиль – в заготконтору.
Но еще негласно в церкви служились молебны и прочие службы во время Великой Отечественной войны и после. Но в конце 40-х годов в церкви была организована льнопереработка, потом склад. В колокольне стояла электростанция для геологов. В самом начале 60-х гг. церковь начали ломать, а из кирпича построили ферму у д.Чернопенье.
Стена церковной ограды была разрушена бульдозером, обломки кладки стены, заросшие бурьяном, видны и теперь. Плиты с церковного кладбища растащили местные жители на строительство. Разъехалось во все концы света и население округи. Если в 1900 г. здесь проживало 2643 человека, то в 1999-м – 37. Не стало и названия – Петропавловский. Когда-то по названию церкви существовала Петропавловская волость, потом сельский Совет, а 30 августа 1996 г. – Греховский сельский округ.
Вот так закончилась история церкви, связанная с историей села…. Не стало и Притыки с Чернопеньем, теперь это все вместе называется Ишлык.

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области – Советск, Киров 2012 г., с.94-95

На фото: Петропавловская церковь в старину и в наши дни. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

История паспорта в России. Образец бессрочной паспортной книжки в царской России (архив ЦГАКО) 

 

Купечество вятское



Было время, когда наша Елабуга принадлежала к числу наиболее богатых городов Вятской губернии. Немаловажную роль в этом сыграли купцы, коих в городе было немало.По статистическим данным конца XIX века каждый 8-ой в городе был приписан к купеческому сословию, 12 из них были купцами первой гильдии. Представляете себе столько олигархов на 10 тысяч населения?
Купцами велась промышленная, и, конечно, торговая деятельность. И бывало так, что в одной купеческой семье велась торговля не одним, а несколькими товарами. Так было, например, в семье купцов Иконниковых.
Согласно данным Первой Всеобщей Переписи Населения проведенной в Российской Империи в 1897 году, глава семейства Иван Николаевич, 63 лет вел торговлю москательным товаром. А сын его Василий Иванович 32 лет торговал красным товаром. Вера Минкина

Источник: Елабуга Блог

 

Из истории поселка Мураши. Первые годы жизни поселка



Затеплилась новая жизнь в глухом краю. Все больше и больше народа из деревень приходило на «железку». Было начато строительство оборотного депо, чтобы паровозы, идущие от Опарино, могли заправиться водой и дровами.
И как-то сначала незаметно, а потом все больше заторопилась жизнь . в 1899-1900 годах стали расти дома по улице, что носит теперь имя Ленина. Одноэтажные деревянные здания существуют и поныне. Первое учебное заведение появилось в Мурашах в 1904 году; это была двухклассная железнодорожная школа, а напротив нее открылась и поликлиника.
Рос населенный пункт, но самое главное – подрастали дети, на глазах которых уезжали куда-то далеко по железной дороге их земляки, и по этой же «железке» приезжали ученые люди врач Огородников, жандарм Сюткин, машинисты Расчевских, Синцов, Юхневич, Емельянов олицетворяли новую жизнь. Это были приезжие, интеллигенция. В доме Расчевских – биллиардная, комната для танцев, библиотека. По нынешней улице Карла Маркса, на месте ныне существующего здания народного суда, стояла лавка купца М.В.Малкова. Торговал он продовольственными товарами, позднее построил пекарню. Жизнь в Мурашах текла неспешно, без особых происшествий и, как бы сейчас сказали, стрессов, пока не грянула первая русская революция.
1905 год принес в своих глубинах столько человеческих страстей, что мы до сих пор заглядываем в него, выискивая их начала. Вот о чем пишет в своих воспоминаниях жительница Мурашей А.К.Калабина: «Помню я всеобщую железнодорожную забастовку 1905 года. Мой отец тогда работал сторожем железнодорожных кондукторских бригад, служебное помещение которых находилось рядом с домом служащих транспортного потребительского общества. Мне тогда было лет шесть. Помню шествие рабочих депо с горящими факелами, они пели революционные песни. Возглавляли забастовку доктор Трейтер, начальник станции Жиганов и другие.
Революционно настроенные рабочие, телеграфисты, мелкие служащие собирались у нас, в кондукторско-бригадных комнатах, обсуждали положение дел. Охранка дозналась, что мурашинские железнодорожники поддерживают забастовку. Специальным поездом из Вятки прибыл отряд жандармов. Начались обыски, аресты, допросы. Жандармы ворвались и к нам. Допрашивали моего отца, пытались выяснить имена руководителей революционеров. Отец молчал…»
Схлынула революционная волна. Притихли люди. А жизнь набирала скорость. В 1915 году культурно-просветительское общество собрало с населения деньги на приобретение помещения для школы. Вскоре она была открыта, получив статус высшего начального училища. Таким же путем была создана библиотека с несколькими десятками книг. Съезжавшиеся из деревень крестьяне обустраивались, ставили дома, обзаводились хозяйством, а работу давала железная дорога. И вот там, в депо, в кондукторских бригадах, на разных участках, где был нелегок труд, опять что-то закипало. Молодежь читала запрещенные книги.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города - Киров 1994 г., с.354-355

 

История одного дома (новая рубрика)



 Дом №16 на улице Преображенской (бывшей Энгельса) имеет богатую историю. Он был построен вятскими купцами Шуравиными в 1858 году для сдачи внаём. Самым известным постояльцем этого дома был будущий основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, проживавший здесь со своим отцом, тёткой, братьями и сёстрами.

В 1988 году в старинном доме был открыт музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. А до этого времени здесь проживали обычные люди. Нередко к нам в музей приходили бывшие жильцы дома и вспоминали: "здесь у нас была гостиная", "а вот тут у нас была кухня", "а в том конце дома проживала семья таких-то"... Сейчас эта память приобретает всё большую ценность...

Источник: Детский космический центр имени В.П. Савиных

 

Эпоха - газетной строкой. Помощь пострадавшим от неурожая в царское время



Вятская губерния. В пострадавших уездах Вятской губернии: Елабужском, Сарапульском, Малмыжском и Уржумском руководят помощью «Красного креста» населению, пострадавшему от неурожая, 6 комитетов общества Красного креста с Вятским местным управлением во главе. Ими открыто 222 попечительства, 3 столовых для взрослых на 850 человек и 372 столовые для 8900 детей школьного и дошкольного возраста и питательный пункт для 15 больных. Паек хлебом и мукою получают 17.288 едоков. На работы отправлено 842 человек. При Вятской общине сестер милосердия организовано три санитарных отряда на случай командировок в уезды

Вятская газета - 1899 г. № 1

 

История вятских сел в архивных документах: село Кстинино в семидесятые годы XIX века



В фонде Вятского статистического комитета, работавшего до 1917 года, отложилось немало интересных документов с описанием вятских городов, сел и деревень в XIX- начале XX веков. Один из таких интересных документов - "Вопросные листки селений, расположенные на землях, входящих в состав волости" (1877-1883 гг.). Здесь наиболее подробная информация давалась по селам - сколько в селе дворов, на каком оно водоеме, есть ли школа, церковь, постоялый двор, питейные заведения, есть ли ярмарки. Вот, например, что сообщалось про село Кстинино Вятского уезда.

1. Название: Кстинино
2. Род поселения: село
3. 3. При какой воде: при речке Иордань и истоке Спиридумовки
4. Сколько верст от волостного правления: 1 ½
5-6. То же указывались версты от квартиры станового и пристава и есть ли в селе волостное правление и сколько до него верст.
7. Сколько дворов: 62
8. Сколько сверх того отдельных жилых изб: -
9. Сколько жилых строений: 67, из них деревянных 67
10. Имеются ли в селе церковь, часовня, школа: в селе одна каменная церковь, мужская и женские школы, помещающиеся в земских деревянных зданиях
11. Имеются ли в черте поселения промышленные заведения или лавки: одна мелочная съестная лавочка
12. Имеются ли трактиры и постоялые дворы: один трактир и два питейных заведения
13. Бывают ли в селении ярмарки, базары и торжки: ярмарок не имеется.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д. 577 лл.15-16

На фото: село Кстинино в наши дни. Фото 2020 года Елены Чудиновских

 

С архивной полки. Забытые брачные обычаи удмуртов



У вотяков Глазовского уезда женятся довольно рано; парень нередко бывает не полных 18 лет; но замуж выходят позднее и обыкновенно жена старше мужа на 3-5 лет. Такой факт ныне вотяки объясняют экономическими причинами, а именно тем, что семья невесты как можно далее стремится задержать в себе работницу, помощницу хозяйки дома в ея заботах, а семья жениха хлопочет также о приобретении помощницы уже опытной и со вполне развитыми силами. В древности, как можно думать, вотяки имели обыкновение женить своих детей еще моложе, так как в воршудных прозвищах и в воршудных божествах (вотских ларах и пенатах) мы встречаем не мужские, а женские имена. Этот остаток права наследования по матери, при существовании которого, как замечают антропологи, за младенца жениха брали совершеннолетнюю девушку в семью, причем она, ранее чем сделаться женою своего мужа, и
обыкновенно бывала женою своего свекра или своих старших деверьев, а иногда и всех их вместе. И следствием такой помандрии необходимо должно было быть наследование прозвища не от отца (неопределенного) а от матери (точно известной).

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.47-47 об. Фото из группы: Открывая Удмуртию || Экскурсионный центр

Примечание. Интересно, что обычай того, что жена была старше мужа на несколько лет был нередок и у русских. Видимо, причины выдавать девушку замуж позднее были те же самые...

 

Из истории населенных мест Вятского края: село Полом (Кирово-Чепецкий район)



Началось это два года назад. В центре Поломского совхоза – селе Полом Кирово-Чепецкого района - вырос бытовой комплекс: столовая на 50 мест, детсад, баня, котельная. А в прошлом году здесь появился первый благоустроенный дом.
16 семей поселились в отдельных квартирах с водяным отоплением, канализацией, ваннами и газом. Словом, получили все городские удобства. Среди первых новоселов были и лучшие кадровые рабочие, и молодые специалисты, и воины, уволенные в запас из Советской армии.
А на днях сданы в эксплуатацию еще два 16 квартирных дома. 32 семьи поломцев будут встречать октябрьские праздники в новых благоустроенных квартирах.

Г.Михайлова. Счастливые новоселы // Кировская правда - 1970 № 256

На фото: село Полом. Жилые дома. Декабрь 2018 года. Фото Е. Чудиновских

 

Ошвырки. Вятка в эпоху первой русской революции



Нам пишут из Ильинской волости Слободского уезда, что в домах у всех арестованных в Вятке крестьян и многих других «политиков» были произведены обыски, и также в избах и во дворах. Обыск производили 3 становых пристава и до 70 стражников. Искали, очевидно, оружие, но, не находя его, забирали листки и книжки издания «Донской Речи» и пр. Когда одна женщина на распросы о прокламациях, сказала, что она только получила в церкви прокламацию – манифест церковный, и указала, что полиция нарушает права народа, утвержденный этим манифестом, то стражник один заявил: «Что ваш манифест! Ваш манифест то теперь – вот! – старые ошвырки!»…
Надо, впрочем, заметить, что обращение полиции довольно деликатно, ибо девицы и бабы стращали кочергами…

Вятская жизнь - 1906 г. № 8

 

Истории из старых газет. Жалобы на полицию



Письмо в редакцию. М.Г. Господин редактор!
В нашем Вожгальском селе появилось 10 конных стражников, вооруженных винтовками и нагайками. Много раз мне приходилось слышать от наших мужичков по этому поводу неудовольствие. Да и верно. И в самом деле, объясните мне, для чего эта лишня, обуза на шею нашего брата-мужика; он и без того не может выплатиться от разных долгов, накопленных по случаю недорода и прочего. Если это для охраны мирных обывателей от каких-либо неприятностей или для того, чтобы таскать в арестантскую трезвых за пьяных, как здесь это широко практикуется, то у нас для этой цели есть урядник и 4 пеших стражника, то есть пять дармоедов, сидящих все время сложа руки, да и эта последняя мода, мне кажется, после 17 октября должна уже выведена ужели не для того ли, чтобы беречь местную администрацию и охраны их квартиры? Если это верно, так не лучше ли было бы сделаться с совестью, те не раскладывая эти 390 рублей на крестьян, уплатив их из собственных карманов тем, для охраны которых они наняты.
Крестьянин И.Д.

Вятская жизнь 1906 г. № 3

Фото П.Г.Тихонова. Вятка. Полицейское управление. 1900-е годы

 

Деревенька моя, ты мне снишься ночами!
Приезжая сюда, обретаю покой,
Ты совсем уж не та, и я тоже другая,
Но при встрече с тобой, оживаю душой.

Ты раскинулась вдоль нашей мелкой речушки,
А луга все твои поросли уж лозой,
И живут здесь одни наши мамы-старушки,
На побывку нас ждут с нетерпеньем домой.

Вот приехала я, и всё те же берёзки!
Где когда- то гуляла подолгу весной,
И роняют они, мне печальные слёзки,
Я вернулась к тебе, край любимый родной!

В сердце память жива - помню всё и поныне!
Спозаранку будил яркий солнечный луч,
А весной соловей заливался на иве,
И под нею с земли родниковый бил ключ.

Деревенька моя, никакого здесь шума!
Тополя охраняют за деревней погост,
Тишиною объят и качает угрюмо,
Между жизнью и смертью - очень слабенький мост.

Стихи: Источник агробизнеса. Фото наше этого года

 

"Кулак ". Фотография великого советского фоторепортера и мастера выразительного ракурса Бориса Игнатовича. 1929 год.
В старину кулаками называли не всех зажиточных крестьян: обидное прозвище касалось в основном ростовщиков и перекупщиков. Словарь Даля, который вышел в середине XIX века, определял этот термин так: «Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик… живет обманом, обчетом, обмером…»
Слово «кулатчики» использовали и раньше: еще в XVII веке городские дельцы разом выкупали у торговцев-крестьян привезенные на рынок мясо, сено, дрова и другие товары, а потом продавали их с наценкой. В боярском приговоре 1694 года «О нечинении перекупа привозимых на рынки крестьянами припасов» власти запретили такую скупку, чтобы «торговым приезжим и Московским жителям от тех скупщиков и кулатчиков обиды и разорения отнюдь не было». В деревнях прозвище закрепилось за теми, кто разбогател на торговле и ростовщичестве. Кулаки обычно не работали в поле: они ссужали односельчанам зерно и деньги, давали в аренду лошадей для обработки земли, а взамен требовали весомую часть урожая — такая расплата в конце зимы неизменно приводила к новым займам. Кулаки также закупали чужое зерно по заниженным ценам, а для работ на собственных землях нанимали дешевых батраков или своих же должников. Считалось, что эти люди держали деревню «в кулаке» — по одной из версий, поэтому их и стали называть кулаками.

Источник: Дед-краевед

 

Продолжаем знакомство с видами архивных документов. Клировые ведомости



Клировая ведомость - церковный документ, который составлялся в трех видах. Один оставлялся на месте, в приходе, другие отправлялись в вышестоящие инстанции (например, в Консисторию). Состояла ведомость из нескольких частей:
1. Сведения о церкви и приходе
2. Послужные списки духовенства
3. Сведения о часовнях
4. Сведения о церковном старосте
5. Сведения о церковно-приходском попечительстве, имена попечителей, указывались ежегодные расходы и доходы прихода
6. Сведения о приходе по деревням, с указанием дворов и жителей, по сословиям.
Для исследователей наиболее интересным может быть первый раздел о церкви и приходе. Здесь кратко описывалось состояние церкви, количество причта (кстати, пономари и сторожа сюда не входили), его содержание, число и состояние церковных зданий, количество и состояние церковной земли, описание имеющихся церковных школ с числом учеников, также указывалось расстояние от уездного и губернского центра, наличие церковных книг, когда в приходе в последний раз был Преосвященный (управляющий епархией) и т.д.
Наличие клировых ведомостей в разных архивах разное. Например, в ЦГАКО они сохранились почти в полном объеме с 1741 по 1915 гг., но большая часть из-за ветхости уже не выдается (например, Уржумский уезд недоступен с 1896 по 1915 гг.), правда, небольшая часть уже оцифрована архивом. Копии за 1915 год по южной части Яранского и Уржумского уездов есть в Государственном архиве республики Марий Эл; в архиве ЦГАКО нет клировых ведомостей по восточной части губернии - Глазовскому, Елабужскому, Сарапульскому уездам. Клировые ведомости по ним находятся в архивах г.Ижевска, Сарапула и Национального архива республики Татарстан (в основном начинаются со второй половины XIX века). Клировые ведомости по Елабужскому уезду есть в архиве г.Сарапула и в Национальном архиве республики Татарстан (в последнем в большей части они уже оцифрованы). В последнем это наиболее полный объем, по самой Казанской губернии клировые ведомости обрывочны и не за все годы...

На фото: первая часть клировой ведомости церкви села Бураново Сарапульского уезда (архив г.Сарапула Удмуртской республики) за 1912 год

 

Памяти вятских новомучеников за Веру...



Страшно их убивали
Красно-пьяные рожи;
И тела их бывали
Ни на что не похожи.

Шашки их изрубали.
Их кололи штыками.
На допросах ночных
Их пинали ногами.

Их пытали. Но зря.
Им стреляли в их лица.
Или — марш в лагеря,
Чтоб годами томиться.

Там сыны сатаны
Не давали им хлеба.
...Так Христовы сыны
Восходили на Небо.

Наталья Ващина, 2015 г.

Фотографии из судебно-следственных дел вятских священнослужителей 1930-х годов, предоставленные в свое время архивом ГАСПИ КО (коллаж). Всегда интересно смотреть на лица с карточек этих людей, особенно духовенства. У многих на лицах застыло спокойствие, у кого-то снисходительная улыбка к своим мучителям, у кого-то растерянность и неприязнь, но нет страха. Чего боятся людям, за которыми и вины-то нет. И они знают, что также без страха и сожаления о прожитой жизни предстанут перед Господом...

 

Выдающиеся вятчане: Вячеслав Михайлович Молотов в эпоху Н.С.Хрущева



На приеме в американском посольстве посол США похвастался, что, дескать, есть у них в штате Алабама колдун – мертвых поднимает.
Присутствующий на приеме В.М. Молотов невозмутимо отметил, что и в СССР есть замечательный спортсмен, который бегом обгоняет самолет.
Н.С. Хрущев, прослышав про этот факт, вызвал к себе Молотова.
- Ты чего это, Михалыч, языком треплешь? А ну как – потребуют предъявить чудо-спортсмена?
- Мы сначала потребуем, чтобы они своего некроманта предъявили.
- А если предъявят?
- Потребуем проверки, пусть подымет… Сталина, к примеру.
- А ну как, – подымет?
- Тогда ты, Никита, не то что самолёт – ракету обгонишь!

Источник: СССР | Официальная группа

Фото до 1957 года года. На фото справа министр обороны СССР, маршал Советского Союза Г.К.Жуков, который постановлением Президиума ЦК КПСС от 26 октября 1957 года по выдуманным обвинениям был освобождён от должности министра обороны СССР и выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС; приказом министра обороны СССР № 051 от 4 марта 1958 года на основании Постановления Совета министров СССР № 240 от 27 февраля 1958 года маршал Жуков уволен из Вооруженных Сил. Жукову, единственному из маршалов Советского Союза, запретили посещать Парад Победы, а денег на пенсии платили столько, что НЕ хватало даже на жизнь...
Не долго при Хрущеве проработал и Молотов. На состоявшемся в октябре 1961 года XXII съезде КПСС Н.С.Хрущёв и его союзники впервые заявили о прямой персональной ответственности Молотова, Кагановича и Маленкова за беззакония, совершавшиеся при Сталине, и потребовали исключить их из партии. В середине ноября 1961 года Молотов был отозван из Вены, снят с занимаемой должности и исключён из партии. 12 сентября 1963 года Молотов был отправлен на пенсию (материал из "википедии").

 

Источники по генеалогии города Вятки



Генеалогия по городу Вятке довольно непростое и часто бесплодное занятие. Дело в том, что большая часть метрических книг по приходам города не сохранилась, либо от них сохранились фрагменты книг. К чести архива ЦГАКО большая часть метрических книг по городу была оцифрована. Но так может получиться, что своего предка вы можете там не найти либо его рождения, так как многих метрик не сохранилось.
На помощь в составлении родословной могут придти и дополнительные источники, которые, по крайней мере могут сказать, жил ли ваш предок в Вятке или нет.
1. ЦГАКО ф.628 оп.8 Обывательские книги города Вятки за разные годы
2. Ф.574 оп.20. Перепись 1917 года по городу Вятке (оцифрована). По каждой улице отдельная карточка. Всего больше 400 дел! Есть правда и другая аналогичная перепись за 1912 год, умещающаяся в одном деле. Здесь все домовладельцы указаны по улицам. Это проще, чем листать все 400 дел.
3. Ф.Р-3922 оп.1 Фонд архитектора А.Г.Тинского. Используя вышеупомянутые дела и другие источники, выдающийся историк и архитектор сделал колоссальную работу, систематизировав все сведения по домовладельцам города Вятки по карточкам, но этих карточек тоже немало...
Большим подспорьем может быть и то, что в архиве ЦГАКО сделана электронная база по жителям дореволюционной Вятки. Для этого нужно обратиться в отдел информационно-поисковых систем в архиве.
Если ваш предок занимался какой-либо деятельностью, можно найти документы по его роду деятельности. В архиве ЦГАКО сохранились формулярные списки чиновников и учителей (увы, очень обрывочные), дела по поверке торговли (здесь указывался род торговли, оборот и продаваемые товары; к сожалению, эти дела только до 1896 года), посемейные списки купцов (тоже обрывочные и за отдельные годы) и т.д....

 

Из истории дымковского промысла на Вятке

Еще в половине XIX века изделия дымковских промышленников не отличались тонкостью и изяществом работы. Некто Савинов (Вят. Губ. Вед. 1858 г.) аттестовал их следующим образом: «на площади Александровского сада располагаются балаганы с куклами глиняными такого достоинства, что лошадь легко принять за корову и корову еще за какого-нибудь невиданного натуралистами зверя и тем скорее, что оне малинового или зеленого цвета и вместо глаз две бляхи сусального золота»… Но уже в 1880 г. г.Спасский (Столетие Вятской губернии) отзывался о них совсем иначе: «в последние 10 лет это производство сильно усовершенствовалось. С каждым годом на свистопляске приходится видеть фигуры новые и весьма тщательно отделанные. Небольшие неокрашенные гипсовые статуетки для алей, садов бросаются в глаза как чистой отделки, так и большим разнообразием; не редкость увидеть изящные изображения греческих героев, изредка начинают встречаться бюсты Государя Императора, писателей и др. замечательных лиц. Кроме того дымковские мастера начинают подражать очень искуссно фасону привозимых в галантерейные магазины спичечниц, пепельниц и т.п., а на куклах – всякой перемене мод; вообще каждый новый предмет вызывает у них подражание. Когда например в Вятку были присланы на жительство пленные турки (в 1878 г.), которые чрезвычайно занимали простой народ, то в первую же свистопляску появилось множество фигур, изображающих турок, в особенности турецких офицеров, замечательно хорошо отлитых».
«Значительный толчек к усовершенствованию этого производства дан был мастерскою, устроенною в 1872 г. бывшим губернатором Чарыковым при полицейском ночлежном приюте. Приглашенный в эту мастерскую мастер всех желающих бесплатно учил делать разные вещи из гипса и папье-маше, а главное приготовлять новые формы, что было весьма важно для вятских мастеров» (Спасский).

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

 

Сокращенные формы некоторых старинных имен



Гордей – Гора, Гоша, Деня, Дея;
Евсей (Евсевий) – Сева, Всева, Еся, Сея;
Евдоким – Едя, Едик, Доня, Дока, Доша, Евдоша, Кима;
Пимен – Пима, Меня;
Трофим – Троша, Троня, Фима;
Демид – Деня, Дёма, Миня, Дима;
Леонтий – Лёня, Лоня, Оня, Отя, Тиня;
Иларион (Илларион) - Иля, Ларя, Роня, Риня, Арик, Ларик;
Калиса – Каля, Аля, Лика, Лиса.

А.В.Суслова, А.В.Сперанская. О русских именах – Ленииздат 1991 г., с.116

На фото: страница метрической книги 1870-х годов. В центре упоминается отчество "Иларионович" с одной "л"

 

С архивной полки. Описание городища, находящегося Вятской губернии Слободского уезда при селе Подчуршинско Спасском

От уездного города Слободского в седми верстах при селе Подчуршинско Спасском, близ речки Вятки находится округленная со всех сторон гора, известная под названием городище. Примерная высота оной 9 сажень; поверхность ея в длину 70, а в поперег 33 сажени, почти вся ровная: с подошвы и до поверхности покрыта пихтовым и еловым лесом. С восточной и южной сторон к реке Вятке приметен уступ горы, как бы для обхода оной, или обозрения, или защиты места; грунт земли под оной – красный зап. Признаков строения на оной никаких не видно, кроме ветхой деревянной, древнего низменного строения часовни вокруг на седми аршинах, стоящей на самом верху, а по какому случаю и когда построена, не известно. Не в дальнем расстоянии от оной видна яма, где от времени засыпающаяся в полугоре небольшая провалина, где, по сказанию старожилов, был колодязь.
В 12 число июня и в неделю всех святых на прописанной горе, при помянутой часовне из разных мест стекается народ; а наипаче из новокрещеных вотяков для отправления панихид, по своим умершим родственникам; а как выражаются: по заложным.
По сим признакам с вероятностью можно заключить, что гора сия не есть насыпь, а самородный отломок гор, при перевороте мира, нанесенный на оное место; а при нашествии новгородцев на Вятку по течению реки Чепцы впадающей в реку Вятку от места сего в 10 верстах, был или местом побоища или крепостью прежними обитателями, или новгородцами уже построенной, где заложники или по новейшему – Аманаты могли быть содержимы и впоследствии временно побиты, от чего по преданию и совершается поминовение на том месте по заложным.

Записки членов корреспондентов губернского статистического комитета с описанием курганов, городищ и других исторических памятников губернии - 1837 г. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.7 лл.8-9

 

Из истории населенных мест: Среднеивкино и Калачиги



Средне-Ивкино. Тот, кто покинул это село несколько лет назад, будет приятно удивлен теми отрадными изменениями, которые произошли за последние годы.
Над крышами домов - лес антенн. Подсчитано, что население, проживающее на территории Среднеивкинского сельского совета Верхошижемского района, имеет 120 телевизоров, более полусотни мотороллеров и мотоциклов различных марок. Есть радиоприемники, стиральные машины.
Наиболее дорогие покупки приобретают как правило совхозные механизаторы и животноводы. Труд их щедро оплачивается. Например, средний месячный заработок мол доярки В.М.Федеевой, составляет более 100 рублей, а тракториста Н.В.Трегубова - свыше 150 рублей.
Из года в год село расширяется. Вот новый жилой дом на улице Механизаторов. Рядом второй, третий… Значительный размах получило индивидуальное строительство. В минувшем году в своих домах отпраздновали новоселье тракторист А.В.Крутихин и комбайнер Н.М.Тимкин.
Неузнаваемо изменился облик деревни Калачиги - центра отделения совхоза. Рядом со старой деревенской улицей поднялись здания ремонтных мастерских, 8летней школы, магазина, пекарни, столовой, несколько жилых домов. По соседству сооружается большой пруд. Минувшим летом в него запущены мальки.

Г.Пестриков. Над селом лес антенн // Кировская правда - 1968 г. № 91

На фото: село Среднеивкино в наши дни. Фото Елены Чудиновских

 

Истории из старых газет. Нравы дореволюционных эскулапов



Село Вожгалы Вятского уезда. На днях в нашей земской больнице, в которой все еще нет врача, произошел следующий случай.
Крестьянин Селезеневской волости, д.Чернозьмов, привез на излечение свою замужнюю дочь Шиляеву, умирающую после родов. В приемной больницы была фельдшерица Фокина, которая, на просьбу мужика осмотреть больную его дочь, с руганью заявила, что у них есть своя больница в селе Филипповском и что туда он должен везти больную, а не к ним. И таким образом, несмотря на многократные упрашивания со стороны крестьянина, умирающая его дочь не была осмотрена и помощи ей не оказано. Бывшие очевидцами этого события крестьяне были поражены такими порядками в нашей больнице. В заключение несчастный отец за неимением лошади, на собственных плечах дотащил больную до первой деревни, а оттуда на обывательских лошадях в свою деревню, находящуюся от Вожгал в 40 верстах. Неудивительно, что крестьяне нашей волости восстали ныне против прибавки земских сборов. Этому дает повод как вышеизложенный случай, так и само вятское уездное земство и его управа, отнявшая у нас начальника больницы, всеми уважаемого врача Крупнова, при котором с нами в подобном случае так бесчеловечно не поступали. Не лишне заметить, что госпожа Фокина сама мать и сама может подвержена той же болезни, как и Шиляева, ввиду чего нельзя было ожидать из чувства сострадания и нравственного долга, что она позволила выбросить на произвол судьбы умирающую после родов женщину, заставив ее тащить за 40 верст почти пешком. Эта же госпожа Фокина недавно лечила от простуды крестьянку здешней волости, у которой потом оказалась не простуда, а злая корча и больная чрез три дня сошла с ума.

Вятская жизнь - 1906 г. № 74

 

По страницам советских газет. В Залазнинской столовой



В Залазнинской столовой. Неприветливо и грязно в Залазнинской столовой. Стены почернели от грязи, окна закопчены и давно не мыты, оттуда на окнах вода стекает на пол, образуя грязные лужи.
Заведующая столовой т.Буторина груба с посетителями, плохо следит за порядками. Обеды вместо 12 обычно начинают выдаваться в час дня, рабочие не успевают пообедать.
Руководители сельпо не принимают мер для улучшения работы столовой, несмотря на жалобы посетителей.
Куркова, Ченцова и другие.

Голос рабочего (Омутнинск) - 1942 г. № 7

На фото: в столовых того времени не редко были отдельные столы "для ударников"

 

C архивной полки. О торговле в городе Яранске в середине XIX века



В городе хлебная торговля производится судя по ея обширности по большей части в зимнее время в базарные и другие простые дни. Применяясь к таковой торговле можно предполагать, что в течение года закуп хлеба как то ржи и муки бывает до 200 пудов по средней цене 50 копеек, овса до 10 пудов по 35 копеек. Из всего количества часть употребляется для местного продовольствия жителей, а остальное затем количество отправляется торгующими разными лицами по требованиям в соседственные города Котельнич, Орлов и в Костромскую губернию…

Статистические сведения, составленные Яранским городничим вследствие предписания Вятского губернского статистического комитета от 28 декабря 1861 г. за № 129 о торговле в городе Яранске. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 л.189

На фото: монеты XIX века, экспонаты Музея города Хлынова (г.Киров)

 

Вятские древности: церковь села Екатерининского Слободского уезда

В Слободском уезде интересная древность церковь с.Екатерининского (на р.Вятке, около Кирсинского завода). Это так называемая овыденная церковь, т.е. построенная в один день, по преданию св.Трифоном. Величина церкви около 1 1,2 квадр. саж. Престолом ея служит, по преданию (Приложение 1903, № 143), тот пенек, на котором некогда явился, среди дремучего леса, образ св. Великомученицы Екатерины. Царские врата – две простые доски, привязанные веревками. В алтаре висит холщевая синяя риза св.Трифона. – Эта деревянная церковь находится теперь под навесом, а рядом построена каменная.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904

 

Вятские города и веси: Верхне-Лалье



Верхне-Лалье, с., центр Верхнелальского сельского округа.
Расстояние до центра района (г.Луза) 60 км., первое упоминание в архивных документах – 1595 год. Название села связано с тем, что здесь истоки р.Лалы. Долгие годы оно было небольшим, разрослось после сселения деревень. В селе построена церковь Архангела Михаила, есть средняя школа, больница, магазин, почта, библиотека.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни - Киров 2002 г., с.233

На фото: церковь в Верхнелалье (Russian Mathematician). Фото с сайта "Родная Вятка"

 

Истоки. Из «сказок» о монастырских крестьянах, половниках и бобылях Истобенской волости Котельничского уезда (1719 год)



… И всего в Ыстобенской волости погость Церковных причетников десеть дворов а людей в них тритцать три человека А деревень и починков и займищъ сто семь деревень А в погосте и деревнях триста пятьдесят восмь дворов а людей в них тысеча пятьсот шездесят два человека и обоего триста шездесят восмь дворов а людей в них тысеча пятьсот девяносто пять человекъ…

Из сказок об архиерейских и монастырских крестьянах, половниках, срочных работниках, бобылях Котельничского уезда 1719 года


Назад к списку