- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Декабрь: 1-15

С архивной полки. Гражданская война в Вятской губернии: как началось восстание в Ижевском заводе (1918 год)



Показания тов.Ильина, очевидца тех событий. 4 августа 1918 года советские силы численностью около 1000 человек, партийные максималисты и коммунисты были высланы на Чехословацкий фронт через Сарапул на реку Белую с осведомлением, что Казань пала, в Ижевске была объявлена мобилизация.
организация фронтовиков численностью в 3500 человек потребовала от Военного Комиссариата вооружения, снаряжения и обмундирования, а также на две недели вперед платы жалованья. Инициатива действий организации фронтовиков имела явные улики контрреволюционного характера: почему власти такого требования не могли выполнить. тогда фронтовики заявили об оставлении части своего отряда численностью в 600 человек для несения охраны Ижевского завода, - преследовалась цель захватить в свои руки Ижевский завод. Местная власть и это требование отклонила.
8 августа в 9 часов утра была захвачена фронтовиками проверочная мастерская, в которой находилось около 1000 винтовок с патронами, после чего они захватили весь завод и заречную часть Ижевска, откуда и начался обстрел советских учреждений. Советские войска предприняли наступление на фронтовиков, но, переправляясь через реку Иж, были отражены, так как силы фрониовиков-белогвардейцев превышали их силы в два-три раза; после чего обходным путем по железнодорожному мосту белогвардейцы начали наступать на нагорную часть Ижевска, причем каждую улицу им приходилось брать с боем, неся большие потери. Были штыковые атаки с криками «Ура!».
Советские войска до 9 часов вечера держались у комиссариата милиции. Милиция была на стороне советских войск. Под непременным наступлением белогвардейцев советские войска к 12 часам ночи отступили на Михайловскую площадь по линии болваночного склада дожевой мастерской и порохового склада; здесь советские войска были окружены с 3 сторон белогвардейцами, которым каждый час давались новые и новые подкрепления, в силу чего советским войскам пришлось отступить (Известия Вятского Губисполкома. 23 августа 1918 г. № 110. Кировский Госархив Ф.-50-5).
6 августа чехословаки взяли Казань. 7 августа в Ижевске белогвардейцы-эсеры воспользовались тем, что ижевская парторганизация мобилизовала на фронт 1200 коммунистов, воткинская – 100 коммунистов, при поддержке кулаков, торговцев и их сынков, подготовили мятеж в Ижевске, Воткинске и Сарапуле, соединились с белочехами. Таким образом, в руках белогвардейцев оказался крупнейший оружейный завод страны (ЦГАОР Ф-2351-1-17, л.19).

ЦГАКО ф. Р-2599 оп.3 д.7 л.10-11

Фото 2018 года с памятного мероприятия, посвященного 100-летию Ижевско-Воткинского восстания http://udmeparhia.ru/2018/08/v-muzee-izhevska-proshlo..

 

Вятская губерния в описаниях этнографов: пристани от Слободского до города Вятки и о селе Никульчино



Пристани от г.Слободского до г.Вятки: слобода Демьянка – товарная пристань (винокуренного завода Александровых); Чепецко-Ильинское, при устье сплавной реки Чепцы, впадающей в р.Вятку слева (в весеннее половодье по этой реке ходят пароходы до г.Глазова); чепецкая стерлядь немного уступает по вкусу знаменитой сурской; с.Микулицкое (в просторечии «Микульчино»), где хорошо сохранился древний вал; здесь предполагают остатки г.Болвановского…

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904

На фото: река Вятка в районе современного города Кирово-Чепецк

 

Вятские села и веси: село Чудиново (Орловский район)



Чудиново, с., центр Чудиновского сельского округа и ООО сельхозпредприятия «Чудиновское».
Расстояние до центра района (г.Орлов) 45 км.
Возникло в 1616 г., когда появилась церковь и три дома для священнослужителей. Село основано согласно грамоте Московского патриарха Иосифа в августе 1647 года с построением деревянной Троицкой церкви (в 1686 г. к ней пристроена теплая Рождественская, обе сгорели в 1714), Троицкая церковь, каменная, построена в 1763 г., в 1901-1902 гг. перестроена, расширена, приход состоял из 68 селений. Магазины принадлежали братьям Карповым и купцу А.И.Чудиновских. Позднее стали строить дома крестьян.
Село стоит на низменно-ровной местности, недалеко от р.Великой. Около села протекают речки Мутница (Щука) и Семушка. Село окружено лесами. Место красивое и веселое, четыре раза в год шумели ярмарки, собиравшие окрестных жителей. Население занималось земледелием, торговлей и ремеслами. Многие отправлялись на отхожий промысел плотничать, пилить и т.п. Было две школы: церковно-приходская женская (1849) и земская мужская (1871).
В январе 1918 г. на Чудиновском волостном съезде общественных представителей провозглашена советская власть, первым председателем волостного съезда стал А.А.Гришов, уроженец д.Петраковская. В 1925 г. с.Чудиново было переведено в Великорецкий ВИК Верховинского района, вновь включено в Халтуринский район, и образована Чудиновская волость в 1927 г.
В 1929 г организована коммуна, которую возглавил двадцатипятитысячник с Путиловского завода Ложкин, но она вскоре распалась. На территории сельсовета было образовано 14 колхозов, в 1940 г. их стало 11. В 1932 г. состоялся первый колхозный базар, многие хозяйства района приняли в нем участие. Всего было продано продукции на 11, 424 рубля, что повлияло на снижение цен на хлеб и масло.
В 1941 г. образован Медянский район, Чудиновский сельсовет находился в его составе до 20 сентября 1958 г. В ноябре 1959 г. колхоз «Победа» был присоединен к хозяйству «Прогресс» Подрельского сельсовета, в 1965 г. колхоз разделился на «Чудиновский» и «Прогресс». В «Чудиновском были» лесопильный цех, мельница, пекарня, маслозавод. Ныне в селе: средняя школа, детский сад, Дом культуры, библиотека, ветеринарный пункт, почтовое отделение, магазины, есть газ и водопровод…
На территории округа 14 населенных пунктов, проживают 555 человек, из них 443 человека (142 хозяйства) – в с.Чудиново. В 1969 г. в центре села открыт памятник погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны. Рядом стоит небольшой обелиск в честь погибших «активистов» в годы установления советской власти.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села. деревни - Киров 2002 г., с.372-373

Фото: Чудиново. Июнь 2019 г. Фото Елены Чудиновских

 

Вятские фамилии: Бронниковы, Бусыгины, Бушуевы...



Бронников. Бронников сын, неполное отчество. Бронник в древнерусском языке имело несколько значений: кузнец, оружейник, воин в латах.

Бусыгин. От неполного отчества – Бусыгин сын. Бусыга - прозвище мельника или седого человека (возможно, от бус – мучная пыль).

Бушуев. От неполного отчества - бушуев сын. Бушуй - прозвище непоседливого ребенка, а также пьяницы.

Бызов. Бызов сын - неполное отчество от прозвищного имени. Быз – в вятских говорах – «плакса».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

На фото: Герой Советского Союза Бронников Михаил Максимович (10.10.1911-14.11.1983). Родился в деревне Лаптевщина Лебяжского района в семье крестьян. Русский. Окончил 10 классов. Принимал активное участие в коллективизации, ликвидации неграмотности. Работал председателем сельского Совета, секретарем райкома комсомола. В 1933 г. пошел служить в армию. В 1937 г. окончил Ленинградское военно-политическое училище, а в 1941 –м - Военно-политическую академию в Москве.
С начала Великой Отечественной войны – на фронте. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, Первом Прибалтийском, Ленинградском фронтах.
Будучи начальником политотдела 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии, полковник М.М.Бронников при форсировании Западной Двины в районе деревни Буй в Витебской области Белоруссии 24 июня 1944 г. под непрерывным огнем врага в числе первых переправился на левый берег и принял на себя руководство переправой. Дивизия захватила и удержала плацдарм.
За эту операцию 48 воинам дивизии, в том числе и М.М.Бронникову, 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны генерал-майор М.М.Бронников продолжил службу в армии, выйдя в отставку лишь в 1969 году. За службу Родине Михаил Максимович был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями. Жил в Москве. Умер 14 ноября 1983 года.

Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.57-58. Фото группы Музея воинской славы (г.Киров)

 

Эпоха - газетной строкой. Манифестация в Воткинском заводе



Воткинск. 9 января завод не работал. На соборной площади, где в памятный даже для Казани губернатор Хомутов драл первых воткинских забастовщиков, была отслужена панихида по борцам за свободу. Стечение народа было громадно. После этого рабочие с красными и черными флагами прошли по главным улицам селенья. Благодаря отсутствию казаков и солдат, кровопролития и беспорядков не было.

Вятская жизнь - 1906 г. № 35

Примечание. Интересна последняя строчка. Похоже солдаты и казаки вносили беспорядки при разгоне демонстраций больше, чем сами демонстранты, причем с кровопролитиями...

На фото: Воткинский завод век с небольшим назад

 

"...Иже с ними 9 тысяч убиенных Михаил Россохин убил на Вятке в лето 1421 от Рождества Христова..." Память древних битв



В одной версте от Талицкого завода Пластининской волости и в 5 верстах от города Вятки находится Гарцынская деревянная часовня, в которой на стене, на бумаге, сделана надпись: «Сабурова дружина Анфала Степана Нестера Федора Матфея 2 Григория 2 Иоанна Панкратия Исаакия иже с ними 9 тысяч убиенных Михаил Россохин убил на Вятке в лето 1421 от Рождества Христова, и деревянный восьмиконечный крест длиною в 1 сажень, чертеж с которого при сем прилагается. В часовне этой местными жителями принимается участие в панихиде, совершаемой ежегодно на 6 неделе по Пасхе».

Переписка Вятского губернского статистического комитета о доставлении в Императорскую академию художеств сведений о древних памятниках отечественного древнего искусства. 1886 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1064 л.39

Примечание. Вятский "Временник" под 1421 годом лаконично повествовал так: "В лето 1421 Михайло Росохин убил на Вятке ратию Анфала и сына его Нестора с дружиною их". Анфал Никитин с устюжанами приступил к городу ночью и именно тогда произошло то знаменитое побоище, "когда своя своих не познаша", о котором помнят и сейчас (с сайта https://studopedia.ru/26_89490_vyatskaya-vechevaya-re..)...

На фото: в Музее города Хлынова (г.Киров)

 

Марийская тамга. Метрическая книга церкви села Упша Яранского уезда за 1810 год. На обороте страницы родовые марийские знаки - тамга поручителей по жениху. Обнаружил историк Александр Соколов



Фото со страницы Светланы Жучковой

 

Уникальный снимок. Взрыв колокольни церкви села Кумёны. В 1862 году в "клировой ведомости" церкви писали: "Теплая церковь в 1796, а колокольня в 1831 году перекладены, прочны" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.25 об.). Интересно, что на колокольне были часы на четыре стороны. В 1930-е годы "воинственные безбожники" колокольню с часами взорвали...



Фото предоставлено Ольгой Михайловной Тарбеевой

 

Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. Пройдет бабка с ведрами на коромысле, даже за двойными рамами слышно, как скрипит под ее валенками тугой, крепкий снег. Собака залает сдуру и замолкнет – мороз.



В.М. Шукшин "Верую".

 

До появления железных дорог... Сибирский тракт в истории Вятской губернии



До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и экономической жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога – тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины Второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое-где еще сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в XVIII веке и в последующее время. По нему кто только не ехал и не проходил, в том числе и политические ссыльные. Этот тракт знал и кандальный звон, и звон почтового колокольчика под лошадиной дугой, когда везли государеву и личную почту, и торговые возки купцов в том и другом направлении, то есть из Петербурга на Урал и в Сибирь и обратно.
Старые жители деревни Пронино вспоминали, как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр Третий.
- Государь, видимо, любовался красотой природы, он изволил открыть окно кибитки и посмотреть из любопытства на нашу деревню, - вспоминал Никита Семенович Скурихин (по рассказу отца).
Старожил деревни бороздино рассказывал односельчанам, что по Екатеринскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Он поведал печальный эпизод о заключенных, которых вели на каторгу пешком, а для надзора над ними ехали верхом на лошадях четыре вооруженных конвоира. Изнуренные голодом, измученные оковами, люди умирали в дороге. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.
Как писала на страницах районной газеты А.Бусыгина в статье «Земля круглыжская», перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и на выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этапы). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции, когда еще железнодорожных станций не было и в помине, стоял, если мы обратимся к А.С.Пушкину, его «Станционному смотрителю», человек маленький, сущий мученик 14 класса, не знавший покоя ни днем, ни ночью, но нужный путешественнику. «Станционный смотритель», - так тогда его называли. Название громкое, а прав на грош. «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор», - это уже шутливые слова о смотрителе князя Петра Вяземского, друга А.С.Пушкина.
Приезжие останавливались на таких станциях для отдыха, перезапрягали лошадей, коротая томительные часы за чашкой горячего, духовитого чая, а то и слегка сдремнув в одночасье, и, набравшись сил, снова отправлялись в путь до следующей остановки.
Если ехал чиновник со срочным сообщением, в сургучном пакете с царской печатью, то смотритель в таком случае сам дрожал, как осиновый лист, испытывал страх и подобострастие. Лошадей кормил сытно, подсыпал овес в торбу, чистил до лоснящегося блеска их бока и спины, тщательно снаряжал более богатую и красивую упряжь с непременным колокольчиком под дугой.

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.21-23

Карта с сайта drive2.ru

На фото: Дымково в морозный декабрьский день

 

С архивной полки. Первая мировая война в истории Вятской губернии. Мобилизация в Сарапульском уезде



Мобилизация в 1914 году в Сарапульском уезде была объявлена почти на два месяца позже, чем всеобщая мобилизация, а также мобилизация в других уездах Вятской губернии. Возможно, правительство не спешило с привлечением запасных солдат на войну из уезда со значительным количеством заводских людей, считавшихся политически неблагонадежными. За 1914 год в Сарапульском уезде мобилизовано на фронт 10501 человек нижних чинов запаса и 5315 ратников ополчения 1-го разряда (УПДААС ф.14 оп.1 д.1 л.19).

 

Жизнь вятских крестьян в воспоминаниях: в поисках заработка



… Бедность заставляла отца искать заработок на стороне. Некоторое время он был урядником в селе Лопьяле, учителем в деревне Канчаре. Затем мы перебрались на жительство в Уржум, где отец надумал выпекать крендели да сушки. Но дело не шло. Мать подрабатывала у богатых стиркой белья, мытьем полов и окон. Но все равно семья перебивалась, что называется, с хлеба на квас. К тому времени отец все сильнее стал прикладываться к спиртному. Серьезно заболел. Последние гроши матушка тратила на лечение. Но ему уже ничего не помогло… После смерти отца, которого похоронили в Уржуме, мать осталась с четырьмя детьми на руках.

Александр Минин. Мы, Минины… Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина (1887-1964) – Тольятти 2007 г., с.10-11

Фото С.А.Лобовикова. Оно довольно интересно: как Вы думаете, что делает женщина, изображенная на снимке?

 

Истоки. Монахи-первопроходцы в освоении нолинских и сунских земель



В середине семидесятых годов XVII века Вятский Успенский Трифонов монастырь обладал обширными землями в Вятском крае. Значительная территория земель находилась по рекам Воя и Суна. Успенский монастырь на Вятской земле появился в конце XVI века. Основателем его был Трифон Вятский )Трофим Дмитриевич Поздеев – 1546-1612 гг.). В 1580 году преподобный Трифон в возрасте 36 лет прибыл в Хлынов из Пермского края и по челобитной в Москве от митрополита Антония, получил храмозданную грамоту на право строительства монастыря. Царем Иоанном Четвертым (Грозным) было выдано разрешение на землю под постройку зданий. В том же году, в сане иеромонаха, он приступил к строительству мужского монастыря на южном берегу Засорного оврага в городе Хлынове. Строительство велось успешно, и в 1585 году была построена шатровая церковь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на пожертвования жителей Вятских городов: Хлынова, Котельнича, Слободского, Уржума и Шестакова. После чего монастырь стал именоваться Успенским, и с первых лет своего существования принимал усиленные меры к сосредоточению в своем распоряжении Вятских земель.
Не прошло и шесть лет после начала строительства монастыря, как Трифон приобретает в 1586 году три деревни. В 1595 году получает от правительства страны Вобловицкую волость (территория современных Нагорского, частично Слободского, Белохолуницкого и Юрьянского районов).
Заселение людьми в XVII-XVIII веках значительной части территории современных Нолинского и Сунского районов во многом обязано Успенскому монастырю. А началось заселение, как уже известно читателю, после передачи земель по рекам Воя и Суна от Епифания Федянина и его друзей.
Служители монастыря проявляли большую настойчивость, пробираясь по берегам рек и речек, отыскивали удобные места для основания будущих сел и центров вотчин.
Как уже известно читателю, первым таким селом Успенского монастыря в междуречье становится Суна. Следом за ней, на небольшой реке Верхосунье, притоке Суны, монахи облюбовали высокий холм и, расчистив необходимую территорию от леса, в 1654 году построили деревянную церковь, основали село Верхосунье. В 1661 году в 28 верстах от села Суна, на высоком берегу реки Курчум, притоке Вои, монастырские люди образовывают деревню Пасеговскую, где построили большую деревянную церковь. Со временем деревню переименовывают в село Екатерининское, затем в село Курчум. Так, в течение 12 лет, на карте Успенского монастыря после села Суна и Верхосунье значится село Курчум, ставшее не только монастырской вотчиной, волостью, но и родиной васнецовского рода, известных художников В.М. и А.М.Васнецовых.
В конце XVI века монастырь образует новую, последнюю на Сунской земле вотчине. В 1690 году он основывает село Ошеть, на реке Ошеть, притоке Суны, где в 1692 году монахи построили деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. В поселении, кроме церкви, были построены курные избы для служителей, амбары и монастырская «съезжая изба». Монастырь активно переселял людей из других поселений на новое место жительства.
Через несколько лет после основания в селе Ошеть находилось 18 дворов, в которых проживали служители церкви, монахи, крестьяне и бобыли.
К началу XVIII века на берегах Лудяны, Вои и их притоках Успенский монастырь имел вотчины: Сунскую, Кырчанскую, Ошетскую. Окраиной обширной территории в низовье Вои считалась земля, где теперь находится город Нолинск.
Со временем села в междуречье стали небольшими центрами – торговыми, административными, кроме того, религиозными.

Николай Романов. В лесах междуречья – Нолинск 2013 г., с.20-22

На фото: комплекс построек Вятского Успенского Трифонова монастыря в наши дни. Именно отсюда начиналась одна из волн освоения земель обширного Вятского края. Нужно дополнить, что из нолинских земель монахи продвинулись и еще дальше - на территорию современного Уржумского района, столкнувшись здесь с другим крупным церковным землевладельцем - Цепочкинским Спасо-Преображенским монастырем и начав многолетнюю тяжбу за спорные пограничные земли. Думается, если бы не Цепочкинский монастырь, вятские монахи-первопроходцы могли продвинуться и еще дальше....

 

История в документах. Кто был инициатором переименования Вятки в Киров?



Переименование Вятки в Киров в 1934 году имело характер ярко выраженной политической акции. Причем ясно, что по приказу центра. Жители Вятки и других градов и весей нашего края вообще до гибели Кирова и знать не знали о его вятском происхождении. Но началось усиленное муссирование темы убийства Кирова. Оно было и в давние приснопамятные годы, и не в столь уж отдаленные времена – от проведения обязательных «кировских мероприятий» в каждое первое число декабря до книг вроде «Мальчика из Уржума». Кстати, если жители Нижнего Новгорода, переименованного по инициативе Сталина в Горький, все же знали своего земляка, писателя, рассказавшего о родном городе в своих произведениях, то в Вятке Киров ни разу не бывал, никаких связей с Вяткой не имел.

В.Д.Сергеев. История Вятского края в персоналиях – Киров 2015 г.

Как известно, 1 декабря 1934 года в Смольном был убит член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Сергей Миронович Киров (Костриков). Уже 5 декабря ЦИК СССР принял постановление о переименовании г.Вятки в г.Киров, опубликованное на следующий день во всесоюзной газете «Правда». В постановлении подчеркивалось, что город был переименован вследствие массовых обращений трудящихся города в Центральный комитет ВКП (б) и на том основании, что г.Вятка якобы являлся родиной С.М.Кирова (на самом деле он был уроженцем г.Уржума). По сообщению газеты «Вятская правда» (с 8 декабря 1934 г. – «Кировская правда»), упомянутые обращения были высказаны на многочисленных траурных собраниях, а также на 40-й тысячной траурной демонстрации, в которой приняли участие «все городские организации, все работники и трудящиеся г.Вятки и Вятского железнодорожного узла».
Более правдивую картину рисуют архивные документы. Действительно, уже 2 декабря 1934 года в Вятке состоялось крупное траурное мероприятие, посвященное гибели С.М.Кирова. По официальным данным, на него вышло 40 тысяч горожан. В тот же день в Ленинград была послана телеграмма, в которой говорилось: «Пролетариат Вятки на беспримерную утрату отвечает передачей лучших работников-ударников в ряды сочувствующих, созданием ударных бригад, новых колхозов им.С.М.Кирова, созданием фонда на постройку мощного самолета им. С.М.Кирова. Рабочие крупнейшего в городе предприятия Политехоборудования ходатайствуют присвоить заводу имя любимого большевистского руководителя…». Таким образом, ни о какой инициативе трудящихся по переименованию города не было даже речи.
Однако уже 5 декабря в телеграмме секретаря Вятского горкома ВКП (б) А.А.Бобкова, посланной в Москву на имя А.А.Жданова, присутствует другая версия событий: «Все городские организации, все рабочие, работницы и трудящиеся Вятки и Вятского железнодорожного узла… решили просить Центральный комитет партии и правительства переименовать город Вятку в город Киров (другой вариант – Кировск. – П.Ч.)». Исходя из этого, можно предположить, что инициатором переименования были местные органы власти или, как минимум, отдельные ее представители. Теоретически инициатива могла идти и «снизу», но документальных подтверждений тому на сегодняшний день не обнаружено….

П.А.Чемоданов. Вятский Interbellum: Очерки истории Вятского края в межвоенный период – Киров 2020 г., с.92-94

Примечание. Как видим, история переименования города Вятки в Киров основана, по-современному говоря, на фейках. Возникает сомнение и факт 40-тысячной демонстрации в городе. На 1933 год население города составляло 85 600 человек. Таким образом, на демонстрацию должна была выйти ровно половина города. Могло ли быть такое в действительности? Да и, собственно говоря, кто считал эту демонстрацию? Скорее всего, цифра о 40-тысячной демонстрации была взята с потолка.

 

Как Яранск хотели соединить железной дорогой еще в царское время



Яранский край исторически сложился как один из крупнейших земледельческих центров Вятской губернии, снабжавший продовольствием не только ее, но и соседние уезды Костромской и Нижегородских губерний. Однако уже в 19 веке отсутствие надежных дорог тормозило экономическое развитие района. Передовые общественные деятели Яранска хорошо это понимали, поэтому не случайно в конце века они подняли вопрос о постройке железной дороги на Яранск.
Это было вызвано тем, как известно, в 1895 г. на территории Вятской губернии началось железнодорожное строительство, и первая линия пошла через губернский центр на Котлас. Увидев реальную перспективу, Яранское уездное земское собрание в тот же год обратилось с ходатайством в губернское земство о соединении Яранска с Пермь-Котласской железной дорогой. Однако эта просьба была отклонена, так как перед Вяткой в ту пору стояла более важная задача: соединиться железной дорогой с Санкт-Петербургом и Москвой. Именно поэтому после пуска в эксплуатацию в 1899 году Пермь-Котласской железной дороги началась работа по продолжению до ее столиц. В 1901 году началось строительство железной дороги Вятка-Котельнич-Вологда-Петербург. Уже построенная к тому времени дорога Москва-Ярославль-Архангельск пересекала ее и давала возможность доехать на поезде из Вятки до Москвы. Только после осуществления строительства магистральной железной дороги через Вятскую губернию на повестке дня встал вопрос о присоединении к ней основных экономических центров губернии.

В.С.Жаравин. Железные дороги на Вятке. История строительства – Киров 2018 г., с.110

Примечание. Вопрос о строительстве железной дороги через Яранск так и не решился до 1917 года, хотя в последние годы существования старой власти он вот-вот мог решиться. Но канул в лету, как и многие другие масштабные проекты царской России.

Фото с сайта yaransk.net

 

Вятская Мариинская гимназия. История здания



Два брата Машковцевых, Афанасий и Федор Яковлевичи, купцы «в одном капитале», в 1792 году построили место для постройки двухэтажного каменного дома с подвалом, на 15 саженях на Московской – 39 сажен по улице. К 1799 году дом был построен – вчерне, без отстройки. «Отстройка» начиналась обычно не раньше, чем через год. Оштукатурят стены только в подвалах и в подсобных помещениях, да и то «под серку», не заглаживая поверхность; в парадных покоях обтягивали стены тканью. Поэтому и на плане города, снятом в 1799 году с натуры самим Росляковым, дом Машковцевых показан построенным. Отстроили дом позже. Александр Федорович Машковцев, к которому дом перешел от отца и дяди по наследству, по-видимому в этом большом доме никогда не жил, сдавал в аренду. Продал дом, а точнее – обменял на другой, уже в 1840 году, получив наличными разницу в стоимости. Продал Удельной конторе. Прошли годы, Удельную контору в Вятке упразднили. Вот тогда-то дом Машковцевых и был куплен попечительским советом женской гимназии. Приспособление жилого дома под гимназию растянулось на годы. Гимназия росла, и в 1875 году дошла очередь до переоборудования под классы хозяйственных надворных построек (конюшен). В 1878 году гимназия имела три собственных каменных здания: в двух – классные комнаты, в третьем – квартира начальницы. Через три года начали расширять главное здание: по проекту И.А.Чарушина к 1899 году пристроили актовый зал и церковь. Пристройка актового зала и церкви, соединенной актовым залом широким проемом, позволила получить самый большой в городе зал на 600 человек. В оборудовании домовой церкви принял участие художник Аркадий Александрович Рылов: он написал иконы для иконостаса. Проект расширения гимназии выполнил архитектор И.А.Чарушин. Сообщившие об этом «Вятские губернские ведомости» подчеркнули – бесплатно.
В Мариинской гимназии преподавал историю В.П.Юрьев, автор многих публикаций по истории Вятского края (1850- около 1920), А.С.Верещагин (1839-1900), А.А.Спицын (1858-1931). Среди окончивших гимназию были такие общественные деятели, как сестры Громозовы (Ия Константиновна Франчески, Людмила Константиновна Зубарева, Ольга Константиновна Матюшина), В.В.Зубарева, А.Д.Кувшинская (жена Н.А.Чарушина), М.О.Авейде, К.Н.Ухова.
В 1918 году все школьные здания объявлены муниципальной собственностью и уже в составе коммунального владения № 196 переданы «школьному городку» губернского отдела народного образования. В главном здании разместились школы первой и второй ступени Университетского района. Все здания на северной стороне улицы в квартале вошли в «школьный городок», в котором учились 1100 детей. Создание городка рассматривалось как один из путей борьбы с беспризорностью. В двадцатых годах в школьном здании открылся первый народный музыкальный университет, собиравший большую аудиторию слушателей.
В 1954 году по проекту главного архитектора города Никиты Ивановича Козлова трест «Кировстрой» надстроил два этажа, и по улице Карла Маркса на месте небольшого гимназического общежития выстроил северное крыло здания, более чем вдвое увеличив объем учебных помещений.
Решением облисполкома № 560 от 30 августа 1966 года здание школы объявлено памятником истории (местного значения).

Анатолий Тинский. Вятка. Главная улица – Киров 2002 г., с.116-119

 

Истоки. Купечество в ранний период российской истории и формирование термина «купец»



Зарождение российского купечества происходило под влиянием процессов разделения труда на территории Восточной Европы, образования городов, дальнейшего социального и имущественного расслоения населения, развития торговли как самостоятельного вида экономической деятельности. Появление первых торговых людей обусловливалось и потребностью в обмене запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства на предметы роскоши, монетное серебро и другие материальные ценности, в которых была заинтересована стремившаяся к обособлению племенная и военно-дружинная знать.
На заре российской цивилизации купцы вели уже обширные торговые операции, участвовали в формировании местных рынков, заседали в княжеских советах, входили в состав посольств. В историографии особое внимание обращается на преобладание в ранний период сферы международной торговли, с которой и связано было зарождение купечества в русских землях.
Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. В ранний период, в судебниках 1497, 1550 и 1589 гг. и позднее – в Соборном Уложении 1649 года, словом «купец» обычно назывались и торговые люди, и покупатели. Так, в Судебнике 1497 года содержится положение об ответственности за растрату чужих денег или потерю товара: «А которой купец, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згорит, или рать возмет… платити исцеву истину без росту», а в Соборном Уложении 1649 года купцом именовался покупатель имущества и товара: «А будет большой брат ту вотчину кому продаст или заложит, с меньшими братьями не поговоря…. и они о той отцовской вотчине на того своего большого брата и на купца, кто у него ту отца их вотчину купит или в заклад возмет, учнут государю бити челом…», - читаем в главе XVII «О вотчинах» или «А будет которые люди учнут на кого говорить в винной продаже, а продавец запрется, и учнут в том оба иматься за пытку, а в том пытать напередь купца, и будет купец с пытки не зговорит, и против того пытать продавца, и после пытки указ учинить до чего доведется» (слова выделены нами. – М.С.; то есть в последнем случае субъектами отношений выступали продавец вина и покупатель-купец), - говорится в главе XXV «Указ о корчмах».
Схожее, двоякое толкование этого понятия отмечалось в средневековой литературе и в устном народном творчестве. Былинный герой Садко именовался «купцом, богатым гостем», который «продавал товары новгородские; получал барыши великие». «Купцом тверским» был Афанасий Никитин, ходивший за три моря с торговыми целями. О «купующих», то есть покупателях, и «продающих» жителях российских городов упоминал в своих сочинениях писатель и богослов первой половины XVI века Ермолай-Еразм.
В ранее время наряду с купцами – группой населения, соотносившейся, прежде всего, с посадскими людьми, чей правовой статус закреплялся в Соборном Уложении 1649 г. постепенно сложились и такие категории торговых людей, как гости, гостиная сотня, суконная сотня- привилегированные феодальные корпорации, создание которых характеризовало процесс профессиональной и имущественной дифференциации средневекового торгового общества. В дальнейшем, в XVIII веке, эволюция социальной жизни в России, формирование буржуазного уклада способствовали постепенной консолидации торговых людей в одну общую группу и появлению устойчивых формулировок, обозначавших принадлежность к определенной категории населения.

М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.45-45

К иллюстрации. Фрагмент картины Бориса Кустодиева

 

«Ты бы посмотрел, что делается в городе, так в ужас бы пришел!...»: 1917 год в письмах вятчан



Август 1917 г. г.Вятка.
Ты бы посмотрел, что делается в городе, так в ужас бы пришел! Муки нет. Скорей бы уж мир заключали, ведь все равно уже ничего не сделать. Вот опять полк отказался идти в бой, и милые офицеры, которые нам не изменяли так же, как дорогие казаки, взяли оружия и пошли в бой, и пали в бою. Мы не забудем ихнюю память. Германцы павших офицеров со славой похоронили. Все у нас изменщики. В Петрограде уже совсем невозможно жить, даже сознает новое правительство. Николая Второго, Романовых увезли в Тюмень. Говорят: «Не тот враг приближается к Петрограду – немец, а враг – голод». Железных дорог нет, бежать им придется в Вятку… Надо мир просить, а то еще хуже будет.
Ходили в городскую пекарню запастись хлебом. Приходилось стоять в хвосте, народу полна лавка. Жара нестерпимая. Все выпрелые, лезут и толкаются из-за каких-то 5 фунтов черного хлеба, на который прежде не хотели и смотреть. Что-то будет дальше?
Здравствуй, милый мой Сережа. Получили от тебя дорогие гостинцы: две груши, яблоки, ватрушечки, табак и сахар. Такой драгоценный подарок. Все разделили поровну. По груше, конечно, Фотичке с Варичкой, и по ватрушечке всем, по яблоку разделили. Табак, конечно, Саше с Николаем Саввичем. Премного благодарны, Сережа, за такие подарки и за твои хлопоты. Пусть тебя Бог хранит, Ангел-хранитель, Иван-воин. Я его все прошу, чтобы тебя сохранил.
Горячо любящая тебя мама.

Римма Лаптева. Письма вятского обывателя (по фрагментам писем семьи Клабуковых из города Сарапула)

На фото: Вятка. 12 марта 1917 года, манифестация в честь падения самодержавия. Вид на Кафедральную площадь с балкона дома купца Гусева (Казанская, 73).
Источник:https://vyatkawalks.ru/upload/medialibrary/e3e/e3ea34..

 

С архивной полки. Старообрядческие священники в делах «по передаче имущества» 1920-х годов



Старообрядческий дом города Уржума

Сметанин Лупп Ефимович, духовный отец, 63 лет.
Социальное положение: крестьянин
Профессия: хлебопашец
Имущественное положение: дом и скот
Место жительства: г.Уржум, улица Вятский тракт
Сколько служит: 10 лет.

Помелов Савва Михеевич, диакон-псаломщик, 18 лет.
Социальное положение: служитель культа, духовник
Место жительства: г.Уржум, ул.Свободы
Сколько служит: 18 лет.

Гребнев Июда Арефьевич, духовный отец
Социальное положение: крестьянин
Место жительства: деревня Дергачи Уржумской волости и уезда.
Служит бесплатно. Жалование по добровольному желанию.

Крупин Анфиноген Маркович, духовный отец.
Социальное положение: крестьянин
Имущественное положение: бедный
Служит бесплатно. Жалование по добровольному желанию.
Место жительства: деревня Нижняя Кизерь Больше-Шурминской волости.

ЦГАКО. Дело по передаче имущества старообрядческого дома города Уржума за 1925 год.

За 1918 год упоминается также староста Иван Любимов. В подобных делах можно найти сведения и о других старообрядческих служителях Вятской губернии

На фото: старообрядческая молена в Уржуме в старину

 

Вятское духовенство и образование: российские ученые и преподаватели как потомки неграмотных вятских дьячков и священников XVIII века



Дети служителей церкви чаще всего шли по стопам отцов, получая специальное духовное образование. В начале XIX века еще можно было встретить в послужных списках записи о том, что священник или диакон, в семинарии не обучался.
Клировая ведомость за 1844 год по Малмыжскому уезду. Предтеченская церковь села Костенеевского. Священник Василий Алексеевич Троянский (67 лет). В семинарии не обучался. В 1800 году Преосвященным Амвросием посвящен в стихарь и определен причетником Архангельской церкви в село Танайка Елабужского уезда. 12 марта 1805 года переведен на место отца своего, уволенного за штат священника Алексея Троянского, служащего в Николаевской церкви города Елабуги. Но из-за отсутствия образования переведен священником к Предтеченской церкви села Костенеевского.
Григорий Стефанович Верещагин (1769-1850) -дьяческий сын. В семинарии не обучался.28 февраля 1784 года Преосвященнейшим Антонием, архиепископом Казанским, произведен в дьячка к Преображенской церкви села Цепочкино Уржумского уезда. 5 января 1796 года Преосвященнейшим Лаврентием, епископом Вятским и Слободским, посвящен в сан диакона к той же церкви.
К середине века подобные записи были исключены: без семинарского образования в священники не брали. Григорий Верещагин, рано оставшийся без отца, образование, как видим, получить не смог. И для обучения в вятской семинарии всех трех сыновей тоже не хватило средств у скромного сельского дьячка, выучил только старшего сына Андрея, а тот помог младшим Стефану и Матфею. Зато все его внуки не просто хорошо окончили семинарию, а стали известными в Вятской епархии священниками, как кстининский протоиерей Александр Андреевич Верещагин или курчумский священник Александр Стефанович Верещагин, брат которого – известный вятский историк А.С.Верещагин. Что уж говорить о внуке цепочкинского диакона Алексее Стефановиче Верещагине – ректоре Калужской духовной семинарии или о праправнуке Вениамине Михайловиче Тихоницком – епископе Вятском и Слободском?!
И такая картина наблюдается повсеместно в священнических семьях: дети образованнее, поэтому успешнее своих отцов и дедов….

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.254

На фото: А.С.Верещагин и священник Вениамин Тихоницкий (будущий архиепископ)

 

«Вот тогда и кладешь, как баранов, один на одного из пулеметов, винтовок и ручных гранат…» Письма вятчан с фронта Первой мировой



Сегодня - День Героев Отечества. Давайте вспомним наших земляков-героев, которые защищали наше Отечество в первой большой войне XX века.

В рядах Русской Армии в числе сарапульцев бьются два брата – Григорий и Петр Конюховы. Григорий, гвардеец, - на действительной службе пишет своим родным: «3 ноября вступил в бой. День своего ангела провел в окопах под адским огнем противника. Каждую минуту ждал «подарка», но это все миновало. Вот беда, не мог ни одного мерзавца немца сразить, и он, подлец, пулей меня угостил. Пуля его попала мне в ногу выше колена и вышла вон. Перед тем был 9 дней был в окопах, потом перешли во вторую линию траншей, здесь-то меня и ранили. Долго везли до санитарного поезда. В этом поезде было несладко. Но попали в поезд, в котором ухаживали за нами, как за малыми детьми. В Минске послали нас на питательный пункт; товарищи-студенты несли на руках, масса публики угощала конфетами, яблоками, папиросами. В Москве горячо встретила учащаяся молодежь, ухаживают заботливые доктора, фельдшера, сестры милосердия. Спасибо всей московской учащейся молодежи. Сейчас еще вспомнился бой. 16 дней сидели в окопах, и все время немцы старались наступать на нас. Вот тогда и кладешь, как баранов, один на одного из пулеметов, винтовок и ручных гранат. О, Боже мой! Сколько их наложишь, и все ему неймется, и все хочется прорвать нашу цепь».
Раненый Григорий Конюхов находится в Москве, в мещанской госпитале № 96.
Брат Григория, Петр, ушел на войну добровольцем и тоже давно получил боевое крещение. Он пишет: «Извини, папаша, что я так долго не писал. Все находимся в боях. Папаша, поздравь меня с первым Георгиевским крестом 4-й ст. Когда мы наступали на германский город С., нам надо было пройти через реку и болото. Наводить мосты немцы не давали; сапер все время обстреливали. Тогда нас выбрали охотников человек 150 пройти через болото и выбить оттуда неприятеля. Пошли мы. Дошли по пояс в воде до половины озера, как нас начали осыпать пулями. Прошли болото, проползли несколько сажень ползком и кинулись в атаку. Артиллерия наша нам помогла. Неприятеля угнали мы верст за 5 и взяли верст 15 солдат и 2 офицеров. После нас саперы мост навели, и наши полки перешли болота и укрепились. Дрались без отдыха и много германцев положили. Мокрые, простояли мы в окопах всю ночь, а было холодно, и теперь мне немного не можется».

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1914 г. от 24 декабря № 285

 

Вятские судьбы. Губернатор Николай Александрович Тройницкий (воспоминания)



В 1876 г., за переездом Чарыкова, на должность губернатора в Вятке приехал Николай Александрович Тройницкий с супругой своей АНастсией Евгеньевной, женщиной крайне скромной, высоко симпатичной, принявшей на себя обязанность председательства Вятского благотворительного общества и председателя в Красном Кресте.
Сам Тройницкий был брюнет, среднего роста и средних лет, очень живой и подвижный. Помню его, в начале дирижирующим танцами на одном из дядиных вечеров. Благодаря инициативе Тройницкого Вятка ныне имеет городской театр, открытый в 1876 г. Мне не раз приходилось видеть Тройницкого на парадных обедах дяди, произносившем разные тосты. На обедах присутствовало человек до тридцати….

Александр Александрович Прозоров. Город Вятка и его обитатели (мемуары) - Киров 2010 г., с.14-15

Примечание. Вятский губернатор Николай Александрович Тройницкий https://ru.wikipedia.org/wiki/Тройницкий,_Николай_Але.. При его непосредственном участии в Вятке возведен отдел общества спасения на водах, при нём к детскому приюту пристроена домовая церковь. С 1882 года Тройницкий — почётный гражданин Вятки.

 

Истоки. Город Котельнич в XVII веке



О том, как выглядел Котельнич в далекие времена, можно судить по летописным сведениям, относящимся к 1629 году:
«Город Котельнич над рекою Вяткою деревян, ветх. Всего в городе и на посаде пять церквей, да церкви без пения. Да в городе и на посаде семь дворов церковных, да двор съезжий для посланников, да два двора пушкарских, да два двора монастырских, а в них живут старицы, да двадцать пять дворов тягловых людей, и людей в них тож, да двадцать шесть дворов пустых, да тридцать семь дворов мест пустых. За посадом, за рекой Балакиревицей, монастырь Ивановской, а в нем церковь во имя Рождества Ивана Предтечи деревянная, а на монастыре семь келий, а в них живут черноризы, старец Иов с братиею, да к тому монастырю на монастырской стороне бобыльские четыре двора».

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 год, с.135

На фото: Как выглядел город 300 лет, до нас не дошло изображений, но сохранились прекрасные виды города Котельнича в начале XX века

 

Утраченное. Как уничтожали храмы Вятки



19 февраля 1935 года президиум горсовета направил в комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК докладную записку. Начиналась она с утверждения, что президиум рассмотрел «материал комиссии в составе художника Румянцева, архитектора-художника от Комстроя Чарушина, директора музеев т.Олынь, зав. горОНО т.Решетова и зав горкомхозом т.Скопина», и заключала в себе просьбу «исключить из списка памятников, как не имеющих ни исторического, ни художественного и архитектурного значения следующие объекты:
1.Каменную колокольню, стоявшую особо в бывшем монастыре, ныне во дворе совпартшколы, как уже полуразрушенную;
2. Каменные ограды вокруг быв. мужского и женского монастырей, как уже разрушенные;
3. Воскресенский собор, как сильно разрушенный;
4. Богоявленскую церковь 1688 года, как сильно разрушенную;
5. Покровскую церковь, построенную в 1709 году;
6. Собор Александра Невского, построенный по проекту А.И.Витберга;
7. Пятницкую церковь 1705 года, как не представляющую никакой ценности:
8. Преображенскую церковь (женский монастырь), построенную в 1697 году, как полуразрушенную».
Каждый пункт этого перечня содержит искаженную информацию. Прямая ложь заключается в заключении, что здания храмов разрушены или полуразрушены. Покровская и Богоявленская церкви в это время еще использовались по-своему назначению, и только через полгода крайисполком возбудит ходатайство об их закрытии. Воскресенская церковь была занята профтехшколой. В Преображенской церкви женского монастыря жили рабочие-кожевенники. Вопреки положению, к докладной записке горсовета не было приложено никаких первичных материалов – актов, фотографий, обмеров, исторических справок. Не было даже актов «комиссии». Существование их вообще вызывает сомнение. Преображенская церковь, жемчужина вятского каменного зодчества, и Пятницкая церковь объявлены не имеющими никакой ценности. Такое не могли не только написать, но и подписать ни И.А.Чарушин, ни Н.Н.Румянцев – знатоки, ценители и к тому времени уже многолетние защитники вятского зодчества и культурных ценностей. Ни тот, ни другой не могли подписать и просьбу об исключении храмов из списка охраняемых государством памятников. Подписал докладную записку председатель горсовета Кочетов. О том, как действовал в отношении памятников горсовет, говорит и такой факт: за две недели до отправления докладной записки горсовет уже принял постановление и утвердил «план разборки старых зданий и заборов на кирпич», поручив разборку Богоявленской, Воскресенской и Покровской церквей тресту «Кировпромстрой», ограды мужского монастыря – ремстройконторе «Домтреста», ограды женского монастыря – Горкомстрою, звонницы мужского монастыря – ветеринарному техникуму, Пятницкой церкви – т.н. Зеленому тресту. Срок окончания разборки тоже установлен горсовет – 1 мая 1935 года.
2 апреля 1935 года Комитет по охране памятников ответил на докладную записку горсовета. Сообщалось, что на государственном, централизованном учете состоят: Пятницкая церковь, все церкви, колокольня и угловая башня мужского монастыря, Александро-Невский собор архитектора А.Л.Витберга. Их использование должно быть согласовано с Комитетом.

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 год, с.142-143

Примечание. Интересно, что в этом списке нет Владимирской церкви. Видимо, она была уже исключена из списка объектов культурного значения. Между тем, судьба ее решалась в те же дни. И также не без подлога – в архивом деле о закрытии церкви сохранился на просьбу кировских коммунистов о ее закрытии ответ из Москвы, где черным по белому значилось категорический запрет на это. Но… местные товарищи сделали вид, будто не получали такого ответа. В обход высочайшего постановления церковь была не только закрыта, но и вскоре разрушена. Также поступали и с храмами в районах. Двухэтажная (а судя по подземному помещению, и трехэтажная!) старинная церковь в селе Цепочкино Уржумского уезда была закрыта по какому-то фиктивному акту осмотра, без обмеров и фотографий. Как правило, никто эти докладные и акты никто не проверял, и в отношении закрытия церквей можно было на местах творить что попало. Читая многочисленные архивные документы на эту тему можно убедиться, что в ход для закрытия шли все методы и в отношении верующих – застращивание, шантаж, фиктивные собрания с подложными списками участников, навязывание ненужного дорогого ремонта. Возникает только один вопрос – зачем?! Зачем ИМ это было нужно?....

Фото с сайта https://theslide.ru/uncategorized/svyatoy-knyazaleksa..

 

С архивной полки. Кого в старину называли девицей и кого девкой?



В старину "девицей" называлась не только собственно говоря молодая девушка, а любая женщина, не вышедшая замуж и оставшаяся девицей, старой девой. Нередко в метрических книгах встречаются записи о девицах 50,60, 70 лет. Зато девушку, родившую ребенка вне брака, чаще всего писали не иначе как "девка". Из этого видно отношение дореволюционного общества к категории разных женщин

Фото из метрической книги Успенской церкви города Нолинска, 1894 год. Запись о кончине от чахотки девицы 58 лет (ЦГАКО).

 

Возвращаясь к напечатанному. Солдаты на сенокосе



В последнее время среди крестьянского населения Вятского уезда начинает замечаться стремление к поднятию культуры лугов. Так, некоторые общины осушили болотистые места, сделавши сообща канавы и прокопы. Уничтожение на сенокосных пространствах кочек или так называемых «шахров», производится в уезде в обширных размерах. Одни из крестьян производят эту операцию сами, другие же производят ее при помощи наемных работников.
Большая часть хозяев предпочитает нанимать на эту работу солдат местной Вятской команды, которые каждый год особенно в значительном количестве расходятся по деревням на различного рода заработки. Плата за очистку сенокосных участков практикуется большей частью от пространства, а именно: за 100 квадратных сажень сенокоса или так называемый «стул» платится 1 ½ и 2 рубля.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 4: Вятский уезд - Вятка 1888 г., с.67

Примечание. Не так давно публиковали выписку из карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года с упоминанием некоего "отряда" на сенокосе. Возможно, этот отряд мог быть и отрядом какой-нибудь военной части, находившейся неподалеку

Фото уже из прошлого века: советские партизаны во время сенокоса, 1942 год. Источник: https://armedman.ru/fotogalereya/voennyie-fotografii-..

 

С архивной полки. Вятские древности. Нолинский уезд



Нолинский уезд. 15 каменных церквей и 5 деревянных; часовен 3 каменных и 8 деревянных. При деревне Зимнинской прихода Нолинского собора есть деревянная часовня, постройка ея относится к XVII столетию. В 1780 году она возобновлена в длину и ширину 9 аршин; стены из распиленных 6 вершков толщины брусьев соснового леса; холодная; без окон, с троими стекольчатыми дверями; с трех сторон обнесена тесовою галерею; как часовня так и галерея покрыты отдельными тесовыми крышами; на часовне утвержден крест, обитый жестью. Стены часовни довольны прочны, галерея ветха. Особенного внутреннего украшения в часовне не имеется. Два праздника в год: в первое воскресенье после Петрова дня и 8 сентября.

Переписка Вятского губернского статистического комитета о доставлении в Императорскую академию художеств сведений о древних памятниках отечественного древнего искусства. 1886 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1064 л.30

На фото: собор города Нолинска, к которому была приписана часовня в старину и в наши дни. Последние снимки были сделаны в октябре

 

Возможно, на фото Двинянинов Петр (Васильевич) 1868 года рождения
В Адышевской школе преподавали Двиняниновы София Петровна, Анна Петровна и Ольга Петровна в период 1910-1940е годы.



Просим откликнуться знатоков этой семьи из рода Васнецовых
(фото из архива Адышевской школы).

Источник: ОРИЧИ-Краевед

 

Великие люди Вятки. Семья Бронниковых



В начале 1837 г. в Вятке готовилась первая в губернии выставка образцов изделий местной промышленности и сельского хозяйства для «соревнования в усовершенствовании изделий». Открытие выставки было приурочено ко времени посещения г. Вятки наследником престола, будущим царём Александром II, который совершал тогда путешествие по губерниям России. Главным организатором выставки был А. И. Герцен, находившийся тогда в Вятке в ссылке и работавший в канцелярии губернатора.
На выставке, открывшейся 18 (30) мая 1837 г., было представлено свыше тысячи различных предметов, главным образом, кустарных изделий. Среди всех экспонатов особенно выделялись изящные карманные деревянные часы. Они были сделаны молодым искусным токарем, вятским мещанином Семёном Ивановичем Бронниковым. Кроме часов, он выставил ещё «станок для карандашей», вероятно, для их точки.
Вятские мастера-краснодеревщики из династии Бронниковых больше всего прославились изготовлением карманных часов из дерева. Над этой «русской диковинкой» трудилось три поколения Бронниковых. Семён Иванович Бронников, его сыновья Михаил Семёнович Бронников и Николай Семёнович Бронников, а также его внук Николай Михайлович Бронников.
В «Памятной книжке Вятской губернии» за 1870 год о них пишут: «Часы большей частью работаются по заказам из разных концов России, и нередко заказы бывают дюжинами. Нужно удивляться искусству старика Бронникова и его двух сыновей, которые почти ещё первобытным инструментом вытачивают с изяществом самые мельчайшие принадлежности часов…» Их часы не превышали в диаметре четырёх сантиметров и стоили дороже золотых. Обычно Бронниковы подписывали часы. На внутренней стороне нижней крышки встречаются надписи: «М.С. Бронниковъ въ Вятке», «Братья Бронниковы въ Вятке», «Н.М. Бронников въ Вятке» и «Бронников въ Вятке».

Источник: Изостудия "ЭТЮД"

 

Истории из старых газет. Плата с аренды трактирных заведений - на благое дело



Ижевский завод. Обыватели Ижевского завода получают с трактиросодержателей за аренду местных трактирных заведений, а также винных и пивных лавок ежегодно по несколько десятков тысяч рублей и деньги эти откладывают в мирский капитал. Недавно волостному писарю Нагорной волости пришла мысль об отчислении части этих сумм на образование школьного фонда, об учреждении которого ижевцы задумали еще около 6 лет назад. Мысль свою волостной писарь изложил волостному сходу в марте текущего года; сход отнесся к ней очень сочувственно и постановил отчислять для образования школ фонда по 5 % суммы, получаемой за аренду питейных заведений. Благодаря этому поступило в нынешнем году поступлений в упомянутый фонд 1050 рублей.

Вятская газета - 1897 г. № № 6

На фото: таким был Ижевский завод в те времена. Фото с сайта glazovmuseum.ru

 

Вятские древности. Никулицкое городище



В селе Никулицком Пластининской волости в 12 верстах от города Вятки существовал на правом крутом берегу реки Вятки город, от которого с юга гора, с востока овраг и с запада два вала и два рва; валы насыпаны из глины, длины оба до 50 саженей, и вышиной до 2 саженей, самая площадь городища более 175 саженей, на ней построена церковь и имеются следы старых могил.

Переписка Вятского губернского статистического комитета о доставлении в Императорскую академию художеств сведений о древних памятниках отечественного древнего искусства. 1886 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1064

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Вятский род Перевозчиковых: деревня Большая Пеньба Уржумского уезда



В этом году было несколько постов по вятскому крестьянскому и мещанскому роду Перевозчиковых. Особенно много представителей этой фамилии проживало в Уржумском уезде: город Уржум, села Петровское, Рождественское, Русский Турек. И вот удалось выяснить, что еще одной родовой вотчиной уржумских Перевозчиковых была деревня Большая Пеньба, относившаяся к приходу Уржумского собора. По сельскохозяйственной переписи 1917 года в деревне проживали следующие домохозяева этой фамилии:
Сергей Григорьевич
Семен Захарович
Семен Семенович
Михаил Григорьевич
Федор Перфильевич
Василий Иванович
Ефим Иванович
Митрофан Захарович
Максим Захарович

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1460

На фото: семья Уржумского мещанина Александра Яковлевича Перевозчикова. Фото предоставлено Ульяной Кустовой

 

Эпоха - газетной строкой. Алексеевская ярмарка в Котельниче



Из корреспонденции. Алексеевская ярмарка (письмо из Котельнича).
Нынешняя ярмарка по началу обещала быть очень оживленной. Торговать начали еще до дня открытия ярмарки (1 марта). Съезду торговцев благоприятствовала ясная, холодная погода, установившаяся в конце февраля и начале марта. Спрос на некоторые товары, как, например, на красную бумагу, кубовую краску, кожаную обувь, превзошли всякие ожидания. Торговля этими товарами к 7 марта расторговалась «в чистую». Хорошо шли и мануфактурные товары, а также павловские - скобяные и железные изделия.
Но особенно ныне в цене были лошади, главный предмет торговли Алексеевской ярмарки, которых в приводе было немного: цена средней рабочей лошади была от 60 до 80 рублей; за 40 рублей были уже плохие.
Цены на рогатый скот стояли также высокие: начавшееся движение в Петербургской дороге дало возможность приехать на ярмарку торговцам из смежных Костромской и Вологодской губерний; не смотря на очень тяжелые условия, предъявленные к кладчикам управления железной дороги (высокий тариф и отправка однородных товаров целым вагоном), явились покупатели на мясо (по преимуществу из Галича) и цены на него быстро поднялись до 3 рублей 50 копеек за пуд (целым стягом). Заметен был спрос на яйца и овес, тоже главным образом со стороны скупщиков, приехавших по новой дороге. Вообще можно с уверенностью сказать, что проведенная линия открывает для Котельничского уезда в самом непродолжительном времени новые рынки.
Наступившая с 9 марта теплая погода и затем сильная вьюга в конец испортила дороги и ярмарка опустела: все приехавшие издалека спешно уехали обратно и ярмарка закончилась обычной мелочной торговлей.

Вятская жизнь - 1906 г. № 71

На фото: Алексеевская ярмарка в Котельниче в старину. Фото с сайта photokirov.ru

 

Современные биографические исследования о жизни С.М.Кирова. Предисловие к книге "С.М.Киров. От мифа к правде"



«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным»
(Мк. 4, 22)

Книга, которую вы держите в руках, посвящена Сергею Мироновичу Кирову, чей подлинный образ до сих пор находится в тени мифа о «кристально чистом и непоколебимо стойком партийце, большевике-ленинце, отдавшем всю свою яркую славную жизнь делу рабочего класса, делу коммунизма». Неизвестны и истинные причины убийства Кирова в Ленинграде 1 декабря 1934 года, которое было использовано правящим режимом для начала нового витка политических репрессий, унесших миллионы жизней.
Многие из нас лишь недавно открыли для себя правду о беззакониях сталинизма. Кому-то еще предстоит это сделать. Но оставаться безучастными к ним нельзя. И, когда в поисках ответа на вопрос «Как это могло случиться?», мы обращаемся к истории тех лет, становиться очевидным, что нельзя возлагать всю ответственность только на Сталина. Ее должны разделить те, кто проложил тирану путь на самую вершину власти, кто верно служил ему, заглушая голос совести речами о «прекрасном будущем» нашей страны под руководством ее «великого вождя и учителя».
Как известно Киров не просто входил в ближайшее окружение Сталина, но был с ним по-настоящему дружен. Как и когда родилась эта дружба? Отдавал ли Киров себе отчет в том, кому служит, кого он ведет к власти? Был ли Киров верным и послушным слугой Сталина или мог себе позволить в чем-то не согласиться с ним? Понимал ли он, что страна стремительно, в том числе и с его помощью, скатывается к кровавой диктатуре? Насколько и у него «руки в крови»? Вообще, был ли у Кирова выбор в той самой ситуации, о которой мы сегодня смеем иметь свое суждение?
Автор книги отвечает на эти вопросы прямо и честно. Как и может ответить современник описанных в ней событий, фронтовик, бывший военный разведчик, ученый, чья юность прошла в истерзанной сталинизмом Вятке. Каждый его вывод основан на документах, многие из которых стали известны только недавно. Последуем за ним, сколь горькой не была бы правда. Но будем помнить, что Тот, Кому принадлежат вынесенные в заголовок слова, также сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерою мерите, такой и вам будут мерить» (Мф.7, 1-2).

Протоиерей Александр Балыбердин

 

Вятские фамилии и их происхождение (новая тема)



Начинаем публикацию новой интересной темы - вятские фамилии и их происхождение. За основу ее взята публикации без подписи автора из фонда краеведа О.Н.Виноградова. Возможно, он и был ее автором. Также будем публиковать фотографии известных вятчан, представителей данных фамилий. Сегодня первые фамилии

Агафонников. От отчества - Агафонов сын. Прозвище агафонец, т. е. житель села Агафоново , мог носить переселенец с пустоши Агафоновской Костромского уезда.

Багаев. От неполного отчества - Багаев сын. Багай – прозвищное имя, возможно несколько этимологий: от архангельского «багать» - ухаживать за ребенком, мужчина-нянька или онежского «шалун».

Бахтин. От древнерусского отчества – Бахтин сын. Бахта – древнерусское мирское имя; бахта - «набивная бязь», архангельское – «гагачий пух».

Бердников. От профессии отца. Бердник – мастер, изготавливающий берда (гребни для ткацкого станка).

Блинов. От древнерусского отчества – Блинов сын. Блин - древнерусское мужское личное имя; возможно, полный, дородный человек.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова).

На фото: священномученик Александр Агафонников. Священники Агафонниковы служили на многих приходах Вятской губернии, а в годы репрессий многие из них невинно пострадали за веру...

 


Истории из старых газет. Нравы Орловской тюрьмы



Орлов. Смотритель тюрьмы у нас положительно задался целью прославления. Огорченный корреспонденцией в «Вятской жизни», в которой описывались неважные порядки не только в камерах, но даже и в бане, он прогневался на людей ни в чем не повинных, неведомо за что заключенных и отданных под его крепкую руку. Свет не без добрых людей: в городе находятся добрые люди, ежедневно доставляющие в тюрьму пищу для «политических». Теперь им объявляют, что отныне смотритель будет опускать в тюрьму обеды лишь два раза в неделю. Замечательно, что ему особенно ненавистны цветы. Безвинные узники тюрьмы томятся в заключении с зимы. Для жителей села наступление весны служит ободрением в гражданской жизни, а для узников первые цветы - оживлением надежды на лучшее будущее. Однако смотритель решительно объявил, что цветы он совсем не будет передавать по назначению. Гнев смотрителя распространился и на приносящих обеды: он говорит им грубости, бранит, например, обзывает «торговкой» и пр. В этом, по видимому, оказывает ему поддержку и супруга.

Вятская жизнь 1906 г. - № 99

На фото: город Орлов в старину. Источник: admorlov.ru

 

С архивной полки. "Яровое пахали отрядом..."



В карточке сельскохозяйственной переписи 1917 года по деревне Мустай Селтинской волости Малмыжского уезда встретилась интересная запись по одному зажиточному хозяйству: "Наем на сдельные работы. Род работ: яровое пахали отрядом за 28 р." (ЦГАКО ф.574 оп. 14 д.429 лл.17-17 об.). Интересно, что это значит? Отряд наемных работников? Или, возможно, речь могла идти о каком-то военном отряде... Указана и сумма оплаты - "28 р.".

 

"Белые - это лютые звери..." Гражданская война через призму советской печати



Грабители. Я, сын крестьянина Глазовского уезда, Пермской волости, А.Ф.Смагин, мобилизованный еще 7 апреля. Прожив в городе Вятке три месяца, получил из дома своих родителей такое письмо:
«Здравствуй дорогой наш сынок, мы пока оказались живы, но не так здоровы. Пишем вам не радость, у нас, сынок, стояли белые. Белые – это лютые звери. Они у нас стояли почти месяц, и шибко позорили нашего брата – бедноту. Затем мы вам пишем – белье ваше и одежду утащили: сапоги, шаровары, пиджак, фуражку, все рубашки и даже утащили ваш галстук, за то, что вы ушли в Красную армию. А у невестки Настасьи утащили 5 новин белого холста за то, что ее муж красноармеец. Да мало еще было этим лютым зверям золотопогонникам – они увели от нас лошадь и тарантас.
И вот, сынок, мы теперь сидим без лошади, пахать наняли, а посеять все таки посеяли. Шибко нам жилось, плохо во время белых. Это были не люди, а грабители. Зайдя в дом, отбирают одежду и забирают все белье, а тебя крепко отпотчуют взамен белого хлеба железной плеткой. Нас, сынок, тоже попотчевали этим, даже сейчас больно.
Дорогой Алексей, почитай это письмо тому, кто ждет белых. Пусть порадуются белым. А спроси крестьян как страдали при белых. Новостей еще масса будет, до свидания, дорогой сынок».
Ф.Смагин

Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 157 18 июля. Иллюстрация Ивана Владимирова


Назад к списку