Декабрь: 16-31
Истоки. Русская колонизация Прикамья
Первое проникновение славян в северное Приуралье относится к XI веку. Уже в те времена, судя по летописным и архивным данным, начались контакты пришельцев из Новгородской земли с обитавшими здесь племенами - пермью и югрой. В XII веке в Прикамье проникли ростово-суздальцы. Обширный край от верховьев Камы на западе до Урала на востоке, от Чусового озера на севере до реки Чусовой на юге – летописная Пермь Великая с известным с 1451 года центром – Чердынью был, как и весь Европейский север до XV века, местом соперничества новгородцев и ростово-суздальцев. В конце XV века Пермь Великая вошла в состав Московского великого княжества. С этого времени особенно росло значение Чердыни как опорного пункта в освоении земель в Приуралье за Уралом. Путь от Чердыни в Сибирь («Московская», «Государева» дорога) пролегала с Камы на Вишеру, Ивдель, Лозьву, Тавду, Тобол, Иртыш, Обь. Особенно долго сохраняла значение дорога из чердынских мест в Верхотурье и к Пелыму, пока в 1597 году не была открыта дорога из Соликамска на Туру («Бабиновская», или «Новая сибирская верхотурская дорога»). Вообще до XVI века в пределах будущего Чердынского и Соликамского уездов было мало русских селений (Искор, Чердынь, Покча).
Сведения о заселении края в период утверждения власти Московского великого князя в основном письменного происхождения. Это … появление в Прикамье Строгановых (1558 год), которые на пожалованных землях по Каме и Чусовой строили оборонительные опорные пункты, основывали городки и слободы, начали заводить солеварни, искать руду, заниматься земледелием, используя труд крестьян. В некоторых деревнях края и в настоящее время сохраняются известия о летописной чуди – древнем населении Чусовского городка (село Копально Чусовского района), о дорусском населении на Обве, «жившем в землянках, окруженных валами» (деревня Жердовка Ильинского района) и столкновениях с ними новгородцев (деревня Темная Чусовского района).
На путях из земли Пермской в Сибирь – Москва 1989 г., с.14
Награды российского православного духовенства в начале XX века
Награды эти можно разделить на несколько видов. Набедреник, скуфию и камилавку (реже палицу и митру), награждение саном, можно отнести к стандартным церковным наградам, которые распространены и в наше время. Впрочем, и их нужно было заслужить. Например, камилавка встречалась далеко не у каждого священника, не говоря уж о палице и митре. Более интересны награды, которые были присущи только в царской России.
Кресты: наперстный, золотой наперстный крест, золотой наперстный с украшениями (последний давался очень редко), "Память 300-летия Дома Романовых";
Знаки: знак равноапостольной Нины для ношения на груди, знак Красного Креста;
Ордена: святой Анны1, 2 и 3 степени; святого Владимира 3 степени;
медали: в честь участия в переписи населения 1897 года, в честь 25-летия церковных школ, в память царствования императора Александра III;
Благословения: благословения святейшего Синода с грамотой и без, иногда давались несколько раз; благодарность или благословение Преосвященного (епископа Вятского и Слободского).
Интересно, что XIX веке награды у духовенства были очень редко распространены. Самое большее, на что мог рассчитывать священник, это орден святой Анны, наперсный крест и благодарность архиерея (не считая стандартных наград). С конца XIX века, видимо, для поощрения духовенства награды стали даваться очень часто и в разном виде. Некоторые батюшки к 1917 году имели целые "иконостасы" крестов и наград, хотя встречались и такие, о которых кратко писалось - "наград не имеет". Впрочем, новая, советская власть быстро наложила свою длань на эти награды. Уже в 1918 году в Вятской губернии вышло постановление о немедленной сдаче всех наград прежнего царского режима...
На фото: неизвестный сельский протоиерей. Сейчас только специалист может определить, какими крестами и наградами обладал этот священник... Фотофонд ЦГАКО
С архивной полки. Грамотность Российской империи к 1917 году
Скан сельскохозяйственной переписи 1917 года починка Лысовского Орловского уезда (приход села Верхошижемье). В семействе Федора Прокопьевича Куликова обозначены три сына 21, 14, 10 лет - все "грамотные"(последний "учится"). Сам хозяин "полуграмотный", неграмотная его жена. Дочь 13 лет тоже "полуграмотная". Трудно сейчас сказать, что тогда имелось ввиду под "грамотностью" и "полуграмотностью" в рамках начальной школы. Видимо, "грамотный" уже мог твердо читать, писать и считать, а "полуграмотность" ограничивалась одним-двумя классами начальной школы, когда человек мог едва-едва читать и писать.
И таким грамотным мужским населением моложе 30 лет в Вятской губернии, судя по карточкам переписи, было абсолютное большинство. Да и старички уже начали постигать грамоту, как Федор Прокопьевич из починка Лысовского. Еще бы немного, и ликбез большевикам бы не пришлось проводить...
ЦГАКО ф.574 оп.16 д.2993 л.26
Истории из старых газет. Обиженный писарь
Макарьевская волость Вятского уезда. Добрые люди думают, кого выбирать в Государственную думу? А мы люди маленькие думаем не о Государственной думе – а о своем волостном правлении: кого нам выбрать волостным писарем?
Много лет служил у нас волостной писарь Крюков, получал 800 рублей в год, занимал генеральскую квартиру со всеми удобствами, ездил по шубным делам в Манчжурию, вечерком засиживался в общественном собрании, благо лошади не наемные, а если он в городе, то у Долгушиных, Порошиных и Мироновых…. И все шло благополучно… в пользу Мироновых. Деньги взыскивались с должников исправно… Дерзкие люди, по жалобам Мироновых, отсиживали свои сроки в кутузке, как полагается… И все было хорошо: тишь да гладь да божья благодать! Вдруг попутал черт нашего писаря вмешаться в политику, не в интересах, конечно, мужика. Это стало известно народу и вот последний ввиду предупреждения убавил Крюкову на 200 рублей жалование. Оскорбился писарь и в горячности решил бросить волость. Думал застращать, да только крестьяне теперь уже не прежние безгласные и безграмотные: они не испугались, а посмеявшись, говорят: «С богом! Скатертью дорога!»
Вятская газета - 1906 год № 64
Вятские фамилии: Вараксины, Ветошкины, Востриковы...
Починок Костылевской. Во дворе салдата Гарасима Вараксина жена ево Олена Алексеева дочь 30 лет
1710: Переписная книга Вятского уезда переписи стольника С.Д.Трахониотова: Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря (Лист 1344)
Вараксин. От неполного отчества Вараксин сын. Варакса – прозвище плохого писца.
Веретенников. От неполного отчества Веретенников сын. Веретенник – прозвище по профессии.
Ветошкин. От неполного отчества Ветошкин сын. Ветошка - древнерусское мужское имя; «лоскут изношенной одежды».
Востриков. От неполного отчества – Востриков сын. Вострик, востряк – прозвище остряка, насмешника.
ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова).
Рисунок Татьяны Дедовой. Самым известным представителем из этих фамилий, наверное, был Пётр Фёдорович Веретенников (1798-1849) - основатель первого на Вятке банка, московский 2-й гильдии купец, автор сочинений по коммерции, действительный член Общества любителей коммерческих знаний, один из попечителей Московской практической коммерческой академии.
Когда был основан город ВЯТКА?
По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицкую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникло Хлыновское селище, а несколько дальше – Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость.
Другой археолог – Л.П.Гусаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в саду имени Ст.Халтурина), обнаружил здесь русское поселение, которое он считал центром удмуртского племени «ватка». В XII-XIII веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме – Вятка.
В истории русской цивилизации принято, что официальной датой возникновения города считается дата первого упоминания этого города в общерусской летописи. Русское поселение (а не город) на территории современного центра, видимо, сложилось уже на рубеже XII-XIII веков. Но официальной датой основания города (с чем согласен и наиболее авторитетный вятский историк А.В.Эммаусский) следует считать первое упоминание нашего города в очень достоверной общерусской летописи – Троицкой, составленной в Москве в 1409-1412 годах. Идентичны с данными Троицкой летописи (только несколько более сокращены) известия о Вятке и в других общерусских летописных сводах. Вот летописный текст, служащий нам опорной точкой в спорах о времени города: «Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ущкуйници разбойници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша, и шедше взяша Болгары, и хотеша зажещии взяша окупа 300 рублев и оттуда разделишася на двое, 50 ушкуев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкуевидоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова пограбиша все Засурье и Маркваш, и переехаша за Волгу лодьи, поромы и насады, павузки и струги, и прочая вся суды изсекоша, а сами поидоша к Вятце на конех посуху и идучи много сел по Ветлузе пограбиша».
Что явствует из летописного рассказа, сделаного вскоре после упоминаемых событий? Новгородские ушкуйники (это воинственная и жаждущая добычи молодежь) совершили довольно обычный в ту эпоху набег на своих замечательных, легких и быстрых речных судах (ушкуях) на Волжскую Болгарию, входившую тогда в состав Золотой Орды. На 90 ушкуях (это примерно 2700 воинов) они спустились вниз по Вятке на реку Каму, попутно грабя все окрестные села. Ограблено было и русское население на высоком берегу реки Вятки близ впадения в нее речки Хлыновицы. Слова «город» в летописном тексте нет, но уже тогда это поселение считалось центральным, поэтому имя его стало употребляться и для обозначения всего края.
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.12-14
Рисунок Татьяны Дедовой
Вятский Успенский Трифонов монастырь: были и легенды
Вятский Успенский Трифонов монастырь – самый замечательный древний архитектурный комплекс нашего города. Воистину – это жемчужина вятской архитектуры и истории. Войдем в главные ворота монастыря и встанем рядом с воссозданной колокольней на монастырском крутогоре – лицом к Успенскому кафедральному собору, главному храму Вятской епархии. Медленно осмотрим все открывающиеся нашему взору памятники.
Успенский монастырь – древнейший на Вятке. В 1580 году Иван Грозный дал грамоту иноку Трифону на его построение, а местное общество отвело под монастырь землю старого подгородного Хлыновского кладбища и соседнюю пустошь. Большую помощь первому игумену оказал местный воевода Василий Овцын. Жертвователей было много. И уже в XVII веке монастырь стал фантастически богат: у него – более 24 тысяч крепостных крестьян с землями и угодьями. Это – огромная финансовая мощь, которой распоряжались умело и экономно.
Трифон Вятский был фигурой яркой и крупной (как и все основоположники больших дел). С невероятной энергией и упорством он добился в Москве выделения монастырю множества земель – крестьянами и без оных. Выходец из Строгановских земель, Трифон тесно связан был с могущественным домом Строгановых- всю свою жизнь. В Москве его любили и опекали царь Федор Иоаннович, патриарх, клан бояр Романовых (за связь с коими он потом и угодил в опалу при Борисе Годунове), многие другие знатные вельможи.
Успенский монастырь явился плодом невероятной энергии и духовной мощи его первого игумена- пожалуй, единственного вятского политика всероссийского масштаба. Это тем более поразительно, что косное местное общество довольно скоро перешло от позиции помощи Трифону в его деяниях – к противодействию ему и к закулисным интригам. Чужих здесь не любят. В 1601 году Трифона изгнали из Вятки, и вернуться в любимый свой монастырь (о котором в изгнании он тосковал, как только мать может тосковать о пропавшем сыне) он смог лишь перед смертью – в 1612 году. Кстати, возможным поводом для опалы явился слух, что именно Трифон Вятский постриг в монахи Гришку Отрепьева (будущего Лжедмитрия)….
Виктор Бердинских. Прогулки по старой Вятке - Киров 2012 г., с.16-17
На фото: монастырь в старину
Истоки. Легенды о основании вятских деревень
Вспоминается мне такой рассказ крестьянина-старожила об основании его деревни Малые Петухи: «Поссорились в одной деревне два брата, жившие одним хозяйством. Да так крепко поссорились, что не только в одном доме, а в одной деревне жить больше не пожелали. Поделили имущество. Сел младший брат с женой и ребятишками на телегу, привязал к ней сзади корову, погрузил нехитрый скарб. И поклялся, что ноги его больше не будет в этой деревне, где живет такой злодей и ворог. А уедет он за столько верст отсюда, что всю жизнь больше об этом злыдне не услышит.
И поехали… А леса необъятные, дремучие. День едут, неделю едут, месяц бродят, а место для починка (маленькой деревни в один дом) найти не могут. Надо ведь, чтоб место было высокое и сухое (жить и дышать легче) и чтобы вода была (речка, озеро, ключ) рядом. Слишком близко к большой реке нельзя: налетят разбойники, вмиг все отберут. Нужно, чтобы и лес был подходящий (строиться и выжигать на луга если заливных лугов нет), лучше сосновый, и чтоб вода вкусная и вид округи сердцу приятен.
В одном месте вроде и лес хорош и вода вкусна, да не лежит душа к этому месту. Ведь не просто место для дома выбирают – душу свою вложат в эти пашни и луга. В другом месте и жить – красота, да вода очень глубоко, не натаскаешь в огород из колодца, а речки близко нет.
Но долго ли, коротко ли… Наконец, приехали. Всем все понравилось и прямо в душу запало. Твердо решили – здесь и будут строиться, жить, лес под пашню сводить. И что вы думаете? Наутро услыхали пение петухов. Оказалось, что, сделав огромный крюк, вернулись они с другой стороны к родной деревне. Так и по сей день стоят по две стороны большого оврага две деревни – Малые Петухи и Большие Петухи»- закончил рассказ старик.
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.21-22
На фото: вятские крестьяне, очевидно, на рубке сруба. Фото с сайта http://www.gmvc.ru/publikaczii-po-istorii-vyatskogo-u... По ссылке можно можно посмотреть и другие интересные снимки
Вятское купечество: Прозоровы
В эпоху буржуазных преобразований Александра Второго оптовую торговлю вели Яков Прозоров, Николай Альгин (Вятка), Семен Зырин, Иван Кардаков (Котельнич), Филипп Булычев, Александр Кузнецов, Михаил Моролев, Михаил Отрыганьев (Орлов), Гаврил Ончуков, Александр Прозоров (брат Я.А.Прозорова), Лука Платунов (Слободской), Дмитрий Якимов (Яранск), Ушковы (Елабуга) и др. В 1880 г. закупкой хлеба занимались в губернском центре девять купечески контор, в Елабуге – 17, в Котельниче – 16, в Глазове – 11, в Нолинске – также 11, в Слободском – 10, в Яранске – 10, в Малмыже – 6, в Сарапуле – 4, в Уржуме – 3, в Орлове – 2 (купеческие конторы действовали и в уездах).
Одной из самых крупных фигур в региональном деловом сообществе той эпохи был купец первой гильдии Яков Алексеевич Прозоров. С его именем связан новый подъем в экспортной торговле Вятской губернии. После затишья в прямых, без посредников купеческих поставках местной продукции в государства Западной Европы, обусловленного господством в этой сфере иностранных предпринимателей с их торговыми агентами, в 1860 г. Прозоров «решился сбросить тяготеющее над купечеством здешнего края иго, приискал корреспондентов в Англии и Германии, зафрахтовал корабли, которые погрузил в Архангельском порту своими товарами и отправил их на свой счет за границу». В 1861 г. он укрепил свои позиции в С.-Петербургском порту и в следующем году уже через Архангельск и столичный порт самостоятельно отправил за границу товаров на сумму более 500 тысяч рублей серебром.
Яков Алексеевич, успешно приумножая свой капитал, торговал хлебом, льном, куделью, конским волосом, щетиной. Вывозимые из России товары под клеймом Якова Прозорова, в особенности, льняные, быстро получили известность в Северной Европе и продавались там «по самой высокой цене». Отличался он и тем, что внимательно следил за качеством экспортной продукции. Выступив новатором в деле усовершенствования обработки конского волоса, Я.П.Прозоров был удостоен похвального листа «от комитета С-Петербургской выставки». В 1860-е и в 1870-е гг. его ежегодные торговые обороты достигали двух- трех миллионов рублей».
В торговле Якову Алексеевичу помогал сын Алексей, обеспечивая тем самым преемственность семейного капитала. По настоянию отца он окончил Московское коммерческое училище, был в нем одним из успешных учеников и по завершении обучения получил малую золотую медаль. Я.А.Прозоров помог сыну в овладении английским и немецким языками. В 1865 году Алексей побывал в Англии и Германии, и его поездка укрепила влияние Прозоровых в этих государствах. Их торговыми операциями были охвачены и Бельгия, и Голландия, и Франция. Впоследствии Яков Алексеевич переехал на жительство в Петербург, где до своей кончины в 1881 г. вел торговые дела под фирмой «Яков Прозоров с Сыном». «Первый шаг Прозорова, русского купца в отдаленном крае России, начавшего непосредственно торговые сношения с заграницею, - гласили официальные документы, - обратил на себя внимание всего русского купечества, предприимчивость его имела те благодетельные последствия для русской промышленности, что многие из купцов, следуя примеру Прозорова, стали отправлять часть своих товаров за границу».
М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г.,с.180-182
На фото: Яков Алексеевич Прозоров, автор мемуаров о своей жизни, в которых много интересного о жизни дореволюционной Вятки, и его "красный замок" в Вятке/Кирове
Люди, оставившие след в культурной истории Вятского края: Флорентий Федорович Павленков
Павленков Флорентий Федорович (8 (26) октября 1839-20 января (1 февраля) 1900 ), книгоиздатель, публицист. Родился в Тамбовской губернии в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе, окончил Михайловскую артиллерийскую академию, служил в Киевском и Брянском арсеналах. В 1865 году переехал в Петербург, работал в военной гимназии, вышел в отставку, занимался изданием книг. Поводом для ареста и ссылки в Вятку (июль 1869-декабрь 1877) послужила его речь на похоронах критика Д.И.Писарева, сочнения которого он ранее издал. В годы вятской ссылки он занимался переводами, писал статьи, очерки. Им была составлена «Наглядная азбука» (СПБ, 1873), популярное учебное пособие, выдержавшее 22 издания, выпущено 34 книги (с переизданием – 52) в Петербурге и Вятке. Объединив единомышленников, Павленков создал знаменитый сборник «Вятская незабудка» (СПБ, 1877-1878). Это собрание сатирических статей, корреспонденций и очерков, написанных на местном материале. Два ее выпуска дошли до читателя, а третий почти полностью уничтожен цензурой. В марте 1880 года Павленов был вновь арестован и выслан в г.Ялуторовск Тобольской губ., освобожден в феврале 1881 г. Последние годы жизни он продолжал издательскую деятельность: выпускал сочинения русских писателей, биографическую серию «Жизнь замечательных людей», энциклопедический словарь, над которым работал во время вятской ссылки, и др. книги. Всего он издал более 700 книг, многие из которых стали подлинным событием в культурной и общественной жизни России. Похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Завещал свое состояние на продолжение и расширение книжного дела, на открытие 2000 бесплатных народных библиотек в сельской местности. Наибольшее количество «павленковских» библиотек было открыто а Вятской губ.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой – Киров 1996 г., с.324
Пострадавшие за Веру: архиепископ Фаддей
Фаддей (Успенский Иван Васильевич), архиепископ. Родился 12 ноября 1872 г. в г.Васильсурке в семье священника.
1896 г. – окончил Московскую духовную академию.
1897 г. – принял монашеский постриг, рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Направлен преподавателем в Смоленскую духовную семинарию.
1898 г. – ректор Минской духовной семинарии.
1900 г. – преподаватель, затем инспектор и ректор Уфимской духовной семинарии. Возведен в сан архимандрита и переведен ректором Олонецкой духовной семинарии.
1902 г. – за работу «Единство книги пророка Исайи» присуждена степень магистра богословия.
21 декабря 1908 г. хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского.
Назначен на Житомирскую кафедру викарием Волынской епархии.
1922 г. – преосвященный Астраханский, член Святейшего Синода.
Арестован, осужден, направлен в Вятскую тюрьму, где находился в одной камере с митрополитом Казанским Петром (Смирновым). Переведен в ссылку в г.Усть-Сысольск.
1923 г. – епископ Астраханский. Возведен в сан архиепископа.
1926 г. – указан вторым кандидатом на должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Серафима (Самойловича).
1927 г. – архиепископ Пятигорский, затем Саровский.
1928 г. – преосвященный Тверской и Кашинский.
1937 г. – арестован в г.Твери.
31 декабря расстрелян.
Заочное отпевание в Патриаршем Богоявленском соборе г.Москвы совершил протопресвитер Николай Колчинский.
Осень 1993 г. – на заброшенном кладбище г.Твери найдено место захоронения владыки. Обретенные святые мощи находятся в кафедральном соборе г.Твери.
2000 г. – на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ причислен к лику святых в сонме новомучеников Российских.
Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 5 – Киров 2005 г., с.74-76
Пижанцы - участники Великой Отечественной войны
Бахтин Григорий Федорович (29.09.1911-20.07.1960). Родился в семье крестьянина-середняка в д.Бахтино Сретенского с/совета. Гражданская специальность – агроном-льновод.
С октября 1941 г. по февраль 1942 г. воевал в артиллерийских войсках на Западном фронте, с февраля по май 1942 г. – на Северо-Западном фронте, затем до декабря 1944 г. – на Прибалтийском. Закончил войну в мае 1945 г. на Ленинградском фронте.
Имеет медали и ордена за боевые отличия. В 1943 г. за взятие укрепленного пункта был награжден медалью «За отвагу». В 1944 г. за успешное форсирование реки Великая - орденом Красной Звезды. В 1945 г. за взятие города Тукум – орденом Отечественной войны второй степени. Ранений не было.
С войны пришел лейтенантом, работал в Сретенской МТС в должности старшего агронома, потом бригадиром полеводческой бригады (д.Кугунур, д.Бахтино).
Бахтин Александр Васильевич (13.08.1923-27.11.1995). В армию ушел в марте 1942 года. Специальность – пулеметчик. В мае 1942 года принял военную присягу при 440-м отдельном стрелковом полку, в котором и воевал наводчиком. Не одну сотню километров прошагал рядовой Бахтин вместе со своей пехотной частью по белорусской земле. В марте 1943 г. был тяжело ранен в левое предплечье. После ранения воевал на Первом Белорусском фронте, дошел до Берлина. Войну закончил на р.Эльбе. 27 марта 1947 г. уволен в запас согласно Указу Президиум а Верховного Совета СССР от 04.02.1947.
За боевые заслуги был награжден орденом Славы третьей степени, который был вручен ему 30 мая 1951 г., и многими медалями. После войны вернулся домой, в деревню Бахтино. Всю свою жизнь проработал механизатором в родном колхозе. Рана еще долго напоминала ему о тяжелых боях, в которых он защищал свое Отечество.
Лежнин Иван Васильевич (11.09.1912-18.02.1995). Родился в д.Лежнята. В детстве пас скот у богатых односельчан. С 1934 по 1936 гг. находился на действительной службе. После возвращения в родную деревню окончил в 1937 году курсы шоферов от МТС, в 1938 г. женился. В 1939 г. его призвали на финскую войну, затем воевал в автобатальоне в Монголии. Был уволен в запас в апреле 1940 г., но мирной жизнью наслаждался недолго. На второй день Великой Отечественной войны он прибыл в райвоенкомат в Кичму на колхозной полуторке и вместе с машиной был отправлен на фронт.
Воевал в Венгрии и Чехословакии, на Карельском и Первом Уральском фронтах, в Польше. И по всем дорогам войны проехал Иван Васильевич на родной полуторке. Расстался со своей фронтовой подругой он только в 1946 году, когда демобилизовался и поехал домой. С простреленным крылом, побитая и покореженная, возившая различные грузы, машина нашла последнее пристанище вместе с трофейной техникой. А ее хозяину еще много лет снились военные будни. После войны И.В.Лежнин работал шофером в колхозе.
В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.133-134
На фото: памятник в поселке Пижанка павшим воинам-землякам. Фото с сайта adsl.kirov.ru
В чем была разница между заимкой, заимочкой и займищем?
На ночь сворачивали в зимовище или на починок. А. Н. Толстой
В старину, как известно, малые населенные пункты назывались заимки и починки (в Малороссии - хутор). И починок, и заимка это были разные населенные пункты. Заимка - это однодворное поселение среди леса, в то время, как починок мог насчитывать в себе уже несколько дворов. Когда дворов становилось больше, починок превращался в деревню. Таким образом, деревня могла пройти эволюцию: заимка-починок-деревня, хотя, возможно, починком могло называться и однодворное поселение, т.к. заимки встречаются довольно редко в документах.
Если мы посмотрим дореволюционные источники по Вятской губернии, увидим, что починки преобладали в Вятской губернии. Особенно их число стало увеличиваться после аграрной реформы А.П.Столыпина, когда крестьяне начали получать землю в свое пользование и выходить из общин (то, что большевики отберут в коллективизацию).
Чаще всего заимки встречались в Нолинском уезде. Что интересно, здесь они назывались по-разному - заимочка (Бутырская, Чепаевская, Котляковская) и займище (займище Кремлевское). Интересно, в чем могла быть разница между заимочкой и займищем? Видимо, займище занимало большую территорию, чем простая заимка, или, говоря по-нолински, - заимочка...
Число каменных и деревянных частных домов в городах губернии в 1858 году
Елабуга 66 и 975
Царевосанчурск 4 и 96
Яранск 15 и 393
Уржум 22 и 264
Котельнич 12 и 320
Малмыж - 215
Нолинск 12 и 444
Слободской 86 и 689
Орлов 35 и 515
Сарапул 54 и 1047
Глазов 8 и 258
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.78
Сюда не включили город Вятку, так как она была губернским центром и по числу каменной застройки, конечно, лидировала. Из остальных городов больше всего каменных домов было в купеческих городах - Слободском, Елабуге и Сарапуле. Меньше всего было в Глазове, через который еще не пролегла железная дорога, и Царевосанчурске. Не было совсем каменных домов в Малмыже; впрочем, в Малмыже и Санчурске немного каменных домов было построено и в последующие годы...
На фото: наследие старины в Елабуге
С архивной полки. Из ведомости о церкви села Пустополье Уржумского уезда за 1898 год
Церковь построена в 1871-1872 гг. тщанием прихожан.
Зданием каменная с таковой же колокольней, вышиной 22 сажени, окончена в 1878 году, крепка, ограда каменная с железною решеткою.
Престолов в церкви предположено устроить 3, из них 2 устроены и освящены; первый в правом приделе теплой церкви во имя Афонской Божией матери освящен в 1878 г. 26 июня, а второй в левом приделе той же церкви освящен во имя Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1883 г. 30 мая и 3 престол по первоначальному предположению должен быть устроен и освящен в честь Воздвижения животворящего креста Господня в холодной церкви, пока еще не имеющей окончательного внутреннего устройства.
Утварью и ризницею почти достаточна.
Причта по штату 1885 года положено: священник, диакон и псаломщик.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1540 л.96
На фото: церковь в 1980-е годы
Город Слободской XIX века в документах статистики (1858 год)
Здания
Жилых домов 86 каменных и 689 деревянных
Казенных 3 каменных
Церковных и монастырских 10 каменных и 9 деревянных
Общественных 2 каменных и 1 деревянный
Магазинов казенных 1 каменный и 3 деревянных
Общественных и частных нет
Лавки
Церковных и монастырских 30 каменных
Общественных 135 каменных и 23 деревянных
Частных 20 каменных и 14 деревянных
Полицейских будок 4 деревянных
Церквей 9 каменных и 2 деревянных
Монастырей 2 каменных
Часовен 1 каменная и 1 деревянная
ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.78 лл.26-27
На фото: слободская старина в прошлом и настоящем...
Истории из старых газет. Несчастный случай
Нам пишут из села Шешурги Яранского уезда. 13 февраля в деревне Чемурах крестьянская вдова Лобанова сушила соломой овин, соломы на подовинье было приготовлено много и она от попадания искры быстро загорелась. Лобанова бросилась тушить огонь тулупом, но выбилась из сил… Ее нашли всю обгорелую.
Вятская речь - 1912 г. № 54 Фото С.А.Лобовикова
Из истории населенных мест Вятского края: Созимский
На окраине Созимского, рядом с ремонтными мастерскими, появилась еще одна строительная площадка, где сооружается гараж на 9 машин. Запланировано в этом же году построить 10 жилых домов.
Всего в капитальное строительство колхоз вкладывает нынче более 140 тысяч рублей. Из них значительная часть идет на сооружение культурно-бытовых и жилых объектов
М.Чирков. Кировская правда 1968 г. № 257
На фото: Созимский с высоты. Август 2020 г. Фото Дениса Логиновского с сайта "Родная Вятка".
Вятские фамилии: Душкины (Дужкины)
Душкин. От неполного отчества - Душкин сын. Возможно, две этимологии: душка – название душистых растений (псковское) или «рыболовная снасть, мережка» (олонецкое); вторая - душка – уменшительная форма мужского личного имени Евдоким.
ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)
С архивной полки. Детоубийства в старину
1888 год. 20 мая Уржумского уезда в починке Сухом Овраге солдатка Александра Пуртова из страха и стыда лишила жизни блудно прижитого ею младенца мужского пола.
21 мая Котельничского уезда в починке над речкой Шумихой крестьянка Феврония Беспятых кинула в колодезь свою двухнедельную дочь Елену и затем сама бросилась в колодезь и утонула. При дознании полиция причина этих преступлений отнесена к болезни Беспятых.
30 мая Орловского уезда около лугов при починке Каменском в пустом колодезе найден мертвым с признаками ушибов младенец женского пола, рожденный дочь крестьянина Матреною Елсуковой, скрывшей свою беременность.
ЦГАКО ф.574 оп.70 д.1152 л.49 об.
Фото С.А.Лобовикова
Где находились свалки города Вятки? (пост интересный для археологов)
Городские ассенизаторы свалку нечистот у ипподрома забросили, но возобновили у ограды Богословского кладбища.
Вятская речь - 1912 г. № 18
На фото: Иоанно-Богословское кладбище и церковь. Здесь незадолго до революции 1917 года находилась одна из свалок города. Думается, тут археологи могли бы найти много интересного...
С архивной полки. "Вятский - мужик хватский. Столько семеро не заработают, сколько один пропьет..."
Выписка из протокола № 9 Лебяжского партийного собрания№ 9 при Ро НКВД от 4 мая 1940 года
Слушали: о нетактичных поступках и нетактичном поведении со стороны кандидата в члены ВКП (б) т.Теплых В.И. {комсорг, работник милиции, паспортист НКВД}
Объяснения. Т.Теплых пояснил: что 2 мая сего года выпил в квартире с рядовым милиции т.Теплых, одну четверть литра водки, вторую четверть литра водки выпил в доме колхозника, после чего пошел в магазин купил еще одну четверть литра водки и тогда же выпил. Не помню как свалился вблизи магазина.
Путинцев. Кроме того, у т.Теплых есть половая распущенность. Имело место женщины из-за него пускались в истерику
Постановили: за допущенный ряд антипартийных поступков, выразившихся в пьянке, в половой распущенности и дискредитации органов милиции, из кандидатов в члены исключить.
ЦГАКО ф.П-2205 оп.2 д.77 лл.37, 37 об.
А теперь давайте подсчитаем, сколько всего водки выпил товарищ Теплых в переводе на современные цифры?
К иллюстрациям: советские плакаты на тему пьянства можно было бы выделить в отдельный жанр искусства, их очень много и все они довольно интересны
Вятские слова и выражения. Что значит ПАЗДЫРНУТЬ?
Паздырнуть. 1. Отбросить с силою, зло вещь; швырнуть что-нибудь, кинуть. «Паздырнула горшок со зла, только черепки разлетелись». 2. Ударить кого-либо чем-нибудь (посторонним предметом); ударить прямо - без посредства орудия; схватить кого-либо и отбросить с силою.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 г.
Одна из причин закрытия и разрушения церквей в сельской местности
В партийном документе 1940 года по одному из районов Кировской области встретился косвенный факт, который навел на мысль истинной причины закрытия церквей в сельской местности. В протоколе пленума партийного собрания рассказывалось, что колхозники отмечали престольный праздник, из-за чего чуть было не сорван сев. А в старое время если вся деревня отмечала престольный праздник - это пьянка на три дня минимум. Тут, конечно, ни о каком севе не могло быть и речи. Тут же принимается решение мобилизовать всю мощь организации СВБ, назначить лекторов и организовать другие мероприятия, чтобы "искоренить религиозные предрассудки". К сожалению, в дальнейших протоколах не сообщалось, на сколько это все прошло успешно. Но, думается, в сельской местности коллективизация и развитие сельского хозяйства в виде колхозов могли стать одной из главных причин борьбы религии в виде закрытия церквей (бредни насчет религии "вождя мировой революции" наверное мало кто принимал всерьез). Конечно, если рассудить по логике руководителей районов того времени, не будет церкви - не будет туда ходить народ, не станет престольных и других церковных праздников, не будет пьянки, будут успешнее проводиться сельскохозяйственные компании. Удалось это наполовину, так как престольные праздники люди продолжали отмечать и без церкви, уже по-старинке. В 1940-е годы в селе Атары Лебяжского района так отмечали престольный праздник, что произошла массовая драка с убийством, хотя церковь не работала уже 10 лет... Правда, в городах те же храмы закрывали и уничтожали не меньше (в городе Вятке/Кирове из 40 церквей уцелело менее десятка). Но кому они тут мешали - другой вопрос...
На фото: разрушаемый собор на Филейке (г.Киров,Вятка)
С архивной полки. Чему учили в царской второклассной школе?
Из списка учеников Балезинской второклассной церковной школы, подвергнутым испытаниям в знании курса второклассных церковных школ.
В свидетельствах учеников значатся отметки за такие предметы:
Закон Божий
Церковно-славянский язык
Дидактика
Русский язык
Счисление
Гражданская история
География
Пение
Чистописание
Русский язык (повторно)
Арифметика
ЦГАКО ф.208 оп.1 д.668 л.9
Второклассные школы открыты в 90-х годах XIX века для подготовки учителей церковно-приходских школ и школ грамоты. Действовали в соответствии с «положением о церковных школах ведомства православного вероисповедания», утвержденного 1 апреля 1902 года. В 1918 году переданы в ведение наркомата просвещения. Что интересно, поступали сюда сразу из начальной школы, минуя среднее образование. Можете себе представить в наши дни, чтобы ученик пятого класса сразу поступил учиться на учителя? Впрочем, среднее образование все-такие здесь получали (но не высшее). Этих знаний вполне хватало для работы в начальной школе.
К сожалению, в архиве ЦГАКО сохранились только обрывочные фонды лишь нескольких второклассных школ, а именно:
Белохолуницкая мужская Слободского уезда
Кырчанская женская Нолинского уезда
Митинская Вятского уезда
Слободская женская.
Фото уже публиковали. Подписано как "ученики церковно-приходской школы села Балезино Глазовского уезда", но, судя по возрасту, это ученики как раз второклассной учительской школы. Кстати, в архиве сохранились списки этих учеников. Если бы нашлись потомки, можно было бы даже определить кто есть кто на фото...
Вятские слова и выражения. ПАВОЗОК
Павозок. Большая лодка, служащая для перевозки через реки; иначе - перевоз, паром; отличается от парома тем, что не имеет настилки - помоста, на который устанавливают экипажи, лошадей, скот. Павозки употребляют там, где нет проезда; перевозят более скотину на луга и обратно, а также возы с сеном, дровами и др.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 г.
На фото: переправа через р. Вятку на пароме в Малмыж. 27.07.1936 г.
История в документах. Записи о духовных лицах на страницах метрических книг
Метрическая книга прихода села Верх-Парзи Глазовского уезда за 1911 год. Запись о рождении дочери Марии у псаломщика церкви Аркадия Петровича Мальгинова. Здесь всегда интересно читать вторую графу - о крестных (восприемниках). Как правило, на крестины, как и на похороны духовного лица приезжало много духовенства, имена которого старались тщательно записывать. Если духовное лицо было саном попроще, как здесь, приглашались и люди попроще - мещане, крестьяне, дети священников...
Источник: ЦГА УР ф.43, оп. 1, д. 39, л.29 об., 30
Нолинское духовное училище: мгновения истории...
Здание бывшего духовного училища в городе Нолинске. С 1830 по 1918 годы здание использовалось как духовное училище. Здесь была своя домовая церковь. Здание было просторное, здесь же жили инспектор и эконом-священник училища. В праздничные дни ученики ставили интересные концерты, упоминания о которых сохранились на страницах "Вятских епархиальных ведомостей".
В 1918 году здание некоторое время использовалось под исполком - орган новой власти. Здесь же находились военкомат и общежитие красногвардейцев (в том числе латышей и китайцев). В августе 1918 года во время нападения местного повстанческого отряда из бывших офицеров и торговцев, а также нескольких солдат из отряда Степанова здание было взято в осаду и подожжено; семь человек, осажденных в здании было убито. Военкома Вихарева весь следующий день водили с веревкой на шее, потом изрубили шашками и бросили тело в Вою. Ни один из местных жителей не вышел на помощь большевикам...
Восстановлено здание было только в 1930-е годы и использовалось в разные годы как педтехникум и школа. В последние годы здание не использовалось школой. Известно, что здание недавно использовалось для спортивных занятий. А как сейчас?
Конечно, здание по идее нужно передать законному владельцу - Уржумской епархии. В такое огромное здание въехало бы с лихвой все управление епархии вместе с воскресными школами, тогда как сейчас оно ютится в разрозненных зданиях в Уржуме. Правда, для этого придется перенести центр епархии из Уржума в Нолинск...
Город Слободской в 1909 году: "лучший уездный город губернии..."
Город Слободской находится на правом берегу реки Вятки, в 33 верстах от губернского города.
Слободской был основан новгородскими выходцами, которые сначала построили на реке Вятке город Шестаков (ныне село), а затем на 25 верст ниже построили селение, назвавши его Слободой. В 1780 году Слободской сделали удельным городом Вятской губернии.
Ныне город Слободской принадлежит к лучшим уездным городам губернии, как по величине и постройкам, так и по промышленности и торговле.
Город расположен на правом берегу реки Вятки. В средине города находятся городские церкви, из которых выдается по своей величине и красоте Вознесенский собор; на одном конце города, вверх по реке, стоит мужской монастырь, а на другом конце раскинулась слобода Демьянка. Город имеет до 2 верст длины и около 1 версты ширины. Улицы широкие и прямые, с деревянными тротуарами; освещенные керосином лучшие улицы (Глазовская и Рождественская) почти сплошь застроены хорошими каменными домами.
В городе 2 монастыря – мужской и женский и 6 церквей (2 собора, 2 приходских, 1 кладбищенская и 1 в слободе Демьянке).
…. В городе есть два общественных сада: старый – занимает целый квартал, но запущенный – и новый (Пушкинский) – на берегу Вятки.
Жителей в Слободском около 9 тысяч. Главные занятия жителей – промыслы и торговля. По своей разнообразности промыслов Слободской занимает первое место в губернии: в нем до 25 заводов и фабрик, выделывающих товары на сумму до 21/4 млн. рублей; на этих заводах работает до 2 тысяч человек. Самые большие заводы винокуренный и пивоваренный (Александрова), кожевенный и скорняжные, колокололитейный и фосфоро-спичечная фабрика. Торговля города довольна обширна, но сравнительно с прежней упала и стоит ниже торговли двух южных городов - Елабуги и Сарапула. В городе есть женская гимназия, реальное училище, городское училище, ремесленная школа и несколько начальных школ.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г., с.68-69
На фото: старинный Слободской в наши дни
История города Кирова в цифрах: 1930-е годы
Город Киров в цифрах. Население города Кирова в 1933 году составляло 85,385 человек. Сейчас в Кирове живет 103.434 человек.
Растет рождаемость. В январе 1935 году было зарегистрировано 146 рождений, в феврале - 187. Увеличивается количество браков. Городским ЗАГСом в январе было зарегистрировано 61 брак, в феврале – 140.
Кировская правда – 1935 г. № 85
На фото: город Вятка/Киров в 1930-е годы. Начало работ по асфальтированию улицы Ленина. Фото с заблокированного сайта
Эпоха - газетной строкой. Новогодние пожелания вятским городам из 1898 года
Слободскому - избавиться от ига толстумов.
Глазову – поменьше сплетен и кумовства.
Сарапулу - шитое распороть и перекроить на пугало.
Елабуге - избавиться от собак-кусак.
Малмыжу - «впору Егору под гору».
Уржуму - не брать напрокат себе город.
Яранску – открыть при городской управе детский приют для старичков.
Нолинскому Монако - с нового года придумать новую игру.
Котельничу - вычистить и полудить свой котел заново.
Орлову – в ожидании теплых дней не топить печей домами.
Вятский край - 1898 год № 1
Примечание. Спустя век с четвертью стараешься понять, что ипели тогда ввиду авторы этого послания. Например, почему Нолинск назвали Монако, почему Малмыжу "впору под гору" и так далее...
Назад к списку