- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-15

Воспоминания о Степановском мятеже



В разное время в «Спутнике большевика» и в газетах помещено несколько статей о белогвардейском Степановском восстании в 1918 году и о захвате бандитами города Уржума. Это событие разные авторы освещают по разному.
Пишущий эти воспоминания в 1918 г. был работником Уржумской организации РКП. Это дает возможность дать правильное освещение событиям, сообщить – кто же в конце концов был фактическим ликвидатором восстания Степанова и какая была роль и участие местной партийной организации и отдельных ее работников в ликвидации восстания.
Степановское восстание для местной организации РКП было совершенно неожиданным. Отряд Степанова прибыл из Москвы со специальным назначением: помочь местной власти изъять необходимое количество продовольствия для голодающих центров – Москвы и Петрограда. В отряде Степанова значительная часть продовольственников состояла из числа рабочих и моряков черноморского флота. Это обстоятельство не давало оснований предполагать возможность какого-либо контрреволюционного выступления отряда.
После того, как отряд провел некоторую работу в уезде по изъятию продовольствия от населения, стали поступать массовые жалобы и заявления от крестьян от бесчинства и безобразия, творимые отрядом среди населения уезда. Об этом своевременно были информированы Губком РКП и Губисполком, которые создали специальную комиссию для расследования всех действий отряда. Отряду, впредь до окончания расследования, всякие операции в уезде были запрещены.
Тогда отряд самочинно направился в Малмыжский уезд, где произвел целый ряд грабежей. В Малмыже им были арестованы руководители советской власти, ограблена малмыжская аптека, из которой были взяты все ценные вещи и спирт. После бандитских преступлений в Малмыже командир отряда Степанов открыл объявил свой отряд «отрядом передовой народной армии». Часть отряда («ненадежная») была разоружена и распущена по домам. К отряду примкнули местные кулаки и буржуазия. Отряд двинулся на Уржум.
Узнав, что банда Степанова идет на Уржум, организация РКП и уисполком поставили ряд боевых задач:
спасти ценности казначейства;
сохранить оружие, находившееся в складах уездвоенкомата;
дать вооруженный отпор бандам.
Была собрана партийная организация, насчитывавшая тогда вместе с сочувствующими не более 20 человек. Каждому была дана конкретная задача. В первую очередь были приняты меры к эвакуации ценностей казначейства. Они под охраной партийцев были отправлены в Вятку, но в пути ценности были захвачены восставшими кулаками, которые арестовали охрану. Таким образом, несмотря на своевременно принятые меры, эвакуация ценностей казначейства не увенчалась успехом. Вследствие невозможности быстрого вывоза оружия, оно было спрятано. Надо было организовать защиту города. Для этого из числа коммунистов и сочувствующих партии были выделены три вооруженных винтовками и бомбами заставы. Банды Степанова двигались на Уржум по двум направлениям: по Малмыжскому тракту и по реке Вятке на захваченном ими пароходе. Поэтому первая застава на 7-8 человек была выставлена вблизи Отрясовской горы, в 2 верстах от Уржума, вторая застава в таком же примерно числе - по направлению к Цепочкинскому шоссе и третья застава – по тракту на город Нолинск. Общее командование всеми заставами, мне помнится, было поручено тов.Сормаху Н.Г.
Казалось, что мы можем и вполне готовы отразить врага, но на деле получилось совсем иначе.
В августе, не помню какого числа, около 2 часов дня, первый конный отряд противника, численностью около 20 всадников показался вблизи Отрясовской горы по Малмыжскому тракту. В этот момент я и тов.Мачехин Ф.И. наблюдали из штаба и видели, как отряд беспрепятственно спустился под гору и со стороны нашей заставы не было дано ни одного выстрела. Это нас крайне удивило и вызвало недоумение. Видно было, что застава отступила без всякого сопротивления в ближайший перелесок. Нам ничего не оставалось делать, как уйти из города. Конный отряд степановцев галопом вступил в город, при чем видно для создания паники, бросили одну или две бомбы и произвел несколько ружейных выстрелов в здание совета. Об остальных заставах я лично не могу ничего сказать. Мне и тов.Мачехину не было никакой возможности связаться с ними.
С тов.Мачехиным я расстался при следующих обстоятельствах: выходя из штаба, тов.Мачехин заявил мне, что нужно взять лошадь и на ней выехать из города. Для этого он куда-то ушел. Обещал вернуться назад, но не вернулся. Вероятно, пути к возвращению для него были отрезаны вошедшим в город отрядом. Подождав некоторое время, я ушел из штаба и скрывался до ночи в кустах на берегу реки Уржумки. Около 12 часов перешел бродом реку и скрывался у одного моего знакомого С.Ф., который в эту же ночь отвез меня в с.Шурму к Е.С.Ершову. У Ершова я пробыл около суток. Затем при его содействии получил от председателя Шурминского волисполкома М.Н. Ражникова фиктивный паспорт и отправился в Ройский винзавод, в ячейку РКП. В заводе пробыл около трех суток. Но, видимо, за мной следили местные кулаки, которые и донесли в штаб Степанова. Вечером сюда нагрянуло несколько белогвардейских офицеров из Уржума. Я был арестован и отправлен в д.Гонино, к известному в том районе крупному кулаку Е.К.Бушмакину. До утра меня продержали в хлеве, а потом отправили в сопровождении четырех офицеров в Уржум, в штаб отряда Степанова. После побоев в штабе я был заключен в уржумскую тюрьму. В тюрьме встретил своих товарищей И.С.Ширяева, Боршева и тов.Томчика. Вскоре после того, как я был посажен в тюрьму, туда же привезли сильно избитого коммуниста Дрылевского и командира местной караульной роты Чемоданова и Горностаева.
Необходимо осветить здесь, как Уржум был взят обратно войсками Красной армии.
Банды Степанова властвовали в Уржуме не более двух недель. За это время им удалось провести в окрестностях Уржума мобилизацию кулачества, буржуазии, белого офицерства, учащихся реального училища. С пополненными силами Степанов намеревался двинуться дальше, но ему это не удалось. С юга губернии под командованием тов.Зусмановича шел к Уржуму украинский полк, с севера двигался вятский отряд под командой тов.Попова И.В. Эти части окончательно разбили врага. Украинский полк нанес сильный удар степановцам под селом Шурмой, в 29 верстах от Уржума, а вятский отряд окончательно разбил планы противника, нанеся ему полное поражение в селе Лебяжье и городе Нолинске.
Таким образом, несмотря на принятые Степановым за время его двухнедельного властвования в Уржумском уезде меры к укреплению своих частей и их пополнению, Степанов был вынужден оставить Уржум, сдать его без всякого сопротивления.
Я и многие другие в этот момент сидели в качестве советских заложников в уржумской тюрьме. Ждали суровой кары от степановских бандитов, но этого не случилось.
Степановцы намеревались в Уржуме оказать сопротивление. Для этого они усиливали свой отряд, даже сняли охрану тюрьмы, оставив только 2 или 3 надзирателей. Я сейчас хорошо помню: один из них мещанин Уржума Михаил Кривошеин, а второй - начальник тюрьмы Четырбок. По распоряжению начальника тюрьмы некоторых из нас надзиратель тюрьмы Кривошеин заставил носить воду для кухни. Этим случаем мы воспользовались, бежали и укрылись в деревне Паникла в 3-4 верстах от города у крестьянина Костромитинова, который жив и сейчас. У Костромитинова мы скрывались в течение двух суток сначала в бане, затем на сеновале. Узнав, что банды Степанова разбиты и что в Уржуме находится разведка из Красной армии, мы решили пойти в город. Когда мы пришли в Уржум, то тотчас же явились в штаб, где встретили тов.Зусмановича, командира полка Красной армии. Ему объяснили, что мы являемся работниками уржумских советских организаций и что скрывались от степановских банд. От Зусмановича узнали, что в Уржум идет первый Украинский полк и тогда же приняли меры к подготовке размещения полка в городе, в домах купцов Шамова, Стародубцева и Степанова, бежавших вместе со степановцами.
В этот же день в Уржум прибыли со своей частью тт.Попов И.В., Капустин, Урановский, Стругацкий и Фалалеев. Было созвано первое собрание граждан города Уржума. На собрании объявили, что банда Степанова разбита и что сейчас надо выявить и выдать в руки советской власти участников этой банды. Часть степановцев удалось выявить. После этого было созвано собрание прибывших частей, где и был избран ревком. В ревком вошли тт.Зусманович, Мышкин, Воронов. Ревком провел всю оперативно-организационную работу по восстановлению советской власти в уезде.

А.Мышкин. Еще о Степановском восстании // Спутник большевика – 1928 г. № 4

На фото: автор воспоминаний уржумский большевик Азарий Иванович Мышкин. "Родился в 1888 г. в городе Уржуме. Окончил земскую школу, институт массового заочного обучения партактива при ЦК ВКП (б). Работал учеником молотобойца при частной кирпичной мастерской Уржума, кочегаром на пароходах в Казанской губернии (1903-1909), машинистом крейсера на Балтийском флоте (1909-17 гг.), председателем следственной комиссии военно-морского трибунала Северной флотилии (1917-1918 гг.), председателем Уржумского уездного исполкома (1918-1920 гг.), председателем Яранского, Нолинского, Слободского уисполкомов (1920-1924 гг.), секретарем Котельничского укома ВКП (б). Под его руководством отстраивался город Котельнич после пожара 1926 года. Был членом Вятской губернской контрольной комиссии в рабоче-крестьянской инспекции (1927-1928 гг.), при его участии организовывался Вятский зооветеринарный институт. Был председателем Слободского райисполкома (1930-1932), заместителем начальника речного флота в городе Вятке (1932-1933 гг.), заведующим Кировским городским ЗАГСом (1934-1935 гг.), секретарем, председателем Кировского крайкома ПОПР (1935-1937), инструктором Кировского горкома ВКП (б) (1937-1941), председателем президиума и ревизионной комиссии Кировской областной комиссии адвокатов (с 1941 г.). Умер в 1949 г." (Из рукописи В.А.Ветлужских "Известные люди земли Уржумской").

 

Байки советского периода. Штаны и съезд КПСС



Мы с Н.Перминовой и М.Чебышевой выступали в колледже легкой промышленности, короче, швейном техникуме. Одна из преподавательниц с ужасом вспоминала, как в прежнее время их заставляли на занятиях обязательно привязывать свои объяснения к очередному съезду КПСС.
- Представляете, должны были на урок придти проверяющие, а у меня – кройка мужских брюк. Ну как связать это с съездом?
И тут же вспомнила, как другая преподавательница грозилась примерку сделать на бюсте Владимира Ильича Ленина, если проверяющие будут придираться. У нее урок был по пошиву мужских рубашек. Тамара Николаева

Вятский свистун // Киров - 1995 г. № 2-3, с.24

На фото: Кировский технологический техникум (открыт был в 1952 году)

 

Святочные истории. Мифы и были загадочного мира



Подавляющее неграмотное крестьянское население Вятской губернии жило в мире своих исконных мировоззренческих представлений, согласно которым окружающий их мир был плотно заселен различными существами низшего духовного порядка - огненными, лешими, домовыми, русалками, причем, встречи с ними происходили регулярно; легенды о них давно хранятся в фольклорных архивах, отнесенные в разряд сказок. Из всех вятских «мифических» персонажей для нас большой интерес представляет так называемый «огненный змей» - реально существующее явление неизвестной природы, в наше время получившее название «кратеры» (еще двадцать лет назад в любой вятской деревне вы бы могли записать дюжину рассказов о реальных встречах с "огненными"). Не случайно, как мифический персонаж «огненный змей» присутствует в фольклоре у всех славянских (и, возможно, не только их) народов под разными названиями. В этом он схож со «снежным человеком», обитающем на всех континентах.
Фольклорист И.Трушкова в своей книге о вятском фольклоре дает ему такую характеристику: «Специфическим существом можно считать «вогленного», «огневика», «огненного». Он представляется летающим богом, огнем, падающим в ночную пору, большей частью сонным людям. О наружности его не сохранилось определенной информации, но он – летающий и горящий сноп, обращающийся в мужчину, разыгрывающий роль кавалера и очаровывающий сирот и вдов, которые принимали его за настоящего супруга...».
«Огненный» - феномен весьма загадочной природы, но, конечно, не имеющий отношения ни к НЛО, ни к шаровой молнии, а, скорее, к потустороннему, демоническому миру. Природа этого явления, как и «кратеров» в целом, восходящая своими корнями в народный фольклор, еще ждет своего масштабного исследования…

 

С архивной полки. Первая русская революция на Вятке



Декабрь 1905 г. Из сообщения прокурора Казанской судебной палаты министерству юстиции

Вятский, Зуевский и Мурашинский комитеты Всероссийского железнодорожного союза преследовали исключительно политическую цель – требовали созыва Учредительного собрания… Под влиянием большинства этих комитетов последние совместно с рабочими захватили в свои руки железную дорогу и распоряжались на ней как хотели.

Высший подъем революции 1905-1907 гг. Ч.2 М., изд-во АН СССР, 1955, с.804

Примечание. С 8 по 18 декабря 1905 г. проходила вторая политическая стачка рабочих Вятских железнодорожных мастерских и железнодорожных линий губернии. Во время забастовки профсоюзные комитеты выполняли роль стачечных, пользовались большим авторитетом.

 

Села и веси Вятского края: Пижанка



Пижанка, пгт, административный центр Пижанского района.
В состав поселка входят деревни Большой Яснур, Малый Яснур, Мельниково, Нижняя. Число жителей 4,4 тыс. человек.
«Пижанка» в переводе с языка мари означает «пиж» - рукавичка, «Анка» - имя девушки. Согласно легенде в давние времена предводительница марийского войска Анка шла через речку по доске и уронила в воду рукавицу, поэтому речка и селение – Пижанка.
Расположен в местности ровной, безлесной, на трактовой дороге из г.Яранска в г.Советск (сл.Кукарка). Ныне это трасса международного значения (в районе все дороги благоустроены и заасфальтированы).
Возникло селение в последней четверти XVII века. Сначала на берегу речки Пижанка появился отдельный дом, в котором останавливались обозы с товарами для кормления лошадей. Позднее появились первые русские деревни Малое Копылово, Щекоты, Нижняя Деревня, Миранча. Купцы охотно продавали товары жителям. Сохранилась «Грамота Казанского митрополита» от 14 февраля 1693 г. на постройку Христо-Рождественской церкви, деревянной, в будущем селе Пижанка «на поле» возле д.Копылово (в 1993 г. поселок отметил свой 300-летний юбилей).
Пижанка в XVIII в. становится торговым селом с еженедельными базарами и ярмарками в дни церковных праздников. В начале XX века одним из первых торговцев края был крестьянин В.Т.Шарин из д.Шарауи: ездил по воскресеньям на базары в Пижанку и Соломино продавать семечки подсолнуха, рыбу, калачи, затем открыл в Пижанке постоянную лавочку, стал ездить за товарами в Казань, Вятку, держал приказчиков. Вместе с сыном занялся строительством и эксплуатацией вододействующих мельниц (около Пижанки построил шесть мельниц), имел несколько жилых домов и два лучших магазина.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.377-378

На фото: современная Пижанка. Вид со стороны

 

Жители Котельничского уезда в описаниях этнографов



Жители Котельничского уезда очень добродушный и простодушный народ. К тому же они совсем не знают буквы ц, заменяя ее ч. Все это послужило основанием к созданию многочисленных анекдотов и присловий о котелянах. Они будто бы молились гоголе, т.е. лесной кокоре, плывшей по р.Вятке в вешную воду: «матушка гоголя, спаси нашу Котельничу, отнеси на попову мельничу». «В Вятке калачи по пятке, в Орлове по корове, а в Котельниче только по мельниче», «в Котельниче на мельниче посыпку молол» (в уезде много мельниц)…
По своему характеру жители Котельничского уезда (и б.ч.Орловского) довольно сильно отличаются от населения Вятского уезда. Мы лично убеждены, что русская колонизация в эти уезды направлялась с различных сторон. И вообще вопрос о русской колонизации вятского края далеко не так прост, как обычно думают.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

 

Эпоха - газетной строкой. В ожидании чехословаков



… С ликованием встречает буржуазия чехословацкие отряды, с ликованием думает о том, как жест будут мстить они за нарушение «священного» по ее мнение, права собственности, за отнятые у них в пользу народа заводы, земли и фабрики.
С приближением чехословаков буржуазия подбадривается и все слышнее и слышнее возвышает свой голос.
И у нас в Уржуме после взятия чехословаками Екатеринбурга буржуазия начала ликовать и с радостным замиранием сердца думает: «Скоро придут к нам наши избавители-чехословаки, вот тогда мы покажем, как умеем мы мстить, когда лишают нас барышей и отбирают наше имущество».
И ожидая чехословаков – наемников английской буржуазии, своих верных помощников – наши буржуи подготавливают почву для встречи их, распуская среди малосознательных обывателей слухи, о том, что там, где приходят чехословаки, наступает тишь, гладь и божья благодать.

Чехословацкая опасность // Голос народа (Уржум) - 1918 г. № 59 от 3 августа

На фото: Уржум в годы революционной смуты. Фото примерно 1919 года

 

Дореволюционная Вятка в описаниях современников



Губернский город Вятка расположен почти в центре Вятской губернии, на левом берегу реки Вятки.
Горд Вятка был основан новгородскими выходцами в XII веке и прежде назывался Хлынов. В 1780 году, при разделе России на губернии, Хлынов был сделан губернским городом и переименован в город Вятку.
Наиболее красивый вид города представляется из-за реки Вятки: по средине, на высоком и крутом берегу реки Вятки, расположена группа храмов: красивый Кафедральный собор и женский монастырь, окруженный каменными стенами с башенками по углам, и Пятницкая церковь, одна из древнейших в Вятке; на лево, вверх по реке, за большим оврагом, почти у самой реки раскинулся мужской Трифонов монастырь с шатровой крышей и огромными куполам на храмах, а за ним на возвышенной обширной площади – Александровский собор, величественный и изящный, видный со всех сторон и придающий немало красоты городу. Напротив вдоль берега, от Пятницкой церкви тянется большой общественный Александровский сад, с красивым зданием летнего помещения клуба и с большой круглой беседкой на обрыве; за садом видны здания губернских присутственных мест, а под самым берегом реки, против сада – пароходная пристань. С Казанского тракта видна южная и западная часть города, невидимая из-за реки.
Город имеет около 3 верст длины вдоль берега реки и 1 ½ версты ширины.
Почти все улицы города прямые, так что кварталы образуют правильный четырехугольник. Лучшие из продольных улиц - Николаевская, Царевская и Владимирская, а из поперечных – Московская, Спасская и Преображенская. Площадей в городе 7: из них наиболее замечательны: 1. Соборная или Нижняя, на которой находятся Кафедральный собор с архиерейским домом, духовная консистория, женский монастырь, губернские присутственные места и общественный Александровский сад и 2. Александровская или Вятская, на которой стоит Александро-Невский собор, окруженный садом с памятником императору Александру Третьему. Лучшие улицы города вымощены и освещаются электричеством; тротуары на улицах большей частью деревянные, но на лучших улицах местами встречаются каменные и асфальтовые тротуары. В городе есть водопровод и телефон.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г., с.62-63

 

Эпоха газетной строкой. "Прельстился" крестьянин рожью (вятские крестьяне-рационализаторы)...



"Крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвёл, это мой продукт, и я имею право им торговать», – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине.
А мы говорим, что это государственное преступление"...

Владимир Ульянов. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315

Село Токтайбеляк Уржумского уезда. Надеясь, что крестьянам небезинтересно знать положение их собрата, я решил при посредстве «Вятской газеты» сообщить кое-что из своего хозяйства.
В 1897 году я ездил в Уржумский уезд и увидел там очень крупная рожь., прельстился ею и купил 1 пуд на семена, называется она стебутовской.
Интересуясь ею, я решил сравнить ее с простой рожью, для чего посеял рядом ту и другую, что конечно не особенно хорошо ввиду того, что при таком посеве крупная рожь скоро становится мелкою. Посев произвел 2 августа. Особенного ничего особенного не заметил, но весною, несмотря на то, что этот сорт любит более теплый климат, стобутовская рожь начала колоситься на 9 дней раньше (стебутовская 21 мая, простая 30 мая). С одного пуда получил зерна 9 пудов 5 фунтов, простой же много меньше. Отсюда я заключил, что стебутовская рожь очень хороша и весьма желательно ее распространить между крестьянами, особенно в южных уездах Вятской губернии. Я уже писал в Вятскую газету о моем травосеянии. Но к той статье еще хочу прибавить то, что ныне у меня под травою было занято 9 десятин земли, с которой я получил: сена 2310 пудов и семян: красного клевера 8 пудов 30 фунтов, тимофеевки 2 пуда 20 фунтов. Семена клевера обдираются на мною изобретенной машине обдирке, о ней я после напишу подробно.
Вот все то, что я хотел сказать о моем личном хозяйстве. Теперь же поговорим о хозяйстве крестьян в нынешний год.
Хлеба в нашей местности уродились не особенно хорошо – в среднем рожь и овес дали сам 2.
Ощущается сильный недостаток в овсе, отчего цена на него держится высокая (75-80 копеек), так что мы предпочитаем кормить лошадей печеным хлебом.
В окружности сильно продают скот за недостатком кормовых средств.

Крестьянин С.Басов

Вятская газета - 1899 г. № 3

Сеятель. Известная фотография Аркадия Шишкина. 1928 год

 

С архивной полки. Времена, когда клады буквально "брянчали" под ногами....



Его Превосходительству
Господину Вятскому губернатору
Глазовского уездного исправника

Рапорт

В ночь на 28 число минувшего сентября месяца крестьянин Нижне-Уканской волости починка Татьялудского Григорий Яковлев Веретенников, с братом своим Федором 9 лет ходили по берегу реки Лекмы для рыбной ловли с фонарем и в одном аршине от воды Федор Веретенников наступил на какой-то предмет, издавший брячащий звук, по осмотре которого оказалась баночка, сделанная из воска и в ней 152 штуки каких-то монет. На другой день на том же месте Григорием Веретенниковым было еще найдено 90 штук такой же монеты и 4 металлических браслета. Находку эту крестьянин Веретенников представил приставу 2го стана, который при рапорте от 30 сентября за № 858 представил ко мне браслеты и монеты серебряные и последние по имеющимся на них знакам предполагаются монгольскими.
О чем им честь донести Вашему Превосходительству с представлением 242 монет, 4 браслет и восковой баночки.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 лл.6-6 об.

Примечание. Были бы наши кладоискатели поумнее, они бы не по бывшим деревням шарились наобум, а изучали бы подобные сообщения в архивах и библиотеках. Ведь не исключено, что в окрестностях данной деревни мог быть далеко не один клад...

 

Вятка мистическая. Леший и его проказы

Мешелев Семен Иванович из деревни Н.Помаселово, 1934 г.р.: «…Моя пра-пра-прабабка в давние времена была бабкой-повитухой. Помогала женщинам во время родов – подсказывала, как вести себя роженице, принимала ребенка, мыла, пеленала. Сейчас эту работу выполняют акушерки.
В одну из зимних ночей к ней кто-то постучал в окошко. Выглянул ее муж. Там попросили, чтобы вышла бабка-повитуха. Когда врачевательница дверь на улицу открыла, то обомлела: стояла прекрасно откормленная тройка белых лошадей с очень красивой кошевкой на санях. Голос из темноты сказал, чтобы собралась по-быстрому: надо помочь роженице. «Только Бога не поминай…» - еще добавили из темноты.
Везли повитуху, как ей показалось долго, проезжали какие-то леса, поля. Приехали к какому-то дому. Когда вошли в избу, то она сразу заметила, что на очень длинной лавке лежит молодая очень высокая женщина. Как умела, помогла ей разродиться, а тот, кто ее привез, спросил, что ей нужно. Повитуха ответила, что у нее все есть. Ей, мол, ничего не надо, лишь бы домой побыстрее добраться.
Хозяин дома вышел на улицу и бабку-повитуху позвал за собой. В клети стоял невзрачный сундук. От открыл его, зачерпнул оттуда горсть серебра и сыпнул все в подол фартука. Вскоре ее уже везли. Чуть-чуть не доехали до дома повитухи, как вдруг запел петух. Повитуха на миг обеспамятовала, а когда очнулась, оказалось, сидит у крыльца своего дома на снегу…
Кто поймет: сон это или явь. Но утверждают, что это было на самом деле».

С.Е.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.43.

Примечание. Похожий рассказ довелось как-то услышать и про повитуху из деревни Пурт Пижанского района. Ей повезло меньше. Не случайно, повитухе из Помаселово велели не поминать Бога. Пуртовскую повитуху везли по кочкам, и однажды она вскрикнула: «Ой, что ты, Бог с тобой!» И оказалась в лесу одна, на березовом сломке…

 

Вятские сказки. Клад, мужик и барин



Мужик клад нашел. А баба у него болтливая была, всем про все рассказывала. Как быть? Подумал, подумал мужик и придумал.
Говорит: «Баба, я клад нашел, поедём».
Собрались, поехали, едут. А мужик-от перед етим лепешок вдоль дороги накидал.
Баба спрашивает: «Ой, ой, чё ето за лепёшки?»
Мужик: «Ето, баба, туча с блинами шла».
Едут дальше. А дальше мужик в морду зайса посадил.
Баба: «Ой, чё ето?»
Мужик: «Али не видишь – заес в морде сидит».
Тут крик послышелся.
Баба: «Где ето кричат?»
Мужик: «Ето лакеи барина стегают».
Ну, подъехали к кладу, взяли его, домой привезли. Баба давай хвалиться, всем росссказывать. Дошел слух до барина, вызыват обоих, спрашиват: «Ты, мужик, говорят, клад нашел?»
«Нет, барин, што ты!»
Бабу спрашиват.
Баба: «Нашли, как не нашли! А туча-та с блинам шла! А заес-от в морде сидел, когда ехали! А лакеи-те барина стегали!»
Барин, ето услышал, побагровел, велел гнать обоих со двора. Так клад мужику и достался».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.81-82

 

Вятские слова и выражения. Закоклечить



Закоклечить, сов., безл. Зажать, защемить так, что трудно достать. – Топор закоклечило в тюльке – достать не могу. – Раскоклинивать нужно.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.82

 

Народы и обычаи. Погребальные традиции зырян



Зырянское слово "горт" означает "дом" и "гроб". Весьма возможно, что некогда зырянину незачем было различать эти два понятия. Дом для зырянина есть место, где он находит отдых и покой после трудов жизни, и где сосредоточена его религиозная и семейная жизнь. Гроб служит ему тоже местом отдыха уже после смерти, куда он возвращается, утомленный с охоты или рыбной ловли, и тоже домом, с которым связана его религия и его семья. По верованию зырян, смерть есть не что иное, как прямое продолжение земной жизни.

Душа, как только вылетает из своего тела, начинает летать около него. Она враждебно относится к живым. Старший из семьи при последнем дыхании умирающего закрывает ему глаза. Особое лицо приглашается вымыть тело покойника, причесать его. Когда оденут его, вдоволь поплачут над ним и выразят свое горе, тогда начнут хлопотать по устройству похорон и поминок, а душа покойника, видя это, смягчается. Она в течение всего времени, пока гроб стоит в дому, остается у своего тела. Вместе с гробом она отправляется на могилу, на место нового жительства. После похорон она снова приходит в прежний дом, где усопшему и душам умерших его родных и друзей устраиваются поминки. Тем временем в доме после похорон в известном, строго определенном месте вешают полотенце, которым таинственно присутствующий покойник вытирает свое лицо, после того как умоется. Трогать это полотенце считается большим преступлением до истечения точного срока в 40 дней. Иначе усопший может дерзкого человека наказать смертью. На похороны не все идут. Одна из родственниц (обыкновенно сестра) должна остаться дома. Она обязана встретить души усопших, если они придут раньше, чем живые успеют вернуться с похорон. Если никто не встретит души усопших, то они могут обидеться. Покойник, только что умерший, в течение сорока дней живет дома, а не уходит в могилу. Души же остальных усопших тотчас после поминок расходятся по своим могилам.

На сороковой день устраиваются торжественные поминки и проводы покойнику. В этот день двигается процессия из дому к могиле. Священник выходит из дома усопшего с пением, но не впереди, а женщины вслед за ним начинают жалобно плакать. Они просят покойника не гневаться. Спрашивают, почему же он оставляет их дома? Чем они не угодили ему? Зла они не хотели ему сделать; обидеть его могли только по невежеству и своей глупости; хвалят его за его достоинства; просят покойника навещать их дом. Во время этой процессии старший дома идет впереди всех и несет гостинцы: пиво, пироги, "шаньги", "соченя", - все это идет на пользу духовенства. Раньше, как уверяют старики, эти гостинцы оставлялись на могиле. Были ли довольны усопшие поминками, можно узнать следующим образом: остатки поминального обеда "лы-сем": (буквально: "кости-чешуи") отдают собакам: если последние охотно едят, то это означает, что покойники остались довольны.

С этого дня местом своего постоянного жительства покойник выбирает могилу, гроб. Изредка покойнику на могилу приносят угощение и просят его покушать "ру" (т.е. пар) кушанья. Сами кушанья не оставляют на могиле: они поступают или в пользу духовенства или обратно уносятся домой.

Не так давно еще в городе Усть-Сысольске, как уверяют старики, на могилах оставляли кушанья для покойников. Только резкие протесты духовенства и проказы мальчишек, которые весьма охотно убирали все то, что оставалось на могилах, заставили зырян отказаться от этого обычая. Теперь чаще всего зырянин приглашает покойника к себе в дом. Для этого он идет на могилу и говорит: "Пойдем". Точно так же зырянин, отправляясь в баню, обращается лицом на кладбище и зовет покойника попариться. Если крестьянин сеет, он просит усопших дать хороший урожай: "Сетӧй бур во", т.е. "дайте хороший год", при этом он глаза молитвенно обращает туда, где покоятся кости усопших.

Отрывки из журнала "Этнографическое обозрение", 1907 г.

Источник: Пандориум

 

Вятские фамилии и их происхождение: Кардаковы, Копаневы, Кокоревы, Криницыны, Куклины



Кардаков. От неполного отчества – Кардаков сын. Возможны две этимологии: Кардак - прозвище по месту жительства от карда (вятское) – «огороженный участок»; от кардач - «болотистое место, покрытое густым кустарником».

Кокорев. От неполного отчества - Кокорев сын. Кокорь - древнерусское мужское имя; в русских говорах - «бревно с корневищем для судостроения» или плотный коренастый человек.

Копанев. От неполного отчества – Копанев сын. Копань - древнерусское прозвищное имя по особенности местожительства. Копань в южных говорах - «неглубокий колодец без сруба».

Криницын - от неполного отчества - Криницын сын. Криница – древнерусское мирское имя.

Крупин. От неполного отчества - Крупин сын. Крупа – древнерусское мужское имя, а также: «крупно смолототые зерна» и «насмешливое прозвище отставного солдата».

Куклин. От неполного отчества Куклин сын. Кукла – древнерусское мужское имя, в древнерусском языке - «мера обработки и связка льна весом 8 килограмм».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова

Знаменитые вятчане. Среди десятка именитых фамилий вятской истории не последнее место занимает фамилия Куклиных. Куклиных — посадских и купцов гостиной сотни, Куклиных — промышленников, серебряных дел мастеров. Однако звучит эта фамилия сегодня недостаточно часто, поэтому есть необходимость представить здесь родословное древо Куклиных. Далее можно почитать по ссылке https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER..

На фото: студент Петербургского университета Г.А. Куклин. 1918 г.

 

Эпоха - газетной строкой. Увольняются мастеровые



Из Вятских мастерских пермской железной дороги при станции Вятка 2, по слухам, увольняется до 30 человек мастеровых вагонного цеха за неимением работ. В январе месяце поступило в ремонт только до 10 вагонов.

Вятская речь - 1912 г. № 16

 

С архивной полки. Число церквей Вятской губернии по уездным городам на 1858 год



Елабуга 5 каменных
Царевосанчурск 4 каменных
Яранск 6 каменных
Уржум 4 каменных
Котельнич 3 каменных и 1 деревянная
Малмыж 2 каменных
Нолинск 4 каменных
Слободской 9 каменных и 2 деревянных.
Орлов 6 каменных.
Сарапул 5 каменных и 1 деревянная и единоверческих 1 каменная и 1 деревянная.
Глазов 2 каменных.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.78

На фото: город Уржум Свято-Троицкий собор. Собор был возведен в 1900 году; колокольня сохранилась от старого каменного храма, 1812 года постройки. Снимок прошлого лета.

 

Как в старину вятские крестьяне готовились к Рождеству (воспоминания)…



Наступило Рождество, считавшееся в нашей религиозной семье очень большим праздником. К нему долго и тщательно готовились: скребли, мыли, чистили, перетряхивали постели, выносили из дома на снег перины, матрацы, подушки, половики, пальто, полушубки и выбивали из них пыль. Бабушка как обычно затевала большую стирку, чтобы ни одна тряпочка не была не постирана. А перед самим праздником она начинала заниматься кухонными делами: вечером в большой квашне ставила тесто обычное, а в маленькой сдобное. Высоко засучив рукава, равномерно месила тесто. Вымесив тесто, она добавляла в него масло и сырые яйца. Потом топила печь, пекла хлеб, пирожки с мясом, яйцами, ватрушки с сладким творогом, плюшки, варила студень и т.д.
Бабушка была прекрасная кулинарка, все, что она готовила, было вкусно. Так и на этот раз все мылось, чистилось, варилось и неслось…

Воспоминания Смолиной Надежды Ивановны, уроженки деревни Лаптево Уржумского района (из нашего архива)

Старинная Рождественская открытка

 

Троицкая церковь села Русские Краи Кикнурского района



Троицкая в селе Краинском. Построена в 1863-1867 г., каменная. В теплом храме два престола: во ома Архистратига Михаила и в честь Иконы Пресв. Богородицы, именуемые «в скорбех и печалех утешение», холодный храм продположено освятить во имя Св. Троицы.

При церкви состоят два священника, диакон и два дьячка. Имеют свои дома, кроме одного священника, у которого квартира казенная. Земли при церкви не имеется.

Приход простирается на 17 в.; к нему принадлежат 48 селений; прихожан 2313 м. п. и 2730 ж., в том числе Черемис, в четырех селениях, 261 м. п. и 273 ж. Раскольников в приходе 107 м. п. и 103 ж.

Село Краинское от г. Вятки в 293 в. Ближайшия села: Падеринское в 18 в. и Макарьевское в 21 в.

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/59433

Фото с экспозиции Кикнурского краеведческого музея

 

Храмы Вятского края: Троицкая церковь поселка Верхошижемье



В декабре 1719 года Преосвященным Алексием архиереем Вятским и Великопермским дан указ «на освящение новопостроенной домовой архиерейской Верхошижемской вотчины церкви во имя Святого Пророка Ильи».
В ведомости, составленной в 1727 году, в числе архиерейских вотчин значатся «в Хлыновском уезде Касинская и Верхошижемская вотчины – которая расчищена после переписных книг 1681 года, а в ней переписные книги 1717 года занесены два погоста: Верхошижемский – а в нем церковь во имя Святого Пророка Ильи и Касинский, а в нем церковь Преображения Господня».
19 августа 1761 года по просьбе причта и с благословения Преосвященного Варфоломея архиерея Вятского и Великопермского «из походной его конторы дан указ на построение вновь деревянной холодной церкви во имя Святой Троицы». Эта церковь построена и освящена 20 июля 1767 года.
В 1786 году в селе имелись две деревянные церкви: холодная Троицкая и теплая Ильинская, из которых последняя «была очень ветхая».
9 марта 1786 года архиереем Вятским и Великопермским Лаврентием дозволено построить каменную церковь, которая возведена в 1793 году. В ней устроено два престола: придельный – в честь Святого Пророка Ильи, освященный 1 октября 1793 года, и главный – во имя Святой Троицы, освященный 30 июня 1810 года.
Позднее теплый храм перестроен и расширен и в нем устроены престола: в холодной церкви – главный, во славу Святой Троицы, освященный 30 июня 1810 года, правый теплый – Ильинский, освященный 1 октября 1829 года, левый теплый - во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев, освященный 13 января 1831 года.
Постановление о закрытии Троицкой церкви было принято в феврале 1930 г. С 1936 по 1980 год в здании церкви размещался «Дом социалистической культуры». В настоящее время здание представляет собой руины.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.31-32

 

Храмы Вятского края на старых снимках. Воскресенская церковь села Плелое Нолинского уезда. Начало XX века. Сохранилась. Фотофонд ЦГАКО



Теплую каменную церковь начали строить в 1888 году. Прошло 10 лет, и красивый, радующий глаза и душу храм устремил христианский крест в небесную высь. Первый и главный престол освящали 12 января 1899 года во славу Воскресения Христова. Второй престол был освящен 31 января 1906 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По центральному престолу церковь называлась Воскресенской.

Земля Сунская - Киров 2011 г., с.48

 

Легенды города Вятки/Кирова: Витберг не проектировал подземный ход от Александро-Невского собора, но по нему многие ходили



В 1835 году к нам в Вятку был сослан швед по происхождению архитектор А.Л.Витберг. Чуть раньше им был спроектирован для Москвы потрясающей красоты храм – храм Христа Спасителя. Когда проект увидел император Александр Первый, то был им беспрекословно одобрен и принят к исполнению, а сам Витберг стал руководителем строительства главного храма России. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом и как бы парить над Москвой. Храм брал на себя функции второго центра столицы после Кремля. Витберг пользовался надежным покровительством императора и мог в любой момент заходить в царские пенаты, как говорится, пинком ноги открывая двери. Но неожиданно император скончался, и тут же Витберг попал в опалу и был незаконно обвинен в растратах, завышении сметных расходов и прочих других грехах. Самого же Витеберга послали… Послали его далеко – к нам в Вятку.
По проекту Александра Витберга в нашем городе и был построен удивительной красоты храм – Александро-Невский собор. В основу пространственной композиции собора был положен мотив одного из вариантов проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых Горах в Москве. На строительство храма собирали деньги все жители Вятки, а строили его 25 лет. «Такой церкви еще нет – вкус византийский, а формы новые» - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора. Сам же император Николай Первый, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: «Это тот самый Витберг?». И своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервав его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.
Собор был достоянием не только Вятки, но и всей России. Многие жители Вятки, чтобы сохранить храм, собирали подписи на послании, которое они хотели отправить в Кремль Сталину. Но письмо дойти не успело. Власти, узнав о послании, следующей ночью, пока город еще спал, «рассадник мракобесия» взорвали.
Храм Христа Спасителя в Москве тоже был взорван, причем при участии нашего легендарного земляка С.М.Кирова, но на этом судьбы двух храмов расходятся.
В Москве, на мощном фундаменте храма Христа Спасителя, в 1934 году решили построить самое высокое в мире здание – Дворец Советов. По проекту архитектора Б.М.Иофана здание должна была завершить мощная 100-метровая скульптура В.И.Ленина. Но когда Сталину доложили, что средний уровень облачности в Москве большую часть года закрывал бы верхнюю часть фигуры, а москвичи и гости столицы созерцали бы только нижнюю половину скульптуры, то есть «пролетарское происхождение» вождя, то сразу от идеи отказались. Заполнили фундамент водой и устроили открытый бассейн. Сегодня разум взял верх, и храм Христа Спасителя восстановили, и, хотя растрат при реконструкции храма было не меньше, чем во времена Витберга, в Вятку никого не сослали.
На месте нашего храма бассейнов не строили: с горячей водой у нас всегда напряженка, и хотя часть соборного кирпича пошла на строительство местного Дома Советов, дворец на месте собора все же был построен – Дворец культуры для профсоюзов, который впоследствии превратили в рядовую, т.е. областную филармонию.
Были ли подземные тайники или ходы у Александро-Невского собора? Вот что написал в редакцию газеты «Кировская правда» 25 декабря 1983 года Н.Н.Никитин: «В 1934-1935 годах, будучи в возрасте 11-12 лет, я с такими же ребятами спускался в подвал Александро-Невского собора, из которого был ход, выложенный кирпичом. Рост мой был в то время 120-130 сантиметров, и мы по этому ходу ходили не сгибаясь, ходили в темноте, иногда зажигали спички. Точно не могу сказать, сколько метров проходили, пока хватало смелости, но не более 100-150 метров. Из подвала собора ход был с северной стороны. Когда родители узнали о наших проделках, наругали меня, но в этом разговоре я слышал, как они говорили, что ход ведет в мужской монастырь, и это, по-видимому, правда, так как направление хода совпадало.
По этому ходу в то время много ребят ходило, возможно, не одна сотня».

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.91-95

 

Из истории города Кирова. Как переименовывали уже существующие советские названия улиц

Новые названия улиц в городе Кирове. Исполком города Кирова к 40й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции решил увековечить память погибших революционеров.
Пожарная улица переименована в улицу Азина. Легендарный комдив 28 дивизии Владимир Мартинович Азин.
В честь создателя большевистской организации Ивана Васильевича Попова названа бывшая Пятая Проектная улица.
До Октябрьской революции в здании Кировской средней школы № 22 помещалась Мариинская женская гимназия. В ней училась пламенная революционерка Вера Зубарева. Она была одной из активных деятелей Вятской городской большевистской организации. Имя славной революционерки будет носить школа № 22.

Кировская правда. Славной памяти революционеров // - 1957 г. № 213

 

ЭТО БЫЛО (2). В моей жизни был период, когда два события неразрывно связаны между собой: молодость и комсомол. Не могу воспринимать их раздельно. Иногда невольно вспоминаю о том далёком, безвозвратно ушедшем прекрасном времени. Каждый человек, считаю, неравнодушен к своей юности и вспоминает о ней с большой любовью. Учился я в Русановской восьмилетней школе. Были мы пионерами, а в седьмом классе знали, что нас ждёт следующая ступенька в жизни: вступление в комсомол. Это событие волновало всех нас, и готовились мы к нему очень тщательно. Изучали Устав и историю комсомола, знали за какие боевые и трудовые подвиги комсомол был награждён орденами. Следили за политическими событиями в стране и за рубежом. На школьном комсомольском собрании строго «попытав» вопросами, нас приняли в члены ВЛКСМ. Но, впереди серьёзное испытание: утверждение решения школьной комсомольской организации на бюро райкома комсомола.
Помню, в зимний морозный день мы отправились в районный центр, в то время Халтурин. Райком ВЛКСМ находился в здании на улице Зонова, где позже располагалась редакция районной газеты «Халтуринская правда» («Орловская газета»). По очереди нас, немного оробевших школяров, приглашали в кабинет сдавать экзамен на политическую зрелость. Секретарей райкома, беседовавших с нами, помню до сих пор: А.В.Скорняков и А.В.Скурихин. Всё оказалось не так страшно: мы с честью выдержали этот экзамен и стали комсомольцами. Радости нашей не было предела.
Началась интересная жизнь, освящённая комсомольскими идеалами: походы, тематические вечера, военные игры, поездки с концертами по деревням, спортивные соревнования. Помню, в велосипедных гонках занял второе место по школе. Особенностью того времени было, что нам некогда было скучать: много работали на пришкольном участке, помогали колхозникам на сенокосе и в уборке урожая. Членство в комсомоле дисциплинировало нас, побуждало к стремлению лучше учиться. Закончив Русановскую восьмилетку, продолжил учёбу в средней школе №1 города Халтурина.
После окончания средней школы № 1, трудился на Халтуринской фабрике культтоваров. Об этом периоде моей жизни рассказала Люба Новикова, специалист фабрики в материале «Рабочий паренёк» в газете «Халтуринская правда» за 1 мая 1968 года. Вот его содержание: «Кем быть? Чему посвятить себя?» Такой вопрос всегда волнует наших юношей и девушек после окончания школы. Комсомольцу Леониду Сорокожердьеву пришлась по душе профессия фрезеровщика по металлу. Сразу же со школьной скамьи он поступил на фабрику культтоваров, в ремонтно-механический цех. Этот цех обеспечивает надёжную работу всех станков и оборудования на фабрике.
За короткое время Леонид из робкого и неумелого ученика сумел стать опытным, хорошим специалистом. И помогло ему в том, прежде всего, трудолюбие, любознательность и большое желание овладеть секретами мастерства. Работа очень нравится пареньку. Каждый день что-нибудь новое. Изломается ли какая деталь у станка, или выйдет из строя фреза, - всегда идут в ремонтно-механический цех.
Очень много дел у Леонида Сорокожердьева на производстве, но он находит время и для общественной работы. Выпускает стенгазеты, занимается спортом. Всегда подтянутый, аккуратный. Леонид является примером для молодёжи. Комсомольцы механического цеха выбрали его своим вожаком. Так живёт и трудится на фабрике молодой комсомолец».
Ну, а дальше, это - уже другая история. На фото: панорама с. Русаново с Чернядьевской горы; ученики возле школы: Шалагинов Николай, Пленкин Геннадий, Пленкин Леонид, Сорокожердьев Леонид, Полушин (имя не помню). Леонид Сорокожердьев

 

Вятские города и веси: каким был Малмыж в начале XX века



Город Малмыж, на реке Шошме, впадающей в Вятку, отстоит от реки Вятки в 7 верстах. До взятия русскими Казани Малмыж был черемисским городком и в нем жил черемисский князь; в 1550 году Малмыж был взят русскими, черемисский князь (Болтуш) был убит, а оставшиеся черемисы ушли из города и поселились в 12 верстах от него (Черемисский Малмыж). В 1780 году Малмыж был сделан уездным городом, затем был некоторое время заштатным и снова сделан уездным. И теперь Малмыж очень небольшой город с 3 тысячами жителей и по своему наружному виду скорее походит на небольшое село: в нем 1 церковь и около 300 деревянных домов и только 3 или 4 каменных (и то 2 из них казенных: острог и городское училище). Жители занимаются мелкой торговлей и ремеслами; ни фабрик, ни заводов в городе нет. Местные купцы ведут торговлю лесом и хлебом; хлеб складывают в склады и амбары, а весной нагружают в барки у самого города, потом весной при разливе реки Шошмы, к городу могут подходить суда и пароходы. В городе есть женская гимназия, городское трехклассное училище и 3 начальных школы, из которых замечательна по своему устройству Батуевская школа, построенная (в 1899 г.) в память бывшего председателя губернской земской управы А.П.Батуева, малмыжского уроженца.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г., с.84-85

 

"Вятка – довольно значительный промышленный город..." Из описания дореволюционного города Вятки (торговля и промышленность)



Город Вятка. В городе ежегодно бывают две семидневные ярмарки: Великорецкая (21-27 мая) и Семеновская (25-31 августа). На время ярмарки привозятся главным образом мануфактурные и галантерейные товары и сельскохозяйственные продукты; на Семеновскую – лошади и кустарные изделия. Постоянные склады: 2 хлебных на 35 тысяч пудов; 4 лесных на 35 тысяч бревен и 3 тысячи сажень дров; 3 пивных на 30 тысяч ведер и 2 соляных на 120 тысяч пудов. Земский кустарный склад с оборотом 610 тысяч рублей. Общее число фабрик и заводов – 23. Рабочих в них 520. Ремесленных заводов 297, ремесленников – 1657 человек.
Для ремесленного обучения имеются 9 земских учебных мастерских: 3 женских – ткацкие (50 учащихся), ковровая (21 учащихся) и соломенных изделий (20 учащихся) и 6 мужских: столярная (29 учеников), корзиночная (38 учеников), берестяных изделий (13 учащихся), щеточная (15 учащихся), игрушечная (18 учащихся) и печная (28 учащихся).
Вятка – довольно значительный промышленный город, ведет торговлю с Казанью, Москвой, Петербургом, Архангельском и Сибирью, с которой соединен Пермской железной дорогой. Пароходное сообщение с поволжскими и прикамскими городами, куда отправляется значительное количество овса, льняного семени, продовольственные товары в виде кожи, костей, сала, мыла, мяса и т.п.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.58

 

Вятские фамилии их происхождение: Егошины, Елькины, Зараменские, Зыкины, Истомины...



Егошин. От неполного отчества - Егошин сын. Возможно две этимологии: Егоша - прозвищное имя от глагола егошиться (вятское), возможное значение «беспокойный человек»; Егоша – уменьшительная форм имени Георгий.

Елькин. От неполного отчества - Елькин сын. Елка – уменшительная форма имени Елисей.

Зараменский. От прозвища по месту жительства. Зараменье (новгородское) – место за лесом.

Захватаев. От неполного отчества - Захватаев сын. Захватай – древнерусское прозвищное имя.

Збоев. От неполн отчества – Збоев сын. Збой - древнерусское имя, происходящее от псковского - збойный - «бедный»

Зыкин. От неполного отчества - Зыкин сын. Зыка - древнерусское имя со значением - «плакса, ревун, крикун».

Истомин. От неполного имени Истомин сын. Истома - древнерусское мужское имя.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)


Знаменитые обладатели фамилий. Алексей Андреевич Истомин (1872-1920) - основатель ботанического сада города Вятки, подполковник, участник русско-японской войны, гласный Вятской городской думы (с 1913 года). Его отец Андрей Степанович Истомин построил в 1878 году на берегу оврага Засора у Владимирского моста небольшой деревянный дом. В 1912 году Алексей Истомин купил весь участок земли в овраге Засора по западной стороне улицы Владимирской и заложил здесь декоративный сад в английском стиле. В весенние сезоны 1912 и 1913 г. здесь были посажены местные и экзотические для севера породы деревьев и кустарников, построена цветочная оранжерея, над родником на дне оврага потроен грот, а рядом сооружен бассейн в форме Черного моря, который наполнялся водой из источника. "Крымский полуостров" бассейна украшала скульптура мальчика и лебедя, из клюва лебедя бил небольшой фонтан. Сад был частным, поэтому далеко не все вятчане могли его посетить.

Информация с сайта https://tornado-84.livejournal.com/126959.html

На фото: книга о жизни А.А.Истомина и его детище - ботаническом саде

 

Байки из советской жизни. Как штапики превратились в кальсоны



Однажды на склад стройматериалов пришло категорическое требование отпустить партию кальсон. Кладовщик удивился, потом возмутился:
- У меня тут цемент, двери, рамы, гвозди. Причем здесь какие-то кальсоны?
Потом выяснилось, как в список строительных материалов попали кальсоны.
Кладовщик, составляя список наличных товаров, писал:
Штапики
Гвозди
Скобы и т.п.
Машинистке первое слово было незнакомо, и она напечатала: штаники
Первый начальник тоже не больно-то смыслил в строительстве и исправил на подштанники.
Второй начальник сказал:
- Фу, как некрасив что это – подштанники?
И написал кальсоны.

Байку рассказал В.А. Ситников // Вятский свистун - Киров 1995 г. № 2-3, с.21-24

На фото: пишущие машинки советского времени. Экспонаты краеведческого музея города Советск. Наверное, о таких мечтал каждый автор и поэт, особенно в глубинке....

 

Лальск. Семья протоиерея А.А.Попова за чайным столом. Фото с экспозиции Лальского краеведческого музея



Алексей Алексеевич Попов у думских журналистов Попов 1-й (5 мая 1841 д. Нижняя Ерга?, Устюжский уезд, Вологодская губерния — 11 марта 1921[1] п. Лальск) — протоиерей, член III Государственной думы.
Родился в семье приходского дьячка — Алексея Андреевича Попова. В 1849—1856 учился в Устюжском духовном училище, в том же году поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1862. Тогда же стал участником нелегального кружка, организованного в Вологде в 1862 г. А. И. Румянцевым. За что попал под следствие, но был оправдан.
10 февраля 1863 года Попов был посвящён в сан диакона, а 17 февраля — в сан священника, в коем и служил в Ерогородской Успенской церкви неподалёку от Великого Устюга. Позже он стал благочинным в том же уезде, а 30 августа 1887 г. был возведен в должность протоиерея и назначен настоятелем Лальского Воскресенского собора Вологодской епархии.
19 октября 1907 избран в Государственную думу III созыва от общего состава выборщиков Вологодского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав фракции Правых. Состоял в думских комиссиях по делам православной церкви и по направлению законодательных предположений.
26 марта 1914 г. по прошению был уволен от должности настоятеля Лальского Воскресенского собора. Свою жизнь описал в мемуарах под названием: «Воспоминания причетнического сына»[.
Похоронен на лальском кладбище, историческое захоронение № 68.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Вятские слова и выражения. Что значит "Пазгать"?



Пазгать. Пылко, сильно гореть. «Начал лес пазгать, насилу уняли».

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 г.

 

Классный вечер в Нолинском духовном училище (в продолжение темы истории здания в Нолинске)



В канун отпуска на Рождественские каникулы воспитанниками 4 классов Нолинского духовного училища был устроен литературно-музыкальный-вокальный вечер.
Вступительным номером была рождественская песня: «О, детки, пойдемте веселой толпой мы в город Давидов к пещере святой!», исполненный ученическим оркестром и хором.
Несколько номеров чтения и две спевки. 7 номеров музыки, из которых 3 сольных: на скрипке, виолончели и фисгармонии, 5 номеров хорового пения и один дуэт. Закончили вечер пением национального гимна. Эстрада была убрана декорацией, представляющей из себя зимний лесной пейзаж с проезжей дорогой.

Вятские епархиальные ведомости – 1910 г. № 1

На фото: вид на Николаевский собор и бывшее здание училища с небольшой высоты

 

Вознесенская церковь поселка Суна в царское время и в наши дни



Вознесенская в селе Суне. Построена в 1754 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского и Преп. Алексея человека Божия. Кроме приходской церкви, имеется другая церковь на кладбище, каменная; освящена в 1865 г.
Духовенства при церкви четыре священника (один на дьяческой вакансии), диакон и три дьячка. Один из священников и два дьячка имеют свои дома, у прочих казенные квартиры. Духовенство пользуется 4 дес. усадебной земли, а 30 дес. пахатной и 3 дес. сенокосной церковной земли владеют прихожане.
В приходе 126 селений, в расстоянии от 2 до 15 в. от церкви; прихожан 5834 м. п. и 6672 ж. п. Раскольников 44 м. п. и 53 ж.
Село Суна от г. Вятки в 93 в. Ближайшия села: Нестино в 10 в., Курчум, Чигиринское и Верхосунье в 15 в.

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24

Фото из фонда Олега Виноградова (ЦГАКО) и наше 2014 года

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/churches/362

 

Православный новый год в старой Вятке



1 января нового года. Божественную литургию Преосвященный Филарет совершал в кафедральном соборе. После литургии в сослужении с Преосвященным Павлом и городским духовенством Владыкой было совершено торжественное молебствие.

Вятские епархиальные ведомости - 1910 г. № 1

 

Наши традиции. Как отмечали новый год в старой Вятке



Елки. 29 и 30 января были устроены электрические елки для учеников и учениц в 13м городском начальном училище.
Оба детских вечера прошли очень оживленно… Веселились и пели. Играл оркестр духовой музыки. На елке присутствовали инспектор начальных училищ Вятской губернии Никольский, учителя и много других гостей.

Вятская речь - 1914 г. № 1

На фото: одно из городских училищ старой Вятки - вторая мужская гимназия


Назад к списку