- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 1-15

Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов: связь времен - связь героев Отечества...



Облик народного мстителя Николая Кузнецова всегда был для меня примером безграничного служения своему народу и своей родине, человечеству и прогрессу

Ю. А. Гагарин

Кузнецов Николай Иванович (14 (27) июля 1911- 9 марта 1944), партизан, разведчик, Герой Советского Союза. Родился в д.Зырянка (ныне Свердловская обл.) в крестьянской семье. Окончил лесной техникум. В начале 30-х гг. работал помощником таксатора в лесостроительной партии (ныне территория Нагорского и Дубровского лесхозов Кировской обл.), состоял на учете в комсомольской организации Вятского гублесотдела. Уехал в Коми-Пермяцкий национальный округ. Работал инженером в Свердловске, Москве. Во время Великой Отечественной войны был в партизанской отряде Д.Н.Медведева, вел разведку в г.Ровно, совершал диверсии, уничтожил и захватил в плен несколько фашистских генералов и чиновников оккупационных властей. Погиб в бою на Львовщине.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди - Киров 1996 г., с.235

 

С архивной полки. Жизнь вятских крестьян по материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года



Село Березинское Мухинской волости Слободского уезда было по тем временам, наверное, большим – по данным переписи в нем было 90 хозяйств (для сравнения, в селе Лебяжье даже накануне революции 1917 года было чуть больше 20). Итак, детально рассмотрим по материалам переписи, как же жили тут крестьяне.
Коровы. Не имели совсем коров 8 хозяйств
1 корова - 14
2 коровы - 36
3 коровы - 14
4 коровы - 6
5 коров - 2
6 коров – 2.
Лошади. Не имели совсем лошадей 4 хозяйства
1 лошадь - 18
2 лошади - 30
3 лошади - 16
4 лошади - 12
5 лошадей - 5.
Сельскохозяйственные машины.
Молотилки.
Собственные - 7
Вскладчину - 2
Веялки и сортировки - 27
Вскладчину - 6
Жнейки вскладчину - 3
Льномялки собственные - 2
Вскладчину - 1
В одном хозяйстве и молотилка и льномялка вскладчину.

Посмотрев на данную перепись, складывается ощущение, что тут бедняков и не было как таковых. Если в каком-то хозяйстве не было лошади, там была корова (а то и не одна), если не было коровы – была лошадь (и не одна). 60 хозяйств из 90 имело от двух до 6 коров, 63 – от двух до пяти лошадей. 48 хозяйств из 90 владели сельскохозяйственными машинами! Машинами! В 48 хозяйствах! В 1917 году! Так и хочется спросить, а так ли плохо жили вятские крестьяне накануне большевистского переворота?!

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.17д.1173

На фото: интересная машина из экспозиции Слободского краеведческого музея. Как Вы думаете, что это?

 

Вятка мусорная (продолжение)



Двор, находящийся в гостиных рядах, грязен. У отхожих мест, принадлежащих купцам Хлебникову, Луппову и Сапожникову, найдено две бочки из-под сахару, переполненных разным мусором, скопленным, видимо, не за одну неделю. От бочек распространяется зловоние и при разрытии мусора найдена целая масса белых червей. Заведующий очисткой Сапожников обязан немедленно убрать это и кроме того на означенных лиц составлен протокол.
Отхожее место, находящееся в этом же дворе и принадлежащее мещанину Дмитрию Сычугову, оказалось не вычищенным, переполненным и не дезинфекционированным, с обязательством в трехдневный срок убрать нечистоты и на него составлен протокол.

Протокол санитарной комиссии по осмотру дворов. Вятский вестник - 1909 г. № 149 18 июля

 

Наши традиции. Святой хлеб или как обедали в крестьянской семье

Обеденная трапеза в многолюдных семьях была ежедневным ритуалом, причем хлеб был главным компонентом питания. Вот как Г.А.Сычев, родом из маленькой северной деревни Николинцы, рассказывает об этом: «Дорог хлеб, когда душа человека вся без остатка вложена в него. Мясные блюда ели только по праздникам. То же и с сахаром, а приобрести белую муку никто и не думал. В будни основной пищей была картофельница. Это сваренная в мундире картошка, очищенная и истолченная. Затем залитая крутым кипятком, посоленная и поставленная в русскую печь. Перед подачей на стол приправляют луком, молоком, можно заправить сметаной, маслом. Главное было хлеба досыта наестись. Остальная пища – это так, второстепенное. Хлеб был чуть ли не святым. Бережливость к хлебу была аскетическая. Например, когда семья сидела за столом, и руки так и сновали в большую деревянную чашку с картофельницей, и все, торопливо набивая рты хлебом, жадно жуя увлажненный хлеб, зорко следили за тем, чтобы, боже упаси, хоть самая маленькая крошечка хлеба не упала на стол. Если отец семейства заметит такое варварство за кем-нибудь из детей-малолеток, он молча бил по лбу своей большой тяжелой ложкой. Но слез не было, не до этого было».

Хлеб же был и главным мерилом достатка в жизни крестьян. А в 30-е годы заработать его все стремились как можно больше. В средней и северной России под хлебом понимали только ржаной хлеб. Пшеничный считался лакомством, как бы вроде даже и баловством.

В.Бердинских. Жизнь вятской деревни – Киров 2008 г.,с.83-84


 

По страницам древних летописей. Набег



В лето 6744 (1236) осению приидоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожнии Татари, и взяша славный Великий город Болгарскый, и избиша оружьем от старца и до уного и до сущего младенца, и взяша товара множство, а город их пожгоша огнем, и всю землю их плениша…. (Лаврентьевская летопись).

Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии - № 1 1905 г., с.10-11

Примечание. Город Булгар (современный Болгар) находился на территории современного Татарстана. В 1431 году город был окончательно разрушен воеводой великого князя Василия II Фёдором Палецким. В XVII веке на месте Болгара был основан православный Успенский монастырь, около которого вырос современный город, до 1935 года носивший название Спасск.

 

Вятские села и веси: Ахманово (Пижанский район)



Ахманово, д., центр Ахмановского сельского округа и колхоза «Ахмановский».
Расстояние до центра района (пгт Пижанка) 10 км.
В сохранившихся рукописях церкви в Пижанке за 1776 г. есть список помещиков, владевших крепостными крестьянами в ахманских селениях. Упоминается Ф.А.Державина – мать поэта Г.Р.Державина (проживала тогда в г.Яранске). В д.Озеро 16 хозяйств (143 души) в 1850 г. принадлежали помещице-капитанше Максимовской, имевшей кроме того 12 дворовых людей. Вблизи д.Ахманово находилась усадьба помещика П.Залесского с вековыми деревьями и бревенчатым домом. В 1832 г. помещик имел 30 дворов крепостных крестьян (446 душ) и 7 дворовых людей.
Ныне на территории округа расположены две деревни - Ахманово (557 чел.) и Озеро (31 чел., расстояние до центра округа 2 км.). В Ахманово находятся небольшая общеобразовательная школа, медпункт, библиотека, Дом культуры.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый. Книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.379

Ахманово. Улица. Сентябрь 2019 г. Фото Е. Чудиновских


 

Из описаний дореволюционных историков: «Хлеб в Слободском дороже, чем в г.Вятке…»



Торговля города, с проведением Пермь-Котласской железной дороги, от которой он стоит в стороне, несколько понизилась. Хлеб в Слободском дороже, чем в г.Вятке, на 3-5 коп. на пуд.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

На фото: современный Слободской. История и современность... Снимок прошлого лета

 

"Суров и беден Вятский край..." Из описаний Вятской губернии



Суров и беден Вятский край. Лето продолжается не дольше пяти месяцев. Полевые работы, начинаясь обыкновенно с Еремея Запрягальника (1 мая), к Покрову (1 октября) оканчиваются. Если к этому прибавить пол-апреля на подготовку к летним работам, до пол-октября – на обмолот хлебов и зимнюю заготовку кормов и топлива, то весь земледельческий труд и займет около шести месяцев. Но шестимесячный труд далеко не обеспечивает вятского крестьянина. Пашенные земли губернии тощи и едва пропитывают пахаря. Луга редкотравны и только при соломе обеспечивают зимнее прокормление скота. Леса тихорастущи и скупо доставляют материалы для построек и семимесячного отопления. Вообще, только в лучшие годы земля обеспечивает крестьянина пищей, жилищем, отоплением и кормом скота, оставляя без средств на удовлетворение духовных и религиозных потребностей, на орудия, на хозяйственную утварь и на мирские,земские и государственные платежи. На все последнее он должен промыслить, т.е. выработать на промыслах. Он и промышляет то дома, если научен ремеслу, то в отходе промыслом или наймом на случайные работы. Поэтому чаще всего вятские крестьяне имеют два занятия – земледелие и внеземледельческий промысел, так как только при таком союзе занятий они могут жить и хозяйствовать в исправности.

Краткий обзор деятельности Вятского губернского Земства за 35 лет, 1867-1902 гг. Вятка, 1906. С.219-236

Фото С.А.Лобовикова. Вид с высокого речного берега. 1910-е годы

 

По страницам белогвардейских газет. Оперативная сводка Штаба Верховного Главнокомандующего Русской Армии от 13 марта 1919 года

Глазовское направление. Противник безостановочно отходит на запад, преследуя его, наши части с боем достигли линии Нинское Никольское – разъезд 32 и дер.Мхимоста. Здесь наши части продвинулись таким образом за сутки на 25 верст от своего исходного положения.
Южнее железной дороги Пермь-Вятка, продолжая развивать достигнутый успех, наши части ведут упорный бой за обладание Очерским заводом, где красные, сосредоточив до 3 полков, оказывают упорное сопротивление. Нами захвачено за день 70 пленных, подводы с продовольствием, 20000 патронов, винтовки и другое имущество.
Наша левая колонна, наступающая в районе шоссе Очерский завод-Б.Сосновское с боем заняла д.Маштаки.
Колонна, действующая в районе Черновское заняла деревню Кукушкина.
Южнее у дер.Юрзовки красные, вводя в бой свежие резервы,, переходят в контратаки, которые нами успешно отбиваются.

Вестник Приуралья – 14 марта 1919 г.

 

С архивной полки. Отдельное крестьянское хозяйство по переписи 1917 года



Починок Мальцевский Яранского уезда. В хозяйстве Михаила Ивановича Трушкова значатся: 1 лошадь, 2 коровы, 1 бычок, 2 теленка, 4 овцы, 2 ягненка, 2 свиньи. Кроме того, записана веялка или сортировка, которой хозяин пользовался вскладчину с кем-то (1/4). Для молотьбы использовался наемный труд в количестве 10 женщин.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.19 д.517 л.1

А что же в это время сообщали советские газеты, по крайней мере вятские? Оказывается... ничего. До мая 1919 года советская печать вести с фронта не сообщала

Вместо анонса. Скоро начнем просмотр в архиве следственных дел вятских офицеров-колчаковцев, репрессированных в 1919-1920 гг. Самые интересные моменты будем публиковать. Возможно, найдутся и какие-то документальные подтверждения т.н. "белого террора", не считая баек из советских газет. Возможно, никакого "белого террора" и не было в помине. Никаких документальных подтверждений ему пока нет, не считая газетных статеек и сомнительных воспоминаний...

 

Рождественские традиции наших предков



На Рождество, были гадания. Девчонки приходили в овин, попку обнажали определенное место и если лохматой рукой погладит попку, значит будет жених богатый, если голой, значит будет бедняк какой-нибудь. Сапог, валенок зимой бросали. Куда сапог носком ляжет, там значит и жених будет. В то время, когда я стал более взрослым, это уже безвозвратно ушло, только по детству видел я эти забавы. Тогда мы только подглядывали, что взрослые делали.
Еще Рождество колядовали. Ходили по домам мальчишками и пели: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» Споешь это и согласно обычаю, хозяева у чьего порога пели давали или плюшки, или конфеты, или яйца. И приходя домой лакомились тем, что насобираешь. Это еще было, когда мы ходили в первые классы школы.

Из воспоминаний Н.В.Кузнецова, уроженца д.Каменка Нижегородской области

Иллюстрация: Эрик Александрович Барцев. Гадание. В конце прошлого года картина была на выставке в Свердловской областной научной библиотеке имени Белинского в г.Екатеринбурге

 

Воспоминания. Горбушка хлеба

Горбушка хлеба. Несколько лет назад приехали ко мне в гости близкие родственники моего мужа-атарца – Якимов Анатолий Иванович и его жена Таисья Ивановна. Оба в прошлом деревенские жители, дети вятских хлеборобов. Естественно, был собран празничный стол, и коронное место на сей раз на столе занял ржаной хлеб. Не тот, деревенский, испеченный в русской печи с хрустящей корочкой на хмелевых дрожжах, с неизменным лакомством ребят – румяной горбушкой, которую сожмешь в ладони, потом отпустишь, и она, спружинив, примет прежний вид. Этот хлеб был простой,из магазина, и по обыкновению чуточку черствый. Но гости мои вдыхали его аромат с величайшим восторгом на лице. Живут они теперь в Казахстане, где все изделия хлебные из знаменитой казахстанской пшеницы, которую в свое время называли целиной. Анатолий Иванович – сын хлебороба и сам в прошлом хлебороб, последнее время перед отъездом с родины работавший председателем Атарского сельсовета, вспомнил, как из первого свежего урожая мать пекла калиновые ржаные пироги. И непременно перед печкой испекала она пряженники на сковороде, а они, ребята, наперебой макали их в сметану. «Вы понимаете, эти духмяные ржаные пряженики запали в душу на всю жизнь и, конечно, вместе с ними горбушка от круглого каравая, которую совали по утрам за пазуху, отправляясь на рыбалку».

Лидия Якимова. Теплые ветры Лебяжья – Киров 2003 г., с.166

К иллюстрации. Картина Д.Сенникова. Десерт для души

 

С архивной полки. Первые безбожники



Кража пола в часовне. Из стоящей недалеко от села Куршаково {Уржумского уезда} часовни, построенной еще в 1874 году и пришедшей к данному времени в полную ветхость, исчез пол. При следствии оказалось, что пол был выломан и свезен неизвестно кем и куда. С властями был произведен обыск, но без всякого результата.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп.1 д.174 л.11 (фонд О.Н.Виноградова). К сожалению, дата заметки не была сохранена исследователем

В половине февраля месяца в одной из деревень Мулинской волости Сарапульского уезда крестьянин-революционер, войдя в избу соседа, у которого тогда сидели гости, стал стучать по столу кулаком. Когда хозяин, возмущенный поведением «политика», спросил, зачем он бьет по столу, политик сказал: «Я вот начну хлестать еще по вашей иконе». После того замечания, до крайности оскорбившего религиозное чувство присутствовавших, крестьяне до того озверели, что убили «политика», сильно изранив его и затем выволокли труп его на улицу, где и оставили.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии за 1906 г. - Вятка 1907 г., с.98

На фото: придет потом и такое время, когда безбожие станет нормой жизни. Снимок из фонда Яранского краеведческого музея

 

К 80-й годовщине победы в Сталинградской битве. Танк "Партизанка Таня"



Поможем фронту. Коллектив общежития № 1 Омутнинского ремесленного училища горячо подхватил призыв своих товарище по учебе о сборе средств на строительство танка «Партизанка Таня».
О героическом подвиге «Тани» - Зои Козьмодемьянской знают все учащиеся и с радостью приняли участие в сборе средств. В.Гаврилова и В.Еремеева из 27 группы внесли по 50 рублей каждая. Е.Береснева (19 группа) – 40 рублей, П.Тебенькова (21 группа) – 12 рублей и другие.
- Мы уверены, - заявили девушки, - что танк носящий имя мужественной дочери советского народа, будет всегда впереди, будет беспощадно бить и громить фашистов. Мы обещаем, что будем отлично учиться, чтобы быть хорошими производственниками и не отставать от фронтовиков.

Е.Гусева // Голос рабочего (Омутнинск) - 1942 г. № 30

Примечание. К сожалению, никаких сведений об этом танке не удалось найти. Было бы интересно узнать его боевую судьбу...

 

Вятские фамилии и их происхождение: Обуховы, Окуловы, Окуневы, Онучины, Опалевы...

Обухов. От неполного отчества – Обухов сын. Обух – древнерусское мужское имя.

Окулов. От неполного отчества – Окулов сын. Окул – искаженное от Акул. Акул – народная форма канонического имени Акилла.

Окунев. От неполного имени Окунев сын. Окунь – древнерусское мужское имя.

Онучин. От неполного отчества – Онучин сын. Онуча – древнерусское мужское имя.

Опалев. От неполного отчества - Опалев сын. Опаль - древнерусское мужское имя.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

 

Дореволюционный Котельнич в описаниях современников



Город Котельнич на правом берегу реки Вятки, основанный первыми русскими выходцами ранее города Вятки. Прежде, до прихода русских, здесь был черемисский городок Кокшаров; русские взяли его и переименовали в Котельнич, вероятно потому, что город находится в углублении (котловине). В настоящее время Котельнич довольно большой город, имеющий около 5 тысяч жителей, но не отличающийся ни красотой местоположения, ни постройками: улицы в нем кривые и грязные, дома больше деревянные. Из четырех церквей, находящихся в городе, замечателен Троицкий собор, в котором находится старинный образ святителя Алексия, человека Божия, пожертвованный при царе Алексее Михайловиче. Промышленность города незначительна, но торговля довольно обширна. Особенно город замечателен своею ярмаркою, которая бывает в марте месяце и называется Алексеевской; ярмарка та первая в губернии по торговым оборотам; на нее привозится товаров на сумму до 2 млн. рублей и приезжают торговцы даже из Казани, Нижнего и Москвы. В городе есть городское училище, женская гимназия, м прогимназия, ремесленное «Комиссаровское» училище и несколько начальных школ.
Через Котельнич проходит новая Петербургская железная дорога, которая соединяет Вятку с Вологдой и Петербургом; около г.Котельнича через Вятку построен железнодорожный мост.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г., с.75

Фото с сайта https://www.etoretro.ru/pic239678.htm?sort_field=imag..

 

За Веру пострадавшие: вятские новомученики



С Вятской землей связаны жизнью и подвигом прославленные в лике новомучеников и исповедников – 133 святых, из них сейчас 6 в Соборе Вятских святых, планируется включить еще 61. Список вятских святых и полный список репрессированных на сайте Вятская переправа (опубликован в книге Вятский Синодик, часть 3).
С 1918 по 1953 в Вятской губернии и позднее в Кировской области репрессировано: 8 архиепископов и епископов, 5 протоиереев, 422 священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просфорниц, 23 председателя приходских советов, 82 иных напрямую причастных к Церкви лица. В этом список надо дополнить людьми иных сословий и слоев общества, невинно убитых за Веру Православную: казачество, купечество, мещане, крестьяне и иные. Расстреляно 150 человек, 336 заключены в лагеря, 158 высланы в Северный край, Сибирь и Казахстан.

Иерей Андрей Лебедев

 

Истоки. Древнерусская скоропись



Древнерусская скоропись появилась на Руси в XIV веке как сильно упрощенный вариант Кириллицы.
Грамоты уже с XV века стали писаться скорописью. Скоропись – это такой тип почерка, который рассчитан на значительное ускорение процесса письма. Своим появлением она обязана большому объему работ писцов в государственных учреждениях. Скоропись перестает быть двухлинейным письмом. Элементы многих букв размещаются над и под строкой. Ряд букв пишется не в строке, а над строкой. В рамках одного и того же почерка одна и та же буква может написана в нескольких вариантах, что зависело от удобства пера. Большое значение в переписи приобрели лигатуры и аббревиатуры.

В.Федяев. Писцовая книга пяти вятских городов и Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г., с.16

 

Вятские деревни: деревня Березинская (Гуниха) Лузского района



Деревня Березинская, как и многие алешевские деревни, находилась на возвышении. До войны здесь было 12 хозяйств, основные фамилии: Сухановы, Семушины, Ржаницыны, Оноховы, Швецовы. Семьи у всех были основательные, крепкие, многодетные. Рядом была деревня Подберезинская, где жила Евдокия Ржаницына с сыновьями Николаем и Ильей. В годы Отечественной войны из каждого дома ушли на фронт сыновья, мужья, отцы: по трое у Онохова Ивана, Сухановой Глафиры, Сухановой Марии, у Евдокии Ржаницыной двое сыновей, а всего 19 человек ушли защищать Отечество из этой небольшой деревеньки. Десять человек не вернулись в родную деревню.

М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево – Киров 2015 г., с.391

Фото из книги М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево – Киров 2015 г., с.394. Место, где была деревня Гуниха

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/98240

 

Котельнич на карте России



Кокшаров… Котельнич… Сколь таинственны по своей красоте звучания эти имена нашего города. Свидетелями скольких событий явились они с того момента, как первые люди поселились здесь на крутом берегу реки Вятки, и дали имя вновь возникшему селению. Город раскинулся на правом высоком берегу реки Вятки в широкой котловине и со стороны реки не представляет, пожалуй, внушительного зрелища. Видимо, далекие предки при выборе места для поселения не считались с внешней красотой, скорее всего, ими руководили другие соображения, более практичные.
Сейчас Котельнич – административный центр Котельничского района, самый древний город Кировской области. Город расположен в пределах западных отрогов Вятского Увала. Река здесь имеет широкую ассиметричную долину. Правый берег, на котором стоит город, высокий (до 40-50 м.), крутой, представляет собой плато с абсолютными высотами от 105 до 150 метров над уровнем моря. Территория города пересекается тремя большими оврагами, по дну которых протекают речки Балакиревица, Родионовка и Котлянка.

Котельнич: годы и люди – Котельнич 1994 г., с.6

 

Первые торговые пути Вятского края



Вятская земля в начале XVI века имела торговое сообщение с Москвой через Галич. Путь этот затруднялся болотами и лесами, а также набегами черемисов, поэтому отправлялись торговые люди в Москву более длинным, но более безопасным путем через Вологду и Устюг.
В конце XVI века к торговым путям Вятки с Москвой присоединился путь через Нижний Новгород. Через Казань вятчане выходили на Волгу и участвовали в торговле с волжскими городами. Особенно после завоевания Иваном Четвертым Казанского и Астраханского ханств. Вятские купцы в то время установили торговые связи с Астраханью и посылали туда свои суда с товарами.
С XVII века через Вятскую землю прошел новый торговый путь из Москвы в Сибирь, значительно повлиявший на развитие торговли, в том числе и в Глазовском уезде.

В.Васильевых. Очерки истории Унинского района - Нол 2007 г., с.63

На рисунке: карта речных торговых путей. Источник: http://samlib.ru/h/harin_e_a/1kisv.shtml

 

Истоки. Как Хлынов Москве "челом бил"...



В Воскресенской, Львовской и Софийской первой летописи под 1457 годом есть сообщение о походе московской рати на Вятку, осадившей город Хлынов, но не взявшей его, поскольку московские воеводы «за посулу (подарки) – сноровили Вятке». В 1459 году в связи с новым походом московского войска сюда впервые упоминаются города Котельнич и Орлов.
Город Хлынов в результате этого похода бил челом московскому великому князю «на всей его воле».

В.Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.24

Рисунок Татьяны Дедовой

 

С архивной полки. Число частных лавок по городам губернии на 1858 год



Елабуга 16 и 38
Царевосанчурск 5 и 2
Яранск 8 и 2
Уржум 19 и 36
Котельнич 9 и 5
Малмыж – 27
Нолинск 17 и 29
Слободской 20 и 14
Орлов 7 и 28
Сарапул 66 и 15
Глазов 5 и 22

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.78

Примечание. В первой колонке каменные, во второй деревянные здания. Абсолютным лидером был богатый купеческий Сарапул — 66 каменных лавок! С большим отрывом от него по частной торговле шли Слободской, Нолинск, Елабуга и Уржум. Менее всего лавочная торговля, как ни странно, была развита в таких казалось бы купеческих городах, как Котельнич и Яранск. Возможно, у них было еще все впереди...

 

Первые народные училища города Вятки и Вятской губернии

22 сентября 1786 г. в Вятке состоялось торжественное открытие главного народного училища. Размещено оно было в частном доме церковнослужителя Котлецова, близ Воскресенского собора. Позднее оно было переведено в здание присутственных мест. Открылось училище в составе трех классов (низших) при 43 учащихся. Это были дети купцов, мещан, крестьян, солдат, разночинцев.
Содержаться училище должно было на средства приказа общественного призрения, что составляло три тысячи рублей в год. Естественно, что таких денег никогда не было и потому приходилось постоянно прибегать к частной благотворительности. Случалось, и не раз, так, что, когда вятское купечество и мещанство отказывали в таковой, обращались за помощью к селянам. В добровольных пожертвованиях принимали участие и инородцы – вотяки, черемисы, татары. Благодаря помощи поселян и всех других сословий в Вятке смогли открыть не только главное училище, но и четыре малых – в Котельниче, Нолинске, Сарапуле, Слободском. Учителей для них готовило Вятское главное училище. С учителей спрашивали довольно строго, вплоть до того, что в главном училище они не могли сменить место службы, так как слишком большие затраты сделаны были на их образование. Суровые взыскания нес учитель за нерадивость. Так, учитель Хрулев (Слободское малое училище), уличенный в пьянстве, был вытребован в Вятку, три недели содержался на гауптвахте, а затем отдан в солдаты.
Чему же обучали в главном народном училище? Чтению, письму, гражданской и церковной печати, краткой священной истории, катехизису, читали книгу «о должностях человека и гражданина». Полный курс обучения составлял пять лет. В малых народных училищах преподавали чтение, письмо, гражданскую и церковную печать, краткую священную историю, катехизис, книгу «о…», евангелие, чистописание.
По окончании учебного года в главном (январь, июнь) и малых (июнь) училищах проводились публичные испытания, на которых присутствовал генерал-губернатор Казанский и Вятский, правитель наместничества, архиепископ и др. лица. Аттестовали учеников не баллами, а определениями: «понятен», «остр», «туп», «ненадежен», «способен», «малопонятен» и т.д. У каждого учителя были свои выражения для аттестования способностей учеников. За проступки и леность учителям запрещалось не только наказывать телесно, но и делать всякого рода посрамления.

Энциклопедия земли Вятской. Том девятый: Культура. Искусство – Киров 1999 г., с.19

 

Гости города Вятки: Владимир Маяковский



2 февраля 1928 года в город Вятку приехал поэт Владимир Владимирович Маяковский
«Какой небольшой город, а сколько удовольствия!» – так в 1928 году отзывался о Вятке поэт Владимир Владимирович Маяковский после трёхдневного посещения города.
На Вятке 20-х годов произведения «горлана-главаря» знали немногие, но перед приездом в книжных магазинах и библиотеках резко возрос спрос на его стихи и поэмы. До приезда Маяковского на стене деревянного двухэтажного здания Вятского городского театра появилась большая афиша: «Вятский городской театр. 2 февраля 1928 года. Публичное выступление поэта современности Владимира Владимировича Маяковского. 1-е отделение. Поэт прочтет лекцию-доклад на темы: современная поэзия; как я работаю над стихом; моё отношение к Пушкину, Есенину; мои впечатления о загранице и т. д. 2-е отделение. Поэт прочтёт свои произведения и ответит на вопросы слушателей».
Владимир Владимирович вышел на сцену и просто сказал: «Здравствуйте! Я – Маяковский». Поэт произвёл неизгладимое впечатление на публику. Однако завершился концерт скандалом. Во время чтения поэмы «Хорошо!», посвящённой 10-летию Октябрьской революции, в поэта запустили тухлым яйцом.
Вот как это происшествие описывает публицист Михаил Михайлович Решетников:
«В середине чтения глав из поэмы «Хорошо!» на галерке вдруг послышалось какое-то движение среди царившей в зале тишины. И внезапно на авансцену, к ногам поэта, шлепнулось яйцо. Маяковский резко оборвал чтение и в волнении зашагал по сцене. Но сразу же перешёл в наступление и резко отчитал нахала. Волнение поэта передалось всем. Некоторые вскочили с мест. Послышались возмущенные возгласы: «Удалить хулигана!», «Убрать из театра!», «Где же милиция?!»... Два милиционера вывели из театра высокого и плотного белокурого парня с взъерошенными волосами. Говорили потом, что это был студент-фрондер, гуляка и спорщик...».
3 февраля, во второй день своего пребывания в Вятке, Маяковский выступил на губернском съезде профсоюзов. Но состоялось еще одно незапланированное выступление поэта - в Вятском педагогическом институте им. В. И. Ленина (ныне Вятский государственный университет).
Поэт покинул город 4 февраля. Вятка стала последним городом в поездке на Урал. Через год поэт встретил в Москве М. М. Решетникова, узнал, подошёл, улыбнулся: «А вы из Вятки? Правда? Я помню, вы ко мне в гостиницу приходили, уговаривали выступить. Знаете, хороший у вас город, хоть и маленький. И люди – тоже…».
В ленинградском журнале «Звезда» за 1975 год были напечатаны мемуары писателя Филиппа Ильича Гоппа «В те недавние времена». На вопрос автора, какой город он считает наиболее красивым, Маяковский ответил: «Вятку».

Источник: Герценка

 

Храмы Вятского края: Воздвиженская церковь села Кленовица (Орловский район)



Приход образовался из деревень сел Окатьевское и Русановское.
9 февраля 1777 года выдана храмозданная грамота от Святейшего Синода № 357 об открытии прихода и о построении «при починке Чюпинском деревянной церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделом Святых Бессеребренников Космы и Дамиана». Эта церковь в 1778 году была готова к освящению.
18 марта 1820 года выдана храмозданная грамота № 835 на «построение вновь каменного храма», который возведен в 1833 году с двумя престолами: холодный – Крестовоздвиженский, теплый – Космо-Дамианский. Позднее в теплой церкви устроен третий престол – в честь Пресвятой Богородицы, именуемый «Похвала Божией Матери».
Руинирована.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая - Киров 2012 г., с.84

На фото: такой была церковь в старину

 

Из истории Театральной площади города Кирова. Когда площадь была Хлебной…



После 1812 года никакая она не хлебная. Заброшенная, не нужная никому. Желтое море одуванчиков в мае. Отцветут, разнесет ветер парашютики с подвешенными семянками, полягут, вытянутся осклизлые на вид стебли. И ничто уже тут не растет. Даже всесильный пырей. Так было, так есть, так будет. Не улица, дорога проходит через пустую площадь. Растащили венцы амбаров и хлебных лавок. Развалились фундаменты. Только шесть каменных двухэтажных домов, попарно поставленных архитекторами там, где Московская и Владимирская улицы впадают в пространство площади.
На востоке большой дом Александра Машковцева, где теперь (вторая половина века) женская гимназия да дом купца Иуды Колошина, а ныне Константина Блинова – мимо них мы прошли только что. На северной стороне еще два дома: слева – Ивана Репина, справа – дом старого строения, принадлежавший роду Толмачевых. Первый из них молод; его строили, когда площадь Хлебной уже не называлась, около 1815 года, и достраивали по инерции, когда уже уверовали в то, что площади здесь не быть; со вторым мы знакомы по XVIII веку. На полуденной стороне еще два дома. Их никак не назовешь парой: разные они, да и далеки друг от друга: с одной стороны, всего-то ширина улицы, а с другой – четверть века, да еще какая четверть! Тот, что справа, дом Ивана Меньшого Ласкина, «росляковский», совсем немного, всего чуть-чуть отодвинут от площади. На углу архитектор оставил только небольшой одноэтажный флигелек, как будто хотел раскрыть пространство площади уже на подъезде к ней. Потому его единственный лицевой фасад, обращенный к Владимирской улице, не противоречит замыслу архитектора. Юго-восточный дом поставлен Анисимовым на углу площади. Казалось бы, у него должно быть два лицевых фасада, как у всех угловых домов. Казалось бы, у него должно быть два лицевых фасада, как у всех угловых домов. Выразительный, но единственный лицевой фасад обращен к Владимирской улице. Разве это не свидетельство утраты интереса к площади, которой уже не быть Хлебной? Разве это не свидетельство начинающегося запустения? Не доведено до конца ее обустройство. Осталось одно пространство. Впрочем, одно-единственное деревянное здание еще можно было заметить на обочине бывшей Пасеговской дороги. Как одинокий гриб-колосовик, нечаянно отскочивший от грибной опушки далеко в поле. То был казенный питейный дом, встречавший и провожавший путников у давно исчезнувшей городской межи.
Площадь – всегда главнейший элемент города. К ней тянутся улицы, дома, люди. Она многофункциональна. Хлебная. Общего торга. Плац-парадная. Ямская. Потом, уже после функций, характер ее обустройства, пропорции, красота. Нет Хлебной. Что же ожидает это пространство в будущем?

Анатолий Тинский. Вятка. Главная улица – Киров 2002 г., с.130-131

На фото: юго-восточный угол Театральной площади. Справа - старое здание художественного музея (особняк купца Ивана Репина, построен в 1815 году, архитектор Михаил Анисимов). Слева - здание вятского отделения государственного банка (особняк купца Иуды Колошина, 1795 г., архитектор Филимон Росляков). На снимке хорошо видна одноэтажная пристройка к дому Колошина, сделана в 1896 году по проекту арх. Ивана Чарушина.
Дата съемки: 1949-1954. Источник: https://www.photokirov.ru/photo/gorod-kirov/kirov-tea..

 

Цены на продукты в городе Вятке в середине XIX века



В 1856 году в ценах уже на серебро стоимость разного рода продуктов и товаров была следующей. Пуд ржаной муки – 23 коп., пуд крупы гречневой – 70 коп., а овсяной – 50 коп., гороху – 80 коп., пуд коровьего топленого масла – 4 руб.50 коп., а конопляного – 2 руб. 80 коп., пуд соли – 64 коп., пуд рыбы свежей судака – 4 руб. 50 коп., а мяса свежего – 1 руб. 20 коп., пара кур лучших – 40 коп., а фунт сахара-рафинада – 30 коп., пуд меду первого сорта – 8 руб., пуд же свеч сальных – 3 руб. 60 коп., а свеч восковых – 24 руб., пуд сена лугового – 17 коп., а соломы ржаной – 6 коп., ведро квашеной капусты – 20 коп., а сотня вилков белой капусты – 3 руб.

Виктор Бердинских. История города Вятки - Киров 2008 г., с.171

Интересно бы проследить эти цены с последующими годами. Росли они или оставались на одном и том же уровне (как во времена "застоя")...

 

Вятская речь. Всем лихости в войну хватило


Парень-от у Фёдора выслужился, пришел домой и с девкой, с которой до армии ухажёрился, дак с ёй и сошлися. Двоих робёнков прижили и давай искать её родителей. Девку-то отеч годовушкой у своёй матери оставил. Торговал он в Жиделях и на десять тысяч просидел, и с той поры скрытиём с бабой жили. Сколь девка лиха натерпелася, сколь горя измаяла. Бабка-то умерла, дак и воровала, и ходила, сбирала – все делала. Ести-то ведь надо чего-то. Суседством её подкармливали. Ну вот, нашли они матерь. Потом стали искать отча. Привёз на Покшту участковый фотографию отча, а у его другоё имё, фамилиё – всё другоё было. Пришёл участковой к евошному суседу Кузьме Ефимовичу и спросил: «Знаёшь ли ты етого человека?» Он поглядел и говорит: «Да ето жо наш Фёдор Титович, которого ишшут». Переписалися они и пригласили к себе молодых. Ну вот, приехали они к имям, стретилися, дак девка-то сразу в омморок упала. Ой, ёй, ёй, ёй! Сколь она пережила лихости! А родители-то ошшо парня нажили! Девку бросили, а другого робёнка завели, вот какиё! Ну и едак сошлися, пожили сколь, а миру не хватило, и молодыё-то уехали от их.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.24


Назад к списку