Март: 1-15
Еще раз о "сохе" Николая Второго: теплоходы царской эпохи
Из Воткинска. С наступлением на Волге и Каме теплоходов наши заводы стали получать заказы на постройку судов этого типа.
Так, недавно, Г.В.Кожевниковым, по слухам, заводу было заказана постройка пяти теплоходов.
Теплоходы предназначены для грузового движения. Предполагается, что грузоподъемность каждого будет 100 тысяч пудов, размер 40Х21, причем на каждом теплоходе будет 2 машины 30 сил каждая. Большая грузоподъемность и незначительная сила машин не оставили заводоуправление от вклада в договорное обязательство, что теплоходы с полным грузом должны делать 8 верст против течения.
Вятский вестник - 1909 г. № 161
Вятская губерния в описаниях современников
Границы губернии. Вятская губерния находится в северо-восточной части Европейской России и занимает срединную часть Приуральского края.
Границы Вятской губернии с восточной стороны примыкают к Пермской губернии, с юга – Уфимской и Казанской, с запада – Нижегородской и Костромской и с севера – к Вологодской губернии.
Вятская губерния по очертанию своему составляет неправильный четырехугольник и занимает с востока на запада и севера на юг до 500 верст. По своему пространству она занимает 2780 квадратных миль или около 13000 квадратных верст.
Вятская губерния разделена на 11 уездов: Вятский, Глазовский, Елабужский, Котельничский, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Сарапульский, Слободской, Уржумский и Яранский. Из всех уездов самыми большими по пространству являются Слободской и Глазовский, а самыми маленькими – Нолинский и Вятский.
В.Д. Емельянов. Родиноведение. География Вятской губернии – Вятка 1916 г., с.26-27
Карта Вятской губернии К. В. Лаврентьева. 1890 год
В то время Вятская губерния включала в себя кроме территории современной Кировской области, всю современную Удмуртию, северную часть республики Марий Эл, Елабужский район республики Татарстан и часть Шарангского района Нижегородской области. Современные Лузский и Подосиновский районы в то время входили в состав Вологодской губернии.
С архивной полки. Гражданская война в документах архива
Приказ комиссариата по военным делам Нолинского уезда № 82
1 ноября 1918 г. Нолинск
Всем гражданам города Нолинска и его уезда приказываю к 10 ноября 1918 г. сдать все имеющиеся у них лыжи, самоедские рубахи, сапоги оленьего меха, такие же чулки, брюки, подбитые ватой теплые оленьи треухи, шерстяное белье, а также лыжные сани.
Основание: телеграмма губвоенкома № 13518.
Всем советским учреждениям волостным военкомам предписывается строго следить за исполнением данного приказа. Не выполнение влечет за собой суровое наказание по всем строгостям законов военного времени.
Все вышеупомянутые вещи подлежат сдаче в Нолинский военный комиссариат (бывший дом Суслопарова)
За все сданные вещи будут уплачены деньги по ценам установленным выше.
Военный комиссар Пейсель
Военный руководитель Байбородов
Секретарь Якимов
ЦГАКО ф.Р-12323 оп.1 д.7 л.107
Примечание. Теплые вещи и лыжи требовались не просто так. Как раз в те дни Красная армия в соседней Архангельской губернии вела бои с северными белогвардейцами. На Вятке был сформирован лыжный отряд (возможно, и не один) и в числе прочих боевых частей был отправлен против Белой армии. К этой истории мы еще вернемся
На фото: пулеметная команда Красной армии в Вятской губернии. 1918 год. ЦГАКО
Вятские судьбы: священник Федор Тихвинский - от миссионера до депутата Думы...
Совсем немного, меньше года, в Троицком соборе города Уржума служил известный миссионер того времени о. Федор Тихвинский, но это была такой интересный и колоссальный человек, что о нем стоит рассказать. Священник Федор Тихвинский был одним из самых известных вятских миссионеров. Свой миссионерский путь он начинал в приходе села Байса Уржумского уезда, который он превратил в оплот борьбы с раскольниками - старообрядчеством. Его многочисленные очерки, громившие основы староверия в пух и прах, были известны не только во всей епархии, но и за ее пределами. А жизнь батюшки сама была поинтереснее любого очерка.
Федор Тихвинский появился на Божий свет 1 февраля 1861 года в селе Пектубаево Яранского уезда в семье диакона Василия Тихвинского и матушки Екатерины Степановны. Отца не стало во время учебы Федора в Вятской духовной семинарии, которую он закончил с золотым отличием – аттестатом 1 разряда в июне 1885 года. 18 января 1886 года Федор Тихвинский определился псаломщиком к Успенской церкви слободы Кукарки Яранского уезда, в которой тогда служил такой замечательный пастырь, как о. Василий Кедров.
В Кукарке будущий миссионер прослужил недолго, и в августе 1888 года уже как священник был определен ко храму села Байсы, в которой ему предстояло служить многие годы, став свидетелем благоукрашения только что отстроенного каменного красавца-храма. В 1891 году он получил свою первую награду – набедренник, а в 1892 году по собственной инициативе и при содействии благочинного о. Иакова Редникова организовал впервые в благочинии библиотеку для духовенства, став первым ее библиотекарем. Неизвестный автор на страницах журнала «Вятские епархиальные ведомости» в 1900 году так рассказывал об этом предприятии:
«Есть в нашем благочинном округе и еще одно полезное учреждение, получившее начало также при содействии покойного о. Иакова. В 1892 году священник с. Байсы, отец Федор Тихвинский, задумал устроить в своем округе благочинном библиотеку и решился сообщить свои предприятия некоторым из сотоварищей и отцу благочинному. Отец Иаков настолько отнесся к этому сочувственно, что тут же выразил мысль не затягивать дела и поручил о. Феодору Тихвинскому составить подробный проект устава для библиотеки (записка и отчет по библиотеке духовенства второго округа Уржумского уезда за первый 1893 г. ея существования).
- Известно, - заявлял о. Феодор Тихвинский в своей записке съезду, - как горячо проводил отец благочинный мысль среди духовенства об открытии библиотеки, в ревизию второго полугодия 1892 года. За это каждый скажет отцу благочинному глубочайшее спасибо.
И вот, с Божьей помощью, на очередном съезде духовенства второго округа, бывшего в декабре 1892 г., был поставлен отцом благочинным вопрос об открытии благочинной библиотеки, решенный съездом в утвердительном смысле. С тех пор и до конца своей жизни о. Иаков относился к библиотеке сочувственно и много содействовал ея развитию и упрочнению».
11 апреля 1897 года Господь открыл в жизни Федора Тихвинского новую страницу, когда в Уржумском уезде была официально учреждена противораскольническая миссия, и он был назначен официально первым миссионером против раскола по уезду. Отец Федор вывел миссионерское дело здесь на качественно новый уровень, а село Байса превратилось отныне в центр просвещения не только язычников, но и христиан-старообрядцев. Немаловажным обстоятельством этого было и то, что в руках о. Федора была сосредоточена вся литература окружной библиотеки, в том числе по истории раскола. Батюшка погрузился с головой в изучение истории раскола, особенно на Уржумской земле, описание обычаев старообрядцев, вникая внимательно во все явные недостатки их учения, его ошибочность по сравнению с Православием. Проводя многие часы за чтением книг, отец Федор размышлял и приходил к своим выводам.
Анализируя историю старообрядчества на Уржумской земле и его тогдашнее состояние, в 1897 году о. Федор опубликовал свой исследовательский труд «История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии», ценнейшую работу по истории раскола в одном из самых его больших центров. В ней о. Федор попытался спрогнозировать дальнейшее развитие старообрядчества и дать оценку причинам дробления старообрядческой общины.
К тому времени село Русский Турек сделалось главным старообрядческим центром уезда. Губернский противораскольнический миссионер о. Николай Тихвинский в 1899 году писал, что Русский Турек представляет собой центр «беспоповского раскола» практически на всем юге Вятской земли. Возможно, именно стараниями о. Федора здесь был открыт православный приход с построением деревянного храма во имя Святого Духа. Поздравительное слово ко дню торжественного открытия прихода, публиковавшееся в «Вятских епархиальных ведомостях» в начале 1898 г., написал сам отец-миссионер.
Отец Федор нередко лично проводил беседы со староверами, убеждая их перейти в Православие. Например, несколько таких собеседований было проведено им по теме «Евангелие» в 1903 году. В своем отчете о них отец-миссионер писал: «…Все старообрядцы Уржумского уезда твердят, мы не достойны Евангелия и в руки брать, а не то что читать и жить по Евангелию». Тем не менее, старообрядцы не отказывались от этих бесед, причем, иногда задавали такие каверзные вопросы, что ставили проповедника по его словам в тупик. К примеру, старообрядец из д. Рублево как-то сказал: «Господь многое обещал в Евангелии, но не все исполняется. Сказал же Господь «всяк видяй сына и веруяй в него имать сына и веруяй в него имать живот вечный», кто же видит Спасителя во плоти после вознесения, а многие спасаются».
Ответ на эти слова у батюшки не сразу нашелся…
В «послужном списке» о. Феодора на заре XX века отмечалось, что он знает 20 поучений, имеет скуфию и медаль в память царствования императора Александра III, и дом на церковной земле. В семействе Тихвинских, о. Федора и матушки Афанасии Петровны, росли дети: Иван, Никанор, Афанасия, Надежда и Варвара. 17 мая 1899 года семья Тихвинских пережила большое горе, когда умерла от болезни маленькая Варвара. Кроме жены и детей, в доме о. Федора жила также его пожилая мать, получающая пенсию из уездного казначейства 40 рублей в год, как отмечалось в его «послужном списке». Изредка к Тихвинским приезжала в гости сестра батюшки Александра, состоявшая просфирницей при Успенской церкви г. Нолинска и вдовствовавшая с 1885 года.
В смутном 1905 году великий вятский миссионер о. Федор Тихвинский со всем своим семейством покинул село Байсу, будучи переведенным на место священника к Троицкому собору города Уржума. Был он представлен к сану протоиерея, но не получил его. В том же году за «несоответствие во взглядах» с духовным начальством на манифест 17 октября 1905 г. о. Федор был переведен в с. Чудиново Орловского уезда. Впоследствии судьба его складывалась самым причудливым образом – организатор Крестьянского союза, член Государственной Думы. За речь в пользу отмены смертной казни после роспуска Думы был лишен сана. Этнограф и писатель В. Г. Тан-Богораз так описывал Тихвинского того времени: «Он коренаст и широк, с большой бородой, большими серыми простодушными глазами. Несмотря на свое красноречие. Он застенчив и мнителен. Ему все кажется: не так сказал, недостаточно сильно».
После лишения сана, Тихвинский поселился в городе Слободском и решил попытать счастья на военной службе. В 1917 году бывший миссионер – старший ординатор Холмского военного госпиталя. После Февральской революции Тихвинский был награжден за свои либеральные взгляды в прошлом; тогда, как мы знаем, награждали всех «жертв царизма». Как сложилась дальнейшая судьба нашего миссионера, неизвестно. Возможно, большевики «жертву царизма» тоже не обидели…
Фотография миссионера Федора Тихвинского из фотофонда ЦГАКО
Фольклорное наследие Вятского края: шуточные вопросы. Из архива Леонида Дьяконова
Сидит на скамейке старик с мальчиком. Прохожий спросил мальчика:
- Какая тебе родня старик?
Мальчик ответил:
- Его матушка моей матери свекровь.
Как Вы думаете, кем старик приходился мальчику?
Вятские села и веси: Безводное (Верхошижемский район)
Селение находилось к северо-западу от Безденежных, немного южнее деревни Одинцово. Официальное название починка «Демич, Минич» дано по именам ее основателей. Так в народе называли Демьяна и Минея. Деревню называли Безводное, Безводный, Безводная по причине отсутствия поблизости источников воды. Основано селение около 1830 года. В исповедной росписи за 1823 год оно еще не числилось. По ревизии 1834 года записан починок Безводный, состоящий из двух дворов:
1. Матвей Минеев Безденежных 54 года, семья 8 человек.
2. Влас Федоров Чикишев 46 лет, семья 10 человек.
В 1859 году было два двора, в которых проживало 24 человека мужского пола и 12 женского. В 1891 году в одном хозяйстве числилась семья Кислицыных из шести человек. В 1926 году в деревне записан один двор, четыре человека мужского пола и пять женского.
Деревня прекратила свое существование в 1940-х годах. В списке населенных мест 1950 года не числится.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.369
Фото С.А.Лобовикова
Пожары города Хлынова
В росписи (1634 год) о том, что сгорело в пожаре Хлынова в 1632 году читаем: «142 года июня против 16 числа с недели против понедельника в Хлынове на посаде учинился пожар в третьем часу ночи и от того пожару погорели хлыновские кабаки и кабацкое питье и кабацкие запасы. На большом кабаке сгорели изба с комнатою. На Петероцком кабаке – изба с комнатою, а в комнате держали и писали всякие кабацкие книги, анбар большой на погребе, где пьют летнею порою, да в том анбаре сгорело 50 куниц хмелю – а куплен хмель по две гривны кунина, итого 10 рублев. А пива на том погребу в двух бочках сгорело 106 ведер больших двоюалтынных простого, да порожных пивных сгорело 20 бочек. А куплена бочка по четыре алтына… Да анбар на погребу казенной, где держали государевы всякие запасы кабацкие головы и кабацкие старосты вино и мед. И в том погребу сгорело кабацкого вина две бочки шестьдесят ведр. Тридцать ведр по поваренной цене ведро по одиннадцати алтын…, а другая – тридцать ведр вина по 10 алтын по четыре денги ведро… Да у кабаков же сгорела кабацкая тюрма, да сгорела под горою верхняя винокурня и пивная поварня с избою». Сгорели чаны и ушаты, мерники и ковши, «да колода, что скрозь ее пропусканы бражные и винные трубы», да винная труба медная. Сгорела и житница с кабацкими хлебными запасами – солодом и мукой, ржаной и овсяной. А у поварни на площади более 2500 возов дров, «а куплены дрова с торгу по четыре денги (две копейки – В.Б.) воз». Весь кабацкой завод порушен – сокрушенно докладывал кабацкий староста Матвей в Москву. К росписи же всего сгоревшего государева имущества приложил вместо неграмотного старосты «Волковской Ильинской поп Иванище в сына своего духовного место» по его велению руку.
А сгорели еще 4 церкви, 3 избы земских, куда сходились земские люди для земских дел, 317 посадских дворов и много чего прочего.
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.116-117
Рисунок Татьяны Дедовой
Вятские фамилии и их происхождение: Теплых, Улановы, Усатовы
Теплых. От с неполного отчества – Теплых сын. Теплый – прозвищное имя со значением «усердный, благодушный, горячий».
Уланов. От неполного отчества - «Уланов сын. Улан – древнерусское мирское имя тюркского происхождения, «парень»
Усатов. От неполного отчества - Усатов сын. Усатый – прозвищное имя.
ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)
На фото: Теплых Петр Никитович. В декабре 1941 года призван Лебяжским РВК Кировской области. Сержант. Полевая почта 1536. Пропал без вести 1942-1943 г.г.
Подробнее о нем на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/person/138830
Хроники Первой русской революции на Вятке: вооруженные столкновения
1905 год в Вятке выдался бурным. Дело доходило даже довооруженных столкновений между революционерами и полицией. Вот о каком случае за 1905 год сообщала "Памятная книжка Вятской губернии" за 1906 год: "В 5 часов утра революционеры собрались к городской (Вятской) водокачке, где вооружились винтовками, что стало известно полиции. Тогда вся местность была окружена полицией и войсками.
Часов в 10-11 на помощь засевшим в водокачке от Луковцева двинулось 30 человек, вооруженных винтовками и револьверами. У дома Мышкина они были окружены полицией и войсками; тогда революционеры бежали в дом и забаррикадировались. После сильной перестрелки, засевшие в доме сдались и были обезоружены. Сдались вечером и засевшие на водокачке. Отобрано много винтовок и боевых винтовок".
Подобные столкновения имели место и в 1906/1907 гг., пока правоохранительным органам не удалось уничтожить все экстремистские революционные организации на Вятке, но как показало время, это была только репетиция генеральной смуты 1917 года...
С архивной полки. Рапорта об археологических находках
Его Превосходительству Слободского уездного исправника
Рапорт
Кайгородское волостное правление в рапорте от 27 сентября за № 987 представило мне витую металлическую дужку, отобранную Кайгородским волостным писарем Люперсольским от крестьянина той волости Татариновского сельского общества починка Воробьевского Виссариона Никифорова Масленникова, найденную последним 15 минувшего сентября при распашке новочисти, приготовленную из-под леса, находящуюся вблизи починка, и донесло, что место, где найдена дужка имеет вид вала. При этом волостное правление при совокупило, что крестьянин Масленников просит выдать ему вознаграждение за означенную душку если она окажется серебряной.
Найденную крестьянином Масленниковым металлическую душку на основании циркуляра департамента общих дел от 27 ноября 1887 г. за № 25 имею честь представить вашему Превосходительству
Уездный исправник Сундстрем.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 лл.5, 5 об. (дело 1888 года)
Примечание. Обращает на себя слово слово, что писарь отобрал находку у крестьянина, хотя не имел на это права? Этот эпизод встречается и в других рапортах. К чести того времени, за ценную находку полагалось вознаграждение, и оно выплачивалось...
Вятские слова и выражения: приушипился
Еще в конце прошлого года нам прислали это интересное вятское слово - приушипился. Но что оно значит, не объяснили. Может кто-нибудь подскажет?
Фото из группы музея поселка Верхошижемье
Известные женщины Вятского края: Мезрина Анна Афанасьевна
Мезрина (Никулина) Анна Афанасьевна: (13 (25) ноября 1853-21 августа 1938), мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково Вятской губернии в семье кузнеца. С малых лет училась лепке и росписи глиняных игрушек у бабушки и матери. Работала самостоятельно с конца XIX века. В 1908 г. ее изделиями заинтересовался А.И.Деньшин. В 1926 г. он издал альбом «Вятская старинная глиняная игрушка», посвященный Мезриной. Ее игрушки экспонировались на Всероссийских выставках в Н.Новгороде (1896), Москве (1923), на всемирных в Париже (1900, 1937), Нью-Йорке (1936). Персональная выставка в Горьком (1933). Творчество Мезриной сохранило и во многом определило развитие дымковской игрушки, особенно в 1910-1920. Она создала новый тип игрушки, интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи. Мир образов Мезриной – жизнь провинциального города и природы. Передала свои традиции дочерям – А.И.Мезриной и О.И.Коноваловой.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.280, 281
Женская одежда в старину: как одевались наши прабабушки
Почти во всех случаях женщины и девицы носили фартуки, «передники». В северо-западных и центральных уездах сохранялись женские фартуки из двух горизонтальных частей, причем нижняя часть – из холста с браным ткачеством, с зооморфными и даже антропоморфными узорами. Ниже этой полосы пришивалась оборка, а по бокам – рюшки. Известно, что в центре такие фартуки вышли из употребления раньше. В целом по губернии типичными были фартуки из двух вертикальных полос ткани, с вышитыми цветочными орнаментами по подолу и кружевом. В поздних вариантах у русских фартуков на Вятке появляются широкие лямки, перекидывающиеся через плечи на спину и фиксирующиеся у пояса.
В послереформенное время в вятской деревне стали быстрее распространяться покупные ткани, новые фасоны. В женской одежде появляется новый вид костюмов – юбка с кофтой. Шьются такие костюмы с учетом городской моды, из покупных (шерсть, шелк) и домашних (льняной и «полугумажный» холст) тканей. Юбки в основном прямые, сборенные у пояса – «обшивки», а кофты – с закрытой горловиной, воротом – «стойко», втачным рукавом или типа «огурец». За счет наплечных складок кофты чуть расклещены книзу, на спине иногда – баска. В качестве украшений на кофты нашиваются ленты, тесьма, кружево, бисер. Интересно отметить, что праздничные, даже свадебные костюмы, изготавливались из бежево-коричневого с переливами шелка. У холщовых костюмов «парочек» (те же юбки с кофтой) украшениями были ленты по подолу, выкроенные из той же «пестряди» полоса или рюша по косой.
Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.202
Фото С.А.Лобовикова
Вятские слова и выражения относительно женского пола: бабёнка
Бабёнка, ж. Пренебр. к баба. – Гляжу, матница в избе скоро тебя придавит. – А що я, бабёнка, сделаю. Был бы мужык живой, дак изладил бы.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.31 Фото С.А.Лобовикова
Загадки истории. Мог ли быть "железный Феликс" в Вятке в 1918 году?
Известно, что повторно после ссылки Феликс Эдмундович посетил Вятку в январе 1919 года. Вместе с Иосифом Сталиным он был руководителем комиссии по расследованию причин сдачи Перми Колчаку. Интересно, что в архивных документах встретилось интересное упоминание в воспоминаниях, что Ф.Дзержинский посетил Вятку и летом 1918 года, когда присланные в Вятскую губернию продотряды не столько собирали хлеб, сколько грабили и обижали население. В Вятке как раз решался вопрос о судьбе беспокойного степановского продполка, который высылался в Москву на переформирование и был выслан обратно сюда под конвоем.
Вот что вспоминал об этом чекист Г.А.Лянгузов:
"1918 год, июнь. Будучи на пароходе «Товарищ», выполняя поручение ВЧК, в число отряда был зачислен и я. Занимаемая мною должность помощника машиниста. Коммунистов было на пароходе три человека - комиссар отряда тов.Зеньков, я и машинист кандидат в члены партии тов.Попов П.Г. В город Вятку приехал тов.Дзержинский и Стеклов и вызвали нас на совещание в дом инвалидов и сирот Булычева, в то время занимало ВЧК. Явка была исключительно коммунистов. И тов.Дзержинский поставил перед нами один вопрос. Из Москвы в Вятку прибыл продовольственный полк по направлению в Уржум. Полк хорошо вооруженный, обмундированный не по времени, частично из моряков. Но, товарищи, с кем же будет воевать? Мятежей нет, а враг близко. Такой полк надо на фронт, т.к. крестьянин пока не оказывает никакого сопротивления, против чего надо выставлять орудия или казачью саблю. Перед нами стоит задача: не выпускать из вида нахождения этого полка, следить за каждым его шагом и помнить, чтоб это было строго секретно. Тов.Дзержинский задает вопрос , сколько всех коммунистов на пароходе, тов.Зеньков отвечает, трое. Вот ваша обязанность руководить и всегда быть начеку, через связных передавать результаты или телеграфировать только шифром. Товарищ начальник, эту тройку вооружить отдельно. Но вам товарищи, советую или как понимаете, приказываю, не вступать в личные пререкания или спор от командира до красноармейца этого полка, выполнять возложенные на вас обязанности полностью. Рекомендую коммуниста Лянгузова от выполнения обязанности вахты освободить. Недостающую команду пополнить, но по штату. Должны числиться на своих местах. Задача ясна. По местам.
На пароход было погружено достаточное количество японских винтовок и патронов и все необходимое в машину, куда допуск красноармейцев был запрещен.
Продовольственный полк под командованием Степанова погрузил орудия и коней на баркас с их прислугой, а армия погрузилась часть на наш пароход «Товарищ», а большая часть на пароход «Иван». Степанов имел возможность переходить с парохода на пароход, так как наш пароход шел без баркаса порожняком, а «Иван» буксировал баркас и мы имели возможность приставать к нужной нам пристани без приказа Степанова… Почти с каждой пристани тов.Зеньков передавал сведения в Вятку и Вятка следила за каждым нашим шагом. До пристани Цепочкино дошли без каких-либо приключений, и отряд разгрузился и отправился в Уржум. Нам было приказано идти в Казань. Пароход Иван ушел в Вятку. По приходе в Казань чехословацкими войсками Казань была блокирована…" (ЦГАКО ф.Р-116 оп.1 д.119 л.150-151).
Итак, перед нами два бесценных свидетельства - о том, что Московский продполк высылался после прибытия на Вятку на переформирование и был прислан обратно под конвоем (в следственном деле бойца продполка есть упоминание, что в случае саботажа всех бойцов ждал расстрел) и то, что летом 1918 г. в Вятку прибыл Дзержинский. Если учесть, что руководители Советской республики в то время колесили по всей стране, находившейся под их контролем (вспомним поезд Троцкого), в приезде Дзержинского в Вятку нет ничего удивительного. Мог ли Лянгузов обознаться? Если учесть, что он был чекист, то скорее всего, знал своего непосредственного начальника в лицо. Подтвердить это могут только архивные документы...
На фото: памятник, стоящий во дворе городского клуба ветеранов (г.Киров)
Источник: https://kirovpravda.ru/dzerzhinskiy-snova-v-vyatke
Марийские имена в переписи 1891 года
В церковных метрических книгах подлинные марийские имена (не православные) встречаются очень редко, как и у других малых народов. В основном там они упоминаются в связи с упоминанием о переходе язычников в Православную веру. Тогда указывали и старое имя и новое, православное. Другое дело документы светские. В переписях 1891 и 1897 годов подлинные марийские имена встречаются очень часто. При желании по ним можно даже составить сводную таблицу всех имевшихся когда-то марийских имен.
Например, в переписи 1891 года по селу Елеево Уржумского уезда встретился целый ряд таких имен:
Семеля Токеев
Аксюба Яныбаев
Ямбатыр Ямнеев
Пектем Пекпаев
Петр Ямнеев
Ямнет Токплатов
Паим Ярофеев
Токсубай Яныбаев
Яныдак Яксюбаев
Чокей Тойкеев
ЦГАКО ф.574 оп.1д.1516 лл.13 об.-15
Забытые обычаи. Крестные ходы града Орлова
В Вятскую духовную консисторию Орловского Спасского монастыря настоятеля Строителя иеромонаха Диодора
Рапорт
В исполнение Его Императорского Величества указа, из оной духовной консистории от 30 минувшего марта текущего 1857 года за № 2891 последнего, оной Духовной консистории честь имею почтительнейше изложить на сем о крестных ходах следующие сведения:
В управляемом мною Спасо-Орловском монастыре существует 4 крестных хода; учрежденные по следующему случаю: 1й в 5 воскресенье великого поста, вокруг монастыря, в память большого пожара 1 ноября 1701 года, истребившего все монастырское здание, кроме явленной и чудотворной иконы Спаса, в пламени чудесно сохранившейся; описание о сем имеется в монастырской летописи; 2й в 5 воскресение после Пасхи Христовой, из монастыря в Спасо-болотную часовню, в память перенесения из означенной часовни места явления и прославления чудотворной иконы Спасской во вновь отстроенный монастырь. О сем свидетельствует грамота Преподобного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, написанная на стольце в 1694м году и утвержденная печатью; 3й в придельный монастырский праздник Тихвинской Божией Матери в совокупности с иконами греческих церквей, вокруг города Орлова, по случаю пожара, истребившего в 1815 году значительную часть оного города и совершающийся по обещанию граждан и разрешению Эпархиального начальства (как удостоверяют жившие в то время, а когда именно, в архиве в монастыре того не отыскано) и 4й в храмовый монастырский праздник – 16 августа из монастыря в вышеозначенную часовню, в память явления и пребывания там чудотворной иконы Спасителевой; это известно из вышеозначенной грамоты Архиепископа Ионы.
О чем изложив сии сведения, оной Духовной консистории честь им почтительнейше рапортовать. Орловского Спасского монастыря настоятель строитель иеромонах Диодор.
12 апреля 1857 г. № 74
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.42 лл.1-1 об. Фото из фонда ЦГАКО
Население города Слободского по сословиям на 1856 год
Почетных граждан потомственных 22 и 14
Купцов 1 гильдии 10 и 9
2 гильдии 29 и 29
3 гильдии 447 и 409
Мещан 1882 и 2052
Рабочих 1 –
Приписных из мещан 55 –
Отставных солдат 15 и 34
Кантонистов 2 –
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.38 лл.8-8 об.
Примечание. В первой графе число лиц мужского пола, во второй женского.
На фото: супруги Леонтьевы Андрей Николаевич и Лидия Николаевна. Слободской, август 1877 года. Источник: Кировский областной краеведческий музей
С архивной полки. Послужные списки вятских священников с фотографиями за 1961 год в архиве ЦГАКО
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.121
С архивной полки. Описание Никольской часовни Истобенского прихода за 1903 год
Никольская каменная при селе Истобенском.
Часовня каменная построена в 1855 г. по указу Вятской духовой Консистории на общественные средства Троицкой и Николаевской церквей вместо обветшалой деревянной. Построена на месте убиения дружин устюжских и рязановских, приходивших на помощь вятчанам по грамоте вятского епископа Ионы, по просьбе старосты Елизарха Паглазова
На 5 сажень кв., имеет форму церкви с куполом
Прочна
Внутри часовни: 1. Образ св. Николая с чудесами резной работы, весьма древний.
2. Икона св. апостолов и евангелистов
3. В куполе образ прп.Трифона и блаженного Прокопия вятских чудотворцев
Празднества в этой часовне собираются в субботу троицкой мясопустной недели с принесением святы икон от обоих церквей погодно.
Источник: "Клировая ведомость" Никольской церкви с.Истобенского за 1903 год (ЦГАКО). Фото сделано прошлым летом
Хроники Вятской губернии. 1903 год: первое электричество и другие события...
6 декабря вспыхнул пожар на реке Вятке у Котельнича при постройке железнодорожного моста; сгорело машинное отделение; пострадали машины: электрические – осветительная и воздушный насос, что под воздух под кессон.
- Состоялось освещение в городе электрической станции. В первый раз освещены электричеством улицы: Спасская, Московская, Преображенская, Николаевская, Казанская, Владимирская и другие.
10 декабря в Воткинском заводе вспыхнула нефть, помещающаяся в двух баках, находящихся на плотине. Сначала загорелись бревна и водокачка. Затем огонь перешел в большой с 65000 пудов бак, который сгорел; успели выпустить в речку до 25 тысяч пудов нефти, которая вспыхнула. Загорелось 3 водяных моста, спуски и дрова. На пудлинговом и сварочном цехах выгорели все приспособления; сгорели 2 пожарные паровые машины; найдено 6 обгорелых трупов рабочих; убытков до 300 тысяч рублей.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. - Вятка 1905 г., с.131-132
В настоящее время в Вятке освещено электричеством 6 главных улиц города: Спасская, Московская, Преображенская, Николаевская, Владимирская и Казанская, некоторые правительственные учреждения, многие магазины и частные дома. Из учреждений духовного ведомства электричеством освещены духовная Консистория, епархиальная библиотека-читальня (освещение устроил на свои средства член-казначей библиотеки В.М.Тихоницкий) и Епархиальное женское училище. Наблюдая в настоящее время электрическое освещение в Епархиальном училище, освещение, безопасное в пожарном отношении, весьма полезное в отношении гигиеническом, как не дающее ни малейшей копоти, ни нагревающее воздух и приятное для глаз, нельзя не высказать пожелания, чтобы такое же освещение было введено и в других 2 духовно-училищных заведениях города Вятки: духовной семинарии и духовном училище.
Вятские епархиальные ведомости - 1904 г. № 24
Электричеством в городе Вятке освещались главные улицы при посредстве 348 лампочек, в общественных и частных зданиях находится до 1228 лампочек разной силы и для подачи электроэнергии, как рабочей силы, установлено 8 моторов. Отпущено было электроэнергии на 90734 р.11 коп., а на содержание станции израсходовано 75759 р. 6 коп.
Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г., с.43
С архивной полки. Промышленность города Вятки на 1890 год
Кожевенные заводы
Василия Степановича Поскребышева, вятского купца 2 гильдии
Максима Федоровича Опарина, вятского мещанина
Ивана Федоровича Редникова, вятского мещанина
Игнатия Дмитриева Лаптева, вятского купца 2 гильдии
Дрожжевой и винокуренный
Ивана Алексеевича Смольянинова, вятского цехового
Мыловаренный, клееваренный и сально-свечный
Торгового дома Сунцовых
Табачно-махорочный
Василия Ивановича Кулепетова, вятского купца
Воско-свечные
Церковный в епархии
Михаила Алексеевича Казенина, вятского купца
Ивана Егоровича Овечкина, вятского купца
Фосфоро-спичечные
Николая Ивановича Клабукова, крестьянина Вятского уезда
Александра Николаева Ухова, вятского мещанина
Петра Константиновича Клепикова, вятского купца
Евдокима Васильевича Дехтерева, вятского мещанина
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1235 лл.2-7
Истоки. Куда бежали вятские крестьяне в XVI-XVII веках?
Полпустоши, что был починок Алексеевской Трескина. Двор пуст Федки Васильева сына Галичанина, збежал безвестно в 130 году. Пашни перелогом добрые земли 9 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте выть без четверти выти.
Пустошь, что была деревня Косинская. Пашни лесом поросли добрые земли 26 четвертей с осминою поле, а в дву потому ж, а в ней впусте 2 выти с полувыть без полчетверти выти.
Пустошь, что была деревня Коробовская Моргунова тож. Место дворовое Петрушки Агафонова сына Моргунова, умер в 123 году; да два места дворовых же половничьих; половники сошли безвестно в том же году. Пашни лесом поросло добрые земли 30 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте две выти с полу-вытью. Да за ним же была пустошь Наимушинскя. Пашни лесом поросло середние земли две четверти без полу-осмины в поле, а в дву потому ж; впусте полчетверти выти.
Писцовая книга 1629 г. Хлыновского уезда
*********
Освоение русскими верхнекамских земель становится интенсивным с 1558 года, когда в целях закрепления восточных рубежей Русского государства Иван Четвертый передал коми-пермяцкие земли по Каме и ее притокам от впадения Лысьвы (на севере) до устья Чусовой (на юге) Строгановым. В 1568 г. вотчины Строгановых были значительно расширены. В 1574 г они начали осваивать и восточный склон Урала с активного участия в снаряжении в 1581 г. дружины Ермака в Сибирь. Под покровительством царя Федора Ивановича уроженец деревни Верх-Усолка Артемий Бабинов начал в 1595 г. разведывать прямую дорогу из Соликамска в Сибирь. В истории дорогу назвали по имени первооткрывателя Бабиновской.
Во второй половине XVI-XVII веков Пермь Великая и вотчины Строгановых приняли наибольшее число русского населения, оставаясь одновременно перевалочным пунктом в русском колонизационном движении из Европейской России (преимущественно из Северо-Двинского бассейна) в Сибирь.
Во время первой переписи Перми Великой в 1579 г. в Чердынском, Соликамском уездах и в вотчинах Строгановых насчитывалось 220 сельских поселений с 514 дворами и 1985 человек мужского пола. Самыми крупными поселениями были уездные города Чердынь, Соликамск и Орел-городок – центр вотчины Строгановых.
После присоединения Казанского ханства к Москве в 1552 г. частью Русского государства стали земли Сылвенско-Иренского Поречья. Здесь быстро сложился земледельческо-промысловый район, в которой в 1648 г. возникли город Кунгур и Кунгурский уезд. С 1648 по 1704 гг. русское население Кунгурского уезда возросло в 12 раз и имело 4277 дворов.
Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург 2003 г.
Получается, в то же время, когда на Вятке стояли целые пустые деревни и зарастали лесом поля, в Перми Великой русской население возросло в 12 раз...
Наличие машин в отдельно взятой деревне в царское время (на примере сельскохозяйственной переписи 1917 года по починку Мельников Яранского уезда)
В починке всего было 33 хозяйства
Веялка или сортировка вскладчину: 4 хозяйства
Собственные: 8 хозяйств
Кроме того, в одном хозяйстве занимались пчеловодством, в двух хмелеводством. Выращивание ягодных кустов в одном хозяйстве
ЦГАКО ф.574 оп.19 д. 874
На втором фото: экспонат Советского краеведческого музея
Эпоха - газетной строкой. Жизнь крестьян Орловского уезда в конце XIX века
Камешницкая волость Орловского уезда. В этой волости до 900 домохозяев, 9 сельских обществ и 55 селений. Главное занятие населения – земледелие. Но оно дает средства только для собственного пропитания; на все прочие расходы по дому и для уплаты денежных сборов неизбежно нужно обращаться к побочным заработкам. Ежегодно судовыми рабочими - бурлаками и другими на реки Европейской России и в Сибири отправляется из волости до 400 человек. Из местных промыслов выделяются: маслобойный, кузнечный, столярный, шорный, сапожный, от чего развиты рогожничество, выделка гармоний, катание валиков, есть мясники, пильщики, смолокуры, имеется спичечная фабрика, наконец – несколько водяных мельниц – общих и крепостных. Кроме того, ведется мелочный торг.
Вятская газета - 1898 г. № 32
На фото: короба из экспозиции Верхошижемского краеведческого музея (Верхошижемский район ранее входил также в Орловский уезд)
Статистика Вятской губернии: соотношение коров и лошадей в отдельно взятых хозяйствах (на примере сельскохозяйственной переписи 1917 года по починку Мельников Яранского уезда)
В починке всего было 33 хозяйства.
В пяти хозяйствах не было ни лошадей, ни коров.
В двух хозяйствах была только одна лошадь или одна корова.
Больше всего было хозяйств (12), где была одна лошадь и одна корова.
В девяти хозяйствах была одна лошадь и две коровы.
В двух хозяйствах две лошади и одна корова. Две лошади и три коровы – в одном.
Только в одном хозяйстве было больше всего скота – две лошади и три коровы.
ЦГАКО ф.574 оп.19 д. 874
На закрытом ресурсе фото указано как С.А.Лобовикова, возможно, ошибка...
Города Вятской губернии в дореволюционных описаниях: Глазов
Город Глазов, на левом берегу реки Чепцы, в 210 верстах от г.Вятки, основан на месте вотяцкого селения. До последнего времени Глазов был самым маленьким, глухим и отдаленным городом Вятской губернии, но с проведением через него Пермской железной дороги город стал быстро улучшаться: торговля города увеличилась почти в 5 раз и город стал быстро увеличиваться и обстраиваться. Теперь Глазов имеет около 4 ½ тысяч жителей. В нем 2 церкви: соборная и кладбищенская. Под собором на реке Чепце пароходная пристань, куда весной во время половодья пристают небольшие пароходы из города Вятки; в противном от пристани конце города находится железнодорожный вокзал. Промышленность города не велика: в нем до 20 небольших заводов, вырабатывающих товаров на 100 тысяч рублей. Но торговля города весьма оживленная; особенно много закупается местными торговцами хлеба и других сельских произведений и отправляется по железной дороге. Точно также бойко идет торговля в базары и ярмарки. Особенно замечательна по многолюдству и торговле Никольская ярмарка с 5 по 10 декабря; в это же время все улицы и площадь города сплошь запруживаются приезжающими на ярмарку окрестными крестьянами, преимущественно вотяками.
Город выделяется по числу учебных заведений: в нем есть мужская гимназия, женская гимназия, городское училище с ремесленными отделениями, духовное училище.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка 1909 г., с.70-71
На фото: дореволюционный Глазов. Фото предоставлены Глебом Александровичем Кочиным
С архивной полки. Число священноцерковнослужителей по Вятской губернии на 1850 год
Вятский уезд 692 и 773
Орловский уезд 515 и 559
Нолинский уезд 406 и 496
Уржумский уезд 309 и 343
Малмыжский уезд 252 и 232
Елабужский уезд 324 и 361
Котельничский уезд 438 и 420
Яранский уезд 576 и 528
Глазовский уезд 518 и 596
Сарапульский уезд 492 и 600
Слободской уезд 557 и 613
Итого 5079 и 5511
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8
Примечание. В первой графе лица мужского пола, во второй женского
Фото с неизвестными из фонда Вятского епархиального архива
Назад к списку