- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 16-31

Из истории города Киров. Как появилась улица Упита



Их именами названы. В ответ на ходатайство общественности и местных Советов исполком областного совета народных депутатов принял решение присвоить еще 3 улицам населенных пунктов области имена знатных людей для увековечивания их памяти.
…. Строящейся улице в западном районе города Кирова – продолжение проспекта Строителей от улицы Коммуны до улицы Кольцова - присвоить имя Андрея Мартыновича Упита, Героя Социалистического Труда, народного писателя Латвийской ССР в связи со 100летем со дня его рождения.

Кировская правда - 1977 г. № 298

На фото: улица Упита в конце 1980-начале 1990-х годов

 

Сергей Миронович Киров: воспоминания о деде



…Давно-давно, около ста лет тому назад, ранним утром на околицу деревни Витлы выехала подвода. В телеге, заставленной сундуками, коробками, кадками, мешками с зерном и домашним скарбом, сидела черноглазая девушка. Лошадью управлял коренастый мужчина в лаптях. Он шел рядом с телегой.
Это витлинский крестьянин Кузьма Николаевич Казанцев с дочкой Катенькой навсегда покидал родную деревню, землю, которую обрабатывал не один десяток лет, кладбище, где покоился прах его предков и жены.
Уезжал Кузьма Николаевич недалеко, за 25 верст, в свой уездный город Уржум. Ехал он не от хорошей жизни: оставаться в Витле не имело смысла. Сколько не бейся, хозяйство год от году приходит в упадок и жить становиться все труднее…
В тот же день, к вечеру, подвода въехала в Уржум. И началась у крестьян Казанцевых новая, городская жизнь.
План у Кузьмы Николаевича был такой: построить в городе свой дом и сделать в нем что-то вроде постоялого двора – пускать на ночлег приезжающих на базар крестьян.
Первая половина этого плана осуществилась. Он получил участок земли, купил лесу и, положив немало трудов, выстроил дом. Но с заезжим трудом ничего не вышло – постояльцев не было. Большую половину дома стали сдавать жильцам. Выхлопотал себе Кузьма Николаевич землю под городом и стал на ней крестьянствовать.
Так в уездном городке Уржуме на улице Полстоваловской появился дом Кузьмы Казанцева – городского крестьянина.
Прошло несколько лет. Дочь у Кузьмы Николаевича подросла, стала невестой и вышла замуж за уржумского мещанина Мирона Ивановича Кострикова.
Женившись, Мирон Иванович переехал в дом к жене. Кузьма Николаевич умер, и Екатерина Кузьминична осталась с мужем вдвоем.

А.М.Кострикова и Е.М.Кострикова. Это было в Уржуме – Горький 1983 г., с.3-4

На фото: памятник С.М.Кирову в городе Уржуме

 

Истории из старых газет. Материнская любовь



Корреспонденция. Из села Кумен Вятского уезда. Несколько дней тому назад у нашего псаломщика С.П.Игошина заболел скарлатиной сын. Больного мальчика отвезли лечиться в земскую больницу в село Вожгалы. 2 августа однако мальчик не вынес болезни и умер.
Мать мальчика, жена псаломщика, воспользовавшись отсутствием надзирателями за умершими в больнице, украдкой увезла труп своего сына в село Кумены и здесь поставила его в церкви, куда, конечно, не преминули заглянуть обитатели нашего села.
К счастью, местный пристав скоро узнал об этом и настоял на том, чтобы гробик с трупом мальчика был вынесен из церкви 3 августа и предан земле.
Удивительное сочетание: с одной стороны светлое чувство материнской любви, а с другой, как плод невежества, отсутствие необходимой сознательной опасности для других от трупа мальчика. Как же темна еще деревня, если ея самые просвещенные элементы лишены самых элементарных понятий общественности.

Вятский вестник 1909 г. № 167

На фото: село Кумёны со Спасской церковью, в которой служил псаломщик С.П.Игошин

 

С архивной полки. Находки античных блюд в Вятской губернии



Его превосходительству господину Вятскому губернатору
Глазовского уездного исправника

Рапорт

Крестьянин Ключевской волости починка Извильского из вотяков Терентий Тихонов Короваев явясь ко мне 25 сего сентября заявил, что он 14 сентября, расчищая свое поле от пней, в 1 версте от своего селения, на краю лога в 30 саженях от проселочной земской дороги заметил в земле что-то блестящее и раскапывая нашел блюдо и тарелку по видимому серебряно- позолоченное, которое и представил мне с донесением Ключевского волостного правления, так как тотчас же по находке предъявлял таковые правлению и второе причем Короваев на мой спрос отозвался, что он желает за находку деньгами.
Представленные крестьянином Короваевым блюдо и тарелка по отзыву сведущих людей есть чисто серебряные, с позолотой на верху; первое с грубыми изображениями по бокам разных зверей и птиц и в средине обнаженной женщины, опирающейся на рог зверя и второе с изображением каких-то неопрятных птиц. В блюде весу 3 7,8 фунтов 5 золотников.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1115

Примечание. Судя по описанию, блюда могли относиться к античной эпохе. Античному искусству был присущ культ обнаженного тела, в том числе и в искусстве.

На фото: может не совсем в тему, но такие древнерусские гривны X-XIII веков можно увидеть в экспозиции Кировского областного краеведческого музея

 

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

. Митинг в Халтуринском объединений "Сельхозтехника", посвящённый установке на пьедестал исторического трактора СТЗ - ХТЗ. Халтурин, год 1975.
Помню, как устанавливал на этом тракторе капот из стального листа жести (трактор был без него). Точно на таком же тракторе работала моя мать А.Ф. Рослякова в годы войны

 

Откуда пошло название города Яранска



Откуда пошло название города Яранска, верно, любой скажет. Есть на этот счет две версии. Одна: на высоком берегу – яру – образовался городок. Другая: место очень хорошее для жизни, мол, от марийского слова «яра» - «хорошо».
Ныне, когда объехал большую часть бывшего уезда, познакомился с разными сторонами его, еще одна версия у меня появилась.
Сперва о сомнениях в верности существующих версий: яр – невелик, а «яра» и вовсе лишь в марийских диалектах означает «хорошо», а в «общем» случае – это «пустота». Но я не к тому веду, что на пустом месте возник Яранск.
В первоначальных документах город значится как «Еранский». И если это слово «разложить» на марийский лад, то получится следующее - «озерная полоса». От марийских слов «ер» и «ан» или «ана». И еще одно слово марийское есть: «ераш» - маленькое озеро. Может, именно возле такого и появилось первое поселение марийцев?
В пользу этого говорит еще один факт: на старинных картах пойма Ярани выше и ниже Яранска – это цепь озер, стариц, речных заводей. Да и герб к тому же «клонит» - синь означенных выше водоемов и пернатые, обитающие на воде. Может статься, когда символику разрабатывали, то «озерно-речную» (полосную, ленточную) версию и приняли за основу.
Из всего сказанного выше следует, что название поселения на Ярани, скорее всего, имеет «озерное» происхождение. И к тому же понятным становится присутствие в названии поселения буквы «н».

Сергей Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.78

На фото: город в советское время и в наши дни

 

История в лицах. Настоятель Никольского собора г.Нолинска протоиерей Петр Иванович Люминарский



Из его "послужного списка" за 1915 год:
"Настоятель Никольского собора г.Нолинска протоиерей Петр Иванович Люминарский, 79 лет, из духовного звания.
Окончил курс семинарии с званием студента 15 июля 1860 г.
Рукоположен во священника к церкви С.Нового Торьяла Уржумского уезда 8 октября 1860 г.
По прошению перемещен : с.Кумену Вятского уезда 16 сентября 1869 г.
Курчум Нолинского уезда 1872 г. 30 сентября
К Никольскому собору г.Нолинска 25 июня 1877 г.
Проходил должности :
Катехизатор и законоучитель Ново-Торьяльской, Куменской и Курчумской школ 1861-1877 гг.
Благочинный 1 округа Нолинского уезда 1881-1899 гг.
Депутат на епархиальный съезд духовенства 1881-1899 гг.
Член строительного комитета по постройке Нолинского духовного училища 18884-1899 гг.
Проходит должности :
Член попечительства о детских приютах ведомства Императрицы Марии с 1902 г.
Директор тюремного отделения с 1891 г.
Вторично благочинный по г.Нолинску с 1904 г.
Настоятель собора с 1905 г.
Награжден :
1867 г. набедренник
1872 г. скуфья
1877 г. камилавка
1884 г. наперсный крест
1894 г. орден св. Анны 3 степени
1897 г. благословение св. синода с грамотой.
1898 г. орден св. Анны 3 степени
1909 г. орден св. Владимира 4 степени
1913 г. палица
Серебряные медали : в память императора Александра 3, 25 летия ЦПШ
Вдов. Дети Его :
Павел. Родился в 1865 г.р., чиновник в отставке в г.Глазове.
Владимир 1876 г.р. – исправник в Сарапуле.
Александр 1877 г.р., без определенных занятий
Юлия 1862г.р., в замужестве за протоиереем Вятского Воскресенского собора Николаем Тихвинским
Серафима, в замужестве за священником с.Пыж Александр Макаров
Мария, 1879 г.р. священническая вдова
София, 1882 г.р. в замужестве за инженером губернского земства Владимиром Амозовым" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.956 лл.3-4).

Первый снимок из фотофонда ЦГАКО. Подписан как "Люминарский, председатель епархиального совета города Вятки".
Второй снимок: большое семейство отца Петра;
Третий снимок: Никольский собор города Нолинска в старину, где служил отец Петр

 

Населенные места Вятского края: поселок Гниловка и его рудник



Хочу написать об одном из мест в Кировской области, куда вывозили раскулаченных и неблагонадежных - Гниловском руднике.
Гниловский железный рудник был известен, скорее всего, ещё до революции, хотя достоверных сведений о существовании на нём постоянного поселения не имеется. Населения в 1926 году не было, так как в период с 1909 по 1925 годы Чернохолуницкий чугуноплавильный завод, сырьем которого была руда, не работал.
В 1925-1926 гг. после длительного простоя вновь заработала чернохолуницкая домна, а вскоре началась разработка богатого месторождения железной руды на речке Гниловка. В это же время возникли планы по соединению Чернохолуницкого завода и Омутнинска узкоколейной железной дорогой.
Новый этап в жизни Гниловского рудника начался зимой 1933-1934 гг. В это время в Омутнинский район начали поступать партии спецпереселенцев – раскулаченных крестьян, представителей нацменьшинств, обвиненных в сепаратизме и других репрессированных. Людей, собранных из разных регионов СССР, вместе с семьями привезли по железной дороге на станцию Стальная (г. Омутнинск). Одну партию репрессированных направили в распоряжение Песковского завода, а другую доставили в Черную Холуницу, на Гниловский рудник.
Приехавших поселили в четырёх бараках на берегу р. Гниловка. Внутри бараков не было даже перегородок, а нары располагались в два яруса. Условия жизни первое время были очень тяжёлыми. Распространилась эпидемия тифа.
Едва прибыв, переселенцы вынуждены были вплотную заняться строительством жилья. Всего в Гниловке было построено около 50 домов. Кроме работы на шахтах, жители трудились на лесозаготовках. Позже для этих работ, помимо местного населения, привлекались сезонники из колхозов. Лесозаготовки велись вручную. Условия труда и здесь были тяжёлыми. Не было даже будок для отдыха, люди грелись у костров. Умерших хоронили на местном кладбище. В связи с пёстрым национальным составом посёлка существовало мусульманское и немецкое кладбища.
Надзор за спецпоселенцами осуществляла комендатура посёлка. Охранников, коменданта меняли через год-два, чтобы не сживались с гниловцами. Многое спецпоселенцам запрещалось. Они не имели права даже закрываться в домах на ночь. Выходить за пределы посёлка было возможно только с разрешения коменданта. Русские учителя, направленные в Гниловскую школу по распределению, не имели права сживаться с местным населением. Молоденьким учительницам запрещалось не только танцевать с местными парнями, но и разговаривать.
Попавшим в спецпоселок Гниловка впервые бросались в глаза чистота и зелёная трава на улицах, необычайная тишина в школе во время перемен, дисциплинированность детей, отсутствие пьянства и дружеские отношения между людьми, их умение культурно отдыхать. Несмотря на тяжёлые условия того времени, старожилы вспоминают, что жили весело. В клубе ставились театральные пьесы, разыгрывались сценки, устраивались концерты. Здесь были незаурядные гармонисты (Николай Мочалов, Александр Иванович Ганзин), бывший солист оперетты немец Тирбах необычайно пел, грациозно танцевал.
Жители Гниловки часто подвергались репрессиям. Среди репрессированных были даже заведующие рудником (П.Ф. Коновалов, Н.И. Махнев), начальник рудника (И.И. Астахов). Врагами народа объявляли и увозили целые бригады лучших работников. В трудовых книжках этих людей появилась запись: «С завода освобожден в связи с арестом». Подобные записи были сделаны, почти у 70 гниловцев. А вернулись домой единицы. Такая участь постигла в первую очередь спецпоселенцев.

Сохранились любопытные документы в виде дел районного отдела ОГПУ Омутнинского района Кировской области за 1933 год.
В деле № 6 переписи об устройстве спецпереселенцев (начато 03.03.1933, окончено 26.11.1933) читаем: в апреле сего года в Омутнинский район в порядке принудительного переселения на постоянное жительство завезено 561 семейство. Большинство – единоличники, меньшая часть – кулацкие хозяйства. Общее количество 2 550 человек. Все эти люди размещены в 2-х спецпоселках вблизи железных рудников Песковской и Чернохолуницкой домен.
В одной из записок начальника Омутнинского райотдела ОГПУ Широкова говорится о строительстве спецпоселков, где работают спецпереселенцы. Широков констатирует: нет инструментов, медобслуживание поставлено плохо, нет медикаментов, особенно плохо с медобслуживанием на спецпоселке № 2 «Рябовский рудник». По спецпоселку № 1 недодано 300 продовольственных карточек. Детские площадки на поселке № 2 с количеством детей 60 человек содержатся за счет пайка рабочих. Одежды для детей совершенно нет никакой, питания для детей, кроме постной каши, не имеется. За все время существования спецпоселков представителей РОНО ни разу не было. Пожарная охрана на спецпоселках поставлена весьма плохо, щепу и стружки вокруг бараков не убирают, запасных водоемов на случай пожаров при поселках недостаточно.
А вот свидетельства коменданта Омутнинского райотдела ОГПУ Некипелова, оставленные в виде докладной записки. В ней указано, что с момента организации спецпоселка в Омутнинском районе прошло 2 месяца, и за это время наблюдается ненормальная смертность: умерло 98 человек, что составляет 14,8 % детей. Причиной смертности является отсутствие достаточного питания, как то : крупа, сахар, жиры и т.д.
В результате отсутствия продуктов родители вынуждены грудных детей кормить болтушкой, заваренной из ржаной муки или жевкой ржаного хлеба. И после такой пищи у ребенка появляется желудочное заболевание, и через 3-5 дней он умирает.
Тов. Киселев (секретарь партколлектива Чернохолуницкого завода), вместо того, чтобы предотвратить продажу вещей спецпереселенцами, пользуясь моментом, что спецпереселенец продает дешево, занялся скупкой вещей, для чего направил свою жену на спецпоселок, и последняя приобрела перину и поручила доставить члену партии тов. Созиной.
В другой записке говорится об отсутствии инструментов. Даже отсутствует точило, станковые пилы, рубанки. Общественное питание организовано слабо, обеды недоброкачественные. Несколько дней варили обед из одного блюда, но цены на обеды, независимо, готовилось ли первое и второе или одно первое блюдо, были одинаковы.
Выдача зарплаты проводится ненормально, записи в расчетных книжках неточные, без итогов.
При наличии дезокамеры значительно улучшилась санобработка, но несмотря на это, переболело тифом 83 человека, из них умерло 6 человек. Смертность детей дошла до 147 человек (с апреля по июль). Зарегистрированы случаи болезни, которую врач назвал подагрой: ноги от лап и выше щиколотки почернели и взялись нарывами и отнялись. Врач сообщил, что такой болезни много в Перми и что она на почве истощения.
Из доклада тов. Вишневского, представителя ОГПУ, о положении Гниловского спецпоселка № 1: из 294 семей осталось 260, выбыло 300 с лишним человек: часть сбежала, часть умерла от невыносимых условий. В основном, бежит трудоспособная здоровая молодежь. Основная причина массовых побегов – невероятные условия жизни в поселке: скученность, вшивость, плохое питание.
Вишневский указывает на распределение рабочей силы: 71 человек занят на горных работах, 228 человек занято на строительстве спецпоселка, из них 107 плотников.
13 домов срублено, но не имеют крыши, качество строительства низкое, лес по размерам и толщине не подбирается. Нет инструментов – топоров, пил, стекла, гвоздей и т.п. На заявку 100 топоров дали всего 9 штук. 20% леса, израсходованного на строительства, гнилое.
Если качество обедов удовлетворительное, то спецпереселенцам обедать совершенно негде, столовой нет, обедают на улице. Крупа не выдана еще за июль, нет чаю, махорки, промтоваров.
Далее Вишневский указывает, что надо до 15 ноября заняться раскорчевкой пней для пашни, используя всю свободную рабсилу, не могущую быть использованной на рудниках и строительстве – женщин, девушек и детей.
Имеющиеся ясли в поселках устроены примитивно: кроватей нет, отсутствует какое бы то ни было белье, нет верхнего платья.
В письме от 13.09.1933 зав. КРАЙЗУ тов. Легконравову (с пометкой «секретно») читаем следующее.
«В Омутнинском районе с весны с.г. проводится освоение 2-х спецпоселков. Самым отсталым участком на сегодня является сельское хозяйство, где еще ничего не сделано. А привязка спецпереселенцев к сельскому хозяйстве, оказывается, имеет решающее значение: как только семья спецпереселенца обзавелась хотя бы самым мало-мальским огородом, спецпереселенец уже осел, намерений бежать у него уже меньше. Он уже колеблется между выбором старого и нового места жительства. Мы должны принять все меры к тому, чтобы в Омутнинский район в ближайшие годы вселить как можно больше приезжего населения, т.к. местного не хватает. Основная цель поселков – колонизация края и снабжение рабочей силой горных работ и лесоразработок заводов Треста «Омутносталь»».
Для справки: посёлок Гниловка просуществовал до конца 60-х годов. В списке населённых пунктов Омутнинского района 1971 года Гниловка уже не числилась.
Официально посёлок Гниловка был ликвидирован решением Кировского облисполкома от 26 июня 1972 года № 321.

Маргарита Чуприна

На фото: поселок Гниловка, рудник и жилые бараки в 1933 году. Фото с сайта "Родная Вятка"


Загадочные "наследники" купеческих особняков



В Слободском купеческие особняки остались в сохранности. Строители лишь иногда «пачкают» их краской и подновляют фасады. Каждый такой дом хранит множество тайн о своих хозяевах и их богатствах. Об одном таком старинном здании мне стала известна любопытная история. Эту историю рассказал Матвей Трофимович Гребенкин, который более 20 лет работал директором Слободского краеведческого музея. Он ездил по району, собирал экспонаты для музея, записывал легенды и изучал исторические факты – это был настоящий энтузиаст, его знали и уважали буквально все слобожане. И вот однажды в 1980 году к нему обратился солидный мужчина, приехавший в то время из Ленинграда. Он представился, сказав, что является предком и наследником одного из известных слободских купцов. Гость рассказывал о своем прадеде, о том, чем тот занимался до революции, показал семейные фотографии, документы, подтверждающие его родство, рассказал о традициях родительского дома. После этого «наследник» обратился с необычной просьбой: попросил Матвея Трофимовича посодействовать ему посетить и тщательно осмотреть дом своих предков, предупредив при этом, чтобы все это произошло «без лишнего шума». Рассчет был на то, что Матвею Трофимовичу – авторитетному историку и краеведу – власти поверят, что это здание как бы необходимо готовить к реставрации, а при подготовке здания к реставрационным работам производится обмер помещений, исследуются на износ стены, перекрытия, полы и, конечно, обследуются фундаменты. В этом здании в то время размещалось одно из учреждений города, поэтому «наследник» предложил проводить работы по обследованию помещений в нерабочее время, чтобы не «отвлекать» сотрудников от важных дел. Матвей Трофимович понял цель приезда ленинградца. Он объяснил ему, что государство гарантирует выплату 25-процентной доли стоимости клада, что такие работы нелегально выполнить невозможно, что все должно делаться с ведома местного исполкома и соответствующих органов, а главное то, что это здание не является памятником архитектуры и «обследовании с целью реставрации» не может быть и речи. Получив отказ в сотрудничестве, «наследник» очень жестко предупредил краеведа, чтобы тот держал язык за зубами, и в ту же ночь при довольно странных обстоятельствах у Матвея Трофимовича сгорела автомашина.
Неизвестно, вступал ли приезжий еще с кем-нибудь в контакт, удалось ли ему «обследовать» отчий дом и забрать «свое наследство».
Случилось так, что мне посчастливилось в 1984 году осмотреть, хотя и довольно бегло, чердак этого дома, но ничего обнаружить там мне не удалось. И это понятно: на чердаке может спрятать клад только тот, у кого свой «чердак съехал». В таких местах обычно держат ненужный хлам. Случись пожар, чердак и крыша сгорят в первую очередь, а ценности во влажном грунте подвала будут храниться веками, пока за ними не придут «наследники».

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.161-163

 

Зловещие тайны советских подвалов: Нолинск



После октября 1917 года дома, заводы, имущество [купцов] братьев Злобиных были конфискованы. В домах разместились государственные организации. В доме Романа Петровича - госбанк (сейчас пенсионный фонд), а в доме Якова Петровича расположились милиция, паспортный отдел, загс. Позднее дом получил название «красного». Люди боялись не только попасть в него, но и проходить мимо: оно принадлежало комитету государственной безопасности.
Наконец, здание было передано детскому саду № 3. В комнатах с высокими потолками и чудесными каминами зазвучали веселые детские голоса, дом повеселел, ожил. Заведующей детским садом в то время была Лидия Александровна Максимова. Предприимчивая хозяйка детского учреждения перестраивала, расширяла комнаты, приспосабливая их для жизни малышей. Добралась она и до обширных подвалов. Холодное помещение было темным и таинственным…
«Шли уже 60-е годы. Неожиданно прорвало водопровод. Вода быстро наполняла подвал. Несколько суток ее уровень там оставался 40-50 см. Вызванный водопроводчик перекрыл доступ воды, и когда она спала, работники детского сада пришли в ужас: на глиняном полу подвала лежали вымытые из грунта человеческие кости! Выявилось семь могил. В некоторых лежало по два скелета с сохранившимися остатками одежды. Кто были эти люди? Почему были захоронены в подвале старинного особняка? Сразу же позвонили в милицию, райком партии, санэпидемстанцию… А о случившемся решено было молчать». Так вспоминает события ветеран труда и Великой Отечественной войны Дмитрий Федорович Максимов.
Таинственные захоронения в подвале старого особняка вызывают интерес и по сей день, так как там же находили предметы, которых осужденных крепко приковывали к стене. Свежо в памяти воспоминания об арестах ни в чем не повинных людей.
Рассказывает Евдокия Платоновна Шмакова:
«10 августа 1937 г. навсегда останется в памяти моей, как самый тяжелый день. Мой папа, Платон Прокопьевич Рохин, работал заместителем председателя колхоза в деревни Зубари. Мы всей семьей сидели за столом, ужинали, когда в дверь настойчиво постучали. Арестовали отца, повели его в «красный» дом на улице Фрунзе. Мы, дети, следовали за ним. Папу поместили сразу же в арестантскую, а нас выдворили. Допросы велись в течение суток, без сна и отдыха. Требовали в чем-то признаться, но отец не знал, в чем именно. Его сильно били по лицу, подвергая пыткам и допросам даже в присутствии семьи.
Помню, мы пришли с передачей. Отца привели всего избитого. Следователь требовал признания, а в чем именно, никто не знал. Он ударил отца по лицу, пинал ногами, осыпал бранью. Заступиться мы не могли. По вечерам мы с мамой ходили около «красного» дома, но оттуда не было слышно ни звука: толстые стены подвалов ничего не пропускали. Отца объявили врагом народа, а за что, мы понять не могли. Затем его сослали на север, в город Архангельск, где он работал, заболел и вскоре умер – 17 июня 1942 г. Вместе с папой в ссылке находился Иван Матвеевич Гущин. После реабилитации он вернулся в Нолинск, рассказал о жизни ссыльных в Архангельске. Многие не выносили, умирали. Папу мы больше никогда не видели. Когда он был в ссылке, изредка приходили письма, мама читала их вслух. Все горько плакали».
Толстые стены подвала заглушали крики допрашиваемых. Рассказывают, что стреляли в жертву издевательски: не сразу в цель, а брали в круговой обстрел, чтобы постепенно довести до предела нервную систему человека. Изрешеченный, окровавленный, падал «враг народа» в яму, только что вырытую собственноручно. Фамилии расстрелянных и пытаемых в подвале каменного особняка остаются неизвестными. Ясно лишь то, что люди принимали безвинную смерть по доносам тех, кто выполнял очередное задание соответствующих органов.
Неразгаданную тайну хранит усадьба купца первой гильдии Я.П.Злобина. Как знать, когда история снова приоткроет занавес, и нам удастся узнать о трагических событиях того времени более подробно.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М. 2008 г., с.144-146

Примечание. Роза Михайловна Соловьева сама дочь первого чекиста города Нолинска, который немало усилий приложил к ликвидации городской буржуазии. Об этом она подробно вспоминала в своих частных письмах, но в книге тактично умолчала…

На фото: "красный дом" в Нолинске в старину

 

Эпоха - газетной строкой. Деревенское пьянство



Село Верхосеменовское Орловского уезда. Село наше весьма оживленное, состоит более чем из ста дворов, имеет винную лавку, пивную и несколько бакалейных лавок. И не смотря на это в нем нет ни урядника, ни сотского, ни десятского. Охрана тишины и спокойствия в селе лежит исключительно на 1 только сельском старосте. Между тем присутствие здесь полиции является положительно необходимым, в особенности в воскресные и праздничные дни. В эти дни торговые лавки открываются в 5 утра и торгуют в них до 7-8 часов вечера. Вместе с лавками открываются и гостеприимные кровы заведений тайной продажи вина и начинают торговать водкой как из «шинков», так и из бакалейных лавок.
До обедни в селе уже разгуливает мертвецки пьяный люд. Пьяные бывают видны и в церкви, за службой.
Пьянство ведет к буйству, дракам в селе, битью стекол у мирных жителей и другому озорничеству.
Нет нужды говорить о том, как печально отражается все это на нашей молодежи, разнузданность которой в последние годы становится все более и более заметней…

Вятский вестник 1909 г. № 214

На фото: торговая лавка. Экспозиция Яранского краеведческого музея

 

С архивной полки. Общее число купцов по городам Вятской губернии по 8й ревизии (1835 год)



Г.Вятка 312 и 267
Орлов 204 и 212
Нолинск 58 и 63
Уржум 28 и 31
Малмыж 125 и 127
Елабуга 233 и 244
Котельнич 195 и 177
Яранск 42 и 37
Царевосанчурск 7 и 13
Глазов 31 и 29
Сарапул 135 и 126
Слободской 312 и 244
Итого 1682 и 1570

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8 л.20

Примечание. В первой колонке число лиц мужского пола, во второй – женского

 

Продразверстка в Вятской губернии в 1917 году



Продовольственная разверстка – изъятие у зажиточного крестьянства излишков запасов хлеба – не была изобретением большевиков. Они позаимствовали ее, даже многие постановления, от своих предшественников - царской власти и Временного правительства. Но особо с продразверсткой в Вятской губернии и царское, и Временное Правительство и не усердствовали – его хватало с избытком и в центральных губерниях. Поэтому в основном здесь ограничивались учетом имеющегося хлеба и просьбами о добровольной помощи фронту. Судя по публикациям газет 1917 года, вятские крестьяне в последнем и не отказывали, давали, кто сколько сможет. Хлеб закупался дешево – по «твердым ценам», которые были гораздо ниже рыночных, в то время как деньги стремительно обесценивались, а цены взлетали вверх, особенно после Февральской революции. Так, к марту 1917 года ржаная мука подорожала в 6-10 раз по сравнению с 1914 годом!
Только во второй половине 1917 года, когда в стране наметились проблемы с хлебом, в Вятскую губернию начинают посылаться немногочисленные отряды уже для принудительной разверстки хлеба, но получив отпор, «реквизиторы» зачастую старались уехать восвояси. 25 июня 1917 года на волостном сходе в селе Косолапово Уржумского уезда Вятской губернии крестьяне воспротивились введению хлебной монополии, избив при этом инспектора по земельной переписи студента Заболоцкого и регистраторов сельскохозяйственной переписи. Кроме того, были словесно оскорблены четыре учительницы, приехавшие, видимо, с регистраторами. Комиссар уездного продкомитета попросил вызвать роту солдат для усмирения бунтовщиков. Были арестованы шестеро активных зачинщиков . В августе в селе Параньге Черемисско-Турекской волости того же уезда дело дошло до вооруженного столкновения. Для ловли дезертиров и одновременно для учета хлеба сюда был послан отряд солдат. Из собравшейся мусульманской толпы в солдат последовало несколько револьверных выстрелов. При этом был убит почему-то местный житель, стоявший в стороне. Солдаты сделали несколько выстрелов вверх и разогнали толпу. Для расследования случая, в волость выехал уездный комиссар, следователь и еще несколько чиновников . Иногда дело заканчивалось и саботажем. Так, в октябре 1917 года в Медянской волости Вятского уезда комиссар продовольственной управы распорядился доставить на станцию взятую на учет управой в количестве 9000 пуд рожь. В ответ на это, как писала газета, крестьяне «разбили все общественные магазины, в которых хранилась эта рожь и расхитили ее». Примечательно, в грабеже им помогла команда солдат, посланная «содействия агентам управы».

На фото: группа служащих Вятского продовольственного отдела губземуправы. 1917 год. Фотофонд ЦГАКО

 

С архивной полки. Монастырские работницы



Ранее мы публиковали пост, на основе архивного документа, о монастырских послушницах, которым поручалась в монастыре разная работа, а точнее говоря - вся. Монахини, видимо, только молились. Интересно, что в монастыре была и еще одна категория монастырских работниц - приезжие богомолки. В "клировых ведомостях" монастыря есть такой раздел - "Проживающие для богомолья по письменным видам". "По письменным видам" - видимо, по письменному разрешению церковного начальства. Интересно, что богомолкам при монастыре тоже поручалась разная работа, в том числе и самая тяжелая. Вот чем, например, занимались богомолицы при Яранском Знаменском монастыре:

Управляет хором певчих. Поет на клиросе. Читает псалтырь. Пономарит
Напольные и хозяйственные работы. Уход за коровами. Уход за лошадьми
Приучается к рукоделию
Письмоводство
Пряжа. Плетет кружева. Шитье одежды.
Учится живописи
Печет просфоры

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1895

Фото из фонда Вятского епархиального архива

 

Здание церковной школы в селе Холуно-Поломском Слободского уезда. На переднем плане семья священника и ученики. Фото М.С.Якимова. Начало XX века. Фотофонд ЦГАКО



В царское время школы нередко размещались в таких строениях. Впрочем, не редко также дело обстояло и через 20 лет после октябрьской революции. В партийном документе Лебяжского районного партийного собрания от 8 февраля 1939 года встретились такие строчки: "Усков. Я считаю, что вопрос о школьном строительстве надо поднимать на должную высоту, вот у нас в Лажу раньше ведь было всего 3 класса, а сейчас их 18 и они размещены в разных избушках...." (ЦГАКО ф. П-2205 оп. 2 д.25 л.11). Кстати, напротив, дом на фото на избушку никак не тянет...

 

Поселок Оршанка.

Республика Марий Эл. В центре Предтеченская церковь 1876 года. Ею может любоваться каждый, кто едет по Яранскому тракту на Йошкар-Олу, Чебоксары и Казань. Из других достопримечательностей поселка можно также отметить Музей крестьянского труда и быта с очень хорошими экспозициями из крестьянской жизни и памятник писателю М.Шкетану, уроженцу Вятской губернии.
До 1920 года село Оршанка относилось к Яранскому уезду Вятской губернии. В центре поселка до сих пор сохранилось множество старинных домов еще с тех времен. Можно сказать, здесь почти каждый старинный дом - памятник истории...

 

Из истории населенных мест Кировской области. И стала Луза городом....

Поселок Луза преобразован в город. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Луза Лальского района Кировской области преобразован в город районного подчинения. За ним сохраняется его прежнее наименование.
В черту города Луза включается поселок «Новый путь».

Кировская правда - 1944 г. № 182

 

Вятские слова и выражения. Что такое "палы"?



Палы. Сущ. Редко-склоняемое. Чаще весною, а реже осенью «палы палят»; иначе – «прятки прячут», то есть на лесных росчистях «палят» - сожигают оставшийся хворост и выворочивают пни.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография)..

Интересно, что от этого слова произошло и название нескольких вятских деревень. Например, в Лебяжском районе была деревня Пальник

 

С архивной полке. О посадках картофеля в Вятской губернии


 

Возвращаясь к напечатанному, хотим отметить, что уважаемый Алексей Николаев был прав. На 1917 год картофель был уже распространенным овощем в Вятской губернии. Правда, не везде. В 1926 году уржумская газета "Юный пахарь" рассказала, что местные крестьяне еще боятся употреблять картофель в пищу и поэтому его не употребляют, и только при помощи бойкого отряда пионеров они, наконец, поняли всю пользу данного продукта и начали первые робкие посадки.
Вот статистические данные по деревне Борок Пиштанской волости Яранского уезда на 1917 год, по сведениям сельскохозяйственной переписи. К сожалению, в каких единицах указывалось измерение засеянной площади, в карточках переписи не указано, возможно, это какая-то часть десятины...
В деревне 86 хозяйств. Из них не сеет картофель 21 и еще одно продано соседям (данные не указаны).
Засеяно 1,5 - одно хозяйство
3 - одно хозяйство
4 - - одно хозяйство
5 - 7 хозяйств
6 - 4 хозяйства
7 - 4 хозяйств
8 - 6 хозяйств
10 - 21 хозяйство
12 - 2 хозяйства
13 - одно хозяйство
15 — 11 хозяйств
16 - 2 хозяйства
18 - одно хозяйство
20 - 2 хозяйства.
Из этих данных можно сделать вывод, что больше всего картофель сеяли в 5, 10 и 15 единиц неизвестной меры площади...

 

Истоки. Упоминания родства в писцовых книгах XVII века



Деревня другая Мунчаковская. Во дворе: Ивашко Бережной болшой, да племянник его Савка. Пашни паханые середние земли девет чет без полу-осмины, да перелогом чет без четверика в поле, а в дву потому ж, сена на отхожих пожнех за рекой за Вяткой против Буйносова 25 копен, лесу нет.

Писцовая книга 1629 г. Хлыновского уезда

 

Истории из старых газет. Деревенская драма



Из деревни Малой Бодьи (Сарапульского уезда). Деревенская драма. На днях у нас в деревне разыгралась следующая драма.
В семье Александра Лукина давно шли неурядицы. Надо заметить, что Лукин женился на девице значительно моложе себя. Анна, так зовут жену Лукина, недолюбливала мужа, к тому же не отличалась особой расторопностью, и ея муж нередко журил за леность и за неуменье вести хозяйство. Обыкновенно после этого начинались ссоры, одна из коих и кончилась на днях такой трагедией.
Во время обеда, за столом, Лукин стал упрекать жену, что она никогда во время не может приготовить ему обеда.
- Я из тебя лень-то выбью, - заметил он жене и нанес ей по голове два удара кулаком.
Анна рассвирепела, - схватила с окна стол нож, с размаху вонзила его в грудь мужу и бросилась бежать во двор.
Раненый муж тоже побежал было за ней, но во дворе упал и тут же скончался.

Вятский вестник 1909 г. - № 161

Иллюстрация: Алексей Корзухин. Пьяный отец семейства

 

Жизнь вятских крестьян до 1917 года по данным статистики (переписи 1917 года): наличие сельскохозяйственных машин



Деревня Борок Яранского уезда. Наличие сразу двух сельскохозяйственных машин в одном хозяйстве - молотилка и веялка (или сортировка). Такое "богатство" встречается крайне редко, но обычно в каждой большой деревне в 1917 году несколько крестьян такие машины имели собственные или вскладчину (а в одной деревне встретилось 7 владельцев сельскохозяйственных машин, о чем писалось недавно).
Всего в деревне было 86 хозяйств на 1917 год. Из них сельскохозяйственные машины имелись только в шести:
веялка или сортировка - в трех;
соломорезка - в двух;
молотилка - в одном;
из них, как уже писали, в одном хозяйстве имелось сразу две машины. Все машины были в собственности одного конкретного хозяйства (не редко крестьяне приобретали их вскладчину, но здесь такого не было).
Также в деревне было развито хмелеводство - в семи хозяйствах. В двух хозяйствах имелись яблоневые сады: в одном три яблони и во втором 24 и куст смородины.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.19 д.1521

 

Развенчивая миф о "неграмотной" царской России...



На фото: церковно-приходская школа села Сям-Можга. Елабужский уезд. Фотофонд ЦГАКО
Сканы из сельскохозяйственной переписи 1917 года по Вятской губернии о наличии грамотности крестьян на 1917 год. И такие почти все карточки. Правительству Николая Второго удалось достичь главного - победить неграмотность (среди мужского населения), хотя бы на начальном этапе. На 1917 год 99% молодых мужчин до 40 лет Вятской губернии по данным статистики, умели читать, писать, считать...

 

Как учились крестьянские дети в первые советские годы (воспоминания)



Учение старших детей складывалось трудно. После революции вместо закрытых гимназий и реальных училищ стали открывать девятилетние школы второй ступени, дававшие среднее образование.
Старшая дочь Анна проучилась В Уржумской гимназии недолго. В 1918 году она подхватила «испанку» - инфекционная гриппозная болезнь. Болела очень долго, у нее пропал целый учебный год.
Анна на два года старше брата Евгения. Из-за задержки в учении, случившемся у нее, Евгений догнал по классам и далее они продолжали учиться вместе. После того как в Уржуме закрыли гимназию, дедушка устроил их в школу второй ступени в селе Кичма в 35 км. от Лаптево, но через год она закрылась. Затем их отправили учиться в школу в село Буйск в 30 км в сторону Уржума, но и эта школа через год закрылась. Что было делать? Кто-то посоветовал отправить Анну и Евгения в Уржум в педагогическое училище, открывшееся в здании бывшей женской гимназии. Приняли на второй курс.
Валерьяна устроили в школу второй ступени с педагогическим уклоном второй степени в большом селе Куженере.
К этому времени полным ходом работали маленькие домашние заводики льяной и маслобойный. Большая часть денег шла на обучение детей и содержание дома. Вообще семья больше никогда не достигла того материального достатка, какой был до революционного периода….

Воспоминания уроженка деревни Лаптево нынешнего Сернурского района республики Марий Эл (бывший Уржумский уезд) Смолиной Надежды Ивановны

 

Село Филейка в описаниях дореволюционных путешественников



…Через 7 верст село Филейка, где пароходы нередко пристают. Село (немало дач) и монастырь, недавнее создание о.Стефана, уже покойного. О.Стефан пользуется громадною популярностью среди народа. Его фотографии вы очень часто увидите в крестьянских избах на божнице, рядом с образами (вместе с фотографиею Иоанна Кронштадского). На его могиле богомольцы ежегодно вырывают значительную яму, унося с собой святую землю. Его землянка, в которой он некогда подвизался одиноким отшельником, почитается святынею. Филейский, мужской, монастырь, был создан исключительно энергиею о.Стефана.

Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904

 

Источники по генеалогии: метрические книги



До 1918 года в России учет населения был возложен на церковные организации, которые обязаны были вести метрические документы – книги, в которых записывали рождение, брак и смерть, а также переход из одного вероисповедания в другое. В мае 1772 года было установлено обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской Империи. Метрическую книгу черными чернилами различных оттенков вел священник или диакон. Записи велись, день за днем, следуя одна за другой без пробелов по мере наличия крещений, венчаний, отпеваний. На каждый год заводилась новая книга, которая была разделена на три части:
- В 1-й фиксировали рождение: номер по порядку (раздельно мужского и женского пола), дату рождения, дату крещения, имена младенцев, имена, статус и вероисповедание родителей, имена, статус восприемников (крестных родителей), имена проводивших обряд крещения.
Во 2-й фиксировали брак: номер по порядку, дату события, имя и статус жениха, в какой по счету брак вступает, какого вероисповедания, его возраст, далее точно также у невесты, имена и статус поручителей (свидетелей), имена проводивших обряд венчания.
В 3й-й фиксировали смерть: номер по порядку (раздельно мужского и женского пола), дату смерти, дату погребения, статус и имя умершего, возраст, причину смерти, кто исповедовал, кто совершал погребение и на каком кладбище.
В Гу «Государственный архив республики Марий Эл» хранится 1384 метрических книги: 1341 православных и 43 магометанских.

На фото: разворот метрической книги церкви села Сернур Уржумского уезда (архив ГА РМЭ)

 

Вятские села и веси: село Сметанино (Санчурский район)



Сметанино, с., центр Сметанинского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Санчурск) 3 км., дата основания – 1585 г., число жителей 379 чел. (2001 г.).
Расположено в 3 км. от р.Большая Кокшага на правом берегу. Местность возвышенная, ровная, безлесная.
Вознесенская церковь, каменная, построенная в 1826 г. (ныне действующая), приход состоял из 9 селений, православных русских 4326, черемис (мари) 641. В селе волостное правление, земская школа (1839), другие школы в починках Александровский (6 км.), Мельниково (6 км.), в черемисской д.Кибеево. Главное занятие жителей – земледелие, побочные занятия: выработка и сплав леса, извозный промысел, мочальное производство.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Сметанинского сельсовета, число жителей 1473 чел. (318 хозяйств). В селе центральная усадьба СХПК «Новая жизнь» (колхоз организован в 1933 г.), школа, детский сад, медпункт (1955), Дом культуры (1968), библиотека (1968), отделение связи, магазин. Число жителей 470 чел.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села. деревни - Киров 2002 г., с.422

Данные на 2001 год.

На фото: село Сметанино Яранского уезда в царское время. На переднем плане дом священника и просфирницы. Фотофонд ЦГАКО

 

Была беспросветной жизнь вятских крестьян до 1917 года?



Алексей Николаев написал интересный комментарий к одному из постов в марте: "...Ну вот, надо теперь считать крестьянину, как с этой площади прокормить семью и скотину: сколько ржи и овса, гречи и льна, возможно гороха посадить, да ещё сено скотине заготовить(разнотравье, а не клевер). Удобрений и сортовых культур нет, значит урожайность низкая. Земля ежегодно жеребьёвкой между жителями деревни распределяется, то есть навоз вносить бессмысленно для других, да и не понимают может этого. Да ещё зона рискового земледелия, низкоплодородные кислые почвы. Плюс едоки по разному считаются - где-то все члены семьи учитываются, где-то только мужики. В общем, беспросветная жоппа, выбраться из неё можно, лишь уехав осваивать Сибирь. Жаль, Столыпина убили оппозиционеры!)"
А вот карта ссыпки крестьянского хлеба 1919 года (ЦГАКО). Закрашены на ней самые хлебородные южные уезды губернии. Почему-то не закрашен еще один хлебородный уезд - Елабужский (видимо, не было данных). Получается, жизнь крестьян в этих уездах была уж и не такая "беспросветная"? В 1918 году вятские и уржумские коммунисты в нескольких независимых друг от друга источниках указали, что 80 % крестьян Уржумского уезда - "кулаки", которым советская власть со своим коммунизмом нафиг не нужна...

 

Еще раз о "сохе" Николая Второго: теплоходы царской эпохи



Из Воткинска. С наступлением на Волге и Каме теплоходов наши заводы стали получать заказы на постройку судов этого типа.
Так, недавно, Г.В.Кожевниковым, по слухам, заводу было заказана постройка пяти теплоходов.
Теплоходы предназначены для грузового движения. Предполагается, что грузоподъемность каждого будет 100 тысяч пудов, размер 40Х21, причем на каждом теплоходе будет 2 машины 30 сил каждая. Большая грузоподъемность и незначительная сила машин не оставили заводоуправление от вклада в договорное обязательство, что теплоходы с полным грузом должны делать 8 верст против течения.

Вятский вестник - 1909 г. № 161

 

Вятская губерния в описаниях современников



Границы губернии. Вятская губерния находится в северо-восточной части Европейской России и занимает срединную часть Приуральского края.
Границы Вятской губернии с восточной стороны примыкают к Пермской губернии, с юга – Уфимской и Казанской, с запада – Нижегородской и Костромской и с севера – к Вологодской губернии.
Вятская губерния по очертанию своему составляет неправильный четырехугольник и занимает с востока на запада и севера на юг до 500 верст. По своему пространству она занимает 2780 квадратных миль или около 13000 квадратных верст.
Вятская губерния разделена на 11 уездов: Вятский, Глазовский, Елабужский, Котельничский, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Сарапульский, Слободской, Уржумский и Яранский. Из всех уездов самыми большими по пространству являются Слободской и Глазовский, а самыми маленькими – Нолинский и Вятский.

В.Д. Емельянов. Родиноведение. География Вятской губернии – Вятка 1916 г., с.26-27

Карта Вятской губернии К. В. Лаврентьева. 1890 год

В то время Вятская губерния включала в себя кроме территории современной Кировской области, всю современную Удмуртию, северную часть республики Марий Эл, Елабужский район республики Татарстан и часть Шарангского района Нижегородской области. Современные Лузский и Подосиновский районы в то время входили в состав Вологодской губернии.

 

С архивной полки. Гражданская война в документах архива



Приказ комиссариата по военным делам Нолинского уезда № 82

1 ноября 1918 г. Нолинск

Всем гражданам города Нолинска и его уезда приказываю к 10 ноября 1918 г. сдать все имеющиеся у них лыжи, самоедские рубахи, сапоги оленьего меха, такие же чулки, брюки, подбитые ватой теплые оленьи треухи, шерстяное белье, а также лыжные сани.
Основание: телеграмма губвоенкома № 13518.
Всем советским учреждениям волостным военкомам предписывается строго следить за исполнением данного приказа. Не выполнение влечет за собой суровое наказание по всем строгостям законов военного времени.
Все вышеупомянутые вещи подлежат сдаче в Нолинский военный комиссариат (бывший дом Суслопарова)
За все сданные вещи будут уплачены деньги по ценам установленным выше.

Военный комиссар Пейсель
Военный руководитель Байбородов
Секретарь Якимов

ЦГАКО ф.Р-12323 оп.1 д.7 л.107

Примечание. Теплые вещи и лыжи требовались не просто так. Как раз в те дни Красная армия в соседней Архангельской губернии вела бои с северными белогвардейцами. На Вятке был сформирован лыжный отряд (возможно, и не один) и в числе прочих боевых частей был отправлен против Белой армии. К этой истории мы еще вернемся

На фото: пулеметная команда Красной армии в Вятской губернии. 1918 год. ЦГАКО


Назад к списку