- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 1-15

 

Белорусский художник Жуковский Станислав Юлианович (13.05.1873 - авг. 1944) в период с 1919 по 1921 годы жил и работал в Вятке. В городе Жуковский провел выставку, где показал больше 40 своих полотен. Картины тепло приняла местная публика, на выставке побывали тысячи посетителей. В 1921 году он представил те же произведения в Москве — их подвергли осуждению. В 1923 году Жуковский покинул Россию и уехал в Польшу. В конце 1920-х его картины экспонировались в Париже, Копенгагене и Варшаве. В августе 1944 году при подавлении Варшавского восстания художник был арестован нацистами. Умер в концентрационном лагере в Прушкове в 1944 году. Со страницы Олега Ситникова.

Иллюстрация: С.Ю. Жуковский. Ранняя весна близ Вятки, 1922 г.

 

Вятские фамилии и их происхождение: буквы"М" и "Н".



Мансуров. От неполного отчества – Мансуров сын. Мансур – имя тюркского происхождения, «победитель».

Милютин. От неполного отчества – Милютин сын. Милюта – древнерусское мужское имя, «милый, пригожий».

Михеев. От неполного отчества – Михеев сын. Михей – древнерусское мужское личное имя из святцев.

Мошкин - от неполного отчества – Мошкин сын. Мошка – прозвищное имя от мошки – «мелкое насекомое, муха»; уменьшительное от Парамошки – Парамона.

Набоких. От северного неполного отчества – Набоких сын. Набокий – прозвищное имя от набокий – «косой, кособокий, кривобокий».

Носков – от неполного отчества – Носков сын. Носок – древнеруское имя; «орудие для охоты, острога».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

На фото: Александр Иванович Мошкин. Александр Иванович Мошкин (03.06.1922-24.06.1944) родился в деревне Малая Чернушка Лебяжского района в крестьянской семье и был восьмым ребенком. Окончив 7 классов школы, работал в колхозе. В 1941 г. был призван в армию, служил в войсках Тихоокеанского флота. В октябре того же года добровольцем отправился на фронт и был принят на службу в 70-ю морскую стрелковую бригаду 7-й отдельной армии Карельского фронта автоматчиком.
Рядовой А.И.Мошкин участвовал в карельском морском десанте в междуречье Тулоксы и Видлицы, предпринятом 23 июня 1944 года. В ходе этой операции необходимо было перерезать дороги, связывающие тыл противника с фронтом. Фашисты, подтянув крупные силы пехоты, при поддержке артиллерии перешли в наступление, пытаясь сбросить десант в озеро. Контратаки следовали одна за другой, но десантники держались. Рота автоматчиков, в которой был А.И.Мошкин, 24 июня отбила девять атак. У окопа Мошкина к вечеру лежало более 30 вражеских трупов. Но и вечером затишья не произошло.
В очередной атаке А.И.Мошкин был ранен, у него кончились патроны, осталась одна граната. Фашисты решили взять его в плен живым. Александр поднялся из окопа, сделал шаг им навстречу, а затем сорвал предохранительное кольцо с гранаты… Раздался оглушительный взрыв, в огне которого погибли фашисты и молодой коммунист Саша Мошкин.
21 июля 1944 года А.И.Мошкину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Александр Иванович в братской могиле в поселке Ильинский Олонецкого района Карелии.
Одна из улиц города Лодейное Ленинградской области носит имя героя (Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.58-59).

 

С архивной полки. Владимирская Богородицкая церковь села Верхокумены Вятского уезда в 1862 году



Построена в 1770 году, тщанием прихожан.
Зданием каменная с таковой же же колокольницей, крепка
Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Владимирской Божией матери, в пределе теплом Рождества святителя Иоанна предтечи Господня
Утварью достаточна.
Причта положено в 1860 году: священник 1 и причетников 2.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.43

 

Темные стороны истории. Репрессии против участников Великой Отечественной войны

Рассказывает Козулина (Савиных) Фаина Павловна:
- Мой отец, Павел Демидович Савиных, родился в 1898 г. в селе Пищалье, д.Тиуновщина Пищальского с/с Оричевского района Кировской области. Работал вместе с женой в колхозе, воспитывали четверых детей.
Прошел всю войну – с марта 1942 по 9 мая 1945 гг. – в составе 129 отделения медсанбата. Тем, кто остался в тылу, во время войны жилось очень и очень трудно: голодали ужасно, питались в основном картошкой и травами. Зерно колхоз отправлял на фронт, а с личных хозяйств брали большие налоги: молоко (240 литров в год), шерсть, деньги и др. Когда отец вернулся с войны, жить стало полегче, но, как оказалось, ненадолго.
Однажды к дому подъехал черный «воронок» из Оричей, милиционеры произвели обыск, правда, то, что искали, видно, не нашли, поэтому забрали только Евангелие и 4 иконы…

Из справки № ВТ89-103 от 22.06.90 г., данной Верховным судом РСФСР: «Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 28 сентября 1989 г., приговор военного трибунала войск МГБ ККировской области от 26 ноября 1951 г. и определение военного трибунала Уральского военного округа от 26 апреля 1955 г. в отношении Савиных Павла Демидовича, 1898 года рождения, по ст.58-10 ч. 1 УК РРСФСР отменен и дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. Гр-н Савиных П.Д. по настоящему делу реабилитирован. Согласно материалам дела, Савиных П.Д. до ареста колхозник. Подпись: заместитель Председателя суда РСФСР В.И.Радченко».

Их памяти нельзя не поклониться. Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.128

Примечание. Возможной причиной ареста мог быть новый виток репрессий против военных, начатый Сталиным в 1950 году

 

Почему улица в деревне иногда называлась Конец?



....И было в том селе две улицы, которые назывались вполне понятно, без всяких там премудростей: Тот конец и Этот. Собственно, улица-то была одна, но разделяла ее церковная площадь с красивым храмом, стоящим на высоком холме, называемом в народе церковной горой. И в зависимости от того, где человек находился: с западной или восточной стороны от церкви – точки отсчета – та улица и была Эти концом, а другая соответственно Тем. И который из этих концов раньше появился, сказать теперь уже трудно…

Галина Бузанакова. Пробудись, душа!.. – Киров 2017 г., с.48-49

Название улицы Конец можно встретить и во многих других населенных пунктах...

На фото: улица села Рождественского Яранского района, истории которого посвящена данная книга

 

Благовещенская церковь села Шестаково



Ранее существовал город Шестаков и был Шестаковский уезд.
По грамоте царя Ивана Васильевича 7057 (1549) года упоминается, что в 7040 (1532) году «город Шестаков именовался Верхним Слободским городком» (текст грамоты напечатан в Вятских губернских ведомостях - № 44 за 1854 год).
По писцовым книгам Доможирова 1629 года в городе Шестакове значатся «деревянные церкви соборная Архистратига Михаила, а другая Николы Чудотворца с трапезою. В Шестакове на посаде церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел Ильи Пророка с трапезою».
В дозорной книге Отяева и Ищеина 1646 года значатся «город Шестаков, а в нем соборная церковь Архангела Михаила холодная, да церковь теплая Николы Чудотворца, да на посаде церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы да в приделе Ильи Пророка».
Благовещенская церковь построена в 1749 году – по изданному 22 сентября 1743 года указу Вятской епархии. Церковь деревянная, возведена вместо сгоревшей 9 марта 1743 года деревянной же Благовещенской церкви. Вновь построенная деревянная церковь освящена 8 ноября 1749 года – по указу Вятской духовной консистории от 27 октября 1749 года № 1100.
В 1763 году сгорела деревянная колокольница. После пожара священник Иосиф Катаев в июле того же года просит Вятскую епархию об «освящении церкви и о построении новой колокольницы».
27 августа 1770 года указом Вятской духовной консистории № 808 разрешено «в деревянной Благовещенской церкви устроить придел в честь Святого Пророка Ильи».
В 1776 году причт ходатайствовал о «построении вместо деревянной Благовещенской церкви вновь каменного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святого Пророка Илии».
Построение каменного храма разрешено с выдачей храмозданной грамоты от 19 апреля 1776 года № 793. Каменный храм построен в 1780 году и по резолюции Преосвященного архиерея Вятского и Великопермского Лаврентия освящен. В этом же году по просьбе причта старую деревянную церковь разрешено разобрать по указу Вятской консистории от 4 июля 1780 года № 142.
В каменном храме – два престола: в холодной церкви верхнего этажа - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой церкви нижнего этажа – в честь святого пророка Ильи.
Церковь закрыта в 1935 году. В настоящее время представляет собой руины.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.111-112

На фото: церковь в старину и в наши дни

 

Хроники Вятской губернии: хозяйственная жизнь Вятской губернии в XVIII веке

1717 год – первое упоминание в г.Хлынове профессии иконописца

1728 год - открытие купцом Григорием Вяземским железной руды в Слободском уезде

1729 год, 13 мая – основание Кирсинского железоделательного завода

1730 год май – открытие посадским человеком Рукавишниковым медной руды в районе Шурмы

1736 год – изобретение крестьянином Л.Л.Шамшуренковым специальных механизмов для подъема Царь-колокола

1752 год - изобретение крестьянином Л.Л.Шамшуренковым «самобеглой коляски» (четырехколесного экипажа, передвигающегося за счет мускульной силы двух человек).

1755 год – первая плавка металла на Омутнинском железоделательном заводе.

1762 год – изготовление на Кирсинском заводе белого кровельного железа для покрытия царского дворца в Санкт-Петербурге

1764 год, 8 ноября – начало ковки полосового железа на Белохолуницком железоделательном заводе

1782 год – начало строительства на Вятской земле трактов

- появление на Вятской земле Уржумского лесопильного завода, первого на Вятской земле

1784 год, 20 июля – основание Косинской бумажной фабрики

1786 год – распределение вятских купцов на три гильдии

1787 год – первое упоминание на Вятской земле профессии слесаря

1798 год – встреча делегации вятских купцов (Машковцев, Калинин, Рязанцев, Хохряков) с императором Павлом Первым

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.42

 

Истории из старых газет. Самоубийцы



В начале августа 1913 года на кладбище Сарапула было произведено захоронение двух тел в одну могилу, но эти люди не были родственниками.
Вот что писала «Прикамская жизнь»: «Бывшая гимназистка, а ныне семинаристка Александра Солина 16 лет и реалист Олимпий Дубовиков 19 лет найдены в Каме, связанные поясом. Оба убиты выстрелом в висок. Исполним последнюю трогательную мольбу умерших и похороним их вместе. А потом подумаем, как научить молодежь любить жизнь и как отучить ее безрассудно глядеть в лицо мрачной смерти».
Молодых самоубийц отпели в Троицкой церкви и похоронили в одной могиле.

Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.244

 

Вятка и Брестский мир



После свержения Республики в конце октября 1917 года и разгона Учредительного собрания в январе 1918 года, это был третий ключевой фактор, превративший войну внешнюю в войну внутрироссийскую. Казалось, что полыхает вдали, хотя она периодически стучалась то в один, то в другой дом. Этот стук иногда приносил тревогу: приходилось отправлять в окопы отца, мужа, сына. А иногда вместе с ним приходило горе: письмо с извещением о гибели родного человека, посылка с военной формой сложившего голову за Родину. Как не радоваться миру после этого?!
В Воткинске Союз увечных воинов расширился до Союза фронтовиков. Но принес ли Брестский мир мир в наш город? Нет! Человек с ружьем, который должен был защищать Родину на фронте, вдруг оказался у порога дома и предъявляет незаконные требования. А что же принес этот мир России? Потерю 1 млн. квадратных километров территории, и обязательство выплатить 6 млрд. марок контрибуции.
Но обеспечил Сов. России выход из Первой мировой войны, дал передышку для создания Красной армии. Аннулирован 13.11.1918 после победы Ноябрьской революции в Германии. Слава немецким товарищам!! Не зря у нас улица носит имя К.Либкнехта, а имя Р.Люксембург выбито на памятной мраморной плите…
К великому сожалению, часть материалов рунета и сегодня ложь выдают за правду, закрывая глаза на известный факт, что 11 ноября, подписывая договор с Антантой, Германия отказалась от условий Брестского мира. Из 245,5 тонн золота немцам Совнарком успел отправить только 93,5 т.

В.Лекомцев. Заметки на полях Воткинской истории – Воткинск 2013 г., с.100-101

Подпись фото: Прощание Фалалеева с семьей перед отправкой на фронт. 1916 год. Фотофонд ЦГАКО

В истории вятской большевисткой организации было два Фалалеева - организатор Красной армии и участник Гражданской войны и Т.Г.Фалалеев; в 1918 г. был назначен ответственным руководителем бронеотряда Зусмановича для подавления белогвардейского восстания в Нолинске и Уржуме и работал в райкоме ВКП (б) и губкоме председателем РКК… Оба эти человека могли быть участниками Первой Мировой (биографические данные о них, увы, очень скудны) и, возможно, на снимке один из них...

 

Вятская губерния в описаниях старых этнографов: вятские зимы



Начало зимы бывает с ноября месяца и тянется до марта месяца. В ноябре начинаются морозы, выпадает снег, замерзают реки и устанавливается санный путь. Зимой выпадают глубокие снега, так что снег покрывает землю от 1 до 2 вершин толщиной. Морозы зимой достигают до 30 градусов и более, при полной тишине в воздухе, на непродолжительное время.

В.Д. Емельянов. Родиноведение. География Вятской губернии – Вятка 1916 г., с.33-34

На фото: на Вятке в ноябре (по новому стилю)

 

Эпоха - газетной строкой. Мелководье 1917 года



Навигационные вести. Закрытие навигации (судя по весне) ожидается ранее.
За последние 30 лет такого продолжительного мелководья на Вятке, как нынче, не бывало.
Вода прибывает медленно, температура 6.
На пристанях по реке Вятке залежи продовольственных грузов исчисляются в 400 тысяч пудов и вывезти их до окончания навигации на места назначения ввиду крайнего мелководья и перегруженности рейсовых судов пассажирами (большинство солдаты), по словам управляющего Вятско-Волжским Пароходством, не представляется возможным.

Вятская мысль - 1917 год № 49 22 сентября

На фото: речная пристань и Александровский сад города Вятки в старину

 

Мы стояли насмерть! Воспоминания Героя Советского Союза



В конце февраля 1943 года немецкое командование, накопив резервы, двинуло на Харьков крупные танковые и мотомеханизированные части. Наши войска оказывали противнику решительное сопротивление, но вынуждены были отходить, неся большие потери в живой силе и технике. Возникла угроза обхода советских войск с флангов и их окружения. Командование принимало меры к тому, чтобы занять новые оборонительные рубежи и не пропустить фашистов через Северный Донец.
В этой обстановке взводу, которым я командовал, было приказано оборонять железнодорожный переезд южнее Тарановки. Воины поклялись умереть, но не пропустить врага.
Из донесений разведки стало известно, что в направлении Тарановки движется большая группа немецких танков, бронемашин, самоходных пушек, за которыми идет пехота. Изучив местность, я поставил задачу командирам отделений. Особые надежды мы возлагали на противотанковую пушку гвардии старшины С.В.Нечипуренко, на отделение гранатометчиков старшего сержанта И.Г.Вернигоренко и автоматчиков старшего сержанта А.П.Болтушкина. Заняв оборону, донесли командиру о своей боевой готовности.
Враг не заставил себя ждать. Пасмурным утром 2 марта 1943 года немецкие бомбардировщики несколькими волнами сбросили свой смертоносный груз на станцию Беспаловка, обстреляли ее из пулеметов. Станция и окраины села горели. Около 7 часов утра послушался гул моторов. Наш наблюдатель доносил, что движутся танки, бронемашины, самоходные пушки и до тысячи солдат.
Не ожидая серьезного сопротивления, немцы шли походной колонной с открытыми люками танков. Время от времени раздавалась пулеметная и автоматная стрельба. Притаившийся взвод молчал. Но вот противник подошел к нашим позициям. Я приказал подбить ведущий и замыкающий танки. Запылали немецкие машины. Во вражеской колонне поднялась паника. Наша пушка своим огнем выводила из строя один за другим танки гитлеровцев. Фашисты вышли из боя, оставив перед позициями взвода семь подбитых машин. В этом бою был тяжело ранен старшина С.Г.Зимин, прострелили и мне правую руку.
Первая победа воодушевила бойцов. А тем временем гитлеровцы сосредоточили свой огонь на нашей позиции. Вторую танковую атаку они повели развернутым фронтом. Мы начали нести потери. Обойдя нашу единственную пушку, фашисты вывели из строя ее боевой расчет, а пушку раздавили гусеницами танка. Старший сержант И.Г.Вернигоренко со своими гранатометчиками приготовился к бою. Когда танки подошли вплотную, он бросился к одному из них и подбил его гранатой. Взрывная волна отбросила мужественного воина. Мы думали, что он погиб. Солдаты, следуя примеру Вернигоренко, подбили еще несколько танков. Противник вынужден был отступить.
Артиллерийский наблюдатель, находившийся на колокольне в центре села Тарановки, указал полковой артиллерии расположение танков, и через наши головы на противника полетели снаряды.
Взвод наш поредел, осталось человек 10-11. Под прикрытием самоходной пушки двинулась на нас немецкая пехота. Силы иссякли. Смертью храбрых погиб старший сержант А.П.Болтушкин. Почти все солдаты были ранены. Мой связной рядовой Петр Шкодин взял у меня последнюю противотанковую гранату и пополз к самоходной пушке врага. Метким броском он подбил ее. Встречные залповым огнем и гранатами гитлеровцы отошли от позиций, оставив свыше ста солдат и офицеров убитыми.
Наша артиллерия усилила огонь. Вскоре бой прекратился. На позициях взвода наступила тишина. Закованный в броню враг не прошел. Горсточка советских солдат выстояла. Более десятка вражеских танков, бронемашин и самоходных орудий остались на поле боя.
В этом неравном бою смертью героев погибло 18 наших боевых товарищей. Пусть же их имена служат для советских людей символом нерушимой дружбы, товарищеской взаимопомощи. Оставшиеся в живых были тяжело ранены и попали в разные госпитали. Родина высоко оценила наш ратный труд. 25 гвардейцам взвода было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

П.Широнин. Помним Тарановку и Соколовку. Харьков 1980 г., с.30-32

Это воспоминания Петра Николаевича Широнина, Героя Советского Союза, уроженца поселка Кирс (на момент его рождения Кирс был еще поселком). В 1943 году о нем самом впервые опубликовала большой очерк с портретом газета "Кировская правда".

Пётр Николаевич Широнин (30 мая [12 июня] 1909[1], Кирс, Вятская губерния, Российская империя — 30 июня 1968, Кирс, Кировская область, СССР) — Герой Советского Союза, командир 1-го стрелкового взвода 8-й роты 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии, лейтенант.

 

Город Котельнич в первые месяцы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашисткой Германии. В этот день при большом скоплении народа состоялся митинг на Верхней (ныне Советской) площади. Митинги состоялись на предприятиях, в колхозах, севхозах, МТС, сельских Советах. Сотни котельничан стали подавать заявления с просьбой о зачислении их в армию народного ополчения. К выполнению мобилизационного плана 22 июня 1941 года приступил Котельничский райвоенкомат. В минимально сжатые сроки были призваны и отправлены в армию тысячи военнообязанных и сотни единиц транспорта, лошадей и повозок с упряжью. Отправка проводилась по железной дороге эшелонами, маршевыми ротами, командами, партиями.
В июле-сентябре 1941 года райвоенкомат совместно с райкомом партии проводил работу по выполнению нарядов командующего войсками УралВО, обкома партии и облвоенкомата по мобилизации на фронт партийного и комсомольского актива. За годы войны из района на фронт ушло 68 процентов всех членов районной партийной организации, около 2,5 тысячи комсомольцев. Райвоенкомат включился в активную работу по обучению всех граждан мужского пола от 16 до 50 лет в подготовку специалистов для армии, с учащимися школ и техникумов проводилась начальная и допризывная военная подготовка. Было образовано 32 пункта всевобуча.
По мобилизации райвоенкоматом в 1941 году было призвано и отправлено в армию 9937 военнообязанных и призывников. Одновременно было направлено много военнообязанных и других граждан для работы в промышленности, строительстве, на транспорте, на рытье противотанковых рвов, сооружении оборонительных рубежей. А всего за годы войны было призвано и направлено в армию всех категорий военнообязанных – 51995 человек, в том числе 459 женщин.
С 1 сентября 1941 года в Котельниче была введена карточная система снабжения на хлеб, сахар, кондитерские изделия, а с 1 ноября – на мясо, рыбу, жиры, макароны. Вот так вспоминал то время бывший работник военно-пересылочного пункта Н.В.Шиляев: «Тяжелое было время. Для рабочих и служащих отводились небольшие земельные участки для посадки картофеля и овощей. Были вскопаны все склоны оврагов и даже малопроезжие улицы. Вместо цветов на газонах был посажен картофель. Трудно было с топливом, не хватало дров».

Котельнич: годы и люди – Котельнич 1993 г., с.41-42

На фото: раненые красноармейцы во время прогулки на Верхней площади города Котльнича. Позади - здание больницы

 

Из первых уст. Воины-вятчане о боях Великой Отечественной



Бой на лесной поляне. Подразделение входило в лес. Белые лучи заходящего солнца освещали верхушки деревьев.
Воздух наполнился гулом моторов, задвигались кустики. Это разворачивалась группа немецких машин, готовых открыть огонь из своих орудий. Но наши бронебойщики уже были наготове.
Первым повел огонь по бронетранспортеру расчет Джулдыбаева. После третьего выстрела транспортер задымился и видно было, как, выпрыгивая из него, стали разбегаться немецкие автоматчики.
Темнело. Джулдыбаев со своим напарником Ахмедовым подбив бронетраснспортер, стали вести огонь по танку. Пули ударяли в лоб бронетранспортера, но танк упрямо шел вперед на двух отважных бронебойщиков.
Бронебойщики устояли. Меткими выстрелами они расклинили башню танка, и он стал уходить вправо, за высотку. Но из лесу выходил другой немецкий танк. Его экипаж, увидя отходящий танк остановился и выстрелил по расчету Джулдыбаева.
Смолкла бронебойка. Оба бронебойщика – Жанаберген Джулдыбаев и Юсупай Ахмедов лежали неподвижно. Они геройски погибли, отражая контратаку танков противника.
Танк рванулся вперед, но был встречен меткими выстрелами двух бронебоек. Это стреляли расчеты Лобова и Сарамбетова, сменившие к этому времени огневые позиции.
- Отомстим за смерть своих товарищей! – сквозь гром выстрелов раздался голос Сарамбетова. И в ответ загремели выстрелы. Пули жгли броневую сталь. Желтоватые дымки то и дело появлялись на танке. Немцы не выдержали такого огня. Танк, огрызаясь, уходил обратно в лес.
Совсем стемнело. Умолкли выстрелы. Бесшумно на опушке леса окапывались бойцы. Артиллеристы выкатывали свои пушки на прямую наводку.

Капитан Г.Егоров (наш земляк). Бой на лесной поляне // Кировская правда - 1945 г. № 26

 

Увековечивание памяти о павших в Великой Отечественной войне в последние советские годы



Именно в последние советские годы началось издание серии книг Книги Памяти с именами имен павших жителей Кировской области. П.Стародубцев в своей книге «Земля Свечинская», изданной в 1991 году, о ней кратко упоминает: «Проводится большая работа по составлению Книги Памяти к 50-летию победы над фашисткой Германией. Возглавляет ее энтузиаст общественных дел Викентий Федорович Шутылев. Районная газета «Свеча» регулярно публикует материалы будущей книги…»
В области, как и в прежние годы, продолжали открываться мемориалы и памятные доски, увековечивающие наших земляков, героев Великой Отечественной войны. Доходило и до ошибок. Вот о каком случае сообщала газета «Вятский край» в 1991 году:
«Мемориал беспамятства. Киров. Почти все местные средства массовой информации, включая Вятский край сообщили не так давно читателям, телезрителям и радиослушателям об открытии на здании гарнизонного офицерского клуба мемориальных досок с именами героев Советского Союза - кировчан. Вроде бы благое дело. Такие благие дела обычно осмысленно делались, а тут…
Мы не знаем, чьими данными пользовались создатели монумента памяти, но память их крепко подвела. Прежде всего в список к кировчан каким-то образом проникли люди, к Вятской земле не имеющие никакого отношения. Например, Горелов, Решетников, Филиппов, Ходырев… А фамилии земляков в ряде случаев искажены настолько, что не сразу догадаешься, что высеченный на плите «Сеиаков» означает «Семакин», а «Тилин» надо читать как «Титлин», что под фамилией «Сластинин», увековеченной благодарными потомками, зашифрован Алексей Иванович Сластихин. Впрочем, несуразностей, запечатленной на досках, гораздо больше, чем в их названии.
Увы, удивляться подобному не приходится - наша память может быть лучше, чем мы сами – привыкшие все делать тяп-ляп, кое-как, но наученные громко рапортовать и отмечать памятные даты».

На втором снимке: Обелиск, посвященный воинам-землякам, в деревне Савино Лебяжского района. Фото 1987 года. Источник: Лебяжский районный архив

 

С архивной полки. Заявление жителя г.Котельнича А.П.Смирнова в райком ВЛКСМ с просьбой зачислить добровольцем в ряды народного ополчения для защиты отечества. 11 июля 1941 года



Заявление

Прошу райком ВЛКСМ принять меня в народное ополчение, т.к. фашистская наглая собака напала на нашу Родину. Я считаю себя всегда готовым в любую минуту отдать свою жизнь за Родину. Хочу приобрести военную специальность мотоциклиста, чтобы я мог на фашистком мотоцикле расстреливать фашистов на фронте, как наглую собаку.
Пусть наглая фашисткая гадина видит, что Красная Армия может не только стрелять из советского оружия, а Красная Армия и весь советский народ могут и из фашистского оружия стрелять и мотоциклом управлять.

К сему Смирнов.

ЦГАКО ф.П-1688. оп.4 д.61 л.42 подлинник

 

На фото: наши бойцы на трофейным мотоцикле БМВ. Фото из открытых источников

 

С архивной полки. Рапорты XIX века об археологических находках



Его превосходительству господину Вятскому губернатору
Глазовского уездного исправника

Рапорт

18 сего мая крестьянин Глазовского уезда Кестымской волости деревни Мало-Юндинской Николай Ермолаев Урасимов представил мне найденный им в 12 верстах от села, где ранее был большой лес, при распашке земли под лен по нови, серебряный обруч весом 48 золотников и просил представить этот обруч по принадлежности, с выдачей ему вознаграждения по стоимости его.
О чем имею честь донести вашему превосходительству о представлении серебряного обруча мая 22 дня 1889 года.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1200 л.6

На фото: церковь села Кестым, центра Кестымской волости, в которую входила деревня Малая Юнда...

 

С ВЫПУСКНОГО НА ВОЙНУ

Мой дядя Леонид Росляков закончил среднюю школу №1 г. Халтурина в 1941 году (капитан, командир роты, погиб в декабре 1943 года). Он увлекался фотографией и сделал фото своего выпускного класса, которое я выложил здесь. На обороте фотографии рукой Леонида нанесён список всех одноклассников. Среди них и будущий герой Советского Союза Николай Зонов. Возможно, кто-то обнаружит имена и фамилии своих родственников. Леонид Сорокожердьев

 

Кандальная Вятка



Кандальная Вятка в пол-мира
Казалась острожникам – факт.
Под быстрым шоссе на Киров –
Старинный булыжный тракт.

Вдоль этой сермяжной дороги
Лет двести, в жару и мороз,
Несли свои белые ноги
На каторгу тыщи берез.

От времени и лихолетий
Взрослели, грубели, но шли.
Все помнили: цепи и плети
Немерянной ссыльной земли.

…Во мне прозвучало набатом
До светлых нечаянных слез:
Местами труху в три обхвата
Я видел от этих берез.

Вросли те колодины в землю,
А где-то торчали столпом…
Край вятский, в тебе все приемлю.
Ты – мой исторический дом.

Александр Минин

На карте синим выделен Сибирский тракт, по которому в том числе и этапировали преступников царской эпохи в Сибирь. Свидетельством этому служат до сих пор многочисленные находки вдоль тракта...

 

Церковь



На селе стояла стройная,
Каждый был ей просто рад,
Жизнь была благопристойная
Много-много лет назад.
Мам всегда по воскресениям
Далеко со всех сторон
Разносились песнопения,
Раздавался чудный звон.
И когда слетались ангелы,
То-то было торжество –
В день святого ли архангела,
В Пасху или Рождество.
Даже в страшное безверие,
В годы нравственных растрат
Божья длань святого Дмитрия
Сберегла сей чудный клад.
Пронеслись те дни суровые
Унижений и обид,
И теперь она, как новая,
Обрела свой прежний вид.
Вот стоит нам Богом данная,
По-старинному милу,
Радость наша православная –
Голубые купола.

Л.Караваев

На фото: церковь Рождества Богородицы поселка Нижнеивкино

 

Неваровая, примякала, начидить... Из словаря Верхнелальского великорусского языка

Неваровая – медлительная, ленивая (ну и не неваровая ты, побыстрее шевелься)

Не гунь. Не издай звука, не пискни. Угроза плаксивым детям (вот только гунь; сиди и не гунь)

Начидить – налить (начади чайку)

Не чикаются. Не разбирают, не расследуют (не чикайся с ним, пусть вместе со всеми идет)

Примякала. Приколотила как попало или чем попало (молотка не нашла, так примякала камнем).

Словарь Верхнелальского великорусского языка. Составил Н.М.Токмаков. Сыктывкар 2015 г.

 

Эпоха - газетной строкой. Солдаты для обработки полей



Прибытие солдат из команды выздоравливающих для обработки полей. В субботу, 29 апреля, прибыла первая партия таких солдат по требованию уездной земской управы. Часть солдат разошлась по уезду в те места, откуда было требование. Но теперь поступают в управление заявления от некоторых волостных комитетов, что записавшиеся на солдат-работников теперь от них отказываются. Такие отказы создают весьма неудобное положение и для управы, и для самих солдат.

Крестьянское слово (Яранск) – 1917 г.№ 3 от 7 мая

 

С архивной полки. О житие-бытие священноцерковнослужителей села Рябиновского Вятского уезда



Причта, по отделению прихожан ко вновь открытому селу Вознесенскому, в 1860 году указом из Вятской духовной Консистории положено два: наличных священнослужителей по сие время находится 2 священника, 2 диакона и 5 причетников.
Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной, из находящихся во владении приходских крестьян, в 1815 году отведено 33 десятины, коею сами священноцерковнослужители владеют; но плана и межевой книги на оную не дано. По положению же 1829 году в 6 день декабря высочайше утвержденному, вновь к сей церкви не нарезано.
Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные, на церковной земле, кроме запрещенного священника Александра Филимонова, проживающего в казенном доме.
На содержание священноцерковнослужителей жалования и постоянного оклада не получается, и содержатся добровольными подаяниями от прихожан: руги, петровской и осенней. Содержание священноцерковнослужителей, по причине их многочисленности и малочисленности прихожан, бедное.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 лл.68-69

 

Истории из жизни. Встречи с шаровой молнией

В памяти людей часто остаются необычные события, случившиеся в их жизни, которые потом передаются детям и внукам.
Так, А.Е.Родыгина, жившая в молодые годы в с.Мари-Малмыж, видела там шаровую молнию. Случилось это после сильной грозы. Когда она сидела на крыльце своего дома перед открытой дверью и «вдруг в избе ровно осветилось все. Да уж больно ярко! И из двери выкатыватся шар. Над самым полом летит, потрескиват, сам красной и жар от него во все стороны. Прокатился мимо, по двору и в кусты. Видно, в открыто окошко залетел сперва».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения Вятского юга – Киров 2017 г., с.106

 

Вятские поверья. Поверья об огненном змее (вогленном)



В народе бытует мнение, что если в семье появился покойник, то, похоронив его, не надо по нему очень сильно переживать и горевать. Надо его «отпустить» в мир мертвых. В противном случае может появиться «вогленный» сноп, сыплющий во все стороны искры.
Очевидцы рассказывают, что являются «снопы», когда в доме сильно тоскуют по ушедшему в мир иной родственнику.
…Ведерникова Мария Ефимовна, уроженка деревни Второй Ластик, 1923 г.р., рассказала такую историю:
«В 1939 году мы работали на зернотоку, который располагался за нынешним зданием Дома культуры.
Много у нас было девушек и женщин-мариек. И была среди нас русская девушка Елена. Она встречалась с марийцем по имени Этин. И когда Этина рядом не было, Тулувер принимал облик парня и приходил к Елене. Через некоторое время она стала догадываться, с кем проводит время. Один раз она прибежала к нам страшно напуганная, забралась в самую гущу толпы и начала нам объяснять, что к ней приходил Тулувер в образе любимого парня. Мы все посмотрели на небо и вправду увидели сверкающий столб огня, от которого во все стороны разлетались искры. Он стремительно улетал в сторону леса, который у нас называют Чопай».

С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.49

 

Истоки. Феодальный строй Казанского ханства



Феодальный класс Казанского ханства был мощным и многочисленным. Его верхушку составляли эмиры, хакимы и беи, именуемые в русских источниках князьями. К средним феодалам, близким по своему положению к русским дворянам, относились мурзы и огланы. Низшую категорию служилых людей составляли городовые (ички) и сельские (задворные) казаки – профессиональные татарские воины. За службу они, видимо, освобождались от уплаты ясака, несения ряда повинностей и получали земельный надел, сопоставимый с крестьянским.
К податным категориям населения относились крестьяне, ремесленники и купцы, а также все нетатарское население ханства, включая племенную знать. Зависимое население было представлено исключительно рабами (кул-чура), которыми становились преимущественно русские полоняники. Большая их часть продавалась на восточных базарах, другие же оставались в ханстве и привлекались к работам. По сообщениям летописей, в ханстве в середине 16 века находилось несколько десятков тысяч русских полоняников. Часть рабов, предварительно обращенная в ислам, переводилась в положение зависимых крестьян, наделялась землей, могла иметь свой дом, хозяйство, им разрешалось создавать семьи. Большинство рабов было сосредоточено у татарских феодалов, но имелись они и у родовой знати нетатарских народов, в том числе и у марийцев.
Во главе страны стоял хан, формально являвшийся полновластным правителем. На деле его власть существенно ограничивалась советом высших светских и духовных феодалов – диваном. При решении наиболее важных вопросов созывался курултай – общее собрание татарских феодалов, известный в русских источниках, как «вся земля Казанская». В курултае принимало участие главным образом мусульманское духовенство, князья, мурзы и огланы. В некоторых случаях упоминаются также представители других слоев общества: казаки, тарханы и нетатарская родовая знать. Однако реальная часть всегда находилась в руках высших татарских феодалов. Расширение представительства на курултаях объясняется желанием получить поддержку противоборствующих аристократических группировок в массах.

А.Г.Бахтин. Марийский край в 13-16 веках – Йошкар-Ола 2013 г., с.156-157


Назад к списку