- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 16-31

 

Из советского прошлого. Пионерская игра-акция "Рулон-400". На снимке из газеты "Комсомольское племя" 1990 года ребята из школы 52 города Кирова. Интересно, кто-нибудь вспомнит, в чем заключался смысл этой пионерской игры?

 

Эпоха - газетной строкой. Благотворительность в годы Первой мировой



2-3 ноября 1915 года. День сбора теплой одежды. День начался молебном, после которого фуры для сбора пожертвований двинулись по городу. Сборщиков принимали радушно и жертвовали много вещей. Пожертвованных вещей было собрано на 4 тысячи рублей. Одного только табаку пожертвовано около 15 пудов; 500 штук кисетов с чаем, сахаром, почтовой бумагой и конвертами, несколько пудов чаю и сахару, масса разных теплых вещей (валенки, новые полушубки, фуфайки, перчатки и прочее), а также много разного белья. Несколько штук меховых шкурок, несколько кусков ситцу. Вещи после сортировки укладываются в особые ящики для немедленной отправки в действующую армию.

Прикамская жизнь (Сарапул) - 1915 г. от 2-3 ноября

 

Сталинские репрессии в памяти народа



Рассказывает Труль (Шубина) Людмила Семеновна:
- Мой отец, Семен Алексеевич Шубин, родился в 1901 году в д.Печеницыны Орловского уезда. В 1938 году наша семья переехала в г.Орлов (Халтурин), родители подрабатывали на кирпичном заводе подсобными рабочими. Кроме того, Семен Алексеевич был членом Попечительского Совета прихожан при храме в г.Орлове, был глубоко верующим человеком, поэтому, когда НКВД-шники забирали священников, а их было 8 человек, то дело дошло и до моего отца. Его арестовали 20 марта 1943 года, привезли в Киров, судили, приговорив к 8 годам лишения свободы. Отбывать наказание отправили в Мураши (мама и моя старшая сестра ездили его навещать) вместе с уголовниками. Там отцу выбили зубы, сломали ребра. Маме так и сказали, мол, долго он тут не проживет…
Один из моих братьев работал в Кировском УВД, поэтому ему разрешили ознакомиться с частью дела отца, из которого следовало, что С.А.Шубин умер в Кобелях. Хотя в свидетельстве о смерти дата, место смерти и место захоронения не указано.

Людмила Семеновна Труль с мужем работала в Кировском политехническом институте. И она, и ее сестры с трудом вспоминают путаные факты из жизни отца, признаваясь при этом, что чувство такое, «будто кожу с нас снимают». Слишком больно. Однако рассказывать об этом надо: что может быть долговечнее, чем людская память, передаваемая последующим поколениям?

Их памяти нельзя не поклониться. Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.147

 

Утраченное наследие. Троицкая церковь города Орлова


 

Первоначально на ее месте стояла Николаевская церковь, которая существовала уже в 1629 году (по переписи А.М.Толочанова).
В 1744 году прихожанами подано прошение «о строении вместо деревянной Николаевской церкви вновь каменной во имя Святой Троицы с приделом в честь Святого Николая Чудотворца». Строительство этой церкви начато в том же 1744 году.
В 1753 году причт доносил, что «в построенной каменной церкви придел во имя Святого Иоанна Предтечи – но не святого Николая, по благословению преосвященного Антония (архиерея Вятского и Великопермского) освящен уже» и что «большая Троицкая церковь готова к освящению».
В 1788 году теплая каменная Предтеченская церковь разломана и вновь построенный на ее месте храм (двухпрестольный – Предтеченский) освящен 14 января 1789 года.
Никольская церковь освящена в 1795 году.
Троицкую церковь разрешено освятить 3 апреля 1753 года.
В 1761 году было ходатайство о «разобрании старой ветхой деревянной Никольской церкви».
Каменная Троицкая церковь построена в 1789 году, престолов в ней три: главный – во славу Святой Троицы, теплый южный – во имя святого Иоанна Предтечи, северный – в честь святого Николая и святой Великомученицы Екатерины.
В настоящее время в здании церкви располагается городская баня.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.82-83

На фото: Казанский собор и Троицкая церковь города Орлова в дореволюционное время. Как выглядят эти же храмы в наше время, можно посмотреть по ссылке https://sobory.ru/photo/208348

 

Забытые русские имена, давшие начало фамилиям...



Не так давно мы закончили цикл публикаций уникальных материалов вятского краеведа Олега Николаевича Виноградова, посвященного происхождению русских (и вятских) фамилий. Что немаловажно, Олег Николаевич в качестве происхождения многих фамилий указал старинные имена - прозвищные и личные. В свою очередь, мы сделали подборку на основе данного материала, посвященную именам прозвищным, от которых произошли многие известные фамилии. Сейчас, конечно, может показаться странным, что все эти имена некогда были распространены и были такие же привычные, как современные Александры, Петры, Иваны и т.п.

Багай. Багай – прозвищное имя, возможно несколько этимологий: от архангельского «багать» - ухаживать за ребенком, мужчина-нянька или онежского «шалун».

Бусыга. Бусыга - прозвище мельника или седого человека (возможно, от бус – мучная пыль).

Бушуй. Бушуй - прозвище непоседливого ребенка, а также пьяницы.

Быз. Бызов сын - неполное отчество от прозвищного имени. Быз – в вятских говорах – «плакса».

Варакса. Варакса – прозвище плохого писца.

Вострик. Вострик, востряк – прозвище остряка, насмешника.

Егоша. Егоша - прозвищное имя от глагола егошиться (вятское), возможное значение «беспокойный человек».

Копань. Копань - древнерусское прозвищное имя по особенности местожительства.

Мошка. Мошка – прозвищное имя от мошки – «мелкое насекомое, муха»; уменьшительное от парамошки – парамона.

Набокий. Набокий – прозвищное имя от набокий – «косой, кособокий, кривобокий».

Пересторона. Пересторона – прозвищное имя, в сельских говорах - «спорщик».

Пест. Возможно, прозвищное имя, так как пест в переносном значении - «осел, дурак, болван, тупой и глупый человек».

Петух. Возможно прозвищное происхождение - от «драчуна, задиры».
Плотник - прозвищное имя по профессии отца или деда.

Прилук – прозвищное имя по особенности местожительства: прилук - «крутой берег реки».

Пурт. Пурт – прозвищное имя удмуртского происхождения, где «пурт» - нож.

Путинец. Путинец – прозвищное имя жителя, переселенца села (деревни) Путино.

Росляк. Росляк – прозвищное имя со значением «рослый человек».

Русский. Русский – прозвищное имя со значением «Русый».

Сентем. Сентем – прозвищное имя, от латинского «чувствительный. Возможно, фамилия бывшего монастырского крестьянина.

Сивко. Сивко – прозвищное имя от сивый, «седой».

Скулка. Скулка – прозвищное имя со значением «скупец, скряга».

Смоленец. Смоленец – прозвищное имя жителя, переселенца г.Смоленска.

Стрельник. Стрельник – прозвищное имя жителя, переселенца
Стрельницкой пустоши Старицкого уезда. Возможно, прозвищное имя по особенности жительства: стрельник – место, где стоит стрельница (башня, с которой стреляли)».

Сухан. Сухан – прозвищное имя со знанием «суровый, сдержанный человек».

Теплый. Теплый – прозвищное имя со значением «усердный, благодушный, горячий».

Хорошавец. Хорошавец - прозвищное имя жителя или переселенца села (деревни) Хорошавино.

Целище. Целище - прозвищное имя по особенности места жительства.

Чапайка. Чапайка - прозвищное имя. В пермских говорах русского языка чап - «цеп, молотило».

Шам. Шам – прозвищное имя, в вологодских говорах «сор».

Швец. Швец – прозвищное имя от «портной, более шубник, тулупник».

Шулеп - древнерусское прозвищное имя, в северных говорах – левша.

Щекот. Щекот – древнерусское прозвищное имя, в древнем языке щекотье - «задорный, обидчивый, придирчивый человек».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

 

" Жить бы нам - радоваться...": радости и печали вятской деревни XIX конца века



Деревня Кельдегозина Косолаповской волости Уржумского уезда. Мы живем от села Косолапово в 2 верстах, а от г.Уржума в 35 верстах. Земли в обществе на ревизскую душу 14 десятин, в том числе и лесной надел; лугов нет, почему травосеяние можно применять успешно, и начало ему положено. Урожаи получаются хорошие и недоимок за общиной никаких нет. В деревне живут русские православные и раскольники, и черемисы. Жить бы нам - радоваться; но лет 20 назад завелась у нас как зараза карточная игра. Играют молодые и пожилые; да и старики не отказываются. Все вечера и ночи, круглый год, игроки толпой человек 15-20 ходят по деревне, выискивая где бы начать игру; но в особенности с Рождества до масленицы картежники спят с утра до полдень, а потом отправляются на свой пагубный промысел. Черемисы живут, не нарушая своих обычаев; например, на страстной неделе с четверга начинает у них пиршество, в великую пятницу все пьяны, даже дети. В пасху же черемисы отправляются на работу; приходит священник с крестом, а хозяев и дома нет! Крестьянин Семен Григорьевич Кокин.

Вятская газета - 1898 г. № 12

Вятская деревня на снимке работы С.А.Лобовикова

 

С архивной полки. У истоков дорожно-патрульной службы



По старым фотографиям и историческим фильмам нам знакомы будки с черными полосками, стоявшие в старину в городах Российской империи. Это были будки городовых, которые несли свою нелегкую службу по охране общественного порядка. В будке дорожный стаж закона мог спрятаться от дождя, снега и ветра в непогоду. Учитывая размеры будки, скорее всего, она позволяла в лучшем случае только отдохнуть сидя. Будки стояли на площадях или на перекрестках улиц и получали, как правило, названия либо по местности, где они располагались, либо по имени ближайшего храма.
В 1850-е годы по городам Вятской губернии число будок, по данным Вятского статистического комитета, было следующим.

Елабуга 2 деревянные

Царевосанчурск –

Малмыж –

Глазов -

Яранск 1 каменная

Уржум 1 деревянная

Котельнич 2 деревянные

Нолинск 5 деревянных

Слободской 4 деревянных

Орлов 1 деревянная и 4 каменных

Сарапул 2 деревянные (ЦГАКО ф.574 оп.1 д.78). В последующие годы число их, конечно увеличилось, а кое-где они и впервые появились.

В обиходе полицейских-постовых называли "будочниками". После 1862 года их стали называть "городовыми". В начале XIX века произошла такая история, связанная с полицейским-будочником. Ежедневно в час дня к императору Николаю I с докладом прибывал обер-полицмейстер. Однажды, выслушав очередной доклад о случившихся накануне происшествиях, поинтересовался: «Дошли ли до полиции сведения о приключениях его императорского величества?» И поведал о своей вечерней прогулке и встрече с будочником, громко спорившим с извозчиком. Они не узнали в гуляющем по набережной человеке императора, приняли его за офицера и обратились с просьбой их рассудить. Оказалось, бдительный страж порядка заметил, что проезжавший мимо его будки извозчик спит, разбудил того толчками в бок, чем разгневал проснувшегося человека, и тот пустил в ход кулаки. Теперь, по словам будочника, они едут «на расправу» к квартальному надзирателю.
Можно с уверенностью сказать, что современная ДПС является приемницей городовой полицейской службы Российской империи, исполнявшей те же функции - охрана порядка на улице и регулировка дорожного движения.

На фото: в городе Коломна можно увидеть реконструкцию будки городового и настоящего городового рядом (фото с сайта http://alved.ru/3191?lang=ru). Хорошо бы и в Вятке/Кирове такая историческая реконструкция появилась как память о сотрудниках правоохранительных органов царского времени...

 

Народы Вятской губернии. Удмуртские туно



Туно — удмуртские кудесники, связанные с миром сверхъестественного. Главным посредником между людьми и богами был туно (сходное название жреца-колдуна известно и у коми). Он был лекарем, отыскивал пропавшее имущество, без его помощи не определялось место для нового поселения. Он заговаривал диких зверей и змей, передавал волю богов и указывал, какие жертвы угодны божеству, объяснял, почему предки (вожо) гневаются на потомков.
Туно мог предсказывать будущее и даже вступать в борьбу с божествами. Рассказывают, как в одной деревне кудесник сразился с самим Кереметом и заставил его отказаться от непомерных жертв. Покровителем туно считался Инмар, или Инмар-Кылчин — воплощение и неба, и земли. Рассказывают, что верховный бог является ночью к тому, кого он назначает быть туно, в сопровождении старого, уже просвещенного им кудесника. Он выводит ученика, играя на гуслях, в поле или к огромному оврагу, к широким рекам, через которые натянуты струны. Там посвящаемый видит 77 елей: тот знахарь, который сможет сосчитать хвою этих елей, получает силу насылать порчу и лечить людей. У оврага глубиной 77 саженей, наполненного слюной колдунов-туно, чародеи получают вредоносную силу. Туно должен проплясать на натянутых струнах и не упасть — только тогда его можно считать прошедшим испытание.
Струны гуслей в рассказах о туно соединяют тот и этот свет: танец туно на струнах означает способность проникать в иной мир. Гусли Инмара, как и кантеле Вяйнямёйнена, оказываются шаманским инструментом, подобно саамскому бубну открывающим путь во все самые потаённые уголки мифологической Вселенной.
Волю богов туно также узнавали под игру на гуслях в святилище-керемет или в селении. Сам туно обретался вдали от селения. При избрании жрецов туно является для отправления культа в деревню, и его ведут в баню; тем временем в избе вокруг гусляра и стола с тремя обрядовыми хлебами и кумышкой собирается народ. Туно одевают во все белое, опоясывают белым полотенцем, в чашу с кумышкой кладут серебряную монету, и тот начинает ворожить под игру гуслей. Под священную мелодию Инву он начинает пляску с мечом в руках и плёткой, чтобы изгнать злых духов. Во время пляски туно впадает в исступление, призывает Инмара и в беспамятстве произносит имена тех, которые должны стать жрецами. По серебру гадали и о здоровье: если серебро потускнело, человек подвержен порче. Серебряную монету вбивали в дерево; новобранцы делали это для того, чтобы родители знали их судьбу.
Заговоры против порчи включают знакомые нам мотивы 77 сакральных объектов: сглазить человека может только тот, кто сможет вырастить листья на упавшем гнилом дереве, перецеловать птенцов 77 птиц, а также муравьев из 77 муравейников, наконец, выбить золотой шар — солнце — из рук Кылчин-Инмара. В другом заговоре порчу сможет наслать лишь тот, кто сумеет прорастить 77 сросшихся рябин через муравейник, слить в одну воду 77 бань и т. п.
Низшими категориями кудесников были пелля-скыс — знахари-«шептуны», лечащие от болезней и произносящие заклинания, но не имеющие сверхъестественной силы для общения с богами. Ведин, ведынь, пучкос или убыр — колдун, по преимуществу злой, который получает силу от злых духов, насылает болезни на людей по ветру и может превращать их в животных. Как шаман, он умеет летать по воздуху и даже способен устраивать солнечные и лунные затмения. У марийцев сходный персонаж именуется вувер.
Но лишь туно мог руководить молениями Керемету в священных рощах: при этом он, как правило, не мог приносить жертвы воршуду в куале — этим занимался специально избираемый при помощи камлания туно жрец.

Фото: "Хранитель родового святилища – куалы" 1911 год (из собрания Архива фольклора Финского литературного общества, опубликованы в книге «Путешествия к удмуртам и марийцам»)

Источник: KIRPIKLASS

 

Из истории школы села Игра Глазовского уезда


 

В 1863 г. в церковно-приходской школе села Игры обучалось 22 ученика (18 мальчиков и 4 девочки). Школа полностью содержалась на церковные средства. Из ведомостей о ЦПШ и ШГ в Игринской волости за 1889-1892 г. читаем: ЦПШ открыта в 21 ноября 1873 г. Заведующий и законоучитель священник Николай Модестов ( с открытия школы), плату не получает. Число учащихся:
1889-1890 г.-м.п.32, ж.п.3, число окончивших школу-м.п.-6, ж.п.-2;
1890-1891 г.-м.п. 36, ж.п. 6, число окончивших школу-м.п. 5, ж.п.-1;
1891-1892 г.-м.п. 58, ж.п. 5, число окончивших школу-м.п 7, ж.п. 2.
Попечителей нет. Школа в собственном здании, построенном в 1862 г.
из церковно-приходского леса на церковные суммы. В настоящее время стоимость здания 100 руб. Отопление и прислуга от прихода. Освещение из общих средств школы. Есть общежитие. Школа неудобная, помещение тёмное, сырое. Денежные средства на содержание школы за 3 года:
от церкви- 16 руб,47,5 коп.;
от церковно-приходского попечительства-3 руб.;
от благотворителей- нет;
от игринского общества-нет;
от Законоучителя и учителей-10 руб. 52,5 коп.;
от Св.Синода-65 руб.;
от Епархиального Училищного Совета-65 руб.;
от Уездного отдела образования -нет;
от Глазовского Земства-251 руб 36 коп.;
от Министерства Народного просвещения-20 руб.
Годовой оклад учителя- 120 руб. Учитель обеспечен бесплатным жильём, отоплением и освещением. Обучение в школе бесплатное.
1891-1892 г. был крайне неурожайным, поэтому при школе было организовано бесплатное питание детей.

Текст Елены Абрамович. Фото ЦГАКО

 

Народы Вятской губернии. Дружба у марийцев



Марийцы, как отмечали дореволюционные исследователи, жили между собой дружно и честно [Черемисы, 1878. С.4]. Воровство, хулиганство, злоумышленные действия в марийских деревнях встречались редко. Нарушители строго наказывались, иногда даже физически. Строго преследовалось конокрадство, кража хлеба, скота, личного имущества, любое проявление прелюбодеяния и разврата [Износков, 1869. С.6]. В таких случаях крестьяне проводили самосуды; иногда виновного убивали. Важную роль в процессе выявления нарушителя марийцы отводили присяге. Подозреваемого в проступке заставляли перешагивать через палочку, принесенную из священной рощи. При этом он произносил такое заклинание: «Пусть я так же засохну, как эта палка, если я говорю неправду!». Затем ему давали с кончика ножа кусок круто посоленного хлеба. Люди верили, что при ложной присяге обвиняемый получит неизлечимую рану от ножа. После присяги палка переламывалась пополам, что должно было привести к неминуемой смерти нарушителя [РГИА. Ф.821. Оп.133. Д.429. Л.26 об.–28].

Большое значение в жизни односельчан имела соседская взаимопомощь. «Будь ты живой или умирать станешь – пусть рядом будет твой сосед» – говорит народная мудрость. Помимо широко практиковавшейся соседской взаимопомощи в деревнях периодически устраивались коллективные формы взаимопомощи (мÿма). Существовала поочередная помощь при вывозке навоза на паровые поля, кошении и уборке сена, толчении кудели, разминании конопли. Мÿма устраивали иногда в день завершения уборки хлеба. Перед тем, как сжать последние колосья, проводили обряд «угощения серпа» (сорла пукшымаш).

Источник: История Йошкар-Олы

Первые сельскохозяйственные машины в хозяйствах крестьян незадолго до смуты 1917 года. По переписи 1917 года примерно в каждой деревне по меньшей мере одно крестьянское хозяйство имело какую-нибудь сельскохозяйственную машину (сеялку, веялку, льномялку), а в больших и несколько. Крестьяне их приобретали как единолично, так и сообща на несколько хозяйств, но чаще старались приобрести в единоличное пользование. Скорее всего, машины давались и в наем, давая семье доход с этого...

 

Заречный парк города Кирова



Заречный парк. Естественный лесной массив в пойме правого берега Вятки ниже устья реки Никульчинки. Редкий пример пойменного соснового леса.
Ландшафтный памятник природы.
Общая площадь – 465,4 га.
Взят под охрану в 1962 г.
Значение – научное, историческое, водоохранное, средообразующее.
Назначение – рекреационное, учебно-познавательное.
Основные объекты – растительный и почвенный покров, водоемы.
Лимитирующий фактор – антропогенный.

А.Н.Соловьев. Памятники природы города Кирова и его окрестностей – Киров 2017 г., с.12

 

Вклад вятчан в дело Победы в Великой Отечественной войне


 

Большой вклад вятчане внесли в защиту Родины – Советского Союза в период Великой Отечественной войны. Более 600 тысяч кировчан приняли участие в ней, из них свыше 250 тысяч не вернулись с ее полей. Например, из двух соседних деревень Заречена и Малая Заречена Нагорского района, где я родился и рос, моих сверстников, а также на год-два старше и моложе, ушло на фронт 19 человек, а вернулось четверо.
О героизме наших земляков говорит тот факт, что около 200 человек удостоились звания Героя Советского Союза. О воинском таланте вятчан свидетельствует то, что наша область – родина полководцев Маршалов Советского Союза И.С.Конева и Л.А.Говорова, Главного маршала авиации К.А.Вершинина и Маршала Советского Союза С.Л.Соколова, многих других военачальников, генералов.



Г.И.Обатуров, генерал армии в отставке // Энциклопедия земли Вятской. Том третий. Ратные подвиги – Киров 1995 г., с.6 Снимок из газеты "Кировская правда" 1945 года

 

Вятские села и деревни: Барашки (Унинский район)

Барашки, д., центр Барашковского сельского округа и коллективно-долевого предприятия «Совхоз «Первомайский».
Расстояние до центра района (пгт. Уни) 35 км.
Сельсовет организован в 1925 г., но в 1960 г. в связи с образованием совхоза «Порезский» Барашковский сельский совет вошел в состав Порезского сельсовета, восстановлен 26 октября 1966 г.
Прежние названия деревни: починок Барашковский, Барашковская, Барашково. В 1966 г. решением Унинского райисполкома была переименована в поселок Первомайский, однако название не прижилось.
Первым поселенцем (по воспоминаниям старожилов) был Овечкин, потом приехали Костромины, Судневы.
В 1897 г. открылась школа, позднее выстроено двухэтажное здание для занятий и под квартиры учителей. Инициаторами стали братья Овечкины (возвратились с золотых приисков). Первой учительницей была Н.И.Варзегова.
В 1918 г. через деревню проходил латышский полк и отряд вооруженных крестьян со стороны Ухтыма. Была открыта изба-читальня. В 1930-1932 гг. уполномоченные из Уней агитировали за вступление в колхоз. Первым председателем его стал А.Я.Овечкин. Первый трактор появился в 1936 г. Медпункт открыт в 1946 г. (до этого лечились у знахарок). В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт 64 человека, погибли – 28.
В 50-60 гг. большинство жителей д.Куприно (ликвидирована в 1964 г.) переехали в Барашки на улицу Полевую (называют ее Купринским поселком). В 1963 г. к Барашкам были присоединены деревни Тоскуи (1 км.) и выселок Андреевский (ныне Выселки, 1 км.), известный целебным Серебряным ключом (восстановлен в 1994 г.), организован «Фаленский откормсовхоз», реорганизованный в 1967 г. в совхоз «Первомайский». Ныне в Барашках насчитывается 106 хозяйств (283 чел.), есть неполная средняя школа, библиотека, Дом культуры, почта, магазины, медпункт.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый книга вторая – Киров 2002 г., с.512-513

 

Навон-Тараты... Словарь народных слов и выражений Куменской и Нагорской волостей



Млицця - кажется, видеть привидение

Муторный - разговорчивый, неприятный, докучливый

Навон-Тараты – задом-наперед, навыворот

Подцюй – угощай

А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г.

 

Эпоха - газетной строкой. Производство молотилок в военные годы



Производство молотилок. 250 молотилок с конным приводом в текущем году должна изготовить Рожкинская промартель «Двигатель». В связи с производством молотилок промартель организует специальный цех для изготовления деревянных деталей.

Кировская правда - 1945 год № 24

На фото: конная молотилка 1920, 1930, 1940-х годов. Экспонат Оршанского Музея крестьянского труда и быта (республика Марий Эл). К слову, в музее собрана самая полная коллекция на территории бывшей губернии сельскохозяйственных машин - от сеялок и веялок до первых тракторов...

 

С архивной полки. Статистические сведения о селах Вятской губернии

В архиве ЦГАКО есть несколько видов документов, из которых можно получить некоторое (от числа дворов и жителей), а иногда и весьма исчерпывающее представление о состоянии сел и заводских поселков Вятской губернии в XIX-XX веках. В основном эти сведения можно найти в 574 фонде ЦГАКО. Вот, например, описание села Брызгаловского Малмыжского уезда за 1855 год


Сведения о селе Брызгаловском Волипельгской волости Малмыжского уезда

1. При реке Седмурче на левом берегу по течению.

2. Жителей мужского пола 50. Женского пола 63.

3. Домов деревянных 15. Все деревянные.
4. Некоторые ведут мелочную торговлю местными продуктами и привозимыми для туземцов.

5. Заводы: 1 смолокурно-дехтярный.

6. Школ не имеется.

7. Волостного правления нет.

8. Церковь деревянная в 1 приделе; часовни приписной нет.

9. 1 торжок бывает в Троицын день, а другой в 13 число месяца октября. Товаров бывает малое количество привозимых для продажи жителями, равным образом и местных продуктов продается немного. На какую сумму привозится всех товаров – нам не известно.

10. Питейное заведение одно.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 л.286

 

С архивной полки. Города Вятской губернии в документах статистики: Елабуга

О числе зданий в горде Елабуге, за исключением церковных. Сведения на 1858 год

Жилые дома каменные и деревянные:

Казенные 1 каменный

Церковные и монастырские: 2 каменных и 2 деревянных

Общественные: 1 каменный и 2 деревянных

Частных: 66 каменных и 975 деревянных

Нежилых: казенные 1 каменные и 3 деревянных

Общественные: 1 деревянный

Частных: 7 каменных и 19 деревянных

Лавок общественных: 1 каменная и 18 деревянных

Частных 16 каменных и 38 деревянных

Полицейских будок: 2 деревянные

Церкви и соборы: 5 каменных
Монастырей: нет

Часовен: 1 каменная

ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.78 лл.13-14

 

Надежда Дурова - вятская "кавалерист-девица"



В 1808 году молодой мальчик, по имени Александров, вступил рядовым в Конно-польский уланский полк, отличился, получил за храбрость солдатский георгиевский крест и в том же году произведен был в офицеры в Мариупольский гусарский полк. Впоследствии перешел он в Литовский уланский и продолжал свою службу столь же ревностно, как и начал.
По-видимому, все это в порядке вещей и довольно обыкновенно; однако ж это самое наделало много шуму, породило много толков и произвело сильное впечатление от одного нечаянно открывшегося обстоятельства: корнет Александров был девица Надежда Дурова.
Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений – и каких еще? Наполеоновских! Что побудило ее? Тайные семейные огорчения? Воспаленное воображение? Врожденная, неукротимая склонность? Любовь?.. Вот вопросы, ныне забытые, но которые в то время сильно занимали общество.
Ныне Н.А.Дурова сама разрешает свою тайну. Удостоенные ее доверенности, мы будем издателями ее любопытных записок. С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным. Надежда Андреевна позволила нам украсить страницы «Современника» отрывками из журнала, веденного ею в 1812-1813 годах. С глубочайшей благодарностию спешим воспользоваться ее позволением.

Предисловие А.С.Пушкин к отрывку «Война 1812 года», напечатанное в журнале «Современник». 1836 г.

 

В Собор Вятских святых включены новые имена подвижников



16 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания Синод утвердил поименные списки соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях.

Из утвержденного Синодом документа следует, что в Собор Вятских святых входят тридцать подвижников и одна подвижница. До этого Собор состоял из шестнадцати имен. Шестнадцать святых из обновленного списка подвизались на территории нынешней Яранской епархии.

«Вятская земля богата подвижниками веры и благочестия как далекого, так и недавнего прошлого. Регулярно мы узнаем о новомучениках, которые родились, жили или несли служение на Вятке. Слава Богу, Собор Вятских святых пополнился новыми именами. Но знать их — мало. Мы являемся преемниками наших святых, поэтому призваны подражать им в непреклонном следовании за Христом по пути ко спасению», — отметил епископ Яранский и Лузский Паисий.

Обновленный поименный список Собора Вятских святых:

1. Александр Агафоников, прот., сщмч. (1937);
2. Александр Аксенов, иерей, сщмч. (1937);
3. Александр (Трапицын), архиеп. Самарский, сщмч. (1938);
4. Александр (Уродов), архим., исп. (1961);
5. Алексий Воробьев, прот., сщмч. (1937);
6. Анатолий Ивановский, иерей, сщмч. (1918);
7. Василий Агафонников, прот., сщмч. (1937);
8. Виктор (Островидов), еп. Глазовский, исп. (1934);
9. Виктор Усов, иерей, сщмч. (1918);
10. Геннадий (Парфентьев), архим., прмч. (1919);
11. Димитрий Морозов, мч. (1937);
12. Евгений (Зернов), митр. Горьковский, сщмч. (1937);
13. Зосима Трубачев, прот., сщмч. (1938);
14. Иоанн Смоличев, иерей, сщмч. (1937);
15. Леонид Устьнедумский, прп. (1654);
16. Леонид Никольский, иерей, сщмч. (1937);
17. Матфей Яранский, иером., прп. (1927);
18. Михаил Тихоницкий, прот., сщмч. (1918);
19. Николай Агафонников, прот., сщмч. (1937);
20. Николай Заварин, иерей, сщмч. (1937);
21. Николай Подъяков, прот., сщмч. (1918);
22. Николай Флоров, прот., сщмч. (1933);
23. Нина Кузнецова, мц. (1938);
24. Павел Никольский, иерей, сщмч. (1943);
25. Петр Крестов, прот., сщмч. (1941);
26. Прокопий Вятский, блж., Христа ради юродивый (1628);
27. Прокопий Попов, иерей, сщмч. (1918);
28. Рафаил (Шейченко), иером., исп. (1957);
29. Сергий Правдолюбов, прот., исп. (1950);
30. Стефан Филейский, иером., прп. (1890);
31. Трифон Вятский, архим., прп. (1612).

 

Известные вятчане. Василий Бабушкин - Геркулес из вятской глуши



Несмотря на то, что Порт-Артур находится за тридевять земель от Вятской земли, у жителей Вятскополянского района Кировской области легендарный город всегда на слуху. Здесь в городе Вятские Поляны на Советском кладбище у центрального входа похоронен полный кавалер Георгиевского креста, участник русско-японской войны 1904-1905 гг., матрос и русский богатырь Василий Федорович Бабушкин.
О нем уже при жизни слагали легенды. Обладая феноменальной физической силой, он на глазах многочисленной публики демонстрировал такие головокружительные номера, что люди диву давались. На гастрольных афишах, сопровождавших выступления Бабушкина по стране, сохранились бесценные сведения о физических данных вятского богатыря. При росте 2 аршина 8 вершков (180 см.) он весил 10 пудов 7 фунтов (около 167 кг.), имел объем груди 151 см., объем бицепса – 54 см., шеи – 60 см. Своей поистине геркулесовой силой Василий удивлял односельчан с детства, что, безусловно, определило его судьбу.
Сила и благородство были, пожалуй, тем единственным наследством, которое досталось Василию от родителей, от его дедов и прадедов. Рослыми, плечистыми, молодец к молодцу были и его братья. Но только Василий добился на спортивной арене небывалых успехов. Он единственный из семьи, кто природную силу умножал упорным, сознательным трудом, тренировками, и всю жизнь придерживался строгого режима.
Но не только богатырским сложением прославился Василий Бабушкин. В историю страны он вошел, как человек высочайшего патриотизма и самопожертвования, удивительной храбрости, грудью вставший на защиту родной земли, как защитник слабых и обездоленных. Он поистине из плеяды тех легендарных героев земли русской, о ком народ слагал песни, былины и сказания. Но даже образы героев народной эпической поэзии Ильи Муромца и Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Микулы Селяниновича не в силах затмить величие выдающихся ратных подвигов Василия Бабушкина, ибо каждый из них – живая страница истории Российского государства.

Альфинур Гильмутдинова, Раиль Шариф. Родину надо жалеть… - Киров 2014 г., с.26-28

 

Истоки. Село Великорецкое - одно из древних поселений Вятского края

Село Великорецкое – одно из древних поселений Вятского края. Русские колонисты – выходцы из Великого Новгорода появились здесь еще в XIV веке. Предания донесли до нас повествования о мытарствах поселенцев «в глуши чужих стран» и об «утешении», посланном им в виде «дивного знамения» - явления Чудотворного Образа святителя Николая в 1383 году… Для того, чтобы сделать его доступным увеличивающемуся количеству страждущих, решили местные крестьяне общими усилиями построить на месте явления часовню. С тех пор часовня неоднократно возобновлялась в деревянном исполнении. Дважды выстраивалась в камне…
Вскоре замыслили ставить храм – бол ее достойное помещение для чудотворного образа. Получив благословенную грамоту от Митрополита, приступили к строительству. Но каждый раз после закладки церкви на выбранном месте к утру не обнаруживали и следов своей работы «…бревна же ночью обреташася на ином месте, на горе, на болоте». Трижды возвращали бревна, но они чудным образом оказывались почти в версте от места явления, на возвышенном месте. Строители увидели в происшествии проявление воли Чудотворца и повиновались ему…
В этой церкви образ Николы Чудотворца находился до перенесения его в Хлынов… Вокруг того храма выросло селение, рядом вскоре появился еще один храм.
По переписи 1629 года в селе Великорецком значились уже две деревянные церкви – теплая Преображенская и холодная – Николая Чудотворца.
В XVII веке обе церкви были перестроены. В 1672 году преосвященным Александром была дана храмозданная грамота на построение деревянной церкви во имя Преображения Господня вместо ветхой старой теплой церкви, по которой можно судить о ее архитектурном решении. Грамота гласит: «Верх бы у той церкви был не шатровый, и олтарь прирубной круглый, и в церкви во олтарь зделать трои двери: царские, южные и северные…» Через десять лет архиепископ Иона дал изустный указ на построение новой деревянной Николаевской церкви «на том же месте, где стоит нынешняя ветхая церковь…» Л.Безверхова

Виктор Бакин. На Великую… - Киров 2014 г., с.133-134

 

Иван Аполлонович Чарушин: служение Советской стране



Революция 1917 года круто изменила служебное и общественное положение Ивана Аполлоновича Чарушина. Рухнул старый административный аппарат. Много архитекторы уезжали из губерний в Москву и Петербург или вообще за рубеж.
Вятское губернское правление и Строительное отделение были ликвидированы. В строительстве исчезли все основные заказчики.
В этих условиях Иван Аполлонович Чарушин остался верен своему родному краю и продолжал жить в Вятке.
Огромный строительный опыт, накопленный архитектором, нашел свое применение после длительного перерыва лишь к моменту создания в губернии техническо-строительного отдела Исполнительного Комитета Вятского губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Иван Аполлонович Чарушин активно участвует в создании и организации в губернии первых профессиональных строительных объединений. При его активном участии открываются трехгодичные курсы подготовки технических работников общестроительных, дорожных и гидротехнических работ.
И только в тридцатые годы его привлекают к проектной работе во вновь созданном тресте «Вяткомстрой». Одновременно он руководит группой архитекторов при городском Совете Вятки (с 1938 года – кировская организация «Облпроект»).
В 1935 году несомненной его удачей было участие в конкурсе проектов по строительству Центральной гостиницы для областного центра. Построенная в 1937 году, она до сих пор украшение города Кирова, несомненная удача стареющего архитектора. В те же годы Иван Аполлонович выполняет работы по проектированию гостиницы по заказу города Воткинска.
В эти же годы И.А.Чарушин становится неизменным организатором и исполнителем художественного оформления всех массовых мероприятий, проводимых в областном центре.
В 1937 году И.А.Чарушина избирают делегатом на первый Всесоюзный учредительный съезд Союза советских архитекторов в городе Москве.
В январе и феврале 1938 года в городе Кирове, в залах художественного музея имени Горького, в связи с 75-летием Ивана Аполлоновича была организована большая выставка его проектных работ с публичным обсуждением творчества зодчего, на которой он рассказал много интересного о своей жизни, встречах и творческом пути.
В последние годы И.А.Чарушин много труда вложил в дело подготовки и повышения квалификации работников проектных организаций, передавая им свой уникальный практический опыт архитектора.
К 1940 году Иван Аполлонович вообще оставляет работу и уезжает в Ленинград, город своей студенческой юности, город где жили и работали его сыновья Евгений и Владимир. Оба были художниками-графиками.
Началась Великая Отечественная война. Иван Аполлонович Чарушин вместе с семьей старшего сына Евгения эвакуировался в город Киров и жил здесь до конца войны. Здоровье его было уже сильно подорвано, Иван Аполлонович часто болел.
Чарушина в Кирове любили и помнили. Эвакуированным из Ленинграда Ивану Аполлоновичу и семье его сына в это непростое время выделили жилье в благоустроенном доме.
В январе 1945 года на очередном четверге в редакции «Кировская правда» журналисты, писатели и художники провели встречу со старейшим архитектором Вятки. Иван Аполлонович поделился своими воспоминаниями о своей долголетней творческой работе.
В июле 1945 года в Доме офицеров была организована встреча интеллигенции города Кирова с архитектором И.А.Чарушиным и его сыном художником Евгением Ивановичем. Только что победно закончилась война, на этой теплой встрече было много боевых, в военной форме офицеров. На вечере была представлена обширная выставка работ отца и сына. К сожалению, Иван Аполлонович по состоянию здоровья на встрече не присутствовал. 29 июля 1945 года он скончался.
Иван Аполлонович Чарушин похоронен на Лобановском кладбище города Кирова. На могиле установлен памятник с его бюстом работы кировского скульптора, заслуженного деятеля искусств России М.М.Кошкина.

Р.А.Минин. Архитектор Чарушин – Ижевск 2012 г., с.106-113

 

Вятские фамилии и их происхождение: Решетниковы, Росляковы, Русских



Решетников. От неполного отчества по профессии отца или деда – Решетников сын. Решетник – «мастер, изготавливающий решета, сита».

Росляков. От неполного отчества Росляков сын. Росляк – прозвищное имя со значением «рослый человек», но, возможно, Росляк -древнерусское мужское имя. В новгородских говорах русского языка росляк – «ягель, олений мох».

Русских. От неполного отчества, частого на севере – Русских сын. Русский – прозвищное имя со значением «Русый».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

 

Благовещенская церковь села Шестаково



Старинная церковь 1780 года постройки. До закрытия это был красивый и процветающий храм. После закрытия 1935 года церковь, представляющая собой (как любой храм) наше культурное, историческое и национальное достояние, была превращена в руины....

На фото: таким мы увидели бывший храм в 2018 году

 

С архивной полки. Храмы Вятской губернии. Село Кузнецово Лебяжского района. Церковь Владимирско-Богородицкая



Приход открыт по указу святейшего синода от 16 марта 1861 года за № 728, открыт 9 октября 1860 года и образовался из деревень смежных села Лажа и Сернур. С открытия села и до построения церкви устроен был молитвенный дом. Церковь построена в 1861 г., деревянная с 1 престолом в честь Владимирской Божией Матери. Вместо этой деревянной церкви в 1891-1900 гг . построена каменная церковь и освящена 23 сентября 1902 г. Престол освящен в честь иконы Владимирской Божией матери. Деревянная церковь по постройке каменной в 1901 г. продана во вновь устроенное открытое село Большой Шокшем.
Метрические книги с 1860 года.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 л.2 (фонд Олега Виноградова). Фотография прошлого года

Примечание. Ныне храм восстановлен усердием местных жителей. К сожалению, архитектор его пока не известен...

 

Из истории административного деления Вятского края. Как было образовано Вятское наместничество



В 1780 году было образовано Вятское наместничество, согласно Именному указу, данному Сенату 11 сентября 1780 г.:
« …Генерал-Поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Нижегородского, Костромского и Вятского Ступишину, исполнить в Декабре нынешнего года по Учреждениям Нашим, в 7 день Ноября 1775 года для управления губерний изданным, равномерно и в Вятском наместничестве, составя оное из 13 уездов, и именно: Вятского, Слободского, Кайгородского, Котельничского, Уржумского, Орловского на Вятке, Яранского, Царевосанчурского, Глазовского, Елабужского, Малмыжского, Сарапульского и Нолинского. Вследствии чего все те селения, кои назначаются быть городами, для приписания к ним уездов переименовать городами, и учредить на основании новых городов. Новгородской губернии, городу Хлынову, переименовав оный Вяткою, быть губернским; к сей губернии причислить от Казанской губернии из Казанского уезда до 109000 душ из Кузьмодемьянского уезда, до 40 душ из Царевококшайского, до 1000 душ от Оренбургской губернии, из Оренбургского уезда до 20 душ, да из Уфимского уезда до 3000 душ, також и селения Башкирския, кои найдутся внутри сея отделяемые части; а впрочем назначение границ оного Наместничества с прикосновенными ему предоставлением на соглашение Генерал-Губернаторов и правящих ту должность, о котором, так как о числе душ, сколько куда приписано или к другим отчислено будет, имеют они донести нашему Сенату».

Очерки истории Удмуртии XIX века – Ижевск 1996 г., с.10-11

 

Родословные знаменитых вятчан. Предки Ивана Аполлоновича Чарушина



Предки И.А.Чарушина. архитектор принадлежал к обширному заслуживающему уважения роду Чарушиных.
Его прадед, основатель художественной династии, вятский купец Дмитрий Чарушин родился в год основания Ижевска, в 1760 году. У него было пять сыновей: Василия, Яков, Егор, Михаил и Иван. И все они оставили заметный след в общественной и культурной жизни Вятской губернии:
- Василий Дмитриевич, аттестованный иконописец, выполнил яркие художественные работы в храмах Вятки, Орлова и Великого Устюга.
- Яков Дмитриевич был купцом, торговавшим красками. Его сын Дмитрий – наиболее известный на тот период в Вятке живописец. Его картины высоко ценили находящиеся здесь в ссылке Александр Герцен и Александр Витберг.
В 1837 году, к приезду в Вятку Александра Второго, Дмитрий помог Герцену и Витбергу организовать обширную выставку изделий умельцев Вятской губернии. На выставке видное место занимали изделия художественных промыслов, местных кустарей и художников, в том числе и самого Дмитрия.
Василий Андреевич Жуковский, сопровождая наследника престола в его путешествии в Вятку, содействовал сближению Дмитрия Чарушина с Александром Витбергом. После отъезда Герцена из Вятки, Дмитрий Чарушин сдружился с Витбергом, совместно с ним выполняя ряд заказов по живописи. В 1841 году, вернувшись в Петербург, Витберг помог Дмитрию подготовиться к поступлении в императорскую Академию Художеств, после окончания которой Дмитрий Яковлевич остался работать в Петербурге.
- Егор Дмитриевич работал учителем рисования в Вятской мужской гимназии. Будучи знатоком своего дела, он удивлял своих учеников умением без циркуля изобразить наиточнейший круг любого диаметра. С 1833 года он смотритель над всеми подрядчиками в губернии по иконописи.
- Михаил Дмитриевич – купец третьей гильдии, ведал всевозможными товарами и красками для художественного промысла вятских умельцев.
- Иван Дмитриевич (дед Ивана Аполлоновича Чарушина) родился в 1794 году. Учительствовал в Сарапуле и Елабуге. С 1826 года переехал в губернскую Вятку, где дослужился до чина титулярного советника.
У него было два сына – Николай и Аполлон и три дочери – Юлия, Августа и Елизавета.
Отец архитектора – Чарушин Аполлон Иванович родился в губернской Вятке в 1820 году. В 1835 году, закончив Вятское уездное училище, Аполлон Иванович работает в канцелярии губернской Строительной комиссии, из которой в 1841 году переводится в Вятскую палату по уголовным делам. В 1851 году его переводят на службу в уездный Орлов,, первоначально письмоводителем, несколько позднее он становится помощником начальника Окружного управления, которое ведало крестьянскими делами Орловского уезда.
В Орлове Аполлон Иванович обзаводится семьей, женившись на Екатерине Львовне Юферевой, дочери местного купца Льва Матвеевича Юферева.

Р.А.Минин. Архитектор Чарушин – Ижевск 2012 г., с.5-10

На фото: семья Ивана Аполлоновича Чарушина

 

Вятские села и веси: деревня Самсыги (Верхошижемский район)



Самсыги. От деревни Москва на Максаки раньше была прямая дорога. По ней, в двух километрах севернее Максаков, на правом берегу Кремянки, и находилась деревня Самсыги. Основан починок был выходцем из Мальцов,, поэтому и назвали его «вновь Мальцовский». Деревня получила название, вероятнее всего, по прозвищу основателя. Самсона Мальцева в просторечии жители окрестных деревень называли Самсыгой. Починок был основан в конце 1780-х годов. В 1791 году в селении проживала одна семья 52-летнего Самсона Денисова Мальцева из шести человек.
В 1812 г. было три семьи:
1. Кирило Самсонов Мальцев 49 лет, семья 9 человек.
2. Евсей Кирилов Мальцов 25 лет, семья 4 человека.
3. Вдова Исаака Мальцова Устинья 49 лет, семья 7 человек.
В 1859 году починок состоял из семи дворов. Жителей числилось 23 человека мужского пола и 37 женского. В 1891 г. в семи хозяйствах было 47 человек и все по фамилии Мальцев. В 1926 году записано 10 дворов, 26 человек мужского пола и 31 женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.424

На фото: обычные крестьяне обычной вятской деревни в начале XX века...

 

Известные вятчане: Александр Егорович Кропотов



Кропотов Александр Егорович (1874-1934), депутат Третьей Государственной Думы от Вятской губернии. Родился в с.Токтай-Беляк Уржумского уезда Вятской губернии (ныне республика Марий Эл) в крестьянской семье. Окончил земскую школу, работал писарем Токтай-Белякского волостного правления, занимался земледелием. Участник русско-японской и Первой мировой войн. В думе состоял в трудовой группе. Будучи членом земельной комиссии, выступал против столыпинской аграрной реформы. В 1910 г. обвинен в подлоге имущественного ценза для избрания в Думу. Оправдан по суду в 1913 г. Защитником на процессе был А.Ф.Керенский. В 1917 г. избран членом Учредительного собрания России от Вятской губернии. Участвовал в его первом и единственном заседании. Был представителем Уржумской земской управы. Во время степановского восстания включен в состав «временного управления Южного округа Вятской губернии». В 1919-1923 арестовывался 8 раз.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди - Киров 1996 г., с.229

На фото: большая семья Александра Егоровича Кропотова. Сам он в центре, с сыном

 

Азы генеалогии. Порядок работы по составлению родословной в архиве



1. Для составления родословной первоначально необходимо знать следующее:
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место жительства или проживания;
вероисповедания.
2. Важным моментом при составлении родословной является знание церковного прихода, к которому относился населенный пункт, в котором проживало интересующее Вас лицо. Приход был единицей епархиального деления России. В один сельский приход входили село с церковью и несколько окрестных деревень. Если граница находилась на границе двух приходов, и ближе было до другой церкви в соседнем селе, то бывали случаи записи в метрических книгах соседнего прихода. При этом надо учитывать, что в первой половине XIX века соблюдался запрет регистрации в других приходах, а с конца XIX века стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах. До 1918 года Россия делилась на губернии либо области, которые, в свою очередь, делились на уезды и волости. В полицейском отношении уезды делились на станы, а в церковном – на благочинные округа. Система деления на губернии, уезды и волости была окончательно ликвидирована в 1928 году, после чего было введено деление по областям, районам и сельсоветам.
3. Все документы в архиве разделены на фонды. Документы церквей размещены в фондах духовных учреждений.

На фото: разворот метрической книги прихода села Кумены Вятского уезда. Кстати, почему-то после 1917 года название села стало писаться через букву "ё"...

 

Уничтоженные храмы города Орлова: Вознесенская церковь



19 марта 1798 года указом Вятской духовной Консистории № 816 разрешено «перевезти из села Русаново имеющуюся там ветхую деревянную церковь и построить кладбищенскую церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь Донской Божией Матери».
Каменная церковь построена в 1826 году с тремя престолами: в холодном храме - во славу Вознесения Господня, освящен 10 сентября 1827 года, левый – во имя Всех Святых, освящен 2 сентября 1827 года.
До 1 февраля 1898 года церковь была приписана к Орловскому собору, а затем имела отдельный причт.
В этой церкви служил протоиерей Михаил Тихоницкий, расстрелянный 20 сентября 1918 года и причисленный к лику священномучеников российских.
В настоящее время не работает.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.83

На фото: современный вид церкви. Фото Дмитрия Лоптева

 

 

 


Назад к списку