- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 1-15

 

"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения..." Так, наверное, говорили в советское время, цитируя Ильфа и Петрова. Советские авто трудно было назвать роскошью, но хоть что-то в ту пору ездило и возило до появления иномарок. На фото: город Воткинск Удмуртской республики, 1980-е годы. Как Вы думаете, автомобиль какой марки запечатлелся на снимке?

 

Обычаи народов Вятской губернии. Как принимали роды у удмуртов в старину



Почувствовав приближение родов, роженица сообщает об этом свекрови, которая и натапливает особенно жарко баню и сюда обыкновенно у вотяков (как и у местных русских) уходит роженица, а вскоре вслед за нею является и старуха, известная своей способностей принимать детей, то есть местная бабка повитуха. Если роды совершаются правильно, то бабка ровно ничего не делает для родильницы, если же роды замедляются или принимают неправильное течение, - то повитуха старается узнать положение ребенка и направить его к выходу обыкновенным порядком, не только массажем живота снизу вверх, но и встряхиванием роженицы, взявши ее за руки, а в случае крайности прямо введением руки внутрь. Если с роженицей от сильных болей делается обморок, бабка старается привести ее в чувство, дуя ей в лицо или обмахивая ее мокрой тряпкой или вливая ей в рот несколько свежей воды, а весьма нередко и зажигает подле ее носа серные спички (не только по 1, но даже целые коробочки). Во все это время старуха вполголоса просит об облегчении родов вотских триаду и воршуда, а не видя заметного облегчения, - обращается к лешему; если же и затем не получится облегчения - она начинает поминать имена наиболее уважаемых умерших родичей родильницы и ее мужа. Между обращением ее к разным божествам бывают периоды молчания, а каждую просьбу свою о помощи она подкрепляет обещанием, в случае исполнения ея желаний принести упомянутому божеству обычное жертвоприношение («курбон»). Если же и после произнесения всех этих молитв и обетов, во время которых и произносятся вышеупомянутые нами родовспомогательные манипуляции, роженица все еще не разрешается от бремени; то повитуха бежит в избу и, приводя оттуда мужа родильницы, делает ему при жене допрос – не грешил ли он в период беременности жены с какой-либо девкою или чужой женою? По мнению вотяков, если муж любит свою жену и не желает, чтобы она не умерла от родов, он должен на этот вопрос чистосердечно раскаяться, а так как вообще у большинства вотяков семейные начала мало расшатаны и мужья очень любят своих жен, - то нам положительно утверждали, что ни один вотяк не посмеет сказать неправду на этой домашней исповеди. Утверждают также, что чистосердечное сознание мужа в вине всегда способствует благополучному исходу родов, что пожалуй может быть и объяснимо подъемом психическим возбуждением женщины под влиянием невольной ревности. Вероятно, как знак полного примирения и продолжения супружеского единения, после этого испуганный муж берет в рот большой глоток воды или квасу и переливает его в рот жене. Если, сверх ожидания, и после исповеди мужа («юань-верань») родильные боли не прекращаются; то это приписывается несчастью бабки-повитухи и (особенно у богатых) посылают за другой повитухой, нередко в далекую деревню; если же роды не кончаются и до прибытия второй повитухи, то с прибытием последней первая лишается всякого значения и уходит, а вторая начинает проделывать снова все то, что проделывала первая, пока в конце концов родильница не разрешается от бремени, что и приписывается счастью второй старухи. Интересно, что по-вотски счастливая на исход родов повитуха называется не «легкорукою», а легконогою».

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.34 – 34 об. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Корреспонденции сотрудников «Вятских губернских ведомостей» за 1889 год.

На фото: на открытии выставки "Рождение ребенка" в Алнашском историко-краеведческом музее (Удмуртия). Фото с сайта https://moyaokruga.ru/alnashi-info/Articles.aspx?arti..

 

Описания населенных пунктов в архивных документах: село Цепочкино Уржумского уезда в 1870-е годы


 

Село Цепочкино.

Село Цепочкино находится при реке Вятке на правом берегу.

Жителей мужского пола 459 и женского 512.

Дом каменный 1, полукаменный 1 и деревянных 124.

Занятия. Жители в летнее время занимаются бурлачеством, вырубкой бревен в бору для заготовки лесопромышленниками.

В селе находится церковно-приходская школа и обучается в ней 10 мальчиков и 2 девочки.

Волостного правления в селе нет.

В селе церковь каменная двухэтажная, приделов в ней 2: 1 в в холодном во имя Преображения Господня, 2й в нижнем теплом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В приходе сей церкви находится 1 деревянная часовня.

В селе больших ярмарок и базаров дневных не бывает, а бывают только небольшие торжки в храмовые праздники и 4 октября по причине празднования икон святитителей христовых Гурия, Варсонофия и Германа казанских чудотворцев. Стечение народа в этот день бывает незначительным. На торжки привозится в малом количестве разного товара, как-то фрукты, рыбу, печеный из крупчатки хлеб и т.п. Сколько всех товаров на каждый из означенных торжков привозится с точностью определить не можем, на сумму до 300 рублей, а всего на 3 торжка на сумму около 900 рублей.

Питейное заведение 1.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 л.530

Примечание. Подобные подробные описания есть и по другим селам Вятской губернии за то время

На фото: единственный каменный дом в селе, сохранившийся до нашего времени. Возможно, он и упоминается в архивном документе.

 

Похороны жертв антисоветского восстания в городе Нолинске в августе 1918 года.

Снимали, видимо, с колокольни соседнего собора. На снимке видно, что первые два этажа здания выгорели полностью... Нолинское восстание иногда по ошибке соотносят со Степановским; на самом деле степановцы в нем только принимали участие, основная же масса состояла из жителей Нолинска и его окрестностей, бывших офицеров и торговцев. Руководили восстанием также нолинские офицеры.

 

С архивной полки. Общее число государственных крестьян Вятской губернии на 1850 год (в первой колонке мужского пола, во второй женского)



Вятский 59 538 и 67835

Орловский 68559 и 80256

Нолинский 67178 и 81613

Уржумский 54830 и 61288

Малмыжский 34967 и 60319

Елабужский 33234 и 37 130

Котельничский 61545 и 70851

Яранский 40377 и 45626

Глазовский 70875 и и 84124

Сарапульский 32594 и 34964

Слободской 50426 и 59985

Итого 594123 и 683991.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8

Всего государственных крестьян на 1850 год насчитывалось 1278114 человек. Для сравнения, дворовых и помещичьих крестьян на тот год было 28.282 человека, удельных крестьян - 133734, рабочих и мастеровых людей при фабриках и заводах - 11473.

Фото С.А.Лобовикова

 

Вятчане Копосовы - участники Великой Отечественной войны



Копосовы. Воины Великой Отечественной войны. Их место рождения- Кировская обл., Опаринский р-н, д. Езевик.
Список Копосовых из этой деревни не полный.

Копосов Степан Иванович, красноармеец
Год рождения:1900
Дата поступления на службу: 1942

Копосов Александр Степанович, ст. лейтенант
Дата рождения: 08.09.1927
Дата поступления на службу 02.01.1944- дата окончания службы 07.10.1952

Копосов Василий Лаврентьевич
Год рождения: 1925
Дата поступления на службу...

Копосов Михаил Лаврентьевич красноармеец
Год рождения: 1910
пропал без вести 12.1941

Копосов Роман Лаврентьевич рядовой
Дата рождения: 1905
Дата поступления на службу: 1942

Копосов Василий Федорович капитан; сержант; мл. лейтенант; подполковник
Дата рождения: 14.01.1921
Дата призыва 24.09.1940

Копосов Дмитрий Потапович, рядовой
Дата поступления на службу...

Копосов Федор Афанасьевич, сержант
Дата поступления на службу...

Копосов Прокопий Афанасьевич
Дата рождения: 1905
Дата поступления на службу: 1942

На фото: Копосов Прокопий Афанасьевич, родом из деревни Езевик Кировской области, служил в 158 стрелковой дивизии. Монумент в Тропаревском парке в память дивизии. Предоставлено Еленой Исаевой

 

Деревня Мосали Кировской области раньше и теперь. Предоставлено Павлом Тарбеевым

 

Бахта, Блин, Зыка, Крупа, Кукла... Русские фамилии, произошедшие от старинных личных имен



Бахтин. От древнерусского отчества – Бахтин сын. Бахта – древнерусское мирское имя; бахта - «набивная бязь», архангельское – «гагачий пух».

Блинов. От древнерусского отчества – Блинов сын. Блин - древнерусское мужское личное имя; возможно, полный, дородный человек.

Ветошкин. От неполного отчества Ветошкин сын. Ветошка - древнерусское мужское имя; «лоскут изношенной одежды».

Збоев. От неполн отчества – Збоев сын. Збой - древнерусское имя, происходящее от псковского - збойный - «бедный»

Зыкин. От неполного отчества - Зыкин сын. Зыка - древнерусское имя со значением - «плакса, ревун, крикун».

Истомин. От неполного имени Истомин сын. Истома - древнерусское мужское имя.

Кокорев. От неполного отчества - Кокорев сын. Кокорь - древнерусское мужское имя; в русских говорах - «бревно с корневищем для судостроения» или плотный коренастый человек.

Криницын - от неполного отчества - Криницын сын. Криница – древнерусское мирское имя.

Крупин. От неполного отчества - Крупин сын. Крупа – древнерусское мужское имя, а также: «крупно смолототые зерна» и «насмешливое прозвище отставного солдата».

Куклин. От неполного отчества Куклин сын. Кукла – древнерусское мужское имя, в древнерусском языке - «мера обработки и связка льна весом 8 килограмм».

Лаптев. От неполного отчества – Лаптев сын. Лапоть – древнерусское мужское имя.

Милютин. От неполного отчества – Милютин сын. Милюта – древнерусское мужское имя, «милый, пригожий».

Носков – от неполного отчества – Носков сын. Носок – древнеруское имя; «орудие для охоты, острога».

Обухов. От неполного отчества – Обухов сын. Обух – древнерусское мужское имя.

Окунев. От неполного имени Окунев сын. Окунь – древнерусское мужское имя.

Онучин. От неполного отчества – Онучин сын. Онуча – древнерусское мужское имя.

Опалев. От неполного отчества - Опалев сын. Опаль - древнерусское мужское имя.

Пестов. От неполного отчества - Пестов сын. Пест – древнерусское мирское имя (от пест – «орудие для помола»). Возможно, прозвищное имя, так как пест в переносном значении - «осел, дурак, болван, тупой и глупый человек».

Петухов. От неполного отчества – Петухов сын. Петух – древнерусское мужское имя. Возможно и прозвищное происхождение - от «драчуна, задиры».

Сахарных. От неполного отчества - Сахарных сын. Сахарный, сахар - древнерусское мирское имя. Сахар в новгородских говорах – «негодный человек, мот и пройдоха».

Смышляев. От неполного отчества - Смышляев сын. Смышляй - древнерусское мужское имя.

Сухих. От неполного отчества – сухих сын. Сухой - древнерусское мужское имя.

Сухих. От неполного отчества – сухих сын. Сухой - древнерусское мужское имя.

Уланов. От неполного отчества - «Уланов сын. Улан – древнерусское мирское имя тюркского происхождения, «парень».

Хохлов. От неполного отчества – Хохлов сын. Хохол – древнерусское мирское имя.

Шалыгин. От неполного отчества – Шалыгин сын. Шалыга – древнерусское мирское имя, в вятских говорах - «плеть, кнут»; возможно, от шалиха – «большой мяч, деревянный шар».

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

 

Вятские слова и выражения. Что значит "запырчкаться"?



Егниться. Вести себя неспокойно. Что ты все егнешься, не даешь мне заснуть.

Зависка. Пельмень. Сегодня стряпала зависки

Закоренок. О толстом, крупном человеке, чаще ребенке. Какой закоренок он у тебя. Этот парень закоренок с детства.

Запырчкаться. 1. Почувствовать тошноту. Плохо мне, запырчкалась.
2. Устать. Так долго пряла, запырчкалась.

Областной словарь вятских говоров. Выпуск № 4 – Киров 2006 г.

 

Вятские храмы. Казанская церковь города Орлова



В начале 1700 года в городе имелись две Архангельские церкви – деревянные, ветхие, теплая и холодная. До возведения каменного Казанско-Богородицкого храма соборной являлась Архангельская каменная церковь, а до этой каменной церкви, неизвестно когда построенной, существовала Архангельская деревянная церковь.
В 1736 году Соборной Архангельской церкви «поп Иродиан с причетниками да старостою церковным Иваном Рыловым» в челобитной писали:
«… В прошлом 1714 году по данной преосвященным Дионисием благословенной грамоте, да в прошлом 1730 году по благословенной преосвященного Алексия велено в городе Орлове построить новую соборную каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Пресвятой Богородицы Введения вместо ветхой деревянной, которая соборная Архангельская церковь еще и ныне не достроена, а придел в прошлом и нынешнем 1736 году построен и к освящению изготовлен».
22 ноября 1739 года дан указ на освящение «новопостроенной каменной во имя Казанской Пресвятой Богородицы, но не Введенской, придельной церкви».
В 1784-1786 годах в трапезной каменного собора устроен придел в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких, освященный 15 марта 1786 года.
Каменный собор возведен в 1805 году по храмозданной грамоте от 26 июня 1800 года № 1171.
Престолов в соборе три: в холодной церкви – в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный 5 ноября 1805 года, в теплой церкви – в честь святого Архистратига Михаила (южный) и в честь святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев (северный), освященный 6 марта 1806 года.
Перед Великой Отечественной войной здание было разобрано, а в подвалах располагалось овощехранилище. В настоящее время не действует.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.79-80

 

Вятские села и деревни: деревня Колобовщина (Верхошижемский район)



Колобовщина. Находилась в пяти километрах к юго-востоку от Пунгино, между деревнями Городилово и Чуркины. Основано селение в конце 17 века. Впервые починок Колобовский упоминается в переписи 1710 года:
«Во дворе Семен Козмин сын Трегубов 35 лет у него жена…»
В 1760 году в починке было 3 двора, в которых проживало 4 семьи:
1. Сергей Иванов Шишкин 50 лет, семья 5 человек;
2. Дементей Тимофеев Шишкин 60 лет, семья 5 человек;
3. Григорей Тимофеев Шишкин 60 лет, семья 3 человека.
4. Пимен Никитин Трегубов 28 лет, семья 6 человек.
В 1779 году в селении числилось пять семей Трегубовых, четыре Шишкиных и одна Тырышкиных. Всего здесь было 85 человек.
В 1859 году починок состоял из 18 дворов, в которых проживало 67 человек мужского пола и 70 женского. При деревне находились три деревянные кузницы. В 1891 году в 13 дворах проживало 98 человек, из них семь семей Шишкиных и пять Трегубовых. В 1926 году в деревне находилось 19 дворов, в которых записано 50 человек мужского пола и 57 женского.
Последней в 1966 году из деревни в село Илгань переехала семья Василия Андреевича Шишкина.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.455

На иллюстрации: вятская деревня в старину (в окрестностях города Вятки).

 

Выживание вятского крестьянства в неурожайные годы



Елабужский уезд. Нынешний год по Елабужскому, как и смежному с ним Сарапульскому, уездам, исключительный. Тревожные ожидания, начавшиеся с ранней весны, разрешились неурожаем. Пропала озимь, засохли чахлые всходы яровых. В половине июня уездная земская управа, внимательно следившая за положением уезда, произвела через своих агентов довольно подробное исследование. Оказалось, что треть озимового засева можно считать удовлетворительной, и в то же время на пространстве до 30 тысяч все почти посохло; старая же часть крестьянских озимей была отнесена к разряду плохих. Так было в половине июня. С тех пор положение изменилось к худшему. Поистине африканская жара без капли влаги, в течение второй половины июня, сожгла вместе с яровыми хлебами всякую надежду на урожай, иссушив на корню побеги трав и дала неудовлетворительный налив небольшой части уцелевших озимей...
Таковы хозяйственные итоги нынешнего года по Елабужскому уезду.

Вятская газета - 1898 г. № 32

Несмотря на погодные катаклизмы, крестьян всегда выручали запасы зерна. Нередко самые большие запасы хлеба были у самых зажиточных крестьян (мы уже как-то публиковали воспоминания, что у некоторых хлебные скирды стояли до десятка лет), которые его пусть и втридорога продавали менее зажиточным крестьянам. А что получится, если во время засухи у крестьян подчистую выгрести все зерно? Мы получим страшенный голод 1921 года, потому что у крестьян не будет больше запасов хлеба и негде будет их приобрести... А что будет если вместо запасов хлеба "выкорчевать" всех самых трудолюбивых и зажиточных крестьян, которые на селе сеяли больше всего хлеба и за счет этого кормили всю округу? Предварительно также изьяв у них все запасы зерна, скот и сельхозинвентарь. Мы получим не менее страшный голод 1932-1933 года. Потому что в прежние времена крестьянин мог прокормиться за счет "кулака", а теперь не будет ни кулаков, ни их хлеба. Что собственно Россия и получила в ХХ веке благодаря двум далеко не самым умным правителям, из которых один придумал выгребать у крестьян все хлебные запасы с помощью вооруженных банд, а второй уничтожил класс самых трудолюбивых крестьян-хлеборобов - т.н. "кулаков", дважды поставив русскую деревню на грань выживания. Не случайно, такого масштабного голода, как в 1921 и 1933 годах, крестьянская Россия не знала за всю свою историю...

 

С архивной полки. Город Царевосанчурск в документах статистики (1858 год)



Жилые дома
Казенные: 1 деревянный.
Церковные и монастырские: 4 каменных и 2 деревянных.
Общественные: 1 каменный.
Частные: 4 каменных и 96 деревянных.

Магазины: 1 деревянный.
Общественные: 1 каменный.

Лавок:
Общественных 12 каменных и 17 деревянных.
Частных 5 каменных и 2 деревянные.

Полицейские будки: нет.

Церкви: 4 каменные.

 

Деревни Вятского края: Шенники (Верхошижемский район)



Шенники. Деревня находилась в трех километрах к западу от Калачигов. В 19 веке официальным названием починка было – Штенниковский, которое дано по фамилии основателя. Со временем оно перешло в название деревни. Основано селение около 1750 года, и первоначально его писали под другим названием. В исповедной росписи за 1758 год записан починок Захаровский, состоящий из двух дворов:
1. Василей Иванов Штенников 54 года, семья 9 человек.
2. Василей Иванов Терехов 42 года, семья 7 человек.
Через два года, в 1760 году, в починке проживало четыре семьи
1. Василей Иванов Штенников 56 лет, семья 9 человек.
2. Василей Иванов Терехов 44 года, семья 5 человек.
3. Григорей Федоров Гусельников 63 года, семья 6 человек.
4. Никита Михайлов Перешеин 75 человек, семья 8 человек.
В 1779 году записан уже как починок Штенниковский:
1. Василей Иванов Штенников 75 лет, семья 6 человек.
2. Трофим Иванов Штенников 57 лет, семья 7 человек
3. Игнатей Васильев Штенников 55 лет, семья 9 человек.
4. Устин Харитонов Тарбеев 43 года, семья 8 человек.
5. Агап Филиппов Трефилов 48 лет, семья 10 человек.
6. Лифан Фомин Тарбеев 34 года, семья 5 человек.
В 1859 году селение состояло из 18 хозяйств. Жителей проживало 49 человек мужского пола и 50 женского. В 1891 году в 11 дворах было 58 человек. Числились Трефиловы – одна семья, Захаровы – две, Тарбеевы – три и Штенниковы – пять. По церковному делению деревня относилась к приходу Богородицкой церкви с.Нижне Ивкино. В 1926 году записано 14 дворов, в которых проживало 33 человека мужского пола и 32 женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.318

Фото С.А.Лобовикова. В вятской деревне в начале XX века

ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.78 лл.16-17

 

Храмы Вятского края: Введенская церковь села Кичма



Время возникновения села неизвестно. В 1776 г. в храмозданной грамоте священник Алексий Иванов и церковный выборный Василий Таныгин обращаются с прошением к Епископу Вятскому Лаврентию, в котором просят дозволения на построение вместо обветшавшей деревянной церкви, каменной, с тем же «проименованием». Сколько времени служила деревянная церковь и была ли она единственной – сведений нет.
Каменная Введенская церковь строилась 10 лет. Центральный придел во имя Пресвятой Богородицы и приделы Алексия - человека Божия и великомученицы Параскевы освящены в 1729 г. Иконостас установлен в 1799 г. (иконы в нем были написаны в 1798-1799 гг. вятским мещанином Т.Г.Пяткиным и были обновлены в 1859-1869 гг. казанцем А.А.Петровым). почитался медный образ Архангела Михаила, найденный на реке Немде.
Церковь стояла в центре села и блистала золотыми главками, привлекая внимание прихожан. Звон колоколов призывно разносился по окольным селениям, проникая в души верующих. Храм был гордостью всей округи.
Приход был крупным: в 1912 г. прихожан насчитывалось мужского пола 5508 и ж пола 5844 человек. Было несколько часовен.
В наше время от этого архитектурного благолепия не осталось и следа.

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области - Киров 2012 г., с.97

 

Истоки. Первые русские люди на Вятской земле



Недалеко от деревни Куп-Сола {республики Марий Эл}, в болотистых местах, в шестидесятых годах прошлого века был найден бивень мамонта. Получается, что в этих местах, в наших краях, ходили даже мамонты.
Марийские (черемисские) племена на территории нынешней республики жили с очень давних времен. Эти племена занимали большие территории, значительно больше, чем в настоящее время. На территории нынешней Кировской области в те давние времена русских, скорее всего, было мало. На этой территории жили племена марийцев (черемисов), чудь, вотяков и племена других народов. Это видно на карте Восточной Европы от 862 года. Русские пришли в эти места в 1174 году, 24 июля они захватили красивый городок, который назывался Болванским (вероятно, от капища, там бывшего). После этого русские же завладели марийским (черемисским) городом Кокшаров (ныне Котельнич). Они также основали новый город Хлынов (с 1780 г. переименован в Вятку, а позднее в город Киров) близ устья речки Хлыновицы. Марийские (черемисские) племена вместе с другими народами, как чудь, вотяки, еще долго беспокоили набегами русских, захвативших их земли, были кровавые битвы. Получается, что русские теснили марийские (черемисские) племена, эти племена все дальше уходили в необжитые места….

 

Вятский край в описаниях дореволюционных авторов. Крестьянское трехполье



Пахотную землю крестьяне разделяют на 3 поля. Первое поле – озимовое, второе – яровое или овсяное и третье – пар, которые меняются одно после другого.
На первом поле сеется рожь, после ржи – овес, после овса ничто не сеется, земля отдыхает. Такая смена 2 полей называется трехпольным хозяйством.
При обработке земли можно иметь не 3 поля, а 6, 9 и более и засевают их другими хлебными растениями и кормовыми травами для домашних животных. Многопольное хозяйство ведется в том случае, когда крестьяне выходят из общинного хозяйства Такое выделение хозяйства из общины называется выходом на хутор и хозяйство называется «Хуторским или отрубным».

В.Д. Емельянов. Родиноведение. География Вятской губернии – Вятка 1916 г., с.24 Фото С.Лобовикова

 

С архивной полки. Из ведомости о приписной к Вожгальской церкви кладбищенской Воскресенской церкви за 1862 год



Построена в 1857 году тщанием прихожан
Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка.
Престол 1 во имя Воскресения Христова.
Утварью и ризницей достаточна.
Земли для погребения умерших 4 десятины.
Расстоянием сия церковь от местного благочинного в 1 версте.
Ближайшие к сей церкви Вожгальская в 1 версте и Кырмыжская Воскресенская в 12 верстах.
Опись церковному имуществу сделана в 1858 г.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.3

 

Эпоха - газетной строкой. Языческие обычаи в деревнях Уржумского уезда

Починок Мосоловский Буйской волости. Селенье наше состоит из 22 дворов, население наполовину грамотное. Старые обычаи у нас до сего времени сохраняются, несмотря на очевидную ненужность их. Между ними выделяются, в особенности, «праздники матери пятницы». Почтенные старики уверяют, что если не почтить Ильинскую или 9 пятницу, то случится непременно несчастье – загорится что-либо от молнии, поднимется вихорь или град выпадет. Поверье это тем не хорошо, что русские, которые должны бы заботиться об искоренении языческих обычаев, как бы поощряют их: известно, что черемисы считают пятницу выше чем воскресенье. Ныне здесь открыта земская бесплатная библиотека-читальня; грамотные берут для чтения книги и газеты; можно надеяться, что недобрые языческие обычаи со временем исчезнут без следа.

Вятская газета - 1900 год № 8


 

С архивной полки. Из ведомости о приписной к Вожгальской церкви кладбищенской Воскресенской церкви за 1862 год

Построена в 1857 году тщанием прихожан
Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка.
Престол 1 во имя Воскресения Христова.
Утварью и ризницей достаточна.
Земли для погребения умерших 4 десятины.
Расстоянием сия церковь от местного благочинного в 1 версте.
Ближайшие к сей церкви Вожгальская в 1 версте и Кырмыжская Воскресенская в 12 верстах.
Опись церковному имуществу сделана в 1858 г.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.467 л.3



На снимке: Воскресенская кладбищенская церковь села Вожгалы в наши дни. Источник: https://ru.wikivoyage.org/wiki/Файл:На_кладбище_MG_60..

 

С архивной полки. Вятка 100 лет назад. Оплот православия



В деревне Куприян-Сола Сернурской волости Уржумского уезда, самом центре поселения язычников-черемис, был заложен православный храм во имя святителя Стефана Пермского. В присутствии начальника губернии действительного статского советника Н.М.Клингенберга, положившего камень в основание храма, 12 священников (среди них черемис по происхождению отец Сергий Громов) совершен молебен. Пели два хора певчих – ученики окрестных школ, причем один хор – по-черемисски.

Газетная публикация без источников из фонда О.Н.Виноградова. ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 л.9 (фонд Олега Виноградова)

 

Вятская речь. Что означает "зажваривать"?



Зажваривать. Делать что-либо энергично, быстро, азартно (ехать, бежать, петь, играть на музыкальном инструменте и т.д.). Как зажваривёт на гармоне. Руки так сами и ходят. / - Куды ето Колька зажвариваёт? – В магазин за бутылкой, а куды больше? Слюням, наверно, истёк!

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.81

Фото С.А.Лобовикова


Назад к списку