Июль: 16-31
Город Малмыж в начале XX века
В начале XIX века количество населения в городе Малмыже составляло около 1000 человек, из них купцов числилось 74 человека, 325 мещан, ландмилицких 102 человека.
Мещанство берёт начало от посадских людей. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Но именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. По количеству мещан Малмыж находился на третьем месте после Сарапула и Елабуги - 32%.
Одна из известных мещанских семей Малмыжа – семья Фоминых. Проживали на улице Алексеевской, имели 2 дома и усадьбу при них.
Абрам Андреевич занимал должность нотариуса, служил секретарем Малмыжской земской управы, женат на Елизавете Петровне Фоминых. Также Абрам Андреевич был заведующим пасекой, которая располагалась под Ирюкской горой. Старший сын Петр Абрамович окончил медицинское отделение Императорского Казанского университета, младший сын Василий Абрамович также окончил данный университет, естественнонаучное отделение, после окончания университета работал на Винокуренном заводе братьев Александровых в с. Калинино: служил экспертом и параллельно с этим участвовал в работах по нивелировке имения фирмы. Дочь Антонина Абрамовна Ивченко, получила хорошее воспитание, имела музыкальное образование. Она озвучивала первые немые кино в городе, играя на пианино во время сеанса. В 1920 году сама предложила под музей один из домов, перешедших ей по наследству от отца. Позднее Антонина Абрамовна жила в Казани.
Источник: Малмыжский Краеведческий-Музей
ПОСЕТИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО с. Никулята (Верхоижское) - церковь Казанской Богородицы (1858-1872 гг.) Действующий храм, ухоженное побеленное здание с хорошей кровлей; вероятность наличия живописи очень велика.
Вот такое было нам предписание от архитектора-реставратора Е.Л. Скопина, когда мы отправлялись в 2010 г. в экспедицию в Яранский район (ВятГУ, ТХОМ: Кривошеина Н.В., Телицына Дина, Суворов Артур).
О. Александр Балыбердин тоже сказал, что " в Никулятах вам работы хватит".
Это точно, работы хватило: 92 сюжета от притвора до алтаря. Храм в Никулятах оказался не просто насыщен, а даже перенасыщен живописью и, особенно, декором.
// Обессилевшие от проделанной работы; но как приятно!
// Главный престол в холодном храме – в честь Александра Невского (1891), левый теплый – Иоанна Златоуста (1882). Яранская епархия НИКУЛЯТА
Автор: Наталья Кривошеина
Духовенство в сельскохозяйственной переписи 1917 года
Село Лаж Уржумского уезда
Безсонов Александр Степанович 40 лет, грамотный, священник
Сыновья 6 и 3 лет
Жена 35 лет, грамотная
Дочь 13 лет, учится
Дочь 10 лет, учится
Дочь 9 лет, учится
Дочь 8 лет, учится
Дочь 4 1/12 лет
Няня 13 лет, неграмотная
Батрачки женского пола 34 и 7 лет, неграмотные
Живет в церковном доме
2 лошади, 1 жеребец
1 корова
Коза 1 и 1 козленок
Свиньи 2
Плуг 1 многолемешный
1 борона
1 сеялка
1 жнейка
1 пчелиное улье
7 плуг деревянный
125 ягодных кустов
Земля 13,4 десятины
Наем: весенняя пашня 5 пеших мужчин
Жнитво и уборка: 5 пеших женщин
Молотьба: 25 женщин
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.476 л.59
Для сравнения, священник той же церкви Овчинников Николай Александрович жил гораздо скромнее. В его карточке не значится ни наличие скота, ни найма. Только неграмотная батрачка 75 лет. Живет в своем доме на церковном земле. Имеет 13,4 десятины земли (ЦГАКО ф.574 оп.1 д.476 л.57).
Исчезнувшие вятские деревни: Еловик (Верхошижемский район)
Еловик. Деревня находилась в километре к юго-востоку от Беляченок, в 300 метрах к северу от Горбалей. Официальным названием починка было «Заберезовский». Название дано потому, что починок находился за речкой Березовкой по отношению центру волости, Зашижемью. Основано селение, вероятнее всего, после 1820 года, так как записей по нему до 1820 года нет.
В 1859 году в починке стояло всего два двора, в которых проживало шесть человек мужского пола и пять женского. В 1891 году в селении числилась одна семья Исуповых из 12 человек. В 1926 году записано три двора, девять человек мужского пола и восемь человек женского пола.
Последние жители покинули деревню в 1940-х годах. По списку сельских населенных мест 1950 года Еловик не числится.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.251
На фото: в одной из исчезнувших деревень области
Вятский край в поэзии: наша вятская Удмуртия
В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
А если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.
Как согревает чье-нибудь участье,
Когда слепой беды наступит срок,
Так человек тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей...
Флор Васильев
На фото: гора Байгурезь в Удмуртии. Фото с сайта https://gdekartinki.ru/priroda/природа-удмуртии
Примеры описания населенных пунктов в архивных документах. Село Чегандинское Сарапульского уезда
При реке Каме и речке Колесниковке.
Жителей мужского пола 925
Женского пола 1005.
Каменных домов нет, а деревянных 300.
Чем занимаются жители. Кладкой каменных домов, печей и плотничеством, мелким мастерством, кузнечным, деревянной посуды, саней, плотничеством из дерева повозок и тканием рогожки.
Фабрик и заводов нет, но три мукомольные мельницы в селе на речке Коолесниковке.
Школ 1, учащих в ней 42 человека, 38 мужчин и 4 девочки. Но 10 октября сего схода на сельском сходе в присутствии местного священника и и старшины волости, приговором постановлено обязательным обучение грамоте детей мужского и женского пола.
Церковь каменная, с приделами: в холодном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом теплом храме - Сретения Господня, в левом - рождества Иоанна Предтечи.
Примечание. В церкви находится явленная и чудотворная икона Пресвятой Богородицы всех скорбящих радость. Почему октября 24 дня совершается крестный ход на место явления иконы и где устроен каменный столб обнесенный оградой, где совершается моление.
Ярмарок и базаров не бывает. Только 1 бывает в городе торжок 24 июня, на котором бывают товары мелочного разного рода, а преимущественно продается холст и более средних и низких сортов доброты.
Питейных заведений 2.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 лл.414-414 об.
На фото: церковь села Чеганда в старину
Эпоха - газетной строкой. Пожар на пароходе "Самолет"
Несчастье с пароходом «Самолет». 6 мая, в 12 часов дня между Казанью и Нижним, в 20 верстах ниже Мариинского посада сгорел пароход «Самолет», принадлежавший обществу «Самолет». Лопнула труба, проводящая нефть; вследствие этого из топки стало вырываться пламя, которое так быстро усиливалось, что машинист не успел вовремя закрыть все нужные краны; тогда он дал машине полный ход, благодаря которому пароход был направлен на луговой берег, где и сгорел менее чем в полчаса. Погорели: помощник машиниста, повар и один пассажир, бросившиеся в воду до остановки парохода.
Остальные пассажиры уцелели, собравшись на корме, свободной от огня. Отсюда они были сняты шлюпками и лодками парохода «Самолет», двух белян и проходившего мимо парохода «Малютка». Вся кладь, багаж пассажиров, имущество служащих, документы и касса – все сгорело.
Вятская газета - 1897 г. № 10
На фото: в начале века на Волге существовало общество "Самолет", имевшее в наличии множество пассажирских и грузовых пароходов...
Город Вятка в дореволюционных описаниях. Кредитные учреждения
Общественный Федора Веретенникова банк (основной капитал 328096 рублей); общество взаимного кредита (капитал 118185 рублей). Отделения: Государственного и Волжско-Вятского банков. Городской ломбард (основной капитал 30 тысяч рублей).
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год – Вятка 1904 г., с.55-56. Рисунок Татьяны Дедовой
По страницам старых летописей. "Худые и добрые земли"
Чет деревни Галиковские. Во дворе: Якимко Оверин. Пашни паханые худые земли 4 чети с осминою в поле, а в дву потому ж; сена на отхожих пожнях 30 копен; лесу нет, а в нем в живущем чет и пол-пол-полчет выти, и перешло у них за мерою сена 17 копен, а давати им с того сена обороку 2 алтына 5 денег.
Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда
Примеры описания населенных пунктов в архивных документах. Село Рождественское Уржумского уезда (1870-е годы)
На восток от села в 2 верстах лежит река Вятка, а на северо-западе в одной версте река Буй.
Жителей мужского пола 161, женского пола 204.
Каменных домов 1, деревянных 69.
Чем занимаются. Работами у лесопромышленников на пристанях и бурлачеством на реке Волге, отчасти кирпичное производство.
Школы в селе нет.
Церковь каменная, теплая и холодная вместе. В теплом 2 придела и 1 холодный.
Волостного правления нет.
Ярмарок в селе не бывает, базаров ни в воскресный, ни праздничный день не бывает. В продолжение года бывает три торжка, при том в храмовые праздники: один в Вознесение, второй в 8 число сентября и третий в 26 число месяца декабря.
Предмет торга: 1. Мясо, рыба и прочие продукты.
2. Посуда и 3. Крестьянские товары. Торговля на незначительную цифру. Партейных товаров вовсе не бывает.
Питейное заведение в селе одно.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 лл.530-530 об.
На фото: виды современного села. Фото Дмитрия Коршунова
Число церковных приходов (церквей) по уездам Вятской губернии на 1898 год
Вятский 51
Глазовский 67
Елабужский 49
Котельничский 53
Малмыжский 46
Нолинский 38
Орловский 44
Сарапульский 59
Слободской 58
Уржумский 54
Яранский 81
Всего 600.
Вятская газета – 1898 г. № 27
Таким образом получается, что к началу XX века в Вятской губернии насчитывалось 600 церковных приходов и примерно столько же церквей (по факту их был больше, т.к. приписные церкви не имели приходов, а также сюда не включили город Вятку, где насчитывалось около 40 храмов). Больше всего их было в Яранском уезде (81) и меньше всего в Нолинском (38).
На фото: один из самых величественных соборов в губернии был в городе Глазове. Великолепное сооружение, блестящий памятник архитектуры и истории. Уничтожен в советское время
Назад к списку