- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июль: 1-15

С архивной полки. Промышленность, торговля и занятия жителей города Елабуги в 1855 году



Заводы: 1. Колоколитейный елабужского купца Василья Афонасьева сына Шишкина, на коем выливаются колокола разного веса, иные продаются в оном городе, а прочие на Макарьевской ярмарке, для литья колоколов медь получается на разных состоящих в Вятской губернии медеплавильных заводах. Колокола же в городе Елабуге обрабатываются вольнонаемными людьми, коих бывает смотря по надобности по неровному количеству. 2 кожевенных при доме елабужских купцов Василья и Николая Матросовых, при коем 2 чана. В годичное время вырабатывается до 400 кож, продаваемые оные в городе Елабуге по неравным ценам. Материалы для выделки кож покупаются в сем же городе, обрабатываются наемными людьми в оном городе. Ремесленников записанных нет, а некоторые из жителей занимаются мастерством, живописью, портным, также есть чеботари, кузнецы и столяры, купцы и мещане торгуют именами разных сукон, шелков и шерстяных материалов и других мелочных щепетильных товаров, кои покупаются в Москве и на Московской ярмарке, торги в городе бывают еженедельно по субботам, на кои приезжают близлежащих селений жители с разным хлебом телегами, колесами, кадками, ведрами, дегтем, санями, дровнями с пахотными и железными орудиями, невыделанными кожами, овечьей шерстью, сермяжным сукном с холстом, дровами и другими деревянными припасами, сверх сего в оном городе ежегодно в августе 16 числа бывает ярмарка, на которую съезжаются из разных городов Вятской и Уфимской губерний, купцы с российскими и немецкими сукнами, шелковыми, бумажными и шерстяными материалами с разными мелочными щепетильными товарами, живущие же в оном городе крестьяне большей частью занимаются на принадлежащей им земле хлебопашеством и скотоводством, зажиток имеют средственный, а женщины упражняются дома собственными их полурукодельями.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.34 лл.34-35

 

Обывательская жизнь старой Вятки. Год 1904-й


 

Приступили к устройству: а) Единоверческого храма во имя святого Серафима Саровского б) Никитского моста в) Телефона в предместии Дымкове.

Обывательская жизнь Вятки билась более усиленным темпом по случаю двукратного посещения г. Орлова Иоанном Кронштадским, бывшим также в городах Сарапуле и Глазове, и прибытием для ревизий земских учреждений товарища министра внутренних дел Зиновьева, посетившего также и другие города губернии, и кроме того – по случаю концерты русского баяна (Агренева)-Славянского.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.187. Фото С.А.Лобовикова

 

Великорецкий крестный ход в документах архива


 

После 1917 года пришли иные времена. Задули суровые ветры гонений на Веру Христову. Оголтелые мракобесы от партии закрывали святые храмы, запрещали крестные ходы, писали доносы на служителей Церкви. Старались – за это давались поощрения, премии, назначения на новую должность. И лезли районные коммунисты вон из кожи, чтобы их могли перевести из глухого сельсовета куда-нибудь повыше, не гнушались никакими средствами. Великорецкий крестный ход находился под запретом практически все советские годы. Сейчас трудно поверить, в 1960-е годы он возглавлялся мирянами, а не духовенством, выходил из города без икон. Все это было запрещено. Даже сама встреча паломников из крестного хода была под запретом! Правда, верующие оказались хитрее властей – они выходили из города маленькими разрозненными группами, которые в пути соединялись и приходили в Великорецкое полноценным крестным ходом. В пути неведомым образом появлялись святые образа и маленькие иконки, которые несли верующие. В Великорецком по-прежнему совершалась торжественная служба. Правда, из-за запретов, по сравнению с нашим временем как же был мал этот главный Вятский крестный ход – насчитывал всего лишь несколько тысяч человек. При возвращении в областной центр, паломники снова разбивались на небольшие группы, святые иконы и образки прятались в надежных местах. Гонителям-русофобам только приходилось скрежетать зубами от бессильной злобы…

В архиве ЦГАКО сохранился уникальный отчет, как проходил Великорецкий крестный ход в 1964 г., составленный Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Исполкоме Облсовета И.Киселевым. Отчет настолько подробный, что возникает мысль, что либо сам Киселев ходил в крестный ход, либо в него ходили его сотрудники.
Уже утром 3 июня возле Серафимовской церкви г.Кирова собралось около 400 верующих, готовых идти в далекий путь. Они происходили не только из Кирова, а также из разных райнов области, даже Арбажского. Что бы не допустить религиозного шествия, еще за 8 дней до него Кировскому Владыке были предъявлены следующие требования: что никто из зарегистрированного духовенства в крестный ход не идет, иконы из храмов не давать и, наконец, по возвращении паломников 9 июня никаких встреч им не устраивать. Короче говоря, не мешайте другим гражданам троить социализм. Духовенство было вынуждено подчиниться эти драконовским требованиям и 3 июня после службы в Серафимовской церкви верующим было объявлено, что крестный ход в Великорецкое не будет устроен.
Как вы думаете, что сделали после этого сотни верующих? Расстроились и разошлись по домам? Как бы не так! Не таковские были вятские люди, свято чтившие свои традиции. Разрознеными группами они вышли в крестный ход и пришли в организованном составе в Великорецкое в количестве 3 тысяч. Возглавлял шествие казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – фронтовик, имевший орден» Отечественной войны второй степени».
Как проходил этот крестный ход, обратимся к документу: «Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 тысяч и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» - инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 ст.». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого - Игнатьев, который организовал при церкви хор».
Так в 1964 году прошел Великорецкий крестный ход, и по его окончании уж не священники, а власти вынуждены были развести руками. Проходил он и все дальнейшие годы и в наши дни становится все наиболее массовым и популярным , как явное торжество Православной веры и вечный символ Вятской земли, который пребудет с ней от начала ее истории и до века.

Источник: ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168

Уникальные съемки Великорецкого крестного хода в 1960-е годы, сделанные корреспондентами газеты "Кировская правда". В духе времени корреспонденты в первую очередь попытались отобразить самые негативные моменты и назвали альбом снимков тоже в духе времени - "Мракобесие". Фотофонд ЦГАКО

 

История в лицах. Последний архимандрит Вятского Трифонова монастыря Исидор (Колоколов). Принимал участие в отпевании Григория Распутина, за что и был расстрелян в 1918м... Фотофонд ЦГАКО



20 сентября 1918 года были расстреляны жившие на покое в Александро-Невском монастыре Вятки епископ Исидор (Колоколов) и иеромонах Флавиан. Первого расстреляли за то, что когда-то он был близок к царскому Двору, припомнили даже, что он отпевал Григория Распутина в 1916 году. В ноябре того же года Щебининский волисполком отнял у обители ее каменный корпус, а комиссар Бауэр конфисковал имущество и ключи от всех кладовых. Живые иконы. Святые и праведники Вятской земли / авт.-сост. С. Гомаюнов, А. Маркелов. - Киров, 1999. - 159 с : ил.

 

Вятские слова и выражения. Что значит «перевалка»?



Перевалка, ж. Дождевые облака, туча. Одно согрешеньё, а не сенокос. Опеть перевалка идёт. Дава-ко копнить скорееча будём.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.163

Примечание. В южных районах области можно услышать слово «перевала».

 

Крестьянство и почитание Государя (воспоминания)



В незыблемости жизни видели существенное достоинство. Гарантом этого, своеобразным наместником Бога в России считали во многих глухих деревнях царя – фигуру для многих крестьян мифическую. Пелагея Яковлевна Плехова (1907), бывшая батрачка, вспоминает с ностальгией о прошлом: «До революции было много бедняков, но народ был сытый, потому что народ добывал себе все сам. На царя молились как на Бога. Все люди веровали в Бога, в школах преподавали Закон Божий».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.138

На фото: памятник последней царской семье в городе Кирова. Временно находится в ограде церкви. Будем надеяться, со временем украсит одну из центральных улиц и площадей города. Например, у филармонии памятник смотрелся бы вполне гармонично?...

 

Истоки. О происхождении названия «Хлынов»



Относительно происхождения названия Хлынов высказано было много мнений. Автор «Повести о стране Вятской» объяснял его, сам, видимо, не очень в это веря, услышанном «хлы-хлы» какой-то неведомой птицы. Более правдоподобно прозвучала неоднократно и многими высказанная версия о том, что «Хлыновицей» из-за своего буйного нрава была названа речка, левый приток Вятки. К слову «хлынуть» или «нахлынуть» В.И.Даль дает объяснение: натечь, набежать, налететь потоком («вода хлынула с гор»). Давно замечено, что чем короче река, чем меньше площадь ее водосбора, тем неожиданнее и грознее паводки, и не только весенние, но и летние, дождевые. Короткие, как набег, они могут вызвать большие разрушения. Даже речка Засора в семнадцатом веке уносила в Вятку выстроенные на ее пути в овраге избы в хозяйственные постройки. В названиях больших равнинных рек мы не найдем корня «хлын» - резких паводков на них не бывает. Вятка заливает пойму, но ей не дано «хлынуть на берег пустой». Итак, сначала речка Хлыновица, и только потом город Хлынов, названный по речке. Но в этом случае он должен находиться у ее устья.
Имеет распространение и версия, которая выводит название города от слова «хлын», имевшего множество значений: мошенник, вор, обманщик, тунеядец (бездельник, дармоед), барышник, кулак (перекупщик, прасол). Заметим, что все они имели презрительный оттенок: тот, кто живет за счет плутовства. Очень вероятно, что само слово это произведено от названия города (хлын – житель Хлынова) и затем наделено всеми теми качествами, которые названы выше. Основания для этого были: новгородские беглецы-невозвращенцы, не признававшие над собой власти ни Новгорода, ни Москвы, да и власти патриарха тоже, пытавшиеся вести самостоятельную политику (суверенную, сказали бы мы сейчас), были бельмом в глазу, когда Московское княжество объединяло вокруг себя княжества удельные. А сами хлыновцы нисколько не мешали распространению злых баек о себе: слово «хлын» вятское и нижегородское, указывает В.И.Даль. Да и надо ли было обижаться? Ведь о людях каждого города сложены небылицы: каргопольцы – сыроеды, шенкурцы – водохлебы, усть-сысольцы белок едят. Город Архангельский, да народ в нем дьявольский. Вологжане – «чужого теленка с подковой съели», а в Коле «кто три года проживет, того и на Москве не обманут». Про жителей Торжка без обиняков говорили: «новоторы – воры», а про Тихвин – «свято место, где тихвинца нет». Так стоило ли хлыновцам обижаться, когда они и сами над собой посмеяться умели?
Позволим себе небольшое отступление. Это отнюдь не еще одна версия, а всего лишь любопытный пассаж на эту тему. Набеги вятских дружин всегда были неожиданными для противника, дерзкими, и именно это приносило им успех, победу даже над более сильным противником. Вспомним хотя бы пленение предводителя семитысячного войска ярославского князя Александра Брюхатого в 1436 году отрядом всего-то из сорока вятичей; взятие Сарая, столицы Золотой Орды, прорыв ватаги Кости Юрьева, возвращавшегося с полоном и добычей через засаду у Казани в 1471 году. Так вот, тот же Даль дает и другое толкование слова «хлынуть» - налететь во множестве, потоком, толпой. И относится оно уже не к стихии, а к неожиданным действиям людей – почему бы и не во время набега? Он же поясняет и такое слово как «вятка». В прошлом веке оно еще бытовало на смоленской земле и означало «толпа, куча, вереница, ватага». В.И.Даль приводит и пример: «идуць усе вятками». Идут ватагами! Так и «хлынуть» и «вятка» описывают одну особенность вятских ватаг.

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с.188-189

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Этнографы прошлого о вятчанах. "Вятчаньё"



Село Люк Сарапульского уезда и около его дороги, идущей по направлению к Малмыжскому уезду, называют уже дорогой «в вятскую сторону». – Как отсюда, спросите вы люковского мужичка, проехать в Кайлуд? - А это: надо в вятскую сторону ехать вам!
Общее местное название для живущих в «вятской стороне» - вятчаньё. – И рожиха рожихой стала! – выражение в том же селе Люк про местную уроженку, выданную замуж в «вятской стороне» (большей частью в починки, населенные «вятчанами»: такие починки есть и восточной части Малмыжского уезда) и начавшую говорить и одеваться по-вятски. Или: «ли-ко рожки вятские наехали!»

Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии - Вятка 1904 г., с.7-8

Фото С.А.Лобовикова

 

С архивной полки. Общее число владельческих мастеровых и рабочих людей, состоящих при частных горных заводах и фабриках (в скобках мужского и женского пола), Вятской губернии на 1858 год



Слободской уезд 1588 и 1874

Вятский уезд 247 и 288

Уржумский уезд 1353 и 1482

Елабужский уезд 822 и 849

Глазовский 1421 и 1549

Итого 5431 и 6042

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8

На фото: семья мастера-оружейника Василия Николаевича Димова, награждённого кафтаном (всего в этой семье кафтана удостоились пять человек). Вятская губерния, пос. Ижевский завод (ныне – г. Ижевск). Конец XIX – начало ХХ века. Найдено здесь: https://vk.com/historydoc?w=wall-27569095_2253406

 

Труд и жизнь вятских крестьян: косовица



Рабочий день во время косовицы начинается с 4 часов утра, а кончается 9 и 10 часов вечера. На отдых полагается 2 часа тотчас после обеда. Таким образом, весь рабочий день равняется 14-16 часам работы. Костьба сена считается очень трудной и изнурительной работой. Но трудность и изнурительность этой работы в значительной мере уменьшается тем, что, при скосе травы, косцы время от времени видоизменяют свою работу: то они точат, или правят свои косы, то, при благоприятной погоде, расходуют значительную часть дня на сгребание сена и метку его в стога.

Подкашивание травы в Вятском уезде производится «косой-горбушей», с такой короткой рукояткой, что костьба может производиться только при сильно-наклонном положении. Более удобнее для костьбы коса – литовка только начинает входить в употребление и то только между жителями Талицкого завода. Точатся косы 2 раза в день, а поправляются доволно часто. Для точения употребляется пластинка – «брусовка», которая представляет из себя деревянную дощечку, покрытую по поверхности своей материалом из точильного камня. Точат косы всегда мужчины, правят же мужчины и изредка жещины.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 4: Вятский уезд - Вятка 1888 г., с.79-80

Примечание. Интересно, что автор описания слово "косьба" писал как "косТьба"...

 

Эпоха - газетной строкой. Забастовка рабочих на оборонных заводах

Забастовка рабочих на вахрушевских заводах. 22 сентября рабочие на заводах в селе Вахрушеве, работающие на оборону, объявили забастовку. Причиной забастовки послужило увольнение хозяином завода трех рабочих. Дело об увольнении рабочих разбиралось в Вятском совете труда, который нашел действия хозяев предприятия правильными и законными. Вопреки постановлению совета труда исполнительный комитет рабочих села Вахрушева объявил забастовку.

Вятская мысль 1917 г. № 50

На фото: село Вознесенское-Вахрушево Слободского уезда Вятской губернии (ныне - пгт Вахруши). На переднем плане - жилые дома наследников Ф.Т. Вахрушева. На дальнем плане - корпуса кожевенных заводов. Снимок сделан с колокольни разрушенной в 1930-е годы Вознесенской церкви (на ее фундаменте выстроен жилой дом).
Источник:С.П. Серкин. Вахрушевы. Путь сквозь столетия. Киров, 2013.

 

Из анналов вятской статистики. Крестьяне удельного ведомства (мужского и женского пола) на 1856 год



Уржумский уезд 4309 и 5186

Елабужский 3107 и 3507

Яранский 27268 и 32110

Сарапульский 27968 и 30279

Итого 62652 и 71082

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.8

Всего крестьян по губернии (государственных, дворовых, удельных) к 1856 году насчитывалось 717304 мужчин и 820676 женщин.

 

Вятские фамилии и их происхождение. Фамилии, произошедшие от православных имен


Елькин. От неполного отчества - Елькин сын. Елка – уменшительная форма имени Елисей.

Мошкин - от неполного отчества – Мошкин сын. Мошка – прозвищное имя от мошки – «мелкое насекомое, муха»; уменьшительное от Парамошки – Парамона.

Окулов. От неполного отчества – Окулов сын. Окул – искаженное от Акул. Акул – народная форма канонического имени Акилла.

Патрушев. От неполного отчества - Патрушев сын. Патруш – народная форма канонического имени Патрикий.

Пенкин. От неполного отчества - Пенкин сын. Пенка – уменьшительная форма имени Пеон, от канонического Феопемп; мирское имя от слова пенка, пеночка (вид певчей птицы).

Полушин. От неполного отчества – Полушин сын. Полуша – искаженное Павлуша. Павлуша – уменьшительная форма канонического Павел.

Якимов. От неполного отчества Якимов сын. Яким – народная форма имени Иоаким.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 ( фонд О.Н.Виноградова)

 

Как город Киров готовился к своему 600-летию



К 600-летию города Кирова. Кировский горисполком рассмотрел и утвердил план художественного и светового оформления города.
Лозунги и транспаранты, газосветовые рекламы и цветовые панно, монументальные росписи украсят все основные магистрали, площади и перекрестки города. Тематически будут оформлены скверы и парки областного центра. Очень красочным станет художественное оформление Октябрьского проспекта. А на набережной Грина будет воздвигнут монумент в честь 600-летия одного из древнейших городов России.

В.Андреев. К 600-летию города Кирова // Комсомольское племя - 1972 г. № 25

 

Азбука в вятских пословицах и поговорках: буква "Я"



Я его выручил, а он меня выучил.

Я именинник, да мне же и пирога нет.

Я не о том пел, а ты не о том слушал

Яблоко от яблони недалеко падает.

Язык без костей, говорит что хочет.

Язык до Киева доведет.

Яков, Яков не всегда бы ты якал.

В.А. Бердинских и М.Л.Бердинских. Азбука в вятских пословицах и поговорках -Киров 2012, с.36

 

Эпоха - газетной строкой. Как люди ждали кончину мира



Кончина мира. Ирмучашская волость Уржумского уезда. Нам пишут: конец осени и начало зимы ныне были замечены тем, что среди нас шла престрашная молва: одни говорили, что ныне земля провалится, вся или отчасти, на каком-либо краю света, другие утверждали, что комета спустится на землю, и куда угадает, то место все порежет… Некоторые говорили, что будет дождь огненный или каменный, а иные думали, что пред этим будет предшествовать небольшое знамение в виде летающего огненного человека. От всего этого напал на людей страх и налегла на них какая-то печать уныния. Всякий знает, что после смерти никому ничего не нужно, а потому некоторые начали праздничать, приготовили кушание, кто чем богат, а также ежедневно мылись в бане…
Но протяжении ожидания, к общему благополучию ничего не случилось и все осталось по-прежнему. Теперь в народе говорят, что Никола Угодник заступился за людей, и из-за него только осталась цела земля и невредима, а то вся провалилась бы… Черемисин

Вятская газета - 1900 г. № 4

 

С архивной полки. Села и храмы Вятского края: село Лебяжье



Село древнее, время основания села неизвестно. Село упоминается в 1616 году – Труды Вятской архивной комиссии. 1908 1 страница. По переписной книге Я.М. Толочанова и А. Фаворского в 1646 году в Уржумском уезде значится село Лебяжье – Труды Вятской архивной комиссии 1906 - 3 и 4 страницы 34-37. В начале XVIII века село называлось Николаевским дворцовым. Церковь была деревянная Николаевская. В 1769 г. вследствие ветхих деревянных церквей Ильинской и Николаевской по просьбе причта и с благословения преосвященного Варфоломея от 30 марта 1865 начата постройка каменного храма о двух апартаментах - этот храм построен в 1872 году. В нижнем этаже придельный престол освящен 6 декабря 1776 года в честь святого пророка Илии. В верхнем этаже главный престол освящен 9 мая 1886 во имя святителя Николая Чудотворца. В настоящее время в храме три престола – в верхнем холодном во имя святого пророка Илии, в нижнем теплом в честь святителя Николая Чудотворца и в честь трех святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Последний престол устроен в позднейшее время в 1880-х годах.
Метрические книги с 1725 г.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп. 1 д. 174 л.19 (фонд Олега Виноградова)

Примечание. В 1930-е годы храм уничтожен

 

С архивной полки. Крестьянские хозяйства в сельскохозяйственной переписи 1917 года



Из сельскохозяйственной переписи 1917 года по деревне Богданово Уржумского уезда. Три сельскохозяйственных машины в одном крестьянском хозяйстве Ивана Афанасьевича Лазарева (правда, вскладчину) плюс сад и пчелиные ульи. Кроме того, в хозяйстве было много скота: 1 корова, 1 лошадь, 1 бычок, 1 теленок,
4 овцы и 6 ягнят. Земли при хозяйстве было нарезано 5,8 десятин. Сам хозяин обозначен как неграмотный, но все его дети были грамотные: сын 22 лет, грамотный, отсутствует 24 месяца, сын 18 лет, грамотный, отсутствует 3 месяца, дочь 25 лет, грамотная, дочь 10 лет, учится, сноха 17 лет, грамотная.

ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1143 л.18

 

Иностранные наемники на службе большевиков в годы Гражданской войны



Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских....

Из мемуаров премьер-министра Великобритании Д. Ллойд Джорджа

Чтобы там не пели про злобных интервентов, помогавших белым, не менее много интервентов воевало на стороне большевиков: бывшие латышские стрелки, бывшие военнопленные из числа немцев, австрийцев, венгров, китайцы и другие. Что интересно, в основном они были в Красной гвардии, ЧК и карательных отрядах, но на первых порах сыграли большую роль в установлении советской власти, т.к. граждане России за непонятные цели воевать не хотели. За свою службу наемники получали щедрую оплату, благо золота у большевиков после революции стало много. Оставаться в охваченной смутой России у них было в основном две причины - чтобы снова не попасть в окопы Первой мировой и заодно заработать здесь. Позднее советская пропаганда сочинила красивую сказку о благородных "рыцарях революции". На самом же деле большинство этих людей были далеки от идеалов революции, и их интересовало только золото.
После окончания Первой мировой войны большинство наемников вернулось на родину. К сему можно добавить, что не смотря на то, что Запад де-факто не признавал не советскую Россию, фактически он помогал большевикам вооружением и другим снабжением, как, впрочем, и белым. Цель была одна - чтобы гражданская война в России длилась как можно дольше и русские убивали друг друга. В ответ за помощь из советской России в Америку шли пароходы, нагруженные русским золотом. В 1920-е годы ленинское правительство разрешило западным фирмам открыть в стране свои концессии, что привело к началу разграбления бывшей России (остановило этот беспредел новое правительство Сталина). Видимо, причина крылась в былой помощи Запада большевикам, за что нужно стало теперь расплачиваться. Согласитесь - уж очень много параллелей с нашим временем и с одной соседней страной...

На фото: члены латышской секции вятской организации РКП (б). 1919 год. Фотофонд ЦГАКО.

Было бы интересно услышать мнения здравомыслящих людей. Если Вам интересно, данную тему можно продолжить. По Вятской губернии собраны материалы и про красных латышей, и венгров, и китайцев, и австрийцев, служивших здесь режиму Ленина-Троцкого...


Назад к списку