Август
Наши земляки. Человек-легенда...
Валерий Яковлевич Конаков родился в Лебяжье, в 1950 году. Здесь и пригодился. Здесь его любовь на всю жизнь – Вятка, здесь прекрасная земля его предков, здесь – любимая женщина…
Об этом человеке в Лебяжье рассказывают легенды. Главным образом – о его силе и выносливости. Как он ходил в лес за Вятку с лыжными палками, собственноручно сделанными из шестигранного железа. В рюкзак для тяжести клал кирпичи. В качестве зарядки по утрам, лет пять после армии, по десять раз переплывал Вятку. Однажды ночью, уже около Лебяжья, его спросили с лодки: «Откуда плывешь? – Он, шутя, не задумываясь, ответил: «Из Советска». Так складывались легенды. На самом деле он делал ночной заплыв на три километра, от Мальковщины до Лебяжья, пробуя и закаливая свои силы и выдержку.
Это не было ни мальчишеством, ни желанием эпатировать земляков. Каждый идет своим путем и формирует себя как может. Валерий еще со школы увлекся историей и прочитал на эти темы множество книг, предпочитая научные труды. Его любимым героем был полководец Суворов, и его знаменитым высказыванием «трудно в учение – легко в бою» Валерий Конаков и старался руководствоваться в жизни. Еще одной искренней его любовью был и остался Федор Иванович Шаляпин и его творчество. Валерий и сам поет, не скрывая, что подражает Шаляпину. Голос у Валерия и в самом деле роскошный. Жаль только, что он не сумел в свое время развить и оформить должным для таланта образом.
А жизнь была, в профессиональном плане, без резких поворотов. Учился в институте. Армия. Работал водителем на тяжелом автомобиле «Урал», 18 лет «кузнечил» в Лебяжской райсельхозтехнике. Говорили, что его кувалда весила пуд.
- Немного поменьше, - улыбается Валерий Конаков.
Стихи начал писать в армии. На исторические, политические темы рассуждает очень уверенно, очень аргументированно. За каждое слово в стихотворении отвечает.
А вообще-то по жизни его знают как человека мягкого и сдержанного в общении, доброжелательного и отзывчивого. Он трогательно относится к памяти своих родителей, по праву ими гордится. Оба они были участниками Великой Отечественной войны, а отец, Яков Александрович, офицер, был в первых шеренгах участников легендарного победного парада в Москве в мае 1945 года.
Свет из Лебяжья (краеведческий сборник) – Киров 2010 г., с.79
Примечание. Несколько месяцев назад жизнь замечательного вятского поэта оборвалась, но его стихи остались с нами...
Вятские католики в советское время
Политика советской власти, утвердившейся в России, по отношению к католикам почти не не отличалась от политики к представителям других конфессий. В 1918 году все имущество вятского костела, как и православных церквей, мечети, кирхи и синаноги, было описано. В 1922 году проведено изъятие церковных ценностей, в конце 1920-х годов развернулось наступление на религию: увеличились налоги, готовились «требования верующих» о закрытии храмов и т.д. Все это закончилось закрытием костела в г.Вятке и передачей его здания зооветинституту. Все жалобы католиков в Москву и Нижний Новгород оставались без ответа.
Католическая церковь в Советском Союзе уже в 1920-е годы переживала большие трудности с кадрами священнослужителей: некоторые уехали за границу, другие были репрессированы. Поэтому в те годы в г.Вятке не было постоянного священника. Службы проводил приезжавший из г.Перми, а потом из г.Свердловска отец Франциск Будрис, окормлявший католиков всего Урала и Предуралья. После запрета вятских властей на проведение службы отцу Франциску как не имевшему постоянной прописки в г.Вятке службу проводили католические священники – ссыльные – отец Павел (Павел Ксаверьевич Карпович) и отец Михаил (Михаил Михайлович Штиль). После закрытия костела верующие католики собирались на квартирах, где проводили мессы. Из архивных документов известно, что такие мессы проводились на квартирах Иосифа Соболевского и Марии Чернель.
В 1934-1935 гг. в г.Вятке жил в ссылке экзарх (глава) Российской Греко-Католической церкви протопресвитер Леонид Федоров, причисленный ныне к лику святых. Возможно, он выбрал для поселения наш город из-за того, что в начале 1920-х годов здесь проживали его сторонники, участвовавшие в становлении новой Церкви. Вятские католики, не имевшие в 1930-х годах духовного пастыря, с уважением относились к Леониду Федорову, для которых он был моральным авторитетом.
В годы «большого террора» почти все католические священники в СССР были арестованы. Подвергся репрессиям и отец Франциск Будрис, служивший тогда в г.Уфе. Его деятельность, связанная с разъездами по городам Урала и Предуралья привлекла внимание. В результате было сфабриковано дело, где отец Франциск изображался резидентом иностранной разведки, а католики в разных городах - его агентурной сетью. По делу отца Будриса было арестовано более ста человек. Прошли аресты и по городу Кирову, в первую очередь тех людей, которые много общались с отцом Франциском. В одном из судебно-следственных дел, хранящихся сегодня в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, изображается шпионская организация, действовавшая по приказу Франциска Будриса, руководителем которой якобы был Иосиф Соболевский, в 1920-е годы – староста католической общины г.Вятки.
Обвинения предъявлялись чисто политические: шпионаж, подрывная деятельность, антисоветская агитация. В вину ставилось и общение с католическими священниками, и протесты против закрытия костела: сбор подписей, поездка в Москву с жалобой, и проведение месс на квартирах и т.п. Дело вятских католиков укладывалось в рамки так называемого «польского приказа» НКВД, когда арестовывались все лица, связанные с Польшей происхождением, родственными связями, пребыванием там, даже в плену и т.д. Как правило, они обвинялись в принадлежности к так называемой «»Польской организации войсковой» (ПОВ), готовившей якобы восстание на случай войны с Польшей. Нами выявлено 19 католиков, репрессированных в г.Кирове в 1937-1938 годах. Возможно, их было больше: при аресте о вероисповедании, как правило, не спрашивали. Фактически католическая община была ликвидирована.
В.Жаравин. Е.Чудиновских. Одной связаны судьбой… Книга памяти вятских католиков, пострадавших в годы сталинских репрессий – Киров 2006 г., с.5-7
На фото: вятский костел в наше время. Источник: https://vk.com/@vyatkawalks-aleksandrovskii-kostel
Торговые фирмы Вятской губернии. Вятско-Волжское пароходство
Паевой компанией в Вятской губернии было товарищество Вятско-Волжского пароходства,устав которого 21 декабря 1901 года Николай Второй «рассматривать и Высочайше утвердить соизволил». Учредителями товарищества выступили вятские купцы первой гильдии Тихон Филиппович Булычев, Яков Фомич Тырышкин и торговый дом «Наследники коммерции советника И.В.Александрова», до этого имевшие свои пароходства. По уставу все принадлежащие им «пароходы, баржи, баркасы и другого наименования суда, разное судовое имущество, а также пристани с жилыми и нежилыми строениями , находящиеся в разных пунктах по рекам Вятке, Чепце, Каме, Волге и Белой, и вообще в пределах действий товарищества со всеми при них устройствами, машинами и материалами» переходили в собственность новой фирмы. Ее основной капитал определялся в размере трех миллионов рублей, «разделенных на три тысячи паев по 1 тыс. руб. каждый». Т.Ф.Булычев являлся директором-распорядителем товарищества, а его компаньоны – директорами. Эта фирма, объединив наиболее крупных купцов-судовладельцев, по сути, монополизировала пассажирские и грузовые перевозки в регионе, являвшиеся во второй половине 19 века прибыльным источником доходов и других предпринимательских семей (А.С.Куклина, КАзениных, Якимовых, Небогатиковых). Впоследствии в целях сохранения своего влияния в связи с развитием железнодорожного транспорта, конкурентной борьбой товарищество Вятско-Волжского пароходства вошло в Москворецкий синдикат, образованный в 1910 г.
М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.198-199
Путь революционера. Автобиография Феликса Дзержинского
Родился в 1877 году. Учился в гимназии в г.Вильно. В 1894 году, будучи в 7 классе гимназии, вхожу в социал-демократический кружок саморазвития; в 1895 году вступаю в литовскую социал-демократия и, учась сам марксизму, веду кружки ремесленных и фабричных учеников. Там меня в 1895 году и окрестили Яцеком. Из гимназии выхожу сам добровольно в 1896 году, считая, что за верой должны следовать дела и надо быть ближе к массе и с ней самому учиться. В 1896 же году прошу товарищей посылать меня в массы, не ограничиваясь кружками. В то время у нас в организации шла борьба между интеллигенцией и рабочими верхушками, которые требовали, чтобы их учили грамоте, общим знаниям и т.д., а не совались не в свое дело, в массы. Несмотря на это, мне удалось стать агитатором и проникать в совершенно нетронутые массы – на вечеринки, в кабаки, там, где собирались рабочие.
В начале 1897 года меня партия послала как агитатора и организатора в Ковно – промышленный город, где тогда не было социал-демократической организации и где недавно провалилась организация ППС. Здесь пришлось войти в самую гущу фабричных масс и столкнуться с неслыханной нищетой и эксплуатацией, особенно женского труда. Тогда я на практике научился организовывать стачку.
Во второй половине того же года меня арестовывают на улице по доносу рабочего-подростка, соблазнившегося 10 рублями, обещанными ему жандармами. Не желая обнаружить своей квартиры, называюсь жандармам Жебровским. В 1898 году меня высылают на три года в Вятскую губернию – сначала в Нолинск, а затем, в наказание за строптивый характер и скандал с полицией, а также за то,, что стал работать набойщиком на махарочной фабрике, высылают на 500 верст дальше на север, в село Кайгородское. В 1899 году на лодке бегу оттуда, так как тоска слишком замучила. Возвращаюсь в Вильно. Застаю литовскую социал-демократию ведущей переговоры с ППС об объединении. Я был самым резким врагом национализма и считал величайшим грехом, что в 1898 году, когда я сидел в тюрьме, литовская социал-демократия не вошла в единую Российскую социал-демократическую рабочую партию, о чем писал из тюрьмы к тогдашнему руководителю литовской социал-демократии д-ру Домашевичу. Когда я приехал в Вильно, старые товарищи были уже в ссылке – руководила студенческая молодежь. Меня к рабочим не пустили, а поспешили сплавить за границу, для чего свели меня с контрабандистами, которые и повезли меня в еврейской «балаголе» по Вилкомирскому шоссе к границе. В этой «балаголе» я познакомился с одним пареньком, и тот за десять рублей в одном из местечек достал мне паспорт. Доехал тогда до железнодорожной станции, взял билет и уехал в Варшаву, где у меня был один адрес бундовца.
В Варшаве тогда не было социал-демократической организации. Только ППС и Бунд. Социал-демократическая партия была разгромлена. Мне удалось завязать с рабочими связь и скоро восстановить нашу организацию, отколов от ППС сначала сапожников, а затем целые группы столяров, металлистов, кожевников, булочников. Началась отчаянная драка с ППС, кончавшаяся неизменно нашим успехом, хотя у нас не было ни средств, ни литературы, ни интеллигенции. Прозвали рабочие меня тогда Астрономом и Франком.
В феврале 1900 года на собрании меня уже арестовали и держали сперва в 10 павильоне Варшавской цитадели, затем в Седлецкой тюрьме.
В 1902 году выслали на пять лет в Восточную Сибирь. По дороге в Вилюйск летом того же года бежал на лодке из Верхоленска вместе с эсером Сладкопевцевым. На этот раз поехал за границу – переправу мне устроили знакомые бундовцы. Вскоре после моего приезда в Берлин, в августе месяце была созвана наша партийная – Социал-демократии Польши и Литвы - конференция, где решено было издавать «Червоны Штандар». Поселяюсь в Кракове для работы по связи и содействию партии из-за кордона. С того времени меня называют Юзефом.
До января 1905 года езжу от времени до времени для подпольной работы в русскую Польшу. В январе переезжаю совсем и работаю в качестве члена Главного правления Социал-демократии Польши и Литвы. В июле арестовывают на собрании за городом, освобождает октябрьская амнистия. В 1906 году делегируют меня на Объединительный съезд в Стокгольм. Вхожу в ЦК РСДРП в качестве представителя от Социал-демократии Польши и Литвы. В августе-октябре работаю в Петербурге. В конце 1906 года арестовывают в Варшаве и в июне 1907 г
Ода освобождают под залог.
Затем снова арестовывают в апреле 1908 года. Судят по старому и новому делу два раза, оба раза дают поселение и в конце 1909 года высылают в Сибирь – в Тасеево. Пробыв там семь дней, бегу и через Варшаву еду за границу. Поселяюсь снова в Кракове, наезжая в русскую Польшу.
В 1912 году переезжаю в Варшаву. 1 сентября меня арестовывают, судят за побег с поселения и присуждают к 3 годам каторги. В 1914 году, после начала войны, вывозят в Орел, где и отбыл каторгу; пересылают в Москву, где судят в 1916 году за партийную работу периода 1910-1912 годов и прибавляют еще 6 лет каторги. Освободила меня Февральская революция из Московского централа. До августа работаю в Москве, в августе делегирует Москва на партсъезд, который выбирает меня в ЦК. Остаюсь для работы в Петрограде.
В Октябрьской революции принимаю участие как член Военно-революционного комитета, затем, после его роспуска, мне поручают организовать орган борьбы с контрреволюцией – ВЧК (7.12.1917), Председателем которого меня назначают.
Меня назначают Народным комиссаром внутренних дел, а затем, 14 апреля 1921 года, - и путей сообщения.
Ф.Дзержинский. 1921 год.
Феликс Дзержинского. Дневник заключенного. Письма – М. 1984 г., с.3-6
Примечание. Читая эти воспоминания, убеждаешься, насколько мягким было законодательство в царской России, а охрана заключенных никакой (Сталин бежал из ссылки пять раз). Не трудно понять, какая бы судьба ждала того же Феликса Дзержинского в ленинско-сталинской России за антигосударственную деятельность...
На фото: имя Дзержинского носят улицы во многих городах страны, например, в Кирове и Калуге. На снимке табличка в городе Калуге
Развитие торговли в Котельничском и Елабужском уездах в царское время
Старый Котельнич знал годы расцвета. В особенности это связано с возникновением так называемой Алексеевской ярмарки, которая принесла в дальнейшем небывалую известность. По числу представителей представителей торгового класса в XIX веке Котельнич занимал 5 место среди городов Вятской губернии. Он являлся удобным пунктом для взаимных экономических отношений Вятской и Пермской губерний с Казанской, Костромской, Вологодской губерниями. Значительным было участие Котельнича в вывозной торговле через Архангельск. Не менее 30 барок со средним весом до 25 тысяч пудов, груженные ржаной мукой, зерном, крупчаткой, льном, отправлялись в Архангельский порт и по 10 так их же барок – в Рыбинск. Сразу же после вскрытия реки отгружались в Астрахань железные изделия и лес. Как водным путем, так и сухопутным на Нижегородскую ярмарку следовали: холст, мешки, клей, юфть, шерсть, свечи. В Казань доставляли: солонину, говядину, мешки для крупчатки, толокно. Торговали и с Великим Устюгом, Саратовым, Лаишевым, с соседствующими городами Вятской губернии. Все местные купцы вели торговлю примерно на полтора миллиона рублей серебром, но едва ли не более половины этой суммы приходилось на купцов Кардаковых и Зыриных.
Во второй половине XIX века главными предметами торговли служили: хлеб, лен, льняное семя, овес, толокно, шерсть, мясо.
С появлением железной дороги торговля чрезвычайно оживилась. Город стал крупным центром по экспорту хлеба, льна, яиц. Из Котельнича в Москву и Санкт-Петербург отправлялись мука, крупа, солод, рогожи, говядина, дичь, сало, масло, что раньше было возможно лишь с наступлением морозов и санного пути.
В 1870 году в городе числилось 25 купеческих фирм, которые принадлежали купцам 2 гильдии, за исключением Зырина и Кардакова, имевших 1 гильдию; третьей гильдии принадлежали 44 купца.
Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1994 г., с.22
В Елабужском уезде действовало 13 крупных торговцев сельскохозяйственной продукции. Из них – 12 купцов, 1 крестьянин. Восемь купцов Елабужского уезда формировали свой товар в г.Елабуге и в с.Пьяный Бор (Дмитрий Иванов Стахеев, Ест. Ефимов Стахеев, Ест. Ефимов Емельянов, Василий Иванов Шабалин, Михаил Николаевич Лощилов, Петр Андреевич Вавилов, Александр Васильевич Шабалин).
Среди них самые крупные торговые закупки производила фирма «Елабужского 1-й гильдии дома Г.Стахеева, сыновья» для Гулюшурмского винного завода и для перепродажи за пределами Удмуртии. Как сырье для Константиновского винного завода скупались рожь, ячмень Торговой фирмой «Наследники коммерции советника Мамадышского купца Щербакова». В Елабужском уезде закупалось 755 580 пуд сельскохозяйственной продукции. Из них: ржи – 103 405, овса – 188 495, гречихи – 128 100, ячменя - 1080, семени – 58 500, муки – 276000, гороха – 500 пудов.
Очерки истории Удмуртии 19 века – Ижевск 1996 г., с.233
На фото: торговля в Котельниче в старину. Источник: https://tornado-84.livejournal.com/301733.html?view=2..
Географические термины в генеалогии
Посад - это торговая и промышленная часть города, которая находилась под стенами кремля (крепости), населенная посадскими людьми.
Починок - вновь возникшее сельское поселение в России.
Приход – церковный приход населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия. Это элементарная форма церковного союза в раннем христианстве.
Члены конкретного прихода называются прихожанами данного храма. До второй половины 1920-х годов каждый христианин был приписан к конкретному приходу, а до революции 1917 года приходские храмы вели метрические книги и выполняли функции современных ЗАГСов, нотариусов и паспортных столов: в них регистрировались рождения, смерти, бракосочетания, переезды с другого места жительства (и выезды с намерением поселиться где-то), акты купли, продажи, дарения и даже фиксировалась политическая благонадежность каждого прихожанина.
В ранней христианской церкви, а также в России до XIX века прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 года.
Приход назывался по названию церкви, к которой был приписан. Это своеобразная территориальная единица, подобно современному району или микрорайону населенного пункта.
Уезд – территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, в Российской империи, в РСФСР, в СССР.
Валерий Федяев. Писцовая книга пяти вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г., с.64-66
Известные вятчане. Николай Иванович Хохряков
Хохряков Николай Николаевич (1857-1928). Живописец, художник-пейзажист. Родился в г.Вятке. В 1880-1882 гг. по протекции художника Ап. М.Васнецова учился рисунку и офорту в Петербурге у И.И.Шишкина, считавшего, что «грех зарывать где-то в Вятке такой талант». Из-за существенных материальных трудностей был вынужден вернуться в Вятку, где всерьез занялся живописью. Одно из первых его полотен «Выселки» было представлено на передвижной художественной выставке. Следующей значимой работой стало полотно «Пасмурный день». Эту картину высоко оценил М.П.Третьяков и приобрел ее для своей коллекции. Путешествовал по Швейцарии и Италии. В течение 20 лет Н.Н.Хохряков рисовал иллюстрации для «Московского листка». Член Московского фотографического общества, Общества любителей художеств. Участник Товарищества передвижных выставок (1884-1918).
Один из создателей Вятского художественного музея, первый хранитель картинной галереи музея искусства и старины в Вятке (1918-1928).
Многие из работ Н.Н.Хохрякова находятся в экспозициях Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительного искусства имени А.С.Пушкина.
В 1998 г. в г.Кирове был открыт Дом-музей Н.Н.Хохрякова.
Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.10
На фото: Николай Иванович Хохряков. Деревня Шмели
Ранние браки в старину (духовенство)
Если во второй половине XIX века священников штрафовали за венчание ранних браков, то до этого времени они встречались повсеместно, многие жены в 15 лет уже рожали.
Пономарь села Кырчаны Иоанн Андреевич Васнецов женился в 1822 году на молоденькой Ольге, ей было 15 лет. Правда, если у его отца невеста была из крестьянок, то его сына-сироту женили на дочери местного диакона Михаила Сырнева.
Его ровесник, дьячок Андрей Федорович Кибардин, служивший в 1822 году в селе Залазнинский Завод, взял в жены Феодосию Георгиевну, которой стукнуло 15 лет.
Его родственник Всеволод Алексеевич Кибардин (1803) получил диаконское место в селе Нечкино благодаря женитьбе на Ульяне Агаповне, которая в 16 лет уже была матерью сына Иоанна (1828).
То же самое можно сказать и следующей паре: у диакона села Вомского (Васильевского) Нолинского уезда Александра Николаевича Завойского (1805) и его жены Марии Косминой (1812) в 1828 году родился сын Николай.
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.173
Памятные даты. Великие писатели и Вятка
3 августа почил Александр Исаевич Солженицын (2008) – *15 лет, писатель, драматург, публицист, поэт, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. В книге «Архипелаг Гулаг» в томе 1 пишет о трагичном случае 1923 года в вятской тюрьме и вятских заключенных. В томе 3 жуткий случай 1943 года, когда выгнали из дома жену солдата с 6 детьми зимой в морозы близ г.Вятка (Киров).
Протоиерей Андрей Лебедев
В Вятке/Кирове Александр Исаевич никогда не бывал, только изредка упоминал наш город и губернию в своих произведениях. В романе "Красное колесо" Александр Исаевич привел речи двух вятских крестьян , произнесенные ими в 1917 году в Государственной Думе:
Городилов (Вятская губ.): Как крестьянин живу в деревне. Твёрдые низкие цены на хлеб погубили страну, убили всё земледельческое хозяйство. Деревня сеять хлеба больше не будет, кроме как для своего пропитания. Кто же, господа, виновник? Закон о понижении твёрдых цен издала сама Государственная Дума по настоянию Прогрессивного блока с участием Милюкова, Шидловского и Шульгина. Нас, крестьян, в Совещание не допустили, а сами кадеты жизни деревни совершенно не знают.
Вы, господа, обвиняете министров, а посмотрите, кто поднимает восстание в стране? Это Прогрессивный блок. (Справа голоса: «Браво!») Вы, господа, опять закрепостили нас, крестьян, и заставили крестьянских жён и солдаток сеять поля и отдавать хлеб по самым низким ценам в убыток. За наш счёт хотят жить люди других классов. Все, кто сколько может с крестьянина взять – берёт. Поэтому деревня ничего не стала продавать городу. Слава Богу, нужды не имеем теперь, благодаря казённой монополии, которая прекращена.
(Водку не продают).
Разве могут быть твёрдые цены только на хлеб? А – на железо, гвозди, ситец? За них берут, кто сколько хочет, для купцов и фабрикантов твёрдых цен нет, они только для одного несчастного крестьянина. Вы, господа кадеты и прогрессивный блок, с целью понизили цены на хлеб, а обвиняете во всём правительство. Из своей среды шлёте и уполномоченных для продовольствия по всей стране. Ужели у нас нет людей избрать на местах, которые бы правили этим делом.
...Тарасов (вятский крестьянин, трудовик). – Что получили по твёрдым ценам мы, крестьяне? Керосин, железо, товары, ситец, сахар? Ничего.
В каком кругу живут те мародёры, которые так обирают крестьян? Ввиду послабления власти мародёры взяли всё народное богатство в свои раздутые карманы. Для нетрудящихся масс в городах и столицах я бы не обещал вам хлеба по твёрдым ценам. Но у нас его взяли – и накормят мародёров тоже. И тех, кто в театрах и кинематографах веселится перед народным плачем. У них раздаются разные там песни, танцы. Вот почему жаль давать хлеб по твёрдым ценам кому-нибудь, кроме армии.
Позднее Тарасов был расстрелян (ЭЗВ. Т. 6. Киров. 1996. с. 435.)...
Вятка в "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына
- Нет, ребята, это все - не пересылка. Пересылка - Кировская! Возьмем не такой особенный год, возьмем 47-й, - а на Кировской впихивали людей в камеру два вертуха сапогами, и только так могли дверь закрыть. На трехэтажных нарах в сентябре (а Вятка - не на Черном море), все сидели голые от жары - потому сидели, что лежать места не было: один ряд сидел в головах, один в ногах. И в проходе на полу - в два ряда сидели, а между ними стояли, потом менялись. Котомки держали в руках или на коленях, положить некуда. Только блатные на своих законных местах, вторые нары у окна, лежали привольно. Клопов было столько, что кусали днем, пикировали прямо с потолка. И вот так по неделе терпели и по месяцу.
Комментарование закрыто во избежание русофобских комментариев, со стороны тех, кто в наше время сносит памятники русским писателям...
Имена в истории Вятки: Иван Аполлонович Чарушин
Иван Аполлонович Чарушин оказал значительное, если не сильнейшее влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья. Он родился в городе Орлов Вятской губернии в 1862 году. В 1884 году, как и большинство деятелей искусства, поступил в Петербургскую Академию Художеств, по окончании которой с большой серебряной медалью в 1888 году получил звание архитектора-художника третьей степени. В самом начале карьеры зодчий работал на Сахалине, построив там Покровскую церковь, а с 1893 года Чарушин работал в родной губернской Вятке, проектируя земские школы и церкви.
Первым значительным успехом зодчего стал Свято-Михайловский собор в Ижевске в русском стиле, в котором Чарушин объединил несколько типов объёмно-планировочных решений. Вообще, удмуртский край стал вторым родным для зодчего: здесь он воплотил в жизнь не менее трети своих работ, в том числе деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ижевске, которая стала единственным храмом в городе, который не закрывался в советское время.
У Чарушина в принципе хорошо получалось деревянное зодчество. Помимо Успенской церкви, деревянной была уже упомянутая Покровская церковь в Александровске - Сахалинском и другие храмы. Архитектор чаще всего работал в русском стиле и стиле модерна. Всего за свою полувековую архитектурную деятельность Иван Чарушин спроектировал более 500 зданий и сооружений на территории бывшей Вятской губернии, из которых около трети находится на территории современной Удмуртии. Что же касается церковного зодчества, то Чарушин построил всего 67 каменных и 98 деревянных церквей в районах Прикамья и Предуралья. Знаменитый зодчий остался работать по профессии и после октябрьского переворота, но значительных сооружений уже не возводил. Иван Чарушин скончался 29 июля 1945 года в Кирове в возрасте 83 лет и похоронен на местном кладбище.Иван Чарушин: Вятский гений русского зодчества #наши_зодчие
Иван Аполлонович Чарушин оказал значительное, если не сильнейшее влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья. Он родился в городе Орлов Вятской губернии в 1862 году. В 1884 году, как и большинство деятелей искусства, поступил в Петербургскую Академию Художеств, по окончании которой с большой серебряной медалью в 1888 году получил звание архитектора-художника третьей степени. В самом начале карьеры зодчий работал на Сахалине, построив там Покровскую церковь, а с 1893 года Чарушин работал в родной губернской Вятке, проектируя земские школы и церкви.
Первым значительным успехом зодчего стал Свято-Михайловский собор в Ижевске в русском стиле, в котором Чарушин объединил несколько типов объёмно-планировочных решений. Вообще, удмуртский край стал вторым родным для зодчего: здесь он воплотил в жизнь не менее трети своих работ, в том числе деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ижевске, которая стала единственным храмом в городе, который не закрывался в советское время.
У Чарушина в принципе хорошо получалось деревянное зодчество. Помимо Успенской церкви, деревянной была уже упомянутая Покровская церковь в Александровске - Сахалинском и другие храмы. Архитектор чаще всего работал в русском стиле и стиле модерна. Всего за свою полувековую архитектурную деятельность Иван Чарушин спроектировал более 500 зданий и сооружений на территории бывшей Вятской губернии, из которых около трети находится на территории современной Удмуртии. Что же касается церковного зодчества, то Чарушин построил всего 67 каменных и 98 деревянных церквей в районах Прикамья и Предуралья. Знаменитый зодчий остался работать по профессии и после октябрьского переворота, но значительных сооружений уже не возводил. Иван Чарушин скончался 29 июля 1945 года в Кирове в возрасте 83 лет и похоронен на местном кладбище.
Источник: Набат утраченного
Храмы Вятской губернии: церковь села Биляр (Елабужский уезд)
Приход с.Биляр открыт по определению Св.Синода от 24 мая-26 июля 1833 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Алнашское, Бусурман-Можгинское и Кувакское. В 1847 г. в приходе числились: с.Биляр, поч.Санников, д.Юртошур-Какси, поч.Колтымак, д.Верхние Вало-Какси, поч.Сайка, д.Большие Какси, поч.Новоключевский, поч.Новомакаровский, д.Какси, д.Старые Какси, д.Поршур.
Вместо имеющейся в д.Биляр деревянной часовни устроена временная церковь во имя Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1842 г., затем была упразднена и в 1851 г. разобрана.
В 1842 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма с двумя приделами. Храм заложен 7 июня 1842 г. В 1846 г. в новом храме освящен престол в честь Михаила Архангела, в 1848 г. – второй престол в честь св. Апостолов Петра и Павла. В 1860 г. строительство храма завершено. 2 июля 1861 г. освящен главный престол во имя Воскресения Христова.
С 1891 по 1896 гг. в церкви велись работы по ее расширению. Правый придел вновь освящен в 1896 г. в честь Михаила Архангела, а левый – освящен в 1908 г. в честь Св. Феодосия Черниговского.
18 апреля 1914 г. Сарапульское духовное правление разрешило открыть при церкви церковно-приходское попечительство.
Воскресенская церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 19 июня 1941 г. Здание передано под культурное учреждение.
Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики) – Ижевск 2000 г., с.55
Фото из фотофонда ЦГАКО. Фотография не лучшего качества. Приносим извинения
Исчезнувшие деревни Вятского края: Ключевое (Верхошижемский район)
Деревня находилась в 12 километрах на северо-восток от Зонихи, между Ситниками и селом Верхнеивкино. Официальным названием было «починок Ключевской», которое со временем перешло в название деревни.
В 1859 году в селении числилось девять дворов. Жителей проживало 34 человека мужского пола и 43 женского. Находилась одна ветряная мукомольная мельница. В 1891 году в 17 хозяйствах проживало 92 человека. Числилось 14 семей Окатьевых, две – Пенкиных, одна – Чучеловых. В 1926 году находилось 24 двора, в которых записано 51 человек мужского пола и 64 женского.
Решением Кировского облисполкома от 9 июля 1973 года № 396 деревня Ключевое снята с регистрации и учета.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.294
На фото: в одной из бывших деревень области
Вятские фамилии и их происхождение: В
Верещагин – от прозвища Верещага («верещать» - говорить без умолку). Верещагин Григорий Егорович (1851-1930) – первый удмуртский литератор, этнограф (окончил Сарапульское реальное училище).
Верхолалцев (Верховцев, Верховых) – от прозвища Верховец: житель Верховьев реки. Фамилия Верхолалцев является оттопонимической: Верхне-Лалье – населенный пункт и одновременно название местности (ранее церковный приход), объединяющей группу деревень в верховьях реки Лала, недалеко от поселка Лальск (Кировская область). Часто в переписке название пишется как «Верхнелалье». В дореволюционное время именовалось как Верхолалье (редко, обычно на картах – Верхолальск).
Вершинин – от прозвища Вершина: человек высокого роста.
Веселой – прозвище, данное по веселому нраву человека. СОФ: Веселов – 81.
Вештомов (Вечтомов) – от прозвища Вештом (финно-угорское «веж том» или «вач том» - очень молодой). ЦАМО: 150 человек с фамилией Вечтомов (большинство уроженцы Удмуртии). Вештомов Александр Иванович (1768-1825) – первый учитель г.Сарапула, историк и краевед. Вечтомов Иван Дмитриевич (1919-1944) – Герой Советского Союза. В 1965 г. в Сарапуле улица 2-я Загородная переименована в улицу Вечтомова. ССФ: Вечтомов – 34.
Викулаев, Викулев, Викулин, Викулов, Вуков (Викулов) – от разговорной формы церковного имени Вукол (греч. «пастух»).
Вилежанин – от мирского имени Вылегжа (река в Мордовии).
Вихляев – от прозвища Вихляй («вихлять» - ходить в перевалку).
Волгин (Волгин, Воложанин) - от прозвища Волга: выходец из приволжских селений.
Вопшинин (вопшин) - происхождение неясно (существует д.Вопша в Ленинградской области, а также река Вопша в Ярославской области). ЦАМО: 20 человек (почти все уроженцы д.Боярка Камбарского района Удмуртии).
Воробьев – от мирского имени Воробей. СОФ: Воробьев – 20.
Ворона (Воронин, Воронов, Вороновский) – от мирского имени Ворона. СОФ: Воронов – 121.
Вострецов (Вострецов, Востриков) – от прозвища Вострец: человек острого ума.
Воткин (Вотяков, Вотинцев) – от прозвища Вотка: выходец из селения на реке Вотка.
Вшивая Шуба (Вшивцев, Вшивков) – от прозвища Вшивец: так называли неопрятного человека или портного («вшивать»).
Вычежанин (Вычужанин) – вероятно, оттопонимическая фамилия: выходец с реки Вычегда (республика Коми).
Вяченин (Вячанин (Ветчанин) – от прозвища Вятчанин: выходец из Вятки.
А.А.Потапов. Истоки Сарапульского родословия. Поколенная книга Сарапульских родов – Сарапул 2013 г., с.145-147
Выдающиеся вятчане: Ожегин Павел Тимофеевич
Наверное, уже немногим из наших современников известен многотомный труд начала 2000-х годов ""Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области". В этом уникальном мартирологе собраны тысячи имен и кратких биографических справок жителей Кировской области, репрессированных по политическим мотивам с 1918 по 1953 годы. Каждое дело тщательно проверялось при работе над изданием сотрудниками Кировской областной прокуратуры, и в конце каждого дела можно увидеть краткое заключение, добросовестно составленное ими. Практически каждое дело осужденного "за контрреволюцию" при проверке оказалось "липовым" - из заключений по делам можно узнать, что невинных людей судили по вымышленным обвинениям, за случайно сказанные слова, за анекдоты, за случайно обнаруженные при обыске вещи, по доносу и т.д. При чтении следственных дел может создаться полная картина, как велось "правосудие" в сталинские годы. К сожалению, материалы этих дел до сих пор мало известны и мало публикуются. А ведь если бы люди знали правду о сталинском времени, ни о каком реннесансе сталинизма не могло быть и речи! По крайней мере, в 1990е годы, когда всплыло много интересных документов, никому бы и в голову не пришлось ставить памятники Сталину. Увы, невежество порождает реабилитацию чудовищ, как в нашей стране, так и в других...
У истоков этого огромного и благородного дела стоял один человек - Павел Тимофеевич Ожегин. Вспомним о нем благодарным словом!
Павел Тимофеевич Ожегин (26.01.1932-06.07.2000), наш земляк. Уроженец деревни Русиново Афанасьевского района. По окончании школы в 1950 г. работал в поселке Лесном Верхнекамского района в исправительно-трудовом учреждении стрелком, счетоводом, бухгалтером. Его всегда отличало трудолюбие, стремление к знаниям. Любовь к чтению, к книгам привела Павла Ожегина в Кировский библиотечный техникум, который он закончил заочно в 1958 г.
В Лесном он избирался заместителем председателя объединенного комитета профсоюза учреждения, в котором трудился. Павлу Тимофеевичу по душе была живая работа с людьми. Мысли о высшем образовании привели его во Всесоюзный юридический заочный институт. Знания, полученные во время учебы, помогали студенту-заочнику в частых выступлениях с лекциями и беседами и на тогдашней его работе и впоследствии уже после окончания института.
С 1963 г. Павел Тимофеевич работал директором Дома культуры в Лесном. При его участии здесь действовали два народных университета, множество самых различных кружков. Но ближе к окончанию учебы приходили мысли о будущей работе как юриста. С марта 1962 г. Павел Тимофеевич был назначен помощником прокурора исправительно-трудового лагеря. В первой же аттестации по новому местку службы отмечалась его добросовестность, исполнительность, настойчивость и принципиальность в освоении прокурорской деятельности.
Павлу Тимофеевичу пришлось трудиться прокурором Подосиновского и Верхнекамского районов, он стоял у истоков образования Кировской транспортной прокуратуры, работал прокурором г.Кирова, старшим помощником прокурора Кировской области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.
Работа в прокуратуре стала неотъемлимой частью жизни Павла Тимофеевича. Широко эрудированный, нравственно безупречный, искренне озабоченный соблюдением законов, он многое делал для укрепления законности. Стремление к общественной работе выражалось в ярких выступлениях с лекциями и беседами, в публикациях статей в местной прессе, журнале «Законность».
Работая в прокуратуре, Павел Тимофеевич возглавил группу юристов по пересмотру дел репрессированных граждан. При его непосредственном участии было реабилитировано свыше четырех тысяч человек. Этим важным делом Павел Тимофеевич занимался особенно тщательно потому что трагические судьбы людей, ввергнутых в круговорот непростой истории нашего государства, не могли оставить его равнодушным.
Огромную исследовательскую работу провел Павел Тимофеевич в архивах, по крупицам собирая документальные свидетельства об истории Вятской и Кировской прокуратуры. Благодаря его инициативе и настойчивости 18 декабря 2000 года отмечено 220-летие прокуратуры на Вятской земле.
За высокопрофессиональную работу на службе закону, за вклад в укрепление законности, Павел Тимофеевич многократно поощрялся прокурором области, Генеральными прокурорами СССР и Российской Федерации, был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, тремя медалями, нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».
Благодарную память о Павле Тимофеевиче Ожегине навсегда сохранят все, кто знал его как юриста, исследователя, человека.
Работники Кировской областной прокуратуры // П.Ожегин. В.Семибратов. Вятские новомученики – Киров 2017 г., с.138-139
С архивной полки. Из паспортных книжек евреев города Вятки начала XX века
Купеческая вдова Галицкая Сарра Моисеевна, проживает с давних времен.
Шафран Самуил Абрамович, личный почетный гражданин. Прибыл из Котельнича в 1902 г.
Моносзон Спиридон, купеческий сын. Прибыл из Саратова в 1896 г. Заведение фруктовых и ягодных вод.
Блюштейн Абрам Исерович, сын вятского купца. Из Полтавы в 1908 г.
Баренбаум Арон Срулевич – музыкант.
Бронзович Сура Пимен – органщица.
Вариана Абрамовна Славина - владеет аптекарским магазином, проживает с давних времен.
Из паспортных книжек, которые в царское время выдавались либо временно (год, 5 лет) либо бессрочно, можно узнать много других интересных данных. Основное сословие - мещане, встречаются николаевские солдаты. Прибыли эти люди из разных мест Российской империи и в основном арендовали жилье. Свое жилье имело только несколько человек. В основном вятские евреи занимались торговлей, владели мастерскими (обувные, часовые). Другие занимались разными профессиями. Список профессий довольно широк - парикмахер, переплетчик, дантист, слесарь, портной, приказчик, поверенный судебных дел.
ЦГАКО ф.583 оп.604 д123
На фото: еврейская семья начала XX века - отец с двумя дочками
Примечание. Антисемитские комментарии будем удалять
С архивной полки. Из партийных протоколов. Коммунисты тоже любили выпить
Из протокола Лебяжского райкома ВКП(б) от 22 декабря 1938 года.
Товарищ Домрачев кандидат в члены ВКП(б) с 1934 года в своей работе допустил выпивку, не провел собрания с рабочими Лесной пристани о жизни и деятельности пламенного трибуна революции Сергея Мироновича Кирова. В пьяном виде хулиганил с рабочими пристани.
ЦГАКО ф.П-2205 оп.2 д.3 л.7
Примечание. Кстати, пьянство среди членов партии в партийных протоколах встречается очень часто. Иногда за это даже исключали из партии, но особо уважаемых людей, как можно заметить, прощали и старались закрывать глаза на их слабости (либо боялись). Имея доступ к подобным документам, позднее можно будет сделать тематическую подборку на данную тему...
На фото: известный советский плакат "Стыдно"
С архивной полки. Описания населенных мест в архивных документах: село Пижанка
Село Пижанка.
При речке Пижанке.
Жителей 34 мужского пола и 40 женского. В приходе мужчин 3408, женщин 3933.
В селе 18 деревянных домов, в том числе волостное правление, училище и питейные заведения.
Живущие в селе крестьяне и мещане занимаются торговлей или состоят сидельцами в торговых заведениях. Один занимается выделкой пряников и кренделей – сушки.
Начальное народное училище содержится земством. Учащихся в нем 53 мальчика.
В селе находится волостное правление.
Церковь каменная с 3 приделами: в честь Рождества Богородицы, Рождества Христова, святой мученицы Параскевы. Часовни нет.
Одна ярмарка бывает в первый день масленицы, продолжительностью 4 дня; другая в десятую пятницу после Пасхи, продолжительностью три дня. Торжки бывают 25 декабря, 8 сентября и 9 или 11 октября (в приход вятских икон). Базарные дни бывают в воскресные дни.
В селе 3 кабака и 3 трактира.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 лл.637-638 об.
На фото: в одном из сел Пижанского района в 1930-е годы (а может на фото и сама Пижанка). Более ранних снимков, увы, нет
Описания населенных мест Вятской губернии в архивных документах: село Кумены (1859 год)
Село Кумены село казенное при реке Кумене
Расстояние 60/18
Дворов 10
Жителей 23 мужского пола и 25 женского
Приходская церковь каменная, приходское училище, мукомольная водяная мельница, принадлежащая Архиерейскому дому, питейный дом.
Ежегодно 5 торжков: 18 января, в праздник святой троицы, 6 августа, 21 сентября и 26 октября.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.186-187
СВИДАНИЕ С МАЛОЙ РОДИНОЙ. Деревни Пленкина Гора и Росляки Халтуринского района находились на отметке 194 метра над уровнем моря. Здесь всегда располагалась вышка, установленная военными. Деревни находились впритык друг к другу. С Пленкиной Горы открывался удивительный вид на окрестности, были видны: Зенгино, Истобенск и Оричи, а в вечернее время светилось зарево огней от Кирова. Удивительная местность! 10 августа мы, некоторые жители деревень и их родные побывали в родных местах. Остальное на фото.
В ДЕНЬ ВЫПУСКНОГО. Мальчики из 11"Б" класса на берегу реки Вятки у средней школы № 1 г. Халтурин, год 1966. В этом году состоялось неординарное событие: было два выпуска 11 класса и 10 класса одновременно. 11-летнее обучение вновь заменили на 10-летнее. Это привело к тому, что в 1966-м выпускников оказалось вдвое больше. Конкурс в ВУЗы был очень высоким. Конкурс был большим и на второй год, так как те, кто не поступил в первый год, пытали счастье вновь.
Фото Леонида Сорокожердьева
С архивной полки. Описание населенных мест в документах царской статистики (1858 год)
Мы несколько раз публиковали описания населенных мест Вятской губернии из фонда Вятского стат-комитета. Данные обычно публиковались в "вопросных листках" по следующим пунктам на примере села Архангельское Вятского уезда:
1. Название: Архангельское (Покрышки)
2. Род поселения: деревня
3. При какой воде: при колодцах
4. Сколько верст от становой квартиры: 2
5. Сколько верст от волостного правления: 1
6. Если волостное правление находится в самом селении, то показать в скольких верстах оно от уездного города.
7. Сколько дворов: 7
8. Сколько сверх того отдельных жилых изб –
Сколько в селении жилых строений: 5
В том числе деревянных 5
Имеется ли в черте поселения церковь, костел, молельный дом, часовни не имеется.
9. Имеются ли в черте поселения промышленные заведения или лавки не имеется
10. Бывают ли в селении ярмарки, базары и торжки –
11. Не смежна ли усадебная оседлость поселения с усадебной оседлостью других поселений и каких именно: нет.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.577
В данном фонде есть подробные описания всех сел Вятской губернии
На скане: образец документа XIX века с более кратким описанием - число дворов, число жителей, расстояние от уездного города. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.3 л.1
Села Вятской губернии в материалах царской статистики: Бурмакино (1859 год)
Село Бурмакино село казенное при том же ключе.
Расстояние 29/32
Дворов 5
Жителей 44 мужского пола и 38 женского.
Приходская церковь каменная, торжок ежедневный 18 декабря.
Питейный дом один деревянный.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.1335-1336
Села Вятской губернии в материалах царской статистики: Раменское (1859 год)
Раменское: село казенное при речке Копанихе
Верст 41 от уездного города/30 от стана
14 дворов
Жителей 26 мужского пола и 28 женского.
Приходская церковь каменная, с приходским училищем.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.147-148
С архивной полки. Договора о передаче церковного имущества 1920-х годов
После выхода декрета "Об отделении Церкви от государства" в начале 1918 года все церковное стало собственностью нового, советского государства. С верующими стали заключаться договора о передаче им им же и принадлежащего церковного имущества с рядом ограничений (например, стал запрещаться набатный звон). В случае их нарушения договора или утери имущества церковь могли по новым законам закрыть, а ответственных за это людей подвергнуть наказанию "по всей строгости революционных законов".
Соглашение
Здание храма с находящимися в нем богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и предоставлять их в пользование в сего нашим единоверным, исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей несоответствующих статей 1 и 2 настоящего соглашения.
В частности принятых нами в заведование богослужебногого помещения мы обязуемся не допускать
А.Политических собраний враждебной советской власти направления
Б. Раздачи или продажи книг, брошюр, листов и посланий, например, против советской власти или ея представителей.
В. Произнесение проповедей и речей враждебного советской власти или же отдельным представителям.
И Г. Совершение набатных тревог для созыва населения в делах возбуждения его против советской власти, ввиду чего мы обязаны подчиняться всем распоряжениям местного совдепа, он распорядк пользования колокольней.
Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов. Как-то ремонт, отопление, страхование, охранение., по оплате домов, местных обложений и т.д.
Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вноситься все поступающие путем пожертвований, передачи из других храмов и т.п. предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан.
Мы обязуемся допустить безпрепятственно в небогослужебное время уполномоченных советом к периодической проверке и осмотру имущества.
За продажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно в пределах ущерба, нанесенного имуществу.
Мы обязуемся в случае сдачи принятого нам имущества, возвратить его в том же виде в каком оно было принято в пользование и хранить.
За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей в вытекание из сего соглашения или же за прямое его нарушение мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов, причем соглашение это совдепом может быть расторгнуто.
ЦГАКО ф. Р-1258 оп 1 д.1058 л.2
На фото: аналогичный документ церкви села Вознесенского Вятского уезда. ЦГАКО ф. Р-1258 оп 1 д.1058 лл.1-1 об.
Истории из старых газет. Мыши в кладухах
Косолаповская волость Уржумского уезда. В нашей волости с осени появилось множество мышей. На зиму они забрались в овсяные кладухи. Когда разбирают хлебную кладь, сверху мышей нет, к средине появляется их много; чем ближе к земле, тем больше, а в последнем пласту - загребай мышей лопатой; словно со всего поля они сбежались. С молотьбы хлеб следует спасать. Крестьянин с.Кокин
Вятская газета 1900 г. № 13. Фото С.А.Лобовикова
Исчезнувшие деревни Вятского края: Тырышки (Верхошижемский район)
Деревня находилась в полутора километрах к западу от Вьюгов. Основана в 1725-1726 годах предположительно Федором Тырышкиным. Официальное название селения в 18-19 веках «починок Тырышкинский» дано по фамилии основателя. Название со временем перешло к деревне.
В 1779 году починок состоял из трех дворов:
1. Андрей Григорьев Тырышкин 59 лет, семья 12 человек.
2. Иван Федоров Тырышкин 44 года, семья 6 человек.
3. Игнат Федоров (39 лет), Прокоп Федоров (34 года) Тырышкины, семья 7 человек.
В 1823 году в селении числилось четыре хозяйства:
1. Григорей Устинов Тырышкин 31 год, семья 5 человек.
2. Петр Иванов Тырышкин 66 лет, семья 9 человек.
3. Яков Игнатьев Тырышкин 51 год, семья 4 человека.
4. Прокопей Федоров Тырышкин 78 лет, семья 9 человек.
В 1859 году в починке было четыре двора, в которых проживало 25 человек мужского пола и 19 женского. В 1891м году в пяти хозяйствах числилось 27 человек и все по фамилии Тырышкин. В 1926 году в деревне записано шесть дворов, 16 человек мужского пола и 15 женского.
Решением Кировского облисполкома от 17 октября 1961 года № 618 Тырышки сняты с регистрации и учета.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.377-378
На фото: в одной из нежилых деревень области. Деревня опустела совсем недавно....
Храмы Вятского края. Свято-Троицкая церковь с.Большая Кильмезь Малмыжского уезда
Сведений об открытии прихода и строительстве первой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. Известно, что приход образован в 1818 г. из селений, входивших в приход с.Старая Кильмезь.
Вятской духовной консисторией 20 февраля 1818 г. выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма, который заложен в 1824 г. Строительство велось на средства прихожан и частных лиц, а также купца М.И.Пафнутьева, и закончено в 1836 г. В церкви 3 престола: в холодном храме – во имя св.Троицы, освящен 27 апреля 1836 г., в теплой церкви – правый – в честь Архангела Михаила, освящен 27 апреля 1829 г., левый – в честь Богоявления Господня,, освящен 5 января 1833 г.
В состав прихода в 1916 г. входили: с.Большая Кильмезь, д.Рудник, д.Валинское Устье, д.Таутово, д.Карманкино, д.Иванково, д.Зимник, д.Докучаево, д.Вороное, д.Мослы, д.Касияново, д.Урма, д.Андрюшкино, д.Митрюки, д.Малая Кильмезь, д.Большая Дуброва, д.Малая Дуброва, д.Жеребчик, д.Большие Кабачки, д.Малые Кабачки, д.Пихтинер, д.Емаево, д.Толашери, д.Зеквай, д.Дубовая, д.Вичмари, д.Тукшенер, д.Салья.
Сведений о закрытии Свято-Троицкой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.
Православные храмы Удмуртии – Ижевск 2000 г., с.56-57
На фото: такая церковь стояла в селе до своего закрытия. Источник: https://sobory.ru/pic/29350/29354_20180104_210759.jpg
Персоналии духовенства Вятской губернии: Кулаков Александр Филитерович, протоиерей
Родился в 1882 г. в с.Липник Вологодской губернии в семье диакона.
Окончил Вологодскую духовную семинарию, после которой служил на разных церковных должностях в храмах Вологодчины.
1914 г. – супруги Кулаковы вместе с дочерью Елизаветой решили ехать в Сибирь, где не хватало священников, однако, добравшись до Вятки, о.Александр обратился в местное епархиальное управление и получил благословение служить в храме святых апостолов Петра и Павла в с.Елево Слободского уезда.
1924-1936 гг. – настоятель Троицкого храма в Белохолуницком заводе.
После закрытия храма возглавил причт единственной оставшейся в поселке церкви – на кладбище.
Начало января 1945 г. – отошел ко Господу.
Похоронен близ кладбищенской церкви.
Протоиерей Алексей Сухих. Вспомним поименно. Книга 4 – Киров 2005 г., с.50-51
На фото: Всесвятская кладбищенская церковь Белой Холуницы. Источник: http://b-holunitsa.cerkov.ru/xramy-beoxolunickogo-raj..
Первые купцы города Глазова
Одним из первых представителей крупного купечества является Иван Селиверстович Волков, основная деятельность которого приходится на первую половину XIX века. В ведомости объявленных на 1806 год купеческих капиталов по г.Глазову И.С.Волков записан в первую гильдию с капиталом 8100 рублей. Он занимался скупкой хлеба, воска, сала, кож, льна и переправлял товар вятским и слободским купцам по договору о поставках. В уезде он также вел торговлю кирпичом, с 1825 года вином, поставлял церкви свечи и воск. И.С.Волков не раз заключал договоры о крупных поставках продовольствия на металлургические заводы Северо-Восточного округа. Так, в 1821 году купец взял подряд на снабжение Кирсинского (Слободского уезда) и Песковского заводов в течение зимы текущего года мукой и крупой на общую сумму 28 тысяч рублей 50 копеек. И.С.Волков, как и многие купцы, успешно сочетал торговлю с ростовщичеством, а также на паях владел 50 десятинами земли в Омутнинской волости Глазовского уезда.
Софонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов 2002 г., с.63
Населенные пункты Вятской губернии в архивных документах. Починок Ивана Мокрушина Вятского уезда
Список населенных мест Вятского уезда по сведениям 1859 г.
2 стана Вятского уезда
По Казанскому почтовому тракту Ивана Мокрушина
Какого рода ведомства починок: казенный
При какой воде: при колодце
Расстояние от уездного города: 25
От стана: 36
Число дворов: 15
Мужчин и женщин 70 и 78
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.1335-136
На фото: редкие деревни Вятского края, дожившие до наших дней...
Эпоха - газетной строкой. Зверской убийство в Яранске
Местная жизнь. Город Яранск. В ночь с 13 на 14 сентября в городе совершено зверское убийство. С целью ограбления кладбищенской церкви злоумышленники убили двух церковных сторожей. Обоим убийцы нанесли много колотых ран. Ограда церкви преступников не скрыла, так как крики несчастных жертв преступников были услышаны стоявшим против кладбищенской церкви у воинских складов часовым, который поднял тревогу.
Крестьянское слово (Яранск) – 1917 г. № 41 17 сентября
На фото: кладбищенская церковь города Яранска в старину. Уничтожена в советское время
Назад к списку