- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 16-31

Села и веси Вятского края: село Верхнеивкино (Верхошижемский район)



Верхнеивкино, с., входило в Вороньевский сельский округ, основано в 1768 г., прежние названия: Воскресенское, Верхоивкинское. Находилось в верховьях Ивкины, текущей с юга на север среди живописной гористой местности, во многих местах прегражденной мельничными запрудами. Церковь располагалась на высоком берегу реки, при домах имелись сады. С построением деревянной церкви в займище Воскресенское, село до 1900-х гг. называлось Воскресенским. Троицкая церковь, каменная, построена в 1797-1805 гг., приход состоял из 50 селений. При недостатке леса и лугов, из-за истощенной почвы жители жили скудно и вынуждены были заниматься различными ремеслами. 150 крестьян в 19 и первой половине 20 вв. катали валенки, другие занимались сапожным делом. Плотники, маляры, штукатуры в осенне-зимний период отправлялись на заработки в города Урала.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая - Киров 2002 г., с.99

На фото: село Верхнеивкино. Троицкая церковь. Восстановление. Август 2021 г. Фото Е.Чудиновских

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/56421

 

Выдающиеся вятчане. Гырдымов Нестор Петрович



Участник Великой Отечественной войны, гвардии сержант. Родился в 1921 году в деревне Захватаево Курчумского сельсовета. С боями прошел Таганрог, Новый Буг, Раздельная, Одесса, Барановичи, а также румынские и венгерские города. За участие в боевых действиях был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями – «За отвагу», «За оборону Кавказа». Батальон, в котором служил Нестор Петрович, шел в сводном полку Второго Украинского фронта во главе с Маршалом Советского Союза Родионом Яковлевичем Малиновским.
Имеет 18 благодарностей. 24 июня 1945 года, держа равнение на Мавзолей, прошел чеканным шагом по Красной площади Москвы. Парад победителей остался в его памяти на всю жизнь.

Земля Сунская – Киров 2011 г., с.405

На фото: мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, в поселке Суна

 

Пост от читательницы

Кузнецов Игнатий Данилович 1893 г.р. Был кулаком. Когда началась коллективизация,в числе первых сдал скот и сельхозинвентарь в колхоз. Был агитатором за Советскую власть. За это его направили в Казахстан агитировать за Советскую власть.Там у них с Дарией Яковлевной родилась дочь Валентина. Клавдия уже была. В Первую мировую воевал и попал в плен. Бежал через Альпы. Домой вернулся простуженный и в Великую Отечественную работал в трудармии. Умер 16.10.1945 г. Похоронен в д.Никонята или в с.Сенцы. Дети Клавдия 1913 г.р, Валентина 1923 г.р, Анатолий 1926 г.р, Эмилия моя мама1928г.р, Зоя 1932 г.р. Может, кто-то знает моих родных?Поспрашивайте у бабушек, дедушек. Буду благодарна за информацию.

 

Эпоха - газетной строкой. Марийцы и школа



Черемисы и школа. Байсинская волость Уржумского уезда. В нашем участке в 1895 году открыта школа земством. Сначала мои однодеревенцы, как открывали школу, говорили: и зачем открывают школу, только наши мальчики от дела будут бегать; ведь лучше не отдавать в школу.
Но прошло 2 года и наши старики и бабы заговорили совсем иначе и, конечно, в пользу школы: нынче с осени назначили нового хорошего учителя, все им довольны.

Вятская газета - 1898 год № 39

На фото: традиционная марийская семья. Фото с сайта https://www.perunica.ru/stfoto/9960-obschestvennyj-by.. По ссылке можно посмотреть много других интересных фотографий

 

Эпоха - газетной строкой. "Симпатичное начинание"



Город Яранск Вятской губернии. 24 сентября. Состоялось очередное собрание Яранской городской дружины, взявшей на себя охрану города от всякого рода преступных элементов. Как выяснилось из слов председателя дружины М.П.Патрушева, задача этого симпатичного начинания заключалась не в одних лишь полицейско-сыскных мероприятиях, но главным образом в в целях предупреждения различного рода преступных начинаний. Между прочим, в состав дружины кроме городских жителей вошли и воспитанники старших классов местной мужской гимназии, достигших 18-19 летнего возраста. Дружина намерена организовать для своих членов гимнастические занятия в целях достижения наилучшего физического развития ея членов. От души желаем успеха этому во всех отношениях прекрасному начинанию.

Вятская мысль - 1917 г. № 54

На фото: город Яранск в старину

 

С архивной полки. Когда появилось слово "кулак"?



Торговля находится в руках купцов мещан города Яранска и крестьян уезда оного, не переходя к прасолам, кулакам и скупщикам по случаю незначительного сбыта товаров.

Статистические сведения, составленные Яранским городничим вследствие предписания Вятского губернского статистического комитета от 28 декабря 1861 г. за № 129 о торговле в городе Яранске. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 л.191 (1862 год)

Примечание. Как Вы думаете, в каком значении здесь подразумевалось слово "кулак"?

 

Вспомним поименно. Пострадавшие за Веру



Бебинг Александр Германович, 1889, г.Нарва. Русский. Образование духовное. Окончил курс С-Петербургской духовной семинарии (1911). Священнослужитель. Арестован в г.Сарапуле 14.07.1932. Дело прекращено 15.10.1932. Реабилитирован 07.03.2000.
Арестован: 05.07.1938 УНКВД по Карагандинской обл. Работал бухгалтером на дерево-обделочном комбинате г.Караганды. Осужден 04.10.1938. Высшая мера наказания. Реабилитирован 28.04.1990. Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан по Карагандинской области.

Из книги Л.Н.Федорченко-Шемякиной: «… В 1917 году Александр Бебинг приехал в Сарапул и стал служить в Кресто-Воздвиженской церкви архиерейского дома. После национализации архиерейского дома и закрытии Кресто-Воздвиженской церкви Александр Бебинг служил протоиереем в Вознесенском соборе до 1924 года, а затем был перемещен к Троицкой церкви по распоряжению епископа Алексия.
… А далее начинались бесконечные гонения и репрессии. Отец Александр несколько раз был арестован, сидел в тюрьме (первый раз пять лет), отбывал ссылку. В один из арестов, когда его под конвоем вели по городу из тюрьмы на вокзал, видевшие это смогли ему передать каравай хлеба. Он тут же разломил хлеб на куски и раздал другим этапным арестованным, кто с ним находился рядом. Л.Н.Федорченко-Шемякина. Судьбы церквей и духовенства. Сарапул, 1995. Кн.5.С.193

Жернова: памяти жертв политических репрессий – Сарапул 2017 г., с.140. Фото из книги

 

Память нетленна… Воспоминания детей "врагов народа"



Рассказывают Огородникова (Липовцева) Элеонора Григорьевна и Усатова (Липовцева) Людмила Григорьевна:
- Наша семья жила единоличным хозяйством. Не вступая в колхоз, отец, Григорий Филиппович Липовцев, 1886 г.р., занимался кустарным ремеслом. Как-то сидя в компании за закрытым столом, он сказал о Сталине, что тот «бандит, и такого руководителя нам не надо…» На него не донесли, и отца арестовали. К нему применяли пытки, не выдержав которых, отец подписал бумаги, признавшись в том, чего он не совершал. Был осужден в 1939 году по статье 58 в г.Уржум: ему присудили 8 лет.
Мама, Елизавета Николаевна, 1878 г.р., работала учительницей начальных классов, но сразу после ареста ее сняли с этой должности. На ее руках остались шестеро детей. Жилось очень трудно, как, впрочем, и всем, кто попал в категорию «врагов народа», и морально, и материально: сверстники в школе сторонились детей Липовцевых, а помощь, оказываемая школьникам, «вражонкам» не полагалась. Позднее мама вступила в колхоз.
В 1943 году отец написал на имя К.Ворошилова письмо с просьбой о помиловании, и через 9 месяцев на тюремное руководство пришел ответ: отца освободили, отпустили, можно сказать, умирать. Но он выжил. Умер Григорий Филиппович Липовцев в 1963 году. А оправдали его уже посмертно.
Было тяжело, но всех шестерых своих детей Елизавета Николаевна вырастила достойными людьми: троих сыновей (двое из которых, защищая Родину, участвовали в Великой Отечественной войне) – Виталия, Всеволода, Валерия и трех дочерей – Милидину, Людмилу и Элеонору.
Сегодня из этой большой и дружной семьи на белом свете остались только две сестры – Людмила Григорьевна Усатова и Элеонора Григорьевна Огородникова. Несмотря на почтенный возраст, неразлучные сестры с удовольствием посещают Кировский драматический театр и областную филармонию, участвуют в выставках мастерства, представляя на суд зрителей свои рукодельные вязаные работы. Эти замечательные женщины открыты людям, и результаты своего творчества с любовью дарят окружающим.

Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – М. 2014 г., с.73

На фото: слева направо семья Липовцевых. Верхний ряд - Всеволод, Людмила, Милидина, Елизавета Николаевна. Нижний ряд - Валерий, Виталий, Элеонора. Фото из книги

 

Сталинские репрессии на территории Свечинского района (воспоминания коммуниста)



…В целом на территории района было раскулачено более 300 хозяйств. Ленинские идеи кооперирования в деревне были извращены.
После убийства С.М.Кирова репрессии достигли еще больших размеров. Они захлестнули и интеллигенцию, и саму партию. Обвинения рассматривали так называемые «тройки» по сфабрикованным спискам. Еще более усилились репрессии после февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП (б) 1937 г., на котором Сталин сформулировал свой вывод об обострении классовой борьбы по мере успехов социализма. Забегая вперед, скажем, что только в 1937 году по Свечинскому району было репрессировано более 20 человек. В октябре 1937 года особой тройкой были осуждены по статье 58-10 Лаженцов Александр Иванович из деревни Мишутенки Ульяновского сельского Совета и Плотников Павел Макарович из деревни Пашонки Шмелевского сельсовета. Павлу Макаровичу было тогда 38 лет, работалобходчиком пути. По доносу (ложному) его вызвали в Котельнич, арестовали и увезли. И не знал никто- куда. Домна Дмитриевна, жена Павла, осталась с шестью детьми. Много горя и лишений перенесла она, но сумела воспитать осиротевших детей, чей отец в глазах сельчан долгое время выглядел «врагом народа». Домна прожила 98 лет. Последние годы жила в деревне Козлы-Коничи с младшим сыном-инвалидом Петром. Летом 1989 года в адрес Петра из областной прокуратуры пришло известие о реабилитации его отца.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января1989 года по Свечинскому району только беспартийных было реабилитировано 20 человек. В том числе Плотников Михаил Николаевич (деревня Першонки Шмелевского с/с), ПестоваТатьяна Ильинична (дер.Коничи Ульяновского с/с) и другие.
Но вернемся в те далекие годы. Как сообщала районная газета «Колхозный клич» (№№ 53 и 54 от 13 и 16 апреля 1938 года), в Свече с 11 по 13 апреля проходила выездная сессия Кировского облсуда. Рассматривалось дело бывшего уполномоченного по заготовкам СНК по Свечинскому району Берлина Ф.М. и бывшего председателя колхоза «Красный бор» Игнашенского с/с Сметанина П.А., обвиненных в преступлениях по статье 58-10 УК.
Берлин приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Сметанин - к 10 годам тюремного заключения с последующим поражением в избирательных правах сроком на 5 лет.
Порой всякие недостатки или ошибки в работе рассматривались как злонамеренные действия «врагов народа».
Выискивались «враги народа» и среди учителей. Так, на совещании учителей (7-9 января 1938 г.) клеймились публично в качестве «врагов» учителя Решетниковской школы Боровиков и Краев.

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.63-64

Примечание. Интересно, что старый коммунист (вступил в партию в годы войны) воздержался в книге от оценки самого факта репрессий, назвав лишь раскулачивание "извращением". Но понятно, что поколение этих коммунистов, лично все видевших своими глазами, точно бы не стало ставить памятники Сталину...

 

30 октября - день памяти жертв политических репрессий



День памяти жертв политических репрессий советской власти (1991). По данным исследователей в годы сталинских репрессий по политическим мотивам было расстреляно 1 млн. 100 тыс. человек. На Набережной Грина рядом с Феодоровской церковью в г.киров (2008) – *15 лет открыт памятник жертвам политических репрессий. На Мезринско-Петелинском кладбище г.Вятка (г.киров) установлен Поклонный Крест (1992) и мемориал памяти. Также памятная табличка на ул. Труда, 71, где было здание Вятской тюрьмы с 1918 по 1941 год.
Церковное поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Панихида и траурные мероприятия с участием представителей духовенства, власти и общественности. Акция памяти «Возвращение имен» (с 2006). Ежегодная акция «Голос памяти» – молитвенное чтение имен погибших и пострадавших в годы репрессий.

Полный список жертв в книге Вятский Синодик - https://ridero.ru/books/vyatskii_martirolog/

Священник Андрей Лебедев, г.Вятка/Киров

 

Из истории населенных пунктов Вятского края. В поселке Кумёны есть улица Комсомольская



На бывшей окраине. Три новые улицы появились на северо-восточной окраине поселка Кумены – Солнечная, Школьная и Комсомольская. Целый жилой микрорайон 1 и 2квартирных домов вырос здесь в течение 2-3 лет. И строительство продолжается. В нынешнем году Куменское МСО только для работы агропромхимии построит здесь 8 панельных 2квартирных домов. На 115-120 процентов выполнили, как прежде, задание члены звена монтажников, которыми руководит Ф.М.Солодянкин. Залог успеха - дисциплина, взаимовыручка, овладевание смежными специальностями.

Кировская правда - 1987 г. № 152

Фото с сайта wikimapia.org

 

Истоки. В глубину вятских родов…



Орловского уезду Истобенской волости…деревня Резановская пустошь погостская. Во дворе Сенка Левонтьив сын Ярыгин з детьми с Конашкою да з Бориском да с Кирилком да с Роткою да с Ивдокимком. Бориско штинадцати лет Кирилко двунтцати лет Ротка семи лет Ивдокимко четырех лет. У Конашки сын Ивашко году. У него ж живет Онсиферко Федоров сын Кекин. Онсиферко осминатцати лет. Во дворе Карпик Матвеив сын Савин з детьми с Матюшкою да с Ивтифейком да с Парамонком. Матюшка осминатцати лет Ивтифейко пятнатцати лет Парамонко семи лет. Во дворе Савка Матвеив сын Савин с сыном Июдкою. Июдка семи лет. Во дворе Ондрюшка Марков сын Веснин з детьми Федотком да с Савкою да с Федькою да с Любимком. Савка да Федька да Любимко женаты. У Федотка сын Онтропко. Онтропко двунатцати лет. У него ж живет Филипко Андреив сын Шестаковец женат. У него ж живет Павлик да Ивашко Семеновы дети Ворожцовы…

Барановы, Кудрины… Щепины… Юферевы… Историко-родословные материалы по Круглыжской (Верхневетлужской) округе. Книга 3я. Составитель В.Любимов – Н.Новгород 2016 г., с.215

 

Утраченное наследие Вятского края: ветряные мельницы



В начале XX века ветряные мельницы были такими же спутниками хозяйственного быта деревенского человека, как и водяные, они были неотъемлимой частью сельского пейзажа. Ветряные мельницы подразделялись на два типа: козловые и шатровые.
Козловые мельницы характеризуются наличием центрального неподвижного столба, вкопанного в землю, вокруг которого на специальной опоре из пирамидальной клетки («ряжа») бревен вращался четырехугольный амбарчик с мельничным оборудованием.
Шатровые мельницы по характеру своей архитектуры походят на сужающийся к верху шатер. В нашей местности, как правило, строились именно шатровые ветряные мельницы. Шатровые мельницы строились высокими, чтобы обеспечивать вращение длинных лопастей (чем длиннее лопасть мельницы, а значит, больше ее площадь, тем больше на нее давление ветра, который на большой высоте сможет поймать лопасть мельницы).
Стержнем шатровой мельницы служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь, до «шапки». Он опирается на металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. В нижнем ярусе мельницы на вал надета большая шестерня с кулачками – зубьями. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню другого вертикального, уже металлического обычно, вала. Этот вал проходит неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на который через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов.
Для работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имелся рычаг с подкосами – «водило».
Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним «водило» и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть «шапку» мельницы бывает очень трудно. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно надевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.
Ветряные мельницы не останавливались даже ночью, если был ветер. Единственным недостатком «ветрянки» было то, что при отсутствии ветра мельница не работала.

Владимир Ошаев. Мельницы на территории Опытнопольского сельского поселения // Наш край (краеведческий сборник) – 2020 г. № 13 с.38-39

 

Из истории благоустройства города Вятки: водопровод и электричество



Водопровод в Вятке открыт в 1900 г.; долго его пришлось ожидать, за то вода оказалась превосходною. В последнее время в городе устроено электрическое освещение.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

На фото: водокачка города Вятки. Снимок 1907-1917 гг. Из комментария к нему: Вид с горы вниз. Фотограф скорее всего стоял на лестнице, ведущей вниз к водокачке. Тонкая черная линия посреди снимка - железнодорожная ветка к пристани. Вдали - лес за рекой Вяткой. Справа вдали видна колокольня Спасской церкви села Хлыновского.
В конце 19-го века население города Вятки стало быстро расти. Размеры городских усадеб сокращаются. На участках рядом помещались колодцы и выгребные ямы. Выгребные ямы строились без непроницаемых стенок, сточные воды просачивались сквозь почву и загрязняли воду в колодцах. В результате воду из колодцев можно было использовать только для хозяйственных нужд (полив огорода или мытье полов); для приготовления пищи, стирки и мытья она уже не годилась. В декабре 1894 года вятская городская управа внесла на рассмотрение думы проект водокачки, которая поднимала бы воду от ключей под Кикиморской горой к Александровской площади. Проект был составлен инженером Бухгольцем. Идея была принята. 24 июня 1899 года у ключей под горой был отслужен молебен и началось строительство. За один сезон было построено здание водокачки, установлено оборудование, устроены деревянные водосборные бассейны, проложена первая очередь уличной сети труб, на Театральной площади над домом начального училища (дом Толмачева) был построен третий этаж с напорным баком. 15 февраля 1900 года городской водопровод начал работать. Рассчитан он был на подачу 50000 ведер воды в сутки. Позднее была расширена городская сеть водопровода, у водокачки построены бетонные водосборные резервуары, усовершенствовано оборудование.

 

Жуткие хроники Вятской губернии: детоубийства (1888 год)



20 мая Уржумского уезда в починке Сухом Овраге солдатка Александра Пуртова из страха и стыда лишила жизни блудно прижитого ею младенца мужского пола.

21 мая Котельничского уезда в починке над речкой Шумихой крестьянка Феврония Беспятых кинула в колодезь свою двухнедельную дочь Елену и затем сама бросилась в колодезь и утонула. При дознании полиция причина этих преступлений отнесена к болезни Беспятых.

30 мая Орловского уезда около лугов при починке Каменском в пустом колодезе найден мертвым с признаками ушибов младенец женского пола, рожденный дочь крестьянина Матреною Елсуковой, скрывшей свою беременность.

16 февраля в г.Орлове дочь крестьянина Котельничского уезда Марья Шабалина родила младенца мужского пола и оставила его без помощи в холодном амбаре, где он замерз.

18 августа против города Сарапула в реке Каме найден мертвым младенец мужского пола. Вскрытием трупа обнаружено, что младенец был рожден живым и по удушении брошен в реку.

10 сентября Слободского уезда в деревне в Бичевном крестьнка Анна Титова, страдающая расстройством умственных способностей бросила в растопленную печь сына своего Евдокима, 1 года, где он и умер.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158. Фото С.А.Лобовикова

 

Истоки. Этногенез русского населения Пермского края



В целом русское пермское население, по средним данным, принадлежит к вятско-камскому типу в составе русских антропологических комплексов, сложившихся в результате взаимодействия разных компонентов: новгородских славян, переселившихся из разных областей Русского государства и местных финских групп. Имеется сходство с Уральским расовым типом. Ближайшие к нему территориально финские группы, в том числе коми-пермяцкая, имеют больше, чем у русских, признаки монголоидности, причем ветлужско-камская финская группа схожа по облику с нижнеобской, угорской группами (ханты, манси), т.е. с так называемым уральским расовым типом. Эта «уральская раса» в этногенезе русских всей вологодско-вятской зоны сыграла определенную роль. Но русские Перми, кроме сходства с уральским типом, имеют общее и с другими типами севернорусской зоны, в частности с ильменским. В результате исторического развития население Перми хотя и приобрело отличительные особенности, но в основном сохранило «физический тип, нравы и обычаи своих предков», вышедших из Вологодской, Архангельской и других северных русских губерний.

На путях из земли Пермской в Сибирь – Москва 1989 г., с.24-25

На фото: 1910-е. Жители села Кыласово Кунгурского уезда Пермской губернии

 

Занятие отхожим промыслом в уездах Вятской губернии (в тысячах людей) на 1898 год



Сарапульский 16

Глазовский 35

Яранский 42

Уржумский 26

Малмыжский 14

Котельничский 26

Елабужский 10

Орловский 19

Слободской 31

Вятский 17

Нолинский 26

Вятская газета - 1898 г. № 27


Назад к списку