- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 1-15

Известные люди Вятского края. Мария Григорьевна Исакова



Исакова Мария Григорьевна (1918-2011). Первая трехкратная чемпионка мира по классическому многоборью (1948-1950), шестикратная абсолютная чемпионка СССР по скоростному бегу на коньках (1945-1949, 1951), рекордсменка мира на дистанции 1500 метров, 23-кратная чемпионка страны на отдельных дистанциях.
Прославленная спортсменка родилась в д.Хлыновка близ Вятки, М.Г.Исакову называли «Золушка из Вятки». В 1938 г. установила свой первый мировой рекорд. С 1952 г. – на тренерской работе в Федерации конькобежного спорта СССР, Добровольном спортивном обществе «Динамо».
Ее перу принадлежат книги «Ледяные дорожки», «К заветным рубежам» и «Конькобежный спорт». Награждена орденом Ленина, почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта». Заслуженный мастер спорта СССР (1946). Заслуженный тренер РФ. На ее счету 84 медали, в том числе 32 золотых (8 – на чемпионах мира и 24 – на чемпионатах СССР).
Почетный гражданин г.Кирова.

Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.7

 

С архивной полки. Сталинская система массового доносительства



Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди... Сергей Довлатов

Обвинительное заключение по следственному делу № 1215 по обвинению Чашкина Александра Афанасьевича по статье 58-10 УК РСФСР. Составлено 8 января 1936 года

Шурминскому РО НКВД стало известно о том, что гражданин деревни Васькино Шурминского района Кировского края, Чашкин Александр Афанасьевич, среди населения ведет антисоветскую и антиколхозную агитацию.

Слушали по делу устно:
Чашкин Александр Афанасьевич систематически вел антисоветскую агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства. С этим Чашкин ходил по домам единоличников и говорил, что от колхозной работы люди умирают. В результате агитации Чашкина часть единоличников упорно не идет в колхоз.

Протокол допроса от 14 апреля 1937 года
Вопрос. Вы пытались снова обмануть следствие, показывая неправду, в ведении вами контрреволюционной агитации вас изобличают свидетельские показания Чашкина М.А. «Что колхозная работа рабская и от этой колхозной работы погибают колхозники, как, например, от колхозной работы умер колхозник Чашкин Н.В. и если мы пойдем в колхоз, тоже умрем». Признаете вы это?

Ответ. Виновным себя в этом не признаю, разговоров о жизни колхозников я Чашкину М.А. ничего не говорил, а также не говорил о том, что Чашкин Николай Васильевич умер от колхозной работы, а об этом говорил сам Чашкин М.А., что Чашкин умер от простуды, т.е. после того как приехал из-за Вятки, а разговора о том, что Чашкин Н.В. умер от колхозной работы у нас не было.

ЦГАКО ф.Р-6799 оп. 1 д. су-88 т. 1 лл.120-121

После данного чтива получается интересный вывод, что антисоветскую агитацию по факту вел сам доносчик, а не тот, на кого он донес. Цель была обвинить человека в том, что он не говорил и не делал. Его и нужно было отправлять сталинский "на курорт". Хотя часто так и случалось, что доносчики отправлялись вслед за своими жертвами.

 

История Вятского края в поэзии. Первопроходцы



«О, Господи, как любо-то окрест!
Вот тут и место, новгородцы-други».
В дугу сгибаясь, вспенил воду шест,
И в берег лодки стукнулись упруго.

Плечист и ладен этот был народ;
Лоснилась обувь, смазанная салом;
Волна русоволосая бород
Обветренные лица обрамляла.

Они сошли, в волненьи затая
Мечту и мысль свою о доле лучшей.
Как сказочных рогатин острия,
Стояли пихты над высокой кручей.

Так вот он, край, что от Сухоны вниз,
Богатый зверем, весь в речных излуках,
Где промышляет вольный черемис
С колчаном стрел березовых и луком.

Вот будущая Вятская земля.
Пройдут века, как шумные аккорды,
И под крылом седого журавля
Заблещет город весело и гордо.

Но далеко еще до той поры…
Голубоглазо щурясь, ходит древность,
И широко сверкают топоры,
И вздрагивают сонные деревья

Павел Маракулин

 

Наши традиции. Как в старину провожали в армию у вятских мари



Из жизни деревни. Проводы новобранцев у черемис. Приняв в солдаты новобранцев, родные их увозят в деревню до назначения для сбора срока. У вятских черемис молодой новобранец все время отпуска проводит в гостях. В день отъезда в город, когда уже и лошадь запряжена в сани, новобранец одевается по-дорожному, садится за стол с отцом, матерью, братьями и сестрами; отведают кушаньев, меду; выпьют все по рюмке водки и начинают прощаться. Молодой черемисин кланяется родителям в ноги; благодарит за заботы о нем по воспитании. В это время музыкант заиграет песню и новобранец пускается в пляс; но это не признак веселья, а выражение горя; через несколько минут, круто повернувшись, он бросается в ноги отцу с рыданием: плачут и присутствующие. Перецеловавшись со всеми, поддерживаемый товарищами, новобранец идет по деревне, раздается песня, черемисская.
Все однодеревенцы, парни и девушки идут позади и громко поют разные песни. За околицей, в поле, начинается общее прощание; а затем новобранец усаживается в сани и с пожеланием счастливой жизни расстаются с ним. Сообщил Якимов.

Вятская газета - 1900 год № 11

 

О мягкости законов в Николаевской России



Где-то доводилось читать, что законодательство Российской империи времен "Николая Кровавого" было самым гуманным за весь прошлый век. За 1905-1913 гг. вынесено смертных приговоров 6871, приведено в исполнение 2981 (для сравнения, с 1921 по 1953 в СССР приговорены к расстрелу за "контрреволюционные" преступления 799 455 человек. За два года Большого террора (1937, 1938 гг) приговорены к расстрелу 681 692 «врагов народа» - это 85% от всех расстрелов за 33 года, почти 1000 расстрелов каждый день). Вот еще один пример царского законодательства в годы Первой русской революции.

18 декабря 1905 года. Ранен командир 231 Котельничского резервного батальона полковник Петр Васильевич Нестеренко, рядовым Фабричным. На другой день в 4 часа 15 минут Нестеренко скончался.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1906 год - Вятка 1905 год, с.79

8 февраля 1906 года. В городе Вятке временным отделением Казанского военно-окружного суда слушалось дело о рядовом 231 Котельничского резервного батальона П.Н.Фабричном, обвиняемом в убийстве своего начальника, командира батальона полковника Нестеренко. Суд приговорил Фабричного к смертной казни через расстреливание, но постановил ходатайствовать пред командующим войсками Казанского военного округа о смягчении наказания.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1907 год - Вятка 1906 г., с.95

На сканах: страницы из так называемых общероссийских "розыскных листков" 1907 года со сведениями и фотокарточками лиц, находящихся в розыске, в основном политических экстремистов после первой русской революции, и то ряд лиц подлежал к амнистии (прекращению розыска). Если посмотреть на первую страницу, там можно заметить много нерусских фамилий. Целый интернационал, готовивший "русскую революцию"... Источник: архив ГА РМЭ фонд 100

 

Эпоха - газетной строкой. Новые газеты новой России



Новые газеты. Новая свободная жизнь вызвала издание массы новых газет. В Вятке до 1 мая выходили газеты: «Вятская речь», «Слово и жизнь», «Крестьянская газета», «Губернские ведомости»; в Сарапуле – «Кама» и «Прикамская жизнь».
Теперь, спустя 2 месяца, издаются новые газеты, в Вятке, помимо перечисленных выше изданий – «Известия Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов», в Уржуме – «Уржумская крестьянская газета», в Малмыже - «Малмыжская жизнь», в Кукарке – «Кукарская жизнь», в Котельниче– «Известия Котельничского временного исполнительного комитета», в Яранске – «Крестьянское слово», в Елабуге - «Крестьянская газета».

Уржумская крестьянская газета - 1917 г. № 26

 

С архивной полки. Что продавали и покупали в Яранске в середине XIX века



Статистические сведения, составленные Яранским городничим вследствие предписания Вятского губернского статистического комитета от 28 декабря 1861 г. за № 129 о торговле в городе Яранске

Рыбы привозится из горда Котельнича в течение года до 2500 пудов в сложности на 2800 рублей и свежей в одно зимнее время до 1500 рублей на 3 тысячи рублей, которая и распродается для продовольствия местных жителям города или поселян.

Сахара торгующими лицами привозится из города Казани и Нижегородской ярмарки до 800 пудов на 8 тыcяч рублей, который и распродается жителям города Яранского и уезда оного.

Чай также привозится из вышеобъясненных мест в количестве до 60 ящиков 120 пудов на 62 тысячи рублей и распродается тем же жителям города Яранска и уезда оного.

Табак курительный листовой и крошеный и нюхательный привозится из тех же из города Казани и Нижегородской ярмарки в количестве курительных листов до 1000 пуд на 1200 рублей и крошеный и нюхательный за бандеролями разных сортов на 1600 рублей, который и распродается города Яранска и уезда оного.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 л.190

 

Эпоха – газетной строкой. «Дедовская трехполка»



Крестьяне Обуховского района в количестве 20 деревень никак не могут расстаться с дедовской трехполкой. Из 4867 десятин пахотной земли у них ежегодно бывает недосев в 15 процентов. Причина недосева заключается в том, что из 663 домохозяев имеют лошадей только 322, а остальные, безлошадки, из года в год перекочевывают с котомкой на побочные заработки.
Скотоводство в районе почти замерло. Тормозом в его развитии является отсутствие достаточного количества кормов, их приходится на 25 процентов прикупать на стороне.
Из 663 домохозяев района 110 совсем не имеют коров. Овец приходится по одной с небольшим на двор, а свиней в районе всего 74 штуки.
Хотя в районе имеется потребительский и кредитный кооперативы и разные артели, но кооперировано в них всего 25 процентов домохозяев.
Крестьянам Обуховского района можно бы зажить по-новому. На глазах у них работает Обуховская сельскохозяйственная коммуна, у которой есть чему поучиться. И газет в районе порядочно выписывается; есть деревни, как Водозерье, где на каждые 2 двора выписывается одна газета. А все-таки обуховцы живут по-старому.

Деревенская жизнь – 27.08.1926 г.

 

Праздники и традиции старого Котельнича



Главная достопримечательность Котельнича - Алексеевская ярмарка, бывающая ежегодно с 1 по 20 марта. Это самая бойкая и известная ярмарка в Вятской губернии; установлена еще в царствование Алексея Михайловича. Обороты ярмарки простираются до 1 милл.300 тыс. рублей (по данным за 1896 г.), но торговля носит большей частью розничный характер и производится за наличные деньги.
Главный котельничский праздник однако не во время ярмарки, а в первое воскресенье после Петрова дня. Он носит название «Все святые», причем, как бы для наглядности, из окрестных сел сносятся в город иконы. Совершается крестный ход. Своеобразная черта праздника – ряд страдовок (т.е. жней) и другой прислуги: пестуний (нянек), борноволков и т.п. Желающие наняться выстраиваются все в ряд на соборной площади, обычно с узелками под мышкой. Тоже самое происходит в с.Молотникове (около города) в Петров день. Прежде, нужно думать, подобным образом выставлялись на показ не работницы, а невесты, какой обычай и сохранился еще в некоторых местах св.Руси. Страдовок рядят б.ч. до так называемого Недостова дня (св.Модеста). День этот празднуется однако в разных селах в разное время (с 8 октября по 8 ноября).

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Наше духовное наследие. Пословицы и поговорки Слободского уезда Вятской губернии, собранные И.М. Софийским в 1890 году



В Государственном архиве Кировской области хранится большая рукопись Ильи Михайловича Софийского, переданная им для опубликования в «Памятных книжках Вятской губернии». В коротеньком предисловии собиратель сообщает, что пословицы и поговорки были собраны в тех же условиях, что и заговоры, кот были напечатаны в ПКВГ за 1894 год. То есть, пословицы и поговорки, так же как и заговоры, собирали в Слободском уезде учителя и ученики подведомственных Софийскому народных училищ (он был тогда инспектором начальных училищ). Сам Илья Михайлович собирал все записи воедино, готовил их к печати.
Рукопись написана на больших листах, всего она включает в себя 2033 текста. В какой мере все тексты относятся к жанру пословиц и поговорок, исследователям еще предстоить выяснить. Но, то, что это собрание представляет значительный интерес для фольклористов, филологов, этнографов, историков – не подлежит сомнению.

Аз-буки балашки
Веди – таракашки,
Глагол – кишки,
Добро – шанешки.

Байки-побайки!
Матери-китайки,
Отцу-кумачу,
Брату – луковичу.

Вятский свистун (Киров) – 2001 г. № 120 с.3-4

На фото: картина Дмитрия Сенникова. Тайна за старой дверью

 

С архивной полки. О населенности вятских сел в старину



В старину даже не особо большие села по населенности и числу дворов могли бы сравниться с современными вымирающими райцентрами. Возьмем из статистических сведений по Вятской губернии за 1855 год два села Елабужского уезда - Танайку и Лекарево. Примечательно, что в архивном документе населенные пункты значатся под двойным названием - церковным и светским.

Село Архангельское Танайка тож казенного ведомства крестьяне: 220 дворов, 593 мужского пола и 630 женского.
Село: Воздвиженское Лекарево тож казенного ведомства крестьяне: 90 дворов, 252 жителя мужского пола и 265 женского.
Получается, в одном селе Танайка в 220 дворах проживало в общей сложности 1223 человека. Для сравнения, в современной Кировской области многие районные центры не насчитывают и 2-3 тысячи жителей...

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.34

На фото: в одном из сел Вятской губернии

 

С архивной полки. Наши предки в партийных документах



Нередко сведения о наших предках можно найти в партийных документах, в протоколах партийных организаций. Например, в приговорах по раскулачиванию или исключению из партии прилагались небольшие биографические справки, что может быть очень интересно для их потомков. Например, в 1938 году был репрессирован рабочий лебяжского пункта "Заготзерно" Прокопий Егорович Хохлов (кстати, сын последнего звонаря лебяжской церкви). В партийном протоколе по исключения Хохлова из партии о нем сообщалось следующее...

Хохлов Прокопий Егорович, кандидат в члены ВКП (б) с марта месяца 1931, кандидатская карточка № 0088112, год рождения 1893, социальное положение рабочий, русский, образование низшее, в рядах РККА не был, с августа месяца 1918 по ноябрь месяца 1918 находился у белых. На учете состоял в первичной по пункту Заготзерно, работал в качестве механика Заготпункта.

6.10.36 лебяжским райкомом ВКП (б) за антипартийное отношение к стахановскому движению - Хохлову объявлен выговор.

Постановление

За контрреволюционную агитацию и вредительство на пункте заготзерно - исключить Хохлова П.Е. и из кандидатов в члены ВКП (б)

ЦГАКО ф. П-1 оп.133 д.8 л.75

24 марта 1938 г. осужден на 5 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года ("Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области").

На фото - родители П.Е.Хохлова последний звонарь Лебяжской церкви Егор Гаврилович Хохлов с супругой Анастасией Семеновной. На оборотной стороне фото имеется надпись: «На память детям от отца Георгия Гавриловича и матери Анастасии Семеновны Хохловых. 30.9.1932».

 

К прошедшему дню сельского хозяйства. Жизнь вятских крестьян накануне советской власти (по материалам сельскохозяйственной переписи 1917 года)



Село Лопьял Уржумского уезда. В селе 75 хозяйств (основное население - марийцы). Из них:
безлошадных - 30;
по одной лошади - 42;
в трех хозяйствах было по две лошади.

Немного было в селе и владельцев сельскохозяйственных машин:
веялки - 5
молотилка - 1
сеялка - 1
жнейки - 2
соломорезка - 2
плуг - 1
ульи - 6
хмель - в 12 хозяйствах.

ЦГАКО ф.176 оп.18 д.1166

На фото: как вы думаете, что это за предмет из крестьянского обихода? Экспонат Музея крестьянского труда и быта (поселок Оршанка, республика Марий Эл)

 

Вятские села и веси: село Верхолипово (Верхошижемский район)



Верхолипово, с., центр Верхолиповского сельского округа и колхоза «Верхолиповский».
Расстояние от центра р-на (пгт Верхошижемье) 20 км., дата основания – 1788 г. Название села происходит от описательного оборота «верхнее липовое раменье». Расположено на горе, на левом берегу р.Липовка, местность лесная. В д.Кривецкая в 1788 г. построена деревянная церковь, разобрана в 1830 г.
Богословская церковь, каменная, построена в 1820-1869 гг., приход состоял из 47 селений, народное училище в селе открыто 21 ноября 1868 г., медпункт – в 1940 г.
Главное занятие жителей землепашество, некоторые занимались смолокурением или отхожим промыслом. Смолу, деготь, пихтовое масло гнали жители, примыкающих к лесным массивам. Владельцы заводов из Большой Черной за сезон выгоняли: П.Утробин – 70 ведер смолы и 60 ведер дегтя, М.Кочкин – соответственно 50 и 40 ведер. В 19 веке лесохимическим промыслом занимались 26 хозяйств, смолу отправляли на судоверфи, деготь – на кожевенные заводы, пихтовый спирт – в Германию. Житель д.Чертенки Ф.Е.Зевахин выращивал лошадей-рысаков, на выставках коневодства занимал призовые места. Ныне в сельском округе остались деревни Бабичи, Большие Медянцы, Логушины, Казань, Морозы, число жителей 330 чел.
Знатные люди округа: И.В.Попов (1894-1952), партийный и советский работник, хозяйственный руководитель, работал в Глазове, Вятке, Тюмени, Москве, делегат 8-13 съездов партии, член ВЦИК и ЦИК СССР, участвовал в организации газеты «Вятская правда»; Б.А.Кислицын (1918-1988), генерал-майор, участник Великой Отечественной войны, работал в Генштабе Министерства Вооруженных Сил СССР; С.Д.Антипин (1894-1973), профессор, доктор биологических наук, зав. кафедрой биологии пединститута латвийского г.Даугавпилса.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая - Киров 2002 г., с.97

На фото: Верхолипово. Церковь Иоанна Богослова. Июнь 2019 г. Фото Е. Чудиновских
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/24339

 

Известные и выдающиеся вятчане: Кашин Юрий Иванович


Ученый с мировым именем. Доктор экономических наук (1984), профессор (1987), академик Академии социальных наук (1994), член-корреспондент РАЕН (макроэкономика; 1994). Специалист в области экономики и финансов. Преподаватель политической экономики Казанского инженерно-строительного института (1962-1964). Аспирант кафедры политической Московского финансового института (1964-1967). Сотрудник центрального аппарата Госбанка СССР (1967-1986). Член редколлегии журнала «Деньги и кредит» (1973-1996). Заведующий сектором финансов, кредита и денежного обращения института экономики АН СССР (1986-1988). Куратор финансового и банковского направления в аппаратах госуправления (1988-1993). Консультант ряда коммерческих банков (1994-1998). Президент Международного фонда исследований проблем финансов, кредита и денег (1995-1999). Профессор-консультант Московского банковского института (1999).
Родился 26 апреля 1938 года в селе Суна. С 1946 по 1956 год учился в Сунской средней школе. Работал налоговым инспектором Сунского райфинотдела. Пешком исходил многие деревни ошетской и нестинской округи. Увлечение спортом и школе очень помогло успешным занятием наукой. Окончил Казанский финансовый экономический институт (1962).
В июне 2000 года знаменитый земляк посетил малую родину, встретился с работниками сунского отделения Сбербанка и подарил свою только что вышедшую в свет книгу «Россия в мировом сберегательном процессе». При встрече отметил, что Суна навсегда осталась в его сердце.
В 2003 г. в Москве вышло собрание научных трудов Ю.И.Кашина в 3 томах. Это свидетельство востребованности автора.

Земля Сунская – Киров 2011 г., с.413-414

 

Благое дело учительниц города Слободского



23 мая 1902 года. В городе Слободском учительницами городских начальных школ, при участии местного инспектора народных училищ, была устроена для всех учащихся в начальных школах прогулка до села Пречистого, в 5 верстах от города, на пароходе «Коммерсант».

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1902 г., л.121

На фото: пароходы у города Слободского. Источник: tornado-84.livejournal.com

 

Эпоха - газетной строкой. Открытие частного приюта в Яранском уезде



Открытие приюта. 16 сего августа, при многолюдном собрании, торжественно освящен и открыт приют для детей, устроенный крестьянкой починка Толстоуховского, Ихтинской волости, Натальей Ивановной Ишимовой на собственные свои средства и на земле, принадлежащей ей же. Принято пока в приют 10 девочек-сирот, оставшихся после погибших на войне защитников Родины.

Крестьянское слово (Яранск) – 1917 г. № 38 6 сентября

Фотографии данного приюта, конечно, не сохранилось. Сохранилось несколько интересных снимков Уржумского Дома призрения, открытого еще в конце XIX века...

 

С архивной полки. Крестьяне - будущие учителя



31 мая 1902 года

В Вятский епархиальный училищный совет

Котельничское уездное отделение Вятского епархиального училищного совета имеет честь при сем препроводит на благоусмотрение Вятского епархиального училищного совета прошение окончившего курс в 1899 году в Юмской второклассной церковно-приходской школе крестьянина Котельничского уезда Батаевской волости деревни Кротовской Адриана Никифорова Кротова.

ЦГАКО ф. 208 оп.1 д.947 л.6

Примечание. Второклассные училища выпускали будущих учителей начальных школ. Возможно, стал им и Адриан Никифорович Кротов...

На фото: "Школьный листок" - такой документ составлялся о состоянии каждого начального училища в начале XX века. Что немаловажно, здесь указывались и преподаватели ...

 

Вятские хроники. Хитрый купец



5 июня 1904 года. Вятским купцом И.К. Клепиковым предоставлен безвозмездно под лазарет на 75 кроватей свой дом, предложенный для найма за 1000 рублей.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 год, с.150

Получается, что купец предоставил под лазарет "безвозмездно", но за найм в тысячу рублей...

 

С архивной полки. Статистические сведения, составленные Яранским городничим вследствие предписания Вятского губернского статистического комитета от 28 декабря 1861 г. за № 129 о торговле в городе Яранске: продажа скота



Скот покупается в городе живой, приводимый для распродажи уездными жителями, покупка коего обходиться может за пуд по более как по 1 рублю 60 копеек … во время ярмарки, бывающей с 20 сентября по 1 октября. Приезжающими лицами закуп скота производится до 100 скотин на 1200 рублей и справляется в Нижегородскую и другие соседственные губернии.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл.189-189 об.

 

Вятчане - участники Великой Отечественной войны: Иван Федотович Якурнов



Якурнов Иван Федотович (р.7 ноября 1912), командир эскадрильи штурмового авиаполка, гвардии подполковник, Герой Советского Союза (1944). Родился в д.Емаевщина (ныне Нолинский район), работал на Урале, на Ижорском заводе, в лениградском порту, Рыбинском аэроклубе. Участник Великой Отечественной войны. После войны живет в г.Ульяновске. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Отечественной войны 2-й ст., Почета, медалями.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди - Киров 1996 г., с.529

 

Известные люди Вятского края. Александр Назарович Кузнецов



Кузнецов Александр Назарович (10 (22) марта 1831- 31 марта (12 июля) 1895), купец, просветитель, земский работник. Родился в Архангельске в купеческой семье. Выпускник Архангельской гимназии. В 1860-х годах занимался скупкой хлеба в Орловском уезде, отправлял его в Архангельский порт. С 1870 до смерти – городской голова г.Орлова. Был гласным губернского земского собрания и уездного Орловского. Распространял в Орловском у. знания по сельскому хозяйству. В 1887 г. по его инициативе при Орловском народном училище создано «опытное поле». Ратовал за распространение грамотности среди крестьян. Отец революционерки А.А.Кузнецовой.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди - Киров 1996 г., с.234

 

 

 

 


Назад к списку