Сентябрь
Вятские села и веси: село Зониха (Верхошижемский район)
Зониха, с., центр Зоновского сельского округа и совхоза «Зоновский».
Расстояние до центра района (пгт Верхошижемье) 25 км., дата основания – 1687 г., многие годы было центром Ярковский волости, прежние названия: поч.Зоновский, Космодамианское, Козьмодемьянское (до 1920). «Зониха» в переводе с удмуртского языка значит «луг на гари».
Расположено на ровном возвышенном месте, в 3 км течет речка Суводь. Зоновский край богат полезными ископаемыми: близ д.Турыши в старину велась добыча извести (в 1929 г. организована Зоновская промартель по выработке извести); д.Планиды – жернового и точильного камня; в д.Горбали обнаружены большие залежи красной глины, идущей на производство кирпича. В 1924 г. в д.Хазы возникло производство по получению крахмала и патоки.
Вознесенская церковь, каменная, построена в 1876 г., приход состоял из 36 селений, земское училище открыто в январе 1882 г. в доме Ф.Т.Горбунова, отставного солдата. В 1905 г. в селе действовала метеорологическая станция, которой заведовал дьякон Н.Т.Семакин, приборы для станции были получены из Санкт-Петербурга. Жители занимаются земледелием.
В 1957 г. было 58 деревень, ныне осталось два населенных пункта – с.Зониха и д.Кукушка (Кукушки, 8 км.), число жителей 560 чел. Одна из улиц села носит имя Героя Советского Союза А.Я.Опарина, другая – И.Н.Федосимова, повторившего подвиг панфиловцев. В д.Агишенки (поч.Золотаревский) родился Б.М.Золотарев, писатель, журналист, работал в Забайкалье, Кировской и Свердловской областях, написал повесть о герое-пограничнике Виталии Козлове «Бессмертие».
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая - Киров 2002 г., с.99-100
Источник фото: https://sobory.ru/photo/217041
Истоки. Первые упоминания о Пачинском крае
В метрических книгах Пачинской Всесвятской церкви за 1764 год есть данные о родившихся младенцах из Больших Пачей, Малых Пачей, Устья, Вырнура, Кидалсолы, Пердунова, Кугуланура – всего 22. Кроме того, среди заключивших брак, а таковых 15 пар, есть жители деревень Пайнура, Лапсолы и починка Туманурского – это из тех населенных пунктов, что находились на территории нынешнего Тужинского района. Деревень в то время было немного, считай, только выше перечисленные (еще Ядыково и Югунур, проверено по метрикам и исповедным росписям последующих лет). В 1816 году в Больших Пачах, согласно ревизским сказкам, из 40 хозяйств в 31 живут Дербеневы, потомки Дербеня. Деревня Дербенево, находившаяся на Ярани, видимо, в устье реки Пача, разрасталась вверх по этой речушке и поэтому получила название Большие Пачи. В храмозданной грамоте митрополита Казанского и Свияжского Тихона на строительство Воскресенской церкви в селе Пижемском (1702 год) упоминается: «…быть в приход к той церкви новокрещенным… волостей…, Яранской что на Пачах с крестьянскими дворами». Каков же возраст деревни? Переписная книга Григория Юшкова позволяет утверждать, что деревня появилась более чем за 10 лет до переписи, то есть не позднее 1936 год…
Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской – Киров 2006 г., с.16
Фото с сайта "Родная Вятка". Источник иллюстрации там, к сожалению, не указан
Виды архивных документов: формулярные и послужные списки
В формулярных (послужных) списках собрана информация о биографии чиновника, государственного служащего, учителя, врача, офицера. В послужных списках указывались: чин, имя, отчество, фамилия, должность, награды, время рождения, вероисповедание, происхождение, занимаемые должности, сведения об образовании, перемещениях по службе, награды, взыскания, семейное и имущественное положение.
Форма составления клировых ведомостей была введена в 1822 году. Клировые ведомости составлялись при каждой церкви и включали в себя сведения о церковном причте (клире): священнике, диаконе, пономаре и других служителях церкви, сведения об их возрасте, образовании, семейном положении, положении на службе и в быту. С помощью клировых ведомостей можно проследить происхождение, служебную деятельность, родственные связи духовных особ и членов их семей с представителями других сословий.
На фото: разворот "клировой ведомости" из фонда 23 описи 70 архива ЦГАКО
С архивной полки. Забытые традиции: крестные ходы села Сунского
Его Высокоблагословению отцу городскому благочинному села Сунского Вознесенской церкви
Того же села и церкви священно и церковнослужителей
Покорнейший рапорт
В исполнение указа Его императорского величества, самодержца Всероссийского, последовавшего из Нолинского Духовного правления, от 15 апреля за № 396 касательно истребований от подведомственных вам священноцерковнослужителей сведений где, когда и по какому случаю совершается крестный ход - честь имеем донести Вам В селе Сунском кроме крестных ходов совершаемых обыкновенно по чиноположению церковному на реку Суну в 6 января в преполовение праздника Воскресения Христова и в 1 августа учреждены ходы в летнее время по полям прихожан по их просьбе и в 26 июня в круг села, последний совершается с незапамятных времен и совершенно неизвестно по какому случаю учрежден ход сей; а из рассказов по преданию жителей села Сунского видно, что установлен ими вследствие пожара, когда то в сем селе бывшего.
Священник Михаил Кувшинский
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.42 л.14
На фото: церковь села Суны и церковно-приходская школа села в старину. Фотофонд ЦГАКО
По страницам старых газет. Возрождение духовности
Нолинск. В селе Лудяна состоялась встреча молодежи 40-х годов. Ее участники, видя удручающее состояние церкви, решили просить районную администрацию открыть счет для пожертвований на восстановление храма.
Уржум. По крупицам восстанавливается освященная в минувшем году церковь в селе Лопьял. В местном продовольственном магазине установлена на копилка для пожертвований. На церковном счете числится более 5 тысяч рублей.
Вятский епархиальный вестник - 1992 г. № 7 и 8
На фото: село Лопьял Уржумского района в советское время.
Фамилия как часть истории и культуры народа
В течение первой половины лета мы публиковали материалы о происхождении вятских фамилий. В основе их была обширная публикация вятского краеведа Олега Виноградова, правда, посвященная только фамилиям Лебяжского района, т.к. в ее основе лежал словарь А.Н.Онучина, который исследовал только лебяжские фамилии (возможно, в печати были публикации Олега Виноградова, посвященные и другим районам, но пока нашлась только одна публикация). Вот что писал Олег Николаевич в предисловии своего замечательного исследования.
Фамилия - одно из интереснейших явлений, это богатый источник для изучения языка, его лексики, истории социально-экономических отношений, процессов заселения земель, этнографии и т.д.
Ученые давно уже обратили внимание на этот языковой пласт, однако создать словарь, охватывающий его целиком, так никому и не удалось. Есть несколько словарей, но они включают лишь небольшую часть огромного массива русских фамилий (предположительно их насчитывается до 100 тысяч).
Словарь, подготовленный нашим земляком А.Н. Онучиным, охватывает около 200 фамилий, выбранных из метрических книг конца XIX века приходов, находящихся на территории современного Лебяжского района.
Интерес к фамилиям этого района не случаен. Вятский край, занимающий пограничное положение между святой Русью и Ур, играл большую роль в освоении и развитии как Урала, так и Сибири. Это не могло не сказаться на судьбах переселенцев, на их прозвищах и фамилиях.
Как уже говорилось, словарь А.Н. Онучина содержит данные почти о 200 фамилиях. Сегодняшняя публикация познакомит лишь с малой частью из них. Мы выбрали наиболее распространенные, встречающиеся и за пределами Лебяжского района (О.Виноградов. Фамилии Лебяжского района: откуда пошли фамилии).
На фото: потомки уржумских мещан Перевозчиковых. Перевозчиковы - одна из самых распространенных фамилий в бывшей губернии. Предоставлено Ульяной Изоитко
Исчезнувшие храмы Вятского края: Решетники (Уржумский район)
Решетники – ныне не существующее село в Уржумском районе. С карты области оно исчезло в 1970-х годах. Начало селу дал храм, ему оно было обязано своим существованием. С закрытием же церкви и село вскоре ушло в небытие…
Как поселение Решетники упоминаются в переписной книге за 1747 год. Это одно из первых упоминаний о селе, тогда ещё просто починке в составе Ройской волости, в котором проживал 41 человек государственных крестьян. Поселение стояло на просёлочной дороге в верстах от тракта. До 1861 года жители Решетников являлись прихожанами храма села Аджим, до которого было 12 верст. До другого ближайшего села – Рожки – 15 верст. Большая удалённость от церквей, очевидно, и стала причиной постройки в Решетниках своего храма.
В 1861 году тщанием местных жителей и усердием священника с. Дерюшево Малмыжского уезда Алексия Тамаевского в Решетниках была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Троицы, первым настоятелем которой стал отец Алексий. В документах за 1865 год о храме сообщалось: «Церковь зданием деревянная с таковою же колокольнею, покрыта и обшита тесом и обнесена решетчатой оградой». При храме имелась вся необходимая богослужебная утварь, заведены метрические книги и исповедные росписи. Построили и деревянный дом для причта из одного священника и двух причетников. В 1870 году при храме была введена диаконская вакансия.
В последующие годы церковь достраивалась и благоукрашалась. Этому способствовало учреждение 8 января 1870 года церковно-приходского попечительства.
В «клировой ведомости» Троицкой церкви за 1880 год сообщалось, что церковь обладает только усадебной землей и пахотной при ней не имелось. К началу ХХ века для причта была намежевана сенокосная земля, подаренная прихожанами. В 1905 году по данным Вятского Статкомитета церковь обладала уже и пахотной землёй.
Примерно с 1868 по 1875 год в селе действовала церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника. Обучение в ней вели служители церкви, например, диакон Иоанн Чернышев, преподававший Закон Божий и в земской школе. В октябре 1883 года в Решетниках открылась новая церковно-приходская школа, проработавшая до конца 1917 года. Размещалась она в доме, построенном церковным попечительством. Известно, что в 1890 году в Решетниковской церковно-приходской школе обучалось 47 детей, в 1910 году – 106 ребят. Кроме того, в селе с 1875 года действовала земская школа.
Жители Решетников занимались в основном земледелием, в зимнее время – выработкою леса, который затем сплавляли по рекам Вятке и Каме. В 1873 году по сведениям Вятского Статкомитета в селе не было ни одного каменного дома. На ярмарки решетниковцы обычно ездили в соседние села, например, в Шурму.
Решетниковский приход посещали и вятские архипастыри. Достоверно известно, что один из таких визитов имел место 11 августа 1904 года: владыка Никон, осматривая епархию, останавливался в селе. А 9 июня 1913 года в Решетниках отслужил Божественную литургию Преосвященный Филарет.
Несмотря на свою удалённость от крупных городов, затерянный в вятской глубинке Решетниковский приход никогда не оставался в стороне от крупных событий в жизни страны. К примеру, в годы Русско-Японской и Германской войн священнослужители Троицкой церкви собирали среди жителей села пожертвования на нужды действующей армии и раненых солдат. В феврале 1916 года на сооружение в Вятке храма-памятника в честь павших воинов от первого благочиния Уржумского уезда, в который входило и село Решетники, поступило 387 рублей.
К 1915 году, как сообщают «клировые ведомости», церковь обветшала. Поэтому незадолго до 1917 года было решено возвести в селе добротный каменный храм. Возможно, уже было получено и разрешение из Вятки, так как для будущего строительства было заготовлено 100 тысяч штук кирпича. Но из-за революционных событий строительство так и не началось, а кирпич аккуратно хранился возле старенькой деревянной церкви, пока не был изъят представителями новой власти.
Троицкая церковь, в которой по описи 1924 года было 7 колоколов (из них самый большой весил 51 пуд 10 фунтов), 2 паникадила и 71 икона, вступала в новый период своей истории. Но просуществовать ей суждено было недолго. Затем опустело и село...
Вятский Епархиальный Вестник, № 5, 2010 год
На фото: такой была церковь в селе накануне своего закрытия и разрушения. Снимок 1960-х годов
Истоки. Когда был основан Уржум?
Официальной датой основания города Уржума считается 1584 год (кстати, год смерти великого Ивана Грозного). Лето этого года стало переломным в ходе войны с марийцами. Впервые русские войска вступили в неизведанные места в глубине луговой стороны, «в волость Тутаева, от которой все воровство ставалось…», чтобы усмирить местное население и закрепиться здесь. Под началом воеводы Д.П.Елецкого сюда было направлено три полка. После нескольких кровопролитных сражений многие мятежники были перебиты и казнены: «… и воров перевешали». После этого был заложен город Царево-Кокшайск (нынешняя Йошкар-Ола) и, видимо, тогда же город Уржум. Возможно, русские войска от основанной крепости на речке Кокшаге двинулись дальше на север, в сторону реки Вятки, откуда речным путем можно было спуститься до Казани.
Историк Н.М. Карамзин так поэтично писал о периоде основания Уржума: «Еще лилась кровь россиян на берегах Волги, и бунт кипел в земле Черемисской: Годунов более умом, нежели мечом, смирил мятежников, уверив их, что новый царь, забывая старые преступления, готов, как добрый отец миловать и виновных в случае искреннего раскаяния; они прислали старейшин в Москву и дали клятву верности. Тогда же Борис велел строить крепости на Горной и Луговой стороне Волги, Цывильск, Уржум, Царев город на Кокшаге, Санчурск и другие, населил оные россиянами и тем водворил тишину в сей земле, столь долго для нас бедственной».
Вятский историк А.В. Эммаусский писал в свое время, что «…Уржум… был марийским племенным городком, вошедшим в состав России после подавления Черемисской (Казанской)войны». По
моему мнению, город первые десятилетия мог называться по названию речки, на которой стоял, Вурзымом. Позднее это название трансформировалось в русское Уржум. По словам первого историка Вятского края А.И. Вештомова, Уржум «… рубили в 1584 г. черемисы при помощи и надзоре тогдашних служилых солдат, которыми и черемисами сначала и был населен». Под солдатами здесь, скорее всего, подразумевались стрельцы, поскольку солдаты появились на Руси значительно позднее. Кроме того, слова известного историка о заселении города марийцами можно взять под веское сомнение, т.к. последние не допускались на жительство в русский город.
Ряд историков придерживается мнения, что город мог быть основан немного позднее 1584 года. Так, кировский историк В.В. Низов в доказательство приводит «Исторические записки» академика Н.М. Тихомирова, в которых он опубликовал цитату из краткого летописца 1595 г: «…Поставлен град Уржум». Но, несмотря на разные датировки, Уржум в любом случае был основан в XVI веке. Это подтверждают и археологические находки.
Бесценное свидетельство об основании Уржума хранит грамота («выпись»), выданная Уржумскому Цепочкинскому монастырю на владение селом Жеребцово Поле в 1649 году. В ней 56 марийских старожилов в ходе «обыска» о спорных землях рассказали, что «они ведают, а иные слышали от отцов своих и от чамские черемисы: как-де поставили город Уржум воевода Володимер Головин да Семен Яропкин, и деревни-де Сарды у черемисы пахотные земли и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля в пашню уржумским детям боярским и стрельцам, а их-де черемис, с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они ныне живут, и им-де на том новом месте пашни пахать стало негде, и по указу великого государя и по их челобитью в Чамской волости (им отведены) лишнее поле Чам-Чам да поле Жеребцово…».
Примерный план города Уржума первых лет его существования. Из архива уржумского краеведа В.А.Ветлужских
Разбиваем коммунистические мифы о "лапотной" и "безграмотной" дореволюционной России
Образование в Российской Империи для всех:
В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи было не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству РИ занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране было 130 тысяч школ.
Перед февральской революцией проведен закон о полной бесплатности образования, причем не только обучения, но и жизни во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет - в этот казенный счет входило
все содержание и питание учащихся.
Леонид Крищенко
На сканах: карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года деревни Варсегово Орловского уезда по трем отдельно взятым семьям. ЦГАКО ф.574 оп.16 д.542. Обратите внимание на графу о грамотности...
Вятские города и веси: Омутнинск
Поселок при Омутнинском заводе возник в 1773 году. Статут города получил в 1921 году. Центр одноименного района.
Расположен в северо-восточной части области, в месте пересечения р.Омутной (приток р.Вятки) с железной дорогой Яр-Верхнекамская. Расстояние до областного центра по железной дороге – 232 км., по автомобильной дороге – 200 км.
Население – 29, 6 тысяч человек (1993 г.).
Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 г., с.316
На фото: современный город и его пруд
Вятские села и веси: село Мокино (Яранский уезд)
Село Мокино (Троицкое). Троицкую и Колянурскую волости разделяет река Немда. Датой основания села считается начало строительства церкви в 1862 году (строительство ее было завершено в 1869 году). Строили из местного кирпича, изготовляемого собственными силами. Вокруг церкви была каменная ограда (понизу) с фигурной, из металла, верхней частью. Постепенно и церковь, и ограду разобрали. Однако само здание храма использовалось до 80-х годов прошлого века в качестве клуба, библиотеки, а после Великой Отечественной войны в ней располагалась МТС. Сейчас сохранились лишь развалины стен в зарослях кустов и деревьев.
В старину село считалось зажиточным. Здесь процветала торговля, хорошие результаты были достигнуты в сельском хозяйстве. Богатые лесные угодья и близость рек, пригодных для сплава (реки Немда и Вятка), способствовали развитию лесной отрасли хозяйствования. Известно Мокино и экипажным ремеслом.
С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.71
Снимок села 1906 года с сайта "Родная Вятка"
Раскулачивание в Свечинском районе
Кулаком или подкулачником считали того, кто не хотел вступать в колхоз, или имел в своем личном хозяйстве мельницу, молотилку или жатку, не применяя наемного труда. Людей, зачисленных в «кулаки» и «подкулачники», лишали избирательных прав, подчистую конфисковывали имущество и высылали в северные безлюдные края, используя на лесоповале. Так, например, в дер.Карпушонки Октябрьского сельсовета, состоящей из 10 дворов, было раскулачено два хозяйства. Иван Николаевич Тарасов имел молотилку, а Антон Михайлович Ляпустин – мельницу. Оба они были высланы, их семьи выселены из добротных домов. Старшие сыновья Егор Тарасов и Прокоп Ляпустин еще до ареста отцов были вынуждены скрыться. Жена Егора Марфида Васильевна, не успевшая тайно уехать с мужем, была арестована и вместе с грудным ребенком пробыла два года в колонии. Такая же печально трагическая участь постигла и другие зажиточные крестьянские хозяйства на территории Октябрьского сельсовета. Были раскулачены и подвергнуты репрессиям Кудрин Моисей Васильевич, Кудрин Филимон Васильевич, братья Перминовы Тарас и Дмитрий Матвеевичи, Перминовы Николай Петрович, Василий Николаевич, Евлан, Михей и Кирилл Николаевичи.
В целом на территории района было раскулачено более 300 хозяйств. Ленинские идеи кооперирования в деревне были извращены….
Петр Стародубцев. Свечинская земля – Киров 1992 г., с.63-64
Примечание. Автор книги – учитель, коммунист, участник и инвалид Великой Отечественной войны. В своей книге старый коммунист (в партию вступил на фронте) признается между строк, что коммунистический путь развития страны был ошибкой. В книге немало интересных размышлений об истории страны в XX веке
Истоки. Вздерихинский овраг города Вятки, который стал Раздерихинским
Раздерихинский овраг. Изначально овраг назывался Вздерихинский, по нему «вздирались» (взбирались) к воротам под Пятницкой и Сретенской башнями земляного города (посада).
В 1412 году происходит знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В праздник о тех событиях появился вятский народный праздник Свистопляска, а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.
Путеводитель по городу Хлынову конца XVII-XVIII веков - Киров 2013 г., с.48
Коллективизация - была она благом или злом для нашей страны?
Оглядываясь назад, старики понимают, что вся политика советской власти, начиная с 1917 года, неизбежно вела к колхозам. Мимо них ей дороги не было.
Елизавета Семеновна Окулова (1904, Костромская губерния) вспоминает: «Мне было 13 годов от роду, как приехали в нашу деревню человек десять на конях. Собрали нас всей деревней и объявили власть советскую, царя, говорят, у вас не будет больше, а будет народ всем править. В селе нашем соседнем церковь закрыли. Поставили в сельсовете над нами главного. Собрал он сходку и объявил, что мы должны сдать весь свой хлеб, себе оставить только, чтоб с голоду не помереть, в городе, мол, голодно. Что же нам было делать? И жалко, ведь хлебушек-то своим трудом заработали. И не отдать нельзя, коли люди голодом маются там. Вот и повезли все мешками в общий амбар. Себе почти ничего не осталось. Потом председатель сельсовета, да еще помощник у него был, ходили по всем дворам смотрели, нет ли у кого еще лишнего. Нашли у Пантелея 20 с лишним пудов, чуть всю душу из него не вытряхнули. На другой сходке на всю деревню объявили его врагом революции. И так каждый год было. Мы урожай растили, собирали, а потом у нас почти все увозили, под весну иной год и голодом маялись».
Колхозы были своеобразной реставрацией крепостного права в России, причем в форме наихудшей, близкой к аракчеевским военным поселениям. Изнурительная бесплатная работа на государство. Освободиться от нее в 1930-е годы (отойти в сторону) было почти невозможно. Е.Т.Дорохова (1912) рассказывает: «Сперва-то насильно в колхоз никто не хотел идти. Где лучше жилось? Да кто знает. Постановили, что в колхозе лучше. В колхозе-то нас сперва с гармошкой возили, а потом зажали в бараний рог. На трудодни-то ничего не давали. Хлеб и семена выгребали все подчистую. Работой нас подсадили. День и ночь были на полях. То снопы вязали. Утром рано, чуть свет, идешь на поле. А вечером придешь – темно, ничего не видать, ходишь, шаришься по ноче. Потом молотьба пойдет. День и ночь молотишь. На неделю увезут в поля, там и спишь. В баню только отпускают вымыться. Да и опять на поле».
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.160-161
Крупнейшие купцы Вятского края
В начале XX века крупными купцами-оптовиками в Вятско-Камском регионе были Т.Ф.Булычев (Вятка), Ончуковы (Слободской), Стахеевы (Елабуга), А.Н.Батуев (Малмыж), И.В.Маландин, С.П.Половников (Нолинск) и др. В январе 1910 г. податный инспектор 2-го участка Котельничского уезда докладывал в Вятскую казенную палату, что скупку хлебного товара на его участке вели «экспортные фирмы Булычева и наследников Ончукова», «при этом фирма Ончукова имеет дело по преимуществу непосредственно с Лондоном, а Булычев большую часть товара сдает на Петербургской и Рыбинской биржах».
В документах казенной палаты находим сведения о количестве сельскохозяйственной продукции (ржи, ржаной муки, овса, льняного семени, льна, кудели, гречи, гречневой крупы, ячменя), вывезенной из Вятской губернии «в навигацию 1909 г.» Самые большие партии товаров были отправлены из Елабужского (2485273 пуда), Сарапульского (1788000 пудов), Глазовского (1266822 пуда) уездов, затем шли Яранский, Малмыжский, Уржумский, Котельничский, Нолинский, Слободской уезды.
Похожая картина наблюдалась и в последующие годы. «Первое место по количеству вывезенных продуктов занимает Елабужский уезд (3998 тыс. пудов), далее следуют Глазовский, Котельничский, Малмыжский, Сарапульский, Уржумский и Яранский (каждый с отпуском более 1 млн. пудов), Слободской (959 тыс. пудов), Нолинский (715 тыс. пуд). Значительно ниже по экспортной деятельности стоит Вятский уезд (200 тыс. пудов), в Орловском же уезде закупок товаров для экспорта, как и в прежние годы, почти не производилось», - говорилось в обзоре губернии на 1913 год. Сельскохозяйственная продукция в этом году отправлялась по железной дороге в Прибалтику (в Петербург, Ригу, Либаву), на север – через Котлас и водным путем – в Рыбинск.
Предметами вывозной торговли купечества Вятской губернии во второй половине XIX-начале XX вв. являлись и «лесные произведения» (лес, смола, мочало, деготь и т.п.), «некоторые изделия местной заводской промышленности», в частности, вино, писчая бумага, кожи, меха, спички, железо, чугунное литье. Статистические данные на 1900 год зафиксировали 72 наименования различных товаров, «грузившихся… по р.Вятке». Среди товаров, отправлявшихся большими партиями в начале XX в. с камских пристаней губернии, были химические (прежде всего, с заводов купцов Ушковых), сельскохозяйственные (овес, ячмень, рожь, мука), а также сталь, мука, железо.
Гильдейские предприниматели, как и ранее, выполняли разного рода поставки, в том числе связанные с использованием природных ресурсов региона. В 1890-е гг. слободской купец Р.Д.Шенкаржевский выполнял «подряд по доставке лесных материалов на линию Пермь-Котласской железной дороги», сарапульский купец И.И.Бодалев - «подряды по поставке дров и прочих лесных материалов в Ижевский оружейный завод».
М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.182-183
Не-героическая история Гражданской войны. Нолинские красноармейцы и их роль в Нолинском мятеже 1918 года
Известно, что к августу 1918 года в Нолинске находился небольшой отряд Красной армии. Частично он состоял из латышей и китайцев (об этом свидетельствуют архивные документы). Жили красноармейцы в здании так называемых Красных казарм (на фото), хотя, по некоторым данным, часть из них квартировала и в здании бывшего духовного училища, где находились военный комиссариат и исполнительный комитет - орган советской власти. К августу 1918 года, к началу Степановского и Нолинского восстаний (которые по незнанию объединяют в одно), в казармах находилось 90 красногвардейцев.
В советское время вятские авторы писали, что кровожадные степановцы всех (или почти всех) красноармейцев перестреляли, и доблестные красные воины пали в бою. Николай Васенев в 1936 году на страницах "Кировской правды" писал: "...Четырем сотням белых они могли противопоставить только 90 вооруженных красногвардейцев. Большая часть из них в момент нападения находилась в казарме и 20 человек во главе с военкомом Вихаревым в здании бывшего духовного училища. Белогвардейцы отрезали обе части красногвардейцев. Одну из них, находившуюся в казарме, уничтожили. Затем плотным кольцом окружили духовное училище".
В 1946 году Ольга Погудина, описывая историю Степановского мятежа, упомянула, что повстанцы перебили только часть отряда: "Местный гарнизон Красной армии находился в красной казарме. Белое командование спровоцировало незначительный гарнизон (человек 50) на выступление и организовало засаду. Красный гарнизон был расстрелян и разогнан. Часть была убита. Некоторые ранены. Кое-кому удалось скрыться".
Намного позднее писатель Леонид Дьяконов в точности повторил в своей повести "Олень - золотые рога" эту байку:
"Белогвардейцам было известно, что в Нолинске есть еще один дом, где засели большевики – старая казарма, с отрядом солдат в ней. Маевский предложил заманить красноармейцев в засаду.
Он позвонил в казарму с только что занятой телефонной станции:
– Говорит дежурный военкомата. По приказу военного комиссара предлагаю срочно в полном составе прибыть к духовному училищу.
Красноармейцы мгновенно были на ногах и бросились к цели. И вдруг с трех сторон ударили выстрелы.
Упали убитые красноармейцы, а немногие уцелевшие бросились бежать, спасая жизнь. Но мало кому удалось скрыться: почти всех застрелили на бегу, а раненых подняли на штыки".
А как же все обстояло на самом деле? Обратимся к документам Истпарта, составленного самими большевиками вскоре после Гражданской войны, т.е. ее прямыми участниками (оригинал хранится в Нолинском краеведческом музее):
"... Помощник Степанова Грузин звонит по телефону в Красную казарму – вызывает командира в роту Перминова, выдавая себя за военного комиссара Вихарева: вышли мне на подмогу человек 25 к зданию духовного училища. Командир роты Пермяков немедленно дал распоряжение и выслал 26 человек в распоряжение Вихарева к духовному училищу. В момент передвижки из Красной казармы по улице Ленина, где отряд красноармейцев уже пробежал профклуб, в тот момент по ним открыли стрельбу с балкона Реального училища (сейчас школы 11 ст.) и из балкона Клуба, в результате трое были ранены, остальные сумели разбежаться".
Итак, получается, из 90 красноармейцев было выслано на помощь Вихареву только 26. Из них трое были ранены, остальные разбежались и даже не пришли на выручку к осажденному степановцами духовному училищу (также дезертировали под разными предлогами латышский карательный отряд Жидялиса и отряд чекиста Монахова-Мануилова). Убитых - 0... А где же находились остальные 64 храбрых воина? По свидетельству одного судимого участника мятежа, они просто сдались без боя и все дни мятежа находились под арестом, дожидаясь народного суда. Возможно, сдал их сам бывший полковник Вуличевич, до революции заведовавший Нолинским военным отделом и затем служивший у красных в той же роли и при смене власти оперативно перешедший к повстанцам; ему предложили возглавить и отряд местных офицеров, от чего он, похоже, отказался, так как отряд возглавили другие люди). Позднее Вуличевич воевал у Колчака. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Похожая история с местной Красной армией получилась и в Уржуме при вступлении в него отряда Степанова: она просто разбежалась, а ее начальник Попов "присягнул на верность" новому правительству, перейдя к Степанову. После подавления мятежа он находился в розыске.
Интересна и другая деталь. Известен миф, что народ "делал" революцию и советскую власть. На деле, как показали события августа 1918 года, в Уржуме и Нолинске никто и пальцем не пошевелил, чтобы "скинуть" горстку армии Степанова, вооруженную одними винтовками, или прийти на помощь к большевикам в Нолинске, которые сгорали заживо в бывшем духовном училище, а кто уцелел, был убит. А вся так называемая советская власть держалась на штыках интернационалистов - латышей, венгров и китайцев, которые при первом же боевом столкновении оказались небоеспособны. Кто же защищал советскую власть в Нолинске? В 1-й роте Нолинской Красной армии в 1918 г. служили: Кашпарен Леопольд, китаец Лифа Лилайя, Мартынсон Петр, Грунспенин Альберт, Семед Альфред, Пабиян Иван, Игаун Карп и другие "русские люди" (ЦГАКО. Ф. Р-3248. Оп. 2. Д. 38)...
Как часто бывает, героическая история Гражданской войны не такая уж и героическая, если ее очистить от мифов и вымыслов...
На фото: Нолинск. Караульная красноармейская рота во дворе Красных казарм. 1918/1919 гг. ЦГАКО. Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 120. Л. 52 Здание сохранилось...
С архивной полки. Как жили простые вятские помещики
До сих пор обращаясь к сельскохозяйственной переписи 1917 года, мы касались жизни обычных вятских крестьян. Из них самый богатый мог владеть максимум пятью лошадьми и тремя коровами и несколькими сельскохозяйственными машинами (максимум три в единоличном хозяйстве). Но все это просто бедность по сравнению с хозяйствами вятских помещиков и дворян. Вот карточка переписи 1917 года о хозяйстве дворянина Владимира Сергеевича Депрейс, имевшего имение в селе Ашлань Уржумского уезда.
Коротко о его семье и прислуге:
Депрейс Владимир Сергеевич
Дворянин
Русский
Род занятий: сельское хозяйство
Хозяин 42 лет, грамотный
Сын 11 лет, учится
Жена 31 год, грамотная
Дочь 9 лет, учится
Служанка 50 лет, грамотная
Приказчик 21 год, грамотный
Прислуга 57 лет, неграмотная.
Более интересные данные о хозяйстве помещика.
Скот:
28 лошадей и 2 жеребца
23 коровы и 7 нетелей
4 бычка и 8 телят
39 свиней от года до 4 лет
Сельскохозяйственные машины:
7 плугов однолемешных и 5 многолемешных
5 борон
3 сеялки
1 косилка
2 конные грабли
1 молотилка с конным приводом
4 веялки или сортировки
1 соломорезка
2 корнерезки
Окучников 8
Картофелесажалка
Культиватор
Кочкорез
Луг. бор.
Машина по обработке масла.
Садово-ягодные культуры:
Земля 200 десятин (к сожалению, что на ней выращивалось, не указано)
400 плодовых деревьев
700 ягодных кустов.
Предприятия и наем:
Одно предприятие
Наем. 3 женщины работницы
Наем: жнитво 52 человека.
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1192 л.52-52 об.
На третьем скане есть пометка "Запаш. 4-х л". Может кто-то расшифрует, что это значит?
Примечание. Имение Депрейса в Ашлани считалось образцовым (как видим, не зря). В имении имелись скотные дворы, птичник, маслодельня, винокуренный завод (предприятие в переписи). Завод производил до 60 тысяч ведер спирта в год, половина которого продавалась в Казань. Как образцовый хозяйственник Владимир Сергеевич был избран попечителем Нартасского сельскохозяйственного училища. В 1914 г. слушатели курсов по сельскому хозяйству в г. Уржуме посетили с экскурсией «образцовое имение» Депрейса в с. Ашлань, от которого пришли в восторг. Дальнейшая судьба Депрейса неизвестно. Имение и предприятие его было реквизировано большевиками, и вскоре от "образцового хозяйства" и следов не осталось...
Села и веси Вятского края: село Суводь (Советский район)
В 18 веке земли, где ныне село Суводи, входили в вотчину Кукарского Покровского монастыря. В ведомости об учете посевов в 1735 году запись: «В починке Сувоцком посеяно ржи на пяти десятинах».
В 1748 г. в архивах этого же монастыря в документе № 28 сообщается о том, что мирский сход крестьян Суводских починков принял решение о строительстве церкви Рождества Иоанна. 3 февраля 1749 г. Епископ Казанский Лука выдает разрешение на строительство в починке Суводском деревянной церкви во имя Рождества святого пророка и Предтечи Иоанна. Приход выделился из с.Ишлык Петропавловской церкви.
3 марта 1789 г. Преосвященным Епископом Вятским Лаврентием выдана храмозданная грамота на строительство новой деревянной церкви вместо обветшавшей.
К 1828 г. и вторая деревянная церковь обветшала. Прихожане решают строить каменную церковь о трех приделах: Предтечный, во имя св. Василия Великого и святых царей Константина и Елены. 30 мая 1828 г. Преосвященным Кириллом выдается храмозданная грамота.
При церкви имелась деревянная часовня кладбищенская Модестовская.
В 1910 г. приход состоял из 3089 человек.
27 ноября 1935 г. постановлением № 1847 президиума Кировского краевого исполкома церковь была закрыта и передана сельскому Совету на переоборудование под школу. Часовню в ноябре 1936 г. продали школе на сломку.
В 1980- гг. в церкви был механический ток. Ныне церковное зданием никем не используется.
А.С.Репин. Кукарка-Советск: церкви края - Советск 2009 г., с.42
На фото: современное село. Жилые дома. октябрь 2019 г. Фото Елены Чудиновских
Слово об учителе. Зинаида Сергеевна Крестьянинова
Одна из старейших преподавателей Нолинска, отдавшая 40 лет учительской работе, Зинаида Сергеевна Крестьянинова была, хотя и незаконнорожденной, но дочерью богатого человека – купца 2-й гильдии Небогатикова Сергея Яковлевича. Ее мать – простая деревенская девушка, служившая у его сестры, Варвары Яковлевны. Крестной матерью при рождении Зины стала жена брата Сергея Яковлевича – Людмила, подарившая крестнице золотой крестик. Девочку отдали на воспитание, но по воскресным дням брали в дом отца.
С приходом советской власти мать Зиночки осталась одна. С трудом ей удалось устроиться в райпотребсоюз и получить жилье. После школы дочь помогала матери, а затем, при свете коптилки, готовила уроки, стараясь учиться хорошо, чтобы выйти в люди. После окончания школы-девятилетки Зинаида Сергеевна выбрала специальность учителя.
Шли годы. Закончилась война. Пришло письмо от сестры Молотова Зинаиды Михайловны Скрябиной, в котором та сообщала, что отец Зинаиды Сергеевны жив, сейчас находится в Харбине, где остался после установления советской власти.
Впоследствии Зинаида Сергеевна работала и преподавателем истории и географии, и директором школы им.Молотова, была секретарем райисполкома, заведовала РОНО и методическим кабинетом отделом просвещения.
Из воспоминаний: «Хорошо помню Зинаиду Сергеевну в годы директорства: небольшая роста белокурая женщина со строгой прической, с серыми серьезными глазами, от которых невозможно ничего утаить. Мы очень любили ее уроки, особенно по истории, сопровождаемые показом диафильмов, картин и иллюстраций из старинных журналов. Как-то еще в седьмом классе нам было задано сочинение «Мой город – малая родина», требующее сбора исторических данных о Нолинске. Все ребята написали его на оценки не ниже «четверки», а это значит – мы с детства любили и знали свой городок, раскинувшийся среди вятских увалов».
Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М. 2008 г., с.169-170
На фото: здание бывшего Нолинского духовного училища. В разные годы здесь находились и педтехникум, и средняя школа. Ныне здание практически заброшено
Гармошка
Поговорим давай-ка по душам,
Гармошка милая моя!
Моя ты верная подружка,
Как прежде, поддержи меня.
Взгрустнется мне – ты в такт играешь
Забытой музыки мотив.
Душе веселья прибавляешь,
И малой платы не спросив.
И льется музыка напевно,
Играет, радуясь, душа.
А пальцы сами вдохновенно
По кнопочкам твоим спешат.
И льется музыка живая,
Тревожит душу, ворошит.
Гармошка знай себе играет –
То медленно, то заспешит…
Выводит песню удалую
И о любви поет для нас.
А как зарядит плясовую –
Уходят сами ноги в пляс.
Откуда удаль молодая,
Откуда в радости душа?..
Гармошечка моя родная,
Ты мне близка и хороша!
Елизавета Сентемова. Фото Сергея Лобовикова
Божественные сосны села Великорецкого
Великорецкий крестный ход в 1960-е годы. По отчету Уполномоченного по делам религии по Кировской области, паломники отдирали и грызли кору с двух "божественных" сосен. Вот что сообщал сам Уполномоченный об этом в официальном документе:
"На двух соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 километров от села Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, так как в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами....(ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168)".
Видно и на архивном снимке того времени, что дерево очень пострадало: в рост человека коры нет, как и описал Уполномоченный...
Интересно, зачем это делалось? Фотография ЦГАКО
Поволжье в XIII- XVI веках. Краткий экскурс в далекое прошлое
В IX-XIV веках в Восточной Европе возникли молодые раннефеодальные государства. Когда в конце IX века образовалось Древнерусское государство, на Волге уже существовали Булгария и Хазарский каганат. Рядом с ними продолжили проживать племена с государственными формами общественного устройства. Произошло столкновение интересов соседей - государства стремились распространить сферу своего влияния на сопредельные территории и племена, что приводило к конфликтам и войнам. Доминировать на востоке Европы к началу XIII века начинают русские княжества. Марийский край оказывается сначала в сфере влияния Булгарии, затем князей Северо-Восточной Руси. Политическая ситуация коренным образом изменилась после монголо-татарского завоевания Восточной Европы и образования в 1243 г. Золотой Орды. Марийцы, булгары и русские оказались в подчинении внешней силы, вынуждены были платить дань и следовать распоряжениям ордынских ханов. С ослаблением и распадом Золотой Орды во второй половине XIV-первой половине XV в. стародавнее соперничество за контроль и доминирование в Среднем Поволжье возобновилось. На этот раз основными политическими игроками стали Русское государство и Казанское ханство. Между ними находился марийский народ, на себе испытавший все перепитии этого противостояния. XV-XVI века стали переломными в истории как России, так и Марийского края. Это было время великих свершений и чудовищных репрессий, расцвета культуры, подъема экономики и бесконечных кровопролитных войн, экономического кризиса, несчислимых народных бедствий и страданий, впечатляющих побед и горьких поражений. В начале XV века Русь еще была разделена на враждующие друг с другом феодальные княжества, зависящие от воли золотоордынских ханов и не всегда способные противостоять иноземным вторжениям. На рубеже XV-XVI в. русские земли объединились в единое государство, сбросившее с себя позорное ордынское иго силы уже и вставшее на путь интенсивного экономического, политического и культурного развития. К концу XVI столетия Российское государство превратилось в великую державу, раскинувшуюся от Балтики до Сибири и от Ледовитого океана до кавказских предгорий. Если в начале XV века Россия только еще готовилась заявить о себе, то на исходе XVI столетия ее силы уже были подорваны решением непомерных задач. Россия с трудом преодолевала катастрофические последствия внешнеполитических неудач и опричнины, еще не зная, что новый XVII век уготовил ей другие, не менее тяжкие испытания.
А.Г.Бахтин. Марийский край в XIII- XVI веках – Йошкар-Ола 2012 г., с.3-4
На рисунке: территория Казанского ханства перед присоединением его к России
Почему Вятка стала Хлыновом? Версия авторитетного историка
Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годами? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия Второго (Темного) и сторонниками его дяди – галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла. Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы.
Ожидая к себе московских гостей (которые не замедлили явиться), вятчане скорее всего в 1455-1456 годах выстроили себе кремль - крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, - Хлыновом. Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому. Острог прерывался деревянными башнями. В «Повести о стране Вятской» эти трудные времена и строительства града описано так: «Во времена же тыя Российсти князи имеющие отделныя грады прихождаху на Вятку съ различными воинствы въ великомъ собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти въ подданьство себе и ничто же успевающе. Наипаче же отъ Чуди Отяковъ и Черемисъ и отъ Агарянскаго рода разныхъ народовъ татаръ и бесермянъ и нагайцовъ снизу Волги реки и отъ Казанскихъ татаръ и из Заказанскихъ поселившиися тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. – Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено отъ северной страны ископанымъ рвомъ, а отъ западу и полудни преглубокимъ рвомъ, а съ востоку отъ реки Вятки высокая гора. Избраша бо жителие такое угодное место, дабы отъ нашествия супостатъ въ томъ граде быть свободно и ко отмщению угодно.
И егда во граде умножишася людие и поселились свободно, и тогда бояшеся нашествия супостатъ поставили острогъ кругомъ всего посаду, наченше съ полуденной стороны отъ глубокова рва где ныне выше винокурни словетъ Епиховъ потокъ и ведоша тотъ острогъ на северъ до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжихъ дорогахъ, а дале того места кругомъ лесъ былъ, и въ гору, что ныне Спенцынская улица, не дале(ко) отъ нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды».
По мнению историка А.В.Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада – непроходимым болотом, с юга и севера – глубокими оврагами. Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок. Лишь в 1780 году по указу Екатерины Второй в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку. Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой, а Екатерина Вторая лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города.
В ряде документов 15-16 веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города – и Хлынов, и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели ввиду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к 17 веку название Хлынов победило в официальном наименовании города.
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.25-26
Рисунок Татьяны Дедовой. Город Вятка/Хлынов в представлении художницы
С архивной полки. Вятские фамилии: Кострюковы или Костриковы?
Самый известный представитель фамилии Костриков - Сергей Миронович Киров (Костриков). Предки его по отцовской линии были из Глазовского уезда (отца его Мирона Кострикова бабушка Сергея привезла еще ребенком в Уржум откуда-то со стороны Глазовского уезда). Интересно, что данная фамилия уже была в Уржумском уезде - в приходах сел Буйское и Шурма, правда, писалась она как КострЮковы. Например, метрическая книга Шурминской церкви за 1865 год сообщает о рождении сына у "свободного крестьянина" Христофора Ивановича Кострюкова. Крестными мальчика тоже стали "свободные крестьяне". Интересно, что позднее фамилия стала писаться как КострИковы...
Возможно, приезд Костриковых в Уржум мог быть не случаен. Здесь уже жили люди с похожей фамилией - Кострюковы. Вполне возможно, что и Костриковы могли иметь здесь родственников и быть не Костриковы, а Кострюковы! Правда, в метрической книге в записи рождении Сергея Мироновича его отец обозначен как Костриков. Кто знает, может дальние предки Кирова происходили из крестьян Уржумского уезда и первоначально их фамилия звучала как КострЮковы. Или все же это были две разные фамилии - Костриковы (глазовская) и Кострюковы (уржумская)...
На фото: запись из метрической книги Буйского завода Уржумского уезда 1880-х годов
С архивной полки. Описания населенных мест Вятской губернии в документах статистики (середина XIX века)
Сведения о селе Верхо-Куринском Киселевской волости Котельничского уезда
1. При речке Куринке
2. В селе 7 душ мужского пола и 5 женского, а в приходе мужчин 887, женщин 985
3. Каменных домов не имеется, деревянных 222.
4. Кроме земледелия жители означенного прихода ничем не занимаются.
5. В означенном селе не существует ни фабрик, ни заводов.
6. При селе и в приходе школ не имеется.
7. Волостного правления нет.
8. Церковь деревянная с 1 приделом во имя всех святых. Часовен нет.
9. Торг бывает: 7 генваря, 9 мая, 2 июня, 26 сентября и 13 ноября. Род товара: фруктовые лавки, галантерейные товары, рыба сухая, соль, табак, лен, куделя, приблизительно: тысяч на 13.
10. Питейное заведение одно.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 л.205
https://rodnaya-vyatka.ru/places/86126
Эпоха - газетной строкой. Лекция для крестьян
Село Сернур Уржумского уезда. С разрешения г-на министра земледелия и государственных имуществ и местного подлежащего начальства, в селе Сернур Уржумского уезда, в здании двухклассной школы учителями Нартасской школы 5 и 6 декабря были прочитаны лекции «О травосеянии на крестьянских полях» и «О прививке яблонь и об уходе за привитыми деревьями».
Содержание лекции «О прививке яблонь и уходе за привитыми деревьями», прочитанной преподавателем Нартасской школы А.А.Саморядовым, состояла вкратце в следующем …
Так как в селе есть много черемис, то для пояснений прочитанного на их родном языке был взят преподавателями ученик из старшего класса Нартасской школы черемисин…
…Нельзя не отметить того отрадного факта, что интеллигенция села Сернур: духовенство, врачебный персонал и учителя села Сернур и ближайших к нему школ – очень сочувственно отнеслись к лекции: в беседе перед чтением указывали на местные попытки травосеяния и садоводства, что для крестьян было весьма важно, - после чтения некоторые из них выразили желание осуществить на деле услышанное на чтении и просили лекторов не отказать в указаниях.
Вятская газета - 1900 г. № 1
На фото: село Сернур. Местные жители на месте великолепного старинного храма. В советское время он был разрушен, как и многие другие памятники истории и искусства.
Из истории благоустройства населенных мест Вятской губернии
В Орлове открылся общественный банк имени и на средства Я.Ф.Шамова и устраивается водопровод; в Слободском – тоже водопровод; в Кукарке – открылось казначейство; устраиваются здания учительской семинарии-церковно-приходской школы, отделения казначейства, дома трудолюбия.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1904 г. – Вятка 1905 г., с.187
На фото: город Орлов в старину
Из истории села Утманово. Уникальная книга
История села Утманово. Село Утманово – центр самого большого в Подосиновском районе совхоза «Утмановский».
Есть в этом селе библиотека, каких много в районах Кировской области. Но об одной ее достопримечательности хочется рассказать. В фондах библиотеки хранится рукописная книга, написанная первым председателем Утмановского волисполкома И.С.Паникаровским.
В ней изложена история села Утманово и деревни Печенкино. О том,
как они возникли, написано по рассказам старожилов. Но самое интересное в книге - воспоминания о том, какими были село и деревня в предоктябрьское время, как здесь устанавливалась Советская власть, как шла борьба за победу нового социалистического строя.
Не беда, что книга лишь в одном экземпляре, что это только рукопись. Любой читатель может восстановить по ней прошлое и сравнить его с настоящим, чтобы ценить это настоящее. И эту возможность дал людям автор книги И.С. Паникаровских.
Кировская правда - 1976 г. 1 января
На фото: современное село. Улица. Март 2023 г. Фото Е. Чудиновских
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/95484
Из истории поселка Фаленки. Сады и хулиганы...
Об одном либеральном решении. Жители поселка станции Фаленки ежегодно включают много труда, чтобы озеленить его улицы. Высаживаются кустарники и плодовые деревья. Но охрана древонасаждений не организована.
Немало садоводов-любителей имеют свои сады. И эти сады нередко портят хулиганы. Осенью текущего года были уничтожены молодые яблони у садоводов товарищей Лопатина, Баташева, Сунцовой. В моем опытном саду подростки Валерий Теплых, Леонид Катаев, Владимир Плетенев и Валерий Чумаков обломили 9 плодоносящих яблонь и утащили много яблок.
Меня такое отношение к саду возмущает до глубины души, и я подал жалобу в народный суд. Каково же оказалось решение суда? Оштрафовать родителей виновных на 50 рублей каждого. Ущерб, нанесенный саду, выражается в сумме более 2 тысяч рублей, а мне возместили всего 200 рублей.
А.Чертвертных, садовод-любитель. Кировская правда – 1955 г. № 252
Кадр из фильма "Тимур и его команда" - первая ассоциация, которую вызывает эта газетная публикация. Со времен гайдаровского Квакина к 1955 году мало что изменилось...
Общественное устройство марийского народа в старину
Поженившись, дети не покидают отцовского дома, оставались под руководством отца, дедушки или старшего брата, заменяющего первых. Все члены такой семьи носили имя главы или родоначальника; так, потомки Элымбая назывались Элым-баймыт, Элымбай-влак (элымбаевы) или элымбай тукым – род Элымбая. Когда такая семья разрасталась настолько, что совместная жизнь становилась невозможной, тогда часть ее, во главе с одним из старших, отделялась и основывала около того же места, откуда отделилась, новый род или околоток. Этот последний, нося новое название по имени своего старшины, тем не менее сохранял тесную связь со старой семьей или родом. Связь эта выражалась общей святыней – рощей (мольбищем), местом празднования весеннего праздника «Ага пайрэм» и общим картом-жрецом.
Старейшины семьи управляли своим родом, распределяли работу, отправляли частные моления, давали советы, судили, по воле его женились, выходили замуж и т.д. В важных случаях собрание старейшин обсуждало общее дело околотков или несколько родов.
Несколько околотков или родов составляли вел, эл- край, во главе которого в случае необходимости защиты от врагов становился один из старейшин – вождь. Этот вождь носил название Онар или Кугуза, Кугу оза – большой, старший хозяин. Впоследствии, в эпоху Московского царства слово Кугу оза употреблялось, как название царя, с изменением в Кугужа – царь.
Русская летопись под 854 годом, по-видимому изображает именно и такую общественную организацию у народа мари. Во времена же Кия, Изека и Хорива, новгородские люди и кривичи, и меря сами собою правили: «Новгородцы свою власть имеяху, а кривичи свою, а меря свою и чудь своими владеху».
Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.85
Исчезнувшие деревни Вятского края: Праздничата (Пижанский район)
Несколько лет назад на противоположном берегу реки Иж, напротив Кугунур, стояла небольшая односторонняя деревня Праздничата. В давние времена она называлась Праздничная. Недалеко от деревни протекала небольшая речушка с марийским названием Налнырь.
По данным архива, в 1902 г. здесь было 10 хозяйств с населением 94 человека, а в 1956 году – 21 хозяйство.
Были в деревне и зажиточные хозяйства. Например, Федор Гаврилович Попов с 1924 по 1928 год имел молотильную машину. Семья его была большая, 9 человек трудоспособных. Он вел продажу хлеба на частном рынке, использовал наемный труд. Крепкими были хозяйства Василия Павловича Царегородцева и Степана Мироновича Царегородцева, которые тоже имели сельскохозяйственные машины.
В 1928 г. в деревне создали Праздничатское торфяное товарищество, перешедшее 13 августа 1931 года на устав сельхозартели «Праздничевская». В нее входило 6 хозяйств, было объединено 12 лошадей. Председателем выбрали Прокопия Тимофеевича Ефремова, 46 лет. К 1932 году колхоз развалился, в нем остались только 3 хозяйства. В этом обвиняли твердозаданца С.М.Царегородцева, который якобы уговаривал народ не вступать в народ, за что его посадили на 3 года. Вновь организованную артель назвали «2-я Трудовая». К 1934 году она была присоединена к колхозу «Царегородцевский», а в 1947 году вновь обрела самостоятельность и стала называться «30 лет Октября».
После войны председателем колхоза некоторое время был Петр Николаевич Ефремов, в 1950 г. – Лежнин. В 1950 г. сельхозартель «30 лет Октября» вошла в состав колхоза имени Калинина.
В деревне были телятник и скотный двор. Электричество в д.Праздничата проводить не стали, т.к. посчитали ее неперспективной. Так люди и жили до конца с керосиновой лампой. Потом ферму перевели в д.Лежнята, а конный двор ликвидировали.
В 1970 году здесь еще проживали 15 человек: 6 мужчин и 9 женщин. Последними из деревни уехали в 1975 году Николай Вавилович Репинс женой Марией Филипповной и Петр Николаевич Ефремов с Анной Ивановной.
Решением Пижанского райисполкома № 280 от 19.12.1977 г. д.Праздничата снята с похозяйственного и географического учета и ликвидирована.
В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.220-221
Богатые и знаменитые. Вятские купцы-оптовики
В начале XX века крупными купцами-оптовиками в Вятско-Камском регионе были Т.Ф.Булычев (Вятка), Ончуковы (Слободской), Стахеевы (Елабуга), А.Н.Батуев (Малмыж), И.В.Маландин, С.П.Половников (Нолинск) и др. В январе 1910 г. податный инспектор 2-го участка Котельничского уезда докладывал в Вятскую казенную палату, что скупку хлебного товара на его участке вели «экспортные фирмы Булычева и наследников Ончукова», «при этом фирма Ончукова имеет дело по преимуществу непосредственно с Лондоном, а Булычев большую часть товара сдает на Петербургской и Рыбинской биржах».
В документах казенной палаты находим сведения о количестве сельскохозяйственной продукции (ржи, ржаной муки, овса, льняного семени, льна, кудели, гречи, гречневой крупы, ячменя), вывезенной из Вятской губернии «в навигацию 1909 г.» Самые большие партии товаров были отправлены из Елабужского (2485273 пуда), Сарапульского (1788000 пудов), Глазовского (1266822 пуда) уездов, затем шли Яранский, Малмыжский, Уржумский, Котельничский, Нолинский, Слободской уезды.
Похожая картина наблюдалась и в последующие годы. «Первое место по количеству вывезенных продуктов занимает Елабужский уезд (3998 тыс. пудов), далее следуют Глазовский, Котельничский, Малмыжский, Сарапульский, Уржумский и Яранский (каждый с отпуском более 1 млн. пудов), Слободской (959 тыс. пудов), Нолинский (715 тыс. пуд). Значительно ниже по экспортной деятельности стоит Вятский уезд (200 тыс. пудов), в Орловском же уезде закупок товаров для экспорта, как и в прежние годы, почти не производилось», - говорилось в обзоре губернии на 1913 год. Сельскохозяйственная продукция в этом году отправлялась по железной дороге в Прибалтику (в Петербург, Ригу, Либаву), на север – через Котлас и водным путем – в Рыбинск.
Предметами вывозной торговли купечества Вятской губернии во второй половине XIX-начале XX вв. являлись и «лесные произведения» (лес, смола, мочало, деготь и т.п.), «некоторые изделия местной заводской промышленности», в частности, вино, писчая бумага, кожи, меха, спички, железо, чугунное литье. Статистические данные на 1900 год зафиксировали 72 наименования различных товаров, «грузившихся… по р.Вятке». Среди товаров, отправлявшихся большими партиями в начале XX в. с камских пристаней губернии, были химические (прежде всего, с заводов купцов Ушковых), сельскохозяйственные (овес, ячмень, рожь, мука), а также сталь, мука, железо.
Гильдейские предприниматели, как и ранее, выполняли разного рода поставки, в том числе связанные с использованием природных ресурсов региона. В 1890-е гг. слободской купец Р.Д.Шенкаржевский выполнял «подряд по доставке лесных материалов на линию Пермь-Котласской железной дороги», сарапульский купец И.И.Бодалев - «подряды по поставке дров и прочих лесных материалов в Ижевский оружейный завод».
М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.182-183
С архивной полки. Описание населенных мест в документах царской статистики. Сведения о Святогорском селе Глазовского уезда Вятской губернии (1859 год)
1. При какой реке или ручье находится село.
2. Число жителей отдельно мужского и женского пола.
3. Число домов, отдельно каменных и деревянных
4. Чем занимаются жители, помимо земледелия.
5. Существуют ли в селе фабрики или заводы.
6. Какие находятся школы и число в них учащихся.
7. Есть ли в селе волостное правление.
8. Какая в селе церковь деревянная или каменная, с какими приделами и сколько в ней часовен?
9. Какие бывают ярмарки, торжки и время их, по каким дням бывают базары. Род, количество и ценность привозимых товаров.
10. Число питейных заводов.
1. Село Святогорское находится при рукаве Камы.
2. Жителей в оном селе военных мужского пола 808, женска 968.
3. Каменных домов не имеется, деревянных 204.
4. Жители занимаются кроме земледелия прибрежным – бурлачеством.
5. Фабрик и заводов не имеется тоже.
6. 1 земская мужская школа, в оной обычно до 50 мальчиков.
7. Волостное правление отстоять от Святогорья в 12 верстах.
8. Церковь каменная 1-придельная во имя Рождества Христова и часовен приписных нет.
9. Базаров и торжков тоже не бывает никаких.
10. Питейное заведение 1.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.480 л.172 об.
На фото: таким было село в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"
Эпоха - газетной строкой. Бесценная реликвия
Историческая реликвия Вятского края. Как сообщают газеты, совершенно случайно старообрядческим священником о.Петром Никифоровым, состоящим при Богородицкой Морозовской мануфактуре, что вблизи Москвы, приобретено рукописное Евангелие, принадлежащее преподобному Трифону Вятскому чудотворцу. Где достал отец Никифоров подобный уникум, сказать трудно. Во всяком случае, эта редкая вещь для Вятского края должна быть достойна его детища Вятского Трифонова монастыря. Тем более, что на Евангелии имеется собственная подпись угодника «игумен Трифон». Отец Никифоров продает Евангелие за тысячу рублей.
Вятский вестник 1909 г. № 165
Новая рубрика: виды архивных документов. "Лошадиная" перепись 1891 года (село Богородское Нолинского уезда)
Данная перепись проводилась в 1891 году. В архиве ЦГАКО документы ее есть почти по всем волостям (но некоторых нет, например, нет Токтайбелякской волости Уржумского уезда). Данные по каждой волости объединены в одно общее дело, что очень удобно для просмотра, в отличие от переписи 1917 года, где по каждой деревне отдельное архивное дело. Данных из этой переписи можно почерпнуть немного, но можно:
1. Перечислены все домохозяева данного конкретного пункта, как имевшие лошадей, так и безлошадные. Можно сделать представление, какие здесь были фамилии, хотя в "инородческих" приходах часто жители перечислены без фамилий.
2. Сведения о достатке жителей конкретного населенного пункта и конкретной семьи. Представление о достатке можно сделать по числу лошадей. Понятно, что семья, не имевшая даже одной лошади, достатком похвастаться не могла. В целом можно сделать вывод, была деревня зажиточная или нет.
3. Сведения о всех видах лошадей, которые здесь были.
Копии данной переписи можно увидеть и в архивах соседних республик. Например, в Государственном архиве ГА РМЭ есть копии переписи южных частей Уржумского и Яранского уездов, где оказались "захвачены" и более северные территории.
Источник сканов: ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1420 лл.32 об.-33
С архивной полки. "Было хуже Богу моему…»
Читая скорбные списки сталинских репрессий, то и дело натыкаешься в них на имена священнослужителей. Кто-кто, а уж они-то в полной мере испили горькую чашу обрушившихся на народ невзгод, прикрытых громкими фразами о равенстве, братстве, свободе совести.
Уже в 1918 году, через полгода после того, как «кровавый туман междоусобной брани окутал Россию», информационное отделение штаба Сибирской армии обратилось к красноармейцам с листовкой, в которой говорилось:
«Я – верующий человек. В минуту тяжелых испытаний, когда душа моя скорбит и томится, иду в храм, ищу общения с Богом, в которого я верю. Это – сокровенная жизнь моей души, никто не может залезать туда своими грязными сапогами. А у вас? Храмы оскверняются, оскорбляются верования Русского Народа. Если ты не веришь, не мешай другому, не трогай моих верований…»
Если бы так! Уже в первые месяцы своего существования новая власть зачисляла тех, кто причастен к вере, в контрреволюционеры. Пика преследование и физическое уничтожение священнослужителей достигло в 1930-е годы. Как это было, рассмотрим на примере Малмыжского уезда Вятской губернии.
В январе 1930 года по статье 58-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) репрессирован священник Н.А.Блинов. В октябре следующего года его участь разделили служители церкви П.П.Азановский и В.В.Кормщиков, обвиненные в принадлежности к контрреволюционной организации.
А вот пресловутый 37-й. Только 29 сентября Особая тройка при УНКВД одним росчерком пера предопределила печальную судьбу священнослужителей В.В.Годяева, П.С.Панова, просвирницы М.Т.Александровой, сторожа церкви Я.И.Чучалина, крестьянки Ф.В.Казанцевой.
О последней расскажем более подробно, поскольку сохранилось письменное свидетельство уроженца д.Аргыж Малмыжского района Г.К.Селезнева, составившего подробную летопись событий 20-60-х годов.
«Это было в 1937 году, осенью, - вспоминает Григорий Кузьмич. – Приезжал судья народного суда Умрилов и судили в помещении сельсовета граждан деревни Мелетские Горки. Они собрались и читали Библию, и вели агитацию против коллективизации, и были распределены задания, кому поджечь конники, ферму, организовать убийство актива колхоза. Высказала их за всех заранее Казанцева Фекла Васильевна…»
Таких «выказанных» оказалось 13 человек. За что пострадали они? За чтение Слова Божия? За частушки про сталинские штаны и про колхозную работу, что «как собака надоест»?
Но вернемся к скорбному перечню.
9 октября 1937 года Особой тройкой при УНВД репрессирован 30-летний рабочий сплавной конторы из с.Старая Тушка Ф.Л.Гребнев, сын известного старообрядческого книгопечатника, чья жизнь также оборвалась в заключении.
Прошелся маховик репрессий и по представителям других вероисповеданий. В том же октябре 37-го жертвой УНКВД стал мулла Хадей Калямутдинов…
Стыдно и горько описывать ныне деяния тех, кто еще не так давно считался верным стражем революционных завоеваний. Но спала пелена с глаз, и увидели мы наконец, что король-то голый, что ноги у казавшегося незыблемым колосса – глиняные.
П.Ожегин, В.Семибратов. Вятские новомученики – Киров 2017 г., с.41-42
Скан из судебно-следственного дела священников села Лебяжье Василия Несмелова и Михаила Зирина. Вся их вина состояла в том, что они якобы ушли с мятежными степановцами при наступлении красных. На самом деле, как показывали сами священнослужители в своих показаниях, они ушли из села еще до этого (степановцы потом физически уйти из Лебяжья просто не смогли, их перебили в бою, а оставшихся расстреляли). Это могли подтвердить и многие жители села. Но следствие это не волновало. Священников расстреляли, следуя формуле Мартина Лациса...
Природные достопримечательности Кировской области: Нургушский комплексный заказник
В обиходе просто Нургуш, - это 6661 гектар лесистой поймы правого берега реки Вятки с пятью пойменными речками и многочисленными старичными озерами.
Нургушские озера, а их, по словам сторожилов, 63, иллюстрируют все стадии зарастания по луговому типу, то есть без образования торфа, в результате полной минерилизации органических остатков из-за ежегодного «промывания» пойменных водоемов паводковыми водами и связанного с этим постепенного заиления их.
В заказнике обитают куница, горностай, ласка, лисица, норка, выдра, рысь, лось, заяц-беляк, белка, крот и другие. Привольно живется на многочисленных старицах и протоках водоплавающим птицам.
Основная ценность Нургушского заказника как памятника природы в том, что здесь сохранилась без следов окультуривания естественная растительность хвойно-широколиственных лесов.
Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.7
Хроники Вятской губернии. Молебствие " о даровании ясных солнечных дней"
7 июля 1904 года. Преосвященным Никоном, епископом Вятским и Слободским отслужено на площади перед Вятским кафедральным собором молебствие о прекращении дождливой погоды и о даровании ясных солнечных дней.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год – Вятка 1904 г., с.153
На фото: соборная площадь дореволюционной Вятки, где происходило в 1904 году данное молебствие.
Забытые традиции Вятского края: крестные ходы города Вятки
В Вятскую духовную консисторию
Вятского Преображенского девичьего монастыря игумении Сусанны
Рапорт
В исполнение предписания духовной консистории от 30 числа минувшего месяца марта за № 2894 имею честь донести, что при Преображенском монастыре в моем ведении существует 1 только крестный ход с образом святых исповедников христовых Гурия, Самона и Авива с образом Спаса и ходом бываемом из Вятского Спасского собора. Ход же этот из монастыря с иконами исповедников христовых учрежден по указу Святейшего правительственного Синода от 6 апреля 1744 года.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.42 лл. 2-2 об.
Эпоха - газетной строкой. Культпросвет царского времени
Село Еловское Елабужского уезда. 4 апреля в помещении Еловского земского училища открыты народные чтения с туманными картинами. Первое чтение состоялось того же числа в 6 часов вечера; прочитано было 8 священно-исторических статей; слушателей набралось в первый раз, кроме учащихся 85 человек мужчин и 40 человек женщин. Второе чтение было на другое воскресение, 11 апреля; на этот раз слушателей было так много, что помещение было буквально битком набито, многим из желающих послушать чтение пришлось простоять в сенях училища. Чтение и картины производят на слушателей, как видно, сильное хорошее впечатление. После чтений слушатели спешат благодарить устроителей чтения, наперерыв заявляя при этом, как они довольны устройством чтений.
Учитель К.Гаиев // Вятская газета – 1899 год № 20
Фотография 1920 года, но избы-читальни начали появляться в деревнях уже с конца XIX века. Культурное просвещение народа начало делать первые робкие шаги по российской глубинке...
Виды архивных документов: метрические книги
До 1918 года в России учет населения был возложен на церковные организации, которые обязаны были вести метрические документы – книги, в которых записывали рождение, брак и смерть, а также переход из одного вероисповедания в другое. В мае 1722 года было установлено обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Метрическую книгу черными чернилами различных оттенков вел священник или диакон. Записи вели, день за днем, следуя одна за другой без пробелов по мере наличия крещений, венчаний, отпеваний. На каждый год заводилась новая книга, которая была разделена на три части:
- В 1-й фиксировали рождение: номер по порядку (раздельно мужского и женского пола), дату рождения, дату крещения, имена младенцев, имена, статус и вероисповедание родителей, имена, статус восприемников (крестных родителей, имена проводивших обряд крещения.
Во 2-й фиксировали брак: номер по порядку, дату события, имя и статус жениха, в какой по счету брак вступает, какого вероисповедания, его возраст, далее точно также у невесты, имена и статус поручителей (свидетелей), имена проводивших обряд крещения.
В 3-й фиксировали смерть: номер по порядку (раздельно мужского и женского пола), дату смерти, дату погребения, статус и имя умершего, возраст, причину смерти, кто исповедовал, кто совершал погребение и на каком кладбище.
Скан метрической книги прихода села Кумены Вятского уезда (ЦГАКО)
Вятские газеты и журналы конца XIX-начала XX века
В г.Вятке издавалась частная газета «Вятский Край», продолжение издания которой местные жители ожидают и теперь. Теперь издается специальный журнал «Пчеловодство», упомянутая «Вятская газета» и «Приложение к Вятским Губернским ведомостям». Последняя газета не похожа на обычный тип наших Губернских Ведомостей. «Памятные книжки», издаваемые местным Губернским Статистическим Комитетом, под редакцию Н.А.Спасского, также очень богаты материалами по этнографии и истории Вятского края.
Зеленин Д. (сост.) Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. — Юрьев: Тип. Эд. Бергмана, 1904. — 188 с.
Примечание. Газета "Вятский край" издавалась с 1895 по 1897 годы. В начале XX века несколько лет снова издавалась, но уже под другим названием ("Вятский вестник").
На фоне: "Вятская газета" - газета вятского земства. Издавалась с 1894 по 1897 годы. В газете, кроме сельскохозяйственных публикаций, публиковалась и хроника различных событий из сельскохозяйственной и культурной жизни губернии, что сейчас представляет большой интерес
Вятская мифология: леший, суседко, кикимора, русалка
Леший. Это человек среднего роста, ростом выше большой елки. Он живет в лесу. Одежда его состоит из длинного белого балахона. Питается он тем хлебом, который, не благословясь, положит кто-нибудь из людей. Встречается в одиночку во всякое время, особенно ночью. Носит с собой палку и огонь в виде свечи, который виден над лесом, по которому он идет. К людям относится враждебно: пугает их, а если они пугаются, то он хохочет и хлопает в ладоши.
Суседко. Это маленький старичок с большой бородой живет за печкой дома и в хлеве, на улице появляется людям в одиночку.
Рассказ: «Ночью, если полюбит лошадь, то всю гриву в косники исплетет, а ужо, если не полюбит, то всю пишшу уташшит, а лошадь-то голодная и останетча».
Русалка. Это векша (белка), живет в реке, появляется людям только летом (ночью). Они ходят группами, относятся к людям враждебно.
Кикимора. Живет в болоте под кочкой. Она обладает голосом: кричит и говорит. Входит в людей и там разрастается. Рассказ: «Кикимора – это зверек меньше мухи. Она бесовшина, ее ловят и садят в квас, потом дают этого квасу тому, на ково сердиты. А если тот нацнет пить да не перекреститча, то кикимора войдет в нево, там разростетча и станет кричеть».
Рассказала Ольга Куртеева из деревни Куртеевы //Вятский свистун 2001 г. № 121-122
На рисунках: банник, водяной и кикимора в живописи Ивана Билибина
Виды архивных документов: брачный обыск
Перед свадьбой до 1917 года в России вступающих в брак подвергали обыску
До 1917 года перед заключением брака составлялся письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака.
Этот документ назывался брачный обыск.
Предполагалось, что процедура брачного обыска обезопасит будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций, где, например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке.
Брачный обыск – это официальный документ, подписанный несколькими свидетелями, который подтверждал, что жених и невеста имеют право пожениться. Такие документы были введены в 1765 году.
Брачный обыск прикладывался к метрической книге. Данный документ показывает, что к вопросам регистрации браков подходили очень серьезно, осознавая важность этого момента. Ведь близкородственный брак мог негативно сказаться на здоровье будущих детей. Свидетели несли ответственность перед судом, за дачу «ложных показаний».
Сведения для родословной из брачного обыска
Брачные обыски, как источник генеалогической информации для составления родословной, могут быть очень полезными.
Обязательной частью БРАЧНОГО ОБЫСКА были:
звание и состояние;
место жительства;
возраст;
отсутствие плотского и духовного родства и свойства;
семейное положение;
взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей;
согласие родителей или опекунов.
Если жених был солдат, то вы узнаете его звание и место службы.
Назад к списку