- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Декабрь: 1-15

 

Истоки. Вятская земля в XVI-XVIII веках



Вятская земля, присоединенная к Московскому государству в 1489 году, занимала территорию от рек Юга и Лузы на севере до Пижмы и Вои на юге. Здесь возникло не только много русских сел, деревень и починков, но и были уже построены города Хлынов (Вятка), Котельнич, Орлов.
После ликвидации Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств русская колонизация бассейна реки Вятки, особенно ее нижнего течения, пошла ускоренными темпами. Возникли новые города Шестаков, Кайгород, Уржум, Яранск, Царевосанчурск, Малмыж, слободы Кукарка (позднее город Советск), Верхняя (позднее город Слободской), Трехсвятская (позднее город Елабуга), множество сел и городов.
В административном отношении территория Вятской земли первоначально была представлена Хлыновским уездом с городами Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской. Остальная часть территории Вятской губернии включалась в уезды, относившиеся к другим землям. Только с образованием Вятской провинции (1719 г.) и с передачей ее в состав Казанской губернии (1727 г.) вся территория края оказалась в одной губернии. В 1780 г. на всей территории Вятского края было образовано единое Вятское наместничество, позднее преобразованное в губернию в тех же границах (1796 г.). С образованием наместничества город Хлынов был переименован в город Вятку (1780 г.).
По структуре населения Вятская земля накануне образования наместничества была одной из самых некрепостных в крепостной России. Удельный вес крепостных крестьян составлял немногим более 2 процентов. Сельское хозяйство было главным видом занятий населения.
В XVI веке Вятская земля стала одним из крупных хлебных районов Московского государства, она поставляла хлеба в только что присоединенную Западную Сибирь для снабжения ратных и служилых людей.

200 лет Вятской губернии – 60 лет Кировской области (статистический сборник) – Киров 1996 г., с.6

 

Забытые обычаи. Кричалки и ремесло "кошечника"



Своеобразным фольклорным жанром являются кричалки.
Уроженец с.Старая Тушка Борис Григорьевич Черезов (1919-2012) вспоминал:
«Осенью, после уборки хлебов, по деревне проходят точильщики пил, кричат на всю улицу: «Кому пилу точить?» Кому нужно останавливают. <…> Идут «коновалы» кастрировать жеребцов, баранов и т.д., идут «портные»: «Кому шить нужно?», с машиной на санках. Идут плотники, идут шерстобиты, идут валенщики и сапожники».
Вне зависимости от времени года ходили по деревням так называемые кошечники с криком: «Кошек - на ложек! Кота – на блюда!» После такого «натурального обмена» кошечники брали домашних животных за задние лапы и били об угол дома, приговаривая: «Не я бью – хозяин бьет!», после чего тушку клали в мешок (РЕФ, 1974).

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.183

На фото: работа точильщика в деревне. Фото из открытых источников

 

Вятская кухня: квас

Постоянно на столе в каждой крестьянской избе был русский квас. Его пили не только после еды (как сейчас чай), но и постоянно в течение дня для утоления жажды. А напиток этот воистину замечательный, другого столь же полезного для здоровья человека у нас и по сию пору не придумано. Хранили квас в больших бочках и погребах.
«Квас в хозяйстве держали круглый год. Он был из солода, вкусный-вкусный. Чай пили не каждый день, а больше при гостях или после бани. Опять это выглядело празднично и придавало особый вкус. Посты придавали еде особый вкус, значимость» ((А.С.Селиванова, 1915).

Виктор Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.86

На рисунке: картинка рекламы современной марки "Вятский квас". В наше время вятский квас - бренд...

 

Вятские села и веси: Митино (Слободской район)

Расстояние до центра округа 8 км., дата основания – 1692 г.
Во второй половине 19 века на перекрестке двух проселочных дорог, на берегу речки, явилась икона св.Блаженного Прокопия, уроженца этих мест. По ходатайству бобинского священника А.Фролова на месте явления была построена в 1894 г. приписная Митинская деревянная церковь (разрушена в 1986 г.), в селе двухклассное церковно-приходское училище. На пруду находилась мельница, в селе две торговые лавки. В 1902 г. педагог В.В.Россов (1881-после 1930) основал школу для подготовки учителей и руководителей церковных хоров, после 1917 г. на ее базе открыли опытный школьный городок. Здесь учились дети-сироты, дети крестьян. Согласно переписи населения 1926 г. село входило в Серовский сельсовет, число жителей 76 чел. (14 хозяйств); в сельсовете рядом были расположены д.Митинская (Большая Черепаха, 61 чел.). В 1930-е гг. здесь разместился сельсовет (в 1950-е гг. несколько сельсоветов объединены в один с центром в с.Бобино). В годы Великой Отечественной войны в селе жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда.
В 1970 г. руководство кировского завода им.Лепсе, оценив красоту местности, приняло решение о строительстве профилактория. Был восстановлен пруд, отремонтированы дороги, создан прекрасный санаторно-курортный комплекс «Митино».

Энциклопедия Земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.443-444

На фото: современные панельные дома в Митино. Фото Дмитрия Зонова. Источник: https://rodnaya-vyatka.ru/places/74273. Остальные фото можно посмотреть по ссылке

 

Города Кировской области: Мураши

Есть в Мурашах место, откуда город виден во всем своем многообразии:: железнодорожный мост, построенный в 1951 году. Если вам доведется побывать в городе, непременно поднимитесь сюда. Ваш взгляд пробежит по прямым, утопающим в зелени улочкам. Вы увидите на южной стороне, в центре, здания администрации района, кинотеатра «Восход»,, райпотребсоюза, каменные жилые дома, стадион «Локомотив». На северной стороне привлечет внимание Дом культуры железнодорожников и районный узел связи, из-за деревьев просматривается крыша гостиницы, трехэтажное здание железнодорожной больницы и снова кварталы жилых домов. Дальше – на север и юг, запад и восток – деревянные домики с приусадебными участками, а потом, до горизонта, лес – меньше, чем прежде, но все же обнимающий город. Железная дорога делит его на южную и северные части, но, конечно, деление это условно.
По переписи населения 1989 года, в городе насчитывалось 9891 житель, в районе – 20188. Трудоспособное население составляет 54,1 процента. Ежедневно встречают зарю в городе и районе люди различных национальностей. Основное население 93,3 процента мурашинцев- русские. Есть украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 г., с.357-358

 

Вятчане – Герои Советского Союза: Арсентий Михайлович Бастраков


Бастраков Арсентий Михайлович (13 марта 1919-17 февраля 1944), командир отделения, гвардии старшина, Герой Советского Союза (1944). Родился в д.Мироновцы (ныне Белохолуницкий район Кировской области). Участник Великой Отечественной войны. Погиб во время боя близ г.Нарва, похоронен в пос.Синимяэ (Эстония). Именем Героя названы улицы в городах Нарва, Белая Холуница, с.Полом, Иванцевская школа Белохолуницкого района.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.36

 

Истоки. Источники по истории и генеалогии города Малмыжа: книга Малмыжского города


Важнейшим источником для истории Малмыжа является «Книга Малмыжского города» - рукопись XVII столетия, хранящаяся в архиве Вятского губернского статистического комитета. В 1880 году она была напечатана в «Вятских губернских ведомостях». Полное заглавие ее - «Книга Малмыжского города Великого Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца городу и острогу и наряду, и что кому дается Великаго Государя жалования и оклада». Книга была начата в 1661 году описью казенных зданий, затем в ней велась до 1675 года запись казенных расходов – главным образом, выдачи жалованья должностным лицам. Наряду с этим попадаются отметки и мелких расходов - покупки замков «на государев двор», ножного железа (для кандалов?), стружня и ложки «на государев обиход». Кроме денежных расчетов, велась запись прихода и расхода пороха и казенного оружия. Последние по времени записи относятся уже к XVIII веку – 1713, 1714 и даже 1735 году.
Как исторический источник, «Книга Малмыжского города» имеет значение главным образом в своей первой части, где дается описание казенных сооружений – единственное дошедшее до нас описание Малмыжской крепости. Расходная часть книги дает имена воевод и других служилых людей, а также указывает размеры их жалования.

М.Г.Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // М.Г.Худяков. История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.34

На фото: реконструкция средневекового Малмыжа. Малмыжский краеведческий музей

 

Вятские слова и выражения: обутки

Обутки, мн. Любая обувь. Как-то бы обутки справить. Последниё сапоги прохудилися.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.150

На фото: экспозиция краеведческого музея поселка Советский республики Марий Эл

 

С архивной полки. О жизни рабочих Вятской губернии в царское время

24 февраля 1915 г. у крестьянина Алексея Егорова Карякина, работавшего с 19 января 1915 г. на кожевенном и шубно-овчинном заводе товарищества «Б.Л.Шабловский и К.» в с.Вознесенско-Вахрушеве, появился на груди прыщик, а по доставлении Карякина в Вятскую уездную земскую больницу врач нашел у него сибирскую язву, от которой 27 февраля Карякин и умер в названной больнице.
3 марта 1915 г. у крестьянина Василия Матвеева Золотухина, работавшего на том же заводе с 23 февраля, появился прыщик на правой руке в области предплечья, причем Золотухин в тот же день был отправлен в Слободскую земскую больницу, где врач нашел у него заболевание сибирской язвы, от которой Золотухин и умер 9 марта…
Работавшие на этом заводе Николай Русанов и Борис Санталов, кроме того, удостоверили, что на заводе иногда после вымачивания в растворе сулемы одной партии овчин в этот же раствор опускалась другая партия овчин и после первой размочки чаны не обмывались, что часть рабочих спала в спальной, но там для них не было ни матрацев, ни войлоков, более же 2/3 рабочих спало в мастерских на подостланных овчинах, что сор и отбросы от кож убирались на дворе и сваливались прямо на берег р.Моховицы и что рабочие почти всегда пили чай в мастерских, а не в столовых.
По заключению врача Россихина, заражение Карякина и Золотухина сибирской язвой могло произойти от нарушения на заводе санитарных правил…

Установление и упрочение Советской власти в Вятской губернии (сборник документов) – Киров 1957 г., с.54-55

На фото: село Вознесенско-Вахрушевское в начале прошлого века

 

Эпоха - газетной строкой. Нравы старой Вятки: неприятное соседство



Невозможное соседство. Железнодорожные служащие Пермской железной дороги, живущие в районе Большехлыновской улицы, а также жители прилегающих к последней улиц обратились к начальнику губернии с ходатайством об удалении из местности Хлыновки существующих там домов терпимости ввиду разного рода безобразий и беспорядков со стороны живущих в них проституток.

Вятский вестник - 1909 г. № 158

 

Из анналов вятской статистики. "Безмятежная жизнь города Нолинска..."


Безмятежная жизнь города Нолинска, - в нем даже раз не оказалось вопросов, подлежащих рассмотрению городской думы, почему очередное заседание думы, назначенное на 12 июня, было отменено.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1904 г. – Вятка 1905 г., л.187

На фото: город Нолинск. Дом купца Небогатикова М.Я. Начало XX века

 

Родовые обряды народов Вятской губернии: удмурты


После того как отрезана будет пуповина ребенка и наречено ему имя, ребенок переходит опять в руки повитухи, которая и начинает его обмывать, причитая благожелания и призывая водяного (Ву-мурта) (в Лыпской волости). Самое омовение ребенка бабка совершает, положив ребенка ничком на обнаженную левую ногу, поставленную на ступеньку полка: придерживая здесь ребенка левою рукою, горстью правой руки бабка черпает воду из стоящего подле нея на ступенях то же полка бурака и плещет на ребенка, растирая потом его тело тою же правою рукою. Никогда маленький ребенок не моется в колоде (заменяющей корыто) и весьма редко (и то когда он уже подрастет) окачивается водою прямо из бурака, в чем можно видеть остатки какого-то поверья, так как наоборот обмывая мертвеца, вотяки не берут воды в горсть, а всегда поливают, в большом или меньшем количестве прямо из бурака…

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.36-36 об. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Корреспонденции сотрудников «Вятских губернских ведомостей» за 1889 год.

На фото: экспозиция Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда (г.Ижевск). Из этого музея у нас сотни интересных снимков как экспонатов, так и исторических. Начинаем их публикацию...

 

Этнографические зарисовки Вятского края: Орловский уезд


В Орловском уезде, близ д.Бутырок, есть серный ключ. В уезде живут также «пермяки» (зыряне), более 5 тыс.; главное их занятие охота.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904

На фото: река Вятка в Орловском районе. Люди живут в этих местах уже сотни лет...

 

Храмы Вятского края: Елгань (Унинский район)


Елганский приход выделился из Ухтымского прихода Зачурмыжской волости. Причинами его образования послужила отдаленность селений от ближайших церквей на 20 и 30 верст. Особые неудобства это причиняло крестьянам в весеннее и осеннее время, когда через через речки Чурмыг и Елгань было трудно переправляться. Поэтому часто болящие и родильницы умирали без исповедания и причастия, а младенцы – без крещения.
Выборные крестьяне Дементий Щипачев (Щелчков) и Кирилл Машковцев 12 апреля 1766 года обратились с приговором от крестьян к епископу Вятскому и Великопермскому Варфоломею. 25 сентября того же года Преосвященный Варфоломей выдал храмозданную грамоту за № 1086 на строительство при деревне Елганской вновь деревянной церкви. Началось строительство в том же году, и 31 декабря 1767 года церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1769 году, проверяя материальное состояние церквей Глазовского уезда, члены комиссии Вятской епархии посетили церковь в нововозведенном селе Елганском. В своем отчете комиссия указала, что холодная часть церкви еще строится, а службы проходят в Рождественском приделе. Колокольницы и ограды при церкви нет. В конце того же года холодный придел деревянного храма был освящен во имя Святой Троицы.
По ведомости Вятского губернского правления от 14 января 1798 года в Елганском приходе Глазовской округи числится 3 причта, 47 селений и 289 дворов них. Мужского населения в приходе, простирающемся вокруг на 10 верст 2888 человек.
Со временем храм обветшал и не стал вмещать всех желающих на богослужения. Встал вопрос о постройке каменного здания церкви. 7 ноября 1799 года епископ Вятский Амвросий выдал храмозданную грамоту № 2960 на строительство каменного храма в честь Святой Троицы с двумя приделами. Строительство каменного храма велось на средства прихожан 9 лет. Кирпич для церкви делали в двух километрах от села на Семешинском поле. Это место и сейчас называется «кирпичные сараи». Рядом с церковью построили одноэтажное кирпичное здание, которое все жители называли жертвенником. Крестьяне приносили сюда то, что, как говорили, отсудили Богу. Приношений было много, приводили даже скот. Приходящие на богослужение прихожане из отдаленных деревень, а также нищие могли здесь заночевать. Для них готовили обеды. В годы Советской власти в здании устроили столовую, затем кузницу, ну а потом школу. Сейчас здание разрушено.
11 ноября 1807 года освящен Рождественско-Богородицкий придел благочинным иереем Иоанном Трапициным, а 12 ноября 1816 года освящен холодный Троицкий храм. Приход к тому времени насчитывал 369 дворов. Население составляло 1654 мужчины и 2021 женщину. В 1824 году в приходе – 32 селения. В 1845 году – 48 селений с населением 7522 человека обоего пола, русских и удмуртов.
… По ревизии 1872 года прихожан мужского пола 3845, а женского пола – 4349 человек. При церкви 3 священника, дьякон и 3 дьячка. В церкви 4 престола: 2 престола в холодном храме – во имя Святой Троицы и в честь Успения Божьей Матери и 2 престола в теплом храме - во имя Святителей Иоанна Златоуста и Преподобного Алексия, Человека Божия.
Духовенство пользуется 38 десятинами церковной земли, пашенной и сенокосной. В 1845 году дополнительно намежевали еще 129 десятин, но эта земля во владение духовенства не поступила.
… В 1885 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а в 1893 году – церковно-приходская школа. В конце XIX столетия в Елганской Троицкой церкви провели обновление настенной живописи.
К 1913 году в церкви пять престолов: в холодной церкви - главный Свято-Троицкий, правый – в честь Успения Пресвятой Богородицы; левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в теплой церкви - правый в честь Святителя Иоанна Златоуста, левый – в честь Святителя Алексия Человека Божия.

Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2006 г., с.21-22

 

Исчезнувшие имена: Калинка, Яранко и Коняшка. Мог ли Яранск получить свое название от личного имени?

Деревня что был починок Гиляктуров. Во дворе Калинка Игнатьив сын Усково з детьми с Ярунькою да с Елфимком. У Яранки дети Фролко да Стенка. Фролко десяти лет, Стенка шти лет. У Елфимка дети Федотка да Гришка. Федотко трех лет, Гришка дву лет. Во дворе тое ж деревни Якимько Перфильив сын Тулакин з братом Коняшкою. Якимко женат, а Коняшка шеснатцети лет…
Из дозорной книги посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов письма и дозора воевод кн. Федора Андреевича Звенигородского, Василия Терентьевича Жемчужникова и дьяка Михаила Ординцева (1629 год). РГАДА ф.1209 оп.1 д.1029
Примечание. Имя Яранко (Ярунька) навевает мысль, что оно и могло дать название городу Яранску…

На фото: Яранск в декабре. Фото Сергея Солодова

 

Истоки. Как возникло старообрядчество


Староверы! – вечно гонимые,
Вечно ссыльные, - вот кто на
Три столетья раньше разгадал
Проклятую суть Начальства

А.И.Солженицын

В 1652 году Никон был возведен в сан патриарха, а в марте 1653 года он разослал епархиям и монастырям «Память», которая и предписывала изменения в богослужениях. С этого момента начался церковный раскол. Он пришелся на период царствования Алексея Михайловича Романова.
Раскольники считали себя православными христианами. Церковников они стали называть «никонианами», а себя - «старообрядцами» или «староверами». Старообрядцы перестали признавать авторитет церковного правительства во имя «старой веры».
Приверженцы «старой веры» отказались принять нововведения. Старообрядцам казалось это является отступлением от истинной веры. Несмотря на угрозы, староверы продолжали креститься двумя перстами вместо трех, молились по старым богослужебным книгам, писали «Исус» вместо «Иисус», признавали только восьмиконечный крест. Службы продолжали проводить по старинным церковным книгам, пели «Аллилуя» дважды,а не трижды, как ввели по реформе. Отказались заменить земные поклоны поклонами в пояс. Староверы были объявлены раскольниками и отлучены от церкви.

Село Перевозное (1701-2011 гг.) – 310 лет (путеводитель) – СП 2010 г., с.4-5

На фото: женщины-старообрядки в традиционной одежде староверов Кочурова Пелагея Ефтеевна, 1896 г.р., и Кочурова (Резвых) Васса Михайловна, 1908 г.., (д. Бусоргино Уржумского района). Фото из фонда Лебяжского краеведческого музея

 

Великие XIX столетия: Надежда Дурова и Александр Сергеевич Пушкин

Н.А.Дурова – А.С.Пушкину. 17 февраля 1836 г. Елабуга


Милостивый государь
Александр Сергеевич!
Рукопись моя, вояжируя более года, возвратилась наконец ко мне; я несколько суеверен, и такая неудача заставляет меня переждать козни злого рока. Летом я приеду сам с моими записками, чтоб лично отдать их под ваше покровительство; а теперь в замену брат посылает вам мои «Записки 12-го года», если вы найдете их стоящими труда, чтоб поправить; они не были присоединены к тем, которые были присланы вам из Гатчино; может быть, я сужу пристрастно, может быть, я увлекаюсь воспоминаниями, но «Записки 12-го года» мне кажутся интереснее первых.
С истинным почтением честь имею быть вашим покорнейшим слугою.

Александр Александров

17 февраля 1836 года

Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы – Ижевск 2012 г., с.114

 

Достопримечательности города Вятки/Кирова: часовня Михаила Архангела у Раздерихинского оврага


На месте битвы между устюжанами и вятчанами в 1421 году была поставлена деревянная часовня. Известно, что похоронили всех павших, а их было 4 тысячи в одной братской могиле. К середине XIX века она обветшала и была заменена в 1875 году каменной во имя Михаила Архангела. В 1925 году часовня была снесена.
В 1999 году часовня Михаила Архангела у Раздерихинского оврага была воссоздана.

Валерий Федяев. Путеводитель по городу Хлынову конца XVII-XVIII веков – Киров 2013 г., с.46

 

Села и деревни Вятского края: деревня Вынур (Тужинский район)

Вынур, д., центр Вынурского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Тужа) 40 км.
Согласно исповедной росписи от 13 января 1780 г. в д.Вынур числилось 16 дворов; по архивным документам 1802 г. – 23 двора (81 душа). В середине XIX века в д.Устье (основана в 1768) при речке Устьянка было 322 жителя (33 двора); в починке казенном при Черном озере числилось 44 жителя (4 двора).
По данным переписи населения 1926 г., д.Вынур входила в Устьнянский сельсовет, число жителей 794 чел. (158 хозяйств); в д.Устье в 3 км. от Вынура - 468 человек (91 хозяйство), в 1 км. указана Устьянская мельница; в д.Черное Озеро – 95 чел. (15 хозяйств); в сельсовете 7 населенных пунктов, число жителей 1931 чел. (371 хозяйство). Ныне в Вынурском сельсовете 2 деревни: Вынур и Устье.
В Вынуре земское училище открыто в 1910 г. Устьянская школа основана в 1928 г. В 1980 г. обе школы объеденились, создана одна Устьянская начальная школа, которая находится в д.Вынур.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села. Деревни – Киров 2002 г., с.500

На фото: деревня Вынур с высоты птичьего полета. Фото из видео полета над деревней: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=VlrHF..

 

Вятские слова и выражения. Что значит «исповадить?»

Исповадить, сов. Потворствуя, приучить кого-либо к чему-либо. – Исповадила всю эту шалабродь. Вот и ходят к тебе, рюмки сшибают. – Некого я не поважала. – А кто поважал? Ко мне ведь не ходят, а всё к тебе прутся.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.102

Иллюстрация: Максимов В. М. Семейный раздел

 

Истоки. Ушкуйники и основание города Вятки


1374 год – рубежный для Вятской страны. Она внезапно с помощью ушкуйников выныривает из неизвестности и попадает на самую стрежь бурного течения российской истории этой эпохи. Роль новгородских ушкуйников (разбойников-грабителей по сути своей) в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд. Судя по всему, и этот поход (как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи) новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар – столицу Волжской Болгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп – 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь – в Булгаре они продали и набранный на пути полон – русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов. Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине – в Новгородской республике, и потому отцы города, страшаясь ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода.
В Булгаре ушкуйники разделились на два отряда. Один из них на 50 ушкуях отправился вниз по Волге к столице Золотой Орды – Сараю. Судьба его неизвестна. Либо он сгинул в засадах на своем пути, либо без славы и удачи вернулся на свою базу в Великий Устюг. И в следующем 1375 году, возможно, часть этих ушкуйников вместе с другими на 70 ушкуях, как гласит летопись, во главе с воеводами Прокопом и Смолянином, разграбив Кострому и Нижний Новгород, продав в Булгаре людской полон, дошла до Астрахани, где вторично был продан награбленный на пути полон. Астраханский хан Салчей, напоив до бесувствия ушкуйников на пиру, затем приказал всех их перебить. Никоновская летопись заключает свой рассказ так: «Такую кончину принял воевода Прокофий и другой воевода Смолянин со всей их дружиной».
Вернемся к другой части отряда 1374 года – в сорок ушкуев. Судьба его для нас гораздо важнее. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенные горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили (изсекоша). На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем «идучи много сел по Ветлузе пограбиша». Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий – на свою временную базу – им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать «головой» чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями.
Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами, обложив данью (пушниной) местное удмуртское население. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае как серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данные о том, что они покинули Вятку, в летописях нет.
Приход на Вятку такой мощной военной дружины (более 1000 человек) не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус – самостоятельной земли. Благодаря окраинности и наследственной отчаянности местных сорвиголов она сразу стала опасным игроком на запутанной политической карте эпохи Булгары и Орда, Новгород и великий князь Московский, суздальские и нижегородские князья, галицкие князья-интриганы – все эти силы оказались под возможным ударом вятчан и попытались их использовать в своих хитроумных комбинациях против соперников. Вятчане же, опытные вояки, обезопасившиеся огромными расстояниями и таежной глухоманью, активно стали пытаться ловить рыбку в этой мутной воде княжеских междоусобиц и войн, татарских набегов и переделов границ.

Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.16-17

На фото: памятник вятскому ушкуйнику у Музея города Хлынова. Источник: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/amp/28266-v-..

 

Из истории города Нолинска. Когда здесь появился водопровод?

Сразу же после пожара 1865 года в Нолинске предусматривалась прокладка городского водопровода, берущего начало от ключей, бьющих из недр Восточного Вятского увала. Однако выполнен этот проект был значительно позднее. Проведением водопроводной магистрали уездный город Нолинск обязан Анатолию Николаевичу Рябинину, политическому ссыльному, который жил здесь в 1900-1903 гг., и разработал систему водоснабжения города Нолинска и Вятки.

Водопровод был чудом техники своего времени. Латунные водопроводные трубы, вложенные в желоба из осины и ольхи, проходили по центру города на протяжении 1,25 версты с четырьмя разделочными водопроводными будками:
1. Около Николаевской – Духовного училища;
2. Возле Реального училища по Хлебной улице;
3. Успенская по Нолинской улице.
4. Буровская по Нагорной улице, напротив дома купца Бурова (Дом ремесел).
От главной магистрали имущие люди проводили водопроводы в свои дома за свой счет. Воду от водопроводных будок развозили по домам в бочках на лошадях специальные извозчики. Водоразделочные будки просуществовали до середины XX в., после чего они сменились колонками.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М. 2008 г., с.29-30

На фото: старая часть Нолинска в начале XX века. Интересно, что за последние сто с лишним лет эта часть города не претерпела существенных изменений. Только снесли Александровскую часовню (на фото) и полуразрушили старинный Николаевский собор...

 

Наше доисторическое прошлое. Как кости мамонта считались останками святых

Почти во всех районах Кировской области в берегах рек и речек иногда при рытье ям и колодцев находят зубы, позвонки, бивни и другие кости мамонта. Особенно много костей мамонта находят в Сибири. Ежегодно здесь добывают 20-30 т. бивней мамонта – «слоновой кости», идущей на поделку различных вещей.

…Прежде кости мамонта церковники считали костями святого Христофора и других святых, которым приписывался огромный рост, и хранили их в церквах как реликвии и мощи. Потом, когда были найдены хорошо сохранившиеся остатки и у «святых» оказались хобот и бивни, считать кости мамонта мощами святых стало уже неудобно.

А.И.Шернин. Животный мир далекого прошлого Кировской области - Киров 1941 год

На фото: череп шерстистого бизона и бивни мамонта из экспозиции Слободского краеведческого музея

 

Хроники Вятской губернии. Крестьянские буйства (1888 год)


Буйства и неповиновения. 7 ноября Котельничского уезда в деревне Опаринской крестьянин Василий Кисельников и другие в числе 17 человек оказали вооруженное сопротивление местным властям и нанесли увечье сельскому старосте Демину при приведении в исполнение решения волостного суда об отобрании от означенного крестьянина 40 возов сена в пользу крестьянина Червякова.

9 ноября Орловского уезда в Деревне Востриковской запасной рядовой Федор Востриков оказал сопротивление местным властям при описании у него имущества для пополнения оклада сего года и недоимки прошлых лет; причем нанес топором рану в правую руку полицейскому десятскому Анкудину Фоминых.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.102

 

По страницам первых советских газет. Белый террор... красный террор... (две заметки из одной газеты 1919 года)


Звери бессильны. «Деникин расстрелял 3 тысячи рабочих в Екатеринославле, в Перми белыми сожжено около тысячи наших пленных красноармейцев. Свирепствуют расстрелы в Харькове».
Такие вести несут нам газеты. Но это далеко не неожиданность для нас. Мы знаем, на что способна буржуазия. Все вспоминается такой случай. Это было в Ярославле. В начале 1918 года, когда Советская власть только еще начала укрепляться, мне пришлось присутствовать на одной именинной пирушке банковских дельцов.
Разговор шел конечно о безобразиях Совета «собачьих» депутатов. Самый «почтенный» гость из этой «почтенной» компании рассуждал: «Керенский был собакой, которая лежала на сене. Он был тряпкой, которая связала руки другим. В начале революции нужно было повесить Ленина и разогнать совет всяких депутатов и о больше мы о них не слыхали бы. После июльских дней достаточно было расстрелять несколько тысяч большевиков и большевизм не отрыгнул бы. Теперь же, чтобы уничтожить большевизм, мы должны расстрелять десятки и сотни, а может быть и сотни тысяч большевиков, но сделать это необходимо».
Так говорили они 1,5 года назад. За это время большевизм охватил весь мир. Чтобы уничтожить его, банкирам и их прихвостням нужно уничтожить десятки, а может быть и сотни миллионов трудящихся. Они с удовольствием бы сделали это, они идут на это. Но им это не удастся. На смерть наших погибших братьев мы ответим криком:
Смерть всем врагам трудового народа.

М.Тулин.

Расстрелы. По постановлению Вятской губернской Чрезвычайной комиссии и особого отдела в.ч.к. Н. армии, на основании решения реввоенсовета Н. армии, расстреляны: за пьянство, хулиганство, за неисполнение приказаний и за попытку оказания сопротивления при аресте венеритики красноармейцы 112 госпиталя:
1. Мелкозеров Григорий Павлович
2. Гладиков Дмитрий Петрович
3. Шаркин Кузьма Герасимович
4. Волков Петр Васильевич
5. Исупов Петр Иванович
6. Глазырин Михаил Григорьевич
7. Суворов Петр Петрович
8. Калинин Александр Федорович
Также расстрелян бывший белогвардейский офицер шантажист Демин Алексей Алексеевич.

Красный набат (Глазов) - № 155 16 июля

 

Ветераны трех войн. Вятчане – участники Первой мировой, Гражданской и Отечественной войн


Выдающуюся стойкость и доблесть в боях гражданской войны проявил кавалер двух орденов Боевого Знамени Пестов Фома Данилович. Сын простого крестьянина. Воевал в царской армии во время первой мировой войны. В ноябре 1918 г. мобилизован в Красную армию и зачислен в формировавшийся в Вятке 82-й стрелковый полк и был назначен командиром взвода. 10 ноября был направлен на Северный фронт. Участвовал во взятии городов Пскова, Гдова, Нарвы. Воевал на Юго-Западном фронте.
В 1941 году Фома Данилович снова на фронте. Но ему не повезло. Взрывной волной от фугаски командира полка Пестова Ф.Д. контузило. Его списали «по чистой». Два года он боролся с болезнью, но здоровье ухудшалось. Отнялись ноги, рука. 25 лет он пролежал разбитый параличом, но ни разу не пожаловался. Мужественно, как солдат, переносил болезнь.

Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.39

На фото: формирование 1го Вятского батальона Красной армии. Вятка, 1918 год. Фотофонд ЦГАКО. Возможно, многие из этих людей уже имели боевой опыт на полях Первой мировой войны, а, учитывая их возраст, некоторым придется принять участие и в другой страшной войне - Великой Отечественной...

 

Баллада о солдате. История из настоящей жизни


...Заезжал на родину в деревню Рыбаковщину всего на одни сутки, по пути из командировки, фронтовик Павел Прохорович Поспелов. Чтобы повидаться с мужем, в деревню приехала из г.Перми и его жена Надежда Ивановна. Сутки и для родителей, и для мужа с женой пролетели, как миг. А через час после ухода Павла Прохоровича на вокзал в колхозе «Красная заря» была получена газета, где помещен Указ о присвоении Павлу Прохоровичу Поспелову за подвиги на Фронте звания Героя Советского Союза.
Весть эта с быстротой молнии облетела все участки колхоза, и вечером в избу Героя – Прохора Михайловича набилось людей – яблоку негде упасть. Говорили и про фронт, и про жизнь Павла Павловича в родном колхозе.
- Учиться сыну не пришлось даже и полных двух лет, - с гордостью за сына рассказывал отец. – Ему не было и десяти лет, когда у меня оторвало руку в результате несчастного случая. Беда пришла в дом – и здоровья не стало, и некому было работать. Но Павлуша вскоре стал заменять меня на всех работах. А в 14 лет он был уже совершенно самостоятельным работником.
Жена Павла Прохоровича, Надежда Ивановна, поделилась о том, с каким упорством ее муж овладевал знаниями, уже будучи командиром Красной армии и коммунистом, как старательно и беспрерывно учился то в вечерней школе, то на курсах усовершенствования. Так раскрывались благородные черты характера Павла Прохоровича, проявившиеся в результате труда и примера семьи еще в детстве и юности, а затем развитые далее совершенствованием, воспитанные и закаленные героической Красной армией.

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.105

 

Исчезнувшие населенные пункты Вятского края: деревня Шушмо

Бывший отдельный населенный пункт, ныне образующий улицу Шушминскую дер. Поршур-Тукля.
Возник в 90-е годы XIX века после отселения десятка поршурских хозяйств на свои же земли километром южнее Поршура, за речку Лудзилка.
На сходе (кенеш) молодому поколению (а молодые семьи составляли большинство выселенцев) была отрезана треть от всего надела в размере 456 десятин.
Улицу застроили под углом к уездной дороге из Малмыжа в Селты с восточной ее стороны. Сохранилась эта первоначальная планировка до наших дней.
В 1920 году в Шушмо проживало в 32 хозяйствах 168 человек.
Это была чисто удмуртская деревня.
Многие жители деревни носили фамилию Пислегины.
… О происхождении названия «Шушмо» у ученых нет общего мнения. Однако, можно провести параллель с мансийским «шош» - ручей, если учесть, что в названии «Поршур» некоторые ученые видят связь с обско-угорской фамилией Пор.
Это дополнительно подтверждает предположение об оседании части предков современных манси на территории современной Удмуртии в ходе их миграций во времена раннего средневековья.

А.И.Пудов. История увинских деревень – Ува 2000 г., с.223

Примечание. В царское время деревня входила в Малмыжский уезд Вятской губернии, позднее оказалась на территории республики Удмуртия

На фото: картина неизвестного художника с экспозиции Лальского краеведческого музея


Назад к списку