- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ноябрь

 

 

Источники. Лингвистические словари и другие источники по вятским говорам



Вятские губернские ведомости - 1847 г. неофициальный раздел № 40-49 (публиковались вятские слова и выражения)

Магницкий В.К. Особенности русского говора в Уржумском уезде Вятской губернии – Казань 1885 г.

Верещагин Г. Е. Словарь местных слов и выражений, употребляемых жителями Вятской губернии. 1892 г.

А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г. (есть Словарь народных слов и выражений Куменской и Нагорской волостей)

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Вят. губ. стат. комитет, 1907 ( публиковался в "Памятных книжках Вятской губернии")

Великорусские сказки Вятской губернии / сборник Д. К. Зеленина. - Петроград, 1915. Авторы : Зеленин Д.К. Кроме того, вятские слова и выражения можно найти и в других изданиях великого вятского этнографа

Вятские сказки, песни, легенды – Горький 1974 г. (есть небольшой словарик местных слов)

Областной словарь вятских говоров - Киров 2006 г.

Г.С. Смирнов " Словарь бабы Нюры" Книга вторая. Киров 2013 г.

Словарь Верхнелальского великорусского языка. Составил Н.Н.Токмаков. Сыктывкар 2015 г.

Вятские сказки, былички, частушки, песни, дразнилки в 1990-2000-х годах публиковались в журнале вятского фольклора - "Вятский свистун".

Все это богатство мы продолжим публиковать в следующем году. В этой связи были бы благодарны за подсказку других источников по данной теме

 

Эпоха - газетной строкой. Крестьянский саботаж


 

Сплав леса. Лесопромышленники Я.Гордеев, Г.Бушков, В.Лохтин и Д.Егошин на имя губернской комиссии подали телеграмму следующего содержания:

 

«При молевом сплаве леса по реке Уржумке, заготовленного из казны и поставленного на оборону, жители прибрежных деревень не допускают наших рабочих к работе, чинят насилие, производят задержку сплава. Содержатели мельниц предъявляют незаконные требования и не позволяют пропускать лес. Просим вас оказать содействие и принять решительные меры к оградить нас от насилий и произвола, иначе лес окажется несплавлям».

Уржумская крестьянская газета - 1917 г. № 21 17 мая

На фото: вятские крестьяне-лесосплавщики. Из архива Натальи Борисовны Пентиной. Опубликовано Владимиром Ветлужских в группе ВК "Уржумская старина". Ранее мы публиковали цветной вариант этой фотографии. Обработана сайтом "Вики-Поляны"

 

С архивной полки. Что продавали покупали в старину

В селе Ацвеж 30 января в день 3 святителей привоз товара простирался на сумму 25200 рублей, сбыт на 10650 рублей, в том числе хлеба из зерен на 450 рублей, скота приведено на 700 рублей, продано на 660 рублей. Мяса привезено на 800 рублей, продано на 750 рублей. Рыбы привезено на 150 рублей. Продано на 100 рублей. Соли привезено на 400 рублей, продано на 80 рублей. Табаку привезено на 500 рублей, продано на 260 рублей. Льну привезено на 3 тысячи рублей, продано на 2500 рублей. Лен семян привезено на 1600 рублей, продано на 1300 рублей. Сала привезено на 700 рублей, продано на 600 рублей. Кожи и кожаных изделий привезено на 2500 рублей, продано на 1800 рублей. Масла коровьего привезено на 1000 рублей, продано на 950 рублей. Красного товара привезено на 13050 рублей, продано на 1100 рублей и разных необходимых для хозяйства принадлежностей привезено на 200 рублей и продано на 100 рублей серебром.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл.88 об.-89

На фото: Алексеевская ярмарка в Котельниче. Село Ацвеж входило в Котельничский уезд

 

Истории из старых газет. Посиденки с побоищем

Посиденки. Черемисы в Уржумском уезде считают обязательным для себя устраивать игрища преимущественно в ночь с 30 на 31 декабря, по мнению их «Васильев вечер». Заранее, со всей деревни сбирают муку, солод – кто сколько может, варят общее пиво. В каждом доме пекут блины. Вечером, по мере как сходятся, старики занимают места впереди, - садятся за стол, на котором в большой чашке лежат блины и хлеб, стоит лянгус с пивом – только для старших. Среди избы находится большая кадка с пивом, закрытая шубой. Из кадки пиво наливают в чашки и подают посетителям. В средине вечера входят в избу ряженые: молодые парни, представляющие медведя, волка, козу с большими рогами, лошадь. При каждом ряженом «солдат» с длинной бородой и рогами, у него в руках плеть со жгутом из сырой соломы. Музыка – пузырь и барабан – неистово «играют». Присутствующие хлопают в ладоши; ряженые пляшут и дурачатся. Если приходят на сборище русские крестьяне, их черемиса изгоняют - хлещут плетями и нередко бьют. В 1897 году, когда русские явились на такой вечер, произошло настоящее побоище; их черемиса били плетьми, кулаками, валили на пол. В числе пришедших были десятские, а за столом, со стариками сидел сельский староста; но последний не только не унимал буянов, а сам поощрял их. Кто успел выбраться из избы, считал за счастья для себя. Черемисы успели задержать только 2, загасили огонь, дверь приперли на крюк и делали что хотели: к одному вытеребили волоса и пробили голову. Вырвавшись из рук черемис, он сшиб дверь с петель, выбежал на улицу и просил о помощи; но русские боялись подойти к разъяренным черемисам. Потерпевший начал было дело в волостном суде, но потом оно окончилось миром (сообщил крестьянин Семен Кокин деревни Кельдегозина, Косолаповской волости).

Вятская газета - 1900 год № 13

 

Зараменская пещера и ее тайны

Встреча с карстом долины р.Немды происходит почти в самом городе Советске. Стоит только проехать городским автобусом на его южную окраину, и здесь нас ждет встреча со знаменитой Зараменской пещерой.
Закопченный кострами и факелами аркообразный вход в нее, находящийся в ее средней части отвесного известкового склона, напоминает печное чело. «Чертова печь» - так называли пещеру в старину, когда о ней слагались красочные легенды.
Повествуют они о собаке, ушедшей в пещеру и вышедшей в нескольких километрах от нее, о крестьянине, ходившем по ее лабиринтам и видевшем подземное озеро. Людское воображение, очевидно, разжигал большой грот – 4 м. в поперечнике, предполагая наличие в пещере лабиринтов и подземных озер.
Впервые описание пещеры и легенды о ней даны в работе Спицина А. «Каталог древностей Вятского края», 1881 г.
В 1887 г. он делает дополнение и сообщает, что выход из этой пещеры, по рассказам, находится у левого берега речки Кукарки, при ее впадении в Пижму (район д.Городище). В этой же работе он делает предположение, что Зараменская пещера ни что иное, как рукав бывшего когда-то тут родника.
Зараменская пещера, в которую можно попасть через два небольших отверстия в стенке входного грота, имеет весьма скромные размеры: 4,7 м. в длину и 2,4 м. в ширину, при высоте 1,2 м. Узкий лаз с круглым сечением, ведущий из нее вглубь берега, доступен для осмотра всего на 3 м.
Несмотря на небольшие размеры, пещера представляет собой большой научный и познавательный интерес как своеобразный реликт былой мощи подземных вод и тектонической активности Вятского вала. На существование мощных подземных потоков в далеком прошлом указывает узкий канал в пещере, уходящий вглубь берега и большой грот, разработанный подземными водами в зоне их выхода. Высокая каверзность известняка, на высоте пещере свидетельствует о том, что ранее пещера находилась на уровне реки, а потом, в результате тектонических подвижек и вреза русла реки, оказалась на высоте 13 м от современного уровня р.Немды.
Это предположение подтверждается снижением мощности аллювиальных отложений на 10 м. в долинах рек Визимки и Визимбирки, в зоне пересечения рек зоны Вятского поднятия на территории Марийской республики. Кроме того, в береговом известняковом склоне р.Визимки на высоте около 9-10 м. и встречаются гроты глубиной до 3 м.
Но если существовали потоки подземных вод, сформировавшие Зараменскую пещеру, то наличие подземных полостей в междуречье р.Немды и устья р.Пижмы не исключено. Это подтверждается развитием карстовых провалов в долине р.Кукарки, протекающей в зоне указанного междуречья даже в современный период.

Анатолий Русских. Приглашение к открытию – Киров 2022 г., с.29-31

 

История и тайны города Вятки/Хлынова: Рогожкин спуск

Знают Фому в рогожном ряду

Поговорка

Попасть в центр Хлынова конца XVII века с южной стороны можно было через Монастырскую слободку: по Слободской улице, проходившей через площадь у Стефановской церкви, сначала спуститься в овраг, к речке Засоре, а потом подняться на северный склон оврага: прямо – сразу к торговым рядам, чуть левее – через Старые кузницы. Спускаться и подниматься приходилось всем, кто въезжал в город с этой стороны: до конца XVIII века мостов через Засорный овраг не было. Зато спуститься можно было по любому из трех близко расположенных спусков. Средний называли Рогожкиным: здесь издавна селились жители, занимавшиеся изготовлением рогожных мешков-кулей. Об этом вятском промысле упоминает в книге «Куль хлеба» большой знаток крестьянского быта, этнограф и писатель XIX века С.В.Максимов: «Куль – покупная вещь, и изготовлением их занимаются целые местности. Исключительно этим ремеслом кормятся сотни деревень по лесным местам, около сплавных рек, там, где много выросло лесов липовых. Славится этим… много мест в Вятской губернии». Каждому крестьянину такой куль нужен. Купить можно только на базаре. Потому и поселились на Рогожкином спуске, совсем рядом с торговой площадью, бывший солдат Федор Егоров Верстаков, мещанин из крестьян Гордей Иванов Горячих, Козма Павлов Мотов – рогожники, такачи и торговцы.
Миновав их дворы, в овраге можно было принять вправо, ближе к устью Засоры. Невидимая сейчас речка тогда имела нрав буйный и, разливаясь после проливных дождей на короткие часы, случалось, уносила в Вятку не одну из теснившихся в устье избенок. Вятка тогда подходила к левому берегу близко, почти не оставляя места для посадских дворов, и небольшая слободка, подтапливаемая разливом, вмещала лишь дюжину домов. Люди называли ее Мокрой. Потом название это забылось. Сейчас здесь начинается подгорная Лесная улица.

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с.34-35

На фото: уголок старой Вятки. Участок Засорного оврага между улицами Никитской (Володарского) и Царёвской (Свободы). Слева - строящийся каменный дом, это здание второй мужской гимназии (ул. Свободы, 76). Справа - торговый павильон садоводства Рудобельского. По центру вдалеке видны Спасский и Троицкий соборы. Здание второй гимназии построено в 1905-1906 гг. По всей видимости, снимок сделан летом 1906 года.
На обороте: "Вятка. Лобовиков" - орфография и почерк современные.

 

Детдомовские сороковые. Кировская область



В одном из сел Юрьянского района Кировской области я записал рассказ Ольги Никитичны Бакиной, бывшей воспитательницы Ежовского детского дома № 36 Верховинского района.
- Как нам хотелось порадовать ребятишек, когда наступали праздники. Вот, помню, напекли калачей. А еще сварили кашу. Это все праздничные блюда… Сколько тогда «спасиб» от малышей слышали…
Я еще работала учителем, вела начальные классы. В них и родительские дети учились, и детдомовские. Помню, говорили мне, что не уработаю с ними долго. Потому к первому уроку готовилась особенно усердно. Пришлась, смотрю: абсолютная тишина, внимание. Только глазки горят… Очень ребятам хотелось учиться. Однажды нужно было из одной избы перебраться в другую, перенести парты. Хожу я, думаю, какими же силами это сделать. А ребята помощи ждать не стали, сами из одного конца деревни в другой парты перетащили.
Школ-то тогда не было, занимались по крестьянским избам. В одной горнице 12 парт в три ряда, около доски малый пятачок. Раздевались у входа, под полатями. Так и учились: у нас урок, а на полатях лежат хозяйские маленькие дети, слушают… За занавеской – половина хозяев. Там стол, часы. И вот когда перемена, бабушка из-за занавески подавала звонок.
А как в детдоме выполняли домашнее задание? Сядут за один стол, на столе коптилка: пузырек, туда вставлен фитиль. Тлеет он едва-едва, света мало. А они сидят, занимаются, все лица от коптилки черные…
Очень ребятам хотелось быстрее вырасти. Чтобы можно было с немцами сражаться. Вот Коля Дорошенко - у него мама умерла, отца убили – говорил: «Пойду в военное училище, стану Родину защищать…» Он даже самостоятельно строевой шаг отрабатывал…
День Победы! У нас шел урок в третьем классе. Смотрю в окно, глазам не верю: Екатерина Ивановна Макарова, директор детского дома, идет в обнимку посередине улицы со старичком. Старичок тот на гармони наигрывает, а Екатерина Ивановна поет… Ребята узнали, что войне конец, и прямо на партах танцевали…

Виктор Бакин. Детдомовские сороковые – Киров 2015 г., с.181-182

Фото из открытых источников

 

Народы Вятской губернии. Жизнь вятских марийцев в начале XX века

… Крестьянская жизнь вокруг была скудная. Особенно бедствовали марийцы, исконные жители края. Про этот народ в появившейся в домашней библиотеке Заболотских книге В.К.Лаврентьева «География Вятской губернии» говорилось: «Они среднего роста; имеют по большей части черные волосы, худощавое лицо, осунувшиеся скулы, узкие подслеповатые глаза и жидкую бороду. В одежде их также преобладает белый цвет, причем рубашки вышиваются цветными шерстями; женщины носят головной убор с монетами, кольцами и браслетами, на ногах лапти и толстые черные онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, но с русскими скрытны и робки. Живут они довольно бедно и скупо, занимаются земледелием, пчеловодством и охотой. Хотя большинство черемис считается православными, но многие до сих пор не покидают своих языческих обрядов и верований и теперь еще нередко приносят в лесу жертву своим языческим богам».

Р.А.Бушков. Вятские версты Николая Заболоцкого – Киров 2013 г., с.78

На фото: группа вятских марийцев. Дореволюционный снимок

 

Из истории торговли в Вятской губернии. Торговые пути

В город Яранск доставка товара из города Казани сухопутна во все время года и с ярмарки из города Нижнего до города Козмодемьянска Казанской губернии водою по реке Волге, а от оного сухопутно и частию по другому тракту. Из Нижнего тоже сухопутно, а доставка товара из Казани бывает в течение 4 и 5 месяцев...

Статистические сведения, составленные Яранским городничим вследствие предписания Вятского губернского статистического комитета от 28 декабря 1861 г. за № 129 о торговле в городе Яранске. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл. 191 об.-192

На фото: на торговой площади Яранска в старину

 

По страницам первых советских газет. Белые пришли...


 

Узнали, что за белые. Только что видели своих сельчан Елабужского уезда и они мне рассказали про белых.
В ночь на 22 апреля вошла белая банда в нашу деревню.
Как только попали в деревню, сразу стали спрашивать – кто у вас коммунист и кто добровольцем послал сына в Красную армию. Вот некоторые муж и стали говорить: вот тот коммунист, тот доброволец. Тогда белые пошли по указанным квартирам и стали бить живущих в них нагайкой; многих исхлестали до полусмерти. Затем отобрали все имущество и скот, пересчитали всех коров и лошадей – ни одной скотинки не осталось.
На другой день белые предложили сельчанам варить кумышку. Вот наши кулачки и средние мужички и стали варить кумушку – последний хлеб перевели на кумышку.
«Наварили кумышки – стали пьянствовать. Тут и пошли ссоры, драки, беспорядки, стали друг на друга доносить.
Эй, ты такой-сякой, ты на меня наложил контрибуцию. А белые, не зевай - на кого слово пьяное скажут в ссоре, напившиеся сельчане, того и грабить, отнимать все что есть, и арестовывать.
Затем пошла спекуляция (свободная торговля); вот стали возить кулачки табаку и кое-какого другого товару; стали продавать и бедных мужичков обманывать.
«Покупайте, дескать, табаку и товару, а то ваши деньги и так пропадут: ваших керенок брать не будут, лучше покупайте товару – хоть бы и по дорогой цене». Выходит - от бедных керенок брать не будут, а куда же кулаки собирают керенки. Это ли не обман, это ли не грабеж богачами бедняков.
А один кулак привез на 9 тысяч рублей табаку и этот табак продал за 24 тысячи рублей. Значит он от 9 15 тысяч барыша нажил. Вот, товарищи, что такое свободная торговля; это явный грабеж.
Вот, товарищи, почему белые стремятся задушить свободу. Они хотят наживать и опять жить хорошо и пользоваться всеми благами жизни, и заставить нас крестьян и рабочих работать на них, им последнюю копейку нести. Но мы, товарищи, рабочие, крестьяне и красноармейцы, мы до тех пор не бросим винтовок из наших мозолистых рук, пока не сметем до конца всю эту свору дармоедов и навсегда отобьем у них охоту садиться на шею трудящихся. М.К. Гусев.

Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 155 16 июля. Фото из открытых источников (колчаковцы на привале)

 

По страницам первого телефонного справочника города Вятки 1914 года. Архиереи, священнослужители и епархиальные учреждения


3-46 Беляев о.Павел, протоиерей Царевская улица д. № 98

2-60 Гаркунов о.Тимофей, диакон Богословской кладбищенской церкви

4-75 Гремячевский о.Михаил, священник, Пятницкая улица, д № 2/2

1-82 Гусев Николай Григорьевич, редактор «Епархиальных ведомостей» угол Царевской и Орловской, д.Рослякова

- 89 духовная консистория, Кафедральная площадь

1-56 духовная семинария, квартира ректора и эконома, за городом

2-05 духовное училище, Успенская улица, д. 19 и 20

- 63 епархиальная библиотека, Стефановская улица

1-84 епархиальное женское училище, угол Николаевской и Кукарской

2-31 епархиальный свечной завод, контора, Никольская, № 108

4-44 епархиальный утварно-парчевый склад, площадь Кафедрального собора

2-52 епископ Никандр, Вятский и Слободской

1-04 епископ Исидор, Трифонов монастырь

2-70 епископ Павел, Трифонов монастырь

3-42 Иванов о.Феодосий, протоиерей, дом кафедрального собора

3-00 Израилев о. Александр, протоиерей, дом кафедрального собора

1-02 Казанский о.Владимир, священник, Преображенская улица, д № 16

3-39 Михайлов о.Дмитрий, протоиерей, площадь Воскресенского собора

4-48 монастырь Преображенский женский, площадь кафедрального собора

3-09 Попов о.Андрей, протоиерей Ахтырского кладбища, Семеновская улица, д.34

3-73 Ракитин Иван Петрович, секретарь духовной консистории, Преображенская улица д № 37

1-83 Серафимов о.Алексий, священник, угол Спасской и Царевской д. № 11

5-17 Танаевский о.Алексий, священник, Пятницкая улица, соборный дом

3-16 Тихвинский о.Николай, протоиерей, угол Николаевской и Преображенской, дом № 12

1-93 Тихонов о.Вениамин, протоиерей, Стефановская улица, д.38

3-15 Фаворский о.Николай, священник, Николаевская улица д № 51

Список абонентов Вятской городской телефонной сети на 1914-115 гг. – всего 569 абонентов.

На фото: к 1915 году Вятский Преображенский монастырь уже имел свою телефонную связь. Кроме того, имели телефонную связь все духовные училища, духовная консистория, епархиальный склад, епархиальная библиотека, свечной завод. Храмы телефонной связи не имели, но сразу два телефона было в Трифоновом монастыре, у управляющих Вятской епархией епископов. Кроме того, телефонную связь имели на своих квартирах многие священнослужители, секретарь епархии и редактор епархиальной газеты...

 

Старинные имена: Пуд

В старину имена давались по святцам. В святцах было и имя Пуд. Пуд или Пуденс (Пудент) — апостол от семидесяти, упоминается апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею, где он от лица Пуда и других приветствует его так: «Приветствует тя Еввул и Пуд, Лин, и Клавдия и братия вся»

Фото из церковной метрической книги

 

К извечному вопросу - Вятка или Киров? Мнение гостей города

...Подходит ко мне мужчина, представляется историком. Вначале мы выясняем, что оба против того, что областной город знаменитой земли до сих пор оскорблен псевдонимом пламенного революционера Кострикова. Но далее согласие прекращается. Я – за Вятку, историк – за Хлынов. Но решаем ради крестного хода не спорить, идем молча. Потом историк делится впечатлениями от поездки в Польшу. Он там видел, как вся Польша идет на праздник «Матки Боски ченстоховски».
- Но не похоже, - честно говорит он. – Я сравниваю. Я пошел для сравнения. Там идут на праздник, там нет того, что они идут виноватые. Здесь глубже, сакральнее, здесь практическая теологичность, там массовое мероприятие под эгидой государства, здесь свободное воле изъявление при наличии отсутствия поддержки властей.
Певчие начинают акафист. Идущие рядом вступают в хор. Историк, не зная слов, умолкает. Может, опять сравнивает Польшу и Россию.

Владимир Крупин. Крестный ход – Киров 2010 г., с.39

На фото: город Киров

 

Из истории музыкальной культуры города Вятки: архиерейские хоры


В XIX веке в Вятке, как и в крупных городах, становятся популярными публичные выступления архиерейского и других местных хоров. Концерты имели в основном благотворительный характер и включали как духовные, так и светские произведения. Например, на концерте 18 марта 1865 года в зале Вятского Благородного собрания архиерейским хором были исполнены из оперы «Жизнь за царя» М.Глинки, два хора из «Реквиема» Моцарта и хор из оперы «Норма» Беллини.
21 марта 1865 года в зале Вятской губернской гимназии хор архиерейских певчих дал концерт из произведений Д.Бортнянского и А.Львова. 6 и 12 марта 1866 года в городском театре состоялись два крупных духовных концерта: в первом были исполнены произведения Д.Бортнянского, А.Львова, А.Веделя, П.Турчанинова и вятского композитора архимандрита Анатолия (Луппова), во втором – Д.Бортнянского, П.Турчанинова, А.Львова, архимандрита Феофана. Концерты вызывали огромный интерес публики и неизменно происходили с большим успехом.
Однако все это – эпизодические явления. Серьезное движение по развитию практики духовно-хоровых концертов началось с конца XIX века.

Лолита Брандобовская. Музыкальная культура города Вятки конца 19- первых десятилетий 20 века – Киров 2003 г., с.15

Фото из архива семьи Ушаковых.

 

Города Кировской области. Комсомольский парк города Кирово-Чепецка

В раннем детстве мы чаще гуляли там с родителями. В праздники или выходные в парке бывало довольно много народу, работали аттракционы.
Красота парка была затаенной. От прямой центральной аллеи можно было углубиться в лес, ходить по тропинкам. Сквозь стволы и траву пробивался солнечный свет. Издалека слышалась музыка. Это был простой мир радости, ощущение свободного времени, нашего и родителей. Серьезные дела были где-то далеко от этого места.
Гуляли мы здесь и с дедушкой. Он очень любил леса. Вот и тут захотелось ему зайти подальше в глубину леса. Мы с ним тогда пошли даже не по тропинкам. Я говорила дедушке, что мы обычно здесь не ходим. Забеспокоилась. Но на дедушку напал азарт.
- Вот я сейчас на этой сосне вырежу свое имя! Память обо мне тут останется.
Он вынул свой, хорошо известный мне коричневый перочинный ножик с небольшой выщерблиной. Этим ножиком он срезал грибы под Рязанью, вырезал на коре веточек красивый орнамент, так что получались изящные тросточки, а мы вместе вырезали лодочки из сосновой коры. Я очень любила этот ножик, часто гладила его по коричневой поверхности, попадая пальцем на выщерблину.
Дедушка очень долго старался у сосны, мне уже надоело стоять рядом.
Все имя полностью он, конечно, не вырезал.
Получилась только крупная буква «Ш», обозначавшая фамилию: Шведов.
- Вот приди сюда через год и посмотри, тут эта буква останется, - смеясь, сказал довольный дедушка
Кажется, я один раз сходила проведать букву «Ш», но дальнейшая ее судьба мне неизвестна.
А вот ножик дедушкин храню до сих пор.

Наталья Шведова. Детство города – Киров 2017 г., с.255-256

На фото: Комсомольский парк в советское время

 

Истоки. По страницам писцовых книг

Истобенской волости Троицково монастыря на Сингиревском раменье
Починок Быковской Во дворе Ларка Яковлев сын Бажин з детьми с Пронкою да Ыгнашкою. У Пронки сын Евдокимко четырех лет с Левкою да с Фомкою. Левка пяти лет, Фомка двух лет. Во дворе Родка да Харка да Никитка Афонасьевы дети Скоробогатово Родка женат // Харка четырнатцати лет, Никитка десяти лет. Во дворе Фетька Родионов сын Быков з детьми Ывашком да с Тараском да с Пронкою. Ивашко двенатцати лет, Тараско семи лет, Пронко трех лет. У него же живет Матюшка Иванов сын Фефилатов з детьми с Олошкою да с Ывашком. Олешка четырех лет, Ивашко году. Во дворе Ивашко Яковлев сын Бажин. Сын ево Демка. У Демки сын Стенка двух лет. Во дворе Ивашко Максимов сын Журков женат.

Из дозорной книги посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов письма и дозора воевод кн. Федора Андреевича Звенигородского, Василия Терентьевича Жемчужникова и дьяка Михаила Ординцева (РГАДА ф.1209 оп.1 д.1029 лл.232-233)

На фото: окрестности села Истобенска Оричевского района. Люди пришли и обжили эти плодородные земли 500-400 лет назад...

 

Забытые обычаи. Вятская свистунья проводилась и в Слободском



В семик, т.е. в 7-й четверг после Пасхи, вятская свистунья повторяется в миниатюре в г.Слободском, где она бывает около мужского монастыря. Гипсовые изделия привозят сюда, впрочем те же дымковские мастера. Замечательно, что в поминовении усопших, бывающем в этот день, вотяки (давно крещенные) никогда не принимают участия. Предполагают, что моление совершается за убитых новгородцев, павших в битве с вотяками (в 7 верстах от города часовня).

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

 

Из советского прошлого. Как закрывали церковь в селе Елгань Унинского района

После закрытия церкви 22 октября 1933 года состоялось собрание общины верующих села Елгани, после чего было разрешено проводить службы в храме. Но в 1935 году церковь начали разрушать. В начале сломали алтарь и церковную ограду. В 1936 году здание закрытой уже церкви приспособили под хранение зерна. В июне 1939 года, под предлогом ветхости и во избежание могущих быть человеческих жертв, сломали колокольницу. В 1940 году граждане Елгани снова обратились в райисполком с заявлением о регистрации религиозного общества и передачи ему церковного здания. В Уставе православной общины верующих, председателем которой был избран Шутов Егор Иванович, говорилось, что целью общины является объединение граждан православного вероисповедания для удовлетворения религиозных потребностей. Покрытие всех расходов предполагалось на добровольные пожертвования. Но сбыться этому, было не суждено. Администрация райисполкома отказала в регистрации общины.
В начале 1980-х годов, после ремонта, здание церкви приспособили под Дом культуры и библиотеку, где они и располагаются в настоящее время.

Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2006 г., с.20-21

Книга была написана в 2006 году. С тех пор прошло больше 15 лет. Храм чудесно возродился из небытия. На фото: церковь до восстановления Фото из фонда Унинского краеведческого музея

 

С архивной полки. Продолжаем нашу рубрику "Виды архивных документов": архитекторские чертежи


И до 1917 года, и в советское время на Вятке было много прекрасных архитекторов, оставивших нам прекрасное наследие в виде множества интересных и красивых зданий. Многие их разработки сохранились в архиве ЦГАКО. Здесь можно найти и чертежи зданий, и приложенные к ним их фотографии. Предлагаем вашему вниманию чертежи церкви села Чистополье Котельничского района. В деле нашлась и фотография церкви, сделанное в советское время. В советское время многие храмы переделывались под другие задачи - клубы, школы, машинно-тракторные станции и т.д. Поэтому нередко их переделка требовала архитекторского надзора, чтобы уникальное здание просто бы не развалилось и не погребло под собой строителей нового мира. И потому нет ничего удивительного в том, что чертежи и фотографии дореволюционных церквей находятся в советских архивных фондах...
 


Назад к списку