- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Декабрь: 16-31

 

Вятские святые. Священномученик Василий Агафонников



Василий родился 5 марта 1885 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье Владимира Яковлевича и Марии Андреевны Агафониковых. Его отец служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в селе Медяны, мать была дочерью псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра.

Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых, и впоследствии, когда Александру пришло время учиться, отец Николай настоял, чтобы родители отдали Александра в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал, а не в мужскую земскую, куда тот должен был идти и в которой, как и почти во всех земских школах, в то время процветало безбожие. После поступления в школу старшего брата Александра туда же поступил и Василий, хотя ему в то время исполнилось всего шесть с половиной лет.

По окончании Вятской Духовной семинарии Василий женился на девице Клавдии Кошурниковой и был рукоположен во священника ко храму в селе Мелянда Уржумского уезда, а через год переведен в Введенскую церковь в селе Немы Нолинского уезда.

Летом 1910 года отец Василий был переведен в родное село Медяны, где служил его престарелый отец, в марте этого же года рукоположенный в сан священника.

6 ноября 1930 года отец Василий и пять его прихожан были арестованы и заключены в тюрьму в городе Вятке. 29 декабря 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь.

В последние годы жизни отец Василий служил в Николаевском храме в селе Губино Можайского района Московской области. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Агафоников был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источник: Троицкая церковь села Медяны

 

Выдающиеся вятчане. Кто скрывается под псевдонимом? Кавырля С.

Кавырля С. – Смирнов Гаврил Тихонович (1906), уроженец деревни Мари-Китня Мари-Турекского кантона Марийского края {бывший Уржумский уезд Вятской губернии}, популярный в 20-х и 30-х годах прозаик, драматург.
С 1933 по 1937 года Смирнов Кавырля работал в редакциях районной газеты и «Марий коммуна».
С первых дней Великой Отечественной войны он на фронте. Кавырля начал воевать под Москвой, дошёл до Берлина. Не раз был ранен. За ратные подвиги, за смелость и мужество Смирнов Г. Т. был награждён орденами Красной Звезды и Славы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
В 1963 году вышла книга его рассказов под названием «Лукавий», куда вошли лучшие произведения. Смирнов Кавырля написал более 15 рассказов и очерков. Под псевдонимом С. Кавырльа напечатан рассказ «Изи большевик-влакын кугу пашашт: ойлымаш» («Пионер йӱк». – 1932. – № 2-3.). В литературе больше известен как Смирнов Кавырля. Жизнь его оборвалась на 59 году жизни на Сахалине.

Литература:
• Кавырля С. – Смирнов Гаврил // Васин К. К. Псевдонимы марийских литераторов : краткий историко-литературный справочник / К. К. Васин. – Йошкар-Ола, 1965. – С. 24.
• Ошламарин М. Певец родного края / М. Ошламарин // Знамя. – 1996. – 19 апр.
• Казанцев Н. Смирнов Кавырля. Кӧ тудо тыгай? / Н. Казанцев // Марий Эл. – 1996. – 24 авг.

Источник: Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна РМЭ

 

Истоки. Появление первых славян на Вятской земле

На основании летописных материалов краевед П.Алабин так описывает те исторические события: «Лихие и удалые новгородские дружины спустились по Волге до устья Камы и устроили было здесь свою оседлость, но проведав о близлежащих землях, богатых всяким добром, обитаемым народом не воинственным, полудиким, а в то же время опасаясь близкого соседства болгарского царства, пустились на поиски их вверх по Каме, с целью пробраться вглубь нашего края, по течению реки Вятки. По ошибке, миновав устье Вятки, и поднявшись вверх по Каме до «»Чусовских мест» (устье реки Чусовой) и, видя свою ошибку, новгородцы вышли на правый берег Камы, покинули свои суда и пошли сухим путем отыскивать реку Вятку.
В своих поисках партия новгородцев вместо Вятки попала на ее приток – реку Чепцу, построила себе новые суда и отправилась вниз по этой реке, громя прибрежные чудские и вотяцкие селения. В одном из лучших таких поселений, неподалеку от впадения реки Чепцы в Вятку, новгородцы основали свою резиденцию, переименовав завоеванное ими поселение, так называемый Болванов городок, в село Никулицино (ныне село Никульчино). Отсюда они начали делать набеги на другие туземные поселения, отыскивая «место, где бы построить новый большой город… Аборигены: Чуди или Отяки – дети здешней природы, всегда вили свои гнезда на местах по возможности с нескольких сторон неприступных. Таким «гнездом» первобытных обитателей здешнего края был Марьин Кокошник. Имя Марьина кокошника носит городище, лежащее вверх по течению реки Вятки, в левом весьма крутом ее берегу, в полутора верстах от города Вятки. Гребень этого городища виден с Казанского тракта, проходящего от него не более чем в ста саженях.
Но впоследствии,, когда новгородцы завоевали здешние края, достаточно упрочив в нем свое владычество, стали искать для своего нового поселения не только военных, но и хозяйственных выгод. Таким образом, Марьин кокошник по всем правилам может называться ядром Вятки, как местожительство древнейших обитателей этой страны, еще до массового пришествия новгородских колонистов и первой новгородской колонии близ реки Хлыновки».

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.37-39

 

Районы Кировской области: Сунский

Район расположен в средней части центральной агрономической зоны области в 92 км. от областного центра. На территории района проходит центральная часть Вятских Увалов. Большую часть территории района занимает Верхосунское плато, повышенные участки которого достигают 266 метров над уровнем моря и до 100 м. над окружающей местностью.
Территория района - 1260 тыс. кв. км.
Основные реки – Суна и ее притоки.
Рельеф представляет холмисто-волнистую равнину. Территория района в основном используется для сельскохозяйственного производства. Леса занимают 13,4 %. Они сохранились по склонам оврагов и балок, малопригодных для сельскохозяйственного производства, и играют защитную роль против эрозии почв.
Природно-климатические условия района в основном аналогичны условиям центральной зоны области. Климат умеренно-континентальный. При общем значительном выпадении осадков за год имеет место недостаток влаги в мае-июне. В районе преобладают дерново-подзолистые почвы, имеются дерново-глеевые. По механическому составу - тяжелый суглинок. Почвы имеют низкое естественное плодородие. Большая часть земель нуждается в известковании, низкое содержание фосфора и калия. Имеются запасы торфосырца, большие залежи известкового камня.
Сунский район – административная единица в центре Кировской области.
Административный центр – пгт Суна.
Количество и статус муниципальных образований: муниципальный район – 1; городские поселения – 1; сельские поселения – 3.
Численность населения района на 1 января 2010 г. – 7609 чел., в том числе в п.Суна – 2,5 тыс. человек.
Количество административно-территориальных единиц и населенных пунктов: города – 0; поселки городского типа – 1; поселки – 2; села – 5; деревни – 57; иные сельские населенные пункты – 0.
Крупные населенные пункты: пгт Суна, п.Новый, п.Большевик, с.Верхосунье, с.Нестино, с.Ошеть, с.Плелое, с.Курчум,, д.Кокуй, д.Большие Туры, д.Краснополье, д.Смыки, д.Дворища, д.Мурино, д.Жабриёвская.
Сунский район граничит с четырьмя районами области: с юга – с Нолинским, с севера – Куменским, с востока – Немским и Богородским, с запада – с Верхошижемским.

Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г., с.6-7

 

Озеро Шайтан и последние тайны Советского Союза



С озером Шайтан связана одна тайна, к имеют отношение, возможно, сбои в работе электроники в районе озера. В конце 1980-х годов местные жители были свидетелями загадочной колонны, да и не одной, двигавшейся к озеру. Грузовые машины шли по ночам с выключенными фарами по направлению к озеру. Люди догадались, что в озеро в обстановке строжайшей секретности что-то сбрасывали и притом в больших объемах. Но что? Остается тайной... Подходить к озеру в те дни, наверное, никто не отваживался. Может быть разгадка этой тайны скрыта в каких-нибудь архивах, кто знает...

На фото: озеро Шайтан в Уржумском районе с высоты птичьего полета

 

Жизнь после войны. На мирные рельсы



Трудно и медленно возрождалось сельское хозяйство после войны. Даже к 1952 году оно не достигло довоенного уровня по производству продуктов растениеводства и животноводства. Жизнь долго еще оставалась тяжелой, но это была мирная жизнь.
Победа в Великой Отечественной войне окрылила наш народ. Все думали, что жизнь наладится и потому с новыми силами принялись трудиться. Колхозники перевыполняли годовые планы и часть полученного сверх плана зерна сдавали государству. Достижения давались селянам ценой огромных усилий, ценой тяжелого, почти рабского труда.
Самым сложным оказалось первое послевоенное десятилетие. Люди страдали от голода, высокой была смертность населения. В ту пору крестьянам не выдавали паспортов, потому они не могли уехать в город или переехать в другую местность. Не имели они и трудовой книжки, им не полагалась государственная пенсия по старости (позднее ее стали давать, она составляла 8-12 рублей в месяц). Если деревенский житель каким-то образом умудрялся уехать из деревни или поступить на работу на местное предприятие, приусадебный участок, принадлежащий его семье, урезали или отбирали совсем.
Выживали крестьяне только благодаря своей усадьбе и личному подворью. Работая без выходных и праздников на колхозных полях и фермах, они получали мизерную заработную плату: в 1955 г. в среднем по области на один трудодень было выдано 910 г. зерна, 340 г. картофеля и 23 копейки денег. У нас же в колхозе за 1954 год те, кто добросовестно трудился, заработали по 500 рублей. При этом они должны были платить налоги государству в денежном и натуральном выражении. В форме натурального налога с каждого двора брали мясо, молоко, яйца, шерсть, телячьи, овечьи и свиные шкуры. Немало требовало государство и с колхозов. Помимо множества различных видов натурального оброка хозяйства платили денежный сельскохозяйственный налог, подоходный налог, окладное страхование.
В послевоенные годы продолжалась трудовая мобилизация населения. Жителей нашего округа, как и других, отправляли на лесозаготовки.

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.143-144

На фото: молодежь деревни Петухи Арбажского района конца 1950-х годов. Фото из архива В.Шалыгиной

 

Географические описания Вятской губернии: реки Вятка и Чепца

Река Чепца принадлежит Вятскому уезду нижним своим течением . В пределах описанного уезда она имеет такую же длину, как и река Вятка, но луговое побережье ее в 3 раза менее , чем луговое побережье реки Вятки. Причина такого явления лежит в следующем: во-первых, разливы по Чепце всюду значительно менее чем разливы по Вятке, вследствие чего и заливается весенними водами здесь всегда меньшее пространство; во-вторых побережье Чепцы во многих местах покрыто лесами, тогда как побережье Вятки всюду луговое; в третьих, правый берег Чепцы большей своею частью принадлежит Слободскому уезду, а потому именно здесь не входит на территорию Вятского уезда.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том 4: Вятский уезд - Вятка 1888 г., с.79-80

На фото: река Вятка у современного города Кирово-Чепецк. "Побережье Вятки всюду луговое..."

 

С архивной полки. Хроники Вятской губернии. Трагические случаи (1888 год)

Особенный случай. 21 мая в городе Вятке у Александровского сада во время крестного хода обрушилась от ветхости деревянная лестница в то время, когда на ней помещался народ; причем 15 лиц получили более или менее значительные ушибы и увечья.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.50

На памятном снимке зрители смотрят на проводы Великорецкой иконы, скорее всего, как раз с той самой лестницы...

 

География Вятской губернии: речные топонимы

В старину нередко бывало так, что целый ряд населенных пунктов, основанных вдоль одной реки, получал название в честь нее, но с некоторыми отличиями. Так, в метрических книгах прихода села Сернур Уржумского уезда XIX века можно встретить названия деревень, стоявших вдоль реки Сердеж (ныне Сердяжка). Все они обращают внимание своим созвучием:
Сердежбал (Красная Гора)
Сердеж Пирогово
Сердеж Парсаево
Сердеж Староверовы
При устье Сердежа (При устье речки Сердежки, Большой Сердеж).
Интересно, что с течением времени, топоним "Сердеж" исчез из названия этих деревень, кроме последней. Они стали называться просто Красная Гора, Пирогово, Парсаево, Староверовы и Большой Сердеж. Из всех деревень в XX веке исчезла только деревня Парсаево. Остальные сохранились и находятся на территории современного Сернурского района республики Марий Эл.
На территории соседнего Лебяжского района когда-то тоже было две деревни Сердеж - Большой и Малый (ныне исчезнувшие). Они также стояли на берегу Сердежа.

На фото: река Сердяжка в окрестностях поселка Сернур и на территории Лебяжского района, давшая название семи населенным пунктам, а может и больше...

 

Вятская губерния в описаниях историков: Котельничский уезд в этническом отношении

В отличие от всех прочих уездов Вятской губернии, в Котельничском уездов нет инородцев и раскольников. От раскола, как уверяют, местных жителей спасло их пристрастие к махорке. Инородцы же (черемиса) населяли некогда всю эту местность сплошь, но потом переселились на юг, оставив в память о себе несколько географических названий да еще две черемисских деревеньки на самом юге уезда.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На скане: фрагмент карты Вятской губернии 1910 года. Западная часть Котельничского уезда (современный Шабалинский район)

 

Виды архивных документов: исповедная роспись

Исповедная роспись (ведомость) – документы церковного учета населения.
Исповедные росписи известны с 1716 года.
В России все крестьяне обязаны были исповедываться в церкви своего прихода. Для фиксации факта прихода на исповедь в церквях велись исповедные ведомости, в которых записывались дата и лица, пришедшие для совершения таинства. Приходили, как правило, семьями, что облегчает определение всего состава семьи на данный момент.
Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов, для супругов указывались имя и отчество, а для детей только имя.

Скан исповедной росписи 1782 года. Приход села Пищалье Орловского уезда. ЦГАКО

 

По дорогам советской страны: Новоторьяльский район Марийской республики

… Дорога, дорога. Она ведет нас от рабочего поселка Советский в Новоторьяльский район. 19 колхозов района пользуются землей в 84 тысячи гектар. И на этой земле выросли замечательные люди: профессор Н.Т.Пенгитов, видный партийный работник Н.Н.Сапаев и его сын - композитор Эрик Сапаев, автор первой оперы на марийском языке «Акпатыр»; участник гражданской войны, награжденный орденом Красного Знамени, С.В.Речкин, Герои Советского Союза Г.Ф.Бастраков, В.Ф.Загайнов и М.В.Лебедев, Герой Социалистического Труда В.В.Полянин и многие другие.
На западной границе района расположен колхоз «40 лет октября», где работает комбайнер В.В.Полянин – депутат Верховного Совета СССР. Колхоз объединил бывшую сельхозартель имени Героя Советского Союза Загайнова. В деревне Коряковцы родилась Юлия Герасимовна Егошина, которая за годы советской власти получила высшее техническое образование, стала инженером. За участие в создание мощного экскаватора новой конструкции на Уралмаше она в 1948 году получила звание лауреата Государственной премии.
Из этой же деревни вышел Т.Ф.Егошин, прошедший боевой путь до генерала, который погиб в боях за освобождение советской Прибалтики от фашистских оккупантов. В память погибших участников Великой Отечественной войны в ряде сельсоветов района установлены памятники-обелиски. Имя героя Советского Союза В.Ф.Загайнова носит Пирковская средняя школа Гомельской области. В деревне Пирки похоронен наш земляк, на памятной братской могиле имеется соответствующая надпись.

Васин К.К., Сануков К.Н., Сергеев М.Т. По памятным местам: Ист.-краевед. очерки. - Йошкар-Ола : Маркнигоиздат, 1965 г., с.99

Примечание. До 1920-х годов большая часть Новоторьяльского района входила в Уржумский район Вятской губернии. Примечательно, что многие приведенные здесь фамилии - Бастраковы, Полянины, Загайновы, Егошины - встречаются еще до 1917 года на страницах метрических книг Новоторьяльского прихода...

На фото: центр современного поселка Новый Торьял

 

Персоналии вятского духовенства. Васнецов Алексей Михайлович, протоиерей

Родился 5 марта 1867 г. в с.Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Георгиевича Васнецова.
1883 г. – окончил Нолинское духовное училище.
С 25 июня 1883 г. несет разные послушания в Николаевском соборе г.Нолинска.
С 15 ноября 1885 г. – псаломщик Трехсвятительской церкви с.Бутырки Нолинского уезда.
7 июня 1887 г. посвящен в стихарь.
С 12 февраля 1888 г. – псаломщик храма с.Ошеть Нолинского уезда.
16 сентября 1890 г. в с.Ухтым Глазовского уезда сочетался законным браком с дочерью диакона Николая Николаевича Добрынина Марией (род. 4 декабря 1872 г.).
16 (20?) февраля 1892 г. рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви с.Цепочкино Уржумского уезда.
18 февраля 1892 г. назначен псаломщиком в Знаменскую Царево-Константиновскую церковь г.Вятки.
С 26 февраля 1893 г. – псаломщик и иподиакон в Вятском кафедральном соборе.
1 февраля 1898 г. – 25 августа 1908 г. – делопроизводитель правления пенсионной кассы духовенства Вятской епархии.
С 1900 г. – член Братства святителя и чудотворца Николая.
20 июля 1900 г. епископом Алексием (Опоцким) рукоположен в сан священника. Определен в кафедральный собор.
С 1901 г. – член Вятского миссионерского общества и комиссии по ревизии епархиальной библиотеки книжного склада.
22 ноября 1901 г. удостоен набедренника.
10 апреля 1910 г. награжден фиолетовой скуфьей.
Имел серебряную медаль в память царствования императора Александра Третьего.
1913 г. – епископом Филаретом (Никольским) возведен в сан протоиерея.
После закрытия кафедрального собора зарабатывал на жизнь пилкой и колкой дров, сгребал с крыш снег и т.д.
7 июля 1944 г. отошел ко Господу.
Погребен на Лобановском кладбище г.Кирова.

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 5 – Киров 2005 г., с.9-11

Из дневника отца Алексея: "30 сентября 1941 г. в 5 ч. померла моя милая жена Мария Николаевна, этот год она все болела, но не жаловалась на болезнь, все время ходила и делала что-нибудь, только неделю лежала в кровати".

Алексей Михайлович был отцом известного художника Юрия Алексеевича Васнецова

На фото: Семья Васнецовых. Стоят (слева направо): Маня, Юра, Михаил Саня. Сидят: Алексей Михайлович, Мария Николаевна, Лиза
Семья Васнецовых. Стоят (слева направо): Маня, Юра, Михаил Саня. Сидят: Алексей Михайлович, Мария Николаевна, Лиза.

 

Исчезнувшие деревни Вятского края: Елгань (Верхошижемский район)

Деревня находилась в семи километрах восточнее Зонихи, в полутора километрах юго-восточнее Ситников, на старой дороге из Зонихи в Верхнеивкино. В документах починок писали – Елганский. Основано селение в 1780-х годах. В 1792 году оно состояло из трех дворов:
Абросим Андреев Корякин 66 лет, семья 10 лет.
Елисей Федоров Варсегов 38 лет, семья 6 человек.
Мокей Сергеев Папырин 49 лет, семья 6 человек.
В 1859 году в починке было 10 дворов, в которых проживало 48 человек мужского пола и 44 женского. При нем находились две ветряные мукомольные мельницы. В 1891 году в 17 хозяйствах было 104 человека. Проживало восемь семей Корякиных, четыре Жуковых, по две – Бабиных и Варсеговых и одна семья Головиных. В 1926 году в деревне числилось 17 дворов, 38 человек мужского пола и 44 женского.
В начале 1970-х годов последний житель деревни Иван Степанович Морозов переехал в Ситники. Решением Кировского облисполкома от 19 апреля 1976 года № 8/241 Елгань снята с регистрации и учета.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.294


 

Эпоха - газетной строкой. "Бывшие люди"

Бывшие люди. Появился новый тип попрошаек. К идущей ночью из Александровского сада публике подходят бывшие «студенты» и уволенные «телеграфисты» и неотвязно просят «на ужин», «на ночевку». В случае отказа бывшие люди грубят и ругаются.
Так, на днях такой «студент» пристал к двум дамам и когда получил отказ в подачке, проявил такое изумительное знание извозчичьего лексикона, что бедные дамы не знали куда им со стыда деться и едва успели уйти от «оратора», к счастью их обратившего внимание на группу шедших из сада лиц.

Вятский вестник – 1909 г. № 158

На фото: Александровский сад на открытках того времени

 

Эпоха - газетной строкой. Начальное образование в начале XX века

Из города Яранска. Осенью 1905 года в приходе села Салобеляка Яранского уезда, в деревне Энгенер (Спорные тож), где устроена приписная деревянная церковь, открылась одноклассная церковно-приходская школа, учащихся в первый же год поступило 123 человека, назначены постоянные учительница и помощница. В самом селе Салобеляк имеется две церковно-приходские школы, мужская и женская.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 год № 1-2

На фото: группа учащихся другой церковной школы Яранского уезда - школы грамоты села Городище. Дореволюционный снимок. Фотофонд ЦГАКО

 

Хроники Вятской губернии. Трагедия на пароходе (1888 год)

Особенный случай. 20 сентября в городе Орлове у пароходной пристани по неосторожности помощника командира одного из пароходов купца Булычева изувечен движением пароходного колеса во время исправления кочегар-крестьянин Николай Журавлев.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.90

Характерно, что здесь упоминается пароход Булычева. Вятский купец и промышленник Тихон Филиппович Булычёв (1847-1926) был уроженцем города Орлова и здесь начинал свою купеческую деятельность. Вершиной ее станет объединение вятских пароходовладельцев - "Вятско-Волжское пароходство", крупнейшая торговая компания региона того времени.

На фото: пристань города Орлова в старину.

 

Выдающиеся вятчане: Владимир Михайлович Бехтерев

24 декабря 1927 года ушел из жизни Владимир Бехтерев, российский нейрофизиолог и психиатр, автор фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, основоположник рефлексологии. Он был организатором и руководителем сначала Психоневрологического института (ныне носит его имя), а затем - Института по изучению мозга и психической деятельности.

Знаменитый русский невропатолог, психиатр и психолог родился 20 января 1857 г. в селе Сорали Вятской губернии. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 г. Возглавил первую в России психофизиологическую лабораторию, основал в Петербурге психоневрологический институт (1907 г.), создал и возглавил Институт мозга (1918 г.).
Основоположник рефлексологии, автор книги «Гипноз. Внушение. Телепатия» — о методах воздействия на личность и толпу, о сектах и их приемах обработки людей: «... и на интеллигентных лиц, обладающих вполне развитой логикой, внушение действует вряд ли менее сильно, нежели на детей и простолюдинов».

24 декабря 1927 года скоропостижно, при загадочных обстоятельствах, скончался в Москве. Обстоятельства его внезапной смерти вызвали множество слухов и легенд.

20 января 1927 года Владимиру Михайловичу Бехтереву, основоположнику отечественной экспериментальной психологии, невропатологу и психиатру, исполнилось 70 лет. А в конце 1927 года, 24 декабря, года ученый умер. В смерти 70-летнего человека, казалось бы, нет ничего удивительного. Но не в случае с Бехтеревым. В медицинских кругах ходили легенды о невероятной жизненной энергии и работоспособности академика. К тому же в том же 1927 году он женился во второй раз на женщине, с которой был близок 10 лет, - Берте Гуржи. Обстоятельства внезапной смерти ученого с мировым именем до сих пор окончательно не выяснены, что дает основания для самых разных предположений. Существует несколько версий загадочной кончины Бехтерева. Вспомним некоторые.

1-ая версия. Смерть из-за диагноза Сталину.
Последний день из жизни ученого известен по воспоминаниям современников. 23 декабря 1927 года с утра Бехтерев отправился в Лечебно-санитарное управление Кремля консультировать Иосифа Сталина, оттуда поехал на заседание съезда невропатологов и психиатров в Институт психопрофилактики Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Затем была экскурсия по институту – Бехтерев осматривал лабораторию с новейшим оборудованием. Традиционное чаепитие и беседу с коллегами прервала молодая жена Бехтерева – Берта, которая, по воспоминаниям очевидцев, громко и назойливо просила заканчивать дискуссию, потому что они с мужем опаздывали в театр. В Большом театре Бехтерев с женой смотрели «Лебединое озеро». В буфете во время антракта ученый съел две порции мороженого. После этого ему стало плохо, и со второго действия Бехтеревы вернулись в квартиру профессора Благоволина, у которого остановились в Москве. Ему пригласили врача, который сделал уколы, и к утру 24 декабря Владимир Михайлович Бехтерев умер. Официальная версия смерти ученого – паралич сердца из-за кратковременного приступа кишечного расстройства, причиной которого стало пищевое отравление. Вскрытие тела Бехтерева провели поспешно, в день его смерти. Причем эту процедуру делал не профессиональный патологоанатом, а московский ученик умершего академика. Вскрытие проходило прямо в квартире профессора Благоволина и заключалось в извлечении мозга ученого, который обследовали и отправили в Ленинградский институт, где работал Бехтерев. А тело академика было кремировано в этот же день.

Утром следующего дня о случившемся по Москве, где в это время находились приехавшие на съезд со всей страны невропатологи, психиатры и психологи, стали распространяться слухи о таинственной гибели академика Бехтерева.

Самая распространенная версия смерти Бехтерева: ученый был специально отравлен органами НКВД после того, как поставил диагноз по поводу психического здоровья Иосифу Виссарионовичу Сталину. В декабре 1927 года Бехтерев, собираясь из Ленинграда в Москву на съезд психиатров, получил из управления Кремля телеграмму с просьбой провести консультацию одного из руководителей государства. И 22 декабря консультировал Иосифа Сталина как невролог по поводу его «сухорукости». Но ученый-психиатр не мог не заметить особенностей личности будущего вождя народов. По воспоминаниям современников, выйдя из сталинского кабинета, Бехтерев якобы бросил короткую фразу «обыкновенный параноик», которая тут же была услышана и подхвачена находящимися в этой комнате лицами. По другим сведениям, академик Бехтерев, опоздав на ученый съезд, на вопрос коллег о причинах задержки, ответил: «Смотрел одного сухорукого параноика».
Но внучка великого врача, академик Наталья Бехтерева, высказала сомнение, что ее дед назвал Сталина «параноиком». Просто это никак не укладывается в нормы дореволюционной врачебной этики.

2 версия: Смерть из-за диагноза Ленину
В 1927 году Григорий Зиновьев, стоявший во главе Ленинградской парторганизации, вступил в смертельную схватку со Сталиным за власть. Зиновьев рассчитывал победить Иосифа Виссарионовича с помощью свидетельских показаний Бехтерева. Главным козырем ленинградского парторга было обвинение своего противника в отравлении Ленина. Бехтерев в 1923 году осматривал больного Владимира Ильича. Слово ученого с мировым именем и авторитетом могло уничтожить Сталина как политическую силу. Но выводы ученого оказались не такими, как ожидал Зиновьев. Они разрушали миф о величии вождя революции. И смерть слишком осведомленного ученого-медика стала вдвойне выгодна советским политикам. «Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга», - в свое время высказался правнук Бехтерева Святослав Медведев.

3 версия: Смерть создателя психического оружия
Согласно этой гипотезе, смерть ученого была связана с его работами в области создания «идеологического оружия». Академик Бехтерев активно работал над проблемами внушения и гипноза. Ученый разрабатывал технологию внушения людям мыслей и эмоций на расстоянии при помощи радиосвязи, микрофона и даже телепатии. Получившееся в результате экспериментов «идеологическое оружие» предполагалось не столько направлять на дезорганизацию сил предполагаемого противника, сколько на мобилизацию советских народных масс -настраивать толпу на покорное послушание. В начале 1927 года один из участников этих научных работ сбежал в Германию, прихватив с собой секретные документы. Бехтерев, как руководитель проекта, оказался под прицелом НКВД. А поскольку психическое оружие уже было создано, в услугах ученого перестали нуждаться. И Бехтерева устранили.

4 версия: Отравила жена
Второй женой Владимира Бехтерева была Берта Яковлевна Арэ, уроженка Латвии. С Бертой знаменитый ученый-медик познакомился в 1916 году, когда лечил от прогрессирующего паралича ее первого мужа - петербургского богача Петра Гуржи. После революции 1917 года первая жена Бехтерева, Наталья Петровна, осталась за границей, в Финляндии. И 30-летняя Берта Гуржи стала постоянной спутницей 60-летнего профессора Бехтерева. После кончины Натальи Петровны в 1926-м Бехтерев официально женился на Берте, и она стала носить его фамилию. Семья Бехтерева, его взрослые дети от первого брака лояльно относились к Берте, пока она была подругой ученого. После свадьбы их отношение к ней изменилось. Родные академика были уверены, что в смерти Владимира Михайловича замешана его молодая жена. Правнучка академика, Наталья Петровна Бехтерева высказалась: «У нас в семье всем было известно, что отравила Владимира Михайловича его вторая жена...». Действительно, Берта Яковлевна Бехтерева сопровождала своего мужа в последней поездке в Москву и была рядом с ним в последние часы его жизни. После смерти академика все члены семьи Бехтерева были против кремации его тела. Все, кроме Берты Яковлевны.

Через 10 лет после загадочной смерти мужа Бехтерева Берта Яковлевна была арестована за шпионаж в пользу буржуазной Латвии и расстреляна 15 декабря 1937 года.

https://vk.com/wall-131617902_66157

 

Выдающиеся вятчане: Виктор Афанасьевич Спиридонов

20 декабря 1882 года в семье мещан из Вятской губернии родился Виктор Афанасьевич Спиридонов, создатель боевого искусства самоз, один из основателей самбо (причём он является автором самого термина "самбо"). Благодаря Спиридонову, приёмы джиу-джитсу под русскоязычными названиями в 1930 году были официально включены в Наставление по физической подготовке РККА и в аналогичные наставления для подготовки сотрудников рабоче-крестьянской милиции.
В семнадцать лет, не окончив гимназию, ушёл в армию рядовым — «вольноопределяющимся». За свою стать был направлен в Кремлёвский батальон. Заслужил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище, где учился в одном взводе с будущим маршалом Советского Союза А. И. Егоровым.
В 1905 году В. А. Спиридонов в звании подпоручика отправился на Русско-японскую войну, служил в конной разведке, но его часть не принимала участие в боевых действиях. Был награждён орденом Святой Анны IV-й и III-й степеней и орденом Станислава III-й степени с мечом и бантом.
С 1906 года В. А. Спиридонов увлёкся модным тогда в Европе «джиу-джитсу», которое изучал по издававшимся тогда в России и в Европе пособиям и самоучителям.
На катке В. А. Спиридонов познакомился со старшеклассницей-гимназисткой, купеческой дочерью Клавдией Чистовой, которой стал помогать в гимназических занятиях. Именно в это время он получил приказ о переводе в Сибирский третий пехотный резервный Нерчинский полк. Чтобы не разлучаться с будущей женой, он пожертвовал карьерой: подал в отставку, утратив право на своевременное получение очередного чина. Несколько месяцев спустя он вновь поступил на службу, но уже в ту воинскую часть, которая базировалась неподалёку от его суженой — в 238-й Клязьминский резервный батальон, сформированный ещё самим Петром I.
В Первую мировую войну В. А. Спиридонов с первых дней оказался на фронте. Был тяжело контужен, год провёл в госпиталях, после чего был «уволен от службы с производством в следующий чин и награждением мундиром, и пенсией».
После революции отставному офицеру царской армии большевики предоставили работу и жильё, а также возможность заниматься спортом и продвигать боевые искусства в новом советском государстве. В 1919 году он стал счетоводом в Главном броневом управлении Красной армии.
В то же время он был членом Московского речного яхт-клуба, начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов милиции при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, преподавал спортивные дисциплины в одной из железнодорожных организаций Всевобуча, а также стал заведующим Московскими окружными курсами инструкторов спорта и допризывной подготовки имени товарища Ленина, где тогда появился предмет «Защита и нападение без оружия».
В начале 1923 года в Москве было учреждено Пролетарское спортивное общество «Динамо», среди учредителей которого был и Виктор Афанасьевич Спиридонов, организовавший при «Динамо» секцию нападения и защиты. Его первая группа насчитывала всего 14 человек, поэтому, чтобы привлечь к занятиям как можно больше народу и заинтересовать молодёжь, Виктор Афанасьевич выступил в цирке перед красноармейцами с лекцией и показательными выступлениями. Выступление имело большой успех: цирк был переполнен.
За несколько лет В. А. Спиридонову удалось подготовить целую плеяду инструкторов. Тогда же он издал три книги, излагавшие основные принципы разработанной им системы самозащиты: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933). Пропагандируя дело самозащиты, В. А. Спиридонов объездил весь Советский Союз. Секции самозащиты стали функционировать не только в московской, но и во многих других динамовских организациях.
Свою чисто прикладную борьбу в одежде В. А. Спиридонов культивировал как ведомственный, закрытый для посторонних вид спорта. Поэтому, когда в 1928 году в Москве во время Всесоюзной Спартакиады Спиридонов предложил гостям из Германии, приехавшими с показательными выступлениями по «джиу-джитсу» (так тогда в Европе называли дзюдо) провести товарищеский матч с его учениками, те спокойно согласились; к удивлению немецких гостей, ученики Спиридонова выиграли две схватки из трёх. В феврале 1929 года был проведён первый чемпионат московского «Динамо» по преподававшемуся Спиридоновым виду борьбы в одежде (сам Спиридонов свою систему именовал поначалу просто «самозащита», потом, отдавая дань модным тогда сокращениям, стал называть «система „Сам“»; впоследствии появилось такое название, как «самоз»). Именно Спиридонов потом придумал название "самбо", которой стали называть конкурирующую систему "выходца из Японии" В. С. Ощепкова. Он посылал своих учеников тайно учиться у Ощепкова. На первой мировой войне Спиридонов стал инвалидом, он сам не мог ничего показать из своей борьбы, это была теория. Показывали часто обученные Ощепковым ученики. Система Спиридонова была исключительно прикладной, в ней, в основном, были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа, в том числе, инвалидами, каким был и сам Спиридонов. Это далеко от спорта, но существует боевое самбо. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.
На рубеже 1930—40-х годов непосредственным начальником В. А. Спиридонова в «Динамо» стал принципиальный противник как его системы, так и его самого. Спиридонову пришлось уволиться «по собственному желанию».
С началом Великой Отечественной войны В. А. Спиридонов стал обучать рукопашному бою бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД на специальной учебной базе в подмосковных Мытищах. Спиридонов был единственным из патриархов советского самбо, кто в годы войны был допущен передавать свой профессиональный опыт по назначению.
В. А. Спиридонов был заядлым курильщиком. К концу жизни у него был обнаружен рак лёгких. Из больницы его выписали как безнадёжного, и умирал он дома, в тяжёлых мучениях, однако мужественно. Скончался 7 сентября 1944 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Могила Виктора Спиридонова долгие годы считалась утерянной. В начале 2012 года члены НП «Общество некрополистов» нашли могилу Виктора Афанасьевича в плохом состоянии. Летом 2012 года было принято решение привести могилу в порядок и установить памятник. Торжественное открытие памятника состоялось 20 декабря 2012 года.
В декабре 2020 году на Аллее славы спортивного комплекса «Лужники» был установлен мемориал, посвящённый основоположникам самбо Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву.
В 2021 году в российском художественном фильме «Легенда о самбо» роль Виктора Спиридонова сыграл Дмитрий Павленко.

Текст и коллаж: Александр Норов

 

Истоки. Пустые деревни XVII века

Деревня, что был починок пуст Самылка да Юдки Коиковых. Во дворе: Севка Петров. Пашни было 5 чет. И тое пашню отмыло водою и та пашня отдана из оброку под сенной покос Севке Петрову, а оброку ему платить 20 алтын 5 денег.


Пустошь, что была деревня Коробовская Моргунова тож. Место дворовое Петрушки Агафонова сына Моргунова, умер в 123 году; да два места дворовых же половничьих; половники сошли безвестно в том же году. Пашни лесом поросло добрые земли 30 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте две выти с полу-вытью. Да за ним же была пустошь Наимушинскя. Пашни лесом поросло середние земли две четверти без полу-осмины в поле, а в дву потому ж; впусте полчетверти выти.

Пустошь, что была деревня Косинская. Пашни лесом поросли добрые земли 26 четвертей с осминою поле, а в дву потому ж, а в ней впусте 2 выти с полувыть без полчетверти выти.

Источник: Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда

Примечание. В те же годы шло массовое заселение вятскими крестьянами пермских, уральских и сибирских земель. Переселяясь, крестьяне покидали давно обжитые места. Целые деревни оставлялись пустыми. Наверное, в те времена это было интересное явление (как и в наши дни) - заходишь в деревню с добротными домами и банями, а там ни души. Но в отличие, от наших времен, тогда пустующие деревни, наверное, редко пустовали, и вскоре заселялись новыми переселенцами, притом получавшими без особого труда добротные постройки...

На фото: в наши дни. Заброшенный дом в поселке Подосиновец

 

Хроники Вятской губернии: пожары (1888 год)

В старину большим бедствием были пожары. В огне сгорали не только дома, но и целые деревни и даже города. Сам город Вятка за свою историю сгорал дотла не раз. Особенно, распространены пожары были в ветреную майскую погоду, как видно из нижеприведенной хроники одного года

16 мая Орловского уезда в деревне Андроненках сгорел от неосторожного обращения с огнем крестьянский дом с надворным строением; убытка понесено на 100 рублей.

17 мая Яранского уезда в деревнях Атарах сгорел от усиленной топки печи крестьянский овин с хлебом; убытка понесено на 37 рублей.

17 мая Уржумского уезда в починке Кушнуре сгорело от неизвестной причины 6 крестьянских домов с надворными строениями и имуществом; убытка понесено на 4500 рублей.

18 мая в Елабужском уезде деревне Мурзихе сгорело от неизвестных причин 17 крестьянских домов с надворными строениями и имуществом; убытка понесено на 7475 рублей.

26 мая Слободском уезде в крепостной лесной даче владельцев Кирсинского завода Пастухвых сгорел от неизвестной причины лес на пространстве около 24 десятин и дрова на 200 сажень, принадлежащие крестьянам Кирсинского завода; убыток не привден еще в известность.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 лл.46-47

Картина Иллариона Прянишникова. Погорельцы

 

Исчезнувшие деревни Вятского края: Анисименки (Верхошижемский район)

Деревня находилась в пяти километрах южнее Мякишей, по дороге от Высоково на Мулы и Кармановы, на правом берегу реки Щука. Починок так и назывался по его местоположению «Над рекой Щукой». Свое название деревня получила по имени одного из первых жителей, перешедших из деревни Высоково. В исповедных росписях до 1823 года починок не числится, значит, основан в 1730-1740-х годах.
В 1859 году починок состоял из пяти дворов, в которых проживало 14 человек мужского пола и 17 женского. В 1891 году в пяти хозяйствах было 28 человек. Числилось Коряковцевых три семьи и Светлаковых – две. Деревня относилась к приходу церкви Иоанна Богослова села Верхолипово. В 1926 году в деревне записано восемь дворов, жителей 30 человек мужского пола и 29 женского.
В 1967 г. последний ее житель, Виктор Александрович Коряковцев, переселился в Мякиши, и деревня опустела. Решением Кировского облисполкома от 12 января 1971 года № 3 Анисименки сняты с регистрации и учета.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.391

На иллюстрации: А.М.Широков. Провинциальный мотив


Назад к списку