- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-15

Их памяти нельзя не поклониться… Судьбы XX века



Петр Семенович Устюгов был «крупным торговцем промышленными товарами и парфюмерией» (так записано в документах о репрессиях). Имел лавку, работать в которой помогал ему сын Иосиф. В годы революционных потрясений семью раскулачили, лишив всех ее членов избирательных прав и национализировав лавку. Во второй раз «дамоклов меч» навис над семьей Устюговых в 1934 году: они вновь подлежали раскулачиванию (Петр Семенович к тому времени имел в обороте до 7 тысяч рублей – из следственного документа). И когда глава семейства узнал, что его хозяйство в сельсовете числится в списках на раскулачивание, он забрал с собой дочь-инвалида и скрылся в неизвестном направлении. Это только говорят так, что сын за отца не в ответе. На самом деле, в 30-е годы XX века было так: нет отца – забрали сына, Иосифа Петровича… Присудили ему 2 года тюрьмы и 3 года ссылки. Какая тюрьма и куда он был сослан – жена не знала, вестей о нем не было.
После тюрьмы, когда наступил срок для ссылки, Иосифа Петровича домой не отпустили, а сразу направили в Свердловскую область, Исовский район, на золотодобывающий прииск, где его назначили бригадиром (работал на драге моечной машины). В ссылке Иосиф Петрович был на хорошем счету, но это не помешало властям арестовать его снова по доносу.
Жена Иосифа Петровича – Устюгова (Цыбина) Антонина Николаевна родом из Истобенска. Она еще при жизни успела рассказать снохе (Вере Егоровне Устюговой) о мытарствах семьи.
Было это так. Через очень короткое время после ареста мужа, Антонину Николаевну вместе с детьми от 4 до 5 лет забрали из деревни Мухачи. И, повесив на нее клеймо «лишенки» (жена лишенца), повезли на суд, в п.Оричи. Можно сказать, избежать суда ей помог случай, а, вернее, авторитет ее отца (Цыбин Николай Иванович был знаменитым капитаном парохода). Он написал прошение на имя руководства лагеря и выкупил дочь и внуков, взяв их на поруки. Антонине Николаевне советовали развестись с мужем, но отец велел ей ехать в сссылку к мужу вместе с детьми.
Уже в ссылке, куда Антонина Николаевна приехала в 1935 году, родился сын Николай, а сын Леонид – в августе 1937-го, через две недели после повторного ареста Иосифа Петровича.
1937 год. Страшный голод. После ареста мужа и отца семье деньги не давали, продукты получали по талонам. И Антонина Николаевна, не дожидаясь суда над мужем – сколько ему присудили или куда отправили, так и неизвестно, - вместе с 4 детьми уехала на Родину в Истобенск. Родителей ее в живых уже не было, а родной брат в отчий дом не пустил – время было такое, побоялся за свою семью. Приютила Антонину Николаевну с детьми сестра в селе Спасо-Талица Оричевского района.
…Поскольку забрали Иосифа Петровича 15 августа 1937 года, то Антонина Николаевна до конца своих дней и поминала его в эту дату. Никаких известий о муже она так и не дождалась – умерла в 1988 году. Гораздо позднее Вера Егоровна Устюгова (сноха), после длительных хождений и обращений в инстанции, получила всю информацию о свекре… Или почти всю. Потому что, в каких тюрьмах выпало на долю Иосифа Петровича отсидеть, так и не было установлено: на этот вопрос нет ответа в одном документе, ни в одной инстанции.
Вот что рассказали Вере Егоровне и Леониду Иосифовичу (сын И.П.Устюгова) с таким трудом добытые документы: Иосифа Петровича Устюгова по доносу осудили на 10 лет и отправили в Сибирские лагеря. Был привезен в Кемеровскую область на станцию Ахпун, где и умер через полгода, в марте 1938 года, от сердечной недостаточности.
Леонид Иосифович Устюгов – ветеран цеха 19 завода «АВИТЕК». Жена его, Вера Егоровна, работала воспитательницей в заводском детском саду. Именно она искала и оформляла документы на репрессированных родных своего мужа. Старший брат Л.И.Устюгова, Евгений Иосифович, окончив военную академию, служил в авиационных войсках. Сегодня он живет с дочерью Еленой во Львове в районе воинской части. Дочь, будучи на пенсии, ухаживает за отцом, который уже не ходит.

Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.106

 

К 110-летию с начала Первой Мировой войны. Сарапульская лепта в дело победы

1914 год. 2-3 ноября. День сбора теплой одежды.
День начался молебном, после которого фуры для сбора пожертвований двинулись по городу. Сборщиков принимали радушно и жертвовали много вещей. Пожертвованных вещей было собрано на 4 тысячи рублей. Одного только табаку пожертвовано около 15 пудов; 500 штук кисетом с чаем, сахаром, почтовой бумагой и конвертами, несколько пудов чаю и сахару, масса различных теплых частей (валенки, новые полушубки, фуфайки, перчатки и прочее), а также много разного белья. Несколько штук меховых шкурок, несколько кусков ситцу. Вещи после сортировки укладываются в особые ящики для немедленной отправки в действующую армию.

1915 год. 8 января. Согласно сообщению Верховного главнокомандующего, Русская армия теплой одеждой обеспечена, и теперь Сарапульский кружок занялся исключительно приготовлением белья для солдат.

1916 год. 18 мая. По докладу министра финансов Государь Император в 15 день апреля 1916 года Высочайше повелел благодарить сарапульского мещанина Дионисия Мироновича Сергеева за пожертвованные им 29 марта сего года 5000 рублей на покупку 40 лошадей для нужд действующей армии.

По материалам газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул)

На фото: житель города Сарапула Александр Павлович Зайцев (первый справа) среди сослуживцев учебной команды, 1916 г. (УПДААС р-750 оп.1-ф д.5830)

 

Вятские мельницы в воспоминаниях



Вспоминает Миндерова Александра Степановна, 1927 г.р.: «К нам в Пайголово привозили из Петушков, Галаничей, Мельничонков, Большой Кучки и другие. Водяные мельницы по весне часто не работали, потому что гать размывало, и вода уходила, нечем колесо крутить. Прудить приходили все, которы жили в ближних деревнях. Бабы наряжались в красивые платья, повязывали на голову яркие или белые платки и шли гать делать. Очень было весело на работе. Мужики с лопатами, носят землю на носилках, на лошадях подвозят. Работали с шутками, весельем, никто в сторонке не стоял, ведь мельница всем нужна была, покупать муку было не на что на базаре, наоборот тогда, у кого излишки, те носили продавать, чтобы купить нужное».

Воспоминания старожилов Яранского района о мельницах // Здравствуй, Яранск! (краеведческий альманах) – 2012 г. № 1, с.58

На фото: мельничный жернов мельницы в селе Пиштани Яранского уезда.

 

История города Киров в воспоминаниях

Неисповедимы пути Господни, незнаемы и судьбы людские. С кем встретишься, с кем поведешься… Как переплетутся веточки одного рода с другим. Через В.А.Желнина и Моралевых вышла я на Тамару Николаевну Бушкову, 1932 г.р., бывшую работницу завода им.Лепсе, страстную огородницу и вообще душевную женщину. Оказалось, что она внучка Шиховых.

Шиховы – родня через маму Александру Дмитриевну Гагаринову, в девичестве Шихову. Мы жили в доме № 28 по улице Ленина между Советской и Розы Люксембург. А семья дедушки на перекрестке Большевиков и Профсоюзной. Дом этот одноэтажный деревянный сейчас можно увидеть только на фотографии. Гляжу и вспоминаю детство. Всю войну здесь провела, так как отец был на фронте, а мама работала по сменам на заводе «Физприбор». Дедушка Дмитрий Семенович поступил на работу в военное медицинское учреждение Бакинститут, где делали какую-то вакцину, испытывали ее. Он при лошадях там состоял, любил и понимал этих умных животных. Такой был ответственный, помогал ученым. Поэтому и медаль военную получил.
Как наставала суббота или воскресенье, дедушка неизменно собирался в Феодоровскую церковь. Диктовал мне имена, а я писала пометки о здравии, об упокоении. Все праздники церковные в семье отмечались. Первое застолье – для священнослужителей. Потом своя родня садилась за стол. Мы, дети, терпеливо ждали. В русской печи у бабушки Татьяны получались отменные пироги, наваристые щи, запеченная телятина, и все – от своего хозяйства. Говорили, что в двадцатые годы бабушка пекла ярушники и торговала ими, а дети помогали. Вот откуда у дяди Дмитрия осталось прозвище «ярушник». Дед часто привозил из церкви нищих, оставлял ночевать и кормил их. Вот третье-то праздничное застолье было для них, обездоленных. Любил дед слушать рассказы странников.
Когда дедушку благословили трудиться старостой Феодоровской церкви, он просто сгорал на работе. Церковь – это было для него все. Когда дед отошел ко Господу, гроб с телом поставили в храме, и всю ночь над ним читали заупокойные молитвы. Наутро моего двоюродного брата Володю отправили в церковь с пирогами для священника и дьякона. В день похорон народу пришло столько, что шествие растянулось на целый квартал. И опять бабушка трижды накрывала на стол, теперь уже для поминальной трапезы.

Р.Я.Лаптева. Вятка. Семейный портрет – Киров 2012 г., с.168-169

На фото: город Киров в 1960-е годы. Улица Ленина у Центральной гостиницы

 

Как строили больницу в селе Уни в XIX веке



С 1871 г. начались работы по подготовке строительства Унинской больницы, чтобы уже к лету следующего года возможно было перевести больницу из Пореза. В феврале 1871 года собрание утвердило кредит в 4110 рублей 52 копейки на заготовку стройматериалов, леса, кирпича, щебня и пр. для устройства Унинской больницы. На 8 февраля 1872 г. назначили торги на право строительства больницы среди жителей Глазовского и соседних уездов. Объявления о предстоящих торгах были своевременно составлены и разосланы в соответствующие волостные управления.
В торгах, состоявшихся 8 и 9 февраля, подряд на постройку больницы взял Константин Поршнев из Слободского уезда. Он запросил цену 1300 рублей. Хотя эта цена и оказалась выше назначенной по смете, управа признала необходимым утвердить торги и заключила с Поршневым контакт, согласно которому начало работ определялось 1 марта, а окончание строительства – 1 октября. Наблюдение за работой по строительству больницы управа возложила на ее члена Лопатина.
В конце мая 1872 г. представители земской управы, врач Петров и архитектор проекта Гросс, ездили выбирать место под больницу, причем обратили внимание на то, что необходимо сделать существенные изменения в проекту. В частности, для расширения помещения для больных кухню и лабораторию решили построить отдельно от больницы, а саму больницу сделать в 2 этажа. Это позволяло заменить предполагаемый к постройке флигель. За устранение таких недостатков в проекте, устройство новых входных дверей и окон, за кладку печей и других работ подрядчик Поршнев запросил еще 390 рублей.
Признавая, что изменения в проекте больницы были бы весьма полезны, а расходы на их исправление не особенно высоки, уездная управа 5 июня 1872 г. постановила сделать отступление от сметы, составленной Глазыриным. В результате сроки строительства затягивались, и, как ни желала управа поспешить с окончанием работ, на деле это оказалось невозможным. К тому же во время строительства выявлялись все новые и новые неудобства в проекте. Во-первых, лестницы в больнице были предусмотрены проектом витые, чрезвычайно неудобные для входа с носилками. Во-вторых, как это не странно не смешно выглядело, проектом не были предусмотрены туалеты, и по расположению больницы устроить их было негде. Устранение недостатков на некоторое время еще затормозило строительство.
В 1873 г. строящуюся больницу посетил губернский врач Португалов. Он сделал ряд критических замечаний по поводу плохого ее строительства. Кроме того, Португалов осмотрел и Порезскую больницу и сравнил ее с Калькуттской пещерой из-за скученности, большого количества больных, в основном сифилитиков.
На завершение строительства больницы, а также постройку при ней бани и погреба дополнительно ассигновали 2500 рублей. Наконец, в 1873 г. на берегу пруда в полутора верстах от села была построена Унинская больница. Но больных из Пореза в Уни перевели лишь 19 сентября 1874 г.
На содержание больницы ассигновали 2800 рублей. Из них на жалование смотрителю Волкову – 180 рублей, двум палатным смотрителям – 120 рублей из расчета 6 рублей в месяц, сторожу – 60 рублей и 30 рублей – кухарке.

Владимир Васильевых. Очерки истории Унинского района – Нолинск 2007 г., с.32-34

На фото: дом С.А.Ашихмина, земского врача унинской больницы. Был украшением Николаевской улицы села. Источник: https://www.uniposelok.ru/istor/zdaniya/87-starinnye-..

 

Крестьянское детство (воспоминания)


 

Золотая летняя пора. Счастливое время – каникулы. Рыбачим, купаемся, играем в локту (лапту) «чикалом-бегалом», во здоровки и в лунки, в «чухи» (городки), в панки (бабки) и в «чижа».
Но ребята моего возраста, лет десяти, уже работали – боронили. У нас лошади не было. Поэтому, когда возили назем на поля или молотили, я ходил в люди по найму. За возку навоза платили по 5 копеек в день, столько же за гонку лошади в приводе.
Подошла страда. Мне тоже купили серп (поменьше), и я со всеми отправился жать. Сперва получалось плохо, много было волотей (огрехов). День ото дня к жнитву стал привыкать. Но все равно нет-нет да и резанешь по пальцам. Поэтому часто приходилось носить на пальцах тряпочные «куклы».
Когда жали на дальних покосах, обедали в поле. Нарежет мать ржаного хлеба ломтями, вприкуску малосольные огурцы, репа и картошка «в мундире». Поев, большие прилягут отдохнуть, мне накажут не шуметь. Я тоже клал под голову сноп, ложился на спину. Надо мной простиралась необъятная ширь голубого неба.
Лениво плывут клочьями белые облака. Когда они закрывают солнце, по полю бежит широкая тень. Вот и нас уже она накрыла, устремилась дальше по жнитве. Докатилась до Шугарки, перемахнула через лог, ушла в вичуратское поле… Слышу звук срезаемой соломы: взрослые начали жать. Зовут меня. Жалуюсь: что-то спину больно. «Давай разминай», - подбадривает брат Роман, который старше меня на 7 лет. А мать сулит: «Яблоков, Кузьма, куплю». Не знай, купит аль нет, ведь суленого-то три года ждут. Иногда, правда, мать покупала яблоков последнего сорту. Провозили их торговцы по деревням в больших коробах. Яблоки были изрядно подгнившие, в другом только третью часть найдешь ядреной. Но мы их ели с наслаждением, называя по-своему «паренкой», все яблочная, а не из репы.

Александр Минин. Мы, Минины… Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина (1887-1964), написанных в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти 2007 г., с.29

Фото из открытых источников

 

На "святочную тему". Краткий словарик вятских мифических существ



Бабайка – род вятского домового (Сунской район), выглядит как невысокий и лохматый, как бабай (отсюда слово) человечек. Если покажется худым – это не к добру.

Банник – по славянским верованиям, дух бани, родственник домового. Представлялся в виде маленького, но сильного старичка с лохматым телом.

Бес – старый, но не добрый персонаж русской свято-отеческой и мифической литературы. В старые времена являлся не только в своем обычном обличье, но и в виде людей и животных, вытворял чудеса не хуже нынешних НЛО-навтов. Считается, что наши домовые, лешие и русалки из того же племени. В 20 веке их сильно потеснили «пришельцы из космоса», которые, по всей вероятности, имеют то же самое происхождение…
В вятской мифологии был и бес «домашний» - черт (царь задворок, банный бег), живший обычно в бане, старом овине или нежилых постройках. Строил всякие мелкие козни людям, но боялся попов с их святой водой и крестами. Выглядел как типичный бес – с рогами, хвостом, копытами, в шерсти, с черным лицом.

Вещица – злой дух, похищавший детей, оставленных без благословения. Представлялась в виде женщины или сороки без хвоста. Детей она подменивала и, похитив, пожирала.

Водяная чертовка – по вятским поверьям, родственница водяного, женское существо небольшого роста с черной кожей и с черными волосами, обитала около старых водяных мельниц. По поверьям, любила выходить из воды и, сидя на берегу, расчесывать свои волосы золотым гребнем.

Водяной (бог воды, водяной царь)– по славянской мифологии дух воды. По вятским поверьям представлялся в виде старика с тонким туловищем, в зеленой одежде и с зеленой бородой ; руки и ноги напоминали гусиные лапы. Также мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Водяной черт – обитал в озерах, прудах, омутах, больших реках и при мельницах (по поверью, без водяного черта мельница не стояла). Представлялся в виде черного, остроголового человека небольшого роста.

Продолжение следует...

Иллюстрация: водяной в представлении художника Ивана Билибина

 

История вятских деревень: Елизарово (Лебяжский район)


 

Деревня Елизарово появилась на Вятской земле очень давно. Еще в XVIII веке по преданию сюда переселилось несколько жителей деревни Савино, дав начало новой деревне. Одного из первых жителей звали Елизар, от имени которого по легенде и произошло название деревни. Возможно, он был главой большого семейства, переселившегося сюда из Савино. Таким же образом семья Князевых из с. Красноярского дала начало деревне Боровково.
До середины XIX века Елизарово не упоминалось под своим названием в официальных документах, хотя это была не самая маленькая деревня того времени. Так в «ведомости о приходе» Лебяжской николаевской церкви за 1839 г. упоминается только «починок по реке Чернушке», с в 5 дворах которого проживало 98 жителей удельных крестьян (52 мужчины и 46 женщин) ; в соседней деревне Песчаный Ключ (теперь Окольники) в 6 дворах проживал 101 житель. Вокруг Елизарово тогда было раскидано великое множество деревень – Русалеево, Пикельдино, Шигорино, Росляки, Жорново, Журавли, Соловьи, Жаворонки и другие. Ни одна из деревень не насчитывала и 5 дворов, а население каждой не превышало ста человек.
В такой же ведомости за 1867 г. уже упоминается деревня Елизарово, в 3 дворах которой проживало 77 жителей. В соседнем Песчаном Ключе стояло уже 11 дворов, в которых жило 98 жителей. В 1910 г. в Елизарово стояло уже 18 дворов и проживало 116 жителей, а в Песчаном Ключе – 191 житель в 24 дворах.
Деревня была основана на очень удобном месте – на торговом казанском тракте. Здесь часто останавливались на постой проезжавшие путники, от чего елизаровцы имели хороший барыш, хотя в основном жили за счет своего хозяйства ; держали коров и лошадей. От этого по легенде произошло еще одно, народное, название деревни – Короли. Жили елизаровцы вблизи торгового тракта действительно как короли.
Деревня лежала на двух берегах речки Чернушки, которые соединял мост. В речку впадал ручей, протекавший посередине деревни. Вокруг деревни шумел бор (да и теперь шумит), щедро одаривавший елизаровцев грибами и ягодами. К лесу елизаровцы относились благоговейно, берегли его. Например, делали в нем завал, чтобы скотина не забредала в глубину бора.
С самого появления деревни, она относилась к обширному приходу Лебяжской церкви, находясь на самой его периферии. Далековато елизаровцам было ездить на богослужения, совершать требы. Расстояние, однако, не мешало некоторым из них быть попечителями храма. Так с 1910 по 1911 гг был попечителем Николаевской церкви житель починка Елизаров Косьма Павлович Теплых.
20 октября 1896 года в деревне Песчаный Ключ впервые появилась в этих местах земская школа, третья в приходе после Лебяжья и д. Комарихи. Первым преподавателем закона Божьего в ней стал лебяжский священник Константин Шишкин. Из «сведений о земских и министерских училищах уржумского уезда за первую половину 1898 года» можно немного узнать из истории этого училища :
Состояло учеников к 1 января 1898 г. – 34 мальчика и 10 девочек от 7 до 13 лет ; поступило в 1898 г. – 6 мальчиков и 8 девочек ; окончило курс в 1898 г. 6 мальчиков и 1 девочка ; выбыло в 1898 году до окончания курса 8 мальчиков и 3 девочки. По классному журналу к 10 декабря 1898 г. состояло учеников 26 мальчиков и 14 девочек.
В училище было 3 отделения, в которых учились не только православные, но и старообрядцы ; в 1898 г. в школе училось 25 православных и 11 старообрядцев. Все дети были из крестьян. Из самой деревни Песчаный Ключ в школе обучалось 10 мальчиков, остальные 16 детей приходили учиться из соседних деревень.
В 1905 году школа переехала в д. Елизарово, разместившись в 2 крестьянских избах, но по-прежнему в документах именовалась как «Песчано-ключевское училище». Возможно, из-за переезда школы число учеников резко снизилось, а к 1917 году и вовсе свелось к минимуму. Судите сами :
1908 г. – 10 человек
1909 г. – 9 человек
1910 г.- ни одного
1911 г. – 6 человек
1915 г. – 2 человека
1917 г. – 3 человека
В Елизаровской школе до сих пор хранится « Книга для записки свидетельств, выданных ученикам Елизаровского училища об окончании курса». Вот одно из таких свидетельств :
« 1. Феодора Семенова Редкина, дочь крестьянина Уржумского уезда Лебяжской волости Жорновского сельского общества, православного вероисповедания, родившейся в 1896 г 17 апреля. Год, месяц и день выдачи свидетельства : 10 декабря 1908 г. Расписка получившего свидетельство : свидетельство получено Феодорой Редкиной».
Известны имена некоторых елизаровских учителей того времени. Так с 1914 по 1917 гг здесь работала Александра Максимовна Злобина, 1877 г.р., жена лебяжского псаломщика Леонида Злобина. За 1917 год она упоминается как заведующая училищем. В том 1917 г. вместе с ней в школе работала также Евдокия Сергеевна Мануилова. Так начиналась история елизаровской школы.

На фото: деревня Елизарово в наши дни

 

Святочные истории. Случай с моим прадедом


Прадедушка мой И.М.Медведев был, между прочим, страстный рыбак. Как-то раз он сговорился со своим соседом Максимом рыбачить ботовыми сетями на озере близ села. Озеро это слыло в среде крестьян «нечистым местом». Утром он не зашел за своим соседом, а пошел прямо на озеро. Приготовляясь к рыбатству и усаживаясь в ботник, он услыхал, что на другом конце озера кто-то ботает. Предполагая, что там ботает Максим, он в сердцах выругал его за то, что тот стал рыбачить один на более лучших местах, и поехал туда к Максиму. По приезде он не нашел Максима, чем был немало удивлен. Но в это время он услыхал ботовые звуки на том конце озера, с которого приехал. Догадавшись, что там начал рыбачить опоздавший Максим, он снова поехал на прежний конец озера. Но по приезде опять никого не оказалось. Тут ему стало не досадно, а страшно. Его обуял такой ужас, что он навьючил на себя все свои рыболовные доспехи, в том числе и ботик, и пустился бежать в село без оглядки. По приходе домой, он узнал, что Максим рыбачить вовсе не ходил. После этого Медведев долго хворал.

Записи школьников-краеведов из Вятского школьного городка, доставленные Елизаветой Павловной Лупповой // Вятский свистун – Киров 2001 г. № 116 с.25

Здесь приведена целая слов старинных вятских слов, понять которые сложно, но они примерно одинаковые: ботник (ботик?), ботать, ботовые (звуки), ботовые сети...

На фото: рыбалка близ села Макарье Вятского уезда. Фото из собрания С.Иванова

 

Загадочные находки в старину. Кости людей «громадных размеров» и «громовая стрела»



…Около села Гостева (Котельничский уезд) дер. Городок и при ней курган. Вешнею водою в кургане размывает кости людей «громадных размеров». Крестьяне не пашут этот курган из боязни «осилков» (мифических гигантов), которые будто бы на большое расстояние кидают камни пудов до 30 весом. В самом с.Гостеве, в церкви, при иконе св. великомученика Георгия хранится громовая стрела. По народному поверью, она упала с неба во время грома; но возможно, что это древняя стрела наших предков: найденные в земле каменные орудия народ также называет громовками; оне, по поверью, приносят человеку счастье. В Гостево «сменять стрелу» ходят из дальних мест; между прочим, ею шевыряют в ушах от ушных болезней.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

Примечание. Под "громовой стрелой" мог иметься ввиду какой-нибудь наконечник древней стрелы, а чем могли быть "кости людей «громадных размеров», как Вы думаете?

На фото: археологические находки из экспозиции Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, в том числе наконечники стрелы и дротика

 

Истоки. По страницам старых летописей….



Деревня Что был починок Васюковский. Во дворе Ярасимко Васильев сын Овчинников з детьми с Ывашком да с Филкою. У Ивашка дети Аввакумко да Фочка. Аввакумко дватцати лет // Фочька шеснатцети лет. У Филки дети Ивашко да Илюшко да Васька да Куземка да Савка да Ефремко. Ивашко оминатцети лет. Илюшка десяти лет. Васька осьми лет. Коземка седьми лет. Савка пяти лет. Ефремько дву лет. Во дворе Пронька Васильив сын Овчинников с сыном Исачком. У Исачка сын Оска десяти лет. Во дворе Гришка // Поздеив сын Веретеньников з детьми с Карпиком да с Никиткою да с Ларкою да с Офонькою. У Карпика сын Родка дву лет. Микитька девяти лет. Ларка пяти лет. Афонка трех лет.

Из дозорной книги посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов письма и дозора воевод кн. Федора Андреевича Звенигородского, Василия Терентьевича Жемчужникова и дьяка Михаила Ординцева (1629 год), лл.206-206 об.

Скан писцовой книги XVII века (архив РГАДА)

 

Последователь подвижников: протоиерей Алексий Сухих



Протоиерей Алексий Сухих родился в 1956 г. в старинном городе Котельниче в рабочей семье. Учился в школе-восьмилетке, работал на фабрике, окончил вечернюю школу. Прошел армейскую службу. Обучался в Ленинградской духовной семинарии. В 1982 году рукоположен во диакона, затем в Свято-Серафимовском соборе в Вятке – во священника. В 1982-1984 гг. служил в Троицкой церкви с.Русские Краи, в 1984-1987 гг. был настоятелем Богоявленского собора в г.Малмыже, с 1987 - настоятель Никольского собора в Вятских Полянах. Награжден двумя орденами святого равноапостольного князя Владимира.
Своим высоким увлечением историей отец Алексий напоминает священников дореволюционных времен, изучавших прошлое и настоящее родного края. Такие подвижники ревностно интересовались историей, этнографией, статистикой, повседневной жизнью своих прихожан. Связь времен волновала их. Отец Алексий во многом похож на замечательного священника Николая Блинова – просветителя, ученого, педагога, автора интереснейших исследований о Вятском крае. А из литературных героев он более всего напоминает отца Якова из романа Михаила Осоргина «Свидетель истории» и «Книга о концах».
Историко-краеведческие публикации отца Алексия известны по церковно и светской печати. Огромен его архив, содержащий массу сведений о пастырях Вятской земли, их семьях, храмах, украшавших нашу малую родину, возрождения былых традиций. Вызывает интерес книга отца Алексия «Вспомним поименно», посвященная биографиям священников, служивших на Вятской земле, особенно тех, кого не миновала горькая участь в годы репрессий. В увидевших свет первом и втором выпусках обильно привлечены архивные материалы, извлечения из периодической печати былых времен, полузабытых изданий, собранные по крупицам воспоминания. Эти же отличается и предлагаемый читателю третий выпуск.
Подвижническая работа отца Алексия вызывает наше глубокое уважение. Мы ждем его новых трудов.

Валентин Сергеев, кандидат исторических наук, профессор Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Из предисловия к третьей части книги "Вспомним поименно", вышедшей в 2004 году

На фото: памятная табличка на здании Никольского собора города Вятские Поляны

 

Выдающиеся вятчане: Власова Анна Петровна



Работала на руководящей комсомольской, партийной и хозяйственной работе в ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС и Совете Министров СССР. Родилась 4 ноября 1915 года в деревне Кондаки Верхосунского сельского Совета. Училась в Верхосунской школе. Среднее образование получила в г.Нолинске. В 1935 году – секретарь Кировского обкома комсомола. В 1937 году по линии ЦК ВЛКСМ командирована в Хабаровский край. Начало войны ее застало в должности секретаря Хабаровского крайкома комсомола.
В 1943 году А.П.Власову назначают заместителем заведующего отделом ЦК ВЛКСМ, и она возглавляет работу по организации женских тракторных бригад. Позднее занимала ответственные посты в ЦК КПСС и Совете Министров СССР. За заслуги перед Родиной А.П.Власова в 1958 году награждена орденом Трудового Красного Знамени, ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Жила в городе Москве. В издательстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ вышла книга «Они приближали Победу». В ней есть глава, посвященная жизни и деятельности нашей землячки.
В Верхосунье похоронен ее отец Власов Петр Филиппович (1890-1958), первый председатель колхоза в деревне Кондаки, Георгиевский кавалер. Умерла Анна Петровна 5 октября 2005 года. Часть своих сбережений завещала на восстановление Казанско-Богородицкой церкви в с.Верхосунье Большевистского сельского поселения Сунского района.

Земля Сунская – Киров 2011 г., с.404-405

 

Исчезнувшие деревни Вятского края: Ельма (Верхошижемский район)



Селение находилось на северо-восток от села, на правом берегу реки Косины, севернее деревни Кая. Официальное название починка «Волковский», числящийся при речке Косине. В народе селение называли Ельма. Было и второе название – Моковщина. По типу поселений Ельма не была переведена в деревню и числилась починком. Основано селение после 1823 года, так как до этого в исповедных росписях оно не встречается.
В 1859 году починок состоял из одного двора, в котором проживало четыре человека мужского пола и два женского. В 1926 году числилось четыре двора. Мужского пола было девять человек, женского – восемь.
Деревня прекратила свое существование в 1940-х годах. В списке населенных мест 1950 года Ельма не числится.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.336

Картина Андрея Михайловича Широкова. Цветет черемуха

 

Народы Вятского края: бесермяне – кто они?



В северных района республики {Удмуртии} среди удмуртов (в Ярском, Юкаменском, Балезинском и Глазовском районах Удмуртии и в Кировской области) живут бесермяне – этнографическая группа загадочного происхождения. Бесермянская проблема, имея уже длительную историю изучения, все же еще считается открытой. Как представляется доктору исторических наук Владимиру Владыкину, бесермяне имеют общее происхождение с удмуртами. Видимо, в булгарскую эпоху, в период их этнического оформления как особой этнической группы, оказали влияние народы, которые позднее стали родственными для чувашей (возможно, здесь кроются бесермянско-чувашские параллели в этнонимах, языке, элементах традиционной одежды).
Сейчас бесермяня в мире и согласии живут и с удмуртами, и русскими, и татарами. Сохраняется бесермянский диалект удмуртского языка, своеобразный костюмный комплекс, некоторые элементы материальной и духовной культуры, пробуждается этническое самосознание. Создано общество бесермянской культуры, работают ученые, из бесермян выходят руководители различного уровня.
В 1992 году постановлением Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики было принято решение «О восстановлении исторического имени бесермянского народа», а в 2000 году бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов России.
Согласно последней переписи населения в РФ (2010 год), численность бесермян составляет 2201 человек.

Удмурты. На земле древних алангасаров – Ижевск 2020 г., с.22-23

Источник фото: https://news.myseldon.com/ru/news/index/211901983

 

Вятчане – Герои Советского Союза: Александр Дмитриевич Ваганов



В центре села Рождественского на собранные земляками средства 9 мая 1970 года был открыт памятник Александру Дмитриевичу Ваганову, выпускнику Рождественской начальной школы, уроженцу деревни Симонята – одному из миллионов тех советских ребят, которые остались навечно молодыми, отдав свои жизни за независимость Родины, за своих матерей, сестер и братьев, за ту пядь родной земли, что была для них дороже всего на свете, за наш сегодняшний день. Молоденький солдат, совсем мальчишка… Пилотка с красногвардейской звездочкой, плащ-палатка, накинутая на плечи, и взгляд – в века… На мраморной доске надпись: «Герою Советского Союза Александру Дмитриевичу Ваганову от благодарных земляков.
В 17 лет он ушел из родной деревеньки в школу ФЗО: мечтал получить профессию, отлично учился. В 18 лет занял свое место в солдатском строю. В 19 – представлен к званию «Герой Советского Союза». В 19 же пал смертью храбрых…

Галина Бузанакова. Пробудись, душа!.. – Киров 2017 г., с.159

 

Храмы Вятской губернии: Ядгурецкое (Глазовский уезд)



Приход с.Ядгурецкое открыт по определению св.Синода от 19 ноября 1847 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Укан: с.Ядгурецкое, д.Дзякинская, д.Лэзинская, д.Нижняя Кузьма, д.Синянинская, д.Верхняя Кузьма, д.Ботогурская, поч.Ботогурский, поч. Верх-Жабинский, поч.Удиевский.
Первоначально богослужения совершались в молитвенном доме, построенном в 1848 году на средства прихожан. В 1851 г. началось строительство деревянной церкви, которая освящена в 1852 г. в честь св. Димитрия Ростовского.
В 1861 г. начато строительство каменного храма. Церковь строилась на средства елабужского купца Ф.Г.Чернова. Первым освящен в 1861 г. правый престол теплой церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи. Старая деревянная церковь после освящения первого престола разобрана. Холодный храм освящен в 1876 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери.
В 1881 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1897 г. – церковно-приходская школа.
Свято-Троицкая церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 20 декабря 1938 г. Здание передано под культурное учреждение. На основании постановления СНК УАССР от 1 июня 1940 г. здание церкви снесено.

Православные храмы Удмуртии (справочник) – Ижевск 2000 г., с.303

На фото: церковь и ее убранство сохранилось только на старых фото (фотофонд ЦГАКО)

 

Купеческое наследие. Дом купцов Бердинских в селе Шурма Уржумского уезда. После 1917 года владельцы дома к нему уже отношения не имели. Купец И. В. Бердинских умер в 1919 году от старости, его сын Алексей (владелец дома) – в 1920 году от туберкулеза. В 1918 году в доме сделала свой штаб группа местных офицеров, примкнувших к Степановскому мятежу. В советское время в доме размещались общественные учреждения.
 


Интересно, что дом был построен недалеко от реки, и тут выбор места для купеческого дома понятен. Кстати, богатейший уржумский купец И.С.Бердинский родился в обычной крестьянской семье и начал свою карьеру... торговлей горшками. В царской России любой деревенский мужик мог стать олигархом (и этому масса примеров), было бы желание смекать, работать и зарабатывать...

Фото было сделано в 2018 году и в каком состоянии дом, сейчас, неизвестно. В принципе, после хорошего ремонта домику можно еще дать вторую жизнь и устроить в нем какое-нибудь полезное учреждение, например, музей....

 

Эпоха - газетной строкой. Публичная библиотека имени А.С.Пушкина в Елабуге



Елабуга. 26 мая. Пушкинское торжество. В зале думы отслужена панихида по А.С.Пушкине. Дума постановила учредить фонд в 1000 рублей, процент с которого назначен на взнос платы за право обучения беднейших учеников городского трехклассного училища, и присвоить городской публичной библиотеке наименования Пушкинской.

Вятская газета - 1899 г. № 24

 

С архивной полки. Виды архивных документов: описи церковного имущества 1920-х годов


Опись имущества церкви села Александровское Котельничского уезда. ЦГАКО ф.Р-1258 оп.1 д.1249

Такие описи можно найти в каждом деле "По передаче церковного имущества" 1920-х годов. Здесь учитывалось все - от размеров церковного здания до последнего подсвечника. Учитывалось и число и вес колоколов. В случае утери хотя бы одного предмета, указанного в описи, на общину верующих могли наложить штраф, а то и вовсе могли закрыть церковь. Правда, в делах церквей, которые были позднее открыты, такие описи, к сожалению, отсутствуют...

 

В продолжение публикаций о работах вятского архитектора Василия Дмитриевича Дружинина. Его последний храм: Казанско-Богородицкая церковь села Высокая Мелянда Лебяжского района



Храм был построен по его проекту, но достроен уже после смерти архитектора, в 1907 году. Церковь действовала до 1939 года, когда была закрыта. Первоначально в ней пытались устроить клуб, но по рассказам местных жителей, у первого же танцора отнялись ноги. После этого в здании размещалась мастерская колхоза и совхоза. Мастерская пребывала до конца 1990-х годов, до полного развала хозяйства. В 1990-е годы была попытка возродить церковь. Ныне и само село вымирает. В нем осталось несколько десятков жителей. Закрылась школа. Нет даже магазина (приезжает автолавка). Между тем здесь очень живописные места. Учитывая удаленность села от других населенных мест и близость к реке Вятке, оно прекрасно бы подошло для устройства туристической базы, санатория или тому подобного учреждения, лишь бы нашлись умные предприимчивые люди...

Наши фотографии 2022 года. Второй снимок Елены Чудиновских (сделан недавно)

 

Медицинские учреждения старой Вятки по данным первого телефонного справочника



1-07 Аксаков И.В., доктор и больница уездного земства, Царевская улица № 93

3-37 Барак скарлатины, угол Стефановской и Казанской улиц

- 94 Больница губернского земства (приемный покой), барак душевнобольных за городом.

1-35 Больница Пермской железной дороги станции Вятка-2

5-58 Городской госпиталь-лазарет, Морозовская улица, дом городского общественного управления.

- 12 Губернская земская больница - контора за городом, по Спасской улице.

4-83 Институт бактериологический, Царевская улица д.54

1-18 лазарет Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам, угол Спасской и Спенчинской, дом фельдшерских курсов

5-25 Лечебница ветеринарного губернского земства. Набережная улица, соборный дом.

4-84 Лечебница психиатрическая женская губернского земства, Московский тракт.

4-74 Михайловская лечебница общества врачей города Вятки для приходящих. Угол Московской и Спенчинской

- 23 Община сестер милосердия Красного Креста

1-88 Приют 3й психиатрического отделения губернской земской больницы, Успенская улица, д.Швецова

3-98 Приют 5 психиатрического отделения губернской земской больницы, канцелярия, Николаевская, д.109

3-67 Психиатрическое отделение губернской земской больницы, 29 палата

- 20 Родовспомагательный приют губернского земства, угол Царевской и Преображенской.

Список абонементов Вятской городской телефонной сети 1914-1915 г.– город Вятка 1914 г.

На фото: вятская газетная реклама (1911 год)

 

Шаги прогресса: речной землесос



Судоходная хроника. Новый землесос. По словам «К-В-Р», для расчистки перекатов реки Вятки на заводе акционерного общества «Клейтон и компания» в Петербурге строится землесос стоимостью в 100 000 рублей, с часовой производительностью до 15 кубических сажень грунта. Землесос этот уже заканчивается постройкой и ожидается на реке в Вятки в июле текущего года, где и состоится приемка его Казанским округом путей сообщения.

Вятская речь - 1910 г. № 93

 

С архивной полки. Хроника несчастных случаев (1888 год)



Интересно посмотреть, от чего умирали люди в старину (взрослые, так как младенцы и дети умирали тысячами в год). Самым исчерпывающим источником в этом являются церковные метрические книги. Самым распространенным случаем была смерть "от винного запойства". У пожилых людей чаще всего с диагнозом не заморачивались и писали просто - "натурально", "от натуральной, "от старости", хотя и пожилые люди умирали по разным причинам. Нередко встречается смерть от "старости" даже у 50-летних людей...

2 февраля Сарапульского уезда в с.Вятском крестьянин мальчик Михаил Оленев 4 лет нечаянно упал в колодезь и утонул.

В ночь с 4 на 5 февраля Слободского уезда близ починка Мышьяновского крестьянин Евдоким Сычугов 20 лет сгорел в лесной баньке.

12 февраля Сарапульского уезда в деревне Вотской Киваре крестьянин Афанасий Горбушев 60 лет, проезжая на лошади с возом снопов при спуске с горы, от быстрого разбега лошади упал с воза на мост и от полученных ушибов умер.

17 марта Уржумского уезда в деревне Манкинер крестьянин Степан Марышев 28 лет и жена его Матрона 30 лет умерли от угара.

18 марта Нолинского уезда в деревне Парадеевской крестьянин Роман Окулов 47 лет во время раскапывания камней задавлен обрушившейся землей.

20 марта Слободского уезда в деревне Большой Погосской крестьянская девочка Гильбина Девятьярова 4 лет умерла от обвара 18 марта горячей водой из самовара.

2 апреля Орловского уезда в с.Подрелье крестьянин починка Койковского Роман Бояринцев 70 лет, проходя по высокому берегу реки Вятки упал с высоты 20 сажень в воду и из реки вытащен мертвым.

16 июня Орловского уезда в лугах при речке Голунице крестьянский мальчик деревни Березины Александр Березин 14 лет нечаянно убит выстрелом из ружья, произведенным во время охоты братом его Игнатием.

22 июня Глазовского уезда в поле крестьянин починка Михайловского крестьянин Гурьян Кутявин 65 лет убит молнией.

23 июня Малмыжского уезда по дороге из села Старого Бурца в деревню Сухую реку дочь крестьянин Марина Морнова 18 лет умерла от солнечного удара.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 лл. 11-12, 28-29, 34, 59-60

На скане: метрическая книга Александро-Невского собора города Вятки. Раздел о смертности

 

К вопросу о тусовках артистов во время войны



Знаменитый на весь Мир Федор Шаляпин открыл и содержал за свой счет два госпиталя в Петербурге, где медперсоналом работала его жена и все его дети, а сам Шаляпин проводил концерты и отправлял деньги на лечение раненых и поддержку сирот.

Источник: Дни нашей славы

 

ИВАН КОНЕВ



В деревне Лодейно родился
Прославленный маршал страны.
На курсах командных учился,
Пройдя по дорогам войны.
С врагами безжалостно бился,
Искусство своё применя,
На многих фронтах отличился,
Захватчиков подлых громя.
Ещё, перед братским народом,
Заслуги его велики, -
Под яростным нашим напором
Бежали из Праги враги!

Юрий Пыжов

 

Вятская губерния накануне 1917 года: недовольство



На протяжении 1916 года в Вятской губернии, как и в стране в целом, постепенно нарастало недовольство тяготами военного времени, отмечались отдельные выступления рабочих, спорадически вспыхивали аграрные волнения, но масштаб их был достаточно скромным. За период с середины 1914 г. по начало 1917 г. было зарегистрировано всего 5 забастовок на местных промышленных предприятиях. В сельской местности на протяжении 1916 года имели место 16 относительно крупных (деревня, волость) крестьянских выступлений, выражавшихся в отказе от уплаты налогов и недоимок, от выдачи хлеба и скота в порядке реквизиции, от выполнения трудовой повинности и т.п. Однако для гигантской территории Вятской губернии (135 тыс. кв. км.) такие проявления народного недовольства не вызывали у местных властей особого беспокойства. На протяжении 1914-1916 гг. в канцелярию губернатора от полицмейстера Вятки и уездных исправников регулярно поступали краткие и бодрые реляции, общий смысл которых сводился к формуле: «На местах все спокойно». Лишь исправник Вятского уезда в январе 1916 г. уточнил некоторые детали, отметив, что «политических партий в уезде нет; газеты не издаются… агитационной деятельности не замечалось». Далее он осторожно намекнул, что «население военными событиями весьма интересуется и, видимо, имеется желание скорее заключить мир, но выгодный для России». Кроме того, существует определенное недовольство правительством, особенно со стороны жен мобилизованных в армию, в связи «с прогрессивным поднятием цен на предметы потребления и отсутствием сахара». Впрочем, и эта сводка завершалась вполне оптимистичным выводом. В целом же в предреволюционные месяцы жизнь в губернии шла свим чередом.
Размеренная, будничная провинциальная жизнь, казалось, не предвещала никаких социальных катаклизмов, хотя и тогда появлялись первые тревожные симптомы грядущей вакханалии насилии и анархии. Введенный с началом войны «сухой закон» не только не ликвидировал пьянство как социальное явление, а, напротив, придавал ему порой особенно уродливые формы. Развивавшееся как реакция на алкогольные запреты самогоноварение являлось важным источником конфликтов между властями и частью населения, принимавшими иногда довольно острый характер. Имели место факты оскорбления должностных лиц действием, падал авторитет местных властей.

В.И.Бакулин. Листая истории страницы: Вятский край и вся Россия в XX веке – Киров 2006 г., с.46

На фото: Глазов Вятской губернии. Крестьяне и жители города, сидящие у южной стены Преображенского собора. 1910-1914 гг.

 

Истоки. Первый из Романовых в вятской ссылке



Известно, что царь Борис Годунов отправил во время своего царствования неугодных ему бояр Романовых в далекую ссылку: Александр Никитич попал на берег Белого моря, к Усолью, Михаил Никитич – в Пермский край, Иван Никитич – в Пелым. В далекий Яранск был сослан Василий Никитич Романов (брат патриарха Филарета Романова и дядя первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича).
Из «памяти», данной стрелецкому сотнику Ивану Некрасову, приставленному к Василию Никитичу, данной ему 1 июня 1601 года, узнаем, что «Василию Романову» было разрешено взять с собой в ссылку одного из своих «людей». В дороге пристав должен был иметь самое пристальное наблюдение, чтобы «государев злодей» «с дороги не утек и лиха никоторого над собой не учинил». Некрасов обязан был также зорко наблюдать, чтобы Василий Никитич ни с кем не сносился; заподозренных в таких отношениях названный сотник должен был задержать и, в случае найдет необходимым, подвергнуть пытке. В «памяти» указан было, как следовало поступить, приехав на место ссылки Василия Никитича, в Яранск. Надо было поставить себе избу на дворе, который был от других дворов подальше и который бы не был в центре города, в многолюдном месте. Некрасов должен был так поступить для того, чтобы ему легче было наблюдать за ссыльным Василием Никитичем. В инструкции, данной приставу, не оставлено было без указаний и то количество пищи, которое следовало ежедневно выдавать Василию Никитичу и его «детине». Приказано было давать: «по калачу, да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины, да по части баранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где лучится, да квас житный». На приобретение этого «корма» приставу была дана большая по тому времени сумма денег: «сто рублей». Некрасов обязан был доносить о всех своих разговорах «с Василием» в Москву.
Прибыв в Яранск, пристав Василия Никитича прислал в столицу подробное донесение. Благодаря этой «отписке» нам становится известным, что ссыльный поехал в Яранск один, так как при нем не оказалось в момент задержания никого из его людей. Во время пути «государев злодей и изменник» старался избегать разговоров с Некрасовым. «Только едучи, украл он… на Волге чепной ключ, да и в воду кинул», чтобы пристав «его не ковал… и хотел… утечь» Донося об этом царю Борису, Некрасов пишет: «И я, холоп твой, и другой ключ прибрал и на него чепь и железа за его воровство положил». Кроме того, пристав сообщил, как он с отданным под его надзор Василием Никитичем устроился в Яранске.
Через каких-нибудь два месяца после ссылки Романовых, 9 августа 1601 года, состоялось приказание перевезти Василия Никитича в Пелым и поселить в этом городе вместе с Иваном Никитичем под надзором его пристава, стрелецкого головы Смирного-Маматова. Сдав ему Василия Никитича и «кормовые деньги», Некрасов должен был с отпиской от Маматова ехать в Москву и явиться в «приказе».

И.Г.Васенко, С.Ф.Платонов, Е.Ф.Тураева-Церетели. Начало династии Романовых – М.2015 г., с.97-99

Во время поездки из Москвы в Яранск Василий Никитич избегал разговоров с Некрасовым, а по пути в Пелым между ними произошла беседа: «Кому Божьим милосердием, и постом, и молитвою и молостынею Бог дал царство, — говорил Некрасов, — а вы злодеи изменники хотели достать царство ведовством и кореньем». Василий Никитич не вытерпел такого восхваления царя Бориса и ответил: «Свята та милостыня, что мечут по улицам, добра та милостыня — дати десною рукою, а шуйца бы не слыхала». Большую часть пути от Яранска до Верхотурья В. Н. Романов прошел пешком. Днём, во время ходьбы, с него снимали цепи, а ночью вновь заковывали.
В Верхотурье Василий Никитич сильно заболел, из-за чего его везли в санях «простого», но только он почувствовал себя лучше, пристав велел надеть на него цепи. Прибыв в Пелым 20 ноября 1601 года, Некрасов сдал В. Н. Романова голове стрелецкому Смирному Маматову, «больна, только чуть жива, на чепи». Он также передал и кормовые деньги — «девяносто рублев десять алтын две деньги». Несмотря на то, что Василий Никитич «опох с ног», Маматов оставил его первое время в оковах и посадил в одной избе с Иваном Никитичем, тоже скованным. Чтобы они не могли подходить друг к другу, их держали прикованными к стене, в разных углах избы.
В январе 1602 года Некрасов и Маматов получили выговор от царя за плохое обращение с ссыльными братьями Иваном и Василием Романовыми. В этой грамоте приказывалось расковать обоих братьев и давать им «корм доволен». В середине января 1602 года Смирной Маматов велел снять цепи с Василия Никитича из-за его тяжелой болезни.
Кроме Ивана Никитича, в избе находился его слуга Семён по прозвищу «Натирка»; он-то и ухаживал за больным Василием. Смирной Маматов навещал Василия Никитича и несколько раз «попа к нему пущал». 15 февраля 1602 года Василий Никитич Романов скончался. На его похороны было заплачено 20 рублей трём попам, дьячку и пономарю.
Лжедмитрий I, желавший выказать внимание не только к живым, но и к умершим членам семьи Романовых, отправил 31 декабря 1605 года грамоту в Пелым, приказав местному воеводу вынуть гроб Василия Никитича и передать его слугам боярина Ивана Никитича Романова. Тело Василия Никитича было доставлено в Москву и погребено в Новоспасском монастыре.

 

Из истории образования в Вятском крае. Уроки рукоделия в Яранской женской прогимназии



Во время посещения Яранской прогимназии Его Превосходительство Господин Начальник Вятской губернии, генерал Федор Федорович Трепов обратил внимание на образцы изделия, которые показали ему в классе рукоделия. Губернатор рекомендовал их для показа на Нижегородской выставке промышленных и художественных изделий. На этом форуме мастерства от Яранской женской прогимназии был представлен (Журнал земства, 1896 год), «полный, систематически наглядный курс рукоделия в том виде, как поставлено преподавание этого предмета в прогимназии, начиная с первого класса и кончая последним. За эти работы Яранская женская прогимназия удостоена комитетом выставки почетной награды – диплома 3го разряда. Если Яранская прогимназия своим рукоделием и постановкой дела могла обратить на себя внимание на выставке среди сотен других прогимназий и гимназий обширнейшей Российской империи…То бесспорно, что диплом, который будет выдан прогимназии, есть в сущности награда самой учительнице рукоделия, которая тяжелым, долголетним трудом и собственным опытом сумела дойти в преподавании своего предмета до возможного совершенства. Да, г.Овчинникова не даром прослужила в прогимназии в течение целых 25-ти лет (она служила в прогимназии со дня ее открытия!)…»
В одном из следующих заседаний Уездное земское собрание рассматривало обращение Попечительного Совета прогимназии о том, чтобы (Журнал земства, 1896 год) за «долголетнюю и усердную службу учительницы рукоделия Яранской прогимназии Капитолины Ивановны Овчинниковой… ходатайствовать перед Вятским губернским собранием о допущении учительницы Овчинниковой, не имеющей прав на получение правительственной пенсии, к участию в Вятской эмеритальной кассе». Ходатайство это было поддержано собранием.
Кроме рукоделия, как уже упоминалось, в прогимназии обучались девицы и башмачному ремеслу. Более 20 лет азам и тонкостям этого дела обучала воспитанниц Мария Шешина, за что и отмечена и поощрена земством в 1898 году.

Сергей Шелепов. Яранская Комиссаровская. Восемнадцатое октября – Йошкар-Ола 2018 г., с.93-94

Фотография 1917 года. Яранская женская гимназия (бывшая прогимназия)

 

Легенды и были Вятского края: Н.Н.Пушкина-Ланская в Слободском



В 1855 году в Вятке было образовано ополчение для участия в Крымской войне. Начальником ополчения был назначен генерал-адъютант П.П.Ланской. Он прибыл в Вятку в сентябре 1855 года с женой Н.Н.Ланской, вдовой А.С.Пушкина, которая оставалась с ним в Вятке до января 1856 года.

Из дневника слободского протоиерея Иоанна Васильевича Куртеева:

2 октября 1855 года был открыт по всей Вятской губернии набор ополчения. Всех дружин вятских будет 18. В Слободском формируется дружина под № 289.
7 ноября: «Сегодня генерал-адъютант Ланской смотрел Слободскую дружину и остался ею весьма доволен… Кроме своей служебной обязанности в Слободском, сегодня же он со своею супругою участвовал на браке вятского жандармского адьютанта Смольянинова, повенчанного с дочерью Анны Павловны Косаревой, Юлией Ильиничной. Брак великолепный. Смольянинов калужский помещик и сын губернатора… Теперешняя супруга Ланского прежде была женою Пушкина. Дама довольно высокая и стройная, но пожилая, лицо бледное, но с бледною миною. По отзыву нашего архиерея Елпидифора дама умная, скромная и деликатная, в разговоре весьма находчива».
Следующая запись от 8 ноября: «После обедни представлялось Ланскому в доме Петра Петровича Гусева (здание больницы на ул.Советской, 90) все здешнее духовенство, которое он принял очень вежливо и благодарил за сделанную ему честь. Хвалил отличное устройство и украшение церквей в Вятской епархии, почетность духовенства; город Слободской назвал премиленьким и чистым городком, и для него очень замечательным из числа уездных городов. Ему весьма понравилось столичное убранство дома Петра Петровича и его угощение».
21 декабря. «Генерал Ланской производил здесь в городе смотр дружины Слободской № 289 и Глазовской. Командовал ими подполковник Чегель. За отличное обучение их фронтовой службе генерал благодарил его и неоднажды поцеловал».
16 мая. «Ратникам были розданы увольнительные свидетельства. После сего дружина тотчас разошлась в свои жительства. Вятская дружина не видела Москвы, она остановлена была во Владимирской губернии».

Известно, что приезд Натальи Николаевны в Вятку произвел сильное впечатление на вятчан. По воспоминаниям, Л.Н.Спасской, «многие нарочно приезжали из уездных городов, чтобы только посмотреть на жену великого русского поэта». Одна дама приезжала из Котельнича единственно затем, чтобы «хоть одним глазком посмотреть на Пушкину».
Дочь Натальи Николаевны А.П.Арапова говорит в своих воспоминаниях, что мать, возвращаясь из Вятки, «увезла светлую память о своих вятских друзьях, которые без всякого стеснения прибегали к ней, когда требовалась какая-нибудь услуга в далекой столице. И с каким усердием она принималась хлопотать то о помещении девочки в институт, то об определении на службу, то о смягчении наказания». Находясь в Вятке, Н.Н.Ланская деятельно хлопотала за находящегося в вятской ссылке писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, что помогло ему в декабре 1855 года освободиться и уехать.
Долго благодарная память о знакомстве с Натальей Николаевной сохранялась в Вятском крае. Хранится и в наши дни.

Слободской в историях и легендах – Слободской 2018 г., с.6-7

 

Развитие культуры в дореволюционном Котельниче



Котельничане постоянно развивают богатые культурные традиции родного края. Еще в 1911 году в Котельниче был создан музыкально-драматический кружок. В нем состояло 50 человек. Кружок ставил спектакли и устраивал вечера с танцами. Председателем был утвержден исправник Н.А.Думаревский. Кружок пользовался большой популярностью у котельничан.
В августе 1912 года артисты кружка возбудили ходатайство об устройстве в городе Народного дома. Была составлена смета. Предполагалось выстроить одноэтажное здание со зрительным залом на 300 мест стоимостью 15 тысяч рублей. Городская управа отвела бесплатно место для Народного дома по Вятской – набережной улице. Но инициатива котельничан осуществилась только после гражданской войны, когда началось улучшение работы школ, библиотек, изб-читален, открытие народных домов, на базе которых развернулась художественная самодеятельность.

Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.55

 

Храмы Вятского края: Покровская церковь села Муша



В деревне Большая Муша в 1778 году была построена деревянная часовня на месте явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы (размером 3 сажени 1 аршин). Приход образовался из прихода села Колянур в 1875 г. Первая деревянная церковь построена в 1887 г. Здание церкви было перевезено из села Высокова Яранского уезда.
В 1896 г. начали строить каменную церковь.
В 1906 г. построена каменная Покровская церковь. В 1910 г. прихожан было 3374 человека.
В 1970-е годы в церкви размещалась мастерская по ремонту сельхозтехники. В 1988 г. здание было заброшено. Разобраны трапезная и колокольня. Кровля пятиглавого купола и главки разрушились. Ныне здание бесхозно.

Репин А.С. Кукарка-Советск: церкви края – Советск 2009 г., с.59-60

На фото: церковь села Муша в наши дни. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CN0zMbJyjJ4

 

Вятские купеческие фамилии: Вахрушевы



Одними из лидеров вятского кожевенного производства во второй половине XIX- начале XX столетия были Вахрушевы. На их заводах, располагавшихся в Слободском уезде, производилась «выделка сырых яловых кож на белую юфту», изготовлялась обувь и амуничные вещи. Постоянно участвуя в торгах на поставку кожевенных товаров в казну, самые большие партии товаров этих предпринимателей предназначались для военного ведомства, выполнялись ими заказы и различных московских фирм.
В начале XX века, закупив машинную технику российских и зарубежных фирм, Вахрушевы открыли механические фабрики, существовавшие при старых заводах. Так, «на механической фабрике для шитья солдатского сапога» при кожевенном заводе торгового дома «Иван Тимофеевич Вахрушев с Сыновьями» имелось «38 станков для предварительной затяжки на колодку, для накрывки подошв и подметок, одна машина «Рондэлла» для срезания краев», швейные машины «Зингер», два автоматических штамповочных пресса, один формовочный пресс для подошв, одна подошво-прошивная машина и т..»
Особенно большой спрос на кожевенную продукцию местных производителей был в военные годы. В период Первой Мировой войны, в сентябре 1916 г., торговый дом «Ф.Т.Вахрушева Сыновья» просил Главное интендантское управление в Петрограде «о наряде вагонов для внеочередной перевозки на завод… невыделанных кож: 1) со станции «Татарской» Сибирской железной дороги – 10 вагонов; 2) со ст. «Омск» - 15 вагонов; 3) со ст. «Курган» - 5 вагонов и 4) со ст. «Петропавловск» - 5 вагонов». В то время этим торговым домом выпускалось по 75-100 пар обуви в сутки. «Работы везде идут ускоренным темпом», - говорилось в газетной хронике тех лет с названием «Оживление в местном кожевенном и сапожном производстве».

М.С.Судовиков. Купечество Вятского края: от истоков до 1917 года – Киров 2015 г., с.189-190

На первом фото: Илья Тимофеевич Вахрушев (1838 – 1907). На втором фото: особняк Вахрушевых в дореволюционное время (построен в 1907 году). На третьем фото: особняк Вахрушевых в наше время (ныне в нем столовая).


Назад к списку