- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь 16-31

 

Вятские села и веси. Слобода Дымково



Между 1489-1499 – слобода Дымково (основана переселенцами с Северной Двины и из города Великого Устюга, первое упоминание в документах – в 1582 году).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.745

Другие данные о слободе, как ни странно, в книге отсутствуют...

На фото: современная слобода Дымково (за "Титаником")

 

По страницам советских районных газет. Колхоз имени Степана Халтурина (Верхошижемский район) в 1954 году



В 1952 г. колхозники колхоза имени Степана Халтурина получили на трудодень 460 грамм зерна. В 1953 году на трудодень было выдано 1,3 килограммов зерна, в основном рожью и пшеницей.

К концу этого года будет завершена механизация скотного двора на 100 голов. Будет проведен водопровод, устроены автопоилки и подвесная дорога.

Проектируется строительство колхозной ГЭС мощностью 100 киловатт, которая должна вступить в строй в 1956 году.
С пуском ГЭС будут механизированы все трудоемкие работы в животноводстве. Электрический свет будет в каждом колхозном доме.

В 1952 году все бригады колхоза были телефонизированы.

В текущем году будет радиофицирована последняя бригада (деревня Перескоки) колхоза. Сейчас колхозный радиоузел имеет 193 радиоточки.

В колхозе имеется сельская библиотека. 163 колхозника являются ее постоянными читателями.

Путь к коммунизму (Верхошижемье) - 1954 г. № 57. Фото из той же газеты 1955 года

 

Архивные фонды. Из истории Вятской полиции



Вятское городское полицейское управление (1862-1917). ЦГАКО фонд 721.
Образовано в 1862 году путем преобразования Вяткой городской полиции в соответствии с «Временными правилами об устройстве полиции в городах и уездах губернии» от 25 декабря 1862 года для наблюдения за исполнением закона, охраны безопасности граждан, взыскивания недоимок, общественных сборов и платежей и т.д.
По закону от 6 июля 1908 года при управлении было образовано отделение для производства розыска по делам общеуголовного характера.
Ликвидировано на основании постановления Временного правительства «Об учреждении милиции» от 17 апреля 1917 года
В фонде отложились документы присутствия Вятской городской полиции за 1835, 1845, 1849-1852 и 1856 гг.

На фото: группа уездных исправников вместе с вятским губернатором (в центре). Фотофонд ЦГАКО


Народы Вятской губернии: бесермяне – кто они?

Бесермяне – народ, живущий на севере Удмуртии и в соседних районах Кировской области. Самоназвание народа «бесерман» пришло к нам через булгар из арабского языка, что означает «мусульманин»

В Удмуртии в мире и дружбе живет более ста народов. Одни из них бесермяне. Они компактно расселены на северо-западе Удмуртии – в Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах, а также в соседних районах Кировской области. В советские годы их причисляли к удмуртам. Согласно результатам переписи 2010 года, численность бесермян в Российской Федерации составляет чуть более 2 тысяч человек.
Бесермяне говорят на одном из диалектов удмуртского языка. За более чем 100-летнюю историю изучения учеными этого народа они так и не ответили на главный вопрос: кто такие бесермяне. Многое и сегодня остается тайной. В научной литературе преобладают две точки зрения. Согласно одной, бесермяне – это удмурты, ставшие тюрками, согласно другой – тюрки, перешедшие в удмурты.

Удмуртия от А до Я / Сост. В.Ю.Семенов, Г.Г.Грязев – Ижевск 2021 г., с.10

 

Вятские деревни в воспоминаниях людей: деревня Безруково (Пижанский район)

Романов Александр Филиппович, 1948 г.р., д.Безруково: «Быт русских и марийских семей сильно не отличался: жили в таких же домах, в огороде все одинаково было, все держали скотину. Мужики всегда одевались одинаково, а женщины ходили в марийских платьях, а когда я учился в школе, марийки стали носить русские наряды. Правда, в некоторых деревнях есть старушки, которые дома и сегодня ходят в национальных платьях. Кто жил победнее, дома были под соломенной крышей, а хлевы у всех соломой крыты. Даже два дома в Безрукове были мазанки. Для стен ставили жерди, вокруг плели ивняк. Месили глину с соломой и мазали стены. Толщину стен делали 40-50 см. У нас дом был крыт досками.
Одни в деревне признавали русскую веру, другие – марийскую веру и ходили в лес. Из Большого Безрукова ходили на молебен в лес «Черный Куст», а из Малого Безрукова – в другой лесок. Кострища в лесу были с перекладинами, на которые вешали котлы. У каждого родственного клана свой костер. Делали жертвоприношения: барана, домашних птиц. Я не помню, чтобы местные власти преследовали, это запрещалось еще до нас, после революции и в годы коллективизации. Мой дедушка давным-давно тоже ходил в лес. Когда он умер, бабушка сказала: «Больше в лес не пойдем, будем ходить в церковь». Не все деревенские сразу, а постепенно, стали посещать храм. Когда церковь закрыли, все ездили в Советск, а мать почему-то всегда в Яранск.
Некоторые долго ходили молиться в лес, а теперь лет сорок, уже не ходят ни у нас, ни в Андрееве. Сейчас и стариков-то уже нет, которые этим занимались.
Сегодня осталась из трех одна деревня – Большое Безруково, в которой одна семья русская, остальные марийские. Раньше в деревнях больше было русских. Сейчас говорят, в основном, все по-русски, даже с родителями разговаривают на русском языке, но марийский тоже знают. Старики между собой по-марийски разговаривают. Молодые хоть и не разговаривают на своем языке, но его понимают. Обрусели. У многих уже и семьи русско-марийские, в том числе и в моей семье.

В.Н.Царегородцева. Надо древнюю веру хранить… - Киров 2019 г., с.10-12

Примечание. Сначала показалось, речь идет о дореволюционной деревне, но автор 1948 года рождения, т.е. речь идет о 1950х и даже 1960х годах!

Фото из книги. Подпись автора: "Деревня Безруково. Такие домики сохранялись в деревнях нашего края до 1960-х годов. Из фондов МКУК "Пижанский краеведческий музей".

 

Святыни Вятской земли: святые образа

… Общевятской святыней был образ Архистратига Михаила на камне, обретенный во время пахоты близ с.Курино. В 1675 году Владыка Иона благословил создание Михайло-Архангельского монастыря.
Вятчане также почитали образ Спаса Нерукотворного в г.Орлове, явленный на дереве в 6-ти верстах от города. Епископ Иона благословил создать в Орлове обитель в честь образа, во время путешествия по епархии освятил выбранное под монастырь место и стал первым вкладчиком в новоучрежденную обитель.
Раифская икона Богородицы была пожертвована на Вятку Государем Феодором Иоанновичем и прославилась своим чудесным заступничеством в Смутное время. Позднее здесь была построена Раифская пустынь (на этом месте сейчас находится с.Пышак Юрьянского района). Историк и архивист В.И.Шабалин (1867-1923) в своей рукописи о вятской духовной истории утверждает: пустынь была основана Владыкой Вятским и Великопермским Ионой (Барановым) около 1691 года.
Особое место в истории Вятской земли занимает Тихвинская икона Божией Матери, которая спасла не только Тихвинскую обитель от нашествия шведов в Смутное время, но издавна считалась покровительницей всего северо-востока России.
После епископского рукоположения Владыка Иона привез с собой из Тихвина в Хлынов список с Тихвинской иконы. И не просто привез, но соделал Тихвинский образ Богородицы духовным событием вятской истории.
Находилась Тихвинская икона в вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. Интересно утверждение советских и музейных работников, составлявших опись при закрытии собора в середине 1930-х годов: «по преданию, писана архиепископом Ионою» (говорится об этом и в других источниках).
Икона стала одной из главных местных православных святынь. В 1844 году протоиерей Иоанн Куртеев из г.Слободского назвал Тихвинскую икону «с особым усердием чествуемой и поныне, - и сообщал, что «ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов» (следовательно, она написана в 1676 году).
Во время общеепархиальных крестных ходов Тихвинскую икону Божией Матери присоединяли к Великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, что, бесспорно, способствовало росту ее почитания.

Очерки истории Вятской епархии (1657-2007) – Киров 2007 г., с.73-75

 

Вятский фольклор. Малмыжский вариант истории о «лыковом колоколе»



Колоколо с церквы упало.
- Вань, оно, поди, три аршина в землю ушло.
- А кто его знат! Будём копать!
Три аршина копали, а колокола нет:
- Э-э-э, Вань, дураки мы с тобой какие! Мучилися, старалися, три аршина землю копали. А колоколо-то вона – на крапивинке висело!

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.105

 

Вятские слова и выражения. Что значит взмурявкать?

Взмурявкать, сов. Замычать громко (о корове). Корова поштёте-то взмурявкала. Глень, все ли ладно у её?


Г.С.Смирнова. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.43. Фото из нашего архива

 

25 января 1960 - день закрытия ГУЛАГа. Влияние гулаговской империи на культуру и быт советского общества

Мы до сих пор еще не осознали колоссального влияния гулаговской империи на все стороны жизни нашего общества: быт, культуру, речь, политическую деятельность. Взаимопроникновение шло всегда в советские годы, но в 50е годы лагерная субкультура, созданная за 4 десятилетия, выплеснулась широко за лагерную колючку и проникла во все без исключения социальные слои и группы советского общества: от элиты до самого низа. «Интеллигенция поет блатные песни, поет она не песни Красной Пресни» - метко уверял Е.Евтушенко в начале 60-х годов. Привычки и навыки миллионов сформировались под гулаговской сенью, причем многие люди и не подозревали откуда взяли это влияние. Опосредованно Гулаг повлиял на все стороны жизни страны: экономику, политику, идеологию и быт, жизненную философию всех без исключения советских людей.
Полстраны, весело и беззаботно фрондируя в оттепельные годы, повторяли вслед за В.Высоцким, радуясь непонятному сочетанию слов и не особенно вникая в смысл фени: «Свой человек я был у скокарей, свой человек у щипачей; и гражданин начальник Токарев из-за меня не спал ночей». Мода на лагерный душок, романтику – в повадках, одежде, общении - продолжалась в 60е годы в советском культурном многообразном подражания под блатное, создаваемая часто людьми талантливыми и не нюхавшими лагерей. Оттепель, внезапно выпустившая на волю сотни тысяч людей, привязала мертвым узлом к лагерной субкультуре все общество.

Виктор Бердинских. Вятлаг – Киров 1998 г., с.9

На фото: Вятлаг - один из лагерей империи ГУЛАГ. Фото нашли в открытых источниках

 

Эпоха - газетной строкой. Елка для учащихся (1900 год)

Село Игра Елабужского уезда. Вечером 2 января, в помещении местного земского училища, на средства местного священника, при участии местной интеллигенции, была устроена елка для учащихся. Здание училищное, освещенное и убранное венками, было заполнено учащимися детьми, как из местного земского, так и из соседних школ прихода (не менее 150 учащихся). Несмотря на то, что приход Игринский почти сплошь состоит из вотяков, однако последние не преминули придти. К сожалению, за недостаточностью помещения, все пришедшие не могли поместиться.
Детский праздник начался пением детьми народного гимна; затем были показаны туманные картины из Русской истории (Наполеон и Суворов). Ученики читали наизусть стихотворения. Празднество закончилось духовными хоровыми песнями и раздачи детям наград.

Вятская газета - 1900 год № 5

На фото: Рождественская ель для учащихся в царской Росссии. Фото из открытых источников

 

С архивной полки. Два преступления в одном месте с разницей в 67 лет

Сбыт фальшивой серебряной монеты. 20 июля {1888 года} Орловского уезда в селе Верхошижемском крестьянин починка Талого Ключа Игнатий Безденежных сбывал сидельцу питейного заведения фальшивые монеты 15-копеечного достоинства. Виновный привлечен к ответственности.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.72

Народный суд Верхошижемского района на открытом судебном заседании рассмотрел уголовное дело Тарасова Н.И. и Кокорина Н.И. Тарасов Н.И., не имея постоянного места работы и жительства, и К.ИН, ранее работавший в колхозе «Красное знамя», вступили в преступную связь, договорились и в ночь с 28 на 29 июня решили совершить хищение ценностей из магазина № 5 Верхошижемского сельпо, расположенного в деревне Пунгино. Благодаря находчивости сторожа магазина А.А.Колотовой воры были задержаны на месте преступления.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета ССССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» народный суд подверг Тарасова и Кокоринова заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 15 лет каждого.

За воровство – 15 лет заключения // Путь к коммунизму 1955 г. № 65

Оба преступления были связаны с торговыми заведениями. В первый раз, в 1888 году, хитрый крестьянин пытался обмануть продавца с помощью фальшивой монеты, а в 1955 году два вора решили "ломануть" колхозный магазин, но им не повезло - еще действовало сталинское законодательство. Уже в 1960-е годы срок за кражу со взломом был снижен до 5 лет. Помните, как герой Вицына в известном фильме читает Уголовный кодекс? - "Кража со взломом... До 5 лет". Кстати, крестьянин-фальшивомонетчик тоже получил немало - по законам того времени ему грозило 10-12 лет каторги.

На фото: продмаг в Верхошижемье на ул. Кирова и первый состав продавцов, которые работали сразу после открытия. Слева направо: Капа Колесникова, Валентина Малкова, Лидия Душкина, Галина Шишкина. 1980-е. Фото из архива Лидии Ивановны Душкиной. Источник: Мой Верхошижемский район

 

Вятские деревни в прошлом и настоящем: Бздюли

… Деревня казенная Мамоновская (Бздюли).
1859-1873 – деревня казенная Мамоновская (Бздюли) при речке Чахловице по правую сторону Кукарской дороги в 1 сторону Вятского уезда (из города Вятки на г.Яранск) (7 дворов, 53 человек).
1926 – деревня Бздюли, Мамоновский Шалаевского сельского совета Вятской волости Вятского уезда (по переписи населения – 12 хозяйств, 62 человека).
1939 – деревня Бздюди Шалаевского сельского совета Кировского района (по переписи населения).
1959 – деревня Бздюди Пасеговского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения).
1970 – деревня Бздюди Дороничского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения).
1970 – деревня Бздюди Дороничского сельского совета Ленинского района г.Кирова.
1989 – деревня Бздюди Дороничского сельского совета Ленинского района г.Кирова (по переписи населения – 3 человека).
2005 – деревня Бздюди Дороничского сельского округа Ленинского района ГО «город Киров» (по данным администрации города Киров).
2008 - деревня Бздюди Ленинского района ГО «город Киров» (по переписи населения – без жителей).
2015 - деревня Бздюди Ленинского района ГО «город Киров» (по реестру).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.724

 

Эпоха - газетной строкой. Разбой на большой дороге

Макарьевская волость Вятского уезда. С последней недели вел поста на проселочной дороге, ведущей от города Вятки в село Бобино, появились хулиганы грабители. Пешие, идущие от села Макарья лесом, за последние дни особенно часто подвергаются нападениям. Так 27 апреля было несколько случаев, когда у крестьян мужчин и женщин, возвращавшихся с «дешевки» из Вятки, были отобраны все покупки. Некоторые крестьяне даже были избиты и осниманы. Из числа пострадавших в разное время есть лица не только ограбленные, но и избитые кольями настолько сильно, что они до сих пор не могут оправиться. Теперь за этим лесом среди крестьян упрочилась молва, что там разбойники, и крестьяне считают за лучшее обходить его через завод Талицу и через ряд окрестных деревень, делая для этого лишние 6-7 верст.

Вятская речь - 1910 год № 92

На фото: фото из киносказки "Морозко". Когда-то и в лесах между Макарьем и Бобино сидели в засаде такие же "лихие ребята". Это, кстати, наколочка и для кладоискателей - может в этих местах, в лесах и полях, до сих пор хранятся в земле спрятанные ими клады...

 

С архивной полки. Хроника несчастных случаев Вятской губернии: самоубийства (1888 год)

15 мая Глазовского уезда в починке Верхне-Парзинском крестьянка Аксиния Поздеева вследствие жестокого с ней обращения семейных утопилась в пруде при своем починке.

15 мая Орловского уезда в деревне Пискуновской крестьянская вдова Агафия Косолапова в припадке умопомешательства удавилась.

17 мая Сарапульского уезда в починке Киянке солдатка Анна Глухих отравилась раствором фосфорных спичек. Причина самоубийства отнесена по поводу беременности без мужа, находящегося в военной службе.

28 мая Орловского уезда в починке Еежевском отст рядовой Алексей Лузянин, страдая умопомешательством, удавился.

28 мая Сарапульского уезда в Ижевском заводе слободской мещанин Константин Пермяков в припадке белой горячки, произошедшей от сильного пьянства, удавился.

29 мая в городе Вятке одно лицо покушалось на самоубийство, но покушение было усмотрено и остановлено. Причина покушения нетрезвая жизнь.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.49


 

К 650-летию города Вятка/Киров. Бытовое благоустройство города Вятки в начале XX века

Общее благоустройство. Город Вятка занимает местность неровную, разрезанную глубоким оврагом на две почти равные части северную и южную протяжением 73 ½ версты. Очистка мостовых и тротуаров лежит на обязанности домовладельцев. Тротуары деревянные, очень непрочны и недолговечны, почему часто ремонтируются или заменяются новыми…Перед домами с наружной стороны тротуары, равно как и по сторонам площадей все более и более рассаживаются деревья –тополя, липы, березы и проч. Рынков в городе 3. Площадей 4…. На верхнем рынке городская управа выстроила длинный крытый мясной ряд, поставлены десятичные весы под крышей, вымостила прилегающую часть площади и устроила широкие удобные тротуары… Вывозом нечистот занимаются крестьяне… Питьевой водой жители города пользуются из реки Вятки, с колодцев и из городского водопровода. Последний открыт 14 февраля сего года. Получаемая с водопровода вода прекрасна и вполне годная для употребления… Открытие водопровода и неуклонное расширение его сети имеет несомненно высокое санитарное значение….

Составлено 28 июня 1901 г. и.д. помощника врачебного инспектора П.Дементьевым. ЦГАКО ф.574 оп.2 д.368 лл.63-64

Водопровод. Водопровод в Вятке открыт в 1900 г.; долго его пришлось ожидать, за то вода оказалась превосходною. В последнее время в городе устроено электрическое освещение. Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

Электрофикация. 6 декабря в городе Вятке было редкое торжество освящения городской электростанции и открытия ее действия. В обширном, красивом каменном здании электростанции, находящейся рядом с городской Управой, на углу Спасской и Владимирской улиц, к 4 часам вечера прибыли г. начальник губернии, гласные Городской Думы, члены губернского земского собрания, представители ведомств, начальники учебных заведений г.Вятки и много других почетных гостей. Ровно в 4 ч. в помещение станции прибыли Его Преосвященство, Преосвященный Никон и Преосвященный Варсонофий и тотчас же началось торжественное благодарственное Господу Богу молебствие. Пред началом молебствия Преосвященный Никон обратился к присутствующим с речью, в которой приглашал всех возблагодарить Бога за его благость к людям, явленной в даров им все новых и новых благ, к числу которых относится и электричество, эта дивная сила, источник света, тепла и движения, превосходящая по своему значению для жизни человека все доселе известные ему силы природы.
Когда совершен был чин освящения воды, Владыка сам обошел все помещения станции, окропляя самое помещение и все находящиеся в нем предметы святой водой. По окончании молебствия на углу здания станции, с наружной стороны, был зажжен великолепнейший вензель из разноцветных электрических лампочек,при чем оркестр духовой музыки, при громадном стечении народа, исполнил национальный гимн. Вслед за тем все присутствующие на молебствии перешли в помещение городской Управы, где им был предложен чай.
В настоящее время в Вятке освещено электричеством 6 главных улиц города: Спасская, Московская, Преображенская, Николаевская, Владимирская и Казанская, некоторые правительственные учреждения, многие магазины и частные дома. Из учреждений духовного ведомства электричеством освещены духовная Консистория, епархиальная библиотека-читальня (освещение устроил на свои средства член-казначей библиотеки В.М.Тихоницкий) и Епархиальное женское училище. Наблюдая в настоящее время электрическое освещение в Епархиальном училище, освещение, безопасное в пожарном отношении, весьма полезное в отношении гигиеническом, как не дающее ни малейшей копоти, ни нагревающее воздух и приятное для глаз, нельзя не высказать пожелания, чтобы такое же освещение было введено и в других 2 духовно-училищных заведениях города Вятки: духовной семинарии и духовном училище. Вятские епархиальные ведомости - 1904 г. № 24

Электричеством в городе Вятке освещались главные улицы при посредстве 348 лампочек, в общественных и частных зданиях находится до 1228 лампочек разной силы и для подачи электроэнергии, как рабочей силы, установлено 8 моторов. Отпущено было электроэнергии на 90734 р.11 коп., а на содержание станции израсходовано 75759 р. 6 коп. Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г., с.43

Костры на улицах для городовых. Полиция разрешила в ночное время городовым разжигать на своих постах костры, которые 1 января и горели на углах, что против магазинов Кардакова и Клобукова, на Спасской улице. Первые огни на наших улицах обывателями были признаны за пожар тротуаров, но очевидность показала другое: у огней грелись городовые и извозчики. К греющимся от поры до времени подходили и прохожие. На днях будут зажигаться огни и на других постах. Дров для разжигания костров пока городовым еще не отпущено, но они надеются их получить от городской управы в самом непродолжительном времени. Вятская речь – 1912 г. № 2

Телефонизация города. К 1915 году городская телефонная сеть насчитывала 569 абонементов. В 1914 году в Вятке был издан первый телефонный справочник, где были указаны все абонементы - как частные лица, так и организации. В газетной заметке 1917 года встретилось как-то упоминание, что в городе Вятке насчитывается около тысячи телефонных абонентов.

На фото: сеть телеграфных (телефонных?) проводов в дореволюционной Вятке; электрическая станция; городская водокачка.

 

С архивной полки. Крестьянские хозяйства по сельскохозяйственной переписи 1917 года

Деревня Бакули Вятского уезда. Хозяйство Михаила Васильевича Бакулева

Бакулев Михаил Васильев, хозяин 25 лет - отсутствует 20 месяцев.
Брат 18 лет, неграмотный
Сын 3 лет.
Мать 57 лет, неграмотная.
Жена 25 лет, неграмотная.
Внучка 1/12 года.
Наем: жнитво и уборка: 2 мужчин, 20 женщин пеших, 3 подростков
Молотьба: 1 мужчина и 20 женщин пеших
1 лошадь
2 коровы
1 бычок
Земля 6,0 десятин

ЦГАКО ф.574 оп.13 д. 954 лл.7-7 об.

Можно ли было назвать это хозяйство зажиточным? Скорее всего так. Оно имело 6 десятин земли, что было немало по тем временам и имело возможность найма больше 20 работников, включая подростков...

 

С архивной полки. Устаревшие должности: "билетный писарь"

В метрической книге села Красноярского Уржумского уезда за 1889 год есть запись о браке от 22 января запасного рядового Иродиона Семеновича Агафонцева с крестьянской дочерью из деревни Багаево Лебяжской волости Феклой Филимоновной Агафонцевой. Очень интересна написана профессия ее отца - "дочь отставного билетного писаря Филимона Ильина Сиялова".
К сожалению, в каких-либо источниках что-то узнать об этой редкой должности не удалось. Можно только предположить, что билетный писарь имел отношение к военной службе, т.к. солдаты в ту пору тоже назывались "билетными" - уходили в запас с "красным билетом". Так как Иродион Семенович Агафонцев был бывшим солдатом, нет ничего удивительного, что и в жены он взял дочь бывшего военного - отставного билетного писаря...

ЦГАКО ф.237 оп.226 д.253 лл.862 об.-863

На фото: работа военных писарей в годы Первой мировой войны

 

История телеграфной связи в Вятской губернии

Телеграф как наиболее скоростное, а потому и более дорогое средство передачи информации на расстояние был введен в Вятской губернии во второй половине 19 века. Естественно, что в первую очередь телеграф появился в губернской столице: в 1862 году была установлена телеграфная связь Вятки с Санкт-Петербургом и Москвой, с центрами других губерний России. Первоначально телеграф использовался как более всего как линия административной связи: для передачи распоряжений, циркуляров, другой важнейшей информации. Телеграф стал сразу и широко применяться губернской полицией, а также органами надзора и сыска всей империи. Высокоскоростная, по сравнению с обычным почтовым сообщением, телеграфная связь, установленная между Вяткой и Казанью, сыграла не последнюю роль в раскрытии так называемого «Казанского заговора» 1863 года. Организатором «заговора»-восстания явилось Волжское отделение «Земли и Воли» с центром в Казанском университете. В аресте двух курьеров восстания – Ивана Орлова и Михаила Шулятикова (сына глазовского мещанина) - телеграф сыграл главную роль, намного опередив передвигавшихся по Казанскому тракту студентов. Отслеживаемые полицией из Казани посланцы организаторов восстания еще только направились в Вятскую губернию, а казанская губерния уже телеграфировала о них в Вятку. Вятский губернатор, предвосхищая их появление в губернии, дал секретное телеграфное же предписание вятским уездным исправникам провести «разведывание, не появились ли где возмутительные воззвания». Полиция, таким образом, опередила революционеров благодаря скоростной телеграфной связи. Это позволило задержать одного из «заговорщиков» - Михаила Шулятикова, остановившегося по прибытии в Глазове, - уже на седьмой день их деятельности по распространению воззваний и прокламаций.

Вслед за губернской и уездными администрациями в 70-е годы 19 века телеграфными коммуникациями были соединены все важнейшие экономические центры губернии, в первую очередь заводы. Для частного пользования телеграф в уездах губернии был открыт с 1 февраля 1899 года. Это была телеграфная связь, установленная по всей линии Пермско-Котласской железной дороги.

История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов 2002 г., с.71-72На фото: фрагмент экспозиции, посвященной событиям 1917 года в Вятской губернии, в Музейно-выставочном центре "Диорама". На ней можно увидеть дореволюционный телеграфный аппарат, который связывал Вятку с внешним миром - и с Москвой, и с Санкт-Петербургом, и другими городами России. Также телеграфная связь имелась и в уездных городах Вятской губернии

 

Истоки. О переселении крестьян внутри Вятской губернии: починовцы

…Сильное колонизационное течение в Яранский уезд направлялось в XIX век, из других уездов Вятской губернии, главным образом из Котельничского уезда. Эти позднейшие переселенцы не слились еще с прежними жителями уезда, и известны под именем починовцев.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

Примечание. Если великий этнограф прав, то генеалогически многие корни яранских крестьян нужно искать в Котельничском уезде...

Репродукция картины Сергея Иванова. Переселенцы

 

Исчезнувшие храмы Вятского края. Вознесенская церковь села Вотское (Лебяжский район)

Деревянная Вознесенская церковь была построена в 1900 году. Приход был выделен из деревень соседнего прихода села Петровского. Здесь издано жило очень много старообрядцев, поэтому создание церковного прихода считалось очень нужным делом для того времени. Церковь исправно служила людям почти 40 лет, неся в народную массу свет веры, просвещения и культуры. В 1939 году она была закрыта, а позднее разрушена. На ее месте был построен интернат для школьников (на втором фото). Потом и интернат сгорел, после на его месте, с использованием фундамента церкви, построили новое здание, в нем размещалась библиотека.
Несколько лет назад установили поклонный крест с памятной табличкой об утраченной церкви (третье фото).
Теперь в этом здание разместился единственный в селе магазин (четвертое фото).
С право от здания стоит покосившийся сарайчик. Этот сарайчик - бывшая часовня, ровесница церкви. Имеет характерную округлую форму, купольную крышу. В основном часовня использовалась как место ожидания отпевания покойными, т.е. умерших, в ту пору, держали не в доме, а располагали в этой пристройке.
После того, как церковь разобрали, в этом пристрое организовали место хранения спортинвентаря школы, лыжи, мячи, обручи и прочее. После закрытия школы и библиотеке и размещения магазина, пристройки использовали как склад магазина. Теперь пристрой просто доживает, медленно разваливается. И очень жаль, ведь это, можно сказать, исторический памятник, одна из редких сохранившихся деревянных часовен. Ему больше ста лет...

Последние два фото и пояснения предоставлены читателем группы. Спасибо ему большое!

 

Село Рождественское Яранского уезда. Рождественская церковь

В клировых ведомостях церквей за 1825 год о селе написано: «Село Шошминское, Рождественское, Андреюшково, Белое село тож. Оная церковь Рождества Богородицы в таком виде: готической архитектуры, крыша железная, пол кирпичный. Обнесена каменной оградою, подле коею другая, деревянная, где погребаются умершие. Прихожане ясашные русские крестьяне и часть небольшая черемисов-новокрещан..."

 

Вятские деревни: Актыгашево

Актыгашево. Село, расположенное на территории Савиновского сельского совета. До 1905 года деревня. Прежнее название деревни Апсезь (Опсесь) по реке, что протекает по селу. После учреждения прихода, по построении в Актыгашево церкви в честь святителя Сергия Радонежского деревня стала селом. Название свое село получило от имени собственного. Актыгаш – один из марийских князей низшего ранга в тополегенде уржумских мари.
Ф.И.Гордеев, автор «Этимологического языка марийского языка» (Йошкар-Ола 1979) дает такой перевод имени Актыгаш – «заимствовано из татарского языка: ак «белый» плюс тыгаш (туга наш).

Уржумская старина № 1 1991 г., с.6

Первое фото - единственный снимок Сергиевской церкви села Актыгашево.
Второе фото было сделано в 2000е годы.

 

Вятские села: Бахта

До 1615 г – погост Бахтинский (впервые упоминается в архивных списках населенных мест 1615 года)
1629 - погост Бахтинский (в писцовых книгах - погост с трехпрестольной деревянной церковью, 18 дворов, 61 человек)
… - Село Троицкое.
До 1764 г. - с.Бахта (упоминаются жители с.Бахта - отец и сын Колобовы).
1789 г. – с.Бахта (с этого времени числится как волостной центр).
1859-1873 – село казенное Бахта (Барановский) при речке Чахловице по Московскому тракту в 1 стане Вятского уезда (из г.Вятки на г.Орлов) (18 дворов, 107 человек).
1914 – с.Бахта Вятского уезда.
1926 – с. Бахта, Троицкое Бахтинского сельского совета Вятской волости Вятского уезда (по переписи населения – 58 хозяйств, 224 человека).
1939 - с.Бахта Бахтинского сельского совета Кировского района (по переписи населения).
1959 – с.Бахта Бахтинского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения).
1989 – с.Бахта Бахтинского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения – 1825 человек).
1993 – с. Бахта Бахтинского сельского совета Октябрьского района г.Киров (вошло в административное подчинение Октябрьского района г.Киров).
2005 – с.Бахта Бахтинского сельского округа Октябрьского района ГО «Город Киров» (по данным администрации сельского округа)
2008 - с.Бахта Октябрьского района ГО «Город Киров».
2010 – с. Бахта Октябрьского района ГО «Город Киров» (по переписи населения - 2100 человек)
2015 – с.Бахта – (по реестру).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.723

На фото: село Бахта в наши дни

 

ПЕРЕСМАТРИВАЯ АРХИВЫ. Давно это было. На фотографии представлены делегаты от Халтуринской районной организации ВЛКСМ на XIX - ой областной комсомольской организации. Гор. Киров, 8 декабря 1975 года. У гостиницы “Вятка”.

В первом ряду (слева направо): фамилию первой девушки не помню, О. Русакова, С. Варзегова; второй ряд: Л. Новосёлов, В. Романов, Л. Васенина (Л. Коршунова), Л. Сорокожердьев

Фото и текст Леонида Сорокожердьева

 

Памятные даты. К 120-летию начала Русско-Японской войны



1904 г. февраль. В Вятском общественном собрании собравшиеся члены постановили подвергнуть к стопам Его Императорского Величества чувства беспредельной преданности и искренних пожеланий о даровании успеха русскому оружию.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.148

На фото: отрывок из обращения в "Вятских губернских ведомостях" 1904 года

 

Из истории населенных мест Вятского края. Новая жизнь Верхошижемья....

Совсем недавно организовался Верхошижемский район. А уже видны хорошие перемены. Возьмем к примеру село Верхошижемье. Здесь уже появились новые улицы: Юбилейная, Больничная, на которых заложены и строятся 17 двухквартирных жилых домов. В них скоро справят новоселье специалисты сельского хозяйства.
Заканчивается составляться генеральный план нового Верхошижемья. По этому плану в районе старой ветлечебницы создается новый поселок, где будет построен Дом Советов, кинотеатр, комбинат бытового обслуживания, гостиница, 3 дома по 16 квартир. Слева от дороги, на въезде в село, создается производственная база «Сельхозтехника», машинно-мелиоративной станции, маслозавода…

Е.Кузнецов, главный инженер-строитель Верхошижемского управления сельского хозяйства // Верхошижемские новостройки – Искра (Оричи) 1967 г. № 58

На фото: поселок Верхошижемье в советское время. Источник: сайты sobory.ru и "Родная Вятка". И в наши дни...

 

С архивной полки. Статистика грамотности по средней вятской деревне на 1917 год

Деревня Сазановская Лебяжской волости Уржумского уезда

Грамотных молодых людей до 25 лет 28

Грамотных старше 30 лет -1

Грамотных старше 40 - 1

Неграмотной молодежи до 40 лет - 6

Малограмотный 1, старше 40 лет

Все старики и почти все взрослые женщины неграмотные

Грамотных девиц до 25 лет 10

Старше 25 - 1

Грамотных женщин старше 40 лет - 2

Старше 70 - 1

Подростки малограмотные - 2

Всего молодых людей от 10 до 40 лет 30

Молодых женщин - 37

ЦГАКО ф.574 оп.18 д.906 (сельскохозяйственная перепись 1917 года)

На скане: одна из карточек переписи по этой деревне. По ней в хозяйстве Петра Матвеевича Сазанова грамотными обозначены сам хозяин 38 лет и его 12-летняя дочь. Хозяйка 36 лет, дочь 9 лет и нянька 70 лет неграмотные. По карточке можно заметить также, что хозяйство нанимало на разные работы больше 20 работниц-женщин. Хозяйство держало 1 лошадь, 1 корову, выращивало хмель, лен, держало пчел... ЦГАКО ф.574 оп.18 д.952 л.2

 

Эпоха - газетной строкой. Детские сады города Вятки

Гулянье. Сегодня, 30 июля, в детском саду имени Жуковского будет устроено «грандиозное веселое гуляние» для детей и взрослых. Для первых начало гуляния в 4 часа, для вторых – в 6 вечера. Сбор с гулянья поступает в пользу недостаточных молодых людей, окончивших в настоящем году Вятскую мужскую гимназию и едущих для продолжения образования в высшие учебные заведения. На сцене пойдет комедия-шутка, в 3 действиях А.Нейдгарта и А.Энгеля «Тетенькин хвостик». Начало спектакля в 9 часов вечера. По окончании спектакля будут танцы. За вход в сад дети платят 10 копеек, взрослые – 25 копеек. Все, взявшие билет, пользуются правом на бесплатный билет при игре в счастье. В случае ненастной погоды гулянье переносится на следующий день.

Вятский вестник – 1909 г. № 158

На снимке работы С.А.Лобовикова, запечатлелся, предположительно тот самый сад Жуковского и одно из подобных гуляний
Источник: Источник:https://www.culture.ru/events/737796/vystavka-zdes-ne..

 

Вятские деревни в писцовых книгах XVII века. Первые упоминания

Деревня Лютого. Во дворе: Симонко Козмин; во дворе: Тренка Кузмин; во дворе: Ивашко Хроброво; во дворе: Ивашко Киселев. Пашни паханые добрые земли 10 четвертей да перелогом 5 четвертей; сена по двором в наволоке 60 копен; лесу пашенного 2 десятины, а в ней в живущих выть без полутрети выти, а впусте треть и полтрети выти.

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда

Речь идет, видимо, об этой деревне https://rodnaya-vyatka.ru/places/56126

Значения приведенных слов

Выть — участок земли, иногда и реки или озера со всеми или некоторыми угодьями.

Наволок - сенокосный луг.

Перелог - возделывавшийся ранее участок земли, оставленный без обработки в течение нескольких лет и заросший дикой растительностью.

Треть. Количество земли, на которое приходилось высевать треть меры зернового хлеба

Че́тверть — в старинной русской системе мер мера площади пахотных земель, на которую делилась соха. Определялась как 0,5 десятины. Количество земли, на которое приходилось высевать четверть меры зернового хлеба


Назад к списку