- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 15-28

С архивной полки. Торговля в Котельничском уезде в XIX веке



В селе Гостевском 26 ноября в день святого Георгия привоз товаров простирается на сумму 18850 рублей. Сбыт на 8730 рублей, в том числе хлеба обделанного из зерен привезено на 1000 рублей, продано на 850 рублей. Скота приведено на 300 рублей, продано на 200 рублей. Масла ленного привезено на 700 рублей, продано на 600 рублей. Рыбы привезено на 700 рублей. Продано на 550 рублей. Соли привезено на 600 рублей, продано наа 100 рублей. Табаку привезено на 300 рублей. Продано на 100 рублей. Льну привезено на 2500 рублей, продано на 2300 рублей. Ленного семени привезено на 1500 рублей. Продано на 1300 рублей. Сала привезено на 150 рублей, продано на 110 рублей. Кожи и коневодческих изделий привезено на 1500 рублей, продано на 1000 рублей. Масла коровьего привезено на 700 рублей, продано на 650 рублей. Красного товара привезено на 8800 рублей, продано на 800 рублей и разных необходимых для хозяйства принадлежностей привезено на 100 рублей, продано на 80 рублей серебром.

Статистические сведения за 1862 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл.88-88 об.

На фото: Алексеевская ярмарка в городе Котельниче в старину

 

Истории из старых газет. "Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи. их разносят по умам, их разносят по умам..."


 

Мимоходом. В справочное бюро дома крестьянина пришли три крестьянина.
- Товарищ милейший! – обратились они к юристконсульту, - скажи-ка нам вот что: - правда ли, что хлеб у мужиков скупается по высокой цене и отправляется в Америку?
- Ничего подобного, граждане
- Вот оно что! Эк какой-то чорт надоумился набрехать, а то у нас в Котельническом уезде и в правду это думают, что хлеб в Америку закупается.
Ну и народ – пустомели. От этого видно, он и вздорожал. Рабочий

Вятская правда - 1926 г. № 3

 

Народы Вятского края: татары



Татары, проживающие на территории нашей области (а их насчитывается 46 тысяч человек), будут представлены на втором Всемирном конгрессе татар, который пройдет в конце августа в Казани. Недавно в пунктах компактного проживания лиц этой национальности в Малмыжском и Вятскополянском районах прошли собрания по выдвижению делегатов на конгресс. Ими стали глава Малмыжского района Нурзада Нафикович Юнусов и заведующий отделом татарской национальной культуры Вятскополянского района Альмира Шатовна Солодянкина.

Кировская правда - 1997 № 108

На фото: татарские домики в Малмыже и Вятских Полянах легко можно отличить от русских по характерному окрасу в зеленый и синий цвет, а также по наличникам окон...

 

На дальней станции сойду,

Трава по пояс,
И хорошо с былым наедине
Бродить в полях ничем,
Ничем не беспокоясь
По васильковой синей тишине...

С фотокамерой по Вятскому краю. Железнодорожная станция Ардаши Кировской области. Фото 2014 года

 

Из истории города Вятки/Кирова: Кукарская и Спенчинская улицы


 

Среди улиц центральной части города есть и такие, которые, ничем особенно не отличаясь, одним своим существованием напоминают о давних или даже не очень давних, но тоже уже ставших историей города. Среди них и Кукарская улица. Проложенная по плану 1812 года, в начале своем она обратилась к Хлебной площади, а на западе, за Вспольем, уперлась в овраг у деревни Соловьевской. С чего бы это называться ей Кукарской?
Вспомним, что одним из устойчивых признаков, по которым давали имя улице, было название местности или даже населенного пункта, в которую вела начинавшаяся улицей дорога. Но ведь Кукарская улица не начинала дорога, а кончалась тупиком. В Вятке 19 века были и другие подобные примеры. Вот, например, Спенчинская улица. По новому плану так называли сначала улицу Карла Маркса, потом Карла Ликнехта. Ни одна из них в Спенынский стан не вела, но и по той, и по другой можно было выйти на дорогу, если уже за гласисом принять влево и отклониться к западу. Название это было не вполне корректно, и продержалось недолго; вскоре улицу называли уже Владимирской. Однако привычное «»Спенчинская» (так называлась одна из улиц еще средневековой Вятки) вятичи забывать не желали и называли так соседнюю улицу.
На старых планах города Вятки в самой вершине Засорного оврага показано начало оврага, идущей в юго-западном направлении через Соловьевскую деревню, последние дома которой можно было увидеть всего несколько лет назад. Называлась дорога то дорогой в Яранск, а то дорогой в Кукарскую слободу; на планах 1924 года она названа Советским трактом. Пройдя по городу Кукарской улицей, а затем обогнув Соловьевский овраг по его левому берегу, можно было выйти на Кукарскую дорогу. Название слободы Кукарки и стало названием сначала дороги, а затем и улицы. Как и в случае со Спенчинской, дорога не была прямым названием улицы.

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с..82-83

На фото: одна из улиц старинной Вятки. Фотографии улиц Спенчинской и Кукарской, увы, не дошли до нас. Видимо, маленькие улицы не считалось нужным фотографировать...

 

Из истории города Котельнича. Алексеевская ярмарка в советские годы


В 1927 году в журнале «Огонек» № 20 помещена фотография нашего земляка А.В.Скурихина с подписью «Ярмарка в Котельниче». В тексте сказано: «Двухнедельная ярмарка в Котельниче Вятской губернии в этом году прошла оживленно. Отсутствие квартир и торговых помещений в уничтоженном огнем в прошлом году городе снизило до некоторой степени оборот ярмарки. Вместо старого торгового оборота, характерного для ярмарок царского времени, эта ярмарка стала показателем достижений кооперации и сельского хозяйства уезда. Вместо поделок английских купцов, выжимающих соки из крестьян, при Советах обратилась в государственную житницу, склад сельхозмашин». Под фотографией напечатано: «На снимке Котельнич в дни ярмарки. Восстановленный Гостиный двор. Вдали видны обгоревшие развалины».
Эта публикация – одна из последних сообщений об Алексеевской ярмарке в конце двадцатых годов.
В 1930 году ярмарки в СССР были упразднены, но в Котельниче ярмарка в довоенные годы проводилась ежегодно, как ярмарка местного значения, хотя Гостиный двор был уже закрыт. В послевоенные годы ярмарка в Котельниче еще проводилась во второй половине марта. Наряду с торговлей проходили и увеселительные мероприятия. Но постепенно время проведения ярмарки сокращается, потом она перестала проводиться вообще, так как все меньше крестьян привозило свои товары для продажи.

Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1994 г., с.28

Источник рисунка: http://www.kotelnich-kv.ru/?p=11506&utm_source=fe..

 

Тайны купеческих особняков Слободского

Летом 1982 года рабочий-строитель Н.А.Филатов при прокладке траншеи для коммуникаций на улице Деришева в городе Слободском наткнулся на клад – более 4 тысяч серебряных монет. Они пролежали в земле довольно долго и сильно окислились. Годом раньше был обнаружен и сдан государству клад серебряных монет в селе Ильинском под Слободским.
Узнать обо всем, что было найдено когда-либо в Слободском, совершенно невозможно. Некоторые о ценных находках не признаются. Пройдет слух по городу, что кто-то, где-то, чего-то нашел, и все стихает.
Говорят, что сегодняшние бизнесмены, покупая старинный дом, первым делом идут в подвал, откачивают воду и начинают копать. Что они там находят, покрыто мраком, но, говорят, что сразу же после углубления подвала дела у предпринимателя начинают идти значительно успешнее. По закону, все, что находится в недрах нашей земли, - должно принадлежать государству. Но большинство коммерсантов живет по другому принципу: сколько у государства не бери – все равно свое не вернешь!

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.161

 

По следам семейных родословных. Литвиненко

Литвиненко Василий Васильевич. Родился 19 декабря 1907 г по старому стилю в селе Майданецком (Уманский уезд, Черкасская губерния) в семье нежинского мещанина Василия Корниловича Литвиненко и его законной жены Евдокии Ивановны (в девичестве Жежера). В Киров переехал либо в войну, либо после. На фотографии 1946 года его дочери Людмила и Валентина. Известно, что Валентина Васильевна в замужестве была Тарасова, проживала на Октябрьском проспекте, 94.
Далее следы теряются. Если найдутся их потомки, было бы замечательно.

Предоставлено Ириной Шаровой

 

Исчезнувшие вятские деревни: Шиховы (Верхошижемский район)

Деревня Шиховы находилась юго-западне Верхолипово, между селом и деревней Чижи, на старой дороге через Кишкиль на Сорвижи. Основано селение было около 1730 года Дмитрием Агафоновым Шиховым, перешедшим из деревни Гурины. В Ревизской сказке за 1746 год есть запись по починку Шиховскому «вновь росчистном починке Шиховском… перешед ис починка Бакулинского Дмитрей Агафонов Шихов… умре в 737-м году. У него сын Федор … 60 лет. У Федора дети Василей… 18 лет, Сила… отдан в рекруты в 733 году. Нефед… 28 лет, у него Нефеда сын Осип… 3 года».
В 1724 году Дмитрей Агафонов Шиов числился жителем починка Бакулинского (д.Гурины).
В 1762 году починок состоял из четырех дворов:
1. Сава Тимофеев Семеновых, 34 года, семья 10 человек.
2. Вдова Василия Мамаева 58 лет, семья 4 человека.
3. Нефед Федоров Шихов 44 года, семья 11 человек.
4. Вдова Григория Перевалова Мария 62 года, семья 7 человек.
В 1859 году в селении было 10 дворов, в которых проживало по 27 жителей обоего пола. В 1891 году в пяти хозяйствах записан 21 человек. Шиховых числилось четыре семьи и одна – Халтуриных. По переписи 1926 года в деревне находилось 11 дворов крестьянского типа и один прочий. Проживало 27 человек мужского пола и 30 женского.
Деревня прекратила свое существование в 1940-х годах, и по списку населенных мест 1950 года Шиховы не значатся.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г. ,с.142

Фрагмент старой карты Вятской губернии. Деревни на территории Верхошижемского района. Сколько их было? А сколько осталось?

 

С архивной полки. Традиции народов Вятского края. Приданое удмуртской невесты

Еще в недавнее время, по рассказам местных жителей, приданое невесты какого-то вотяка Волкова, бравшего жену из Зуры, обошлось до тысячи рублей, а вообще приданое невесты со средним достатком доходит до 150 рублей. Количество же калыма, вносимого за невесту, нисколько не зависит от состава приданного, так что иногда богатый и нескупой отец невесты вовсе не требует никакого калыма с жениха, если последний не имеет у себя богатых родных да умел понравиться самой невесте.

Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Корреспонденции сотрудников «Вятских губернских ведомостей» за 1889 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 л.53

Обратите внимание на последнюю строчку: "...Да умел понравиться самой невесте". То есть ли у удмуртов жених невесте не понравился, она могла его отправить туда, откуда он пришел (или приехал). У русских такого не было. Здесь мнения невесты никто не спрашивал...

На фото: молодушка и две девушки в праздничных костюмах (удмурты). Как Вы думаете, кто из них невеста?

 

По следам Гражданской войны.

Место последнего боя со степановцами в 1918 году у села Шурма Уржумского района. Здесь колонне степановцев, отступивших из покинутого ими Уржума в сторону Казани (по другим данным, в сторону современной Удмуртии, чтобы переправиться здесь через реку Вятку) Красной армией была устроена засада. На стороне атакующих была усталость после долгого перехода людей и внезапность. С реки Вятки ухала артиллерия прибывших по реке канонерок. Поэтому вскоре короткий бой превратился в паническое бегство бывшей степановской армии, хотя есть сведения, что в какой-то момент они попытались сгруппироваться и пойти в ответную атаку... По сообщению советской газеты, в этом бою погибло около 150 степановцев. Конечно, эти данные завышены. По воспоминаниям самих участников боя (красных) здесь погибло всего 11 человек степановцев и 4 красных. Некоторые из степановцев были добиты уже будучи ранеными. Эти 11 человек похоронены в братской могиле в этом лесу, красные - на кладбище села Шурма. Многих участников боя "вылавливали" в соседних деревнях. Один из них, бывший офицер М.Гужавин, показательно был расстрелян на борту парохода. По сведениям краеведа Н.Романова, в этом бою был и сам Степанов, шедший с этой же колонной, под ним убили лошадь. Но, видимо, это ошибка. Есть несколько свидетельств, что Степанов двигался с другой колонной степановцев, которая двигалась через села Лопьял и Параньга на Казань. Здесь, у переправы через речку за селом Параньга, степановцам была устроена засада местными партизанами отряда Федора Вершинина. По воспоминаниям коммуниста М.Куклина, партизаны подвесили Степанова к дереву верх ногами и расстреляли. Другой участник тех событий рассказывал писателю А.Филеву, что его друг здесь видел тело Степанова...

 

Ратная история Вятской земли. Праздники Первой мировой

День тезоименитства Государя (6 декабря), город {Сарапул} украшен флагами. Соборная площадь заполнена солдатами. Тесно сдвинуты колонны воинов с ружьями «на молитву», а кругом гудящая, пробивающаяся между интервалами войск толпа со времен стоянки в Сарапуле Либавского полка, не видавшая такого зрелища. Кончилось молебствие! Команда «Накройсь», и, гоня перед стройным фронтом беспорядочную толпу, шпалеры раздвигаются. Идет со своими адъютантами генерал, встречаемый приветственными криками. Потом гремит восторженное «Ура!» в честь Государя. Команда. Новое перестроение, и офицеры, салютуя генералу саблями, ведут свои роты церемониальным маршем сначала «На плечо», а потом «На руку». Прошли кадровые роты, пополнение, а потом, выделяясь башлыками под погоны, отборная молодежь из «единственных сыновей», год назад и не мечтавшая о военной службе, а ныне образовавшая команду батальона.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 8 декабря 1915 г. № 272

На фото: кружечный сбор денег для инвалидов Первой мировой войны в Сарапуле, 1915 год

 

Вятские герои Русско-Японской войны: Василий Бабушкин

….Вернемся в осажденный Порт-Артур. Одиннадцать месяцев русские, несмотря на превосходство врага, мужественно обороняли крепость. После гибели крейсера «Баян» имя машинного квартирмейстера первой статьи Василия Бабушкина, героически бившегося с неприятелем и на суше, было на устах всего многотысячного города.
Будучи в команде минеров, он громил передовые позиции врага, отличился в морском десанте, приданном к дивизии генерал-лейтенанта Р.И.Кондратенко. Вот как это описывается в романе А.Степанова «Порт-Артур»: «С целью сдержать наступающие японские части, было предложено на пути их следования заложить ряд самодействующих фугасов под мостами, на дорогах, где можно было ожидать прохождения крупных частей противника. Задание было поручено В.Ф.Бабушкину. Он доложил генералу Кондратенко, как собирается это сделать: «Закопаем фугасы в землю так, чтобы не было их заметно. Нарвется рота на такое минное поле, никто целым не уйдет. Побоятся японцы дальше нас преследовать. А наши части тем временем устроятся на новых позициях. Если все правилам сделать, не поздоровится японцам». Генерал Кондратенко, поняв, какую пользу могут принять такие минные заграждения, похвалил Бабушкина за проявленную инициативу.
- Служу Царю и Отечеству! – отозвался матрос, вытянувшись в струнку. Похвала такого командира была для него выше всяких наград…»

А вот что писал о Василии Бабушкине его командир капитан второго ранга А.А.Попов в докладной записке в Главный Морской штаб, которую озаглавил «Подвиг Героя».
«Василий Бабушкин пришел на крейсере «Баян» в Порт-Артур в ноябре 1903 года и выдержал всю осаду, отличаясь все время замечательной храбростью. Не было смелого и опасного предприятия, в которое Бабушкин не вызвался бы охотником. Нужно ли было ночью ловить и выживать японских шпионов, сигналивших огнями, Бабушкин первый вызывается. Выбирают ли охотников на сторожевые паровые катера, которые должны были брать на абордаж японские брандеры, Бабушкин непременно в числе их.
Началась страдная пора Порт-Артура – ежедневные артиллерийские бомбардировки. Полыхали страшные пожары: то на судне, то в городе, то в порту, где они особенно велики были в масляных складах. При каждом тушении пожара во главе партии непременно Бабушкин, несмотря на то, что тушить приходилось под усиленной бомбардировкой артиллерии. Японцы, как только замечали дым или пламя, усиливали огонь. Начали японцы станки и орудия на укреплениях разбивать, Бабушкин опять, как хороший слесарь, стал добровольно вызываться на укрепления и чинить попорченное, работая под японскими выстрелами. Одним словом, Бабушкин принадлежит к тем людям, которым приказывать не надо, а которые сами охотно все делают».

Альфинур Гильмутдинова, Раиль Шариф. Родину надо жалеть… - Киров 2014 г., с.88-89

На фото: могила Василия Бабушкина на кладбище города Вятские Поляны

 

Разбойничий промысел на Вятке в XIX веке. Воспоминания профессора Казанской духовной Академии И.А.Порфирьева


Я родился 23 сентября 1823 года в селе Атарах (Атары) Уржумского уезда Вятской губернии. Батюшка мой был священником этого села, о. Яков Максимович Порфирьев, а матушка Екатерина Николаевна, урождённая Курочкина.
Род батюшки был крестьянского происхождения. Отец его о. Максим, хотя тоже был священником, но был сыном крестьянина. Между крестьянами Атар ещё во время моего детства было много родных батюшки. Из них в моей памяти остался только один – Матвей Иванович Аверьянов, выслужившийся из крестьян офицер. Он ещё при мне жил в Атарах. Потом перешёл в город Нолинск на должность соляного пристава. Когда я учился в Нолинском училище, часто ходил к нему. И он, и жена его принимали меня как родственника. Отец Максим прозывался Перфильевым, Порфирьевыми стали называться его сыновья: Иван, Авраамий и Яков. Все они уже учились в семинарии и были потом священниками. Иван Максимыч в селе Кырмыже, Авраамий Максимыч в Шурминском заводе. А батюшка Яков Максимыч остался в своём родном селе Атарах.
Село Атары с церковью во имя Спаса Всемилостивого сначала находилось на самом берегу реки Вятки, потом вследствие того, что вода затопляла берега, было перенесено кверху на гору, более чем на полверсты от берега. Это случилось при о. Максиме. На старом месте села ещё в моё время стояла в развалинах старая деревянная церковь, мы, дети, часто бегали к ней играть.
Об о. Максиме мне мало известно. В живых я его уже не застал или уже не помню; помню только его жену, бабушку Акулину Ивановну, которая жила так долго, что, как говорили тогда, уже выжила из ума, от старости у ней было так много странностей, что её считали помешанной и держали не в самом доме, а в отставной избе. Сердитая и брезгливая, здесь она жила на печи или на полатях. О. Максим считался богатым человеком. Говорят, разбойники несколько раз собирались ограбить и даже убить его. Однажды в глухую осеннюю ночь они забрались к нему в дом и начали спрашивать, где у него деньги. А так как он не сказывал, то пытали его на огне; но бабушка, спавшая где-то в чулане, услышала шум и крики дедушки, успела выбежать на улицу и, взбежав на колокольню, начала бить в набат. Это было ещё время, когда село находилось на самом берегу р. Вятки. По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь; воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно. Мне рассказывали, что, собираясь ехать куда-нибудь в дорогу за 50 или за 100 вёрст, путешественники не только служили молебны, но исповедовались и приобщались, боясь быть убитыми на дороге. Такие опасности существовали очень долго.
Батюшка рассказывал, что даже в то время, когда он был священником, примерно в 20-х годах, в один вечер вдруг к нему в дом является один мужик из разбойничьей деревни, заведомо считавшийся разбойником. Севши за стол, он вынимает из-за пазухи пистолет и, положив его на стол пред собою, начинает просить у батюшки денег взаймы 100 рублей, обещаясь возвратить их в срок. При такой обстановке отказать, конечно, было нельзя. Батюшка не только дал разбойнику денег, но и напоил его водкой. «Ну, о. Яков, – сказал угостившийся разбойник, – за твоё одолжение и угощение я расплачусь с тобой беспременно. Приходи ко мне за деньгами в такой-то день». Когда настал этот назначенный день, батюшка долго в сильном страхе колебался, идти или нет. Но 100 рублей, хотя бы и ассигнациями, в то время для сельского священника были большой суммой, и он решился идти. Разбойничья деревня была недалеко от села, только переехать на другой берег Вятки. Разбойник оказался дома налицо. Завидев батюшку, он встретил его и привёл в избу. Посадив за стол на лавку, спросил его: «Что, батюшка, за деньгами пришёл?» А сам, взявши нож, начал точить его, в то же время продолжая разговаривать. Батюшка ни жив ни мёртв, как говорится, сказал, что, действительно, за деньгами, если милость будет, а то он может ещё обождать. «Ну, хорошо, хорошо, сейчас заплачу». И, действительно, вынес ему 100 рублей. «Спасибо, – сказал он, – что тогда из беды выручил».

Воспоминания Ивана Яковлевича Порфирьева. [Электронный ресурс] // Герценка : Вятские записки.

На фото: село Атары в старину. Ныне здесь ничего...

 

С архивной полки. Из истории народного образования в Вятской губернии. Татарские школы

Из ведомости об учебных заведениях, подведомственных Министерству народного просвещения, находящихся в Вятской губернии. 29 ноября 1835 г.

…Даниловского волостного правления:
В каком месте: в деревне Иж-Бобье.
Время открытия: 1810.
На чей счет содержатся: на счет указного муллы Нигматуллы Мунасипова.
Число учителей: 1, из татар, указной мулла, имам и мухтасип; учеников: 40.
Преподаваемые предметы: азбука, часословие, лексикон татарский и персидский, грамматика, этимология, логика, метафизика, красноречие, философия, катехизис, богословие, математика, география, изъяснение Ал-Корана, описание богомолий, сочинение проповедей, коренная юриспруденция, астрономия, астрология, физика, врачебная наука.

Директор училищ Вятской губернии, надворный советник Михаил Полиновский

НА РТ ф.92 оп.1 д.4296 лл.10 об.-11

На фото: в одной из татарских школ начала прошлого века

 

Народы Вятской губернии: марийцы. Первые упоминания о народе и его названия

Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X века (961 год); в письме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминаются «пармис» (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском – сярмыс, татарском – чирмыш, русском – черемис).
В русских летописях «черемисы» впервые упомянуты в начале XII века. «Повесть временных лет», рассказывая о событиях середины IX века и соседях восточных славян, сообщала: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А на Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык».
Несомненно, «пармис» и «черемис» - одно и то же слово, но с различной огласовкой в разных языках. Попытки объяснения этого слова имеют длительную историю. Но убедительного решения вопроса до сих пор не имеется. Можно признать установленным, что вторая часть слова – мис означает «человек» (в финском языке - mies, эстонском - mees ). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, «из племени сар (чер)» и т.д.
Таким образом, этимология слова которым называли марийцев соседи, до конца не выявлена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало в себе ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочисленных объяснений наиболее достоверным, приемлимым представляется значение – «лесной человек».
При этом самоназвание народа всегда была - мари, мары, марэ, что восходит к значению «муж», «мужчина», «человек», генетически связано с древнеиранским словом «мортйо» (человек) и находится в одном ряду с такими этномимами родственных народов как мордва, мадьяр, удмурт, мурома, меря, мещера. Встречающееся иногда суждение о тождестве названий и соответственно народов мари и меря не имеют убедительных оснований.

А.Г.Иванов, К.Н.Сануков. История марийского народа – Йошкар-Ола 2022 год, с.11-12

На фото: марийская семья в одной из деревень только что образованной Марийской республики. Фото начала 1920-х годов. Фотофонд ГА РМЭ

 

Города Кировской области: Уржум. Воскресенская улица

Домами, которые сохранились до сегодняшнего дня, улица была застроена в основном во второй половине 19-начале 20 века. Дальнейшему возведению зданий помешала Октябрьская революция в России. В советское время было принято делить жизнь в нашей стране на два периода: до и после ее.
Согласен, что купцы, заводчики, помещики и другие, как ранее называли их, эксплуататоры рабочего класса, наживались на труде рабочих и крестьян. Но ведь они,, не в пример теперешним коммерсантам, отчисляли десятину на церковь и вдобавок к этому от щедрот душевных не скупились на различную помощь в постройке храмов,, школ, больниц и на другие богоугодные дела. Конечно, особняком, в которых они жили, завидовали многие простые горожане…
Улица Воскресенская первой получила твердое покрытие. Сначала оно было из деревянных плашек, в последующие годы заменено на булыжник, а потом и на асфальт. Тротуары мостили из камня-дикаря и известняковых плит. Их еще кое-где можно увидеть под раскрошившимся современным асфальтом. А топчут ноги горожан уже больше века. При прокладке теплотрассы в середине 80-х годов прошлого века в конце улицы, где она была более низинной, под водосточной канавой на глубине примерно в 2,5 метра, то есть ниже закладки фундаментов домов, были обнаружены не истлевшие фашины – плотные связки ивовых прутьев. Использовались они в качестве примитивного, но надежного дренажа для отвода грунтовых и дождевых вод. Кстати, замечу, что для гидроизоляции, которую сейчас в строительстве преимущественно выполняет рубероид, в то время использовали обыкновенную бересту, которая, вполне оправдывая свое применение, служит исправно до сих пор.
Конечно же, на главной улице города, кроме храмов и зданий общественного назначения, торговых лавок и магазинов, строилось жилье. Часть ее была отдана для застройки богатым уржумцам, кто мог возвести вух-, а то и трехэтажные кирпичные дома с флигелями, сараями и каретниками, амбарами и хлевами. За крепкими каменными, украшенными различным орнаментом воротами и коваными решетками на высоких заборах устраивались мощеные камнем широкие дворы. Среди купцов и промышленников, если можно так сказать, витал дух соревновательности, негласного соперничества. Каждый старался не превзойти соседа в высоте здания или количестве комнат в нем, а стремился по-своему украсить дом, чтобы он не походил на другие,, выделялся чем-то особенным. И это у них отлично получалось. Пройдите еще раз по современной улице Советской, но не спеша, всматриваясь в каменную резьбу наличников и карнизов, в декоративную отделку стен и в ажурные решетки балконов, даже жестяные кожухи, укрывающие печные трубы от осадков, выглядят по-разному. Остановитесь у ворот особняка С.И.Стародубцева или у торговой лавки чуть ниже. Замечательно! Жаль, что со временем были снесены прекрасные входные группы у домов Матвеева и Кочергина, у почты, у современных детской библиотеки и другие. Не смогли мы сохранить то, что украшало улицу Воскресенскую еще 70-80 лет назад…

Владимир Шеин. Улица Воскресенская // Уржум (литературно-художественный сборник) – Киров 2019 г., с.48-51

 

Из истории города Вятки: вклад купечества в экономику города



Экономический облик Вятки зависел и от уровня развития внутренней городской торговли. В купеческих лавках и магазинах осуществлялась продажа фруктов, чая, кофе, табака, золотых и серебряных изделий, фарфоровой и стеклянной посуды, тканей, краски, «железных поделок», «разных крестьянских товаров». В 1875 г. вновь устроенный на Казанской улице, близ Спасского собора г.Вятки, магазин К.Н.Хлебникова предлагал более 20 наименований разного товара – это и швейные машины, и золотые, и серебряные, мельхиоровые вещи, и галстуки, и шляпы, и духи, и помада, и зонтики, и портсигары, и портмоне, и саквояжи, и кофейники и т.д.
В конце XIX века в городе работали галантерейный магазин купцов Николая и Ивана Коробовых, магазин «с готовой обувью и другими товарами» Василия Поскребышева, лавка «с разными товарами» Михаила Казенина, магазины «галантерейных, колониальных и прочих товаров и иностранных виноградных вин» Алексея Клабукова, лавка «с железом всех сортов» и магазины «разных товаров и иностранных виноградных вин» Николая Филиппова, магазины меховых и мануфактурных товаров Якова Клабукова, лавка с бумагой александровского купца первой гильдии Николая Первушина.
В начале 20 века владельцами универсальных магазинов, ассортимент товаров которых достигал более тысячи наименований, были Иван Семенович Кардаков и Петр Павлович Клобуков. Кардаковский магазин именовался «Модным игольно-галантерейным», и в нем можно было приобрести промышленные товары на любой вкус, включая музыкальные инструменты.
П.П.Клобуков выступил заказчиком специального здания для своего магазина, которое строилось в 1909-1911 гг. по проекту архитектора И.А.Чарушина в стиле модерн на углу Спасской и Казанской улиц, в старой торговой части г.Вятки. В этом магазине, вспоминал современник, «товары располагались в двух этажах: на первом этаже продавались всевозможные часы… разные безделушки для подарков… ювелирные изделия… шляпы… зонты… Во втором этаже магазина шла торговля тканями и меховыми товарами…» Магазин Клобукова, где товар «с поклоном» вручался покупателю, отличался и высоким по тем временам уровнем обслуживания.
Вместе с торговлей купцы интенсивно осваивали различные сферы промышленного производства. Наибольшее количество купеческих предприятий имелось в кожевенном, салотопенном и сально-свечном, винокуренном, пряничном производствах. Владельцами больших кожевенных производств в Вятке были купцы Лаптевы, Поскребышевы, Зоновы. Так, в 1870-е гг. на кожевенном заводе купцов 2-й гильдии Михаила Яковлевича и Василия Степановича Поскребышевых, с числом рабочих «от 80 до 90 чел.», производилась белая юфть, на заводе Ивана Яковлевича Поскребышева «от 70 до 80 рабочих» выделывали кожи (белую юфть и подошвенные). В отличие от некоторых других кожевенных предприятий на заводе М.Я. и В.С.Поскребышевых работала «паровая машина в 12 сил высокого давления для растолчки ивовой коры и для подъема из реки Вятки, посредством насоса, воды до 2500 ведр в час».

М.С.Судовиков. К истории Вятки купеческой // Город на Вятке: история, культура, люди (материалы Всероссийской научной конференции Киров 4-5 июня 2014 г.) – Киров 2014 г., с.44-45

 

Благоустройство городов Вятской губернии в начале XX века: появление электричества и водопровода



В уездных городах Вятской губернии водопровод и электричество были установлены в течение 1900-1910-х гг. Так, в Сарапуле строительство водопровода и электростанции проводилось одновременно. Строительные работы были закончены в 1909 г. и окончательно завершены в 1911 г. Электричество в городе появилось в 1910 г. В ходе эксплуатации электростанция давала ежегодную прибыль, а водопровод – убыток, вследствие чего оба предприятия являлись дефецитными: в 1913 г. дефицит составлял 8524 руб. 60 коп., в 1914 г. – 7463 руб. 50 коп., в 1915 г. – 12927 руб. 87 коп. При этом сарапульская электростанция была значительно дешевле вятской и пермской: так, киловатт-час в Сарапуле стоит 10,5 коп., в Вятке - 14,5 коп., в Перми – 18,5 коп. В 1912 г. в Сарапуле было отпущено 271123 квт, в 1913 г. – 304746 квт, в 1914 г. – 342745 квт. Воды же было получено: в 1912 г. – 6690150 ведер, в 1913 г. – 7152115 ведер, в 1914 г. – 7931760 ведер. Вместе с тем преобладающая часть населения уездных городов и заштатного города Царевосанчурска продолжала обходиться естественными водоемами и колодцами. Ввиду малопригодности для питья воды из реки или пруда во дворах многих горожан находились колодцы. Помимо частных существовали и общественные колодцы. В некоторых городах Вятской губернии водопровод и канализация были установлены незадолго до революции: например, в Орлове городская электростанция мощностью 75 квт была построена в 1912 г., а водопровод во всем городе установлен только в 1915 г.

И.В.Яковлева. Города Вятской губернии в период перехода от аграрной к индустриальной эпохе (вторая половина XIX– начало XX вв.) – Киров 2019 г., с.85

На фото: так выглядело накануне 1917 года большинство уездных городов Российской империи. Еще бы лет 10-20, и электричество пришло бы и в большие села и деревни (а не в 1960е годы)... Как-то публиковали дореволюционную фотографию с электрической иллюминацией в селе Истобенском Орловского уезда

 

Обычаи. Приданое удмуртской невесты в старину



В состав приданого прежде всего входит постельный прибор (уалес), состоящий:
1. Из войлока (гын), который подстилают под перину, а летом (в сенокос и жниво) вотяки берут и вместо перины на поле.
2. Из перины (тушак), представлявшей из себя большой мешок, довольно туго набитый драными перьями – полупухом или пухом. Надо заметить, что в Глазовском уезде еще и теперь в большом числе встречаются не только домашние гуси и утки, но и дикие гуси, гагары и лебеди, а потому пуха всегда бывало здесь очень много. Набивая свои перины потуже, вотяки придают им довольно значительную упругость. Сверху были холщовые наволочки, сделанные из самого толстого и прочного холста, - на перине, обыкновенно бывает надета наволочка из крашенины или набойки, а в последнее время можно встретить даже ситцевые и тиковые наволочки.
3. Из довольно длинной и широкой (еще туже, нежели перина, набитая перьями) двуспальной подушки.
4. Из одной большой овчины (большей частью ничем не крытого шубного одеяла), величиной с квадратную сажень и даже несколько больше.
5. Из одного или нескольких одеял, сделанных из клетчатого домотканного сукна, по узору весьма сходного с шотландкой, заменяющих зимой простыни и называемых «уалес-шодырет».
Наконец 6) из описанного нами выше полога (ын).

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.53-53 об. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Корреспонденции сотрудников «Вятских губернских ведомостей» за 1889 год

Примечание. В богатых семьях невесте давалось и второе приданое. Оно состояло также из одежды и обуви. О нем мы расскажем позднее

На фото: сват, сваха и невеста перед выходом невесты в церковь. По стенам развешено приданое. Удмурты, начало XX века. Автор И. К. Зеленов. Как Вы думаете, кто здесь невеста?

 

Эпоха - газетной строкой. Неугодный портрет

Сестра милосердия. В лазарете № 2 Союза городов больные солдаты убрали портрет Николая Второго из помещения лазарета. Сестра милосердия этого лазарета Е.А.Корякина вступила в спор с больными воинами и пообещала, когда будет дежурить, поставит портреты во всех палатах. Возмущенные солдаты подали в Комитет заявление о поступке Корякиной. Комитет постановил: сестру милосердия Корякину уволить от должности.

Крестьянское слово - 1917 г. № 18 от 14 марта

Репродукция картины Ивана Алексеевича Владимирова

 

Вятские села и деревни: село Лопьял (Уржумский район)



Лопьял. Село, название которого марийского происхождения. «Лоп» - низина и «ял» - деревня, село. Центр одноименного сельского совета.

Уржумская старина № 1 - 1991 г., с.6

На фото: в селе Лопьял в 1963 году. К сожалению, у нас нет современных видов села, но, будем надеяться, они появятся этим летом, как и других мест Уржумского района...


Назад к списку