- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 1-15

История населенных мест Вятского края на страницах печати



В 1958 году верхошижемская газета "Путь к коммунизму" разместила фото-публикацию о поселке Разбойный Бор

 

С архивной полки. Из истории школьного строительства в царское время

Из переписи 1917 года по деревне Шудумары Яранского уезда

Хозяйство Суздальцева Николая Степановича

Хозяин, 50 лет, грамотный
Сын 15 лет, учится
Сын 11 лет, учится
Сын 10 лет, учится
Сын 9 лет, учится
Хозяйка 36 лет, грамотная
Дочь 11 лет, грамотная

ЦГАКО ф.574 оп.19 д.1912 лл.16-16 об. (небольшое введение о развитии народного образования до 1917 года)

В.П.И. Уржумское уездное отделение Вятского епархиального училищного совета 24 октября 1898 г.

В Вятский епархиальный училищный совет

Вследствие отношения канцелярии Вятского епархиального училищного совета от 11 октября с.г. за № 1145 Уржумского уездного отделения оного имеет честь представить при сем план и смету на построение деревянного на каменном фундамента одноэтажного дома для постройки церковно-приходской школы в селе Мелянда Уржумского уезда на зависящее распоряжение.
Председатель отделения уездный наблюдатель школ священник Степан Попов.

ЦГАКО ф.208 оп.1 .623 л. 1

Примечание. Неизвестно, был ли построен этот дом для церковно-приходской школы, но спустя несколько лет в селе Мелянда было построено красивейшее большой здание земской школы. Оно исправно служило людям до эпохи "оптимизации", ныне стоит заброшенное и никому не нужное. Да и само село тихо умирает...

 

Из серии "Понаехали тут..." (истории из старых газет)



«Все так ходят». 16 февраля на Семеновской улице постовой городовой, заметив женщину, шедшую по тротуарам с ведрами, наполненными водой, из которых вода выплескивалась и заливала тротуары, превращая их в опасную для прохожих «катушку», приказал ей сойти с тротуаров и идти по полотну дороги. Женщина не послушалась и продолжала идти по тротуарам и поливать их. Отправленная во вторую полицейскую часть женщина назвалась крестьянкой Нолинского уезда Богородской волости, Марьей Савватеевой Мешиной, проживающей в деревне Блинова, по Семеновской улице. По тротуарам шла с водой потому, что «все так ходят».

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 40

 

Деревни Вятского края: история и современность. Деревня Балезинщина (Октябрьская Бахта)



1768 - деревня без названия (выделена земля «на отшибе» крестьянину села Бахта Треньке Балезину).
1859-1873 - деревня казенная Треньки Балезина (Балезино, Балзинское) при речке Бахте на Московском тракте в 1 стане Вятского уезда (34 двора, 279 человек).
1926 – д.Балезинщина, Треньки Балезина Бахтинского сельского совета Вятской волости Вятского уезда (81 хозяйство, 356 человек).
1939 – д.Балезинщина Бахтинского сельского совета Кировского района (по переписи населения).
1975 - д.Балезинщина Бахтинского сельского совета Кирово-Чепецкого района (объединена с деревнями Колоба и Поляки и Кырмыжского торфопредприятия).
1989 - деревня Балезинщина Бахтинского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения – 172 человека).
1993 - д.Балезинщина Бахтинского сельского совета Октябрьского района г.Киров (вошла в административное подчинение Октябрьского района г.Киров).
2005 - д.Балезинщина Бахтинского сельского округа Октябрьского района ГО «Город Киров» (по данным администрации сельского округа).
2008 г. – д.Балезинщина Октябрьского района ГО «Город Киров».
2010 г. – д.Балезинщина Октябрьского района ГО «Город Киров» (по переписи населения – 82 человека).
2015 – деревня Балезинщина Октябрьского района ГО «Город Киров» (по реестру).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.721-722

Фото Елены Чудиновских. Декабрь 2020 года

 

Вятка Православная. Воспоминания об игумении Антонии



Однажды отец Николай Капустин ходил причащать игумению Антонию, с которой они были близки. Игуменья ходила в наш храм и молилась у западных дверей, у палатки, у свечного ларька. Она заболела, лежала недвижима и почти не говорила. Отца Николая позвали причастить ее. Он причастил и матушке своей сказал, что игуменья наверно умрет, нужно сходить попрощаться. Матушка спешно пошла. Приходит, а игуменья Антония сидит за столом и пьет чай. Удивилась. Вот, причастилась, и Господь исцелил ее, ничего не стало болеть. Чудны дела Твои, Господи!

Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.50

 

К 110-летию начала Первой Мировой войны. Обращение священника села Юкаменское Глазовского уезда к прихожанам церквей Сарапульского уезда перед сбором денег и вещей в пользу беженцев во время службы 30 августа или 6 сентября

Ранее 30 августа 1915 г.

Дорогие братья и сестры!
Жестокие враги наши разорили уже значительную западную часть нашего Отечества. Сотни тысяч семей, оставив свои веками насиженные гнезда, свои дома и все имущество, в ужасе бегут от лютых врагов во внутренние и восточные наши губернии. Вот волна этих беженцев докатилась и до Вятской губернии и нашего Сарапульского уезда. Все они нуждаются в нашем братском участии, в нашей братской ласке, привете, помощи… Постараемся же им помочь, чем и как кто может. Не откажем в такой помощи даже тем из них, кто не одной с нами православной веры и не нашей русской народности;; пусть все они узнают и, возвратившись потом на свои места домой, пусть все расскажут, как широко, как любвеобильно сердце русского человека, как оно способно всякого несчастного своего брата призреть и полюбить. Окажем милость этим несчастным братьям нашим во имя Христово, дабы сам Христос помиловал, как нас, так и тех близких и дорогих нам лиц, которые там, на этих ужасных полях брани страждут в неустанной борьбе с лютыми нашими врагами. Аминь.

ЦГА УР ф.245 оп.2 д.2037 л.3
К 120-летию начала Первой Мировой войны. Обращение священника села Юкаменское Глазовского уезда к прихожанам церквей Сарапульского уезда перед сбором денег и вещей в пользу беженцев во время службы 30 августа или 6 сентября

Ранее 30 августа 1915 г.

Дорогие братья и сестры!
Жестокие враги наши разорили уже значительную западную часть нашего Отечества. Сотни тысяч семей, оставив свои веками насиженные гнезда, свои дома и все имущество, в ужасе бегут от лютых врагов во внутренние и восточные наши губернии. Вот волна этих беженцев докатилась и до Вятской губернии и нашего Сарапульского уезда. Все они нуждаются в нашем братском участии, в нашей братской ласке, привете, помощи… Постараемся же им помочь, чем и как кто может. Не откажем в такой помощи даже тем из них, кто не одной с нами православной веры и не нашей русской народности;; пусть все они узнают и, возвратившись потом на свои места домой, пусть все расскажут, как широко, как любвеобильно сердце русского человека, как оно способно всякого несчастного своего брата призреть и полюбить. Окажем милость этим несчастным братьям нашим во имя Христово, дабы сам Христос помиловал, как нас, так и тех близких и дорогих нам лиц, которые там, на этих ужасных полях брани страждут в неустанной борьбе с лютыми нашими врагами. Аминь.

ЦГА УР ф.245 оп.2 д.2037 л.3

 

С архивной полки. Браки духовенства с крестьянами

Крестьянок в жены церковники тоже брали редко. Чаще это делали молодые пономари, псаломщики, когда кровь играла. Кроме того, в семинариях они не обучались, так что священнических мест им было не дождаться, если бы даже женились на дочке диакона. Зачем такие сложности, если можно сразу, без всяких проблем жениться на понравившейся крестьянской девушке? Сегодня мы понимаем, что у таких браков была и очень важная генетическая составляющая: свежий приток крестьянской крови был полезен для семьи, для здорового потомства.

Дьячок Преображенской церкви села Цепочкино Григорий Стефанович Верещагин (1769) не ошибся, когда женился на крестьянской девушке Ксении Димитриевне. Подарила ему любимая Ксюша четырех сыновей-богатырей, а те, в свою очередь – крепких внуков, которыми Григорий Стефанович и Ксения Димитриевна невероятно гордились. А жили они долго, больше 80 лет каждый. Г.С.Верещагин скончался в 1850 г., жена, на несколько месяцев пережив мужа, в 1851 году.

Пономарь Андрей Максимович Васнецов (1784), приехав из Вятки в Кырчаны, тут же влюбился в 15-летнюю крестьянскую девчонку Агриппину. Уговоры родных не помогли – женился. Их брак хоть и был коротким, но успела Агриппина Фоминична родить двух крепких мальчиков: Ивана (1804) и Георгия (1810). Не случись этого брака – не узнали бы мы художника Юрия Васнецова, который подарил нам в детстве много радости от встречи с его сказочными героями.

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.173

На фото: семья А.Курбатова, служителя церкви в городе Уржуме. 1914 год

 

К 110-летию Первой мировой войны. Первые пленные в Вятской губернии

У военнопленных. Давно пустующая казачья казарма ныне снова стала обитаемой: в ней помещены прибывшие сюда военнопленные – германские и австрийские подданные, находившиеся в пределах Российской империи.

Всех пленных около 70 человек, но в казарме их только 27, остальные только уже на работе на местных фабриках, заводах и мелких мастерских.
Тотчас как мы вошли в комнату, пленные окружили нас и с любопытством и вместе с тем оттенком какой-то боязни на лице начали оглядывать с ног до головы.
Большинство служащие на заводах Люблинской губернии, давно проживающие в России, но, тем не менее, не знающие ни слова по-русски.
Пришлось объясняться маяками или пользоваться переводчиками – из иже среды, немного говорящими по-русски.
Все пленные люди очень бедные, наперебой стараются поступить куда-либо на работу, хотя бы на самую ничтожную зарплату. Некоторые из них, благодаря незнанию русского языка и не имея теплой одежды (некоторые не имеют на теле рубашки), принуждены сидеть в своей казарме, не имея возможности получить заработка.
Большинство уже получили работу и теперь находятся при деле, но между ними есть такие, которые вследствие физических недостатков не могут заниматься тяжелой работой.
Мы будем прежде всего русскими, умеющими быть сострадательными и к своим врагам!
И потому поможем дать работу военнопленным – ведь они тоже люди!

Кама (Сарапул) – 25 октября 1914 г. № 238

Какое сочувствие и милосердие к пленным читается в этих строках! На такое милосердие способен только русский человек! А ведь это враг, который в случае малейшей возможности к гражданам нашей страны так не отнесется и не пощадит. Это прекрасно показали в одном из эпизодов фильма "Батальон"...

 

Традиции. Повседневная пища удмуртов



Покормив домашнюю скотину, птиц, выполнив все важные дела по домашнему хозяйству, семья садилась за стол на завтрак. К этому времени хозяйка дома – жена хозяина дома с помощью одной из снох или старших внучек готовили скромную крестьянскую еду; в горящей русской печи в чугунке или в котле, вмазанном к основной печи – учог, подготовила завтрак: сварила суп или похлебку из картошки с добавлением крупы (любой), лука, капусты, нередко - шкварки (вытопки сала). Вместо обычного хлеба утром нередко готовили уднянь – заквашенное тесто для выпечки хлеба, которое пекли на сковороде перед горящей печью в форме среднеазиатского лаваша. Я полагаю, что древняя форма удмуртского хлеба и даже способ его приготовления был таким – русская печь в среде удмуртов появляется поздно.
Варили каши, особенно любимыми были из полбяной, пшеничной, ячменной крупы. Как пишет Е.Я.Трофимов, суп, каша и хлеб – это три «кита», на которых держалась вся система питания удмуртского народа. Этому не приходится удивляться: удмурты – народ древней земледельческой культуры; мучные, крупяные изделия – каши, супы с добавлением круп, пельмени, табани, мильым, пирожки, шаньги, перепечи, комеч-юача, пуньмам-кыстыбей, а также напитки – сюкась (квас), сур (пиво), варс (сусло), алкогольный празднично-ритуальный напиток – арыки (кумышка) – все эти явства, напитки изготовлялись из этих продуктов. Зерно, мука, крупа, хлеб – самые главные богатства удмуртского крестьянина.

М.Г.Атаманов-Аграпи. Происхождение удмуртского народа – Ижевск 2010 г., с.244

 

Это интересно. Цены 1920х годов

Мука ржаная (пуд) – 1 р. 20 к.
Мука пшеничная (пуд) – 5 р. 60 к. или 7 р. 60 к.
Хлеб белый, 1 сорт (фунт) – 14 к.
Хлеб черный (фунт) – 3,5 к.
Пшено (фунт) – 9-12 к.
Масло топленое (фунт) – 25 к.
Соль (пуд) – 1 р.
Сахар рафинад (фунт) – 34 к.
Сахар песок (фунт) – 29 к.
Мясо коровье (фунт) – 10-16 к.
Вобла сух. (фунт) – от 8 до 13 к.
Мыло простое (фунт) – от 21 до 33 к.
Керосин (фунт) – 6 к.
Железо кровельное (пуд) – 5 р. 40 к.
Ситец (метр) – от 40 до 50 к.
Махорка (50 г.) - 7 к.
Спички (пачка) 15 к.
Стекло окон (лист) – 60 к.

В.Н.Царегородцева. Вятская деревня в 1920-е годы в фотографиях И.Ф.Захарова – Киров 2022 г., с.66

 

Эпоха - газетной строкой. Ходили по Вятке теплоходы...



Славными трудовыми успехами встречает Первомайский праздник коллектив пристани Халтурин. Речники успешно завершили все работы по подготовке флота и причалов к навигации.
Значительно раньше установленных графиком срока выполнены работы по ремонту флота. Теплоходы и суда досрочно сданы в эксплуатацию. Самоходный флот отремонтирован своими силами.
Замечательно потрудился на ремонте теплохода № 8 его капитан ударник коммунист А.С. Пленкин. Хорошо также поработали А.М. Скурихин, И.И. Белявин, С.В. Горев и другие.
С 25 апреля открылось регулярное сообщение Халтурин-Киров, а с 26 апреля – Киров-Соколки. Открыл навигацию пароход «Ким».

Г.Бражников, начальник пристани Халтурин. Навигация началась // Искра (Халтурин) – 1963 № 28

На фото: пристань города Халтурин (Орлов). Фото 1973 года

 

По страницам первых советских газет. Недоступный гаджет


Вести с мест. Не подпускают к радиоприемнику. В села Коса Слободского уезда устроен радиоприемник. Вещь хорошая, но учащимся школьникам от радиоприемника никакой пользы нет. А все от того, что учащихся к радиоприемнику близко не подпускают. Говорят, что вы еще молоды знать такие штуки. Обиженные.

Вятская правда - 1926 г. № 14

 

Истории из старых газет. Жизнь и нравы станции Зуевка

Станция Зуевка, Пермской железной дороги. В начале постройки дороги на станцию Зуевка приехал и выстроил себе дом некто А.Микрюков и занялся доставкой мяса для служащих. Теперь же, увеличив дело, он начал сбывать мясо и в Вятку. Микрюков режет скот у себя на дворе, в верхнем этаже специально выстроенного двухэтажного амбара, откуда в нижний этаж стекает кровь, туда же бросаются и нечистоты. Запах кругом стоит отвратительный. Вокруг амбара нет даже ни одной закрытой канавы и стекающая грязь попросту высыхает на солнце. В Зуевке и вообще-то живут «не мудрствуя лукаво» и обычно не имеют в особенности при частных домах даже помойных ям. С наступлением засухи Зуевка является хорошим рассадником заразы.

Вятская речь - 1910 г. № 114

На фото: станция Зуевка в первые годы существования

 

Вятские села и деревни: село Спасское (Котельничский район)

Спасское, с., центр Спасского сельского округа.
Расстояние до центра района (г.Котельнич) 55 км., дата основания – 1615 г., прежнее название: Замоломское, расположено на правом берегу р.Моломы.
В дозорной книге 1615 г. записан погост на р.Молома, на погосте церковь деревянная (сгорела в 1751). В сентябре 1723 г. построена новая – сгорела в 1782 г. В пожаре сгорели две деревянные церкви, из с.Макарья перевезена праздная церковь. Преображенская церковь, каменная, построена в 1787-1795 гг., холодный храм – в 1818 г., приход состоял из 100 селений. В селе волостное правление, ветеринарный фельдшерский пункт, три школы: земские мужская и женская церковно-приходская. Занятия жителей - земледелие и отхожий промысел.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Спасской волости, Спасского сельсовета, население 92 чел. (41 хозяйство); в сельсовете 50 населенных пунктов, число жителей 2606 чел. (535 хозяйств). Ныне в округе 13 селений.
В 1980-х гг. в селе находился центр совхоза «Молот».

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.200

На фото: Свято Преображенский храм в селе. Разрушен

 

С архивной полки. Жизнь деревенской женщины в старину



Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Николай Некрасов

Жизнь крестьянки в старину не была особо радостной и счастливой. Можно проследить нелегкую жизнь крестьянки, читая церковные метрические книги. Если начинать с детства, девочки, как и мальчики, с ранних лет должны были помогать в хозяйстве. Кроме того, девочки становились няньками у младших братьев и сестер.
По достижении определенного возраста, девушку выдавали замуж. Разумеется, без ее спроса, и ни о каким взаимных чувствах речи быть не могло. Выбор делали родители жениха. В то же время и родители невесты старались "пристроить" ее в хороший дом. До середины XIX века встречается возраст замужества с 14 лет. Позднее самая ранняя планка сошла до 16 лет. Чаще всего выдавали замуж в 17-19 лет. Если с замужеством "тянули", значит, в большом хозяйстве старались удержать лишнюю работницу; в то же время замужество дочери избавляло ее семью от "лишнего рта". В более поздние годы по какому-то принципу невеста чаще всего выбиралась старше жениха на несколько лет. Самый поздний возраст для замужества было 23-24 года. Старше уже девушка считалась "перестарок" и замужества старше 24 лет почти не встречаются. Нередко причиной замужества становилась смерть родителя, т.е. девушку выдавали замуж, чтобы избавить семью от лишнего едока, оставшуюся без хозяина и главного работника. Нередко девушек выдавали замуж за вдовцов. Здесь не смущала и разница в возрасте, которая иногда достигала 20 лет и больше. Здесь, очевидно, главным критерием служило справное хозяйство жениха, особенно если он находился уже в возрасте. Любой родитель будет рад, если их дочь будет жить в достатке. А вот женщина-вдова, видимо, была уже вольна в своем выборе. Чаще всего здесь браки заключались также с вдовцами. Но были и редкие исключения. Не так давно в метрической книге встретился брак вдовой женщины и молодого парня.
С "нелюбимым" мужем женщина-крестьянка должна была прожить всю жизнь и родить ему детей. По метрическим книгам можно заметить, что в старину женщины рожали от 5 до десяти и более раз. Часто можно заметить периодичность рождения детей через год, иногда были и "погодки" (дети, которые родились в два года подряд, один за другим). Причиной этого было то, что дети часто умирали в младенчестве. Чем больше родишь детей, больше шансов, что хоть кто-то из них выживет. Нередко молодые женщины умирали  при родах и от "родильной горячки". Кроме рождения и воспитания детей, крестьянки работали в своем хозяйстве и батрачили у сторонних людей, если семья была бедная. Непосильная работа, возможно, была частой причиной смерти от простуды и чахотки, что очень часто встречается в метрических книгах. Много крестьянок умирало, не доживя до 50, 60 лет. Но были и такие, кто доживал свою трудную жизнь до 80-90 лет, что являлось большой редкостью для тех времен.

Будем рады интересным комментариям и замечаниям к этой публикации

Фото С.А.Лобовикова

 

Из истории Степановского мятежа 1918 года. Гибель степановского воинства



… Потрепанный в боях мятежный полк уже не представлял серьезной силы и, стараясь, сохранить людей, Степанов принял решение боя под Уржумом не давать. 20 августа степановцы покинули столицу Южного округа {в Уржуме}…
Перед этим, как свидетельствует юбилейный сборник, в Уржуме степановцами были расстреляны вятский комиссар юстиции Дрылевский и комиссар по продовольствию в городе Нолинске Карелов. (По другому источнику, Карелов являлся инструктором Нолинского уездного военкомата). Могилы, в которых они были зарыты, вскрыли… Часы на руке Дрылевского еще тикали.
А вот как написано об этом в «Очерках истории Кировской организации КПСС. 1969. Ч.2»:
«Выполняя задание Вятского губернского Чрезвычайного военно-революционного штаба, Ю.А.Дрелевский вместе с Е.А.Кареловым прибыл 16 августа 1918 года в село Петровское Уржумского уезда, чтобы на месте ознакомиться с создавшейся обстановкой. Но оба были схвачены местными кулаками и выданы степановцам. В течение четырех дней палачи подвергали их пыткам в уржумской тюрьме, а в ночь на 20 августа в лесу, близ деревни Теребиловки, расстреляли».
… Судя по схеме путей наступления и отступления «банд» Степанова, повстанцы разделились на две части. Одна, вероятно меньшая, пошла направо вниз на селение Пиля, затем Ошлань и далее – в сторону Казани, которую красные еще не заняли. Вторая двинулась на Шурму, видимо, намереваясь здесь перебраться на левый берег Вятки и уйти на восток.
Поход на Шурму стал гибельным. Сюда со стороны Вятки наступал 2й батальон. Со стороны Казани – Полтавский полк, направленный 2-й армией для подавления повстанцев. Боевые действия красных войск были поддержаны речной флотилией Бабкина, прибывшей также со стороны Казани и принявшей участие в бою, который «продолжался часа полтора. Пулеметный, ружейный и артиллерийский огонь заставил большинство степановцев броситься в бегство, часть была захвачена в плен».
Участвовал ли сам Степанов в этом бою или его еще не было под Шурмой, доподлинно неизвестно.
Остатки повстанцев из-под Шурмы двинулись в сторону Пиля… Там, вероятно, соединились с первой частью полка, отступили к Казани, где на их основе, по версии некоторых историков, возник Уржумский полк Народной армии, который подобно Ижевско-Воткинской бригаде отличился в боях против большевиков в Поволжье и Сибири.

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.302-303

На первом фото: Черепановский лог около села Шурма - место последнего боя со степановцами. Как рассказывают, здесь им была устроена засада, но поиск с металлоискателем не дал никаких вещественных доказательств того давнего боя.
На втором фото: памятник на братской могиле 11 воинов-степановцев около Шурмы. Укромно спрятано в лесу, так что найти его постороннему человеку просто невозможно. На момент сьемки захоронение было в отличном состоянии, т.к. за ним ухаживают (среди погибших были местные офицеры).
На третьем фото: памятник погибшим красноармейцам на кладбище села Шурма. Находится в крайне удручающем состоянии. Фото 2018 года. Возможно, он уже и вовсе развалился от ржавчины...

 

Села Вятской губернии: Удугучин (Малмыжский уезд)

Удугучин – третий по числу жителей населенный пункт {Увинского} района, является центром сельской администрации, центральной усадьбой СХТ «Свобода» и центром прихода церкви Александра Невского.
Село расположено на севере района, в 45 км. от Увы и в 12 км. от с.Новый Мултан.
Место расположения села – долина и оба коренных берегар.Дыркызья (Удугучинка), а также 2 лога, образованные речками Муйбо и Шундошур. Сильно рассеченная долинами и логами территория села, большой перепад высот разных ее частей создали удивительную для глаз панораму села.
В планировке прослеживается история села, возникшего после объединения 5 населенных пунктов. Оно напоминает неправильный крест, где центр – собственно Удугучин, верхняя часть – Малый Шундошур, правая сторона – Молоково, левая – Малый Удугучин, а основание – Талый Ключ.
Образовано поселение русскими переселенцами в 1817 году на месте удмуртского селища. Переводится название как «уду» - удмуртское (вариант – луговое), «гучин» - заброшенное место поселения.

А.И.Пудов. История увинских деревень – Ижевск 2000 г., с.285

Примечание. Ныне село находится на территории республики Удмуртия

 

Вятские деревни в прошлом и настоящем: Акмазики (Уржумский район)

Акмазики. Деревня на территории Шурминского сельского совета на берегу реки Шурмы. Одна из самых старых марийских деревень, история ее уходит корнями в глубокое прошлое к XV или XVI веку, свидетельством тому недавно обнаруженный могильник с захоронениями, датируемыми XV-XVI веками.
Название деревня получила (также как и широко распространенная фамилия – Акмазиковы) от имени марийского князя Акмазика. Это имя упоминается в древних марийских легендах и преданиях, которые дошли до наших дней.
Автор уже упоминаемого словаря Ф.И.Гордеева так переводит слово Акмазик – «вычленяются два компонента: ак (татарский) «белый» и Мазик (татарский) – «стесненное положение: лишения».

Уржумская старина № 1 1991 г., с.6

 

Эпоха - газетной строкой. Из истории благоустройства города Вятки

Возможная небрежность. Ежегодно при спуске снега с крыш домов наблюдается небрежность в отношении телефонных проводов. Рабочие сбрасывают снег без всякой осторожности и порывают проволоку, протянутую в дома.
Поразительную небрежность проявила прислуга здания епархиального училища, занимаего земским лазаретом. Снег и лед сбрасывался настолько неосторожно, что падал на телефонные провода вдоль Николаевской улицы. Несмотря на замечания прохожих, рабочие продолжали свое дело. Порвано не менее 10-15 проводов.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 37

На фото: на многих фотографиях старой Вятки можно увидеть телефонные и телеграфные провода и столбы

 

С архивной полки. Промышленные предприятия города Слободского и Слободского уезда на 1890 год

Скорняжные заведения в г.Слободском:
М.М. Плюснин
Петр Алексеев Плюснин
Александр Павлов Пашкин
Дмитрий Емельянов Плюснин
Николай Андреев Дряхлов
Василий Васильев Распопов
Иван Трофимов Распопов
Иван Алексеев Салтыков
Михаил Николаев Желваков
Торговый дом Федосии Андреевой Рыбаковой с сыном
Василий Яковлев Белканичев
Афанасий Иванов Громозов

Салотопенные:
Иван Петров Грехов

Клееваренные:
Александр Матвеев Белослудцев
Торговый дом Федосии Андреевой Рыбаковой
Александры Ивановой Дряхловой

Шубно-овчинные:
Михаил Николаев Желваков

Табачные фабрики:
Дмитрий Петров Бакулев

Экипажное:
Василий Васильев Лалетин

Красильное:
Иван Петров Грехов

Солодовенные:
Александр Семенов Лихачев
Василий Никаноров Князев
Михаил Иванов Фофенов
Алексей Яковлев Александров
Илья Петров Фофанов

Винокуренные:
Иван Васильев Александров

Водочные:
Иван Васильев Александров

Пиво-медоваренные:
Иван Васильев Александров
Иван Тимофеев Вахрушев
Илья Тимофеев Вахрушев
Федор Григорьев Рылов в деревне Назаровской
Василий Андреев Кропачев в д.Анисимовской
Белослудцев Яков Николаев в д.Пупан
Лагунов Петр Александров в д.Лагуновской
Утробин Иван Демидов в д.Утробинской
Кропачев Андрей Демидов в д. Анисимовской
Кропачев Александр Демидов
Кропачев Михаил Давидов
Воробьев Сергей Осипов, в д.Бакулевской

Клееваренные:
Вахрушев Василий Парфенович, д.Малозавалинская
Салтыков Алексей Матвеев, д.Котовская

Железоделательные:
Главнохолуницкий и при нем вспомогательный завод Альфонса Филипова Козелл
Чернохолуницкий чугунноплавильный и железоделательный завод Поклевского-Козелл

Дегтярные:
Мокшинский в Реткинской волости Василия Филиппова Шуплецова

Кордяжская писчебумажная фабрика в Сезеневской волости Николая Александрова Платунова

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1235 лл.153-163

На фото: Слободской. Пароходы торгового дома Александровых у Демьянской пристани. Нач. ХХ века. Источник: https://tornado-84.livejournal.com/181166.html

 

Вятские города и веси в старинных описаниях. Еще одна версия происхождения названия города Яранска

В 77 верстах (по тракту) от Кукарки лежит, на р.Ярани, уездный город Яранск. Основан в 158 г., при Федоре Иоанновиче, как опорный пункт против волновавшихся луговых черемис. Тогда же возник и г.Царевосанчурск (в просторечии Шанчурино), теперь заштатный город Яранского уезда (на р.Кокшаге, в 56 ½ в. от Яранска). В Яранск в 1601 году был сослан, на непродолжительное время, Василий Никитич Романов. Имя Яранска местные интеллигенты выводят от черемисского ера «хорошо», но вернее от р.Ярань (на которой и стоит город), т.е. богатая ярами, глубокими местами.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

Редкий снимок: строительство новой колокольни в Яранске в 1870-е годы. Источник:http://yaransk.net/news/gal/1153-cherno-belyj-yaransk..


Назад к списку