Март: 1-15
Вятские былички: суседко
Это маленький старичок с большой бородой живет за печкой дома и в хлеве, на улице появляется людям в одиночку.
Рассказ:
«Ночью-то, если полюбит лошадь, то всю гриву косники исплетет, а ужо, если не полюбит, то всю пишшу уташшит, а лошадь-то голодная и останетча».
Вятский свистун (журнал вятского фольклора) – Киров 2001 г. № 116 с.6
Домовой в изображении художника Ивана Билибина
Эпоха - газетной строкой. Работа на лошадях в колхозах в конце 1950-х годов. Газета "Путь к коммунизму" 1958 год (Верхошижемье)
Третий рисунок из оричевской газеты 1955 года. Судя по ней, кинопередвижки тоже были "на конной тяге". Несмотря на сталинскую индустриализацию, даже в конце 1950-х годов тракторов и машин остро не хватало для всех колхозов огромной страны.
Вятчане прошлого в описаниях этнографов
…Вятчане очень сметливы и умны, хотя на вид и простодушны… Среди представителей других губерний, простодушный на вид и сохранивший старину вятчанин пользуется незавидною репутацией. О вятчанах сложилось почти столько же анекдотов и присловий, сколько о пресловутых пешехонцах. Доминирует название вятчан слепородами: вячкой слепень наехал на пень, да и кричит: своротитё (местное произношение); «эй, буди Ванчё, полезай на каланчё (= колокольню), буди богородичу ведут: в энотовой шубе, да и кольчё в губе» (вели медведя).
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904
Фото С.А.Лобовикова. Беседа двух вятчан на улице Николаевской города Вятки
Истоки. Халтурины – фамилия древняя
Починок Митюшки Шевнина. Во дворе Матюшка Елизарьев сын Шевнин с сыном Баженком. Баженка женат. Во дворе Филька Матвеев сын Шевнин с сыном Гришкою. Гришка десяти лет. Во дворе Офонька ХАЛТУРИН з детьми с Трифонком да с Левкою. Трифонко десяти лет. Левка году. У него ж живет брат его Ситка, а у Ситки сын Стенька дву лет…
Из дозорной книги посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов письма и дозора воевод кн.Федора Андреевича Звенигородского, Василия Терентьевича Жемчужниковаи дьяка Михаила Ординцева. РГАДА ф.1209 оп.1 д.1029 л.228 об.
На фото: в веке XX старинная вятская фамилия Халтурин, можно сказать, стала общероссийским брендом, увековеченная многократно в различных топонимах и памятниках...
Истории из семейных архивов
Снимок семьи крестьянина Вятской губернии, Яранского уезда, Троицкой волости, починка Дубник.
В центре фотокарточки - Крупин Василий Филиппович, 1873 г.р., потомственный портной. В 6 ревизии (1811 года) читаем: "...после 5 ревизии починка Дубник, в нем крестьяне поселившиеся ... обзаведен с 1796 года сего Кукарского приказа из починка Березника".
Абрам Максимов Крупин ... 69 лет и т.д.
Слева - супруга Крупина Анастасия Сергеевна. Девичья фамилия - Кочергина. Родилась в 1880 году в деревне Кочергинской, Ильинской волости, Яранского уезда.
Супруги обвенчались в церкви с. Мокино 26 января 1898 г. Точная дата переезда семьи в Челябинск, также как и запись о рождении старшей дочери Татьяны, не найдены. Могу только предположить, что произошло это после 1900 года и ребенок родился уже в Челябинске. На фотографии - это девочка слева с корзинкой в руках. Рядом с ней расположилась моя прабабушка - Мария, родившаяся в 1906 году. На руках матери третья дочь - Клавдия, 1911 года рождения.
Отталкиваясь от дат рождения детей, получается что снимок сделан примерно в 1912 году. Со слов родителей, Василий Филиппович достаточно быстро адаптировался на новом месте, преуспел в портновском ремесле в такой степени, что "весь высший свет у него обшивался". В 1914 году в семье родился долгожданный сын Владимир.
Мужчину слева на снимке идентифицировать не могу, но предполагаю, что это Степан Яковлевич Кошкин из с. Мокино, проживавший в это же время возможно в одном доме с Крупиными по ул. Оренбургской в Челябинске. В 1913 году он получил промысловое свидетельство на плотничные работы в Челябинской городской управе.
Последний снимок 1967 года - сестры Крупины: Татьяна, Мария, Клавдия.
Предоставлено Ириной Шаровой
С архивной полки. Вятские деревни в сельскохозяйственной переписи 1917 года: деревня Большие Шоры (Уржумский уезд)
По переписи в деревне 28 хозяйств.
Основные фамилии:
Редькины 10 хозяйств
Уфимцевы 4 хозяйства
Сентемовы 1 хозяйство
Усатовы 3 хозяйства
Сивковы 3 хозяйства
Кардаковы 2 хозяйства
Дружинины 1 хозяйство
Шигорины 2 хозяйства
Сорокины 1 хозяйство
Патрушевы 1 хозяйство
Машины
Веялка или сеялка: в 4 хозяйствах, в 2 в вскладчину на два хозяйства.
Молотилка с конным приводом: в 1 хозяйстве
Садоводство
Сады: 6 хозяйств
Хмель: 9 хозяйств
Скот
Лошади
Безлошадные: 10 хозяйств
1 лошадь: 16 хозяйств
2 лошади: 2 хозяйства
Коровы
Не имели коров: 9 хозяйств
1 корова: в 16 хозяйствах
2 коровы: в 3 хозяйствах
3 коровы: в 1 хозяйстве
По 1 лошади и 2 коровы: в 4 хозяйствах (вместе с с садами и хмелем)
По 2 лошади и 2 коровы: в 1 хозяйстве
Овцы: в 14 хозяйствах
Свиньи: в 9 хозяйствах.
Земля (в десятинах)
Безземельные: 1 хозяйство
1 десятина: 1 хозяйство
2 десятины: 6 хозяйств
3 десятины: 4 хозяйств
4 десятины: 1 хозяйство
5 десятин: 9 хозяйство
6 десятин: 3 хозяйства
7 десятин: 2 хозяйства
8 десятин: 1 хозяйство
9 десятин: 1 хозяйство
10 десятин: 1 хозяйство
Грамотность
Мужчин от 11 до 45 лет: 48
Неграмотных: 11
Грамотных: 28
Малограмотных: 7
У двоих ничего не указано
Женщин от 11 до 45 лет: 47
Грамотных: 13
Неграмотных: 34.
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.884
Примечание. Деревня Большие Шоры, уже на территории Лебяжского района, существует и в наши дни. Еще 20 лет назад это было очень большая деревня, длиной в несколько километров. В наши дни большая половина деревни уже нежилая...
Истоки. Походы русских князей на "безбожных болгар"
В лето 6728 (1220) Георгий великий князь, сын Всеволож, посла брата своего Святослава с полкы и воеводами на безбожные Болгары. И яко приде Святослав под град их Ошел, и изидоша из лодьи все полци пеши; видевши же сие безбожные Болгаре, скоро доспевши, ови на коних, а друзии пеши, устремишася на бой и изыдоша из града противу; наши же, силою креста честного укрепляемого, поидоша противу им стреляюще я; они же, забегше за плоть, бьяхутся крепко; наши же, рассекше плоть, вбиша я в град и отяша у них врата, и зажгоша град их, и взяша их на щит. И поможе Бог Святославу месяца июня в 15 день.
Лаврентьевская летопись // Труды Вятской ученой архивной комиссии - Вятка 1905 г. № 1
Примечание: великое царство Булгарское находилось на территории современного Татарстана и южной части Вятской губернии. Современные татары считают себя прямыми потомками древних булгар
В.И.Ленин о развитии лесной промышленности Вятской губернии и положении лесорабочих
В Слободском уезде, Вятской губ., считали 123 лесопромышленника («мелкие состоят большей частью подрядчиками у крупных», а последних только 10), а рабочих, занятым лесным делом, 18865 чел. с заработком по 19 ½ руб. на рабочего…, в 9 уездах Вятской губ. (из 11) считали ок. 56430 лесорабочих… Лесные работы принадлежат к наиболее дурно оплачиваемым; гигиенические условия их отвратительны, и здоровье рабочих подвергается сильнейшему разрешению; положение рабочих, заброшенных в лесную глушь, наиболее беззащитное, и в этой отрасли промышленности царят во всей своей силе кабала, truck system и тому подобные спутники «патриархальных» крестьянских промыслов. Приведем в подтверждение этой характеристики несколько отзывов местных исследователей… Вятские исследователи отмечают, что наем на лесные работы приурочивается обыкновенно ко времени взыскания податей, что забор жизненных припасов у хозяев сильно понижает заработки… «Как лесорубы, так и древорубы получают около 17 коп за летний день и коло 33 коп в день с лошадью. Такая ничтожная плата – недостаточное вознаграждение за труд, если вспомнить, что промысел этот выполняется при самой антигигиенической обстановке» и т.д. и т.д.
В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т.3, с.527, 528
Иллюстрация: карта лесов государственного значения Вятской губернии 1924 г.
Села Вятской губернии: село Пачи (Тужинский район)
Пачи, с., центр Пачинского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Тужа) 25 км., дата основания – 1731 г.
Село расположено на горе, в безлесной местности, при р.Ярани, уникальной является кедровая роща.
Церковь, деревянная, построена в 1731 г., в Пачинском приходе в 1780 г. значилось 10 населенных мест (150 дворов), среди них с.Пачи – 3 двора, Большие Пачи – 20, Малые Пачи – 22, Кидайсола (Кидалсоло) – 28. Всехсвятская церковь, каменная, построена в 1817 г., приход состоял из 40 селений, православных русских было 8652, черемис (мари) 844. В селе имелись волостное правление, церковно-приходская школа и земское народное училище (1868, ныне средняя школа), другое училище в д.Шелеметево (14 км. от Пачи). Население занималось хлебопашеством и отхожим промыслом в Сибири.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.505
На фото: село Пачи, церковь и школа. Фото с сайта "Родная Вятка"
Столыпинская реформа в Вятской губернии
Крупнейшей попыткой найти выход из аграрного кризиса была столыпинская реформа, для реализации которой Вятский край был выбран в числе 33 губерний, но реформа в крае шла вяло. По отчету губернатора Н.А.Руднева, к 1 января 1917 года лишь 24233 домохозяина, или 5 процентов дворов, перешли к частному владению землей площадью 300.3 тыс. десятин, а вместе с подворниками, получившими удостоверительные акты по закону 14 июня 1910 года, были реформированы 5.8 процента дворов и 4.4 - общинных надельных земель, что значительно ниже общероссийских показателей. Еще медленнее шло выселение на хутора и отруба. Если к подворно-наследственному землепользованию перешло 27 тыс. дворов, то хуторов и отрубов было образовано 4663.
200 лет Вятской губернии - 60 лет Кировской области (статистический сборник) – Киров 1996 г., с.55
Вятские слова и выражения: акулька и акуля
Акулька и акуля, ж. 1. О некрасиво одетой женщине. – Що ты, акулька, в старухиной оболочке пошла? – Кому на на меня смотреть =то? Корове що ли? / -Ак эсь акулёй вырядилася! – Да мода така ноне. 2. О неопрятной нечистоплотной женщине. Акуля, пробери хоть пол-от, месяч не мыванно. / - Куды ты такой акулькёй пошла? Пужало и пужало. – Живёт мне на полё-то.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.30
«Он называл ее «баба»…»: вятские женщины в старину и отношение к ним в семье и обществе
У женщины в семье была своя работа, в которую мужик не вмешивался, но и женщина мужскую работу не делала. Великая Отечественная война все смешала, все хозяйство легло на баб. Вряд ли жестко патриархальный стиль в отношениях между мужчиной и женщиной внутри семьи начала века нам сегодня понравится. Но для начала века он был естественным.
«Отношение с женщиной было самое простое. Муж говорил своей жене «ты», а она ему «вы». Он называл ее «баба», а она его по имени-отчеству. Когда он с ней заговаривал, она отвечала, когда он молчал, она не смела спрашивать. Жена своего мужа боялась, считала, что поставлен он над ней законом божеским. Мирному житью это ее не мешало. Грамоты мы не знали, учили грамоте, когда в колхоз вошли. Женщин-то в доме много было, семейно жили. Так свекровка-то у печи, а сноха и золовки поденно стряпали. А когда не стряпает, так прядет сидит. Никто без работы не оставался» (А.А.Пырегова, 1900).
В большинстве семей в отношениях между мужем и женой царили согласие и понимание. Но и применение силы (наказания) к жене чем-то чрезвычайным не считалось. Это тоже было нормой, но не для всех семей. «Хвостали мужики баб своих. Нахвощет отец мать, вытолкнет на мороз, а мне ее жалко, хоть и неродная. А отец отойдет немного погодя: «Зови!» А мать на печь залезет и не гукнет. Напротив нас дядя Сергей, как начнет, так выгонит всю семью на улицу. Одну только дочь Маньку любил. А уж позднее совесть появилась у них, не смели уж бить баб-то своих» (М.Н.Авдеева, 1920).
Считаться с мнением женщины в семье стали лишь с 30-х годов. «Женщины в семье, конечно, были бесправны, полностью покорялись мужу. У всех куча ребенков. У меня был дядя, так он, прямо сказать, издевался над своей женой. Однажды ехали мы из города: я, он с женой – с базара. Дядя купил новые лапти и отдал жене. «Положи», - говорит. Она оставила их на бревне, где мы сидели, отдыхали. Он прекрасно видел, что она забыла положить их в телегу, но ничего ей не сказал. Отъехали километров восемь, он и спросил: «»Где лапти?» Жена поискала, конечно же, не нашла. Дядя ссадил ее с телеги и говорит: «Иди пешком обратно и принеси!». Жена ушла обратно на базар, зная, что домой без покупки вернуться нельзя, наняла денег у знакомых, купила новые. Пришла обратно домой пешком. В 30-е годы женщины стали ходить на собрания, учиться грамоте, стали более самостоятельные. С ними стали уже больше считаться» (Н.П.Устинов, 1918).
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.109-111. Фотографии С.А.Лобовикова
Известные женщины Вятского края: Лидия Николаевна Никулина
Никулина Лидия Николаевна (7 (30) марта 1907 – декабрь 1962), мастерица дымковской игрушки, племянница и ученица Е.И.Пенкиной, внучка Е.В.Пенкиной; член Союза художников (1958). Родилась в г.Вятке. Участник областных, всесоюзных международных выставок (в т.ч. в Брюсселе, Японии). Игрушки Л.Н.Никулиной хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова. Их сохранилось сравнительно немного. Произведения, выполненные самостоятельно, обнаруживают оригинальную авторскую манеру мастерицы. Большинство ее произведений – для творчества Никулиной характерны фигурки небольших размеров (дамы, няньки, водоноски, скоморохи на козлах «в штанишках», медведи), им свойственен общий стиль; хрупкость, безопасность, скромное изящество.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.310
История города Орлова (Халтурина) в фотографиях
В 1965 году по городу Халтурину (Орлову) начал ходить регулярно автобус. Это событие для жителей города явилось новым, крайне удивительным и радостным событием. Даже мы, – школьники (с моими друзьями) не явились на урок в школу и несколько раз прокатились на автобусе из конца в конец города. Это был мой единственный пропуск занятий в школе. На фотографий: такие монолитные скамьи были установлены на всех автобусных остановках. С внедрением либеральной, рыночной системы хозяйствования в первую очередь исчезли именно эти монолитные скамьи. На снимке остановка “Райтоп", год 1970
Текст и фото Леонида Сорокожердьева
Создавал ядерный щит Родины
До последнего времени слобожане не знали о своем выдающемся земляке, советском государственном деятеле, генерал майоре инженерно технической службы Василии Алексеевиче Махневе (1904 1965). Его служба составляла государственную тайну, поэтому его имя было не на слуху, и даже высокие награды он получал под грифом секретности.
В 1941 1944 годах В.А. Махнев – заместитель наркома боеприпасов СССР, в 1945 1953 годах – начальник секретариата Специального комитета №1 при Государственном Комитете Обороны СССР, возглавлявшего работу над созданием ядерной бомбы. После 15 декабря 1945 года В.А. Махнев лично ввел режим секретности на все документы, связанные с ее производством. В 1949 году В.А. Махневу присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 1949 и 1953 годах он стал лауреатом двух Государственных премий СССР, также в 1944 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1945 году – орденом Кутузова I степени.
В.А. Махнев родился 4 декабря 1904 года в слободе Демьянка города Слободского. В то время она называлась деревней Демьяновской Стуловской волости Слободского уезда и насчитывала 15 дворов со 115 жителями.
В 1923 1926 годах В.А. Махнев учился в сельскохозяйственном техникуме и институте народного хозяйства. В 1926 1934 годах работал на различных должностях в системе рабоче крестьянской инспекции в городах Вятке и Горьком. В 1934 году он переехал в Ленинград, где устроился на работу в Комиссию советского контроля при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1937 году назначен уполномоченным Комиссии советского контроля при СНК СССР по Дальневосточному краю, в следующем году – по Хабаровскому краю. В 1940 1941 годах В.А. Махнев был заместителем председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР, а после ее преобразования – заместителем народного комиссара государственного контроля СССР. С 1941 года и до конца войны он являлся заместителем наркома боеприпасов СССР, одновременно заместителем члена Государственного Комитета Обороны Л.П. Берии.
В августе 1945 года при формировании управляющих структур Атомного проекта В.А. Махнев был включен в состав Специального комитета при Совете Министров СССР в ранге члена и секретаря (восьмой в списке из девяти человек). На Спецкомитет возлагалось руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана: развитие научно исследовательских работ, создание сырьевой базы по добыче урановой руды, организация промышленности по переработке урана, строительство атомно энергетических установок, разработка и производство атомной бомбы. Также В.А. Махнев входил в члены Технического совета Спецкомитета и был непосредственным участником создания советской ядерной бомбы.
На первом заседании Спецкомитета В.А. Махнев внес проект Постановления Государственного Комитета Обороны «О предоставлении Первому Главному управлению при Совнаркоме СССР помещений, выделении оборудования, автотранспорта, фондов продовольственного снабжения и т.д.».
17 декабря 1946 года И.В. Сталину был представлен доклад «О состоянии работ по получению и использованию атомной энергии», автором которого был В.А. Махнев. На обсуждение этого доклада к главе государства была приглашена группа ученых во главе с И.В. Курчатовым, а также члены Спецкомитета Атомного проекта, в их числе В.А. Махнев. Эхом этого совещания стало Постановление Совета Министров СССР от 21 июня 1946 года, которым, в частности, предписано «создать под научным руководством Лаборатории №2 Академии Наук СССР (академика Курчатова) атомную бомбу в двух вариантах: с применением плутония (вариант №1) и с применением урана 235 (вариант №2)».
Согласно легенде, именно В.А. Махнев являлся автором официального названия атомной бомбы – РДС 1. Придумать название ему поручил его непосредственный начальник П.Я. Мешик. Поручение было выполнено – предложено назвать первую советскую бомбу просто РД (Реактивный Двигатель). Но когда сделали макет бомбы, продемонстрировали ее Сталину и получили одобрение, то В.А. Махнев предложил добавить к названию РД первую букву имени вождя – РДС (Реактивный Двигатель Сталина).
В.А. Махнев был непосредственным участником проведения испытания РДС 1 на Семипалатинском полигоне. 28 августа 1949 года в 4 часа дня в мастерскую окончательной сборки был доставлен боевой плутониевый заряд и нейтронные запалы к нему. Около 7 часов вечера на полигон прямо к башне прибыли председатель Спецкомитета Л.П. Берия и его члены М.Г. Первухин и В.А. Махнев. Они ознакомились с ходом работ и объехали ряд площадок, затем отправились на командный пункт. Около 12 часов ночи они вновь приехали на поле и присутствовали сначала на работах по подъему изделия на башню, а затем на командном пункте вплоть до взрыва. В 7 часов утра 29 августа 1949 года был произведен первый в СССР ядерный взрыв.
После образования в 1953 году Министерства среднего машиностроения СССР В.А. Махнев работал в его Центральном аппарате начальником управления научно технической информации и международных связей Минсредмаша. С 1956 года – начальником Управления по научно технической информации и выставкам в Государственном Комитете по использованию атомной энергии, которое тогда называли еще Управлением по иностранным вопросам.
Скончался В.А. Махнев 15 июня 1965 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его жена Софья Александровна (1906 1972), уроженка города Хабаровска, покоится рядом с мужем. У них были сыновья Андрей и Василий. Возможно, у этого рассказа будет продолжение.
Было бы интересно узнать историю, как простой парень из слободского предместья стал создателем ядерного щита советской державы, который изменил мировой порядок.
Полный текст книги можно скачать бесплатно:
https://www.litres.ru/book/nadezhda-mokerova/istorii-..
Приобрести печатную версию можно у автора Надежда Мокерова или в редакции Газета "Центр Города Слободской"
Источник: Истории города С
Вятские деревни в прошлом и настоящем: слобода Зоновы
… Деревня казенная Молчановская (Зоновы).
1859-1873 – деревня казенная Молчановская (Зоновы) у Луковицкого оврага по левую сторону Ношульской проселочной дороги из города Вятки в 1м стане Вятского уезда (7 дворов, 50 человек).
1926 – д.Зоновы, Молчановская и Зоновы, Леонтьевская Мухинского сельского совета Вятской волости Вятского уезда ( по переписи населения - 20 хозяйств, 120 человек).
1939 – д.Зоновы Мухинского сельского совета Кировского района (по переписи населения).
1941 – слобода Зоновы Сталинского района (деревня вошла в черту города).
1958 – слобода Зоновы Октябрьского района г.Кирова (по реестру - южнее слободы Филейки и западнее улицы Цветной).
2015 – слобода Зоновы Октябрьского района ГО «Город Киров»» (по реестру).
Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.752
На фото: деревня Куртеевы на территории бывшей слободы. Фото Дмитрия Зонова. Источник: https://rodnaya-vyatka.ru/places/116670
Эпоха - газетной строкой. Известные воровки города Вятки
Задержание известной воровки. 24 декабря у крестьянки Афанасии Лихачевой, проживающей в доме Глухих, по Владимирской улице, у крестьянки Анисьи Лагуновой, - в доме Лбова, по Владимирской улице, и у крестьянки Александры Павликовой, проживающей в доме Пупырева, по Раздерихинской улице, обнаружено краденое имущество, состоящее из носильного платья, носильного и постельного белья и домашней утвари, доставленных, как оказалось, известной воровкой Ольгой Смирновой, которая задержана и в сыскном отделении созналась в совершенных ею кражах. Кражи она совершила в 10 местах в разное время из незапертых квартир, начиная с ноября месяца. Много отобранных вещей признаны потерпевшими за свою собственность и выданы. В сыскном отделении находится еще много невостребованных вещей.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 2
С архивной полки. Вятские деревни в материалах сельскохозяйственной переписи 1917 года: деревня Мертвецы (Уржумский уезд)
В деревне 19 дворов (хозяйств)
Из них: Блиновы 4
Редькины 14
Кривошеин 1
Сельскохозяйственные машины
Сеялка или веялка в 1 хозяйстве
Скот
Лошади
Безлошадных 6 хозяйств
13 хозяйств имеют по 1 лошади
Коровы
Без коров 4 хозяйства
1 корова – в 12 хозяйствах
2 коровы – в 3 хозяйствах
Хозяйств с 1 лошадью и 2 коровами - 3
Свиньи в 5 хозяйствах
Овцы в 9 хозяйствах.
Наличие земли в десятинах (с долями)
Нет земли - 2
1 десятина - 1
2 десятины - 1
3 десятины - 4
5 десятин - 6
7 десятин - 4
8 десятин - 1
10 десятин – 1 хозяйство
Грамотность
Мужского пола с 11 до 45 лет - 28
Неграмотных 20 (в основном 11-12 лет или старше 40)
Грамотных 8
Женского пола с 11 до 45 лет - 29
Грамотных 6. Остальные неграмотные.
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.929
На фото: местность, где когда-то стояла деревня Мертвецы. Снята с учета была в 1990 году, но еще спустя 10 лет на берегу реки Вятки можно было увидеть избушки былой деревни...
Великая Отечественная в судьбах вятчан. Встреча двух братьев
Война стала для многих разлучницей. И для братьев Курбатовых – тоже. А дело было так: в 1943 году семнадцилетний Александр Курбатов был призван в армию, на Дальний Восток, в Манчжурию стрелком 261 бригады. С декабря 1944 года он уже разведчик. Сколько было пережито! Александр потерял на войне лучшего друга, а на границе с Китаем и сам был контужен. От госпитализации отказался, выстоял, вопреки всему, не пав духом.
Война закончилась, а служба продолжалась. И надо же такому случиться: оказалось, пять лет они с братом Николаем были рядом, даже не зная об этом!
Однажды Александра Алексеевича Курбатова вызвали в штаб и спросили: нет ли у него родственника по имени Николай? В глазах у Александра потемнело, ноги подкосились, и он ответил, что есть: младший брат, только где он и что с ним, он не знает. Как гром среди ясного неба оглушило его известие, что Николай Алексеевич вот уже 5 лет служит в соседней части. «Готовы ли вы к предстоящей встрече?» - спросил командир. Была вызвана машина. Так и состоялась встреча двух братьев.
Только в 1950 году вернулись братья Курбатовы на родину.
Светлана Полушина. Встреча двух братьев // Наш край (Яанск) – 2005 г. № 8, с.39
Вятская хроника. Археологические находки в старину
1867 год – находка в Глазовском уезде кувшина из серебра со старинными монетами (арабскими) вотяком Лекомцевым. Нашедший получил от археологического общества премию в 600 рублей.
1868 год – находка крестьянином Е.Головиным в Яранском уезде на реке Пижме клада из серебряных монет XVI века.
1874 год – находка крестьянином Глазовского уезда Сюзевым серебряного блюда с изображением дракона. Императорская археологическая комиссия наградила крестьянина 200 рублями.
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.71-72
История вятских деревень в легендах: Ерсулино
Нам остается в них верить или искать факты из истории той или иной деревни, чтобы познать истину. Из записей краеведов 60-х годов: «История деревни Ерсулино».
«Деревня имеет такое название, потому, что когда-то в данном месте был богатырь по имени Ерсула, имя которого и дано деревне. Возникла она в конце XVIII века, состояла из небольшого количества домов с малым количеством жителей. Первые жители выбрали это место потому, что поверхность здесь ровная, рядом протекает речка, а вокруг деревни был лес. Люди жили и не знали, какие селения расположены недалеко от них. Но вот однажды они обратили внимание на то, что где-то раздается крик петухов. Пошли они на звук… Шли, шли и пришли в деревню, название которой Азансола. Деревня эта была в двух километрах от них, а они и не знали об этом».
Представляете, селение в глухом лесу, где кругом только дикие звери. Надо обживать территорию, раскорчевывать лес, распахивать землю. Такой рисуется картина возникновения многих деревень. Так ли это? Деревня Ерсулино – выселок из деревни Козминой, которая существовала еще в начале XVIII века, то есть за сто лет до возникновения Ерсулина. Врядли здесь были такие дебри, как описывает легенда. Рядом деревня Тужа, село Пижемское, деревни Кошканур и Азансола. Надо полагать, поля вокруг деревень были уже распаханы.
Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской. Родословие – Киров 2012 г., с.261
https://rodnaya-vyatka.ru/places/104867
Не забывайте рода своего...
Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома...
Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду...
Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями...
Не ищите власти, богатства, влияния...
Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт - в мере нужной.
А иначе станет вам скучно и тягостно жить...
Павел Флоренский. Детям моим. Завещание. (1917-1919 гг.)
Первый снимок из фонда Вятского епархиального архива. Второй снимок: ревизская сказка 1816 года. ЦГАКО
Тяга крестьян к книжному чтению в XIX веке
Как нам уже известно, у крестьян Вятской губернии во второй половине XIX века появилась тяга к образованию, хотя при этом основная масса крестьян оставалась неграмотной. В конце столетия крестьяне стали покупать книги и создавать домашние библиотеки. По данным земской статистики, в 80-е годы в Нолинском уезде, у крестьян в 88883 дворах имелось более 34 тысячи книг, в основном религиозного содержания. Первое место занимали сказки и песенники (781 экземпляр), затем – повести и рассказы (677 экз.), исторические книги (306 экз). Меньший интерес вызывали у крестьян книги по сельскому хозяйству (35 экз.) и по экономике (10 экз.).
Николай Романов. Власть и крестьянство – Нолинск 2018 г., с.74
Репродукция картины Виктора Васнецова "В книжной лавочке"
Природные памятники Кировской области: озеро Холуново
Старица реки Вятки в пойме правого берега ниже поселка Сидоровка. Гидрологический памятник природы. Взят под охрану в 1992 г.
Площадь с охранной зоной – 368, 9 га.
Основной объект охраны – акватория озера с прибрежной территорией.
Значение – рекреационное.
Назначение – средообразующее.
Лимитирующий фактор – антропогенный.
А.Н.Соловьев. Памятники природы города Кирова и его окрестностей – Киров 2012 г., с.24
На фото: озеро Холуново с птичьего полета. Фото Аркадия Олина. Источник: https://vk.com/wall-163751210_435
Истоки. Народы центральной России в IX веке
Первый русский летописец Нестор говорит, что в 854 году все народности, которых он знал, живут своей властью, лишь платя дань варягам: «Новгородцы свою власть имеяху, а кривичи, а меря свою и чудь своими владеху, и дань даяху варягам».
Далее говоря о народах верховий Волги, он заявляет: «Туде бос едят кривичи. Также на север от них на Беле озере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере – меря же». Тот же летописец, перечислив поселения радимичей по р.Сожу, указывает, что по низовьям р.Оки «где втечет в Волгу, мурома свой язык и меря свой язык и черемиса свой язык, мордва свой язык».
Далее идет повествование Нестора о совместной борьбе всех народностей, населявших центральную часть современной России с варягами: «Кривичи, словене и чудь и меря восташа на варяги и изгнаша варяги за море и не даша им дани, а почаша сами в себе володети».
Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.33-34
Назад к списку