Март: 16-30
Населенные места Вятского края: село Шешурга (Тужинский район)
Шешурга, с., центр Шешургского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Тужа) 39 км., прежнее название: Большешешургское, расположено при речке Лакинке, в местности ровной, лесной. «Шешурга» в переводе с удмуртского языка означает «жилище рода на реке».
В селе была церковь с двумя пределами во имя святых мучеников Федора и Лавра, деревянная, в 1872 г. построена каменная, приход состоял из 16 селений.
По данным переписи населения 1926 года, с.Шешурга – центр Шешургского сельсовета Шешургской волости, население 565 чел. (140 хозяйств); в сельсовете 12 населенных пунктов, число жителей 2194 чел. (447 хозяйств).
В 1933 г. в Шешурге открылась неполная средняя школа, преобразованная в 1939 г. в среднюю школу, в ней обучалось около 400 учащихся, в 1958 г. вновь стала неполной средней. Учительница начальных классов М.С.Зубарева (1889-1949) была удостоена ордена Ленина. В округе одно с.Шешурга.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.507
На фото: Школа в селе. Бывшее волостное правление. Здание 1906 года постройки
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/67941
Забытые обычаи: гостевание
Одним из наиболее любимых и распространенных видов досуга городского населения Вятской губернии считалось гостевание. Почти каждый день городской обыватель или ходил в гости сам, или принимал их у себя. Нанесение визитов означало оказание уважения хозяину, его чести и достоинству. В отношении нанесения визитов и приема гостей среди городского населения существовали определенные особенности: так, визиты наносились только по утрам, вечером же прийти в гости без приглашения было недопустимо. Вместе с тем представители третьего сословия ходили в гости в основном в праздничные и выходные дни или же в вечернее время, поскольку в будние дни они были заняты работой. Гостевание населения Вятской губернии также отличалось специфическими особенностями: в отличие от жителей столичных городов, было не принято приходить в гости к «людям, которых видели всего каких-нибудь пять минут и для которых ты представляешь пустое пространство». Помимо гостевания неотъемлимой частью досуга горожан являлись прогулки по городу и набережной, что было характерно для всей России.
И.В.Яковлева. Города Вятской губернии в период перехода от аграрной к индустриальной эпохе (вторая половина XIX– начало XX в.) – Киров 2019 г., с.148
Репродукция картины Н.В.Бельского "В гостях у учителя"
Из истории находки кладов на территории города Вятки
На днях в городе Вятке, около воскосвечного завода купца Казенина, был найден в крутом берегу речки Хлыновицы, мальчишками, шедшими купаться, клад, состоящий из старинных серебрянных, мелких монет. Живущие около этого места городские жители рассказывают, что в понедельник около 3 часов пополудни мальчики лет 8-13 лет пошли купаться на речку Хлыновицу и, соскакивая с крутояра (крутого берега) к речке, увидали, как за ними посыпались какие-то мелкие, заржавевшие, неправильно нарезанные «жестяшки».
Один из них, взяв целую горсть их, бросил в речку, полагая, что это оловяшки, а потом, рассмотрев их и найдя сходство со старинными деньгами, заявил об этом родителям. Так же сделали и прочие мальчики.
Большинство из найденных монет принадлежало к царствованиям Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и часть Федора (вероятно, Алексеевича), и Василия Иоановича (вероятно, Шуйского).
Всего было найдено таких монет, как полагают, до 2000 штук. Нашли золотую монету Елизаветы Петровны – «полтину» и, кроме того, другими неизвестными лицами, которых было на поисках 9 июля до 50 и 10-го – до 70 человек, найдено каждым от 1 до 10 штук. Тут же один мальчик нашел в числе прочих монет две медные монеты: одну французскую с изображением Наполеона, а другую татарскую или турецкую. Поиски монет происходили так: наполняли целое сито или решето песком и промывали его в речке; от этого в означенные дни нельзя было ниже от того места, где искали монеты, взять из речки Хлыновицы воды для самовара…
Вятские губернские ведомости – 1884 г. № 56
На фото: на реке около города Вятки. Фото С.А.Лобовикова
Новая рубрика: наши обычаи. О татарской свадьбе (из воспоминаний А.В.Фищева во время второго похода в Москву в 1892 году)
…Две ночи ночевал у татар. В последнем случае дома находился молодой татарин лет 18. По –русски он говорил довольно сносно. Я его спросил, где его родные. «Они на свадьбе, - ответил он, сегодня меня женят».
«Почему же ты дома, если тебя женят?» - с удивлением спросил я. «У нас жених на свадьбе не бывает, невесты своей не видит, потому что она все время находится под покрывалами».
«Но как же вы берете, не зная, какая она, и может быть – безобразная? – продолжал я с удивлением спрашивать.
«Мы верим свахе, которая ее знает и расхваливает, говорит, что хороша и работяща» - разъяснил он.
Но бывает и так: сватают красивую, молодую, а привозят вместо нее старшую сестру. Тогда возникает скандал и, чтобы уладить дело, тесть дает за невесту много приданного. Жених мирится.
А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г., с.36
Эпоха - газетной строкой. Открытие библиотеки как народный праздник
Открытие библиотеки. 1 января состоялось открытие библиотеки в селе Русском, Вятского уезда, земской библиотеки-читальни . На открытие библиотеки присутствовал в качестве представителя земства, заведующий отделом народного образования А.Е.Иорданский (временно исполняющий обязанности заведующего внешкольным образованием).
Население отнеслось к открытию библиотеки с живейшим интересом. В первый же день перебывало до 40 читателей.
Северное слово - 1915 г. № 2
Интересно, а есть ли сейчас библиотека в селе? Если есть, то в следующем году ей исполнится 110 лет...
На фото: село Русское и его церковь в наши дни. Наш альбом https://vk.com/album-77057653_231033201
С архивной полки. Вятские села и веси в документах статистики: слобода Кукарка в 1859 году
429 дворов. Жителей 1561 мужского пола и 1702 женского.
4 каменные православные церкви, 3 ярмарки: Ивановская с 26 августа по 19 сентября, Никольская с 6 по 20 декабря, Рождественская 23 и 24 декабря, каждонедельные, по воскресным дням и четвергам, базар. Удельный приказ, больница удельная, сельское училище удельное, ремесленное заведение удельное, пристань со складочными амбарами, винный подвал, 2 соляных магазина, 2 питейных дома, 2 солодовни, 3 кирпичный завода, 1 свечной и 3 пряничных завода. 2 фаса каменных и одне деревянных лавок, запасной хлебный магазин, удельная земская станция.
Список населенных мест Яранского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.76 л.90
На фото: так выглядела слобода Кукарка спустя полвека (на дореволюционных открытках начала XX века)
Эпоха - газетной строкой. Социалисты-революционеры
В помещении земской управы состоялось собрание группы социалистов-революционеров. Присутствовало 26 человек. Решался ряд тактических вопросов, вопрос о праздновании Первого мая. Был избран Временный Комитет для решения всех партийных вопросов.
Кама (Сарапул) – 1917 г. от 10 апреля
Храмы Вятского края: Преображенская церковь села Зашижемье
Приход существует с 1769 г. (образован из Васильковского, Касинского и Верхошижемских приходов). Прихожане обратились с просьбой (выборные от них: Василий Бушуев, Исаак и Ермила Светлаковы) о построении вновь деревянной церкви во имя Преображения Господня с приделом Архистратига Михаила.
Храмозданную грамоту подписал Епископ Вятский и Великопермский Варфоломей 6 мая 1769 г. Грамоту принял священник Богородицкой церкви с.Васильково Димитрий Трапицын.
Вторая храмозданная грамота на построение каменной церкви дана в 1805 г. Преосвященным Серафимом, по прошению священника Гавриила Лучинина и приходских людей. В каменной церкви добавляется придел Рождества Христова.
Церковь построена в 1820 г. Храм величественен. Хотя он и закрывался, но участь разрушения его миновала. Сохранилась и ограда вокруг церкви: на опочном цоколе с круглыми точеными из опоки столбиками, забранными ажурной кованой решеткой. В 1910 г. служил священник Зарницын.
Была деревянная часовня Быковская. Церковь ныне используется по назначению.
Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области (сборник материалов) – Советск, Киров 2014 г., с.98
Источник фото: https://sobory.ru/photo/311330
Истоки. Из переписных книг XVII века
Стан Чепецкой, а в нем:
В Усть-Чепецком приходе на погосте на церковной земле церковных причетников 4 двора, а людей в них 7 человек. В церковной деревне 2 двора, а людей в них // 3 человека. На погосте ж на церковной земле на оброке бобыльских 34 двора, а людей в них 43 человека. На погосте ж на государеве земле на оброке бобыльских приходцких крестьянских и половничьих и бобыльских 186 дворов, а людей в них 258 человек. И обо - // (л.12) ево опричь церковных причетников 281 двор, а людей в них 381 человек.
Источник: Перечневая книга и денежный окладной разрубный список вятской десятины по материалам переписи писца Т.Ф.Караулова 1653-1654 гг. // В.Федяев. Писцовая книга 5 вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Вятка 2019 г., с.41
Деревни Вятского края
В Кировской области есть две реки с названием Суна (правый приток р. Вои в Сунском районе и правый приток р. Косы в Фалёнском, Зуевском районах), и два села с одноимённым названием. Но была ещё и деревня с названием СУНСКОЕ! Да еще не одна! Было Сунское 1, Сунское 2, обе деревни стояли по берегам речки Суны недалеко от её истока. На одном берегу селились удмурты, на другом русские.
Исторически эти деревни составляли одну часть Сунского (Вверх по Суне). И 02.09.1963 г. объединены в единый н.п. Сунское (Опубликовано вс, 28/02/2021 - 19:42 пользователем ru-danko на Краеведческом портале «Родная Вятка»).
Это моя самая малая родина, потому как родилась я в 1962 году в роддоме села Талица Фалёнского района, и первые три года вместе с родителями проживала в Сунском 1.
В 1965 году родители уезжают в посёлок Уни, который стал моей второй родиной. Здесь я закончила школу, работала, вышла замуж и родила сына. В родное Сунское приезжали часто, на лето нас с братом отправляли на некоторое время к бабушкам и деду, когда деревня опустела – за грибами, ягодами, и просто «душу отвести», тянуло всегда.
В семейном архиве сохранились фотографии прошлого деревни и её жителей.
(1 фото - схема деревни Сунское, оформляла её самостоятельно, мама помогла с фамилиями жителей деревни, это время приходится на 70-е годы XX века.)
(2 фото - общая фотография колхозников, сделана скорее всего на фоне конторы, где проводилась разнарядка. На фото моя бабушка - Брызгалова Агриппина Лаврентьевна, нижний ряд - вторая слева).
(3 фото - это тропинка в Сунское 2)
Текст и фото Светланы Целоусовой
Зеленин Д. К. "Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края
Данная книга представляет из себя этнографический очерк-путеводитель по Прикамью, основанный на личных наблюдениях, предшествующих публикациях, литературных описаниях и архивных данных. В работе автор разработал и реализовал собственную исследовательскую методику - описание населенных пунктов по строгому плану: общие исторические сведения от основания до современности, численность жителей, этнический состав, религиозная принадлежность, основные занятия и достопримечательности, сведения об обычаях и обрядах.
За пригорком палевым деревенька брошена,
Окна заколочены, тишина, покой,
И луга зелёные, сколько лет не кошены,
А кому косить-то?...ни души живой…
У крыльца ступенечки пылью припорошены,
Ох, вздыхают тяжко, только тронь ногой,
Под дубком скамеечка на бок перекошена,
А кому сидеть-то?...ни души живой…
Враг ли, друг ли,- заходи, дверь с петелек сорвана,
Безнадёга жуткая в конуре пустой,
Где дворняга верная? С мясом цепь оборвана,
Охранять-то некого…ни души живой…
И гнездо с шеста давно, буйным ветром сброшено,
Только вот по-прежнему раннею весной,
Прилетают аисты в уголок заброшенный,
Но встречать их не кому…ни души живой…
На погосте стареньком тропки не прохожены,
И кресты едва видны из травы густой,
Холмики убогие к пасхе не ухожены,
А кому ухаживать?...ни души живой…
…за пригорком палевым деревенька брошена,
Окна заколочены, ой, хоть волком вой…
И ночами лунными звёздочки-горошины,
Хороводы водят грустно над рекой….
Александр Королев
Вятский край в описаниях старинных статистов: река Быстрица и ее берега
По реке Быстрице имеется очень незначительное количество заливных сенокосных лугов. Это объясняется тем, что берега Быстрицы или возвышенны или покрыты лесом. Только незначительная часть берегового пространства настолько низменна, что весенние воды заливают недели на 2 именно здесь сенокосные луга, чем и придают их характер заливных лугов. Быстрицкие сенокосы чисты, ровны, дают укоса от 100 до 120 пудов с десятины.
Материалы по статистике Вятской губернии. Том 4: Вятский уезд - Вятка 1888 г., с.68
На фото: на реке Быстрице в наши дни. Источник: https://vsegda-pomnim.com/reki/3969-reka-bystrica-50-.. По ссылке можно посмотреть и другие фотографии ее окрестностей
Эпоха - газетной строкой. Как вятская зима влияла на заработки крестьян
Погода и заработки (Копкинская волость Малмыжского уезда). Минувшая зима была теплая и малоснежная. Снегу грудно пало между 24 декабря 1916 года и 10 января 1917 года. С 12 же января до 20 февраля 1917 года погода стояла морозная. У многих овощи и другие съестные продукты застывали в подпольях. В общем снега до сих пор лежит умеренное количество - ни тонко, ни толсто. А это положительно для лесорубных и извозчичьих работ. Работы же особенно лесорубные очень выгодны. Например, некоторые работники по обтеске брусьев зарабатывают до 25 рублей в день. Наиболее велики заработки лошадных домохозяев в рабочем возрасте. Есть такие крестьяне, которые век свой изжили, а какая есть сотельная – не видали. Ныне же, кто работает брусья, у тех сотенные билеты нередкость. Но многие из лесорубов жалобятся на дороговизну и скупость овса, так как лошадь без овса не повезет ни брусьев, ни воза с товаром; некоторые уже теперь продумывают, где они достанут овса для обсеменения яровых полей.
Крестьянское слово (Вятка) - 1917 г. № 16 от 7 марта
На фото: вятская зима на фотографиях С.А.Лобовикова
С архивной полки. Помещики Кутузовы и их крепостные
Ревизия 1834 по помещичьим людям помещика прапорщика Луки Иванова Голенищева Кутузова, писанных по 7 ревизии за покойной матерью поручицею Ольгой Голенищевой Кутузовой в деревне Онтонково Уржумского уезда
Степан Фадеев 58 лет
Степана Фадеева сын Давид 34 лет
Давида сын Никифор 9 лет
Давида сын Михаил 2 лет
Прохор Фадеев 21 года по прежней ревизии/отпущен на волю в 1834 г.
Прохора Фадеева сын Василий 5 лет
Прохора Фадеева сын Порфирий вновь рожденный
ЦГАКО ф.176 оп.2 д.897 лл.260 об.-261
Здесь нужно указать, что все жители деревни хотя и относились к удельному ведомству, но в деревне жили и крепостные. По «Ревизия 1834 по помещичьим людям помещика прапорщика Луки Иванова Голенищева Кутузова, писанных по 7 ревизии за покойной матерью поручицею Ольгой Голенищевой Кутузовой в оной деревне» в деревне проживало две семьи крепостных– Степана Фадеева с сыном Давидом и его двумя сыновьями, и Прохора Фадеева с двумя детьми. Сообщалось, что в 1834 году Прохор Фадеев был «отпущен на волю», но его два маленьких сына считались крепостными . Здесь не совсем понятно, Фадеев была фамилия или отчество; если отчество, то скорее всего, это были местные марийцы, имевшие общего отца – Фадея, и фамилий в то время еще не имевшие. Примечательно, что в «клировых» ведомостях крепостные не указывались. Церковники перечислили старообрядцев, но крепостных не записали, вписав всех православных в общую графу удельных крестьян.
В поздних источниках упоминается, что в деревне проживали в том числе и бывшие помещичьи крестьяне, т.е. потомки крепостных Кутузовых продолжали жить в этой деревне.
Другой вопрос - имела ли отношение Ольга Голенищева-Кутузова к известному полководцу? В многочисленной ветви Кутузовых-Голенищевых упоминается Голенищева-Кутузова Ольга Александровна [1811 - ?]. Возможно, она и владела крепостными в далекой вятской деревне....
Святыни Вятского края. Часовня в честь Марии Убиенной (Яранский уезд)
В 4 верстах от Кукарки в дер.Ледово есть очень старинная часовня, в которой 16 июня совершается празднество. К этому дню стекаются сюда многие тысячи богомольцев, как русских, так и черемис. Служат молебны Богоматери и панихиды по некоей Марии Убиенной. Последняя, очень таинственная личность, представляется в народном сознании святою. В 1834 г. произведено было следствие по этому поводу, вызванное запросом местного исправника; но история празднества выяснилась мало. Из донесения преосвященного Нила 1838 г. узнаем лишь следующее: Около деревни Ледово, на берегу р.Пижмы, находится часовня, а неподалеку стоит крытый на столбах как бы памятник, в котором по временам совершаются поминовения по усопшим. Исторических сведений о построении часовни не сохранилось. По народному преданию, тут был некогда убогий дом, где благочестивые христиане находили для себя пристанище. При доме было кладбище, где хоронились убитые и потонувшие в реке. Однажды на убогий дом напали черемисы и убили, между прочим, священника, павшего в церковном облачении. Тогда и был воздвигнут памятник. Часовня же, по народной молве, построена по случаю чудесного прекращения заразной болезни в соседних деревнях, после молитвы населения перед иконою Смоленской Божией Матери. Тогда же дан был и обет ежегодно принимать на этом месте икону Богоматери. В первую субботу после Троицы сюда стекаются массы народа для поминовения умерших.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904
На фото: в советские годы часовня была уничтожена, но не так давно в черте города Советска была восстановлена восстановлена другая часовня на Смоленцевском ключе, а от часовни Марии Убиенной осталась только плита и часть фундамента (фото в комментариях)
Старообрядческие храмы Вятской губернии и их иконописцы (воспоминания)
…В губернском городе на пожертвования прихожан строилась моленна. Только один купец Зонов Денис Фадеевич добровольно положил на это святое дело огромную сумму – 25 тысяч рублей. В это же время строилась моленна в Уржуме, и мы написали для нее несколько икон. Руководителем этого дела был Попов Александр Александрович, нашего крылоса (клироса) человек. Но с заказами к нам не торопились, мы временно оказывались без дела.
… В начале осени 1906 года из Вятки прибыли к нам два незнакомца. Они привезли предложение тамошних единоверцев написать для вятской старообрядческой моленны иконостас. Работа предстояла серьезная и нескорая. Иван Васильевич, мой учитель, подумав, согласился взять этот подряд. Он, чувствовалось, соскучился по большой работе.
Александр Минин. Мы, Минины… (очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина (1887-1967), написанных в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти 2007 г., с.47
На фото из той же книги: Уржумская моленна в 2000-е годы. Снимки автор сделал уже после ее пожара
Храмы Вятского края: Александро-Невская церковь села Верхолемского (Унинский район)
Верхолемский приход открыт по Указу Святейшего Синода от 19 июня 1892 г. за № 2506. Приход был сравнительно небольшим. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Сосновское, Уть и Пышкет: с.Верхолемское, д.Сосновская, д.Мокрушинская, д.Щербаковская, д.Борисовская, д.Беспёртовская, д.Гагарская, д.Лемская, д.Лукононская, д.Симоновская, поч.Сапеги, поч.Барабановский.
Деревянная церковь построена на средства прихожан с одним престолом в 1892 году и освящена в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского. По данным 1909 года в приходе было всего 1656 прихожан, из которых 780 мужчин и 876 женщин. В округе проживало много раскольников. Церковной земли 40 десятин. Причт церкви села Верхолемского состоял из одного священника и одного псаломщика. Священническая вакансия с 1909 года оставалась некоторое время свободной.
По поводу строительства Верхолемской церкви существует такое предание. В 80-е годы 19 столетия богатый владелец Луконинской мельницы Михаил Максимович Бельтюков и зажиточный крестьянин Петр Агапович Князев из деревни Борисовцы, обратились с челобитной к царю Александру, разрешить отдать под церковь земли в верховьях реки Лемы.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь, Александро-Невский храм в Верхолемье был закрыт и длительное время использовался как хранилище для зерна.
В 1922 году в церкви разрешили совершать богослужения. 9 марта 1930 года 26 верующих Верхолемской православной общины из 10 близлежащих деревень подписали обращение в райисполком о перерегистрации общины. Но своим решением от 6 октября 1933 года райисполком запретил совершать богослужения в церкви.
Постановлением от 22 марта 1940 года церковь закрыли, а в 1941 году решением от 24 марта здание передали Унинскому райпищекомбинату и перевезли в Уни.
Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2006 г., с.41
К сожалению, до нас не дошли фотографии, которые могли бы передать внешний и внутренний вид этого храма, но мы можем полюбоваться и через сто лет на интерьер соседних церквей Глазовского уезда. На снимках: внутренний вид церквей сел Святогорье, Северское, Тортым и Укан
Вятские хроники. Сельские буяны
4 декабря. Крестьяне соединенного схода Ижевско-Нагорной и Заречной волостей Сарапульского уезда, обсуждая вопрос о том, что некоторые молодые люди села Ижевска ведут себя крайне непристойно, производят буйство, выбитие окон, а главное, вооруженные ножами, кинжалами и огнестрельным оружием, нападают на мирных обывателей и дозволяют многие другие бесчинства, постановили всех буянов, как вредных для населения, предавать в руки правительства.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1907 г. - Вятка 1906 г., с.77
С архивной полки. Повальные болезни прошлого: «тифозная горячка»
В первой половине июля 1888 года Нолинского уезда в некоторых селениях Бородской и Ворсинской волостей появилась на людях болезнь «тифозная горячка», которой заболело 32 человека. К прекращению этой болезни приняты медицинские меры.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1158 л.64
На рисунке того времени: земская больница в Российской Империи
Истоки. Отдельные слободы и деревни вокруг города Хлынова в начале XVII века
Слободы
Дымково. За рекой – основана переселенцами из города Великого Устюга между 1489 и 1499 гг.
Владимирская. Начало ей положил первый оброчный двор на продолжении улицы Бритовской между острогом и оврагом Малая Засора.
Всехсвятская. На Московской дороге.
Вшивая (Вчивая). Первым ее двором стал оброчный двор Ивашки да Матюшки Воронцовых на речке Дехтярице, за старым руслом реке Вятки.
Заоградная монастырская. Быстро разрасталась на правам берегу оврага Засора.
Деревня Семеновская. Появилась на бывшей Семеновской пустоши, ставшей собственным монастырем.
Деревни, принадлежавшие разным владельцам, кольцом опоясывавшие город:
Денисовская
Митюшинская
Ананьевская
Золотаревская
Петрушинская
Никольская
Пушкаревская
Шмаковская
Соловьевская
Пескишево
Рублевская
Алешинская
Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.716
Источник иллюстрации: https://shareslide.ru/mhk/prezentatsiya-po-izobrazite..
С архивной полки. О случаях людоедства в годы Великой Отечественной войны
Не так давно мы публиковали фотографию 1922 года людоеда из Марийской Автономной области. К сожалению, никаких сведений об этом человеке в архивных документах не сохранилось. Нет никаких данных и в издании "«Голод в Марийской автономной области в первой половине 1920-х годов: документы и материалы». Сохранилась только фотокарточка, сделанная американцами, которые делали в 1922 году в Марийской области эти уникальные фотографии. Что делали здесь американцы, тоже не совсем понятно. Видимо, помогали голодающим и заодно их фотографировали...
Случаи голода были нередки и в другое страшное время - во время Великой Отечественной войны. Обратимся к архивным документам. Из секретного спецдонесения облпрокуратуры в прокуратуру СССР и СССР:
«3 июля 1944 года в 18 часов Клюкина П.А. 60 лет и ее дочь Абатурова В.В., 1916 года рождения, в своей квартире в городе Кирове совершили убийство девочки 9-10 лет (личность ее установить не удалось) «с целью употребления в пищу». При производстве расследования обвиняемые признались в совершении еще 4 убийств малолетних детей – 2 девочек и 2 мальчиков, занимавшихся нищенством, которых уводили с рынка под предлогом устроить няней или на воспитание. Трупы убитых детей употребляли в пищу. Сама Абатурова не бедствовала, она работала штамповщицей в горпромкомбинате, получала хлебные карточки, имела 2 малолетних детей….
Таким же промыслом занимались Кудрявцева и Шуклина, тоже жительницы Кирова. Первая, грузчик в «Заготзерно», была матерью 2 девочек 7 и 10 лет. Вторая там же, но в последнее время не работала, имея ребенка в возрасте 1 год и 7 месяцев…» Источник: Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.19
На фото: статистика людоедства по городу Ленинграду. К сожалению, такие случаи имели место быть и в городе Кирове...
Вятские села и деревни на страницах дореволюционных газет: Верхошижемье
Село Верхошижемье Орловского уезда. Орловский уезд тянется в длину около 300 верст. И город лежит в центре уезда. Население уезда главным образом занимается земледелием, как и в прочих уездах Вятской губернии. Южная часть его находится в отдалении от города, отчасти земскими мероприятиями по улучшению сельского хозяйства ей затруднительно пользоваться. Ввиду этого Орловская управа открыла в селе Верхошижемье сельскохозяйственный склад. Село Верхошижемье находится в 70 верстах от города и является центром южного района Орловского уезда. При складе имеются сельскохозяйственные орудия и машины, а также семена трав и улучшенные семена хлебов, так что теперь всякому желающему не представляется никаких затруднений по улучшению сельского хозяйства. Здесь же в Верхошижемье проживает сельскохозяйственный староста для содействия крестьянам по улучшению сельскохозяйственного промысла.
Вятская газета - 1900 год № 27
На фото: село Верхошижемье в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"
Истоки. Малоизвестные писцовые книги Вятского края
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении крестьян и служилых людей
Многие вятские писцовые книги XVII века уже известны нашей общественности. Большая часть из них была опубликована еще в начале XX века в "Трудах Вятской ученой архивной комиссии". Некоторые становятся известны благодаря кропотливому труду современных историков. Например, в 2018 году Валерием Федяевым была обнаружена Писцовая книга 5 Вятских городов, или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года. Публикуемый документальный источник представляет собой итоги материалов несохранившейся переписи Вятской десятины писца Т. Ф. Караулова 1653—1654 гг., проведенной по инициативе Патриаршего казенного приказа. Эта писцовая книга была опубликована отдельной книгой.
К сожалению, есть еще такие писцовые книги, которых нет в наших вятских фондах, и их еще предстоит найти будущим исследователям. Вот один из примеров. В 1906 году в "Трудах Вятской ученой архивной комиссии" была опубликована "Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Уржум воеводе Я.И.Ларионову с повелением предоставить по прежнему во владение Трифонову Монастырю землю между рр.Чепочкою и Буею, а игуменам Чепочкинским велеть не вступаться в эту землю. 1690 года октября 3 дня". Грамота интересна тем, что в ней упоминается уржумская писцовая книга Михаила Поздеева и Ивана Подьячего 1686/1887 гг. В этой книге упоминаются деревни Уржумской округи; часть из них опубликована в данной грамоте, но не все... К сожалению, ни в "Трудах...", ни в каком-либо другом издании в Областной научной библиотеке имени Герцена этой писцовой книги нет. Искать ее нужно в центральных архивах. Причина здесь и в том, что составлялись писцовые книги московскими писцами и подьячими. Поэтому и искать их нужно по месту их хранения - в Москве, в Российском архиве древних актов и других подобных спецхранах ...
Эта писцовая книга могла бы стоять посредине между "Переписной книге Я.М.Толочанова и А.Фаворова" 1646 года и переписью уржумских деревень 1722 года. Благодаря ей можно было бы точнее уточнить, какие уржумские деревни появились в период между 1646 и 1722 годами...
На фото: разворот писцовой книги XVII века
Эпоха - газетной строкой. Когда коза была редким животным
Просматривая карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года, можно сделать определенный вывод, какие животные в ту пору имелись в хозяйствах вятских крестьян, а каких не было вовсе. Практически везде имелись: лошади, коровы, овцы и свиньи. А вот козы встречаются очень редко. Не случайно в 1917 году в газете "Крестьянское слово" (Вятка) была опубликована заметка вятского крестьянина следующего содержания: "О разведении коз (Котельничский уезд, Красавинская волость). Среди вятского крестьянского населения – козоводство стоит на точке замерзания. Козы встречаются очень редко. Крестьяне даже недолюбливают их. Между тем коза полезна, особенно в бедных хозяйствах. Молока она дает сравнительно много и молока питательного и здорового. Больные грудью даже лечатся козьим молоком. Надо заметить, что ни одна корова не оплачивает свой корм как коза: корова в среднем дает в год 125 ведер молока, а коза – 80 ведер; корова в сутки требуется корму - 50 фунтов, а козе – 9 фунтов; летом же козу прокормить – ничего не стоит. Ф.Зайцев".
К этому можно добавить, что практически нигде не упоминается в сельскохозяйственной переписи домашняя птица - ни куры, ни гуси, ни утки. Неужели крестьяне их в то время даже не держали? Либо они просто не учитывались, также как собаки и кошки...
Иллюстрация: репродукция картины Н.А.Богатова "Любимая козочка"
С архивной полки. Какие сведения требовались, чтобы стать жандармом?
Петроковское губернское жандармское управление. Отдел 1.
9 августа 1908 г.
Начальнику Вятского губернского жандармского управления
Сверхсрочно служащий старший унтер-офицер 8 стрелкового полка, происходящий из крестьян деревни Тихоновской Федосьевской волости Слободского уезда Вятской губернии, Василий Сорокожердьев просит о принятии его на сверхсрочную службу во вверенное мне Управление; вследствие сего прошу сообщить мне нижеследующие сведения о личности названного нижнего чина:
1. О политическом благонадежности
2. Не замечался ли в предосудительных поступках
3. Соответствует ли жандармской службе по своему умственному развитию и нравственным качествам.
4. Холост или женат и в последнем случае какого вероисповедания его жена, причем если православная, то не из католичек ли принявшая православие.
5. Есть ли у него дети и сколько их.
6. Имущественное положение его и жены.
Начальник управления
Полковник (подписи)
ЦГАКО ф.714 оп.1 д.824 лл.163-163 об.
Истоки. Уржумский посад и уезд в 1646 г. по переписной книге Я.М.Толочанова и А.Фаворова
Починок Пенбинский. 6 дворов
Починок Пенбинский, а в нем: во дворе Тимошка Дмитриев сын Щелчков. Во дворе: Гришка Филимонов сын Болтин. Во дворе: Сенка Микитин сын. Во дворе: Кондрашка Ортемьев сын Петров, у него сын Пронка. Во дворе: Левка Парфенов сын Болиголов, у него сын Олешка. Во дворе: Феонка Дмитриев сын Щелчков. И всего в деревне Бую, да в деревне Сардинской, да в починке Пенбинском 15 дворов крестьян, а в них 15 человек крестьян да их детей и братьи и племянников 27 человек.
Труды Вятской ученой архивной комиссии – Вятка 1906 г. № 3-4 с.34
Примечание. Любопытно, что возникшая намного позднее деревня Антонково Уржумского уезда носила первоначально двойное название - Пеньба/Антонково. Одной из самых распространенных здесь фамилий стали Щелчковы. Можно предположить, что основателями деревни стали выходцы из первой Пеньбы...
Театральные хроники города Вятки: 1917 год
Январь 2 – в железнодорожной школе состоялся благотворительный спектакль при участии Щеголева (влончель) и В.А.Шевелевич.
Январь 30 – состоялся концерт Н.А.Шевелева (баритон), в исполнении которого прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов.
Февраль 5 – в Вятском епархиальном училище прошел музыкальный вечер при участии хора воспитанниц под управлением Ф.Рогова. В их исполнении прозвучало несколько номеров из оперы Глинки «Жизнь за царя».
22 – в городском театре состоялся третий камерный вечер вятского отделения ИРМО при участии А.И.Плескова, В.С.Цветикова, А.Ф.Вербова и Г.Г.Шерхен. В их исполнении прозвучал «Квартал с moll» Бетховена, а также «Легенда» и «Мазурка» Венявского, Концерт для виолончели с оркестром Сен-Санса и Трио Мендельсона.
Март 5 – во второй мужской гимназии прошла лекция для учащихся на тему «Русские народные обрядовые и бытовые песни», на которой принял участие хор учеников гимназии.
Лолита Брандобовская. Музыкальная культура города Вятки конца XIX – первых десятилетий XX века – Киров 2003 г., с.142-143
На фото: театральное представление в Вятском женском епархиальном училище. Фотофонд Вятского епархиального архива
Вятские села и деревни: Лазарево (Уржумский район)
Лазарево. Церковь одноименного сельского совета. Село своим названием обязано также владельцам винокуренного завода. Основал завод вблизи речки Ройки Лазарь Павлович Матвеев в 1834 году. Сам завод и слободка, где жили рабочие, стали называться Лазаревским заводом, позднее наследники Лазаря Павловича Матвеева выстроили в селе церковь, которая была освящена 5 июня 1899 года во имя святого преподобного Лазаря Галисийского. С тех пор селение получило статус села и за ним закрепилось название – Лазарево.
Уржумская старина № 1 1991 г., с.6
Из истории театра в Вятской губернии. Театральный кружок города Вятки и его деятели (воспоминания)
В первый же год, как мы приехали в Вятку, мы сошлись с кружком любителей драматического искусства, вернее не кружком, а группой любителей, случайно сплоченных любовью к сцене, без всяких обязательств. Во главе кружка выдавались супруги Шубины, Василий Александрович, правитель канцелярии губернатора, хозяйственный распорядитель общества владельцев театра, потому по своему положению много содействовавший устройству спектаклей. Принимал он и лично участие, играл роли купцов и резонеров. Человек он был, что называется, с весом во всех отношениях, супруга его, Анна Федоровна, особо тучная не менее его, играла комические роли старух. Оба они были пожилые. Любили они друг друга примерно. Это были неразлучные Филемон и Бавкида. Всюду только вместе. Если она играет, а он нет, то он суфлирует. Звали они друг друга «папочка» и «мамочка», детей у них не было. Очень любили играть в винт, играли в клубе и дома. Она позволяла иногда говорить: «Папочка, я сказала бубны». Значит, понимай и не смей перебивать, что вызывало иногда улыбку и замечания партнеров. Когда он умер, она плакала и шептала: «Папочка, возьми и меня с собой». В скором времени умерла и она.
Жена моя выступила в первый раз перед вятской публикой в пьесе «Ошибки матери». Произвела такое сильное впечатление на публику глубиной чувств, что сразу же стала выше всех исполнителей и приобрела симпатию. О последующих спектаклях и лицах, принимавших в них участие, не буду говорить, так как все, что спектаклях и лицах, принимавших в них участие, не буду говорить, так как все, что касается театра, мною занесено в моих мемуарах о театре за 60 лет.
Александр Александрович Прозоров. Город Вятка и его обыватели – Киров 2010 г., с.58
На фото: первый драматический театр города Вятки, построенный в 1877 году
Из истории театра в Вятской губернии. Мечта о театре
8 декабря 1910 года газета «Прикамская жизнь» (г.Сарапул) опубликовала статью под заголовком «Театральная жизнь в Сарапуле», посвященную десятилетию Музыкально-драматического кружка. В ней перечислены корифеи местной сцены: М.А.Каминская, В.Н.Тюнина, Имшенецкая, Бронникова, Кульвец, В.В.Гридина, М.В.Готвальд.
14 декабря тот же автор продолжил тему театра.
«С.П.Корешов мечтал о здании театра. Женившись на Ф.А.Ведерниковой, посвятившей себя сценической деятельности, покойный С.П. мечтал о театре с женой, но миллионы лежали в сундуке у старика отца. А когда старик отец умер и С.П.Корешов стал обладателем состояния в несколько сот тысяч, здоровье его было сломлено».
Т.Пеганова. Эпилог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.210
На фото: старинное здание в Сарапуле, где был первый в городе театр. В то время как в губернской столице - Вятке - театр был деревянный... Источник: https://bangkokbook.ru/poezdki/sarapul-teatr.html
Назад к списку