Апрель: 16-30
Забытые слова и выражения: новь, росчист и подсека
Новь, и. Сущ., ж. Новая распашка. Обыкновенно новь получается по рассчистке лесной земли. По вырубке леса производится росчист. Это – корчевание пней. Далее, по корчевании, через год-чрез два «подсеку жгут», т.е. все, что остается на росчисти, за негодностью, сожигается. Этот-то процесс выжигания и есть – «подсеку жжечь» или «прятку прятать». Обыкновенно «подсеку жгут» весной. На таких новях в первое лето большей частью сеют лен, а в следующее лето- яровое.
Васнецов Н. М. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. - Вятка, 1907 г.
Из истории города Вятки. Проблемы толкучего рынка
Толкучий рынок. Городская управа . вручила торговцам толкучего рынка (арендаторам лавок) требования денег за лавки в 6 месяцев. Арендаторы лавок не хотят платить следуемых денег до тех пор, пока управа не уберет из средины толкучего рынка лари, балаганы и вешалки, каковые загромождены проезды, что грозит опасностью в пожарном отношении, а также затрудняет уборку снега. Арендаторы лавок неоднократно просили управу убрать из проходов лари и балаганы, но до сего времени никакого ответа не получили.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 18
С архивной полки. Населенные места Яранского уезда на 1859 год
Слобод 1
Сел 18
Деревень 274
Починков 528
Сельцов 5
Займищ 7
Образцовых усадеб 2
Выселков 22
Список населенных мест Яранского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.76 л.122 об.
На фото: Село Урт-Минское Яранского уезда с восточной стороны. Фото 1924 года. Предоставлено читательницей сообщества
Деревни Вятского края: Дворяне (Яранский район)
Деревня Дворяне вытянута одной улицей вдоль пруда. В крайнем доме живет народная мастерица глиняных игрушек Н.М.Колчина – прямой потомок Петра Колчина. Ее отец занимался изготовлением кирпичей и в советское время, но получил срок за эдакую самодеятельность…
Нина Михайловна делает игрушки из глины и разукрашивает их в бело-голубые цвета. «Цвета Богородицы…» - поясняет мастерица.
Нина Михайловна уже передала свое умение многим. Про глину и изделия, которые можно изготовить из нее, знает, кажется все. И я к ней обратился с каверзным вопросом:
- Нина Михайловна, раньше у нас для воды корчага стояла, а ее называли меденник. Я во всех словарях смотрел, нет такой посуды.
Оказалось, есть. Из объяснения Нины Михайловны следует, что корчага и меденник – примерно одного объема, но их назначение сильно разнится. Корчага делается из обожженной глины для приготовления и хранения кваса. Часто с отверстием для затычки (чтобы сливать отстоявшийся напиток,, не взбаламучивая его). При этом в мельчайших порах корчаги сохраняются вещества, которые улучшают вкус напитка.
- А меденник, он для воды питьевой… - совсем простое объяснение. – Его покрывают снаружи и изнутри глазурью на основе медного купороса. Еще узоры бывают по бокам… Отсюда и меденник…
С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.94
На фото: в 2019 году мы побывали в деревне и в гостях у знаменитой мастерицы. Нина Михайловна даже сделала "мастер-класс" по лепке игрушек из глины (на последнем фото). Даже серая октябрьская погода не смогла испортить прекрасных впечатлений от этой поездки
Эпоха - газетной строкой. Открытие памятника Степану Халтурину
26 июля в 12 часов дня к кинотеатру «Родина» собрались трудящиеся города Халтурина. Афиши заранее извещали о том, что здесь будет открыт памятник выдающемуся земляку, революционеру 70-80 гг. прошлого столетия, именем которого назван район и город, Степану Николаевичу Халтурину.
День выдался на славу, солнечный. У памятника – стол, накрытый красной материей. Председатель исполкома городского Совета депутатов трудящихся Я.И.Глухой объявляет митинг открытым. Падает к ногам надвое разрезанная лента.
От имени парткома, исполкома райсовета и горсовета слово о жизни и деятельности революционера рабочего-столяра Степана Николаевича Халтурина предоставляется заместителю секретаря парткома по идеологии А.М.Халтурину.
От имени молодежи выступают секретари комитета комсомола Г.Малых и В.Тюлькина.
К подножию памятника возлагают венки и цветы.
На памятнику, построенному на средства трудящихся города Халтурина надпись:
«Халтурину Степану Николаевичу – земляки».
А.Ванеев. Памятник С.Н.Халтурину //Искра (Оричи) – 1964 № 91
Фото с сайта https://wikimapia.org/38277569/ru/Бюст-С-Халтурина
С архивной полки. Вятские деревни в сельскохозяйственной переписи 1917 года: деревня Антонково Уржумского уезда (цифрами указано число хозяйств)
94 хозяйства
Фамилии:
Воробьевы 38
Стяжкины 12
Щелчковы 15
Ислентьевы 1
Перескоковы 5
Сергеевы 7
Лямины 2
Караваевы 1
Перевощиковы 1
Семеновы 1
Курочкины 1
Князевы 1
Савицкие 1
Верейко 1
Барановы 1
Сидоровы 1
Наличие сельскохозяйственных орудий
Плуг 1 в 39 хозяйствах, в том числе однолемешный плуг в 1.
Однолемешные плуги по 2 в 3 хозяйствах
Молотилка с конным приводом - 21 хозяйство.
Веялка или сортировка в 17 хозяйствах.
Косилка – 1 хозяйство
Конные грабли в 1 хозяйстве
Жнейка в 1 хозяйстве
По нескольку сельскохозяйственных машин (не считая плугов) в 20 хозяйствах.
Вскладчину (совместно) использовали машины 10 хозяйств.
Плодовые деревья в 10 хозяйствах. В основном 8, 10, 50, 70, 100 деревьев.
Ягодные кусты имели 5 хозяйств.
Скот
Лошади
Безлошадные 34 хозяйства
По 1 лошади 45
По 2 лошади 15
По 3 лошади 1 хозяйство.
Коровы
Не имели коров 24 хозяйств.
1 корова в 47 хозяйствах
2 коровы в 25 хозяйствах.
По 2 лошади и по 2 коровы в 9 хозяйствах
1 лошадь и 2 коровы в 10 хозяйствах.
2 лошади и 1 корова в 6 хозяйствах.
3 лошади и 1 корова в 1 хозяйстве.
Овцы в 32 хозяйствах
Козы в 1 хозяйстве
Свиньи в 26 хозяйствах.
Образование
Всего мужчин от 14 до 80 лет 156.
Из них до 40 лет неграмотных 5, полуграмотных 4. То есть из 156 имели начальное образование 151.
Женщин от 14 до 80 лет 169
Из них грамотных 57, включая полуграмотных и учащихся. То есть из 159 женщин было 112 неграмотных.
Земля в десятинах
Безземельные 16 хозяйств
До 1 десятины 3 хозяйства
От 1 до 2 десятины 13 хозяйства
2 десятины – 16 хозяйств
3 десятины – 10 хозяйств
4 десятины - 10 хозяйств
5 десятин – 8 хозяйств
6 десятины – 6 хозяйств
7 десятины – 3 хозяйства
8 десятины – 3 хозяйства
9 десятины – 1 хозяйств
10 десятины -1 хозяйств
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1455
Интересно, что по переписи 1926 года в деревне значились те же 94 хозяйства, число жителей 454, мужского пола 210 и женского 244, т.е. за 10 послереволюционных лет деревня даже не выросла в численности. Но впереди был новый расцвет - в советское время....
На фото: деревня в наши дни. В 2022 году посетили деревню с крестным ходом на Цепочкино. Создалось ощущение, что большая часть деревни не жилая, многие дома заросли бурьяном. Да и на молебен на месте дома своего знаменитого земляка священномученика Алексия Воробьева пришло немного местных (на последнем снимке). Правда, застолье для паломников было приготовлено богатое. Антонковские бабушки постарались на славу...
Исчезающие вятские села: Турма
Село Турма. Основано в 1700 году на речке Турминке (от нее и название села) возде Ключа. Когда-то богатое село, ныне лишь охотники живут в нем, появляясь в сезон промысла да рыбача в пруду, рыбу в котором сами же и разводят. И Ключ они же обустроили. Деревянную кадку приспособили для водозабора и уложили деревянный тротуарчик.
Но главным открытием для меня стало то, что церковь Иоанна Предтечи (перевезена из села Красная Речка республики Марий Эл) стоит до сих пор! Радость и сожаление… Надолго ли ей хватит этой «стойкости». И опять в голове уже не сравнение, а подсчет: «Сорок пять лет простояла и, даст Бог, порадует еще не только видом, но и грядущими службами…»
С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.89-90
На фото: Церковь Иоана Предтечи. Фото Сергея Шелепова
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96901
Из истории благоустройства города Вятки: телефонная связь
Почти одновременно с водопроводом и электростанцией в Вятке был установлен телефон, устройство которого получило отражение на страницах местной прессы: так, в приложении к «Вятским губернским ведомостям» за 24 августа 1902 г. содержался подробный рассказ об этом «полезном нововведении» и сообщение, что оно будет установлено в сентябре этого же года. Созданием телефонной сети в Вятке руководило местное городское управление с разрешения Главного управления почт и телеграфов. На заседании городской думы 1 апреля 1902 г. была установлена ежегодная абонементная плата в размере 30 руб. за год с целью возмещения расходов городского управления по содержанию центральной станции и телефонной сети. Осуществить строительство центральной станции предполагалось за счет городского бюджета. Население было обязано оплатить подключение к ней аппаратов, а также установку столбов для ответвлений. Кроме того, предполагалось приобретение горожанами у городской управы телефонных принадлежностей и материалов за денежную плату, чему предшествовала подача заявлений на устройство и подключение телефона. Забота о телефонной сети возлагалась на органы местного самоуправления. Абонентную плату горожане были обязаны вносить дважды в год: в январе и в июле. В случае неуплаты предусматривалось отключение телефона. Открытие городской центральной телефонной станции состоялось 14 сентября 1902 г., к этому времени существовало 86 абонентов, включая частных лиц, административные и торговые учреждения и др.
И.В.Яковлева. Города Вятской губернии… - Киров 2019 г., с.86
На фото: на старых открытках города Вятки можно заметить сеть столбов телеграфной и телефонной связи. Вот вам и "лапотная" Вятка...
Из истории вятских деревень: Папулово (Лузский район)
Папулово, д., центр Папуловского сельского округа.
Расстояние до центра района (г.Луза) 70 км.
На левом берегу р.Надева, по правую сторону тракта Лальск-Вымск расположен Папуловский льнозавод (1931) – детище первой пятилетки. До 1929 г. здесь была безлюдная местность, рос мелкий лес, кустарники, но местность ожила, когда со всех сторон потянулись подводы, груженные кирпичом, лесом и др. строительным материалом. Быстро вырос заводской корпус, построено общежитие. Завод работал в три смены, принимал много сырья. В 1950 г. прошла реконструкция льнозавода, закрыВ 1950 г. прошла реконструкция льнозавода, закрыт в 1975 г.
В д.Басковская (прежнее название Соснины), в которой располагался сельсовет, в 1929 г. было организовано товарищество по совместной обработке земли, коммуна, в 1932 г. создан колхоз. На январь 1990 г. на территории сельсовета проживали 1353 человека (в Папулове – около 800). В 1995 г. деревни Некрасово, Ивошево, Басковская, Зубово, Наумовская (Шорохово), Комельская, Папулово были объединены в одну с общим названием Папулово.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая. Села, деревни – Киров 2002 г. , с.240
На фото: деревня со школой в 1990-е годы. Остальные фото можно посмотреть по ссылке https://rodnaya-vyatka.ru/places/94706
Наши обычаи. Второй день русской свадьбы
На другой день всю родню угощают пельменями. А потом наряжаются, кто как вздумает: веником, татаркой и т.д.. И едут за свахой молодушки и повозочником.
Поднимают молодых и приглашают к столу с пельменями. К этому времени приходят и девушки. Напудренная, набеленная молодушка угощает девушек пивом, после чего они уходят. Затем она угощает пивом всю родню, при этом каждому кланяется. После того как всех угостит, молодые садятся за «бельевой стол».
Только после этого едут за родителями молодушки, когда они приедут, все снова садятся за стол и пьют чай. Чаепитье сопровождается песнями и плясками.
После того как стол отойдет, родители молодушки приглашают к себе на блины родню молодых и уезжают домой готовиться к пиру – пекут блины, варят пельмени. А молодые идут отдыхать.
К вечеру все гости вместе с молодыми едут к родителям молодушки. (едут «к теще на блины»). Идет пир.
А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г., с.31
Эпоха - газетной строкой. "Кумышку пьют все..."
Стоимость питья кумышки (Сарапульский уезд, с.Зюзино). У нас в починке Узкове только 10 дворов… Мужиков-дохозяев 4. Кумышку пьют все. Варят ее в вотских деревнях. Примерно, к каждому празднику переваривают от 10 до 15 пудов ячменного солода и получают кумышки от 6 до 12 ведер… В году таких праздников – 5… В год, наша десятидворовая деревушка на кумышку переваривает не менее 60-70 пуд ячменя, и выпивает кумышки от 40 до 60 ведер. Впрочем, другие пьют еще больше. Интересно подсчитать, сколько переварят ячменя и выпьют кумышки по 4 ведра на домохозяина. Всего встратят 15000 п ячменя и 1000 ведер, т.е. 250 сорока-ведерных бочек кумышки. Если бы продать весь этот хлеб по 2 рубля за пуд, то получилась бы сумма 30 тысяч рублей, покрывая все расходы на просветительские цели в наш волости на целый год, или выстроили бы на эти деньги в один год образцовый «народный дом».
Крестьянское слово (Вятка) - 1917 г. № 15 от 3 марта
Вятские села и веси: поселок Андреевский (Уржумский район)
Андреевский. Поселок, центр одноименного сельского совета. Поселок Андреевский назван, скорее всего, по имени владельца винокуренных и пиво-медоваренных заводов А.Садовеня. Основал же завод А.Садовень на р.Бую в 1861 году. К винокуренному в 1874 г добавился еще один завод - пиво-медововаренный. Тогда-то и начал формироваться поселок, который впоследствии получил название – Андреевский.
Уржумская старина - 1991 г. № 1 1991 г., с.6
https://rodnaya-vyatka.ru/places/96182
На фото: поселок с высоты птичьего полета. Источник: https://yandex.ru/maps/org/andreyevskiy_dom_kultury/1..
Некоторые слова, ранее употребляемые в Куменской и Нагорской волостях Вятского уезда
Абуза – обременительная тяжесть
Авось – может быть
Агаша – сокращенно от Агафья
Ада – пошли
Айда – пошли
Айдатё – пошли
Али – неужели, разве
Аладьи – лепешки, блины
Алтын – три копейки
А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г. (есть Словарь народных слов и выражений Куменской и Нагорской волостей)
История главной улицы Вятки/Кирова в названиях и событиях (улица Ленина)
XVI век – улица Чернышевская (на плане города Хлынова и его окрестностей XVI-начала XVII вв.)
1615 – улица Чернышевская
1629 - улица Чернышевская
1678 – улица Чернышева (по плану города 1676-1678 гг., составленного П.Н. Лупповым)
Вторая половина XVII века – ул. Воскресенская (по плану города 1676-1679 гг., - от Воскресенской башни кремля на северо-запад к бывшему острогу).
1780 – улица Воскресенская (по плану города)
1783 – улица Воскресенская
1784 – улица Вознесенская (по плану города – от северной границы города (улица Острожная) до южной границы (улица Орловская)
1812 – улица Вознесенская (по плану города, - продолжена до Луковицкого оврага и до реки Хлыновки)
1850-е – улица Покровская
-… улица Вознесенская
1864 – закончено строительство моста через реку Хлыновицу
1895 – улица Николаевская (в память о бракосочетании Императора, по ходатайству Вятской городской думы)
- закончено строительство дамбы через овраг
1896 - началось мощение улицы
1917 – улица Свободы (Вятская городская дума приняла решение о переименовании улицы Николаевской в улицу Свободы)
1918 г. – улица Ленина
1927 – улица Ленина (продолжена за счет слободы Хлыновской)
1929 – улица Ленина (продолжена за счет слободы Хлыновка, вошедшей в городскую черту постановлением ВЦИК от 25 июня 1928 г.)
1935 – улица Ленина (началось асфальтирование улицы)
1936 – улица Ленина (по инициативе Н.В. Рудницкого около деревянного здания опытной станции был заложен дендрарий)
1939 – улица Ленина (продолжена до селекционной станции имени Рудницкого)
1958 – улица Ленина (продлена до слободы Чижи, которая вошла в черту города Кирова)
- улица Ленина в Октябрьском и Ленинском районах г.Кирова (по реестру – центральная часть города; протяженность почти 6 километров)
1972 – улица Ленина в Первомайском районе города Киров.
Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.629-630
Истоки. О древнем народе Пермь
Летописная пермь являлась прямым коми, через которую новгородцы узнали югру – предка манси, хантов. В IX-XV веках пермь в восточном Прикамье занимала районы у острова Чусового, северо-восточное и восточное левобережье Камы и ее притоков, в том числе Вишеру, Язьву, места по реке Чусовой; на запада она встречалась на территории Афанасьевского района теперешней Кировской области. Область обитания древней перми была шире , чем у современных коми-пермяков. С течением времени с заселением Прикамья русскими и проникновением манси и татар ареал ее расселения сократился.
На путях из земли Пермской в Сибирь – Москва 1989 г., л.20
Примечание. Интересно, могут ли русские представители фамилии Пермяков иметь "пермяцкое" происхождение?
Эпоха - газетной строкой. Построили колхозники гидроэлектростанцию...
На реке Касинка в 1949 году колхозники колхоза имени Кирова построили гидроэлектростанцию. Много было радостей у колхозников, когда и в домах зажглись лампочки Ильича.
Колхоз на этом не остановился. И решено было построить радиоузел. Было приобретено оборудование, проведены необходимые работы, и в 1951 году радиоузел был сдан в эксплуатацию. По утрам и вечерам колхозники слушали Москву. Радио прочно вошло в колхозный быт.
В мае этого года радиоаппаратура вышла из строя. Замолкли репродукторы. «Словно от жизни что отняли по вечерам» - говорили колхозники. Много претензий было к председателю.
Недавно колхоз приобрел новую радиоаппаратуру. Ожили репродукторы. Колхозники снова внимательно слушают радиоперадачи.
А. Устюгов. Радиоузел снова работает // Путь к коммунизму (Верхошижемье) – 1954 г. № 96
Иллюстрация: почтовая марка того времени
Забытые слова и выражения: НОВИК
Новик, а. Сущ., м. Новый житель-крестьянин, поселившийся в известных починках, деревнях, с согласия общества. Существует обычное положение «припускать (припушшать) новиков». Известные общества – деревня, починок, имеющее в избытке земельные угодья, принимают в члены своей среды крестьян поселенцев. Эти последние, разведав, что известное общество, пользующееся значительным наделом, имеет возможность выделять душевины и сторонних, - являются в это общество, деревню, и после известных уговоров переселяются сюда. «Новики» приписываются к новому обществу, порвав связи со «стариною», т.е. с прежним обществом, откуда в свою очередь выписываются. Новик делается полным общинником уже новой общины: получает душевой надел, несет повинности и вообще становится равноправным членом. Новики переселяются иногда и за сотни верст в пределах территории своей губернии. «Новик» отличается от «новожила» тем, что последний не есть единоправная единица общины в аграрном и платежном.
Васнецов Н. М. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. - Вятка, 1907 г.
Примечание. Стало быть, от этого слова и произошла фамилия "Новиков"?
Фото С.А.Лобовикова. Крестьяне-страннички...
Назад к списку