- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь-июль

Истории из старых газет. Подкидыш

Подкидыш. 29 апреля, в 11 часов дня, в квартиру акушерки Тураевой, находящейся при родовспомогательном отделении Вятского губернского земства, неизвестно кто подкинул 3месячную девочку. При младенце оказались крестик и записка следующего содержания: «Примите ради Бога в приют, питать нечем. Мария. Крещена». Девочка помещена в означенное отделение для воспитания.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 95

 

С архивной полки. История семьи в архивных документах



Сельскохозяйственная перепись 1917 года. Деревня Парсаево Уржумского уезда, хозяйство крестьянина Афанасия Карповича Шабалина. В семье было 10 человек. Из них трое сыновей были грамотными, один из них работал почтальоном в селе Сернур. Одна из дочерей в виде промысла ходила на сев хлеба в своей деревне. Правда, если посмотреть на материалы представленного документа, видно, что семья сама нанимала на уборку хлеба больше 10 работников, держала 2 лошадей, 9 овец и пчелиные улья, на обороте карточки указано. что она владела 16 десятинами земли, т.е. никак не бедствовала. В этой связи, зачем женщине из зажиточной семьи (жене сына) нужно было ходить на сторону батрачить, не совсем понятно...

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1422 л.1

 

Вятские купеческие династии: Рязанцевы



Из семейных альбомов. На фото: Рязанцев – владелец Косинской бумажной фабрики Слободского уезда с сыновьями. Фотофонд ЦГАКО

Династия слободских купцов Рязанцевых, основавших фабрику, владела ею вплоть до 1917 года. Подробно об этой семье можно почитать в прилагаемом очерке. Рязанцевых было много (у Александра Егоровича Рязанцево было 14 детей), многие из них были совладельцами фабрики, и кто из них именно изображен на снимке, неизвестно, а архивная подпись это не указывает.

https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER..

 

Эпоха - газетной строкой. Предприимчивый крестьянин или спекулянт?


Скупка съестных припасов. Крестьянин Орловского уезда, Рыбинской волости, Савва Яковлев Сунцов, проживающий в городе Вятке и торгующий на нижнем рынке съестными товарами, 24 сего января, в 7 ½ часов утра, полицией задержан за преждевременную скупку съестных припасов на нижнем рынке, с целью перепродажи и наживы.
Сунцов привлекался к ответственности за нарушение обязательных постановлений городской думы, воспрещающих раннюю скупку съестных припасов для перепродажи.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 20. Фото С.А.Лобовикова

 

С архивной полки. Вятские села в материалах статистики: село Муки-Какси (Малмыжский уезд)


Село казенное при речке Каксинке.

49 дворов.

Жителей 128 мужского пола и 138 женского.

От уездного города 85 верст.

В селе православная церковь каменная, церковь на кладбище деревянная, этап, почтовая станция, питейный дом деревянный, пристань на реке Вале.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67 л.3. Список населенных мест Малмыжского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением.

На фото: старинная церковь села Муки-Какси, о которой сообщалось еще в документе 1865 года, сохранилась до наших дней... Фото с сайта https://sobory.ru/photo/395232

 

История и легенды. Тополегенды в названиях деревень


Ешпаево. Центр одноименного сельского совета. Деревня, название которой происходит от имени собственного Ешпай. Согласно местной тополегенде Ешпай жил в одно время с князем Акмазиком (вторая половина XVI века).

Уржумская старина - 1991 г. № 1 1991 г., с.6

Примечание. Акмазик и Ешпай марийские князья эпохи присоединения марийских земель к Русскому государству

 

С архивной полки. Свидетельства "большого террора". Постановление из судебно-следственного дела священника Николая Бехтерева. 1935 год. ЦГАКО ф.Р-6799 оп.3 д.Су-3607


Примечание. Приговор: дело прекращено в связи со смертью обвиняемого. Умер 28.08.1936 г.

 

Эпоха - газетной строкой. Скрепы эпохи: Вера, Государь и... просвещение



Из церковно-общественной жизни Малмыжского уезда. Крестьяне деревни Ломеслуда Больше-Учинского прихода приговором постановили: А. Повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора свои верноподданические чувства любви и преданности и глубочайше благодарить за дарованный всемилостивейший манифест 1905 года блага и милости Российского народа. Б. Пожертвовать из общественного капитала 400 рублей на постройку здания для Ломеслудской церковно-приходской школы. В. Соорудить для школы на собственные средства образ святителя Алексея. Г. Совершать в школе 30 июля и 5 октября молебны с акафистом святителю Алексею и Д. Возбудить ходатайство о присвоении Ломеслудской церковно-приходской школе наименования «Алексеевская» в память рождения Его Величества наследника цесаревича Алексея.
Под приговором подписалось 90 человек.

Вятские епархиальные ведомости - Вятка 1906 г. № 9

На фото: церковно-приходские школы в селах Малмыжского уезда Водзимонье и Каменный Ключ; третья школа неизвестного села. Фотофонд ЦГАКО

 

С архивной полки. Села Вятской губернии в документах статистики XIX века: село Узинское (Малмыжский уезд)


Село Узинское

Село казенное

При речке Чужейке

Расстояние от уездного города 170 верст

Дворов 46

Число жителей 140 мужского пола и 161 женского

В селе каменная православная церковь, почтовая станция, этап деревянный. Базары по воскресным дням.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67 л.4. Список населенных мест Малмыжского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением

На фото: Вознесенская церковь села Узи в советское время, после закрытия. Ныне она восстановлена, совершаются богослужения

 

Воспоминания о вятских деревнях: Алканка

Хочу продолжить тему о прошлом, поднятую в публикациях М.Семеновой и Л.Жуковой. С ними я согласна полностью – помнить о прошлом для человека очень важно.
Сюда же отношу и большой материал В.Курзенева об исчезнувшей на сегодняшний день деревне Алканка. Читали его с интересом, особенно главу «Тетка Аксинья и ее сын» - о Василии Андреевиче Михалеве, бывшем руководителе нашего района.
Когда я училась в Кикнурской школе (1969-1971) в нашем классе была девочка из Алканки – Галя Софронова. Училась неплохо, собой была аккуратна и симпатична. Какое-то время после школы работала в тырышкинском клубе, а потом жизнь развела нас по разным дорогам. Поэтому, читая историю исчезнувшей деревни, я старалась найти в рассказе знакомую фамилию.
Еще понравилось, как автор подметил, что действительно, в те годы в сельской местности взрослая женщина называлась по мужу. И у нас в Тырышкине были такие – Люба Васиха и Люба Володиха (по имени мужей). Удивительно добрые и трудолюбивые, жили наискосок друг от друга. Дома и усадьбы у обеих были в идеальном порядке. И дети той и другие выросли замечательные.
Сыновей часто называли по имени матери, были Колька Ленин и Колька Катин. Была еще и Галька Конюхова, из-за которой мы с сестрой даже поспорили, будучи взрослыми. Я считала, что Конюхова это фамилия, но сестра меня старше и отлично знала, что отец Гали служил конюхом в сельпо.
Читая об Алканке, я мысленно соглашалась с автором…

В закромах моей памяти // Сельские огни (Кикнур) - 2018 № 11

На фото: в Кикнурском районе...

 

История в лицах. Кандидаты в депутаты Первой Государственной Думы. Среди них вятчане священник Н.В.Огнев и С.Я.Тумбусов. Фото 1906 г. Фотофонд ЦГАКО


Степан Яковлевич Тумбусов, по происхождению крестьянин, получил низшее образование, после чего стал заниматься земледелием. С.Я. по своим политическим воззрениям принадлежит к крайним левым.
Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г.Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения. В апреле 1911 года был выслан из родной губернии. Дальнейшая судьба неизвестна.

Никола́й Васи́льевич Огнёв (26 ноября 1864, Пермь — 20 августа 1918, Вятка) — священник Русской Церкви, депутат I Государственной думы, затем адвокат. Служил в селе Даровском, был настоятелем соборов в городах Орлов и Яранск, служил в храмах Елабужского, Сарапульского, Орловского уездов. 20 февраля 1918 был арестован большевистскими властями, находился в заключении в подвале бывшей Вятской духовной консистории. В августе 1918 расстрелян.

Использованы материалы сайтов http://www.kodeks.ru/ и https://ru.wikipedia.org/wiki/Огнёв,_Николай_Васильевич

 

Эпоха - краткой строкой. Стоял июнь 1900 года


 

Из Елабужского уезда. 20 июня (о произрастании хлебов и трав). Озимовые цветут и во многих местностях уезда находятся в хорошем состоянии. В волостях: Староятчинской, Алнашской, Мушакской, Можгинской и Васильевской от избытка дождей и сильных ветров озими местами полегли. Яровые удовлетворительны. Травы благодаря дождей хороши. Продолжается паровая пашня. На яровых посевах в Козыльской и Староятчинской волостях появился червь, истребивший в первой из них до 6 десятин гороха и гречи, причинив убытка на 120 рублей. Погода стояла умеренная с часто перепадаемыми дождями. 6 июня выпал град, повредивший: в Трехсвятской волости 1 1/20 часть озимового поля у крестьян деревень Полянки и Комаровки; в Можгинской волости у крестьян починка Космодемьянского – 40 десятин озимовых посевов; в Поднаборской волости на крестьянской земле – до 900 десятин озими и до 992 десятин яровых всходов и на арендованных землях – до 760 десятин озимых и яровых посевов; в Александровской волости – до 741 десятин озимых и в Алнашской волости – до 60 десятин озимых же посевов.

Вятская газета - 1900 г. № 27

 

С архивной полки. Вопросной листок для поселений, расположенных на землях, входящих в состав волостей: деревня Алканка Кикнурской волости. 1877 год


 

Вятская губерния Яранский уезд 1 стан
Кундышская волость сельское общество Орловское

Приход с.Кикнур

Название Кладбищенский (Алканка)

Род поселения: починок

При какой воде: при речке Алканке

Сколько верст от становой квартиры: 6

Сколько верст от волостного правления: 21

Сколько дворов: 33

Сколько от жилых изб: 15

Сколько в селении жилых строений: 48

Деревянных: 48

Крыш деревянных 37, соломенных 11

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.801 лл.141 об.-142

На фото: здесь когда-то была большая деревня... Кикнурский район, за селом Беляево

 

Вятские легенды и были. Былая южная граница Вятской земли


Лубяны – роскошное имение Лебедева. Здесь уже появляется дуб, которого нет севернее; самая пристань затерялась среди прекрасного дубового леса.
Г.Никонов рассказывает следующую легенду: «Здесь проходит граница Вятской и Казанской губерний, выделывающая тут странный выверт: Вятская губерния идет до этого места спокойной линией, но около Лубян она вдруг, ни с того, ни с сего, вторгается в Казанскую губернию и, ухватив из нее клочек с Лубянами, которые должны были быть по естественному порядку вещей принадлежать Казанской губернии, идет далее опять спокойно и правильно.
Это объясняется исторически и при том весьма забавно. Один из владельцев имения, в эпоху разделения России на нынешние губернии и уезды при Екатерине Второй, был казанским аборигеном и находился в контрах с лицом, которое должно было сделаться казанским губернатором после размежевания. Так как имение N должно было очутиться в Казанской губернии, то будущий губернатор дразнил N:
- Вот, будешь у меня под началом! Я тебя прижму!
- Ан, не буду! Уйду! – возражал N.
- Некуда уйти! Граница-то, вон, как должна пройти! Так уж намечено, и землемеры имеют инструкцию.
Но N был себе на уме. Когда в имение к нему приехали «землемеры», он угостил их прекрасным обедом, а потом повел «межевать» и привел к пеньку:
- Вот, благословясь, и начнем, господа землемеры от этого пенька!
Посмотрели землемеры и видят: на пеньке лежит золотой. Они обрадовались, взяли находку и стали смотреть по сторонам, нет ли еще где-нибудь такого пенька? И, в самом деле, смотрят, неподалеку еще пенек! Они, с своей землемерной цепью, к нему: чудо – на нем тоже золотой! Потом еще и еще! Так они от пенька к пеньку и путешествовали, ища золотые, и по этим пенькам очертили имение N, включив его, по заранее намеченному им плану, в Вятскую губернию, совершенно наперекор стихиям».
При всем своем видимом правдоподобии, легенда эта страдает двумя главными недостатками: она мало сообразуется со здравым смыслом и еще менее с географией. Дело в том, что местность около Лубян никогда не принадлежала Вятской губернии, а как раз принадлежит Казанской губернии. Граница действительно делает здесь странный выверт, но не Вятская губерния вторгается в Казанскую, а совершенно наоборот: Казанская в Вятскую. Во-вторых, даже и дальнозоркие «землемеры» едва ли в состоянии увидеть через р.Вятку (в 50 вер. от ее устья) золотой на пеньке.

Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Зеленин Д. - Юрьев : Тип. Эд. Бергмана, 1904

На фото: Атлас Российской империи 1745 года с Вятской и Казанской губерниями

 

Вятские сказки. Как поп грехи отпускал

Жил-был поп, он имел большой приход. До того был поп жадный, что за исповедь меньше гривенника ни с кого не брал. А кто не принес гривенника, того на исповедь не пустит да еще срамить начнет:
- Экая ты рогатая скотина! За целый год гривенника отцу духовному не сколотил. А ведь я за вас окаянных богу молюсь!
Пришел раз на исповедь к этому попу солдат, кладет ему на столик медный пятак. Поп сразу взбесился:
- Послушай, проклятый, смеешься ты что ли? Как это ты вздумал отцу духовному медный пятак поднести?
- Помилуй, батюшка, где я больше возьму? Что есть, то и даю.
- По кабакам носить небось есть деньги? А отцу духовному одни грехи тащишь? Ты на этот случай укради да продай, а отцу духовному принеси да подай! Покаешься перед ним, что своровал, он заодно тебе и этот грех отпустит.
Так и прогнал поп солдата без исповеди:
- И не приходи ко мне без гривенника!
Солдат пошел прочь, думает, что же делать? Глядит, а около клироса стоит поповская палка, а на палке – бобровая поповская шапка.
- Дай-ка, - говорит сам себе солдат, - попробую эту шапку утащить.
Унес шапку и продал ее за 25 рублей. Деньги в карман спрятал, а гривенник для попа отложил. Вернулся в церковь, и опять к попу:
- Ну что, принес гривенник?
- Принес, батюшка.
- А где взял, свет?
- Грешен, батюшка, украл шапку и продал.
Поп взял гривенник и говорит солдату:
- Ну, бог тебя простит, и я прощаю и разрешаю.
Солдат ушел. А поп закончил исповедание своих прихожан, отслужил вечерню и стал собираться домой. Бросился ко клиросу за шапкой, а шапки-то нету, одна палка стоит.
Пришлось попу простоволосым до дому идти.
Пришел он домой, сейчас же посылает за солдатом.
Солдат спрашивает:
- Что угодно, батюшка?
- Ну скажи, свет, по правде: ты мою шапку украл?
- Не знаю, батюшка, вашу ли украл, только такие шапки одни попы носят, больше никто не носит.
- А откуда ты ее утащил?
- Да в нашей церкви висела она на поповской палке у самого клироса.
- Ах, ты такой-сякой! Как ты смел уворовать шапку своего духовного отца?
- Да ведь вы сами, батюшка, меня от того греха разрешили и простили!

Вятский свистун (журнал вятского фольклора) – 2001 г. № 121-122 с.8-11

Примечание. Сказка – ложь, да в ней намек. Может кому-то покажется странным, что солдату так срочно нужна была исповедь. Все дело в том, что до 1917 года исповедание в церкви было обязательным для всех православных. Своего рода это была ежегодная регистрация всех проживавших в приходе лиц. Все исповедавшиеся записывались в специально для этого заведенные исповедные росписи. В случае уклонения от исповеди священник должен был донести куда-следует, на виновного налагался штраф. А поскольку это была не только церковная, но и государственная процедура, может священники действительно имели право брать за это плату с прихожан…

На фото: разворот исповедной росписи. 1843 год, Яранский уезд (ЦГАКО)

 

Истоки. Котельнич в старинных писцовых книгах


… В Котельниче городе на реке на Вятке на посаде внутри городе церковь соборная древяная теплая во имя Живоначальные Троицы да в пределе великомученицы Парасковьей нарицаемые Пятницы да холодная церковь древяная во имя Алексея человека Божия. Да внутри же города церковь древяная теплая во имя великого чюдотворца Николы в пределе великой мученицы Екатерины. Да холодная церковь древяная во имя арханигила Михаила в пределе Петра и Павла Верховных апостал. Во дворе Троецкой соборный поп Сергей Александров сын Мелен з братом со Фролком. У попа Сергея сын Ивашко четырех лет, Фролко тринатцети лет. У нево же живет котельницкой кабацкой откупщик Овдюнка Екимов сын Ердяков з детми с Ондрюшкою да с Прохорком

Книги Котелнича города писмв и дозору Василья Петровича Отяева да подьячего Савы Ищеина 1646-го году лл. 264-264 об.

На фото: город Котельнич в начале XX века. Городской собор, на месте которого в XVII веке стоял деревянный собор. Разрушен в XX веке

 

Культурные хроники города Вятки: выступление певицы Трейтер


20 июня в городе Вятке состоялся в театре концерт певицы А.Г. Трейтер - преподавательницы в музыкально-драматическом училище Московской филармонии общества и члена этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1902 г. л.125

Биографическая справка. Трейтер, Гликерия Алексеевна — камерная певица (лирич. сопрано). Род. в семье музыкантов. Пению обучалась в Моск. муз.-драм. уч-ще (одновременно с Л. Собиновым). Обладала сильным голосом широкого диапазона. В 1902 выступала с серией концертов в Вятке и Орле. Репертуар включал арии из опер, романсы и нар. песни (укр., белорус., татар., башкир, и др.). Лит.: Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 82—83.

Источник: https://gufo.me/dict/biography_encyclopedia/Трейтер,_..

На фото: первый театр города Вятки. На его деревянных подмостках выступали многие знаменитости. Примечательно, что в первые годы советской власти большевистские ораторы предпочитали выступать в более прочных и надежных зданиях кинотеатров ("Одеон", "Колизей"). Интересно, почему?

 

Из истории предприятий города Киров: Кировский молочный комбинат


Молочный комбинат. Исполнилось 25 лет со дня сдачи в эксплуатацию Кировского молочного завода, который вошел в состав молочного комбината.
Первый молочный завод в Вятке появился в 1933 году. На лошадях привезли молока с 30 сливных и 14 сборных пунктов. Условия труда были тяжелые. Все технологические операции, погрузочные работы выполнялись вручную. Пастеризовали молоко в водогревательных коробках, сепараторы были с ручным приводом. Для выработки творога использовались деревянные чаны, а мороженое сбивали деревянными лопатками в ушатах.
5 декабря 1934 года Вятский завод был переименован в Кировский городской молочный завод (в связи с переименованием города) и передан в подчинение тресту «Маслопром».
С увеличением поступления молока от колхозов появилась необходимость в увеличении мощности завода. В 1947 году был установлен первый приводной сепаратор производством 3 тысячи литров в час, приводные морозилки для выработки мороженого, насос для перекачки молока из приемного цеха в творожный.
В 1956 году мощность завода была доведена до 20 тонн молока в смену. Однако удовлетворить потребность населения города в молочных продуктах и тем более увеличить выпуск продукции в мелкой расфасовке, которая составляла всего лишь 5-6 процентов от общего объема, завод не имел возможностей.
Поэтому в 1957 году было принято решение о строительстве нового завода по типовому проекту мощностью 75 тонн переработанного молока в смену.
В 1968 году постановлением коллегии Министерства мясной и молочной промышленности РСФСР и Президиум ВЦСПС предприятию присвоили звание «Коллектив коммунистического труда», а в 1972 году - звание «Предприятие высокой культуры производства и организации труда», которое подтверждается ежегодно.
Кировский молочный комбинат в 11 пятилетку представлял собой крупное предприятие, оснащенное современным оборудованием, с широким ассортиментом вырабатываемой продукции. Мощность комбината составила: по производству цельномолочной продукции – 150 тонн, масла - 18,3 тонн в смену.
В 11 пятилетку коллектив комбината выполнил все технико-экономические показатели. Сверх плана выработано молочной продукции на 3 млн. рублей, выпуск товарной продукции увеличился на 17, 1 процентов, производительность труда выразилась на 11, 8 процентов.

Т.Ердякова, начальник планового отдела Кировского молочного комбината.

Кировская правда – 1987 год № 153

На фото: Кировский молочный комбинат в наши дни. Фото из открытых источников

 

Эпоха - газетной строкой. Забытые традиции старой Вятки


 

6 января в день Богоявления, после литургии в Кафедральном соборе, совершенной Преосвященным Филаретом, был крестный ход на реку Вятку. Участвовало духовенство всех городских церквей во главе с Преосвященнейшим Павлом, епископом Глазовским. Образ иконы сопровождал оркестр военной музыки Котельнического резервного батальона, исполнявшего гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 3-4

На фото: Вятский кафедральный собор. Уничтожен в советское время

 

Вятские села и веси: Сретенск (Нолинский район)



Сретенск, с., входит в Перевозский сельский округ.
Расстояние до центра округа 3 км., дата основания – 1680 г., прежние названия: Хлюпино, Сретенское.
Сретенская (Бурмакинская) волость располагалась на юге Нолинского уезда, с западной стороны границей служила р.Воя, до юго-западной части проходил почтовый тракт из Нолинска. Рельеф местности носит возвышенный и частью гористый характер. Поверхность во всевозможных направлениях изрезана глубокими оврагами и рвами, поросшими иногда лесом. Селения волостей в большинстве расположены по спускам косогоров. Имелось 49 селений, население в 90-х гг. XIX в. – 8389 чел.
Церковь в селе известна с 1701 г., каменная, построена в 1797 г., стоит в полугоре, около церкви дома, окруженными садами. Под некрутой горой, на большом пространстве тянутся крестьянские дома. По одну сторону села течет маленькая речка Урбас, за речкой расположена д.Малое Хлюпино. В селе имелись волостное правление, церковно-приходская школа, трехклассное училище, библиотека, торговые лавки. Самыми богатыми были служители церкви, им принадлежали 35 га лучшей земли и большая часть леса, они держали много скота, с окрестных деревень возами везли зерно, муку, яйца, шерсть и др. продукцию. Жители занимались землепашеством, скотоводством, в зимнее время – они кузнецы, плотники, каменщики. Некоторые крестьяне держали постоялые дворы (через село проходил тракт Вятка-Казань); занимались извозом; уезжали осенью, возвращались весной, возили кожевенные товары нолинских купцов в Москву и Нижний Новгород;; ремесленичали (на территории волости было до 80 семейств, которые возили бердо для таканья холства).
Согласно переписи населения 1926 г. в селе числилось 503 жителя (94 хозяйства), колхоз «Сретенск» создан в 1932 г. (первым председателем был С.В.Щинов (Штин), родом из д.Б.Блиновщина), после объединения в 1935 г. с.М.Хлюпино стал называться им. Тельмана. Построили конный двор, овчарню, детский сад, библиотеку (позднее здание перевели в школьное каменное здание). В марте 1956 г. объединили колхозы им.Тельмана, «Ударник» и им.Чкалова (Б.Хлюпино, М.Блиновщина) в колхоз «Ударник», позднее сельсовет, почтовое отделение,, контора сельпо переведены в д.Перевоз, а 2 марта 1959 г. Сретенский сельсовет переименован в Перевозский.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая. Села, деревни – Киров 2002 г., с.315-316

На фото: Сретенск. Июнь 2020 г. Фото Е. Чудиновских
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/95129

 

Из истории улиц города Кирова: улица Баумана


… Улица Пролетарская в поселке Коминтерновском
1958 - улица Пролетарская в рабочем поселке Коминтерновском (по реестру, уже была – центральная часть поселка Коминтерновского)
1966 – улица Баумана
2015 – улица Баумана

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.590

 

Эпоха - газетной строкой. Галоши как последний "писк моды"



Лошадь купила четыре калоши
- Пару хороших и пару поплоше.
Если денёк выдаётся погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше
- Лошадь выходит в калошах поплоше.
Если же лужи на улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?

Вадим Левин. Глупая лошадь

Галоши с «гарантией». Один из местных чиновников просит нас сообщить, что купленные им в магазина товарищества «Проводник» галоши «с гарантией» через месяц порвались. На требование обменить их на более доброкачественный товар, в магазине ему заявили, что обмен возможен лишь в том случаю, когда галоша «не порвется, а даст трещину».

"Вятская речь" - 1910 г. №114

Сейчас может показаться странным, что обычные галоши, которые наши старые бабушки и дедушки в деревне одевают, чтобы сделать работу в грязном месте, сто с небольшим лет назад ценились очень дорого и считались чуть ли не "последним писком" дореволюционной моды. Поэтому современным людям может показаться странным стихотворение Вадима Левина "Глупая лошадь" (по которому снят мультфильм), почему лошадь так берегла хорошие галоши и в плохую погоду гуляла "в галошах поплоше"? Все дело в том, что в те времена галоши делали из редкой тогда еще резины и потому ценились очень дорого. Не случайно, калоши считались признаком достатка. Сейчас наверное может показаться смешным, как модники тех лет любили щегольнуть на публике блестящей обувью. В одном вятском селе доходило до того, что бедные люди чтобы показать свой якобы достаток, выставляли из саней одну ногу в калоше: смотрите какой я богатый, у меня даже есть галоши! Правда, как потом вспоминали, галоша была только на одной ноге, на вторую денег не хватало, ведь они стоили баснословно дорого... Видимо, и автор стихотворения про глупую лошадь жил в те времена, когда галоши были предметом роскоши, и потому героиня его стихотворения так любила щегольнуть ими в хорошую погоду и, напротив, в плохую погоду одеть галоши "поплоше", чтобы не испортить хорошую обувь. Кстати, в наше время в деревнях наши дедушки и бабушки, напротив, галоши одевают на валенки, чтобы не испортить от сырости хорошую обувь. В наше время галоши уже не дефицит, а скорее раритет ))

На рисунках: реклама галош в дореволюционной и советской России

 

Старый дом и его тайны



На фото: старый церковный (диаконский) дом в поселке Лебяжье. Согласно архивным документам, в большом штате сельской церкви служило два диакона. Для их больших семейств в 1913 году был построен рядом с храмом большой и поместительный дом. Каждая семья поместилась в отдельной половине. Интересно, что напротив стоял такой же большой деревянный дом, в котором жили священнослужители. Наверное, по праздникам духовные семьи ходили в гости друг к другу... Но недолго новоселы радовались своим квартирам. В 1918 году (опять же по архивным документам) новая власть "вытряхнула" хозяев из их же домов (трое священнослужителей были расстреляны осенью 1918 года) и передала их вновь созданному коммунальному отделу. В большом доме некоторое время размещались учреждения, а потом его передали под жилье служащим. С тех пор, уже больше ста лет, старый дом согревает своих жильцов, уже не имеющих отношения к церковной службе. В числе их были ветеран Великой Отечественной войны Яков Конаков и его сын, замечательный поэт, Валерий Конаков. Но старожилы поселка еще много лет помнили, что дом этот - "диаконский"...

 

Мертвый город Сарапул. По страницам периодики времен Гражданской войны


Сарапул после боя. Город – вооруженный лагерь, город – полевых штабов, с гражданской точки зрения – мертвый город. Много населения бежало. Почему?
Идут мадьяры и китайцы и режут всех и каждого! Таким слухом пугала себя часть обывателей. Другая часть отправилась в надежде на скорое возвращение и что спекулянты привезут из Сибири товаров. Третьи бежали, потому что другие бегут.
На витринах лаконичные приказы начальника дивизии, занявшей город: «За самовольные обыски, аресты, бесчинства – расстрел. Жителям приказывается выдавать всю белогвардейскую сволочь». Коротко, но белогвардейского обывателя бросает в трепет.
Могилы бойцов революции осквернены. Безумцы хотели следа не оставить, растоптали венки, выбросили тела, сравняли могилы с землей. Но не в их силах вырвать славные страницы из книги борьбы за освобождение.
На углах кое-где снова красуются революционные названия улиц. Видно, что рабочие, сочувствующие советской власти, в первый же день по освобождении города от банд Колчака, спешили внести революционный дух в улицы города.
Против площади из воды Камы торчит труба потопленного белогвардейского боевого парохода.
Их в флотилии было 12: все окрашенные под защитный цвет, они казались сильными, но не выдержали боя с нашей артиллерией. Один из пароходов был еще потоплен нашим выстрелом из Дубовки, это за 5 верст от Сарапула; второй – в момент занятия Сарапула красными войсками.
Колчаковский пароход отчаянно обстреливал город, подойдя к площади. Наш красный артиллерийский офицер отдал приказ подвезти орудие на берег.
- Ведь это под огнем других пароходов. Увидишь – собьют! – закричали ему.
- Ничего. Пока увидят батарею другие суда, мы потопим этот пароход! - отвечал он.
Орудие было поставлено, получило снаряды, и пароход Колчака быстро пошел ко дну; остальные поспешили уйти, и лишь только вдали виднелись их мачты.

Красный набат (Глазов) – 1919 г. № 156

Снимок 1918 или 1919 года. Победители в городе Сарапуле на фоне горящего здания суда. На полотнище полуграмотная надпись: "Высшее право ест право востания".

 

Промыслы крестьян Малмыжского уезда в середине XIX века (продолжение)


 

4 имеют до 25 ульев пчел, ткут до 1500 кулей и рогож, охотятся за белками и зайцами.

Стреляют птиц и зверей.

4 человека делают на почтовой станции тарантасы до 10 штук и до 25 зимних саней с повозками. Вырабатывают дехтярю до 250 пудов.

12 плотников, 5 горшечника, 4 человека работают бочки и кадки, 3 шерстобита и валяют сапоги, 2 кузнеца, некоторые имеют до 25 ульев пчел.

Заготовка для лесопромышленников леса и лесных изделий, ходят на устье реки Кильмези для грузки сих изделий, некоторые ловят рыбу и имеют до 30 ульев пчел.

Некоторые копают руду для Шурминского железоделательного завода

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67

 

Первые упоминания о селе Петровском Уржумского района


… А в том де селе Петровском и в деревнях 120 дворов, а крестьян будет с 150 человек болши, а о тех де ясаках, что на них положено мало.

Часть правой выписи о владении Жеребцовым Полем. 1688 год (Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – 1906 г. - вып.1-2 – с.1-4, 1-178 (отдел 2); вып. 3-4 с.179-346 (отдел 2); вып. 5-6 – с.347-518 (отдел 2).

Примечание. В тех актах и грамотах село часто упоминается под названием Жеребцово Поле. Также оно имело второе название - Петровское, по Петропавловской церкви, стоявшей в селе. В те времена село было пограничной территорией между двумя крупными феодалами того времени - Вятским Трифоновым и Уржумским Цепочкинским монастырями, которые владели огромными земельными наделами и сотнями крепостных крестьян.

На фото: старейшее здание села - каменная Петропавловская церковь, построенная в конце XVIII века

 

Исчезнувшие деревни Вятского края: Туман (Верхошижемский район)


Туман. Селение находилось в полукилометре западнее мельницы Махневки, на левом берегу речки Сингиревки. Официальное название починка – Мансуровский, дано по фамилии основателя, пересилившегося из деревни Махнево. Селение образовано около 1800 года. В 1859 году починок состоял из одного двора, в котором проживали один мужчина и две женщины. К концу XIX века селение прекратило свое существование, и по Реестру 1891 года деревня Туман не числится.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.485

 

Знаменитые вятские династии: Васнецовы


Васнецовы, старинная вятская династия, давшая Вятскому краю и России священников, художников, ученых, учителей, общественных деятелей. Среди основателей с.Ошеть (ныне Сунский район) упоминается Дмитрий Васнецов. Здесь Васнецовы прожили более 200 лет. В церкви с.Лопьял в 1844 после окончания Вятской духовной семинарии начал служить Михаил Васильевич Васнецов, позднее обосновавшийся в с.Рябово (ныне Зуевский район), отец братьев-художников. С.Курчум (ныне Сунский район) связано со службой с 1749 г. Андрея Иосифовича Васнецова, основателя ветви, давшей художника Ю.А.Васнецова.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.70

 

Народы Вятской губернии: бесермяне

Ввиду предстоящей переписи населения СССР мне хотелось бы сказать несколько слов о необходимости особо тщательной регистрации бесермян, проживающих исключительно только в Кировском крае (по переписи 1926 года их насчитывалось до 10 тысяч обоего пола). До сих пор эта народность не изучена как следует; пока неизвестно - как она явилась сюда. Исторические документы говорят о наличии здесь бесермян уже в XVI веке.
Как известно, часть современных бесермян говорит на удмуртском языке, другие – на татарском, почему в предыдущих переписях они часто ускользали от взора переписчика.
Предстоящая перепись населения является самым надежным средством установления численности бесермян в каждом селении на территории Кировской области. Для облегчения работы следует припомнить, в каких селениях и в каком количестве бесермяне отмечаются в прежних, уже публиковавшихся списках.
Такие списки были изданы в 1875 году Центральным статистическим комитетом (в списке населенных мест Вятской губернии), вятским губернским земством в 1892 году (в материалах по статистике Вятской губернии), департаментом духовных дел и иностранных исповеданий в 1912 г. (г.Казань). Само собой разумеется, что необходимо иметь под руками перечень бесермянских селений по всесоюзной переписи 1926 года, в которых регистрация бесермян проведена наиболее полно по сравнению с предшествующими переписями.
Старший научный сотрудник Кировского научно-исследовательского института краевед П.Луппов

Бесермяне в Кировском крае // Кировская правда - 1936 г. № 168

 

Эпоха - газетной строкой: шинки


Г.Котельнич. Село Красногорское (шинки). В селе Красногорском в Пасху церковная служба кончилась в 4 ¼ часа. На площади у лавочек стояла группа молодых и пожилых мужчин.
«Ну, ребята, давайте что ли за бутылкой водки пошлем. Давайте! – соглашаются другие». Деньги собрали. Один из толпы Петр Панфилович отправился в шинок к Михаилу Дмитриевичу. И через несколько мин Петр возвратился с бутылкой вина. Начинается попойка и т.д.
Около села Красногорского в деревнях шинки растут с каждым днем, как молодые грибы. И торговля вином в шинках с каждым днем прогрессирует.
И в результате: развитие хулиганства, разорение семейств и рост нищеты.

Новый овод // Вятская речь - 1910 г. № 92

Репродукция картины В.Маковского "В трактире". Согласитесь, за сто с лишним лет в этом плане мало что изменилось...

 

С архивной полки. Промыслы малмыжских крестьян в середине XIX века


 

Выгонка на мефильном заводе помещика Смольи Терпенчина кислоты и скипидара, некоторые уходят по летам для сплава лесов в низовые города, имеют до 20 ульев пчел.

Некоторые содержат при станции почтовых лошадей, занимаются дворничеством.

Ткут до 600 циновок, имеют до 10 ульев пчел и 1 кузнец.

Некоторые занимаются рыболовством, дворничеством, кузнечным мастерством, охотой за белками и разной птицей.

Некоторые уходят по веснам для грузки у лесопромышленников и сгонки в низовые города лесов, занимаются рыболовством,
содержанием при станции почтовых и земских лошадей, молочной торговлей, 4 чеботаря, 3 кузнеца, 2 портных и 1 столяр.

Ткут до 400 кулей рогож, имеют до 30 ульев пчел и 3 торгуют молочными припасами.

Продают в небольшом количестве дрова в город Малмыж в базарные дни

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.6 (сведения за 1858 год)

На фото: сапожник за работой. Фото В.Лобовикова

 

Эпоха - газетной строкой. О медицинской помощи на заре XX века


Медицинская помощь (Елабужский уезд). Учительница Ямушан-Ключинской земской школы обратилась с просьбою в уездную управу высылать ей самые простые медицинские средства для оказания первой помощи заболевшим в ея деревне, удаленной от ближайшего фельдшерского пункта (Бемышево) на 20 верст (селе на границе Малмыжского уезда). Управа передала это на рассмотрение врачебного совета. Благодаря этому заявлению учительницы, был поднят вопрос об устройстве школьных аптечек. Врачебный совет теперь занялся вопросом об организации первой медицинской помощи путем устройства домашних аптечек и намерен передать вопрос на обсуждение уездного собрания, предварительно его обстоятельно разработав. Дай Бог чтобы это маленькое доброе дело наладилось. Как немного часто бывает надо – подвигнуть хорошее дело!

Вятская газета - 1900 г. № 21

На фото: фельдшерский пункт тех времен

 

Наследие. Железнодорожный вокзал на станции Свеча



Летом 1903 года в Свече началось строительство вокзала и депо. 11 января 1905 года газета «Вятский вестник» писала:
«Третий год строится у нас железная дорога с железнодорожным мостом через р.Вятка и высокою дамбою на луговой стороне… Дорога пересекает весь уезд и на всем протяжении построены разные станции и полустанки, а на станции Свеча вблизи села Юма даже имеется депо…»
Эта же газета 9 апреля того же года поместила заметку «В ожидании чугунки». В ней говорилось:
«Глушь Котельничского уезда, грань двух губерний – Вятской и Костромской. Здесь строится грандиозный северный рельсовый путь. Почти девственные дебри вскоре огласятся могучим свистком паровоза…
Настроение в крае несколько приподнятое, одни на чугунку возлагают большие надежды, другие ждут ее с огромным опасением. Население здесь преимущественно оседлое, земледельческое, летом «страдует», а зимой путешествует «с печи на полати»…
Самоувереннее и светлее смотрят вперед молодежь и бабы. Первые мечтают уйти на чугунку и серый домотканый зипун сменить на городской «спиджак», бабы собираются бежать «от домашней окаянной жизни, от семейного ада». Такова действительность деревни, и что ей несет грядущее и чугунка – покажет недалекое будущее…»

 

Храмы Вятского края. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождественское Яранского района. Церковь считается объектом культурного наследия России, памятником архитектуры регионального и федерального значения. Все это звучало бы очень помпезно, если бы на деле не было все так печально. В настоящее время "памятник" пришел в такое удручающее состояние, что заходить в него уже небезопасно...

Восстановить храм еще можно. Десять лет назад церковь в селе Архангельском Уржумского района находилась в таком же состоянии, но была восстановлена...

 

Истоки. "Деревня что была отхожая пашня за рекою за Чепцою на речке на Черемуховице..."

Деревня что была отхожая пашня за рекою за Чепцою на речке на Черемуховице Степановские Онисимова. Во дворе: Ондрюшка Федоров сын Анисимов; во дворе Жданко Филиппов сын Собонев. Пашни паханые добрые земли 12 четвертей да перелогом 3 четверти в поле, а в дву потому , а в нем в живущем выть, а впусте четверть выти; сена их на росчисту меж озер 30 копен.

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда, с.149

 

По страницам советских газет. Преступление и наказание

Расстрел за убийство и грабеж. В январе месяце 1925 года на большой дороге в пределах Дебесской волости Глазовского уезда, граждане деревни Устьнедлы, Дебесской волости, Вениамин Матвеевич и Михаил Васильевич Караваевы, по взаимному между собой соглашению и заранее обдуманному плану, произвели нападение, с целью грабежа, на проезжающего по делам службы заведующего Дебесским пунктом Вятско-Вотского областного отделения Госторга гражданина Пустовалова и его ямщика гражданина Шкляева, которые и нанесли имеющимися при них гирями смертельные удары по голове. После убийства Караваевы похитили у умершего Пустовалова находящиеся при нем казенные деньги 9473 рубля 74 копейки.
Областной суд Вотской автономной области, рассмотрев дело Караваевых, приговорил обоих к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией всего имущества.

А.Хохрин. Расстрел за убийство и грабеж // Вятская правда - 1926 г. № 3

 

Топонимы. Двойные названия деревень Куменской волости


Лубнинский (Серко)
Лучкинская (Ардаши)
Медведский (Малый Перелаз)
Мокеевская (Зуяна)
Мокеевский (Парфеновщина)
Мокинское (Захаровцы)
Молоковский (Молоки)
Мореевское (Стрыки)
Мясниковский (Мясники)
Над Ботихой речке (Вылом)
Над Кырмыжом Ардашевская (Блиненки)
Над Кырмыжем Лучкинская (Олоновщина)
Обуховская (Богородская)
Обуховская (Спасская)
Обуховское (Мечинцы)
Остахинский (Ситники)
Печенкинская (Дыряна)
Пихтовская (Клюкачиха)
Поломская (Пепляки)
Помеловское (Помелы)
Поповский (Поповщина)
При д.Колобовской (Шестеренская)
Пугинский (Моряна)
Рюхаловский (Нелюбинцы)
Скопинская (Капидоновщина)
Стародумовская (Прохориха)
Филимоновский (Большая Заложица)
Филимоновский (Малая Заложица)
Хмелевское (Хмелевка)
Хомовский (Хоменки)
Хохряковская (Заколодка)
Четвериковская (Башкиры)
Четвериковский (Боковцы)
Четверухинская (Якшины)
Шалимовский (Шалимы)
Шлякшинский (Двойной)
Шуравинское (Звонари)
Юговский (Бздюли)
Юферевская с селом Кумены
Юферевский (Юфериха)
Ярушинская (Морозовщина).

Источник: Административно-территориальное деление Вятской губернии 1905 г. Справочник. Год издания 2012

На фото: поздняя карта Куменского (Вожгальского) района уже советского времени, с теми же деревнями

 

ЛЮДИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ. «Да, были люди в наше время…!» На жизненном пути немало встречал людей честных, бескорыстных, стремящихся, как можно больше сделать для общества, не для себя. Ради общего дела они не жалели себя, отдавали людям огонь своего сердца до конца. Григорий Иванович Фоминых. Это – народный самородок, с 1948 года - председатель колхоза «Новый путь» в течение 46 лет; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1986 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Перестройку в стране, как и все, Григорий Иванович встретил сначала с воодушевлением. Года через три после запуска перестройки, превратившейся в перестрелку, мы с ним встретились. Григорий Иванович был несколько удручён, озабочен и даже опечален: перестройка, по всей видимости, не оправдала надежд и направила общество в деструктивное русло. Навсегда запомнил ту встречу.
Александр Афанасьевич Деревков руководил Орловским районом с 1978 по 1985 год. Он заставлял крутиться буквально всех. Это было время необычайного энтузиазма и подъёма, стремления всех работать лучше. Авторитет Александра Афанасьевича среди жителей района был необычайно высок. Халтуринский район за трудовые успехи был награждён Красным знаменем ЦК КПСС и Совета министров СССР. Безусловно, очень жаль, что такой человек рано ушёл из жизни. Он мог сделать ещё много полезного для людей. На снимке: Григорий Иванович Фоминых и Александр Афанасьевич Деревков. Год 1985.

 

НАШ ГОРОД. На фото город Халтурин, улица Коммунистическая. Год 1970. Крайнее слева здание было в то время филиалом средней школы № 1. До революции в данном здании располагалась управа земства. В настоящее время этот исторический объект заброшен и разрушается.

 

Кировчане - кавалеры ордена Славы: Александр Михайлович Гагаринов

Гагаринов Александр Михайлович (30 августа 1917-1986), командир орудия, гвардии сержант, полный кавалер ордена Славы (1944, 1945, 1946). Родился в д.Метельки Вятской губ. (ныне Тужинский район). Участник Великой Отечественной войны. Умер, похоронен в п.Смидович Хабаровского края. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.58

 

Исчезнувшие деревни Вятской губернии: Заболотяно (Верхошижемский район)

Заболотяно. Селение находилось в восьми километрах западнее села Верхолипово, за деревнями Чижи и Канава. Писали починок «Заболотный – сверх речки Лемехи». Само название починка и деревни говорит о его местонахождении в этой местности. Основано селение в 1780-х годах. В 1791 году в починке стояло два двора:
1. Вдова Мартемьяна Перевалова Евдокия 43 лет, семья 12 человек.
2. Пантелей Евдокимов Новиков 44 года, семья 8 человек.
В 1859 году починок состоял из 10 хозяйств. Проживало 35 мужчин и 41 женщина. В 1891 году в десяти было 65 человек обоего пола. Числилось четыре семьи Новиковых, по две – Переваловых и Шешуковых, по одной – Фоминых и Целищевых. По переписи 1926 году в деревне записано 13 дворов крестьянского типа и один прочий. Проживало 33 человека мужского пола и 39 женского.
По списку сельских населенных мест 1950 года деревня Заболотяны не числится.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.148-149

 

 

 


Назад к списку