Май: 16-31
По страницам писцовых книг. Что такое "пустошь"?
Пустошь, что была деревня Косинская. Пашни лесом поросли добрые земли 26 четвертей с осминою поле, а в дву потому ж, а в ней впусте 2 выти с полувыть без полчетверти выти.
Полпустоши, что был починок Алексеевской Трескина. Двор пуст Федки Васильева сына Галичанина, збежал безвестно в 130 году. Пашни перелогом добрые земли 9 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте выть без четверти выти.
Пустошь, что была деревня Коробовская Моргунова тож. Место дворовое Петрушки Агафонова сына Моргунова, умер в 123 году; да два места дворовых же половничьих; половники сошли безвестно в том же году. Пашни лесом поросло добрые земли 30 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте две выти с полу-вытью. Да за ним же была пустошь Наимушинскя. Пашни лесом поросло середние земли две четверти без полу-осмины в поле, а в дву потому ж; впусте полчетверти выти.
Источник: Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда
Ставшие чужими. Знаменитые, но забытые вятчане...
Есть такая категория известных людей, которые родились в Вятской губернии, но территории ее потом частично перешли к соседним республикам. Там эти люди почитаются, а на своей исторической прародине они забыты. Например, Петр Ильич Чайковский. Известно всем, что он родился в городе Воткинске современной Удмуртии, но редко где вспоминается, что в ту пору Воткинск относился к Вятке и собственно редко где упоминается, что П.И.Чайковский - вятский уроженец. Известный писатель М.Шкетан, чье имя носит целый театр (!) в Йошкар-Оле, родился в деревне Старое Крещено, Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии, но на самой Вятке этот выдающийся драматург забыт... Не менее выдающийся человек Дим Орай, марийский советский писатель, журналист, классик марийской художественной литературы, родился в в дер. Мари-Пижай Уржумского уезда Вятской губернии. В поселке Сернур Марийской республике стоит скромный бюст писателю Александру Федоровичу Конакову, который родился в деревне Купсола Уржумского уезда, закончил Кукарскую учительскую семинарию (встречались воспоминания, что он учился в земской школе села Лаж Уржумского уезда) и Вятский учительский институт. Стал известен как марийский писатель, поэт, прозаик и драматург, педагог, общественный деятель. Участник I мировой войны. К сожалению, жизнь его была довольно короткой. Александр Фёдорович Конаков умер 17 февраля 1922 года из-за болезни в возрасте 34 лет. На Вятке этот писатель тоже забыт...
Эпоха - газетной строкой. Первые меломаны города Вятки
Находка. 10 февраля в 1ю полицейскую часть запасной нижний чин 100 запасного батальона Алексей Егорович Прохоров доставил 42 штук граммофонных пластинок и заявил, что он нашел их около Загородного сада в снегу. К розыску хозяев этих пластинок полицией приняты меры.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 31
Вятские села и веси: поселок Вахруши
Вахруши, пгт, при жд. Ст. Вахрушево.
Расстояние до центра района (Г.Слободской) 12 км., дата основания - 1854 г., статус поселка городского типа получил в 1944 г., число жителей 11, 5 тыс. чел. (данные 2000 г.).
В 1854 г. крестьянин Тимофей Вахрушев с сыновьями Федором и Иваном «Поставили» три кожевенных завода, а через два года младшие сыновья Тимофея Василий, Тимофей и Андрей основали еще один завод. К 1890 г. был создан «Торговый дом Илья Вахрушев с сыновьями». На месте д.Мало-Завалинской выросло с.Вознесенско-Вахрушево с каменными домами и большими заводскими корпусами.
Вознесенская церковь, каменная, построена на средства братьев Вахрушевых в 1894 г., приход состоял из 39 селений.
Согласно переписи населения 1926 г. с.Вахруши (рабочий поселок им.Ленина) – центр Ленинского сельсовета, число жителей 1029 чел. (472 хозяйства). Градообразующим предприятием в поселке за все годы существования был кожевенно-обувной комбинат.
В течение последнего десятилетия предприятие, престиж которого в прошлом был довольно высок, стал терять свои позиции. Серьезная реорганизация комбината – это и самостоятельность ОАО «Вахруши-юфть», фирм «Лель» и других, а также организации «Союза вахрушевских предприятий» - позволила начать трудное его возрождение. Фирма «Лель» открыта на базе цеха № 3, поставляет на рынок интересные модели детской обуви, ООО «Союз вахрушевских предприятий» начало завоевывать рынок, не изменяя ассортимента – шьет обувь для армии, нефтяников, лесников, людей рабочих предприятий. Но если в 1989 г. с конвейера сходили две модели рабочих сапог, то сегодня более ста и более 20 моделей ботинок из материалов высокого качества.
Имеются участковая больница, средняя школа, Дом культуры (два коллектива имеют звание «народный»; хор русской песни и хор ветеранов), библиотека (открыта в 1925 г.) и др. объекты культурно-бытового назначения.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая. Села, деревни – Киров 2002 г., с.339-340
На фото: современный поселок Вахруши
По страницам советских газет: поэзия
Я бреду по пустынным кварталам,
Мимо кленов, построенных в ряд.
Оторвавшись, на землю устало
Пожелтелые листья летят
Ветер желтые листья не милует,
Подхватил – и понес, и понес…
Я вдруг вспомнил деревню милую
С тонким шелестом белых берез.
Как сейчас от меня далеко
Милый край над притихшим прудом,
Где в сиреневой заволоке
Спит бревенчатый низенький дом.
Над лесами, лугами, полями ,
Тишина бессловесной ночи.
Лишь береза своими ветвями
По окошку тихонько стучит.
Милый край мой, закат голубой,
Ширь полей и лесов громада…
Ты прекрасен своей красотой
И других красот мне не надо.
И вот здесь, где ветер не милует
Листья желтеют в мраке ночном,
Не забыл я деревню милую
И березку у нас под окном.
В.Кряжев. Родной деревне // Искра (Оричи) – 1967 г. № 10
На фото: нежилая деревня в одном из районов области в наши дни. Опустела совсем недавно...
С архивной полки. Населенные места Вятской губернии в документах статистики XIX века: село Вятские Поляны
Поляны
Село казенное
При реке Вятке
54 верст от уездного города
Становая квартира в селе
105 дворов
Жителей 300 мужского пола и 325 женского.
В селе: каменная церковь, почтовая станция, базар существует по субботним дням, перевоз через реку Вятку и деревянная пароходная пристань.
Список населенных мест Малмыжского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67 л.69
Прости нас, деревня...
Ты, деревня, старушкою древнею
На гостей исподлобья глядишь.
Что ты думаешь, знаю, наверное:
Ты нас всех за измену коришь.
Как росли мы, ты помнишь, конечно.
Детство нам никогда не забыть.
Ты учила нас делать скворечники
И с природой в согласии жить.
Ты учила косить травы росные
В заливных ароматных лугах.
Ты поила нас соком берёзовым,
Едва только растают снега.
Как птенцы из знакомой скворечни
Улетели мы в жизнь от тебя.
Мы любили тебя бесконечно,
А уехали будто шутя.
Поселились в различных селеньях,
О тебе вспоминаем порой.
Ну, а если сказать откровенно,
Очень хочется к маме, домой.
Ты прости нас, деревня приречная,
Что когда-то отвергли тебя.
Ты, как русская песня сердечная,
Западаешь в сердца навсегда
Валентина Осина
Фото из нашего архива
Эпоха - газетной строкой. Церковно-певческое общество города Вятки и его библиотека
Церковно-певческое общество. Библиотекарем церковно-певческого общества, за призванием В.П.Медведицина на военную службу, состоит Аркадий Алесандрович Кунгурцев (адрес – Острожная улица, между Царевской и Никитской, д.Ворончихина, флигель во дворе – верх).
Библиотека будет открыта 2 раза в неделю: 1 по средам от 3 ½-4 ½ ч. дня и 2) по воскресеньям - от 1-3 часов дня.
В певческую библиотеку только что поступили вновь полученные книги. Членам общества предлагается уплатить членский взнос за 1915 год, в противном случае они будут лишены права пользования книгами библиотечного общества.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 40
С архивной полки. Фамилия Перевощиковы (Перевозчиковы)
Эта фамилия в старину была очень распространена в Уржумском районе (фото из метрической книги), особенно в приходах сел Рождественское и Петровское. И, возможно, ее появление здесь не случайно. Село Рождественское стоит на берегу реки Вятки, и многие местные жители могли в старину промышлять перевозом через реку, с одного берега на другой. Так и появилась фамилия - Перевозчиковы, а по народному произношению - Перевощиковы...
С архивной полки. Источники по истории населенных мест Вятской губернии: Список населенных мест по сведениям 1859-1873 гг. (1871 год)
Деревня Антонково Уржумского уезда
Антонкова по левую сторону Казанского почтового тракта
По речке Бенбанке
Род селения: государственные крестьяне
Число дворов: 75
Мужского пола: 199
Женского пола: 230
Деревянная часовня во имя преполовения пятидесятницы
Бывает базар
1 кузница
1 кабачок
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.376 лл.39-40
На фото: деревня Антонково в старину
Истории из старых газет. Малолетние конокрады
Кража лошади. Вечером 19 сего января служащий торгового дома братьев Сунцовых в г.Вятке, крестьянин Орловского уезда, Посадской волости, д.Кошуличи, Степан Иванович Курбатов доставил в первую полицейскую часть неизвестного мальчика и заявил, что сего числа, в 7 часов вечера, этот мальчик от бакалейной лавки Елсукова на Луковицкой улице, похитил лошадь с упряжью и санями, стоящими 70 рублей. Мальчик был задержан как-то два караульщиками на Царевской улице, между Морозовской и Богословской, так как он потерпевший бежал за похитителем и кричал «лови вора». Ехали на лошади два мальчика. Один из них скрылся, а этот задержан. Заявитель просил привлечь виновного к ответственности за кражу лошади. Личность задержанного выясняется.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 19
На фотографии: крестьянин, подсаживающий мальчика на лошадь. Кстати, задумывались ли вы о том, что в старину каждый человек мужского пола, начиная с отрочества, мог обходиться с лошадью? По крайней мере, в старинных метрических книгах нигде не найдешь запись, что кто-то погиб из-за лошади. Ездить на лошади для наших предков было также просто как для нас на велосипеде. Поэтому в 1915 году в упомянутой заметке два мальчика запросто "угнали" лошадь...
Забытые слова и выражения: позватели
Позватель, я. Сущ., м. Посланный для зова гостей, для приглашения в гости. Позватели обыкновенно ездят перед свадьбой для приглашения родственников на предсвадебные и свадебные пиры. Ездит кто-либо из родных же. Выбирается для сего кто-либо из молодых, если только таковые есть в семье. Также позватели иногда ездят и пред праздниками. Обязательно позватели ездят на мяслянице для приглашения зятовей и их ближайших родственников. Позвателя угощают, и вообще на долю самого позвателя выпадает изрядный праздник при его разъездах.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907 г.
Истоки. "В Косинском приходе на погосте на церковной земле церковных причетников 4 двора..."
В Косинском приходе на погосте на церковной земле церковных причетников 4 двора, а людей в них тож. На погосте ж на церковной земле бобыльских 1 двор, а людей тож. Приходцких в починках крестьянских 17 дворов, а людей в них тож. И обоево опричь церковных причетников на погосте на церковной земле бобыльских и в починках приходцких 18 дворов, а людейв них то же.
Валерий Федяев. Писцовая книга пяти вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г.
На фото: село в наши дни с руинами Спасской церкви. Источник: https://dzen.ru/b/Yt_ejO0ltwRdm_XP
Вятские села и веси: деревня Цепели (Орловский район)
Цепели, д., центр Цепельевского сельского округа и сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) «Прогресс».
Расстояние до центра района (Г.Орлов) 29 км.
Деревянная часовня была построена в 1878 г.
Цепелевский сельсовет переименован из Подрельского в 1977 г., всего населенных пунктов 22, численность населения 906 чел. (363 хозяйства). Из них в деревне 746 чел (265 хозяйств).
На территории сельского округа до войны существовали сельсоветы: Катюхинский, Колотовский, Подрельский. 13 января 1941 г. все три сельсовета и Чудиновский вошли в состав образованного Медянского района, упразднен район был в 1958 г., и все сельсоветы вернулись в Халтуринский район, Подрельский и Катюхинский объединились в Подрельский сельсовет, в 1960 г. к ним присоединился и Колотовский.
Коллективизация на территории округа проводилась в 1930-1931 гг. Первое объединение произошло в 1950 г., возникли колхозы им. 8 марта, «Парижсская коммуна», им.Кирова, «Победа». В 1958 г. объединились им. 8 марта и «Парижская коммуна» в колхоз «Прогресс», в 1959 г. в него вошли остальные колхозы. В 1968 г. из «Прогресса» был выделен колхоз «Чудиновский». СПК «Прогресс» - одно из крупных хозяйств района. В 1979-1989 гг. председателем работал А.С.Русских, с 1989 г. – Л.Н.Голомидов.
В д.Цепели расположены все административные здания округа и колхоза, подечта, сберкасса (1989), детский сад (1975 на 50 мест, 1988 каменный пристрой на 90), средняя школа (1977), Дом культуры (1985 на 400 мест), медпункт (1989) с физиокабинетом, столовая, комплексный приемный пункт, «Сельскозаготпром». В 1984-1986 гг. построено пять 18-квартирных панельных домов с паровым отоплением, канализацией, газом, водопроводом. В 2000 г. в благоустроенном здании откры Дом ветеранов Орловского района.
В 1974 г. в деревне был установлен памятник погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны, перенесенный в 1989 г. на площадь перед Домом культуры, изготовлены поименные списки погибших. Такие памятники есть в дд.Красногоры и Нижние Толмачи.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая. Села, деревни – Киров 2002 г., с.370-371
На фото: старый дом в селе Цепели. Фото из открытых источников. Наши фотографы пока не добрались до этого села. Нашлась одна единственная фотография в интернете...
Вятские села в документах дореволюционной статистики: село Водзимонье (Малмыжский уезд)
Село Водзимонское
Село казенное
При речке Водзе
100 верст от уездного города
126 дворов
Жителей 348 мужского пола и 390 женского пола
В селе: каменная православная церковь, сельская расправа, земская станция, питейный дом, базары по воскресным дням.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67 лл.25-26. Список населенных мест Малмыжского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением
На фото: Вознесенская церковь села Водзимонье в старину. Церковь была построена в 1829 году на средства прихожан и добровольных пожертвований. Сохранилась и восстановлена. В храме идут богослужения
Как уничтожали мелкие деревни: сселение в 1960-е годы
— И не жалко тебе?
— Чего? Деревню? Дядь Федь, она же отжила своё. Неперспективная...
Цитата из кинофильма «Белые росы» (1983 г.)
Все меньше становится мелких деревень в Верхолиповском совхозе. Успешно идет сселение. Зато в центре совхоза, в селе Верхолипово, все больше появляется новых домов. Справили новоселье токарь С.Н.Лаптев, плотник С.И.Кислицин, П.И.Пасаженников, кочегар Н.С. Новоселов и другие. Всего более 10 семей поселятся в новых домах. Совхоз предоставляет рабочим ссуду, обеспечивает строительными материалами и транспортом. И многие охотно строят себе новые дома. В.Широких. Новоселы
Из отдельных деревень, рабочие совхоза переселяются в центры отделений и на главную усадьбу. В Самосудах построено 3 новых дома. Их заняли доярки. В Воронье переехали механик В.Г.Решетников, доярки А.Ф. Макушева и А.П. Решетников, инженер В.П. Матвеев. Люди покидали маленькие деревеньки. Едут семьями, едут к производству. В первую очередь квартиры получают доярки, механики – решающая сила полей и ферм.
Сельский рабочий (Верхошижемье) – 1968 г. № 138 и 144
Села и веси Вятского края: село Федосеевское (Свечинский район)
Федосеевское, с., входит в Юмский сельский округ.
Расстояние от центра округа 17 км., дата основания – 1901 г., прежнее название: д.Ивки, расположено вблизи р.Юма.
12 августа 1901 г. построена Федосеевская деревянная церковь (позднее здание перевезено в Свечу, в годы войны в нем размещался госпиталь, потом школьные классы, ныне находится редакция районной газеты «Свеча»). Село официально основано по указу Синода от 4 октября 1907 г. Недалеко от села была водяная мельница.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая. Села, деревни – Киров 2002 г., с.436
Источник иллюстрации: https://myslide.ru/presentation/xramy-vyatkixAistoriy..
К 650-летию города Вятки/Кирова: святыни. Успенский Трифонов монастырь
Успе́нский Три́фонов монастырь (Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает[1]:
« На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а внём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов. »
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания[2]. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь[3]. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский_Трифонов_мона..
Эпоха - газетной строкой. Первые меломаны города Вятки
Находка. 10 февраля в 1ю полицейскую часть запасной нижний чин 100 запасного батальона Алексей Егорович Прохоров доставил 42 штук граммофонных пластинок и заявил, что он нашел их около Загородного сада в снегу. К розыску хозяев этих пластинок полицией приняты меры.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 31
К 650-летию Вятки/Кирова. Почему Вятка стала Хлыновом? Версия авторитетного историка
Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годами? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия Второго (Темного) и сторонниками его дяди – галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла. Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы.
Ожидая к себе московских гостей (которые не замедлили явиться), вятчане скорее всего в 1455-1456 годах выстроили себе кремль - крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, - Хлыновом. Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому. Острог прерывался деревянными башнями. В «Повести о стране Вятской» эти трудные времена и строительства града описано так: «Во времена же тыя Российсти князи имеющие отделныя грады прихождаху на Вятку съ различными воинствы въ великомъ собрании киждо хотяще страну Вятскую взяти въ подданьство себе и ничто же успевающе. Наипаче же отъ Чуди Отяковъ и Черемисъ и отъ Агарянскаго рода разныхъ народовъ татаръ и бесермянъ и нагайцовъ снизу Волги реки и отъ Казанскихъ татаръ и из Заказанскихъ поселившиися тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. – Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено отъ северной страны ископанымъ рвомъ, а отъ западу и полудни преглубокимъ рвомъ, а съ востоку отъ реки Вятки высокая гора. Избраша бо жителие такое угодное место, дабы отъ нашествия супостатъ въ томъ граде быть свободно и ко отмщению угодно.
И егда во граде умножишася людие и поселились свободно, и тогда бояшеся нашествия супостатъ поставили острогъ кругомъ всего посаду, наченше съ полуденной стороны отъ глубокова рва где ныне выше винокурни словетъ Епиховъ потокъ и ведоша тотъ острогъ на северъ до глубокова рва, где ныне башня троеворотна, и построиша башни на проезжихъ дорогахъ, а дале того места кругомъ лесъ былъ, и въ гору, что ныне Спенцынская улица, не дале(ко) отъ нынешней Воскресенской церкви ходили в часчи леса по ягоды».
По мнению историка А.В.Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада – непроходимым болотом, с юга и севера – глубокими оврагами. Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок. Лишь в 1780 году по указу Екатерины Второй в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку. Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой, а Екатерина Вторая лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города.
В ряде документов 15-16 веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города – и Хлынов, и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели ввиду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к 17 веку название Хлынов победило в официальном наименовании города.
Виктор Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.25-26
Рисунок Татьяны Дедовой. Город Вятка/Хлынов в представлении художницы
Назад к списку