- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 1-15

По страницам первых советских газет. Крестьяне села Цепочкино – Германии



В селе Цепочкино, Теребиловской волости, силами политико-просветительского кружка был поставлен спектакль.
Членом вика т.Щелчковым перед спектаклем сделан был доклад о международном положении. После доклада путем вызова на пожертвование в помощь германскому пролетариату собрано 3100 рублей.

Красный пахарь (Уржум) - 1924 № 2

На фото: село Цепочкино Уржумского района в наши дни. Конечно, от того старинного села, каким оно было еще в 1924 году, мало что осталось (через 12 лет оно практически полностью выгорит). В основном здесь застройка уже советской эпохи.

 

С архивной полки. По страницам партийных протоколов 1930-х годов: борьба за пожаробезопасность



Протокол партийного собрания Лебяжского района от 30 июня 1939 года.
Т.Лаптев (НКВД) … Пожаров по району в текущем году было 20. Пожары главным образом происходили из-за неосторожности. Мало принималось предупредительных мер. В центре Лебяжья, например, строится Дом соцкультуры, а около него везде щепы и нет бочек с водой. Замечается нехорошее отношение к противопожарным мероприятиям со стороны пред Рика т.Ванеева. Заведующий комхозом т. Ануфриев за несоблюдение противопожарных мероприятий оштрафовал 2 раза руководителей строительства Дома соцкультуры. Ванеев эти штрафы снял. Ванеев не дал автомашину на пожар в Чагинском сельском совете. Во время пожара в Красном была увезена мотопомпа, а на обратный путь автомашину не дал, сказав: «Возьмите лошадь в колхозе и везите»

ЦГАКО ф.П-2205 оп.2 д.25 л.38

На фото: первый Дом культуры в селе Лебяжье, о котором идет речь в партийном протоколе. Фото 1940 года (из собрания В.Л.Мамаева)

 

Города, возникшие в советское время: Кирово-Чепецк


Кирово-Чепецк. Селение в устье реки Чепцы, Никольский погост, возникло в начале XV века. В 1942 году село Усть-Чепца преобразовано в рабочий поселок Кирово-Чепецкий, с 1955 года - город районного подчинения Кирово-Чепецк, с 1960 года – центр одноименного района. С 1961 года – город областного подчинения.
Расположен в центре области у впадения р.Чепцы в р.Вятку. Расстояние до областного центра по автомобильной дороге – 40 км.
Население 99,4 тыс. человек, площадь – 46,9 кв. км. (1993 г.).

Энциклопедия земли Вятской. Том первый. Города – Киров 1994 г., с.395

На фото: современный Кирово-Чепецк - в основном это, что было построено еще в годы советской власти. Так сказать, советское наследие в чистом виде...

 

С архивной полки. Архивные источники по истории и топографии города Хлынова



Для изучения топографии Хлынова (Вятки, Кирова) XVII в. такими источниками являются: дозорная книга 1629 г., переписные книги 1646 и 1678 гг., росписные списки1646-1696 гг., ряд икон «Явление Пресвятой Богородицы прп. Трифону Вятскому Чудотворцу» конца XVII-XVIII вв., межевой план Хлынова 1759 г. Существовали более ранние план и рисунок вида («прешпект») Хлынова 1739 г., выполненные известным геодезистом А.Ф.Клешниным. Рисунок вида Хлынова в 1740 г. с удовольствием рассматривали в Казани члены экспедиции астронома Ж.-Н.Делиля. Однако в настоящее время местонахождение этих материалов Клешнина неизвестно.
Все названные источники позволили исследователям «воссоздать достоверный общий план исчезнувшего деревянного Хлынова». Однако при этом остается множество конкретных вопросов о местонахождении в городе как отдельных объектов, так и даже целых улиц. Ответить на некоторые из таких вопросов позволяет массовый письменный источник, относящийся по классификации С.М.Каштанова к частным договорным актам. Это данные (вкладные), купчие, закладные, меновые и другие акты на землю и недвижимое имущество, которые записывались в специальные книги, называемые крепостными. Данные книги хранятся в РГАДА в фонде 615 (Крепостные книги местных учреждений XVI-XVIII вв.).
Для заданной темы интерес представляют записи актов, связанных с продажей, закладом, обменом частных домовладений, расположенных на территории города. При составлении названных документов производилось подробное (нассколько это было возможно в тех условиях) описание месторасположения двора, с которым производились те или иные операции. Особенно подробными такие описания становятся во второй половине XVII в., например: «…продал… двор свой и со всеми своими дворными хоромы опричь своей житейской порядни и с огородчиком, что тут же у двора, и тот ево двор и огородчик в Хлынове на посаде в Морозовой улице за острогом в межах с верхную сторону с Лучкою Локосом по огороду, а с нижную сторону с Семеновым огородом Опалихиным, а с третью сторону по проезжую улицу, а с четвертую сторону по сполью и со всеми межшики по старым межам». Эти описания позволяют отчасти решить некоторые вопросы топографии города и подтвердить или опровергнуть положения смоделированных ранее планов города XVII в.

А.Л.Мусихин. Частные договорные акты как источник по топографии позднесредневекового города: на примере Хлынова // Город на Вятке: история, культура, люди. Материалы Всероссийско-научной конференции (Киров, 10 июня 2019 г.), с.6-7. Рисунок Татьяны Дедовой

 

Природа Кировской области. Река Вятка в весенний период



По водному режиму р.Вятка, как и остальные реки области, характеризуется весенним половодьем и летней и зимней меженями. Весеннее половодье начинается в среднем в начале 3-й декады апреля и достигает максимума в первой половине мая. Во время половодья уровень реки поднимается на 4-6 м. над обычным летним меженным уровнем, и она затопляет полыми водами свою широкую пойму, отлагая на ней тонкий слой ила. В это время река также размывает берега или изменяет направление русла, образуя новые протоки. Продолжительность половодья в верхнем течении в среднем около 58 дней. Ниже г.Кирова половодье растягивается под влиянием неодновременного развития его на крупных притоках Вятки – Моломы, Пижмы, Кильмези.

Природа Кировской области (сборник статей) – Киров 1967 г., с.97

 

Вятские легенды и были о «диконьких» (лесных людях)


Жила в деревне Н.Помаселова Пайметова Марфа. В деревне говорили, что она водит дружбу с нечистой силой: всегда ходила в темной одежде, хотя у мари это не принято. Марийская одежда чаще была белой и светлой.
Один раз она сама рассказывала такую историю. Мол, в одну из ночей приехали к ней большие белые люди на белой лошади и приказали напечь блинов. Объяснили, что готовятся к свадьбе, которая состоится будущей ночью. Деваться некуда, пришлось соглашаться. Напекла большую гору марийских блинов, а сама ушла ночевать к соседям. А когда утром пришла, то на столе, где стояла чашка с блинами, стояла чаша с серебряными деньгами. Так они отблагодарили эту помощницу…
В 1960-е годы ферма находилась немного выше д.Н.Помаселово. Сторожем тогда работал на ней Пайметов Архип Иванович, бывший фронтовик. Освещения на ферме тогда еще не было, и он брал с собой обычный керосиновый фонарь. Конечно, освещал тот плохо. Видно было только около одного метра вокруг одного человека.
Архип Иванович устроился отдыхать в коридоре у кормушек, закрывшись в тулуп. И вдруг видит, открывается дверь и по коридору шагает Диконький ростом под потолок фермы. Он (сторож) испугался, быстренько перебежал к быкам (а их было на ферме три головы), спрятался между ними и сидел тихо-тихо, боясь дыханием выдать себя. Диконький прошел мимо по коридору, открыл дверь, а в тамбуре стояла лестница на чердак. Стало отчетливо слышно, как он поднимается по лестнице, а затем прошел по чердаку. В этот момент сторож боялся лишь одного: чтобы выдержали доски потолочные: он видел, как они прогибались. Наш фронтовик взял, что называется, ноги в руки и дал деру домой. Хорошо, что ферма была близко к деревне…

С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.41-43

 

Истоки. "Чтобы крестьяне властей монастырских слушали, на них работали и доходы им платили...": о монастырском крепостном праве на средневековой Вятке



Грамота посланная царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в вотчину Вятского Успенского Трифонова монастыря, в д.Вострую-Веретею с другими деревнями, о том чтобы крестьяне властей монастырских слушали, на них работали и доходы им платили. 1687 года марта 25 дня.

… В нынешнем во 195 году ноября в 11 день, по нашему великих государей указу и по жалованной нашей грамоте, из Уржумского уезду промеж Чепочкою и Буею речками отказано в Вятский уезд, по старинным жалованным нашим грамотам 103 году, к Успенскому Трифонову монастырю, архимандриту Александру з братьею, вечно во владенье, что были ясачные деревни и починки: ... всего 12 деревень и починков, людей в них 309 человек.

Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – 1906 г. - вып.1-2 – с.1-4, 1-178 (отдел 2); вып. 3-4 с.179-346 (отдел 2); вып. 5-6 – с.347-518 (отдел 2)

Примечание. Большим количеством крепостных владели на Вятке два крупных монастыря - Вятский Трифонов и Уржумский Спасо-Цепочкинский. Впоследствии мы вернемся к этой интересной, но пока малоизученной теме

 

Вятские деревни и села: село Рождественское и деревня Шошма (Яранский район)


Деревня Шошма находится почти в прямой видимости от Дворян – стоит лишь подняться на Советский тракт, взобравшийся на холм за деревней. Округа деревни раздергана была между волостями: Комаровской, Пиштанской…
При этом на видимом расстоянии находилась когда-то и Богородицкая церковь села Рождественского (Шошминского), значащегося в рассматриваемое время в Комаровской волости. И храм, и поселение основаны в XVII веке. Ныне храм разрушен, не успели его отреставрировать. Так и стоит колокольня, «опутанная» строительными лесами, как на графическом рисунке Ю.И.Митюшова.

С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.94-95

На фото: село Рождественское и его окрестности. Фото 2022 года. В 2022 году колокольня Рождественской церкви была уже без лесов

 

Традиции. Вятские крестьяне и Пасха в 1920-е годы (по сводкам ОГПУ 1925 года)



15 мая-1 июня. В день праздника Пасхи во всей губернии крестьяне в большинстве своем предпочли вместо церкви спектакль и доклады.
В г.Котельниче (важный торговый центр Вятской губернии) 26 мая сгорели 80 коммунальных зданий, до 150 частных домовладений, гостиный двор, электростанция, почта и телеграф, типография, бани, театр, дом заключения…, здание суда, сельхозбанк, музей, библиотеки, 6 школ, учебно-показательные мастерские, все детские дома и все церкви… Среди жителей г.Котельнича ходят такие слухи: «Сгоревшие церкви восстанавливать не будут, а собор отдадут под театр» или «В городе много живет коммунистов, и они хотят сделать по-своему, но Бог не допустит и их накажет».
Песковский завод (Омутнинский уезд). В первомайской манифестации участвовало 40 человек от 1150 рабочих. Малый % участия объясняется тем, что … {был} канун религиозного праздника Пасхи. Большинство рабочих-религиозников считали праздновать за грех.

Нолинский уезд. Если проследить по деревням Шуплецы, Большие Тимши и ряд других деревень Унинской волости, то 50 % населения на религию смотрит отрицательно. Молодежь имеет стремление распространить свое влияние на родителей, что более ярко выявилось в Ключевском районе Ухтымской волости, где под влиянием молодежи родители отказали духовенству в наделе натурой – ругой.

Котельничский уезд. Свою безграничность к религии крестьяне показали в день Пасхи, как, например, в с.Круглыжи Круглыжской волости во время пасхальной службы в нардоме был поставлен спектакль и концерт с докладом «Что такое пасха?». Крестьяне, пришедшие ко всенощной, все время провели в нардоме, который не мог вместить всех желающих, а в церкви были только старики и старухи. Крестьяне в нардоме между собой говорили: «Надо посмотреть спектакль да послушать, что говорят, а в церкви мы бывали и раньше и знаем, что там каждый год одно и то же». В селе Сорвижи Сорвижской волости также был поставлен спектакль, концерт с докладом «Наука и религия», «Наука и сельское хозяйство». В нардоме присутствовали 250 человек молодежи и {людей} среднего возраста. Доклады слушались внимательно и были такие суждения (большинство): «Чем идти в церковь, так лучше здесь послушать». Аналогичные суждения крестьян к празднику Пасхи отмечались и в ряде других сел уезда».

Е.Н.Чудиновских, В.С.Жаравин. Вятка Православная. Век XX – Киров 2021 г., с.94-95

Примечание. Согласитесь, такое отношение крестьян к Вере и к празднику святой Пасхи в те годы вызывает сомнение, т.е. это могут просто выдумки тех, кто составлял подобные сводки, и верить этим фактам на ваше усмотрение…

На фото: церковь Песковского завода и ее интерьер в старину. Фотофонд ЦГАКО

 

Участие вятского духовенства в Отечественной войне 1812 года



- 2 октября 1812 года консисторией заслушано отношение губернатора о начале сбора ополчения и вопросах, с ним связанных, которым в числе прочего определялось: «Прием пожелавших во внутреннее нынешнее ополчение людей духовного ведомства с Вятского уезда, Слободского и Котельничского здесь в городе Вятке сего октября 3-го дня, а буде кои не успеют из них приняты быть в Вятке, те равно и других уездов в городе Уржуме с 8-го числа сего ж октября».
- Тогда же, по рассмотрении вопроса об обеспечении ополченцев, «за неимением по части духовной людей разумеющих «обмундировку», консистория предложила, чтобы губернатор «обмундирование поручил командиру, в ведомство коего на первой раз те желающие воины поступать будут, или кто по Ево назначению другой, при депутатах с духовной стороны, коим и деньги от консистории как на обмундировку, так и на провиант выданы быть имеют с надлежащим им о расходе предписанием, каковыми депутатами и назначить здесь в городе (Вятке – А.Т.) всесвятского иерея Павла Бехтерева, а в Уржуме тамошнего протоиерея Иакова Короваева»;
- 5 октября консисторией заслушан утвердительный ответ губернатора о том, «что обмундирование пожелавших духовного звания людей в ополчение и прием от означенных депутатов провиантских денег, возложил он господин губернатор на городничих здесь в городе Вятке Штерха, а в Уржуме Красовицкого»;
- После этого консистория приказала послать указ Всесвятскому иерею Павлу с надлежащим предписанием, выдать ему тетрадь для записи расходов и деньги «для обмундирования и снабжения провиантских деньгами пожелавших в ополчение духовных людей принятых в городе Вятке», а также «…О каковой обмундировке и снабжении провиантскими деньгами пожелавших в ополчение и принимаемых в Уржуме, и к Уржумскому протоиерею Иакову послать указ таковой же, а при нем шнурозапечатанную тетрадь, предписав оным от церквей ведомства его, от коих он за удобное признает, немедленно самому лично взять взаимообразно до двух тысяч трех сот рублей…»
Приведенные выдержки показывают, что г.Уржум был определен местом сбора для ратников большинства уездов губернии; выясняется также, что для обеспечения именно этих ратников протоиерей Короваев осуществлял сбор средств в церквях своего благочиния. Последняя из приведенных цитат определяет и текст указа Духовной консистории от 5 октября 1812 г., который упоминался в Вятских епархиальных ведомостях, в связи составлением духовенством г.Уржума «среди себя нового ополчения». Но, как видим, в действительности речь идет в этом указе идет об обмундировании и снабжении провиантскими деньгами людей духовного звания, вступающих в ополчение из различных уездов губернии, которым местом явки назначен г.Уржум – ни на какое «особое ополчение» духовенства г.Уржума в этом указе нет и намека.

А.А.Туранов. 1812 год. «Особое ополчение» уржумского духовенства - реальность или миф? // Уржумская старина (краеведческий альманах). 14 выпуск – Киров 2014 г., с.32-33

 

Истоки. Займище тяглых сох…


Займище тяглых сох Оввакумка Южанина. Во дворе Олешка Семенов сын Бобров з детми с Конашкою да с Ондрюшкою. Конашка в двенатцати лет Ондрюшка году. Во дворе // Павлик да Давыдко да Фролко Лупины дети Боброва. Павлик женат. Давыддко двенатцати лет. Фролко девяти лет. У них же живет Игнашка Гаврилов сын Зубарев с сыном с Филкою. Филка году. Во дворе Исачко Кондратьев сын Сеников з детми с Ситкою да с Миронком. Ситка двенатцати лет. Миронко году. У нево ж живет Демидко Матвеев сын Смоколдин з детми с Ывашком // да с Евсейком. Ивашко одиннатцати лет, Евсейко году.

Из переписной книги писцов Новгородской четверти (жильца) Василия Петровича Отяева и подьячего Савы Ищеина // Книга Орлова, города писма и дозору Василья Петровича Отяева да подьячего Савы Ищеина 1646-го году (архив РГАДА)

 

Вятка мистическая. Огненный столб на сенокосе


Время было сенокосное, местность была гористая. По левую сторону была река Володиха, а по другую – овраг. Дело было под вечер.
Все работы почти уже были закончены, только осталось перевезти сено в лужки, и ожидали лошадей приехать за сеном.
И вдруг по всему лесу треск пошел, затрещали елки и до земли стали клониться. Сначала все думали, что это много лошадей едет, а дело-то оказалось иначе. Вдруг из-за лесу выходит огненный столб и взвился на небо, а за ним такой ли то ветер поднялся, что целые полосы сена так и поднялись в воздух, за 2 версты ушли в облака. Деревья из корней выворачивало. А моего, ли ка, братенника так по земле стало катать, точно шарик, а я держалась за сосну.
Ох, много тогда народу попортил дедушка лесной: кто в речку попадал, кто избился, а кто просто ума чуть не лишился. Тамара Ширяева

Вятский свистун (журнал вятского фольклора) – 2001 г. № 121-122 с.29

А как Вы думаете, что это могло быть?

Иллюстрация: полевик (полевой леший) в изображении художника Ивана Билибина

 

Вятские крестьяне в Америке


Когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков.

Вятская пословица

В 1903 г. русские газеты облетел слух о том, как один вятский крестьянин уехал в Америку. Это крестьянин Уржумского уезду, Нолинской волости, д.Казанцевой, Абрам Е.Титов. Он служил разъездным земским пчеловодом по данному уезду и печатал кое-что по пчеловодству в вятских газетах. В Америку он поехал для изучения пчеловодного хозяйства и выделки пчеловодных принадлежностей. Иностранных языков не знает. Получил пособие в 200 р. и несколько рекомендательных писем к американским пчеловодам и живущим в Америке русским.

Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Зеленин Д. - Юрьев : Тип. Эд. Бергмана, 1904.

На фото: съезд пчеловодов в селе Токтайбеляк Уржумского уезда. Может быть, на этом съезде был и крестьянин Титов...

 

С архивной полки. Расправа вятских губернских властей над крестьянами в связи с «картофельным бунтом» 1842 года


… Для прекращения таковых беспорядков бывший вятский гражданский губернатор Мордвинов отрядил из вятского гарнизонного баталиона к прежде отправленной им в Горбуновскую волость, в числе 150 человек военной команды, еще такое же число нижних чинов при двух орудиях, и 13 июня сам прибыл в селение Быковское, где, найдя сборище до 600 человек крестьян ничем не вооруженных, делал им сначала убеждения и увещания через священника, но крестьяне все единогласно объявили ему, что картофель для них не способен, и что они расходиться не будут… Губернатор… приказал сделать залп из 48 ружей… но толпа их оставалась на месте неподвижно, и ей вновь было сделано увещание, на что и тогда крестьяне объявили, что готовы все умереть…
Наконец губернатор, видя, что предпринятые доселе меры не ведут к развязке дела, приказал всей команде броситься в толпу, чтобы перевязать неповинующихся… После самой кратковременной рукопашной борьбы все неповиновавшиеся были повергнуты на землю и с помощью бывших тут посторонних крестьян перевязаны собственными же кушаками, и затем все 600 человек отведены в село Курчум, где, за отделением от них зачинщиков и главных возмутителей, подлежащих суду, - 8 человек из остальных наказаны розгами.
После сего 15 июня губернатор отправился с командой в Талоключинскую волость и получил на пути, что при селении Таранках собралась толпа бунтующихся до 1500 человек… Для приведения толпы в некоторое смущение, губернатор велел сделать выстрел из 46 ружей и от сего хотя 30 человек повергнули на землю, но прочие бунтовавшие, как и первой толпы, остались неподвижными и никаких внушений не приняли, почему губернатор… приказал броситься на толпу с трех разных сторон. При исполнении этого бунтовщики оказали сильное сопротивление… солдаты наконец одолели и все бунтовавшие были повержены на землю и перевязаны. Между тем когда команда бросилась на крестьян, показалась в стороне из леса новая толпа, шедшая на помощь бунтовавшим, на которую губернатор приказал обратить одно орудие, заряженное картечью, и в то же время велел объявить толпе той, чтоб остановилась, но она продолжала приближаться бегом к месту действия. В сей крайности приказано было дать по ней выстрел из орудия, от чего толпа приостановилась и тогда губернатор, собрав наскоро человек 30 рядовых, велел им броситься на эту толпу и всех перевязать, что и было мгновенно исполнено…
При усмирении всех означенных крестьян из среды их убито 12 и ранено 60 человек.

С.В.Токарев. Крестьянские картофельные бунты – Киров 1939 г., с.89-91

 

Вятчане – участники Великой Отечественной войны: Андрей Дмитриевич Корчагин


Корчагин Андрей Дмитриевич (12 декабря 1911-26 февраля 1987), командир пулеметного расчета, гвардии старший сержант, полный кавалер ордена Славы (1944, 1945, 1946). Родился в д.Баимово Вятской губ. (ныне Санчурский район). Участник Великой Отечественной войны. Умер в с.Паломохино Мурашинского района Кировской области. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.215

 

С архивной полки. О работе в первые дни Великой Отечественной войны Никольской церкви в селе Беляево Кикнурского района


В дни тяжелых испытаний человеку необходима поддержка и опора. И ищет он ее в первую очередь в обращении к религии, к Богу. Так случилось и в июне 1941 года в нашей стране, казалось бы, победившего атеизма.
в политинформации о настроении населения, которые составлялись в каждом районе в первые дни войны, есть сообщение по Кикнурскому району: «В селе Беляковском (так в документе, правильно - в селе Беляево. – Е.Чудиновских) работает церковь. За последние дни к ней началось прямо-таки паломничество. Приходят сотни людей из разных районов, даже из Котельничского. Попы крестят по 60-90 детей в день. Районные власти являются беспристрастными свидетелями…»
Видимо, представители власти понимали, что людям это необходимо, чтобы укрепить дух, обрести уверенность в покровительстве Божием, в грядущей Победе.

ЦГАКО ф.П-1290 оп.7 д.44 л. 184 // Е.Н.Чудиновских, В.С.Жаравин. Вятка православная. Век XX – Киров 2021 г., с.157-158

 

Хроники предвоенной жизни. Первые трактора и комбайны на полях колхозов


Недавно Марковская Машинно-Тракторная Станция получила 16 новых тракторов марки «СТЗ-НАТИ».
В этом году на полях района будет работать 17 комбайнов и 82 трактора.

Кировская правда - 1939 г. № 22

 

Вятчане - участники Первой и Второй мировой войн


Некрасов Яков Силантьевич, 1897-1982, уроженец с.Сполохово Сарапульской волости. Участник Первой мировой войны с июня 1916 г. по февраль 1918 г., воевал рядовым на фронтах Закавказья и Персии.
Участник Великой Отечественной войны. Командир орудия батареи 76мм пушек 992-го стрелкового полка 306-й стрелковой дивизии. Награжден медалью «За отвагу» в 1943 г., орденом Отечественной войны 2 ст. в 1944 г., орденом Красного Знамени в 1944 г. Работал председателем животноводческого общества, директором Сарапульского гортопа.

Первая Мировая в памяти Сарапула - Сарапул 1914 г., с.57

На фото: многим участникам Первой мировой войны пришлось впоследствии еще не раз испить горькую чашу войны - Гражданская (1918-1921), Польская (1921), Финская (1940), Великая Отечественная (1941-1945). И во многом боевой опыт этих людей, прошедших не одну войну, принес нам долгожданную Победу в мае 1945го...

 

Из истории Вятского речного пароходства: пароход "Бебель"


Старичок-пароход "Бебель" прошел длинный славный трудовой путь. Как колесный буксирно-пассажирский пароход он был построен в 1899 году для вятского пароходчика Я. Ф. Тырышкина на заводе Яковлева в затоне Молитовка Нижегородской губернии и назван «Иван». Пароход совершал рейсы на реках Вятке, Каме и Волге. Поучаствовал в Гражданской войне на Вятке. В 1918 году пароход был захвачен степановцами. Лебяжский военный комиссар П.Е.Путинцев вспоминал: «...Однажды на пароходе «Бебель» по реке Вятке снизу прибыл отряд бандитов во главе с капитаном Степановым. Их было больше 40 человек. Кроме винтовок, они имели 4 пулемета. Зашли ко мне и стали требовать, что бы помог им обеспечиться хлебом, мясом, маслом и другими продуктами. Только чудом удалось спастись от расправы...». В 1928-м пароход получил название «Бебель» и прошёл капитальный ремонт. В годы Великой Отечественной войны пароход служил на военных и хозяйственных перевозках по рекам Вятке, Каме и их притокам. 25 июня 1963 г. списан и передан Котельничскому горисполкому в качестве общежития. В начале 1970-х годах в Котельниче разобран на металлом (Источник: Типичный Котельнич).

 

Известные кировчане: Иван Степанович Конев


Конев Иван Степанович (1897-1973), советский полководец, маршал Советского Союза. Родился в деревне Лодейно Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Подосиновский район Кировской области). В 1916 г. был мобилизован в артиллерийские войска. К 1940 г. дослужился до звания генерал-лейтенанта, получил должность командующего войсками Забайкальского военного округа, с января 1941 г. – Северо-Кавказского военного округа. В период Великой Отечественной войны был командующим войсками Западного, Калининского, Степного (с октября 1943 г. – 2й Украинский) и 1-го Украинского фронтов. С 1944 г. – маршал СССР. В 1955-1960 гг. – первый заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий сухопутными войсками и объединенными Вооруженными силами стран Варшавского договора. Умер в Москве. Похоронен на Красной площади. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Награжден семью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени и двумя – Кутузова 1 степени, орденами Октябрьской революции, Красной Звезды, Победы, многочисленными советскими медалями и иностранными наградами.
В честь И.С.Конева названы улицы и площади во многих городах, в т.ч. в Москве, Вологде, Смоленске, Кирове, Киеве (Украина), Речице (Беларусь) и др. Установлены памятники в Лодейно, Кирове, Белгороде, Вологде, Праге (Чешская Республика), в поселке Солоницевка Дергачевского района Харьковской области (Украина) находится мемориальный комплекс «Высота Конева». В Нижнем Новгороде и Омске открыты мемориальные доски. В Лодейно действует Дом-музей И.С.Конева. И.С.Конев является почетным гражданином городов Тверь и Бельцы (Молдова). В 1977 г. в СССР и в 2005 г. в Кыргызской республике выпускались почтовые марки с портретом И.С.Конева.

Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.22

На фото: маршал Конев на фронте

 

Шаги прогресса. Первые автомобили в Вятской губернии: первое авто в Уржуме


Первую автомашину в Уржуме приобрел в 1912 году Савва Дмитриевич Шамов, известный лесопромышленник из старообрядцев, для своего сына Матвея Саввича. Дом лесопромышленника С.Д.Шамова находился на главной улице города – Воскресенской, ныне это улица Советская, здание современной аптеки.
Первой автомашиной в Уржуме стал автомобиль фирмы «Опель». Как раз в 1912 году вводится в эксплуатацию новая флагманская модель 40/100 л.с. с четырехцилиндровым двигателем. Автомобиль имел четырехцилиндровый мотор, четырехместный кузов, руль, был установлен справа. Скорость автомобиля достигала 55 км/час. Автомобиль выпускался до 1918 года.
Фото первого уржумского автомобиля любезно предоставил внук Матвея Саввича Шамова – Евгений Николаевич Ардабацкий из города Саратова. Евгений Николаевич – кандидат исторических наук, в последнее время активно занимается исследованиями и публикациями по истории старообрядчества.
На фото изображены водитель (за рулем), жена Матвея Саввича Шамова – Екатерина Федоровна Шамова, урожденная Ляхова, и Апполинария Нестеровна Бушкова, родня Шамовых по Ляховым.

В.А.Ветлужских. Первый автомобиль в Уржуме // Уржумская старина (краеведческий альманах) № 14 – Киров 2019 г., с.94

Интересно, сколько же автомобилей выпускалось до 1917 года в великой Российской Империи? Журнал "Автомобилист" (1912) сообщает, что что на 15 ноября состояло: Автомобилей частного пользования 1183 Таксомоторов 296 Казенных автомобилей 119 Всего 1598 К 1-му января это количество увеличилось примерно на 100 автомобилей. За 1911 год в Петербурге количество автомобилей увеличилось на 542 автомобиля.
В 1915 году, в разгар Первой мировой, русское правительство выделило значительные средства (11 млн рублей) на строительство шести автозаводов: в Москве, Ярославле, Подмосковье (в Филях), Рыбинске, Мытищах и в Нахичевани-на-Дону (сейчас район Ростова).
Суммарно эти заводы, строившиеся по договоренностям с частными фирмами, должны были выпускать 10,5 тыс. автомобилей в год. Завершить строительство помешали революции 1917 года, крах экономики и коллапс транспортной системы страны. Единственный завод, который успел до гибели империи построить автомобили, — завод Автомобильного Московского общества (АМО). Там в 1917 году собрали из итальянских деталей 432 автомобиля FIAT 15 Ter.
Где-то встретилась и вовсе удивительная цифра - "Перед Первой мировой войной, в 1914 г. количество механических транспортных средств зарегистрированных ТОЛЬКО в Москве составило: легковых автомобилей - 22167 и грузовых - 1915. Итого: 24082 автомобиля ТОЛЬКО В МОСКВЕ (по данным архивов МГУ - Московской городской управы)".
Для сравнения,
первые автомобили полностью советского производства были выпущены заводом AMO в Москве только 7 ноября 1924 года. В 1927 году инженеры Научного автомобильно-моторного института (НАМИ) создали первый оригинальный советский автомобиль НАМИ-I, который в очень небольших количествах производился Государственным автомобильным заводом "Спартак" в Москве в период с 1927 по 1931 год. Экономику могучей Российской Империи догнать было очень сложно...

 

Из истории образования фамилий. Фамилии по смысловым группам

Фамилии, образованные от календарных и некалендарных личных имен:


Августов, Авраамов, Агишев, Амврозов, Андреев, Андреевский, Анисимов, Анциферов, Арефьев, Архипов, Белов, Беляев, Васильев, Димитриев, Дмитриевский, Дружинин, Евладов, Евлампиев, Емельянов, Зарин, Иваницкий, Иванов, Ивановский, Изосимов, Ильин, Ильинский, Инфатьев, Ионин, Картерьев, Конокотин, Кузьмин, Лавровский, Луканин, Лукин, Львов, Любимов, Маврицкий, Макаров, Максимов, Малеев, Малеин, Марков, Меркурьев, Милицин, Михайлов, Надеждин, Назаров, Невзоров, Нечаев, Павлов, Павловский, Панкратьев, Петров, Полидоров, Полканов, Поспелов, Протасов, Романов, Рувимов, Русанов, Светозаров, Селиванов, Семенов, Смирнов, Степанов, Тархов, Тимашев, Трифонов, Уваров, Филологов, Флоринский, Юденич, Яковлев.

Фамилии, образованные от тюркских слов:

Агишев, Бахтиаров, Даннаев, Касимовский, Кибардин, Киштымов, Курбатов, Кыштымов, Муратов, Мусатов, Салтыков, Татищев.

Фамилии, в основе которых лежат топографические названия или топонимы:

Белозерский, Бельский, Болховитянов, Бреев, Брянцев, Вицинский, Воронцовский, Высоцкий, Глинский, Голиков, Грузинский, Грунцевский, Двинянинов, Днепровский, Еланский, Извеков, Касимовский, Катаевский, Киштымов, Ключев, Коблов, Кремлев, Крепкогорский. Круглополев, Кыштымов, Малеев, Малеин, Монбланов, Морев, Неаполитанов, Новосельцев, Островский, Перевалов, Пинегин, Полотебнов, Полянцев, Родосский, Руднянский, Рязанов, Селянинов, Скопин, Топорков, Троицкий, Тумнов, Флоринский, Холмогорцев, Чернавский, Шильнов, Ягодинский.

И.В.Статина. Словарь фамилий лиц сословия Оренбургской епархии 1873 года – Челябинск 2018 г., с.10-11

На фото: неизвестные из семейного альбома вятских священнослужителей Авраамовых

 

Известные вятские старообрядцы: Лука Арефьевич Гребнев


Гребнев Лука Арефьевич (1868-после 1932), старообрядческий просветитель, книгопечатник, библиофил, иконописец. Родился в д.Дергачи Уржумского у. Вятской губ. в семье староверов федосеевского согласия. До 1907 писал иконы, затем уехал в Москву, где в типографии Г.К.Горбунова при Преображенской общине освоил ремесло печатника. В 1909 г. на родине жены в с.Старая Тушка Малмыжского у., Гребнев открыл крестьянскую «Типографию христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия», первым изданием которой стала азбука. До 1915 г. печатал книги и брошюры на богословские и нравственные темы. В октябре 1918 новой властью станки и шрифт были конфискованы. Тогда Гребнев вместе с сыном Фомой и несколькими помощниками перешли на иконописание и литье медных икон и крестов. Будучи старостой старообрядческой общины, Гребнев дважды участвовал в съездах своих единоверцев в Москве, в 1924 часть книг из своего богатого собрания (в нем были «Острожская Библия» печати Ивана Федорова и др. редчайшие издания) отправлял на одну из столичных выставок. Всячески содействовал в создании сельского музея местного края учителю А.И.Янкину, которому передал некоторые книги, клише заставок, образцы шрифта. В 20-е гг. книгопечатника не раз арестовывали за «контрреволюционную деятельность». В 1930, лишенный всего имущества, он был вынужден покинуть Старую Тушку. Жил в Уржумском и Немском районах. В мае 1932 репрессирован, осужден к трем годам ссылки в Северный край. По некоторым данным, следуя туда, Гребнев умер в г.Котласе Архангельской обл. Его сын Фома также стал жертвой репрессий. Первым о Л.А.Гребневе в наше время сказал в печати Е.Д.Петряев. Ныне его жизнь и деятельность – предмет внимания археографов из Екатеринбурга и Петербурга.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.113-114

 

Населенные места Вятской губернии, названные в честь промысловых заведений Мишина мельница (Верхошижемский район)


Мишина мельница. Находилась в шести километрах к северо-западу от Пунгино, на речке Сингиревке. Деревня и в самом деле находилась возле мельницы, только официальное название было Сергеевская мельница, и починок писали «при мельнице Сергеевской». В исповедных росписях до 1823 года она не упоминается. Селиться рядом с существующей мельницей крестьяне начали уже после 1859 года.
В 1859 году при мельнице находился только дом мельника, в котором проживало девять человек мужского пола и 11 женского. В 1891 году в пяти дворах числилось 34 крестьянина по фамилии Сергеев. В 1926 году в деревне было 10 хозяйств. Жителей записано 30 человек мужского пола и 36 женского.
В 1990-х годах в деревне была охотничья база, в последнем из сохранившихся домов проживал сторож. В начале 2000-х годов пруд ушел, а дом сгорел. Сейчас здесь построен небольшой охотничий домик.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г. ,с.482

Вместо иллюстрации: настоящая старинная деревянная мельница и как она выглядела

 

Сегодня сделали анализ жизни села Лебяжье по материалам переписи 1917 года. Такое ощущение, что более бедного села в губернии не было. Из 73 хозяйств большая часть не имела ни скота, ни даже земли. Непонятно, чем они жили. Остальные умещались на клочках земли в 1-2 десятины. Небольшая часть имела скот и даже сельскохозяйственные машины (самым зажиточным был приезжий татарин, имевший несколько лошадей, коров и машин). Ни одно хозяйство не использовало наемный труд, похоже, сами батрачили по окрестным богатым деревням. Отрадно, есть отметки, что сеяли. В основном рожь, ячмень, овес, лен; около десятка хозяйств сеяло картофель. Несколько хозяйств имели ягодные кусты. Одно занималось пчеловодством. Интересно обстоятельство о существовании в селе сразу двух школ; поэтому здесь не только почти все мужчины до 45 лет указаны грамотными, но и женщины, а последнее было редкостью в те времена... Более подробно эту статистику приведем позднее

 

 

Луза - небольшой городок в Кировской области, расположенный на правом берегу реки Лузы, в 302 километрах к северо-западу от Кирова.

Площадь городского поселения составляет 303 квадратных километра.

На 1 мая 2024 численность населения (постоянных жителей) Лузы составляет 9 853 человека, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 983 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 1 165 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 1 180 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 4 239 человек, пожилых людей от 60 лет - 2 148 человек, а долгожителей Лузы старше 80 лет - 138 человек.

Национальный состав населения Лузы, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 9 053 (91.88%) человека, татары — 275 (2.79%) человек, марийцы — 224 (2.27%) человека, удмурты — 102 (1.04%) человека, другие национальности (менее 0,5% каждая) — 199 (2.02%).

Всего на 1 мая 2024 в Лузы постоянно проживают 4 377 мужчин (44.42%) и 5 476 женщин (55.58%).

Уровень образования жителей Лузы: высшее образование имеют 15.7% (1 547 человек), неполное высшее — 1.4% (138 человек), среднее профессиональное — 41.1% (4 050 человек), 11 классов — 16.5% (1 626 человек), 9 классов — 11.1% (1 094 человека), 5 классов — 9.1% (897 человек), не имеют образования — 1.2% (118 человек), неграмотные — 0.4% (39 человек).

Всего Лузы количество официально занятого населения составляет 5 872 человека (59.6%), пенсионеров 2 857 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 571 человек (5.8%).

Всего на 1 мая 2024 среди постоянных жителей Лузы инвалидность имеют 785 человек, что составляет 7.97% от всего населения. Инвалидов 1-й группы 93 (0.94.%), инвалидов 2-й группы 336 (3.41.%), инвалидов 3-й группы 309 (3.14.%), детей-инвалидов 47 (0.48.%).

Общие данные и исторические факты
В 1899 году была открыта станция Луза Пермь-Котласской железной дороги и основан пристанционный поселок.

В 1935 году пристанционный населенный пункт получил статус рабочего поселка.

Во время Великой Отечественной войны в Лузе работал лечебный госпиталь №3469, вылечивший более 16 тысяч раненых солдат Красной Армии.

В 1942 году в поселке "Новый путь" открыли лагерь для немецких военнопленных, в котором к концу войны находилось 1500 солдат.

До весный 1942 года Луза находилась в составе Лальского района Архангельской области.

В 1944 году по указу властей страны поселку присвоили статус города.

В послевоенные годы населенный пункт стал крупным промышленным центром Кировской области по лесозаготовке и деревообработке.

В феврале 1963 года город стал административным центром Лузского района Кировской области.

В 2014 году по распоряжению правительства РФ город был включен в категорию "моногородов".

Климат и погода.
В Лузе преимущественно умеренно континентальный климат.
Зимы продолжительные и холодные, со средней температурой Января -14 градусов.
Лето умеренно теплое с большим количеством осадков, со средней температурой Июля +17 градусов.

Достопримечательности
1.Братское кладбище советских воинов.

2.Храм Покрова на Лузе.

3.Усадьба С.М. Пряшникова.

4.Краеведческий музей.

5.База отдыха "13-й кордон".

6.Сказочный парк "Усадьба Ивана Царевича".

7.Парк Мира.

8.Устьнедумская Богородицкая церковь.

9.Церковь Святого Николая.

В Лузе находится одноименная железнодорожная станция, соединяющая город с Сусоловкой, Котласом, Мурашами, Кировом.

Внутригородской транспорт представлен автобусами и маршрутными такси.

С автостанции города регулярно отправляются автобусы в Лальск, Кузино, Таврический, Великий Устюг.


Назад к списку