- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Август: 1-15

Вятские хроники одной строкой. "Чествовали прощальным обедом..."



7 февраля 1904 года Царевосанчурское общество чествовало прощальным обедом своего врача С.В. Ложкина, уезжающего с отрядом Красного Креста на театр военных действий.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год – Вятка 1904 г., с.148

На фото: санчурское семейство священнослужителей Ложкиных, из которого происходил и врач С.В.Ложкин и другие замечательные люди. Фото предоставлено потомками

 

Эпоха - газетной строкой. "Растет и благоустраивается наш поселок Верхошижемье..."



Заметно, как с каждым годом растет и благоустраивается наш поселок Верхошижемье. Только в этом году сданы в эксплуатацию 3 магазина, растут целые улицы из новых жилых домов. Видны сдвиги и в культурной жизни верхошижемцев: чаще стали концерты художественной самодеятельности в Доме культуры, демонстрироваться новые фильмы, бывают интересные вечера в районной библиотеке, спортивные состязания в парке. Все перечислять нет смысла...

Как же быть // Сельский рабочий (Верхошижемье) – 1969 г. № 45

На фото: поселок Верхошижемье в наши дни

 

Вятские села в документах вятской статистики. Село Узинское (Малмыжский уезд)



Село Узинское

Село казенное

При речке Чужейке

Расстояние от уездного города 170 верст

Дворов 46

Число жителей 140 мужского пола и 161 женского

В селе каменная православная церковь, почтовая станция, этап деревянный. Базары по воскресным дням.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.67 л.4 Список населенных мест по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением

На фото: церковь села Узи в советское время. Ныне - Селтинский район республики Удмуртия

 

К 106-й годовщине Нолинского восстания 1918 года. Персоны: комиссар Барский - из псаломщиков в комиссары?


На фото: красный комиссар и председатель ревтрибунала Барский. Погиб в Нолинске в августе 1918 года во время подавления антисоветского мятежа. Фотофонд ЦГАКО

Об этом человеке в документах того времени сохранилось совсем мало упоминаний, нет даже имени ни в одном из сохранившихся источников. Вот одно из них: "В 1918 г. в первых числах мая были командированы Губкомом ВКП (б) Монахов и Вихарев в Нолинск. Вихарев на должность военкома и Монахов политическим комиссаром. По приезду их была вскоре была организована Городская ячейка ВКП б, в состав комитета которой вошли следующие товарищи: Вихарев А.Д. – председателем, А. Монахов, Барский, на что указывает тов.Коноплев Иван Александрович...(ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.96 лл. 210-211)". Дополнить этот документ могут воспоминания нолинчанки Марии Ильиной Опариной: "1918 г. в мае месяце поступила в духовное училище в качестве поварихи готовила пищу для красногвардейцев , помещалась в нижнем этаже, но не находилась среди красногвардейцев и комиссаров. Комиссарами были Вихарев, Монахов, Барских. Жизнь протекала хорошая. Самое главное Вихарев Андрей Дмитриевич относился очень хорошо совсем" (ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.96 л. 211).

Судя по всему, Барский погиб в здании Нолинского духовного училища во время осады его местными повстанцами, где и погиб в числе 17 большевиков. Об этом вспоминал в 1967 году нолинский большевик В.Кудрин: " В ту роковую ночь, с 15 на 16 августа 1918 г., в общежитии ночевали коммунисты А.Д.Вихарев, военный комиссар И.Н.Калугин, начальник уездной милиции В.И.Кудрин, заместитель комиссара труда А.Т.Мурин, председатель революционного трибунала Барских, член следственной комиссии" (В.Кудрин. Умирали, но не сдавались // Сельская новь - 1967 г. № 116 и 147).

Еще одно упоминание о некоем нолинском псаломщике Барском сохранилось в протоколе священника Александра Метелева, расстрелянного осенью 1918 года. " В Нолинске оказался спавшим пьяным на городской площади против собора и духовного училища псаломщик Барский, у которого было обнаружено денег 6-7 тысяч рублей. Деньги были пересчитаны в палатке (церковной сторожке) старшим священником Симеоном Чистяковым, адвокатом Лернер и кажется Сухих Михаилом Федоровичем. Куда деньги последовали, не знает (это было до прихода белогвардейцев). Псаломщик Барский был арестован и отправлен в тюрьму, кто произвел арест и отправил в тюрьму не знает. При аресте и отправлении в тюрьму слышны были требования арестованного расстрелять его, но присутствовавшая интеллигенция возражала против этого требования. При аресте и отправлении в тюрьму псаломщика Барского было граждан около 10 человек" (ЦГАКО ф.Р-6799 оп. 9 д.СУ-11648 лл.1-4 об.).

Очевидец тех дней Пятых Леонид Михайлович пишет, что этот псаломщик и был сам комиссар Барский: "29 июля утром в много людей на главной улице. Сообщили, что часть красноармейцев открыла винный склад Парамонова , напилась и их население вместе с комиссаром тов.Барских направило в тюрьму. У Барского была рана в голове..." (ЦГАКО фонд А.В.Филева). Интересно, что в списке вятских священнослужителей 1917 года нет псаломщика Барского. Возможно, отец Александр Метелев, сам приехавший в Нолинск из далекого села Кичма Уржумского уезда, мог что-то напутать. Либо псаломщик Барский (если таковой был) сделал быструю и фантастическую карьеру - из служителей Церкви - в комиссары. В то сложное и интересное время и такое случалось... А пока таинственная биография нолинского комиссара Барского покрыта мраком неизвестности.

 

С архивной полки. Населенные места Вятской губернии в документах дореволюционной статистики: село Лебяжье



Вопросной листок для поселений, расположенных на землях, входящих в состав волостей. 1877 год

Род поселения: село

При какой воде: при речке Лебедке и реке Вятке

Сколько верст от становой квартиры 42

Сколько верст от волостного правления: волостное правление от уездного города 55 верст

Сколько дворов: 18

Сколько отдельных жилых изб: 5

В селе земское училище в деревянном здании, 1 земский приемный покой в деревянном наемном доме и каменное волостное правление

Сколько торговых заведений: 4 лавки

Сколько питейных заведений: 1 питейное и трактирное заведения

Ярмарки и базары. Бывают 4 ярмарки 6 января, 9 мая, 20 июля и 6 декабря по 1 дню и еженедельный базар.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.779 лл.80-81

 

Эпоха - газетной строкой. Волонтеры царской эпохи



На днях с разрешения губернской управы учительница 2 курса Вятской земской фельдшерской школы В.В.Туржанская отправилась в Елабужский уезд для ухода за больными тифом без всякого на то вознаграждения.

Вятская газета - 1899 г. № 24

 

Населенные места Вятской губернии в документах дореволюционной статистики: деревня Алканка (Кундышская волость Яранского уезда). Из подворной описи 1893 года



Починок Кладбищенский (Алканка)

Расстояние от уездного города: 50 верст от уездного города

Народность: государственные русские

Число дворов: 49 дворов

Население: 279 жителей, в том числе мужского пола 143 и женского пола 150

Наемные работники для земляных работ: 1 в год и в полгода.

Группировка по рабочей силе:
Без работников 3
С 1 работником 29
С 2 работниками 8
С 3 работниками 4
С 4 и более работниками 3

Грамотность: 24 мужского пола и 3 женского.
Полуграмотные: 6 мужчин и 1 женщина.
Учащиеся: 4 мужчины и 2 женщины
Всего дворов с грамотными: 24
С учащимися: 4

Промыслы.
Местные и отхожие 6
Только с местными 28
Только отхожие 1
Всего 35
Всего лиц мужского пола 56, в том числе 53 с местными промыслами и 3 с отхожими.
Преобладающий промысле местный: плотничество 29 дворов и 46 лиц мужского пола.
Преобладающий отхожий промысел: плотничество 5 дворов и 12 лиц мужского пола.
Преимущественно уходят в Казань.

Лошади: до 1 года 6
1-4 года 12
Больше лет 51

Коровы: до 1 года 20
От 1 года до взрослых 44
Взрослых 90
Мелкий скот:
Овцы 166
Свиньи 21

Общее число дворов, арендующих землю 14
Число дворов, обрабатывающих своими силами 38
Наемными 7
Не обрабатывающих 2
Обрабатывающих своим скотом 41
Наемны скотом 4

Орудия: кос 44
Черкуши 49
Сохи и курашимки –
Бороны с деревянными зубьями 49
С железными 2

Пчеловодство
2 двора
Число кряжей 13

Хмелеводство
1 двор и 5 тычин

Кредит 24 двора 102 рубля и 336 пудов хлеба

Подворная опись Яранского уезда. Вятка 1893 год

 

Народы Вятского края: коми

Республика Коми, граничащая на севере с нашей областью, во многом связана в своей истории с Вятским краем. Это и неудивительно: живя бок о бок друг с другом, разные народы не могут не оказать взаимного влияния как в духовной, так и в материальной сфере. Книга Л.Н.Жеребцова «Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами» (М., «Наука» 1982) как раз и посвящена исследованию такого взаимовлияния на протяжении долгих веков.
Автор рассматривает историю заселения территории Коми, указывая на Вятскую землю как на один из районов древнейшей миграции, где археолога наверняка ждет немало открытий. Данные топонимики свидетельствуют о том, что коми обитали на реке Вятке, Чепце, Моломе, Летке, Кобре вплоть до 14 века, пока они не продвинулись в более северные районы.
Сведения эти, в живой и доступной форме изложенные автором, будут интересны всем, кто интересуется историей родного края.

В.Семибратов, студент МГУ // Комсомольское племя – 1983 г. № 89

 

С архивной полки. Население села Волково по фамилиям по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года



Всего в селе насчитывалось 54 хозяйства. Из них:

Назаровы 15
Хрулевы 5
Галицких 4
Микрюковы 3
Трушковы 3
Утробины 3
Снырьевы 2
Лещовы 1
Перевощиковы 1
Тепляшины 1
Николаевы 1
Чемодановы 1
Кленовицкие 1
Рязанцевы 1
Кошурниковы 1
Вершинины 1
Русских 1

ЦГАКО ф.574 оп. 17 д.2615

 

Эпоха - газетной строкой. Первый дачный до Гирсова...



-«Даешь дачный» (Вятская губерния, уезд и волость). По котласской ветке Пермской железной дороги в 1921 и 1922 годах ходил дачный поезд от Станции Вятка до Гирсова.
Вот уже 2 года, как дачный перестал возить рабочих.
А надо бы его опять пустить. Не малую бы пользу он принес и самому производству и рабочим. Ежедневно ходит в этот конец до 230 человек рабочих, не считая членов семьи и крестьян.
Каждое утро, прежде чем начать работу, рабочему надо «отмахать» 6-10 верст. А разве это не отражается на производстве?

Вятская правда - 1926 г. № 5

На фото: следы еще недавно существовавшей железной дороги можно увидеть в соседнем с Гирсово поселке Мурыгино...

 

Так называемый "Генеральский дом" в городе Ижевске. Здание имеет очень бурную 160-летнюю историю. Первоначально это был Дом нача́льника Ижевских заво́дов Вятской губернии. В годы революции здесь размещались штабы Ижевского антибольшевистского восстания и Комитет членов Учредительного собрания, затем – Ижевский ревком, Чрезвычайная комиссия Ижевска, клуб коммунистов. В XX веке особняк не раз менял свое назначение: в разные годы он использовался как школа, прокуратура, гараж. Дольше всех просуществовала здесь городская станция скорой помощи



Здание, обладающее сегодня статусом памятника истории и архитектуры Удмуртской Республики, представляет собой особняк в стиле классицизма. С востока к особняку выходит сад, известный жителям Ижевска как Летний сад имени Горького, или Генеральский сад.

Использованы материалы сайта https://fondpotanin.ru/press/news/generalskiy-dom-gor... Фото было сделано нами в сентябре прошлого года

 

С архивной полки. Описания религиозных сооружений в советских документах: часовни

Часовня на 3 сажени при деревне Перескоково Поломской волости Орловского уезда, построена на ключе, деревяннная, крыта железом, внутри штукатурена с иконами без окладов и в ней 3 висячих подсвечника оценкой 200 рублей.

Из "Дела по передачи имущества церкви села Вознесенского Куменской волости Вятского уезда" (1924 год). ЦГАКО ф.Р-1258 оп 1 д.1058 л.5

Репродукция картины И.Левитана "Сельский погост"

 

Эпоха - газетной строкой. "Вор придет - стены оставит, пожар придет - ничего..."

Село Кугушерга Яранского уезда. 24 апреля в 8 часов утра в селе Кугушерге пожаром совершенно уничтожены дом, флигель и все надворные строения и имущество священника о.Василия Анисимова. Пожар начался от неизвестной причины, вероятно, в комнатах. Хозяева были в церкви у литургии: дома осталась прислуга, которая узнала о пожаре только тогда, когда начали лопать стекла и огонь из комнат стал пробиваться на крышу. Из имущества почти ничего не удалось вынести. Сгорели все иконы, мебель, сундуки и вся одежда с бельем. Отец Василий сам служил в литургии и вышел из церкви после окончания. Дом хотя и был застрахован в земстве, но не дорого.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 19

 

Истоки. "В Орлове внутре города на посаде..."



В Орлове внутре города на посаде соборные 2 церкви да приходцких 4 церкви. А у тех у церквей в Орлове на посаде церковных причетников 15 дворов, а людей в них тож. В церковной Архангельской деревне приходцких крестьянских 3 двора, а людей в них тож. Приходцких посадцких всяких жилетцких 62 двора, а людей в них тож. Приход - // цких же уездных крестьянских и половничьих и бобыльских 402 двора, а людей в них 448 человек. Обоево опричь церковных причетников приходцких 467 дворов, а людей в них 513 человек.

Валерий Федяев. Писцовая книга пяти вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г., с.47

На иллюстрации: вид на город Орлов в начале XX века с реки Вятки

 

Истоки. Как вятские монастыри территории делили



Жалованная правая (подтвердительная) грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Успенский Трифонов монастырь архимандриту Александру з братиею

… В Приказе Казанского дворца в Уржумских их в переписных книгах столника Любима Кравкова да подъячего Луки Фролова 186 году написано: Спасского Преображенского Чепочкина монастыря в вотчине, на реке Вятке, у монастыря в слободе и в деревнях и в починках крестьянских и бобылских дворов 121 двор. А по уржумским писцовым книгам столника Михаила Поздеева да подъячего Перфилья Ксенифонтова 193 и 194 году написано за тем же Спасским Чепочкиным монастырем: в вышеписанной слободе и деревнях церковных причетников 7 дворов, двор конюшей, крестьян и бобылских 77 дворов, и в том числе 6 дворов вдовьих, да пустых крестьян и бобылских 73 двора. И во 195 году Уржумский писец Михайло Поздеев да подъячей Иван Андреянов из тех вышеописанных деревень д.Крюкову, д.Малкову, д.Оторища Новокрещенскую, д.Поповку, п.Малые Поповки, всех 6 деревень, в них крестьянских и бобыльских 23 двора, 8 дворов пустых крестьян, которые деревни и в тех деревнях крестьян они же Михайло да подъячей Перфилей Ксенифонтов во 193 и во 194 году написали за Спасским Чепочкиным монастырем, из Уржумского уезду из-за Спасского монастыря отписали в Вятцкой уезд к Успенскому Трифонову монастырю.
И по нашему великих государей указу, столник и воевода Михайло Трусов вышеписанные деревни меж Чепочки и Буя и Шудошора речками, д.Вострую Веретею з деревнями, с крестьяны, и з землею и с сенными покосы и с рыбными ловли и со всякими угодьи по урочищам, против писцовые выписи столника Михаила Поздееева да подъячего Ив Андреянова 195 году, и по грамоте и по даче 103 года, отвел и отказал из Уржумского уезду за Вятской Успенский Трифонов монастырь; а которые деревни поселились в той же округе речки Чепочки и Буи Уржумского уезду Спасского Чепочкина монастыря и Черемиса, д.Малковы з деревнями, и по нашему великих государей указу велено их с тое вышеписанные земли сослать, а тое землю отказать и отвесть за Вятский же Успенский Трифонов монастырь, и в тех деревнях крестьяна и Черемиса писаны ниже сего: д.Малкова, а в ней 11 дворов крестьянских да 4 двора пустых, д.Крюкова, а в них (в ней) крестьянских пустых 6 дворов, а жилых дворов в той деревне нет…

Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – 1906 г. - вып.1-2 – с.1-4, 1-178 (отдел 2)

На фото: Вятский Трифонов монастырь в начале XX века. Большей частью его ансамбль сохранился до наших дней. От Спасского Цепочкинского монастыря (точнее его церкви) сохранилось в лучшем случае несколько кирпичей...

 

Эпоха - газетной строкой. "Кавалерист-девица" Первой мировой войны



Сарапул. Среди русских женщин-героинь имя Александры Дуровой занимает одно из славных мест. В эту войну тоже явились сарапульские женщины, пред храбростью которых приходится преклоняться. 6 февраля в город Сарапул доставлен бравый солдат в шинели, сапогах, фуражке с бритой головой, на вид юный отважный доброволец. Между тем, это девушка крестьянка подгородной деревни Шевыряловой Пальшина. Еще так недавно Пальшина была в Сарапуле обыкновенной швеей; работала на магазин Ушеренко. Потом девушка оказалась в Баку, где ее и застала война. Когда турки вероломно напали на Россию, общий порыв захватил и Пальшину, которая в то время устроилась было на хорошей работе. Продав шубу, шляпу, золотые кольца, девушка покупает лошадь и под видом добровольца поступает в кавалерийский разъезд, принимает с казаками участие в разведках. «Как была в бою в первый раз не помню, говорит Пальшина, а потом привыкла». При 3й кавалерийской схватке девушка падает с лошади и расшибается. В лазарете наконец открылось, что юный кавалерист – женщина. Из полка Пальшиной пришлось удалиться. Подлечившись, девушка пробирается на австрийский фронт, чтобы принять участие в боях с австрийцами. С дороги, однако, Пальшину отправляют в Сарапул для установления личности. Девушка снова собирается на войну. Однако, женская душа сказалась: при воспоминании о своей срезанной косе, солдат-девушка расплакалась.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 32


Назад к списку