- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Август: 16-31

 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ. В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» - такого работника нельзя было уволить. Мою тёту Таю после окончания землеустроительного отделения Халтуринского сельскохозяйственного техникума отправили работать на Урал в г. Туринск, а тётю Галю на дальний Восток в Амурскую область. Там они прижились, вышли замуж, создали прекрасные семьи. Для детей, внуков и правнуков родиной стал уже этот суровый край. Сестру моей жены после окончания культпросветучилища направили в Тынду, вообще - то, они с подругой сами изъявили желание ехать туда. В личном плане для всех всё сложилось весьма благополучно. Итак было для многих молодых людей - Дальний Восток обживался, развивался.Да, - были люди! Ни боялись трудностей и смело шли в неизведанное!
На фото: мои тётушки Галина Филипповна и Таисия Филипповна в гостях у своей мамы (моей бабушки) Росляковой Марии Петровны в деревне Росляки. Год 1973.

 

К истории одной фотографии



В июльском выпуске альманаха «Уржумская старина» за 1991 год была опубликована любопытная фотография. Сделанная в 1913 году и долгие годы хранившаяся у краеведа С.И. Соловьёва. Теперь мы имеем возможность ответить на вопрос «кто же эти люди?», заданный ещё в 1991 году. На снимке неизвестный фотограф запечатлел служителей церкви села Байса Уржумского уезда. Это священник Михаил Редников и диакон Василий Мышкин, а также отец Николай Сырнев, отец Василий Домрачев, псаломщики М.Г. Курочкин и И.Н. Кукушкин. Расскажем о жизни этих священнослужителей церкви села Байса.

В 1840 году в семье причетника Иоанна Редникова родился мальчик, которого назвали Иаковом. В 1864 году он окончил Вятскую семинарию, а 28 февраля 1865 года был рукоположен в священники села Колобовское Нолинского уезда. В 1879 году по собственному прошению отец Иаков был переведён в село Байса, где так же, как и отец Аполлоний, включился в постройку церкви. В 1887 году он был назначен на должность духовника во втором благочинном округе Уржумского уезда, а 19 июня 1891 года – на должность благочинного и пребывал в ней до своей смерти.
Жена отца Иакова София была дочерью священника Васильевской церкви Лаврентия Бехтерева. Этот священник был известен тем, что. Будучи марийцем, служил требы для марийцев на их родном языке, а в 1870-х годах издал в Вятке «Поучения…», разъяснявшие для марийского населения основы православной веры.
Семья отца Иакова имела собственный деревянный дом. В семье Редниковых было 5 детей: Михаил, Павел, Василий, Александра и Анна. Известны судьбы Михаила и Анны. Михаил родился в селе Колобовское Нолинского уезда. Окончил курс в Нолинском духовном училище, а затем 6 классов Вятской губернской гимназии и в ноябре 1887 года был определён учителем земской школы в село Окунево, которое находится недалеко от Байсы. Это позволяло Михаилу часто навещать родителей.
29 апреля 1890 года Михаил был рукоположен в сан диакона к церкви села Рождественское Уржумского уезда и в тот же год – в сан священника к Троицкой церкви села Холуница Слободского уезда. Отец Михаил был женат, но овдовел уже в молодости.
23 сентября 1899 года умер отец Иаков Редников. В октябре того же года в Байсу был определён сын – священник Михаил. Здесь батюшка прослужил долгие годы, последние из которых выпали на тяжёлое время гонений на Церковь. Отец Михаил стал законоучителем Байсинского одноклассного, а затем Изиморского и Посенурского училищ. В 1902 году дом, оставленный отцом, он пожертвовал для женской церковно-приходской школы, а сам поселился в казённой квартире.
В тот же 1899 год в Байсу вернулась сестра отца Михаила Анна, овдовевшая супруга священника села Сележское Глазовского уезда Александра Курочкина, с четырьмя детьми на руках. Чтобы прокормить семью, Анна Яковлевна устроилась учительницей в школу, где преподавала до 1917 года.
Грянула революция. Новая власть не оценила труды отца Михаила ни на церковной ниве, ни в деле народного образования. Анне Яковлевне отказали ив учительстве, а на месте бывшей церковно-приходской школы была основана единая трудовая школа мари. Преподавание Закона Божиего запретили. Вскоре школу перевели в другое здание, а в бывшем доме Редниковых перебывали самые разные учреждения. Любопытно, что Анну Яковлевну лишили избирательных прав даже раньше, чем отца Михаила, - в 1926 году, а его – в 1927 году.
О последних годах жизни отца Михаила вспоминала М.А. Шестакова: «Когда я была ещё девочкой, служил отец Михаил. Его куда-то увезли. Дом у него хороший. Всё отобрали». В книге «Памяти жертв политических репрессий» имя батюшки не упоминается. Так закончилась священническая династия Редниковых.

В июне 1904 года в Байсу прибыл только что окончивший семинарию 22-летний священник Николай Михайлович Сырнев. С молодым батюшкой приехала его жена Александра Павловна. В тот же год отец Николай был назначен на должность законоучителя Адышевской и Гаринской земских школ, а в 1908 году – законоучителя Кокоревской земской школы. 24 марта 1906 года в семье священника появился на свет его первый сын, которого нарекли Авениром. Жил батюшка с семьей в казенной квартире.
Сколько же мог сделать отец Николай в своей жизни, которая, как казалось, только входила в пору своего расцвета, но всему помешала революция. Самого батюшку не постигла участь отца Михаила Редникова: 1 февраля 1923 года он умер своей смертью, и в списке лиц, лишённых избирательных прав в 1926 году, упоминается лишь Александра Павловна Сырнева.

Василий Мышкин после окончания курса в вятском духовном училище был направлен 20 июня 1880 года в село Байса псаломщиком. Здесь он сочетался браком с дочерью замечательного байсинского благочинного Аполлония Буевского – Лидией, которая работала учительницей церковно-приходской школы и служила регентом хора в храме Байсы.
4 июня 1900 года в жизни Василия Мышкина произошло знаменательнейшее событие: он был рукоположен в сан диакона, но, увы, во всю жизнь ему так и не посчастливилось понести диаконское служение, поскольку он так и оставался на должности псаломщика до самой своей преждевременной кончины в 1916 году. А в 1914 году должность диакона при церкви Байсы и вовсе была упразднена. Но три диакона Мышкина в одном храме – в этом поистине был какой-то Божий замысел!
Лидия Аполлоновна на многие годы пережила мужа, отойдя ко Господу 14 апреля 1955 года.

Интересна биография Василия Ивановича Домрачева. Выходец из крестьян, по окончании курса в Уржумском городском училище в 1896 году он был определён помощником учителя церковно-приходской школы села Токтайбеляк Уржумского уезда. В декабре 1905 года учитель Домрачев был рукоположен в диаконы, хотя ни в духовном училище, ни в семинарии он не учился. Возможно, В.И. Домрачев стал счастливым исключением: выбиться из крестьян в учителя, а затем в духовное сословие было крайней редкостью в те годы. В 1910 году отец Василий был рукоположен в иереи и направлен в церковь села Байса.
Жену отца Василия звали Ксенией Георгиевной. У них было трое детей: Александр. Мария и Михаил. В 1914 году за батюшкой были закреплены Изиморская и Шестаковская школы. Дом семьи Домрачевых находился возле кладбища, в советские годы он был снесен.
После революции отец Василий служил в Байсе ещё несколько лет. «Был какой-то Домрачев, - вспоминала М.А. Шестакова. – Затем он уехал с семьей в Омск». Дальнейшая его судьба неизвестна. Сын же Александр во время Великой Отечественной войны стал героем Советского Союза, его имя носит одна из улиц Байсы.
Газетная публикация позволяет лишь вкратце рассказать о жизни достойных пастырей. Трудившихся на ниве Христовой на одном из приходов Вятской епархии. Молитвенная память о них станет ещё одним плодом их жизни. Будем надеяться, что предстательство этих священнослужителей пред Богом поможет ныне жителям села Байса в трудах по возрождению красивейшей Васильевской церкви.

Вятский Епархиальный Вестник, № 3, 2011 год. К истории одной фотографии


 

"Ключи деревня казенная..." Вятские деревни в документах царской статистики


Ключи деревня казенная

При речке Пеньбе

52 двора

Число жителей 182 мужского пола и 180 женского

В селе 4 мирских мукомольных мельницы и 2 кузницы, деревянных.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д. 67 лл.23-24. Список населенных мест Малмыжского уезда по сведениям 1859 года. Составлено полицейским управлением. Фото С.А.Лобовикова

 

Хроники Вятской губернии. Открытие первой библиотеки в Яранске



29 ноября минувшего 1905 года резолюцией его Преосвященства, преосвященнейшего Филарета, на журнале комитета по устройству Яранской библиотеки-читальни разрешено открытие в городе Яранске уездной библиотеки-читальни, при чем утверждены: заведующим библиотекой священник Алексей Лагунов, казначеем – священник Андрей Дернов, библиотекарем - диакон Евлампий Фокин; позволено выписать периодических изданий и книг на сумму до 400 рублей. Библиотека-читальня будет помещаться в казенном соборном доме, на Успенской улице.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 1 и 2

Примечание. В городе Уржуме первая библиотека-читальня открылась на 10 лет раньше. Яранск в этом плане немного "припозднился"...

На фото: город Яранск в старину

 

Истоки. "Вечно во владение..." (из истории крепостного права на Вятке)



Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Царевококшайск воеводе М.С.Трусову, с решением по спорному делу Успенского монастыря с Чепоцким и дворовыми крестьянами. 1691 года декабря 30

… Уржумского Чепочкина монастыря и дворовых крестьян и сенных покосов убыло, потому что во 195 году, по жалованной грамоте, из Уржумского уезду, промеж Чепочкою и Буею речками отказано в Вяцкой уезд к Успенскому монастырю архимандриту Александру з братьею вечно во владенье, что были ясашые деревни и починки: …д.Бровцына Какуй тож, в них крестьян 83 двора, людей в них 309 человек.

Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – 1906 г. - вып.1-2 – с.1-4, 1-178 (отдел 2); вып. 3-4 с.179-346 (отдел 2); вып. 5-6 – с.347-518 (отдел 2)

 

Эпоха - газетной строкой кратко. Специалист по болотам



Культура болот. Департаментом земледелия командирован в Вятскую губернию с 1 января 1915 года младший специалист по культуре болот и лугов Э.Ц.Кнаппе.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 1

На фото: многие современные пруды уже более напоминают болота (как этот пруд у села Русское) и скоро наверное придется возрождать должность особого чиновника - специалиста по болотам...

 

Населенные места Вятского края: село Курчум (Сунский район)



Курчумское сельское поселение имеет центр в с.Курчум. Расстояние до центра района пгт. Суна – 28 км, до областного центра г.Кирова – 96 км. Дата основания – 1661 год, прежние названия: д.Пасеговская, с.Екатерининское. Расположено село на высоком берегу реки Курчумки.
Большая деревянная Екатерининская церковь основана в 1661 году, каменная, одна из старейших на селе в Вятском крае, построена в 1731 году, приход состоял из 72 селений.
В селе имелись волостное правление, фельдшерский медицинский пункт, церковно-приходская школа (1890) и начальное училище, открытое в 1843 году, преобразованное в 1964 году в земскую трехклассную школу. В 1931 году в селе была открыта школа колхозной молодежи, преобразованная в 1934 году в семилетнюю, в 1938 году в среднюю. До 1964 года, когда было выстроено типовое здание, школа располагалась в нескольких зданиях. В 1890-х годах открыта земская больница, имелась мельница, несколько мельниц.

Земля Сунская – Киров 2011 г., с.125-126

На фото: Екатерининская церковь села Курчум в 1940 году


Назад к списку